это по сути вид мозговой травмы, полученный с момента вашего рождения.

Социально активные люди не являются более развитыми с точки зрения эмоционального интеллекта по сравнению с теми, кто предпочитает находиться большую часть времени в одиночестве.

Каждый день перед нами встает задача эффективно управляться со своими эмоциями - одна из важнейших для любого человека, так как наши устроены таким образом, что всегда отдают приоритет эмоциям . Вот как это работает: все, что вы видите, слышите, обоняете и осязаете, трансформируется в электрические сигналы, путешествующие по вашему телу. Эти сигналы передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигают конечной точки путешествия - вашего мозга. Они попадают в мозг через зону, расположенную рядом со спинным мозгом, однако затем перемещаются во фронтальную долю (расположенную прямо за лбом) и лишь потом попадают в участок мозга, отвечающий за рациональное, логическое мышление. Однако все дело заключается в том, что на этом пути импульсы проходят через лимбическую систему - зону, в которой формируются наши эмоции. Поэтому перед тем как в действие вступает ваше рациональное мышление, вы оцениваете происходящее с эмоциональной точки зрения .

Именно связь между вашими эмоциональной и рациональной зонами мозга является физическим источником эмоционального интеллекта.

В следующей части статьи будут даны практические советы по развитию 2-х оставшихся навыков социального интеллекта.

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости

Все мы, так или иначе, сталкивались с людьми, которые с полуслова, с первого взгляда хорошо чувствуют и понимают других людей. Предпосылками данного поведения являются свойства темперамента, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, хорошее развитие правого полушария и особенности переработки информации. Считается, что эмоциональный интеллект более развит у экстравертов, но в любом случае предпосылки для высокого эмоционального интеллекта закладываются в семье. Этому способствуют хорошие отношения родителей между собой, гармоничное воспитание ребенка, привитие навыков самоконтроля, здравая оценка и недопущение гиперопеки.

Таким образом, для развития эмоционального интеллекта ребенка родители должны избегать крайностей в отношениях с ним. Если родители так погружены в заботу о ребенке, что готовы читать его мысли и невысказанные пожелания и мгновенно исполнять их, у ребенка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта, и механизмы, позволяющие это сделать, не формируются и не развиваются.

В семье ребенку уже пять лет, а он не говорит. К каким только врачам не водили - все говорят, что все в порядке и должен говорить. Семья в отчаянии сидят за столом и смотрят, как ребенок ест. Съел кашу, берет чай, отпил: «А почему чай без сахара?». Все подскочили: «Ура, заговорил!!! Что же ты раньше молчал?» А ребенок в ответ: «Так раньше все нормально было…»

Если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его устанавливать из-за безразличия или враждебности близких, то у него впоследствии могут возникнуть проблемы с выражением эмоций и отношениями с окружающими, так как он привык подстраиваться и защищаться.

Мальчик вырос в семье, где не разговаривали друг с другом. Совместные трапезы протекали фактически в тишине, а затем все расходились по своим делам: папа садился к телевизору, мама хлопотала по хозяйству, а малыш играл предоставленный сам себе. После окончания школы, в которой он оказался таким же одиноким, как и в семье, мальчик поступил в вуз. К концу первого курса он стал притчей во языцех для преподавателей гуманитарных дисциплин - на истории, философии нужно было говорить, дискутировать, а юноша не шел на контакт, не умел этого делать. Ему повезло - преподаватели попались на редкость неравнодушные. Они пытались расшевелить его, как могли, вникнув в ситуацию. Кроме того, он оказался потенциально способным к общению. Усилия не пропали даром, зерна упали на благодатную почву, и к концу института его было просто не узнать: идущий на контакт легко и непринужденно, всегда улыбающийся, юноша разительно отличался от замкнутого и угрюмого мальчика, переступившего порог института за несколько лет до этого.

Как видно из приведенного примера, эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Д. Гоулман и другие исследователи данного явления считают, что это доступно любому человеку.

Одним из интересных моментов, связанных с предпосылками эмоционального интеллекта, является андрогинность – наличие у человека психологических черт, свойственных противоположному полу. Люди с хорошо развитой андрогинностью, в отличие от людей с мужскими и женскими характеристиками, обладают большей эмоциональной гибкостью: в зависимости от ситуации они могут быть то податливыми и заботливыми, то свободными и сильными. По мнению исследователей, андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских качеств у представителя любого пола.

Одним из способов развития эмоционального интеллекта является актерский тренинг, позволяющий:

Обнаружить и снять мышечные зажимы, сковывающие свободу тела;

Познакомить человека с собственным телом, научить управлять им;

Научиться концентрировать внимание на невербальных средствах общения и освоить их как необходимый инструмент актерской выразительности.

Выполните предлагаемые упражнения и проанализируйте свое самочувствие.

Актерский тренинг для развития эмоционального интеллекта.

1. Одно и то же слово можно произнести с разной интонацией, потренируйте свои интонационные возможности. Выберите слово и произнесите его: громко - тихо; кратко – растянуто; заикаясь – утвердительно; удивленно, восторженно, задумчиво, вызывающе, скорбно, нежно, иронически, злобно, тоном ответственного работника, разочарованно, торжествующе.

2. Прочтите любой текст, например, сказку «Колобок» с максимальной громкостью; с пулеметной скоростью; шепотом; со скоростью улитки; как будто вы страшно замерзли; как будто во рту у вас горячая картошка; как бы его прочел инопланетянин; робот; пятилетняя девочка; как будто вас слушает все человечество, а вы этим текстом должны ему объяснить, как важно людям стремиться делать добро друг другу, а других слов у вас нет; как будто этим текстом вы объясняетесь в любви, а другой возможности объясниться нет.

Запишите это на диктофон. Прослушайте, отметьте удивительное для вас и повторите снова.

3. Походите, как ходит - младенец, который только что начал ходить; глубокий старик; львица в клетке и на свободе; артистка балета; горилла; Гамлет, принц датский; он же, больной сильным радикулитом; амеба; солдат прусской армии; Ромео в нетерпеливом ожидании свидания. Варианты можно придумывать различные, главное втянуться в процесс и получить удовольствие от импровизаций.

4. Поиграем с мимикой лица – улыбайтесь: как леди Макбет, как младенец - матери, мать - младенцу, собака – хозяину, кошка на солнце; нахмурьтесь – как ребенок, у которого отобрали игрушку; обиженный человек; король Лир…Мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние человека. Владение мимикой необходимо каждому.

5. Пойте, как поет…

Все эти упражнения позволяют раскрепоститься, побыть разным, испытать себя и найти себя. Это я к тому, что если ваша внутренняя суть - Стрекоза, то, как ни натягивай на себя образ Мухи-Цокотухи, гибрид не получится, а вот качества кое-какие можно и позаимствовать.

Мы неоднократно в предыдущих статьях говорили о необходимости вести дневник в процессе работы над собой. При работе с развитием эмоционального интеллекта он также необходим, чтобы фиксировать происходящие изменения.

Для развития эмоционального интеллекта взрослому человеку необходима обратная связь с окружающими людьми: близкими, руководством и коллегами. Нередко бывает так, что наши представления о самом себе не совпадают с оценками окружающих нас людей. Мы считаем себя умными, образованными, волевыми людьми, добившимися тех или иных успехов, но при этом начальство недооценивает наши способности, раз за разом обходя с повышением, а коллеги смотрят как на пустое место. Ответить на вопрос, почему так происходит и можно ли изменить ситуацию, позволяет управленческая модель «Окно Джохари». Но прежде, чем мы поговорим об этом, выполните следующее упражнение.

Выпишите на лист бумаги ряд характеристик личности: веселый, взрослый, внимательный, мужественный, гордый, дружественный, доверчивый, заботливый, зависимый, задумчивый, застенчивый, здравомыслящий, знающий, идеалистический, изобретательный, интровертный, ищущий, любвеобильный, мечтательный, мудрый, надежный, напористый, напряженный, независимый, нервный, осторожный, остроумный, отважный, отзывчивый, помогающий, понимающий, приспосабливающийся, радостный, расслабленный, рациональный, скромный, слабый, сложный, собранный, сочувственный, спокойный, спонтанный, талантливый, тихий, уверенный, умный, упорный, храбрый, чувствительный, экстравертный, энергичный

Опишите себя прилагательными из списка, а потом предложите проделать то же самое своим друзьям и коллегам.

  1. В левой верхней (Арена) пишем те слова, которые есть и в собственном списке, и в общественном.
  2. В левой нижней (Фасад) - слова, которые есть только в собственном списке.
  3. В правой верхней (Слепое пятно) - слова, которые есть только в общественном списке.
  4. В правой нижней (Неизвестное) - слова, которых нет ни в одном списке.

Много ли определений вошло в «Слепое пятно»? Чем больше, тем больше вам нужно будет работать над развитием своего эмоционального интеллекта.

Рассмотрим каждую из зон:

- «Арена» - это открытая зона, в которой имеется информация о человеке, известная как ему самому, так и окружающим;

- «Фасад» - это скрытая зона, где имеется информация о человеке, известная ему самому, но по тем или иным причинам скрытая от окружающих;

- «Слепое пятно» - здесь собрана информация о человеке, известная другим, но неизвестная ему (мнение окружающих);

- «Неизвестное» - это зона говорит сама за себя, сюда относится информация, которая неизвестна ни человеку, ни его окружению, и проявляется она только в экстремальных случаях.

Для повышения своих эмоциональных контактов с окружающими людьми необходимо максимально увеличивать открытую зону, за счет передвижения информации из скрытой и «слепой» зон. Она переходит в открытую зону в тот момент, когда мы открываемся людям. Например, вы много лет изучаете итальянский язык, о чем никто из коллег не знает. В какой-то момент выясняется, что руководитель получил приглашение на выставку в Италию и спешно вылетел туда, захватив с собой первого попавшегося переводчика, а если бы коллеги знали о вашем владении языком, то, скорее всего, с руководителем полетели бы вы.

Как правило, люди считают, что необходимо скрывать негативную информацию о себе, но человек с высоким эмоциональным интеллектом принимает себя со всеми своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, так как понимает: людей без недостатков не бывает, а его достоинства перевешивают негатив.

Информация из «слепой» зоны переходит в открытую в тот момент, когда мы запрашиваем и получаем обратную связь от окружающих людей, или она поступает без запроса, в процессе общения.

Ответьте себе на следующие вопросы:

Как вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

Какова ваша реакция, если в ответ на ваше поведение другой человек повел себя неожиданно или странно?

Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно дав ответы на поставленные вопросы, вы сможете определить, над чем вам следует поработать, чтобы использовать обратную связь для самоанализа.

Об обратной связи можно и нужно просить только нейтральных людей, не вовлеченных эмоционально в отношения с вами. Любящие люди постараются смягчить, приукрасить впечатления, а желающие могут вас наказать – ударят по полной, чем могут нанести вам серьезную психологическую травму. Не нужно забывать: обратная связь дает информацию о том, как окружающий мир воспринимает вас, а не то, кем вы на самом деле являетесь. Обратная связь является подарком судьбы. Независимо от того, позитивная она или нет, за нее нужно благодарить, потому что она дает серьезную пищу для размышлений и самосовершенствования. опубликовано

Эмоциональный интеллект – явление, которое, на первый взгляд, содержит в себе противоречие. Интеллект принято понимать как мыслительную, когнитивную сферу человека, а эмоции – это нечто иррациональное, не поддающееся контролю со стороны разума.

Но эмоции и чувства могут быть подконтрольны личности, полностью осознаваться, управляться усилием воли. Умение понимать и управлять своими эмоциональными переживаниями, а также переживаниями других людей, определяют как «эмоциональный интеллект» .

Развивать эмоциональный интеллект полезно как для внутренней гармонии личности, так и для гармонии во взаимоотношениях с окружающими людьми, в семье и на работе. Развитый эмоциональный интеллект способствует поддержанию физического и психического здоровья.

Эмоциональный интеллект необходимо развивать, так как он:

  • способствует осознанности, пониманию и принятию себя, без самобичевания и самокопания,
  • развивает интуицию, способность понимать невербальные сигналы в общении,
  • уравновешивает эмоциональные реакции в стрессовых ситуациях,
  • развивает стрессоустойчивость,
  • учит лучше понимать других людей, их эмоции и чувства,
  • помогает разрешать трудности в общении, находить компромиссы,
  • способствует разрешению конфликтов путем сотрудничества,
  • ограждает от манипуляций, не позволяет личности стать жертвой манипулятора,
  • способствует принятию обдуманных, а не импульсивных решений,
  • предотвращает эмоциональное выгорание на работе,
  • повышает восприимчивость к сигналам собственного тела, развивает понимание психосоматического аспекта развития болезней,
  • развивает способность расслабляться и отдыхать, отключая «внутренний диалог».

Способы развития эмоционального интеллекта

У одних людей эмоциональный интеллект достаточно развит уже в детстве в силу особенностей воспитания, а другие люди испытывают значительные трудности и нуждаются в подсказках как развить способность понимать других и самого себя. Эмоциональный интеллект развивается в процессе развития личности, в ходе социализации и накопления жизненного опыта.

Для того, что развить эмоциональный интеллект нужно систематически работать над собой в следующих направлениях:

Широко распространена простая техника контроля над эмоциями под названием «досчитай до десяти». Человек, прежде чем выразить свое мнение и эмоции другому индивиду, в уме считает от одного до десяти. Суть этой техники не в счете, а в том, что сначала стоит подумать, а потом говорить или делать!

Прекрасная пословица «Семь раз отмерь – один отрежь» как нельзя лучше характеризует развитый эмоциональный интеллект!

Дэниел Гоулман, написавший книгу «Эмоциональный интеллект», выдвинул в ней совершенно новую идею ²EQ²- наличие у человека эмоционального интеллекта, который играет более важную роль в жизни личности, чем ²IQ². Из этой статьи вы узнаете, что такое «эмоциональный интеллект» и получите практические советы как использовать эти знания в повседневной жизни и реализовывать их.

Что такое эмоциональный интеллект

В течении долгого времени, коэффициент интеллекта ²IQ² использовали в качестве меры успешности человека. Однако последние данные говорят о том, что ²EQ² для человека очень важен для личностного и профессионального успеха, так как он отвечает за сострадание, навыки общения, гуманность, доброта, вежливость и мн. др. Гёте называл это «формированием сердца»

Эмоциональный интеллект с самим собой и в общении с другими людьми

Эмоциональный интеллект описывает самоуправление и самосознание с одной стороны, и навыки общения с другими людьми, с другой стороны.

Чтоб ускорить развитие эмоционального интеллекта, особенно важны следующие навыки, которые являются ключевыми элементами в его развитии:

  • Самосознание – это реальная оценка своей собственной личности, настолько чтобы знать и понимать свои собственные чувства, потребности, мотивы, цели, а так же быть осведомлённым о личных сильных и слабых сторонах. Хорошо себя узнать, оценить свои эмоциональные реакции на определенные ситуации, чтобы понять, где вам нужно работать над собой.
  • Самоконтроль – им является способность влиять на свои чувства, эмоции и настроения, через внутренний диалог и контроль. Благодаря этой возможности, вы сможете конструктивно влиять на свои чувства. Например: если вы сделали что-то необдуманное, расстроились по какому-либо поводу, чувствуйте, как вас захлёстывают эмоции, в голову полезли различные нехорошие мысли, вы можете остановить всё это с помощью остановки внутреннего диалога и осознанной смене мыслей на позитивные. Впоследствии, вы сможете реагировать на всё более спокойно и разумно.
  • Мотивация – это умение мотивировать себя, самостоятельно развивать мотивацию и энтузиазм в себе. Эта способность особенно важна с трудными проектами, состоящими из нескольких этапов, или когда дела идут совсем по-другому, чем хотелось бы вам. Кто умеет мотивировать себя, всегда найдет в себе силы, чтоб продолжать, а так же имеет меньшую предрасположенность к фрустрации, способность легко переносить разочарования и всегда идти вперед.
  • Эмпатия – сопереживание эмпатии. Это способность поставить себя на место других людей, почувствовать их чувства, настроения, боль и соответствующим образом реагировать.
  • Социальная компетентность – это способность находиться в обществе с другими людьми, сохраняя хорошие отношения. А так же умение управлять конфликтами, вести людей за собой, производить хорошее впечатление, формировать рабочие группы и руководить ими.
  • Навыки общения – хорошо развитые коммуникативные навыки играют важную роль для эмоционального интеллекта. Во-первых, способность четко и доходчиво выражать свои мысли; во-вторых, умение слушать людей, чувствовать и понимать их.

Методы развития эмоционального интеллекта

  1. Поймите природу своих чувств и эмоций

1.Возьмите под свой контроль все свои эмоциональные реакции на различные события в течении дня для получения информации.

Наблюдайте, не торопитесь, чувствуйте весь свой эмоциональный настрой. Когда вы игнорируете свои чувства, вы игнорируете важную информацию, которая оказывает большое влияние на ваше мышление, а так же на ваше поведение. Если вы будете практиковать наблюдение за вашими эмоциями, будь то печаль, смущение, радость, гнев, удовлетворение, или любое другое чувство, это поможет вам улучшить развитие эмоционального интеллекта. Обращайте внимание на то, что вы чувствуйте, когда просыпаетесь, и что наполняет вас перед сном.

  1. Слушайте ваше тело

Вы можете развить свой EQ , изучая и правильно интерпретируя реакции вашего тела, которое прекрасно передаёт ваши эмоции:

  • стресс может чувствоваться как давление в животе, как что-то сжимает грудь или учащённое дыхание
  • радость, как бабочки в животе, сильное сердцебиение и повышение энергетического уровня
  1. Наблюдайте как ваши эмоции влияют на поведение

Старайтесь прислушиваться чаще к своему шестому чувству, а не просто реагировать на повседневные ситуации. Чем больше вы сможете контролировать ваше поведение под воздействием эмоций, тем выше будет ваш EQ.

  • Если вы смущены, вы можете отстраниться от разговора и больше не слушать
  • Когда злитесь, можете повышать голос и срываться на людях
  • Если чувствуете себя проигравшим, может начаться паника, вы можете заплакать или просто забыть, что хотели сделать
  1. Не осуждайте себя за свои чувства

Используйте негативные чувства в позитивном ключе. Каждое чувство – это часть новой ценной для вас информации. Без этой информации вы не знаете, как реагировать на ситуации соответствующим образом.

  • Позвольте себе негативные чувства и научитесь связывать их с тем, что происходит с вами
  • Учитесь заменять негативные чувства на позитивные
  1. Определите закономерности в вашем эмоциональном развитии

Если вы испытываете сильные эмоции, спросите себя, когда вы чувствовали подобное в последний раз, что тогда происходило? Что происходило до и после возникновения этих эмоций?

  • Когда вы выявите присутствие шаблонов, вы научитесь контролировать ваше поведение. Обратите внимание, как вы обычно реагировали в той или иной ситуации и как вы хотите реагировать на них в будущем
  • Создайте дневник для ваших различных эмоций и реакций на определенные ситуации.
  1. Приучите себя сознательно решать, как реагировать в определенных ситуациях

Негативные эмоции отрицательно влияют на здоровье вашего организма, на ваше здравомыслие, ухудшают общую ситуацию в целом. Но вы можете это изменить, не впуская в себя негатив. Научитесь останавливаться перед эмоциональным всплеском, глубоко подышать, посчитать до семи как самураи, остановить поток реакционных мыслей.

  • Если вы почувствовали поток негативных мыслей, сделайте паузу, отследите чувства. Некоторые описывают свою печаль или гнев, как накатывающие волны. Когда первая волна закончилась, решите, как вы хотите себя вести в дальнейшем. Не подавляйте чувства. Используйте их.
  • Если вы будете подавлять свои негативные чувства с помощью алкоголя, телевизора, интернета или других вредных привычек, ваш EQ будет страдать. Лучше всего погулять по парку, в лесу, заняться медитацией, домашними делами, почитать хорошую книгу или послушать любимую музыку.
  1. Связь с другими людьми

Будьте открытыми и приятными

Открытость и дружелюбие идут рука об руку с эмоциональным интеллектом. Если вы открытый человек от природы, вы легко решаете конфликты и уверенны в себе, к вам тянуться позитивные люди, открываются новые возможности.

  1. Станьте чуткими

Если вы станете хорошим слушателем и будете обращать внимание на то, что люди на самом деле говорят вокруг вас, вы откроете доступ к своим чувствам. Затем, вы научитесь использовать эту информацию в своих решениях и в отношениях с людьми. Задавайте себе чаще вопрос: «Как бы я реагировал в подобной ситуации?»

  1. Обращайте внимание на язык тела вашего оппонента

Приучите себя быть хорошим наблюдателем, чтоб узнать, как люди выражают свои чувства. Наблюдайте за их мимикой, положением тела, жестикуляцией, голосом, взглядом. Так вы научитесь разбираться в людях.

  1. Обратите внимание на эффект, который вы производите на других людей

Какими становятся люди в вашем присутствии, нервничают ли, счастливые, сердитые? Что происходит в окружении, когда вы входите в комнату? Как ваши близкие чувствуют себя рядом с вами?

  1. Приучите себя всегда быть честной

Польза высокого EQ

Развитие эмоционального интеллекта поможет вам улучшить взаимоотношение с окружающими людьми, как в личной, так и в трудовой жизни. Вы станете менее подвержены стрессу, истерике и депрессии. Научитесь контролировать всплески негативных эмоций и необдуманных поступков. Станете более счастливой как дома, так и на работе. Начнете обращать на приятные мелочи и стороны жизни. Станете более жизнерадостной и оптимистичной. Старые неприятные ранее вам люди, сами станут меняться или просто исчезнут из вашей жизни, а начнут появляться новые жизнерадостные, позитивные люди. Жизнь начнёт меняться в лучшую сторону.