«ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ» А.И.АДАМСКИЙ, НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ АНО «ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ «ЭВРИКА»


МОМЕНТ ИСТОРИИ Может ли образование развиваться автономно? Раньше политическое, экономическое, социальное развитие общества, согласно историческому опыту, вело за собой развитие образования. Сейчас впервые образование может развиваться автономно и вести за собой развитие общества, т.к. знание и информация становятся экономическим фактором. Идея становится источником прибыли.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Раньше экономика вела за собой образование, сейчас наоборот – образование приобретает ведущую роль. Инновационное образование выпускника предполагает, что неизвестны условия, в которых оно будет применяться, поэтому компетентность обустроить себе место для самореализации, становится ключевой




МОМЕНТ ИСТОРИИ Сейчас, когда идеальные нормы не сработали, многие пытаются институционализировать консервативные нормы. Если учебная деятельность (в терминологии развивающего обучения) становится стандартом, значит развитие есть, проект становится автономным. Если институционально учебной деятельности нет, то проект остается идеальной нормой, а институциональные нормы будет поставлять экономика.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Суть актуального этапа модернизации - институционально оформить движения, прецеденты, которым уже 10, 20 лет. Важно не только признать вклад инициатив, реализующихся в течение многих лет, но и понять суть этого прорыва, направление вектора инициативы – в этом содержание социологического этапа модернизации.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Различие в проектировании сегодняшнего дня и 30 лет назад заключается в том, что в то время не было опыта участия в проекте, основой проектирования выступали идеальные представления. Сейчас есть опыт, прожитая жизнь в проектной деятельности, поэтому следует другой этап – рефлексия приобретенного опыта.


МОМЕНТ ИСТОРИИ Институты вбирают в себя инновации. Институты могут развиваться на основе инноваций или на основе случайных или традиционных идей. Например, появление автономных учреждений и сохранение казенных учреждений – является показательным примером того, как сосуществуют инновационные и традиционные формы.






ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Инновация – самый эффективный инструмент достижения стратегических целей (социально- экономических, социально-культурных, технологических), недоступных в рамках традиционных моделей. В новейшей истории впервые люди сознательно начали придумывать различные инновационные ходы, продумывать инновации как способ качественного изменения жизни. Соответственно встает вопрос о нормах инновационной деятельности.


ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Компоненты: 1. Инициативный подход (субъект деятельности и субъект целеполагания – одно и тоже лицо). 2. Заданный сверху механизм поддержки инициатив – придание легитимности инициативным разработкам. 3. Деятельностное включение «клиентов», «потребителей» в процесс разработки, апробации и внедрения инноваций.


ВЫРАЩИВАНИЕ НОРМ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Механизм развития образовательной политики и на региональном, и федеральном уровне – институционализация экспертно- профессиональных сообществ (сетей) Экспертом может быть только субъект, имеющий опыт: собственного целеполагания в сфере модернизации образования, реализации своей инициативы, придания результатам проектной деятельности легитимного характера (результатами проекта на законных основаниях пользуются другие люди/организации).


НОРМЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Для целеполагающей и рефлексивной деятельности необходимы нормы. Норма деятельности – ключевая проблема развития сегодня. Либо учитель становится носителем норм, либо ребенок вырастает «вне права». Может ли школа задать норму деятельности, норму жизни? Нормы, с которыми ребенок выходит из школы и есть качество образования.


НОРМА И СВОБОДА Ключевая образовательная задача начала 21 века в России: Как создать поле норм для свободной деятельности? Закон, стандарты, финансирование, оплата труда, оценка качества, общественное управление … в каждом поле – конфликт. Разрешение конфликта – институт легитимизации проектных инициатив. Ключевая проблема отсутствие технологий оформления новых норм.


ВЫЗОВЫ 21 ВЕКА 1. Все большее количество детей выше ценит внесистемные образовательные ресурсы, нежели системные. Cтановится важным вопрос: где протекает образовательная деятельность? Какими могут быть способы поддержки несистемной образовательной деятельности? 2. Предельной рамкой результативности, качества образования является социализация. Качество образования должно быть, прежде всего, связано с качеством жизнедеятельности. 3. Индивидуализация. Сегодня человеческий капитал не воспринимается суммарно. Важен капитал отдельно взятого человека. Общее благо зависит от самореализации каждого человека.


ВЫЗОВЫ 21 ВЕКА 4. Электронная среда больше не является способом освоения других сред, она сама стала образовательной средой. Интернет сегодня активно соперничает с другими, более закрытыми носителями культуры. И в этом смысле он гораздо привлекательнее для молодого поколения как образовательный ресурс, нежели иные менее активные статичные артефакты. 5. Автономия школы, свобода финансово- экономической деятельности становятся главными педагогическими факторами, обуславливающими поле, в котором развивается ребенок. Если ребенок в течении 10 лет получает опыт неспособности к принятию самостоятельных решений, то сам их принимать в дальнейшем он будет не в состоянии.


ТРЕБОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОСТИ ПРОДУКТОВ Актуальные вызовы задают комплексный характер необходимых преобразований. У имеющихся сегодня проблем в образовании нет простых решений (например, «отменить ЕГЭ» или «увеличить количество финансовых вливаний»). Требуются комплексные разработки на стыке привычных тематизмов


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИП Конечно, актуальные лакуны для проектирования сохраняются и внутри привычных тематизмов. Некоторые из них зафиксированы в документе «Приоритетные направления деятельности сети ФИП»: Новое содержание образования Финансово-экономические модели управления образованием Модели государственно-общественного управления образованием Развитие сети образовательных учреждений Развитие системы поддержки талантливых детей Воспитание и здоровьесбережение в образовании Информационные технологии в образовании Новые модели и механизмы организации повышения квалификации


ПРОБЛЕМА ИНСТРУМЕНТАРИЯ Новые результаты деятельности требуют новые инструменты оценки. Если новая школа заявляет новые результаты, то и измерять их надо новыми инструментами. Отсутствие инструментов, которые могли бы замерить новые результаты, задает губительный сценарий для проекта. Тогда новые результаты будут измерять старыми инструментами, которые не смогут проявить новые достижения.


НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ совершенствование содержания образования, способов и форм организации образовательного процесса на всех ступенях школьного образования; совершенствование системы оценки результатов и качества образования на всех этапах школьного образования; совершенствование нормативно-правовой базы введения ФГОС общего образования на всех ступенях школьного образования; совершенствование системы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров.


ФИНАНСОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ разработка модели Государственного (Муниципального) 3адания, устанавливающего взаимосвязь между стоимостью услуги и показателями качества образования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС; отработка механизмов привлечения инвестиций в сферу образования; обеспечение конкурентоспособности отечественных образовательных услуг на международном рынке (в т.ч. в условиях вступления в ВТО); становление системы диссеминации инновационных моделей в образовании (франчайзинг); развитие венчурных интеллектуальных фондов.


ГОСУДАРСТВЕННО- ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ разработка модели обучения представителей школьных органов, осуществляющих государственно-общественное управление в сфере образования, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов ступени общего образования; разработка модели общественных институтов, осуществляющих экспертизу в сфере образования (аккредитация образовательных учреждений, аттестация руководителей, сертификация образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования), основанных на принципах саморегулирования; технологии прогнозирования рынка труда и корректировки программ развития и образовательных программ учреждений профессионального образования.


РАЗВИТИЕ СЕТИ ОУ Разработка нормативно – правовой базы уровня субъекта РФ, обеспечивающей эффективное внедрение моделей профильного обучения «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся, созданных на основе моделей «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; Институционализация сетевого взаимодействия учреждений образования; Разработка подходов к разработке методики расчета норматива финансирования общеобразовательных программ в сети (в том числе в сети Интернет); Разработка параметров оценки оптимальности сети общеобразовательных учреждений муниципалитета; Эффективные модели выстраивания межвузовской интеграции, инженерных школ, развитие объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов; Разработка и апробация альтернативных образовательных и развивающих программ для дошкольных образовательных учреждений, а также развитие альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (дошкольного содержания, присмотра).


РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ТАЛАНТЛИВЫХ ДЕТЕЙ разработка образовательных программ, направленных на развитие творческого мышления детей и взрослых; разработка модели интеграции общего, профессионального и дополнительного образования, в т.ч. нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов; проектирование моделей дистантного образования для одаренных детей; разработка программ повышения квалификации в форме стажировки для педагогов, работающих с одаренными детьми; разработка механизмов привлечения представителей реального сектора экономики и инновационных бизнес- компаний в образовательные проекты, связанные с выявлением, отбором, развитием и поддержкой талантливых детей и молодежи.


ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕЖЕНИЕ разработка инновационных моделей и методик социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка; создание модели оценки качества воспитания и социализации детей; разработка механизмов создания сетевых сообществ просоциального характера и минимизации рисков негативного влияния педагогически неконтролируемых сообществ; разработка моделей здоровьесберегающего пространства обучения (возможности трансформации физического пространства школы в целях сохранения и укрепления здоровья детей).


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ разработка инструментария электронной образовательной среды; разработка моделей и систем показателей ситуационного центра оценки качества образования; разработка электронного инструментария моделирования сценариев развития качества образования в ОУ; разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации в обучении.


НОВЫЕ МОДЕЛИ ПК создание инновационных моделей организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях (в т.ч. создание инновационных центров и программ повышения квалификации); создание и отработка инновационных моделей профессионального педагогического образования (в т.ч. отработка технологии организации интернатуры для выпускников педагогических вузов); новые модели и технологии повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала работодателями в условиях частно-государственного партнерства в образовании; разработка и внедрение систем независимой сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования; разработка, апробация и внедрение организационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки мигрантов и беженцев на базе учреждений профессионального образования.


ПРЕОДОЛЕНИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ 1. Ограничение тематики проекта рамками одного направления из списка заявленных имеет риск «неполноценности» продуктов, а, следовательно, низкой эффективности транслируемых инновационных механизмов. 2. Ограничение проекта исключительно «образовательной тематикой» также имеет риск замыкания в рамках отрасли. Культура «продуктивности» (т.е. создания отчуждаемых востребованных продуктов) принципиально взращивается за счет «размыкания рамок» организации или отрасли и выстраивания отношений с клиентами Точка роста находится в пересечении областей проектирования и преодолении рамок образовательной отрасли - таковы сегодняшние требования к инновационному проекту




НА ПЕРЕКРЕСТКЕ Социализация станет ключевым результатом образования в том случае, если в структуре заработной платы будут учитываться все виды деятельности учителя. Выполнение принципа индивидуализации возможно только внутри цифровой образовательной среды. Реальное легальное сетевое взаимодействие возможно только при условии разработки и внедрения сетевого норматива финансирования. Работа с талантливыми детьми возможна только при условии разработки и внедрения эффективной оплаты внеурочных форм и перестройки образовательного процесса детей любого уровня способностей в деятельностном ключе. Здоровьесбережение возможно только при условии переформатирования целостного образовательного процесса (нелинейное расписание, внеурочные формы, новые технологии).


СОЦИАЛИЗАЦИЯ - КЛЮЧЕВОЙ СКВОЗНОЙ РЕЗУЛЬТАТ Ключевой параметр эффективности образования – это социализация учащихся. Это не только педагогическая, но и социально-экономическая проблема региона. Социализация ребенка заключается в его максимальной самореализации на благо других. Оценка уровня социализации – ключевой фактор оценки качества работы школы. Предстоит осуществить перевод акцента в оценке результативности школ с успеваемости и цифровых показателей на показатели социализации. Единственно возможная для современной школы логика: проба – успех – социализация


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Индивидуализация образования приводит к формированию индивидуалиста - миф Только через индивидуализированное образование можно достичь максимального развития личности и, соответственно, максимального вклада этой личности в развитие общества. Фронтальное воздействие опасно. Мы больше не можем позволить себе пренебречь одним, ради блага всех. Индивидуальность может развиваться исключительно в коллективном взаимодействии. Индивидуализация как норма отсутствует. Не ясно, как готовить педагога? Как педагогу строить свою работу? Индивидуализируется и образовательный процесс, и учительская деятельность.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Достигнуть индивидуализации образования вне электронной среды невозможно. Технологические особенности электронной среды не терпят фронтальных отношений. Электронная среда – универсальная среда, в которой учитель находит материал для урока, проводит лабораторные работы, организует виртуальные путешествия, собирает достижения учеников в ученическое портфолио, формирует свое портфолио учителя, – это все перетекает в систему оплаты труда и журнал ведется тоже только электронный.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ Сегодня мы видим драматичные попытки учителей начальных классов догнать техническую среду. Это проблема и задача, которая может стать госзаданием для педагогических вузов. Сейчас среда уже развита настолько, что резко превышает возможности людей. Причем, чем мощнее среда, тем очевидней низкая способность учителей и управленцев превратить эту среду в содержание образования. Среда перестает быть системой технических средств обучения, а становится основным обучающим ресурсом.


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДЫ – УСЛОВИЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ «Еще год-два, и школьные ПК можно будет выбрасывать как не соответствующие времени. Ориентироваться нужно не на покупку дорогого оборудования, которое уже через полгода устареет, а на модель BYOD (Bring You Own Device - принеси свое устройство)»


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Опыт реализации КПМО показал, что 90% школ отказались от самостоятельного формирования фонда оплаты труда. Директора не хотят руководить автономными учреждениями. Но проблема не в том, как хорошо или нехорошо директору, а в том, какие плюсы это дает детям и стране в целом. ФГОС может быть реализован на основе самостоятельности школы, но ресурсно в настоящее время автономия не обеспечена. Методология расчета норматива, доведение до ОУ всего объема финансирования без изъятий и несметный характер финансирования то поле инновационных проработок, которое лежит в рамках экономического направления и требует своей реализации в рамках деятельности площадок.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Один из самых сложных вопросов – вопрос о зарплате учителя. Есть факторы, которые очень важно учитывать и закладывать в расчет заработной платы педагога, но многие из этих факторов почти невозможно занормировать – «демократичная среда в классе», «отношение учителя с ребенком», «умение учителя не нарушать личное пространство ребенка». Как измерить уклад жизни в школе, может, в большей степени сохраняющий здоровье детей, чем уроки физкультуры? Как измерить деятельность учителя, который создает в классе творческую атмосферу? Решать такие вопросы надо, так как, если мы не сможем это занормировать, придется отказаться от такой системы оплаты труда. Нормирование должно быть занесено в муниципальное задание.


САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ОУ Заработная плата связана с эффективностью и качеством работы. В связи с этим сегодня возникает понятие «производительность труда учителя». Производительность труда современного учителя низкая. Прежде всего, это связано с низким уровнем электронной инфраструктуры. Уровень «бумажной» отчетности должен быть равен нулю, – только в этом случае мы сможем сказать, что электронная среда создана и работает.


МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКСПЕРТНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЕТИ ФИП – КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ КОМПЛЕКСНЫХ РАЗРАБОТОК Обозначенные проблемы можно решить ТОЛЬКО с помощью разворачивания проектной деятельности на площадках. Ключевой субъект образовательной политики 21 века – институт экспертно- профессиональных сетей проектных команд


СЕТЬ ФИП Проект развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (сеть ФИП) работает в логике институционализации экспертно-профессиональных сообществ (сетей). Цель - преодоление обозначенных рисков модернизации и повышение качества образования


СЕТЬ ФИП Сеть федеральных инновационных площадок в регионе – механизм развития региональной образовательной политики Инфраструктура из межрегиональных тематических сетей ФИП – механизм развития федеральной образовательной политики Основание для сетевого взаимодействия – совместное преодоление объективно существующих разрывов в сфере образования

УДК 378
ББК 74.58

В работе на основе сетевого подхода представлены возможности формирования инновационной политики образовательных организаций в условиях сетевого взаимодействия. Выделены основные подсистемы инфраструктуры научно-образовательной сети. Показано, что меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы в организациях сети. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-00771а.

Ключевые слова: мотивация участников сети , научно-образовательная сеть , сетевой подход , система управления инновационной деятельностью в рамках сетевого взаимодействия .

Переход страны к инновационной экономике зависит от ряда предпосылок фундаментального характера. Прежде всего, это установление такого институционального режима, который обеспечивает заинтересованность в эффективном использовании существующих и новых знаний, создании инновационного климата. В качестве главной опоры создания инновационной экономики выступают наука, система образования, навыки и умения работающих, нацеленные на создание и использование интеллектуальных ресурсов. В конце 2012 года был принят новый ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» важной особенностью которого стало упорядочение инновационной деятельности в сфере образования (ст. 20), причем под инновационными развитием образования подразумевается, прежде всего, его опережающее развитие, обеспечивающее рост качества жизни страны в целом.

В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Эта система представляет собой единство:

  • новых образовательных технологий - технологических инноваций,
  • новых экономических механизмов в сфере образования - экономических инноваций,
  • новых методов и приемов обучения и воспитания - образовательных инноваций,
  • новых организационных структур и институциональных форм в области образования - организационных инноваций.

Главным показателем развития инновационных процессов в образовании является прогрессивное начало в развитии образовательных учреждений по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой. В этой связи с 2007 года в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений УпО РАО, а затем с 2011 года Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г.Москва) ведется системная работа по переводу образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Под научно-образовательной сетью мы понимаем «…динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные промышленные предприятия, которая функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального (внешнего) эффекта» .

Таким образом, в нашем понимании сетевая образовательная организация выступает как объединение независимых индивидов, социальных групп и организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру . Высокий уровень координации целей и интеграция всех видов ресурсов такой сети достигается посредством формирования внутреннего информационного пространства сети. Виртуальная форма организации обеспечивает важное конкурентное преимущество за счет интеграции знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов . В подобных структурах представлены коллективные интеллектуальные системы, в которых одним из важнейших системообразующих факторов выступает интеллектуальный, творческий (креативный) труд . При отсутствии однозначной трактовки понятия «интеллектуальная система» в современной науке следует выделить следующие ее свойства: труд - как ведущий системообразующий фактор; саморегуляция - как общий принцип организации; избирательная мобилизация отдельных подсистем и элементов в целостные организации системы, иерархия функций жизнедеятельности подсистем; многосвязное взаимодействие различных пространственно выделенных систем по конечным результатам, системогенез . Мы рассматриваем развивающееся на протяжении шести лет содружество образовательных учреждений как совместный организационный капитал, который является основанием развития всех остальных капиталов учреждений - членов сети. Под новшеством в работе научно-образовательной сети понимается средство решения актуальных педагогических проблем, стоящих перед членами сетевого взаимодействия . В качестве инноваций выступают управляемые процессы создания, освоения и применения новшеств. В качестве инновационных процессов рассматривается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств. В целом инновационная деятельность в рамках научно-образовательной сети предполагает мотивированную совокупность последовательно совершаемых социальными субъектами - педагогами, образовательными организациями, сетевыми сообществами действий, направленных на создание, освоение, использование и распространение новшеств, способствующих повышению качества образования. Таким образом, развивающаяся сетевая открытая образовательная метасистема в форме виртуальной организации включает совокупность взаимосвязанных образовательных систем, состоящих в активном взаимодействии с социальными подсистемами и друг другом через разные виды ресурсов . В подобных системах сетевое взаимодействие направлено на поддержку устойчивого саморазвития каждого ОУ, программирование деятельности участников инновационного проекта в условиях дефицита ресурсов; определение пути перехода от ресурсно-затратных программ к ресурсно-формирующим программам развития образовательных учреждений.

Среди основных задач развития научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона следует выделить:

  1. Содействие развитию инновационной инфраструктуры сетевого взаимодействия, обеспечивающей технологический коридор прохождению инноваций через создание центров ответственности, творческих лабораторий по проблемам образования, временных творческих содружеств педагогов, центров коллективного пользования разработками сетевого взаимодействия.
  2. Повышение эффективности использования научного потенциала сети за счет создания условий для организации конкурсов интеллектуальных продуктов членов сетевого взаимодействия, формирования электронных баз данных организаций инновационной инфраструктуры научно-образовательной сети, участия членов сети в межрегиональных, федеральных и международных инновационных выставках, салонах, конференциях, форумах, семинарах, участия инновационных проектов в федеральных целевых программах, конкурсах грантов федеральных и международных фондов
  3. Развитие информационной среды и повышение инновационной культуры членов сетевого взаимодействия за счет широкой диссеминации положительных результатов инновационной деятельности участников сетевого взаимодействия в центральной и региональной печати, проведение конкурсных мероприятий, направленных на выявление перспективных инновационных проектов, оказание содействия в обеспечении информационной поддержки субъектов инновационной деятельности, системное информирование общественности и заинтересованных участников о проводимой политике в области инновационного развития.

В работе научно-образовательной сети выделены следующие основные подсистемы:

  • генерирующая новшества (сетевые ВНИКИ и творческие лаборатории по проблемам);
  • содействующая развитию инновационных процессов (базовое научное учреждение сети АПК и ППРО (г. Москва), РГППУ, УрГПУ, УФУ, УрГЭУ и др.);
  • обеспечивающая и координирующая деятельность субъектов инновационного процесса (координационный инновационно-синергетический центр научно-образовательной сети) .

Деятельность вышеперечисленных подсистем определяется инновационной политикой научно-образовательной сети, то есть комплексом целей и методов воздействия на совершенствование инновационного климата как сети в целом, так и ее участников, в частности. Меры инновационной политики можно разделить на создающие благоприятную для инноваций образовательную среду и непосредственно инициирующие и регулирующие инновационные процессы.

Пути воздействия научно-образовательной сети на инновационные процессы в конкретных образовательных организациях во многом определяет временной аспект. Если текущая политика заключается в оперативном регулировании инновационной деятельности образовательной организации в условиях сетевого взаимодействия, то долговременная инновационная политика направлена на решение общих задач развития сети в целом.

Выбор приоритетов направлений работы сети на среднесрочный период определяется результатами независимой экспертизы инновационных проектов образовательных организаций, проводимой в ходе учебных сессий сети. В качестве критериев выбора выступают:

  1. Теоретическая, практическая и социальная значимость нововведений для развития сетевого взаимодействия в целом.
  2. Нацеленность на решение актуальных содержательных и технологических задач развития регионального образования.
  3. Вклад в укрепление позиций научно-образовательной сети в региональном образовательном пространстве.
  4. Наличие кадрового обеспечения, стимулирование роста интеллектуального потенциала образовательных организаций.
  5. Степень информационного обеспечения.
  6. Наличие организационно-управленческих механизмов реализации конкретных проектов в рамках сети.
  7. Уровень риска.

Процедура выбора приоритетов построена таким образом, чтобы учесть существующие взаимосвязи между направлениями работы научно-образовательной сети, а также не упустить новые направления развития системы образования страны в целом и региона в частности.

Инновационную политику научно-образовательной сети можно представить в виде трех основных элементов:

  1. постановка целей и задач инновационного развития;
  2. выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей;
  3. подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.

В этой связи важно, чтобы стратегия инновационного развития научно-образовательной сети, формирующая основу инновационной политики организаций - участников сетевого взаимодействия соответствовала следующим требованиям:

  • подчиненность ведущей цели корпоративного развития;
  • ориентация на результаты внедрения новых образовательных технологий;
  • научная обоснованность, использование современного методологического аппарата;
  • измеримость в конкретных показателях;
  • реальность достижения планируемых параметров с учетом внешних возможностей и угроз;
  • гибкость или возможность корректировки параметров под воздействием изменений факторов внешней или внутренней среды;
  • согласованность достигнутых и планируемых целей, когда реализация первых создает условия для выполнения предстоящих.

Последовательность формирования инновационной политики участников научно-образовательной сети включает следующие этапы:

  • анализ состояния инновационных процессов в предшествующем периоде и выработка рекомендаций. Основной целью его проведения является изучение динамики, масштабов, форм и эффективности инновационного развития в ретроспективе. Анализ позволяет выявить позитивные моменты и негативные тенденции, выработать рекомендации по их учету при формировании направлений инновационного развития сети в целом;
  • разработка конкурентоспособного инновационного поведения на среднесрочную перспективу, постановку целей и задач и их координация с планами инновационного развития конкретных образовательных организаций сети;
  • исследование инновационной активности в предшествующем периоде и оценка современного состояния инновационной инфраструктуры сети;
  • формирование инновационных стратегий, согласование их по срокам, ресурсам и исполнителям;
  • определение эффективности, отбор и формирование портфеля инновационных проектов научно-образовательной сети;
  • оценка инновационного потенциала и обеспечение на корпоративном уровне эффективного оперативного управления стратегиями инновационного развития в рамках сетевого взаимодействия;
  • анализ и контроль поставленных и достигнутых стратегических целей инновационного развития, выявление отклонений.

В основе рационального распределения задач по оценке инновационного поведения использован функциональный подход. Распределение и систематизация обязанностей членов сети позволяет определить долю ответственности конкретных образовательных организаций в процессе инновационного проектирования и выявить своего рода центры ответственности, работающие в рамках Координационного совета, основными функциями которого являются:

  • организация работы по генерированию и отбору инновационных разработок;
  • отслеживание стратегических инновационных ориентиров;
  • методическое руководство;
  • рассмотрение и подготовка для утверждения на Научном совете сети инновационных проектов;
  • выявление позитивных и негативных отклонений от утвержденных ориентиров инновационного развития.

В рамках Координационного совета работают:

  • группа повышения инновационной активности, которая обеспечивает формирование интеллектуального капитала сети в виде нематериальных активов,
  • группа определения стратегических инноваций, которая отвечает за селекцию научных идей с позиции корпоративной конкурентоспособности.
  • группа оценки инновационных проектов, которая работает по формированию портфеля инновационных проектов и объединению образовательных организаций в рамках конкретного проекта.
  • группа наращивания инновационного потенциала, которая отвечает за методическое сопровождение реализации проектов.
  • группа обеспечения инновационных процессов, в задачи которой входит отслеживание хода реализации проектов в рамках сети.

Таким образом, в рамках деятельности рабочих групп, которые можно рассматривать как своего рода центры ответственности, осуществляется организационное обеспечение разработки и реализации инновационных процессов, представляющих интерес для членов сетевого взаимодействия. распределение целей и задач инновационного развития между группами, создают организационные возможности для реализации инновационных проектов и осуществления их поддержки.

Организационное обеспечение инновационного развития сети приведено на рис. 1.

Рис. 1 Организационное обеспечение инновационного развития научно-образовательной сети

В целом, среди основных инструментов развития инновационных процессов в ОУ, входящих в научно-образовательную сеть, следует выделить:

  • саморазвитие членов педагогического коллектива на основе обучения и самообучения;
  • реализация системы мер по проектированию сильной организационной культуры;
  • создание горизонтальных структур управления на основе самоуправляемых временных творческих коллективов и делегирование им ряда полномочий;
  • расширение применения востребованных форм мотивирования субъектов образовательной деятельности;
  • развитие информационной культуры участников взаимодействия, то есть умения целенаправленно работать с информацией присутствующей в сети и использовать для ее получения информационные технологии. В этой связи на портале научно-образовательной сети аккумулируются результаты коллективной интеллектуальной деятельности в форме структурированной совокупности согласованных управленческих решений и их оснований, обращение к которым обеспечивает более эффективную работу участников сети. Механизм пополнения коллективной базы данных научно-образовательной сети включает следующие функции:

В ходе работы научно-образовательной сети разработан критериальный комплекс, позволяющий отслеживать процесс инновационных изменений, происходящих в конкретных ОУ и определяющий инновационную политику как самой сети, так и ее организаций:

  1. «единицей» изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы;
  2. изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно-педагогической проблемы;
  3. процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности, причем для организации мониторинга выполнения коллективных проектов в рамках научно-образовательной сети используется файлообменник, являющийся частью интернет-портала сети (рис.2).

Рис. 2. Организация мониторинга выполнения коллективных проектов в условиях научно-образовательной сети.

Важно подчеркнуть, что именно инновационные преобразования обусловливают новое содержание и способы деятельности педагогов, причем они носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития организаций на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе. Данные изменения приводят к новому уровню качества интеллектуального и психолого-социального развития личности как учащихся, так и самих педагогов.

Ежегодно для участников сети организуются две учебные сессии, включающие практико-ориентированные семинары, посвященные проблемам развития инновационных процессов в образовании с привлечением ведущих специалистов АПК и ПРО, ФИРО (Федерального института развития образования) (г. Москва), РГППУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета), УрФУ (Уральского федерального университета) им. Б. Н. Ельцина, УрГПУ (Уральского государственного педагогического университета). Организуются стажировки членов сети на базовых площадках по направлению деятельности ОУ. За последние пять лет силами педагогических коллективов сети проведено более 250 открытых мероприятий, подготовлено четыре учебно-методических пособия. За 6 лет сетевого взаимодействия представители организаций - участников прошли обучение по темам «Государственная политика в сфере образования», «Основы педагогической инноватики», «Менеджмент в образовании», «Маркетинг в образовании» и др. Результаты интеллектуальной деятельности ОУ в рамках сети, которые мы в полном соответствии со ст. 1225 ГК РФ считаем продуктами умственной творческой деятельности, широко представляются в ходе конкурсов инновационных проектов, интеллектуальных продуктов, научно-образовательных семинаров, мастер-классов и научно-практических конференций разного уровня.

Таким образом, согласованная инновационная политика участников сетевого взаимодействия ведет к росту эффективности как работы сетевого сообщества в целом, так и отдельных его элементов в частности. Ключевыми характеристиками развития сетевого взаимодействия являются расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений. Основным результатом реализации согласованной инновационной политики организаций в рамках сети становится инновационное поведение, способность педагогических коллективов эффективно действовать в ситуации неопределенности.

Литература

  1. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб.: Питер, 2009. 344 с.
  2. Бережнов Г.В. Виртуальная организация. Неравновесный принцип управления развитием предприятия // Российское предпринимательство. 2003. № 1. С.23-31.
  3. Давыдова Н.Н., Федоров В.А Управление развитие образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогический журнал Башкортостана, 2012. № 4. С. 15-23.
  4. Давыдова Н.Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
  5. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  6. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. 428 с.
  7. Максимов Н.В. Информационная среда науки и образования: от информационного обслуживания к распределенной системе управления знаниями // Информационное общество. 2009. Вып. 6. С.58-67.
  8. Матвейкин В.Г., Дворецкий С.И., Минько Л.В. и др. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития. М.: Машиностроение-1, 2007. 284 с
  9. Санкова Л. HR-менеджмент в виртуальных организациях: проблемы и перспективы // Управление персоналом. 2007. №5. С. 46-52.

Bibliography

  1. Ansoff I. Strategic Management. Classic edition. SPb.: Piter, 2009. 344p.
  2. Berezhnov G.V. A virtual organization. A nonequilibrium concept of an enterprise development management // Russian Entrepreneurship. 2003. №1. P.23-31.
  3. Davydova N.N., Fedorov V.A. Educational institutions development management on the basis of a network approach // Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2012. № 4. P. 15-23.
  4. Davydova N.N. Innovative development-oriented schools networking // Popular education. 2012. № 1. P. 88-94.
  5. Zagvyazinskii V.I. Didactic research methodology and methods. M.: Pedagogica, 1982. 160p.
  6. Leshkevich T.G. Philosophy of science: tradition and innovation: Course-book for universities. M.: « PRIOR Publishing», 2001. 428 p.
  7. Maksimov N.V. Information environment of science and education: from information services to a distributed knowledge management system // Information Society. 2009. Issue. 6. P.58-67.
  8. Matveykin V.G., Dvoretskii S.I., Minko L.V. et al Innovative potential: current state and development prospects. M.: Mashinostroyeniye-1, 2007. 284 p.
  9. Sankova L. HR-management in virtual companies: problems and prospects // Personnel Management. 2007. № 5. P. 46-52.
  10. Jarillo J. C. Strategic Networks: Creating the Borderless Organization. L.: Butterworth-Heinemann, 1993.
  11. Podolny J.M., Page K.L. Network Forms of Organization // Annual Review of Sociology. 1998.
  12. Brass, D.J., Galaskiewicz, J., Greve, H.R., & Tsai, W. (2004). Taking stock of networks and organizations: A multilevel perspective. Academy of Management Journal, 47, 7957817.

Establishing innovative policy in educational institutions within research and educational network

In this paper the possibilities of formation of educational policy of innovation organizations in the conditions of network interaction based on network approach are presented. The basic subsystems of infrastructure of the research and education network are underlined. It is shown that innovation policy measures can be divided in creating an enabling learning environment for innovation and directly initiating and controlling the innovation processes in the organizations of the network.

Key words:

Перспективы развития
инновационной деятельности
Семенова Г.Ю., к.п.н., научный
руководитель

Инновационная деятельность основывается на:

Первоочередных
Проблемах,
нормативных
накопившихся в
документах:
обществе:
ФГОС
разрушение
СТО-6
традиционных
Закон об образовании культурных образцов;
стагнация внешкольного
воспитания
разрушение привычных
механизмов семейного
воспитания

Инновационная деятельность в сфере образования (закон “Об образовании в Российской Федерации”)

ориентирована на совершенствование научнопедагогического,
учебно-методического,
организационного, правового, финансовоэкономического, кадрового, материальнотехнического
обеспечения
системы
образования.
Указанная
деятельность
осуществляется
в
форме
реализации
инновационных
проектов
(программ)
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, и иными
организациями, действующими в сфере
образования, а также их объединениями

Целями нового этапа развития образования являются:

обеспечение позитивной социализации
и учебной успешности каждого
ребенка, усиление вклада образования в
инновационное развитие страны,
ответ на вызовы изменившейся
культурной, социальной и
технологической среды.

Тема инновационного проекта: Моделирование детско-взрослых общностей на основе инновационных форм взаимодействия субъектов образовател

Тема инновационного проекта: Моделирование
детско-взрослых
общностей
на
основе
инновационных форм взаимодействия субъектов
образовательной среды как фактор современных
требований к качеству образования
Тема инновационного проекта школы:
Развитие и внедрение новых
инновационных форм социализации
учащихся в процессе реализации ФГОС

Цели инновационного проекта:

Привлечение широких масс школьников, педагогов и родителей к
формированию детско-взрослых общностей в образовательной среде, как
основы поиска и внедрения новых инновационных форм взаимодействия.
Создание системы мотивационного инструментария.
Формирование инновационной среды социального творчества и
проектирования социально-культурных событий, консолидирующей личностные
и социально-значимые замыслы обучающихся, педагогов и родителей.
Интеграция и взаимодействие образовательных учреждений, центров и
учреждений культурного и социального окружения для создания
образовательной среды, способствующей развитию инициативы и творческого
потенциала обучающихся.
Создание банка и описание типологии детско-взрослых общностей, в
которых происходит воспитание и социализация обучающихся.
Создание модели мониторинговых обследований качества образования,
включающей систему индексов, индикаторов и показателей устойчивости
социальных эффектов.

Задачи инновационного проекта

Разработка и внедрение моделей детско-взрослых

субъектов образовательной среды.
Разработка, апробация и внедрение алгоритма
педагогического сопровождения индивидуального развития
личности обучающегося, в детско-взрослой общности.
Разработка и внедрение мониторинга обследований


эффектов.
Подготовка педагогов и обмен инновациями в рамках
развития сетевого взаимодействия образовательных
учреждений.

Основной
идеей
концепции
данного
инновационного проекта - является, то, что
сегодня под качеством образования понимается
осознанное
овладение
учеником
основными
составляющими человеческой культуры, социальным
опытом, способностью использовать освоенное
содержание образования для решения практических
задач и умению взаимодействовать в современном
социуме. Поэтому образование мы рассматриваем не
только, и не столько как обучение ЗУНам, а, в первую
очередь как воспитание и развитие личности, ее
социальное становление.

Направления инновационной деятельности:

1-е направление: Определение составляющих социального
становления обучающихся.
2-е направление: Моделирование детско-взрослых
общностей на основе инновационных форм взаимодействия
субъектов образовательной среды и описание их типологии.
3-е направление: Разработка алгоритма педагогического

обучающегося, в детско-взрослой общности.
4-е направление: Разработка мониторинга обследований
качества образования, включающей систему индексов,
индикаторов и показателей устойчивости социальных
эффектов.

10. Ожидаемые результаты инновационного проекта

Готовые к тиражированию модели детско-взрослых общностей в
образовательной среде инновационной сети.
Готовая к внедрению программа педагогического
сопровождения индивидуального развития личности
школьника в детско-взрослой общности.
Готовая к внедрению технология взаимодействия и социального
партнерства для формирования среды социального творчества
и проектирования социально-культурных событий.
Готовая к внедрению модель мониторинговых обследований
качества образования, включающей систему индексов,
индикаторов и показателей устойчивости социальных
эффектов.

11. Результаты проекта для обучающихся.

Сформированность мировоззренческих позиций, основанных на позитивном
вхождении личности в социум, позволяющих самоопределиться и
самореализоваться в социальной среде.
Развитие личностного творческого потенциала обучающихся, на основе
ближайшего социального окружения (актуализация лидерских способностей).
Сформированность у обучающихся системы этических ценностей социальной
направленности.
Сформированность у обучающихся коммуникативного общения как общей
культуры взаимодействия в социуме.
Сформированность у обучающихся социальной ответственности в различных
видах деятельности.
Развитие проектного мышления, посредством включения обучающихся в
социально-культурное проектирование и его организацию.
Сформированность у обучающихся социальной компетентности как средства
позитивного вхождения личности учащегося в трудовую и социальную среду.

Графова Татьяна Анатольевна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 20 "Реченька"
Населённый пункт: поселок Белоомут городской округ Луховицы Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Перспективные направления инновационной образовательной политики".
Дата публикации: 29.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Эссе «Перспективные направления инновационной

образовательной политики».

Обучение

является

фундаментальным

процессом

Федеральном

образовании

Российской

Федерации»

перечислены

основные

принципы

государственной

образовательной

политики.

модернизации

российской

образования является обеспечение современного качества образования на

основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личности, семьи, общества и государства

Сейчас развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. На

деятельность образовательных учреждений негативное воздействие

оказывают факторы, среди которых основными являются: социальная и

экономическая нестабильность в обществе, острый дефицит финансовых

средств в связи с кризисным положением в экономике; неполнота

нормативной правовой базы в области образования; систематическое

неисполнение норм законодательства в области образования.

Неудовлетворительное финансирование является одной из основных причин

возникновения кризисных ситуаций в системе образования. Острейший

дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того,

что имелось и еще имеется в системе образования Российской Федерации.

Образовательные учреждения вследствие отсутствия бюджетных средств на

оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг

отключаются от систем жизнеобеспечения в нарушение решений

Правительства Российской Федерации.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального

положения и здоровья детей. Не последнюю роль в ухудшении здоровья

детей имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные

учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений

приходит в негодность, устаревает. Резко сократились капитальные вложения,

темпы износа зданий существенно опережают темпы их реконструкции и

нового строительства.

Проблемами остаются отсутствие необходимой преемственности уровней

дошкольного образования и начального общего образования, а также

начального общего и основного общего образования, появление

многопредметности в начальной школе. Усугубляются проблемы разрыва

преемственности уровней общего образования и высшего профессионального

образования. На протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников

средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие

учебные заведения без дополнительной подготовки.

В целом остается проблемой кадровое обеспечение образовательных

учреждений. Сохраняется устойчивая тенденция старения педагогических

работников образовательных учреждений всех типов и видов, недостаточно

молодых специалистов вследствие низкого уровня оплаты труда и

социального престижа профессии педагога, слабой социальной

защищенности педагогических и научно-педагогических работников

образовательных учреждений.

Таким образом, хочется подчеркнуть важность инноваций в образовании.

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать

обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все

неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям.

Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие

привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают

обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать

инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных

потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к

тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое

сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается

процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно

подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие.

Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания

гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно

постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень.

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых

образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения.

Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться,

искать варианты образования и развития детей. Воспитатель должен иметь

активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих

подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали

необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они

помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств

дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными

заведениями.

Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть

и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой

деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение

функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны

вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для

дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с

педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск

ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. В ходе

проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в

исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность

проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для

эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять

перспективы дальнейшего исследования в данной области.

ИКТ в профессиональном образовании в век научного прогресса стали

особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным

явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные

увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к

математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства

и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на

мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные

компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами

моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения.

Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить

программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом.

Единственным препятствием в применении ИКТ в дошкольных учреждениях

является недостаток денежных средств. Например, у нас в детском саду

компьютер есть только в кабинете заведующего.

В детских садах сейчас вводятся различные методики. Например, методика

личностно-ориентированного развития предполагает создание условий для

формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного

подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть

специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения:

«Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество» и т.д.

Игровые методики в ДУ являются настоящим фундаментом современного

дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность

малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными

жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых

играми: обучающая, познавательная, развивающая.

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный

процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие

серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был

разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все

нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении

современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их

наставников. С помощью «Скайпа» учитель проводит дистанционные уроки,

проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с

психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только

родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-

двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные

учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Но, для того, чтобы в наш детски сад (и подобных нашему) принять детей с

ограниченными возможностями, необходимо полностью его

реконструировать, так как сад существует с 1957 года и не предназначен для

таких детей.

Таким образом, педагогические инновации, внедряемые в образовательных

учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный

заказ: воспитывать в детях чувство патриотизма, гражданской

ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям.

Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских

садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств,

коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого

государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных

работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского

образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут

инновации и денежные вливания.


А. В. Тодосийчук,

доктор экономических наук, профессор,

академик РАЕН

Проблемы и перспективы развития инновационной деятельности в образовании

Часть 1 из 2

1. Развитие инновационных процессов в сфере образования

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики науки, экономики и социогенетики, которые позволяют говорить о преемственности и изменчивости технологических способов производства и применения знаний. Ключевую роль в этом сложнейшем и противоречивом процессе играет закон смены поколений. В смене поколений образовательных услуг, методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения результатов НИР и замещения базовых инноваций, находят свое выражение закономерности цикличной динамики образования. Основными направлениями внедрения результатов НИР в сфере образования являются их использование для разработки педагогических (образовательных) инноваций, научно-методических и учебно-методических материалов, применяемых в учебной и воспитательной работе с детьми разного возраста в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, для подготовки и переподготовки кадров в образовательных учреждениях начального (НПО), среднего (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), образовательных стандартов, технических условий, методических рекомендаций, технологических процессов, научно-методического сопровождения, подготовка нормативных документов. Использование результатов НИР позволяет переориентировать учебный процесс с передачи учащимся совокупности знаний на формирование навыков их приобретения, повысить качество образования.

Укрупненно инновационный процесс в образовании включает следующие стадии: научные исследования - экспериментальная работа - освоение и тиражирование новшеств в образовательной практике (учебно-воспитательном процессе). Базисом инновационного процесса являются научные исследования и разработки. На этой стадии исследуются проблемы выявления закономерностей развития обучения и воспитания, разрабатываются информационные модели будущих образовательных (педагогических) новшеств, осуществляется их проектирование. На второй стадии осуществляется экспериментальная апробация образовательных (педагогических) новшеств, в учебно-воспитательном процессе, управлении образованием. На заключительной, третьей стадии осуществляется освоение и последующее тиражирование (распространение) новшеств.

Развитие инновационных процессов характеризуется последовательной передачей и преобразованием результатов на разных стадиях определенными исполнителями. В таблице 1 дана классификация основных стадий, исполнителей и ожидаемых результатов инновационного процесса в сфере образования.

Таблица 1

Основные стадии, исполнители и результаты инновационного процесса

Основные стадии
инновационного
процесса

Основные
исполнители работ

Основные
результаты выполнения работы

Фундаментальные исследования

Академические НИИ, учреждения ВПО

Новые знания (научные теории, законы, гипотезы, концепции)

Прикладные исследования

Академические и отраслевые НИИ

Научно-технические знания (научно-методические рекомендации, технологии, модели, методы, способы, алгоритмы и т.п.)

Разработки

Отраслевые НИИ, научные организации региональных департаментов (управлений) образования, научные подразделения образовательных организаций

Научно-техническая документация (образовательные стандарты, технические условия, методические рекомендации; программы, положения, нормативные документы)

Освоение

Экспериментальные площадки на базе образовательных организаций

Проекты образовательных (педагогических) новшеств

Распространение

Образовательные организации

Образовательные (педагогические) новшества

Циклический характер инновационного развития образования приводит к одновременному функционированию старых, традиционных и новых средств обучения и воспитания. Уровень инновационного развития образования определяется соотношением старых и новых методов и способов достижения целей педагогических (образовательных) систем.

Цикличность развития науки предопределяет динамику инновационного развития образования. Это находит свое отражение в том, что научно-исследовательские циклы опережают инновационные. Характерной особенностью взаимосвязи между научно-исследовательскими и инновационными циклами является наличие лага запаздывания. Поэтому при планировании процессов внедрения результатов НИР необходимо определить минимально допустимый лаг между научно-исследовательским и инновационным циклом. Планирование инновационной деятельности должно быть нацелено на обеспечение внедрения результатов НИР в образовательную практику не позднее момента начала морального старения полученных знаний. Этого можно достичь только на основе глубокого знания закономерностей развития науки и образования, а также соответствия научно-технического потенциала сферы образования уровню новизны, сложности и масштабности внедряемых новшеств.

Циклический характер инновационного развития образования основывается на смене циклов поколений педагогических (образовательных) инноваций. Каждое поколение инноваций по аналогии с человеческим организмом проходит через фазы рождения, младенчества, детства, юности, зрелости, старости и смерти. В составе жизненного цикла инноваций в сфере образования выделяются четыре характерных этапа: зарождение – время появления новшества и постепенного увеличения объема его использования в учебно-воспитательном процессе в рамках одного или нескольких образовательных учреждений; рост – время ускоренного использования новшества на отраслевом и межотраслевом уровнях; зрелость – время постепенного замедления темпов роста и стабилизации масштабов использования новшества по мере его морального износа; спад – время заметного и устойчивого сокращения объемов использовании новшества.

Внедрению результатов НИР в образовательную практику предшествует стадия освоения. Освоением результатов НИР в сфере образования называется процесс, в течение которого происходит необходимая отладка технологии, организации и планирования учебно-воспитательной деятельности с целью развития творческого потенциала учащихся и студентов, повышения уровня трудового и эстетического воспитания молодежи. Процесс освоения находится между стадиями разработки новшества и его массовым использованием. Длительность, сложность и социально-экономические показатели периода освоения определяются восприимчивостью сферы образования к инновациям.

В силу специфики педагогических (образовательных) инноваций, обусловленной спецификой учебно-воспитательной деятельности, для их успешного освоения требуется инкубационный период. На этот период должны приходится работы, не обеспечивающие в текущий момент существенных положительных сдвигов, но сопряженные с финансированием затрат на отработку новых технологий. Длительность жизненного цикла нововведения и отдельных его фаз зависит от уровня его новизны, значимости (представляет ли оно революционный переворот, качественный скачок в данной области знания или ее частичное совершенствование) и от готовности сферы образования к его восприятию.

На стадии внедрения результатов НИР выполняется технологическая подготовка, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих технологическую готовность к освоению инноваций при установленных сроках, масштабах внедрения и затратах. Учитывая высокие требования к качеству образования в условиях формирования постиндустриального общества, проектные параметры новшества должны соответствовать уровню новизны, сложности и масштабности задач, решение которых необходимо для обеспечения перехода российской экономики на инновационный путь развития. Ускоряющийся НТП требует, чтобы проектные параметры новшества были достигнуты на экспериментальных площадках (в экспериментальных образовательных учреждениях) задолго до момента начала его морального старения.

При организации процесса освоения новшества рекомендуется выполнять следующие условия: системности (освоение в свою очередь является совокупностью взаимосвязанных процессов); преемственности объектов, методов и средств обучения и воспитания; совместимости (обеспечение взаимодействия элементов и средств учебно-воспитательного процесса между собой и с внешними объектами) и управляемости. Управляемость инновационным процессом следует считать решающим условием организации освоения. Частая смена новшеств, вызванная ускоренными темпами НТП и растущими общественными потребностями в обновлении средств производства и предметов потребления в период зарождения шестого технологического уклада развития мировой экономики, диктует необходимость оптимальной организации управления сферой образования. Важно создать положение, при котором учебно-воспитательные процессы не потеряли бы управляемость, сохранили бы все функции управления – планирование, учет, контроль, регулирование и другие. Реализация такого условия будет способствовать соблюдению системности при организации процесса освоения новшества и совместимости всех его элементов.

Процесс освоения новшества представляет собой отдельную подсистему, которая может быть подвергнута, как и весь цикл в целом, системно-структурному анализу, моделированию и оптимизации. Это связано с тем, что внедрение новшества в зависимости от его ранга и радикальности, неизбежно повлечет за собой изменение в организационно-экономическом механизме управления как на макроуровне (на уровне страны), так и на микроуровне (на уровне образовательных учреждений).Оптимальное сочетание уже проверенных научно-методических, технологических и организационных решений и прогрессивных научно-технических положений дает возможность провести освоение новшества высокими темпами при минимальном расходовании средств и времени.

Избыточность потребления ресурсов присуща процессу освоения на протяжении всего периода. Закономерность возникновения повышенных расходов при подготовке перехода к новым педагогическим (образовательным) технологиям требует дополнительных ресурсов. В этот период действуют как объективные, так и субъективные факторы, вызванные особенностями освоения и случайными событиями. Повышенные расходы и необходимость избыточных ресурсов имеют стохастический характер. Поэтому рекомендуется проводить планирование дополнительных затрат и ресурсов для их компенсации в последующем с целью осуществления нормального хода внедрения результатов НИР.

Длительность периода освоения во многом зависит от уровня энтропии, то есть меры неопределенности возникающих ситуаций. Энтропия в свою очередь является функцией уровня имеющихся теоретических знаний и практических навыков по организации перехода к использованию новшества, а также качества и полноты образовательно-хозяйственного механизма. Освоение можно считать законченным только тогда, когда показатели социальной ценности образования и экономические показатели деятельности образовательного учреждения достигнут проектного уровня. С позиций социальной ценности образования новшество можно считать освоенным в том случае, если оно, вытесняя морально устаревшие элементы образовательной (педагогической) системы, органически вплелось в учебно-воспитательный процесс и приводит к качественным сдвигам в формировании разносторонне развитой личности, способствует повышению восприятия и обогащения накопленных веками духовных ценностей, расширяет возможности учащихся и студентов получать все возрастающие объемы знаний в ускоренном режиме. С позиций экономической ценности образования новшество можно считать освоенным с момента стабилизации стоимости или трудоемкости учебно-воспитательного процесса, выхода на проектную величину значений эффекта или социальной нормы прибыли образования.

2. Организация инновационной деятельности в сфере образования

Наука и инновации должны быть органически включены в широкий контекст содержания и структуры образования с целью повышения уровня обучения профессиональным навыкам, овладения специальными знаниями, приобщения учащегося к культуре в разных ее видах и аспектах. В частности, в работе структура содержания образования представлена следующим образом: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений – в форме личностных ориентаций. Указанные элементы образуют целостную систему и связаны между собой так, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к последующему. Поэтому в образовании нововведениями должны быть затронуты все компоненты совокупной образовательной деятельности: ценностные ориентации, цели, содержание, методы и средства обучения, структура образования, способы его организации и управления.

Образование представляет собой очень сложную и многогранную деятельность, состоящую из ряда диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Поэтому при проектировании комплексных инноваций в образовании необходимо обеспечить единство технологических инноваций (новых образовательных технологий), экономических инноваций (новых экономических механизмов), педагогических инноваций (новых методов и приемов преподавания и обучения), организационных инноваций (новых организационных структур и институциональных форм) . Рассматривая инновационный цикл как динамический процесс, представляется правомерным учитывать качество образования и размер средств, направляемых на науку и подготовку кадров, как самостоятельное и определяющее звено этого цикла. Недооценка роли науки и инноваций в российском образовании уже дала свои негативные результаты, что отразилось на падении интеллектуального потенциала нации.

Новые требования к профессионально-квалификационному потенциалу, определяемые массовыми технологическими и структурными изменениями экономики, рельефно отразили разрыв между потребностями производства и социально-культурной сферы в качественно новом уровне производительных сил и сложившимися системами и формами подготовки кадров. Изменение содержания образования, требований к его качеству, должно коррелировать с темпами НТП. Данное обстоятельство требует переориентации сферы образования на инновационный путь развития. Это, прежде всего, должно выражаться в пересмотре и обновлении программ обучения в сторону стимулирования творческой деятельности учащихся и студентов, реального их участия в выполнении научно-исследовательских работ, интенсивной ломке старых и переходе к новым формам связи науки, образования и экономики. Все большее внимание должно уделяться в сфере подготовки кадров таким квалификационным и трудовым навыкам, как умение эффективно действовать в условиях интенсификации информационного обмена и значительной децентрализации информационного обеспечения, умение использовать информацию для обоснования решений и планирования деятельности.

Характерной чертой современного научно-технологического развития является тенденция снижения длительности жизненного цикла продукции (работ, услуг) сферы образования, увеличения скорости смены технологий, методов и средств обучения и воспитания. Механизм конкуренции заставляет образовательные учреждения постоянно обновлять учебные планы и программы, оперативно перестраиваться и адаптироваться соответственно меняющимся требованиям НТП, производства и рынка. Во многом способность образовательных учреждений поспевать за научно-техническими и рыночными изменениями зависит от их восприимчивости к инновациям, способности в заданном темпе обновлять и совершенствовать учебно-воспитательные процессы.

Отход от старых научных взглядов и замену их новыми, более прогрессивными, необходимо регулярно и в полном объеме отражать в учебниках и учебных пособиях, систематически обновлять знания у преподавателей образовательных учреждений с целью научного обогащения читаемых ими курсов лекций. Подбор и расстановка профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений для чтения лекций и проведения семинаров по установленным учебным планом дисциплинам, должны осуществляться с обязательным учетом научных интересов и научной компетентности преподавателя в данной области знания. Как показал опыт, указанное требование зачастую не соблюдается, что отрицательно сказывается на качестве образования.

В условиях формирования инновационной экономики научно-исследовательская работа и инновационная деятельность в сфере образования становятся наряду с учебной и воспитательной основными видами уставной деятельности. В нормативных актах Российской Федерации об образовании за учреждениями профессионального образования закреплено право осуществлять научно-исследовательскую и инновационную деятельность. В обязательном порядке это относится к учреждениям высшей школы. Типовым положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2001 г. № 264) определено в качестве одной из основных задач вуза проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических, опытно-конструкторских работ, в том числе по проблемам образования. Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2001 г. № 160) предусматривается проведение научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы и инновационной деятельности в средних специальных учебных заведениях. В соответствии с Типовым положением об учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.1994 г. № 650) на базе профессионального лицея, являющегося опорным центром развития начального профессионального образования, могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Важными факторами активизации научно-исследовательской деятельности студентов и повышения их теоретического и практического уровня является переход на многоуровневую систему подготовки кадров, работа по новым учебным планам, перечень учебных дисциплин которых предусматривает основательную научную подготовку студентов. Необходимость повышения готовности студента к исследовательской деятельности и владения методами научного исследования в предметной области знаний должно находить выражение в стандартах профессионального образования.В основном посредством активного участия учащихся и студентов, профессорско-преподавательского состава учреждений ВПО, СПО и НПО в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности можно обеспечить преемственность и непрерывность образования, повышение его качества.

Сформировавшийся во второй половине прошлого столетия индустриальный образовательный уклад отразился на структуре сферы профессионального образования – приоритет отдавался естественнонаучным и инженерно-техническим образовательным комплексам. Формирующийся постиндустриальный уклад требует новой структуры сферы профессионального образования. В последние годы наблюдается тенденция снижения потребности экономики (в процентном отношении) в высококвалифицированных кадрах естественнонаучного и технического профиля. Во многом данное обстоятельство объясняется ростом качества и производительности их труда благодаря более высокому уровню квалификации кадров, использованию высокопроизводительных вычислительных систем, применению автоматизированных робототехнических комплексов, новейших приборов и аппаратуры. Это позволяет в большей степени ориентировать систему профессионального образования на подготовку кадров, ориентированных удовлетворение потребностей человека (врачей, юристов, преподавателей и др).

Научно-исследовательская деятельность в области образования во многом должна быть ориентирована на научное осмысление и экспертизу инноваций, нахождение рациональных механизмов их внедрения в образовательную практику. В этом смысле можно говорить о научной поддержке инновационных процессов в сфере образования и его инновационного развития в целом.

В основе государственной инновационной политики в сфере профессионального образования лежит курс на интеграцию образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями. Связь «наука – инновации –образование» реализуется в создании и развитии на базе крупных университетов технологических и научных парков, инкубаторов технологий, инновационно-технологических комплексов, объединенных с вузом, или входящих в его структуру. Благодаря этому обеспечивается активное участие ученых и студентов вузов в программах технологического развития наукоемких отраслей.

Преобразование ведущих университетов в учебно-научно-инновационные комплексы является важнейшей составляющей стратегии инновационного развития страны. В этом случае они, с одной стороны, становятся полноправными субъектами рыночной экономики как разработчики и поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. С другой стороны, традиционная задача университета - подготовка специалистов для развивающейся экономики, получает поддержку на базе создания многоуровневых образовательных систем, интегрированных в социально-экономическую среду региона и страны в целом.

(Окончание следует )