Татуировки прочно перекочевали из уголовной среды в нашу жизнь. Сделать татуировку сегодня престижно, редкий молодой человек не имеет желания покрыть свое тело модными чернильными рисунками, не задумываясь о тех негативных факторах, которым он подвергает себя, решив сделать татуировку.

Однако перед тем как сделать татуировку, нужно знать все эти факторы. Только взвесив все «за» и «против» делайте татуировку, если никакие негативные последствия не могут заставить вас отказаться.

1. Татуировка останется с вами на всю жизнь

Избавиться от татуировки очень сложно, практически невозможно, и стоит это очень дорого, гораздо дороже, чем сделать саму татуировку. Подумайте, захотите ли вы иметь на своем теле эту татуировку через 10, 20, 30 лет?

2. Выбор места для татуировки

В зависимости от того, где вы хотите сделать татуировку, она будет видна и станет достоянием окружающих. Излишне упоминать, что существует достаточное количество жизненных ситуаций, при которых украшение в виде татуировки, мягко говоря, нежелательно. Поэтому убедитесь в том, что вы выбираете смысл, дизайн, и место, на которое вы хотите нанести татуировку, которые не усложнят вам жизнь в будущем. Лучше наносить татуировку на тех частях тела, которые можно закрыть одеждой.

3. Сделать татуировку – это больно

Уровень боли, с которым вы столкнетесь, когда будете делать татуировку, зависит от индивидуальных особенностей вашего организма и его «болевого порога». Но, определенно, татуировка - это весьма болезненная процедура

4. Понадобится время, чтобы залечить травмированный участок тела, на котором вы сделаете себе татуировку

Сама процедура нанесения татуировки – не что иное, как травма кожи средней тяжести. При нанесении татуировки на тот или иной участок тела организм получает (в зависимости от места, на которое вы собираетесь наносить татуировку) устойчивый в большей или меньшей мере стресс; может повыситься температура, возможны возникновения аллергических реакций и т.п. Не редки случаи, когда после нанесения татуировки возникала необходимость врачебного вмешательства, часто даже госпитализация, и длительное медикаментозное лечение. При нанесении татуировки вы подвергаетесь риску заболеваний, которые передаются через кровь: ВИЧ, гепатит, сифилис, герпес и многие другие. Даже при соблюдении полной гигиены процедуры нанесения татуировки (чего не гарантируют большинство салонов тату) должно пройти время на реабилитацию, причем это время измеряется не днями, а неделями.

5. Подготовка к нанесению татуировки

Нужно быть абсолютно здоровым, перед тем как пойти в тату-салон или сделать татуировку в каком-нибудь другом месте или дома (категорически не рекомендуется делать татуировку у «кустарных специалистов», все риски, связанные с нанесением татуировки в этих случаях возрастают в геометрической прогрессии). Нельзя делать татуировку, если вы принимаете лекарства, больны, чувствуете недомогание или дискомфорт. Перед тем, как сделать татуировку, не лишне проконсультироваться с лечащим врачом. Также нужно проверить свой организм на аллергию к материалам, которые будут использоваться при нанесении татуировки.

6. Уход за кожей в месте нанесения татуировки

Весь период заживления раны, которая осталась от татуировки нужно ухаживать за поврежденным нанесением татуировки участком кожи: сохранять рану чистой, не допускать попадания на нее инфекции, влаги и механических воздействий. После татуировки желательно использовать специальные мази или кремы, например какао-масло, способствующие скорейшему заживлению последствий татуировки.

Евгений Смирнов

# Нюансы бизнеса

Узнайте, какие действия помогут вам увеличить прибыль и время окупаемости. Автор статьи делится личным опытом и полезными советами.

Навигация по статье

  • Финансовая выгода
  • Комфорт для покупателей
  • Бонусы, подарки и скидки
  • Работа с клиентами при монопольном положении
  • Полезные советы

При открытии своего дела, вы просто обязаны ответить на несколько простых вопросов.

  • Почему клиенты должны покупать у меня?
  • Чем вы лучше другого?
  • Что вы сделали такого, что заставит клиента прийти к вам?

Самые адекватные варианты ответов на этот вопрос, это: «у меня дешевле», «у меня ближе», «у меня удобнее», «у меня есть подарок», «у меня новый товар».

Покупатель, зайдя на ваш сайт в интернете или непосредственно в магазин, должен понять, с какой стати вообще он должен отдавать свои деньги. Допустим, он всегда покупал продукты в одном магазине, почему он должен покупать теперь у вас? Вы должны это объяснить. В примере с продуктами вы должны сделать товар дешевле или расширить ассортимент. Или же ваш магазин должен привлекать людей нестандартным, интересным дизайном.

Если просто открыть очередной магазин, покупатели будут переходить очень долго. К вам зайдут сначала, но по старой доброй памяти люди будут идти туда, где они изначально закупались, потому что им привычней. То есть, они не видят никакой выгоды в вашем предложении. Нужно четко понимать, зачем вы это делаете.

Финансовая выгода

Допустим, если взять в пример нового сотового оператора, который запускает свою продукцию. Они начинают рекламировать свою сеть еще до открытия своих салонов. Позиционируют себя с выгодной стороны: “Вам надоело переплачивать за сотовую связь? Переходите к нам!” Они уже дают какие-то преимущества человеку, который всегда ищет выгоду и должен понимать, зачем он туда идет.

Если бы просто среди трех операторов (Билайн, МТС, Мегафон) появился еще один – все подумали: «И что? Зачем? Я вот пользуюсь и меня все устраивает. Зачем я туда пойду? Какая мне выгода?»

Пример из моего личного опыта. При открытии интернет-магазина «Жидкости для электронных сигарет», я сделал цены намного дешевле, чем у конкурентов (в три-четыре раза). Главная фишка была в том, что у меня дешевле. Этого хватило, там вообще мало чего можно придумать. Разве что вкусы какие-то эксклюзивные. Но я до этого пока что не дошел и завлекал всех ценой.

Многие начинают свой бизнес с демпинга. Они делают заведомо низкие цены. Иногда даже ниже чем у поставщиков. Предприниматели несут убытки, но тем самым они привлекают клиентов.

В принципе, раскрутиться можно в любом случае. Но, скорее всего, на это уйдет много денег (реклама) или времени. А это всегда критично, потому что мало кто закладывает достаточное количество денег на то, чтобы выжить несколько месяцев без прибыли. Прогнозы убытков строятся на два-три месяца, а дальше уже рассчитывают на первый заработок. Чем раньше пойдут первые клиенты, чем раньше они поймут, зачем к вам идти, тем быстрее вы начнете получать с этого деньги.

Комфорт для покупателей

У меня есть три магазина около дома: «Азбука вкуса», маленькая палатка с продуктами и «Перекресток». «Азбука вкуса» мне не нравится, потому что там не купишь того, что обычно нужно мне. В «Перекрестке» вообще мало всего и какие-то неадекватные цены. А как выживает эта небольшая палатка? Осуществлять в ней покупки удобно и нет очередей. Пришел, взял товар, купил без какой-либо проблемы, пошел дальше. Этот магазинчик удобнее для меня и многих моих знакомых. Вот почему он до сих пор держится.

Бонусы, подарки и скидки

Представим палатку с цветами. Она выделяется тем, что покупая цветы, вы не платите за упаковку. Это как бонус. Кто-то вместе со своим товаром дает какой-то подарок, что весьма приятно. Скорее всего, люди скажут: «Смотри, купил там телефон и мне дали чехол в подарок».

Вы потратите на это очень мало денег, даже копейки, если закажете товар в Китае. Но это будет приятно человеку и он расскажет что получил бонус в магазине. Что, в принципе, является «сарафанным радио». Это один из очень важных шагов развития бизнеса.

Работа с клиентами при монопольном положении

Отдельным моментом рассматриваются абсолютно новые бизнесовые ниши. В этом случае конкуренты изначально отсутствуют. Первое время вы можете диктовать свои цены и условия. Примером также могут служить монополисты внутри больших организаций – кафе или столовые. Все туда вынуждены ходить, потому что на территории, образно говоря, завода, никто не может построить новое заведение, только одна эта столовая. Они могут диктовать цены, ассортимент, условия. Но такую монополию кто-нибудь точно лишит доминации, просто доставляя эти обеды в офис или на проходную.

Получается, монополист, это не всегда хорошо. Даже если вы не имеете конкурентов в своем деле, старайтесь найти подход к клиенту. Нет клиента – нет бизнеса. Поэтому для вас важно мнение, важна реакция, важны удобства. Чем больше ответов у вас на вопрос «почему покупатель должен пойти к вам?», тем больше вероятности, что к вам пойдут клиенты.

Многие закладывают в свой бизнес бесплатную доставку. По сути, цену за доставку они просто включают в стоимость товара и из этой прибыли тратят деньги на курьера. Согласитесь, очень приятно, когда видишь на сайте «Доставка бесплатная!». И человек, выбирая между двух магазинов, чаще всего выберет с бесплатной доставкой.

Резюмируя, можно сказать, что бизнес обязательно должен быть удобнее, дешевле и выгоднее. Вы должны быть на шаг впереди. Даже если в радиусе ста километров у вас нет ни одного конкурента, поверьте, рано или поздно он появится. Найдется тот, кто поймет что ваш бизнес прибыльный и откроет такой же. Только чуть дешевле или удобнее. То есть, вы должны все время смотреть, думать, как можно улучшить услугу. Нельзя просто сидеть. Если бездействовать, рано или поздно вы закроетесь.

Делайте так, чтобы это занятие вам было интересно, а людям комфортно и выгодно. Будьте на шаг впереди, будьте умнее. Постоянно развивайте бизнес. К примеру, очень неприятно когда приходишь в магазин, а там злая продавщица сидит. Или, допустим, услуги делаются как-то криво, косо и не вовремя. Для наглядности, посмотрите видео крайне плохой организации бизнеса. Вернутся ли сюда покупатели?

Как симпатично и мило смотрятся малышки с серёжками или гвоздиками в ушах! Проколоть уши ребёнку мечтают многие мамочки маленьких принцесс.

Поэтому они часто задаются вопросом:

Стоит ли прокалывать уши ребёнку, когда можно, в какое время года лучше, где прокалывать, как прокалывают? Попробуем с этим разобраться.

Стоит ли прокалывать уши ребёнку?

Вообще этот вопрос решается только мамой, если малышка совсем ещё маленькая. Но если мама решит, что лучше узнать у самого ребёнка, стоит ли прокалывать уши, то тогда ей придётся подождать лет до 5-7. Но в этом возрасте многие девочки побоятся самой процедуры. Хотя преодолеть страх, чтобы стать ещё красивее, а главное, хоть чуточку взрослее, сможет практически каждая девочка.

Как бы там ни было, вопрос прокола ушей решается индивидуально. На вопрос о том. во сколько прокалывают уши девочкам, вы вряд ли услышите однозначный ответ. Стоит ли прокалывать ушки — вопрос не такой сложный. Гораздо сложнее определиться с тем, когда можно прокалывать уши девочке.

Когда можно прокалывать уши детям?

Большинство специалистов считает, что прокалывать уши ребёнку можно не раньше трёх лет, то есть в том возрасте, в котором детки уже понимают, что ушки нельзя дёргать, что за ними нужно ухаживать и т д. Маленькие детки могут нелегко перенести заживление ушей. Кроме того, малышки могут за что-нибудь зацепиться серёжкой и поранить ушко. Нюансов, конечно, может быть много. Но параллельно существует мнение о том, что лучше проколоть ребёнку ушки раньше, до года, чтобы у ребёнка не сохранилась в памяти неприятная процедура прокола и заживление ушек.

В любом случае, если вы ещё не определились, когда лучше прокалывать уши ребёнку, будьте уверены, что это можно делать в любом возрасте. К тому же многие психологи считают, что ушки ребёнку нужно проколоть до года – полутора лет максимум, т.к. в таком возрасте детки мгновенно забывают о страхе и боли.

В какое время года лучше прокалывать ушки ребёнку?

Допустим, вы уже решили, что Ваша кроха будет носить серёжки. Осталось только определиться с тем, когда прокалывать уши девочке, в какое время года. Многие специалисты, да и сами мамочки уверены в том, что прокалывать уши малютке лучше весной или осенью. Зимой заживать ушкам будет мешать шапочка, а жарким и пыльным летом в свежие ранки ушей может проникнуть инфекция. Поэтому процедуру прокола ушей лучше провести в прохладное время года. то есть весной или осенью. Выбирая время, когда можно прокалывать уши, не забудьте о том, что не только погодные условия являются критерием выбора времени для прокалывания ушей малышке.

Когда нельзя прокалывать ушки ребёнку?

Прокалывание ушей не является сложной процедурой и не имеет особенных побочных эффектов, все-таки оно имеет некоторые противопоказания, большинство из которых является временными. В первую очередь вы должны понимать, что ребёнку нельзя прокалывать уши, если у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, которые могут только умножиться с проколом ушей. К таким относятся болезни крови, сахарный диабет, воспалительные заболевания ушей, в том числе хронические, проблемы с неврологией, тяжёлые формы аллергии и др.

Не торопитесь проколоть уши ребёнку, если у него режутся зубки, если он простыл или намечается прививка. Не стоит прокалывать ребёнку ушки, если вы собрались в дорогу, т.к. в поездке ранки будут заживать медленнее. Хотя бы на время воздержитесь от прокалывания крохе ушей, если вы её только недавно отдали в детский садик. В любом случае, если вы в чем-то сомневаетесь, обратитесь к своему педиатру, который наверняка вам подскажет когда лучше прокалывать уши ребёнку.

Где прокалывать ребёнку уши?

Теперь, когда вы уже решили проколоть уши ребёнку, нужно найти квалифицированного специалиста, который не только красиво, но и безопасно для здоровья малышки сделает ей прокол в ушках. Для этого вам нужно обратиться не в парикмахерскую поблизости, а найти специализированный салон, где прокол ушей производят профессионалы. Лучше всего будет обратиться в косметологический центр, который сможет предоставить вам лицензию.

Как прокалывают ушки ребёнку?

Прокалывание ушей — теперь практически безболезненная процедура. Поэтому сейчас мамы могут спокойно вести в салон или центр косметологии даже самых маленьких деток.

Прокалывают уши специальным стерильным пистолетом. Пистолет заряжен серьгой из медицинской гипоаллергенной стали, которую в дальнейшем можно будет носить как украшение. Процедура прокола занимает доли секунд. Пистолет подобно степлеру одним щелчком закрепляет гвоздик на ушке.

Как обрабатывать проколотые уши ребёнку?

Даже не смотря на то что вы проколите ушки своей крохе в самой хорошей косметологической клинике, заживление ранок может быть не таким быстрым как вам может показаться. Это зависит от многих факторов- от иммунитета ребёнка, от некоторых воспалительных процессов в организме, а также от ухода за проколотыми ушками.

В первый же день прокола ушей обработайте ранки антисептиками -перекисью водорода, разведённым спиртом. Продолжайте это делать в течение 5-7 дней. В этот период времени старайтесь не мочить ушки ребёнку. Если у малышки появилась припухлость или ушки стали гноиться, то делайте промывание слабым раствором марганцовки до тех пор, пока воспаление не пройдёт.

Не снимайте медицинские серьги хотя бы в течение первого месяца после прокола. Когда вы решите заменить серёжки, делайте это аккуратно и только стерильными руками. До тех пор пока ушки не заживут полностью, а это примерно полтора-два месяца, избегайте посещения с ребёнком бассейна или природных водоёмов. Собирайте малышке волосы, чтобы они не цеплялись за гвоздики.

Прокалывание ушей – процедура совсем несложная. Главное здесь — процесс заживления, для которого обычно требуются лишь элементарные правила гигиены.


Перед тем как отправиться делать татуировку, нужно знать не так уж много.

В первую очередь стоит определиться с тем, для чего вам нужна татуировка и что она из себя должна представлять.

Ответив себе на эти вопросы, вы сможете сэкономить свое время и время мастера, к которому обратились, избежите его недоумевающего, но говорящего взгляда, который проецирует на все предметы в радиусе 2 метров:

«Как я вам могу дать ответы на вопросы, на которые вы сами себе не можете ответить!» или «Ну определитесь хотя бы с тем, что вы хотите: бабочки, цветочки - с цветом и характером рисунка мы разберемся вместе!».

Кстати, существуют вопросы, которые мастера тату со стажем просто не переносят на дух. Но это не потому, что они сложны или требуют особой подготовки и углубления в ваш внутренний мир, просто они банальны и скучны, их задавали уже сотни раз до вас.

Поэтому лучше теоретически подготовьтесь, перед тем как прийти к тату-мастеру!

Подробнее о татуировках и о том, что нужно знать, отправляясь в тату-студию, я поговорила с мастером татуировки Владимиром Колесниковым.

Влад имир, какие вопросы чаще всего вам задают, когда приходят на консультацию? От каких вопросов обычно руки мастеров начинают дрожать, а глаза наливаются кровью?

Обычно люди приходят делать татуировки, но сами не знают, чего хотят.

Задают такие стандартные вопросы, как «Есть ли у вас книга с фразами?» - книг таких нет, говорю сразу, «Какие татуировки делают чаще всего?» - все зависит только от человека, «А где делают чаще всего?» - везде, «А как от нее потом избавиться?» - лучше не делать, если хотите вывести.

Я всегда предлагаю варианты тату тем, кто не знает, чего хочет: бабочка, цветочек…У некоторых может возникнуть вопрос «Что значит бабочка?» - показываю наглядно.

Как только определяемся с тем, что будем рисовать, начинаем выбирать цветовую гамму и разбираться с другими деталями.

Конечно, легче работать с человеком, который знает, чего хочет.

Нужны какие-то справки, перед тем, как приходить к вам?

Справки не нужны. Но правильнее всего будет перед тем, как прийти делать тату, проконсультироваться с дерматологом и удостовериться в том, что нет аллергии, а если есть, то на что.

В случае с тату важно знать, есть ли аллергия на медикаменты, на случай местного обезболивания.

Какие противопоказания существуют для нанесения тату?

Наличие аллергических и прочих дерматитов, аллергия на металлы, сахарный диабет, инфекционные поражения кожи, плохая свертываемость и некоторые другие заболевания крови, инфицирование ВИЧ или вирусом гепатита.

Не стоит делать татуировки женщинам во время беременности и во время критических дней, так как татуировка будет медленнее заживать, да и процесс будет более болезненным.

Процесс прокалывания и рисования тату болезненный?

Все зависит от места, где делается татуировка. Где-то больно, где-то не очень.

Как правило, все внутренние поверхности тела: будь-то бедра, бока, руки - все они довольно чувствительные.

Свою роль играет и индивидуальный болевой порог, который у всех людей разный.

Если человек не из терпеливых и имеет низкий болевой порог, как обезболиваете?

Местное обезболивание делается при помощи нанесения на кожу гелей, мазей и кремов с содержанием лидокаина.

Они помогают в течение часа обезболить поверхность кожи, на которой будет делаться татуировка.

Как правило, местные обезболивающие средства наносятся на раздраженную кожу или очень чувствительную. После нанесения можно час спокойно работать. Нет никаких болевых ощущений, кожа немеет.

После того, как действие обезболивающего средства проходит, как правило, появляются ноющие ощущения.

Если человек вообще не может терпеть, то это выход: намазать, подождать и закончить рисунок. Но у меня такие ситуации редкость.

Обычно попадаются терпеливые клиенты!

Нарисовать на теле можно все, что душе угодно?

Технически, все, что рисуют на бумаге, можно выполнить и на коже.

Но не все рисунки будут так же хороши на коже, как на бумаге. Но, в принципе, можно нарисовать все.

Встречаются клиенты, которые волнуются о том, какая татуировка на что влияет?

Да, таких много. Например, часто делают фразу Dum Spero Speri (перевод с латинского «Пока дышу, надеюсь»), но люди не всегда знают переводы фраз, которые приносят.

Те, кто уверен в том, что рисунок повлияет на его жизнь, конечно же, есть.

Смысл во всем есть. Сейчас татуировка стала проявлением искусства больше. Это не просто масть, которая означает определенные законы.

Сейчас татуировка - это украшение, которое гармонично дополняет твое тело и демонстрирует твой стиль жизни, какие-то предпочтения.

Давайте вернемся к вопросу «Как вывести татуировку?».

Я не совсем понимаю людей, которые приходят делать татуировку и в этот же момент думают о том, как ее вывести.

Спрашиваю: «Зачем татуировка, если собираетесь выводить?». Отвечают: «Надо!».

Не понятно зачем. Не понятно, кто у молодого поколения воспитывает желание делать татуировки: модные журналы, телевидение?

А вывести ее можно лазером или дедовскими способами: компрессы из марганцовки прикладывать или соль вбивать на места проколов - со временем рисунок обесцвечивается.

Вообще, нужно прежде всего думать о том, что ты делаешь, а не думать заранее, как исправить впоследствии.

Если такие мысли возникли - не стоит делать татуировку.

Как долго заживает татуировка?

Неделя - две. Это зависит от места, от плотности прокраса, от кожи, от того, как скоро организм способен регенерировать новые клетки.

Что еще нужно знать, перед тем как сделать тату?

Я бы посоветовал определиться с местом нанесения рисунка либо предварительно этот момент обсудить со специалистом.

Так как, например, при движении кожа натягивается, что мешает эстетическому восприятию рисунка.

Задумайтесь, будет ли у вас необходимость прятать этот рисунок под одеждой, хотите ли вы, чтобы его видели все или только избранные.

Тату с возрастом видоизменяется, так как кожа теряет свой тонус, увеличивается количество жировых отложений под ней - эти моменты тоже следует учитывать при выборе места для тату, а не просто копировать то, что сделал кто-то другой.

Республиканский этап Всероссийского конкурса «Моя малая родина». Фото: greenedu.ru

На середину-конец весны обычно приходится основная масса различных школьных конкурсов, олимпиад и конференций. Сегодня успешность обучения школьников и даже студентов оценивается не только по оценкам в дневниках и зачетках, но и по их активности в более углубленном изучении различных дисциплин.

Работа над ошибками

Сам я когда-то, еще в средних классах, впервые побывал зрителем на одной из таких конференций, затем был докладчиком, впервые победил, через какое-то время меня самого стали регулярно приглашать в качестве члена жюри на конкурсы и конференции. Думаю, вам, уважаемые родители, педагоги, а самое главное, учащиеся, будет интересно узнать оценку качества подготовки наших школьников с позиции многолетнего опыта. Скажу сразу, из года в год сохраняются одни и те же недочеты в докладах учащихся. Вот их классический набор. Исправив их, вы поможете вашим детям лучше проявить себя.

Между школьными и более взрослыми конференциями есть важный переходный момент. Школьники чаще идут на конкурсы ради оценки их достижений, получения призов, грамот. Остальных участников они воспринимают как реальных соперников. В студенчестве, а затем в профессиональной деятельности конференции становятся площадками для обмена опытом. Однако школьники чаще пассивны в обсуждении достижений друг друга, не проявляют взаимного интереса: пришел, дождался своего выступления и едва не уснул до подведения итогов. А между тем более активных, уверенных в себе подростков профессионалы сразу замечают.

Сложнее всего выступать первому и завершающему докладчикам. Как и в спорте, первый доклад становится «точкой отсчета», ориентиром для оценки других участников. Очень редко первый докладчик получает максимальные баллы, но их в ведомости вносят карандашом с возможностью корректировки в сравнении с последующими докладчиками. К выступлению последнего участника (особенно если докладов много) слушатели утомляются. Поэтому лучше сразу узнать, каким по списку предстоит выступать, учесть возраст других участников, оценить их потенциал, тематику работ, соответствие тематике секции.

Презентация часто живет своей независимой от выступающего жизнью. Часто вы даже не смотрите на экран, хотя каждый следующий слайд должен доказывать, подтверждать ваши слова. Полное дублирование текста на экране и слов доклада (особенно мелким шрифтом и когда текст сливается с фоном) не приветствуется. Плохо, если текст полностью прочитан, а не рассказан. Ученику 7 или 8 класса это еще простительно, но когда перед аудиторией выступает будущий абитуриент… И, конечно, нелепо, когда содержание работы, её вступление и выводы расходятся между собой, непоследовательны. Увы, неправильно заложенные основы перерастают в профессиональную некомпетентность в более старшем возрасте.

Возвращаясь к школе, есть еще и такой, грубо говоря, «шкурный» момент со стороны преподавателей. С недавнего времени в образовательной системе введен стимулирующий фактор, когда зарплата педагога тем выше, чем больших результатов достигли его ученики. Весна - сезон основных конференций, конец учебного года, время, когда учителя спохватываются и суетливо ищут способных детей, темы для их докладов. Бывает, что ребенок идет на конференцию не по своей воле, не прочувствовав содержание темы. Неудивительно, что доклады получаются «сырыми».

Забегая вперед, раскрою такой важный инструмент, которым пренебрегают учащиеся и их руководители, но которым, как надежным индикатором, пользуются специалисты - опция «Непечатаемые символы». В Word она отображается значком, похожим на развернутую букву «P». Для несведущего человека при ее включении на экране появляется только множество лишних точек, подчеркиваний, тире и прочих знаков. На самом деле такие символы «с потрохами» выдают информацию, скачанную из Интернета. Есть более простой способ распознания плагиата, как, например, программа «Тест на уникальность текста». Она моментально сканирует содержимое по глобальной сети и выдает совпадения.

Бывают и другие попытки «фальсификаций», которые также легко распознать. Пример: ученица в летнее время работает над темой сравнения сроков созревания и урожайности разных сортов жимолости. Есть таблицы данных, но нет структурированного текста, нет фотографий в процессе работы. Сами исследования проводились летом, работу нужно представить на конкурс в конце зимы. Руководитель решает сфабриковать фотографии. Одетого по-летнему ребенка усаживают в теплый кабинет за стол, где он якобы производит взвешивание ягод. Но под пристальным взглядом заметно, что перед ребенком стоят сломанные весы, вместо жимолости ирга, а на заднем плане за окном лежит снег!

Конечно, опыт приходит со временем. Пожалуй, именно ученые и журналисты знают, какие это огромные величины - одна страница текста или одна минута времени. Так, в одной секунде может поместиться слово, которое на странице займет, скажем, 8 знаков. А представьте, когда нужно напечатать текст объемом ровно в 2536 знаков или выпустить новостной сюжет продолжительностью ровно 57 секунд. Ни больше ни меньше! Но если уже в школьном возрасте учащийся овладевает навыками столь тонкой оценки пространства, времени, а еще важнее - смысла, включенного в них, это пригодится на всю жизнь.

Возвращаясь к главному. Часто учитель пишет работу за ученика. По подобным случаям от комиссий приходят ответы: «Это написано не ребенком». При этом ученик не виноват! Плохими могут быть учителя, родители, члены жюри. Но дети - всегда хорошие. Важно убедить их в этом, развеять неуверенность в себе, найти его «я». Ребенок - это личность, в котором изначально заложены и ученый, и поэт, и изобретатель, и спортсмен. Помогите ему, и он раскроется ярким цветком, ведь даже соломинка может запеть, как первая скрипка.

Живите своей темой

В идеале конкурс или конференция должны проходить как хороший концерт, где запоминается каждое выступление, а у жюри и участников возникает желание продолжить общение. В моей практике было много приятных моментов, связанных с конференциями. Около 10 лет назад на одной из них победила школьница. Победила заслуженно, с очень хорошей работой, глубоким осмыслением и уверенным изложением темы. В прошлом году она нашла меня через Интернет, поблагодарила за высокую оценку, давшую ей стимул продолжать совершенствоваться, и рассказала, что сейчас работает в науке.

Замечательно, когда ребенок живет своей темой. Бывают случаи, когда на конференции не срабатывает техника, не включается презентация, но докладчик продолжает уверенно излагать результаты своих изысканий. Он выступает как артист без фонограммы: музыки нет, а голос звучит. Он должен САМ все пропустить через себя, потрогать, понюхать, сфотографировать, исследовать. Работая с детьми, я им говорю: «Науку не нужно думать. Её нужно чувствовать. Любите то, что делаете, наслаждайтесь этим, и никто не упрекнет вас».

Уже не первый год я оцениваю конкурсантов в номинации «Публицистика в защиту природы и культуры» на республиканском этапе всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос». Во время мероприятия нахожу время пообщаться с детьми. Участие в конкурсе для них - это только одна из граней проявления их как личностей. Часто они обладают широким кругозором, далеко выходящим за тематику представленных докладов.

Приведу самые яркие примеры успешных работ за последние годы. Участник конкурса Артем Толмачев раскрыл своё мировоззрение о взаимоотношениях человека и природы через стихи, которые постоянно исправлял, дополнял уже во время конкурса. И было заметно, что это его полет души. Повествование восьмиклассницы из Тункинского района Аюны Урбаевой прозвучало как песня. Было потрясающее ощущение, что на несколько минут исчезли стены аудитории, вместо экрана предстали горы, послышалось журчание Аршана. Ученица Хойтогольской СОШ Айлана Сыренова поразила искренностью, осмысленностью своего рассказа. Одна из лучших докладчиц Мария Кандрашина зарегистрировалась перед самым началом конкурса. Соответственно, ее доклад прозвучал в самом конце, когда слушатели обычно утомляются, внимание ослабевает. Но повествование о ее исторических корнях из семьи староверов, раскрытое без шпаргалок, в хорошем взаимодействии с презентацией, с глубоким погружением в тему, прозвучало на одном дыхании.

Такова общая оценка ключевых недочетов учащихся и их руководителей. Через некоторое время мы рассмотрим правильное составление самой научной работы, ключевые алгоритмы, применяя которые конкурсанты обеспечивают себе фундамент дальнейшего успешного выступления.