Попадая в школу, ребенок оказывается в новой для него социальной среде, где нужно учиться взаимодействовать не только со сверстниками, но и с учителями. Из вольной жизни ученик погружается в мир правил, обязанностей и требований.

С момента, когда малыш начинает самостоятельно стоять на ножках и передвигаться по детской площадки, он попадает в мир, где кроме него и любящих родителей появляются еще другие дети, со своими желаниями и взглядами на происходящее. Ребенок должен с ними общаться, взаимодействовать, находить общий язык. Правила такого общения изобретают не сами малолетние дети. Все уже придумано до них в обществе, где им предстоит взрослеть. Мама объясняет, что можно делать, а чего нельзя.

Существуют утвержденные в обществе нормы поведения. Умение принимать их и пользоваться ими является процессом социализации ребенка в обществе. По мере взросления малыш занимает определенные ниши (статусы) в окружающем его мире. Сначала он ребенок своих родителей, потом — друг детей, с которыми гуляет на площадке, воспитанник детского сада и так далее.

Когда человечек достигает определенного возраста, он попадают в учебное учреждение, где количество его социальных статусов увеличивается. Меняется иерархия отношений, в которой школьник должен освоиться и занять свое место. На первый взгляд все процессы закономерны и естественны, они не должны вызывать никаких трудностей. На самом деле, путь ребенка по лестнице взаимодействий внутри общества усеян подводными камнями, которые не всегда удается благополучно обойти. Появляется неуверенность в себе. Трудности в общении вызывают желание ребенка убежать, избавиться от действительности. Ребенок начинает отвергать принятые нормы поведения, появляется склонность к порокам, отступлениям от моральных и нравственных устоев общества, которое его не принимает.

Невозможность найти свое место в коллективе и выработать необходимые навыки поведения приводит к тому, что возникают социальные отклонения. Это — девиантное поведение, которое построено на отрицании социальных норм, противодействии факторам, которые данная личность не приемлет. Получение статуса в школьной среде, признание своей личности ребенок стремиться достичь не путем хорошей учебы и проявлением своих талантов, а действуя методом от противного — агрессия, кражи, насилие.

Не во всех случаях такое поведение связано с негативным развитием личности. Отклонения в социальном развитии могут быть следствием высокого уровня интеллектуального развития школьника или его творческой одаренности. Многие деятели искусства и знаменитые ученые в школе были изгоями, непонятыми сверстниками и учителями.

Девиантное отклонение, замеченное у ребенка не должно быть причиной его изгнания из коллектива и негативного к нему отношения. Это лишь посыл для педагогов — обратить серьезное внимание на данного ученика и выявить причины его нестандартного поведения.

На основании вышеизложенного, девиантному поведению дана следующая классификация: асоциальное и антисоциальное поведение. В первом случае ребенок отрицает нормы общепризнанного поведения, но не преступает закон. Во втором случае действия носят противоправный характер.

В социологии существует понятие аномия, обозначил этот термин французский социолог Дюркгейм. Попадая в школу, школьник сталкивается с необходимостью ставить перед собой цели и добиваться их. Индивиды в обществе действуют на основании поставленных целей и способов их воплощения. Когда между задачей и способом ее выполнения возникает противоречие, нарушается хрупкое равновесие, ребенок чувствует свое бесправие. Это является предпосылкой к возникновению отклоняющегося поведения у школьников.

Реакции на возникающие социальные отклонения детей перечислил социолог из США Р. Мертон. Он выделил пять типов реакции школьника на несоответствие поставленной задачи к способом ее выполнения: комформизм, ритуализм, инновативность, ретризм и бунт.

Ребенок, выбравший моделью поведения комформизм, соглашается с целями, навязываемыми ему обществом, и благоприятно относится к способам их претворения в жизнь.

Инновативность в подходе к деятельности не отрицает принятых в социуме целей, но заставляет школьника искать свои собственные подходы к их достижению. Ребенок не хочет опираться на предлагаемый опыт и общепринятые пути решения поставленных задач.

Если цели остаются непризнанными, они игнорируются, но при этом все внимание уделяется деятельности на их выполнение, речь идет о ритуальном поведении. Так принято делать, поэтому он так делает. Цели при этом эфемерны.

Самые опасное проявление аномии в школьном возрасте получило название ретризм. Ребенок отрицает и цели, и средства. Это приводит к желанию уйти от действительности и часто заканчивается алкоголизмом, наркоманией и сознательным самоуничтожением в себе личности.

Последняя категория аномии – бунт. Цели и задачи заменяются новыми идеалами и средствами достижения результатов. Бунтарь стремится изменить нормы поведения на координально другие. Он организует протесты, сеет революционные настроения, стремится изменить все вокруг.

Девиантное поведение возникает не на пустом месте. Оно складывается из несоответствия норм морали с личностным воспитанием ребенка. Негативный опыт, полученный однажды, часто является причиной отклоняющегося поведения. Инстинкт самосохранения подталкивает школьника к упреждающим мерам противостояния по отношению к агрессивно настроенному обществу. Иногда нежелание взаимодействовать с обществом является причиной психологических нарушений. Агрессивное начало может быть заложено с рождения, но проявляться оно начнет только при благоприятных для этого условиях: совокупности пороков в воспитании со средой жизнедеятельности ребенка.

Профессиональный педагог и психолог могут распознать девиантного школьника по определенным признакам. Ведь прежде чем возникнут социальные отклонения личности, социальная адаптация ученика пройдет несколько этапов. Вначале ребенок чувствует подсознательную нестыковку между своими ощущениями правильности происходящего и принятыми нормами. Потом он их начнет отрицать, что станет заметно в его общении со сверстниками. Затем он станет опробовать свои действия и сравнивать их с нормами. Например, сделает что-то плохое, по мнению социума, и посмотрит на реакцию со стороны взрослых наставников. Пройдет без внимания его выходка или нет? Потом школьник начинает повторять свои асоциальные поступки снова и снова. У него накапливается опыт отрицания правил, появляются единомышленники. Он становится членом группы, где его поддерживают такие же подростки, как и он сам. Мелкое хулиганство перерастает в уголовное преступление, ведь девиантное поведение требует острых ощущений.

Разработано ряд мер, призванных противостоять отклонениям в поведении школьников. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы внутри семьи. Для этого требуется подготовка будущих родителей. Ведь именно в семьях, где изначально попрекаются нормы поведения, где царит насилие в отношениях родителей между собой и к ребенку, процветает пристрастие к пагубным привычкам, растут дети с отклонениями в поведении.

Неправильно влияет на развитие личности и противоположная ситуация в семье. Чрезмерная любовь и опека, прощание негативного отношения к действительности, попустительство со стороны родителей приводит к завышенной самооценке. Ребенок вырастает инфантильным, неспособным к сопереживанию. Спутники таких людей в жизни связаны с неспособностью противостоять трудностям.

Профилактика социальных отклонений направлена на формирование с малых лет правильных нравственных ориентиров. У ребенка должны воспитываться волевые качества и чувство достоинство. С раннего детства воспитание должно строиться на примерах, взятых из книг и кинофильмов. Постоянное насилие на экране способствует развитию агрессии, искажение ориентиров в поведении. Поэтому родители должны отслеживать информацию, получаемую ребенком и корректировать ее в соответствии с социальными принципами, учить самовоспитанию, умению отличать хорошее поведение от плохого.

Недопустимо физическое насилие над ребенком и на его глазах. Это вызовет страх и ненависть, а затем и агрессию. Дети, прошедшие через физические наказания, перестают сопереживать, делаются обозленными, неспособными принимать положительные стороны окружающего мира.

Очень важно взаимодействие школы с семьей. Педагогический коллектив должен создать благоприятную атмосферу в каждом отдельном коллективе и в школе в целом. Помочь сложным детям адаптироваться в новой для них среде. Большую роль играет привлечение детей и подростков к участию в досуговых учреждениях: кружках и секциях. Обучение их на достойных примерах.

Если девиантное поведение уже присутствует подростку нужно помочь преодолеть его негативное воздействие на неокрепшую личность. Для этого в помощь семье и школе создаются специальные центра, где работают психологи. Они занимаются коррекцией негативных проявлений у детей и подростков. Родителям не нужно пренебрегать помощью профессионалов.

Вовремя замещенное и скорректированное социальное отклонения от общепринятых норм у ребенка поможет избежать серьезных последствий. Развитие девиантного образа жизни приведет к отторжению социумом подобной личности.

В нашей стране сложился комплекс социальных институтов, осуществляющих либо могущих осуществлять профилактику отклонений в поведении детей и подростков. Для каждого из уровней отклоняющегося поведения имеют место быть специфические институты, осуществляющие профилактику дальнейшего развития отклонеий в поведении.

На уровне девиантного поведения профилактическую функцию выполняют институты семьи и школы, в лице родителей, учителей, социальных педагогов и психологов школы, а так же система внешкольных досуговых учреждений микросоциума в форме клубов, спортивных секций и т.п. Сутью профилактической деятельности на данном этапе является создание для ребенка и подростка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительными способами, а, с другой, своевременно предлагать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребенка жизненной ситуации, могущей стать ситуацией риска.

На уровне асоциального поведения (поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе) профилактическую функцию выполняют КДН – комиссии по делам несовершеннолетних и социальные педагоги и психологи школы, родители, а так же система приютов для несовершеннолетних. Содержанием деятельности КДН (отделов при администрациях органов исполнительной власти соответствующего уровня) является наложение административных взысканий и материальных штрафов на родителей, не занимающихся воспитанием собственных детей, а так же оказание морально-нравственного давления на подростка, совершившего правонарушение, но не подлежащего уголовной ответственности в силу не достижения возраста уголовной ответственности (14 лет), либо в силу случайности совершенного проступка. Смыслом профилактической деятельности в данном случае является замена возможного уголовного наказания несовершеннолетнему на административное, что в ряде случаев служит мощным тормозом для подростка, заставляя задуматься о своем будущем “на воле”. В последнее время начался процесс трансформации функций КДН, которая постепенно начинает выполнять роль не только контролирующей организации, но и роль подростковой адвокатуры, защищающей права несовершеннолетних граждан. На уровне делинквентного поведения профилактическую функцию выполняет система исполнения наказания (спецшколы, спецучилища, воспитательно-трудовые колонии и т.п.), в функции которых законодательно вменено осуществление процесса перевоспитания подростков, нарушивших закон, т.е. профилактики повторного совершения правонарушений.



К числу стратегических целей социально-педагогической помощи личности с девиантным поведением относятся: формирование конструктивной мотивации, интеграция индивидуального социального опыта, совершенствование саморегуляции, повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности, выработка жизненно важных умений, устранение или минимизация проявлений дезадаптивного поведения, расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности, повышение уровня социально-психологической адаптации.

Более конкретными задачами социально-педагогического воздействия на отклоняющееся поведение личности являются:

устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

усиление адаптивного поведения;

ослабление или устранение неадекватного поведения;

устранение изнурительных реакций тревоги;

развитие способности расслабляться;

развитие способности самоутверждаться;

развитие эффективных социальных навыков;

достижение адекватного сексуального функционирования;

развитие способности к саморегулированию.

43. АЛКОГОЛИЗМ КАК ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.особенности детского алкоголизма .

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые появляются до достижения ребенком возраста 18 лет. У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей.

 Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма.

 Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения.

 Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно.

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная.

 Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних;

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

 большинство преступлений несовершеннолетних совершается в нетрезвом состояниимногие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения (40,5 % подростков, осужденных за имущественные преступления, совершили хищение для приобретения спиртных напитков);

 пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений (в криминологии даже имеется термин "пьяная" мотивация);

 пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

 пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

 пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Социальная профилактика- деятельность по предупреждению социальной проблемы, со­циального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Социальная профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных проблему отдельных индивидов "группы риска".

Выделяют три уровня социальной профилактики:

1. Общесоциальный уровень предусматривает деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни.

2. Специальный уровень заключается в целенаправленном воздействии на: негативные факторы, связанные с отдельными видами отклонений или проблем. Устранение или нейтрализация причин этих отклонений осуществляется в процессе деятельности соответствующих субъектов, для которых профилактическая функция является профессиональной.

3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактическую дея­тельность в отношении конкретных лиц.

В социальной профилактике нуждается все население, и, прежде всего люди, входящие в группу риска. Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.

Профилактическая работа носит многоуровневый характер, включающий в себя следующие задачи:

Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач по удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости;

Воспитательные воздействия, осуществляемые в микросреде ребенка;

Выявление негативных влияний, обуславливающих асоциальные отклонения.

Ранняя профилактика социальных проблем, прежде всего, предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических воздействий, оказываемых на ребенка со стороны его ближайшего окружения (семьи, школы, неформальных групп и т.п.). Для нейтрализации прямых негативных влияний необходимы социальный контроль и административно-правовые меры.

Одной из основных задач является создание на местах служб социотерапевтической помощи семье и ребенку, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функцио­нально несостоятельным семьям, не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.

Ведущие ученые видят пути решения названных проблем в следующем:

1. Создание сети комплексных профилактических служб, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы; разработка правового обеспечения их деятельности.


2. Активное и целенаправленное использование различных институтов социализации.

3. Разработка специфических форм и средств приобщения детей группы социального риска к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально-значимую деятельность.

4. Широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями детей.

5. Систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни.

6. Осуществление контроля за детьми.

Для решения этих задач необходима выработка социальной политики, направленной на создание социально-психологических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она может включать следующие направления:

Выявление распространенности различных социальных проблем, провоцирующих их факторов;

Анализ имеющихся данных и разработка на их основе программы по профилактике социальных проблем;

Подготовка кадров (психологов, социальных педагогов, педагогов и пр.), владеющих методами предупреждения и коррекции социальных отклонений; психотехническими приемами, направленными на формирование у детей навыков социального общения, взаимодействия, принятия решений, развития позитивной концепции, формирования здорового образа жизни.

Участие социальных педагогов в превентивной системе, как правило, сводится к 3 основным функциям: диагностирование, консультирование, коррекция.

Социальные педагоги, осуществляющие профилактическую деятельность, располагая соответствующими аналитическими материалами, разрабатывают и проводят в жизнь такие меры (в зависимости от конкретных условий и обстоятельств), которые или оказывают непосредственное воздействие на уже существующие социальные отклонения или же носят упреждающий (превентивный) характер.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений надзорно- контрольной деятельности в социальной работе.

Едва ли найдётся человек, который никогда не слышал о Гарвардском университете. Слава этого учебного заведения давно уже перешла границы Соединенных Штатов и, благодаря прессе и кинематографу, его название почти слилось с самим понятием «университет». И нельзя сказать, что эта слава незаслуженна. Из года в год Гарвардский университет неизменно входит в топовые позиции большинства мировых рейтингов учебных заведений. Преподаватели университета обладают необычайно высоким авторитетом в мире наук и искусств, их исследования печатаются в самых передовых научных журналах. Среди выпускников Гарварда: 48 нобелевских лауреатов (Теодор Ричардс, Альберт Гор и другие), 32 главы государств (в том числе Джон Кеннеди и Барак Обама), 48 лауреатов Пулитцеровской премии (композитор Элиот Картер – один из них).

Гарвардский университет (Harvard University, город Кембридж, штат Массачусетс) – старейшее учреждение высшего образования в США, основанное в 1636 году и входящее в так называемую «Лигу Плюща» - восьмерку самых престижных американских вузов. Название университет получил в честь первого мецената, молодого министра Чарльза Гарварда из Чарльстона, который завещал свою библиотеку и половину состояния университету. Памятник Джону Гарварду в настоящее время находится прямо напротив Гарвард-Холла и является, наверное, самой узнаваемой достопримечательностью Гарвардского двора – исторической части университетского кампуса.

Джон Гарвард (26.11.1607-14.09.1638)

Общее число студентов, единовременно обучающихся в стенах университета - около 22 тысяч. Количество ныне живущих выпускников: более 371 тысяч, из которых 279 тысяч являются жителями США и около 59 тысяч - приезжие из других стран.

Общая площадь университетских владений: 2208 гектаров. Гарвардская библиотека – самая большая академическая библиотека в мире – насчитывает порядка 20,4 млн. томов различных изданий, 400 млн. рукописей, 10 млн. фотографий и 124 млн. заархивированных веб-страниц. Доступ к этой богатой коллекции обеспечивают почти 800 работников библиотеки. Гарвардские музеи хранят более 28 млн. произведений искусства, артефактов, образцов, материалов и инструментов. Они принимают до 650 тыс. посетителей ежегодно.

Преподавательский состав Гарвардского университета в настоящий момент насчитывает 2400 человек. Более двадцати профессоров университета являются учеными с мировым именем.

Абитуриентам предлагаются на выбор следующие факультеты и специальности:

  • Высшая школа искусств и наук;
  • Школа бизнеса;
  • Отделение непрерывного образования;
  • Школа стоматологии;
  • Высшая школа дизайна;
  • Школа теологии;
  • Высшая педагогическая школа;
  • Школа инженерии и прикладных наук им. А. Полсона;
  • Правительственная школа им. Дж.Ф. Кеннеди;
  • Юридическая школа;
  • Медицинская школа;
  • Школа общественного здоровья им. Т.Х. Чана;
  • Рэдклиффский институт продвинутых исследований.

Стоимость обучения в Гарвардском университете

Рассмотрим актуальную стоимость обучения для граждан США и иностранцев в 2016 году.

  • Курс обучения: $43280
  • Сборы: $3794
  • Проживание: $9894
  • Питание: $6057
  • Персональные расходы (включая оплату в $800-1200 за книги): $3875
  • Затраты на перелет: $0-5200

Итого: $66900 - 72100 в год.

Кроме того, в случае оформления медицинской страховки, к этой сумме прибавится ещё $2630.

Примерно 55% учеников получают финансовую поддержку, которая частично или полностью покрывает затраты на обучение. Университет располагает множеством вариантов реализации этой поддержки. Если абитуриенту удалось пройти вступительные экзамены, университет использует комбинацию из нескольких финансовых источников, для того чтобы создать индивидуальный пакет помощи, удовлетворяющий потребности конкретного студента. Среди этих источников: стипендиальные фонды, университетская подработка, займы, а также гранты, предоставляемые сторонними организациями. Средняя сумма годового гранта в 2016 году составила $50 тыс. С 2007 года инвестиции университета в финансовую помощь студентам подскочили на 75%, с 96,6 до 170 млн. в год.

В зависимости от финансовой ситуации конкретного студента, которая выясняется на основании уровня дохода его родителей (необходимо представить подтверждающие документы), ему будет начисляться определенный уровень стипендии и также предложена работа в кампусе.

Если сумма затрат на обучение всё равно не покрывается, тогда студент может взять деньги в долг, используя одну из многочисленных программ займа, например, Гарвардский Заём.

Но главной трудностью, как для самих американцев, так и для зарубежных абитуриентов, является не цена обучения, а высокая сложность экзаменов и очень низкий процент поступления – лишь порядка 5% из всех подавших документы становятся студентами вуза.

  • Тэодор Элвин Холл - ученый-ядерщик и советский шпион;
  • Генри Лонгфелло – поэт;
  • Билл Гейтс – миллиардер;
  • Марк Цукерберг - основатель социальной сети Facebook;
  • Митт Ромни – политик;
  • Джереми Лин - игрок NBA.
  • В Гарварде учиться 18 тысяч студентов и 10 тысяч слушателей различных курсов, школ и институтов, которые входят в систему университета. Стоимость зависит от факультета и популярности специальности.

    К наиболее востребованным и престижным направлениям обучения относятся право, бизнес, менеджмент, инженерия, искусство, стоматология, медицина, государственное управление, естественные, прикладные, гуманитарные, педагогические и социальные науки, искусство, дизайн, теология, здравоохранение.

    Образование строиться по системе бакалавриат, магистратура, аспирантура. Большинство студентов бакалавриата выбирают социальные и биологические науки, на втором месте по востребованности – гуманитарные, потом идут инженерия, естественные науки, математика, ИТ-специальности. Магистратура есть на каждом факультете и в институтах, после окончания которых можно поступить в аспирантуру или продолжить обучение в одной из высших школ. Для тех же, кто хочет повысить уровень знаний или получить второе высшее образование существует огромное количество курсов и возможность обучаться в высших школах.

    Стоимость обучения в бакалавриате в среднем составляет 36,3 тысячи долларов. При этом цена за обучение в год достигает 50-66 тысяч долларов. Это медрасходы, страховка, студенческие траты, проживание, питание, личные расходы, поездки на конференции, мастер-классы, посещение спортивных залов, пользование лабораториями и т. д.

    Расходы: Минимум Максимум
    Стоимость года обучения $0 $43500
    Питание и прочие расходы $3,500 $11,500
    Общежитие $8,600 $8,600
    Медицинская страховка $2,400 $2,400
    Итого — стоимость обучения в год $14,500 $66,000

    В магистратуре цена может повыситься до 40 тысяч американских долларов в год, что способно покрыть обучение. На учебники и пособия понадобятся еще 2 тысячи. Проживание и другие расходы составят около 20-22 тысяч, из-за чего стоимость обучения в год будет составлять почти 70 тысяч долларов. Более 70% студентов в Гарварде получают знания, оплачивая обучение через стипендиальный фонд.

    Кампусы и система «домов»

    Студенты университета получают возможность жить в одном из кампусов на территории Гарварда или снимать квартиру в Кембридже или Бостоне. Располагаются кампусы около университета или на его территории. Жилье для студентов представлено этими «домами» или общежитиями. Поселиться в первые могут студенты, которые хорошо учатся, имеют достижения в спорте или других сферах. «Дома» являются жилым местом, а также административными учреждениями, сотрудники которых помогают студентам адаптироваться и социализироваться.

    Система «домов» была создана в 1930-х годах, когда президент университета Э. Лоуренс Лоуэлл решил бороться с социальной стратификацией и вредными привычками молодежи, живущей вне кампусов. Была создана кампусная система, которая предусматривала нахождение студента в «доме» все время – от проживания до питания. Существовала и общая комната, где управлял старший. В его обязанности входили обеспечение академической атмосферы в кампусе и соблюдение дисциплины.

    В Гарварде всего 13 домов: 9 находятся в южной части двора, 3 – за пределами университета, один административный. 9 домов объединены в жилой комплекс Ривер Хаус, и каждый кампус носит имя президента-выпускника вуза, основателя системы кампусов и представителя династии Уинтроп. Они располагаются между университетским парком и рекой Чарльз и объединены в здание Керкленд Хаус.

    Еще три дома называются Куад Хаус – Кебот Хаус, Керриер Хаус и Форсхаймер Хаус. Они находятся за пределами парка и являются общими для студентов университета и Редклифф-колледжа.

    13-ый кампус называется Дадли, в который иногда селят аспирантов. Он выполняет социальные и административные функции.

    Попасть в кампус можно со второго курса, и только если хорошо учиться. На первом все живут в общежитиях. В «домах» управление принадлежит старшекурсникам и группе преподавателей, которые следят за академическими результатами студентов.

    В таких «домах» есть спортивные и тренажерные залы, театральные площадки, кафе, лаборатории, жилые комнаты.

    Как поступить в Гарвард?

    Комплект документов для подачи на программу зависит от того, куда поступает абитуриент – на бакалавриат, магистратуру, в Бизнес-школу или аспирантуру. Для зачисления на бакалаврскую программу нужно предоставить аттестат об окончании средней школы, выписку оценок за два года, результаты сданных экзаменов по SAT (тест схоластических способностей) и американскому стандартизованному тесту. Также нужно предоставить результаты по двум сданным предметам, входящим в систему SAТ, рекомендации академического характера, лингвистический сертификат, мотивационное письмо. Иногда нужно пройти собеседование.

    Ежегодно до 1 декабря студенты имеют возможность подать документы в магистратуру на выбранную специальность. Для этого потребуются:

    • мотивационное письмо;
    • резюме;
    • бакалаврский диплом, выписка оценок и средний балл, который должен быть не меньше чем 4,8;
    • рекомендации от 3-х преподавателей;
    • публикации;
    • эссе или другие авторские работы;
    • результаты вступительного экзамена GRE или GMAT;
    • сертификат TOEFL, который подтверждает знание английского языка;
    • справка о финансовых доходах.

    Ежегодно в Гарвардский университет подают заявления на вступление более тридцати тысяч абитуриентов, из них только две тысячи становятся студентами. Документы рассматривает комиссия, созданная из нескольких высококвалифицированных преподавателей. Рассмотрение происходит индивидуально каждым из них. Преимуществом для абитуриентов будет наличие академических успехов и достижений, участие в различных олимпиадах, соревнованиях, занятие волонтерством, участие в социальных проектах.

    Поступлением в магистратуру или аспирантуру занимаются администрации школ, факультетов и институтов. Внимание, в первую очередь, стоит обратить на наличие академических достижений, наличие успехов в научно-исследовательской сфере. Важно правильно написать письмо о намерениях, где нужно четко и конкретно изложить причины участие в выбранной программе. Для магистратуры нужны научные публикации, участие в конференциях. Для аспирантуры нужно доказать наличие научного потенциала и перспективности исследований в конкретной сфере.

    Бизнес-образование в Гарварде является одним из самых престижных в мире. Выпускники Гарвардской Бизнес-школы занимают важные посты в управлении, сфере менеджмента. Из-за этого конкурс ежегодно составляет 10 человек на место. Чтобы поступить в Бизнес-школу, необходимо следующее:

    1. бакалаврский диплом;
    2. высокие результаты по тестам GMAT или GRE;
    3. отличное знание английского языка, подтвержденное сертификатами;
    4. транскрипт оценок;
    5. рекомендации от преподавателей;
    6. резюме, в котором нужно описать академический, образовательный и профессиональный опыт.

    Также потребуется эссе, в котором нужно написать причины выбора той или иной специальности, почему важно учиться именно в этой школе, какие перспективы это принесет для общества. Продумывать эссе следует тщательно, уделяя ему особое внимание.

    Возможность получения стипендий

    Обращаться за финансовой поддержкой вправе те студенты, семьи которых имеют доход меньше 65 тысяч долларов в год. Размер гранта может составлять до 46 тысяч американских долларов в год, что позволит покрыть плату за обучение, проживание в кампусе, учебники. Если годовой доход семьи составляет от 65 до 110 тысяч, то стипендия может быть не полной, а только на 80-90%.

    В магистратуре студенты получают поддержку в виде грантов, стипендий, работы в университете. Аспиранты имеют возможность получить 100% финансовую поддержку. Дополнительные финансовые ресурсы они получают, если работают ассистентами преподавателей и профессоров, ведут занятия, участвуют в научно-исследовательских проектах.

    Магистранты и аспиранты стимулируются администрацией факультетов и школ на поиск и получение внешнего финансирования. Это могут быть фонды, организации, научные институты, исследовательские центры.

    Гарвардский университет – знаменитый мировой центр искусства и культуры. На территории вуза находятся концертный зал, театры, кинотеатры, арт-галереи, тематические клубы. В нем каждый день проходят культурные мероприятия, фестивали, конференции, семинары и симпозиумы, практические занятия.