«... Стали жить-поживать да добра наживать», «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец», «Они жили долго и счастливо»... И много еще можно припомнить таких счастливых концов сказок, правда? В самом деле, редкая сказка кончается горем и слезами. Почти у всех счастливые концы. Даже у тех, герои которых долго странствовали и сражались, мечтали и горевали, страдали и все-таки добивались своего, хотя бы на пути их к счастью вставали громадные горы, разливались реки, а то и страшный верзила-Людоед норовил поймать их и всласть поужинать... Ну, а представь себе хоть на минутку, что произошло бы со сказками, если бы они оборвались где-то на середине и так и не пришли бы к веселому концу! Страшно подумать! Иван-царевич все ехал бы и скакал на Сером волке через дремучие леса... Конца-края не было бы этим лесам! Бедный сын мельника горевал бы вместе со своим котом над горькой судьбой, так и не став знатным и счастливым Маркизом де Карабасом. Бармалей гнался бы за добрым Доктором Айболитом по морю, и больные обезьяны так и не дождались бы помощи. А добрая Золушка лила бы слезы у кухонного очага, и прекрасный влюбленный Принц так и не отыскал бы ее... «Но этого же не может быть», - наверняка скажешь ты. И тем не менее в нашей то веселой, то грустной истории про девочку Веснушку и ее верных друзей произошла эта неприятность. Сколько необычных приключений, сколько опасностей пришлось пережить друзьям со время путешествия по сказкам, добывая для них счастливые концы?! Так что же все-таки случилось? А вот что: Веснушке в день ее рождения папа подарил книжку с прекрасными рисунками и большими-пребольшими буквами. Это был толстый красивый и таинственный сборник «Волшебных сказок»! А вот Веснушкина тетка поступила с книжкой, как какой-то Бармалей. Она очень не хотела, чтобы Веснушка вместо прилежных занятий уроками, зубрежки да послушных «да» и «нет», занялась вдруг таким «никчемным» делом, как чтение сказок, где все вроде бы само собой достигается... Ворчунья решила научить Веснушку послушанию и покорности и для этого ничего умнее не смогла придумать, как взять да сжечь в печке счастливые концы сказок! Она, конечно, знала, что теперь среди всех злых колдунов, людоедов и чудовищ наступит великая радость: ведь им только дай порезвиться на свободе, чтобы никакие хитрые Коты в сапогах, никакие Добрые феи, никакие умные Мальчики-с-пальчик не могли им помешать. Тебе, наверное, хорошо известно, что для злых, плохих волшебников все чем хуже, тем лучше. То, что добрым и хорошим людям приносит радость: дружба, верность, смелость, ум, доброта, любовь и счастье, - все это для них просто погибельно. Они готовы завыть от черной зависти и злости, если им приходится видеть счастливых людей. Но зато они просто пляшут от радости, когда хороший человек попадает в беду, горюет и мечется, стараясь придумать выход. Тут-то им самое раздолье! Честность и благородство, мудрость и светлый разум могут лишить этих Бармалеев, Кощеев и Людоедов сна и покоя. А вот если предоставить им хоть узенькую лазейку, куда они смогли бы пролезть, чтобы как можно больше принести зла, они с радостью ею воспользуются. Теперь ты понимаешь, почему злой, сварливой тетушке пришло в голову заставить Веснушку, сидя под замком в темном, холодном чулане, зубрить наизусть эти «несправедливые», искалеченные сказки, в которых действие остановилось не достигнув счастливого конца? Недаром эта тетка приходится родной сестрицей зеленой Скуке, живущей в Тупике Четырех Мокриц! А уж Скука рада стараться, на все пойдет, лишь бы завлечь в свою душную, тоскливую обитель кого угодно. Ей просто плохо становится, когда она встречается с храбростью, свободным характером, умом, способным на самостоятельные решения... Странствуя вместе с маленькой девочкой и ее верными друзьями по волшебным краям, где обитают сказочные герои, мы с тобой встретимся с Золушкой и Принцем, с мудрым ленивым котом по имени Фунт, с жалким, но все еще хорохорящимся Людоедом, с прелестной Людоедихой и целым выводком маленьких Людоедиков и Людоедочек, с Мальчиком-с-пальчик и его братишками.» Вместе с нашими героями нам не раз придется поломать голову над решением многих сложных загадок. Постарайся же не подвести своих друзей - героев нашей то смешной, то страшноватой полусказочной истории - и ни на минуту не теряй способности ясно мыслить, смело поступать, всегда спешить на помощь хорошим людям. А пока мы с тобой обо всем этом говорим, сказка уже приготовилась раскрыть свои волшебные страницы. И добрый сказочный почтальон, неся в своей сумке великолепный Веснушкин подарок, уже подходит к домику с зелеными ставнями, в котором живет девочка со своей ворчливой тетушкой... Сказка начинает свое сверкающее всеми красками представление!
М. Бабаева

Тайный шифр женских сказок Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна

«Счастливый конец»

«Счастливый конец»

Архетипические сюжеты многообразны – ведь нужно символически описать и передать знания о разных гранях Жизни. Сказки предупреждают, демонстрируют сценарии разрешения конфликтных ситуаций, восстанавливают тонкие связи с миром Нави, раскрывают тайны мужских и женских посвящений.

Многие сказки имеют счастливый конец: «они жили долго и счастливо». Такое завершение истории сегодня превратилось в штамп, дающий обывателям право говорить: «Ну прямо как в сказке!». При этом подразумевается, что происходит нечто нереально хорошее.

Однако любой читающий сказки человек понимает, как это далеко от истины. Как раз для нормального обывателя в сказках ничего особенно хорошего и нет. Одни трудности, испытания, лишения. Конечно, читать об этом интересно, но каково оказаться на месте главного героя?!

На его месте мы оказываемся, когда неспешное предсказуемое течение нашей жизни нарушается приходом События. Оно врывается, принося с собой некий архетипический (древний) сюжет. Но мы об этом не знаем, нас об этом, как нам кажется, не предупредили. Поэтому как вести себя в условиях разворачивающегося архетипического сюжета События мы не знаем. И это то, что называется «стрессом».

Так что в основе сюжета сказки, мифа, притчи, былины и даже некоторых анекдотов лежит стрессовая ситуация. Фактически сказочная история раскрывает способы преодоления стрессовой ситуации, управления конфликтом, как внутренним, так и внешним.

Вспомните «Золушку». Разве героиня не находится в затяжной стрессовой ситуации? Она потеряла мать, с ней никто не проводил терапию потерь. Вместо психологической поддержки и реабилитации, она выходит на работу и сразу попадает в новый конфликт. Мачеха сживает ее со свету. Сегодня этому даже есть название «боссинг» – ситуация, когда начальник сознательно и целенаправленно травит подчиненного.

Золушка вынуждена выполнять самую грязную работу. Причем, в сказке нет указаний на то, что она получает какую-либо заработанную плату. Налицо грубое нарушение Трудового Кодекса. Более того, она даже лишена права на законный выходной, не может открыто пойти на бал. Такой событийный ряд называется «как в сказке»?!

Подобные события происходят в жизни многих людей, причем, не только женщин. Чем это чаще всего заканчивается? Люди психологически «ломаются», входят в роль «жертвы». А Золушка? Откуда при такой психологической и физической нагрузке у нее столько сил, оптимизма, креативности, присутствия духа? Ведь Фея подарила ей только имидж, соответствующий бальному случаю, никаких волшебных напитков Силы и Жизнерадостности она Золушке не преподносила.

Вот один из сказочных секретов – где у Золушки Источник Силы? Мы знаем про смерть Кощея, она находится на конце иглы. А про Золушку ничего не знаем. Эту загадку нам приходится разгадывать в своей жизни самим. Сказка только намекает нам, что Источник Силы Золушки где-то есть, и именно он помогает ей пройти стрессовую ситуацию достойно и начать новую жизнь.

Так рождаются вопросы для творческого размышления над сказкой. Откуда Золушка берет силы, чтобы пройти все испытания? Почему она не раздражается из-за несправедливого отношения к ней мачехи и сестер? Ведь непохоже, чтобы она подавляла напряжение внутри себя.

Да, в истории о Золушке счастливый конец. Но это ЗАКОНОМЕРНО счастливый конец. У некоторых жизненных историй, начинающихся подобно золушкиной, бывает ЗАКОНОМЕРНО несчастливый конец. Почему? Люди угодили в ловушку – позволили себе стать жертвой. Но не обстоятельств, а собственных деструктивных чувств, заблуждений, ошибочных оценок. Обиды, разочарования, наивность и неграмотность подтачивают человека изнутри. А уж реальные жизненные обстоятельства, как птицы-падальщики, слетаются и завершают дело.

В сказке Золушка бережет свою Силу, не растрачивает ее на переживания боли, обид и бессилия. Поэтому финал ее (и аналогичных историй) закономерно счастливый. В жизни не все берегут свою Силу. Тогда зачем сетовать на Судьбу и объявлять сказки обманом?

«Золушка» и другие истории с закономерно счастливым концом – это архетипические сюжеты о сохранении и приумножении Жизненной Силы . Причем, не только у главной героини или героя. Таких закономерно счастливых завершений стрессовых ситуаций немало в нашей жизни. Они происходят у людей, умеющих сберегать и приумножать свою Жизненную Силу. Действительно, «как в сказке».

Но есть сказки, которые имеют, условно говоря, «несчастливый конец». И он также закономерен. Это особые сказки. Сказки-предупреждения. Интересно, что сказки-предупреждения это первые сказки, которые начинают читать и рассказывать детям. «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

В «Курочке Рябе» герои лишаются Золотого Яйца. В более ранних версиях этой сказки все умирают, не получив даже простого яйца. Колобка съедает лиса. Теремок разрушается. Пузырь, Соломинка и Лапоть погибают. Никакого счастливого конца. Что ж, можем ли мы теперь воскликнуть: «Прямо как в сказке!»?!

В сказках все по честному. Какова логика событий, принимаемых героями решений, таков и конец. Разве в жизни иначе?

В чем же состоят предупреждения и почему приобщение ребенка к сказочной традиции начинается с них?

Символическое предупреждение «Курочки Рябы» – береги Жизнь. Золотое Яйцо – символ Жизни, как божественного подарка. Золотое Яйцо прекрасно, пока сохраняет свою целостность.

Для того чтобы радоваться присутствию Золотого Яйца в доме совершенно не обязательно разбивать его, узнавать, как оно устроено. В этом контексте Золотое Яйцо становится символом гармоничных отношений, например, в семье.

Золотое Яйцо – это нечто, чью целостность необходимо беречь, сохранять. Причем, не обременяя себя ответом на вопрос: «зачем?». Не все возможно постичь пытливым умом. Золотое Яйцо – подарок, а «дареному коню в зубы не смотрят».

Дед и бабка колотили по Яйцу, но сами разбить не смогли. Зато своим намерением, желанием вызвали из подполья разрушительные силы – мышку. В христианской традиции мышь символизирует злую, разрушительную деятельность. Иногда неосторожного движения хвоста маленькой мыши достаточно, чтобы уничтожить и надежду, и отношения, а может, и всю планету. Движение хвоста мыши – последняя капля в последовательности разрушительных действий человека.

Сказка о «Курочке Рябе» предупреждает маленького человека о последствиях бездумных, стереотипных и разрушительных действий. Он даже не знает об этом, не осознают предупреждения и его родители, но ценность Жизни как божественного подарка уже закладывается в подсознание.

Есть еще один аспект этой сказки. Согласно исследованиям М. Маковского, слово «мышь» соотносится со словами, обозначающими «плоть». В этом контексте смысл сказки является предупреждением другого рода. «Плотские», материальные стремления разбивают, разрушают божественную природу человека.

Сказка «Колобок» тоже непростая. В ней есть предупреждения и социального и духовного плана.

На социальном уровне сказка предупреждает о проявлении наивности, потери бдительности, а также о последствиях переговоров в условиях недостатка информации о партнере. Колобок отправляется в самостоятельную жизнь, спрыгнув с родительского подоконника. Он рассчитывает только на себя, но переоценивает собственные знания о жизни и природе лесных обитателей. Да, его удалая песенка помогает ему, когда он встречается с Простаками – Зайцем, Волком и даже Медведем. И она же играет с ним злую шутку при встрече с опытным манипулятором – Лисой.

Песенка Колобка – это своего рода мантра, аффирмация, заговор собственного сочинения, помогающий ему поддерживать в себе боевой дух и отводить от себя неприятности. Но в жизни нет универсальных рецептов ухода от опасности. Лиса – провокатор, она бросает вызов самонадеянности Колобка. Он должен был бы насторожиться оттого, что реакция Лисы на его песенку была не такой, как у Зайца, Волка и Медведя. Но нет – жажда признания (надо же, кто-то хочет слушать мою песенку!) усыпила его бдительность. Кроме того, он оказался в ситуации дефицита информации о своем «отзывчивом слушателе» (Лисе). Возможно, если бы он полежал у Деда и Бабки на подоконнике подольше, он бы узнал об особенностях и коварстве Лисы. Но… он поторопился. Состав предупреждений социального плана налицо.

«Колобок» содержит важное предупреждение духовного плана – предназначение должно быть реализованным. Колобок – пирожок, сдоба. Он произведен на свет для того чтобы быть съеденным. Дед и Бабка рассчитывали на свою долю, но судьба распорядилась по-другому. Не так важно каким образом обставлен акт реализации предназначения, важно, что он обязательно произойдет. Поэтому съедение Колобка в конце сказки закономерно.

Сказку «Теремок» можно было бы назвать настоящей коммунальной историей. Среди героев нет злодеев и манипуляторов, в сказке нет мотива борьбы со злом. Все, будучи очень разными, живут в теремке дружно. Но в финале – разрушение. Отчего? Просто разрешили медведю жить вместе с ними. Так одно недальновидное решение лишает крова многих…Сказка предупреждает маленького человека – знай кого в дом приглашать, просчитывай последствия принимаемых решений.

Есть интересный, не совсем детский вариант сказки о теремке – называется он «Терем мухи».

Ехал мужик с горшками, потерял большой кувшин. Залетела в кувшин муха и стала в нем жить-поживать. День живет, другой живет. Прилетел комар и стучится:

– Я, муха-шумиха, а ты кто?

– А я комар-пискун.

– Иди ко мне жить.

Вот стали они вдвоем жить. Прибежала мышь и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, а ты кто?

– Я из-за угла хлыст.

– Иди к нам жить.

И стало их трое. Прискакала лягушка и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, а ты кто?

– Я на воде болтунья.

– Иди к нам жить.

Вот и стало их четверо. Пришел заяц и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, да на воде болтунья, а ты кто?

– Я на поле прыгун.

– Иди к нам.

Стало их пятеро. Пришла еще лисица и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, да на воде болтунья, да на поле прыгун, а ты кто?

– Я на поле краса.

– Ступай к нам.

Прибрела собака и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, да на воде болтунья, да на поле прыгун, да на поле краса, а ты кто?

– А я гам-гам.

– Иди к нам жить.

Собака влезла. Живут всемером. Прибежал еще волк и стучится:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, да на воде болтунья, да на поле прыгун, да на поле краса, да гам-гам а ты кто?

– Я из-за кустов хап.

– Иди к нам жить.

Вот живут ввосьмером. Спознал про эти хоромы медведь, приходит и стучится – чуть хоромы живы:

– Кто в хоромах, кто в высоких?

– Я, муха-шумиха, да комар-пискун, да из-за угла хлыст, да на воде болтунья, да на поле прыгун, да на поле краса, да гам-гам, да из-за кустов хап, а ты кто?

– А я лесной гнёт .

Сел на кувшин и всех раздавил.

В этой истории медведь не дожидается приглашения. Он называется «лесным гнётом» и уничтожает терем мухи. Здесь предупреждение сказки уже связано с защитой своего дома, своих границ. Многие будут покушаться на «хоромы», не с каждым можно договориться, а тем более жить вместе. Чтобы терем стоял, его нужно защищать, и каждый из жильцов может внести в общее дело свой вклад.

Неужели муха-шумиха, комар-пискун, из-за угла хлыст, на воде болтунья, на поле прыгун, на поле краса, гам-гам, из-за кустов хап не могли бы между собой грамотно распределить обязанности, используя способности друг друга?! Они – команда. Но команда, которая не собиралась использовать свой общекомандный ресурс. Команда свой ресурс просто «проживала». А, между тем, в команде были члены, которым природа велит питаться друг другом.

Лягушка может легко съесть муху и комара. Но она – болтунья, так она себя назвала. Лиса и волк могут конкурировать между собой – кому достанется заяц. Но краса, из-за кустов хап и прыгун живут вместе, игнорируя конфликт, заложенный в их отношения самой природой.

Внутренних противоречий в тереме много. Рано или поздно они либо разорвут хоромы на части, либо жильцы станут командой и начнут расширять свои владения. К горшку пристроят норы, станут нести дозор, предупреждать друг друга о приходе медведей или иного «лесного гнёта».

Но ничего общекомандного не происходит, а потому гибельный финал закономерен. Нас предупредили.

Продолжает эту тему история о пузыре, соломинке и лапте.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки, и не знают, как через реку перейти. Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывем!

– Нет, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы по ней перейдем!

Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. лапоть упал в реку, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Если в «Теремке» герои даже не подошли к распределению ролей в команде, то в этой истории троица попыталась распределить между собой нагрузку с учетом возможностей каждого. Это сам по себе правильный ход мыслей. Тогда почему случилась неудача? Дело в том, что герои не решали актуальную задачу – перебраться через реку. Лапоть и пузырь, на самом деле, делали все возможное, чтобы переложить трудную работу на другого. Соломинка оказалась настоящим «козлом отпущения». Разве так работают в команде? В бизнес реальности подобных ситуаций множество. Того, кто работает «на износ», заваливают работой еще больше. Начальники подразделений, конкурируя между собой, находят нежизнеспособный «компромиссный вариант». При этом втайне один мечтает подставить другого. Сказка предупреждает, что при таком подходе – финал один.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» – это интересная задачка для взрослых. Действительно, как переправиться через реку этим героям, используя только собственные способности, как им распределить между собой функции? И возможно ли это, в принципе?

Лапоть можно превратить в лодку, соломинка станет «байдарочным» веслом, а пузырь гребцом. Но влезет ли пузырь в лапоть, и будет ли соломинка прочным веслом? Не исключено, что сказка предупреждает о том, что такой подбор кадров, как лапоть, соломинка и пузырь, не приведет к результату, в принципе.

Получается, что в сказках нет счастливых или несчастливых концов. Есть ЗАКОНОМЕРНЫЕ финалы. Ошибочные действия, заблуждения приводят к провалу. Бережное отношение к собственное Силе, стремление грамотно пройти испытание вознаграждается разрешением острой ситуации.

Особое место в рассуждениях о закономерном финале сказочных историй занимают сказки Г.-Х. Андерсена. Особенно «Русалочка».

Русалочка, страстно желавшая стать женой принца, оказывается отвергнутой и превращается в морскую пену. Где же закономерность и справедливость? Где жизнеутверждающий принцип, наконец? Так думают многие. И опять корень заблуждения кроется в невнимательном прочтении сказки.

Давайте рассуждать творчески. Зачем русалочке, по происхождению – «элементалу», духу воды, идти на жертвы и неудобства, связанные с хождением по земле? Некоторые обыватели уверенно говорят: «Ради любви!». Хорошо, зачем духу воды любовь? Надо сказать, этот вопрос многих ставит в тупик: «Как это – зачем любовь?! Любовь нужна всегда, ради нее можно идти на любые жертвы!».

Так мы попадаем в первую ловушку сказки – понятия «любви» и «жертвы» срастаются не только в сознании, но и подсознании. Причем, у многих и расставаться не собираются.

Любовь не требует жертв. Она вообще ничего не требует – только дает. Силу, радость, мудрость, энергию стремления к цели, – любовь щедра на подарки. Любви не нужны наши жертвы.

Кому тогда они нужны? Из добрых сил уж точно – никому. Языческим богам приносили жертвы, но они были другого качества и содержания.

Проблема в том, что произошла путаница – жертва стала синонимом испытания, прохождения жизненного урока. Мы претерпеваем неудобства, ограничения, преодолеваем собственный эгоизм, желание быстрого чуда, – так мы проходим свой урок. Наша психическая сущность утончается, душа очищается и мы становимся восприимчивыми к более тонким переживаниям. Любви, в том числе.

Попробуем отойти от понятия «жертвы» и начать пользоваться понятием «плата». Русалочка платит морской ведьме своим голосом, и та дает ей ноги. И следовательно – возможность стать возлюбленной принца.

Заметьте, русалочка платит только за возможность! Ведьма не дает ей никаких гарантий того, что принц полюбит ее и сделает предложение. Более того, ведьма честно предупреждает русалочку о сопутствующих рисках подобной сделки – каждый шаг по земле будет приносить невероятную боль, и если принц ее не полюбит и предпочтет другую, она погибнет.

Русалочка платит и рискует. Зачем? Ради односторонней любви и призрачной возможности приобрести взаимность? Тогда дело не в Любви, а в банальном удовлетворении эгоистической потребности в признании и любви. Вряд ли за удовлетворение потребности можно платить так дорого.

Секрет решения Русалочки найдет внимательный читатель. Он – в разговоре героини с бабушкой. Этот разговор – о бессмертной душе. Бабушка рассказывает внучке о том, чем отличаются люди и элементалы, духи воды. Люди обладают бессмертной душой, которая воплощается в смертном теле. Люди живут недолго, а потом их тело умирает, а душа остается и попадает в чудесный мир, и потом может воплотиться в другом теле. И так происходит бесконечно. Знал ли Андерсен теорию инкарнаций души? Во всяком случае, он зашифровал ее в своей сказке.

Духи воды сотворены из воды и в нее превращаются, когда умирают. Правда живут они дольше, аж 300 лет. Открытие это так взволновало Русалочку, что она пожелала отдать все 300 лет своей русалочьей жизни за возможность получить бессмертную душу. Но возможно ли такое? Бабушка говорит, что возможно, если Русалочка вызовет любовь в сердце того, кто обладает бессмертной душой…

«Все больше и больше начинала русалочка любить людей, все сильнее и сильнее тянуло ее к ним; их земной мир казался ей куда больше, чем ее подводный; они могли ведь переплывать на своих кораблях море, взбираться на высокие горы к самым облакам, а их земля с лесами и полями тянулась далеко-далеко, ее и глазом не охватить! Русалочке очень хотелось побольше узнать о людях и об их жизни, но сестры не могли ответить на все ее вопросы, и она обращалась к бабушке: старуха хорошо знала «высший свет», как она справедливо называла землю, лежавшую над морем.

– Если люди не тонут, – спрашивала русалочка, – тогда они живут вечно, не умирают, как мы?

– Ну что ты! – отвечала старуха. – Они тоже умирают, их век даже короче нашего. Мы живем триста лет, но, когда нам приходит конец, нас не хоронят среди близких, у нас нет даже могил, мы просто превращаемся в морскую пену. Нам не дано бессмертной души, и мы никогда не воскресаем; мы – как тростник: вырвешь его с корнем, и он не зазеленеет вновь! У людей, напротив, есть бессмертная душа, которая живет вечно, даже и после того, как тело превращается в прах; она улетает на небо, прямо к мерцающим звездам! Как мы можем подняться со дна морского и увидать землю, где живут люди, так и они могут подняться после смерти в неведомые блаженные страны, которых нам не видать никогда!

– А почему у нас нет бессмертной души? – грустно спросила русалочка. – Я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо.

– Вздор! Нечего и думать об этом! – сказала старуха. – Нам тут живется куда лучше, чем людям на земле!

– Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыки волн, не увижу чудесных цветов и красного солнца! Неужели же я никак не могу обрести бессмертную душу?

– Можешь, – сказала бабушка, – пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки в знак вечной верности друг другу; тогда частица его души сообщится тебе и когда-нибудь ты вкусишь вечного блаженства. Он даст тебе душу и сохранит при себе свою. Но этому не бывать никогда! Ведь то, что у нас считается красивым, твой рыбий хвост, люди находят безобразным; они ничего не смыслят в красоте; по их мнению, чтобы быть красивым, надо непременно иметь две неуклюжих подпорки – ноги, как они их называют.

Русалочка глубоко вздохнула и печально посмотрела на свой рыбий хвост.

– Будем жить – не тужить! – сказала старуха, – повеселимся вволю свои триста лет– срок не малый, тем слаще будет отдых после смерти!»

Так у Русалочки формируется цель – получить бессмертную душу, а также находится и средство – любовь принца. Теперь становится понятным, за что она вносит ведьме такую высокую плату – за возможность обрести бессмертную душу, за возможность качественной эволюции. Русалочка готова «прыгать через ступени», готова платить за интенсивный рост.

Люди, активно растущие в профессиональном, социальном, духовном плане, платят за свою эволюцию, платят за реализацию цели. Сначала платят своими мелкими слабостями и прихотями, отказываясь от них. Потом кругом друзей – он меняется, иногда очень резко. Иногда платой становится здоровье и важные отношения. При интенсивном росте плата бывает очень болезненна. Так больно было Русалочке, когда она ступала по земле. Так дискомфортно переживается человеком вхождение в свое новое качество.

Каков же финал? Все оказалось зря – духу воды не дано получить бессметную душу? Русалочке было предложение от сестер – отказаться от цели, принять свое прежнее качество, остаться русалкой. Но чтобы вернуться назад нужна жертвенная кровь, кровь принца. Если Русалочка зарежет принца и окропит его кровью свои ноги, они вновь превратятся в хвост. И все станет как было.

В этом эпизоде, действительно, присутствует реальный символизм жертвы. Принцу предназначается роль жертвенного агнца на алтаре русалочкиной инволюции. В сказке зашифрован тончайший символизм жертвы – она ради регресса, возвращения в прежнее качество. Но если Русалочка получит обратно свой хвост, это не означает того, что она станет прежней. Тоска по неосуществленной цели источит ее изнутри.

Когда человек отказывается от собственной эволюции (социальной, психологической, духовной), от шанса, он всю оставшуюся жизнь жалеет об этом. Но ничего изменить уже нельзя. Такие переживания очень болезненны и разрушительны.

Русалочка не приносит жертву, она решается идти в своей эволюции до конца. Несмотря на то, что ситуация вышла из-под контроля и стала непредсказуемой. Хотя героиня видит свое ближайшее будущее – превращение в морскую пену, ей не дано предугадать, как развернуться события на самом деле.

Русалочка отказывается от жертвы и принимает свою смерть, самое страшное, что могло произойти. И это – момент истины. Она свободна и от цели, от своего прежнего существа русалочьего, а также и нового человеческого. Она не запятнала себя жертвенным убийством. Она выдержала испытание, о сюжете которого ее не могли предупредить ни бабушка, ни сама морская ведьма.

В этом фрагменте сказки зашифрована уникальная мысль – сюжет испытания до конца не открыт человеку. Мы можем изучить все архетипические сюжеты испытаний, внять предупреждениям, бережно относиться к собственной Силе, контролировать ситуацию. Однако в любом сказочном и жизненном сюжете всегда остается место для вмешательства Провидения. И к этому невозможно быть готовым. Но это – Подарок.

Так и с Русалочкой. Превратившись в морскую пену, к чему она была готова, Русалочка вдруг ощутила, что поднимается над поверхностью воды. Она видела корабль, принца сверху, а вокруг себя – бестелесных существ. Они пели что-то удивительное, мелодичное и неземное. Русалочка оказалась среди дочерей воздуха, которые имеют возможность получить бессмертную душу через 300 лет. А может и раньше, – как шепнула ей одна из новых подруг…

«Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной.

Над морем поднялось солнце; лучи его любовно согревали мертвенно-холодную морскую пену, и русалочка не чувствовала смерти: она видела ясное солнце и каких-то прозрачных, чудных созданий, сотнями реявших над ней. Она видела сквозь них белые паруса корабля и красные облака в небе; голос их звучал как музыка, но такая возвышенная, что человеческое ухо не расслышало бы ее, так же как человеческие глаза не видели их самих. У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка увидала, что и у нее такое же тело, как у них, и что она все больше и больше отделяется от морской пены.

– К кому я иду? – спросила она, поднимаясь в воздух, и ее голос звучал такою же дивною музыкой, какой не в силах передать никакие земные звуки.

– К дочерям воздуха! – ответили ей воздушные создания. – У русалки нет бессмертной души, и обрести ее она может, только если ее полюбит человек. Ее вечное существование зависит от чужой воли. У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они могут заслужить ее добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного зачумленного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям исцеление и отраду. Пройдет триста лет, во время которых мы будем посильно творить добро, и мы получим в награду бессмертную душу и сможем изведать вечное блаженство, доступное людям. Ты, бедная русалочка, всем сердцем стремилась к тому же, что и мы, ты любила и страдала, подымись же вместе с нами в заоблачный мир. Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести ее через триста лет!

И русалочка протянула свои прозрачные руки к солнцу и в первый раз почувствовала у себя на глазах слезы. На корабле за это время все опять пришло в движение, и русалочка увидала, как принц с женой ищут ее. Печально смотрели они на волнующуюся морскую пену, точно знали, что русалочка бросилась в волны. Невидимая, поцеловала русалочка красавицу в лоб, улыбнулась принцу и поднялась вместе с другими детьми воздуха к розовым облакам, плававшим в небе.

– Через триста лет мы войдем в божье царство!

– Может быть, и раньше! – прошептала одна из дочерей воздуха. – Невидимками влетаем мы в жилища людей, где есть дети, и если находим там доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся. Ребенок не видит нас, когда мы летаем по комнате, и если мы радуемся, глядя на него, наш трехсотлетний срок сокращается на год.

Из книги Синдром Мэрилин Монро автора Израэльсон Сьюзен

ГЛАВА 14 Счастливый конец и новое начало Ты прошла всю дистанцию. Тебе удалось преобразить себя, свою жизнь, образ мыслей, строй своих чувств и переживаний. У тебя новая любовь, ты сама можешь свободно заводить и разрывать любовные отношения с новым партнером. Настало время

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Чертово клеймо или счастливый знак? Что означают родинки на теле? В XV в. родинки и родимые пятна считались дьявольскими отметинами. В некоторых странах женщинам, у которых они имелись, грозило сожжение.В XVIII столетии распространилось поверье, будто лицо Венеры было

Из книги Библиотека Ошо: Притчи старого города автора Раджниш Бхагван Шри

Счастливый человек Было у одного богача все, что желают люди. Миллионы денег, и разубранный дворец, и красавица жена, и сотни слуг, и роскошные обеды, и всякие закуски, и вина, и полная конюшня дорогих коней. И все это так прискучило ему, что он целый день сидел в своих богатых

Из книги Успехи ясновидения автора Лурье Самуил Аронович

СЧАСТЛИВЫЙ БАЛОВЕНЬ СУДЬБЫ Судьба свои дары явить желала в нем... А. П. К этой нахохленной фигурке табличка привешена, боюсь, не та. Можно представить, с какой досадой - но и с каким восхищением! - принял бы сам Петр Андреевич известие, что навсегда зачислен в русскую

Из книги Как вырастить Личность. Воспитание без крика и истерик автора Сурженко Леонид Анатольевич

Глава 11 Счастливый родитель… Такое бывает? Нет, я отлично помню, когда первый раз увидел Своего в окошке роддома. Не знаю, как передать… Нет, ничего такого «особенного» не чувствовал, просто какое-то нереальное состояние… Все не мог сообразить: я что, уже отец? Вот тот, в

Из книги 5 наболевших вопросов. Психология большого города автора

Из книги Как общаться с ребенком, чтобы он рос счастливым, и как оставаться счастливым, общаясь с ним автора Тимошенко Галина

Из какого ребенка вырастает счастливый взрослый? Конечно, дорогие читатели, вы имеете полное право возмутиться – дескать, критиковать-то легко, это, как известно, каждый умеет. Как на ваш вопрос, господа авторы, ни ответь – все получается неправильно, все ребенку вредит…

Из книги Беды развода и пути их преодоления. В помощь родителям и консультантам по вопросам воспитания. автора Фигдор Гельмут

Счастливый эпилог Саша и Гельмут решили, что терапию можно закончить, если Саша и дальше не будет больше нигде и никогда, в том числе и у папы в Зальцбурге, «ловить рыбку».«Собственно, мы значительно продвинулись вперед, – сказал Саша. – Может быть, мы поговорили и не обо

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Сексуально счастливый индивид Кто же в таком случае сексуально счастлив? Какова сек­суально счастливая личность, или, как выражаются психо­логи, хорошо сексуально адаптированный индивид?Начнем с того, что это такой человек, мужчина или жен­щина, который не считает секс

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Счастливый любящий Любовь для того, кто обладает способностью любить, не причина для страданий. Она облагораживает. Она прино­сит счастье. Влюбленный чувствует себя достойным, откры­тым, принимающим. Жизнь кажется скорее хорошей, чем жестокой и угрожающей. Хотя

Из книги Тренинг по книге Элизабет Гилберт. 40 упражнений для обретения счастья автора Абер Мария

Счастливый человек Еще один важный признак способности создавать проч­ную привязанность к другим людям - это благоприятное представление о себе самом. В отличие от самообмана хо­рошая самооценка оставляет место для скромности и в тоже время способствует глубокой

Из книги Секреты счастливых семей. Мужской взгляд автора Фейлер Брюс

Наш счастливый долгий день 1. Доброе утро! Утро – залог радостного и успешного дня. Но радость и успех не прольются на вас, как долгожданный дождь в засуху. Именно утром необходимо проделать ряд процедур, которые тело и душа примут с благодарностью.Ночью, во время сна, наше

Из книги Любовь и секс: как мы ими занимаемся автора Даттон Джуди

Упражнение 30. Мой счастливый день Перед выполнениемЭто упражнение можно выполнять индивидуально или в паре с близким человеком. Оно также способно поддержать в минуты сомнений, грусти и слабости.ВыполнениеЕсли вы будете выполнять упражнение индивидуально, мы

Из книги Психология большого города автора Курпатов Андрей Владимирович

Счастливый дом Мне кажется, что семью невозможно отделить от пространства, в котором она существует. Мой отец был строителем, и, когда я был ребенком, мы редко проходили мимо строящегося дома, не заглянув на стройку. Моя мама была учителем рисования и художницей. Это

Из книги автора

Ваш счастливый номер Теперь мы приблизительно знаем, со сколькими людьми переспал средний американец. Но сколько мы должны перепробовать любовников, прежде чем остепениться? Питер Тодд, профессор Университета Индианы, нашел ответ, осовременив старинный подход к

Из книги автора

Смысл жизни. Счастливый диагноз – Вы говорили, что ваши клиенты часто жалуются на ощущение бессмысленности жизни, на непонимание смысла собственной жизни. Не знаю, по окладу ли вопрос, но уж если мы решились дать определение счастья и даже научить быть счастливыми, то и о

В сети гуляет легенда, что в районе 80-ых годов в журнале «Мурзилка», который издавался для детей младшего школьного возраста, печатались весьма двусмысленные загадки. То ли этот «тайный секс-ликбез» представлял собой изощренную авторскую месть пуританской цензуре в СССР вообще и редакторам в частности, то ли это было просто развлечение. А может, даже неосознанное фрейдистское проецирование сексуальных комплексов в творчество.
Я подобного в "Мурзилке" не помню. Да и услышал я некоторые из них гораздо раньше 80-ых годов, и раньше чем начал читать. Думаю стоит их относить к устному народному творчеству.
Загадки, впрочем, имеют хождение и по сей день: кто не слышал знаменитого «туда-сюда обратно, тебе и мне приятно» или «у какого молодца утром капает с конца»?

Загадки
Если по какой-то дикой причине отгадок вы не знаете — можете попробовать по разгадывать Ответы под загадкой, нужно выделить мышкой.

Чтобы спереди погладить, нужно сзади полизать.
(Почтовая марка)

У какого молодца вечно капает с конца?
(Чайник, самовар, водопроводный кран)

Кругом волоса, посредине колбаса.
(Кукуруза)

Сверху черно внутри красно, как засунешь так прекрасно.
(Галоши)

Волос на волос, тело на тело и начинается темное дело.
(Веки)

Туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно.
(Качели)

Что ты смотришь на меня? Раздевайся я твоя!
(Кровать)

Волосатая головка за щеку заходит ловко.
(Зубная щетка)

Мы — ребята удалые лазим в щели половые!
(Тараканы)

Лежит на спине — никому не нужна. Прислони к стене — пригодится она.
(Лестница)

В темной комнате, на белой простыне 2 часа удовольствия.
(Кино)

Маленькая, чёрная, сморщенная — есть у каждой женщины.
(Изюминка)

Ты помни его немножко, станет твердым как картошка.
(Снежок)

Возьму его в руки, Сожму его крепко — Он станет упругим и твердым, как репка.
(Снежок)

Красная головка в дырку лезет ловко.
(Дятел)

Если б не бабушкины лохматушки — мерзли бы дедушкины колотушки.
(Варежки)

Не хрен, не морковка — красная головка.
(Пионер)

Сзади подошел, сунул и пошел.
(Тапочки)

Беру двумя руками, сую между ногами, делаю движенья, получаю наслажденье.
(Велосипед)

То холодный — то горячий, то висячий — то стоячий. Из трёх букв состоит, в середине «У» стоит.
(Душ)

Мальчик с девочкой в траве что-то делали на «Е».
(Ели ежевику)

Когда работает — стоит, Когда кончает — кланяется, Из трёх букв он состоит, На «х»... начинается.
(Хор)

Как встанет — так до неба достанет.
(Радуга)

Как хорошо тебе и мне, когда лежишь ты на спине...
(Ёжик с яблоком)

Без рук, без ног, а из трусов вылазит.
(Майка)

Из мохнатого пушка, кинул Петя голышка. Догадайтесь, дети, что кинул Маше Петя.
(Одуванчик)

Днём болтается, а ночью втыкается.
(Накидной дверной крючок)

Баба дырку подставляет – дедка кончик заправляет. Покряхтят и так всю ночь спят.
(Накидной дверной крючок и петелька)

Между ног болтается, на «х» называется.
(Хвост)

Сухим вставляется, мокрым вынимается, из трёх букв составляется, на «й» кончается.
(Чай)

У Шварценеггера это длинное, у Джеки Чана короткое, у Мадонны вообще нет, а Папа Римский давно этим не пользуется.
(Фамилия)

Выше колена, ниже пупа, дырка такая, что влезет рука.
(Карман)

Берут его двумя пальцами, вставляют в дырку с волосами. Туда идёт сухой и сильный, оттуда — влажный и бессильный.
(Нюхательный табак)

Ступай на грядку дёргать лохматку. Коли квёлый да слабый – не сладишь с бабой.
(Уборка репы)

Оботри его руками, обними его губами, вставь ей в дырку, сделай вид, и она заголосит!
(Горн)

Длинный, красный, с виду не опасный, мужик захочет — вскочит, а баба подождёт.
(Трамвай)

Полчаса потеешь — пять минут балдеешь.
(Катание с горки на санках)

Красная головка, под ней — бородка, утром рано встаёт, Маше спать не даёт!
(Петушок)

Красное, вонючее, между ног трясучее.
(Мотоцикл)

Без рук, без ног, на бабу скок.
(Коромысло)

Что у мальчика и у девочки на одном и том же месте? У мальчика из трёх букв, у девочки из пяти? Подсказка: у мальчика в середине слова буква У, у девочки слово заканчивается на А.
(Чуб и Чёлка)

Чем толще и длинней — тем девице милей!
(Коса)

Твердое в мягкое вставляется, и шарики рядом болтаются?
(Сеpьги.)

Что объединяет горелый хлеб, утопленника и беременную женщину?
ОТВЕТ: Не успели вытащить...

Что такое: Два конца, два кольца?
ОТВЕТ: Свадьба геев.

У какого молодца утром капает с конца?
ОТВЕТ: Самовар.

Можно ли тещу убить ватой?
ОТВЕТ: Да, если в нее завернуть утюг.

Что такое счастливый конец?
ОТВЕТ: Член после секса.

Кто такой: Сам не стреляет и другим не дает?
ОТВЕТ: Александр Матросов.

В темной комнате, на белой простыне - два часа удовольствия.
ОТВЕТ: Киносеанс.

Что у Адама спереди, а у Евы сзади?
ОТВЕТ: Буква "А".

Туда-сюда-обратно: Тебе и мне - приятно.
ОТВЕТ: Качели.

Мальчик с девочкой в траве что-то делали на "Е".
ОТВЕТ: Ели землянику.

Около 40 млн. человек занимаются ЭТИМ по ночам. Что ЭТО такое?
ОТВЕТ: Internet.

Стоит баба на полу, приоткрыв свою дыру.
ОТВЕТ: Печка.

В зубах доска, в глазах тоска.
ОТВЕТ: Мужик провалился в деревенский толчок.

Без рук, без ног на бабу скок!
ОТВЕТ: Коромысло.

Прыгает ловко и ест морковку?
ОТВЕТ: Бубка на диете.

Не петух, а поет, не дед, а бабку имеет, кто это?
ОТВЕТ: Филипп Киркоров.

Одно колесо тысяча крыльев - что это?
ОТВЕТ: Тачка с навозом.

Что такое: твердое в мягкое вставляется, и шарики рядом болтаются?
ОТВЕТ: Сеpьги.

Что возбуждается палочкой Коха?
ОТВЕТ: 1. туберкулез; 2. жена Коха.

Два кольца, два конца...
ОТВЕТ: Очень навороченный Новый Русский.

Что у женщины на теле, у еврея на уме, применяется в хоккее и на шахматной доске?
ОТВЕТ: Комбинация.

Как можно ходить сидя?
ОТВЕТ: В туалете - на унитазе.

Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел...
ОТВЕТ: Секс.

Морщинистый Тит всю деревню веселит.
ОТВЕТ: Нехватка молодежи на селе.

Сколько яиц может удержать женщина в одной руке?
ОТВЕТ: Оба.

Что можно сбросить с обнаженной секретарши?
ОТВЕТ: Обнаженного начальника.

В две руки беру, между ног сую, пять минут потею, а потом балдею.
ОТВЕТ: Велотренажер.

Волосатая головка за щеку летает ловко.
ОТВЕТ: Зубная щетка.

Вокруг черное, посередине красное.
ОТВЕТ: Редиска в заднице у негра.

С когтями, а не птица, летит и матерится.
ОТВЕТ: Электромонтер.

То висячий то стоячий то холодный то горячий.
ОТВЕТ: Душ.

Четыре братца под одной крышей стоят.
ОТВЕТ: Мафия.

Белый, а не сахар. Холодный, а не лед.
ОТВЕТ: Труп.

Что такое: маленькое, черненькое, в стекло бьется?
ОТВЕТ: Младенец в духовке.

Сколько младенцев поместится в двухместную детскую коляску?
ОТВЕТ: А это, смотря как нарубить...

Красная головка - работает ловко.
ОТВЕТ: Дятел.

Без окон, без дверей, а внутри сидит еврей? Что это?
ОТВЕТ: Сара беременна.

Волоса, волоса..., а посредине колбаса.
ОТВЕТ: Кукуруза.

Маленькая сморщенная, есть в каждой женщине.
ОТВЕТ: Изюминка.

С луком с яйцами, но не пирожок?
ОТВЕТ: Робин Гуд.

Какая страна самая вооруженная?
ОТВЕТ: Израиль - там все с обрезами ходят.

Что такое: глаза боятся - руки делают.
ОТВЕТ: Секс по телефону.

Слово из трех букв, которого боится любой мужчина?
ОТВЕТ: Еще!

Между ног болтается, воняет и орет?
ОТВЕТ: Мотоцикл.

В небе одна, В земле нету, А у бабы их целых две.
ОТВЕТ: Буква Б.

Мы ребята удалые, лезем в щели половые.
ОТВЕТ: Тараканы.

Что такое - маленькое, беленькое кровь сосет?
ОТВЕТ: Тампон.

Тихо сзади подошел, Дважды всунул и пошел.
ОТВЕТ: Тапочки.

Волос на волос, тело на тело - начинается темное дело.
ОТВЕТ: Глаз закрывается.

Зачем нужен оргазм?
ОТВЕТ: Чтобы не затрахаться досмерти.

А что такое 60-90-60 ?
ОТВЕТ: Это беременная одиннадцатилетняя девочка.

Зерно, прошедшее огонь, воду и медные трубы.
ОТВЕТ: Самогон

Кляузник, сочинитель анонимок.
ОТВЕТ: Онанист

Новое название любимого музыкального инструмента американского президента.
ОТВЕТ: Сексофон

Что общего у водолаза и повара?
ОТВЕТ: И тому, и другому время от времени приходится опускать яйца в воду.

Что общего между деньгами и гробом?
ОТВЕТ: И то и другое сначала заколачивают, а потом спускают.

Почему женщины по утрам чешут глаза?
ОТВЕТ: Потому, что у них нет яиц