Личностный уровень

Следующий 6-й уровень проявления планетарных принципов назван личностным. Этот уровень определяет личностные особенности восприятия данным человеком различных раздражителей (каких-либо внешних обстоятельств или внутренних ощущений). Этот уровень характеризует умение оценить те или иные обстоятельства и выработать ту или иную личностную ответную реакцию по их усилению или ослаблению. При этом реакции различных людей на одно и то же воздействие могут отличаться в зависимости от уровня организации и степени развития сознания.

С функциями восприятия, оценки и ответной реакции наиболее сильно связаны планеты Венера, Меркурий и Марс, влияние которых наиболее эволюционно на тонком (астральном) космическом Плане. Этот уровень проявления человеческое царство разделяет с животными и растениями. Чувствительность и гибкость реакций растений сейчас не вызывают сомнений даже среди ученых.

Венера (начало Навь) связана с нашими чувствами, влечениями, желаниями, с внутренним принятием (нравится) или неприятием (не нравится) той или иной ситуации, того или иного человека. Наша чувственная избирательность определяется нашим прошлым опытом, тем, что мы уже пережили, с чем мы познакомились.

В настоящем , в повседневных событиях мы ориентируемся с помощью Меркурия (начало Правь), он помогает наилучшим образом отреагировать на постоянно изменяющийся рисунок внешних влияний, позволяет нам быть синхронными с нашим окружением, быть здесь и сейчас, извлекать максимум пользы из каждой возможности, предоставляемой жизнью.

Марс связан с нашим желанием, стремлением чего-то достичь, добиться. Марс (начало Явь) связан с нашим будущим , которое мы страстно желаем приблизить, с теми целями, которые мы перед собой ставим, или с неприятностями, затруднениями, которые мы хотим избежать. Марс связан с действием, плоды которого в полной мере могут проявиться в будущем.

Пятый уровень проявления связан с тем, как отдельный человек взаимодействует с другими людьми. В человеческой эволюции этот уровень до сих пор не является до конца проработанным. Интересы отдельной личности не очень гармонично сочетаются с интересами общества. Пока что мы с вами прикладываем все силы, чтобы проигнорировать интересы общества, мы очень неохотно выполняем общественные программы, так как это часто связано с некоторыми ограничениями - приходится жертвовать некоторыми личными программами, делать не только то, что нам хочется или приятно, но и то, что необходимо для поддержания здоровья социального организма. В свою очередь общество не удовлетворяет в полной мере наши личные запросы, не «замечает» нас, что мы воспринимаем как несовершенство государственной структуры, личную несвободу.



Астрологически это проявляется в том, что нарушена связь между Юпитером и Сатурном, нет планеты, которая могла бы выступить в роли посредника (возможно, раньше эту функцию выполнял Фаэтон). В настоящее время роль этого связующего звена, но пока еще далеко не в полной мере, выполняет Хирон. А пока что человечество в мучительных кровавых поисках ищет справедливое мировое устройство, тот общественный уклад, который наилучшим образом сочетал бы в себе интересы отдельного человека и общества в целом.

Социальный уровень проявления планетарных принципов наиболее тесно соприкасается с тематикой мира Мысли (Ментального). Этот уровень проявления мы разделяем с животным царством.

Сатурн (начало Навь) связан с нашими убеждениями, с нашей точкой зрения на жизнь, на взаимоотношения с людьми, обществом, это тот жизненный опыт, который мы приобрели в результате взаимодействия с другими людьми. Сатурн - это фундамент нашей социальной жизни, основанный на наших прошлых накоплениях, это то, что мы не хотим менять, так как доверяем этому. Сатурн - это система наших ценностей и приоритетов в жизни, на которую можно положиться, потому что мы не раз проверили на себе их надежность и пользу.

Хирон (начало Правь) помогает нам ориентироваться в культурной, политической, экономической и религиозной жизни общества, помогает наиболее гармонично вписаться в настоящую , существующую в данный момент, структуру взаимоотношений человека и общества и воспользоваться всем самым лучшим, что этот момент в себе несет.

Юпитер (начало Явь) связан с нашими стремлениями достичь определенного положения в социальной структуре общества, с нашими претензиями к людям, обществу, правящим структурам, государству, с нашим стремлением к более насыщенной, богатой, достойной жизни. Юпитер связан с нашим будущим , с направлением наших усилий, с приложением наших способностей в социальной сфере.

Социальный уровень - это социальные особенности и капитал.

Социальные особенности - это стиль и образ жизни (привычки).

Богатые и бедные, образованные и нет, статусные и изгои, москвичи и иногородние, сибариты и эстеты, многодетные и незамужем - эти особенности всегда привлекают внимание. Консерваторы отличаются от радикалов, модники от прагматов, любители удовольствий от аскетов, совы от жаворонков. У мачо один тип мышления и стиль поведения, у блондинки - другой... См.

Социальные особенности образуются из социальных и личностных ролей и поддерживаются убеждениями, шире - идеологией и лежащей под ней мировоззрением.

Социальный капитал - инструментарий, позволяющий добиваться значимых вещей в социуме. В первую очередь, это образование, компетенции, жизненный опыт, родные, друзья и любимые, деньги, связи, вещи...

Опытный руководитель и специалист в своем деле отличается от беспомощного новичка. Девушка, знающая несколько языков, умеющая танцевать, делать макияж и готовить, отличается от своей подруги, умеющей только обижаться и ждать, что за нее кто-то решит ее проблемы.

Психологос psychologos

Психологос​​​​​​​ - образовательный проект, энциклопедия практической психологии , которая создается профессионалами для широкого использования. Здесь: внятные определения основных психологических понятий, современные взгляды специалистов, видео-иллюстрации и практичные рекомендации по решению личных и деловых проблем.

Здесь всё, что нужно знать о психологии, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Всё коротко и по делу.

Над Психологосом работают преподаватели Университета практической психологии , возглавляемым доктором психологических наук, профессором Николаем Ивановичем Козловым . На портале представлен синтон-подход - психология здравого смысла для здоровых людей. Синтон-подход интегрирует лучшее из всех современных психологических подходов на базе самостоятельных, отечественных разработок. Психологос сотрудничает с крупнейшими вузами России: РГГУ , СПбГИПСР , КИПУ и др.

Психологос делает свои рассылки: популярную, "по жизни", для обычных пользователей, кому нужны простые и практичные заметки и подсказки по практической психологии, - и профессиональную, для коллег-психологов, где обсуждаются вопросы теории и методики, рассматривается "кухня" работы практического психолога. Подписаться на ту или иную рассылку вы можете, заполнив форму "Подписка" вверху слева. Просто введите свой e-mail и нажмите ОК.

Еще не успев родиться, мы с вами вступаем в отношения с другими людьми. Помню, как мои дети, находясь еще в утробе, отвечали толчками и пинками на мои обращения к ним. Это был условный язык нашего общения. И каждый делал это по-своему, своим определенным способом. Это были первые шаги в трудной науке общения с другими людьми, которое начинается с родителей.

Просто потому, что они первые люди, с которыми встречается ребенок при появлении на свет. Чем дальше, тем народу больше: бабушки, дедушки, братья, сестры, родственники, соседи, приятели, одноклассники, учителя, супруги, собственные дети и внуки. Список можно дополнить самому. И все они могут стать друзьями или врагами, желанными или ненавистными, авторитетными или презираемыми. Все зависит от того, умеем ли мы строить взаимоотношения с ними.

Строить эти отношения приходится сразу и постоянно. Очень быстро ребенок понимает, что общение с мамой отличается от общения с бабушкой или папой. Нужны разные методы, ведь важен результат. Результатом любого общения является ПОНИМАНИЕ. Об этом написано во всех учебниках по психологии общения. Конечно, это открыли не психологи, даже если они на это претендуют. А вот как достичь понимания в сложных ситуациях психологи могут помочь.

Иногда моя работа очень напоминает работу переводчика. Мне приходится переводить маме то, о чем говорит ее дочь, жене ~ что имел в виду муж, говоря то-то и то-то. Мы так редко понимаем окружающих, еще реже, чем себя. Мы думаем за них, верим, обманываемся, разочаровываемся, не сомневаемся в выводах и т. д., и т. д., и т. д. Все, что угодно, кроме истинного понимания. То же самое по отношению к нам испытывают и они.

Не хочу повторяться, но придется. Общению нужно учиться. Если ваши родители это умели, то вам повезло больше, чем другим. Если вы выросли в более или менее здоровом обществе, то вам повезло еще больше. Если дворовая компания, одноклассники в школе и ровесники всегда относились к вам доброжелательно, принимали таким, какой вы есть, не старались переделать на свой лад, а общество помогало развиваться и защищало вас, то вы гений общения. Если такие есть - напишите мне, сочту за честь познакомиться.

Для остальных сообщаю: у человека с рождения имеются социальные потребности, такие как потребность в принятии, уважении, потребность быть частью коллектива, потребность в общении с себе подобными, в признании, в том, чтобы его принимали таким как он есть, в самореализации. Я перечислила лишь самые необходимые.

Подросток, попадая в компанию, удовлетворяет зачастую там свои социальные потребности чаще, чем дома, в семье. В компании его принимают таким, каков он есть, никто его не заставляет быть «послушным», «отличником», «аккуратным» и т. п. И дворовая компания становится ему ближе, чем семья. Она дает ему возможность удовлетворять эти потребности. А в подростковом возрасте это важнее, чем есть, спать и даже дышать.


Недаром выражение «не души меня» часто обращено к родителям, которые этого не понимают. Ну а если в компании дадут еще и какой-нибудь наркотик попробовать, то он сможет удовлетворить и физические потребности в удовольствии, и испытать «любовь» к себе или к окружающим. Потом, если приходится уходить из компании, наркотик он забирает с собой, как напоминание о счастливых мгновениях. Как аромат духов любимой женщины. Женщины давно уж и след простыл, а запах будит воспоминания.

Вот так, ненавязчиво, вещество помотает нам строить взаимоотношения с другими. Так знаменитая фраза «ты меня уважаешь, и я тебя уважаю» непосредственно связана с алкоголем. Познакомиться проще всего, попросив закурить, - опять наркотик помог. Чтобы не оплошать на первом свидании, можно прихватить алкоголь или пригласить выпить. Перед разговором с начальником справиться со страхом поможет опять-таки рюмочка коньяку. Один мой знакомый, чтобы не волноваться перед свадьбой, накурился анаши. Ведь известно, сколь «велико» желание мужчин связать себя узами брака.

В конце концов наступает момент, когда человек уже не может вступать в какие-либо отношения без спасительного вещества. Курильщик чувствует себя «голым» без пачки сигарет в кармане. Алкоголик в итоге общается только с алкоголиками. Наркоман же для здорового человека как инопланетянин. Со своими обычаями, традициями и своим языком. Длительное общение с химическим веществом приводит к изоляции от людей, которые живут в другом мире с другими правилами.

Так, бывшему заключенному трудно приспособиться к жизни вне тюрьмы, так как она становится вторым домом. Правила выживания там просты и понятны. Не то, что в жизни. Многие пациенты сравнивали употребление с тюрьмой. Каждый сам выбирает себе форму существования. Есть и те, кому в тюрьме спокойней, потому что привычней. Правил не много, они не меняются. Все просто и доступно. Другое дело в жизни, где все может измениться за считанные секунды. Все время надо приспосабливаться. И себя при этом не потерять. Очень трудная задача.

Можно бесконечно ругать алкоголь или наркотик. Но все это пустая трата времени. Правда же заключается в том, что человек - хозяин своей жизни. Он может поддаваться искушению, а может устоять перед ним. Может ошибиться и может исправить свою ошибку. Поэтому говорить о том, что алкоголь и наркотик «сломал волю» было бы неверным. Да, вещество парализует волю. Алкоголиками или наркоманами становятся не только люди со слабой волей, это миф. Для многих она становится испытанием воли. Возможно, самым трудным. Достаточно вспомнить, что вещество погубило многих сильных и умных людей. Врага нельзя недооценивать. Искушение всегда велико. Оно может быть сильнее человека. И он может ему поддаться и не справиться потому, что вещество сильнее человека. Сильнее сотни человек. Но не сильнее жизни.

Функциональность любой страны мира может быть разложена на три составляющие, три подсистемы: политическую, идеологическую и экономическую.

Политическую подсистему формируют люди, осуществляющие управление страной силовыми методами (или скорее угрозой применения силы). В солидарной собственности которых (чаще всего де-факто, а не де-юре) находится аппарат принуждения этой страны (подробнее о нюансах этой необычной формы собственности на это необычное средство производства мы поговорим на втором Шаге седьмой Ступени).

Идеологическая подсистема обладает Знанием и управляет людскими массами, предоставляя им смыслы их существования.

Экономическая подсистема объединяет людей, в собственности которых находится материальное производство, а значит, управляющих гражданами страны через экономические стимулы – через ограничение доступа к материальным ресурсам. Читателю, знакомому с марксизмом даже в самой минимальной степени, здесь все должно быть ясно.

Как отмечалось ранее, Политика, Идеология, Экономика составляют триаду. В устойчивой фазе ее существования (а устойчивое существование социальной триады по сути означает устойчивое существование соответствующего социума) между входящими в нее элементами должны сложиться вполне определенные парные отношения. В реальности внутренняя триада подавляющего большинства существующих стран выродилась в диаду Власть–Народ и для своего сохранения дополняется до триады, вовлекая во взаимодействие третью силу, находящуюся за пределами государства (подробнее об этом – на третьем Шаге следующей Ступени).

Итак, три инстинкта человека дают нам три уровня бытия человека на генетическом, индивидуальном и социальном уровнях, при этом каждый из перечисленных уровней предоставляет следующему, вышестоящему уровню базу, фундамент, поддерживающий и способствующий развитию заложенных в каждом из них возможностей и свойств.

Таким образом, можно сказать, что человек – это вектор, существующий в трехмерном пространстве, в системе координат, по абсциссе которой отложено качество человека Неуловимый-Делец-Экономист, по ординате – Неукротимый-Воин-Политик, наконец, по аппликате – Непобедимый-Жрец-Идеолог.

Заметка на полях.

Изучавшим психологию известно, что в основании социальной психологии лежит принадлежащая английскому психологу У. Мак-Дугаллу (1871 1938) теория инстинктов социального поведения. По Мак-Дугаллу, репертуар заложенных в человеке инстинктов является проявлением его психофизического предрасположения, наличия в нем наследственно закрепленных каналов разрядки нервной энергии; в частности, причиной социального поведения человека являются врожденные инстинкты.



Завершая описание формирующих социальную триаду трех типов людей, сделаю важное замечание.

Каждая из трех мировых религий (имеются в виду буддизм, христианство и ислам) своим успехом, широтой распространения обязана тому новому пониманию, той новой парадигме, которую она несла людям в своей сердцевине (именно наличие этой парадигмы, новой Истины, Нового Завета позволило названным религиозным системам стать стержнем того явления социальной природы, которое сейчас принято называть Глобальным проектом). Во всех трех случаях новой парадигмой была Истина о равенстве людей перед богом (или, как вариант, перед замещающим его Законом колеса сансары, Дао, и иными высшими сущностями дальневосточных религиозных систем). Мы же только что закончили введение в триалектику социальных систем, где говорим ровно противоположное – люди неодинаковы, каждый из нас есть вектор в системе координат, по осям которой отложены движущие человеком три основных мотива: самосохранение, сохранение рода и сохранение вида.

Не противоречу ли я своему убеждению, что при всем разнообразии интересов и моральных устоев абсолютным Добром следует признать то, что ведет к объединению людей, а абсолютным Злом – то, что нас разъединяет?

Противоречие разрешаем диалектически. Для чего вспоминаем слова популярного в прошлом « политика Л., который по завершении блестящей карьеры до сих пор экспонируется в изящном павильоне на Красной площади, неподалеку от проходной в Спасских воротах Кремля»: «Прежде чем объединяться и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться».



Как известно, наш организм состоит из примерно 350 типов различных клеток, и все они жизненно необходимы для его существования. Так и в социальном организме: чем сложнее устроен социум, чем глубже специализация составляющих его людей, чем выше степень разделения труда между его клетками (труд в данном случае – поддержание организма в живом состоянии), тем в большей степени отличаются друг от друга составляющие его люди. При этом в тем большей степени они специализируются в рамках выполнения своей функции. Деление людей на три категории условно – мы уже говорили об этом и не устанем повторять: люди – это не числа, которые можно сравнить, разместив на числовой оси. Люди – это принципиально не подлежащие сравнению векторы, сравнивать их можно только по модулю – по степени выраженности совокупности черт, носителями которых они являются. А лучше – по размеру той пользы, которую каждый из них приносит социуму (это вполне возможно – дать численную оценку той пользы, которую приносит стране каждый ее гражданин, – об этом мы расскажем на предстоящих Ступенях).

Даже на одном дереве вы не найдете двух одинаковых листочков. Как велико разнообразие типов наших клеток, столь же велико (если не больше) должно быть разнообразие составляющих социум людей. И то, что это разнообразие периодически сводится нами к трем типам, является всего лишь дидактическим приемом, способом описания нашей модели.

В неидентичности людей – залог социального мира. Люди не могут быть одинаковыми, но все они, такие разные, необходимы социуму для его гармоничного существования (нужно только их правильно расставить).

Заметка на полях.

Внутреннее разнообразие социума способствует его выживанию во времена резких изменений, которые могут произойти во внешней среде. С другой стороны, при существующем разнообразии функциональностей ограничение разнообразия внутри каждой группы, имеющей ту или иную функциональность, является платой за эффективность исполнения этой функциональности.

При этом существует связь между глубиной специализации элементов системы и разнообразием функциональности этой системы – эта связь описывается законом иерархических компенсаций , открытым нашим соотечественником, российским кибернетиком и философом Е. А. Седовым: рост разнообразия на верхнем уровне сложной иерархически организованной системы обеспечивается ограничением разнообразия на предшествующих уровнях; и наоборот, рост разнообразия на нижнем уровне системы разрушает верхний уровень организации (т. е. приводит к гибели системы как таковой).

Закон Седова, примененный к человечеству в целом, дает неутешительный результат: « Еще в платоновских диалогах отмечалось, что изобретение письменности ослабляет память. А вот что написано в книге Александра Маркова «Обезьяны, нейроны и душа»: «Рекордные объемы мозга были достигнуты сапиенсами в начале верхнего палеолита... По данным С. В. Дробышевского, около 25–27 тыс. лет назад средний объем мозга людей начал уменьшаться... отчасти это может быть связано с климатическими изменениями... Но возможна и иная интерпретация... Культурная среда так насытилась полезными мемами, что в дальнейшем людям для выживания и успешного воспроизводства уже не требовался такой высокий интеллект, как прежде. Если не нужно до всего доходить своим умом и огромный объем готовых полезных знаний тебе в детстве взрослые скармливают с ложечки, то можно обойтись и мозгом поменьше...» Так что дело не в компьютерах.

К этому надо добавить приводимые в книге Маркова (в другой главке и, казалось бы, в совсем другой связи) данные американского исследования нескольких университетов, согласно которому способность коллективно решать творческие и интеллектуальные задачи в очень небольшой степени зависит от среднего уровня интеллекта составляющих коллектив индивидов, а также от уровня самых умных из них. Важнейшие факторы, определяющие ум группы, – это умение общаться и понимать друг друга.

То есть чтобы коллектив был умным, люди должны быть идеальными «нейронами» в групповой вычислительной сети, но сами по себе они могут быть и не очень умны.

Важно быть общительным, а не умным, и тогда умным будет человечество».

Закон иерархических компенсаций (закон Седова), охватывающий живую и неживую природу, язык, культуру, все сферы социального управления, существенно дополняет классический закон необходимого разнообразия Уильяма Росса Эшби: чтобы управление системой было возможно, разнообразие управляющих действий должно быть не меньше разнообразия возмущений на входе в систему.

Существует альтернативная формулировка, данная Стаффордом Биром: адекватное управление может быть обеспечено только в том случае, если разнообразие средств управляющего (в данном случае всей системы управления) по крайней мере не меньше, чем разнообразие управляемой им ситуации.

Управляющая система должна не только обеспечить управление управляемым объектом, но и позаботиться об управлении самой собой – что абсолютно невыполнимо для любой бюрократической «вертикали». Задачка, напоминающая ту, что была блестяще решена бароном Мюнхгаузеном, вытащившим самого себя за волосы из болота.

По обыкновению забегая вперед, предлагаемый нами триадный механизм самоуправления социумом решает эту задачу, может быть, не столь экзотическим, зато абсолютно надежным способом. Воспользовавшись нетранзитивностью по критерию подчинения, имманентно присущей трем функциональностям человека – функции самосохранения, сохранения рода и сохранения вида (человек дает начало роду, род дает начало виду, вид дает начало следующей эволюционной форме человека), мы предлагаем формировать систему управления обществом из трех функционально разделенных иерархий (назовем их «А», «Б» и «В»). При этом «Б» подчиняется «А», «В» подчиняется «Б», «А» подчиняется «В».

Ясно, что в этом случае каждая из трех иерархий одновременно является для одной из оставшихся объектом, а для другой – субъектом управления. Это значит, что сложность, разнообразие всех трех иерархий должны совпадать. Это вам уже не современная ситуация с иерархически развитой Властью, насилующей примитивно организованный, лишенный иерархии Народ.

Итак, наше предложение выделить в человеке три составляющие, три мотива его поведения основано на предположении о существовании у человека трех инстинктов сохранения – себя, своего рода и своего вида.

И если в существовании у человека первых двух инстинктов – самосохранения и полового инстинкта – сомневаться не приходится, то наличие у людей инстинкта сохранения социума, альтруизма требует отдельного обоснования.

В статье упомянутого ранее Владимира Кошкина « Информация, демократия, терроризм» мы читаем: « В психике высших животных уже на уровне инстинктов заложено самопожертвование. Вплоть до готовности пойти на смерть ради избранного брачного партнера, ради спасения жизни детей или сохранения собственного клана».

Выдающийся отечественный генетик Владимир Павлович Эфроимсон, автор работы «Родословная альтруизма», открыл, что помимо инстинкта самосохранения (инстинкта эгоизма) и полового инстинкта (инстинкта сохранения рода – инстинкта, помогающего каждому из нас продлить себя во времени, в будущее) есть третий инстинкт – инстинкт альтруизма, инстинкт сохранения вида – инстинкт, позволяющий каждому из нас простирать себя в пространстве.

« Как показал В. П. Эфроимсон, проявления альтруистического поведения многочисленны у животных и у людей, хотя не предопределены наверняка (солдат, закрывающий собой амбразуру, летчик, уводящий от города пылающий самолет, шофер, сворачивающий в стену перед прохожим). Такой тип поведения, заложенный эволюцией в генах, при определенных обстоятельствах проявляется как инстинкт и составляет «генетическое основание религий».

Заметка на полях.

Писатель Александр Никонов: «Я вот щас говорил по телефону с Юрием Горным, который с Эфроимсоном дружил. И Горный рассказал мне два любопытных момента из биографии последнего.

Эфроимсон сидел при Сталине дважды. Когда его посадили в первый раз (еще до войны), лубянский следователь спросил на одном из допросов:

– Ну, как вам тут у нас, Владимир Палыч?

– Как дома, – ответил Эфроимсон. – Это здание до революции принадлежало моему отцу. И в комнате, где мы сидим, раньше была детская».

За что именно в первый раз посадили Эфроимсона?

В 1929 г. в МГУ студенты-рабфаковцы были недовольны лекциями некоторых профессоров, которые казались им сложными. И так как они были плохо подготовлены, эти лекции они понять не могли, и сделали из этого нормальный для тех лет вывод: это вредители, которые специально читают им лекции, чтобы они их не понимали. Среди тех, на кого они напали, был замечательный человек, Сергей Сергеевич Четвериков, профессор, в будущем – выдающийся советский генетик. Единственным, кто выступил в защиту Четверикова на собрании, где профессора подвергли критике и осуждению, был студент Володя Эфроимсон.

«В 1929 году началось «приведение в порядок» естественных наук. Попробуйте представить себе сцену – разгоряченное собрание, все пламенно «клеймят» профессора Четверикова. Студент Эфроимсон, один против всех, произносит резкую речь в его защиту. Ректором университета в то время был зловещий А.Я. Вышинский, оставшийся в нашей истории как государственный обвинитель на инсценированных процессах 30-х годов».

На следующий же день Володя Эфроимсон был исключен из университета, а через некоторое время – осужден по «политической» статье. Был сослан на Алтай, строить Чуйский тракт, и по дороге в ссылку оказался в одном вагоне с Эли Гершевичем Шнолем, сын которого, профессор МГУ, биофизик Симон Эльевич Шноль и рассказал об этой встрече в автобиографическом многосерийном фильме «От 0 до 80» (серия первая, «Физика выстрела»).

В опубликованной в журнала Nature Neuroscience статье исследователи Масахико Харуно и Кристофер Фрит показали, что «способность людей к честным, бескорыстным и благородным поступкам определяется «автоматической» работой одного из отделов мозга, а не способностью подавлять собственные эгоистические порывы», то есть поступки альтруиста не есть результат сознательного выбора, а действие неосознанных, инстинктивных порывов.

«Как показали японские ученые, благородство и великодушие, определяемое как стремление к честности, в поступках людей проявляется автоматически и возникает в результате активации области мозга, связанной с интуицией и эмоциями.

В своей работе ученые под руководством Масахико Харуно из университета Тамагавы в Токио работали с двумя группами людей, разделенных в результате психологического теста на индивидуалистов, стремящихся к получению максимальной выгоды, и «просоциальных» личностей, ориентированных на честное разделение выгоды и любящих, когда с ними поступают аналогичным образом.

Работая с этими добровольцами, ученые сумели опровергнуть господствующую теорию, согласно которой благородные и щедрые люди в своих лучших проявлениях обладают способностью противостоять эгоистичным порывам благодаря работе префронтальной области коры головного мозга, отвечающей за мыслительные процессы. Вместо этого, согласно выводам ученых, благородные люди имеют врожденное чувство отвращения к несправедливости.

Ученые проводили сканирование головного мозга двух групп добровольцев во время того, как они участвовали в игре, в которой им было необходимо разделить полученные деньги между собой и вымышленным человеком. Ученые обнаружили, что «просоциальные» люди, как и ожидалось, чаще эгоистичных предпочитали делить деньги поровну, причем для этого им вовсе не приходилось напрягать префронтальную область коры головного мозга для подавления эгоистичных побуждений. Вместо этого ученые наблюдали разницу между двумя группами людей в активации так называемой мозжечковой миндалины.

Активация этой же области наблюдалась, когда «просоциальных» людей ставили перед фактом неравноправного разделения денег не в их пользу.

«Чем больше людям из этой группы добровольцев не нравился вариант разделения денег, тем активнее работала их мозжечковая миндалина», – утверждает соавтор публикации Кристофер Фрит из Университетского колледжа в Лондоне.

Согласно современным представлениям ученых, активация миндалины в головном мозге происходит автоматически, неосознанно. Этот факт вкупе с тем, что у обеих групп добровольцев не наблюдалось какой-либо разницы в активации префронтальной области коры головного мозга, говорит о том, что подавление алчных желаний не является движущей силой благородных и честных поступков. В повторном тесте, чтобы еще более убедиться в правильности своих выводов, ученые предложили добровольцам еще раз участие в игре, однако на этот раз в процессе разделения денег подопечные исследователей должны были выполнять умственную задачу, требующую задействования памяти. Это умственное усилие должно было занять работой префронтальную кору головного мозга и тем самым отвлечь добровольцев от потенциально возникающих мыслей о том, насколько то или иное разделение денег справедливо. В этом случае мозг «просоциальной» группы людей откликался на несправедливое разделение денег аналогично первому опыту, что говорит о том, что мыслительный процесс не имеет решающего значения в принятии эгоистичных или, напротив, справедливых решений.

Теперь ученым предстоит выяснить, каким образом у разных людей формируется различная активность мозжечковой миндалины. Авторы статьи полагают, что отчасти такие различия между щедрыми и эгоистичными людьми можно объяснить генами, однако полагают, что немаловажное влияние на работу мозга взрослых людей оказывает социальное взаимодействие со сверстниками еще в детстве, когда происходит формирование мозга. «Это наталкивает на интересные мысли о том, что, вероятно, существуют методы способствования тому или иному развитию миндалины, которые могут использоваться для создания более социально справедливого общества», – подытожил Харуно».

В статье, опубликованной на сайте журнала Nature, Майкл Хопкин (Michael Hopkin) сообщает, что группа профессора Ричарда Эбштейна (на пятом Шаге первой Ступени мы уже ссылались на результаты, полученные этой научной группой) обнаружила у человека ген, определяющий альтруистичное поведение. Обнаруженный в 11-й хромосоме ген AVPR1a формирует в мозге рецепторы для распознавания вазопрессина – гормона, ответственного за альтруизм и «просоциальное» поведение. Проведенные ранее исследования степных полевок показали, что этот гормон играет важную роль в процессе формирования у этих грызунов тесных социальных групп.

По словам профессора Эбштейна, в ходе исследования «мы не обнаружили, что ген альтруизма встречается чаще у женщин, чем у мужчин», несмотря на то что женщинам более присущи роли и профессии, связанные с заботой о других.

Эбштейн утверждает, что высшие животные могут демонстрировать альтруистичное поведение, однако оно всегда ограничивается членами семьи, определяемыми по запаху и другим сигналам.

С нашей точки зрения, подобного сорта альтруизм является проявлением архетипа Воина, который функционально является суперпозицией Дельца и Жреца – проявляет себя как Жрец по отношению к своим близким и является Дельцом по отношению ко всем остальным.

Заметка на полях.

Приведем цитату из перевода статьи Майкла Хопкина:

«Группа Эбштейна заинтересовалась, как различие в выраженности этого рецептора в мозге влияет на поведение людей, делая их более или менее щедрыми.

Как сообщается в докладе Эбштейна и его коллег в журнале «Гены, мозг и поведение» (Genes, Brain and Behavior), около 18% «диктаторов» оставили себе всю сумму, около трети поделили деньги поровну и около 6% отдали все деньги.

Длинный и короткий.

Нет взаимосвязи между полом участников и их поведением, утверждают ученые. Но есть зависимость от длины гена AVPR1a: чем короче ген, тем более люди склонны к эгоизму.

Неясно, каким образом длина гена AVPR1a влияет на рецепторы вазопрессина: предполагается, что ген контролирует не число рецепторов, а их распределение в мозге. Эбштейн предполагает, что рецепторы вазопрессина в мозге людей с коротким AVPR1a могут располагаться таким образом, что человек вряд ли почувствует удовлетворение от процесса дарения.

Хотя механизм неясен, Эбштейн, по его словам, абсолютно уверен, что поведение эгоистичных и жадных «диктаторов» имеет генетический компонент. Эту теорию было бы легче подтвердить, если бы у известных «диктаторов» были близнецы и мы могли понять, в той же мере или нет жестоки они, говорит Эбштейн.

Ловкие игроки.

Тем не менее исследователи, делающие выводы о человеческой щедрости, должны с осторожностью ссылаться на довольно примитивную «Игру в диктатора», говорит изучивший такие игры Николас Бардсли из Университета Саутгемптона в Великобритании.

Его исследование свидетельствует о том, что игроки, обычно отдававшие деньги в роли «диктаторов», с удовольствием воруют у других игроков в играх, основанных на присвоении, а не на дарении. Это говорит о том, что, возможно, игроки, проявившие наибольший альтруизм в игре Эбштейна, фактически руководствовались простым желанием вписаться в игру, почувствовав, что от них ожидают такого поведения.

Если это так, то, возможно, поведение жестоких «диктаторов» обусловлено не ненасытной жадностью, а обыкновенным отсутствием социальных навыков, которое не позволяет им почувствовать, что от них ожидается. Это вписывается в образ наивного, но жестокого диктатора, не способного дать адекватную оценку своим поступкам и взглядам. Такие фигуры с удивительной регулярностью появлялись на протяжении веков, от римских императоров до Наполеона Бонапарта, Бенито Муссолини, Саддама Хусейна и Роберта Мугабе, который сейчас цепко держится за власть при неопределенных результатах выборов».

В статье, опубликованной в журнале Nature от 25 февраля 2010 г., исследователи Элизабет Трикоми (Elizabeth Tricomi), Антонио Рэнджел (Antonio Rangel), Колин Камерер (Colin F. Camerer) и Джон О’Догерти (John P. O’Doherty) сообщили об обнаружении мозговых центров, отвечающих у людей за чувство справедливости.

«Ученые доказали, что человек обладает мозговыми центрами, отвечающими за чувство справедливости, благодаря чему может испытывать удовольствие от получения выгоды посторонними лицами, что объясняет некоторые основы социального поведения людей, сообщается в статье исследователей, опубликованной в четверг в выпуске журнала Nature. Несмотря на то что отвращение к неравенству довольно общая черта, свойственная всем людям, особенно когда дело касается денег, до сих пор ученые не знали, каким образом это чувство связано с работой головного мозга. «В своей работе мы попытались выявить нейронные основы, определяющие отвращение людей к неравенству. Оказывается, это чувство – не просто реализация общественного договора или правила, оно возникает в результате работы базовых мозговых структур, центров удовольствия», – прокомментировал работу профессор Джон О’Догерти, слова которого приводит пресс-служба Калифорнийского технологического института. Центрами удовольствия ученые называют области головного мозга, активизирующиеся на какие-либо приятные внешние стимулы: вкусную еду, деньги, театр, музыку и другие, – в так называемой вентромедиальной префронтальной коре головного мозга и нижней части полосатого тела головного мозга.

Чтобы изучить связь этих центров с чувством справедливости, ученые прибегли к помощи 40 добровольцев, активность соответствующих долей головного мозга у которых сканировали с помощью метода функциональной магниторезонансной томографии по мере того, как участники эксперимента вовлекались учеными в экономические взаимоотношения.

Так, например, участнику эксперимента, находящемуся внутри томографа, сообщали, что он получит 50 долларов США, а его партнер по команде – 20. В другом случае эта пропорция могла быть иной: 5 и 50 долларов соответственно и так далее.

При этом участников эксперимента изначально ставили в различные условия: некоторые добровольцы вступали в игру с 50 долларами, полученными от ученых перед началом эксперимента, тогда как другие начинали эксперимент без какой-либо суммы денег.

Как и следовало ожидать, «бедные» участники эксперимента показывали очень сильную активацию мозговых центров удовольствия, когда получали в результате игры больше денег, чем их соперники. При этом получение выгоды посторонними людьми оставляло их равнодушными.

В случае же «богатых» добровольцев ситуация выглядела совершенно неожиданным образом: их мозговые центры удовольствия активизировались сильнее в том случае, если кто-либо посторонний получал бóльшую выгоду, чем они сами. Если же они получали в результате игры сумму, бóльшую, чем у соперника, то активация центров удовольствия у них была слабой.

«Иными словами, их мозг в гораздо большей степени радовался чужой выгоде, чем своей собственной. Это означает, что базовые структуры мозга, отвечающие за удовольствие, оказываются чувствительны даже к небольшим различиям в социальном контексте получения тех или иных приятных эмоций. То есть эти самые центры удовольствия ориентированы не только на получение удовольствия от собственной выгоды человека», – сказал О’Догерти.

«Мы, экономисты, имеем твердое убеждение, что большинство рациональных людей ориентированы на получение собственной выгоды и не станут помогать в этом другим, однако если бы это было так, мы бы не видели такой реакции центров удовольствия в ответ на получение прибыли посторонними людьми», – добавил Колин Камерер, соавтор публикации.

Камерер полагает, что отчасти такая реакция мозговых центров может определяться собственным интересом, например снижением собственного дискомфорта от ощущения неравенства, в котором люди занимают более высокую позицию, чем окружающие. В дальнейшем ученые намерены изучить механизмы влияния такой работы мозговых центров удовольствия на поведение людей».

Эволюционные биологи из университета Лозанны (Швейцария) доказали, что у живых существ альтруизм возник в результате естественного отбора (так называемого родственного отбора), то есть является врожденным качеством, необходимым для выживания социума, состоящего из родственных особей. Коим является любое сообщество людей – поскольку из результатов исследования митохондриальной ДНК человеческой клетки следует, что все мы произошли от одной общей праматери – от так называемой африканской Евы, жившей в Восточной Африке 140 тыс. лет назад.

Обильным источником последних сведений о научных исследованиях инстинкта сохранения вида – просоциального инстинкта – является также подборка публикаций на сайте «Элементы».

Альтруизм, склонность человека жертвовать своими интересами ради интересов социума, с точки зрения индивидуального выживания не является преимуществом – ради выживания других альтруист берет на себя риски, сопряженные с опасностью для собственной жизни. С точки зрения Дельца, альтруист является клиническим идиотом, но с точки зрения сохранения социума наличие альтруизма у части составляющих его особей является необходимым условием его, социума, выживания.

Заметка на полях.

«В рамках направления «искусственная жизнь» наши специалисты построили математическую модель взаимоотношений внутри первобытного племени, где сымитированы реальные отношения между людьми, – рассказал журналу РБК (№ 6, 2009, стр. 106) д.ф.-м.н., профессор Георгий Геннадиевич Малинецкий. – Изначально все отношения были определены как эгоистичные: каждый юнит руководствовался исключительно своими интересами. Однако в процессе взаимодействия оказалось, что такая ситуация препятствует коллективному труду и делает племя нежизнеспособным. Выходит, альтруизм возник сам собой на определенной стадии становления Homo sapiens».

К сожалению, современная западная экономическая наука с завидным упорством отвергает альтруизм как необходимое условие существования социального организма. Вот мнение одного из столпов «экономикс»:

«Фридрих фон Хайек: Мы поможем людям более всего, если будем опираться только на их стремление заработать, извлечь выгоду. Для этого мы должны вернуться к самоорганизующейся, автоматической системе общества, которая единственно способна гарантировать свободу и процветание. Это – моя основная концепция.

Интервьюер: Но скажите, не базируется ли ваша концепция на эгоизме? А как же альтруизм? Когда он должен появиться?

Фридрих фон Хайек: А он не должен появляться».

Фридрих фон Хайек одновременно и прав и не прав. Прав в том, что система должна быть автоматической, самоорганизующейся. Неправ в том, что общество может быть жизнеспособным и стабильным, не обладая социальной стратой альтруистов.

В опубликованной в инете работе Константина Павловича Максимова «Заговор конца света» мы опять встречаем триаду инстинктов, взаимодействие которых обеспечивает устойчивость социума. Это базовые инстинкты человека – инстинкт самосохранения, инстинкт альтруизма (третий в нашей классификации, инстинкт сохранения социума) и инстинкт размножения.

Прежде чем обратиться к указанной работе, сделаем два замечания, ни в коей мере не умаляющих ее ценности.

1. По мнению К. Максимова, основанному на ранее упомянутой статье Владимира Кошкина «Инстинкт веры, или Чего жаждут боги», половой инстинкт вторичен по отношению к инстинкту самосохранения и альтруистическому инстинкту – является переходным между ними.

Мы же полагаем, что половой инстинкт, возникший раньше, чем размножающиеся особи начали собираться в стаи, – то есть раньше, чем возникли предпосылки появления инстинкта сохранения вида (верно для тех видов, которые ведут стайный, групповой образ жизни), является вполне самодостаточным, и его надо рассматривать в качестве независимой силы. Половой инстинкт может рассматриваться в качестве суперпозиции (не суммы!) первого и третьего инстинктов лишь математически, – по сути же это независимая, самостоятельная переменная в пространстве движущих мотивов человека. Более того, последовательность генезиса, появления инстинктов сохранения у человека – самосохранение, сохранение рода, сохранение вида, показывает, как природа развивается, поднимается от чистого эгоизма примитивного живого существа до альтруизма человека, как из инстинкта самосохранения появляется росток альтруизма. «Не можете служить богу и мамоне» – нельзя одновременно быть и альтруистом, и эгоистом, но из инстинкта самосохранения сначала появляется инстинкт, заставляющий живое существо заботится не только о самосохранении, но и о сохранении своего потомства, после чего появляются люди, заботящиеся о сохранении социума, всего вида в целом.

2. Вторая неточность автора проистекает из первой – это его попытка объяснить устойчивость социума как результат взаимодействия двух, а не трех сил (думаем, и без математических расчетов понятно, что система из двух антагонистических сил принципиально не может быть устойчивой).

Константин Максимов пишет:

«…Это заложено уже на уровне наиболее базовых инстинктов, регулирующих поведение любого живого существа. «Врожденной является преследуемая цель. Классификация инстинктов – это классификация генетически определенных целей каждого индивидуума в популяции» (цитата из статьи упомянутого выше Владимира Кошкина «Инстинкт веры, или Чего жаждут боги»). (...)

Цель эволюции одна – выживание. Как показал еще Н. В. Тимофеев-Ресовский, единицей естественного отбора является не отдельный индивид, а популяция в целом. Но выживание популяции возможно только за счет выживания ее представителей. Поэтому в каждом из них сосуществуют две противоположные программы поведения: инстинкт самосохранения индивидуума (эгоистическое поведение, или Е-поведение) и инстинкт сохранения собственной популяции (альтруистическое поведение, или А-поведение). Комбинация Е- и А-поведения дает инстинкт половой любви и как его прямое продолжение – материнский (родительский) инстинкт (сохранение собственного потомства). (...)

Не менее важно, что генетически закреплен и ОТВЕТНЫЙ инстинкт – в надежде на альтруистический инстинкт популяции – обобщенный инстинкт ребенка. Религия (вера в Спасителя) появилась на самых ранних этапах человеческой истории в значительной мере благодаря этому инстинкту, уже как взрослое повторение детского опыта. Его мифологизированным символом является идея Бога. «Взывая к Богу, мы на самом деле взываем к социуму (выделено мной. – М.Г. ), к заложенному Природой в генах общественному фонду А-поведения» (Владимир Кошкин, «Инстинкт веры, или Чего жаждут боги»)».

Продолжаем говорить о гармоничном саморазвитии и сегодня подошла очередь социальной сферы жизни, которая играет очень важную роль в жизни современного общества. Если человек будет неуспешен в этой сфере, то он будет несчастлив и неудовлетворён жизнью.

По социальному уровню жизни сегодня судят об успешности: где и кем работает человек, сколько зарабатывает, с каким человеком создаёт семью, насколько уважаем в обществе и другое. Когда окружающие видят, что в этих вопросах человек неудачлив, то у них сразу складывается соответствующее мнение, которое, обычно, оправдано.

Поэтому для того, чтобы Вы могли искренне уважать себя и окружающие также относились к Вам уважительно, нужно уделить внимание направлениям развития, о которых речь пойдёт ниже.

Направления саморазвития на социальном уровне

Обязательно развивайтесь в следующем:

  • Предназначение в деятельности

Для человека важно заниматься деятельностью, которая соответствует его склонностям и талантам, иначе ему будет гораздо труднее, а часто невозможно стать успешным и счастливым. Абсолютно каждый из нас рождается со своими талантами и в некоторых источниках говорится, что у человека обычно около пяти талантов.

Сегодня далеко не все люди знают и используют свои таланты, соответственно, не достигают успеха и увеличивают внутреннее неудовлетворение. Необходимо найти свои таланты и постараться занять себя деятельностью в соответствии с ними - это прямой путь к успеху, но что ещё важнее, такой человек будет получать удовлетворение от своей работы.

Успех и признание в своём предназначении обычно не приходит сразу, тут нужно терпение и настойчивость. Но зато потом приходит стабильный и долговременный успех. Статья на тему предназначения:

  • Развитие своей мужской или женской природы

Нельзя забывать про свою истинную природу и пытаться стать противоположным полом. Да, сегодня встречаются женщины с мужским характером и наоборот, но скорее это исключение, а не правило.

Мы не случайно рождаемся в мужском или женском теле: в каждом теле свои задачи. Мужчинам следует развивать ответственность, целеустремлённость, смелость, щедрость, аскетизм, самоконтроль, уверенность и другие качества. Женщинам следует обратить внимание на заботливость, доброту, терпение, верность, мудрость и другие качества.

Также нужно знать о том, что для мужчины важно добиваться успеха в обществе и реализовываться в деятельности, а для женщины важно строить гармоничные отношения, воспитывать разумных детей и развиваться творчески. Это, конечно, не приговор, но главные акценты каждому из полов лучше делать на этих .

  • Семейные отношения

Семья играет огромную роль в жизни человека. Если в семье разлад, то человек не будет чувствовать счастья и удовлетворения в жизни, даже если в работе будет очень успешен. И наоборот, гармоничные отношения в семье, в которой все поддерживают и понимают друг друга, становятся своеобразным оплотом и защитой от различных жизненных невзгод.

Этот вопрос требует изучения и применения на практике. Настоящую любовь и гармонию в семье можно создать только благодаря труду над собой и отношениями, а если этого не делать, то сохранить семью и не развестись практически невозможно.

  • Улучшение судьбы Рода

Тема Рода сегодня становится всё популярнее и это очень хорошая тенденция. Наш Род оказывает сильное влияние на нас самих и на будущие поколения. Существуют различные негативные родовые программы, с которыми нужно работать и которые можно определить с помощью нумерологии, к примеру. От наших предков мы получаем энергию и поддержку, причём это может быть и положительная энергия и отрицательная.

В задачу каждого человека входит улучшение судьбы Рода в той или иной степени. Некоторые люди рождаются именно с этой задачей: улучшить судьбу своего Рода. Если вкратце, то мужчина может улучшить этот показатель с помощью достижения успехов в деятельности, заработка денег, рождения детей, переезда в более лучшие условия жизни; женщина улучшает судьбу Рода при помощи воспитания и передачи знаний и традиций своим детям, получения различных знаний (обучающие программы, тренинги, семинары), молитв за родственников.

В саморазвитии это направление занимает важное место, так как влияет не только на нас, но и на наших детей и многие поколения в будущем, поэтому это обязательное направление для каждого разумного и адекватного человека.

  • Заработок денег

Финансы важны для жизни в этом мире. Трудно жить комфортно и гармонично, если нет денег. Чтобы просто есть здоровую еду, носить удобную одежду, жить в чистой и приятной обстановке, дать детям достойное образование, иметь возможность обучаться самому и многое другое - для всего этого нужны деньги. Поэтому глупо отрицать это и создавать вид отречённого человека, которому ничего не нужно и поэтому вся семья должна испытывать неудобства.

Особенно важно зарабатывать деньги мужчине, тогда он ощущает удовлетворённость собой и становится увереннее, может обеспечивать семью. Если он не может зарабатывать или зарабатывает слишком мало, то, с большой долей вероятности, с женой у него будут не самые лучшие отношения, а его личная самооценка будет понижаться.

Для женщин в вопросе денег важно побороть жадность или алчность. Это один из главных недостатков женщин и если она поборет его, то проблем с финансами в семье будет гораздо меньше.

Зарабатывать деньги лучше всего в деятельности, которая является предназначением. Важно уметь правильно распоряжаться финансами, уметь их планировать. Очень благоприятно заниматься благотворительностью и часть доходов отдавать возвышенным личностям или на духовные и нравственные проекты.

  • Отношения с окружающими

От того, насколько качественно мы умеем строить отношения с людьми, напрямую зависит уровень нашей успешности и счастья. Если мы строим отношения неправильно, то возможностей становится гораздо меньше. Да и вообще качество отношений с окружающими является показателем развитости человека.

Нужно учиться строить гармоничные отношения с людьми, а также поддерживать их, иначе они будут затухать и разрушаться. Это не означает, что мы должны общаться со всеми подряд, пытаясь угодить или быть удобным. Это означает, что мы выбираем с кем общаться, а с кем нет, кому можно доверять, а кому не стоит и так далее.

  • Жизнь на благо мира, общества, близких

Теперь об одном из самых важных. Жизнь для себя и своей семьи ничем не отличается от жизни животных и такая жизнь заканчивается тогда, когда мы перестаём думать только о себе и своей семье и начинаем думать о других живых существах. Настоящий смысл и глубина в жизни появляется только тогда, когда человек своей жизнью стремиться принести пользу в окружающий мир.

Если человек не приносит пользу и ничего не делает для мира, или делает, но только ради денег, тогда он уподобляется раковой опухоли, которую необходимо изолировать, пока она не привела к гибели всего организма. Именно поэтому многие люди болеют, страдают, получают много трудностей в жизни - всё из-за того, что они хотят жить только для себя, а на остальных им плевать. В результате такой жизненной философии вселенная начинает лишать человека энергии, как врач, удаляющий злокачественную опухоль из тела.

Но если мы начнём отдавать хотя бы малую часть нашего времени и сил для добрых дел на благо окружающих и мира, тогда наша жизнь начнёт меняться. Будет появляться энергия, возможности и ощущение счастья. Проверить это можно только начав что-то делать с без-корыстным настроем.

Резюме

Итак, вот ещё один уровень жизни позади. Не забывайте про правило 72-х часов и старайтесь всегда что-то реализовывать в своей жизни сразу после получения знаний. Вот план саморазвития в этой сфере на первое время:

  1. Обязательно поймите свои таланты, своё предназначение в деятельности;
  2. Начните уделять время тому, что Вам нравится делать (что-то позитивное и не вредное);
  3. Сядьте и честно проанализируйте, каких качеств, соответствующих Вашей природе у Вас не хватает — начните развивать их;
  4. Посмотрите на Ваши отношения с родителями, супругом, детьми — поймите, что в них хотелось бы улучшить, исправить;
  5. Начните изучать законы счастливых семейных отношений и следовать им в своей жизни;
  6. Чётко пропишите, сколько денег Вам нужно каждый месяц, чтобы обеспечивать все необходимые потребности;
  7. Подумайте, как Вы относитесь к окружающим людям и как они относятся к Вам — выясните в чём проблемы в отношениях с окружающими (наличие у Вас комплексов, негативный круг общения и т.п.);
  8. http://сайт/wp-content/uploads/2018/02/logotip-bloga-sergeya-yurev-2.jpg Сергей Юрьев 2018-06-03 05:00:45 2018-10-27 13:24:20 Развитие человека на социальном уровне жизни