Айкью Ревью продолжает делать обзоры профессий - мы берем интервью только непосредственно у специалистов и выведываем все профессиональные секреты. Сегодня наша тема - «Профессия Учитель». Своим жизненным опытом с читателями поделится молодая учительница математики из Белоруссии. Вы узнаете о плюсах и минусах работы в школе, как стать учителем без педагогического образования и с какими проблемами приходится регулярно сталкиваться представителям этой уважаемой профессии.

Учитель начальной школы

Почему я выбрала профессию учителя

Меня зовут Татьяна, стаж работы - 5 лет, я - учитель математики в гимназии в городе Гродно, Беларусь. Профессия учителя вызывала восхищение у меня еще в детстве, но тогда я думала, что учителем быть очень просто: пришел в кабинет, сел на стул - и сиди себе, рассказывай детям материал. Но на деле все оказалось совсем по-другому.

Учитель - это человек, который должен быть грамотным, современным, воспитанным, с правильно поставленной речью, с хорошими манерами. Он должен понимать и чувствовать и детей, и свой предмет, иметь определенный жизненный опыт и стараться его передать детям.

Какое образование нужно для работы педагогом

Сегодня практически все учителя имеют высшее образование, возможно, некоторые окончили и колледжи (или техникумы), а затем прошли переподготовку по данной специальности. Во всяком случае, если вы планируете работать учителем в городе, вам необходимо получить высшее образование (и на работу охотнее примут, и зарплата будет выше).

Говорят, что есть два варианта высшего образования, которые выбирают школьники: первый - легко поступить, но тяжело учиться, второй - тяжело поступить, но легко учиться. Так вот, мы имеем дело с первым.

На самом деле, конкурсы практически во всех вузах страны на педагогические специальности самые низкие . Поэтому берут всех, но остается на выпуске всего 30-40% поступивших.

Естественно, учитель должен:

  • владеть определенным комплексом знаний по своему предмету;
  • уметь писать планы;
  • знать психологию;
  • знать методику преподавания предмета.

Но, я скажу, что не менее важны и человеческие качества.

Процесс трудоустройства

По окончании учебы у вас будет два варианта - выбрать 2-годичное распределение или самому найти работу (в Белоруссии существует система распределения после получения высшего образования за счет средств государственного бюджета - прим. ред. ). По распределению вас направляет вуз. Тут как повезет, могут и в деревню, могут и в город, все зависит от вашего рейтинга при обучении (наш поток распределяли, такое чувство, что по прописке, чтоб не платить «подъемные» за переезд). Можно найти работу самому, тут следует обойти максимальное количество учреждений образования (школ, колледжей) и обращаться непосредственно к завучу или директору. Не стоит расстраиваться, если вас сразу не берут, могут записать ваш телефон и тогда, если вакансия освободится, вам перезвонят.

Часто студенты последних курсов подрабатывают в школах (на замене), а потом там и остаются. Конечно, на собеседовании директор обращает большое внимание на выписку из диплома (почему-то считается, что красный диплом — это самый высокий показатель, но это не так, можно иметь высшую отметку, а материал не уметь преподнести), так что можете ее просто не брать. Это не показатель ума. Хороший вы учитель или нет, и вы и директор поймете только по истечении некоторого времени.

Обязательно одевайтесь на собеседование соответственно случаю, деловой стиль всегда приемлем, возьмите с собой блокнот, чтоб делать пометки (может вы там и не напишете ничего, но так вы покажете, что относитесь серьезно к работе). Главное - не волноваться, учителями не разбрасываются, их и так мало. Так что, если не здесь, то в другом месте вас точно возьмут.

После подписания трудового договора или контракта, к вам, скорее всего, приставят наставника, который будет за вами наблюдать и подсказывать, но на деле никто не хочет «за так» перетруждаться , так что придется самому бегать и спрашивать, просить. Вначале страшно что-то сделать не так. Но учителя — народ отзывчивый, они всегда помогут и подскажут, ведь делиться опытом так приятно!

Суть работы учителя - ежедневная рутина


Работа учителя

Насчет самой работы могу сказать, что бумажной волокиты гораздо больше, чем работы . Где-то это оправдано, где-то - нет. Конечно, начнем с того, что нужно писать план к каждому уроку - это примерно 1-2 листа текста. Заполнять ежедневно журнал, проверять тетради не реже 1 раза в неделю, плюс контрольные, изучение методической литературы, писем и документов из отдела образования и приказов администрации.

В принципе, если вы не классный руководитель, то работать еще терпимо. Но если вам «повезло» стать классным руководителем, то на вас взваливается еще груз проблем: проверка дневников, сбор денег за питание ежедневно и оплата за питание, звонки родителям, если ребенок не явился в школу, проверка присутствия учеников 2 раза в день (ведь некоторые могут убежать с уроков), организация классных часов и родительских собраний, планирование воспитательной работы с детьми на полгода вперед, посещение с детьми различных мероприятий, выставок, кинотеатров, и, конечно же, рабочая суббота! Даже если у вас третий урок по счету, вы все равно обязаны приехать к первому, дабы осуществить все перечисленные процедуры.

Вроде все неплохо, но давайте более подробно разберем одно из мероприятий, например, поход в кино . Нужно накануне провести инструктаж с детьми о правилах поведения, подписать инструктаж в приемной у директора, один вложить в папку классного руководителя для проверки, найти желающих (представьте, перед вами поставили план - 15 чел., а хотят пойти 5, ведь все мероприятия в субботу, а в субботу дети ездят к бабушкам, проводят время с родителями, идут в гости и т.д.). Конечно, вы не имеете права заставить ребенка отказаться от поездки за город с родителями, но план тоже надо выполнять!

Вот и получаешь потом от администрации нагоняй за то, что пришло мало людей на мероприятие! И это всюду! Мало сдали на ремонт – виноват! Не хотят питаться в столовой, потому что после этой еды у взрослого до конца дня изжога, не говоря уже о детях – тоже виноват!

Ты всегда за все в ответе: на перемене — дежурства (тут бы передохнуть, ан нет), после уроков — совещания, вечером — собрание. Бывало, выйдешь на работу в 7.00 и приходишь домой в 21.00, а еще планы писать и спать ложишься этак к часу ночи, а утром на работу. Вначале всегда тяжело, не знаешь за что взяться, что сделать. Потом привыкаешь, используешь уже готовые материалы. Это все приходит с опытом.

Как преподавать эффективно


Учебная доска

С детьми работать интересно, преподавать интересно, а все остальное - волокита и излишнее напряжение! Говорят, что учителя медленнее стареют, я в это верю, на это просто нет времени. Хотелось бы получать от работы удовольствие, но это редкость, по крайней мере, у меня.

У учителя должно быть много фантазии, ведь материал не просто преподнести, нужно сделать это так, чтоб ребенок понял, а главное - запомнил . Ну что интересного в синусах и косинусах? Сказку не расскажешь, вроде дети уже в 10 классе. Вот и вспоминаешь, что кардиограмма - это та же синусоида, считаешь, рисуешь, сравниваешь. Учитель должен быть всесторонне развитым, ведь одна наука сама по себе не может существовать, они все связаны.

Сколько платят школьным учителям в 2015 году


Зарплата учителя в России

Многие уходят из профессии из-за низкой зарплаты, но, в принципе, заработать можно. В работе учителя существуют такие понятия как ставка и категория . Сейчас ставка - 20 часов в неделю, то есть примерно 5 уроков в день. Сколько платят за ставку учителю? Будучи молодым специалистом, работая на одну ставку, вы будете получать максимум 150$ (это у нас в Гродно), через 2 года вы можете сдать на вторую категорию, это еще плюс 10%, через 5 лет — на первую категорию, еще плюс 10%, и потом через 5 лет — на высшую, еще плюс 10%. Кроме того, к ставке добавляют премии (до 50% от ставки), премии за высокие достижения в труде - это конкурсы, выступления на педсоветах (еще плюс 20%). У меня в школе учитель максимум мог получить 300$, и это было почти за 2 ставки с учетом премий. Больничные оплачиваются, но только в размере 70% от оклада.

Справка : Наша героиня рассказывает о ситуации в Белоруссии. Что касается России, средняя зарплата учителей с 1 сентября 2015 года составляет 35000 рублей - данные министра образования и науки Дмитрия Ливанова (из интервью «Российской газете» перед Днем знаний). Мэр столицы Сергей Собянин и глава департамента образования Исаак Калина называют цифру в 70 тысяч рублей в качестве средней зарплаты учителя в Москве в 2015 году.

Карьерная лестница в системе образования

Конечно, как добавляют, так и отнимают, правда, очень редко. Главное - на работе присутствовать в здравом уме и светлой памяти. Можно вырасти до завуча, зарплата примерно такая же, но больше административной работы - составить расписание, проследить, проконтролировать, с детьми работают они мало, только на полставки. Директора назначает начальник местного отдела образования, тут, конечно, если нет - то не пробиться.

Дополнительные доходы и репетиторство

Но учитель всегда может взять подработку - репетиторство, причем официально и без официального оформления своей деятельности. Достаточно только заплатить единый налог на репетиторство, около 20$ в месяц (речь о Белоруссии, в России нужно платить 13% НДФЛ с дохода - прим. ред.), и пожалуйста, работай.

Нынче час репетиторства стоит 5-10 долларов. Многие работают в школе так, для стажа, основной заработок — именно на репетиторстве.

Плюсы и минусы профессии учителя

У профессии учителя много и плюсов, и минусов, вообще, зависит от человека, что он хочет видеть - этот самый плюс или минус. С детьми никогда не скучно, ты всегда в курсе всех новостей, всех новинок, владеешь молодежным сленгом и т.д.

Выбрав профессию учителя, позаботьтесь о своих ногах и удобной обуви, так как на работе особо не посидишь. На уроке - к каждому подойди, проверь, правильно ли ребенок решает, на перемене - в учительскую — сдать или взять журнал, в течение дня — проверить, все ли дети на месте, сводить в столовую на обед, зайти расписаться в каком-нибудь приказе, подготовить доску для следующего урока, а если кабинет на третьем этаже, а учительская на первом, то перемена превращается в кросс!


Усталость после работы

На работе очень быстро устаешь, приходишь домой - и ничего не хочешь, только спать. На своих детей времени мало, муж также остается почти без внимания. Тяжело. Конечно, если вы не фанат своей работы, то можете относиться к этой работе совсем по-другому. Но, как показывает практика, в этой профессии надолго задерживаются лишь те, кто самоотверженно жертвует собой, своим здоровьем ради тех, кто, возможно, и на улице не поздоровается, встретив любимого учителя через пару лет.

Мы, учителя, работаем не за деньги и не ради большинства тех, кто нас не уважает, а ради тех единиц, которые любят нас, и став Людьми с большой буквы, придут на очередной вечер встречи с выпускниками и скажут долгожданное: «Спасибо вам за все, что вы для меня сделали!». Вот такие мы чудаки! Присоединяйтесь!

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу , если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

- Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

Первая категория людей - это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи. Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования. В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

В Приамурье не хватает: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-медиаторов, менеджеров образования

- А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями -предметниками по направлениям их подготовки. Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования - у них более широкий спектр реализации себя. В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

- Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

Ну и третья категория - это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка. Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций. В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе


После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

- А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа. Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций. Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

- Сколько по срокам длится переподготовка?

Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и практика

- Как занимаются очники на курсах переподготовки?

Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение - это несколько модулей. Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу. Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

Педагогическая переподготовка стоит 7 тыс. рублей за каждый из трех семестров

- А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

- А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя. В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте. Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

- Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

Что в итоге?


После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com


- Какие документы получают на руки выпускники?

Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца. Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е. если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

2. Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3. Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

В педагогической среде, как и в любом другом профессиональном сообществе, есть свои рейтинги и прочие состязания, где можно продемонстрировать свой учительский потенциал. Анализируя конкурсы «Учитель года» на разных этапах, от внутришкольного контекста до общегородского, диву даёшься, сколь талантливо и разнообразно представляют свою работу педагоги. А уж выбор лучшего учителя страны – это поистине ярмарка талантов. Но не секрет, что даже самый красивый алмаз может выглядеть блёкло без должной огранки. Так и конкурсы: можно и середнячка представить ярко и оригинально, и наоборот, очень талантливого специалиста совсем неталантливо презентовать. Конечно, над выступлением одного человека трудится целая команда. Вовсе не значит, что он сам работает над концепцией, пишет сценарий и занимается поисками реквизита. Но всё же не зря выбрали именно его! Многие педагоги, даже интуитивно чувствуя свою способность побороться за звание лучшего, не решаются пойти на конкурс из-за страха не справиться с постановкой выступления. Для них и всех тех, кому не чужды педагогические амбиции, подсказкой станет эта статья.

Запоминается гармоничный образ

Иногда «перегруз» образа портит всё впечатление. Нагромождение талантов и способностей, желание уместить как можно больше информации в лаконичное по определению выступление подведёт конкурсанта. Запоминается участник обычно чем-то одним – ярким, цепляющим зрителя и жюри. Если эта одна неповторимая черта выделяется на фоне общей доброжелательности, грамотности, обаяния -- это уже успех. Не стоит перечислять все хобби и умения конкурсанта, далеко не каждое из них как-то повлияло на него, как на педагога. И даже если вы нашли то самое, которое стоит упомянуть, преподнести его нужно ярко. Хобби может быть старо, как мир: пишет стихи, шьёт плюшевых мишек, или готовит торты, но если его чуть приукрасить – будет то, что надо. Пишет стихи на переменках (именно тогда его посещает муза), у каждого плюшевого мишки есть своё имя и все мишки обязательно с галстуками, торты готовит по своим рецептам и т.д. Конечно, обман здесь неуместен, но разумный компромисс между правдой и способностью её приукрасить, найти можно.

Не очень удачно «разбивать» образ. Если участник предстаёт перед зрителем энергичным, неуёмным, жизнерадостным человеком, то и деятельность его, его увлечения должны соответствовать образу. Всем представляется, что конкурсант любит скорее рок-энд-ролл, чем чтение стихов у камина. Зрители и жюри должны поверить образу, должны увидеть перед собой уникальную, гармоничную личность.

Участнику нужно быть шоуменом

Шоумен – это не только глашатай сенсаций и заводила публики. Это к тому же приятный человек, легко адаптирующийся к любым декорациям и жанрам. Поведение его естественно, речь легка и достаточно проста, а улыбка не выдаёт волнения. Неубедительно и отталкивающе смотрятся заученные речи, с обилием «умных» слов и цитат. Участник должен говорить так, будто всё это он хотел сказать именно сейчас, даже если он всю ночь учил слова. Как и шоумен, конкурсант должен чувствовать зрителя. Делать паузы, улыбаться, шутить, если обстановка располагает. Чем больше естественности в поведении на сцене, тем лучше результат.

Задача одна – нужно стать звездой мероприятия. Пусть на вечер, но нужно влюбить в себя зрителя. Всё это напрямую зависит от совпадения сценария выступления с реальным образом педагога. Конечно, ещё при подготовке к конкурсу нужно помнить, что некий образ идеального учителя уже заложен в подсознании общества. Не стоит изобретать велосипед и сильно откланяться от имеющихся представлений. Не прощается учителю безграмотность, зацикленность на себе и своем внешнем виде. Основные черты настоящего педагога, по устоявшемуся мнению, мудрость, доброжелательность, внимательность, терпеливость, искренность.

Сила в индивидуальности педагогического стиля

Главное то, чем вы уникальны и талантливы в профессии. Сильные стороны педагога заслуживают главного внимания в подобных конкурсах. И это необходимо продемонстрировать. Вопрос – как? Делать доклад о своих педагогических достижениях? Скучно. Показать мультимедийную презентацию с основными тезисами своей работы? Не ново. Инсценировать фрагмент урока на сцене? Тоже не вариант.

На самом деле решений этой проблемы много. Рассказывая о своих приёмах и методах работы на уроке, учитель может совместить устное выступление с демонстрацией этих самых приёмов. В качестве аудитории – зрительный зал. Первые ряды вряд ли откажутся поучаствовать в выступлении. Это подходит тем педагогам, кто, к примеру, интересно проводит опрос или ярко, красноречиво рассказывает новый материал. Практически любое своё повествование надо визуализировать. К примеру, рассказывая про виды деятельности, применяемые учителем на уроке, можно рисовать цветок или маленький пейзаж, где на лепестках и облачках будут написаны эти виды деятельности. Всё просто: магнитная доска и детали общей картины, которые легко на эту доску крепятся. То есть зритель увлечённо следит за процессом создания элементарного объекта изобразительного искусства и получает информацию о ваших педагогических предпочтениях.

Конкурсант может поиграть с залом в «Угадай мелодию». Например, он рассказывает, как настраивает ребят на экзамен или контрольную работу. Зрители предлагают песни-ассоциации, в итоге звучит песня – «Всё будет хорошо» (Митя Фомин). Здесь, конечно, нужно подумать над выбором песен. Но в само содержание такого элемента выступления учитель уже закладывает информацию о его индивидуальных педагогических приёмах. Так он может рассказать об интеллект-минутках на уроке, о ролевом распределении учеников, когда каждый урок назначаются два ученика, выполняющих на уроке роли цензора и оптимиста. То есть один выносит замечания, а второй – ищет поводы для похвалы класса.

Внешность важна?

Конечно, обаятельные и симпатичные люди всегда привлекают внимание. Но не стоит переусердствовать, ведь учитель – это стиль и разумная строгость. Переходить на образ тамады никак нельзя! Однако и деловой скучный костюм может разочаровать публику. Внесите элемент элегантности и лёгкости. Это может быть, как яркий шейный платок, так и изысканное, но уместное украшение. Вполне возможно сочетание чёрного делового костюма с красными туфлями на шпильке. Яркий акцент убирает скучность образа и поднимает настроение. Зритель, как и ученик, всегда отметит элегантность и чувство стиля педагога. А привлекательность внешнего образа – это первая симпатия, которая располагает к контакту и сотрудничеству.

Если подводить итог, можно сказать, что чувство стиля (а это не только характеристика внешности) должно просматриваться во всём выступлении. Прекрасно, если нет ничего лишнего: обилия слов и жестов, волнения, желания сказать и показать всё. И так же важна дружная поддержка коллег, это ведь тоже признание педагога. Если всё это есть, удача уже на вашей стороне.

Все специальности мира зависят от человека, который решил посвятить свою жизнь работе с детьми и выбрал профессию учителя, ибо все - и простой рабочий, и врач, и кинозвезда, и политический деятель начинали свое образование со школьной скамьи.

Самые яркие воспоминания всегда связаны с первым учителем, поэтому педагоги начальных классов должны обладать не только соответствующим образованием, но высокими моральными качествами, любовью к детям.

Для того чтобы работать в должности учителя начальных классов необходимо получить диплом, подтверждающий получение высшего или среднего специального педагогического образования согласно данной специальности, также можно пройти обучение по смежному или похожему направлению. Однако, предпочтение все же на стороне специалистов с высшим образованием, что обусловлено спецификой данной профессии. Ведь преподаватель начальных классов это в одном лице педагог и психолог, воспитатель и музыкальный руководитель, математик и филолог, а по совместительству еще "школьная мама".

Получить педагогическое образование можно на базе 9 или 11 классов, что соответственно займет 3 и 4 года обучения. Высшее образование первого уровня это бакалавриат (4 года), а второго - магистратура (2 года). Есть еще третий уровень, выпускники которого преподают в высших учебных заведения.

Как стать учителем без педагогического образования

В последнее время все большее число молодежи изъявляет желание овладеть профессией учителя и, согласно классическому способу, юноши и девушки подают документы в педагогические колледжи, университеты и пединституты, последнее позволяет вести преподавание по различным предметам в старших классах общеобразовательных школ.

Однако, руководствуясь изменениями в системе школьного образования, которые действуют с 1.09.2010 года, можно принимать на работу в школу людей без профильного образования. Обучением может заниматься врач, юрист, экономист, преподавая предмет максимально близкий специфике своей работы. Чтобы получить должную квалификацию, нужно обязательно сдать экзамены в одном из отечественных педагогических вузов.

Как стать учителем начальных классов без педагогического образования

То же касается и педагогов начальных классов. Ведь учитель это не столько специальность, сколько образ жизни, зов сердца и души. Часто даже самое высокое образование не помогает, если человек не любит детей, не обладает выдержкой и самоконтролем и не может справиться с собственными эмоциями. Поэтому, талантливый от природы педагог может работать и без специального образования, сдав экзамены и подтвердив квалификацию в соответствующем вузе.

Как стать учителем английского языка в школе

Для того, чтобы преподавать английский язык детям, обязательно нужно получить знания, которое не только учат иностранному языку, но и знакомят с методикой преподавания его в школе. Школьные методики осваивают в педагогическом университете на факультете иностранных языков, а также в университете, выбрав специализацию учитель английского языка.

Школьный учитель английского языка особо востребован, можно сказать, что это одна из самых важных профессий современности. Ведь знание английского на сегодняшний день это не просто дань моде, а необходимость. Причем, для самого преподавателя, особенно молодого, работа в школе является отличным опытом в совершенствовании педагогических и профессиональных навыков.

Как стать учителем истории и географии в школе

Профессия школьного географа и историка это одна из тех специальностей, любовь к которым начинается еще тогда, когда будущие учителя сами ходят в школу. Обычно это люди влюбленные в свой край, весь огромный мир и способные по-детски искренне радоваться всем его удивительным проявлениям, передавая знания и эмоции своим ученикам.

Получить профессию школьного учителя географии или истории можно, поступив га географический или историко-географический факультет пединститута либо университета. Время обучения обычно составляет 4 года.

Но можно получить и среднее педагогическое образование, после которого начать трудовую деятельность в качестве учителя начальных классов, параллельно обучаясь на заочном отделении высшего учебного заведения.

Как стать учителем физкультуры

О важности физического воспитания учащихся вряд ли стоит напоминать лишний раз. В школах востребованы профессиональные преподаватели, которые способны привить детям любовь к спорту и донести чрезвычайную важность здорового образа жизни, особенно в условиях современной экологии.

Получить данную профессию можно в техникуме физической культуры только на очной форме обучения. Выпускники 9-х классов учатся обычно 3 года и 10 месяцев, а с аттестатом полного среднего образования период обучения занимает 2 года и 10 месяцев.

Поступление сразу после школы в институт или университет на отделение физической культуры и спорта даст диплом о высшем образовании, который можно получить и после обучения в техникуме, выбрав как очную, так и заочную форму обучения в вузе.

Возможно Вас заинтересуют.

Расскажем, какие навыки нужно приобрести, чтобы стать учителем, и как сделать это, не имея педагогического образования.

Вспомните: когда вы учились в школе, с каким чувством ждали начала учебного года? Если вы были любимчиком в классе, то наверняка 1 сентября на самом деле было праздником. И, конечно, у вас был любимый учитель, глядя на которого хотелось стать успешным профессионалом, и уже в 40 лет пользоваться таким же заслуженным уважением. Если все это про вас, добро пожаловать в учительскую профессию!

Чтобы вступить в ряды сеющих разумное, доброе, вечное, лучше всего получить профессиональное образование. Можно отучиться в педагогическом колледже или в университете, пройти курсы повышения квалификации и стать учителем высшей категории. Каким вы будете — строгим руководителем или чутким духовным наставником — решайте сами. И стоит ли получать педагогическое образование — решать тоже только вам.

Да-да, чтобы учить других, необязательно иметь специализацию педагога. Например, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков обучался на кафедре источниковедения истории России. Итоги конкурса 2018 года объявят в октябре, и, возможно, победителем снова станет молодой педагог. Как превратить «хочу» в «могу» и стать хорошим учителем, расскажем далее.

Начнем с малого. Точнее, с маленьких. Нельзя точно сказать, кого проще воспитать: младших или старших — у каждого возраста свои особенности. Поэтому если вы сказали себе «Хочу учить малышей», обратите внимание на советы, которые помогут стать хорошим учителем начальных классов.

Что нужно учителю младших классов:

  • любовь к детям. Как бы тривиально ни звучало, но без этого свойства хорошим педагогом не стать. Вспомните себя и своих одноклассников в начальной школе. Наверняка классную руководительницу все называли второй мамой. Младшеклассники очень тонко чувствуют эмоции учителя, для них важно ваше теплое отношение;
  • чувство меры. Не скупитесь на проявление чувств, но не перегибайте палку. Ученики должны помнить, что вы их руководитель. Мама или бабушка могут дать послабление, если построить им глазки, а учитель — нет, и детям лучше бы хорошо это усвоить;
  • стрессоустойчивость. Большинство HR-специалистов включают это свойство в требования к идеальному кандидату. Для работы в начальных классах оно вам очень пригодится. Дело не только в обилии вопросов типа «Почему трава зеленая, небо голубое, Петрову 5, мне 4, птицы летают, вода мокрая» и так далее. Вам предстоит находиться в состоянии постоянного напряжения, присматривая за тем, чтобы никто ничего не сломал, не поранился сам, не побил соседа... И все это при постоянном шуме, которые создают еще не умеющие сосредоточиться младшеклассники. Так что стальные нервы — ваш лучший помощник;
  • умение привлечь внимание. Требование вытекает из предыдущего пункта. «За окном летит птичка, светит солнце, а трава такая зеленая, и вообще, уже хочется обедать или спать... Но нельзя, потому что учительница рассказывает такие интересные вещи!» Вам сильно повезет, если ваши ученики будут так думать. Поэтому поработайте над техникой привлечения внимания. Старайтесь сообщать детям факты, которые поразят их и не дадут отвлечься. Но не перегружайте малышей информацией. Так они не только не одарят вас вниманием, но и ничего не запомнят.

Получить эти и другие профессиональные навыки поможет обучение педагогической профессии. Но что если у вас уже есть другое образование, а быть учителем все равно хочется?

Как стать учителем без педагогического образования

В 2012 году был принят «Закон об образовании». Этот документ рассказывает, можно ли стать учителем, не имея специального образования. По закону, педагогическую деятельность могут осуществлять не только те, кто имеет педагогическое образование, но и лица, имеющие высшее или среднее специальное образование в смежных областях. Проще говоря, если вы учились по экономической специальности, вы можете стать учителем математики. Для этого достаточно пройти курсы переподготовки по профессии. А вот если вы учились на технического специалиста, но хотите преподавать литературу, без дополнительного образования будет сложно обойтись.

Сегодня школа требует от учителя развития основных компетенций — способностей к решению каких-то задач. Не будем загружать вас терминами, расскажем просто о сложных вещах. Что требуется от педагога:

  • иметь определенное мировоззрение. Это не значит, что есть мировоззренческий шаблон, под который нужно подстроиться. Это означает, что учитель должен иметь четкую позицию и аргументировать свою точку зрения;
  • иметь ценностные ориентиры. Преподаватель должен привить ребенку правильные моральные установки. Не навязать свое мнение, а именно поставить на верный путь, научить ориентироваться среди духовных ценностей;
  • хотеть учиться. Педагог не должен останавливаться на пути познания нового. Информация устаревает за 3 года. Поэтому учитель должен постоянно получать новые знания и совершенствовать свои профессиональные качества;
  • приобрести навыки работы с информацией. Нужно уметь подавать знания так, чтобы их было легко воспринимать. Кроме того, в современном информационном пространстве много неточных сведений. Учитель должен не только распознавать верную информацию среди остальной, но и обязательно научить этому детей;
  • уметь общаться. Проблема коммуникации очень актуальна. Научить детей общаться — одна из главных задач учителя.

А вот конкретные советы для тех, кто хочет стать учителем:

Русского языка и литературы. Наверное, любовь к слову — это то, чего нельзя отнять. Если вы с самого детства любите читать, рассказывать стихи и вообще, складно говорить, то эта профессия для вас. Чтобы стать учителем русского языка и литературы, поступайте на филологический факультет.

Иностранного языка. Без знания языков вряд ли получится стать хорошим преподавателем. Также необходимо изучить рынок труда и узнать, учителя каких языков требуются в школах. Чаще всего в школах преподают английский, немецкий, французский языки. А вот если вы придете в среднюю общеобразовательную школу со знанием китайского, вряд ли вы найдете себе там место. Поэтому, поступая в вуз, выбирайте с умом. Учителей иностранного готовят на филологическом факультете или на факультете иностранных языков.

Математики и информатики. Дважды два — четыре, дважды два — четыре... Если вы с раннего детства запомнили эту простую истину из песни, а позже полюбили складывать, вычитать, умножать, делить, эта профессия для вас. А информатика неотделима от математики, ведь на числах строится вся компьютерная наука. Двери открыты на физико-математический факультет или на факультет высшей математики, или факультеты механики, компьютерных наук. В общем, все специальности, где есть слово математика, для вас.

Физики . Этот предмет зачастую вызывает сложности в изучении. Чтобы стать хорошим преподавателем, нужно хотеть разбираться в окружающем мире, понимать физические процессы, сложные природные явления. Если это будет интересно вам, вы сможете «заразить» этим интересом своих учеников. Тогда заниматься физикой будет проще и интересней. Специалистов готовят на факультетах физики и математики, физики и астрономии, естествознания и физики... Как и для математиков, ключевое слово всегда подскажет вам, куда поступить.

Истории и обществознания . Человечество прошло долгий путь развития. Предкам пришлось пережить огромное количество войн, политических изменений, культурных преобразований, и все это требует тщательного изучения. Став учителем, вы сможете дать ответ на известный вопрос Бернарда Шоу: «Что скажет история?» Факультеты истории и права ждут вас.

Физкультуры . Левой! Левой! На месте стой! Если вашей любви к спорту можно только позавидовать, смело идите в учителя физкультуры прививать ее младшему поколению. Дети и так любят прыгать и бегать. Вам остается только направить их энергию на нужное дело, чтобы заниматься физкультурой было не только весело, но и полезно. Физруков готовят в спортивных вузах. Напомним, чтобы стать учителем, необязательно получать педагогическое образование. Поэтому даже если вы стали специалистом спортивной медицины, обучение физкультуре может стать вашим основным видом деятельности.

Биологии . Сколько тайн таит в себе любой организм! И как сложен окружающий нас мир... Все это очень сложно и очень интересно. Познав все тонкости этой естественной науки, смело отправляйтесь к школьникам.

Химии . Самое интересное в химии — это эксперименты. Научитесь правильно проводить их, и для детей химия станет любимым учебным предметом. Факультеты естественных наук вас ждут.

Рисования . Говорить об искусстве — одно, а вот преподавать искусство — совсем другое. Рисовать любят почти все, но создать академический рисунок не каждому под силу. Конечно, не обязательно заставлять учеников рисовать с натуры или составлять идеальные композиции. Задача учителя ИЗО — пробудить в учениках любовь к искусству.

Кем бы вы ни хотели стать — учителем математики, физкультуры, ОБЖ, музыки или труда, главное - всегда добиваться поставленных целей и чувствовать себя на своем месте.

В настоящее время очень популярны занятия йогой и танцами. Для обучения на инструктора по танцам можно обратиться на хореографический факультет вуза. А вот инструкторов по йоге не обучают в институтах — вам нужно будет обратиться в специальные школы йоги.

Как стать учителем в США и других странах

Какие требования предъявляются к учителям в других странах? В США будущий учитель должен потратить в университете определенное количество часов на предмет, который он хочет преподавать. В Германии обязательно нужно подтвердить свой диплом, пройдя тестирование по предмету. В Китае учитель — одна из самых почитаемых профессий, поэтому китайские учителя имеют много привилегий, но и требования к уровню подготовки очень большие. В Канаде учителя работают в небольших группах, поэтому вам нужно быть узким специалистом в одной области.

Неважно, будете вы учителем в России или за границей, главное — любить свою профессию и проводить уроки с пользой для детей.