Мы можем писать, читать, говорить и слушать. Что это за умения и чем они отличаются? В психологии существует два основных вида речи и несколько форм их проявления. О том, как это выглядит на практике и чем они отличаются, читаем дальше.

Виды речи

Человеческая речь проявляется в разнообразных формах, но все они с психологической точки зрения относятся к внешнему и внутреннему видам.

Внешний – это устный и письменный способы общения.

В первом варианте слова можно услышать и сказать, оставив информацию в голове и пространстве. Второй вариант подразумевает, что это же информация будет записана с помощью иероглифов, то есть буквенных знаков – у каждого языка они свои.

Устная речь

В зависимости от количества людей, берущих участие в коммуникативном акте, выделяют два способа обмена информацией.

Диалог

Разговор – самая привычная форма появление устной речи, которую еще называют диалогом (когда участников двое), или полилогом (когда участие принимает много собеседников).

Разговор считается самым простым, естественным, а также удобным способом находить взаимосвязь, выражать свои мысли.

Особенности диалога:

  • Условная краткость, лаконичность реплик;
  • Синтаксически правильные предложения встречаются редко;
  • Фразы имеют недоговоренный характер;
  • Активно применяется мимика, жестикуляция;
  • Обратная связь, обмен эмоциями;
  • Оценка ситуации «онлайн»;
  • Использование характерной бытовому стилю лексики;
  • Возможность непредвиденной концовки.

Монолог

Когда речь исходит только от одного человека и обращена к нему же или другим молчаливым слушателям, она называется монологом (от греческого «моно» – один).

Этот термин используется в драматургии, литературе, лингвистике, психологии приобретая в каждой из них разные смысловые оттенки.

Чаще всего монолог можно встретить, слушая лектора, докладчика, политика, оратора или актера на сцене театра.
В отличие от диалога монолог требуют от коммуникатора:

Активное и пассивное восприятие устной формы речи

Психолингвисты (исследователи взаимовлияния языка, сознания и мышление) выяснили, что когда мы слушаем, то практически всегда повторяем про себя сказанные кем-то слова. Это можно назвать «эффектом попугая», в котором соединяются основные виды речи. Мы поддаемся его влиянию бессознательно.

Если слова собеседника находят отклик в нашем сознании, мы принимаем активную позицию слушателя, спонтанно проговаривая вслух то, что хочется сказать прямо сейчас.

Пассивная же форма подразумевает повторение фраз собеседника про себя.

Взрослый человек одинаково владеет обеими формами. А дети сначала учатся воспринимать слова окружающих, а только после этого решаются повторить за ними те или иные звуки. Уровень развитие этих форм зависит от индивидуальных особенностей, жизненного опыта, типа темперамента, а также других факторов.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи – это наличие материального носителя. Его роль когда-то выполняли каменные глыбы, фиксирующие иероглифы первых людей. Потом был пергамент, летописи, книги, а сейчас информацию в большей мере сохраняют флешки или жесткие диски, а распознают специальные программы.

Развитие прогресса дало толчок к преодолению барьера в общении. Социальные сети, Вайбер, Скайп, Телеграмм и другие приложения делают обмен информацией беспрерывным процессом. Последние исследования даже показали, что на «живое» общение мы тратим втрое меньше времени, чем на виртуальное.

Несмотря на то, что вести разговор знаками проще психологически, он все равно является более сложной формой, так как требует особой концентрации, выполнения ряда условий.

Проведем эксперимент!

Для этого нужно попросить знакомых пообщаться друг с другом в письмах на любую общую тему (о погоде, пирогах или плохих дорогах). Когда разговор достигнет кульминации, следует продолжить его в устной форме, записав реплики на диктофон.

На самом деле наши «лексические недостатки» проявляются в обоих видах речи. Но отчетливо их увидеть можно только во внешнем.

Психологические особенности письменной формы общения:

  • Постоянная концентрация;
  • Соблюдение правил орфографии, стилистики, других норм;
  • Сложность в передаче чувств или эмоций (в неофициальной переписке можно пользоваться «смайлами»);
  • Возможность обдумать предложения или отредактировать уже написанные;
  • Отсутствие мгновенной обратной связи.

Внутренняя речь

Основой нашего мышления, а также любого действия является внутренняя речь. Именно ее наличие отличает нас от животных, которые тоже могут немного мыслить или что-то осознавать. Мы все фактически пребываем в беспрерывном диалоге со своим внутренним «Я». Более того, наше сознание устроено так, что остановить беспрерывный поток размышлений невозможно.

Внутренний монолог способен нас расстроить, подбодрить, переубедить или что-то внушить. Ей характерны отрывочность, динамика, фрагментарность, недосказанность.

В большинстве случаев тему для разговора самим с собой искать не нужно – она появляется сама.
Например, человек, возвращаясь с магазина, услышал чью-то реплику: «Какой кошмар!». Тут же в его голове появляется свой ассоциативный ряд: «Какой кошмар! Какой кошмар – завтра опять идти на работу. Обещали проверку… Нужно хорошо подготовиться …»

Альтернативные виды речи: кинетическая

Умением передавать информацию с помощью движения частями тела человек овладел еще раньше, чем научился выцарапывать какие-то знаки. Это самый древний способ понять друг с друга. С появлением слов мы перестали пользоваться жестами как основным средством коммуникации. Большинство обращается к ним как к вспомогательной возможности выразить свои эмоции.

Кинетическая речь остается основной формой общения для глухонемых людей. Современные методики сделали знаковую систему максимально совершенной для разговора, чтения специальных книг, возможности записать мысли.


МИНИСТЕРСТВО ОБОРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный лингвистический университет»
Кафедра психологии и педагогической антропологии

Реферат по Педагогической антропологии на тему:
«Внешняя и внутренняя речь» .

Выполнила:
Студентка 2-го курса
факультета французского языка
группы 0-3-1
Самбурова Валентина
Руководитель:
Тукаленко Татьяна Юрьевна

Москва 2011
Оглавление

Введение …………………………………………………………. 2
1. Соотношение мышления и речи ………………………..... .... 4
2. Внешняя речь.............................. .............................. ............ 6
3. Внутренняя речь.............................. .............................. ....... 8
Список использованной литературы.............................. ......... 10

Введение
Речь - сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком, - посредством языковых конструкций, создаваемых на базе определенных правил. Язык в действии. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, выражаемые в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. В речи представлены внешний, чувственный, а также внутренний смысловой аспекты. Из сигналов и знаков каждый партнер по общению вычерпывает их содержание. Иначе, в ходе общения речевого происходит непрерывное кодирование и раскодирование информации. Речь содержит процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в частном случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности (речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Большинство отечественных психологов рассматривает речь как деятельность речевую, выступающую или как целостный акт деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или как действия речевые, включенные в неречевую деятельность. Структура деятельности речевой или действия речевого в принципе совпадает со структурой любого действия - содержит фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь бывает активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной - цепочкой динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены к минимуму, тогда как в речи письменной и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды речи строятся по специфическим закономерностям: так, речь разговорная допускает значительные отклонения от грамматической системы языка; особое место занимает логическая и тем более художественная речь. Почти у всех видов животных есть способы передачи информации, посредством коих можно сообщать об опасности, привлекать внимание потенциального брачного партнера или запрещать проникновение на свою территорию. Но эти сигналы всегда связаны с некоей сиюминутной ситуацией. По-видимому, ни одно животное, кроме человека, не способно передавать информацию, не относящуюся к текущему моменту.
Речь выполняет определенные функции:
1)Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.
2)Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.
3)Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.
4)Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.

1. Соотношение мышления и речи
На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые ее решения были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.
Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас, обсуждают в связи с данной проблемой,- это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.
Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л. С. Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово - это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.
Но слово - это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в значении слова, говорит Л. С. Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.
Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, передаваемое речью, относится к определенному классу явлений и, следовательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т. е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием общения, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.
В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например, наглядно-действенное, или практическое, мышление у животных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.
Л. С. Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, в отношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление - речевым.
Нельзя отрывать мышление и речь друг от друга. Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь, не отожествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.
Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению, внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся, когда, мысля про себя, мы отливаем наши мысли в словесные формулировки.

2. Внешняя речь
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.
Внешней речи могут быть присущи жаргон и интонация. Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя речь включает следующие виды :

      устную (диалогическую и монологическую)
      письменную
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой.
Диалог - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монолог – вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.
Для монологической речи характерны:
- последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
- грамматически правильное оформление;
- выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.
Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходят неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести.

3. Внутренняя речь
Внутренняя речь отличается от внешней не только тем внешним признаком, что она не сопровождается громкими звуками, что она – "речь минус звук". Внутренняя речь отлична от внешней и по своей функции. Выполняя иную функцию, чем внешняя речь, она в некоторых отношениях отличается от нее также по своей структуре; протекая в иных условиях, она в целом подвергается некоторому преобразованию. Не предназначенная для другого, внутренняя речь допускает "короткие замыкания"; она часто эллиптична, в ней пропускается то, что для пользующегося ею представляется само собой разумеющимся. Иногда она предикативна: намечает, что утверждается, при этом опускается как само собой разумеющееся, как известное то, о чем идет речь; часто она строится по типу конспекта или даже оглавления, когда намечается как бы тематика мысли, то, о чем идет речь, и опускается как известное то, что должно быть сказано.
А. Н. Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, несознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реализации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, "ба-ба" или "ля-ля"), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при отсутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обязательно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.
Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьезные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.
Письменный текст - это наиболее развернутое речевое высказывание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умственной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А. Н. Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на партнера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутствующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.
Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произносит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающие обязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь - это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она в конечном счете перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, как считал Л. С. Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней.
Выступая в качестве внутренней речи, речь как бы отказывается от выполнения первичной функции, ее породившей: она перестает непосредственно служить средством сообщения, для того чтобы стать прежде всего формой внутренней работы мысли. Не служа целям сообщения, внутренняя речь, однако, как и всякая речь, социальна. Она социальна, во-первых, генетически, по своему происхождению: "внутренняя" речь несомненно производная форма от речи "внешней". Протекая в иных условиях, она имеет видоизмененную структуру; но и ее видоизмененная структура носит на себе явные следы социального происхождения. Внутренняя речь и протекающие в форме внутренней речи словесное, дискурсивное мышление отображают структуру речи, сложившуюся в процессе общения.
и т.д.................

Одна из сложнейших проблем, изучаемых философией, общим языкознанием и психологией, - это соотношение языка и сознания, речи и мышления. Внутренняя речь - это речь мысленная, следовательно, данная глава вводит читателя в понимание указанной проблемы.

Речь внешняя и речь внутренняя противопоставляются одна другой по следующим характеристикам:
а) по назначению, по целям: внешняя речь включает личность в систему социального взаимодействия, внутренняя - не только не выполняет этой роли, но и надежно защищена от постороннего вмешательства, она осознается только самим субъектом и поддается лишь его контролю (внутренняя речь в своем содержании, разумеется, связана с общественной жизнью);
б) внешняя речь кодирована собственными кодами, доступными другим людям, - акустическим, графическим, кодами телодвижений, интонаций; код внутренней речи используется наряду с тем же языком, что и во внешней речи (например, русским), но внешнее ее проявление скрыто, не поддается восприятию других людей. На разных ступенях глубины внутренней речи используются образы, представления, понятия, схемы и пр.; обычно весь этот комплекс называют кодом мышления, мысленным кодом.

Внутренняя речь - это вербализованное мышление. В сущности, мысль человека могла бы «работать» и без вербальных элементов, но на самом деле вербальные элементы соединяют мышление с внешним миром, с социумом, с решением внешних задач личного и общественного плана. Внутренняя речь как бы обслуживает внешнюю и все действия человека.

Она представлена в следующих ситуациях: при решении разнообразных задач в уме, зачастую - с огромной скоростью (на улицах крупного города водитель автомобиля в секунду решает четыре мыслительные задачи, причем каждая задача ценою в жизнь); при внимательном слушании собеседника - слушатель не только повторяет про себя слушаемую речь, но и анализирует и даже оценивает и с точки зрения истины, и по мастерству языка, то же - при чтении про себя; при мысленном планировании своей деятельности; при целенаправленном запоминании чего-либо и при припоминании. Посредством внутренней речи осуществляется процесс познания: внутреннее, осознанное построение обобщений, вербализация формирующихся понятий; строятся дефиниции, выполняются логические операции. На мысленном уровне осуществляются саморегуляция, самоконтроль и самооценка.

Одна из главных ролей внутренней речи - это подготовка внешней речи, устных и письменных высказываний. В этой роли она - начальный этап предстоящего высказывания, его внутреннее программирование.
Заметим, что в обычной жизни человека внешняя речь отнимает не более двух-трех часов; лишь некоторые профессии требуют существенного превышения этой нормы: преподавательская, служба информации и т.п. Внутренняя же речь обслуживает человека почти круглосуточно. Но степень ее «вербальности» неодинакова.

Неоднозначно решается вопрос происхождения внутренней речи: она возникает у человека либо вследствие интериоризации (ухода вглубь) внешней, особенно эгоцентрической, речи ребенка - разговора с самим собой в процессе игры (гипотеза Л.С. Выготского), либо одновременно с внешней речью, с говорением и аудированием в результате беззвучного повторения ребенком, на первом и втором годах жизни и позже, обращенных к нему слов взрослых (гипотеза П.П. Блонского). Вторая гипотеза все же имеет больше оснований, так как она допускает практически одновременность речевого и мыслительного актов. Без такого единства усвоение речи было бы затруднено.

Провести границу между внутренней речью и мышлением чрезвычайно трудно: многие психологи даже отождествляли внутреннюю речь и мышление, на что указывает и Л.С. Выготский (В ы-готский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. - С. 105). Он же отмечает, что мышление и речь в своем развитии сходятся и расходятся, сливаются в отдельных своих частях, затем снова разветвляются (Там же. - С. 89).

В силу своей «скрытости» внутренняя речь трудно поддается исследованию по сравнению с внешней речью. Поэтому необходимо описать применяемые методы исследования внутренней речи.

Метод самонаблюдения. Он доступен каждому, но для научной точности наблюдения требуются специальные знания в области языка и речи, четко поставленные цели, задачи самонаблюдения, например: как я выбираю нужное слово? Отвергаю ли слова в процессе выбора? Как это происходит? Насколько удовлетворен выбором? Как я осознаю содержание читаемого текста? Воспринимаю ли я значение предложений целиком или по частям? Если по частям, то каковы их размеры? Каков объем моего упреждающего синтеза при мысленном составлении текста и его записи? И т.п. Все результаты самонаблюдений записываются, сравниваются и при значительном количестве попыток позволяют сделать выводы, надежность которых определяется по формулам теории вероятностей.

Исследование ошибок речи. Накапливаются ошибки в употреблении слов, в построении фразы, различные замены фонетических единиц, морфем и пр., они классифицируются, их число доводится до статистически значимых величин. Анализируются причины ошибок. Нередко такой анализ позволяет понять, как работает тот или иной механизм речи.

Изучаются типичные ошибки представителей таких профессий, как секретарь-машинистка, наборщик-линотипист, компьютерный наборщик, корректор, художник-оформитель, журналист; изучаются ошибки студентов, учащихся школ.

Сравнение внутренней и внешней речи. Предлагаются следующие задачи и вопросы для самонаблюдения: соблюдаются ли во внутренней речи орфография, пунктуация, грамматическое маркирование? Возможны ли мысленные интонации? Какие синтаксические конструкции предпочтительнее во внутренней речи? Что выявится при сравнении скоростей внутренней и внешней речи? Возможен ли самоконтроль во внутренней речи?

Построение гипотез, моделирование на основе гипотез с последующей проверкой. Пример «Ступени глубины внутренней речи» приводится ниже.

Известен и такой метод исследования внутренней речи - электромиографические реакции. При повторении одних и тех же умственных действий речедвигательная импульсация уменьшается, при переходе к другим вновь усиливается. Могут быть зафиксированы микродвижения произносительных органов, сопровождающие внутреннюю речь. К счастью, успехи на этом пути невелики. «К счастью» потому, что любые попытки чтения мыслей выходят за рамки научной этики.

Рассмотрим теперь ситуации внутренней речи, условия ее протекания.
Подготовка к устному высказыванию, как правило, не обеспечена запасом времени, опережение здесь незначительно. Поиск оптимальных языковых средств сведен до минимума; огромная роль принадлежит языковому чутью - интуиции, речевому опыту.

Подготовка письменного текста, как правило, бывает обеспечена необходимым временем, а иногда - и пособиями: словарями, справочниками; есть возможность редактирования, совершенствования, критической самопроверки и пр.

Внутренняя речь, как и внешняя, не лишена эмоций. Положительные эмоции и настроения способствуют успеху вплоть до вдохновения, помогают в достижении хороших результатов, поднимают обычную деятельность до уровня творчества. Но семиотика мира эмоций лишь в малой степени использует языковые коды.

Ситуации внутренней речи-чтения: тихое чтение в темпе разговорной речи допускает повторное прочтение, обдумывание, взвешивание двух или нескольких вариантов понимания прочитанного, обращение к другим источникам информации, реферирование (мысленное), обобщение, выделение главного - все это составляет содержание чтения.

Любое чтение - вслух, про себя, динамическое чтение - предполагает активную работу воображения, зрительных представлений и пр. Чтение порождает целый воображаемый мир, который контролируется и опытом жизни субъекта, и читаемыми текстами, и логикой, здравым смыслом.

Внутренняя речь подготавливает и сочинение - это мысленное творчество: накопление материала, его отбор и оценка, выделение главного, проектирование текста, работа над композицией, прогнозирование восприятия будущими читателями, выбор слов, создание образов, иносказаний, построение риторических фигур, подбор и обдумывание средств выразительности. Многое из перечисленного не будет вынесено во внешнюю речь.

Далее - выполнение мыслительных операций анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, сравнения и противопоставления, построения суждений и умозаключений, обобщений, доказательств, моделирование, построение и проверка гипотез, решение задач... Все эти операции, как правило, выполняются на внутреннем уровне, озвучиваются или записываются только итоги, выводы, решения.

Наиболее свободными, индивидуальными бывают размышления, воспоминания, мечты.

Естественно, что в таком многообразии ситуаций и условий внутренней речи ее вербальный компонент может утратить, хотя бы частично, свои позиции, свою роль. На смену языковым единицам приходят знаки из других кодовых систем: это образы - зрительные, слуховые, обонятельные, схемы разнообразных видов, нравственные чувства, настроения - от мажора и минора до угрызений совести, до благоговения перед прекрасным. Многообразие средств духовного мира человека неисчерпаемо.

Одна из тем психолингвистических исследований - это так называемые глубинные структуры внутренней речи и мышления.

Задачи данного курса позволяют нам в этом вопросе ограничиться всего несколькими ступенями «вглубь». Отсчет начнем от разделительной линии между материализованной, записываемой речью, вся подготовка которой протекала на внутреннем уровне. Представим себе, что кинокадры этого фильма побежали вспять.
Ступенька первая в «глубину» внутренней речи.

Представим себе такую ситуацию: субъект «х» пишет деловое письмо: мысленно составляет текст, проверяет и перепроверяет каждое слово, перестраивает конструкцию фразы. Он доводит текст до совершенства: нет ли повторов, все ли грамматические связи корректны. Проверяет, не допускает ли текст двусмысленного толкования - ведь это деловое письмо, возможно, денежное. Все это делается в уме - полностью или по частям.

Такова первая ступень вглубь. Это, в сущности, внутренняя речь лишь постольку, поскольку она не переведена в звуковой, акустический код или не записана в графическом коде. В остальном все детали внутренней речи в данной ситуации по степени полноты и правильности ничем не отличаются от атрибутов внешней речи. Но главное свое свойство даже на этой, первой, ступени внутренняя речь сохраняет: она недоступна другим людям, не материализована, ее код - внутренний, он доступен лишь самому субъекту.

На этой ступени код внутренней речи хотя и мысленный, но в то же время вербальный, ибо его единицы - языковые; другие, невербальные, единицы (например, зрительные образы) если и мелькают, то существенной роли не играют.

Жизнь дает нам примеры творческой деятельности на этом уровне внутренней речи. Так, поэт Борис Ручьев свою книгу стихов «Красное солнышко» создавал на протяжении многих лет в лагерях ГУЛАГа, он хранил тексты в памяти около двадцати лет, шлифовал и перерабатывал их. Факт этот исключительный и трагический; но разве каждый из нас не хранит в памяти и не повторяет про себя и отдельные фразы, и пословицы, и целые стихотворения, театральные роли, много раз повторяет, чтобы не забыть, не исказить.

Так что первая ступень внутренней речи выполняет функции, очень близкие к тем, что и внешняя речь, кроме обшения, передачи своей мысли другим.

Вторая ступенька в глубину.
Ситуация: я готовлюсь к устному сообщению на важную тему: это, возможно, доклад, или лекция, или что-то менее значительное.

Бывает, что в таких ситуациях текст составляется заранее, записывается, заучивается. Но в нашем варианте этого нет: идет мысленная подготовка. Далеко не всегда есть время для записи, но тот, чья речь достаточно развита, умышленно отказывается от предварительной записи текста: она мешает ему импровизировать.

Впрочем, даже такие импровизаторы подготавливают подробный план, отдельные формулировки, фамилии, даты, числа.

И все же по сравнению с первой ступенью - много отличий: нет заботы об орфографии, пунктуации, тем более - о каллиграфии, не выверяются средства грамматического маркирования, менее строг заблаговременный выбор слов, далеко не все предложения составляются, тем более не соблюдаются абзацы. Правда, появляется забота о темпе речи, громкости, тембре, интонациях. Но эти характеристики актуальны лишь для устной речи.

В целом же внутренняя речь на второй ступени глубины в основном вербальна.
Третья ступень глубины внутренней речи - это внутренняя подготовка в процессе самой речи, иногда - быстрой, монологической или в диалоге. В отличие от первых двух ступеней самонаблюдения здесь затруднены.

В этом варианте внутренней речи особенно важен автоматизм выбора слов и построения предложений и текста. Все средства языка должны быть высоко активизированы; необходимо, чтобы опережающий синтез мысленной речи был достаточен.

На этой ступени внутренней речи преодолевается ее дискретность, она должна развертываться как единая последовательность, должна соблюдаться непрерывность не только в пределах предложения, но и в тексте. Начиная фразу, говорящий еще не знает, как он ее закончит, какими словами. Но в общем виде он уже имеет схему предстоящей речи.

Точность передачи замысла, правильность построения речи в таких условиях достигается многолетней тренировкой. Для успешной внутренней, мысленной подготовки быстрой речи требуется также организация материала - того, о чем говоришь, ясный план, а также самоконтроль и сила воли, умение не теряться при неудаче, например при затруднении в выборе слова. Нужна быстрая перестройка: исправление не должно быть заметным. Пауза должна быть естественной. Впрочем, паузы в импровизации редко ставятся в вину говорящему, они больше мешают ему самому, чем слушателям.

Нетрудно заметить, что и на данной ступени внутренней речи она носит вербальный характер, мысль и речь тесно слиты.

На таком же уровне глубины находится внутренняя, мысленная речь в момент чтения, вслух или про себя (речь идет об осознанном чтении, разумеется).

Чтение есть перевод графических комплексов (слов, их сочетаний) в мысленную, внутреннюю речь, что и становится пониманием читаемого текста. Более подробно этот механизм будет рассмотрен в главе 14 «Моделирование процесса восприятия речи».

Если внутренняя подготовка предстоящей речи состоит в переходе на звуковой, акустический код речи, то в чтении (как и в восприятии устной речи) мы видим обратный процесс. Причем сам процесс не дискретен, восприятие носит одновременно и целостный характер, и дифференцированный, пословный. Синтез и анализ слиты воедино.

Следующая, четвертая, ступень вглубь.
Я решаю задачу: математическую, шахматную, орфографическую, инженерную - безразлично. Все - мысленно: мотивацион-ная ступень - осознание цели, условий; ориентировочная ступень - привлечение правил, формул, выбор стратегии решения задачи; операционная ступень - выполнение ряда правилосооб-разных действий с применением формул, чертежей и прочих вспомогательных средств; наконец, контрольно-оценочная ступень, проверка правильности решения задачи, выводы. Здесь языковая, вербальная, основа уживается с иными, невербальными знаками: используются цифровые обозначения, символы, чертежи, названия шахматных фигур и клеток доски и пр. В каких-то случаях требуются зрительные образы, целостные картины, применяются образы и схемы. Н.И. Жинкин высоко оценивает роль рече-двигательного кода во внутренней речи (кинестезии, ощущения движущихся органов речи).

Иными словами, по мере углубления внутренней речи ее вербальная часть убывает, а образы, схемы, невербальные знаковые единицы играют все большую роль.

Пятая ступень вглубь.
Я отдыхаю в лесу, вокруг - изумительная красота, аромат сосны, голоса птиц. Из тайников памяти выплывают полузабытые картины юности, дымок костра, друзья и подруги на поляне, гитара, незабываемый голос... На этом уровне глубины слова утрачивают свою ведущую роль в мысленной речи. Главную роль здесь играют образы - зрительные, слуховые, обонятельные. Эта внутренняя рече-мысль утрачивает свою структуру, принятую в языке, зато немалое место принадлежит эмоциям.

На этой глубине до предела ослаблены функция контроля сознания, волевое и регулятивное начала.
Между тем такой уровень мысленной речи занимает в жизни человека весьма значительное место и имеет множество вариантов: это и сопереживание героям кинофильма, и полное погружение в мир музыки, и мысленное чтение про себя любимых стихов, и увлечение творчеством - живописью, например, и «тихая» охота - сбор грибов на поляне, в тени берез.

Предельно глубокий уровень назвал «функциональным базисом речи» И.Н. Горелов - психолингвист, исследователь глубинных структур. Это, согласно его гипотезе, уровень понятий, еще не оформленных словами какого-либо из языков: этот уровень интернационален.

Таков мир внутренней речи, необыкновенно богатый, но и загадочный во многом.

Внешняя и внутренняя речь - два основных вида речи, которые различают психологи. С первой все в целом понятно: это то, что мы и привыкли понимать под речью. Например, слова, которые вы сейчас читаете, - внешняя речь автора текста.

Если вы выскажете мнение о прочитанном другу, это уже будет ваша внешняя речь. Проще говоря, это слова, произнесенные и услышанные, записанные и прочитанные.

Внутренняя речь - это специфическая форма речевой деятельности, которая активно изучается главным образом в психологии и литературоведении. Подобно внутренним монологам героя в художественном произведении, которые помогают читателям понять характер персонажа, внутренняя речь человека дает богатейший материал для психологов.

Две стороны речи: обращенная к другим и обращенная к себе

Внутреннее проговаривание - это спутник мышления, приспособленный для выполнения мыслительных операций. Какие это могут быть операции? Самые разные: запоминание, внимательное слушание других, сосредоточенное чтение про себя, решение задач в уме…

Речь такого типа не предполагает устного или письменного оформления: она нужна самому говорящему, а не собеседнику. Если рассматривать термин в более узком смысле, то можно сказать, что это этап планирования внешней речи, первая стадия высказывания до его реализации для слушателя.

Составленный в голове план или конспект высказывания, за которым потом следует его звуковое оформление, - это только одно проявление того, как связаны внутренняя и внешняя речь. Подобный процесс предшествует и записи того или иного текста: перед ней мы мысленно перебираем фразы, слова, предложения, определяя наиболее подходящие.

Кроме того, например, в результате психофизиологических исследований было доказано, что внутреннему говорению, как и внешнему, сопутствует артикуляция (движения губ и языка), только скрытая. Кстати, эксперименты с артикуляцией показали, что механизм внутренней речи в самом деле во многом завязан на ней. Наблюдается обоюдная зависимость.

К примеру, мысль о том, что нужно произнести определенный звук, запускает микродвижения языка и губ, в то же время их колебания воспринимаются мозгом, в результате чего мысль течет в нужном направлении.

Одна форма речевой деятельности может переходить в другую. Когда внешняя становится внутренней, говорят о процессе интериоризации (от interior, что по-латыни значит «внутренний»), а когда наоборот - процесс называется экстериоризацией (от латинского exterior - «наружный», «внешний»).

Интериоризация всегда связана с сокращением речевой структуры, экстериоризация – напротив, заставляет делать высказывания более развернутыми, строить их в соответствии с правилами грамматики. Несоблюдение строгих речевых норм - одна из главных характерных черт внутренней речи. В целом ее особенности кратко можно представить в виде следующего списка.

  • Отрывочность, фрагментарность.
  • Обобщенность.
  • Ситуативность (смысл высказывания обусловлен ситуацией и меняется в зависимости от нее).
  • Вторичность (строится на основе внешней речи).
  • Большая скорость (если сопоставлять с внешней речью).
  • Формальные элементы диалога (например, вопросительные предложения), которые, однако, не должны вводить в заблуждение: внутренняя речь - это монологическое по природе образование.

Все эти особенности обусловлены тем, что говорим мы в данном случае для себя, а значит, нам не требуются ни языковые нормы, ни средства выразительности, ни дополнительные разъяснения - все, что делает сообщение понятным не только говорящему, но и слушающему.

Общение детей: сначала для других, потом для себя

Как происходит формирование внутренней речи? Этот вопрос занимал не одно поколение исследователей. Его рассматривали, например, психолог и лингвист Алексей Алексеевич Леонтьев, лингвист Соломон Давидович Кацнельсон, психолог .

Выготский образно говорил, что внутренняя речь - это превращение слова в мысль, тогда как внешняя представляет собой прямо противоположный процесс. Ученый считал, что есть связь между такими феноменами, как внутренняя речь и эгоцентрическая речь.

Напомним, что последний термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже для характеристики особого мышления, присущего детям примерно до 10-11 лет. Какое же это мышление? То, которое концентрируется вокруг одной-единственной личности - самого ребенка. Соответственно, и точка зрения на все происходящее тоже существует одна, принадлежащая ему же.

Дети даже не допускают, что возможны другие, может статься, противоречащие их собственным, суждения. Ребенок бы не смог этого представить, даже если бы захотел. Ярче всего эта особенность личности видна как раз в речи. Ребенок говорит для других так же, как для себя, не старается сделать свою мысль более ясной или преобразовать ее для собеседника. Ему даже не приходит в голову, что это может быть необходимо.

И правда, зачем? Ведь другие, думает маленький человек, понимают его без усилий, так же, как сам он понимает себя. В периоде, по Пиаже, эгоцентрическое мышление преодолевается и уступает место более взрослому мировоззрению.

По мнению Выготского, эгоцентрический способ излагать свои мысли не отмирает: внутренняя речь формируется как раз из эгоцентрической. И эгоцентрическая, таким образом, становится переходным этапом от внешней речи к внутренней.

Действительно, с возрастом ребенок все больше взаимодействует с окружающими, учится смотреть на мир с других точек зрения, да и скидок ему делают уже меньше и ждут, что он будет доносить свои мысли и желания так, чтобы собеседник понимал его легко, а не разгадывал загадки. И эгоцентрическая речь обращается извне вовнутрь: как средство коммуникации она теперь неэффективна, но с успехом может использоваться как инструмент управления поведением, планирования высказываний.

Кстати, вспомним про микроартикуляцию при внутренней речи. Александр Николаевич Соколов, еще один видный отечественный психолог, предполагал, что у ребенка закрепляется связь между звуком и движением мышц, которое он ощущает, когда его произносит.

Примерно до трех лет ребенок не может эти движения задержать, поэтому не способен ни шептать, ни тем более говорить «про себя». Здесь любопытно отметить, что и дети, и даже взрослые при усложнении производимых в уме операций, как правило, переходят от внутреннего проговаривания к внешнему – сначала тихому, а потом все более громкому. Автор: Евгения Бессонова