Как фотографировать домашнего питомца - собаку или кошку - в движении? Это задача не из легких. Все, кто сталкивался с подобным видом съемок, это подтвердят. Братья наши меньшие очень шустрые, позировать их заставить сложно. Поймать в кадр их тоже не легко: они постоянно убегают из фокуса, фотографии получаются не резкими и неудачно скомпонованными.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2, 1/125 с, 85.0 мм экв.

Но при этом в движении животные смотрятся интересно, динамично, весело. В этой публикации я дам несколько практических советов по такой весьма непростой съемке. Помогут мне в этом несколько симпатичных собак породы хаски.

    Главный совет: снимайте на улице, при хорошем освещении. Это позволит получить резкие и качественные снимки. Чтобы животное на снимке получилось четким и не смазывалось, нужно использовать достаточно короткую выдержку. Например, собака на фото снята на выдержке в 1/125 с. Чем быстрее двигается наш объект съемки, тем короче необходима выдержка. Лучше всего оперировать выдержками в районе 1/250-1/1000 с.

    Лучшее освещение на улице для фото - утром или вечером. Полуденное солнце может создать излишний контраст в кадре, сделает тени слишком черными. В пасмурную погоду, зимой и поздней осенью освещение подходит для съемки в течение всего дня.

    Старайтесь не использовать вспышку. Она может причинить дискомфорт животному. Кроме того, вспышка “в лоб” портит естественный характер освещения.

    С художественной точки зрения снимать на улице стоит потому, что природа (даже обычный городской парк) лучше будет смотреться на фотографии с животным, чем бытовая обстановка квартиры. На улице питомцы проявляют активность: играют, резвятся, изучают окрестности, общаются - ведут себя естественно и непринужденно.

    Чтобы объект съемки не убегал из фокуса, стоит включить режим следящей фокусировки. Это позволит держать его в резкости. В зеркальных камерах Nikon для этого предусмотрен режим 3D-трекинга, когда автоматика сама отслеживает перемещения объекта съемки в кадре и соответственно меняет точки фокусировки.

    При этом не надо забывать и о серийной съемке. В интересные моменты делайте сразу серию снимков, чтобы потом выбрать самый удачный.

    Фотографируйте на уровне глаз животного. Не ленитесь приседать! Такие кадры смотрятся интереснее, нежели классический вид сверху. При съемке на уровне глаз создается ощущение общения с нашим героем.

    Оставляйте больше пустого места в кадре, чтобы движущемуся животному не было тесно. В противном случае вы рискуете обнаружить, что на плотно скадрированных снимках то хвост отрезан, то лапа, то часть головы. Добиваться идеальной компоновки удобнее при обработке снимка.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/2000 с, 85.0 мм экв.
  • Старайтесь акцентировать внимание на животном. Если от питомца в кадре останется лишь маленькое пятнышко, снимок не будет интересным. Для того, чтобы снимать было удобно, и животное на снимке можно было выделить резкостью, а фон - размыть, лучше всего использовать объективы умеренного теледиапазона с фокусными расстояниями 50-135 мм. Например, Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor . Разумеется, для такой активной съемки будут удобнее зум-объективы типа. Однако, вполне можно справиться и фиксом. Моим основным объективом при съемке стал Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 250, F3.5, 1/125 с, 18.0 мм экв.

    Возьмите на съемку лакомство или какие-то игрушки, чтобы заинтересовать четвероногую модель. Кстати, сам процесс раздачи лакомства может стать сюжетом для фото.

    Ищите забавные ракурсы . Например, весело смотрятся кадры, когда наш герой лезет носом в объектив. Использование короткого фокусного расстояния (18 мм в моем случае), визуально увеличило нос собаки. Так получится забавный кадр:

Чем короче фокусное расстояние, тем длиннее нос!

Кадр сделан объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 100, F3.5, 1/160 с, 18.0 мм экв.
  • Какую фототехнику выбрать для съемки животных? Стоит обратить внимание на быстрые “репортажные” фотокамеры и объективы. Отлично подойдут фотоаппараты Nikon D7100, Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810. Они имеют возможность быстрой серийной съемки и обладают очень мощными системами автофокуса, который позволит всегда держать наших героев в резкости. Впрочем, если отказаться от съемки в RAW, то с задачей отлично справится и последнее поколение любительских зеркалок, например Nikon D5300. Автофокус этой камеры почти не уступает более дорогим моделям. В качестве оптики отлично подойдут объективы Nikon AF-S 24-70mm f/2.8G ED , Nikon AF-S 70-200MM F/2.8G ED VR II Nikkor , а для неполнокадровых камер - Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor. Среди бюджетных объективов можно отметить Nikon AF-S 18-140mm F/3.5-5.6G ED VR DX Nikkor и Nikon AF-S 50mm f/1.8G Nikkor, имеющий прекрасное соотношение цена/качество.

Галя Логинова
Занятие по речевому развитию «Узнай по голосу»

Программное содержание : познакомить детей с такой особенностью устной речи, как тембр, показать, что речь каждого человека отличается своей собственной, особой окраской голоса ,

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Игра «Отгадай, КТО говорит?» - дети заранее учат несколько стихотворений.

ФОТОГРАФ Нелегко снимать зверей.

Заяц просит : «Поскорей!»

Мышь пищит : «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка.»

«Уколю, - грозится ёж, - Если снимка не пришлёшь!»

Утром дед спросит у внучки :

«Почему не моешь ручки?»

Отвечает внучка : «Я не белоручка!»

Жук жужжит : «Я шёл и шёл, жёлтый камешек нашёл.»

«Это жёлудь! Ты не прав,» - говорит ему жираф.

«Что ж повесь его на сук» ,- говорит жирафу жук.

1. Игра «Нош раем-угадаем»

Воспитатель произноси стихи Арсена Басова. На вопросы отвечает один из детей. Водящий должен назвать по имени того, кто дал ответ на вопрос, т. е. узнать его по голосу .

ИГРАЛ ОЧКА

Что вы знаете, ребятки, про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец. Кто подскажет - молодец!

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал , что-то громко бормотал.

Только эго, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг. Угадайте - кто? (Индюк)

Да! Индюк! Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо - превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать. По земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд или. Кто? (Собака)

Не зовут собаку Шайкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукает. Как кто?. (Кошка)

Верно, верно! Угадали, будто где её видели!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

Посмотрите-ка, ребята : тут. лисички, там - опята,

Ну а это, на полянке, ядовитые. Что?. (Поганки)

Что? Поганки? Неужели? Но поганки захотели Стать полезными грибами, и пришли на кухню сами.

И сказали : «Как хотите, хоть зажарьте, хоть сварите.

Обожаем поваров! Ненавидим. Кого?. (Докторов)

То, что я сказал вам, - тайна. Догадались вы случайно.

Это был большой секрет, но от вас секретов нет!

3. Игра «Кто за дверью?»

Воспитатель предлагает детям сказать текст : «Кто, кто в теремочке живёт"? Кто, кто в невысоком живёт?» Ребёнок должен по голосу определить , кто произносил текст.

Вывод, устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что позволяет нам отличить её от речи других. людей.

4. Анализ речевой ситуации .

Послушайте отрывок из английской народной сказки «Три поросёнка» и подумайте, почему волку удалось перехитрить Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа? Помните, как два брага, гуляя, разбудили волка, который решил их съесть? Братцы пустились наутёк от волка

«Едва братья успели запереться (в домике Нуф-Нуфа, как услышали голос , волка : «Ну, теперь я вас съем обоих!» Ниф-Ниф и Нуф-Нуф испуганно

поглядели друг на друга. Но волк очень ус тал и потому решил пойти на хитрость.

«Я передумал!» - сказал он так громко, чтобы его услышали в домике.

«Я не буду есть этих худосочных поросят! Я лучше пойду домой!» Братьям стало весело, и они запели, как ни в чём не бывало.

Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк, старый волк, страшный волк?

А волк и не думал уходить. Он просто отошёл в сторонку и притаился. Ему было очень смешно. Он с трудом сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Как ловко он обманул двух глупых, маленьких поросят!

Когда поросята совсем успокоились, волк взял овечью шкуру и осторожно подкрался к дому. У дверей он накрылся шкурой и тихо постучал. Ниф-Ниф и Нуф-Нуф очень испугались.

Кто гам? - спросили они, у них снова затряслись хвостики.

Это я-я-я, бедная маленькая овечка! - тонким, чужим голосом пропищал волк .

Пустите меня переночевать, я отбилась от стада и очень устала!

Пустить? - спросил брата добрый Ниф-Ниф.

Овечку можно пустить! - согласится Нуф-Нуф - Овечка не волк!

Но когда (большой мастер) поросята приоткрыли дверь, они увидели не овечку, а всё того же зубастого волка. Братья захлопнули дверь и изо вех сип налегли на неё, чтобы страшный зверь не смог к ним ворваться».

Да, волк большой мастер подделывать свой грубый голос - может тонко просеять, как овечка. Вспомните, в каких ещё сказках волку удавалось перехитрить других героев и причинить им вред только потому, что он так удачно изменял окраску своего голоса ?

(«Волк и семеро козлят» , «Красная Шапочка» )

5. Физкультминутка.

6. Помните сказку «Три медведя» ? Какие слова произносили недовольные Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка?

7. Дидактическое упражнение «Найди ошибку» .

8. Дыхательное упражнение «Гудок» .

Фотограф смотрит в объектив,
В единый кадр мир вместив.
Момент истории для нас
Он в кадре сохранит сейчас.

Повещенко О.

Фотограф, милый, я спешу –
На паспорт нужно фоточку.
Но только, очень вас прошу:

Чуть-чуть поярче кофточку,
Здесь потемней, там посветлей,
Слегка добавьте алого,
А носик нужно попрямей,
А щечки можно впалые,
А глазки чуть позеленей —
Ой, ну совсем красавица! —
И рот рисуйте посмелей…
Да вам какая разница?!
Вам фотошопа, что ли, жаль?
Чего вы возмущаетесь?
Всё, не читайте мне мораль,
Вы только отвлекаетесь!
Ресницы делаем длинней
(Ну, не до подбородка же!),
А брови просьба почерней,
А чёлочку – короткую.
А в ушках нарисуйте мне
Серёжки с бриллиантами…
Да ладно, дело не в цене!
Вы с вашими талантами
Могли бы мне сейчас убрать
Лет восемь приблизительно?..
Да ладно, дайте помечтать,
Какой вы нерешительный…

… Ну всё, печатайте скорей!
Нормально вышло личико?..
Ой, мама – это что за гей?!..
А, впрочем, симпатичненько!

«Настоящий он художник!» -
Все с восторгом говорят,
Но в руках его не кисти -
Только фотоаппарат.

Он мгновение любое
Может вдруг остановить,
Чтоб потом для нас с тобою
Все на пленке сохранить.

Снимет он семейный праздник,
Утренник или банкет,
А еще в хрустальной вазе
Замечательный букет.

Мир огромный он покажет,
И не покидая дом,
Обезьянку, кобру даже -
Всех на фото мы найдем.

А теперь признайтесь честно,
Получив фотопортрет,
Что профессий интересней
И важнее просто нет!

Удел фотографа — прекрасные мгновения,
Затвором отсечённые от времени реки…
Судьба фотографа — отбросив все сомнения,
С течением бежать, играя, наперегонки…

Вот подошёл к финалу календарный год.
Имели место в нём: и счастье, и печали;
Наполненные солнцем дни, и дни невзгод;
События, что радость приносили или огорчали…

Но время убежит за горизонт событий,
Оставив след лишь в наших фотоснимках.
И много лет спустя, альбом полузабытый
На стольких лицах вызовет улыбку.

Фотограф-чудотворец, властелин времён!
Дарить улыбки — не твоё ль призвание?
Не даром был ты в этой жизни наделён
Столь не простого ремесла волшебным знанием!

Не пропадёт твой труд, не канет в Лету!
Ещё не время прятать твой мольберт!
Прими, Художник, этот стих, как дань Поэта
Тому, кто кистью именует свет!

Дудник С.

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка». —
«Уколю, — грозится ёж, —
Если снимка не пришлёшь!»

Ты - художник
Настоящий,
Фотографии -
Блестящи,
Муза пусть
Не забывает,
Ежедневно
Навещает!

Фотограф печатает снимки,
Ночная, глухая пора.
Под месяцем, в облачной дымке,
Курится большая гора.

Летают сухие снежинки,
Окончилось время дождей.
Фотограф печатает снимки -
Являются лица людей.

Они выплывают нежданно,
Как луны из пустоты.
Как будто со дна океана
Средь них появляешься ты.

Из ванночки, мокрой и черной,
Глядит молодое лицо.
Порывистый ветер нагорный
Листвой засыпает крыльцо.

Под лампой багровой хохочет
Лицо в закипевшей волне.
И вырваться в жизнь оно хочет
И хочет присниться во сне.

Снимем вас
В профиль иль анфас,
Хоть стоя, хоть лёжа,
Всё будет похоже.
Только не надо моргать,
Щуриться и зевать.
Кашлять нельзя и чесаться,
А только во всю улыбаться.
И будет у вас портрет,
Которого лучше нет.

Ты снимаешь все, снимаешь,
Ты о выставке мечтаешь,
О победе и признанье,
О поклонников вниманье!
Ты - фотограф гениальный,
То веселый, то печальный,
Снимки за душу берут,
В мир волшебный нас ведут!

Фотограф – образец похмельной трезвости
До обмороков мучился со мной.
Кричал на весь кабак: «Работай резкостью,
Фотографируй с меньшей глубиной.

Допустим, цель твоя вот это блюдо,
Бери селедки хвост в передний план,
А дальше диафрагмою орудуй,
И делай мутным водку и стакан».

Я повторял упорно упражнение,
Хвосту селедки щелкая портрет,
Покуда вышибалы заведения,
Не попросили деньги за банкет.

Какой банкет? Я им представил фотки,
Дисплей заставив сотню раз смигнуть,
На первом плане только хвост селедки,
А на втором заметна только муть.

Тут мне открыли в очень резких формах,
Вернув контраст и фокус в задний план.
Пока я делал снимки, мой фотограф,
За счет меня поил весь ресторан.

Моголь

Запечатлел меня фотограф,
Когда мне было восемь лет,
Мою семью, и свой автограф
Поставил снизу на портрет.

Когда десятый класс закончил,
Все тот же мастер прилетел
И всех друзей он, между прочим,
На выпускном запечатлел.

Когда собрался я жениться,
Фотограф дядька - тут как тут,
Вписал он первую страницу,
Когда пошел я в институт.

А после первые шажочки
Моих детей он подловил,
Росли сынки мои и дочки,
Он все мгновенья уловил.

И вот я сам уже не молод
И с удивленьем видеть рад,
Что также бегает фотограф,
Как много лет тому назад.

Надеюсь, он еще поймает
Тот миг, когда помчусь в роддом,
И во внучках души не чая,
Седой, усядусь за столом.

Ты не стареешь, наш фотограф,
Ни на мгновенье, ни на год,
Секрет ты знаешь, это точно,
И твое время не идет.

Остановил ты бег веселый
Минутных стрелок на часах,
Ты стал бессмертным, наш фотограф,
Запечатлев всех нас в веках!

Под сквозными небесами,
Над пустой Невой-рекой
Я иду с двумя носами
И расплывчатой щекой.

Городской обычный житель.
То, фотограф, твой успеx.
Ты заснял меня, любитель,
Безусловно, лучше всеx.

Непредвиденно и дико,
Смазав четкие края,
Растянулась на два мига
Жизнь мгновенная моя.

Неподвижностю не связан,
С уxом где-то на губе,
Я во времени размазан
Между пунктом «А» и «Б».

Прижимаясь к парапету,
Я куда-то так бегу,
Что меня почти что нету
На пустынном берегу.

Дома скажут: «Очень мило!
Почему-то три руки…»
Я отвечу: «Так и было!
Это, право, пустяки».

Кушнер А.

Спето давно всё, спето,
Кто сможет лето вернуть назад?
Бликом морского света,
Оставь хоть это, твой нежный взгляд прощальный.

Пляжный фотограф, помнишь её?
Сфотографируй счастье моё,
Сфотографируй и прояви
Лето моей любви.

Сфотографируй море у скал,
Девушку ту, что я так искал,
Хоть на мгновенье останови
Лето моей любви.

Будет метель кружиться,
И снег ложиться на райский сад.
Только на давнем фото,
Увидит кто-то твой нежный взгляд прощальный.

Пляжный фотограф, помнишь её?
Сфотографируй счастье моё,
Сфотографируй и прояви
Лето моей любви.

Сфотографируй море у скал,
Девушку ту, что я так искал,
Хоть на мгновенье останови
Лето моей любви.

Славоросов А.

Сегодня вместе с папой
Идём смотреть парад.
Мы зарядили плёнкой
Наш фотоаппарат.

На гостевой трибуне
Мы с гордостью стоим,
На стройные колонны
Восторженно глядим.

Солдаты и матросы
Идут за рядом ряд.
И щёлкает, и щёлкает
Наш фотоаппарат.

Я всё сфотографировал:
Парад и праздник наш.
Я всем ребятам покажу
Свой фоторепортаж.

Он выхватил из жизни этот миг.
Отснятый кадр – как будто пропуск в Вечность:
миг оторвался – в кадре стал велик,
и ничего, что время быстротечно.

Он снял то, что казалось всем простым,
обыденным, не стоящим вниманья, –
а снимок пред очами как застыл
на уровне души и подсознанья.

Профессия такая – миг ловить
в прицелы фотолинз. Увековечить
рожденье, смерть, журчание молитв,
народный гнев бушующего вече…

невидимое… тени, двойников
из мира снов, зеркал, иных порталов…
Нажать на кнопку… птичка… так легко
и глубоко, что всем понятным стало.

Миг – нам подарен. Людям после нас.
Он был о нас, – а стал посланьем Леты,
перенося всех зрителей – в тот час,
когда ещё мы не были отпеты…

Скорик С.

Не на рыбалку, не заезжим фатом –
Сомнамбулой на дальние пруды
Опять бреду я с фотоаппаратом
Поймать каприз бликующей воды.

Мне почему-то сладко быть мишенью
Игры, – как будто принял порошок, –
И грезить, что материя в движенье,
Что вскорости все будет хорошо.

А вечером, когда в холодный снимок
Гляжусь я, одинок, как волчий вой,
Вода фактурой старческих морщинок
Уже не обещает ничего…

Но пусть судьба берёт меня в кавычки,
Не спрашивая, жив или не жив, –
Опять перед рассветом по привычке
Я новый подбираю объектив…

Галин М.

Хочешь - солнышко в ладони
На вершине в Гималаях?
Или может быть Феррари
Среди пальм больших в Гавайях?

Может, хочешь ты навек
Жить, про свадьбу вспоминая,
Белый красочный альбом
С фотоснимками листая?

Пусть не волшебник он и все же
Как Копперфильд он не летает,
Но как улучшить нашу жизнь -
Фотограф, безусловно, знает!

Всегда и в стужу, и в метель,
В жару и в непогоду,
Снимает жизни карусель
В любое время года.
На шее фотоаппарат
И объектив огромный,
У вас сниматься каждый рад,
Вы суперский фотограф!

На плёнке чувствительной след остаётся
От вспышки мгновенной и яркой.
Фотограф – волшебник –
Ему удается сберечь без единой помарки

Лишь миг, что ничтожно для вечности мал,
Короткое жизни мгновенье.
В окно объектива секунду поймав,
Её сделать чудо – твореньем.

Пейзажи прекрасные, лица людей
Родных и совсем незнакомых,
Улыбки счастливые взрослых, детей
И сад, что растет возле дома.

Всё это заметит и вмиг сохранит
Он – вспышки-мгновения гений,
Как будто протянет незримую нить
От нас до иных поколений.

Пришел он на землю оставить навек
В истории мира автограф,
Простой с объективом в руках человек
Прекрасного дела – фотограф.

Бегут стремительно мгновенья,
Миг пролетел неповторим.
Фотограф объектив наводит,
Он видит этот мир другим.

Взгляд через линзы аппарата,
Будто художника рука.
Ведь фотография искусство
И с ней работа нелегка.

Будь то закат иль вид природы,
Или отдельный элемент,
Мелькнул сюжет, удачный свет
Щелчок! Запечатлен момент.

И фотографии в альбоме
Портфолио с былыми днями,
На них обычный мир иной,
Наполнен он эмоциями.

Частичку своего таланта,
Частичку света и добра,
Вложил фотограф в каждый кадр
Данного Богом мастерства.

Твори усталости не зная,
Не дрогнет пусть твоя рука,
Ведь фотография искусство,
Искусство, то что на века!

Аларин А.

Прозрачным утром, накануне мая,
Когда листвы лишённый город наг,
Меня снимал фотограф, что снимает,
На свадьбах и похоронах.
Фотограф был артистом – неспроста
Меня фотографировал он долго,
На фоне сада и на фоне дока,
Трамваев и старинного моста.
Согретый газированным вином,
Он говорил, что мы уйдём бесследно,
Что только фотография бессмертна:
От снимка и до снимка мы живём.
Так повторял он, слушателю рад,
Ловя в прицел лучей прикосновенье.
Уменьем останавливать мгновенье,
Владел его нехитрый аппарат.
Был пьяный мастер мудрым, как Харон,
И было мне запечатлеться лестно,
На полпути в пути моём безвестном,
От свадеб до грядущих похорон.

Городницкий А.

Скорее, скорее, скорее
Глазами плыви сквозь волну!
Тебя я дыханьем согрею,
Всей памятью к жизни верну.

Но ты уже крепко застыла,
И замерла волн полоса.
И ты про меня позабыла -
Глядят неподвижно глаза.

Но столько на пленке хороших
Ушедших людей и живых,
Чей путь через смерть переброшен,
Как линия рельс мостовых.

А жить так тревожно и сложно,
И жизнь не воротится вспять.
И ведь до конца невозможно
Друг друга на свете понять.

И люди, еще невидимки,
Торопят - фотограф, спеши!
Фотограф печатает снимки.
В редакции нет ни души.


Так, чтоб рядом звонко пели птицы,
Словно в даль смотрю я голубую,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.

Ты сними, сними меня, фотограф,
Так, чтоб я смеялась беззаботно,
Так, чтоб я была неотразимой,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.


Чтобы не было в глазах печали,
Чтобы взгляд был полон превосходства,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.

Ты сними, сними меня, фотограф,
Прояви же так свое умение!
Чтоб на фото я была счастливой,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.

Так сними, сними меня, фотограф,
Чтоб я даже вызывала зависть
Радостью своей и оптимизмом,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.

Ну, давай, давай, снимай, фотограф!
Будто б я окружена друзьями,
Будто б я довольна этим миром,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.


На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает. Но вот что интересно:

На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет, куда не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
и улыбаются… И птичка вылетает.

На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны (для тех, кто понимает)
Все наши глупости, и мелкие злодейства,
На фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку,
На фоне Пушкина! И птичка вылетает…

Окуджава Булат

Фотограф, парень очень важный.
Он творческий, порой отважный.
Он добрый, милый и не злой.
Всегда в работе с головой.

Он знает, что такое фильтры,
Как ставить свет и где дать тень.
Он может с радостью, с улыбкой,
Снимать хоть час, хоть целый день.

Так пусть же горя он не знает,
Пускай усталость не берёт,
Пусть не догонит его старость,
И счастье он свое найдёт.

Участники: педагоги дополнительного образования, учителя общеобразовательных школ

Место проведения: кабинет для занятий

Время проведения: 45 минут

Оборудование: мультимедийная установка, памятка с текстами упражнений по технике речи, листы бумаги с текстами стихотворений, ручки, маркеры, мыльные пузыри, свечи /тонкие полоски бумаги - не более 10 см.

Организационный момент. Приветствие.

Целеполагание.

В 2006 году мной была разработана программа «Занимательная риторика». Ее цель - развитие и совершенствование речевых навыков у детей; мотивированное употребление вербальных и невербальных средств в конкретных условиях общения.

Чем мы занимаемся с детьми на занятиях? Редактируем тексты, устраняя речевые ошибки и штампы; исполняем одиночные и парные этюды; строим коммуникативные ситуации, учимся выразительному чтению стихотворений с элементами театрализации и импровизации и многому другому. Для успешного проведения занятий необходима доброжелательная атмосфера, в которой дети чувствуют себя свободно и раскованно.

Цель данного мастер-класса - развитие эмоциональной сферы в процессе обучения выразительному чтению стихотворений.

Речевая разминка. Дыхательная гимнастика.

Каждое занятие с детьми начинается с простого, но очень важного этапа - отработки артикуляционных навыков, выполнения дикционных и дыхательных упражнений. Этим мы и займемся.

(Участники повторяют выполнение упражнений за педагогом)

Цель первого блока упражнений: разогреть мышцы дыхательного аппарата.

* Нарисовать языком во рту радугу, рот клоуна (от уха до уха)

* Произношение сложных сочетаний: «пдга», «пдго», «пдгу» (со всеми гласными), «птка»…

*«Свеча» Делаем бесшумный вдох через нос (!), затем дуем на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно отклоняться пламя. Выдох делается тонкой уп-ругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

* «Мыльные пузыри» Надуваем мыльные пузыри, стремясь к тому, чтобы они лопа-лись не сразу, а становились как можно больше. Затем выполняем те же действия, отставив пузырек с мыльными пузырями.

Повторяем упражнения несколько раз, добиваясь ровного дыхания.

Цель второго блока упражнений: развить спокойную, плавно звучащую речь:

* Свистит ветер: ССССССС...

Шумят деревья: ШШШ...

Летит пчела: ЖЖЖЖЖЖ...

Комар звенит: 3333333...

Развить волевую, но сдержанную речь:

* Работает насос: ССССС! ССССС! ССССС!

Метет метель: ШШШШ! ШШЩШ! ШШШШШ! Сверлит дрель: 33333! 33333! 33333!

Развить эмоциональную речь в быстром темпе:

* Кошка сердится: Ф! Ф! Ф! Ф!

Пилит пила: С! С! С! С!

Заводится мотор: Р!Р!Р!Р!

Первичное усвоение и закрепление знаний.

Для отработки навыков выразительного чтения (постановки логического ударения, интонационной выразительности речи, темпо-ритма) наиболее интересными являются тексты, включающие в себя разнообразные по эмоциональной выразительности диалоги. Продемонстрирую это на примере небольшого стихотворения В. Берестова «Нелегко снимать зверей»:

(педагог выразительно читает стихотворение)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

Обратите внимание на то, как по-разному (интонационно) говорят герои (заяц, мышь и др.).

Какие слова в тексте «подсказывают» правильность постановки логического ударения, влияют на интонационную выразительность и в целом - на текст? Это так называемые слова - «помощники», в роли которых выступают чаще всего (но не всегда) глаголы. Подчеркните их. Обратите внимание на расстановку знаков препинания. Они влияют на темпо-ритм и силу голоса.

(на экране отображен текст стихотворения с выделением слов - «помощников». Участники сопоставляют свой вариант с изображением на экране и вносят поправки)

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, - грозится Еж, -

Если снимка не пришлешь!»

(Участники мастер-класса получают карточки с текстом стихотворения и пробуют повторить чтение).

4. Практическое применение полученных знаний.

Перед вами на экране текст стихотворения А. Фронденберга «Великан и мышь».

«ВЕЛИКАН И МЫШЬ»

Тсс… Тихо! Слушайте, ребята!

Жил великан один когда-то.

Во сне вздохнул он что есть силы

И мышь живую проглотил…

Бедняга побежал к врачу.

Я мышку съел, я не шучу!

Помилуйте, какие шутки,

Она пищит в моем желудке!

Был врач умнейший человек.

Он строго глянул из-под век…

Откройте рот, скажите: А-а-а.

Живую мышь? Зачем? Когда?

Так что же вы сидите?

Идите кошку проглотите!

Прочтите внимательно и ответьте на следующие вопросы:

Сколько героев в данном стихотворении?

Опишите состояние великана, оказавшегося в трудной ситуации. Меняется ли оно в процессе разговора с доктором?

Как ведет себя доктор?

Отметьте слова - «помощники» и прочтите стихотворение вслух.

А теперь позвольте представить вам воспитанницу детского объединения «Занимательная риторика» Сирадзе Алину - неоднократного призера окружных и городских конкурсов чтецов. Она продемонстрирует свое видение этого стихотворения.

Рефлексия. Подведение итогов.

Что вам показалось интересным и, возможно, ценным в будущей деятельности?

Что давалось легче? Что показалось более трудным и почему?

Итак, вам необходимо ответить на вопрос: что «слово может»?

Литература:

Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005

Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9

Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.