Супруга Исмат ад-дин Хатун [d] Дети Аль-Афдаль Али ибн Юсуф , Аль-Азиз Усман ибн Юсуф и Ал-Захир Гази [d] Сражения
  • Крестовые походы в Египет [d]
  • Битва при Монжизаре
  • осада Эль-Карака [d]
  • Осада замка Керак
  • Битва при Мардж-Уюне
  • битва у брода Иакова
  • Битва у замка Бельвуар
  • Битва при Аль-Фуле
  • Битва при Крессоне
  • Битва при Хаттине
  • Осада Иерусалима (1187)
  • Осада Тира
  • Осада Акры (1189–1191)
  • Битва при Арсуфе
  • Битва при Яффе
  • Battle of the Horns of Hama [d]

В Европе известен именно как Саладин, хотя это даже не имя. Салах ад-Дин - это лакаб - почётное прозвище, означающее «благочестие веры» . Собственное имя этого правителя - Юсуф ибн Айюб (Юсуф, сын Айюба).

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дина бен Рафи - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1137 году в Тикрите , Месопотамия. Дед Салах ад-Дина Шади проживал в деревне недалеко от Двина (Товина) в Армении , где, по преданию, родился Айюб - отец Салах ад-Дина. После рождения двоих сыновей, Айюба и Ширкуха, он покинул Армянское нагорье и перебрался сначала в Багдад , а затем - в Тикрит, в котором обосновался и прожил до самой смерти.

По настоянию семьи Салах ад-Дин начал военную карьеру под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха, важного военачальника Нур ад-Дина. Ширкух, в то время эмир Дамаска и Алеппо, член тюркской династии Зангидов , стал самым влиятельным учителем Салах ад-Дина.

Мой дядя Ширкух повернулся ко мне и сказал: «Юсуф, оставь все дела и отправляйся туда!» Этот приказ прозвучал для меня как удар кинжала в сердце, и я ответил: «Клянусь Аллахом, даже если бы мне отдали всё египетское царство, я бы не поехал туда!»

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила , к западу от Гизы . В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников [каких? ] Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире , а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии , которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника, и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том же году Ширкух скончался и, несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового преемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял Газу. Неизвестно когда именно, но в том же году, он напал и захватил замок Эйлат , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

4 июля 1187 года Салах ад-Дин разбил крестоносцев в битве при Хаттине ; король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян , великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор и многие другие руководители крестоносцев попали в плен. За этот год Салах ад-Дину удалось овладеть большей частью Палестины , Акрой и, после недолгой осады, Иерусалимом . Все церкви города, кроме храма Воскресения, были обращены в мечети. Но жителям были дарованы жизнь и возможность выкупить свою свободу, кроме того, Саладин гарантировал привилегии и неприкосновенность христианских паломников, посещающих Иерусалим.

История ислама формировалась за счёт вклада выдающихся личностей, которые оказали существенное влияние на развитие ряда Азиатских, Африканских и Европейских стран. В первую очередь – благодаря победам под флагом защиты ислама.

Одним из таких видных персонажей можно смело назвать великого полководца и правителя мусульманского Востока Юсуфа ибн Аюпа Салах ад-Дина. Человек, известный в западном мире как Саладин, стал знаменитым после победы, которую одержала его армия над крестоносцами в битве за Иерусалим. Именно ему удалось объединить территории современных Ирака, Сирии, Египта, Палестины, Ливии и Хиджаза, создав мощное исламское государство, с которым пришлось считаться европейцам.

Детство и юность Саладина

Салах ад-Дин появился на свет в 1137 г. (по Милади) в иракском городе Тикрит, преимущественно населённом курдами, в семье Аюпа ибн Шади, эмира этого города. Спустя пару лет тот стал эмиром Бальбека, а в 1146 г. отец Саладина переехал в Дамаск, где со временем стал одним из влиятельнейших людей столицы.

В детстве герой нашей публикации не проявлял особого интереса к военному искусству, а больше интересовался познанием ислама. Но по настоянию своих родных он всё же начинает военную карьеру. Первым учителем становится его дядя Ширкух, один из командующих армией правителя Сирии и Месопотамии – Нур ад-Дина.

Свой первый боевой опыт Саладин получил в 26-летнем возрасте, будучи младшим офицером в ходе похода на Египет. В той военной кампании Юсуф ибн Аюп проявил себя как смелый полководец, который внёс свой вклад в победу армии Ширкуха. Однако практически сразу же после взятия Египта Ширкух скончался, в связи с чем новым эмиром провинции стал его племянник Салах ад-Дин, назначенный халифом Адидом.

Н ачало правления

Став правителем Египта, он начинает активное противостояние экспансии крестоносцев в регионе. В 1170 г. Саладин осаждает крепость Дарум, расположенную в Палестине. Несмотря на неудачу (крепость ему взять не удалось - здесь и далее прим. сайт ) , он присоединил к Египту территорию сектора Газа. Чуть позже его армия захватывает путём осады Эйлат (город в современном Израиле) , благодаря чему корабли, принадлежащие мусульманам, перестали подвергаться нападениям со стороны крестоносцев.

В 1174 г. умирает сирийский правитель Нур ад-Дин. В результате Саладин становится независимым владыкой Египта.

Смерть главы государства привела к ослаблению Сирии и Месопотамии. Эти регионы рано или поздно могли завоевать крестоносцы. В такой ситуации молодой египетский правитель принимает решение захватить Сирию и тем самым расширить свои владения.

Вот так Юсуф ибн Аюп стал у руля мусульманской империи, включавшей в себя территории современных Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена.

Взятие Салах ад-Дином Иерусалима

С целью обезопасить своё государство от внешней агрессии Саладин решил захватить Иерусалим и изгнать крестоносцев со Святой земли. Однако он прекрасно понимал, что взять хорошо укреплённый город ему вряд ли удастся. Опытный полководец принимает решение выманить армию крестоносцев из крепости. Для этого ему пришлось прибегнуть к хитрости.

В 1187 г. его мусульманское войско осаждает крепость Тиверия, расположенную неподалёку от Иерусалима. Практически сразу же из осаждённого города был отправлен гонец, чтобы попросить крестоносцев о помощи. Без каких-либо раздумий король Иерусалима Ги де Лузиньян откликнулся на мольбу единоверцев и направил войска к стенам соседнего города. Уловка Салах ад-Дина удалась, и армия королевства выдвинулась в сторону Тиверии.

Крестоносцам предстояло преодолеть всего лишь 20 километров пути, но большое христианское войско растянулось на километры. Сухой и жаркий климат Палестины и отсутствие воды негативно сказывались на состоянии солдат из Иерусалима, которые с трудом передвигались по местности. Именно по этой причине крестоносцам не удалось дойти до источников воды до захода солнца, и они были вынуждены остановиться на ночлег в селении Хаттин, вблизи которого не было пресной воды.

Ночью подданные Саладина подожгли сухие кустарники вокруг вражеского лагеря. Едкий дым затруднял дыхание измученной от перехода и жажды иерусалимской армии. В таких условиях большая группа крестоносцев перебежала на сторону противника, передав все сведения о планах войска христиан и имеющихся ресурсах. Кроме того, королевская пехота, увидев наступающих арабов, отказалась сражаться с мусульманами.

В результате в местечке Хаттин состоялось ключевое сражение между армией Ги де Лузиньяна и мусульманским войском во главе с Салах ад-Дином, уверенную победу в котором одержали последние. В ходе сражения иерусалимский король погиб, а многие из его окружения попали в плен к арабам.

Победа в Хаттине открыла мусульманам дорогу на Иерусалим, ведь большая часть его гарнизона погибла в ходе того сражения. В сентябре 1187 г. 20-тысячная армия Саладина подошла к стенам «города трёх религий» и приступила к осаде. Обороной противника руководил Балиан Ивелин – один из представителей иерусалимской знати, которому удалось вырваться из-под окружения в битве при Хаттине и чудом спастись. Численность арабских войск в разы превышала гарнизон Иерусалима, что и предрешило исход кампании.

2 октября 1187 г, спустя 12 дней с момента начала осады, Балиан Ивелин согласился сдать город в обмен на гарантию безопасности его христианских жителей. Салах ад-Дин, войдя в крепость, сдержал своё обещание и позволил христианам, желающим уйти из города, свободно покинуть Святую землю.

Кроме того, христиане, оставшиеся в Иерусалиме, были наделены правом исповедовать свою религию и совершать паломничество к святым местам, в частности, посещать Храм Гроба Господня. Мусульманский правитель гарантировал личную безопасность всем христианским паломникам, прибывающим на Святую землю.

Взятие Иерусалима сделало Саладина известным и уважаемым человеком во всём мире. У него был большой авторитет в христианской Европе, хотя по сути он был главным врагом католиков. Великого воина, вставшего на защиту флага ислама, уважали за его рыцарские черты характера, такие как отвага, проявление уважения к противнику.

Смерть Саладина

После присоединения Иерусалима Юсуф ибн Аюп Салах ад-Дин намеревался восстановить прежние границы Арабского . Такая задача подразумевала необходимость подчинить Багдад, остававшийся тогда ещё независимым. Но в процессе подготовки к новому походу Саладин подхватил жёлтую лихорадку, в результате чего он скончался в марте 1193 г.

После смерти великого полководца и правителя собранная с большим трудом империя распалась, а обломки мусульманского государства поделили между собой его сыновья.

Салах-ад-Дин (Саладин) (1137-1193) правил в Египте с 1169 г.

Этого султана Египта и Сирии мусульмане называли Салах-ад-Дином, что означало «защитник веры». Для европейцев он был Саладином, защитником другой, чуждой христианам религии. Салах-ад-Дин проявил себя хорошим организатором и талантливым полководцем. Он во многом оживил хозяйственную жизнь в Египте и Сирии, сделал свою армию мобильной, боеспособной и возглавил борьбу против крестоносцев, пришедших из Европы.

Начиная с 638 года Иерусалим, попавший под власть арабского халифа Умару ибн аль-Хаттабу, постепенно приобретал мусульманские черты. Число арабов в городе увеличивалось, появлялись мечети, в облике возводимых зданий стали заметны мусульманские традиции строительства. Но в целом жизнь была мирной. Начиная же с 1099 года, когда участники Первого крестового похода — европейские рыцари-крестоносцы, ворвались в Иерусалим и освободили его от неверных, наступил новый этап истории — не утихающей борьбы между мусульманами и христианами за владычество над святым городом.

Когда в 1171 году к власти в Египте пришел султан Салах-ад-Дин, в Святой земле в это время было Иерусалимское королевство, в его столице правили христиане, дороги контролировали рыцари-крестоносцы. Исламский мир был в отчаянии, казалось, нет такой силы, которая могла бы остановить крестовое нашествие из Европы, христиане завоюют весь Восток, установят свою религию, мусульманам не останется места на земле. Но Салах-ад-Дин внимательно изучал действия крестоносцев, их вооружение, тактику ведения боя. Он готовился доказать преимущества мусульманской армии и ее полководцев.

Его настоящее имя Юсуф. Он родился в курдской семье в Ираке, его отец был правителем старинного города Баальбек. Он отправил сына на учебу в Сирию, где Юсуф получил разностороннее образование, в том числе религиозное и военное. Многие современники отмечали способности молодого человека и предрекали ему великое будущее.

В 1169 году Салах-ад-Дин прибыл в Еипет и стал там визирем. После смерти в 1171 году халифа Аль-Адида к власти пришел Аль-Мустади из рода Аббасидов, представителем которого был и Салах-ад-Дин. Он стал негласным главой Египта. Но только после смерти халифа в 1174 году Салах-ад-Дин официально принял титул султана Египта. За первые годы нахождения у власти он присоединил к себе близлежащие земли, включая Дамаск.

В последующие годы он сосредоточился исключительно на борьбе с крестоносцами. Султан уже знал их слабые места — они не могли долго воевать в условиях сухой каменистой местности, при жаре и отсутствии воды… В 1187 году в самый знойный месяц лета он послал гонца в Иерусалим с сообщением, что идет взять город. Этого было достаточно, чтобы крестоносцы организовали ответный марш. Войска встретились в пустынной каменистой местности Рога Хаттина. Вокруг ни одного колодца, никакой тени. Когда ветер подул в сторону крестоносцев, Салах-ад-Дин велел поджечь сухой кустарник.

Крестоносцы, их лошади задыхались. Все порядки были нарушены. Салах-ад-Дин разделил свое войско, сделав коридор. Туда рванули крестоносцы и оказались в окружении. В плен к мусульманам попали предводители рыцарей: король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян, грандмастер ордена тамплиеров Жерар де Ридфор. Победа при Хаттине явилась прелюдией гибели Иерусалимского королевства и заката владычества крестоносцев на Востоке.

Окрыленные успехом войска Салах-ад-Дина захватили Бейрут, Акру, Кесарию, Аскалон и двинулись к Иерусалиму. На их пути уже практически никого не было. Иерусалим сдался, по сути, без боя. Печальные вести поступали в Рим, Париж. Пришлось там организовывать Третий крестовый поход (1189-1192), который окончился бесславно.

Салах-ад-Дин контролировал теперь всю территорию Обетованной земли и мог диктовать свои условия английскому и французскому королям. Смерть Салах-ад-Дина от желтой лихорадки не принесла никаких изменений в сложившуюся ситуацию. Иерусалим остался во власти мусульман на многие столетия. Новые крестовые походы в Святую землю не принесли ничего, кроме человеческих жертв.

Из вельмож в военные

Салах ад-Дин на самом деле не является именем полководца и султана Египта и Сирии, которого на Западе принято называть Саладином. Это почетное прозвище, означающее «благочестие веры». Надо отметить, что своей жизнью и карьерой Саладин подтвердил его правдивость. Звали султана Юсуф ибн Айюб, он происходил из семьи наемников и это пророчило ему воинскую карьеру. Саладин гордился своей родословной и говорил, что «Айюбиды были первыми, кому Всевышний даровал победу». Однако интереса к военному делу юный Саладин не проявлял. Он был увлечен философией, мог ответить на вопросы Евклида и Альмагеста, знал арифметику и исламское право. Саладин увлекался и религией, на что немало повлиял захват Иерусалима христианами во время Первого крестового похода. Саладин увлекался генеалогией, знал биографию и историю арабов, и даже мог цитировать наизусть десятитомник арабской поэзии Абу Таммама.

Ничто из его увлечений не говорило у будущей блистательной военной карьере, пока по настоянию родственников ему все не пришлось заняться военным делом под патронажем своего дяди Асад ад-Дин Ширкуха. Вместе с ним он одержал несколько громких побед и завоевал Египет в 1169 году.

Неожиданная власть

Но в том же году его дядя скончался. Амир Дамаска Нур ад-Дин выбрал нового преемника на пост великого визиря Египта, но неожиданно шиитский халиф аль-Адид отдал власть сунниту Саладину. Возможно, халиф так поступил, поскольку считал Саладина слабым и неуверенным правителем. «Нет среди нас человека слабее и моложе годами, чем Саладин, поэтому им необходимо руководить, и он не выйдет из-под нашей опеки. Придет время, и мы найдем средства склонить на нашу сторону воинов, а когда армия поддержит нас, и мы укрепимся в стране, то без труда избавимся от Саладина». Но как только Саладин получил власть, проявил себя как решительный и самостоятельный руководитель, чем был взбешен Нур ад-Дин. Саладин сразу же открыл кампанию против крестоносцев в 1170 году и тогда же захватил замок Эйлат, который служил угрозой для прохода мусульманских кораблей.

После смерти в 1171 году аль-Адида Саладин становится султаном Египта и восстанавливает там суннитскую веру. Официально, несмотря на всю полноту власти, Саладин продолжал представлять в Египте Нур ад-Дина. Саладин решает самостоятельно напасть на крепости Иерусалимского государства, но года об этом узнает Нур ад-Дин и отправляет свои войска из Сирии, Саладин сворачивает лагерь и возвращается в Египет, а Нур ад-Дину приносит свои искренние извинения. Тот их не принимает, напряженность между ними возрастает. В 1173 году после смерти отца Саладина Нур ад-Дин начинает готовить поход на Египет. К лету следующего года Саладин собирает войска у Каира, готовясь к атаке, но неожиданно Нур ад-Дин умирает и Саладин получает политическую независимость. Теперь у него два пути — идти на крестоносцев или завоевать Сирию, которую теперь будут делить вассалы Нур ад-Дина.

Завоевание Сирии

Саладин может забрать Сирию, пока туда не пришли враги, но нападение на землю своего господина противоречит исламским традициям, которые он ревностно чтил. Это может сделать его недостойным лидером в войне против крестоносцев. Тогда Саладин решает принять позицию защитника 11-летнего наследника Нур ад-Дина ас-Салеха и пишет ему письмо, в котором обещает быть «его мечом». В то же время в Алеппо приходят захватчики и ас-Салех вынужден выдвинуться туда со своим войском, чтобы подавить мятеж. В то время пока наследник остается в Алеппо, Саладин выдвигает к Дамаску отряд из 700 конников, которых впускают в город люди, преданные его семье. Полководец оставил город одному из своих братьев и приступил к захвату остальных земель, некогда принадлежавших Нур ад-Дину. Он берет Хаму и Алеппо. Своими военными успехами Саладин был обязан своей хорошо обученной регулярной армии из мамлюков, которая включала в основном конных лучников и отряды конных копейщиков.


Битва при Хаттине

Постепенно он подчиняет себе Сирию. В 1175 году он запрещает упоминать имя ас-Салиха в молитвах и выбивать его на монетах и вскоре получает формальное признание от багдадского халифа. В следующем году он заключает соглашение с наследником Нур ад-Дина. Саладин возвращается из Дамаска в Каир, где строит новую цитадель. Наконец Саладин подчиняет себе последнего независимого правителя и Иерусалимское государство остается один на один с могущественным противником.

Борьба с крестоносцами

Саладин объединил мусульман Востока на борьбу с крестоносцами. После окончательного подчинения Сирии он полностью концентрируется на идее изгнания христиан из Иерусалима и поклялся на Коране, что избавится от врагов ислама. Решительным действиям поспособствовал принц Арнаут, некогда оказавшийся в мусульманском плену и лично освобожденный Саладином. Султан Египта, в качестве меры по борьбе с крестоносцами, установил экономическую блокаду. Тогда главным экспортным товаром, на котором зарабатывали рыцари, были специи и пряности, вывозимые караванами и кораблями через красное и Средиземное море в Европу. Саладин контролировал Красное море и сухопутные караванные пути. В 1187 году принц Арнаут совершил нападение на египетский караван, который к тому же сопровождала сестра Саладина. Но Саладин был мудрым правителем и решил не отвечать агрессией на агрессию. Он обратился к иерусалимскому королю Гвидо де Лузиньяну и потребовал возместить ущерб и наказть виновных. Но после того, как его требование осталось без ответа, Саладин объявил о походе на Иерусалим.


Иерусалим сдается Саладину

Решающая битва состоялась у холма Хаттин. Крестоносцы не могли долго воевать в пустыне без воды и тени, поэтому египетский султан воспользовался преимуществом своего войска и нанес сокрушительное поражение Иерусалимскому королю. Сам король и многие другие представители рыцарских орденов попали в плен. Интересно, что почти всех пленных Саладин пощадил, кроме представителей тамплиеров и госпитальеров, самых яростных врагов ислама. Их казнили. Король и Арнаут предстали перед Саладином. Короля султан встретил приветливо и даже предложил ему прохладительный напиток, а с Арнаутом, как предателем, был строг и жесток. Саладин предложил ему принять ислам и когда тот отказался, отсек Арнауту руку, а воины султана затем его обезглавили. Вскоре Саладин захватил Иерусалим, город практически сдался без боя. Пленных оказалось огромное количество, но Саладин пощадил их и дал им право выкупить себя. Многие смогли это сделать, за других заплатили рыцарские ордена, бедняки же попали в рабство. Так Саладин уничтожил первое Иерусалимское государство.


Саладин и христиане Иерусалима

Саладин подчинил себе практически всю Палестину. Крестоносцы организовали Третий крестовый поход, в котором участвовал и Ричард Львиное сердце, но попытка отвоевать назад земли закончилась бесславно. Саладин и Ричард подписали мирный договор, по которому иерусалим оставался за Египтом, а крестоносцам оставался небольшой кусок побережья Средиземного моря.

Благородный рыцарь

Несмотря на свою непримиримую борьбу с крестоносцами, в памяти европейцев Саладин остался истинным рыцарем. Он проявил милосердие к христианам при захвате Иерусалима, а после Третьего крестового похода предоставил паломникам неприкосновенность и покровительство, чтобы они спокойно могли посещать Святую землю. При нем Иерусалим стал действительно Священным городом, где не было места насилию и жестокости.


Саладин и Гвидо де Лузиньян

Особое расположение европейцев он снискал, когда отпустил иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна. Он был мудрым правителем и прекрасным полководцем, однако вынужден был признать, что его армия, состоящая из рабов, ни на что не способно, без его непосредственного руководства ей. Он объединил под своей рукой исламские страны для борьбы с захватчиками, но так и не оставил своим потомкам кодекса законов. После смерти Саладина все земли были поделены между его родственниками.

Талантливый полководец, мусульманский лидер XII в. Салах ад-Дин родился в Тикрите, курд по происхождению, мусульманин-суннит, сын одного из военачальников правителя Сирии Hyp ад-Дина.

Основатель династии Айюбидов, которая в период своего расцвета правила Египтом, Сирией, Ираком, Хиджазом и Йеменом.

Ранние годы жизни

Салах ад-Дин родился в 1138 г. в Тикрите (ныне территория Ирака) в курдской семье, происходившей из Киликийского княжества. Отец его, Наджм ад-Дин Айюб, был правителем Баальбека.

В течение нескольких лет юный Салах ад-Дин жил в Дамаске, получая разностороннее образование (в том числе и теологическое).

Он был представлен при дворе тогдашнего эмира Халеба и Дамаска Нур ад-Дина (Нуреддина) Зенги, где служили многие его родственники.

Под началом одного из них - своего дяди Ширкуха - Салах ад-Дин завершил своё военное образование в войнах с халифатом Фатимидов в 60-х годах XII в.

В 1169 г. он стал визирем Египта, где проводил взвешенную и осторожную политику. Как представитель суннизма Салах ад-Дин не мог сильно влиять на армию Египта, где правил исмаилитский халиф Аль-Адид (1160-71).

Когда в сентябре 1171 г. Аль-Адид умер, Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади, халифа из рода Аббасидов, правившего в Багдаде. Это означало отстранение прежней линии правителей от власти.

С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

Салах ад-Дин оживил экономику Египта, провёл реформу армии. Следуя советам отца, он, однако, всячески избегал любых конфликтов с Нур ад-Дином, своим формальным повелителем. Только после его смерти (1174) Салах ад-Дин принял титул султана Египта.

Он восстановил в Египте суннизм и стал основателем династии Айюбидов. Ещё на протяжении десятилетия Салах ад-Дин присоединял прилегающие к своей державе земли. В 1174 г. он овладел Хамой и Дамаском, в 1175 г. - Халебом.

Первые завоевания

В 1163 году, изгнанный из Египта по приказу фатимидского халифа аль-Адида визирь Шевар ибн Муджир попросил военной поддержки у Нур ад-Дина. Это стало хорошим поводом для завоевания, и в 1164 году Ширкух с армией выступил в Египет. Салах ад-Дин в возрасте 26 лет отправляется вместе с ним в должности младшего офицера. Шевар, восстановленный в должности визиря, потребовал вывода войск Ширкуха из Египта за 30000 динаров, но тот отказался ссылаясь на желание Нур ад-Дина. Обнаружив то, что Ширкух планирует захватить Египет Шевар ибн Муджир обращается за помощью королю Иерусалима Амори I. Роль Салах ад-Дина в этой экспедиции была незначительна. Известно только, что он участвовал в подготовке к обороне Бильбейса, осаждённого объединёнными силами Шевара и Амори I Иерусалимского.

После трёхмесячной осады Бильбейса противники вступили в бой на границе пустыни и Нила, к западу от Гизы. В этой битве Салах ад-Дин сыграл важную роль, командуя правым крылом армии Зангидов. Курдские силы находились слева. В центре находился Ширкух. После ложного отступления Салах ад-Дина Крестоносцы попали на местность, которая была слишком крутой и песчаной для их лошадей. Бой завершился победой Зангидов и Салах ад-Дин помог Ширкуху одержать по словам Ибн аль-Асира одну из «самых замечательных побед в истории человечества», но по мнению большинства источников Ширкух потерял в этой битве большинство своего войска, и это сложно было назвать полной победой.

Крестоносцы обосновались в Каире, а Салах ад-Дин и Ширкух выдвинулись к Александрии, которая дала им деньги и оружие, и стала их базой. После переговоров обе стороны согласились уйти из Египта.

Египет

Эмир Египта

Попытка Асад ад-Дина Ширкуха захватить Александрию в 1167 году закончилась поражением от объединённых войск Фатимидов и Амори I. Но в следующем году крестоносцы взялись грабить своего богатого союзника и халиф аль-Адид попросил в письме у Нур ад-Дина защитить мусульман Египта. В 1169 году Асад ад-Дин Ширкух взял Египет, казнил Шевара и принял титул великого визиря. В том-же году Ширкух скончался и несмотря на то, что Нур ад-Дин выбрал нового приемника, аль-Адид назначил Саладина новым визирем.

Причина по которой шиитский халиф аль-Адид выбрал суннита Салах ад-Дина до сих пор неясна. Ибн аль-Асир утверждает, что халиф выбрал его после рассказа советников, что «нет более слабого и молодого» чем Салах ад-Дин, и «никто из эмиров не повинуется и не служит ему». Тем не менее, согласно этой версии, после некоторых переговоров, Салах ад-Дин был принят большинством эмиров. Советники аль-Адида предполагали таким образом разбить ряды Зангидов. В то же время Аль-Вахрани писал, что Салах ад-Дин был выбран из-за репутации его семьи, за их «великодушие и воинскую честь». Имад ад-Дин писал, что после траура по Ширкуху «мнения разделились» и халифы Зангидов поставили на Салах ад-Дина и заставили халифа «инвестировать в визиря». И хотя позиции были осложнены конкуренцией исламских лидеров, основная часть сирийских правителей поддерживала Салах ад-Дина за его достижения в египетской экспедиции, в которой он получил большой военный опыт.

Вступив в должность эмира 26 марта 1169 года, Салах ад-Дин раскаялся «в винопитии и отвернулся от легкомыслия, обратившись к религии». Получив самую большую власть и независимость, чем когда-либо прежде в своей карьере, он сталкивается с проблемой преданности между аль-Адидом и Нур ад-Дином. Последний, был враждебно настроен к назначению Салах ад-Дина и по слухам, говорил: «Как он смеет [Салах ад-Дин] делать что-то без моего приказа?» Он написал несколько писем Салах ад-Дину, который опустил их, не отказываясь от своей верности к Нур ад-Дину.

В том-же году группа египетских солдат и эмиров попытались убить Салах ад-Дина, но благодаря главе его разведки Али бин Сафьяну был арестован и убит главный заговорщик - суданский евнух, управляющий дворца фатимидов - Наджи Мутамин аль-Кхилафа. На следующий день 50000 суданцев, для которых Наджи был представителем их интересов во дворе, подняли бунт против Салах ад-Дина. К 23 августа восстание было подавлено, после этого Салах ад-Дин больше никогда не сталкивался с угрозой бунта в Каире.

К концу 1169 года, Салах ад-Дин с поддержкой Нур ад-Дина побеждает силы крестоносцев и византийцев вблизи Думьята. Позже, весной 1170 года Нур ад-Дин, по просьбе Салах ад-Дина, отправляет его отца в Каир с поощрениями от Багдадского халифа аль-Мустади из рода Аббасидов, который пытается оказать давление на Салах ад-Дина для скорейшего свержения своего соперника аль-Адида.

После этого Салах ад-Дин укрепил свою власть и суннитское влияние в Египте, раздав высокие посты членам своей семьи. Он открывает в Каире филиал Маликийского мазхаба, что приводит с уменьшению влиянию Шафиитского мазхаба из аль-Фустат.

После установления себя в Египте, Салах ад-Дин начал кампанию против крестоносцев, осадив Дарум (современный сектор Газа) в 1170 году. Амори I снял гарнизон тамплиеров из Газы для защиты Дарума, но Салах ад-Дин отступил от Дарума и взял . Он разрушил город за пределами крепости и убил большинство его жителей, после того как они отказали ему сдать город. Неизвестно когда именно, но в том-же году, он напал и захватил замок , который представлял угрозу для прохода мусульманских кораблей.

Султан Египта

Со слов Имад ад-Дина аль-Исфахани, в июне 1171 года Нур ад-Дин написал множество писем Салах ад-Дину, в которых требовал установление халифата Аббасидов в Египте. Последний старался отмалчиваться, боясь оттолкнуть от себя шиитское население и знать. Через два месяца Салах ад-Дин координируется с Наждмом аль-Адин аль-Кабушани, шафитским факихом, который был в оппозиции к шиитскому правлению в стране.

Когда к сентябрю 1171 года Аль-Адид заболел (и возможно был отравлен), он попросил Салах ад-Дина навестить его, с расчётом попросить его позаботиться о своих детях. Салах ад-Дин отказался, опасаясь потерять расположение Аббасидов, и, как говорят, впоследствии очень жалел, узнав о его намерении.

Аль-Адид умер 13 сентября и через пять дней Салах ад-Дин приказал улему провозгласить перед пятничной молитвой имя аль-Мустади. Это означало отстранение шиитского халифата от власти. С этого времени Салах ад-Дин правил Египтом, хотя официально он представлял на этой территории эмира Нур ад-Дина, который признавался багдадским халифом.

25 сентября 1171 года Салах ад-Дин покидает Каир, для того, чтобы принять участие в нападении на Керак и Монреаль (территория современной Иордании), замок . Когда казалось, что крепость уже готова сдаться, Салах ад-Дин узнает, что со стороны Сирии выступил Нур ад-Дин, для участия в операции. Понимая, что если он встретится с ним лично, то больше не будет управлять Египтом, Салах ад-Дин снимает свой лагерь и возвращается в Каир под предлогом начавшихся волнений в Египте. Этот поступок увеличивает напряжённость в его непростых отношениях с Нур ад-Дином, до такой степени, что последний собирается выступить с армией на Каир. Послушав своего отца, Салах ад-Дин пишет письмо с извинениями, но Нур ад-Дин не принимает его оправданий.

Летом 1172 года нубийская армия осаждает Асуан. На помощь губернатору Асуана приходит брат Салах ад-Дина - Туран-Шах. Несмотря на то, что нубийцы были разбиты, они снова возвращаются в 1173 году. На этот раз Египетская армия выходит из Асуана и захватывает нубийский город Ибрим. Нур ад-Дин не предпринимает никаких шагов против Египта, но просит вернуть 200000 динар, которые он выделил на армию Ширкуха. Салах ад-Дин платит этот долг 60000 динар, драгоценностями и товарами.

9 августа 1173 года после падения с лошади умирает отец Салах ад-Дина Айюб, и Нур ад-Дин понимая, что у него не осталось влияния в Каире, готовится к захвату Египта. В начале 1174 года Салах ад-Дин отправляет Туран-Шаха в кампанию по захвату порта Аден и Йемена, запасного плацдарма на случай вторжения в Египет.

Аннексия Сирии

Взятие Дамаска

В начале лета 1174 году Нур ад-Дин готовит армию для нападения на Египет, собирая войска в Мосуле, Диярбакыре и Аль-Джазире. Аюбиды отправляют посла к Салах ад-Дину с этим известием, и он собирает свои войска под Каиром. Внезапно, 15 мая Нур ад-Дин умирает (некоторые источники говорят об отравлении), оставляя одиннадцатилетнего наследника, ас-Салеха. Его смерть даёт политическую независимость Салах ад-Дину.

Для того, чтобы не выглядеть захватчиком Сирии и остаться лидером борьбы с крестоносцами, Салах ад-Дин выбирает позицию защитника ас-Салеха. В письме последнему, он обещает «быть в качестве меча», и ссылается на смерть его отца как на «землетрясение». Уже в октябре 1174 года Салах ад-Дин выдвигает к Дамаску отряд из семисот конников. Напуганый ас-Салех и его советники отступают в Алеппо, а люди преданные семье Салах ад-Дина впускают армию последнего в город.

Дальнейшее завоевание

Оставив Дамаск под началом одного из своих братьев, Салах ад-Дин приступает к захвату городов, ранее принадлежащих Нур ад-Дину. Его армия захватывает Хаму, но отступает перед хорошо укреплённым Хомсом. И когда в декабре 1174 года Салах ад-Дин берёт в осаду Алеппо, юный ас-Салех выходит из дворца и обращается к гражданам с просьбой защитить город ради памяти о его отце. Один из летописцев Салах ад-Дина утверждал, что после этой речи люди «подверглись его чарам». Опасаясь прямого конфликта с ас-Салехом Салах ад-Дин снимает осаду.

Советники ас-Салаха просят помощи у Рашид ад-Дина Синана. Лидер исмаилитов и сам желает отомстить человеку, который отстранил Фатимидов от власти в Египте. 11 мая 1175 года группа из тринадцати ассасинов проникает в лагерь Салах ад-Дина, но их вовремя замечает охрана и предотвращает покушение. В 1177 году, для того чтобы получить выход к морю, Салах ад-Дин начинает готовиться к захвату территории Иерусалимского королевства. В октябре 1177 года происходит (иначе - битва при Рамле, в исламских источниках - сражение при Телль Ас-Сафите), где Салах ад-Дин терпит поражение от войск .

Борьба с крестоносцами

Самым известным фактом биографии Саладина стала его борьба с крестоносцами. Эти войны нашли своё отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства (наиболее известен роман Вальтера Скотта «Талисман»).

Салах ад-Дин объединил силы мусульман для борьбы против крестоносцев.

Главный оппонент крестоносцев пользовался уважением в христианской Европе за рыцарские доблести: храбрость и великодушие к противнику.

Ричард I Львиное Сердце, один из главных вождей крестоносцев, стал почти другом Салах ад-Дина: они отзывались друг о друге исключительно восторженно, предоставляли различные льготы подданным друг друга, виделись только один раз, во время перемирия в крестовом походе.

После двухлетней осады крестоносцам удалось вернуть , а затем и .

Смерть

Саладин скончался во время приготовлений к походу на Багдад, чтобы восстановить прежний арабский халифат.

Он был похоронен там же и оплакан на всем Востоке как защитник веры.

В истории Востока Саладин остался завоевателем, который остановил вторжение Запада и обратил силы ислама на Запад, героем, в одночасье объединившим эти необузданные силы, и, который воплотил в своей личности высшие идеалы и добродетели ислама.

После смерти султана его империю разделили наследники: Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю - Дамаск, аз-Захиру - Алеппо.

Фотогалерея



Полезная информация

Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб
араб. صلاح الدين يوسف ابن ايوب‎‎
Юсиф ибн Айюб (Юсиф сын Айюба) - имя, данное ему при рождении
Салах ад-Дин - почётное имя, означающее «Честь веры»
В Европе боле известен под именем Саладин
англ. Saladin

Источники

Существует много источников, написанных современниками Салах ад-Дина. Из них стоит выделить работы личных биографов и историков: Баха ад-Дин ибн Шаддада - учителя и советника Салах ад-Дина, Ибн аль-Асира - историка из Мосула, аль-Кади аль-Фадиля - личного секретаря Салах ад-Дина.

Цитаты

«Я начал с того, что сопровождал моего дядю. Он завоевал Египет и потом умер. И тогда Аллах дал мне в руки власть, которую я совсем не ожидал»

«Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним».

Салах ад-Дин

Семья

Согласно Имад ад-Дину, прежде чем Салах ад-Дин покинул Египет в 1174 году, он стал отцом пятерых сыновей. Аль-Афдал, его старший сын, который родился в 1170 году и Усман, который родился в 1172 году, сопровождали Салах ад-Дина в Сирию.

Третий сын, Аль-Захир Гази стал впоследствии правителем Алеппо. Мать Аль-Афдала родила ещё одного ребенка в 1177 году.

Согласно Калгашанди, двенадцатый сын родился 1178 году, и в то же время в списке Имад ад-Дина он выступает в качестве седьмого ребенка.

Память о Салах ад-Дине в современном мире

Салах ад-Дин, главный противник крестоносцев, пользовался всё же большим уважением в христианской Европе за свои рыцарские качества: храбрость в бою и великодушие к побеждённому противнику. Один из главных вождей крестоносцев, Ричард Львиное Сердце, даже считал Саладина почти другом.

Салах ад-Дин был кумиром Саддама Хусейна, который, как и он, родился в Тикрите, на реке Тигр; при Саддаме в Ираке был культ Салах ад-Дина.

Не забывает Салах ад-Дина и современная массовая культура (фильмы и компьютерные игры). В массовой культуре чаще всего именно Салах ад-Дин показывается как полководец и правитель сарацинов времён Третьего Крестового похода - хотя было и множество других, Салах ад-Дин приобрёл наибольшую известность. Персонаж Салах ад-Дина фигурирует в фильме «Царство небесное» (2005, реж. Ридли Скотт, в роли Саладина - Гассан Массуд), а также в фильме «Арн: Рыцарь-тамплиер» (2007, реж. Петер Флинт), где он представлен как мудрый и благородный воитель и вождь.

Саладин неоднократно появлялся в компьютерных играх: в таких играх, как Age of Empires II и Stronghold Crusader, присутствует кампания за его войска (также в игре Stronghold Crusader он является одним из компьютерных противников).