Марина Прожерина
Как научить ребёнка правильно произносить звуки. Консультация учителя-логопеда

Прежде всего следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребенок . Рассмотрим звуки , которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении .

Одни звуки «живут» на нижнем этаже, это значит, что язык при их произнесении находится за нижними зубами. Другие звуки «живут» на верхнем этаже, положение языка – за верхними зубами.

У нижних зубов образуются звуки : С – СЬ, З – ЗЬ, Ц - это группа свистящих звуков . Глава семьи у них - звук С . Артикуляционный уклад (положение языка) при их произнесении почти один и тот же . Значит, если ребенок нечисто произносит С , то страдают и звуки З , Ц.

Если ребенок плохо произносит звуки , образующиеся у нижних зубов, скорее всего у ребенка не выражены боковые края и кончик языка, либо язык чрезмерно напряжен. Для отработки чистого звукопроизношения необходим специализированный комплекс для свистящих звуков .

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков

ПОКУСАЕМ ЯЗЫК

Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

Варианты :

1. Покусывать кончик языка.

2. Покусывать середину языка.

3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад.

Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та» .

ДУЕМ НА ЛОПАТКУ

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть посередине языка. Усложнение : По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА

Улыбнуться, спеть «и-и-и» (язык расширится) . Не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10-15 раз.

КИСКА СЕРДИТСЯ

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, удерживать под счёт до 5-10.

ЗАБОРЧИК (УЛЫБКА)

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт дор 5-10.

ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Кончиком языка почистить нижние зубы с внутренней стороны.

Артикуляционную следует делать вместе с ребёнком и самому взрослому , давая образец выполнения движений.

Артикуляционную гимнастику обязательно делайте перед зеркалом.

Не стоит выполнять все упражнения сразу. Лучше заниматься несколько раз, выполняя по 2-3 упражнения.

Занимаясь с ребёнком , не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданием .

Звуки Ш , Ж, Ч, Щ называют шипящие и объединяют в одну группу : все они образуются за верхними зубами, положение языка почти одинаковое. Среди этой группы звук Ш - самый главный в их шипящей семье. Если ребенок не умеет чисто произносить звук Ш , то и Ж, Ч, Щ он выговаривает не очень четко.

Если ваш ребенок плохо говорит все звуки , живущие на верхнем этаже, это значит, что язык при произнесении вяло удерживается за верхними зубами, не достиг хорошей подвижности верхних движений. Поэтому решению проблемы будут способствовать специальные артикуляционные упражнения для отработки верхнего подъема языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков

ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ГУБОЙ

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу («обнять» губу языком). Подержать язык на верхней губе под счёт до 5, убрать в рот.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечку» .

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки (края языка находятся у верхних зубов) .

ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ

Улыбнуться, открыть рот, показать зубы. Широким языком почистить верхние зубы с внутренней стороны.

ПАРАШЮТИК

На кончик носа положить комочек ваты. Широкий язык в форме чашечки прижать к верхней губе. Плавно подуть вверх и сдуть ватку с носа.

Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной игровой форме.

Соблюдайте точность выполнения упражнений.

Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий,

Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

Родителям, имеющим дефекты произношения , полезно заниматься вместе с ребенком.

Запаситесь терпением и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца .

Воспитывайте в ребёнке усидчивость , самостоятельность.

Верьте в силы своего ребенка.

Будем оптимистичны : дорогу осилит идущий!

Публикации по теме:

«Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи с выражением». Как по разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности.

Роль учителя-логопеда в формировании речевого развития ребёнка В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции.

Консультация для родителей «Родители - первые учителя для своего ребёнка» Уважаемые мамы и папы! Вы самые первые учителя для своего ребёнка. Первым семейным этапом жизни ребенка, который и окажет большое влияние.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка рисовать по клеточкам» Консультация для родителей. «Как научить ребенка рисовать по клеточкам». Рисование предмета или животного по клеточкам развивает мелкую.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Консультация «Как научить ребёнка убирать игрушки на свои места?» Каждый ребёнок развивается в своём ритме и не появляется на свет с таким.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильно вести себя за столом» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ" Чем раньше ребенок узнает правила поведения за столом, тем.


Ребенок усваивает сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить лишь те звуки родного языка, на котором говорят окружающие его люди.

1-2 мес. - ребенок произносит: "а, е, о, у".
2 мес.- он связывает эти гласные с согласной "х" (ха, хо, хе).
3 мес. - начинает издавать звуки, подобные звуку "ф", "с", "в" или английской фонеме "th".
3-6 мес. - издаваемые младенцем звуки пока остаются гортанными, без участия губ и языка.
7-12 мес. - из гласных чаще других производится звук "а", из согласных в основном звуки "п, б, м, к, т" и некоторые другие. Однако эти звуки еще недостаточно устойчивы и произносятся лишь в небольших звукосочетаниях.
12 мес. - ребенок произносит гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко.
1-2 г. - дети довольно четко начинают произносить такие гласные звуки, как "а, у, и, о", но звуки "ы, э" заменяют звуком "и"; большинство согласных малыши еще или совсем не произносят, или произносят неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам "г, д, с, з" («дяй» вместо дай, «сянки» вместо санки). Отсутствуют также шипящие звуки, звуки "л, рь, р".
2-3 г. - правильно произносятся звуки "п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь". Физиологические недостатки - свистящие, шипящие, "р, рь, л". Возможны замены на более простые или пропуск этих звуков.
3-4 г. - звуки "с, з, ц" заменяются на "ть, сь, зь, т". Шипящие звуки могут пропускаться, либо заменяться на свистящие звуки. Звуки "л, р" либо пропускаются, либо заменяются на "ль, й".
4-5 л. - практически все звуки речи произносятся правильно. Исключения: звуки "ч, ц", которые могут пропускаться или заменяться на "ть, с, щ". Могут отсутствовать звуки "р, л" или заменяться на "й, рь, ль".
5-6 л. - дети полностью овладевают правильным произношением.

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ТРУДНЫХ ЗВУКОВ.

1. Звук С
Твердый звук С появляется у детей в возрасте 2 - 2,5 года. Могут быть замены С - Сь, межзубное или призубное произношение. К четырем годам дети усваивают произношение твердого звука С (однако возможны замены и пропуски). К пяти годам, как правило, закрепляется произношение звука С. Иногда наблюдается смешение звуков С-З, С-Ц, С-Ш и др. В старшем дошкольном возрасте нужно продолжать работу над четким и ясным произношением звука.

2. Звук З.
Появляется звук З на втором году жизни. В основном ребенок заменяет его мягким вариантом: Зёя, (Зоя). К концу третьего года у ребенка появляется твердый звук З, однако может быть смешение артикуляционно близких звуков: «жук» - «зюк», «Зубы» - «субы». К концу четвертого года жизни большинство детей усваивают и правильно произносят звук.

3. Звук Ц.
Усвоение звука Ц проходит такие промежуточные звуки: ть-сь-с-тс-тц (типлёнок - сиплёнок - сыплёнок - тцыплёнок - цыплёнок). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. На третьем году жизни у ребенка может еще отсутствовать твердый звук Ц и заменяться звуком Ть или Сь (С). К концу третьего года этот звук появляется у некоторых детей, а к четырем годам дифференцируется и произносится правильно большинством малышей.

4.Звук Ш.
Шипящий звук Ш появляется обычно на третьем году жизни. Но он еще очень неустойчив. Многие дети смешивают его со свистящим С («суба» вместо «шуба». У некоторых детей в 4-5 лет может наблюдаться неправильное формирование звука: боковое, нижнее и пр. Не всегда четко дифференцируется в речи. Может заменяться не только свистящими, но и звуками Х и Ф. К 5-6 годам произносительная сторона достигает довольно высокого уровня.

5. Звук Ж
Появляется в 2 года 3 месяца. Некоторые дети произносят его сразу верно, но большинство заменяют свистящим: «зук» вместо «жук». В 3-4 года большинство детей усваивают правильное произношение звука ж.
К 4-6 годам звук обычно чистый, но иногда дети испытывают затруднение при произнесении слов, насыщенных свистящими и шипящими звуками.

6. Звук [ч]
Появляется в 2 года 3 месяца. Но некоторые малыши заменяют его соответствующим твердым свистящим: цасы вместо часы. В 4 года большинство детей усваивают и правильно произносят звук ч. Возникают трудности при произнесении слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими звуками. В 5-6 лет ч произносится четко. Но может наблюдаться смешение ч-ц, щ-ч. Необходима работа по развитию фонематического слуха.

7. Звук [щ]
У некоторых детей появляется в 2 года 3 месяца. Но большинство еще не произносит шипящий, заменяя его твердым свистящим: «сенок» вместо щенок, савель вместо щавель.
В 4-5 лет может наблюдаться обратная замена, когда вновь появившийся звук щ произносится и в тех словах, где его употребление неуместно. К 5-7 годам заканчивается усвоение шипящего щ. Но может быть и смешение: щ — ч, щ — сь.

8. Звук [л]
Мягкий звук л" появляется на втором году жизни. В 3 года дети заменяют мягким л" недостающие звуки л, рь, р. Иногда заменяют л" звуком й: «бойно» (больно). К четырем годам появляется звук л, но иногда дети заменяют его и или л". В 5-6 лет улучшается произношение, но могут быть трудности в употреблении слов, насыщенных одновременно звуками л и р (лаборатория).

9. Звук [р]
Твердый звук р появляется у детей в 2 — 2,5 года. Процесс усвоения звука р происходит через следующую систему заменителей й-ль-л-рь-р (рыба — рыба — либа — лыба). Данная система заменителей не является обязательной для всех детей. У большинства детей в 4 года может наблюдаться замена сонорного звука р на й или ль. К концу пятого года большинство детей усваивают и правильно произносят звук р.
Некоторые дети не в силах вызвать вибрацию кончика языка и произносят р как гортанный, или грассирующий («французский»), звук.

Ольга специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники

Обучение речи – сложная задача не только для малыша, но и для его родителей. В ходе ее освоения обычно возникает ряд сложностей, одна из которых – правильное произнесение звуков. От того, насколько адекватно ребенок может воспроизвести и различить на слух фонемы, зависит не только его способность быть понятым и понимать других, но и формирование правильного понятия о звуковом богатстве и разнообразии родного языка. Итак, на что следует обратить внимание родственникам и воспитателям?

Звуковое отражение частиц письменной речи – букв, называется фонемами или звуками. Звук обозначается определенной буквой, но не тождественнен ей : звуки становятся более мягкими или твердыми, звонким или глухими в зависимости от позиции в слове или под влиянием слов, соседствующих в предложении. Наша речь состоит из звуков, а не букв, и, овладевая языком, ребенок сначала учится произносить звуки и их комбинации, а потом уже усваивает их связь с азбукой.

Как правило, малыш осознает разницу между «р» и «л», «с» и «ш» и т.д,. и становится в состоянии правильно употреблять их в слове, с 3 до 6 лет , то есть в период между детсадом и школой. В случае возникновения в речи систематических ошибок педиатры и логопеды говорят о косноязычии. Причиной его возникновения может быть не только юный возраст, но и нарушения в строении артикуляционного аппарата, слабый уровень развития фонематического восприятия (ребенок просто не осознает разницу между некоторыми звуками), неправильный прикус или укороченная уздечка языка, а также некоторые нарушения работы нервной системы. Для каждого случая существует собственная программа действий.

Наиболее сложными для маленьких говорунов оказываются шипящие (ш, щ, ж, ч ), свистящие (с (сь), з (зь), ц ) и сонорные (р (рь), л (ль ). В их речи эти звуки могут подвергаться искажениям (произноситься с присвистом, становиться более звонкими или более глухими), путаться и смешиваться (происходит замена одного звука другим или в некоторых словах один и тот же звук произносится правильно, а в других – с ошибкой), пропускаться (особенно часто это происходит в начале слова).

Как правило, родителям не требуются специальные методики для конкретизации проблемы – общаясь с ребенком каждый день, они знают, где «лед тонок», но не всегда могут это объяснить специалисту. В том случае, если вы заметили, что малыш произносит правильно не все фонемы, начните вести записи , где старайтесь как можно подробнее фиксировать, как проявляется нарушение и может ли ребенок произнести звук отдельно, не в составе слова (для этого произнесите звук и попросите его повторить за вами). Наблюдательность родителей позволит логопеду точнее определить характер дефекта и предложить наиболее эффективный метод его устранения. Однако родителям нужно проводить и собственную работу.

Дети крайне редко неправильно произносят звуки из разных групп – чаще всего сложность связана с каким-либо одним звуком, либо с целой группой (например, шипящими). Это позволяет решать проблему системно. Если вы заметили, что ребенок с ошибкой произносит какую-либо фонему, предложите ему повторить за вами слова, в которых звуки из той же группы представлены в сильной позиции, то есть звучат полно и явно (например, для шипящих примером такого ряда может быть «шуба-щавель-жук-чашка» ). Ребенок может сам «протестировать» вас за знание звуков или исправлять вас, когда вы произносите задуманный звук (нарочно неправильно) . Такие тестово-обучающие занятия могут проходить в любой форме, соответствующей возрасту и интересу ребенка, и комфортной для обоих участников: можно попросить ребенка называть изображенные на карточках или экране компьютера предметы, хлопать в ладоши, как только он услышит от вас определенный звук, говорить, в каком слове живет «зверь», соответствующий звуку (например, в слове «желудь» живет «жук» - звук «ж-ж-ж», в слове «шапка» живет «змея», звук «ш-ш-ш» , и так далее).

Не менее важно, чем уместное и верное произнесение полноценных звуков, различение согласных по твердости-мягкости. Для того, чтобы проверить, умеет ли ребенок это делать, попросите его повторить за сами слова, в которых один и тот же звук представлен в твердом или мягком варианте (лук-люк, рак-река ). Противопоставление по твердости-мягкости необходимо для различения смысла отдельных слов , в случае, если что-то идет не так, родитель, как носитель языка, уловит недостаток в произношении.

Как «внедрить» в речь ребенка правильные звуки? Это происходит по четкой схеме: подготовительные упражнения – «вызывание» звука (усвоение ребенком способности его верно произносить) – обучение использованию звука сначала в отдельных словах, а затем во фразах. В легких случаях родители могут сами помочь малышу справиться с задачей , в том случае, если вы затрудняетесь или усилия не приносят результата – обязательно обратитесь к специалисту.

Упражнения не должны быть длительными и выматывающими, и нужно заинтересовать ими ребенка для того, чтобы у него не возникла реакция противодействия. Доверяйте ребенку, не требуйте от него слишком многого.

Обучая правильному произнесению звуков, следите за собственным произношением – оно должно быть четким, неторопливым, хорошо артикулированным – словом, служить хорошим примером.

Комментарии:

Как мама, прошедшая (но еще не до конца) путь обучения и воспитания правильной речи (у нас еще все осложнено врожденным заиканием), могу сказать одно - специалист поможет только научиться правильно выговаривать (произносить) звуки. Я один раз сводила малыша к логопеду. Потом просто купила специальную книжку и занимались мы сами (может пару раз я консультировалась). Научить говорить и постоянно правильно говорить - разные вещи. У меня слух в течении года был просто «автопилотом» на каждый звук сына (так и осталось - только теперь «на граммотность»:-)). Я автоматически его исправляла и если он отказывался повторять правильно, прекращала с ним общение. Через несколько минут «внутренних» протестов малыш сдавался. Я ругала своих родителей и его папу, за то, что общаясь с ребенком они его не исправляли. Поверьте: буквально неделя и Вы и Ваш малыш привыкнете исправлять и исправляться без особых проблем. В 5 лет мой сын не выговаривал все, что только можно было не выговаривать, в 1 классе в школе при первой же проверке логопед не выявил у моего сына ни одного дефекта речи (в то время как из 30 ребят - 18 (!!!) говорили не правильно). Поверьте, что для того, чтобы научить правильно говорить ребенка Вам не нужны ни большие деньги, ни куча терпения ни огромного количества времени. Достаточно осознать эту проблему, назначить пути ее решения и следовать им.

Кстати, могу добавить, что дети, которые неправильно говорят - потом также не правильно (не граммотно) пишут, не смотря на то, что многие читают!!! так что, если Ваш малыш не умеет писать диктант или списывать из букваря - это еще один повод прислушаться к тому, как он говорит.

Терпения всем и любви!!!

Удачи вам! вы молодец! к сожалению, далеко не все родители так ответственно относятся к становлению речи - я знаю несколько семей, где мамы считают, что дефекты речи - это что-то возрастное, вроде отсутствия зубов или волос у младенцев, и «оно само проходит».

Немного не согласна насчет связи нарушений произношения и грамотности. как правило, это имеет место, если причина дефектов лежит в особенностях работы ЦНС ребенка, развивается дислексия или дисграфия в той или иной степени - расстройства, при которых ребенок просто не в состоянии различить звуки и буквы в речи и на письме. но если ребенок картавит или путает шипящие, т.е. проблема действительно возрастная (связанная с недостаточным развитием навыка) или физическая (прикус, короткая уздечка) - совершенно не факт, что он будет писать с ошибками. но, конечно, вы полностью правы в той части, что если малыш пишет с ошибками, это совершенно не означает его недостаточной прилежности, возможно, проблема в другом, и его надо не ругать, а лечить.

В русском языке столько исключений, что взрослый-то не во все врубается, что уж от детей ждать:)) моя племянница рассматривала как-то проспект из Метро (в том же примерно была возрасте) и комментировала: «вот, в магазине продаются колбасЫ и порошОки».

Проблемы с шипящими и «р» - самые, наверное, распространенные и в подавляющем большинстве случаев возрастные.

(мой вообще молчит как партизан, поэтому, можно сказать, и ошибок не делает:))

При правильной артикуляции звук «С» произносится следующим образом: губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга.
Кончик языка прижат к передним нижним зубам, при этом сам язык выгнут, а его бока упираются в коренные зубы. Струя воздуха узкая и сильная.
Нарушения в произношении данного звука могут быть трех видов:
Ребёнок заменяет звук «С» другим, более лёгким по артикуляции звуком;
Звук «С» совсем отсутствует в детской речи (такое явление получило название сигматизм);
Ребёнок искажает звук «С».
Перед тем как работать над постановкой звука «С» нужно убедиться, что артикуляционный аппарат ребёнка полностью готов к произношению свистящих звуков. Для его подготовки используется артикуляционная гимнастика. Комплекс артикуляционных упражнений, лучше всего подходящих для постановки данного звука, подбирается специалистом.
После подготовки можно начинать постановку звука. Существует несколько способов:
1. Постановка звука на основе подражания. Сядьте вместе с ребёнком перед зеркалом и покажите ему правильную артикуляцию звука «С». Наблюдайте за тем, чтобы ребёнок внимательно следил за вашими движениями, так как от этого зависит правильность произнесения звука. Пусть ребёнок вслед за вами откроет рот, немного улыбнётся, положит язык, прижмёт кончик языка к нижним зубам и пустит по языку струю воздуха. В результате проделанных действий послышится звук «С».
2. Постановка звука на основе подражания с использованием игровых моментов. Логопед использует специальные упражнения на имитацию некоторых действий, например: воздушный шарик сдувается (с-с-с-с). При этом в таких имитационных упражнениях иногда используются реальные предметы, которые ещё больше будят интерес ребёнка, так как он может самостоятельно с ними взаимодействовать.
3. Постановка звука на основе опорных звуков. Специалист подбирает те звуки, которые являются опорными для нужного звука. Для звука «С» это звуки «И» и «Ф». Научившись правильно произносить опорные звуки, ребёнку легче будет немного изменить их артикуляцию для получения звука «С».
4. Постановка звука механическим способом. Специалист с помощью подручных средств самостоятельно располагает в правильном положении артикуляционные органы ребёнка и просит его плавно, но сильно выдуть воздух. Когда у ребёнка получается звук «С», он может самостоятельно произнести его без помощи взрослых.
Как только ребёнок научится произносить звук «С» изолированно, можно переходить на следующую ступень – автоматизация звука.
Для автоматизации звука «С» специалисты используют специально подобранный ряд слогов и слов, в которых есть этот звук, различные упражнения, интересные для детей. Также широко используются стихи. Дети очень любят стихи, что благоприятно сказывается на результате.

Звук «З» по положению органов артикуляции очень похож на звук «С». Разница заключается в том, что звук «З» является звонким, поэтому при его произнесении появляется голос.

Постановку данного звука начинают только после того как звук «С» полностью автоматизирован и ребёнок хорошо произносит его как изолированно, так и в разнообразных речевых конструкциях, поскольку именно на его основе можно легко и наилучшим образом поставить звук «З». В связи с этим ребёнок должен хорошо усвоить различие в произношении данных звуков. Во время игр на отработку воздушной струи необходимо обращать внимание ребёнка на то, что она не должна быть слишком сильной. Чтобы ребёнок лучше усвоил разницу между двумя похожими звуками, можно предложить ему положить руку на своё горло и произнести оба звука. При произнесении звука «З» он почувствует характерную вибрацию, которую воспроизводят голосовые складки. Когда голос не включается, такой вибрации мы не обнаружим.

После того, как ребёнок начнёт уверенно выговаривать звук «З», нужно попросить его делать голос громче и произносить данный звук ясно и отчётливо, чтобы лучше усвоить и запомнить правильное произношение звука «З». Это необходимо для следующего этапа работы – автоматизации звука.

Для того чтобы автоматизировать данный звук специалисты используют различные игры и игровые упражнения на основе работы со слогами и словами, а также стихи которые помогают детям в ненавязчивой форме закрепить правильное произнесение звука «З». Также в этом помогает правильно подобранный и интересный для детей материал, мотивирующий их на игру. Ведь согласитесь, задание на нахождение из нескольких ярких карточек с изображением знакомых предметов, предмета с нужным звуком, вызовет интерес практически у любого ребёнка. В связи с этим, автоматизация звука проходящая в благоприятных, естественных для детей условиях с одной стороны очень эффективна, а с другой не вызывает сложностей у детей.

Звук «Ц» имеет сходное со звуками «С» и «З» положение органов артикуляции. Этот звук считается аффрикатом, т.е. звуком, состоящим из двух звуков: «Т» и «С». Поэтому, при его произнесении мы слышим звук «Т» плавно переходящий в звук «С». Это играет большую роль при постановке звука «Ц», так как для её реализации ребёнок должен как минимум правильно произносить оба этих звука.

При произнесении звука «Ц» наблюдается такая же сильная, взрывная воздушная струя, как и при произнесении отдельного звука «Т», а свистящий оттенок этому аффрикату придаёт звук «С». Но не всегда хорошее произношение ребёнком этих звуков гарантирует постановку звука «Ц» посредством подражания.

Так как положение органов артикуляции звуков «С» и «Ц» очень похоже, звук «Ц» довольно легко ставится на основе правильно произносимого звука «С», но требует дополнительной работы с кончиком языка, так как его движения при произношении всех упомянутых звуков очень схоже. Поэтому важно объяснить ребёнку принцип работы кончика языка при произнесении каждой отдельной буквы, для большей наглядности прибегая к их сравнению.

Как только ребёнок начал правильно произносить изолированный звук «Ц», необходимо сразу же приступить к его автоматизации.

Автоматизация звука «Ц» может осуществляться разными способами, зависящими от многих факторов. Для каждого малыша специалист подбирает свой способ с учётом всей информации, которой располагает о ребёнке, и который, по его мнению, даст наилучший результат. Чем более творчески специалист подойдёт к выбору способов автоматизации звука для каждого малыша, тем более заметными станут результаты.

Для автоматизации звука «Ц» используются различные упражнения со слогами, словами и предложениями, включающими нужный звук. Упражнения с картинками, на которых изображены слова имеющие звук «Ц» очень интересны маленьким детям и вводят их в атмосферу игры, что делает усвоение более лёгким и быстрым. Звук «Ц» можно автоматизировать с помощью стихов, где на данный звук делается явный акцент. Автоматизация звука в текстах на основе подражания, помогает воссоздать реальную ситуацию говорения. Таким образом, автоматизацию звука можно сделать интересной и увлекательной для ребёнка. Но стоит помнить, что постановка и автоматизация звуков должна осуществляться специалистом, который сможет комплексно оценить уровень речи ребёнка и подобрать для него индивидуальный комплекс занятий и упражнений.

звук «Ш» органы артикуляции должны находится в следующем положении: губы растянуты в лёгкой полуулыбке, рот немного открыт, зубы находятся на расстоянии 3-5 мм друг от друга. Широкая основа языка чуть приподнята к альвеолам или к краю твёрдого нёба, но не прижата к нему. Посередине язык немного прогибается, а его бока упираются в боковые зубы. По этому желобку течёт струя тёплого воздуха, которая легко ощущается на ладони, если поднести её ко рту. Мягкое нёбо упирается в заднюю стенку глотки и находится в приподнятом положении, тем самым закрывая проход в носовую полость, благодаря чему воздух проходит через рот. При произнесении звука «Ш» голос появляться не должен.

Постановка звука «Ш» начинается с того, что прорабатывается статика звука. Задействованные органы артикуляции должны стоять в правильном положении. Только после достижения этой цели можно переходить к отработке звука «Ш» в динамике.

Чаще всего при произнесении звука «Ш» дети делают следующие ошибки:

не правильные действия губами;
в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
язык плотно соприкасается с альвеолами, вследствие чего струя воздуха проходит через провисающий боковой край;
язык слишком сильно сужается;
слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.

При наличии любых затруднений необходимо вернуться на этап отработки статики звука и оценить степень доступности ребёнку той позиции, в которой должен находиться его артикуляционный аппарат во время произнесения звука «Ш». В большинстве случаев именно здесь обнаруживаются некоторые проблемы, которые необходимо устранить для возвращения на этап отработки звука в динамике. Но иногда даже статика звука ребёнку не доступна, в этом случае необходимо вернуться на подготовительный этап, а именно, к артикуляционным упражнениям, модифицировав их комплекс с учётом затруднений данного ребёнка.

Звук начинают автоматизировать тогда, когда ребёнок правильно его произносит. Автоматизация звука «Ш» происходит таким же образом, как и автоматизация других звуков. Т.е логопед в соответствии с речевыми особенностями ребёнка подбирает для него комплекс упражнений и игр, которые в доступной форме помогут ему освоить произношение звука «Ш». Для игр и упражнений специалист использует разнообразный наглядный материал. Специалист работает над звуком «Ш» в слогах, словах различной сложности, предложениях, добиваясь абсолютно правильного произношения во всех этих случаях.

Во время занятий на постановку звука «Ш» специалист следит за правильностью произнесения детьми данного звука, т.е. проверяет положение органов артикуляции задействованных в произнесении данного звука (губы, язык) и наличие струи воздуха, идущей через середину языка.

При наличии проблем в произношении специалист должен ещё раз вместе с детьми произнести звук «Ш» и отработать правильное положение органов артикуляции. В этом процессе можно задействовать ребёнка, который хорошо выговаривает этот звук.

При правильной артикуляции звука «Ж» округлённые губы выдвигаются вперёд, зубы приближены друг к другу. Язык широким кончиком поднят к альвеолам или к переднему краю твёрдого нёба, образуя щель, через которую проходит воздух. Средняя часть языка опускается, при этом краями язык прижат к боковым зубам. В то же время задняя область языка принимает приподнятое положение и оттягивается назад. Мягкое небо плотно соприкасается с задней стенкой глотки, играя роль заслона, который не даёт воздуху проходить через нос, а направляет его через рот.

В произнесении звука «Ж» участвует голос. При произнесении, звук «Ж» очень похож на звук «Ш». В том же положении находятся губы, зубы и язык. Именно эти факты позволяют сделать вывод, что звук «Ж» можно ставить на основе звука «Ш», при условии правильного произнесения его ребёнком.

Для начала необходимо убедиться в том, что звук «Ш» достаточно автоматизирован в речи ребёнка, и только после этого начинать постановку звука «Ж». Специалист заостряет внимание ребёнка на произнесении звука «Ш» и просит его добавить голос, чтобы получился звук «Ж». При постановке звука таким методом очень важно объяснить ребёнку разницу в произнесении звуков «Ш» и «Ж» и дать почувствовать вибрацию на своей шее, которую вызывают голосовые связки при звуковом сопровождении звука «Ж». Для того чтобы закрепить звук «Ж» обычно используются различные звукоподражания (жужжание пчелы, жука). Как только ребёнок начнёт правильно произносить изолированный звук «Ж» нужно приступать к его автоматизации и введению в активный словарь.

Автоматизация звука обязательно должна проходить в игровой форме. Это могут быть специально подобранные игры, занятия, упражнения и т.д. По продолжительности они могут продолжаться от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста ребёнка. В идеале это время должно проходить наименее заметно для ребёнка и максимально плодотворно для логопеда. Ни в коем случае не допускается переутомление малыша.

Занятия по автоматизации звука «Ж» должны быть построены на упражнениях, основанных на включении звука «Ж» в слоги, слова и фразы. Такие упражнения помогают подключить зрительный, слуховой и артикуляционный контроль ребёнка во время произнесения им звуков, но при этом не забыть и смысл произнесённых речевых конструкций. В подборе слов специалист руководствуется принципом от простого к сложному.

Чтобы правильно произнести звук «Ч» органы артикуляции должны находиться в следующем положении: губы слегка скруглены в трубочку и немного выдвинуты. Зубы находятся на некотором расстоянии друг от друга, поэтому не смыкаются. Язык своим кончиком и спинкой соединяется с верхними зубами или альвеолами, тем самым незаметно образуя щель между ними. Короткая струя воздуха проходит посередине языка. Мягкое нёбо находится в приподнятом состоянии и оказывается прижатым к задней стенке глотки, перекрывая проход в нос выдыхаемому воздуху. Голосовые связки находятся в расслабленном состоянии, они раздвинуты, соответственно голос не образуется.

Звук «Ч» является аффрикатом и состоит из двух звуков: «ТЬ» и «Щ». Если эти два звука ребёнок выговаривает правильно, то затруднений с постановкой звука «Ч» возникнуть не должно.

Именно поэтому для постановки звука «Ч» специалист может использовать несколько способов, основывающихся на правильном произношении звуков «ТЬ» и «Щ».

Для примера разберём два способа:

Логопед просит ребёнка очень быстро произносить сочетание звуков «ТЬ-ТЬ-ТЬ» (кончик языка должен прикасаться к основанию верхних зубов). Далее нужно понемногу начать отодвигать кончик языка назад, прикасаясь к верхним альвеолам. Одновременно с этим губы растягиваются в улыбке.
Специалист просит ребёнка медленно, а затем быстро произнести звуки «ТЬ» и «ШЬ», так чтобы получилось ТЬШЬ. Обязательно должна присутствовать широкая улыбка, это важный фактор правильного произношения.

После постановки звука «Ч» любым способом, необходимо в игровой форме потренироваться произносить этот звук изолированно. Для этого можно, например, предложить ребёнку изобразить тикающие часики «ч-ч-ч» или показать, как бы он успокоил расшумевшегося ребёнка «ч-ч-ч».

Как только ребёнок начинает правильно произносить звук «Ч» изолированно от других звуков, можно начинать работу над его автоматизацией.

Автоматизация звука «Ч» также должна проходить в игровой, адаптированной для ребёнка форме, т.е. основываться на играх, заданиях и упражнениях интересных детям. При подборе форм, с помощью которых будет проводиться автоматизация звука «Ч» нужно учитывать возраст ребёнка. Для каждого возраста подбираются определённые картинки и игрушки, имеющие в своих названиях звук «Ч». Хорошо подойдут инсценировки стишков, сказок, рассказов. Маленькие дети легче запоминают наглядные образы, поэтому наличие наглядного материала на таких занятиях принесёт только пользу.

Во время автоматизации звука «Ч» ребёнок должен произносить этот звук в словах и фразах несколько утрированно, т.е. чётко, ясно, интонационно выделяя его.

При правильном произнесении звука «Л» губы растянуты в лёгкой улыбке, зубы приближены друг к другу, но не соприкасаются. Кончик языка поднимается к верхним альвеолам и формирует с ними смычку. Задняя часть языка поднимается к небу, в то время как все остальные его части, включая и края, опускаются к нижним зубам. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка. Воздух проходит через рот благодаря мягкому небу, которое поднято и прижато к задней стенке глотки. Звук «Л» звонкий, т.е. при его произнесении участвует голос. Голос образуется в результате напряжения и колебания голосовых складок.

Разберём некоторые ошибки, которые приводят к неправильному произношению звука «Л»:

Язык слишком сильно оттянут вглубь рта, вследствие чего слышен звук, больше похожий на «Ы». В этом случае внимание ребёнка должно быть сконцентрировано на межзубном положении языка.
Не плотная смычка. Ребёнку предлагается не просто прикоснуться языком к зубам, а с силой упереться в них.
Неверное положение губ. То есть замена зубно-язычной артикуляции, характерной для произношения звука «Л», на губно-губную или губно-зубную артикуляцию. Нужное положение губ достигается с помощью специалиста, который удерживает их руками или зондом.
Неверный выдох. Он может быть форсированным, когда образуется звук похожий на «Ф», возникающий с участием щёк. А может быть носовым, когда получается звук похожий на «Н». Специалист направляет внимание ребёнка на мягкое небо, выдох воздушной струи через рот и её плавность.

Постановка звука «Л» осуществляется по подражанию с помощью зеркала. Для начала ребёнка нужно научить прикусывать широкий кончик языка и удерживать его на месте при открывании рта. Только после того как ребёнок научиться воспроизводить данное действие без ошибок, можно начинать ставить звук «Л» с акцентом на межзубное положение. Здесь специалист опять же использует зеркало и упражнения со слогами, в которых есть звук «Л». Занятия по постановке данного звука продолжаются до тех пор, пока ребёнок не начнёт ясно и чётко произносить изолированный звук «Л».

После того как постановка звука полностью завершена, можно начинать его автоматизировать. Автоматизация звука «Л» даст лучшие результаты, если будет проводиться в игровой форме. Занятия по автоматизации звука не должны быть длинными и утомительными. В зависимости от возраста ребёнка продолжительность занятия по автоматизации звука «Л» варьируется в пределах 15-30 минут. Во время занятия по автоматизации звука ребёнок должен произносить звук «Л» длительно и с неподвижным языком. При отделении языка от альвеол, звук «Л» будет превращаться в гласный звук.

Для того чтобы правильно произнести звук «Р» нужно немного приоткрыть рот (губы и зубы не должны быть сомкнуты) и направить кончик языка к основанию верхних зубов. При произнесении звука «Р» кончик языка должен быть напряжён и вибрировать. Средняя часть языка должна принять форму ложечки (ковшика). Своими боками язык соприкасается с верхними коренными зубами. Тёплая и сильная струя воздуха проходит через центр языка.

Существует несколько разновидностей нарушений:

ребёнок совсем не произносит звук «Р» (такое явление получило название ротацизм);
ребёнок подменяет звук «Р» другим звуком (параротацизм). Чаще всего ребёнок заменяет звук «Р» на «Л», «Й», «Ы», «Г», «В»;
ребёнок искажает звук «Р» .

Специалисты считают звук «Р» самым сложным для постановки. Перед постановкой звука «Р» необходимо отработать несколько позиций, которые нужны для правильного его произношения. Ребёнок должен уметь широко открывать рот и некоторое время оставаться в таком положении, удерживать язык в форме ложечки (ковшика), свободно поднимать и опускать язык, вибрировать языком, при этом фиксируя боковые края в одном положении.

Существует несколько способов постановки звука «Р».

Звук «Р» ставят на основе других звуков, например звука «Д». Также специалист часто применяет сочетание звуков «Т» и «Д». При произнесении серии этих звуков, ребёнку предлагается сильно подуть на кончик языка, чтобы вызвать вибрацию. Но данный способ не всегда успешен.
Звук «Р» ставится в 2 этапа. Для начала, на первом этапе, ребёнка следует научить произносить звук «Р» без вибрации (фрикативный). Когда цель достигнута, рекомендуется закрепить его в слогах. На втором этапе начинается отработка звука «Р» с вибрацией (раскатистого).

Постановка звука «Р» с помощью этих и других способов требует профессионального подхода, так как поставить ребёнку данный звук очень сложно в домашних условиях и без применения специальных механических приборов и техники артикуляционного массажа.

К автоматизации звука «Р» можно переходить только после того, как ребёнок научился чётко выговаривать изолированный звук «Р». После этого можно начинать вставлять этот звук в слоги, слова и фразы. Работа по автоматизации звука «Р» должна строиться по степени сложности и проходить игровой форме, с использованием разнообразных игр, стишков, песенок и т.д. Для этого организуются занятия с логопедом по автоматизации звука «Р», на которых дети в понятной и доступной форме закрепляют произношение звука «Р». Для наиболее успешного результата, все занятия специалист должен организовывать по определённой системе, поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно, не имея определённых знаний.

Cтраница 1


Произнесение звуков в соответствии с их обозначением является первой основной трудностью при изучении иностранного языка. Это тем более верно в отношении студента-заочника. Учащийся должен научиться пользоваться органами речи иначе, чем в родном языке и точно запомнить, какому начертанию соответствует тот или иной звук. Поэтому для того чтобы научиться читать на иностранном языке, запомните буквы и их различные сочетания и усвойте, как произносятся соответствующие им звуки. Произношение отдельных звуков и их сочетаний дается в учебнике соответствующими русскими буквами, с указанием разницы произношения в немецком и русском языках; в тех случаях, когда в русском алфавите нет соответствующей буквы для данного звука, для его передачи берется условный знак. Обозначение произношения иностранного (в данном случае немецкого) слова буквами из иностранного или родного (в данном случае русского) языка, а также условными знаками, дополняющими буквы иностранного или родного языка, называется транскрипцией. Вопросам произношения (фонетике) посвящены вводный фонетический курс и фонетические упражнения к первым пяти урокам учебника.  

При произнесении звука [ о: ] язык должен быть оттянут назад, опущен и находиться в возможно более плоском положении. Губы должны строго сохранять плоский уклад, не выдвигаясь вперед. Русское [ о ] произносится с заметным выдвижением губ.  

При произнесении звука [ и: ] не следует выпячивать губы.  

При произнесении звука [ а ] кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка лежит плоско. При произнесении звука [ i ] кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута и приподнята к небу.  

При произнесении звука [ е ] кончик языка сильно упирается в нижние зубы. Рот открыт менее широко, чем для [ а. Гласный [ е ] близок к э русскому перед твердым согласным в словах этот, поэт, шест. Звук [ е ] должен сохраняться однородным от начала до конца звучания и не иметь дифтонга.  

При произнесении звука [ а ] рот широко открыт, язык лежит плоско, кончик языка упирается в нижние зубы.  

При произнесении звука [ е ] кончик языка сильно упирается в нижние зубы. Рот открыт менее широко, чем для [ а ], уголки губ слегка оттянуты. Гласный [ el близок к э русскому перед твердым согласным в словах этот, поэт, шест. Звук [ el должен сохраняться однородным от начала до конца звучания и не иметь дифтонга.  

При произнесении звука [ i ] кончик языка упирается В нижние зубы. Спинка языка приподнята к небу, мускулы языка сильно напряжены. Мягкое произношение согласных перед [ i ] не допускается. Звук [ i ] близок к русскому звуку и в словах нити, синий, но несколько выше по тембру.  

При произнесении звука [ у ] органы речи располагаются как при произнесении звука [ i ], но при этом губы округлены и выдвинуты вперед. Отверстие рта имеет форму маленького кружка.  

При произнесении звука [ ul органы речи располагаются как при произнесении звука [ у ], но при этом язык слегка оттянут назад, спинка языка приподнята к мягкому небу. Губы энергично округлены и выдвинуты вперед.  

При произнесении звука [ в ] органы речи располагаются как при произнесении [ el закрытого, но при этом губы сильно округлены, сильно вытянуты вперед и напряжены.  

При произнесении звука [ j ] органы речи располагаются как для [ i ], но спинка языка поднимается еще выше и почти касается неба. Полугласный [ j ] произносится в одном слоге с последующим или предшествующим гласным. Звук [ произносится очень энергично. Необходимо избегать его оглушения в конце слова.  

При произнесении звука [ э ] язык слегка оттянут назад и кончик языка не касается нижних зубов. Спинка языка приподнята к мягкому небу. Губы округлены и напряжены, как при произношении звука [ eel.  

При произнесении звука [ а органы речи располагаются так же, как и при произнесении [ а ], но небная занавеска опущена, благодаря чему струя воздуха проходит одновременно через полости рта и носа, и звук получает носовую окраску.