Дети-кесарята - они такие же, как малыши, рожденные в процессе естественных родов, или чем-то отличаются? Ответ на этот вопрос неоднозначен, ведь каждый ребенок - индивидуальность.

Однако врачи-неонатологи и психологи выделяют основные моменты, которыми дети-кесарята отличаются от своих сверстников, рожденных естественным путем.

Дети-кесарята: физиологические особенности

Проходя по родовым путям в процессе , малыш адаптируется к изменениям окружающей среды:

  • подготавливается к перепаду атмосферного давления;
  • необходимости дышать воздухом;
  • получает лактобактерии, благодаря которым налаживается работа его кишечного тракта.

Дети-кесарята рождаются по-другому: в процессе кесарева сечения, которое проходит под воздействием лекарств-анестетиков, врач достает их достаточно быстро, поэтому времени на то, чтобы адаптироваться, у новорожденного крохи просто нет.

Из-за этого у малышей-кесарят могут появляться:

  • проблемы с сосудами - неврологические заболевания и дисфункция сердечно-сосудистой системы;
  • нарушения флоры пищеварительного тракта (стерильный кишечник) - выше риск пищевой аллергии, запоров, диареи, ярче могут быть проявления младенческих коликов;
  • сложности с кормлением, ведь молодая мама не всегда может наладить и приложить ребенка к груди сразу после рождения, особенно если операция проходила под общим наркозом;
  • проблемы с легкими - из-за неподготовленности к первому вдоху и отсутствия естественного массажа во время прохождения по родовым путям, в легких могут оставаться околоплодные воды, которые бывают причиной асфиксии, предрасположенности ребёнка к респираторным инфекциям, частым воспалениям легких, астме;
  • недостаточный набор веса.

Марина Васюкова, доцент кафедры педиатрии Медицинского университета им. А. А. Богомольца рассказывает : «Нередко детям, родившимся при помощи кесарева сечения, диагноз (ПЭП) ставится автоматически. Конечно, причин для гипоксического поражения мозга, вызывающих ПЭП, множество, но чаще всего врачи перестраховываются и диагноз у ребенка снимается в 6 или 12 месяцев».

Дети-кесарята: психологические особенности

Естественные роды не назовешь простым делом, поэтому считается, что благодаря преодолению родовых путей малыш учится:

  • быть целеустремленным и терпеливым,
  • бороться за себя,
  • уметь решать трудные задачи,
  • рисковать,
  • не паниковать,
  • ждать,
  • терпеть,
  • адекватно воспринимать боль.

Такие дети решительны, оптимистичны и рациональны, потому что они сами родились на свет, смогли найти выход - «свет в конце тоннеля».

Дети-кесарята рождаются совсем по-другому: они не ощущают сдавливания схваток, не испытывают боли, протискиваясь по родовым путям. Поэтому нередко малыши, родившиеся при помощи кесарева сечения, могут быть рассеянными, апатичными, инертными, пессимистичными, отстраненными.

Также кесарята могут быть гиперактивными, беспокойными, обидчивыми и менее стрессоустойчивыми, чем их ровесники, родившиеся при помощи естественных родов - ведь они не нашли сами выхода в жизнь.

Ребенок, не прошедший через родовые пути, не получил в процессе схваток , который способствует развитию способности к любви и сопереживанию. Именно поэтому детям-кесарятам очень важно максимально ощущать материнскую заботу и внимание: как можно чаще слышать слова любви, знать, что он нужен и важен, что родители его ждали и им гордятся.

Кесарятам также необходим тактильный контакт, поэтому им стоит регулярно делать , как можно больше гладить, обнимать и целовать, как можно дольше кормить грудью, практиковать .

Дети-кесарята нередко негативно настроены к переменам, поэтому даже новый маршрут прогулки или незнакомая детская площадка могут вызвать у них страх. Различные страхи и неуверенность в себе - еще одна отличительная черта кесарят, мягких и эмоциональных по натуре.

Чтобы компенсировать возникающие психологические сложности детей-кесарят чешский психиатр Станислав Гроф советует специальные развивающие игры:

1. Крепко обнимайте ребёнка, а он пусть самостоятельно попробует освободиться из ваших объятий. Также можно играть с малышом заворачивая его в пеленку, простынку, покрывало или одеяло. Суть игры - «прожить освобождение из материнской утробы».

2. Во время любой подвижной игры предлагайте ребенку протискиваться через какие-то препятствия, проползать в «тоннеле» (между ножками стула, внутри коробок, между вашими ногами). Суть игры - «пройти по родовым путям».

3. Выбирая игры, делайте акцент на таких, где ребенок сам должен принять решение и найти выход из затруднительной ситуации. Этот способ имитирует прохождение сквозь родовые пути на эмоциональном уровне и поможет ребенку поверить в свои силы и возможности.

Безусловно, каждый малыш - индивидуальность, и все вышеперечисленные особенности детей-кесарят вполне могут быть и у детей, рожденных в естественных родах.

А если же вашему крохе-кесаренку все-таки нужна определенная адаптация, то лучше всего ему в этом помогут родительская любовь и забота!

Считается, что дети, рожденные на свет с помощью кесарева сечения, несколько отличаются от тех, кто появился на свет естественным путем. Давайте разберемся, истинно это мнение или ложно. И если все-таки это - правда, то в чем она заключается.

Сначала поговорим немного о самой операции :

С давнего времени рождение нового человека было окутано тайной, окружено множеством народных поверий и обрядов. Современная медицина уже достаточно его изучила, но все-таки рождение ребенка довольно сложный процесс и часто сопряжен с опасностью для будущей мамы и ее малыша.

К тому же состояние здоровья современных женщин оставляет желать лучшего. Поэтому все чаще врачи рекомендуют проводить роды посредством кесарева сечения. Малышей, рожденных этим способом, в народе именуют – кесарята. При данной полостной операции ребенок извлекается на свет через разрез брюшной стенки матки.

Разделяют плановое и экстренное кесарево сечение .

Плановая операция назначается в случае наличия показаний, при которых естественные роды могут создавать угрозу здоровью и даже жизни матери или ребенка.

Иногда в процессе естественных родов могут возникнуть такие опасные состояния. В этих случаях проводят экстренную операцию кесарева сечения.

Но далеко не всегда кесарево сечение делают по необходимости. Иногда его применяют и при отсутствии медицинских показаний, по просьбе будущих родителей. Но в любом случае, в каждом конкретном случае, решение о необходимости хирургической операции должен решать лечащий врач.


Отличие кесарят от детей, рожденных естественным способом

По утверждению экспертов в этой области, появление ребенка на свет путем операции, в той или иной мере откладывает отпечаток на его дальнейшее развитие. Таким детям все же труднее приспособиться к внешнему миру, чем малышам, прошедшим через естественные родовые пути.

Например:

У матерей после операции кесарева сечения появляется больше проблем с грудным вскармливанием. Это, в основном, связано с разлучением ребенка от матери в роддоме сразу после операции.

В результате, отсутствует частая стимуляция грудных желез, и нормальная лактация восстанавливается в более поздние сроки. Это становится причиной дополнительного вскармливания малыша и обычно приводит к возникновению проблем грудного кормления.

Существует мнение о том, что кесарево сечение сохраняет ребенка от «травматичных» родов. Но это мнение является мифом, который развеивают сами врачи. При естественных родах (прохождение по родовому каналу, сжатие головки младенца и т.д.) запускается мощный механизм стимулирования всех органов и жизненно важных систем организма. Каждый орган ребенка стимулируется к новым условиям жизни и подстраивается к незнакомой ему окружающей среде. В случае хирургической операции такой подстройки не происходит. Последствия этого станут заметны позже.

Некоторые последствия выявляются рано и заключаются в разнообразных неврологических нарушениях. Они возникают у кесарят в 2-3 раза чаще. Другие последствия появятся через несколько лет. И большинство родителей никак не связывают эти вещи со способом рождения малыша.

Медики утверждают, что кесарево сечение является фактором, способствующим развитию множества заболеваний. Например, малыши-кесарята чаще, чем другие дети болеют бронхиальной астмой, диареей, страдают от аллергии на первом году жизни.

Замечено, что такие дети часто страдают нарушениями сна, головными болями. У них отмечаются частые случаи повышенного внутричерепного давления. Подобные симптомы начинаются у них в возрасте старше 3-4 месяцев. К этому сроку дети, рожденные естественным путем, уже перерастают эти явления.

Нужно также сказать и о психологических проблемах. Существует определенное направление в психологии, которое рассматривает роды в качестве основного элемента формирования психики и сознания человека.

Специалисты, изучающие это направление, связывают патологическое течение родов и любое вмешательство в процесс родовспоможения с появлением негативной «памяти о рождении». Что впоследствии отражается на дальнейшей жизни.

Кесарята, конечно не будут впоследствии обладать одинаковыми чертами характера и психики. Но у них похож процесс принятия решений, конечно с учетом темперамента и воспитания. Кто-то из них будет нерешительным в принятии решений, кто-то пойдет напролом, невзирая на последствия. Но общее у них одно - в этом месте есть проблема. Причем эта проблема настолько явная, что опытные специалисты-психологи довольно легко выявляют маленьких кесарят во множестве сверстников, а разница между детьми начинает проявляться после 1-2 лет обучения в школе.

Кесарята-подростки часто страдают от вегетососудистой дистонии, а именно, от изменений артериального давления, повышенной чувствительности к изменению погоды. У них часто болит голова, возникают обморочные состояния.

Я перечислила основные их тех трудностей, которые могут подстерегать ребенка, появившегося на свет с помощью кесарева сечения. Но пугаться, все же, не стоит. Кесарево сечение иногда является единственным возможным способом рождения малыша.

Если для этого имеются необходимые показания, их обязательно нужно учитывать. В некоторых случаях кесарево сечение более предпочтительно и безопасно, чем родоразрешение через естественные родовые пути.

Дети «из пробирки» сегодня – не редкость. В связи с ростом количества экстракорпоральных оплодотворений такими детками уже никого не удивишь. ЭКО порой является единственным способом преодолеть семейное бесплодие и стать родителями. Однако даже очень любящие и трепетные мамы и папы, а также будущие родители, которым ЭКО еще только предстоит, сталкиваются со множеством мифов и предрассудков. Отличаются ли дети ЭКО от обычных малышей, зачатых естественным путем, вы узнаете, ознакомившись с этой статьей.



О зачатии

Чтобы понять, какие они, малыши ЭКО, нужно начать с самого зачатия. При естественном зачатии яйцеклетка матери встречается со сперматозоидом отца в широкой части маточной трубы, а оттуда плодное яйцо попадает в полость матки в течение 7-9 суток после оплодотворения. При ЭКО зачатие проводится вне материнского организма. Взятая у женщины яйцеклетка оплодотворяется в лабораторных условиях сперматозоидом отца. Потом эмбрион (а чаще - несколько эмбрионов) подсаживают в полость матки, обеспечивая будущей маме сопроводительную гормональную терапию, чтобы условия для развития малышей были приближены к настоящим, естественным.

Если эмбрион приживается, дальнейшее течение беременности после ЭКО мало чем отличается от естественного, разве что за женщиной осуществляется более тщательное врачебное наблюдение. Довольно высоки риски выкидыша, гормональных нарушений, многоплодной беременности, преждевременных родов и патологий плаценты.

Рост малыша, зачатого в пробирке, и темпы его развития полностью совпадают с аналогичными параметрами у крохи, которого мама и папа зачали без участия врачей.



Многие считают, что ЭКО противоречит законам природы. Если она не предусмотрела для мужчины или женщины возможности воспроизводить себе подобных, то (по мнению противников ЭКО) врачи не вправе вмешиваться. Противопоставить этому мнению практически нечего, разве что счастливые глаза супругов, которые становятся родителями вопреки диагнозам.

При рождении дети ЭКО ничем не отличаются от своих ровесников, зачатых естественно: ни весом, ни ростом, ни размерами частей тела. Это такие же малыши, которые хотят родительской любви и ласки, которые радуются маминой улыбке и папиным рукам. Если зачатие происходит одинаково, но в разных условиях, то откуда же взялись мифы об «экошных» детках?

Дело в том, что человечеству во все времена было свойственно мистифицировать все новое и малопонятное. ЭКО существует всего 40 лет, что в масштабах истории сравнимо лишь с секундой. Нет ничего удивительного в том, что детей, зачатых в пробирке, считают чудом, аномалией и даже злом. Просто прошло еще слишком мало времени, чтобы понять, что собой представляют люди, зачатые в противовес природе.



Первое ЭКО было проведено в 1978 году. На свет появилась девочка – англичанка Лиза Браун. Сейчас ей 40 лет, она получила хорошее образование, сделала карьеру, родила (зачав естественным путем) детей. Она ничем не отличается от своих ровесников, не страдает редкими заболеваниями, не проявляет никаких аномальных способностей.

В СССР первое ЭКО сделали в Москве, в 1986 году. Девочка Елена Донцова также мало чем отличается от других. Всего же в мире на начало 2018 года насчитывается более пяти миллионов человек, зачатых в пробирке.

С начала 2000-х государство начало материально поддерживать программу экстракорпорального оплодотворения. ЭКО внесли в перечень услуг страховой медицины, и теперь процедура по показаниям доступна для всех. Именно поэтому на свет появляется все больше детей, которые своим рождением обязаны работе врачей-репродуктологов.


Итак, ЭКО – это вполне нормально для современного общества. Теперь перейдем к тем мифам, которые касаются зачатых в пробирке детей.

Религия и эзотерика

Многие религии неоднозначно относятся к процедуре ЭКО. В православии, например, принято считать, что душа у малыша появляется практически сразу, в момент слияния яйцеклетки и сперматозоида. Оплодотворение в пробирке, при котором из нескольких оплодотворенных яйцеклеток врач выберет только самый качественный материал, православием расценивается как убийство. Доктор с согласия родителей, по мнению РПЦ, убивает зародившуюся жизнь.

Еще не так давно у родителей, которые имели неосторожность сообщить священнику, что ребенок зачат посредством ЭКО, могли возникнуть сложности при крещении малыша. Батюшки могли и отказать в этом. Сейчас отношение церкви несколько смягчилось, и порой батюшки сами благословляют пару на репродуктивные технологии. Церковь по-прежнему не одобряет суррогатное материнство, использование донорских яйцеклеток и сперматозоидов, а также искусственный отбор сильнейших эмбрионов из нескольких живых.

Ислам не имеет ничего против ЭКО, но требует от своих последователей не пользоваться услугами суррогатной матери, не использовать донорский биоматериал. В протоколе ЭКО должны быть использованы только клетки мужа и жены. Мусульмане верят, что душа приходит и вселяется в ребенка только через 4 месяца после оплодотворения, а потому ислам не осуждает искусственный отбор и отбраковку эмбрионов.



Иудеи считают, чтодля размножения любые методы хороши и оправданы. К ЭКО отношение спокойное, взвешенное, принимается и одобряется в определенных случаях и суррогатное материнство. Буддисты всегда приветствуют все нововведения, в том числе и в репродуктивной сфере. Дать жизнь (в понимании приверженцев буддизма) можно любым способом, главное - чтобы родители любили малыша, а он сам явился в этот мир желанным и счастливым.



Люди, утверждающие, что у детей, зачатых в процессе ЭКО, нет души, что у них иная аура, другая энергетика, глубоко заблуждаются. «Охоту на ведьм» некоторые одержимые готовы были объявлять во все времена, а их «жертвами» обычно становятся те, кто хоть чем-то отличается от них самих. Единственное отличие «экошных» малышей – в способе их зачатия, а аура и энергетика – малоубедительные аргументы тех, кто не может придумать ничего другого.

Малыши, которые появились после ЭКО, ни в коей мере не биороботы, не андроиды, не лишенные эмоций и переживаний человекоподобные существа. Они точно такие же дети, как и все остальные, а потому мистифицировать их рождение не стоит.

Если есть религиозные или духовные сомнения, лучше обратиться к священнослужителю, он обязательно поможет их развеять.


Бесплодие

Долгое время считалось, что у детей, рожденных благодаря репродуктивным технологиям, с большой долей вероятности будут проблемы с зачатием во взрослом возрасте. Опасаться бесплодия не стоит. Первые «экошные» дети, которым сейчас уже 30-40 лет, своим примером показали, что они могут иметь потомство. Зачатие происходит вполне естественно.

Дело в том, что у большинства пар бесплодие, которое и является показанием к эстракорпоральному оплодотворению, приобретенное. Иными словами - мужчина или женщина утратили фертильность под воздействием каких-то заболеваний, негативных воздействий, инфекций или травм. Родились они с нормальным репродуктивным потенциалом.

Сперматозоид и яйцеклетка несут генетическую информацию, которая отражает основные характеристики. Полагать, что ребенок-ЭКО будет бесплодным, можно только в том случае, если у супругов причиной бесплодия выступает врожденная генетическая аномалия. Такие аномалии встречаются редко. К тому же о них генетик обязательно предупредит перед ЭКО, и процедуру можно будет провести с применением донорского биоматериала.

Итак, дети, рожденные после ЭКО, могут иметь потомство. Даже если бесплодие одного из супругов генетическое, вовсе не обязательно, что малыш его унаследует. То же самое можно сказать и о детях, зачатых естественным путем: сыновья и дочери наследуют не все генетические аномалии, не всегда у здоровых родителей на свет появляется здоровый ребенок.



Чаще болеют и меньше живут?

Почему-то считается, что отдаленные последствия ЭКО для ребенка и его родителей кроются и в особенностях состояния здоровья малыша. Противники репродуктивной медицинской помощи в один голос твердят следующее: то, что зачато вопреки воле Бога и природы, не может быть здоровым. Сторонники ЭКО уверяют, что предварительный отбор эмбрионов для подсадки – это и есть тот фактор, который практически гарантирует рождение здорового ребенка, ведь аномальные эмбрионы просто «отсеиваются» еще на начальной стадии.

Спорить можно до бесконечности. Скорее всего, дебаты двух сторон будут продолжаться еще не один десяток лет. Стоит обратиться к медицинской статистике. В детском возрасте «экошники» болеют наравне со своими ровесниками, зачатыми естественно. Все типичные «детские» болезни у них встречаются. Это обычно вирусные инфекции, ЛОР-заболевания, аллергические заболевания.

Врожденные аномалии у детей-ЭКО встречаются на 45% реже, чем у детей, зачатых естественным путем. В этом и заключается заслуга предимплантационного отбора.

Более подробную статистику создать не представляется возможным. Исследования проводились лишь в определенных группах. Провести масштабное исследование состояния здоровья всех пяти миллионов человек, зачатых в пробирке, невозможно.



Что касается особенностей развития, то детки, рожденные с помощью докторов-репродуктологов, мало чем отличаются от своих сверстников. Психологи в этом вопросе практически не расходятся во мнениях: проблем с эмоциональным и умственным развитием нет. Если есть отклонения, то они с одинаковой частотой встречаются и у обычных ребят. У малышей после ЭКО больше шансов быть более развитыми, ведь они всегда долгожданные и желанные дети, им уделяют больше внимания, они не появляются на свет случайно. Это значит, что внимание и развитие в семье им гарантированы.

Продолжительность жизни «экошных» малышей оценить трудно. Прошло еще слишком мало времени, и первым таким детям всего 40 лет. Они живы, здоровы, а что будет дальше – покажет время. Пока неизвестны особенности старения таких людей, приобретенные «старческие» заболевания, самые распространенные причины смертности.


От донорской клетки – чужой?

Это утверждение верно, но лишь наполовину. Для одного из супругов этот ребенок будет родным по крови и генам. Нужно отметить, что о последствиях оплодотворения с применением донорского материала супругов предупреждают заранее. Только они сами могут принять решение, готовы ли они растить малыша, лишь на 50% родного им по крови. Нужно отметить, что многих этот факт не останавливает.

Подвиг «Варяга» и «Корейца» в самом начале Русско-японской войны (1904-1905) по праву считается одной из самых героических страниц в истории отечественного военного флота. О трагическом сражении двух русских кораблей с японской эскадрой близ корейского порта Чемульпо написаны сотни книг, статей, сняты кинофильмы... До мельчайших подробностей изучены и восстановлены предшествующие события, ход боя, судьба крейсера и его команды. Между тем, следует признать, что выводы и оценки, сделанные исследователями, подчас слишком тенденциозны и далеко неоднозначны.

В отечественной историографии существует два прямо противоположных мнения о событиях 27 января 1904 года близ порта Чемульпо. Даже сегодня, спустя более ста лет после сражения, трудно сказать, какое из этих мнений является более правильным. Как известно, на основании изучения одних и тех же источников, разные люди делают разные выводы. Одни считают действия «Варяга» и «Корейца» настоящим подвигом, примером беззаветного мужества и героизма русских моряков. Другие видят в них просто исполнение матросами и офицерами своего воинского долга. Третьи склонны рассматривать «вынужденный героизм» экипажей лишь как следствие непростительных промахов, служебной халатности и безразличия высшего командования, проявленного в условиях начала Русско-японской войны. С этой точки зрения события у Чемульпо, больше похожи не на подвиг, а на служебное преступление, в результате которого пострадали люди, и был не просто утерян, а буквально «подарен» противнику военный корабль.

Многие наши современники, знакомые с историей боя «Варяга» не только по песням и патриотическим кинофильмам, нередко задаются вопросом: а где же, собственно, подвиг? Два «забытых» (фактически – брошенных на произвол судьбы) командованием в корейском порту судна не смогли прорваться к Порт-Артуру и соединиться с эскадрой. В результате бой был проигран, погиб один офицер и 30 нижних чинов, команды с вещами и судовыми кассами спокойно сошли на берег и были взяты на борт кораблями нейтральных держав. Два малоповреждённых судна русского флота достались противнику.

Об этом следовало бы молчать, как молчали японцы о повреждениях, нанесённых «Варягом» их кораблям во время боя у Чемульпо. Но России была нужна «маленькая победоносная война», которую никак нельзя начинать с поражения, наказания виновных, признания перед всем миром собственного разгильдяйства.

Пропагандистская машина заработала на полную мощность. Газеты запели! Короткую морскую стычку объявили ожесточённым сражением. Самозатопление подали как акт самоотверженного мужества. Число жертв не уточняли, но подчёркивали превосходящие силы противника. Пропаганда обернула мелкую, удачную и бескровную победу японцев – при беспомощности и реальном бездействии (за невозможностью предпринять что-то значимое) русских кораблей – моральной победой и славным делом.

Ни одна настоящая победа русского флота не прославлялась столь скоропалительно и помпезно.

Уже через месяц после боя у Чемульпо появилась знаменитая песня о «Варяге» («Наверх, вы, товарищи, все по местам!»). Песня долгие годы почему-то считалась народной, но достоверно известно, что её текст был написан немецким поэтом и драматургом Рудольфом Грейнцем.

К лету 1904 года скульптор К. Казбек изготовил макет памятника, посвященного бою при Чемульпо, и назвал его «Прощание Руднева с "Варягом"». На макете скульптор изобразил стоявшего у лееров В. Ф. Руднева, справа от которого находился матрос с перевязанной рукой, а за спиной сидел офицер с опущенной головой. Затем ещё один макет изготовил и автор памятника «Стерегущему» К. В. Изенберг. Вскоре была написана картина «Смерть "Варяга". Вид с французского крейсера "Паскаль"». Были выпущены фотоокрытки с портретами командиров и изображениями «Варяга» и «Корейца». Особенно тщательно разрабатывалась церемония встречи героев Чемульпо, которые прибыли в Одессу в марте 1904 года.

14 апреля героев торжественно встречали в Москве. На Садовом кольце в районе Спасских казарм была воздвигнута триумфальная арка в честь этого события. Ещё через два дня команды «Варяга» и «Корейца» церемониальным маршем проходят по Невскому проспекту от Московского вокзала до Зимнего дворца, где их встречает император. Далее господа офицеры были приглашены на завтрак к Николаю II в Белом зале, а для нижних чинов был устроен обед в Николаевском зале Зимнего дворца.

В концертном зале накрыли стол с золотым сервизом для высочайших особ. Николай II обратился к героям Чемульпо с речью, Руднев представил отличившихся в бою офицеров и матросов к наградам. Император не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена всем без исключения участникам сражения в Чемульпо.

Нижние чины получили Георгиевские кресты, офицеры – ордена Георгия 4-ой степени и внеочередные повышения в звании. А офицеры «Корейца», практически не участвовавшего в бою, были награждены даже дважды(!).

Увы, и сегодня ещё не написана полная и объективная история той давно прошедшей, во многом забытой войны. Проявленные мужество и героизм экипажей «Варяга» и «Корейца» по-прежнему ни у кого не вызывают сомнения. Даже японцы были восхищены воистину «самурайским» подвигом русских моряков, считая его примером для подражания.

Однако и по сей день не существует однозначных ответов на самые простые вопросы, которые не раз задавали современники и первые историки Русско-японской войны. Чем была вызвана необходимость держать в Чемульпо в качестве стационара лучший крейсер Тихоокеанской эскадры? Мог ли «Варяг» избежать открытого столкновения с японскими кораблями? Почему командир «Варяга» капитан 1 ранга В. Ф. Руднев не увёл свой крейсер из Чемульпо, пока порт ещё не был блокирован? Почему затопил корабль так, чтобы он впоследствии достался противнику? И почему Руднев не пошёл под суд, как военный преступник, а получив орден Святого Георгия 4-й степени и звание флигель-адъютанта, спокойно вышел в отставку и доживал свой век в родовом имении?

Попробуем ответить на некоторые из них.

О крейсере «Варяг»

Крейсер I ранга «Варяг» стал первым в серии русских бронепалубных крейсеров, строившихся в конце XIX – начале ХХ вв. по программе «для нужд Дальнего Востока».

Это звучит как насмешка над доморощенными ура-патриотами, но гордость русского флота, крейсер «Варяг», был построен в США, на верфи «Вильям Крамп» в Филадельфии. В конце XIX - начале XX веков США по европейским меркам считались не самой развитой в техническом отношении, практически аграрной и «дикой» страной. Почему же «Варяг» решили строить именно там? И как это отразилось на его судьбе?

В России военные корабли такого класса строили, но это было очень дорого, трудоёмко и долго. К тому же в преддверии войны все судостроительные верфи были перегружены заказами. Поэтому по программе усиления флота 1898 года новые бронепалубные крейсеры I ранга заказали за границей. Лучше всего строить крейсеры умели в Германии и Швеции, но правительству Николая II это показалось крайне дорогим удовольствием. Расценки американских кораблестроителей были ниже, да и сделать работу представители верфи «Вильям Крамп» обещали в рекордные сроки.

20 апреля 1898 года российским императором Николаем II был утвержден контракт, согласно которому американская фирма «The William Cramp & Sons» получила заказ на строительство на своём заводе эскадренного броненосца и бронепалубного крейсера (будущие «Ретвизан» и «Варяг»).

По условиям контракта, крейсер водоизмещением 6000 тонн должен был быть готов через 20 месяцев после прибытия на завод наблюдающей комиссии из России. Стоимость корабля без вооружения оценивалась в $2’138’000 (4’233’240 руб.). Комиссия во главе с капитаном I ранга М.А.Данилевским прибыла в США 13 июля 1898 года и приняла активное участие в обсуждении и проектировании будущего крейсера, внеся в проект ряд значительных конструктивных доработок.

В качестве прототипа для строительства нового корабля глава американской фирмы Чарльз Крамп предлагал взять японский крейсер «Касаги», но русский Морской технический комитет настоял на том, чтобы за образец взяли 6000-тонные бронепалубные крейсеры санкт-петербургской постройки - знаменитые «богини» «Диана», «Паллада» и «Аврора» (матросы фамильярно звали их «Дашка», «Палашка» и «Варька»). Увы, выбор был изначально порочен - концепция крейсеров этого класса себя не оправдала. Впрочем, родство «Варяга» со знаменитой «Авророй» пригодилось. Когда в 1946 году снимали художественный фильм «Крейсер «Варяг», в главной роли сняли «Аврору», прилепив ей для сходства четвёртую фальшивую трубу.

11 января 1899 года волею императора и приказом по Морскому ведомству строящемуся крейсеру было присвоено название «Варяг» - в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника американской экспедиции 1863 года. Церемония закладки корабля состоялась 10 мая 1899 года. А уже 19 октября 1899 года в присутствии русского посла в США графа А.П. Кассини и других официальных лиц двух стран крейсер «Варяг» спустили на воду.

Нельзя сказать, чтобы на верфи «Вильям Крамп» совсем не умели строить военные корабли. Одновременно с «Варягом» американцы построили для русского флота прекрасный броненосец «Ретвизан». Однако с «Варягом» изначально всё пошло не так, как планировалось. Были допущены два конструктивных недостатка, которые в конечном итоге погубили корабль. Во-первых, орудия главного калибра на верхней палубе американцы установили без всякой защиты, даже без бронещитов. Комендоры корабля были крайне уязвимы - в бою расчёты на верхней палубе буквально выкашивались осколками японских снарядов. Во-вторых, корабль оснастили паровыми котлами системы Никлосса, крайне капризными и ненадёжными. Впрочем, такие котлы много лет исправно служили на канонерской лодке «Храбрый». Броненосец «Ретвизан», построенный на той же верфи Ч. Крампа, тоже не имел с котлами Никлосса больших проблем. Только на «Варяге», возможно, в силу других допущенных технических нарушений, энергетическая установка (котлы и машины) периодически отказывали уже на скорости 18-19 узлов. А самый быстроходный крейсер, согласно всем техническим характеристикам, должен был развивать скорость до 23 узлов.

Тем не менее, первые испытания в июле 1900 года «Варяг» прошёл вполне успешно. В тяжелейших погодных условиях, при сильном встречном ветре, он показал мировой рекорд для крейсеров своего класса по скорости – 24,59 узла [около 45,54 км./ч.].

2 января 1901 года прибывший из России экипаж во время стоянки в Филадельфии поднял вымпел на грот-мачте – «Варяг» официально вступил в кампанию. После нескольких пробных походов по заливу Делавэр крейсер навсегда покинул берега Америки.

Когда крейсер пришел на Балтику, его посетил император Николай Второй. Пленённый одним только внешним лоском нового белоснежного крейсера и бравым видом гвардейского экипажа самодержец пожелал простить Крампу «некоторые конструктивные недочёты», в результате чего штрафных санкций к американским судостроителям не применили.

Почему «Варяг» оказался в Чемульпо?

Именно в ответе на этот вопрос, на наш взгляд, заключается наиболее правдоподобное объяснение всех дальнейших событий.

Итак, крейсер «Варяг», построенный «для нужд флота на Дальнем Востоке», базировался в главной военно-морской базе России на Тихом океане Порт-Артуре течение двух лет (1902-1904). 1 марта 1903 года в командование «Варягом» вступил капитан I ранга В.Ф.Руднев.

К началу 1904 года отношения России и Японии обострились до предела. Война могла вспыхнуть из-за малейшего пустяка. По официальной версии, командованию было строжайше запрещено проявлять любую инициативу, дабы не спровоцировать японцев. На самом деле, России было бы очень выгодно, чтобы Япония первой начала боевые действия. И наместник адмирал Н.Е. Алексеев, и начальник Эскадры Тихого океана В.О. Старк, неоднократно докладывали в Петербург, что сил на Дальнем Востоке вполне достаточно, чтобы успешно провести кампанию.

Адмирал Алексеев прекрасно понимал: незамерзающий корейский порт Чемульпо является важнейшим стратегическим объектом. Здесь постоянно находились боевые корабли ведущих государств. Чтобы захватить Корею, японцам потребовалось бы, прежде всего, захватить (даже высадить десант) в Чемульпо. Следовательно, присутствие военных кораблей России в этом порту неизбежно станет поводом к конфликту, т.е. спровоцирует противника на начало активных боевых действий.

Военные корабли России в Чемульпо присутствовали постоянно. Предельное обострение отношений с Японией в конце 1903 года вовсе не побудило командование в Порт-Артуре выводить их оттуда. Напротив, русские корабли «Боярин» (тоже, кстати, бронепалубный крейсер) и канонерская лодка «Гиляк» 28 декабря 1903 года были заменены крейсером «Варяг» под командованием капитана I ранга В.Ф.Руднева. 5 января к «Варягу» присоединилась канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана II ранга Г.П.Беляева.

По официальной версии, «Варяг» был отправлен в Чемульпо для связи с русским послом в Сеуле. В случае осложнения или разрыва дипломатических отношений, он должен был вывезти русскую дипломатическую миссию в Порт-Артур.

Любой нормальный человек в силах понять, что посылать для вывоза дипломатов целый крейсер было, по крайней мере, нецелесообразно. Тем более – в условиях предстоящей войны. В случае начала военных действий корабли неизбежно попадали в ловушку. Для связи и вывоза миссии можно было оставить только канонерскую лодку «Кореец», а быстроходный и мощный «Варяг» сохранить для флота в Порт-Артуре.

Но, скорее всего, к тому времени уже выяснилось, что «Варяг» не такой уж быстроходный и мощный. Иначе, чем объяснить использование современного боевого крейсера в качестве портового стационера? Или командование в Порт-Артуре считало, что русской дипмиссии зазорно разъезжать на какой-то канонерке, обязательно нужно крейсер подать к подъезду?..

Нет! Алексеев преследовал, судя по всему, только одну цель: вынудить японцев начать войну первыми. Для этого он решил пожертвовать «Варягом», ибо невозможно изобразить «военное присутствие» в корейском порту посредством одной канонерской лодки. Капитан Руднев, само собой разумеется, не должен был ничего знать. Кроме того, Руднев не должен был проявлять никакой инициативы, самостоятельно покидать порт и вообще предпринимать какие-либо активные действия без особого на то распоряжения. На утро 27 января был назначен выход русской эскадры из Порт-Артура в Чемульпо.

Кстати, при проведении стратегической игры в 1902/03 учебном году в Николаевской морской академии проигрывалась именно такая ситуация: при внезапном нападении Японии на Россию в Чемульпо остаются неотозванными крейсер и канонерская лодка. В игре посланные в порт миноносцы сообщат о начале войны. Крейсер и канонерская лодка успевают соединиться с Порт-Артурской эскадрой, идущей к Чемульпо. Так что все попытки некоторых историков представить командование в лице адмирала Алексеева и адмирала Старка полными разгильдяями и безответственными типами, не имеют под собой никакого основания. Это был заранее обдуманный план, осуществить который оказалось не так-то просто.

«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги…»

24 января в 16:00 японские дипломаты объявили о прекращении переговоров и разрыве дипломатических отношений с Россией. Дальневосточный наместник адмирал Алексеев узнал об этом (учитывая разницу во времени) лишь 25 января.

Вопреки утверждениям некоторых «исследователей», упрекавших В.Ф.Руднева в преступном бездействии и роковой для «Варяга» потере 2-х дней (24 и 25 января), никакого «бездействия» не было. Капитан «Варяга» в Чемульпо не мог узнать о разрыве дипломатических отношений раньше, чем сам наместник в Порт-Артуре. Кроме того, не дождавшись «особых распоряжений» от командования, уже утром 25 января Руднев сам поехал поездом в Сеул, чтобы получить от главы русской миссии А.И.Павлова инструкции о действиях «Варяга». Там он получил сведения о подходе японской эскадры к Чемульпо и готовящемся 29 января десанте. Относительно «Варяга» никаких распоряжений не поступало, поэтому Руднев решил послать «Корейца» в Порт-Артур, чтобы передать донесение о готовящемся десанте, но порт был уже блокирован японской эскадрой.

26 января «Кореец» попытался уйти из Чемульпо, но был остановлен в море. Не имея приказа вступить в бой, Беляев решил повернуть обратно.

Командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран – английского крейсера «Тэлбот», французского «Паскаля», итальянской «Эльбы» и американской канонерки «Виксбург» – послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными боевыми действиями против «Варяга» и «Корейца». Командиры первых трёх кораблей выразили протест, поскольку бой на рейде стал бы вопиющим нарушением формального нейтралитета Кореи, однако было ясно, что это вряд ли остановит японцев.

Ранним утром 27 января (9 февраля по н. ст.) 1904 года В.Ф.Руднев принял участие в совещании командиров кораблей, которое проходило на борту «Тэлбота». Несмотря на явное сочувствие со стороны англичан, французов и итальянцев, они не могли оказать русским морякам какой-либо явной поддержки из-за боязни нарушить нейтралитет.

Убедившись в этом, В.Ф.Руднев заявил собравшимся на «Тэлботе» командирам, что он сделает попытку прорваться и примет бой, как бы велики не были силы врага, что сражаться на рейде не будет и сдаваться в плен не намерен.

В 11.20 «Варяг» и «Кореец» подняли якоря и направились к выходу с рейда.

Был ли шанс у «Варяга» уйти от японской эскадры, используя преимущество в скорости?

Здесь мнения специалистов и историков резко расходятся. Согласно утверждениям самого Руднева, изложенных им в рапортах начальству, а позднее отчасти повторенных в воспоминаниях, – ни малейшего шанса уйти от японцев у «самого быстроходного» крейсера не было. И дело заключалось не в тихоходной канонерке «Кореец», команду которой Руднев легко мог бы принять на борт «Варяга». Просто сам крейсер в условиях отлива, без возможности развить скорость на узком фарватере, не смог бы дать в море более 16-17 узлов. Японцы бы его всё равно догнали. Их крейсера развивали скорость до 20-21 узла. Кроме того, Руднев через слово упоминает о «технических недоделках» «Варяга», которые могли бы подвести крейсер в самый ответственный момент.

В своей книге, вышедшей после войны, Руднев настаивает на ещё большем (видимо, в связи с гораздо большей потребностью оправдать свои действия в бою) понижении максимальной скорости «Варяга»:

"Крейсер "Варяг" в конце 1903 г. производил испытание подшипников главных механизмов, которые ввиду неудовлетворительности металла, не могли быть доведены до желаемых результатов, а потому и ход крейсера доходил только до 14 узл. вместо следуемых 23" («Бой "Варяга" у Чемульпо 27 января 1904 г.» СПБ, 1907, с. 3).

Между тем, в целом ряде исследований отечественных историков напрочь опровергается факт «тихоходности» «Варяга» или его неисправности на момент сражения. Сохранились документы, свидетельствующие, что во время неоднократных испытаний в октябре-ноябре 1903 года крейсер показал на полном ходу скорость 23, 5 узла. Неисправности подшипников были ликвидированы. Крейсер имел достаточный запас мощности и не был перегружен. Однако, кроме сведений Руднева, о «дефектности» корабля говорит тот факт, что «Варяг» во время базирования в Порт-Артуре постоянно подвергался ремонтам и испытаниям. Возможно, основные неисправности к моменту ухода в Чемульпо были устранены, но капитан Руднев 26-27 января 1904 года не был на все сто процентов уверен в своём крейсере.

Другой вариант этой версии выдвигает современный российский историк В.Д.Доценко в своей книге «Мифы и легенды Российского флота» (2004). Он считает, что «Варяг» заменил в Чемульпо тихохода «Боярина» лишь потому, что только такой крейсер и мог уйти от японской погони, используя вечерний прилив. Высота приливов в Чемульпо достигает 8-9 метров (максимальная высота прилива до 10 метров).

«При осадке крейсера 6,5 метра в полную вечернюю воду все же была возможность прорвать японскую блокаду, - пишет В.Д.Доценко, - но Руднев ею не воспользовался. Он остановился на худшем варианте - прорываться днём в период отлива и совместно с «Корейцем». К чему такое решение привело, всем известно…»

Однако здесь стоит вспомнить, что «Варяг» вообще не должен был покидать Чемульпо вплоть до особого распоряжения. Спланированный в штабной игре «прорыв» крейсера к русской эскадре никак не учитывал, что никаких миноносцев и никакой эскадры в этот момент близ Чемульпо не будет. В ночь с 26 на 27 января – практически одновременно с боем «Варяга» - было совершено нападение японского флота на Порт-Артур. Увлёкшись планами наступательных операций, русское командование пренебрегло оборонительными мероприятиями и фактически прозевало «упреждающий удар» противника по основной морской базе на Дальнем Востоке. Такой наглости японских «макак» невозможно было себе представить ни в какой стратегической игре!

Даже в случае удачного прорыва из Чемульпо, «Варяг» должен был совершить в одиночестве 3-х дневный переход к Порт-Артуру, где неизбежно столкнулся бы с другой японской эскадрой. И где гарантия, что в открытом море он не встретил бы ещё более превосходящие силы противника? Приняв бой близ нейтрального порта, Руднев имел возможность сохранить людей и публично совершить что-то похожее на подвиг. А на миру, как говорится, и смерть красна!

Бой у Чемульпо

Бой «Варяга» и «Корейца» с японской эскадрой близ порта Чемульпо занял чуть более часа.

В 11.25 капитан I ранга В.Ф.Руднев приказал пробить боевую тревогу и поднять стеньговые флаги. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всего к выходу стояла «Асама» и именно с нее обнаружили шедшие навстречу «Варяг» и «Кореец». Контр-адмирал С.Уриу в это время принимал на борту крейсера «Нанива» офицера с «Тэлбота», доставившего документы совещания командиров. Получив известие с «Асамы», командующий, быстро завершив беседу, приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъём и уборку якорей не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, на ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

Первыми дали ход «Асама» и «Чиода», за ними, несколько отстав, двинулись флагманская «Нанива» и крейсер «Нийтака». На траверзе нестреляющего борта «Нанивы» шли миноносцы одного из отрядов. Остальные миноносцы с крейсерами «Акаси» и «Такачихо», развив большой ход, устремились в юго-западном направлении. Авизо «Чихайя» вместе с миноносцем «Касасаги» находились в дозоре на выходе из 30-мильного фарватера. Русские корабли продолжали движение.

Согласно японским источникам, контр-адмирал Уриу дал сигнал сдаваться, но «Варяг» не ответил и первым начал пристрелку японскому флагману «Нанива». Русские источники уверяют, что первый выстрел грянул с японского крейсера «Асама» в 11.45. Вслед за ним вся японская эскадра открыла огонь. «Варяг, по выходе с нейтрального рейда, открыл ответный огонь бронебойными снарядами с дистанции 45 кабельтов. «Асама», наблюдая прорывающийся крейсер по левому борту, пошёл на сближение, не прекращая огонь. Его активно поддерживали «Нанива» и «Нийтака». Один из первых японских снарядов разрушил верхний мостик «Варяга» и перебил фок-ванты. При этом погиб мичман граф Алексей Нирод, а все дальномерщики станции № 1 были убиты или ранены. В первые минуты боя было также подбито 6-дюймовое орудие «Варяга», вся прислуга орудия и подачи убита или ранена.

В то же время «Чиода» атаковал «Корейца». Канонерская лодка вначале вела огонь фугасными снарядами из правого 8-дюймового орудия попеременно по головному крейсеру и «Такачихо». Вскоре сокращение дистанции позволило «Корейцу» использовать кормовое 6-дюймовое орудие.

Около 12.00 на «Варяге» начался пожар: загорелись патроны с бездымным порохом, палуба и вельбот № 1. Возгорание произошло от снаряда, разорвавшегося на палубе, при этом были подбиты 6 орудий. Другими снарядами был почти снесён боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция № 2, подбиты еще несколько орудий, подожжены рундуки броневой палубы.

В 12.12 вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы «Варяга». Неуправляемый корабль покатился на циркуляции на камни острова Йодольми. Почти одновременно второй снаряд взорвался между десантным орудием Барановского и фок-мачтой, погиб весь расчет орудия № 35, а также находившийся у рубки квартирмейстер И.Костин. Осколки влетели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста Н. Нагле и барабанщика Д.Корнеева. Командир крейсера Руднев отделался лишь лёгким ранением и контузией.

«Варяг» сел на камни острова и, развернувшись к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японские корабли пошли на сближение. Положение казалось безнадёжным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. В 12.25 снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме № 10, а в 12.30 8-дюймовый снаряд взорвался в угольной яме № 12. Третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень которой подходил к топкам Кочегарные квартирмейстеры Жигарев и Журавлев с замечательной самоотверженностью и хладнокровием задраили угольную яму, а старший офицер капитан 2 ранга Степанов и старший боцман Харьковский под градом осколков стали подводить пластыри под пробоины. И в этот момент крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошёл от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

К удивлению японцев, пробитый и горящий «Варяг», увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда.

Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера «Асама» и «Чиода». «Варяг» и «Кореец» яростно отстреливались, но из-за острых курсовых углов огонь могли вести только два-три 152-мм орудия. В это время из-за острова Йодольми появился вражеский миноносец и устремился в атаку. Настала очередь мелкокалиберной артиллерии – из уцелевших орудий «Варяг» и «Кореец» открыли плотный заградительный огонь. Миноносец круто развернулся и ушёл, не причинив русским кораблям вреда.

Эта неудачная атака помешала японским крейсерам своевременно приблизиться к русским кораблям, и когда «Асама» вновь ринулась в погоню, «Варяг» и «Кореец» уже подходили к якорной стоянке. Японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Крейсеру «Эльба» даже пришлось из-за этого перейти вглубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Потери личного состава

Всего за время сражения «Варяг» выпустил 1105 снарядов: 425 -152-мм, 470 -75-мм и 210 - 47-мм. Результативность его огня, к сожалению, неизвестна до сих пор. По официальным японским данным, опубликованным еще во время Русско-японской войны, попаданий в корабли эскадры Уриу не было вообще, и из их команд никто не пострадал. Однако есть все основания сомневаться в истинности этого утверждения. Так, на крейсере «Асама» был разрушен и загорелся мостик. По-видимому, была повреждена кормовая башня, так как она прекратила стрельбу до конца боя. Крейсер «Такачихо» также получил серьезные повреждения. Крейсер «Чиода» был отправлен на ремонт в док. По данным английских и итальянских источников, после боя японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых. Согласно официальному документу (санитарному отчёту за войну), потери «Варяга» составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых. Руднев в своих отчётах приводит иную цифру – один офицер и 38 нижних чинов убиты, 73 человека ранены. Ещё несколько человек умерли от ран уже на берегу. «Кореец» не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже - ясно, что всё внимание японцев было обращено на «Варяг», по уничтожении коего предполагали быстро покончить и с лодкой.

Состояние крейсера

Всего в крейсер попало 12-14 крупных фугасных снарядов. Хотя броневая палуба не была разрушена и корабль сохранил ход, следует признать, что к концу боя «Варяг» практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за многочисленных серьёзных повреждений.

Командир французского крейсера «Паскаль» Виктор Сенэ, взошедший на борт «Варяга» сразу после боя, впоследствии вспоминал:

При осмотре крейсера, кроме перечисленных выше повреждений, были также выявлены следующие:

    все 47-миллиметровые орудия негодны к стрельбе;

    пять орудий 6-дюймового калибра получили различные серьезные повреждения;

    у семи 75-миллиметровых орудий полностью выведены из строя накатники, компрессоры и другие детали и механизмы;

    разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы;

    уничтожены все вентиляторы и шлюпки;

    во многих местах пробита верхняя палуба;

    разрушено командирское помещение;

    поврежден фор-марс;

    обнаружено еще четыре пробоины.

Естественно, что все эти повреждения в условиях осаждённого порта не могли быть восполнены и исправлены собственными силами.

Затопление «Варяга» и его дальнейшая судьба

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва «Варяга» резко возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13.50 Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав офицеров, он сообщил о своём намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15.15 командир «Варяга» направил на «Кореец» мичмана В.Балка. Г.П.Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: «Предстоящий через полчаса бой – не равен, вызовет напрасное кровопролитие… без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо… взорвать лодку…». Экипаж «Корейца» перешёл на французский крейсер «Паскаль». Команда «Варяга» была распределена на «Паскаль», «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба». Впоследствии командиры иностранных судов получили от своих посланников одобрение и благодарность за их действия.

В 15.50 Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошёл с него вместе с хозяевами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. В 16.05 взорвали «Кореец», а в 18.10 «Варяг» лёг на левый борт и скрылся под водой. Также командой был уничтожен находившийся в бухте русский пароход «Сунгари».

Практически сразу после боя в Чемульпо японцы приступили к подъему «Варяга». Крейсер лежал на грунте, на левом борту, почти по диаметральную плоскость погрузившись в ил. При отливе над водой была хорошо видна большая часть его корпуса.

Для проведения работ из Японии привезли специалистов и доставили необходимое оборудование. Подъемом корабля руководил генерал-лейтенант корпуса корабельных инженеров Араи. Обследовав лежащий на дне крейсер, он поразил адмирала контр-адмирала Уриу, сообщив, что его эскадра «целый час не могла утопить безнадёжно неисправный корабль». Далее Араи высказал соображение, что подъем и ремонт крейсера экономически невыгоден. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Для него это было делом чести...

Всего над подъемом крейсера трудилось более 300 квалифицированных рабочих и водолазов, а на вспомогательных участках было задействовано до 800 корейских кули. На подъемные работы было израсходовано свыше 1 млн иен.

С корабля сняли паровые котлы и орудия, срубили дымовые трубы, вентиляторы, мачты и другие надстройки. Обнаруженное в каютах имущество офицеров частично передали в местный музей, а личные вещи В.Ф.Руднева были возвращены ему в 1907 году.

Затем японские специалисты соорудили кессон, и с помощью насосов откачав воду, 8 августа 1905 года подняли «Варяг» на поверхность. В ноябре в сопровождении двух пароходов крейсер направился к месту ремонта в Йокосуку.

Капитальный ремонт крейсера, получившего новое имя «Сойя», проходил в 1906-1907 гг. После его завершения внешний вид корабля сильно изменился. Появились новые ходовые мостики, штурманская рубка, дымовые трубы, вентиляторы. Демонтировали марсовые площадки на марсах. Изменилось носовое украшение: японцы водрузили свой неизменный символ – хризантему. Паровые котлы и вооружение корабля остались неизменными.

По окончании ремонта «Сойя» был зачислен в качестве учебного корабля в кадетскую школу. В своей новой роли он прослужил 9 лет. Побывав за это время во многих странах мира.

Тем временем началась Первая мировая война. Россия приступила к формированию флотилии Северного Ледовитого океана, в рамках которой предполагалось создать крейсерскую эскадру. Но кораблей для этого не хватало. Япония, являвшаяся в тот момент союзницей России, после длительных торгов согласилась продать захваченные корабли Первой тихоокеанской эскадры, в том числе и «Варяг».

22 марта 1916 года крейсеру было возвращено его прежнее, легендарное название. А 27 марта во владивостокской бухте Золотой Рог на нём подняли Георгиевский вымпел. После ремонта, 18 июня 1916 года «Варяг» под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А.И. Бестужева-Рюмина вышел в открытое море и взял курс на Романов-на-Мурмане (Мурманск). В ноябре крейсер был зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана в качестве флагманского корабля.

Но техническое состояние корабля внушало опасения, и в начале 1917 года была достигнута договорённость о его капитальном ремонте на судостроительном заводе в Великобритании. 25 февраля 1917 года «Варяг» навсегда покинул берега России и отправился в свой последний самостоятельный поход.

После Октябрьского переворота в России англичане захватили крейсер в счёт долгов царского правительства. Ввиду плохого технического состояния в 1920 году корабль был продан в Германию на металлолом. Во время буксировки «Варяг» сел на камни у берегов Южной Шотландии, недалеко от городка Ленделфут. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. В 1925 году «Варяг» окончательно затонул, найдя на дне Ирландского моря своё последнее пристанище.

До недавнего времени считалось, что останки «Варяга» безнадежно утеряны. Но в 2003 году, в ходе экспедиции под руководством А.Денисова, организованной телеканалом «Россия», удалось отыскать точное место гибели корабля и обнаружить на дне его обломки.

Выводы из всего вышесказанного напрашиваются сами собой.

Подвиг «Варяга» и «Корейца», безусловно, является тем самым «подвигом», которого можно было бы избежать, но… русские люди не привыкли бегать от подвигов.

Однозначно судить о причинах оставления «Варяга» в Чемульпо мы сегодня не можем. Эту акцию можно считать как частью далеко идущего стратегического плана, направленного на провокацию противника, так и самонадеянным разгильдяйством. В любом случае, командиры «Варяга» и «Корейца» стали жертвами просчёта высшего военного руководства и общего «шапкозакидательского» настроения накануне Русско-японской войны.

Попав в безвыходную ситуацию, офицеры и матросы повели себя вполне адекватно и сделали всё, чтобы сохранить русскую военную честь. Капитан Руднев не стал прятаться в порту и втягивать в конфликт суда нейтральных держав. Это выглядело достойно в глазах европейской общественности. Он не сдал «Варяг» и «Кореец» без боя, но сделал всё, чтобы спасти экипажи вверенных ему кораблей. Капитан затопил «Варяг» в акватории порта, где имел возможность, не опасаясь внезапного японского обстрела, организованно эвакуировать раненых, вынести необходимые документы и вещи.

Единственное, в чём можно упрекнуть В.Ф. Руднева, так это в том, что он не сумел сразу оценить масштаба повреждений, нанесённых «Варягу» в бою, а потом пошёл на поводу у англичан и не взорвал корабль, как того требовали обстоятельства. Но, с другой стороны, ссориться с капитаном «Тэлбота» и другими европейцами Рудневу совсем не хотелось: кто бы тогда отвёз команды «Варяга» и «Корейца» в Шанхай? И здесь стоит вспомнить, что японские инженеры сперва посчитали подъём разбитого крейсера нецелесообразным. Только адмирал Уриу настоял на его подъёме и ремонте. Об особенностях национального японского характера Руднев тоже не знал и не мог предвидеть, что японцы способны отремонтировать всё, что угодно…

В 1917 году один из помощников В.Ф.Руднева, побывавших в бою у Чемульпо, вспоминал, что некоторые старшие офицеры после гибели «Варяга», опасались возвращаться в Россию. Они считали столкновение с японцами у Чемульпо ошибкой, обернувшейся ожидаемым поражением, а утрату военного корабля – преступлением, за которое их ждёт военный суд, разжалование, а то и более крупные неприятности. Но правительство Николая II в данном случае поступило более чем разумно. При общем враждебном отношении русского общества к войне на Дальнем Востоке, было просто необходимо сделать из малозначительной стычки легендарный подвиг, воззвать к патриотизму нации, почествовать новоявленных героев и продолжать дальше «маленькую победоносную войну». Иначе драма 1917 года была бы разыграна лет на десять раньше…

По материалам

Мельников Р.М. Крейсер «Варяг». - Л.: Судостроение, 1983. - 287 с.: ил.

Знаменитый бой крейсера «Варяг» с японской эскадрой стал настоящей легендой, хотя это, по мнению многих, противоречит логике и здравому смыслу.

В истории русского флота было много славных побед, а в случае с «Варягом» речь идёт о проигранном сражении бесславно проигранной войны. Так что же такое заключено в истории «Варяга», что заставляет и в XXI веке учащённо биться сердца россиян?

Русский крейсер «Варяг» в начале 1904 года выполнял отнюдь не военную миссию. В корейском порту Чемульпо крейсер и канонерская лодка «Кореец» находились в распоряжении российского посольства в Сеуле. Разумеется, моряки знали о сложившейся обстановке, грозившей в любой момент разразиться войной, однако нападения 9 февраля 1904 года они не ждали.

«Варяг» и «Кореец» идут в бой, 9 февраля 1904 года. Фото: Public Domain

Конфликт двух империй

В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй - Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока.

К началу 1904 года Япония закончила перевооружение армии и флота, в котором не последнюю роль играли европейские державы, в частности, Великобритания, и была готова решить конфликт с Россией силовыми методами.

В России же, наоборот, к японской агрессии были явно не готовы. Оснащение армии оставляло желать лучшего, неразвитость транспортных коммуникаций исключала возможность быстрой переброски дополнительных сил на Дальний Восток. При этом присутствовала и явная недооценка противника правящими кругами России — слишком многие не принимали японские притязания всерьёз.

В ночь на 4 февраля 1905 года на заседании тайного совета и правительства Японии было принято решение о начале войны с Россией, а спустя сутки вышло распоряжение об атаке русской эскадры в Порт-Артуре и высадке десанта в Корее.

6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Тем не менее, русское командование не ожидало от японцев решительных военных действий.

Бронепалубный крейсер Варяг и фотография его капитана Всеволода Руднева. Фото: Public Domain

Ловушка в Чемульпо

В ночь на 9 февраля 1904 года японские миноносцы атаковали русскую эскадру в Порт-Артуре, выведя из строя два броненосца и один крейсер.

Одновременно японская эскадра в составе шести крейсеров и восьми миноносцев блокировала «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в порту Чемульпо.

Так как Чемульпо считался нейтральным портом, в нём находились корабли нескольких держав, включая японский крейсер «Чиода», который в ночь на 9 февраля вышел в открытое море, как потом выяснилось, на соединение с основными японскими силами.

К этому моменту российское посольство в Сеуле и командир «Варяга» капитан 1-го ранга Всеволод Руднев находились фактически в информационной изоляции из-за непоступления телеграмм, задерживаемых японскими агентами, которые контролировали передающие станции в Корее. О том, что Япония разорвала дипломатические отношения с Россией, Руднев узнал от капитанов иностранных судов. В этих условиях решено было отправить «Кореец» с донесениями в Порт-Артур.

Но в ночь на 9 февраля «Кореец», вышедший из порта, подвергся торпедной атаке японских судов и был вынужден вернуться на рейд.

По международным законам, японская эскадра не имела права атаковать русские суда в нейтральном порту, поскольку это ставило под угрозу корабли других государств. С другой стороны, моряки «Варяга» не могли предпринять ответных действий, когда с японских транспортных судов утром 9 февраля началась высадка десанта.

Крейсер после боя, 9 февраля 1904. Виден сильный крен на левый борт. Фото: Public Domain

Русские не сдаются

Стало очевидно — война началась. После переговоров с участием капитанов судов нейтральных держав командующий японской эскадрой адмирал Сотокити Уриу предъявил ультиматум: до 12:00 9 февраля русские корабли должны покинуть порт, иначе они будут атакованы непосредственно в нём.

Капитан «Варяга» Всеволод Руднев принял решение выйти в море и принять бой, предприняв попытку прорваться в Порт-Артур. При данном соотношении сил шансов на успех практически не было, однако решение капитана было поддержано экипажем.

Когда «Варяг» и «Кореец» выходили из порта, на кораблях нейтральных держав стали исполнять гимн Российской империи в знак уважения к мужеству русских моряков, идущих на верную смерть.

После выхода русских кораблей из порта адмирал Уриу велел передать «Варягу» и «Корейцу»: предлагаем сдаться и спустить флаг.

Русские моряки ответили отказом, после чего завязался бой. Сражение длилось около часа. Японские корабли обладали лучшим оснащением, манёвренностью и более высокой скоростью хода. При подавляющем количественном перевесе это, фактически, не оставляло русским шансов. Огонь японцев причинил «Варягу» серьёзные разрушения, в том числе, из строя было выведено большинство орудий корабля. Кроме того, из-за их попадания в подводную часть, судно дало крен на левый борт. Имелись большие разрушения на корме, некоторые попадания вызвали пожары, осколками в боевой рубке были убиты несколько человек и контужен капитан.

В бою погибли 1 офицер и 22 матроса «Варяга», ещё десять умерли от ран, десятки человек получили тяжёлые ранения. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.

О японских потерях говорить сложно. Согласно рапорту капитана Руднева, один японский миноносец был потоплен, серьёзные повреждения получил как минимум один японский крейсер.

Японские источники сообщают, что корабли адмирала Уриу не понесли вообще никаких потерь, и ни один снаряд «Варяга» не достиг цели.

Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева. Фото: www.russianlook.com

Награды за поражение

После возвращения в порт перед капитаном Рудневым встал вопрос: как поступить дальше? Изначально он предполагал возобновить бой после устранения повреждений, однако быстро стало очевидно, что возможности для этого нет.

В результате было принято решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.

После переговоров с японской стороной было достигнуто соглашение о том, что русские моряки не будут считаться военнопленными, а получат право вернуться на родину при условии обязательства не участвовать в дальнейших боевых действиях.

В России моряков «Варяга» встретили как героев, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, экипаж «Варяга» был удостоен торжественного приёма у Николая II, а все участники сражения удостоены наград.

Это и по сей день вызывает у многих недоумение: за что? Японская эскадра разгромила русских в пух и прах. Мало того, затопленный «Варяг» был вскоре поднят японцами и включен в состав флота под названием «Соя». Лишь в 1916 году «Варяг» был выкуплен и возвращён в Россию.

Крейсер «Соя». Фото: Public Domain

Стоять до последнего

Самое удивительное, что поступок русских моряков считали героическим и их противники - японцы. Больше того, в 1907 году капитан Всеволод Руднев японским императором был награждён орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».

Логики во всём этом нет, только если рассуждать прагматично. Но в том-то и дело, что не всё в нашей жизни может быть измерено подобной логикой.

Долг перед Родиной и честь моряка порой стоят дороже собственной жизни. Принимая неравный и безнадежный бой, моряки «Варяга» показывали противнику, что лёгкой победы в войне с Россией не будет, что каждый воин будет стоять до конца и не отступит до последнего.

Именно стойкостью, мужеством и готовностью к самопожертвованию советские солдаты заставили сломаться отлаженную машину гитлеровского вермахта. Для многих из героев Великой Отечественной примером был именно подвиг «Варяга».

В 1954 году, уже в Советском Союзе, широко отмечали 50-летие боя у Чемульпо. Оставшимся в живых морякам «Варяга» были назначены персональные пенсии, а 15 из них получили медали «За отвагу» из рук главкома ВМФ СССР адмирала Кузнецова.