Из всех западных стран, именно с Францией Россия связана с давними и прочными отношениями. Пожалуй, нет в Европе более длительных политических, экономических, культурных и идейных связей, чем связи между Францией и Россией. Российская империя, затем Советская Россия всегда были заинтересованы в дружественных политических и торговых отношениях с Францией на основе взаимного уважения суверенитета обоих государств. История этих отношений освещалась, как в российской, так и в советской историографии. Однако советская историография отличалась большим своеобразием: история международных отношений зачастую трактовалась предвзято, идеологизировано и не вполне адекватно.

В связи с этим представляется важным подробнее рассмотреть именно советскую историографию отношений между СССР и Францией.

Поворот в советско-французских отношениях в первой половине 20-х годов подробно рассматривается в работах И. И. Минца, А. М. Панкратовой и уже в послевоенный период изучен такими исследователями, как, Ю. В. Борисов, З. С. Белоусова и др.

Авторы "Истории дипломатии" называют внешнюю политику Франции по отношению к СССР "агрессивной", показывая это на примере Генуэзской и Гаагской конференций. Этот термин подходил к определению французской внешней политики в условиях "холодной войны", когда писалась "История дипломатии". С позиций нашего времени, когда рассекречены многие архивы, нам кажется, что все было гораздо сложнее. С одной стороны, Советское правительство отказалось выплачивать долги царской России, с другой, надо учитывать расходы и убытки, нанесенные иностранными интервентами. Что касается французской стороны, то Франция хотела втянуть в первую мировую войну Россию, тем самым вывести своего соперника с мировой арены. После государственного переворота большевиков в 1917 г. Франция стала самым непримиримым врагом СССР.

В начале 1922 г. во Франции обострился "русский вопрос". Даже среди буржуазии выявлялось все больше сторонников изменения русской политики. Причины, в основном, экономического характера. Это побудило Бриана принять участие в обсуждении условий созыва Генуэзской конференции, что и привело к падению его кабинета.

Авторы "Истории Франции" считают, что Р. Пуанкарэ (новый премьер-министр) заявил, что готов признать СССР при условии признания долгов царского и Временного правительства и возвращения национализированной собственности иностранцам с целью сорвать Генуэзскую конференцию. В результате конференция была сорвана, но это не привело к сплочению европейских стран под эгидой Франции, а лишь усугубило ее политическую изоляцию и усилило экономические трудности.

На сближение с СССР Францию толкали многочисленные внешние и внутренние обстоятельства. Во-первых, французско-советское сближение отвечало национальным французским интересам. Во-вторых, внешнеполитические интересы Франции следует понимать, как установление торгово-экономических связей из-за проблем рынков сбыта и сырья. Отсутствие нормальных торговых отношений вынуждало французских предпринимателей налаживать контакты с русскими, не дожидаясь официального акта признания. Под вторым пунктом подразумевается международное положение Франции в начале 20-х годов: ухудшение отношений с Германией, Италией, Англией из-за военной оккупации Рура. Крах рурской авантюры похоронил претензии Франции на господство в Европе и сделал реальной угрозу изоляции страны. Сюда относятся также признания СССР Англией и Италией в начале 1924 г. и улучшение советско-германских отношений.

Наконец, третий фактор - это новая политическая обстановка во Франции после парламентских выборов 1924 г. и приход к власти "Левого блока" во главе с Э. Эррио. В "Истории Франции" упоминается также надежда Э. Эррио на "эволюцию" советской системы. Он, вероятно, проводил аналогию с Францией после революции XVIII в. Э. Эррио думал, что НЭП приведет к развитию частной собственности крестьян на землю. Однако, оказавшись у власти, Э. Эррио не торопился выполнять свои обещания. Поэтому советско-французские отношения никогда не развивались по прямой, всегда были спады и подъемы.

Первые годы сотрудничества являются самыми трудными. Советско-французские отношения это подтверждают.

В числе первых проблем упоминают долговой вопрос, возвращение русского военного флота в Бизерте и кораблей российского общества пароходства и торговли (РОПИТ), расширения прямых торговых связей, прекращение деятельности миссий Чхенкнели и ему подобных. Все эти вопросы рассматривались французским правительством очень долго, а многие из них так и не были решены.

Позиция советского правительства по вопросу о долгах была следующей: СССР готов признать только довоенные долги, должны учитываться потери России от интервенции, блокады и гражданской войны, наконец, решение долговой проблемы связано с предоставлением кредитов, т.е. подобные предположения высказывались советской делегацией в Генуе. Французы, в свою очередь, уклонялись от решения кредитного вопроса и выступали против монополии внешней торговли в СССР.

К лету 1926 г. основные разногласия были разрешены. Доказательством может служить согласие Бриана на переговоры о пакте о ненападении еще 12 июля 1926 г.

Но санкционирование Францией аннексии Бессарабии ухудшило советско-французские отношения, в результате чего в июле 1926 г. были приостановлены переговоры. Основная причина, по мнению историков - приход к власти Пуанкаре и блока "Национальное единение", в состав которого входили крайне правые буржуазные партии.

Переговоры, возобновившиеся в марте 1927 г., многочисленные уступки СССР не дали никаких результатов, несмотря на выгодность советских предложений.

Период 1928-1930 характеризуется многими историками как период ухудшения франко-советских отношений: пакт Бриана-Келлота 1928, Гаагская конференция 1929-1930, план Юнга. На вопрос, почему Франция встала во главе антисоветской компании, историки отвечают: "Парламентские выборы, состоявшиеся в мае 1928 г., укрепили "Национальное единение". Радикалы и социалисты объединились с правыми партиями. Свою экономическую консолидацию крупная буржуазия немедленно использовала для наступления на рабочий класс и ФКП…".

В итоге, как считают исследователи, Франция проиграла и в Локарно, и на Дальнем Востоке, и в проекте "пан-Европа".

Все эти авантюры привели к кризису в отношениях России и Франции. Последняя включилась в экономический бойкот против советских товаров, на что СССР ответил сокращением ввода необходимого для Франции сырья, прекратил закупки во Франции, и все это в условиях мирового экономического кризиса. В результате французское правительство вынуждено было признать несостоятельность антисоветской политики. Итак, советские историки считали, что непрерывный рост политического престижа Советского Союза привел к провалу всех агрессивных планов французской реакции и правящие круги Франции вынуждены были пойти на франко-советское сближение. С позиций нашего времени это слишком прямолинейный вывод. Такая позиция объясняется тем, что советские историки испытывали на себе давление идеологии. На самом деле во Франции были тенденции к сближению с СССР по геополитическим мотивам.

Прежде чем рассказать о подписании пакта о ненападении 1932 г. и договора о взаимопомощи 1935 г., необходимо в общих чертах описать ситуацию накануне, сформулировав ее в 4-х пунктах:

1. Усиление власти нацисткой партии в Германии.

2. Усилилась критика в адрес Э. Эррио.

3. Бессилие Лиги Наций перед японской агрессией.

4. Значительно обесценились союзы Франции с восточно-европейскими странами.

Период 30-х гг. в советско-французских отношениях также рассмотрен в специальных исследованиях Белоусовой З. С. Манфреда А. З., Белоголовского Е. С., Нарочницкого А. Л.

Показывая историю борьбы СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе в 30-е годы, авторы определяют значение указанных соглашений для Франции, оказавшейся перед опасностью международной изоляции и германской агрессией. Однако исследователи отмечают серьезное противодействие сближению и союзу с СССР со стороны монополистической буржуазии Франции.

Основной вопрос, на который отвечают историки, - чем основан резкий поворот во внешней политике Франции. Авторы указывают на следующие причины:

1. Затяжной экономический кризис во Франции, результатом которого стала отмена ограничений для советского импорта, и в 1931 г. были начаты переговоры по торговому вопросу.

2. Усиление экономической, политической и военной мощи СССР.

3. Рост милитаризма и реваншизма в Германии.

4. Усиление противоречий между Францией, с одной стороны, и Англией, Италией, США, с другой.

5. Неэффективность системы союзов с малой Атлантой.

6. Причина спешки - приближение президентских выборов, после которых переговоры стали затягиваться.

В подобных обстоятельствах кабинет Эррио предпринял чрезвычайно важный шаг: французско-советский договор о ненападении. Он включал в себя обязательства о невмешательстве во внутренние дела и отказ от поощрения какой-либо агитации, пропаганды или попытки интервенции.

По мнению историков, этот документ мог стать отправной точкой как для смягчения внешних разногласий среди левых партий Франции, так и для выработки конструктивного курса на международной арене, который состоял в борьбе за мир и обеспечение национальных интересов и безопасности перед лицом германской угрозы. Однако, к сожалению, условий для подобного коренного переворота во внешней и внутренней политике Франции еще не созрело.

В целом, все-таки произошел небольшой пересмотр французских политических концепций, переход к политике сотрудничества с СССР.

Как отмечают историки сближение Франции и Советской России снова вышло на первый план. Разумеется, были как сторонники, так и противники наметившейся тенденции. Многие авторы уделяют значительное место роли Л. Барту в сотрудничестве с СССР. Выражая интересы части буржуазии, не связанной с германским капиталом, Л. Барту считал проблему безопасности наиважнейшей. Поэтому он стал одним из авторов франко-советского договора о взаимопомощи. Е. С. Белоголовский пишет, что политика Л. Барту носила патриотический характер.

Противники соглашения - группировки монополистического капитала, политические круги, связанные с тяжелой индустрией, Генеральным штабом, были настроены профашистски. Влияние этой группировки обусловило участие Франции в проекте "пакта четырех". Следует отметить, что этот "пакт четырех" ослаблял позиции Франции в Европе, зато значительно повышал престиж фашистских стран.

Положение Франции усугублялось неэффективностью в военном отношении системы союзов с малыми странами. Приход в Германии к власти Гитлера в 1933 году и установление в стране террористического режима повлияли на позицию французского правительства. Поэтому, анализируя обстановку, французская дипломатия приходила к выводу, что единственным надежным союзником против германской агрессии является СССР.

Еще в конце октября 1933 г. министр иностранных дел Франции Ж. Поль-Бонкур предложил СССР заключить соглашение о взаимопомощи, затем выдвинул идею заключения коллективного пакта о взаимопомощи. К апрелю 1934 г. французский МИД разработал план Восточно-европейского пакта о взаимопомощи при участии СССР, Германии, Польши, Чехословакии, Прибалтики при одновременном подписании пакта о взаимопомощи между СССР и Францией. Но в сентябре 1934 г. Германия и Польша отклонили проект Восточного пакта. 9 октября 1934 г. был убит Л. Барту, министр иностранных дел, сторонник франко-советского пакта о взаимопомощи. Новый глава МИД П. Лаваль симпатизировал фашистам, что означало постепенный отход от союза с СССР. Говоря о причинах, по которым Лаваль открыто не отказался от линии Барту, следует упомянуть о 3-х причинах:

1. Лаваль боялся реакции общественности.

2. Он хотел использовать этот договор как средство для того, чтобы вызвать беспокойство у германского правительства и подвести его к французско-германским переговорам.

3. Лаваль выставил свою кандидатуру на предстоящих муниципальных выборах.

В целом, авторы положительно оценивают значение договора о взаимопомощи 1935 г. Это, по их мнению, был первый акт о взаимопомощи между социалистическим государством и одной из ведущих капиталистических держав. Период с 1931 по 1935 гг., в целом, характеризуется как переориентация всей внешней политики Франции.

Однако здесь уместно напомнить о том, что если бы франко-советский пакт о взаимопомощи сохранил свою действенную силу, если бы была подписана военная конвенция между двумя странами, вся европейская история могла бы сложиться иначе.

Внешнюю политику Франции в 1936-1939 гг. можно охарактеризовать, перечислив наиболее важные события: рейнский кризис 1936 г., "политика невмешательства" в испанском вопросе, Мюнхен 1938, срыв военных переговоров 1939 г.

Итак, в заключении можно выделить несколько черт, характерных для советско-французских отношений, которые наблюдались на историческом промежутке 1920-1930 годов.

Советско-французские отношения носили непостоянный характер. Внутренняя политика во многом определяет внешнюю. Когда премьер-министром и министром иностранных дел были представители "Национального блока" или профашистски настроенные политики, Франция становилась крайне агрессивной по отношению к СССР (например, Р. Пуанкаре, П. Лаваль, Э. Даладье и др.). Тогда как при Э. Эррио, Л. Барту, Ж. Поль-Бонкуре советско-французские отношения налаживались и укреплялись. Значительная роль в урегулировании отношений принадлежит торговле и экономике. Французские промышленники сближались с советскими внешнеторговыми организациями без официальных разрешений, они также были сторонниками признания Советской России De ure.

Позицию антисоветски настроенной группы крупной буржуазии можно объяснить страхом перед мировой пролетарской революцией, которой Советское правительство добивалось поначалу открыто, примером того был Коминтерн (его деятельность стала предметом раздора между СССР и Францией). Затем СССР несколько смирил свой пыл в распространении коммунизма по всему миру. В 30-х годах Франция постепенно теряет свою самостоятельность во внешнеполитических делах и все больше и больше начинает зависеть от Англии. На мой взгляд, это одна из многочисленных причин поражения в 1940 г.

Однако в конце концов Франция все-таки пришла к выводу о необходимости дружественных отношений с СССР.



Русско-французские отношения имеют многовековую историю (Слайд 6) . Они уходят своими корнями в далекие времена, когда французский король Генрих I задумал жениться на "воплощении мудрости и красоты". Посланники короля, исколесившие Европу, наконец-то нашли чудо, за которым их послали, в Киеве, столице недавно крещеной Руси. Им оказалась дочь Ярослава Мудрого, княжна Анна Ярославна (Слайд 7) , известная своим благочестием и красотой. Так, двадцатисемилетняя киевская княжна становится французской королевой, выйдя замуж за Генриха I. А после его смерти, став регентшей при его сыне, будущем короле Франции Филиппе I , фактически правила Францией.

Проделав долгий путь из Киева в Париж, Анна привезла с собой драгоценные дары королю, среди которых было Остромирово Евангелие. Эту книгу ждала необычайная судьба. Именно на ней давали присягу при церемонии возведения на престол в Реймсе последующие короли Франции.

С этой книгой связана следующая легенда. В Реймсе, в соборе, где венчались французские короли, Петру I показали самую старинную из имеющихся там библий. Настоятель сказал при этом: «Правда, я не знаю, на каком языке она написана». Раскрыв библию, Петр захохотал: «Да на русском она написана!.. И привезла ее к вам во Францию ещё в начале XI века Анна, жена Генриха I, а затем и королева Франции».

С этого момента, с 1051 года , начинается история взаимной притягательности двух стран, двух народов.

Значительную роль в установлении контактов между двумя странами сыграла поездка русского царя Петра I во Францию (Слайд 8) , и шестинедельное пребывание его в Париже летом 1717 года , во время царствования Людовика XIV. Французы любят рассказывать о том, что во время визита русский государь посетил могилу знаменитого кардинала Ришелье, стоя у которой он, будто бы, сказал следующее: «О, великий человек! Я бы отдал тебе половину своих земель, чтобы ты научил меня, как управлять другой половиной!».

В том же 1717 году после указа Петра I появилось первое посольство России во Франции.

Это стало отправной точкой для установления дипломатических отношений между нашими странами. С того времени Россия и Франция неоднократно обменивались посольствами, преследующими дипломатические и экономические цели. С обеих сторон наблюдается стремление узнать как можно больше друг о друге. Во Франции накапливаются сведения о географическом положении, истории, социальном строе, государственном устройстве Московии, как тогда называли Россию в Западной Европе.

Активизация отношений со странами Западной Европы, в частности с Францией, способствовала изменению подхода к светскому воспитанию. Постепенно входит в обычай в русском обществе обучать детей иностранным языкам, танцам, манерам. Это веяние началось с царской семьи. Царевич Алексей знал несколько языков, дочерей Петра I Анну и Елизавету с 1715 года ежедневно обучали французскому языку. Князь Б. И. Куракин взял для своей дочери учителя французского языка и танцев. То же делали и другие представители знати.


Но на протяжении XVIII века развитие контактов между Россией и Францией не было ровным. Его интенсивность зависела как от международной обстановки в Европе, так и от внутриполитической ситуации в обеих странах.

Во второй трети XVIII века происходит снижение активности во взаимоотношениях между двумя странами.

С другой стороны, русское дворянство уже испытало притягательную силу французской культуры. Это проявилось в участившихся путешествиях во Францию, в ориентацию на французскую систему воспитания и образования, в усвоении манер и общего характера поведения французского дворянства, в следовании французской моде в одежде, в интересе к французской литературе и в изучении французского языка.

С начала 1760-х годов взаимные культурные связи приобретают широкий размах. Влияние французской культуры на развитие русского Просвещения в данный период огромно. Идеи Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье проникли во все социальные слои образованной России. В этот период Франция становится для России источником идей и вдохновляющего опыта. На сцене общественной жизни России появляются крупнейшие мыслители, ученые, писатели, художники, архитекторы, артисты. Возникают Академия наук, Академия художеств, создаются галереи, музеи, библиотеки, формируется национальный театр - драматический и музыкальный.

Высшей точки своего развития дружественные отношения между Россией и Францией достигли в период приезда во Францию великого князя Павла и его супруги Марии Федоровны в 1782 году . Эта поездка показала, какое влияние имели французские писатели на русское общество. Наследник русского престола и его супруга уехали из Франции, очарованные страной.

Июльские события 1789 года во Франции имели особые последствия для России. В Россию хлынул поток эмигрантов-роялистов. Их общение с русским дворянством привело к тому, что знание французского языка стало непременным требованием для представителей великосветского общества. Уже в начале XIX столетия в России существовало немало подлинных знатоков и ценителей французского языка, художественной литературы и науки. С этого времени на протяжении всего века французский язык сохранял сильные позиции в русском образованном обществе.

Начиная с середины XIX века , из всех существующих форм культурной связи между русским и французским народами наиболее устойчивыми оказались литературные связи, имеющие исторические традиции. Особая роль в их развитии принадлежит И.С. Тургеневу . Долгие годы русский писатель прожил во Франции и всей своей деятельностью способствовал популяризации у западного читателя произведений Пушкина, Достоевского, Толстого. С другой стороны, Тургенев много сделал для знакомства России с классиками французской литературы: Флобером, Золя, Мопассаном.

Падение русской монархии, события октября 1917 года , еще длившаяся Первая мировая война, вспыхнувшая гражданская война изменили ход русской истории. В эмиграции оказались миллионы наших соотечественников: и дворянство, и купечество, и интеллигенция, и даже представители рабочих и крестьян. И все-таки, культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные писатели, ученые, философы, художники, музыканты, актеры.

Русская литература того периода раскололась на "здесь" и "там". За рубежом оказались Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев и многие другие.

Особую роль в становлении и развитии русской зарубежной литературы играли несколько центров: Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, Но признанными литературными столицами стали Берлин и Париж.

Современная история отношений России и Франции начинается с 28 октября 1924 года , со дня официального установления дипломатических отношений между СССР и Францией.

7 февраля 1992 года между Россией и Францией было подписано соглашение, которое подтвердило желание обеих стран развивать "согласованные действия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". В течение 10 лет договор между двумя странами был дополнен более чем 70 соглашениями и протоколами, касающимися различных сфер сотрудничества между нашими странами.

В октябре-ноябре 2000 года состоялся первый официальный визит президента В.В. Путина во Францию. Соглашения, заключенные во время этого визита, подтвердили важность сотрудничества России и Франции в мировой политике.

Президент Жак Ширак совершил официальный визит в Россию в период с 1 по 3 июля 2001 года , во время которого побывал в Санкт - Петербурге, в Москве и Самаре. Беседы между Жаком Шираком и Владимиром Путиным способствовали принятию совместной Декларации о стратегической стабильности. Было подписано новое соглашение о воздушном сообщении и дополнительное соглашение о сотрудничестве в помощи предприятиям.

Глава 1.2 Хронология официальных отношений между Россией и Францией (Слайд 9)

1051 – Анна Ярославна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, выходит замуж за короля Франции Генриха I.

1586 – царь Федор Иванович, последний из династии Рюриковичей, отправляет француза Пьера Рагона, служившего переводчиком, с миссией к Генриху III, чтобы возвестить о своем восхождении на престол. В ответ король Франции шлет приветственное послание царю.

1717 – путешествие Петра I во Францию (апрель – июнь). Подписание в Амстердаме (15 августа) договора о союзничестве Франции, России и Пруссии.

1757 – при императрице Елизавете Петровне Россия вступает во франко-австрийский союз против Пруссии, что явилось предвестником Семилетней войны.

1782 – путешествие во Францию наследника принца Павла Петровича.

1800 – заключение союза между императором Павлом I и Бонапартом.

1808 – встреча Александра I и Наполеона I (октябрь).

1812 – война между Россией и Францией.

1814 – французская кампания. Александр I вступает в Париж во главе армии союзников (31 марта).

1857 – Встреча императора Александра II и Наполеона III в Штутгарте.

1867 – участие России во всемирной выставке в Париже.

1878

1896 – визит в Париж императора Николая II (октябрь).

1897 – пребывание президента Феликса Фора в России (август).

1900 - участие России во всемирной выставке в Париже.

1901 – пребывание Николая II во Франции (сентябрь).

1902 – визит президента Эмиля Лубе в Россию (май).

1909 – встреча императора Николая II и президента Фальера в Шербурге

1918 – высадка англо-французского экспедиционного корпуса

(25000 солдат) в Одессе, Новороссийске и Севастополе (декабрь). Корпус был эвакуирован в апреле 1919 года.

1935 – глава правительства Пьер Лаваль и посол Владимир Потемкин подписывают 2 мая советско-французский договор о взаимопомощи.

1937 - участие России во всемирной выставке в Париже.

1939 – Начало англо – франко - советских переговоров о взаимопомощи против агрессии (21марта).

1944 – 23 октября: правительство СССР признаёт временное правительство Французской республики. Визит генерала де Голля: Москва, Баку, Сталинград.

1960 – Визит Н.С. Хрущёва во Францию (май).

1961 – Национальная французская выставка в Москве (15августа – 15 сентября). Советская выставка в Париже (4 сентября – 3 октября).

1966 - Визит генерала де Голля: Москва, Новосибирск, Байконур, Ленинград, Киев, Волгоград (20 июня – 1 июля). Подписание советско-французской декларации (30 июня).

1967 – Первое собрание в Париже «Большой комиссии»: советско -

французской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, созданной 30 июня 1966 года. Принято решение о создании советско-французской торгово-промышленной палаты.

советско-французского протокола.

1972 – Визит Л.И. Брежнева в Париж (25-30 октября). Подписание документа «Принципы сотрудничества между СССР и Францией».

1984 – Визит президента Франсуа Миттерана в Москву (июнь). 60 лет установления дипломатических связей между СССР и Францией.

1992 - Визит президента России Б.Н. Ельцина в Париж (7-9 февраля). Подписание Договора между Российской Федерацией и Францией.

1993 – 100-летие русско-французского союза (октябрь).

2000 – Первый официальный визит Президента В.В. Путина во Францию (октябрь- ноябрь).

2001 - Официальный визит Президента Жака Ширака в Россию: Санкт-Петербург, Москва, Самара (1-3 июля).

2008 – Визит Николя Саркози в Москву в связи с российско-грузинским конфликтом.

2010 – Государственный визит Дмитрия Медведева во Францию. Торжественное открытие Года России во Франции и Года Франции в России.

Российско-французские отношения уходят своими корнями в далекое прошлое. Еще в середине XI века Анна Киевская, дочь Ярослава Мудрого, выйдя замуж за Генриха I, стала королевой Франции, а после его смерти осуществляла регентство и управляла французским государством.

Дипломатические отношения между нашими странами впервые были установлены в 1717 г., когда Петр I подписал верительные грамоты первого русского посла во Франции. С тех пор Франция неизменно являлась одним из важнейших европейских партнеров России, а российско-французские отношения во многом определяли обстановку в Европе и в мире.

Кульминацией сближения двух стран стал их военно-политический союз, оформившийся к концу XIX века, а символом дружеских связей - мост Александра III в Париже через р.Сену, заложенный в 1896 г. Императором Николаем II и Императрицей Александрой Федоровной.

Новейшая история отношений наших стран началась с установления дипломатических отношений между СССР и Францией 28 октября 1924 г.

Яркий эпизод российско-французских дружественных связей - боевое братство на полях сражений в годы Второй Мировой войны. Летчики-добровольцы Свободной Франции - авиаполка "Нормандия-Неман" - героически сражались с фашистами на советском фронте. В то же время, в рядах французского Движения сопротивления воевали бежавшие из гитлеровского плена советские граждане. Многие из них погибли и захоронены во Франции (одно из крупнейших захоронений находится на кладбище г.Нуайе-сюр-Сен).

В 70-е годы, провозгласив политику разрядки, согласия и сотрудничества, Россия и Франция стали предвестниками конца "холодной войны". Они были у истоков хельсинского общеевропейского процесса, приведшего к оформлению СБСЕ (ныне ОБСЕ), способствовали утверждению в Европе общих демократических ценностей.

В начале 90-х годов кардинальные изменения на мировой арене и становление новой России предопределили развитие активного политического диалога между Москвой и Парижем, основанного на широком совпадении подходов наших стран к формированию нового миропорядка, проблемам европейской безопасности, урегулированию региональных конфликтов, контролю над вооружениями.

Основополагающий документ отношений между Россией и Францией - Договор от 7 февраля 1992 г. (вступил в силу 1 апреля 1993 г.), закрепивший стремление обеих сторон развивать "новые отношения согласия, основанные на доверии, солидарности и сотрудничестве". С тех пор договорно-правовая база российско-французских отношений значительно обогатилась - заключено несколько десятков соглашений в различных сферах двустороннего сотрудничества.

Российско-французские политические контакты носят регулярный характер. Ежегодно проходят встречи президентов России и Франции. Первый официальный визит Владимира Путина во Францию состоялся в октябре 2000 года: был установлен контакт между президентами двух стран, создана основа для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. В ходе краткого рабочего визита Владимира Путина в Париж в январе 2002 года и визитов Жака Ширака в Россию в июле 2001 года и в июле 2002 года подтверждено намерение России и Франции двигаться по пути укрепления дружбы и сотрудничества.

Все более насыщенными становятся российско-французские политические контакты. Проводимые на регулярной основе встречи глав двух государств создали условия для качественного сдвига в развитии российско-французских отношений. Двусторонний политический диалог и сотрудничество получили новый мощный импульс в результате государственного визита В.В.Путина во Францию в феврале 2003 г., а также встреч наших президентов в рамках празднования 300-летия Санкт-Петербурга и на саммите "восьмерки" в Эвиане в мае-июне 2003 г.

С 1996 г. действует Российско-Французская Комиссия по вопросам двустороннего сотрудничества на уровне глав правительств. Ежегодно, поочередно в Москве и Париже, проходят встречи Председателя Правительства России и премьер-министра Франции, которые определяют стратегию и основные направления развития отношений между двумя странами в торгово-экономической, научно-технической, социальной и других областях. С 2000 г. заседания Комиссии проходят в форме "межправительственного семинара" с участием руководителей наиболее активных в двустороннем сотрудничестве министерств и ведомств (очередное заседание состоялось 6 октября 2003 г. в Москве). В рамках Комиссии регулярно проводятся сессии Российско-Французского Совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), заседания свыше двадцати совместных рабочих групп в различных областях двустороннего взаимодействия.

Активный диалог поддерживается на уровне министров иностранных дел, которые в соответствии с Договором от 7 февраля 1992 г. встречаются дважды в год поочередно в Москве и Париже, не считая многочисленных контактов в рамках различных международных форумов. Между МИДами двух стран регулярно проводятся консультации по разнообразной внешнеполитической проблематике.

В контексте международной ситуации, сложившейся после терактов в США 11 сентября 2001 г., успешно развивается новое направление двустороннего сотрудничества по противодействию новым угрозам и вызовам (терроризм, международная организованная преступность, наркобизнес, финансовые преступления). По решению президентов В.В.Путина и Ж.Ширака создан российско-французский Совет по вопросам безопасности с участием министров иностранных дел и обороны обеих стран (проведено два заседания Совета, последнее - в июле 2003 г. в Москве). Успешно осуществляется межведомственное взаимодействие по линии правоохранительных органов (министерств внутренних дел и юстиции, спецслужб, высших судебных инстанций).

Россия и Франция активно взаимодействуют в качестве постоянных членов Совета Безопасности ООН, а также в ОБСЕ, других международных инстанциях, совместно с США являются сопредседателями Минской конференции ОБСЕ по урегулированию конфликта вокруг Нагорного Карабаха, входят в состав "Группы друзей Генсекретаря ООН по Грузии".

Французское руководство поддерживает линию на интеграцию России в мировую экономику, проводимые в нашей стране политические и социально-экономические преобразования. Одно из приоритетных направлений сотрудничества - взаимодействие в проведении государственных, административных реформ. Действует рамочное Соглашение об административном сотрудничестве, осуществляется обмен опытом, в т.ч. в разграничении полномочий между центральными и местными органами власти. Франция оказывает России содействие в подготовке квалифицированных кадров для работы в условиях рыночной экономики и для государственной службы.

Российско-французское межпарламентское сотрудничество основывается на активном делегационном обмене и контактах между руководителями палат. Инструментом его развития служит Большая российско-французская межпарламентская комиссия, созданная в 1995 г. и возглавляемая председателями нижних палат парламентов России и Франции. Очередное заседание Комиссии под председательством руководителей Государственной Думы Г.Н.Селезнева и Национального собрания Франции Ж.-Л.Дебре состоялось в Париже в октябре 2003 г. Важную инициативную роль играют двусторонние группы дружбы в палатах Федерального Собрания, а также в Сенате и Национальном собрании Франции.

Все более важной составляющей российско-французских экономических и культурных связей становится сотрудничество на межрегиональном уровне. Между субъектами Российской Федерации и регионами Франции действуют около 20 документов о сотрудничестве. Примеры активных прямых связей - сотрудничество между Парижем, с одной стороны, и Москвой и Санкт-Петербургом, с другой, между Орловской областью и регионом Шампань-Арденны, Иркутской областью и Аквитанией, Новгородской областью и Эльзасом. При участии верхних палат парламентов двух стран проводятся двусторонние семинары для определения наиболее оптимальных направлений децентрализованного сотрудничества. Последний такой форум состоялся в Москве 6 октября 2003 г.

В последнее время значительно повысилась роль гражданских обществ в развитии отношений между нашими странами. Одно из проявлений этой тенденции - проведение "диалога культур" в рамках крупных двусторонних визитов: встреч с российскими и французскими представителями творческой интеллигенции, "круглых столов". Во Франции и в России действуют общественные ассоциации по развитию дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Российско-французские отношения находятся на подъеме. Их укрепляет общность позиций по ключевым проблемам европейского и мирового развития, согласованные действия на международной арене. Расширяется диапазон и повышается интенсивность связей в самых различных областях. Накопленный опыт взаимодействия, а также вековые традиции дружбы и взаимной симпатии народов России и Франции предопределяют обнадеживающие перспективы развития российско-французского партнерства.

!-->

Normal

0

false

false

false

MicrosoftInternetExplorer4

// Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. - СПб. , 1907-1909.

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Соловьёв, Сергей Михайлович , История России с древнейших времён , т. 10, гл. 4 Продолжение царствования Алексея Михайловича: «Перед началом польской войны государь счел нужным известить об ней и французского короля. В конце 1653 года отправился с этим извещением гонец Мачехин. В Гавре Мачехину в корме и подводах отказали, и он поехал в Париж на своих проторях, жил в Сен-Дени 8 дней и только 24 октября 1654 года въехал в Париж в королевской карете. В Париже отвели ему двор и дали корм, но приставы объявили, что, прежде чем допустят его к королю, он должен быть у королевы и у графа де-Бриена, потому что король в молодых летах и всякие дела ведает и слушает королева, а посольские дела приказаны графу де-Бриену, который, досмотря грамоты и подписи, сполна ли королевского величества именованье и титло написано, докладывает королю. Мачехин никак не согласился быть прежде у де-Бриена и 30 октября представлялся прямо королю Людовику XIV, который при его входе в палату встал и шляпу снял, потом сел и спросил о здоровье царя; Мачехин заметил, что про здоровье великого государя спрашивают вставши; Людовик отвечал: „Про государево здоровье я спрашивал, шляпу снявши, а того у нас не ведется, что стоя спрашивать“, но, сказавши это, встал и переспросил о здоровье. „Кроме грамоты, - спросил король Мачехина, - есть ли с тобою царского величества приказ о каком-нибудь деле?“ Мачехин отвечал: „Присланы со мною для подлинного ведома польские печатные книги, которые покажу в то время, когда королевское величество царскую грамоту выразумеет“. Король обещал грамоту выслушать и книги велел досмотреть своим думным людям. Когда Мачехин выходил из палаты, королевские дворяне сказали ему, что он должен идти теперь к королевской матери. „За каким делом?“ - спросил Мачехин. „Королева царскому величеству обрадовалась и велела быть к себе“, - отвечали дворяне. Мачехин пошел к королеве Анне. „С каким делом ты прислан к королю?“ - спросила Анна. „Прислан я от царского величества к королевскому величеству с любительною грамотою об их государских великих делах и грамоту подал королю“, - отвечал Мачехин. Королева сказала, что рада присылке грамоты, и Мачехин, поклонясь, вышел из палаты. Король велел сказать Мачехину чрез графа де-Бриена: „Я царского величества грамоту прочел сам, любительной грамоте этой обрадовался и рад быть с великим государем в братстве и дружбе вечно; хочу также, чтоб царское величество с польским королём был в мире, потому что у них государства смежны“. С этим Мачехин и был отпущен. »
  • Амстердамский договор 1717 // Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы. А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. 1948.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • См. также