По традиции Киевское княжество считалось наследством великокняжеского рода. Оно оставалось одним из наиболее густо заселенных и экономически развитых на Руси. Киевская земля была укреплена оборонительными валами и крепостями лучше, чем другие земли. Но вследствие междоусобной борьбы силы киевских великих князей ослабевали, и они не могли сохранить и укрепить единство Руси.

В 1155 г. Киевом овладел сын Владимира Мономаха, владимиро-суздальский князь Юрий Долгорукий, с именем которого связано основание Москвы. Но через два года он внезапно умер, не успев укрепить великокняжескую власть.

К тому времени участились нападения половцев на Киевскую землю. Киевские князья, занятые междоусобной борьбой, не обеспечивали надежность ее обороны. В 1202 г. Киевской землей завладел галицкий князь Роман Мстиславич. Он тоже старался повысить роль Киева как главного центра Руси, но его усилия оказались тщетны: удельные князья не подчинились великому князю.

2. Переяславская и Черниговская земли

В политической зависимости от Киевского княжества издавна находилось Переяславское княжество. На Переяславщине развивались земледелие, скотоводство, ремесла и промыслы. Там было 25 городов. Богатства русов привлекали кочевников. Для защиты от врагов русское население возводило валы и крепости вдоль границ. Но нападения половцев не прекращались. В сложных условиях, когда ослабело Киевское княжество, переяславские князья поддерживали политические связи с Владимиро-Суздальским княжеством.

Орды половецких ханов вторгались и на Черниговщину, где находились Черниговское и Новгород - Сёверское княжества. Половцы разрушали города и села, грабили имущество, уничтожали или брали в плен людей. На Черниговской земле насчитывалось 46 городов.

Борьба против половцев побуждала князей черниговских и новгород-северских объединять силы. Их боевые дружины в 1183 г. нанесли поражение ордам половецких ханов Кончака и Кобяка. Однако поход новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 г. был неудачным. На берегу реки Каялы половцы окружили его войско и в жестокой битве разгромили. Князь Игорь попал в плен. После освобождения он продолжал борьбу с врагами, стал черниговским князем, стремился объединить силы князей. Но Черниговская земля продолжала распадаться на мелкие удельные княжества.

3. Галицкая и Волынская земли

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, промыслов и торговли обусловило рост могущества Галицкого и Волынского княжеств, расположенных на юго-западной окраине Руси.

В поэме «Слово о полку Игореве» прославляется галицкий князь Ярослав Осмомысл (1153-1187), который «подпер горы Угорские своими железными полками», закрыл «ворота Дунаю». Он вел борьбу с врагами Руси. Дочь Ярослава Осмомысла Евфросиния («Ярославна») стала женой князя Игоря Святославовича, известного своими походами на половцев.

В Галицкой и Волынской землях возрастало княжеское, боярское и церковное землевладение. Крестьяне и городская беднота выполняли повинности (содержание войска, строительство и ремонт дорог, крепостей, мостов), платили многочисленные налоги в пользу феодалов. В 1159 г. на Галицкой земле вспыхнуло народное восстание против угнетателей, но его подавили военные дружины князя.

Возрастающая угроза агрессии со стороны иноземных феодалов побудила князей объединить Галицкую и Волынскую земли в одно княжество (1199 г.). Князь Роман Мстиславович подавил боярскую оппозицию, вел успешную борьбу против половцев, а также соседних государств, которые стремились захватить Галицкую и Волынскую земли. Под его властью объединились Галичина, Волынь и Киевщина. После смерти Романа феодальные междоусобицы заострились, и этим воспользовались феодалы Венгрии и Польши, чтобы захватить часть галицко-волынских земель.

Галицко-Волынское княжество окрепло при Данииле Романовиче Галицком (1205-1264), который прославился как государственный деятель, дипломат и полководец. Он основал города Львов и Холм, оградил крепостями Галич, Владимир и другие города, успешно боролся против польских, венгерских и немецких захватчиков, крепил единство княжества, возглавил народное движение против золотоордынского ига. Деятельность Даниила прославлена в летописях того времени. Ее высоко оценил Карл Маркс.

Под власть Даниила Романовича перешла также Киевская земля, но он не переехал в Киев, а оставил там своего воеводу Дмитрия. Накануне монголо-татарского нашествия Даниил сосредоточил в своих руках значительные вооруженные силы для отпора врагам.

4. Культура на землях Юго-Западной Руси

Даже в трудных условиях феодальных междоусобиц и раздробленности продолжала развиваться культура русских земель. Неисчерпаемым ее источником были древнерусские культурные ценности и традиции. Между всеми русскими землями сохранялись духовные связи и интенсивный культурный обмен. Киев, Чернигов, Переяслав, Галич, Владимир-Волынский и другие города превратились в подлинные центры культуры.

Продолжалось усовершенствование старых и изобретение новых орудий труда, оружия, средств транспорта. С каждым годом сооружалось все больше ветряных и водяных мельниц. Во многих городах возводились каменные и земляные укрепления, замки феодалов. В технике художественного ремесла широко применялись давно известные зернь, скань (узоры из тоненькой проволоки, нанесенные на металлическую основу), чеканка, инкрустация изделий, тонкое металлическое литье и т. п.

Развивались зодчество и живопись. В Киеве появились чудесные строения в давних культовых ансамблях Печерского, Выдубицкого, Михайловского Златоверхого, Кирилловского и других монастырей. Киевские зодчие возвели великолепные строения, церкви - Кирилловскую, Васильевскую и Богородицы Пирогощей. Выдающимся киевским зодчим был Петр Милониг. Архитектурными шедеврами Чернигова стали ансамбли Елецкого монастыря - Успенский и Борисоглебский соборы, а также знаменитая Пятницкая церковь. Галицкие зодчие создали прекрасные здания княжеского дворца, Успенского собора и церкви Пантелеймона в городе Галиче. В этих сооружениях интерьеры украшались росписью, мозаикой, фресками, резьбой, иконами. Они и ныне поражают нас своим совершенством.

В живописи важное место заняли картины на религиозные темы, написанные художниками на деревянных досках (иконы). В Киеве созданы иконы «Борис и Глеб», «Свенская богоматерь» (на ней изображены Антоний и Феодосии - основатели Киево-Печерского монастыря). Мастерски написана в Галиче икона «Покрова», на которой изображена «святая заступница» от вражеских вторжений и других бедствий народа.

Устное народное творчество обогащалось песнями и былинами, сказками и легендами, которые отображали тревожную и героическую жизнь того времени. В былинах повествуется о древнерусских богатырях - Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, которые храбро защищали родную землю от вражеских нашествий.

Тогда в Киеве монах Печерского монастыря Нестор продолжил и упорядочил главную летопись Руси - «Повесть временных лет». Эту летопись также дополнял и упорядочивал игумен Выдубицкого монастыря, а потом епископ Переяславский Сильвестр. Вместе со своим предшественником Никоном эти ученые были первыми историками Киевской Руси.

Выдающимися памятниками юго-западного летописания стали Киевская и Галицко-Волынская летописи - главные источники истории Руси периода феодальной раздробленности. Немало исторических сведений поместил «Киево-Печерский патерик», куда вместе со многими «житиями святых» и поучениями, вошли рассказы светского характера - о деятельности князей, зодчих, живописцев, писателей, врачей и т. д. Летописи и литературные произведения дают нам представление о реальной жизни людей на нынешней территории Украины в те далекие времена.

Подлинным шедевром древнерусской и мировой литературы средневековья стала поэма «Слово о полку Игоревен. Автор ее неизвестен. В произведении обстоятельно и с большой художественной силой талантливый писатель рассказал о героическом, но неудачном походе воинов новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Событие это произошло в 1185 г. И тогда же создана поэма.

Ни один современник не охарактеризовал эпоху феодальной раздробленности Руси и трагичность ее положения так правдиво, как автор «Слова о полку Игореве». Вследствие феодальных междоусобиц борьба князей против вражеских нашествий прекратилась, поскольку «сказал брат брату: «Это мое и то мое же». В таких сложных условиях отправился в поход со своими полками князь Игорь, но сил у него не хватило для того, чтобы одолеть половецкие орды. Потерпев поражение в кровопролитной битве, вместе со многими воинами он попал в плен к хану Кончаку. Вся поэма проникнута искренним призывом к единству русских князей в борьбе с врагами родной земли. «Братья и дружина! - призывал князь Игорь Святославович накануне битвы.- Лучше быть убитым, чем пленным. Хочу копье переломить о край степи половецкой; с вами, русичи, голову сложить либо напиться шлемом из Дону!» Трагедия зазвучала оптимистично.

В монографии освещаются конкретно-исторические обстоятельства перехода под власть Литовского государства Волынской, Подольской, Киевской и Чернигово-Северской земель, их общественно-политическое устройство, исследуются вопросы борьбы против господства Золотой Орды, за воссоединение всех земель Руси в едином государстве.

Для научных работников, преподавателей и студентов вузов; всех, кто интересуется историей нашей Родины.

Ответственный редактор Ф.П.Шевченко

Рецензенты И.Б.Грекев, А.И.Гуржий, А.Н.Катренко

Редакция исторической литературы

Издательство "Наукова думка", 1987

ПРЕДИСЛОВИЕ

Работа посвящена исследованию ведущих тенденций политического развития и основных черт общественно-политического устройства Юго-Западной Руси в XIV в. Учитывая сложность, многогранность, а также недостаточную изученность в конкретно-историческом плане избранной проблемы, автор ограничил задачу рассмотрением важнейших ее вопросов. Главное внимание в исследовании уделено показу борьбы княжеств Юго-Западной Руси против ига Золотой Орды и экспансии чужеземных феодалов, за воссоединение с землями и княжествами Северо-Восточной и Западной Руси на основе идеи общерусского единства.

XIV в. занимает особое место в истории феодально раздробленной и политически разобщенной средневековой Руси, пребывавшей со средины XIII в. в тяжелейшей зависимости от Золотой Орды, которая в результате нескольких завоевательных походов распространила свое владычество на большую часть Восточной Европы. Именно в этом столетии, впервые со времен установления ордынского господства, произошли крупные позитивные сдвиги в преодолении феодальной раздробленности и политическом объединении земель Руси, усилении организованной борьбы против чужеземного ига и внешней агрессии, а также в формировании на основе древнерусской народности братских русской, украинской и белорусской народностей. Интенсификация этих закономерных исторических процессов определила своеобразие общественно-политической эволюции Руси в XIV в. Для Юго-Западной Руси указанный период характерен еще и тем, что именно тогда в результате экспансии соседних феодальных государств ее земли были расчленены в государственно-политическом отношении и в большей своей части включены в состав Польского королевства и Великого княжества Литовского.

Эта присоединенная к Великому княжеству Литовскому территория Юго-Западной Руси - древнейшие Киевская и Волынская земли, а также формировавшиеся в рассматриваемое время Подольская и Чернигово-Северская земли - и составляет регион исследования, предпринятого в работе. Остальные земли: Галичина, Закарпатье и Буковина, включенные в состав соответственно Польского королевства, Венгрии и Молдавского княжества, фигурируют в ней лишь постольку, поскольку это необходимо для освещения общей проблемы. Употребляемые термины "Юго-Западная Русь", "Северо-Восточная Русь" и "Западная Русь" относятся, как это общепринято в научной литературе по истории нашей страны, к территориям Руси периода феодальной раздробленности, в границах которых впоследствии сформировались Россия, Украина и Белоруссия.

Хронологические рамки работы обусловлены событиями, предопределившими длительное пребывание земель Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского: 20-е гг. XIV в. - начало территориальных захватов литовских и польских феодалов в Юго-Восточной Руси, ослабленной незадолго до этого наступлением Золотой Орды; конец XIV в. - укрепление власти литовских феодалов над Юго-Западной Русью и временное ослабление тенденций к объединению ее с Северо-Восточной Русью в результате изменившегося соотношения политических сил в Восточной Европе после заключения польско-литовской унии и разгрома в 1399 г. ордынцами войск Великого княжества Литовского в битве на р.Ворскле.

Особо следует сказать о главных целях. Рассматривая общественно-политическое устройство Юго-Западной Руси, автор стремился выделить наиболее характерные его черты - преодолеваемую, но еще не преодоленную, обособленность ее земель и княжеств, что предопределяло отсутствие политического единства у господствующего класса в целом, при явном политическом засильи местного боярства, которое основывалось на преимущественном развитии вотчинной формы феодального землевладения. В сфере политических отношений ставилась задача проанализировать ряд конкретных проблем, окончательное решение которых позволит более четко определить общие закономерности и специфику внутриполитического развития земель Юго-Западной Руси, ее положение во взаимоотношениях стран Восточной Европы в XIV в. К таким проблемам, на наш взгляд, следует отнести выяснение исторических обстоятельств перехода под власть Великого княжества Литовского и Польского королевства большей части территории Юго-Западной Руси, участия ее княжеств в общерусской освободительной борьбе против ига Золотой Орды, тенденций к преодолению феодальной раздробленности в юго-западных землях Руси и достижению их политического единства с Северо-Восточной Русью. В своей работе автор руководствовался общетеоретическим положением о тождественности основных внутриполитических процессов во всех трех главных регионах феодальной Руси, несмотря на некоторую специфику их проявлений и о взаимосвязи этих процессов с международными факторами, определявшими характер и эволюцию политических отношений стран Восточной Европы в XIV в.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АЗР Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археолографическою комиссиею

Архив ЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Комиссией для разбора древних актов

Временник

ОИДР Временник Московского общества истории и древностей российских

ДДГ Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. - М.; Л., I950

ЖМНП Журнал министерства народного просвещения

Известия

ОРЯС Известия Отделения Русского языка и словесности Российской Академии наук

НЭ Нумизматика и эпиграфика

НПЛ Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов.- М.; Л.,1950

ПСРЛ Полное собрание русских летописей, изданное Археографическою комиссиею

РИБ Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией

СА Советская археология

ТОДРЛ Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) АН СССР

Троицкая летопись Троицкая летопись (Реконструкция М.Д.Приселкова, под ред. К.Н.Сербиной. - М.; Л., 1950

ЧИОНЛ Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца

ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете

ADEO Anonymi descriptio Eupopae Prientalis "Imperium Constantinopolitanum, Albania, Serbia, Bulgaria, Ruthenia, Ungaria, Polonia, Bohemia", anno MCCCVIII exarata edidit, praefatione et adnotatio nibus instuxit Olgierd Gorka. - Cracoviae, 1916

ALS Arhiwum ksiazat Lubartowiczow-Sanguszkow w Slawucie

AW Atentum Wilenskie

CDP Codex diplomaticus Prusricus / Ed.J.Voight

KH Kwartalnik Historyczny

LVB Lie-Est-und Curlandisches V r kunden buch / Ed, F.G.Bunge

MPH Monumenta Poloniae Historica. Pomniki dzijowe Polski

PH Przegled Historuczny

RAU Rozprawy Akademii Umiejetnoci, wydzial historyczno-filozoficzny

SD Skarbiec diplomatow papiezskich, cesarskich, krulewekich do krytycznego wyjasnienia dziejow Litwy i Rusi sluzajacie / Zebral i w tresci opisal J.Danilowicz. - Wilno, 1860. - Т.1.

SRP Scriptores rerum Prussicarum.- Leipzig, 1981-1866.- Т. 1-3.

VMH Vetera Monumenta Historiam Hungariae caram illustrantia / Ed. A.Theiner. - Romae, 1859. - (T.I)

VMPL Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae / Ed A. Theiner - Romae, 1860. - T.1.

Паннония — римская провинция, располагавшаяся на территории современных Венгрии, Австрии, Сербии, Хорватии и Словении. и на восток (в направлении верховьев Волги, Верхнего и Среднего Поднепровья). Предки нынешних поляков были среди тех, кто принял решение остаться на земле своих отцов и дедов. В IX-X веках правители племени полян, от которого и произошло название государства, начали успешное покорение окрестных племен. Легендарным родоначальни-ком первой династии стал крестьянин Пяст, Божьим промыслом вознесенный на престол. Болеслав Храбрый со Святополком входят в Золотые ворота в Киеве. Картина Яна Матейко. 1884 год Wikimedia Commons

Отношения с Русью. Развитие Руси и Польши происходило параллельно. Уже на самом раннем этапе их взаимо-отношений войны и конфликты слу-чались много чаще, чем союзы и сотрудничество. Причиной этого стал цивилизационный выбор, сделанный их правителями с разницей в 20 лет. В 966 году Мешко I принял христианство по западному образцу, а в 988-м князь Владимир — по восточному. В средневековой Европе не существовало представления об этнической солидарности: главным критерием при определении «свой — чужой» была религиозная принадлежность. Разная вера предопределила враждебность двух родственных славянских народов. Впрочем, на то были и более утилитарные причины. Русь и Польша конфликтовали за червенские земли (сейчас — Западная Украина). После побед Владимира в 981 году и Ярослава Мудрого в 1030-1031 годах эти территории отошли к Киеву.

Участвовали поляки и в русских усобицах. В 1018 году Болеслав I Храбрый поддержал своего зятя Святополка Окаянного в борьбе с Ярославом Мудрым и на некоторое время даже завладел Киевом — правда, восставшие горожане вскоре изгнали «ляхов». В 1069 году произошли похожие события: Изяслав Ярославич, изгнанный братьями из Киева, бежал в Польшу к своему племяннику Болеславу II Смелому, тот совершил поход на Русь и восстановил дядю на престоле. Изредка русские и поляки заключали военные союзы, как, например, в 1076 году, когда смоленский князь Владимир Мономах и волынский князь Олег Святославич выступили в союзе с Болеславом II против чехов.


Монголы под Легницей. На пике — голова Генриха II Силезского. Из рукописи Freytag’s Hedwig. 1451 год Wrocław University Library

В 1237 году (начало Батыева нашествия на русские княжества). История двух славянских государств и в дальнейшем продолжила развиваться параллельно. В 1138 году, после смерти Болеслава III Кривоустого, в Польше начался удельный период, так же как и несколькими годами раньше на Руси. В XIII век Польша вступила как конгломерат воюющих между собой княжеств: Куявии, Мазовии, Сандомира, Силезии и других. Характерной чертой польского феодализма стала традиция вечевых собраний (прообраз будущих сеймов), необходимых для установления контроля над удельным князем со стороны феодалов. В 1230-х годах объединительная тенденция была связана с именами силезских князей — Генриха Бородатого и Генриха Благочестивого. Однако вторжение монголо-татар и поражение польской армии в сражении под Легницей в 1241 году, привели к новому витку раздоров и междоусобиц.

Ливонский орден


Карта Ливонии. Подготовлена картографом Йоаннессом Портантиусом. 1573 год Wikimedia Commons

Откуда взялся. В VIII-XIII веках германцы вели со славянскими племенами непримиримую борьбу за расширение своих земель на восток. Для покорения соседей-славян, а позже языческих балтских и финно-угорских племен Ливонии (нынешние Латвия и Эстония) создавались рыцарские ордена и проводились крестовые походы. В 1202 году был создан орден меченосцев. Рыцари подчинили себе ливонские племена и для контроля над этими землями основали ряд городов-крепостей, в том числе Ревель (нынешний Таллин). Меченосцы также воевали с новгородцами и Великим княжеством Литовским. В 1236 году в битве под Шауляем потерпели сокрушительное поражение от литовцев — 48 рыцарей и магистр ордена были убиты. В 1237 году орден меченосцев присоединился к Тевтонскому ордену, переехавшему из Палестины в Пруссию, и стал его ливонским отделением.

Миннезингер Тангейзер в облачении тевтонских рыцарей. Иллюстрация из Манесского кодекса. XIV век Universitätsbibliothek Heidelberg

Отношения с Русью. Ливонский орден претендовал не только на прибалтийские земли: рыцари стремились к распространению своей веры (а вместе с ней и власти) дальше на северо-восток — южное побережье Финского залива, Ижорскую землю, Псков, а со временем и Новгород. Новгородские войска, в свою очередь, нанесли ливонским рыцарям ряд поражений. В 1242 году Александр Невский разбил рыцарей в Ледовом побоище, а в 1253 году его сын Василий во главе новгородских и псковских войск продолжил дело отца. Несколько менее известна Раковорская битва 1268 года, в ходе которой, по словам летописца, псковские, новгородские и владимирские войска разгромили ливонцев и датчан. Стоит отметить, что противостояние не было повсеместным и постоянным. В частности, в 1224 году псковские бояре заключили с орденом меченосцев договор, согласно которому они отказывались от союза с Новгородом, обещали не вмешиваться в новгородско-немецкие конфликты и признавали орден союзниками, в случае нападения новгородцев на Псков.

В 1237 году. Римский папа Григорий IX и гроссмейстер Тевтонского ордена Герман фон Зальца совершили обряд присоединения остатков ордена меченосцев к Тевтонскому ордену. Возникший Ливонский орден просуществовал вплоть до 1562 года, а в XIV-XVI веках, по сути, превратился в независимое государство на территории Прибалтики.

Литовское княжество

Откуда взялось. Консолидация племен Южной Прибалтики относится
к XI-XIII векам. Ядром нового государства стало племя литва, объединившее вокруг себя племена аукштайтов, жемайтов (в русской традиции — жмудь) и частично ятвягов и земгалов. Основателем Литовского княжества считается Миндовг (правил в середине XIII века). Возникновение государства стало ответной реакцией на экспансию в Прибалтику ордена меченосцев, Тевтонского ордена, Шведского королевства и русских княжеств. В отличие от своих северных соседей — ливов, латгалов и эстов, быстро попавших под власть ливонских рыцарей, литве удалось довольно долгое время не только сохранять свою независимость и языческую веру, но и превратиться в мощную силу в Восточной Европе.

Князь Миндовг. Иллюстрация к хронике Алессандро Гуанини. XVI век Wikimedia Commons

Отношения с Русью. В Повести временных лет (XII век) литва упоминается в числе народов, плативших дань Руси. Военные походы в Прибалтику совершил еще Владимир, обложивший данью ятвягов. С началом усобиц на Руси племена Южной Прибалтики, судя по всему, сначала платили дань полоцкому князю, но уже в 1130-х годах их зависимость от Руси прекратилась. Более того, пользуясь ослаблением русских земель, литва перешла к активной экспансии. В конце XII века под ее власть попало Полоцкое княжество. Таким образом, в Литовском государстве с самого момента его появления присутствовал славянский компонент. В дальнейшем жители Полоцкого, Витебского и ряда других более мелких княжеств стали ядром формирования белорусского народа, в этногенезе которого заметную роль сыграло литовское господство. В XII-XIII веках литовцы совершали многочисленные походы на Смоленск, Псков, Новгород и Галицко-Волынское княжество.

В 1237 году. Монгольское нашествие и последовавший упадок русских земель сыграли на руку амбициозным планам Великого княжества Литовского. Именно в это время князю Миндовгу удалось окончательно объединить государство и положить начало литовской экспансии на русские земли. В XIV веке под власть Литвы перешла большая часть современной Белоруссии, а в 1362 году после победы князя Ольгерда над татарами в битве при Синих Водах — большая часть современной Украины (в том числе Волынь, киевские и северские земли). Теперь до 90 процентов жителей Великого княжества были славянами. На завоеванных землях было ликвидировано татарское иго, а язычники-литовцы терпимо относились к православию. Так, Литва стала одним из возможных центров объединения Руси. Однако в войне с Москвой (1368-1372) князь литовский Ольгерд потерпел поражение и признал право Дмитрия Донского на великое княжение. Уже новый литовский правитель, сын Ольгерда Ягайло, принял католичество и начал притеснять интересы русских бояр и православного духовенства. В 1385 году по условиям Кревской унии, женившись на королеве Ядвиге, Ягайло стал еще и польским королем, фактически объединив под своей властью два эти государства. Со временем прибалтийские племена по большей части приняли католичество, а преимущественно православное славянское население страны оказалось в тяжелом и неравноправном положении.

Волжская Булгария

Булгарское серебряное блюдо с изображением двух львов. XI век

Откуда взялась. В ходе Великого переселения народов (IV-VI века) вместе с гуннами в Европе оказались и многие другие тюркские народы, в частности булгары. После распада Великой Булгарии (государство, ненадолго объединившее булгарские племена, перестало существовать около 671 года) одна из орд под предводительством хана Котрага двинулась из причерно-морских степей на север и обосновалась в районе Средней Волги и Камы. Там тюркам удалось занять лидирующее положение в полиэтнических государственных образованиях VIII-IX веков, наиболее активными из которых были Булгар и Биляр. В это же самое время другая булгарская орда под командованием хана Аспаруха подчинила себе славян на востоке Балканского полуострова. В результате слияния двух этих этнических компонентов появилось Болгарское государство. Участок Волги, который контролировали булгары, был частью Волжского торгового пути, связывавшего Северную Европу с Арабским халифатом и другими странами Востока. Это обеспечивало их благосостояние, но зависимость от Хазарского каганата тормозила процесс становления булгарской государственности вплоть до начала X века. Как свидетельствует очевидец, путешественник и писатель начала Х века Ибн Фадлан, становление самостоятельной политической традиции в Булгарии, было связано с принятием ислама около 922 года.


Булгарский щиток для защиты руки от тетивы лука. XII-XIV века Из альбома-каталога «Светозарная Казань», Санкт-Петербург, 2005 год

Отношения с Русью. Освободиться от власти Хазарского каганата булгарам «помог» князь Святослав, разгромивший в 965 году хазарскую столицу Саркел. В течение Х столетия Киевская Русь неоднократно организовывала походы на Волжскую Булгарию (в 977, 985, 994 и 997 году) — одна из этих кампаний (вероятно, 985 года) завершилась подписанием мирного договора в Киеве. Согласно русским летописям, в 986 году булгарское посольство явилось в столицу Древней Руси не только ради укрепления дружественных отношений, но и с предложением своей религии — ислама. Для Волжской Булгарии Русь была одновременно и главным торговым партнером, и основным конкурентом на западных рынках; исламизация открывала рычаги для манипуляций над экономикой соседа. Отказ князя Владимира был воспринят булгарами спокойно, так как торговые связи были приоритетом в отношениях между Булгаром и Киевом. В 1006 году «партнерский договор» был перезаключен на новых условиях: князь Владимир дал булгарам право свободной торговли в городах по Волге и Оке, русские купцы получили такие же возможности на территории Волжской Булгарии.

Обострение булгаро-русского конфликта пришлось на правление Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского. Финальную точку в приграничном противостоянии поставил Всеволод Большое Гнездо: в 1183 году он разорил новую булгарскую столицу, город Биляр. Этот поход показал явное превосходство Руси, продолжившей колонизацию Волго-Окского бассейна. Соперничество князей Северо-Восточной Руси и Волжской Булгарии за мордовские земли продолжалось и позднее. Последний вооруженный конфликт относится к 1228-1232 годам.

Даже наличие общего грозного врага не привело к примирению недавних торговых партнеров, а теперь внешнеполитических соперников.

В 1237 году. Войска хана Батыя смели Волжскую Булгарию — к 1240 году она окончательно была покорена и вошла в состав Золотой Орды. К XV веку булгары фактически восстановили свое государство, получившее название Казанского ханства.

Половцы

Откуда взялись. Половцы — так называли их русские современники
в XI-XIII веках, в Европе и Византии они были известны как куманы, а в Персии и арабских странах как кипчаки. Это был народ тюркского происхождения, занимавший изначально территории от Юго-Восточного Урала до реки Иртыш. Так как половцы были бесписьменным народом, сведения об их ранней истории наука черпает преимущественно из трудов арабских путешественников. С начала XI века они двинулись на Запад, участвуя в очередной «перекочевке» тюрков на тучные западные пастбища, и потеснили печенегов и торков Торки — одно из тюркских племен, кочевавших в причерноморских степях
в X-XIII веках.
, с которыми русские князья уже успели к этому времени установить сравнительно мирные соседские отношения.

Повесть о походе князя Игоря на половцев: первая битва. Радзивилловская летопись. XV век

Отношения с Русью. Первое крупное столкновение произошло в 1068 году на реке Альте, в ходе которого объединенное войско сыновей Ярослава Мудрого было разбито. После этого набеги половцев приобрели регулярный характер. Русские князья были вынуждены приспособиться к такому соседству, и некоторые в этом особенно «преуспели». В частности, князь Олег Святославич в попытке вернуть принадлежащий ему по праву черниговский престол нанял половцев для борьбы с дядьями Всеволодом и Изяславом — в конце концов Олег добился своего и позволил половцам разграбить город. Пик противостояния пришелся на 1090-е годы и был связан с именем двоюродного брата Олега Владимира Мономаха. В 1094 году половцы нанесли первое и последнее поражение Владимиру Мономаху , заставив князя оставить Чернигов Олегу Святославичу, но уже в 1096 году Мономах нанес ответный удар, разбив половецкое войско у стен Переяславля. В ходе сражения погиб хан Тугоркан, образ которого, злейшего врага Руси, нашел отражение в фольклоре: он, как полагают, упоминается в былинах под именем Змея Тугарина, или Тугарина Змеевича. В результате многочисленных походов Мономах вытеснил половцев в глубь степи за Дон и Волгу, а также дважды разрушал (в 1111 и 1116 году) главный город кочевников Шарукань. После смерти Владимира Мономаха в 1125 году половцы снова стали активными участниками междоусобной борьбы русских князей: как правило, они поддерживали суздальских и новгород-северских князей в военных кампаниях. В 1169 году половцы в рядах войск Андрея Боголюбского участвовали в разграблении Киева.

Русские князья со своей стороны тоже участвовали в половецких распрях. Так в 1185 году князь Игорь Святославич, главный герой «Слова о полку Игореве», выступил в поход в степь против орды хана Гзака (Гзы), поддержав притязания своего свата хана Кончака. Последнее совместное военное предприятие русских князей и половецких ханов против монгольского войска Джэбэ и Субэдэя окончилось неудачей на реке Калке 31 мая 1223 года.

В 1237 году. Половцы были разгромлены войсками Батыя в 1236-1243 годах. Многих половцев угнали в рабство, большая часть растворилась в тюркском населении Золотой Орды, впоследствии внеся свой вклад в формирование таких этносов, как татары, башкиры, казахи, узбеки, балкарцы, карачаевцы, крымские татары. Другая же часть, возглавляемая ханом Котяном, сначала была принята на выгодных условиях венгерским королем Белой IV, а после гибели своего предводителя в 1241 году перекочевала в Болгарию.

Монголы

Откуда взялись. Монгольское государство возникло в начале XIII века в степях Южной Сибири, южнее озера Байкал, на границе с Китаем. Объединил монгольские племена Темучин, нареченный в 1206 году на курултае (собрании монгольской знати) Чингисханом — великим ханом. Он создал многотысячное войско, основанное на суровой дисциплине, и дал монголам законы — Ясу. В ходе своих первых походов Чингисхан подчинил окрестные племена Великой степи, в том числе татар, которые были практически полностью уничтожены. Этот этноним сохранился прежде всего благодаря китайцам, называвшим все кочевые племена к северо-западу татарами, как в свое время римляне называли варварами всех тех, кто жил вне империи.

В ходе своих походов Чингисхан завоевал империю Цинь (Северо-Западный Китай), среднеазиатское Каракитайское царство, а также государство Хорезм в низовьях Амударьи. В 1220-1224 годах несколько отрядов монголов во главе с полководцами Джэбэ и Субэдэем, преследуя шаха Хорезма Мухаммеда, вторглись в Закавказье, разгромили племена аланов и нанесли несколько поражений половцам.

Отношения с Русью. В 1223 году половецкий хан Котян запросил помощи у своего зятя — галицкого князя Мстислава Удалого. На съезде князей в Киеве было принято решение оказать половцам помощь: того требовали союзные и родственные связи, к тому же монголы прямо угрожали причерноморским интересам русских земель. В степь отправились полки во главе с Мстиславом Киевским, Мстиславом Черниговским, Мстиславом Удалым и Даниилом Романовичем Галицким. Однако на съезде не был избран главный военачальник. Русско-половецкое войско было разобщено, каждый князь сражался сам по себе, а Мстислав Киевский и вовсе не выступил на поле боя, укрывшись со своим войском в лагере. Битва на реке Калке, состоявшаяся 31 мая 1223 года, окончилась полным разгромом для русско-половецкой коалиции. Погибли шесть князей, а из рядовых воинов, по словам летописца, вернулся лишь каждый десятый. Однако поражение не заставило русские княжества, увлеченные междоусобной борьбой, принять какие-то меры на случай повторения нашествия.

Взятие Суздаля Батыем. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век Российская национальная библиотека

В 1237 году огромное монгольское войско стояло на границах русских земель, ожидая приказа своего нового повелителя, хана Бату, внука Чингисхана, чтобы напасть на Рязань и Владимир. Волжская Булгария только что была стерта с политической карты мира, мордовские и буртасские земли были разорены. Зимой 1237-1238 годов монгольские полчища двинулись на Русь. Князья не предприняли даже попытки созвать съезд для сбора общерусского войска. За короткое время разгрому и разграблению подверглись Рязань и Владимир, Тверь и Торжок, Киев и Чернигов, Галич и Владимир-Волынский.

В 1243 году русские князья были вызваны в Орду, где признали вассальную зависимость от монгольского государства, до 1266 года входившего в состав Монгольской империи, а позже отделившегося. «Иго» заключалось в уплате дани, необходимости получать от ханов специальные разрешительные документы — ярлыки, подтверждавшие права князей на управление своими землями, и изредка в участии русских войск в монгольских походах.

Нашествие Батыя и долговременные даннические отношения к орде ослабили Русь, подорвали ее экономический потенциал, затруднили контакты с западными странами и косвенно привели к тому, что значительная часть юго-западных и северо-западных княжеств была захвачена Польшей, Литвой и Венгрией. Вместе с тем ряд историков указывают на важную роль «ига» в развитии русской государственности, преодолении раздробленности и объединении земель вокруг Москвы.

Византийская империя

Откуда взялась. Византий, колония греческого города Мегары, был основан в VII веке до нашей эры на берегу бухты Золотой Рог при слиянии пролива Босфор с Мраморным морем. Город находился на пересечении торговых путей: в частности, через город, в который в 330 году нашей эры император Константин перенес столицу Римской империи, проходил кратчайший сухопутный путь, связывавший Европу и Ближний Восток, — via militaris. По этой дороге римские императоры путешествовали в восточные провинции страны, по ней же в Средние века крестоносцы отправлялись на завоевание Иерусалима, через Византий проходили Великий шелковый путь и путь «из варяг в греки». В 395 году после разделения Римской империи Константинополь стал столицей восточной ее части. Чувствуя себя цивилизационными преемниками Рима, византийцы называли себя ромеями, а свою страну — Ромейской (Римской) империей. В соседних странах их называли греками, а их страну — Греческим царством: ромеи говорили на греческом языке и принадлежали к греческой культуре. Своего расцвета Византия достигла в середине VI века при императоре Юстиниане . Тогда в состав империи входили Египет и Северная Африка, Ближний Восток, Малая Азия, Балканы, острова Средиземного моря, Апеннинский полуостров и южная часть Пиренеев. Позднее войны с персами, лангобардами, аварами и славянами ослабили Византию. Значительные территории отвоевали у ромеев арабы в VII веке. С этого времени для византийцев большое значение приобрели земли, находившиеся к северу от черноморского побережья.


Византийский флот отбивает нападение русов в 941 году. Миниатюра из «Хроники» Иоанна Скилицы. XIII век Wikimedia Commons

Отношения с Русью. Царьград (так в русских летописях именовался Константинополь) был, пожалуй, важнейшим из соседей русских земель на раннем этапе государственного развития. Туда вел знаменитый путь «из варяг в греки», вокруг которого и возникло в конце IX — начале X века древнерусское протогосударство. С Византией торговали, воевали, заключали мирные договоры и династические браки. В период складывания древнерусского государства четко прослеживается, что основным направлением экспансии было южное. Ее причиной было стремление установить контроль над торговыми путями, а главной целью набегов — Царьград. Византийские источники фиксируют набеги в 830-х годах и в 860 году (в русской летописной традиции этот поход связан с киевскими князьями Аскольдом и Диром). Продолжили их и первые русские князья, сумевшие в конце IX века объединить под своей властью Новгород и Киев и установить контроль над путем «из варяг в греки». Некоторые историки отрицают факт походов на Царьград князя Олега, так как они не нашли отражения в византийских источниках, но точно нельзя оспорить подписание русско-византийских договоров: в 907 году — о праве беспошлинной торговли в Константинополе и 911 году — о мире, дружбе и свободном найме на византийскую службу русских дружин. Меньшего успеха в отношениях с ромеями добился князь Игорь, нарушив свои союзные обязательства, он предпринял два не слишком удачных похода на Царьград — в итоге в 944 году новый русско-византийский договор был заключен на менее выгодных условиях.

Искусная греческая дипломатия не раз использовала русских князей в своих целях: в конце 960-х годов князь Святослав вмешался на стороне ромеев в болгаро-византийский конфликт, а в 988 году князь Владимир оказал помощь императорам-соправителям Василию II и Константину VII в подавлении мятежа полководца Варды Фоки. С этими событиями связан важнейший цивилизационный выбор, сделанный князем Владимиром, — православие. Так в русско-византийских отношениях появился еще один важнейший аспект — установились прочные и долговременные культурные и религиозные связи. Киевский митрополит назначался константинопольским вселенским патриархом, нередко он был греком. Византийское церковное искусство на долгое время стало для русских мастеров образцом: русские фрески и иконы подражали византийским (а многие и вовсе были созданы царьградскими иконописцами), а в Киеве и Новгороде были воздвигнуты храмы Святой Софии — отражения константинопольской святыни.

XII век стал временем ослабления Византии. Она пережила тяжелые поражения от турок-сельджуков и печенегов, в Средиземноморье греков теснили итальянские торговые республики — Венеция и Генуя, норманны завоевали Южную Италию, а союзники-крестоносцы — византийскую Сирию. В таких условиях связи с Русью приобретали для Константинополя решающее значение. Так, в «Слове о погибели Русской земли» Владимир Мономах изображается как сильный союзник, перед которым Византия заискивала. После начала удельного периода на Руси, отношения греков с разными землями развивались неодинаково. Так, например, Владимиро-Суздальское княжество долгое время оставалось союзником Византии,
а Галицко-Волынское, напротив, часто с нею конфликтовало.


Вход крестоносцев в Константинополь. Картина Эжена Делакруа. 1840 год Wikimedia Commons

В 1237 году. Результатом продолжительного кризиса в Византии стало падение Константинополя, в 1204 году захваченного и разграбленного венецианцами в ходе Четвертого крестового похода. На 60 лет империя исчезла с политиче-ской карты мира. Лишь в 1261 году она была восстановлена никейским импера-тором Михаилом VIII Палеологом. Последние 200 лет ее истории прошли в борьбе с сербами на Балканах и турками-османами в Малой Азии. В 1453 году Константинополь был взят турками штурмом, после чего империя окончатель-но прекратила существование. 

В этом разделе речь пойдет о Западной Волыни и Галиции. Западная Волынь в восьмом и девятом веках была местом проживания дулебов, а Галиция, расположенная на северо‑восточных склонах Карпатских гор, была родиной хорватов (кроатов) . Югославский ученый Л. Гауптманн недавно сделал достаточно правдоподобное предположение о том, что хорваты являлись славянским племенем, находившимся под контролем аланского клана . Другими словами (с нашей точки зрения), хорватов можно считать одним из племен асов или антов. Страна, которую они заселяли, называлась Белой Хорватией, а географически и этнографически она образовывала соединение русских, польских и чешских племен. Согласно Гауптманну, именно из Галиции хорваты (кроаты) перешли Карпатские горы в южном направлении и проникли сначала в бассейн верхней Эльбы (Лабы), а затем в район среднего Дуная, пока они, наконец, не осели к югу от этой реки. Часть этого племени, однако, осталась в Галиции и в конце девятого века признала над собой господство моравского князя Святополка . В конце десятого века киевский князь Владимир, в свою очередь, заявил права на Галицию .

Археологические свидетельства также противоречат предположению, что волыняне, или даже их предшественники дулебы были достаточно сильным племенем, чтобы главенствовать над Другими славянскими племенами. Состав вещей в волынских курганах достаточно беден. В некоторых курганах не было обнаружено погребального инвентаря. В тех случаях, когда находили утварь, она была представлена простыми кувшинами, деревянными ведрами, примитивными украшениями . Волынские курганы – низкие. Преобладающим погребальным обычаем было захоронение, хотя известны также отдельные случаи кремации.

Лесной район припяти

К северу от Припяти жили дреговичи, к югу – древляне. В десятом веке древляне обитали в лесной и болотистой местности между течениями рек Ирши и Тетерева на юге и Припяти на севере. Однако, есть основания считать, что в более отдаленные времена, предшествовавшие отступлению полян от нижнего Днепра в район Киева вследствие натиска мадьяр, территория, занимаемая древлянами, распространялась значительно дальше на юг, чем в десятом веке. Возможно, тогда они контролировали киевские земли, по крайней мере район вокруг самого Киева; иными словами, их земли простирались до северной кромки степной зоны. Хотя само название «древляне» обозначает «древесный (лесной) народ», оно, видимо, как было сказано выше , скорее имеет отношение к политическим условиям, чем к природной среде, то есть оно, скорее всего, указывает на то, что они находились раньше в подчинении у готского племени тервингов. В любом случае, захоронения, подобные древлянским, были обнаружены при раскопках возле Киева . Возможно также, что не позднее конца восьмого века часть древлян обосновалась к востоку от Днепра, откуда позднее они были вытеснены на запад, по ту сторону реки, племенами радимичей и северян. Конечно, все это догадки. Только древности, обнаруженные на территории, занятой древлянами в десятом веке, могут быть надежно определены как древлянские.

Были произведены раскопки более чем семи тысяч древлянских могильных холмов . Они относятся к периоду с девятого по тринадцатый век. Преобладающим типом захоронения является погребение. Состав предметов небогат. Обнаружены были простые горшки, деревянные ведра, стеклянные бусы, серьги из бронзы или серебра низкой пробы. Среди других предметов, найденных при раскопках, можно указать на изделия из кремня, маленькие железные ножи, серпы, фрагменты шерстяной ткани и кожаную обувь. В целом уровень материальной культуры древлян девятого и десятого веков ниже, чем у полян. Была ли ситуация такой же в седьмом и восьмом веках, или благосостояние древлян оскудело после того, как они были вытеснены к северу от киевских земель? Трудно сказать.

В главе, посвященной славянам, Масуди упоминает мощное царство ад‑Дир с большими городами и сильной армией . Некоторые исследователи высказывали предположение, что название «ад‑Дир» следует интерпретировать как личное имя, и царь ад‑Дир идентифицировался со скандинавом Диром, который, согласно первой летописи, вместе с Аскольдом упрочился в Киеве около 860 г. . Эта точка зрения вряд ли приемлема; более того, на мой взгляд, название «ад‑Дир» следует интерпретировать скорее как племенное, а не личное имя. В таком случае, вероятно, Масуди имел в виду древлян. Древляне описаны в «Повести временных лет» как гордый и воинственный народ, несмотря на то, что ко времени составления этой летописи они были вытеснены в болотистую глушь. Если бы можно было подтвердить, что они контролировали Киев в седьмом‑восьмом веках, то комментарий Масуди вполне подходил бы к ним.

До сих пор соревнуются разные версии происхождения названия "Русь", но ни у одной из них нет пока решающих доказательств. Однако достоверно известно, что уже в середине Х века Русью называлось всё пространство восточных славян от Чёрного до Балтийского моря и от Карпат до Верхней Волги.

Об этом говорится в договоре князя Игоря с Византией (944 г.), где послы из разных городов – Киева, Новгорода, Ростова Великого и др. – совокупно именуют себя «родом Русским».

В летописях фигурирует и более узкое употребление термина "Русь". Нередко в них говорится, что кто-то из князей «пошёл в Русь» из того же Новгорода, Ростова или Галича. В этом случае под Русью подразумеваются земли вокруг Киева, Чернигова, Переяславля, Новгорода-Северского, Курска. Это понимание Руси часто встречается в источниках, восходящих к XI-XII вв. Академики Б.А. Рыбаков и В.В. Седов потратили немало усилий, чтобы доказать, что именно на этой территории некогда жило неизвестное источникам славянское племя русь.

Название "Россия" происходит из греческого языка. Этим словом – Ρωςια – в Византии также с Х века обозначали Древнерусское государство. С конца Х – начала XI века в Западной Европе по отношению к Киевской Руси начинают применять термины с корнем Russ- (или Ruzz-, Rusc-). С XI века всё чаще употребляется название Russia. С XII века, по тогдашней моде сближать названия современных народов с античными, Русь на Западе часто именуют Ruthenia (рутены были одним из галльских племён, которые покорил Юлий Цезарь).

Таким образом, слова "Русь", Russia, Ruthenia, Ρωςια были синонимами и обозначали одну и ту же страну, даже в тот период, когда она раздробилась на множество государств, а после подпала под владычество монгольских ханов. Сами жители Руси именовали себя русинами независимо от того, в каком княжестве жили (для обозначения государственной принадлежности использовалось название главного города земли – новгородцы, суздальцы, смоляне, рязанцы и т.д.). Дольше всего имя «русины» (именно в таком звучании) удерживалось в Западной Украине, где ещё в 30-е годы XX века так величали себя многие славяне Закарпатья.

Раздробленность Руси и монгольское господство привели к сокращению связей между Северо-Восточной Русью (из которой потом выросла Россия) и Западной Европой. На Западе в XIV-XV вв. привыкли именовать Russia славянские земли Великого княжества Литовского, из которых это государство состояло более чем на 90%. И когда в конце XV века Москва объединила под своей властью остальные русские земли, на Западе с удивлением обнаружили, что, кроме литовской Russia (т.е. нынешних Украины и Беларуси), есть ещё и какая-то московская Russia.

Вопреки распространённому убеждению, жители Московского царства никогда не именовали себя московитами. Это западный термин, введённый для того, чтобы отличать русских – подданных Великого князя Московского - от русских – подданных великого князя Литовского и короля польского. Вместе с тем самоназвание «русин» также исчезает из обихода московских подданных. Последние обычно именуют себя по конфессии – православные христиане, так как считалось, что после завоевания Константинополя и всех балканских стран басурманами (турками) Московская Русь осталась единственным в мире православным царством. Но официальное название – Московское государство – используется в русских актах до конца XVII столетия (в частности, в Соборном уложении от 1649 г.). Наряду с этим и в тех же документах всё чаще встречается название Росия или Русия, бывшее калькой с греческого Ρωςια. Следует различать применение терминов "Московское государство" и "Росия/Русия". Для русских царей и их подданных XVI-XVII вв. Московское государство - это только политическая единица, находящаяся под властью московского монарха. Росия/Русия же – страна, где говорят по-русски и исповедуют православную веру; то есть Росия/Русия включала в себя Украину и Беларусь, входившие в Речь Посполитую (созданную в 1569 г. окончательным объединением Польши и Литвы). Титул московских государей, прибавлявшийся к перечислению принадлежавших им столиц и стран, – «и всея Руси(и)», впервые появился при князе Симеоне Гордом (1340-1353 гг.) и символизировал их «вотчинное право» на всё наследие Рюрикова дома. От этого «права» не отказались и Романовы, воцарившиеся в 1613 году.

Монарший титул «и всея Руси» был напрямую заимствован из титула главы Русской церкви. Русская митрополия до середины XV века оставалась единой. Митрополиты, формально называясь Киевскими, с 1299 года жили во Владимире, а с 1328 года главным образом в Москве. Когда же православному духовенству Великого княжества Литовского удалось выхлопотать для себя в Константинополе особого митрополита, московские митрополиты (с 1588 г. патриархи) продолжили прибавлять «и всея Руси» к своему титулу.

В XVII веке укрепляются связи Московии/Росии с Западной Европой. Привычное название, под влиянием термина Russia, опять подвергается трансформации. В слове появляется второе «с». С начала XVIII века написание "Россия" становится преобладающим. Окончательно утвердилось оно, когда в 1721 году после победы в Северной войне Пётр I официально наименовал государство Российской империей. Тогда же во всех русских документах, а вскоре и на Западе исчезает понятие Московского государства, Московии.

В XVIII – начале ХХ в. (до 1917 г.) Россия имела три значения: 1) всё государство, находящееся под властью императора всероссийского; 2) страна, населённая русским народом в широком смысле слова (т.е. включая украинцев/малорусов и белорусов), но без «инородческих» окраин империи; 3) страна только великорусского племени (без учета малорусов и белорусов).