В развитии отечественного образования особенно значимым периодом была эпоха Просвещения. В России в это время происходило становление государственной образовательной системы, ориентированной во многом на западноевропейский образец. Наблюдается тенденция вестернизации отечественного образования. Россия постепенно начинает приобщаться к европейской культуре и понимать значимость и необходимость освоения светских, профессиональных знаний. Первые преобразования в восемнадцатом веке в российских школах были связаны с реформами Петра I и Екатерины II. Благодаря им в России формируется положительное отношение к обязательному образованию в специально организованных учебных заведениях.

Религиозная общественность рассматривала европейскую культуру как противоречащую основным постулатам православия. Поэтому в Российской империи все образовательные нововведения принимались с предубеждением, и процесс их внедрения в педагогическую практику был сложен. Такое отношение к реформам в образовании заставило российскую монархию предпринять решительные действия.

Развитие образовательной системы в России

В начале XVIII века экономические и социальные реформы в России потребовали большого количества профессионалов в разных сферах жизнедеятельности. Такая потребность диктовала необходимость формирования светской образовательной системы, которая была бы ориентирована на интересы государства. Параллельно менялась сущность воспитания и обучения. Обществу требовались не просто покорные христиане, а полноправные граждане своего государства. Направленность на воспитание человека-личности светски образованного, с широким взглядом на мир, при этом сохраняющего национальные и религиозные традиции, стала главной в системе отечественного образования.

Для этого в России начала создаваться система государственных и частных учебных учреждений. Правительство Петра I приступило к созданию начальных школ, их особенностью была доступность широким слоям населения. Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые создавались для детей десяти-пятнадцати лет с целью подготовки обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы станут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. Здесь изучали грамоту, арифметику и геометрию. Но ряд трудностей привел к их повсеместному закрытию.

В России в это время были открыты еще гарнизонные и адмиралтейские школы. Они предназначались для подготовки низшего военного состава армии и флота – солдат и матросов. Для обучения квалифицированных рабочих стали открываться горно-заводские школы. Подобные учебные заведения - это школы для представителей низших сословий.

Одновременно в царской России происходит становление системы образования для дворянства. Подобные элитные учебные заведения представляли:

  • Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и другие;
  • общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.

Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Это была попытка наладить преемственность начального и среднего образования.

Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней давали начальное, среднее и высшее образование. Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была ориентирована на консервативные методы обучения. Она послужила образцом для создания М.В.Ломоносовым Московского университета в 1755 году.

Во второй половине 18 века произошли значительные изменения в системе отечественного образования. Данные реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на это оказали влияние идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы.

Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям.

К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:

Концепция Д. Локка

Эпоха Просвещения отличается наличием альтернативных авторских дидактических теорий. В них процесс обучения представлял практическую реализацию теорий автора и был ориентирован на воспитание и обучение детей разного возраста в различных типах образовательных учреждений.

  • внешний опыт, подразумевающий чувства порожденные ощущениями от различных материальных объектов;
  • внутренний опыт (рефлексия), подразумевающий акт познания.

Комбинирование и слияние этих источников – это основа формирования жизненного опыта и привычек индивида. Его жизнь зависит от воспитания, полученного в результате объединения индивидуального потенциала и обстоятельств жизни. Именно на этом основывается концепция «воспитания джентльмена» Локка. Программа обучения, согласно данной теории, строится на совмещении традиций и новаций. Светское воспитание, включающее фехтование, верховую езду, танцы, верховая езда и деловое обучение, включающее право, этику, историю, бухгалтерию и естественные дисциплины, взаимно дополняют друг друга.

Локк предлагал делать упор на осознанную самостоятельность приобретения знаний. Основные идеи английского педагога заключались в следующем:

  • целостный подход к воспитанию и обучению, основанный на единстве физического и умственного развития ребенка;
  • смена интеллектуальной и физической работы в процессе организованного обучения;
  • необходимость ранней профессиональной подготовки, как основы воспитания и образования;
  • гуманное отношение к ребенку, принятие его как самостоятельного и сознательного человека, заслуживающего уважение;
  • целенаправленный учебный процесс, основанный на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
  • построение учебного процесса, побуждающего учащихся к любознательности и развитию интереса к учению;
  • прагматизм в содержании образования;
  • рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
  • формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.

Данные положения образовательной теории Локка, теории «воспитания джентльмена» послужили основой для развития теории обучения других авторов восемнадцатого века.

Возвращаясь назад к самым истокам образования, в наших "Этапах становления образования" мы отметим наиболее яркие моменты в истории образования и воспитания:

В самом начале…

Бог преподал Адаму первый урок: нарушив закон, ты должен понести наказание.

Либо так: в самом начале…

До изобретения письменности (в так называемую дописьменную эпоху) знания передавались устно.

2000 лет до нашей эры

В Китае появились первые школы по подготовке государственных служащих.

1500 лет до нашей эры

Жрецы в Индии передавали религиозные знания, обучали письму, преподавали философию и науки того времени.

850 лет до нашей эры

Появляются эпические работы - Илиада и Одиссея, которые имеют огромное значение в образовании в области греческой мифологии и истории. В Греции, главным образом, учиться у преподавателей могли только свободные люди (не рабы).

550 лет до нашей эры

Родился Конфуций - высокообразованный педагог, мыслитель и философ Китая. Современное китайское общество главным образом основано на его учении, которое построено на фундаменте этики и морали. Его учение подчёркивает важность доброты, великодушия, уважения к старшим и т.д.

400 лет до нашей эры

Софисты, странствующие учителя в Греции, преподавали искусство ведения дебатов с применением логики. Великий философ Сократ проводил лекции на городских площадях - для всех желающих послушать или принять участие в дискуссии. Он высоко ценил поиск подлинной правды - в противовес той, что была добыта в споре (что с его точки зрения было слишком просто), а также поощрял людей думать самостоятельно.

387, 355 лет до нашей эры

Платон и Аристотель основали школы в Афинах. Школа Платона называлась "Академией". Обе школы были сфокусированы на истине. Платон написал труд "Государство", где раскрыл своё видение идеального общества и образования с социальной позиции.

100 лет до нашей эры

Разработан первый учебный курс. Два известных римлянина - Цицерон и Квинтилиан - подарили миру идеи, которые до сих пор используются в современном западном образовании. Цицерон утверждал, что образование должно быть расширено и включать в себя искусства и науки. Квинтилиан говорил, что образование должно основываться на способности студентов к обучению.

И - поворотная точка в отсчёте лет

Иисус Христос проповедует в Иерусалиме.

105 год нашей эры

В Китае изобретена бумага.

500-1500 года нашей эры

Данная эпоха известна как "Средние века" в западной культуре. Этот период характеризуется очень медленным прогрессом, но всё же наблюдались некоторые достижения в том, что касалось образования. В так называемых скрипториях монахи вручную копировали важные тексты. В то время католическая церковь имела большое влияние на все формы обучения. Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

500 год нашей эры

Наланда - значительный буддийский университет в Индии - насчитывал более 10 000 студентов. Этот крупнейший образовательный центр был своеобразным городом для проживающих там во время учёбы. В числе изучаемых предметов были религиозные учения, а также философия, грамматика и медицина.

999 год нашей эры

Авиценна, ведущий иранский мыслитель в области медицины, написал "Канон врачебной науки". Эта работа, наряду с другими, созданными арабскими, североафриканскими, а также испанскими философами, оказала большое влияние на европейскую образовательную мысль.

1000 год нашей эры

Развитие арабских школ и системы обучения. Европейцы перенимают арабские цифры, которые до сих пор используются в западной культуре.
Священники передавали религиозные знания, преподавали науки и обучали письму.

1100 год нашей эры

Возникновение схоластики - направления в философии, которое помогало устранить разногласия между сугубо религиозными учениями с одной стороны и философско-научным мышлением с другой.

1150-1250 года

Были основаны так называемые "современные" университеты: Сорбонна (Париж, 1150 г.), Кембриджский (1209 г.), Оксфордский (1249 г.). Святой Фома Аквинский, католический теолог, активно работает в Париже над концепцией схоластики. Университеты стали выдавать дипломы в различных областях и дисциплинах.

1450 год

Запатентована первая печатная машина. Это открытие повлияло на развитие и повышение уровня грамотности среди населения - благодаря тому, что книги стали доступнее более широким слоям общества.

1499 год

Эразм Роттердамский, нидерландский мыслитель, приступает к изучению античных документов. Он советует европейским учёным размышлять о литературных произведениях, а не просто читать их или при необходимости заучивать наизусть определённые части.

1500 год

Эпоха Ренессанса, которая охватывает весь XVII век, знаменует начало возобновления интереса к обучению. Значительное место в этом времени занимает Италия. Всё больше и больше женщин получают образование - даже несмотря на то, что это всё ещё недоступно для большинства населения (независимо от пола). На употребительные языки были переведены многие важные работы по математике, что становится существенным импульсом для дальнейшего развития науки и образования.

1517 год

С началом периода Реформации повысился уровень грамотности населения. Благодаря тому, что они теперь умели читать, некоторые люди ставили под вопрос правомочие самого Папы Римского. Особо на распространение грамотности повлияло то, что Библию печатали на национальных языках и наречиях. Реформаторы основывали школы, в которых изучались основные предметы, причём преподавание велось на родном языке учащихся.

1592 год

В Англии были впервые поставлены пьесы Шекспира. Театр был тем местом, где со сцены могли "преподать" философские идеи, содействуя тому, что неграмотная зрительская аудитория развивалась и мыслила.

1609 год

Появление цензуры в образовании. Галилео Галилей был первым, кто направил зрительную трубу в небо и превратил её в телескоп; он открыл, что Солнце является центром вселенной и открыто заявил об этом. Его работа была отвергнута католической церковью, поскольку представляла опасность для её авторитета. Учёному запретили распространять знания, полученные на основе его открытий.

1620 год

Изобретён первый калькулятор, что в значительной степени упростило математические расчёты.

1659 год

Ян Амос Коменский написал первую иллюстрированную книгу для детей. Чешский педагог путешествовал по Северной Европе, поощряя учителей делать классные комнаты более интересными для детей.

1690 год

Разум - это сырой материал, необработанный камень. Английский поэт и философ Джон Локк рассуждал о том, что при рождении человеческий интеллект представляет собой "чистую доску" (лат. tabula rasa), и позже постепенно развивается, что обусловлено надлежащим образованием. Соответственно, образование должно начинаться с раннего детства.

1770 год

Образование имеет большое значение для всех. Тома Джефферсон и Бенджамин Франклин настаивали на том, что образование является очень важным для всех граждан новоой страны - Соединенных Штатов Америки.

1799 год

Появление первой "современной" начальной школы. Иоганн Песталоцци, швейцарский педагог, основал школы по всей территории Швейцарии и Германии. Эти школы были широко известны благодаря проведению так называемых "наглядных уроков" - все чувства и экспрессивность были нацелены на то, чтобы помочь детям в их обучении.

1833 год

Британское правительство всё больше вовлекается в образование детей, выделяя денежные средства для основания школ.

1837 год

Фридрих Фрёбель открыл первый детский сад как место, где дети могли учиться и развиваться ещё до своего поступления в начальную школу.

1852 год

Впервые в штате Массачусетс (США) стало доступным полностью бесплатное образование.

1862 год

Король Сиама при помощи Анны Леонуэнс передал детям при дворе основные идеи западного образования.

1880-е годы

Теория эволюции радикально изменила систему обучения. Идеи Дарвина, представленные в образовательных кругах философом Гербертом Спенсером, и по сей день продолжают углублять разрыв между его последователями и оппонентами.

1905 год

Альфред Бине совместно с Теодором Симоном разработал первый стандартизированный тест для определения уровня интеллектуального развития.

1918 год

Все штаты в США протребовали введения бесплатного образования.

1920 год

Подчёркивается важность обучения в раннем детстве. Мария Монтессори, итальянский педагог, разработала метод, который используется до сих пор и позволяет очень маленьким детям обучаться основным жизненным навыкам, которые включают в себя практические, сенсорные и общие знания. Её идеи повлияли на преподавание в детских садах и дошкольных учреждениях.

1921 год

Благодаря первой официальной программе Study abroad (“Обучение за рубежом”) студенты Делавэрского университета (США) были отправлены во Францию.

1926 год

Программа “A semester at sea” (“Семестр в море”) представляла собой первую организованную студенческую поездку, в которой приняли участие 504 студента из Америки. Первая остановка - город Иокогама, Япония.

1951 год

Телевидение в качестве преподавателя. Джек Лалэйн пропагандировал среди американцев важность регулярных физических упражнений - и делал это на протяжении 34 лет.

1954 год

Расовая интеграция в американской образовательной системе.

1959 год

Лекции “A Semester at the crack of dawn” (“Семестр на рассвете”) впервые дали взрослым возможность продолжать своё образование в различных областях, не покидая комфорта гостиной, где стоял телевизор.

1960 год

Мультимедийные устройства завоёвывают учебные аудитории. Слайдоскопы и магнитофоны стали обычным делом.

1964 год

Университеты стали сосредоточением студенческих политических протестов; первым в этой связи следует назвать Калифорнийский университет в Беркли.

1969 год

Дебют известного детского телешоу Sesame Street (“Улица Сезам”). Эта образовательная пограмма выходила серийно; в ней куклы и актёры учили детей основам чтения, этики и музыки.

1970 год

Распространение электронных математических калькуляторов вызвало среди преподавателей опасения, что студенты забудут, как выполнять основные математические операции. История доказала, что они были абсолютно правы.

1970 год

Возрождается популярность домашнего обучения. Некоторым родителям не понравилась политика американского правительства, направленная на запрет религии в учебных аудиториях, поэтому они выбрали для своих детей образование на дому, популярность которого с годами только возрастает (по многим причинам).

Начало 1980-х годов

Телевидение пришло в учебные аудитории. Благодаря тому, что недорогие видеомагнитофоны стали очень доступными, видеообучение стало обычным делом.

1980.

Popularizacija društvenih koledža i tzv. tehničkih škola. Ovo je perfektno rešenje za one ljude koji žele dodatno obrazovanje bez upisa na univerzitete.

1980 год

Популяризация муниципальных (местных, общественных) колледжей и так называемых технических школ (техникумов). Они были идеальным решением для тех, кто хотел получить дополнительное образование, не посещая университет.

1989 год

Студентов заставили замолчать. Китайское правительство применило военную силу, чтобы подавить студенческий протест, который во имя демократии проводился на площади Тяньаньмэнь. Во время этих конфликтов погибли сотни гражданских лиц.

1991 год

Возникновение независимых (чартерных) школ. Миннесота, за которой последовали и другие американские штаты, приняла закон, что позволил работу школ, в отношении которых устанавливалось меньшее количество правил и положений.

Конец 1990-х годов

Интернет изменил всё. . Развитие Интернета позволило людям общаться и мгновенно получать информацию из любой точки мира - посредством интернет-соединения. Информационные ресурсы расширяются и видоизменяются с огромной скоростью, позволяя виртуально проводить исследования на любую тему. Курсы e-Learning (e-Learning) развиваются, предоставляя возможность студентам обучаться онлайн.

Введение

Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и образование, которое переживает сегодня, по оценкам ученых и учителей, государственных и общественных деятелей, глубокий кризис, выражающийся не столько в материально-финансовом оскудении, уже поставившим его на грань физического выживания, сколько в неопределенности целей и содержания самого образования.

Общественные преобразования, осуществляемые в настоящее время, сопровождаются рождением кардинально нового типа социокультурного наследования, при котором обеспечивается обладание изменения над сохранением, созданием нового над копирование старого. Между тем, речь должна идти не о революционной ломке, но об отрицании отрицания, о прогнозировании будущего на основе анализа событий и явлений прошлого.

Поскольку наше время это время размышлений о судьбе России, то поэтому любое осмысление истории, помимо воли, имеет отношение и к России. И поэтому, осмысливая историю, нельзя не решать, - что есть наше образование, воспитание? Что внесло оно в педагогическую культуру?

Основные этапы развития образования в России

Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях -- воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов.

С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, соответственно -- русского воспитания и образования. В "Слове о Законе и Благодати" заложены духовные основы развития российской государственности и образования. В этом смысле имя Илариона должно стоять рядом с именами Владимира Великого и Ярослава Мудрого. Благодаря их деятельности и деятельности других государственных и православных деятелей, в ко-роткий срок на Руси была создана «целостная система» образо-вания от начальной школы до «академии», которая существова-ла в форме государственных и церковно-монастырских школ.

На Руси за короткий срок была сформирована образова-тельная система с достаточно сложным содержанием, что объ-ясняется как политическими, так и религиозными причинами: государству и церкви требовались не только образованные, но и высоко образованные люди. Образование служило в первую очередь целям духовного воспитания, которое включало православие, «светские» искусства -- грамматику, риторику, элементы народной, отечественной культуры, прежде всего литературы. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.

Распад единого централизованного Киевского государства, хотя и повлек за собой снижение темпов развития образования, но не остановил этот процесс, особенно в таком высокоразвитом городе, каким был Новгород.

Страшнейший удар развитию русской культуры и образо-ванию нанесло монгольское нашествие -- достаточно сказать, что государственные школы в России возродились только в XVII в.

С середины XIV в. начинается духовное и нравственное возрождение русского народа, сделавшее возможным его политическое освобождение и определившее социально-экономический подъем российского государства. Олицетворением этого возрождения стал Сергий Радонежский. Благодаря его деятельности были заложены основы русского образования, включающие православное и нравственное воспитание, утверждение семейного, соборного и трудового начала в воспитании. Примечательно, что Сергию Радонежскому Россия обязана вос-хождением гениев Епифания Премудрого и Андрея Рублева. Благодаря деятельности Сергия Радонежского духовное и нрав-ственное воспитание было выдвинуто на первый план российского образования.

Потребности общества, государства и церкви порождают потребности в более широком образовании. Оно дается в мона-стырях, церквях. Распространением элементарной грамотности среди посадского и крестьянского населения занимаются мастера грамоты. Хотя потребности социальной жизни требовали всемерного расширения и углубления образования, а решения об его организации принимались высшими органами (Стоглавый Собор), однако создать школы более высокого уровня в XVI в. не удалось.

Из катастрофического смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным, что позволило ему восстановить государство и экономику. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дво-рянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается сре-ди крепостных. Развивается книгопечатание, растет спрос на учебную литературу, особенно буквари. Возрождаются государ-ственные школы: открывается правительственная школа (1632 г.) и школы при приказах (Посольском, Аптекарском, Разрядном, Поместном, Пушкарном), при Оружейной палате. Со вто-рой половины XVII в. создаются греко-латинские школы. В 1679 г. учреждается первое высшее учебное заведение в России - Славяно-греко-латинская академия.

В XVIII -- середине XIX вв. были заложены основы совре-менного европейского образования в России. Реформы Петра носили не только политический, но и просветительский харак-тер. С его именем связано приобщение российской школы к ев-ропейской культуре. Им или по его приказам создается сеть школ: начальные -- цифирные, русские, адмиралтейские, гар-низонные, горнозаводские; средние и высшие -- школа матема-тических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. Была реформирована Славяно-греко-латинская академия. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гим-назией.

Подлинным строителем отечественного образования стал М.В. Ломоносов. Благодаря ему наука была освоена и укоренена на русской земле и, что может быть самое важное, особенно для образования, наука заговорила на русском языке, благодаря че-му российское образование стало развиваться на основе отече-ственной культуры. М.В. Ломоносов настойчиво совершенствует деятельность Петербургской академии наук, университета, гим-назий, выступает инициатором и организатором открытия Мо-сковского университета. По его проектам были открыты первые русские гимназии. Им были разработаны основы содержания российского образования, написаны школьные учебники. Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II. Она привлекла к организации образования многих крупных гуманитариев европейской культуры, а также видных деятелей России. Среди них были И.И. Бецкой и Ф.И. Янкович. Первый организовал ряд специальных учебно-воспитательных учреждений, а под руководством другого созда-вались народные училища (малые и большие). В Александровскую и Николаевскую эпохи идет увеличение числа всех видов школ. В этот период были созданы основы системы российско-го образования от народных школ и интернатных учреждений до университетов и Академии, сформированы его идеология и содержание. Вместе с тем образование во многом оказалось от-чужденным от традиционной российской, прежде всего право-славной культуры, что в дальнейшем привело к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственно-духовной области.

Середина XIX -- XX вв. -- время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образова-ния, создана массовая народная школа, получила развитие си-стема массового женского образования, профессионального и высшего.

Несмотря на разнообразие типов учебных заведений, веду-щей тенденцией становится тенденция к созданию единой и на-циональной школы. Это особенно ярко проявилось в проекте реформы министра П.Н. Игнатьева. Еще дальше в этом направ-лении пошло временное правительство. В постановлениях, ре-шениях, практических разработках предполагалось создать единую, с учетом разных условий и модификаций, систему образования. В эти годы сложилось достаточно мощное общественное движение, которое, несмотря на периоды затухания, начинает играть все возрастающую роль в судьбе российского образования.

Советская власть провозгласила всеобщее право на образо-вание, что объективно требовало строительства единой, общеоб-разовательной, трудовой и политехнической школы. В совет-ский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных госу-дарств. Вместе с тем за эти годы были утрачены многие духовные и нравственные ценности российского народа.

Становление и развитие российского образования сопро-вождается формированием и эволюцией педагогического сознания.

Российское народное педагогическое сознание выработало образ и систему воспитания человека от рождения до совершен-нолетия. Оно сформировало цели-образы (мужчина -- работник, защитник, муж, отец и т.д.; женщина -- жена, мать, хозяйка) целый мир содержания, форм и методов воспитания.

Русское нормативное педагогическое сознание - это уникальное и практически неосмысленное в мировой и отечественной педагогике явление. Оно представлено многочисленными поучениями - от «Поучения» Владимира Мономаха и «Домостроя» до сочинений Максима Грека и завещаний своим детям В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова; дидактическими сборниками, «сборниками народной мудрости» (наиболее известны Изборник 1076 г., «Пчела», «Златоструй», «Златоуст», «Измарагд», «Палея» и др.), религиозными текстами, куда относятся такие произведения как «Шестоднев» и «Великие Минеи Четии» Митрополита Макария, проповедями, начиная со «Слова о Законе и Благодати» Митрополита Илариона, многочисленными житиями святых; историческими текстами, включая «Повесть временных лет" и Хронографы, богатой древнерусской художественной литературой.

С середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей.

Российская педагогика этого периода -- одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагоги-ческого сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы принцип народности воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

Теоретическое педагогическое сознание в России на рубеже XX в. представлено реформаторской педагогикой. В ее активе обоснование и развитие новых направлений психолого-педагогических наук: возрастной психологии, эксперименталь-ной педагогики и педологии, новых моделей школ, содержания и технологий обучения в них, научно-методическое обеспечение его учебно-воспитательного образовательного процесса др.

Основные направления реформирования российского образования на современном этапе

Реформы в России редко совершались эволюционно, чаще они становились революциями, от разрушительной силы которых общество впоследствии долго приходило в себя. Особенно опасны революционные реформы в сфере образования, ибо они претендуют на системный слом сложившихся за десятилетия, а порой и века традиций, убеждений, норм, методик, организационных структур, консервативного мышления правительства. Образование касается глубинных оснований бытия государства, нации, всего настоящего и будущего общества, поэтому в реформировании образования особенно необходимо чувствовать разницу и грань между цивилизационными изменениями и культурой, которая не может быть модернизирована по воле реформаторов. В настоящее врем традиционная учебно-методическая модель, которая веками применялась в школах всех типов и уровней, устарела. Если раньше изменения, происходящие на протяжении жизни одного поколения, были едва ощутимы, то теперь они достигли небывалых масштабов. Современный мир развития предусматривает значительную социальную и профессиональную мобильность, участие все большего числа людей в созидании более совершенного общества. Вместо авторитарного словесного обучения, опирающегося на прошлое и основанного на передаче и воспроизведении информации, нам нужно образование, ориентированное на будущее, развивающее инициативу и самостоятельность учащихся, образование, которое пробуждает у ученика интерес и желание учиться дальше, учит его творческому мышлению и решению проблемы, приучает использовать огромные возможности "параллельного образования" (например, средств массовой коммуникации). Именно поэтому в постперестроечный период появилась острая необходимость реформирования образования, причем и среднего, и высшего, и дошкольного. Начиная с середины 90-х годов XX века Министерство Образования РФ (ныне - Министерство Образования и Науки РФ) проводит интенсивную политику реформ. Бывший Министр Образования РФ Владимир Филиппов в самом начале преобразований выдвинул основной тезис, на котором базируется предлагаемая федеральным правительством реформа: "Преобразование общества через преобразование системы образования, а именно: с помощью реформ высшего и среднего образования". Главная идея реформ - Россия должна выйти на мировой рынок и стать поставщиком сравнительно дешевых, но качественных знаний.

Не вдруг. Они были всегда, потому что образование – постоянно развивающаяся и совершенствующаяся система.

В середине 20 века в России образование вышло на недосягаемую высоту в сравнении с общемировым уровнем. В стране удалось повсеместно ввести всеобщее среднее образование. На хорошем счету оказались вузы, выпускающие высококлассных специалистов, которые разъехались по всему миру. Химия, физика и др. науки – российским ученым нигде не было равных.

Однако затем начался период некоего спада, когда страны Запада начали интенсивно развивать и вкладывать финансовые средства в свою систему образования и догнали СССР. На это повлияло положение в стране в целом. Социально-экономические, политические проблемы, изменение идеологии и сознания среднестатистического советского гражданина – все это изменило социальный .
Стоит помнить, что развитие образования и модификация его системы всегда связаны с социальным заказом общества, с тем, какой гражданин должен получиться «на выходе». В середине 20 века – это , соответственно, воспитание и образование – с яслей до института - строились под этот заказ.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. С десятилетиями истончился культурный слой российского общества. Та «прослойка» интеллигенции, которая была раньше, истончилась. Появились новые приоритеты – деньги, карьера, личное благосостояние. В зависимости от этого популярность приобретают новые перспективные профессии: программист, юрист и пр. Учителя, врачи, инженеры потеряли свой социальный статус и былое уважение к профессии.

Молодежь, в свою очередь, в полной мере оценила невостребованность в обществе знаний и таланта. Теперь для молодежи уже не являются настолько значимыми семья, общность, взаимопонимание. Общество раскололось, утратилось чувство общинности.

Образование сегодня

С наступление сложных 90-х годов наметилась текучка кадров из школы. В настоящее время можно сказать, что в России полным ходом идет процесс феминизации кадрового состава в школе. Это объясняется относительно невысокой педагога и в сравнении с этим высокими требованиями к уровню и качеству работы. Мужчины уходят в более престижные и денежные профессии.

Однако стоит сказать, что, несмотря на все трудности, российское образование постепенно вновь занимает лидирующие позиции в мировом сообществе. Да, система развалилась и изжила себя. Зато сегодня учащийся и его родитель вправе выбирать тот тип учебного заведения, который ему ближе. Ранее школа была унифицирована. Образование стало более демократичным, мобильным и вариативным. И в этом его главное преимущество в сравнении со старым подходом.

Постепенно современная российская школа становится более совершенной в плане материально-технической обеспеченности. Во всех учебных заведениях имеются компьютеры с доступом к высокоскоростному . Активно внедряются электронные дневники и журналы, прочие информационные технологии, облегчающие жизнь и работу учителям, ученикам и родителям.
Таким образом, современной школе есть еще куда расти, но уже сейчас заложен хороший фундамент будущего российского общества.

Российская школа в своем развитии прошла довольно длительный путь. Ее история началась еще во времена древней Руси, с тех пор претерпела немало изменений, хотя и в настоящее время ей по-прежнему есть куда стремиться.

История российской школы берет свое начало во времена Киевской Руси. Важную роль в ее развитии сыграли реформы XVIII, а также XIX вв. и ХХ в. Россия встретила уже со сформировавшейся многопрофильной системой образования, которую государство и общество стремились развивать и совершенствовать. По мере развития страны, развивалась и система образования, отражая все успехи и поражения государства и, в свою очередь, оказывая сильное воздействие на культурное и социальное-экономическое развитие России. Советский период в образовательной системе принято считать сложным и противоречивым, однако он оставил не только многочисленные проблемы, но и бесспорные достижения.

Этап современного развития школьного образования в России также называют неоднозначным, однако в обществе начинает формироваться понимание того, что возрождение страны, успех ее реформ и преодоление кризисных явлений не только связаны, но и во многом зависят от той политики, которой государство придерживается в области образования. Изучение процессов становления и развития образовательной системы в России, а также влияние государства, общества и отдельных его деятелей приобретает на этом этапе особый смысл, теперь у школьного образования не только познавательное, но и социально-практическое значение. Ярчайшим примером, из которого можно многое почерпнуть, является опыт школы в России XIX-ХХ вв. , когда создавались разнообразные формы, методы обучения, огромное внимание уделялось нравственному, а также патриотическому воспитанию. В идеале история школьного образования в России должна послужить своеобразным теоретическим фундаментом, на котором и будет дальше развиваться и совершенствоваться вся российская система образования, которая не только осваевает все прогрессивное, но и помнит свои национальные корни, а также учитывает достижения и успехи, уже проверенные временем.

Принятие христианства в 988 г. на Руси не только способствовало быстрому распространению письменной культуры, но и послужило благодатной почвой для создания первых школ, которые появились при князе Владимире Святославовиче – именно тогда началась история школы в России. Поскольку создавались они в основном при монастырях, то и преподавало в них, соответственно, духовенство. В первых школах учили читать, писать, также были такие дисциплины, как пение и богословие. Девушек кроме этого обучали еще различным полезным ремеслам (шить и т. п.) .

Более серьезное образование получали «лучших людей дети»: их готовили к государственной или церковной службе и обучали грамматике, риторике, философии, иностранным языкам, для чего использовали исторические сочинения из Византии, географические и естественно-научные труды и даже сборники высказываний авторов античной эпохи. Однако более всего в этот период было распространено индивидуальное обучение.

Причиной понижения общекультурного уровня на Руси стало монголо-татарское нашествие. Со временем же потребность в образованных людях только возрастала, что связано, прежде всего, с экономическим развитием страны, а также с установлением международных связей. Возникновение книгопечатания в середине XVI в. стало крупнейшим событием, повлиявшим на развитие грамотности на Руси, уже к концу XVI в. количество образованных людей значительно возросло. Однако развитие городской жизни, рост международных связей, оживление торгово-промышленной сферы и сложная система государственного аппарата требовали увеличения числа высокообразованных людей. Составлялись большие библиотеки, а в 1634 г. появился первый русский учебник – букварь Василия Бурцева.

В XVIII в. появилась светская школа и были разработаны основные принципы светского обучения, а также воспитания. Кроме этого, была предпринята попытка сформировать государственную систему образования. В конце века на Руси было 288 школ, где обучались 22 220 учеников, но домашнее образование по-прежнему было распространенным явлением.

В 1802 г. было сформировано Министерство народного просвещения, разработавшее план организации системы образования, которое можно было получить в уездных и приходских училищах, губернских гимназиях и университетах. Помимо этого существовали и духовные, а также благотворительные училища. Создавались учебные округа, во главе которых стояли попечители, сами же округа возглавлялись университетами.

После восстания декабристов школы вывели из-под управления университетов, теперь они подчинялись напрямую попечителям округов. Согласно Положению о начальных училищах 1864 г. , начальное образование становилось общедоступным и бессословным. В среднюю школу также мог поступить каждый при успешной сдаче вступительных экзаменов. Возрастает в системе образования и роль общественности – создаются попечительские и педагогические советы.

После Великой октябрьской революции система школьного образования в России вновь претерпевает изменения. Все учебные заведения теперь управляются Наркомпросом РСФСР: частные школы закрыты, образование становится общедоступным и бессословным. Основная задача, которую перед собой ставила советская школа – это ликвидация безграмотности, поэтому в этот период активно создавались школы как для детей, так и для взрослых.

В настоящее время российские школы дают так называемое среднее образование. Курс рассчитан на 11 лет и официально считается бесплатным, за счет родителей учеников приобретаются только учебные пособия. Согласно Конституции РФ обязательным для всех являются первые две ступени школьного образования – начальная (4 года) и основная (5 лет) , однако полным среднее образование считается только по окончании всех 11 лет обучения.

Начиная с 1990-х гг. в системе российского образования проводится реформа, основным направлением которой является ориентация, прежде всего, на развитие личности самого учащегося, формирование ЗУНов, стандартизацию системы образования для преемственности имеющихся образовательных программ, а также единства образовательного пространства и введение ЕГЭ как формы, совмещающей выпускные экзамены в школе со вступительными испытаниями в ВУЗы.

Поскольку все российское общество в целом переживает сегодня глубокие, в том числе и социокультурные изменения, это не может не отражаться и на сфере образования и воспитания. Сложность, как и определенная непоследовательность реформы обусловлена, с одной стороны, тем, что процесс реформирования самого общества еще до конца не завершен, с другой же стороны, успех любой реформы зависит от всей образовательной политики страны, ее системности, последовательности, а главное, эффективности.

В современном обществе школа определяет будущее страны и является одним из условий ее возрождения. Немаловажно, чтобы это понимание стало приоритетом политики государства в области образования.