НАБЛЮДЕНИЕ как метод сбора эмпирических данных

Наблюдение – целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта; наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление)

Старейший психологический метод. В клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, в психологии труда, т.е. в областях, где особое значение имеет зафиксировать естественное поведение человека, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой

Какое бывает наблюдение

Несистематическое, в ходе полевого исследования, этнопсихология, психология развития, социальная психология Важно не строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида или группы в определенных условиях

Систематическое – проводится по определенному плану, исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения испытуемого и классифицирует условия внешней среды (близко к квазиэксперименту или корреляционному исследованию)

Сплошное – фиксируются все особенности поведения

Выборочное – смотрим только определенные особенности поведения, типы поведенческих актов (например, частоту агрессивных актов, время взаимодействия матери и ребенка и т.д.)

Внешнее – наблюдатель не член группы испытуемых

Включенное: наблюдатель – член группы испытуемых:

1) испытуемые знают о наблюдении (например, при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки)

2) не знают, что их поведение фиксируется – за зеркалом Гезелла, группа заключенных в общей камере и т.д. (см. рис.) Этические проблемы

Проблема наблюдения – субъективность (проводящего исследование). Хорошо –аудио или видеозапись. На этапе интерпретации – мнение нескольких экспертов.

НАБЛЮДЕНИЯ (пример)

Ученые-исследователи Дин, Уилпис и Хьюитт (Dean, Wjllis, Hewitt, 1975} заинтересовались, на каком расстоянии держатся друг от друга люди с неравным статусом. Гипотеза, лежащая в основе их исследо­вания, основывалась на предположении, что люди с более низким статусом стараются находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса. Например, расстояние между студентом и его преподавателем может быть больше, чем между ним и его сокурсниками. И еще большее расстояние может быть между ним и деканом или ректором. Для проверки этой гипотезы Дим и др. ненавязчиво измерили, на каком расстоянии останавливаются ново­бранцы, приближаясь к морским офицерам. Результаты этого иссле­дования показали, что расстояние между военными увеличивалось пропорционально различию в их званиях. Данный пример, повеству­ющий нам нечто о взаимовлиянии межличностного пространства и воспринимаемого статуса, основан не на традиционной экспе­риментальной методологии, но является хорошим образцом наблю­дения в естественных условиях.

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него "вмешательства" путем создания специальных условий в "жизнь" наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного "глазения", которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Наблюдение - активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств С объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Термин "наблюдение", как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные" цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.



Термин "метод" употреблялся еще в древнем мире как синоним "учения". В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как "форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта" (Философская энциклопедия, т. 3, с. 409). Иначе говоря, метод включает, с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности, то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала, и, с другой стороны, - способ истолкования фактов (А.П. Куприян). В согласии с этой точкой зрения Б.А. Климов считает, что метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, об его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя. Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов деятельности, и отличается от них либо типом отношения к объекту изучения (в эксперименте 1 , беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий), либо наличием прямого визуального и слухового контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте). Основными характеристиками психологического метода наблюдения являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность. С методической точки зрения наблюдение в психологии характеризуется "универсальностью", то есть применением его к изучению такого широкого круга психических явлений, какого, пожалуй, не имеет никакой другой метод психологии, гибкостью, то есть возможностью по ходу наблюдения изменять по необходимости "поле охвата" изучаемого объекта или проверяемую гипотезу, и отсутствием или минимальнейшими требованиями к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения. Эти характеристики позволяют ему сохранить до сих пор свое значение как основного метода психологии.

Применительно к данной конкретной задаче исследования, с учетом специфической природы изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование, наличия определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов метод наблюдения реализуется в виде конкретной методики. Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач. В зарубежной психологической литературе используется термин " техники наблюдения" как синоним приведенного здесь понимания методики. Методики наблюдения различаются способами организации деятельности наблюдения, приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности, характером и величиной единиц наблюдения, приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация) и способами анализа результатов (качественный, количественный). Методика, как самое полное описание всей процедуры наблюдения включает: выбор ситуации и объекта наблюдения, который определяется прежде всего целью исследования и в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности; программу (схему) наблюдения в виде переменного перечня признаков (аспектов) наблюдаемого поведения, единиц наблюдения с подробным их описанием, а также способ и форму фиксации результатов наблюдения;описание требований к организации работы наблюдателя; описание способа обработки и представления полученных данных.

Данный раздел общего практикума по психологии имеет целью ознакомление студентов с особенностями психологического наблюдения и овладение основами построения методики наблюдения применительно к конкретной исследовательской задаче.

Особенности метода наблюдения в психологии

Специфические черты, отличающие метод наблюдения в психологии от характеристик этого метода в других науках, обусловлены рядом факторов, которые мы рассмотрим ниже. Все они так или иначе связаны с особенностями психики как предмета, изучаемого нашей наукой. Психическая жизнь недоступна прямому наблюдению извне, скрыта от глаз стороннего человека. Часть ее открывается внутреннему взору, познается с помощью самонаблюдения. С этим обстоятельством связан тот факт, что в течение целого периода истории психологии самонаблюдение (интроспекция) оставалось единственным методом нашей науки. Но самонаблюдению открывается только малая часть, как верхушка айсберга, выступающего из воды, если вся психическая жизнь - айсберг. По мере превращения психологии в самостоятельную науку развивались методы объективного исследования психики и метод наблюдения в их числе 2 . Наблюдение служит одним из методов познания психической реальности в той мере, в какой последняя имеет внешние проявления, и с той тонкостью и глубиной, какую может обеспечить теория, в- рамках которой проводятся те или иные наблюдения и интерпретируются его данные.

Советская психология исходит из марксистского понимания активной преобразующей сущности деятельности людей. Исследования отечественных психологов основываются на принципах единства сознания и деятельности, общего строения внешней и внутренней деятельности, взаимосвязи значения и личностного смысла образующих сознания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Эти принципы составляют методологическую базу применения метода наблюдения в эмпирических психологических исследованиях и предполагают возможность изучения разных уровней психического отражения на основе выявления их регулирующей роли в деятельности.

Что можно наблюдать? Объектом психологического наблюдения является тот, за кем ведется наблюдение - отдельный человек (или животное), группа людей в их совместной деятельности, общности. Предметом наблюдения могут быть только внешние экстериоризированные компоненты деятельности: а) моторные компоненты практических и гностических действий; движения, перемещения и неподвижные состояния людей; скорость и направление движения; дистанции между ними; соприкосновения, толчки, удары; совместные действия (группы людей);б)речевые акты,их содержание, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя; в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков; г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций: покраснение или побледнение кожи, изменение ритма дыхания, потоотделение и т.д. , сочетание перечисленных признаков. Наблюдаемыми могут быть ситуации , возникающие в естественной жизни и искуственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

Факторами, прежде всего определяющими сложность познания "внутреннего через наблюдение внешнего" являются, во-первых, многозначность связей внешнего проявления с субъективной психической реальностью, стоящей за ней, и, во-вторых, многоуровневая иерархическая структура психических явлений. В силу первого одно и то же поведенческое событие может быть связано с различными психическими процессами. Например, известный русский психолог А.Ф. Лазурский, опиравшийся в разрабатываемой им "Науке о характерах" в основном на наблюдения, рассматривал наличие большого числа автоматических рефлекторных "самопроизвольных" движений после периода покоя как проявление подвижности - устойчивой характеристики двигательной сферы человека, отмечая при этом, что резкое увеличение числа таких движений может быть вызвано рядом других причин - аффектом, возбуждением под влиянием алкоголя и др. И наоборот, одно и то же эмоциональное переживание может иметь разные проявления: один человек в гневе бледнеет, другой - заливается краской. В силу второго из указанных моментов один и тот же наблюдаемый двигательный акт может свидетельствовать о разных уровнях психической регуляции эффектора. Например, затяжная фиксация взгляда на каком-либо объекте может быть проявлением перцептивного внимания при осознанных попытках человека опознать этот объект, то есть следствием высокоуровневой регуляции глазодвигательного центра. Но та же неподвижность взора может проявиться в результате отсутствия активации глазодвигательных центров в силу "загруженности" сознания какой-либо другой задачей.

В связи с этими специфическими чертами изучаемого психологией предмета был сформулирован ряд правил для применения наблюдения:

1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и изменяющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.

2. Не делать скороспелых выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.

3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с" общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку - стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого.

Еще одна особенность психологического наблюдения состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают. Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым. Есть несколько способов для этого: а) "примелькаться", то есть часто присутствовать в окружающей наблюдаемого среде, будучи углубленным в свое дело и как бы не обращая внимание на наблюдаемого; б) объяснить присутствие наблюдателя какой-либо приемлемой для наблюдаемого целью, например, объяснить школьному учителю свое присутствие на уроке желанием освоить методику преподавания его предмета; в) заменить наблюдателя регистрирующей аппаратурой (кинокамерой, видеомагнитофоном, телевизионным передатчиком), которая, во-первых, несколько меньше смущает наблюдаемого и, во-вторых, обеспечивает точную фиксацию; г) вести наблюдение из темной комнаты, отделенной от того помещения, где находятся наблюдаемые, стеклом с односторонней проводимостью света - стеклом Гезелла и д) фото- и киносъемка скрытой камерой. Три последние способа не всегда доступны, а два последние кроме того и главным образом ставят сложную этическую проблему, поскольку посягают на внутренний мир человека, не имея на то его разрешения. Поэтому можно согласиться с П. Фрессом, который считает, что поскольку наблюдатель чаше всего открыто присутствует я тем самым вносит новые условия в сам наблюдаемый процесс, только его скромность, такт, способность быть как можно ближе к наблюдаемому ослабляют неизбежное влияние его присутствия.

Специфические трудности для наблюдения в психологии представляют такие особенности психических явлений как их уникальный характер, неповторяемость и очень малая (доли секунды) или очень большая длительность . В силу зависимости от множества факторов, которые к тому же могут присутствовать в разных сочетаниях, проявления одного и того же психического свойства или процесса неповторимы. Здесь имеются в виду не только такие сложные образования как личность или межличностные взаимодействия - даже простые рабочие движения в строго постоянных условиях становятся стереотипны, идентичны одно другому после тысячекратных повторений. В экспериментах Лэндиса в которых испытуемые переживали подлинные эмоции страха, смущения, не удалось установить типичной непроизвольной мимики, их выражавшей: у каждого испытуемого был свой характерный для него набор мимических реакций 3 .

Очень кратковременные действия недоступны прямому визуальному наблюдению. Например, некоторые различимые эмоциональные выражения длятся 1/8 с и остаются незамеченными даже опытными наблюдателями, как показали Хаггард и Айсекс. Для их наблюдения и фиксации обычно используют ускоренную киносъемку. При слишком большой длительности изучаемого процесса, когда нет возможности наблюдать его непрерывно (например, развитие взаимодействия группы людей при выполнении общей задачи в течение всего рабочего дня) используется методика временной выборки, то есть наблюдение ведется с перерывами.

Вторая группа специфических характеристик наблюдения в психологии связана с особенностями человека-наблюдателя.

Одна из основных характеристик восприятия человека - избирательность , которая определяется общей направленностью деятельности (ребенку "бросаются в глаза" игрушки, портному - пошив одежды и т.п.). Отбор в восприятии происходит под влиянием смысловых, целевых и операциональных установок человека, а также зависит от физических параметров объекта - его интенсивности, близости, величины и т.д. Известно, что благоприятное действие установок состоит в сенсибилизации восприятия (то есть обострении чувствительности) к значимым для наблюдателя воздействиям. Однако излишне фиксированные установки являются своего рода шорами на глазах, ведут при некоторой неопределенности стимуляции к ошибкам восприятия и содержат опасность ненужной предвзятости в интерпретации наблюдаемого.

Другим источником предвзятости в суждениях наблюдателя может быть известный феномен проекции собственного "я" на наблюдаемое поведение. Наиболее отчетливо он выступил в антропоморфных интерпретациях поведения животных. Феномен проекции провоцируется тем, что самонаблюдению открыта внутренняя сторона поведения, у человека возникает иллюзия, что многое становится понятно, и потому возникает соблазн переноса этого объяснения на поведение другого. Нужна, особая критическая в свой адрес позиция наблюдателя при интерпретации данных наблюдения, чтобы исключить влияние этого источника ошибок.

Возможности прямого наблюдения ограничиваются также рядом индивидуальных характеристик наблюдателя . Объем симультантного восприятия человека не превышает 5-7 дискретных объектов. Для одновременного наблюдения за большим числом объектов нужно либо увеличивать число наблюдателей, либо использовать помимо восприятия человека регистрирующую аппаратуру (кино, видеозапись). Наблюдатели различаются _ по восприимчивости к воздействиям разных модальностей (преимущественно зрительный или слуховой типы), преимущественным развитием способности концентрировать или распределять внимание, особенностями памяти, когнитивным стилем, темпераментом,эмоциональной устойчивостью и т.д. 4 Все эти индивидуальные свойства наблюдателя накладывают отпечаток на качество и содержание наблюдений и являются одной из причин, приводящих к существенному различию наблюдений, сделанных одновременно несколькими наблюдателями за поведением одного и того же объекта. Некоторого уменьшения влияния перечисленных факторов можно добиться только направленной тренировкой наблюдательности.

Связь наблюдения с теорией . Одна из существенных специфических характеристик психологического метода наблюдения состоит в гораздо более тесной, чем в любой другой науке, связи наблюдения с теоретической позицией наблюдателя. Здесь имеется в виду влияние исходных теоретических предпосылок исследования (вплоть до понимания предмета психологии) не только на выбор объекта и предмета наблюдения, но и, на организацию самого процесса наблюдения и интерпретации его результатов. Поясним это примером. Для бихевиориста весь интерес заключается в изучении поведения. Мышление для Уотсона - "навык гортани" и потому, исследуя природу мышления, он ограничивается наблюдением малозаметных движений мышц речевого аппарата. Для гештальтпсихолога Келера главным в решении интеллектуальных задач был "инсайт" (внезапное схватывание отношений ситуации в целом), поэтому в своих исследованиях мышления человекообразных обезьян он наблюдал все многообразие их поведения в свободном поле, вычленяя из него поведенческие акты, ведущие к решению. Следовательно, при общности цели -изучение природы мышления-разные теоретические позиции привели к созданию принципиально разных методик наблюдения (разные предметы исследования, разные объекты и предметы наблюдения, различная схема наблюдения и интерпретация его результатов) и, само собой разумеется, к принципиально различным выводам.

Таким образом, теоретическое представление о природе и свойствах изучаемой психической реальности входит в методику наблюдения определяющей ее составной частью. Такое положение вещей согласуется с пониманием сути научного метода как "приведенной в действие теории" по выражению болгарского марксиста Н. Стефанова.

Справедливость утверждения о связи наблюдения с теорией очевидна для наблюдений, имеющих целью проверку гипотез. Думается, однако, что это утверждение следует распространять и на поисковые исследования, в которых общая направленность интерпретации наблюдений определяется всей суммой психологических знаний и представлений исследователя и, следовательно, его теоретической ориентацией.

Перейдем к вопросам организации научного исследования методом наблюдения. Все основные моменты организации фиксируются, как было отмечено выше, в конкретной методике наблюдения.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: - непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; - пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; - сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение .

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики , он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды

Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают . Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом , причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой , и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США . Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., ), разработавшего теорию когнитивного диссонанса .

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе , в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, ) .

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс APA и наблюдения


Wikimedia Foundation . 2010 .

Характеристика основных методов психологии развития.

1. Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: *проводить беседу в естественной обстановке; *постараться не быть чужим; *подготовить вопросы заранее; *фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; *быть тактичным);
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов. Но тестирование является лишь констатацией действительности, а чтобы изменять, развивать различные качества личности необходимо использовать другие методы.

2. Стратегия наблюдения . Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности.
Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований . Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).

Наблюдение, как мы уже знаем, - преднамеренное, системати­ческое и целенаправленное восприятие внешнего поведения челове­ка с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, ког­да у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюде­ние представляется несложным методом, при правильной организа­ции оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то сле­дит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника - на занятиях, подростка - в среде сверст­ников, взрослого - в профессиональной сфере и т.д., психолог по­лучает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринима­ются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психи­ку развивающегося человека.



Ограниченность использования метода наблюдения связана с не­сколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в пове­дении человека социальных, физических, физиологических и психи­ческих процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, на­блюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вы­зывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюде­нии невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изме­нений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психо­логу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофо­ны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использова­ния скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода на­блюдения - трудно преодолимая субъективность. Так как в психоло­гии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отноше­ния к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, вниматель­ности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких ис­следователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижа­ет экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюде­ния, позволяющие проводить наблюдения за одним (или нескольки­ми) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентны­ми являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фик­сирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глуб­же понять отношение к детям разных возрастов на разных историчес­ких этапах.

Разновидностью наблюдения являетсясамонаблюдение в форме словесного отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проде­лывает человек - его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пе­реживания, оценивать свои действия. Другим вариантом наблюдения являетсяпсихологический анализ продуктов деятельности, успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художествен­ные произведения взрослых и пр.). Часто психологи пользуются ме­тодомобобщения независимых характеристик, полученных при на­блюдении личности в различных видах деятельности.

3.Метод эксперимента: констатирующий, формирующий этапы.

Стратегия естественно-научного констатирующего эксперимента . Основная цель - установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) метод поперечного среза - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
б) лонгитюдный метод , который часто называется "продольным исследованием". Здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Такого типа исследование позволяет выявить более тонкие тенденции развития, небольшие изменения, происходящие в интервалах, которые не охватываются "поперечными" срезами.
Стратегия формирующего эксперимента . Основная цель - активное вмешательство в построение процесса с заданными свойствами (основатель метода Л.С. Выготский)
Различают лабораторный и естественный эксперимент . Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
- постановка цели;
- планирование хода эксперимента;
- проведение эксперимента (сбор данных);
- анализ полученных экспериментальных данных;
- выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных;

В формирующем эксперименте выделяются 3 этапа:

1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики учащихся). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.

2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы);

3. Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.

Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое качество.

Уже более 100 лет в психологии действуютэкспериментальные методы, предполагающие активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых вы­является искомый психологический факт. Напомню, что первые экс­периментальные методики были разработаны именно для детей.

От наблюдения эксперимент отличается 4 особенностями: 1) в экс­перименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а на­блюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соот­ношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

В психологии развития успешно применяются оба традиционных вида эксперимента - естественный и лабораторный, а большинство исследований развития включает констатирующую и формирующую форму эксперимента. Вконстатирующем эксперименте выявляются определенные психологические особенности и уровни развития со­ответствующего психического качества или свойства. Все же большее значение в психологии развития приобретает формирующий экспе­римент (который может иметь обучающий или воспитывающий ха­рактер).Формирующий эксперимент предполагает целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки опреде­ленных качеств, умений. Фактически, это развивающий метод в ус­ловиях специально созданного экспериментального педагогического процесса. В известном смысле подобные же задачи решаются втренингах, которые адаптируются или специально разрабатываются для детей разных возрастов (например, тренинг личностного роста для подростков, тренинг общения для школьников, психогимнастика для дошкольников и т.п.), и коррекционных системах.

В качестве разновидностей объективных экспериментальных ме­тодов психологии выступаютблизнецовый метод, социометрия, ана­лиз результатов деятельности, моделирование, анкетирование и тес­тирование (с целью диагностики или прогноза).

Большинство перечисленных методов является исследовательски­ми. Они позволяют в качестве результата получить нечто новое (фак­ты, закономерности, механизмы психических процессов). Но иногда в психологии требуется сравнить какие-то параметры личности, дея­тельности человека с некоторыми имеющимися стандартами, нор­мативами, т.е. преследуется цель испытания. Тогда речь идет о диаг­ностике, в которой широко используетсятестирование - краткое, стандартизованное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах инди­видуальных различий.

Достоинства экспериментального метода несомненны. Он позво­ляет психологу: 1) не выжидать, когда исследуемая особенность про­явится в деятельности испытуемого, а самому создать условия ее максимального проявления; 2) повторить опыт необходимое число раз (для этого существуют разные формы одного и того же теста, например, несколько форм 16-PF Кэттелла, формы А-В-С Айзенка и т.д.); 3) выявленная особенность может быть замерена у разных детей в тех же условиях и у одного ребенка в разных условиях, что повышает надежность полученных данных; 4) эксперимент удобнее в плане стандартизации полученных материалов, их количественно­го обсчета.

Вместе с тем и у эксперимента есть ряд недостатков: 1) любой эксперимент всегда ограничен определенным набором действий, за­дач, ответов и поэтому никогда не дает повода для широких обобще­ний в плане целостного представления о развивающемся человеке;

2) эксперимент - это всегда только срез с деятельности, личности ребенка в данный конкретный момент, поэтому он требует обяза­тельного повторения.

Методы психологического исследования и проблема объективного метода в психологии.

Методы психологического исследования.

Из Лекций:

Классификация методов психологии:

· Позиция исследователя

Пассивная

Активная

· Анкетирование

· Тестирование

· Проективные методы

Метод – есть выражение отношения между объектом и субъектом познания.

Объект и Субъект познания не противопоставляются как в наблюдении (метод интроспекции или рефлексия).

Метод эксперимента – активное противопоставление объекта субъекту.

Разнообразие классификаций общенаучных методов.

Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления обработки данных.

  • При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с её мысленной репрезентацией – представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т.д. Теоретическая работа совершается «в уме».
  • Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений.
  • При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному» (экспериментатор – метод индукции, теоретик - дедукция).

По Дружинину.

Метод как способ познания реальности.

Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний.

По своему составу научный метод представляет собой
совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь
при изучении какого-либо объекта. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности.

Классификация методов психологического исследования.

К основным методам психологических исследований относят методы, которые используются в современной психологии для сбора так называемых первичных данных, т.е. информации, подлежащей дальнейшему уточнению и обработке.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны)
Внутреннее (самонаблюдение)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Опрос Устный
Письменный
Свободный
Стандартизированный
Тесты Тест-опросник
Тест-задание
Проективный тест
Эксперимент Естественный
Лабораторный
Моделирование Математическое
Логическое
Техническое
Кибернетическое

Общая понятийная (иллюстративная) и сравнительная характеристика основных эмпирических методов психологии. Наблюдение. Эксперимент. Опрос. Тестирование.


Наблюдение.

Наблюдение является осмысливающим, интерпретирующим и целенаправленным восприятием.

На разных стадиях развития наблюдения у ребенка изменяется: а) содержание, доступное для интерпретации, и глубина познавательного проникновения в него, б) сложность той композиции, которая может быть схвачена ребенком в целом, в единстве и взаимосвязи всех его частей, в) сознательность, плановость, систематичность самого процесса наблюдения.

На первой ступени в развитии наблюдения, при ограниченности опыта и знаний, интерпретация основывается не столько на связях и причинно-следственных зависимостях между явлениями, сколько на их подобии (уподобляющая интерпретация). По мере расширения знаний ребенка и формирования его мышления, у него наряду с уподобляющей развивается умозаключающая интерпретация, которая исходит сначала по преимуществу из внешних, чувственно данных свойств, случайных, но более или менее привычных сочетаний, связей, отношений. И наконец, третью ступень в развитии наблюдения образует умозаключающая интерпретация, которая раскрывает уже абстрактные, чувственно не данные, внутренние свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях.

Эксперимент.

Один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный Эксперимент позволяет проверить гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными.

Опрос.

Опрос - метод сбора первичной информации. Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В педагогической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы. Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса.

Тестирование.

(От англ. test - опыт. проба) - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Существуют три основные сферы тестирования: а) образование - в связи с увеличением продолжительности обучения и усложнением учебных программ; б) профессиональная подготовка и отбор - в связи с увеличением темпа роста и усложнением производства; с) психологическое консультирование - в связи с ускорением социодинамических процессов.

Метод как отношение к изучаемой реальности?

Соотношение понятий исследование и обследование?

Метод наблюдения в психологии.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Сохранение внешней валидности – непременное условие проведения наблюдения.

Наблюдение – эмпирический метод, состоящий в преднамеренном, целенаправленном, непосредственном восприятии и регистрации экстериоризованных действий, имеющих вербальную и двигательную основу.

Эволюционно родился раньше всех методов. Наблюдение - один из самых старых методов научного исследования. Любое научное знание, полученное опытным путем, основано на наблюдениях за явлениями природы или человеческой деятельности.

В основе наблюдения лежит безусловно-рефлекторная реакция. Наблюдаемая реальность – внешнего мира или психологическая – не изменяется исследователем.

Общий признак наблюдения как метода – активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, полученных путем наблюдения. Следующий признак отличает психологическое наблюдение с точки зрения включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических. Он предполагает разведение видов наблюдения – описательного и объяснительного, включающего в единицы описания интерпретационные компоненты.

Наблюдаемыми в психологии считают:

1. поведение субъекта;

2. внешне различимые формы взаимодействия людей в группе (в частности, способы невербальной коммуникации);

3. языковое сознание личности, выраженное в речи;

4. экспрессивные формы эмоциональных состояний субъекта;

5. черты личности, проявляющиеся в его поступках, биографический путь личности.

Виды наблюдений:

1. Наблюдение и виды отчета наблюдателя. Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить:

Стандартизированное – наблюдателю в более или менее четкой форме прописаны выделяемые категории наблюдения и те "единицы", которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.д. такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.

Нестандартизированное – наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать. Позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще не известны и для которых не выработан репертуар "единиц" описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.

2. Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя:

Внешнее – наблюдение со стороны, когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого объекта. Может быть открытым и скрытым.

Включенное – исследователь является сам членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий.

Открытое – наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (изучение динамики поведения экипажа подводной лодки).

Скрытое – наблюдаемые не знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (зеркало Гезелла).

Включенное наблюдение имеет свои достоинства и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдений могут представлять собой промежуточный вариант между включенным и внешним наблюдением (наблюдение педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта).

3. Виды наблюдения в зависимости от его организации:

ü Лабораторное – позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека или животного в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить полученные результаты.

ü Полевое – проводиться в условиях, естественных для жизни наблюдаемого объекта. Требование данного наблюдения – отсутствие инициативы со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей при минимальных искажениях. Его недостаток – большая трудоемкость и то, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.

ü Спровоцированное в естественных условиях – часто приближается к форме естественного эксперимента.

4. Наблюдение в зависимости от уровня "единиц".

Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные "единицы" – от особенностей наблюдаемых событий.

ü Систематическое – осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для классификации событий. Включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения.

ü Несистематическое – проводится в ходе полевого исследования широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.

5. Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследования выделяют:

Свободное – минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать.

Целенаправленное – в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Может быть сплошным и выборочным в зависимости то того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего процесса или только некоторые.

6. Наблюдение в отношении к проверке гипотез:

наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно оставаясь "целевым", не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическим, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения "объекта" и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).

7. Хронологическая организация наблюдения:

ü Лонгитюдное – проводиться в течение длительного времени, обычно несколько лет. Он предполагает постоянный контакт исследователя и "объекта" изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.

ü Периодическое – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. Проводиться в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.

ü Единичное или однократное – представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, является результатом как систематического, так и случайного наблюдения.

Преимущества наблюдения:

ü Непосредственность – прямая представленность наблюдаемого феномена по месту и времени. Отсутствие опосредующих звеньев между субъектом и объектом исследования;

ü Естественность – функционирование психики в нормальном, удобном, привычном режиме.

ü Многомерность охвата психологических проявлений (панорамность).

Недостатки наблюдения:

Объективные (связанные с самой процедурой наблюдения):

ü Возможное вмешательство исследователя в естественный ход событий;

ü Изначальная принципиальная пассивность наблюдателя.

ü Неоднозначная связь внешних проявлений с внутренними переживаниями.

ü Трудоемкость.

ü Есть области психики недоступные для наблюдения

ü Присутствие

ü Невозможность охвата исследователем всей совокупности явлений характеризующий изучаемый процесс;

ü Трудности, связанные с адекватным описанием изучаемых явлений;

ü Невозможность полностью избежать субъективности

ü Необратимость наблюдаемых событий.

Субъективные (связанные с личностью наблюдателя):

А) психологические ошибки наблюдателя (связанные с психикой наблюдателя):

ü Гало-эффект – обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий (наблюдатель приписывает позитивные характеристики объекту, имеющему высокий социальный статус, возрастной статус).

ü Эффект снисхождения – тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.

ü Ошибка центральной тенденции – стремление наблюдателя дать усредненную оценку наблюдаемому поведению, человек не склонен давать явлениям крайнюю оценку.

ü Ошибка корреляции – оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).

ü Ошибка контраста – склонность наблюдателя у наблюдаемых черты, противоположные собственным.

ü Ошибка первого впечатления – первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

ü Избирательность восприятия.

ü Влияние настроения.

ü Приверженность гипотезам.

Б) неосознаваемые ограничения:

ü Психофизиологические ограничения

ü Сенсорные ограничения

ü Функционально – эмоциональные ограничения (связанные с утомлением)

ü Ритмичность нервных процессов.

Способ описания наблюдаемых событий имеет первостепенное значение для оценки полученных в исследовании данных.

Протокол наблюдения. В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок).

Протокол – наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаще всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть формализован в разной степени.

Дневник – форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание.

Отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным и выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован. Так как без формализации успевать за событиями фиксируя время довольно трудно. Применяется, как правило, на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Используется на более поздних этапах исследования.

Процедура наблюдения включает в себя 4 основных этапа:

1. Этап подготовки - составление исходных представлений об объекте наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения.

2. Этап разработки схемы наблюдения:

ü Определение существенных признаков объекта наблюдения

ü Определение поведенческих индикаторов объекта наблюдения

ü Определение ситуации наблюдения, их количество и продолжительность

ü Разработка формы протокола и системы кодирования

ü Проведение пилотажного наблюдения ("генеральная репетиция"). Вследствие чего коррекция схемы наблюдения

ü Разработка программы количественной обработки данных наблюдения и их наглядного представления

ü Разработка алгоритма качественной обработки данных наблюдения

3. Проведение наблюдения – процесс получения эмпирического материала, фиксация наблюдаемых событий в протокол.

4. Этап обработки анализа и интерпретации результатов.