1. БОДЛЕР
2. ВЕРЛЕН
3. РЕМБО
4. МАЛЛАРМЕ
5. ВАЛЕРИ
6. КРО
7. КОРБЬЕР
8. РОЛЛИНА
9. РИШПЕН
10. НУВО

МЕСТО/ПОЭТ/ГОДЫ ЖИЗНИ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ/ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ/ИНТЕРЕСНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СОБЫТИЯ/ПОСЛЕДНИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ

1. БОДЛЕР ШАРЛЬ/1821-1867/46/Романтизм-Символизм-Модернизм/«Цветы зла»

На его творчество большое влияние оказали Сент-Бёв, Готье, Э. По, Байрон, Мильтон. Сильно увлекался алкоголем и опиумом. Своей школы не создал, но для всех символистов имя Бодлера было священным. Э. По считал его своим духовным братом.

Последние годы отмечены тяжёлыми материальными лишениями и болезнями. Страдал припадками нервной болезни, завершившейся потерей памяти и параличом.

2.ВЕРЛЕН ПОЛЬ/1844-1896/52/Импрессионизм-Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Сатурнические стихотворения»; «Галантные празднества»; «Давно и недавно»; «Мудрость»; «Добрая песня»; «Песни без слов».

Один из основоположников литературного импрессионизма и символизма. Наиболее чтил творчество Бодлера и Малларме.

В 19 лет пережил любовный кризис в отношениях со своей кузиной Элизой, неожиданная смерть которой повлияла на всё его будущее: в его будущее прочно вошёл алкоголь.

Тяга к абсенту способствовала зарождению в его жизни и поэзии – меланхолии. Он женился, но брак не принёс ему счастья. В дальнейшем имел страстную привязанность к Рембо – в результате: бродяжничество, пьянство, разрыв с семьёй, покушение на жизнь своего друга, тюрьма. Затем страстная дружба со своим учеником Люсьеном Летинуа.

Однако Люсьен внезапно умер от тифа. Далее – запой, скандалы, тюрьма. Верлен до конца своих дней не мог успокоиться, собирал стихи Рембо, издавал их. Им руководила одна страсть: он жаждал продлить гениальность Рембо, растянуть её во времени, доказать всем, что его, чуть ли не рабское преклонение перед этим юным извергом – это прежде всего понимание исключительности таланта его товарища.

Первый ввёл термин «ПрОклятые поэты», т. е. отверженные и непризнанные собратья по перу, которые и сами не желали вписываться в окружающий мир буржуазного успеха и скучной добропорядочности. Устраивал у себя литературные «среды». С 1885 г. сказался упадок его дарования. Полсотни его стихов оценены и сохранены потомками по достоинству.

Был предтечей верлибра (т. е. свободного стиха).

Его стихи печатались тиражами в 500 экз., да и те не продавались. Но молодёжь конца 80-х годов вдруг нашла его, влюбилась в него и провозгласила его своим вождём, мэтром, «королём богемы» и после смерти Шарля Леконт де Лиля (в 1894 г.) «королём поэтов».

Верлен был музыкален, как никто, пожалуй, из стихотворцев Франции. Он был «яснее» своих учеников. В речах, произносимых над его могилой его уже называли «великим».

3. РЕМБО АРТЮР/1854-1891/37/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Пьяный корабль»; «Пора в аду»; «Озарения»; «В зелёном кабачке»; «Спящий в ложбине»; «Срам».

Родился на севере Франции, а умер в Марселе в возрасте 37 лет. На первых порах, при всей его самобытности, Рембо идёт по стопам Вийона, Гюго, своего «бога» - Бодлера, соперничает с ними. Лирическое наследие Рембо невелико. В 15 лет он начал писать, в 19 – бросил.

Его жизнь стала мифом. Он четырежды убегал из дома, пытался сойтись с коммунарами, сочинял и посылал стихи Готье, Верлену.

В стихах он богохульствует, издевается над всеми, ненавидит церковь, готов пародировать предшествующую и современную поэзию. В конце концов, Верлен пригласил талантливого юношу в Париж, где начинается их роман, который впоследствии сломал жизнь старшему и измучил младшего.

Роман длился 1,5 года и закончился пресловутым брюссельским выстрелом в Рембо и тюрьмой Верлена. Рембо отказался писать, считая, что достаточно мыслить. Вскоре подобный путь пройдёт и Валери.

Однако философия Валери была, прежде всего, философией собирательной и гармонизирующей, - и он вернулся к творчеству. Философия Рембо была же такой же саморазрушительной, как и всё в его жизни.

После разрыва с Верленом Рембо бросает писать и начинается кочевая жизнь. В результате он оказывается на больничной койке и умирает от гангрены.

На знаменитой картине Анри Фантен-Латура «Угол стола» изображены 8 поэтов, в т. ч. Верлен и Рембо.

4. МАЛЛАРМЕ СТЕФАН/1842-1898/56/Символизм (Декаданс)/«Иродиада»; «Надгробные тосты Готье, Бодлеру, По, Верлену»; «Падение Фавна».

Сильное влияние на его творчество оказал Бодлер. Малларме восхищался Э. По. Для его творчества характерны два периода: «Парнасский» (60-е годы) и «Символистский» (80-е– 90-е годы). Все говорили о «темноте» его поэтического языка. В трактате «Что такое искусство?»

Л. Толстой приводит стихотворение Малларме в качестве примера произведения совершенно лишённого смысла. В своём парижском доме устраивал по вторникам литературные вечера для молодых поэтов. Его самый известный ученик – Поль Валери. У него были проблемы во взаимоотношениях с А. Франсом, который воспротивился публикации «Фавна» в сборнике «Современный Парнас».

Наряду с Достоевским оказался предтечей экзистенциальной литературы. Поздний Малларме – едва ли не самый «тёмный» из французских лириков.

Более 20 лет страдал бронхитом. Умер от кровотечения в лёгких.

5. ВАЛЕРИ ПОЛЬ/1871-1945/74/Символизм-Модернизм/ «Альбом старых стихов»; «Очарования».

Любимый ученик и последователь Малларме. Ратовал за «чистую», т. е. «абсолютную» поэзию. Рильке выражал восторг его поэзией. Общался с А. Жидом, Ренье. Настойчиво не хотел печататься, как и его первый наставник – Малларме.

В 1924 г. избран председателем ПЕН-клуба. После смерти А. Франса (к которому относился негативно из-за отношения последнего к Малларме) кресло во Французской Академии перешло к Валери.

Пережил войну. Умер 20 июля 1945 г. и генерал де Голль превратил его похороны в событие международного масштаба.

6. КРО ШАРЛЬ 1842-1888/46/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Зелёный час»; «Копчёная сельдь»; «Ожерелье из когтей».

При жизни вышел только один его сборник «Сандаловый ларец». Многие его стихи положены на музыку. Интересовался наукой. Делил литературные труды с научными трудами и алкоголем. Его стихи печатали, но редко.

Одна из наиболее ярких фигур парижской богемы 70-80-х годов.

Умер от полной несогласованности внутренних органов в полной бедности.

7. КОРБЬЕР ТРИСТАН/1845-1875/30/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/ «Эпитафия»; «Часы»; «Париж».

Его, как и многих других талантливых поэтов Франции, открыл Верлен, посвятив ему статью в 1883 г. Корбьер при жизни успел издать только одну книгу стихов «Жёлтая любовь».

Безысходная и трагическая любовь к итальянской актрисе определила всю его дальнейшую жизнь. Считал себя никчемным, некрасивым, способным только читать книги и заниматься творчеством. Трудно найти другого такого поэта, который с такой самоотдачей издевался бы над самим собой.

В детстве заболел ревматизмом, перешедшим в чахотку, - и эта болезнь в 30 лет свела его в могилу.

8. РОЛЛИНА МОРИС/1846-1903/57/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Неврозы»; «Бездна».

Был типичной фигурой декаданса, с теми же крайностями в характере и в творчестве, что были свойственны «проклятым поэтам». Добившись первых успехов и славы, он с головой окунулся в жизнь богемы, но не спился, как Кро; разочаровался во всём и вся, но не опустился на дно, как Верлен; отошёл в сторону, но не порвал с поэзией, как Рембо.

Его отец был близким другом Ж. Санд, сыгравшей значительную роль в судьбе Мориса. Он поначалу во всём ей подражал и свою первую книгу «На вересковых пустошах» посвятил её памяти.

Снискал славу как певец и пианист, и прежде всего, как исполнитель песен на стихи Бодлера. Ощущал себя прямым наследником идей Бодлера и Э. По.

Был типичным бодлерианцем – заимствовал пессимизм Бодлера.

Жена его покинула, и он впал в чёрную меланхолию.

Его постигла душевная болезнь (мучительная, но разве что не такая многолетняя, как у Нуво), которая и приблизила его уход. Нелады со здоровьем, явно перешли в психологическую болезнь.

В 1903 г. он дважды пытался покончить с собой и в конце этого года умер.

9.РИШПЕН ЖАН1849-1926/77/Символизм (Декаданс)/«Проклятые поэты»/"Песнь босяков»; «Баллада повелителей бродяг»; «Ласки»; «Перелётные птицы».

Ему не чужды были анархизм и авантюризм. Он сменил множество профессий, пел песенки собственного сочинения, прошёл полстраны с цыганским табором. Его закадычными друзьями были герои кабачков Латинского квартала – Верлен, Рембо. Нуво, Роллина, Кро.

Он был человеком недюжинной силы и неуёмной энергии. Его многие любили, даже Флобер. Он прославил сам дух декадентства. Но, начиная со 2-ой половины 80-х годов его талант поддался духу «коммерческой» литературы того времени.

Он был автором 9 сборников стихов, многочисленных романов, в т. ч. исторических, двух с лишним десятков пьес и даже киносценариев (он застал эпоху немого кино и сам играл в некоторых фильмах). В 1913 г. (ещё при его жизни) одной из улиц XVI парижского округа было присвоено имя поэта.

Со временем он превратился во вполне респектабельную фигуру французской литературы и культуры.

В 1908 г. он был избран в члены Французской Академии.

Он умер в признании и в полузабвении. К тому времени уже мало кто помнил его стихи и прозу, но пели его стихи, не зная, кто их автор.

10. НУВО ЖЕРМЕН/1851-1920/69/Символизм(Декаданс)/«Проклятые поэты»/«Доктрина любви»; «Валентинки».

Он познакомился с Рембо, когда тому было 19 лет, а Нуво – 22 года. Рембо отправился в Лондон, и Нуво безоглядно последовал за ним. Столь же безоглядно потянулся он и к Верлену, с которым его познакомил Рембо.

Одно время Нуво был единственной ниточкой, которая связывала навсегда разошедшихся друзей. В ту эпоху их – Верлена-Рембо-Нуво – представляли чуть ли не как одного поэта о трёх лицах, как поэтическую Троицу.

В мае 1875 г. Рембо порывает с прошлой жизнью и начинает новую, а Нуво под влиянием Верлена обращается к католицизму. Что в конечном итоге приведёт его к неизбежному концу большинства декадентов – конфликту с миром и одиночеству.

Склонный к мистике Нуво уходит от светской жизни в религиозную экзальтацию, в отличие от Верлена, который от религии и высоких помыслов спускается на дно жизни. Нуво переживает несколько душевных кризисов, попадает в дом для умалишённых. Начинает многолетнее паломничество по свету, запрещает издавать свои книги, бродяжничает, тень Рембо ведёт его на Восток.

Две его книги, подготовленные его друзьями вышли без его ведома.

Через год после его смерти появился томик его стихов, открывший почти неведомого поэта уже совершенно новому литературному миру, который готовились завоевать сюрреалисты. Оказалось, что он был в большей степени профессиональным поэтом, чем профессиональным нищим.

ПОЭТ/ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

КОРБЬЕР 30
РЕМБО 37
БОДЛЕР 46
КРО 46
ВЕРЛЕН 52
МАЛЛАРМЕ 56
РОЛЛИНА 57
НУВО 69
ВАЛЕРИ 74
РИШПЕН 77

БОДЛЕР. Фото из интернета

Франция – страна поэтов и писателей. В конце 19 века она была центром сбора интеллигенции всего мира. Все поэты, музыканты, художники того времени собирались в кафе и ресторанах Парижа и некоторых других городах страны.

Известные поэты Франции:

1) Пожалуй, самым известным поэтом Франции был Шарль Пьер Бодлер (Charles Pierre Baudelaire). Уроженец Парижа, с детства был приучен отцом, художником Франсуа Бодлером, к искусству. Привык к походам в музеи, галереи, был знаком со многими художниками того времени. Когда маленькому Пьеру было 6 лет, его отец умер. В возрасте 11 лет мальчик был отдан на обучение в пансион города Лиона, в 1836 – поступил учиться в колледж св. Людовика в Париже.

Начал писать Бодлер после того, как получил большое наследство отца и стал вести жизнь «бездельника». Он пристрастился к гашишу, опиуму. Некоторые его произведения были посвящены влиянию этих наркотиков на организм человека, например «Поэма о гашише», изданная в 1858 году. В сборнике под названием «Искусственный рай» (1860) Бодлер написал о своем негативном опыте употребления наркотиков и методов борьбы с ними.

В 1857 году выходит еще один поэтический сборник произведений Бодлера под названием «Цветы зла», который вызвал шок у читателей, поэтому цензуре на некоторое время пришлось запретить его издание. Стихотворения в прозе в сборнике «Парижский сплин» были опубликованы в 1860 году.

2) Виктор Гюго стал национальным героем Франции. Его день рождение отмечает вся страна. В 1881 году в честь его семьдесят девятого дня рождения на авеню Эйлау была воздвигнута триумфальная арка.

В возрасте пятнадцати лет Виктор стал переписывать стихи латинских поэтов. Воспитывался в пансионате св. Маргариты в Париже и мечтал о том, чтоб достигнуть мировой славы писателя. Самые известные литературные сборники поэта имеют название «Осенние листья», «Восточные мотивы».

3) Не менее известным поэтом Франции также был Вольтер Франсуа-Мари (François Marie Voltaire). Он учился в колледже иезуитов. Его отец хотел, чтобы сын стал юристом, но Франсуа-Мари выбрал путь литературного творчества.

Произведения Вольтера преследовались цензурой за издевательство над религией (поэма «Светский человек»). В 1746 году был назначен придворным поэтом в поместье госпожи Помпадур. Через время был изгнан со двора и обвинен в политической неблагонадежности.

Самая известное произведение Вольтера — поэма «Агафокл».

4) Среди современных поэтов Франции наиболее ярким представителем является Андре Вельтер . Автор двух рок-опер посетил много стран в поисках творческого вдохновения. Он является постоянным организатором культурных мероприятий, которые регулярно проводятся во Франции.

Андре Вельтер – инициатор устной формы поэзии. Его публичные выступления производят неизгладимое впечатление на публику. Также поэт Серж Пей, живущий в Тулузе, также славится хорошим контактом с публикой.

Франция всегда была меккой для интеллигенции и поэтической элиты. Сегодня в стране проживает много известных писателей, которые привлекают не только замечательными произведениями, но и своей энергетикой.

Обреченные отщепенцы, стремящиеся к гибели, бунтующие против порядка, морали, религии, страдающие от непризнанности, мучающиеся ощущением заката эпохи и цивилизации. Они искали спасение от душевного кризиса в самоиронии, видели очарование уныния и красоту упадка. Возведя красоту в абсолют, они находили ее даже в уродстве. Наследники Бодлера и предшественники символистов, французские лирики последней трети 19 века – они вошли в историю мировой литературы как «Проклятые поэты»

Вообще-то их никто не проклинал. Проклятые поэты – это не поэтическая школа, не творческое объединение и не литературная эпоха. Это название цикла очерков Поля Верлена о поэтах современниках. Изначально в цикл вошли три статьи – оТристане Корбьере, Артюре Рембо и Стефане Малларме. Через несколько лет – в 1888 году -книга была переиздана и в нее вошли также очерки о Марселине Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адаме и самом Верлене. Себя автор описал под именем Бедного Лилиана (Pauvre Lelian). Название цикла очерков стало нарицательным – проклятыми поэтами стали называть и других французских поэтов 1870-1890 годов. Так, со временем список «проклятых» пополнился такими именами, как Шарль Кро, Морис Роллина, Жан Ришпен, Жюль Лафорг и Жермен Нуво.

Творчество Проклятых поэтов приходится на последнюю треть 19 века – период декаданса. Декаданс – это тоже не литературная школа. Это кризис европейской культуры
конца 19 – начала 20 века. Период, для которого характерны были упаднические настроения (собственно и само слово Декаданс в переводе с французского означает упадок), разочарование в общепринятых
ценностях, отрицание позитивных доктрин в искусстве. Трагическое ощущение «конца века», надтреснутая червоточина неприкаянности, изгойства, сумеречное томление духа объединяет крупных французских лириков конца 19 века. При этом практически все проклятые поэты, за исключением Жюля Лафорга, сторонились кружка декадентов. В отличие от декадентов, соскользнувших в «упадничество» и воспевавших свою хандру, настроения проклятых поэтов не исчерпывались констатацией своего отщепенства. Они пытались преодолеть эту неприкаянность, изгойство, душевный кризис. И именно этот поиск выхода, это нежелание мириться с удручающим положением вещей, стремление преодолеть болезненную тоску, подняться над несовершенством мира и обеспечивали тот трагический накал, благодаря которому произведения проклятых поэтов стали непреходящим достоянием французской словесности.

Поль Верлен

Окрестивший себя и своих коллег по перу «проклятыми поэтами», Поль Верлен видел себя «грешным великомучеником и трепетным певцом». Именно так он описал себя под именем «Бедного Лилиана» в знаменитом цикле очерков. Самый старший и самый одаренный из «проклятых поэтов», Верлен и в жизни, и в творчестве боролся с засасывавшей его трясиной хандры и порока. Собственно, все его творческое наследие можно сравнить с сентиментальным дневником, в котором он от книги к книге описывает мытарства своей слабой души, свои метания между чувственностью и религиозностью, между бездной греха и жаждой чистоты. Безвольный и падкий на соблазны «зеленого змия», «красных фонарей» и другие не менее запретные, Поль Верлен всю жизнь боролся с собственной природой, утягивающей его в скверну порока. Поэт не мог быть счастлив, ведя благочестивую, праведную жизнь – ему невыносим добропорядочный буржуазный уют, он не любит жену, ему чужды и непонятны идеалы буржуазного общества. И в то же время, он сгорает от стыда, погружаясь на дно общества – проводя время в трактирах, публичных домах, бродяжничая с младшим другом Рембо, ставшим его любовником. Этот, постоянно тлеющий внутри конфликт, приводил к вспышкам бешенства, когда он стрелял в Рембо, избивал жену, гонял по улице мать. Безвольные метания пагубно сказывались на жизни поэта, но именно они стали основной темой его творчества, и в какой-то мере – постоянным источником его вдохновения.

«Я — римский мир периода упадка» - высказался как-то о себе поэт. Поэзия Верлена отражает ту хандру и душевный разлад, который преследовал его всю жизнь. Печальный, поникший, заблудший Верлен во всеуслышание возвещает о тяжком кресте, взваленном на него судьбой, описываемые им распутство, пьянство, тление – своего рода самораспятие, вершимое ради прозрения.

Стоит отметить, что Верлен – один из самых музыкальных поэтов Франции, задушевно-певучий, без запальчивости и накала. Его поэзия настолько мелодична, что порой заунывная колдовская напевность стихотворений отодвигает на задний план смысловую наполненность произведения.

пусть слово только ложь
оно еще и звук
часть музыки которой все доступно

Поль Верлен не живописует и не рассказывает. Его поэзия – это скорее смазанный, точечный рисунок, зарисовка, которая рождает у читателя нужное настроение. Двумя лучшими, главными,книгами поэта считаются «Песни без слов» (1874) и «Мудрость» (напечатана в 1880 г., но писалась в основном пятью-шестью годами раньше).

Артюр Рембо

Артюр Рембо

Мятежник и бродяга, поэт-подросток Артюр Рембо отдал творчеству всего 4-5 лет своей жизни. Этого хватило ему, чтобы этот строптивый и неотесанный юнец из города Шарлевиля в Арденнах вошел в историю мировой литературы, как легендарный предтеча всех революционных авангардистов грядущего столетия. Рембо – самобытный, порывистый, дерзкий – во многом последователь Бодлера. Как и Бодлер, юный Рембо испытывает неприязнь к пошлости буржуазного мира. Но в отличие от большинства преемников Бодлера,он не ограничивается обличением несовершенства реальности, но пытается найти реальность другую, подлинную и нездешнюю, которую необходимо обрести. Поиск этой реальности, которую так и не смог отыскать в своем творчестве Артюр Рембо, стал наверно самым дерзким покушением на вековые устои французской поэзии. Рембо, как поэт, заявил о себе уже в возрасте 16 лет, когда было опубликовано его первое стихотворение. Затем были путешествие по северу Франции и югу Бельгии, богемная жизнь в Париже, где он жил у Верлена, Шарля Кро, Теодора Банвиля, скитания с Верленом по Европе. Рембо было 19 лет, когда во время ссоры Верлен прострелил ему запястье. После этого Артюр Рембо вернулся к матери, на ферму Роше . Он был учителем, солдатом, торговцем и мореплавателем. Но никогда больше не занимался поэзией.

Все творчество Артюра Рембо пронизано неприкаянностью, поэт ощущает себя чужаком в буржуазном мещанском мире, он бросает вызов всему оседлому, обывательскому . Поначалу он пытается подражать Верлену, Гюго, Бодлеру, но сразу же привносит в поэзию нечто свое – его слог порывисто свеж и свободен, он едок и циничен, насмешлив и яростно-богохулен, его образность неожиданно радужна, метка, пронзительна. Лучшим произведением Артюра Рембо считается стихотворение «Пьяный корабль» - лиричный миф-исповедь о дивной приключенческой одиссее. Корабль без команды, с изорванными парусами и сорванным рулем несется мимо чудес и опасностей. Стихотворение открыто для самых разных трактовок и толкований. Насыщенные пестрые зарисовки, россыпь метафор, ошеломляюще-неожиданная образность – семнадцатилетний поэт продемонстрировал мастерство зрелого автора. В своем стремлении к свободе и экспериментированиюАртюр Рембо приходит к верлибру. Считается, что первый французский верлибр был написан именно им – это стихотворение под названием «О море»

Повозки серебряные и медные

Стальные и серебряные форштевни

Вздымают пену,

Взрезают пласты сорняков.

Течения пустоши,

И глубокие борозды отлива

Циркулируют к востоку,

В сторону столбов леса,

В сторону стволов мола,

Где острый край задевают каскады света.

Также в форме верлибра написаны его поэмы в прозе – «Сезон в аду» и «Озарения»

Шарль Кро

Искрометный и колкий Шарль Кро - автор всего двух поэтических книг «Сандаловый ларец» (1873) и посмертной «Ожерелье из когтей» (1908). При жизни Кро был куда больше известен, как изобретатель фонографа и исследователь звуковых волн, а вот его творчество воспринималось современниками как нечто несерьезное, некое «баловством пером». Однако, собранное в два небольших сборника творчество Шарля Кро доказывает, что он был отнюдь не случайным любителем. Под маской легковесного сочинителя безделиц и эпиграмм скрывался тонко чувствующий эпоху, наблюдательный и чуткий лирик. Ироничная, дразнящая, порой едкая усмешка у Кро – лишь ширма, которой он пытается прикрыть щемящую тоску, а порой и ужас перед давящей, удушающей обыденностью. Даже когда эта хрупкая защита падает под натиском беспощадной реальности, поэт находит силы не опустится до слезливых сетований, он – сдержан. Болезненную исповедь он облекает в форму нехитрой песенки, любовную тоску прячет за грациозным намеком, об отверженности, неприкаянности, характерной для всех «проклятых», говорит невзначай, мимоходом, нередко прикрывая это горькой скупой улыбкой. Трагическое достоинство Шарля Кро подчеркивает сплав смысловой и стилевой разнозаряженности его произведений.

Тристан Корбьер

Тристан Корбьер

Поэзия Тристана Корбьера – это гремучая смесь из беспощадных бурлескных каламбуров, богохульных молитв, едкого сарказма, грубой и прямой простоты. Смерть с улыбкой, слезы со смехом, нежность с болью, ирония с отчаяньем – угловатые, запальчивые, щемящие его произведения неизменно трагичны. Как и все его «проклятые» товарищи по перу, Корбьер ощущает себя чужаком, несправедливо отверженным на чадном и уродливом пиру – таковым видится поэту буржуазный окружающий мир. И поэт не склонен преукрашать неприятную реальность, напротив, он – обличитель, которы й доносит до читателя грубую, нагую правду. Сын моряка и приморский житель, он в стихотворении «Люди моря»опровергает прекрасные легенды восторженных путешественников, рассказывая о матросском уделе. Описывая город в стихотворении «Дневной Париж», Корбьер говорит о язвах, накипи, уродстве.

Дежурные харчи бог-повар раздает,

В нихпряностью — любовь, приправой острой — пот.

Толпойвокруг огнятеснитсявсякий сброд,

Ипьяницы спешат рассестьсяинапиться,

Тухлятина бурлит, притягиваялица

Поэт достаточно вольно обращался не только со словом, но и с классическими правилами стихосложения, экспериментируя с ритмом, синтаксисом, разговорными перебивками, перечислениями. Он стал автором всего одной книги - «Желтая любовь» (1873).

Жюль Лафорг

Клоун с печальной улыбкой, Жюль Лафорг, единственный из «проклятых поэтов» примыкал к декадентам. Поэзия Лафорга беспросветно и томительно печальна. Чему собственно радоваться, если поэт уверен, что любое начинание обречено на поражение. По мнению Лафорга, все что можно сделать в подобной ситуации – это подтрунивать над собственной ущербностью, попытаться спрятать ее за шутовской ухмылкой. Отсюда и маска-автопортрет грустного клоуна, которая мелькает и в двух его прижизненных сборниках - «Заплачки» (1885) и «Подражание богоматери нашей Луне» (1885), и в посмертных - «Цветы доброй воли» (1900) и «Рыдание Земли» (1901)

Несмотря на полную обескураженность перед жизнью, Лафорг не боялся искать новые решения в поэтике, более того, он был одним из самых смелых экспериментаторов. Именно этот грустный клоун, умерший в 27 лет от туберкулеза стал первым французским поэтом, который всерьез занялся разработкой французского верлибра. Жюль Лафорг занимался переводами американского основоположника верлибра Уолта Уитмена, который произвел на него сильное впечатление. Впрочем, Лафорг вплетал свой верлибр в привычные ему размеры. Поль Верлен, придумавший формулу «проклятых поэтов», не признал в декаденте Лафорге такового, однако его ошибку исправили потомки.

Стефан Малларме

Стефан Малларме сначала примыкал к парнасцам, позже стал одним из лидеров символистов. Мастерству поэт учился у парнасцев, считая парнасца Банвиля своим учителем. А вот мироощущением, как и все «проклятые поэты», Малларме обязан Бодлеру. Однако, в отличие от кающегося грешника Верлена или запальчивого мятежника Рембо, Малларме не обличитель и не революционер. Он – терпеливый, дотошный созерцатель, который ищет непреложный корень вещей и подбирает слова, чтобы указать на него читателю. Поэт выверял каждую букву, в стремлении до достигнуть совершенства, довести до предела завершенности лирику конца века. Малларме кристаллизировал в своей поэзии распыленные в воздухе Франции настроения упадничества и неудовлетворенности, томительной тоски и отрицания причастности к происходящему, жажды поиска чего-то иного, неизвестного, но настоящего. Он пытался осмыслить перепутья французской поэзии тех лет и понять к каким целям они ведут. Стефан Малларме настолько тщательно подходил к работе, что в результате все его творческое наследие, на создание которого ушла вся его жизнь, вместилось в небольшую книжечку — «Стихи и проза», 1893. А он всю жизнь писал Книгу – свою самую главную, самую совершенную, которая должна была бы вместить в себя результаты его многолетних кропотливых трудов. «все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в книге» - таков был девиз Стефана Малларме. Книгу – мифическую, выстраданную, совершенную, ему так и не суждено было написать. Но вклад Малларме в развитие французской поэзии от этого отнюдь не меньше – он внедрил в лирику Франции свой слог, который не канул бесследно, но стал той основой, на которой смогли вырасти поэты будущего века. А его стремление к Идеалу-Абсолюту было подхвачено будущими поколениями.

Возможно, Вам также будет интересны:

Обреченные отщепенцы, стремящиеся к гибели, бунтующие против порядка, морали, религии, страдающие от непризнанности, мучающиеся ощущением заката эпохи и цивилизации. Они искали спасение от душевного кризиса в самоиронии, видели очарование уныния и красоту упадка. Возведя красоту в абсолют, они находили ее даже в уродстве. Наследники Бодлера и предшественники символистов, французские лирики последней трети 19 века – они вошли в историю мировой литературы как «Проклятые поэты»

Вообще-то их никто не проклинал. Проклятые поэты – это не поэтическая школа, не творческое объединение и не литературная эпоха. Это название цикла очерков Поля Верлена о поэтах современниках. Изначально в цикл вошли три статьи – оТристане Корбьере, Артюре Рембо и Стефане Малларме. Через несколько лет – в 1888 году -книга была переиздана и в нее вошли также очерки о Марселине Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адаме и самом Верлене. Себя автор описал под именем Бедного Лилиана (Pauvre Lelian). Название цикла очерков стало нарицательным – проклятыми поэтами стали называть и других французских поэтов 1870-1890 годов. Так, со временем список «проклятых» пополнился такими именами, как Шарль Кро, Морис Роллина, Жан Ришпен, Жюль Лафорг и Жермен Нуво.

Творчество Проклятых поэтов приходится на последнюю треть 19 века – период декаданса. Декаданс – это тоже не литературная школа. Это кризис европейской культуры
конца 19 – начала 20 века. Период, для которого характерны были упаднические настроения (собственно и само слово Декаданс в переводе с французского означает упадок), разочарование в общепринятых
ценностях, отрицание позитивных доктрин в искусстве. Трагическое ощущение «конца века», надтреснутая червоточина неприкаянности, изгойства, сумеречное томление духа объединяет крупных французских лириков конца 19 века. При этом практически все проклятые поэты, за исключением Жюля Лафорга, сторонились кружка декадентов. В отличие от декадентов, соскользнувших в «упадничество» и воспевавших свою хандру, настроения проклятых поэтов не исчерпывались констатацией своего отщепенства. Они пытались преодолеть эту неприкаянность, изгойство, душевный кризис. И именно этот поиск выхода, это нежелание мириться с удручающим положением вещей, стремление преодолеть болезненную тоску, подняться над несовершенством мира и обеспечивали тот трагический накал, благодаря которому произведения проклятых поэтов стали непреходящим достоянием французской словесности.

Поль Верлен

Окрестивший себя и своих коллег по перу «проклятыми поэтами», Поль Верлен видел себя «грешным великомучеником и трепетным певцом». Именно так он описал себя под именем «Бедного Лилиана» в знаменитом цикле очерков. Самый старший и самый одаренный из «проклятых поэтов», Верлен и в жизни, и в творчестве боролся с засасывавшей его трясиной хандры и порока. Собственно, все его творческое наследие можно сравнить с сентиментальным дневником, в котором он от книги к книге описывает мытарства своей слабой души, свои метания между чувственностью и религиозностью, между бездной греха и жаждой чистоты. Безвольный и падкий на соблазны «зеленого змия», «красных фонарей» и другие не менее запретные, Поль Верлен всю жизнь боролся с собственной природой, утягивающей его в скверну порока. Поэт не мог быть счастлив, ведя благочестивую, праведную жизнь – ему невыносим добропорядочный буржуазный уют, он не любит жену, ему чужды и непонятны идеалы буржуазного общества. И в то же время, он сгорает от стыда, погружаясь на дно общества – проводя время в трактирах, публичных домах, бродяжничая с младшим другом Рембо, ставшим его любовником. Этот, постоянно тлеющий внутри конфликт, приводил к вспышкам бешенства, когда он стрелял в Рембо, избивал жену, гонял по улице мать. Безвольные метания пагубно сказывались на жизни поэта, но именно они стали основной темой его творчества, и в какой-то мере – постоянным источником его вдохновения.

«Я — римский мир периода упадка» - высказался как-то о себе поэт. Поэзия Верлена отражает ту хандру и душевный разлад, который преследовал его всю жизнь. Печальный, поникший, заблудший Верлен во всеуслышание возвещает о тяжком кресте, взваленном на него судьбой, описываемые им распутство, пьянство, тление – своего рода самораспятие, вершимое ради прозрения.

Стоит отметить, что Верлен – один из самых музыкальных поэтов Франции, задушевно-певучий, без запальчивости и накала. Его поэзия настолько мелодична, что порой заунывная колдовская напевность стихотворений отодвигает на задний план смысловую наполненность произведения.

пусть слово только ложь
оно еще и звук
часть музыки которой все доступно

Поль Верлен не живописует и не рассказывает. Его поэзия – это скорее смазанный, точечный рисунок, зарисовка, которая рождает у читателя нужное настроение. Двумя лучшими, главными,книгами поэта считаются «Песни без слов» (1874) и «Мудрость» (напечатана в 1880 г., но писалась в основном пятью-шестью годами раньше).

Артюр Рембо

Артюр Рембо

Мятежник и бродяга, поэт-подросток Артюр Рембо отдал творчеству всего 4-5 лет своей жизни. Этого хватило ему, чтобы этот строптивый и неотесанный юнец из города Шарлевиля в Арденнах вошел в историю мировой литературы, как легендарный предтеча всех революционных авангардистов грядущего столетия. Рембо – самобытный, порывистый, дерзкий – во многом последователь Бодлера. Как и Бодлер, юный Рембо испытывает неприязнь к пошлости буржуазного мира. Но в отличие от большинства преемников Бодлера,он не ограничивается обличением несовершенства реальности, но пытается найти реальность другую, подлинную и нездешнюю, которую необходимо обрести. Поиск этой реальности, которую так и не смог отыскать в своем творчестве Артюр Рембо, стал наверно самым дерзким покушением на вековые устои французской поэзии. Рембо, как поэт, заявил о себе уже в возрасте 16 лет, когда было опубликовано его первое стихотворение. Затем были путешествие по северу Франции и югу Бельгии, богемная жизнь в Париже, где он жил у Верлена, Шарля Кро, Теодора Банвиля, скитания с Верленом по Европе. Рембо было 19 лет, когда во время ссоры Верлен прострелил ему запястье. После этого Артюр Рембо вернулся к матери, на ферму Роше . Он был учителем, солдатом, торговцем и мореплавателем. Но никогда больше не занимался поэзией.

Все творчество Артюра Рембо пронизано неприкаянностью, поэт ощущает себя чужаком в буржуазном мещанском мире, он бросает вызов всему оседлому, обывательскому . Поначалу он пытается подражать Верлену, Гюго, Бодлеру, но сразу же привносит в поэзию нечто свое – его слог порывисто свеж и свободен, он едок и циничен, насмешлив и яростно-богохулен, его образность неожиданно радужна, метка, пронзительна. Лучшим произведением Артюра Рембо считается стихотворение «Пьяный корабль» - лиричный миф-исповедь о дивной приключенческой одиссее. Корабль без команды, с изорванными парусами и сорванным рулем несется мимо чудес и опасностей. Стихотворение открыто для самых разных трактовок и толкований. Насыщенные пестрые зарисовки, россыпь метафор, ошеломляюще-неожиданная образность – семнадцатилетний поэт продемонстрировал мастерство зрелого автора. В своем стремлении к свободе и экспериментированиюАртюр Рембо приходит к верлибру. Считается, что первый французский верлибр был написан именно им – это стихотворение под названием «О море»

Повозки серебряные и медные

Стальные и серебряные форштевни

Вздымают пену,

Взрезают пласты сорняков.

Течения пустоши,

И глубокие борозды отлива

Циркулируют к востоку,

В сторону столбов леса,

В сторону стволов мола,

Где острый край задевают каскады света.

Также в форме верлибра написаны его поэмы в прозе – «Сезон в аду» и «Озарения»

Шарль Кро

Искрометный и колкий Шарль Кро - автор всего двух поэтических книг «Сандаловый ларец» (1873) и посмертной «Ожерелье из когтей» (1908). При жизни Кро был куда больше известен, как изобретатель фонографа и исследователь звуковых волн, а вот его творчество воспринималось современниками как нечто несерьезное, некое «баловством пером». Однако, собранное в два небольших сборника творчество Шарля Кро доказывает, что он был отнюдь не случайным любителем. Под маской легковесного сочинителя безделиц и эпиграмм скрывался тонко чувствующий эпоху, наблюдательный и чуткий лирик. Ироничная, дразнящая, порой едкая усмешка у Кро – лишь ширма, которой он пытается прикрыть щемящую тоску, а порой и ужас перед давящей, удушающей обыденностью. Даже когда эта хрупкая защита падает под натиском беспощадной реальности, поэт находит силы не опустится до слезливых сетований, он – сдержан. Болезненную исповедь он облекает в форму нехитрой песенки, любовную тоску прячет за грациозным намеком, об отверженности, неприкаянности, характерной для всех «проклятых», говорит невзначай, мимоходом, нередко прикрывая это горькой скупой улыбкой. Трагическое достоинство Шарля Кро подчеркивает сплав смысловой и стилевой разнозаряженности его произведений.

Тристан Корбьер

Тристан Корбьер

Поэзия Тристана Корбьера – это гремучая смесь из беспощадных бурлескных каламбуров, богохульных молитв, едкого сарказма, грубой и прямой простоты. Смерть с улыбкой, слезы со смехом, нежность с болью, ирония с отчаяньем – угловатые, запальчивые, щемящие его произведения неизменно трагичны. Как и все его «проклятые» товарищи по перу, Корбьер ощущает себя чужаком, несправедливо отверженным на чадном и уродливом пиру – таковым видится поэту буржуазный окружающий мир. И поэт не склонен преукрашать неприятную реальность, напротив, он – обличитель, которы й доносит до читателя грубую, нагую правду. Сын моряка и приморский житель, он в стихотворении «Люди моря»опровергает прекрасные легенды восторженных путешественников, рассказывая о матросском уделе. Описывая город в стихотворении «Дневной Париж», Корбьер говорит о язвах, накипи, уродстве.

Дежурные харчи бог-повар раздает,

В нихпряностью — любовь, приправой острой — пот.

Толпойвокруг огнятеснитсявсякий сброд,

Ипьяницы спешат рассестьсяинапиться,

Тухлятина бурлит, притягиваялица

Поэт достаточно вольно обращался не только со словом, но и с классическими правилами стихосложения, экспериментируя с ритмом, синтаксисом, разговорными перебивками, перечислениями. Он стал автором всего одной книги - «Желтая любовь» (1873).

Жюль Лафорг

Клоун с печальной улыбкой, Жюль Лафорг, единственный из «проклятых поэтов» примыкал к декадентам. Поэзия Лафорга беспросветно и томительно печальна. Чему собственно радоваться, если поэт уверен, что любое начинание обречено на поражение. По мнению Лафорга, все что можно сделать в подобной ситуации – это подтрунивать над собственной ущербностью, попытаться спрятать ее за шутовской ухмылкой. Отсюда и маска-автопортрет грустного клоуна, которая мелькает и в двух его прижизненных сборниках - «Заплачки» (1885) и «Подражание богоматери нашей Луне» (1885), и в посмертных - «Цветы доброй воли» (1900) и «Рыдание Земли» (1901)

Несмотря на полную обескураженность перед жизнью, Лафорг не боялся искать новые решения в поэтике, более того, он был одним из самых смелых экспериментаторов. Именно этот грустный клоун, умерший в 27 лет от туберкулеза стал первым французским поэтом, который всерьез занялся разработкой французского верлибра. Жюль Лафорг занимался переводами американского основоположника верлибра Уолта Уитмена, который произвел на него сильное впечатление. Впрочем, Лафорг вплетал свой верлибр в привычные ему размеры. Поль Верлен, придумавший формулу «проклятых поэтов», не признал в декаденте Лафорге такового, однако его ошибку исправили потомки.

Стефан Малларме

Стефан Малларме сначала примыкал к парнасцам, позже стал одним из лидеров символистов. Мастерству поэт учился у парнасцев, считая парнасца Банвиля своим учителем. А вот мироощущением, как и все «проклятые поэты», Малларме обязан Бодлеру. Однако, в отличие от кающегося грешника Верлена или запальчивого мятежника Рембо, Малларме не обличитель и не революционер. Он – терпеливый, дотошный созерцатель, который ищет непреложный корень вещей и подбирает слова, чтобы указать на него читателю. Поэт выверял каждую букву, в стремлении до достигнуть совершенства, довести до предела завершенности лирику конца века. Малларме кристаллизировал в своей поэзии распыленные в воздухе Франции настроения упадничества и неудовлетворенности, томительной тоски и отрицания причастности к происходящему, жажды поиска чего-то иного, неизвестного, но настоящего. Он пытался осмыслить перепутья французской поэзии тех лет и понять к каким целям они ведут. Стефан Малларме настолько тщательно подходил к работе, что в результате все его творческое наследие, на создание которого ушла вся его жизнь, вместилось в небольшую книжечку — «Стихи и проза», 1893. А он всю жизнь писал Книгу – свою самую главную, самую совершенную, которая должна была бы вместить в себя результаты его многолетних кропотливых трудов. «все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в книге» - таков был девиз Стефана Малларме. Книгу – мифическую, выстраданную, совершенную, ему так и не суждено было написать. Но вклад Малларме в развитие французской поэзии от этого отнюдь не меньше – он внедрил в лирику Франции свой слог, который не канул бесследно, но стал той основой, на которой смогли вырасти поэты будущего века. А его стремление к Идеалу-Абсолюту было подхвачено будущими поколениями.

Возможно, Вам также будет интересны:

Я довольно начитанный человек. Читала всякое. В том числе и поэзию.
Но оказалось, что мимо меня прошел целый пласт стихов Французских поэтов 18-19 веков.
Конечно, такие имена, как Верлен, Превер, Аполлинер, были мне знакомы. Но, к стыду своему, ничего не читала из их произведений.
И тут, совершенно случайно, напала на два диска с аудио-чтением их стихов.
Естественно, стала в сети читать об этих поэтах и их творчестве.
Оказалось, они такие разные. Некоторые и в жизни были связаны друг с другом.
Вот они тут все:
первый ряд слева направо: Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Мари Верлен
второй ряд слерва направо: Гийом Аполлинер, Жан Кокто, Жак Превер


Немного стихов:

Шарль Бодлер (1821-1867)

ПЛАВАНЬЕ
Перевод М. Цветаевой

Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
За каждым валом - даль, за каждой далью - вал.
Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!
Ах, в памяти очах - как бесконечно мал!

В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.

Что нас толкает в путь? Тех - ненависть к отчизне,
Тех - скука очага, еще иных - в тени
Цирцеиных ресниц оставивших полжизни -
Надежда отстоять оставшиеся дни.

В Цирцеиных садах, дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст.

Но истые пловцы - те, что плывут без цели:
Плывущие, чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час еще твердят: - Вперед!

На облако взгляни: вот облик их желаний!
Как отроку - любовь, как рекруту - картечь,
Так край желанен им, которому названья
Доселе не нашла еще людская речь.

Артюр Рембо (1954-1891)

ПРЕДЧУВСТВИЕ
Перевод Б.Лившица

Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.

Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

Поль Мари Верлен
(1844-1896)

Небо над городом плачет,

Плачет и сердце мое.

Что оно, что оно значит,

Это унынье мое?
И по земле и по крышам

Ласковый лепет дождя.

Сердцу печальному слышен

ласковый лепет дождя.
Что ты лепечешь, ненастье?

Сердца печаль без причин...

Да! ни измены, ни счастья, -

Сердца печаль без причин.
Как-то особенно больно

Плакать в тиши ни о чем.

Плачу, но плачу невольно,

Плачу, не зная о чем.
В. Брюсов

Гийом Аполлинер
(1880 – 1918)

ЗИМНЯЯ ЗАРЯ
Перевод М.Яснова

Заря-юница,
О солнце грезящая, лишь о нем одном, -
А зимнее светило чуть искрится,
Как замороженное, в небе ледяном -
Заря-юница
Разгоняет мрак
Так медленно, что можно видеть, как
Она от холода багрится,
И утренник ознобом обдает
Еще не пробужденный небосвод.
И вот
На свет выходит тусклое созданье,
Как будто зимних фей печальный хоровод
Похитил у него сиянье.
И юная заря,
Еще горя,
Но слезы утирая,
Теряет краски, умирая
На небе декабря,
Которое, стыдясь, глядит уныло
На им рожденное, но мертвое светило.

Жан Кокто
(1889 – 1963)

ПЕСНЯ ДЛЯ НЕЕ
Марианне Леконт

От слез моих цветы готовы распуститься -
я для одной тебя их влагой напою
и под твоим окном все песни напою,
всех птиц перепою - ведь я пою, как птица!

к тебе, скорей к тебе! от страсти я продрог,
я грежу золотом волос и белым телом.
смотри: бегу к тебе с весенним полем целым -
листва, и васильки, и этот желтый дрок.

ты, увидив меня, с балкона крикнешь:
"Здравствуй!"
я поднимусь наверх, спеша и сам не свой,
и протяну тебе букет мой полевой
между сиреневой глицинией и астрой.

останемся одни, и нас обступит тишь,
лишь ветер прошуршит по утренней аллее.
останемся одни, от первых чувств хмелея...
...и, рассмеявшись, ты с балкона убежишь!

Об одном из них - Жаке Превере-хочется рассказать побольше.

ЖАК ПРЕВЕР
(1900-1977)

БИОГРАФИЯ

Жак Превер родился на окраине Парижа, в Нёйи-сюр-Сен, в семье одновременно буржуазной и аристократической.
В четырнадцать лет Жак распрощался со школой, и дальнейшее образование ему давали парижские бульвары, бистро, праздная толпа. Рос в богеме, сам был богемой, и богема стала его средой обитания.
Это был романтик, бесшабашный бродяга без своего угла, мечтатель и большой трудяга.
Эпоха была насыщена бурными событиями, и Превер ими жил, в них участвовал, но не очертя голову, не безрассудно, а всегда несколько на расстоянии, сохраняя свои убеждения и взгляды, свою индивидуальность.
Сразу же после Первой мировой войны настроениями и умами западной интеллигенции завладело течение сюрреалистов, и Превер был с ними, с провозгласившим сюрреализм Аполлинером. Отсюда и дружба с Пикассо, Танги, Дали, Эрнстом, Магрриттом.
В ту пору сблизился он с коммунистами, входил в театральную группу эстрадных агитаторов ФПК "Октябрь", писал для нее много едких, обличающих капитализм памфлетов, сценариев, стихов. Группа "Октябрь" имела большой успех в стране и вместе с Превером в 1933 году была приглашена в Советский Союз, где ее выступления прошли при переполненных аудиториях.
Перед возвращением во Францию участникам было предложено подписать восторженное обращение со словами благодарности Сталину.
Превер, несмотря на уговоры, отказался от этого наотрез.
Авторитет его был настолько велик, что вся труппа, в которой были только члены Компартии, последовала его примеру.
Активно сотрудничая с левыми, с Луи Арагоном, возглавлявшим отдел культуры ЦК ФКП, Превер и здесь выдерживал дистанцию, вел себя независимо и в партии не состоял.
На приглашения отвечал каламбуром: "Я, конечно, мог бы вступить в Коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в ячейку!" По-французски "ячейка" и "тюремная камера" - омонимы. Политикой не занимался.
В нем самом, в его творчестве, в поведении - во всем проявлялось цельное, бескомпромиссное отношение к окружающей жизни: антимилитарист, антиклерикал, ненавистник буржуазии, обывательщины, любой казенщины.
Чтобы не попасть на военную службу, притворялся сумасшедшим.
Как-то за рюмкой кальвадоса в ресторане "Куполь" Сальвадор Дали заметил: "Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами".
Всегда одетый безукоризненно опрятно, но на свой манер, с артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой, Превер был ловелас, имел успех у женщин, причем у известных актрис, кинозвезд. Обладал к тому же редким свойством - расставаясь со своей пассией, оставался с ней в прекрасных дружеских отношениях.
Превер писал киносценарии и тексты к песням. Фильмы по его сценариям неизменно ставили знаменитые режиссеры, и в них снимались знаменитые актеры. Ныне это уже классика: "Набережная туманов", "Забавная драма", "Вечерние посетители", "Начинается день", "Дженни", "Ночные двери", "Дело в шляпе". Большинство из них поставлены Марселем Карне и Жаном Ренуаром.
Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актеров, заключается в пропорционально умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма.
Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию "Дети райка", который жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века и решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент объявлен мировым достоянием культуры.
Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Превера "великим поэтом экрана".
Не меньшую славу обрел Превер и как автор песен - с 1928 по 1972 годы сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи.
Все звезды эстрады имели в своем репертуаре песни на слова Превера - Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетта Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур.
Коронным исполнением в программе Эдит Пиаф были преверовские "Мертвые листья"...
В 1954 году за те же "Мертвые листья" Ив Монтан награждается "Золотым диском" - по случаю продажи миллионного экземпляра этой пластинки в его исполнении.
Но Роже Вильям побивает рекорд - его запись расходится в двух миллионах...
Первый свой поэтический сборник "Слова" Превер издал, будучи маститым литератором, в 1946 году.
Ныне эта широко известная книжечка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может мечтать ни один поэт - три миллиона экземпляров!
В сборник вошло то, что Превер писывал, для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации.
Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений.
В послевоенной Франции "Слова" прозвучали как задушевное откровение человека, влюбленного в жизнь. Книга наделала много шума и шла нарасхват.
Феномен Превера до сих пор всесторонне исследуется, изучается: как ему удалось взять такой мощный аккорд, что резонанс прозвучал по всей стране и не смолкает по сей день?
Принимали его поэзию отнюдь не все и беспощадно-разгромных статей в прессе было не меньше, чем хвалебных.
Если Сартр восхищался "смелым реформатором стиха" и "анархистом-мечтателем", то Камю называл его не иначе, как "лирическим клоуном, возомнившим себя Гойей".
Превер при неоднозначности отношения к нему был дерзким реформатором так называемого свободного стиха - без рифмы, но с определенным внутренним ритмом и музыкальностью строф. Этот стиль свободного стихосложения был данью сюрреализму в поэзии и получил широкое распространение в Европе.
Порой подобное самовыражение автора бывает весьма трудно принять за поэзию, поскольку строчки лишены связующего созвучия окончаний и разбросаны с нарочитым отсутствием ритмичности.Без этих двух компонентов такой текст уже не поэзия...
Стихи Превера хотя и не рифмованы, но построены так, что этого не чувствуется, и они воспринимаются читающим и слушающим легко и органично. Нет в его стихах и знаков препинания. Превер говорил: "Я вываливаю груду слов о том, о чем хочу сказать, не собираясь никому навязывать, как их следует читать, произносить. Пусть каждый делает это, как он хочет - по своему настроению, со своей интонацией".

Какое сегодня у нас число?
Число? Любое... и день любой,
Моя дорогая.
Все дни такие у нас с тобой,
Вся жизнь такая.
Мы любим и воздухом дышим,
Живем и любим друг друга,
Не зная, что значит жизнь,
Не зная, что значит день,
Что значит любовь, не зная.

ЭТА ЛЮБОВЬ

Такая неистовая,
Такая хрупкая,
И такая нежная...
Эта любовь
Такая хорошая
И безбрежная,
Как небосвод голубой
И такая плохая,
Словно погода,
Когда погода бывает плохой...
Эта любовь,
Такая верная,
Радостная и прекрасная...
Эта любовь
Такая несчастная,
Словно ребенок, заблудившийся в глуши,
И такая спокойная,
Словно мужчина, которого ничто не страшит...
Эта любовь,
Внушавшая страх,
И заставлявшая вдруг говорить
И томиться в печали.
Любовь безответная,
Потому что мы сами молчали...
Любовь оскорбленная, попранная и позабытая,
Потому что мы сами ее оскорбляли,
топтали ее, забывали...
Любовь вся как есть.
И в конце и в начале,
Вечно живая,
Вечно новая,
Озаренная солнцем
Лицом обращенная к вечной надежде.
Она твоя,
Она моя,
И того, кто еще не родился,
И того, кто был прежде,
Она, как трава достоверна,
Трепещет как птица,
Пылает, как жаркое лето,
И с тобою мы можем уйти
И вернуться,
Уснуть и проснуться,
Забыть, постареть
И не видеть ни солнца, ни света...
Можем снова уснуть,
И о смерти мечтать,
И проснуться опять,
И смеяться опять,
Остается любовь!
Как ослица, упряма она,
Горяча, как желанье,
Жестока, как память,
Глупа, как раскаянье,
Холодна, словно мрамор,
Прекрасна, как утро,
Нежна и прекрасна,
И кажется хрупкой и зыбкой
И снами она говорит,
Не говоря ничего,
И в глаза наши смотрит с улыбкой
И, охваченный трепетом,
Я ее слушаю,
Я ей кричу,
О тебе ей кричу,
О себе
Умоляю ее.
За тебя, за себя, и за тех, кто любил,
И за тех, кто еще не любил,
И за всех остальных,
Я кричу ей:
Останься!
Будь там, где ты есть,
И где ты раньше была,
Умоляю, останься,
Не двигайся, не уходи!
Мы, которые знали тебя,
О тебе позабыли,
Но ты не забудь нас!
Одна ты у нас есть на земле!
Так не дай нам холодными стать
С каждым днем удаляясь все дальше и дальше,
Знак подай,
Улыбнись нам,
Неважно откуда,
И позже
Средь зарослей памяти
В темном лесу ее
Вдруг проявись,
Протяни нам руку свою
И спаси нас.
И для тех, кто смог дойти до конца поста - немного аудио с диска: