Эскимо́сы - народ в северных полярных регионах Западного полушария (от восточной оконечности Чукотки до Гренландии), живут на Аляске (США, 44 тысячи человек, 2000), севере Канады (41 тысяча, 1996), острове Гренландия (50, 9 тысячи, 1998) и в Российской Федерации (Чукотка, 1, 73 тысячи, 2010). Общая численность - около 130 тысяч человек (2000, оценка).

Восточные эскимосы называют себя инуитами, западные - юпиками. Говорят на эскимосском языке, который подразделяется на две крупные группы диалектов - юпик (западную) и инупик (восточную). На Чукотке юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский (чаплинский) и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют русским и чукотским языками.

Антропологически эскимосы относятся к арктическому типу монголоидов. Эскимосская этническая общность сформировалась около 5-4 тысяч лет назад в районе Берингова моря и расселились на восток до Гренландии, достигнув ее задолго до нашей эры. Эскимосы приспособились к жизни в Арктике, создав поворотный гарпун для охоты на морского зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу, глухую меховую одежду.

На ноги эскимосы надевали меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных тюленьих шкур без шерсти. Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До 18 века эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины. Эскимосская мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный геометрический орнамент. Татуировкой покрывали руки, кисти, предплечья.

Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Легкая и быстроходная байдара (анъяпик) отличалась устойчивостью на воде. Ее деревянный каркас обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных лодок до 25-местных парусников. По суше эскимосы передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали «веером». С середины 19 века нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах (в виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками, переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами), по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.

Для самобытной культуры эскимосов в 18-19 веках были характерны сочетание охоты на морского зверя и на оленя карибу, значительные пережитки первобытно-коллективистических норм в распределении добычи, жизнь территориальными общинами. Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.

Важнейшим объектом промысла был морж. С конца 19 века появилось новое промысловое оружие и снаряжение, распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц, ловили рыбу.

Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.

До 18 века, а местами и позже, эскимосы жили в полуподземных каркасных жилищах. В 17-18 веках появились каркасные постройки, похожие на чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка, по форме напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали моржовыми шкурами. С конца 19 века появились легкие дощатые дома с двускатной крышей и окнами.

Традиционная пища эскимосов - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым, сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей на шкуры морских животных.

Счет родства у эскимосов велся по отцовской линии, брак был патрилокальным. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай «товарищества по браку», когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

Религия эскимосов - культы духов, некоторых животных. В 19 веке эскимосы не имели родовой и развитой племенной организации. В результате контактов с пришлым населением в жизни эскимосов произошли большие изменения. Значительная часть перешла от морского промысла к охоте на песцов, а в Гренландии - к товарному рыболовству. Часть эскимосов, особенно в Гренландии, стала наемными рабочими. Эксимосы Западной Гренландии сформировались в этническую общность гренландцев, не считающих себя эскимосами. На Лабрадоре эскимосы в значительной мере смешались со старожильческим населением европейского происхождения.

В Российской федерации эскимосы - малочисленная этническая группа, живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля. Их традиционное занятие - морской зверобойный промысел. Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья. В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.

Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Раскопками открыты относящиеся к концу первого тысячелетия до нашей эры костяные наконечники гарпунов и стрел, так называемые крылатые предметы (предположительно, украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным орнаментом. Среди характерных видов эскимосского искусства 18-20 веков - изготовление статуэток из моржового клыка (реже мыльного камня), резьба по дереву, художественная аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие одежду и бытовые предметы).

Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Среди эскимосских сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе. К ранним стадиям развития эскимосской культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями. Эскимосская музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется шаманами). Он занимает центральное место в музыке.

Эскимосы - этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. чел.), на севере Канады (28 тыс. чел.), в Дании (о. Гренландия - 47 тыс.) и Рос. Федерации (Чукотский АО - 1,5 тыс. чел.). Общая численность - 115 тыс. чел.

Эскимосско-алеутская семья языков делится на эскимосскую и алеутскую ветвь. Эскимосская ветвь представлена двумя группами языков - группой инуит и группой юпик. На языках инуит говорят эскимосы Гренландии, Канады и Северной Аляски. В Гренландии существует один основной эскимосский язык, который официально называется гренландским и является государственным языком Гренландии. Гренландский язык сформировался на основе западно-гренландского диалекта.

Кроме того, в Гренландии выделяются еще два диалекта: восточно-гренландский и диалект Туле - самых северных эскимосов в мире. Эскимосский язык Канады, или инуктитут, включает несколько диалектов: диалект эскимосов Лабрадора, язык центральных эскимосов (включающий диалекты иглулик, нетсилик и карибу), язык эскимосов Баффиновой земли, язык эскимосов реки Коппер и язык эскимосов Маккензи.

Язык эскимосов Аляски (аляскинский инуит) представлен такими диалектами: диалект мыса Барроу, диалект залива Коцебу, диалект полуострова Сьюард и язык эскимосов Берингова пролива, живущих на мысе принца Уэльского и на острове Иналик.

Языки группы юпик, включающий центральный юпик, алютик, чаплинский и науканский диалекты азиатско-эскимосского языка. Диалекты центрального юпик - диалект острова Нунивак и диалект залива Хупер.

Язык алютик - это язык эскимосов полуострова Аляска, острова Кадьяк и залива Принс-Вильям. По-чаплински говорят эскимосы поселков Новое Чаплино и Уэлькаль, Сиреники и Провидения, а также жители американского острова Святого Лаврентия. Постоянные поездки друг к другу для обмена товарами, на праздники продолжались между Чаплино и островом Святого Лаврентия до 1948 года, а с 1988 года возобновились.

По-наукански говорили эскимосы ныне не существующего поселка Наукан. В настоящее время на этом диалекте говорят эскимосы поселков Уэлен, Лорино, Лаврентия.

В этой классификации особняком стоит язык сиреникских эскимосов. По мнению ученых, этот язык по-видимому "осколок" третьей ветви эскимосской семьи, существовавшей в прошлом наряду с юпикской и инуитской. Ныне сиреникский язык исчез. Последней, кто помнил этот язык была Выйе, жительница села Сиреники, которая умерла в начале 90-х годов 20 века.

Историческая справка

Сформировались как этнос в р-не Берингова м. до кон. II-го тыс. до н.э. В 1-м тыс. н. э. предки эскимосов, носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.

Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп:

Эскимосы южной Аляски, на побережье зал. Прицс-Уильям и о. Кадьяк, подверглись сильному русскому влиянию в период деятельности Российско-Американской компании (кон. ХVIII - сер. XIX вв.);

Эскимосы западной Аляски, в наибольшей степени сохраняют язык и традиционный образ жизни;

Сибирские эскимосы, включая эскимосов о. Св. Лаврентия и о-вов Диомида;

Эскимосы северо-западной Аляски, живущие по побережью от зал. Нортон до американско-канадской границы и во внутренних р-нах сев. Аляски;

Эскимосы Маккензи - смешанная группа на сев. побережье Канады вокруг устья р. Маккензи, образовавшаяся в кон. XIV - нач. XX вв. из коренных жителей и эскимосов-нуналиит - переселенцев из северной Аляски;

Медные эскимосы, названые по орудиям из самородной меди, изготовляемым холодной ковкой, обитают на сев. побережье Канады вдоль зал. Коронейшен и на о-вах Банке и Виктория;

Эскимосы-нетсилик в Сев. Канаде, на побережье п-овов Бутия и Адслсйд, о-ва Кинг-Уильям и в низовьях р. Бак;

Близкие к ним эскимосы-иглулик - обитатели п-ова Мелвилл, сев. части о. Баффинова Земля и о. Саутгемптон;

Эскимосы-карибу, живущие во внутренней тундре Канады к западу от Гудзонова зал. смешанно с др. эскимосами;

Эскимосы Баффиновой Земли в центральных, и южных частях одноименного о-ва;

Эскимосы Квебека и Э. Лабрадора соответственно на севере-северо-востоке и западе-юго-западе, вплоть до о. Ньюфаундленд и устья зал. Св. Лаврентия, побережье п-ова Лабрадор, в 19 в. участвовали в сложении метисной группы "сеттлеров" (потомков от браков между эскимосскими женщинами и белыми охотниками и переселенцами);

Эскимосы западной Гренландии - самая многочисленная группа эскимосов, с начала 18 в. подверглись европейской (датской) колонизации и христианизации;

Полярные эскимосы - самая северная на Земле группа аборигенного населения на крайнем северо-западе Гренландии;

Эскимосы восточной Гренландии, позднее прочих (на рубеже XIX-XX вв.) столкнулись с европейским влиянием.

На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка - каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Первыми начали защищать глаза от солнца эскимосы. Чтобы ограничить поток света они носили костяные щитки с узкими прорезями для глаз.

Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в XIX в. родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов).

Хотя некоторые группы были христианизированы (XVIII в.), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм. У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (эскимосы Чукотки, о. Св. Лаврентия, побережья северно-западной Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северно-западная и восточная Гренландия, о-ва Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы западной и юго-западной Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы -карибу, часть эскимосов северной Аляски); сочетание охоты на карибу с мор. охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов северной Аляски).

После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция. К середине ХХ в. сформировалось четыре самостоятельные, этнополитические общности эскимосов.

Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназв.- "настоящие люди"; юиты - офиц. назв. в 1930-х гг.). Расселены на побережье Чукотского п-ова от Берингова пр. на север до зал. Креста на западе. Основные группы: нывукаг`мит ("науканцы"), живущие на территории от пос. Инчоун до пос. Лаврентия; ун`азиг`мит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в пос. Уэлькаль; сиг`иныгмит ("сиреникцы"), жители пос. Сиреники.

Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе кириллицы. Литературный - чаплинский диалект. Распространён русский язык.

Хозяйство и быт

Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном, моржа и тюленя. Развитая до сер. XIX в. добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысл, китобоями. В настоящее время выделяется квота на промысел гренландского и серого кита и охотники начинают охоту в июне традиционным способом, используя поворотные гарпуны и современные поплавки (пых-пых) для того, чтобы загарпуненный кит не утонул.

Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на сев. оленя и горного барана с луками и стрелами. С сер. XIX в. распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение сухопутной охоты на лисицу и песца. Приёмы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). В июне на скалах собирались яйца крупных птиц. Занимались также рыболовством и собирательством.

Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и о. Св. Лаврентия.

После 1930-х гг. у эскимосов были организованы промысловые хозяйства.

Пища

Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо. Виды употребления мяса - мороженое, квашеное, вяленое, варёное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растит. пища, морская капуста, моллюски. Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нын"лю), бытовавших до сер. XIX в.

Жилище. В XVII - XVIII вв. под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мын"тыг"ак"). Стены яранг часто обкладывали дёрном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырёхугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей.

До нач. XIX в. сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, а также проходили собрания и праздники.

Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты (к`имухсик) и ступательные лыжи (wалгуягык), при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до сер. XIX в. дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решётчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными вёслами. Бытовали и многовёсельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (ан"ьяпик).

Одежда и обувь. До кон. XIX в. эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда -двойной меховой комбинезон (к"алъыва-гык) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка (к`ипаг`ак`), шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей. Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъёма ноги в виде "пузыря". Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом.

Традиционное декоративное искусство - меховая мозаика, вышивка цветными сухожильными нитками по ровдуге, бисером, резьба по моржовому клыку.

У эскимосов преобладал патрилинейный счет родства, патрилокальный брак с отработками за невесту. Существовали байдарные артели (ан"ьям има), состоявшие из хозяина байдары и его ближайших родственников и в прошлом занимавшие одну полуземлянку. Члены её делили между собой охотничью добычу. Складывалось имущественное неравенство, особенно с развитием меновой торговли, выделялись крупные торговцы, которые иногда становились во главе поселений ("хозяева земли").

Духовная культура

Эскимосы верили в добрых и вредоносных духов. Из животных особенно почиталась касатка, считавшаяся покровителем морской охоты; она изображалась на байдарах, ее деревянное изображение охотники носили на поясе. Главный персонаж космогонических преданий - Ворон (Кошкли), основные сюжеты сказок связаны с китом. Основные ритуалы были связаны с промысловыми культами: праздник Голов, посвящённый охоте на моржей, праздник Кита (Полъа) и т.д. Шаманизм был, но он не получил широкого распространения, как у чукчей.



ДО СИХ ПОР СРЕДИ УЧЕНЫХ НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО их происхождения и расселения. Существует предположение, что нынешние эскимосы являются потомками народности, возникшей в третьем тысячелетии до н.э. и что они – выходцы с Тихоокеанского побережья Восточной Азии, откуда предки эскимосов через Камчатку добрались до Берингова моря. Затем, в первом тысячелетии нашей эры, они расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии. Их основное самоназвание - инуиты (в Канаде) и юпигыт (в Сибири). Чукчи называют их "анкалын", что означает "поморы".

Язык эскимосов относится к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Эскимосы разделяются на 15 этнокультурных групп: эскимосы Аляски, сибирские эскимосы, эскимосы Канады, Гренландии и др. К середине ХХ в. сформировались четыре самостоятельные общности: эскимосы Гренландии, Канады (инуиты), Аляски, азиатские (сибирские).

В Гренландии действуют два государственных языка – эскимосский и датский. Письменность у гренландских эскимосов существует с XVIII века. Это связано с деятельностью датских и немецких миссионеров и колониальной администрации. В течение ХХ в. гренландские эскимосские писатели создали весьма значительный объем художественных произведений разных жанров. Большая часть населения современной Гренландии представляют смешанный монголоидно-европеоидный тип (от белых мужчин и женщин-эскимосок). Поэтому коренные жители острова считают себя гренландцами (калатдлит), а не эскимосами, что подчеркивает их отличие от эскимосов Канады и Аляски, а также свидетельствует о факте возникновения в Гренландии нового народа. Канадские эскимосы имеют собственную письменность на основе канадского слогового письма. Однако распространены также английский и французский языки.

Эскимосы Канады имеют свои автономные территории в пределах северо-западных районов страны и отдельных частей полуострова Лабрадор. Эскимосов Аляски отличает наибольшая степень сохранения своего языка наряду со знанием английского. В России в 1848 г. русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г. (первый юитский букварь). В 1937 г. письменность российских эскимосов была переведена на русскую графическую основу. В современном языке российских эскимосов ощущается влияние лексики, элементов морфологии и синтаксиса проживающих рядом с ними чукчей и коряков. Владеют они также русским и чукотским языками. Существует современная эскимосская проза и поэзия.

СЕГОДНЯ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ЭСКИМОСОВ В МИРЕ СОСТАВЛЯЕТ 170 тысяч человек. Из них на территории США проживают около 56 000 человек (48 000 на Аляске, остальные в штатах Калифорния и Вашингтон), в Канаде - чуть более 50 000, в Гренландии - около 50 000 и еще около 19 000 на полуострове Ютландия. В России, в основном в Чукотском автономном округе Магаданской области смешанно или в близком соседстве с чукчами - чуть более 1700 человек.

Эскимосы необычайно приспособлены к жизни в Арктике. Они изобрели поворачиваемый гарпун для охоты на морского зверя, каяк, снежный дом иглу, особую одежду из меха и шкур, переняли у чукчей искусство сооружения дома из шкур – ярангу.

Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим миром предметов и живых существ. По их мнению, существует единый создатель Силья, а всеми богатствами моря одаривает эскимосов хозяйка морских зверей Седна. Хозяином медведей является Нанук, оленей – Теккеицерток. Эскимосы очень почитают касатку – покровительницу морской охоты. В представлении эскимосов злые духи – это невероятные и страшные существа. В каждой эскимосской деревне есть шаман, а бубен считается священным предметом.

У эскимосов есть свой погребальный ритуал. Когда эскимос умирал, его хоронили сразу же, предварительно завернув в шкуры, на которых он спал, и добавляли дополнительные одежды, чтобы душа умершего не мерзла. Затем тело перевязывали веревкой и тащили головой вперед из жилища умершего до места, где можно найти много камней для прикрытия тела. Труп обкладывали достаточным количеством камней, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон. На этом погребение заканчивалось, поскольку в условиях вечной мерзлоты выкопать яму достаточной глубины практически невозможно. Возле могилы (каменной насыпи) обычно оставляли вещи умершего, которые могли понадобиться ему в потусторонней жизни - сани и каяк вместе с оружием, если умерший был охотником; светильник, иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья, немного жира и спичек, если умирала женщина.

Есть все основания признать эскимосов самым мирным народом. Согласно обычаю, споры между ними решаются, если так можно выразиться, "конкурсом вокалистов" - кто лучше поет, тот и прав.

Среди эскимосов существовал обычай отработки за жену, обычай сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы. В зажиточных семьях встречалось многоженство.

ОСНОВНЫМ ЗАНЯТИЕМ ЭСКИМОСОВ И СЕГОДНЯ ОСТАЕТСЯ ОХОТА НА МОРСКОГО ЗВЕРЯ – МОРЖА И ТЮЛЕНЯ. До середины XIX в. они занимались и добычей китов, охотились на северного оленя и горного барана, а с середины XIX в. стали промышлять охотой на песца и лисицу. Они занимаются также рыболовством и собирательством (собирают клубни, корни, стебли, водоросли, ягоды). Эскимосы разводят ездовых собак. Развита резьба по моржовой кости и китовому усу. В наши дни многие эскимосы работают на строительстве, на шахтах, нефтепромыслах, в арктических факториях и др. У гренландцев и эскимосов Аляски появилась зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.

Эскимосы удивительно тактичны. В отношениях мужчины и женщины присутствует особое уважение к охотнику, добывающему пропитание для семьи с постоянным риском для жизни. Возможно, именно такое восприятие мужчины в сочетании со своебразной красотой и изысканностью национальной одежды часто привлекало европейских путешественников, охотно женившихся на эскимосках.

У эскимосов свой традиционный рацион, в котором преобладает мясо моржей, тюленей, китов. Обязательный элемент рациона – тюленья кровь. Особо ценится оленина – мясо вкусное, но суховатое, лишенное жира, а также мясо белых медведей и овцебыков. Приправой к мясу служат морская капуста, моллюски. Они верят, что мясо согревает и придает силы. Деликатесом считается протухший тюлений жир с морошкой. Едят эскимосы и птиц, птичьи яйца. Традиционно мясо ели сырым, сушеным, замороженным, вяленым, вареным или заготавливали на зиму: квасили в ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Почиталось сырое китовое сало со слоем хрящевидной кожи. Рыбу вялили и сушили, а зимой ели свежемороженой.

Раньше эскимосы жили крупными поселениями в полуземлянках. В ХVII - ХVIII вв. они переняли у чукчей способ сооружения каркасных яранг, покрытых оленьими шкурами, и они стали для них основным типом жилищ. До начала ХIХ в. у эскимосов сохранялись общинные дома – большие полуземлянки, в которых жили несколько семей, проходили собрания и праздники.

Дом иглу эскимосы строили из снежных блоков. Внутри иглу застилали, а иногда и покрывали стены шкурами морских животных. Жилище обогревалось плошками-жирниками. Внутренние поверхности стен оплавлялись в результате нагревания, но стены не таяли, т.к. снег легко впитывал лишнюю влагу.

В наши дни быт эскимосов во многом изменился. Они получили доступ к благам цивилизации. Однако жизнь в условиях Арктики требует от них мужества и постоянной собранности. Расслабляться нельзя, Север этого не прощает. Мужество эскимосов заслуживает особого уважения. Это жизнь в постоянной борьбе, преодолении трудностей и поиске гармонии с суровой природой.

Где живут чукчи и эскимосы – это вопрос, часто задаваемый маленькими детьми, услышавшими анекдоты или посмотревшими мультфильм о полярных медведях. И не так уж редко взрослые бывают не готовы на него ответить ничем, кроме общей фразы – «на Севере». А многие даже искренне полагают, что это разные названия одного и того же народа.

Между тем эскимосы, как и чукчи, являются весьма древним народом, с уникальной и интересной культурой, богатым эпосом, странной для большинства обитателей мегаполисов философией и достаточно своеобразным укладом жизни.

Кто такие эскимосы?

К слову «эскимо», обозначающему популярный сорт мороженого, этот народ никакого отношения не имеет.

Эскимосы – это коренной народ Севера, относящийся к алеутской группе. Антропологи называют их «арктической расой», эскимоидами или же северными монголоидами. Язык у эскимосов самобытен, он отличается от речи таких народов, как:

  • коряки;
  • кереки;
  • ительмены;
  • алюторцы;
  • чукчи.

Однако в эскимосской речи есть сходство с языком алеутов. Оно примерно такое же, как у русского языка с украинским.

Письменность и культура эскимосов тоже самобытна. К сожалению, в России численность коренных северных народов чрезвычайно мала. Как правило, все, что в мире известно о традициях, религии, мировоззрении, письменности и языке этого древнего народа, почерпнуто изучением жизни эскимосов в США и Канаде.

Где же живут эскимосы?

Если опустить такой вариант адреса этого народа, как Север, то ареал их обитания окажется достаточно большим.

Места, где живут эскимосы в России, - это:

  • Чукотский автономный округ – 1529 человек, по данным переписи 2010 года;
  • Магаданская область - 33, согласно учету восьмилетней давности.

К сожалению, численность этого некогда большого народа в России неуклонно падает. А вместе с этим исчезают и культура, язык, письменность и религия, забывается эпос. Это невосполнимые потери, поскольку развитие народа, особенности разговорной речи и множество иных нюансов у российских эскимосов кардинально отличается от американских.


Места, где живут эскимосы в Северной Америке, - это:

  • Аляска - 47 783 человека;
  • Калифорния – 1272;
  • штат Вашингтон – 1204;
  • Нунавут - 24 640;
  • Квебек - 10 190;
  • Ньюфаундленд и Лабрадор – 4715;
  • Северо-Западные территории Канады – 4165.

Кроме того, живут эскимосы в:

  • Гренландии - около 50 000 человек;
  • Дании - 18 563.

Это цифры переписей за 2000 и 2006 годы.

Как появилось название?

Если то, где живет эскимос, становится ясным при открытии энциклопедии, то с происхождением названия этого народа не все столь просто.


Сами себя они называют инуитами. Слово «эскимос» же принадлежит к языку северных индейских племен Америки. Оно означает «тот, кто ест сырое». В Россию это название попало предположительно в те времена, когда Аляска была частью империи и северные спокойно кочевали по обоим материкам.

Как они расселялись?

Дети часто спрашивают не только о том, где живет эскимос, но и откуда он появился на Севере. На такой вопрос точного ответа нет не только у родителей любопытных малышей, но и у ученых.


Достоверно известно только то, что на территорию Гренландии предки этого народа пришли в 11-12 столетии нашей эры. А попали туда они с севера Канады, где культура Туле, или же – древнеэскимосская, существовала уже в 10 столетии нашей эры. Это подтверждено археологическими исследованиями.

Как же предки этого народа оказались на Российских берегах Северного Ледовитого океана, то есть там, где живет эскимос в мультфильмах и детских книжках, достоверно не известно.

В чем они живут зимой?

То помещение, где живут эскимосы, - жилище, традиционное для этого народа, называется «иглу». Это снежные дома, сложенные из блоков. Средние габариты блока – 50Х46Х13 сантиметров. Их укладывают по окружности. Диаметр круга может быть любым. Это зависит от конкретных нужд для которых возводятся постройки. Строятся же не только жилые дома, точно также возводятся и иные здания, например, склады или нечто, напоминающее наши детские сады.

Диаметр же помещения где живут эскимосы, дом для семьи, зависит от численности людей. В среднем он составляет 3,5 метра. Блоки укладывают под незначительным углом, заворачивая по спирали. В итоге получается красивое белое строение, более всего схожее с куполом.


Верхушка крыши же всегда остается открытой. То есть не укладывается только один, последний блок. Это нужно для свободного выхода дыма. Очаг, разумеется, располагается по центру иглу.

В снежной архитектуре эскимосов есть не только отдельные одинокие домики-купола. Достаточно часто для зимовки строят целые города, достойные стать местом съемок любого фильма в жанре фэнтези. Особенность таких построек в том, что все или только несколько иглу различных диаметров и высоты соединяются между собой тоннелями, тоже выложенными из снежных блоков. Цель таких архитектурных изысков проста – эскимосы могут перемещаться внутри поселения, не выходя на улицу. А это важно, если температура воздуха опускается ниже отметки в 50 градусов.

В чем они живут летом?

Строение, где живет эскимос в летнее время, часто называют палаткой. Но это неправильное определение. Живут в летний период представители этого северного народа в ярангах, аналогичных чукотским. По мнению некоторых ученых, эскимосы заимствовали способ возведения жилья у коряков и чукчей.

Яранга представляет из себя деревянный каркас из прочных и длинных жердей, обтянутый моржовыми и оленьими шкурами. Размеры помещений различаются в зависимости от того, для чего возводится яранга. К примеру, у шаманов самые большие строения, так как им требуется место для проведения ритуалов. Однако живут они не в них, а в небольших полуземлянках или же ярангах, возведенных по соседству. Для каркаса используются не только жерди, но и кости животных.


Принято считать изначальным летним жилищем эскимосов не каркасные строения, а полуземлянки, скаты которых застилались шкурами. Фактически, такая землянка напоминает нечто среднее между сказочным домиком хоббита и норой лисицы. Однако заимствовали эскимосы постройку яранг у других народов или же все случилось наоборот, остается не установленным достоверно фактом, загадкой, ответ на которую возможно кроется в национальном фольклоре и эпосе.

Эскимосы не только рыбачат и разводят оленей, они еще и охотятся. Частью охотничьего костюма является настоящая боевая броня, по своей прочности и удобству сравнимая с доспехами японских воинов. Делается такая броня из моржовой кости. Костяные пластинки соединяются кожаными шнурами. Охотник совершенно не стеснен в движениях, а вес костяного доспеха практически не ощущается.

Эскимосы не целуются. Вместо этого влюбленные трутся носами. Такая особенность поведения сложилась исключительно из-за климатических условий, слишком суровых для поцелуев.


Невзирая на полное отсутствие в рационе овощей и злаков, эскимосы обладают отменным здоровьем и прекрасным телосложением.

В семьях эскимосов часто рождаются альбиносы и блондины. Это происходит из-за близких родственных браков и является признаком вырождения, хотя выглядят такие люди изумительно красиво и оригинально.