ГОСУДАРЬ НИКОЛО МАКИАВЕЛЛИ

Макиавелли видел свое призвание в политической деятельности. Одно из своих важнейших произведений – «Государь» –Макиавелли создал в 1513 году. Опубликовано же оно было лишь в 1532 году, уже после смерти автора. Время написания Государя – когда Италия перестала быть государством, република пала, превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая станавливалось монархическое,аристократическое или демократическое правление, Италия стала арейной для войн.

Исследование построено строго логически, объективно. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. «Государь» является живой картиной того времени. Все упоминаемые лицапроизведения реальны. Современники автора или исторические деятели выводятся в «Государе» для того, чтобы что-то доказать или опровергнуть

Краткое содержание Трактата

Государь - главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий , которые позволяют ее завоевать , а завоевав, удержать .

Далее он целиком сосредоточился на личности правителя . Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны...». Говорит о Времени , котороепозволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести . Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного овладеть властью. Поэтому он готовтсогласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его Г., - Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра VI, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507), а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, - на крушение. Макиавелли был непосредственным Свидетелем того, как это государство рождалосъ в война х, ибо по поручению Флорентийской республики 1502-1504 гг. не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смертистанет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного Г.

Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории.Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость,жестокость и милосердие, любовь и ненависть.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства . Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым . Ведя речь о таких качествах,как жестокость и милосердие , Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким».

Для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость . Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им. Из-за этой частипроизведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств .

Как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя.

Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет в разрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства.

Преобладание общих государственных интересов над частными .

Отношения государя с народом. Предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных (непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием). Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности . Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Правителю может грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».

Макиавелли считает достижение равновесия междузнатью и народом одной из важнейших задач мудрого правителя. Ннарод гораздо большая сила, чем знатные подданные.

В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает почитание и уважение государя подданными – одним из главных условий сохранения им власти в стране.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя - именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников. (государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.). Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов.

Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всюответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Государь должен рассчитывать прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу. Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека .

Не раз Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя.Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. Приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любоговоенного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои».

Одно из самых важных достижений Макиавелли - вычленение политики в самостоятельную науку .

Исходя из требований своего времени, Макиавелли формулирует важную историческую задачу - создание единого унитарного итальянского государства . По ходу мысли Макиавелли приходит к выводу, что вести народ к построению нового государства может лишь государь . Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны

В компьютерной игре Assassin"s Creed: Brotherhood, беседуя с новым наставником ассасинов, Эцио Аудиторе, Макиавелли говорит:"Когда-нибудь я напишу о тебе книгу", в ответ на что получает ответ:"Пусть она будет короткой." Любопытно также отметить, что антагонистом в Brotherhood является исторически реальный прототип Государя Макиавелли - Чезаре Борджиа.

Государь (итал. Il Principe ; также часто встречается более близкий к оригиналу, но менее точный по смыслу перевод«Князь» ) - трактат великого флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли , в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Первоначально книга носила название: De Principatibus (О княжествах ).

    Вступление

    Глава I. Скольких видов бывают государства и как они приобретаются.

    Глава II. О наследственном единовластии.

    Глава III. О смешанных государствах.

    Глава IV. Почему царство Дария, завоеванное Александром, не восстало против преемников Александра после его смерти.

    Глава V. Как управлять городами или государствами, которые, до того как были завоеваны, жили по своим законам.

    Глава VI. О новых государствах, приобретаемых собственным оружием или доблестью.

    Глава VII. О новых государствах, приобретаемых чужим оружием или милостью судьбы.

    Глава VIII. О тех, кто приобретает власть злодеяниями.

    Глава IX. О гражданском единовластии.

    Глава X. Как следует измерять силы всех государств.

    Глава XI. О церковных государствах.

    Глава XII. О том, сколько бывает видов войск, и о наемных солдатах.

    Глава XIII. О войсках союзнических, смешанных и собственных.

    Глава XIV. Как государь должен поступать касательно военного дела.

    Глава XV. О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают.

    Глава XVI. О щедрости и бережливости.

    Глава XVII. О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх.

    Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово.

    Глава XIX. О том, каким образом избежать ненависти и презрения.

    Глава XX. О том, полезны ли крепости, и многое другое, что постоянно применяют государи.

    Глава XXI. Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали.

    Глава XXII. О советниках государей.

    Глава XXIII. Как избежать льстецов.

    Глава XXIV. Почему государи Италии лишились своих государств.

    Глава XXV. Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять.

    Глава XXVI. Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров.

Борис Леонидович Пастернак - поэт, писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).

Биография

Будущий поэт родился в Москве в творческой еврейской семье. Родители Пастернака, отец - художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Осипович (Исаак Иосифович) Пастернак и мать - пианистка Розалия Исидоровна Пастернак (урождённая Кауфман, 1868-1939), переехали в Москву из Одессы в 1889 году, за год до его рождения. Борис появился на свет в доме на пересечении Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской улицы, где они поселились. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернак родились Александр (1893-1982), Жозефина (1900-1993) и Лидия (1902-1989). В некоторых официальных документах ещё начала 1900-х годов Б. Л. Пастернак фигурировал как «Борис Исаакович (он же Леонидович)»

Семья Пастернак поддерживала дружбу с известными художниками (И. И. Левитаном, М. В. Нестеровым, В. Д. Поленовым, С. Ивановым, Н. Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели. В 1900 году во время второго визита в Москву с семьёй Пастернак познакомился Райнер Рильке. В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

25 октября 1905 года попал под казачьи нагайки, когда на Мясницкой улице столкнулся с толпой митингующих, которую гнала конная полиция. Этот эпизод войдёт в книги Пастернака.

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию (ныне московская школа № 91) из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше, чем Пастернак, в одном классе с братом Пастернака Шурой учился Владимир Маяковский.

В 1908 году, одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии, под руководством Ю. Д. Энгеля и Р. М. Глиэра готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории. Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. На пути осознания своего предначертания не простым оказался выбор между музыкой и философией, между философией и поэзией. Пример родителей, добившихся высоких профессиональных успехов неустанным трудом, отозвался в Пастернаке стремлением во всём «дойти до самой сути, в работе, в поисках пути...» В. Асмус отмечал, что «ничто не было так чуждо Пастернаку, как совершенство наполовину». Вспоминая впоследствии свои переживания, поэт писал в «Охранной грамоте»

Больше всего на свете я любил музыку... Но у меня не было абсолютного слуха...

После ряда колебаний отказался от карьеры профессионального музыканта и композитора:

Музыку, мир шестилетних трудов, надежд и тревог, я вырвал из себя, как расстаются с самым драгоценным

В 1908 году поступил на юридический факультет Московского университета (в 1909 году перевелся на философское отделение историко-филологического факультета).

Летом 1912 года изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена, который советовал Пастернаку продолжить карьеру философа в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ, как описано в стихотворении «Марбург» и автобиографической повести «Охранная грамота». В 1912 году вместе с родителями и сёстрами посещает Венецию, что нашло отражение в его стихах того времени. Виделся в Германии с кузиной Ольгой Фрейденберг (дочерью литератора и изобретателя Моисея Филипповича Фрейденберга). С ней его связывала многолетняя дружба и переписка.

После поездки в Марбург Пастернак отказался и от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. В это же время он начинает входить в круги московских литераторов. Он участвовал во встречах кружка символистского издательства «Мусагет», затем в литературно-артистическом кружке Юлиана Анисимова и Веры Станевич, из которого выросла недолговечная постсимволистская группа «Лирика». С 1914 года Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга» (куда также входили другие бывшие участники «Лирики» - Николай Асеев и Сергей Бобров). В этом же году близко знакомится с другим футуристом - Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е годы, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «ЛЕФ», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке - 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 году половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, под городом Александровском Пермской губернии, в посёлке Всеволодо-Вильва, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. Широко распространено мнение, что прообразом города Юрятина из «Доктора Живаго» является город Пермь. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. (на следующий день после отъезда из дома во Всеволодо-Вильве) Борис называет содовый завод «Любимов, Сольвэ и К» и поселок европейского образца при нём «маленькой промышленной Бельгией».

Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию по личному ходатайству А. В. Луначарского и обосновываются в Берлине. Начинается активная переписка Пастернака с ними и русскими эмиграционными кругами вообще, в частности, с Мариной Цветаевой. В 1926 году началась переписка с Р.-М. Рильке.

В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-1923 годов. В том же 1922 году выходит программная книга поэта «Сестра моя - жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. В следующем 1923 году, 23 сентября, в семье Пастернаков рождается сын Евгений (скончался в 2012 году).

В 20-е годы созданы также сборник «Темы и вариации» (1923), роман в стихах «Спекторский» (1925), цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1928 году Пастернак обращается к прозе. К 1930-му году он заканчивает автобиографические заметки «Охранная грамота», где излагаются его принципиальные взгляды на искусство и творчество.

На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей СССР и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза. Его большой однотомник с 1933 по 1936 год ежегодно переиздаётся.

Познакомившись с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию (см. ниже). Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В том же году выходит его книга «Второе рождение» - попытка Пастернака влиться в дух того времени. В ночь на 1 января 1938 года у Пастернака и его второй жены рождается сын Леонид (будущий физик, ум. в 1976).

В 1935 году Пастернак участвует в работе проходящего в Париже Международного конгресса писателей в защиту мира, где с ним случается нервный срыв (последняя его поездка за границу). В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Анны Ахматовой, освобожденных из тюрем после писем Сталину Пастернака и Ахматовой. В декабре 1935 года Пастернак шлет в подарок Сталину книгу переводов Грузинские лирики и в сопроводительном письме благодарит за «чудное молниеносное освобождение родных Ахматовой» и далее пишет:
В заключение горячо благодарю Вас за Ваши недавние слова о Маяковском. Они отвечают моим собственным чувствам, я люблю его и написал об этом целую книгу. Но и косвенно Ваши строки о нём отозвались на мне спасительно. Последнее время меня под влиянием Запада страшно раздували, придавали преувеличенное значение (я даже от этого заболел): во мне стали подозревать серьёзную художественную силу. Теперь, после того, как Вы поставили Маяковского на первое место, с меня это подозрение снято, я с легким сердцем могу жить и работать по-прежнему, в скромной тишине, с неожиданностями и таинственностями, без которых я бы не любил жизни.

В январе 1936 года Пастернак публикует два стихотворения, обращенные со словами восхищения к И. В. Сталину. Однако уже к середине 1936 года отношение властей к нему меняется - его упрекают не только в «отрешённости от жизни», но и в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», и безоговорочно требуют тематической и идейной перестройки. Это приводит к первой длительной полосе отчуждения Пастернака от официальной литературы. По мере ослабевающего интереса к советской власти, стихи Пастернака приобретают более личный и трагический оттенок.

В 1937 году проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.

В 1936 году поселяется на даче в Переделкино, где с перерывами проживёт до конца жизни. С 1939 по 1960 год живёт на даче по адресу: улица Павленко, 3 (сейчас мемориальный музей). Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х до конца жизни: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72.

К концу 30-х годов он обращается к прозе и переводам, которые в 40-х годах становятся основным источником его заработка. В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.

1942-1943 годы провёл в эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.

В 1943 году выходит книга стихотворений «На ранних поездах», включающая четыре цикла стихов предвоенного и военного времени.

В 1946 году Пастернак познакомился с О. В. Ивинской и она стала «музой» поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

Б. Пастернак — поэт истинный. Его творческий портрет многогранен. О своей жизни он рассказал в автобиографической прозе «Охранная грамота » (1930), «Люди и положения » (1956) и в стихах. Первые поэтические сборники Б. Пастернака: «Близнец в тучах » (1914) и «Поверх барьеров » (1917). Его раннюю лирику исследователи сопоставляют с лирикой Фета: как у Фета поэзия «сама попадается под ноги», так и у Б. Пастернака она «валяется в траве, надо только нагнуться, чтобы ее увидеть и подобрать с земли». Лирический герой и того и другого — «соглядатай природы». Он удивительно зорок. Увиденный им мир как бы застигнут врасплох. Взгляд поэта в стихах Б. Пастернака — это взгляд взрослого, сохранившего в себе детскую способность удивления, ощущения чуда, праздничности, радости. Воссоздается атмосфера «святочной елки», позволяющая почувствовать «вечность средь комнаты».

Анализируя творчество Пастернака, уже в ранних его стихах В. Альфонсов и В. Мусатов находят чувство благоговения перед жизнью. Человек познает мир через собственную жизнь. А себя — через непреложность общего хода вещей. Открытие мира для героя — восстановление единства человека с миром. Вершиной творчества Пастернака стала книга стихов, написанная в 1917-м, а опубликованная в 1922 году, — «Сестра моя — жизнь ». Она покоряет атмосферой свежести. Доверие к жизни позволяет лирическому герою преодолеть чувство одиночества, воспринять себя среди людей. Как писала А. Ахматова, «Вся земля была его наследством. Он ее со всеми разделил».

Природа в «Сестре...» — это та сфера, в которой человеку дано ощутить чудо творения, чудо собственного существования.

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

(«Январь 1919 года», 1919)

Для Пастернака особую значимость обретают вода, дождь. Дождь может быть ликующим, освежающим, предвещающим грозу, подчеркивающим одиночество.

Природа у Б. Пастернака не одна из тем, не один из образов — она синоним жизни.

Мирозданье — лишь страсти разряды,

Человеческим сердцем накопленной.

(«Определение творчества», 1917).

Богатство мира предметно, «подробно» и постигается шаг за шагом. Поездки к любимой и от нее лишь намеками отражаются в стихах, главное в них — философское постижение чувства. Оно дано не в повседневности, а в моменты, когда преодолевается суетность желаний. Чувственный образ купальщицы в «бассейне вселенной» соединяет (по наблюдениям В. Альфонсова) вечное и человеческое («Уроки английского», 1917)

В 20-е годы Б. Пастернак обращается к эпическим темам и жанрам: поэма «Девятьсот пятый год » (1926), роман в стихах «Спекторский » (1925—1930). Здесь он пытался осмыслить связь отдельного человека с историей. Его интересовал не героический характер, а сопряженность частного существования с общим. Герой поэмы лейтенант Шмидт убежден в поражении мятежа, но им движет голос чести. Звучит мотив жертвенности, готовности погибнуть вместе со всеми. «Выделенный из ряда» «волной самой стихии», герой Б. Пастернака принимает свою судьбу и «радуется избранью».

В «Спекторском» в центре подчеркнуто «частное лицо». Сопряженность отдельной судьбы с историей осуществляется вне зависимости от желаний и возможностей человека. Показ этой связи — одна из творческих задач Пастернака и в стихах 20—30-х годов, и в «Докторе Живаго» (1955), и в поздней лирике. Осмысление неразрывности личности и истории началось с раздумий о революции и своей судьбе в ней. Люди по-разному попадают в водоворот событий, «не успев соразмерить разбег» или вовсе без разбега, но по собственной воле. И «да» революции говорит каждый по-своему. «Я человек несвободный, — писал о себе Б. Пастернак, — нештатский. Я — частица государства». История понималась им как арена, на которой личность играет предназначенную ей роль.

В 1917 году Б. Пастернак сначала увлекся «заразительной всеобщностью». Затем ему стала видима «людская кровь». В стихах тех лет он не изображал социально-политических событий. В 1931 году, оглядываясь на прошлое, писал, что в книге «Сестра моя — жизнь» выразил все, «что можно узнать о революции самого небывалого и неуловимого».

Меру собственной связи с эпохой Б. Пастернак постигал через Шекспира. Работа над переводом Гамлета имела принципиальное значение в творчестве Пастернака. По утверждению В. Альфонсова, образ Гамлета сопутствовал Б. Пастернаку на всем пути и в поздний период получил развитие, во многом неожиданную трактовку. В Гамлете, по Б. Пастернаку, отражена вовсе не драма безволия и безверия, но драма долга и самоотречения. Видя, что «распалась связь времен», Гамлет ощущает свою призванность восстановить эту связь. Его сила — в понимании того, чего не видят другие. Его жертва — в том, чтобы ценой своей жизни раскрыть людям глаза на ложь и обман, хотя он допускает, что может оказаться непонятым.

Б. Пастернак нечто подобное видел и в миссии художника. Поэт, художник — всегда «заложник» и «должник» вселенной. Через искусство он связан с миром. Его внутренний мир становится ареной. От него как от личности требуется готовность к риску и самопожертвованию («Во всем мне хочется дойти... », 1956).

Самосознание лирического героя поздних стихов Б. Пастернака созвучно Пушкину. От восхищения перед миром он пришел к страстному благодарению за чудо жизни («В больнице», 1956). Мотив дара, даренья настойчиво повторяется. Возвращение миру полученного от Бога — тоже акт дарения («Свадьба», 1953).

Творчество Пастернака нельзя до конца понять вне его связи с реальной жизнью. Наиболее сильно эта связь ощутима в книгах «Второе рождение » (1932) и «На ранних поездах » (1943). В годы Великой Отечественной войны в стихах Б. Пастернака упрочилось чувство России. Опыт войны отразился и в его поздней лирике, и в романе «Доктор Живаго ».

«Доктор Живаго» — не только последнее крупное произведение писателя, но итоговая, главная книга, к которой он шел всю творческую жизнь. Свою готовность к такой книге Б. Пастернак видит в открывшемся ему с годами понимании «языка жизни, языка неба, языка земли» — торжества «свободного и полного постижения мира».

Родился и вырос Борис Леонидович Пастернак в Москве. Его отец был художником, а мать - пианисткой. Яркие впечатления детства и отрочества обусловили его умение сочинять с натуры, позднее это умение он именовал субъективно-биографическим реализмом.

В родительском доме поэта господствовала созидательная и активная атмосфера, и ничто из юношеских занятий Пастернака не исчезло даром. Доказательства основательного поэтического воспитания несут ранние стихи и проза: профессиональность владения музыкальной композицией и дисциплина мысли удачно соединились с прирожденной впечатлительностью и восприимчивостью.

В университетские годы у Пастернака сформировались свои взгляды и убеждения, которые помогли ему в дальнейшем стойко перенести годы войны и лишений. "Терять в жизни более необходимо, чем приобретать,- писал он,- зерно не даст всхода, если не умрет. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью выбрасывает забвение".

Весной 1913 года Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в созданном несколькими молодыми людьми издательстве "Лирика" на совместных началах вышел альманах, в котором были напечатаны пять его стихотворений. За это лето он написал свою первую самостоятельною книгу, и к новому 1914 году она вышла в том же издании под названием "Близнец в тучах". К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пастернака "Поверх барьеров".

Летом 1917 года книга лирики "Сестра моя - жизнь" выдвинула Пастернака в ряды первых литературных имен своего времени. Общий творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность на одном дыхании написать следующую книгу стихов "Темы и вариации", но эта книга, утвердив имя поэта, обозначила для него самого внутренний душевный спад, стала объектом недовольства собой.

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы были небезразличны поэту (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), как и некоторые другие, написанные в то же десятилетие, Пастернак объединил с ранее изданными и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми работами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннее содержание искусства и его значение в истории человеческого общества.

Ранние стихотворения Пастернака сложны по форме, густо насыщены метафорами. Но уже в них чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и глубина, светятся первозданно чистые краски природы, звучат голоса дождей и метелей. С годами Пастернак освобождается от чрезмерной субъективности своих образов и ассоциаций. Оставаясь по-прежнему философски глубоким и напряженным, его стих обретает все большую прозрачность, классическую ясность. Однако общественная замкнутость Пастернака, его интеллигентская отгороженность от мира социальных бурь в значительной мере сковывала силы поэта. Тем не менее, Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Его ритмы, образы и метафоры влияли на творчество многих советских поэтов.

Пастернак - выдающийся мастер перевода. Им переведены произведения поэтов Грузии, трагедии Шекспира, "Фауст" Гете.

Много стихотворений Пастернака посвящено природе. Поэт не равнодушен к земным просторам, к веснам и зимам, к солнцу, к снегу, к дождю. Едва ли не главная тема всего его творчества - благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Почти четверть века он прожил в подмосковном поселке Переделкино. Поэт воспел его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Вот он чутко прислушивается к наступавшей весне в стихотворении "Все сбылось".

Я в лес вхожу. И мне не к спеху.

Пластами оседает наст.

Как птице, мне ответит эхо,

Мне целый мир дорогу даст.

Чаще всего это, как в стихотворении "Сосны ", - пейзаж-размышление. Размышление о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения. О чуде человеческого существования. О женской доле, о любви. О вере в жизнь, в будущее. И сколько в этих стихах света, сердечного пристрастия к Родине, к скромным людям труда! Разговорное просторечие, так называемые прозаизмы, самый обыкновенный, будничный ландшафт, стога и пашни, учащиеся и слесаря в битком набитом утреннем переделкинском поезде - все это одухотворено искренним художником.

Имя Бориса Пастернака - своеобразного и неповторимого русского лирика - вписано в историю литературы навеки. Людям вечно будет необходима его одухотворенная, чудная и полная жизни поэзия, рассказывающая не только о всеобщем благе, но, прежде всего, призывающая делать добро отдельным людям, как бы мало оно ни было.

Цели урока познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; познакомить с основными этапами жизни и творчества Б. Л. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; осуществить первичное знакомство с лирикой Б. Пастернака; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; создать атмосферу "погружения" в творчество поэта; продолжать развивать речевые навыки учащихся; продолжать развивать речевые навыки учащихся; воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни. воспитывать у учеников чувство прекрасного к миру, гордость, человеческое достоинство на примере жизни писателя, философское восприятие жизни.


Родители Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Леонид Осипович, известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности. Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка европейской известности.


Путь Бориса Пастернака к поэзии шел через Марбург. В Марбурге профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. «Прощай, философия"- эти слова из автобиографической повести Пастернака "Охранная грамота" (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком. Марбург. Германия


В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! В 1914 году вышел в свет первый сборник стихов Б. Л. Пастернака – Близнец в тучах. В него вошло и написанное в 1912 году стихотворение Февраль. Достать чернил и плакать! Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга Доктор филологических наук, профессор Сауле Абишева говорила: В стихотворении Б.Пастернака Февраль… мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга.


Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1928) Алексей Кондратьевич Саврасов «Грачи прилетели»


Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи, Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи: Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. В то время вышло известное стихотворений Пастернака – «Снег идет», написанное в 1957 году.


1917 год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции год был ознаменован выходом второго сборника поэта – «Поверх барьеров», еще до Октябрьской революции. Оригинальность художественного образа, по мысли Пастернака, возникает не тогда, когда он не похож на образ другого художника, а тогда, когда он соответствует действительности.


Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Пятью годами позже, в 1922 году, был издан сборник Сестра моя - жизнь. Сборник открывает новый этап творчества поэта. Борис Леонидович посвящает его М. Лермонтову, ставшему для него «олицетворением творческой смелости и открытий, началом повседневного поэтического утверждения».


Первозданной чистотой предстает перед нами Южный Урал в стихотворении «Урал впервые». Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти, На ночь натыкаясь руками, Урала Твердыня орала и, падая замертво, В мученьях ослепшая, утро рожала. Гремя опрокидывались нечаянно задетые Громады и бронзы массивов каких-то. Пыхтел пассажирский. И где-то от этого Шарахаясь, падали признаки пихты. Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе: Он им был подсыпан - заводам и горам – Лесным печником, злоязычным горынычем, Как опий попутчику опытным вором. Очнулись в огне. С горизонта пунцового На лыжах спускались к лесам азиатцы, Лизали подошвы и соснам подсовывали Короны и звали на царство венчаться. И сосны, повстав и храня иерархию Мохнатых монархов, вступали На устланный наста оранжевым бархатом Покров из камки и сусали. Таганай. Откликные скалы


В года Пастернак создает книгу Второе рождение. В года Пастернак создает книгу Второе рождение. Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз.


Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Весною слышен шорох снов. И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. Легко проснуться и прозреть, Словесный сор из сердца вытрясть, И жить, не засоряя впредь. Все это – не большая хитрость. «Любить иных – тяжелый крест…» (1931)


«Никого не будет в доме…» (1931) Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь,- Тишину шагами меря. Ты, как будущность, войдешь. Ты появишься из двери В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй, Из которых хлопья шьют.


Начиная с 1936 года, он поселяется в Переделкино и его творчество носит систематический и сосредоточенный характер. Здесь он пишет стихи и прозу, занимается переводами. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое. Так началось время нелепых подозрений, преследований, необоснованных репрессий. В 1937 после отказа подписать петиции о смертной казни целой группы большевиков- интеллигентов, Сталину докладывали о желательности репрессировать Пастернака, но он ответил: Оставьте этого юродивого в покое.


1941 год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах» год является временем выхода нового сборника известно поэты Б. Л. Пастернака – «На ранних поездах». Реалии, лёгшие в основу стихотворения, давшего название всему сборнику – это обычный пеший путь с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию и дальше на электричке в Москву.


Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. Во время Отечественной войны Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. В первые месяцы сражений он пишет патриотические стихотворения: "Страшная сказка", "Бобыль","Застава", в дальнейшем -"Смерть сапера", "Победитель" и другие. После эвакуации в Чистополь в октябре 1941 г. и по возвращении в Москву в августе 1943 г. с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт.


15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. 15 ноября 1957 года на итальянском языке выходит роман Доктор Живаго - главное дело жизни Бориса Пастернака. «Вы подумайте какое сейчас время…»


Зимняя ночь (1946) Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. Метель лепила на стекле Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья. И падали два башмачка Со стуком на пол. И воск слезами с ночника На платье капал. И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела. На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно. Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.


В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. В романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» встречаются во времени два Гамлета: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака. Е. Евтушенко писал: «Этот роман – роман нравственного перелома 20-го века, роман, поставивший историю человеческих чувств выше истории как таковой».


Гамлет Я вышел на подмостки. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далёком отголоске То, что будет на моём веку. Это шум вдали идущих действий. Я играю в них во всех пяти. Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить- не поле перейти. Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси. Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти Вот я весь.


23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России. 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе, что вызвало резкую критику в советской России.


Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Ответ Борис Пастернак был таков: Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что вам угодно, я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. Но помните, все равно, через несколько лет вам придется меня реабилитировать.


Власти вынудили поэта отказаться от премии. Свое настроение Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия» года. Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора - Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.


Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. Борис Леонидович Пастернак умер 30 мая 1960 года от рака легких, 6 лет спустя – жена. И я б хотел, чтоб после смерти, Как мы замкнемся и уйдем, Тесней, чем сердце и предсердье, Зарифмовали нас вдвоем.


19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. 19 февраля 1987 год Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление 1958 года Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР. Е. Евтушенко такоднажды написал: Е. Евтушенко так однажды написал: «Дай, Пастернак, смещенье дней, Смущенье веток, Сраженье запахов, теней С мученьем века, Чтоб слово, садом бормоча, Цвело и зрело, Чтоб вовек твоя свеча Во мне горела».


Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Имя Пастернака навсегда останется в истории русской литературы Известнейшие строчки знаменитого поэта и писателя, ставшие афоризмом, раскрывают подлинное величие Б. Л. Пастернака: «Но быть живым, живым и только, Живым - и только до конца. И дольше века длится день И не кончаются объятья».