Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования (diary study), позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев, или даже дольше). С помощью специального дневника или другого инструмента участники исследования фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой.

Контекст и период времени сбора данных — это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории (user-research methods), таких как (surveys, сбор информации о предпочтениях и опыте пользователей) или (usability tests, наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти все так называемые бюджетные версии полевого исследования (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как истинное полевое исследование, и могут служить лишь для приблизительной оценки.

Когда использовать дневниковый метод?

Изучить поведение и опыт пользователей в динамике довольно трудно в лабораторных условиях. Дневниковый же метод исследования без труда позволяет вам осуществить это и узнать, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как именно?
  • Сценарии (usage scenarios): Как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их основные операции и рабочие процессы (workflows) для выполнения долгосрочных задач?
  • Отношение и мотивация: Что побуждает людей к выполнению определенных операций? Каковы их мысли и чувства?
  • Поведение и восприятие: Насколько легко система поддается изучению? Как меняется лояльность клиентов с течением времени? Как они воспринимают бренд после взаимодействия с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя представляют типичный и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией посредством различных устройств и каналов, таких как электронная почта, телефон, веб-сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных услуг?

Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:

  • Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом (например, интранетом) на протяжении месяца.
  • Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, использование смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов или онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, покупка нового автомобиля или планирование отпуска).

Методология

Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:

1. Планирование и подготовка. Определите объект исследования и анализируемое поведение. Составьте план-график, выберите инструменты для сбора данных, произведите набор участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу или телефонный разговор с каждым из участников для обсуждения деталей исследования. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что каждый из участников ознакомлен с технологией; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала исследования.

3. Заполнение журнала. Для обеспечения эффективного ведения журнала участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте как можно более конкретными касаемо того, какая именно информация требуется от них. Предоставьте четкие и подробные инструкции с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте — наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется посредством каналов и устройств, способных обеспечить ввод структурированного длинного текста (электронная почта, анкетные формы, традиционные бумажные дневники, или цифровые инструменты). Также, как вариант, можно использовать аудио- или видео-дневники, однако их анализ может потребовать расшифровки.

Сниппет-техника — участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях и передают ее посредством электронной почты, текстовых сообщений, Twitter или Facebook. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой 2х-этапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.

4. Интервью после проведения исследования. Оцените информацию, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для обсуждения записей в деталях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их оставить отзыв о своем опыте участия в исследовании, чтобы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Поскольку дневниковый метод исследования относится к разряду длительных, он генерирует довольно большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении исследования. Как оно развивается и изменяется со временем? Что способствует такому поведению? Если объектом вашего исследования является конкретный продукт или услуга, взгляните на весь путь пользователя.

Мотивирование участников исследования

Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, 3 дня ведения дневника).

В недавно проведенном подобном исследовании Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из различных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить специальное ПО на несколько персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и принять участие в двух телефонных разговорах (предварительный инструктаж и интервью после проведения исследования).

Вознаграждение было разделено на 3 части, соответствующих определенным этапам исследования. В результате показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Несколько важных советов

Продолжительность исследования. Убедитесь, что продолжительность вашего исследования достаточна, чтобы собрать всю необходимую информацию. При этом слишком затягивать его также не стоит — участники могут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности полученных данных.

Произведите тщательный отбор участников. У них должно быть четкое понимание, о чем идет речь и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), которые помогут оценить уровень потенциальной отдачи от людей в ходе исследования, а также убедитесь, что они будут доступны в течение всего периода исследования.

Контролируйте входящие данные. Старайтесь сразу же оценивать информацию по мере ее поступления. Это позволит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и узнать дополнительные детали, пока участники еще помнят их.

Проведите пробное исследование. Оно не должно длиться столько же, сколько и настоящее, а его данные — предназначаться для анализа. Его цель в том, чтобы протестировать ваш план и связанные с ним материалы. Попросите участников пробного исследования оставить отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите затем соответствующие коррективы.

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, проводимое в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызва

ны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи.

1.5 Собственно психологические методы

Эта группа составляет основное содержание дифференциально-психологических приемов исследования (5, 6, 8, 9, 14, 15).

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) открывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используются в основном на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноменов (например аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как следствие, низкая надежность получаемым данных. Поэтому, как отмечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрицательное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании). Источниками искажений являются речь (которая отстает от психического феномена), тенденция к логической связанности (в то время как психические феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не только актуальные феномены, но и более стабильные психические качества. К недостаткам метода относятся поверхностность суждений (за внешне схожими симптомами могут скрываться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие психического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскрывать перед собой и другими сущностные свойства индивидуальности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Психофизиологические (аппаратные) методы, предназначенные для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, использовались в исследованиях школы Б.М. Теплова. Они требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко (13).

1. Методика условнорефлекторного изменения чувствительности (адаптация и сенсибилизация под влиянием раздражителей других модальностей).

2. Методика кожно-гальванических реакций (КГР) - изменение электропроводимости кожи.

3. Измерение абсолютных и дифференциальных порогов в обычных и особых условиях (зрения - при слуховых раздражителях и, наоборот, в присутствии других раздражителей - "индукционная методика", под действием кофеина и других фармакосредств).

4. Измерение других сенсорных функций: критической частоты слития мельканий и др.

5. Электроэнцефалографический метод (ЭЭГ, альфа-индекс, частота и амплитуда альфа-ритма).

6. Методика двигательных реакций (измерение времени реакции, методика сопряженных моторных изменений А.Р. Лурия, более известная под названием детектора лжи, и другие).

7. Методика дихотического прослушивания, используемая для определения церебрального доминирования по речи. Смысл ее состоит в одновременном предъявлении сначала вербального, а затем невербального материала, подаваемого одновременно в правое и левое ухо. При восприятии и воспроизведении вербального материала, как правило, преобладает левое ухо (т.е. правое полушарие), а при восприятии невербального - левое ухо. Дополнительным показателем являются данные ЭЭГ, указывающие на преимущественную активацию.

Социально-психологические методы включают опросы и социометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респондентов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностями опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределяются симметрично.

2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы задаются односторонне. Вариантом является стандартизированное интервью, содержащее строго определенный набор вопросов, которые должны быть заданы, но которые, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки.

3. Анкетирование - получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы. Анкеты различаются а) по содержанию вопросов, б) по их форме - открытые и закрытые, в) по формулировке вопросов, г) по количеству и порядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивидуальным и групповым. В работе с детьми анкетный метод применяют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по признакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюбным, ответственным и т.д. его коллеги по группе).

Возрастно-психологические методы "поперечных" и "продольных" срезов.1. "Поперечные" срезы подразумевают сравнение отдельных различных по возрасту групп детей. Использовались А. Гезеллом для получения норм психического развития детей. Важен возрастной интервал, выбираемый для проведения исследования. Чем выше темп развития, тем меньше должны быть временные промежутки между отдельными "срезами", т.е. у маленьких детей их нужно проводить чаще. Метод подвергался острой критике со стороны отечественных психологов за отсутствие историчности.

2. "Продольные" (лонгитюдные) срезы использовались при изучении Н.М. Щеловановым и Н.Л. Фигуриным ежедневного поведения детей. Иногда изучаются отдельные стороны поведения (например, речевое развитие). Сюда же могут быть отнесены дневники, биографические методы (дневники матери и подростков), в которых содержатся результаты наблюдений детей с рождения до некоторого этапа. Недостатком метода является трудоемкость, большие временные затраты. Достоинство заключается в раскрытии динамики развития.

Возможно сочетание продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах - более подробное продольное исследование.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату). Варианты - графологическая экспертиза, графические и другие проективные методы. В психолого-педагогическом исследовании они принимают форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, контрольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека.

Одним из способов сбора качественных данных есть дневниковый способ изучения (diary study), разрешающий выяснить, как изменяется опыт и поведение потребителей с течением времени (от нескольких суток до нескольких месяцев, либо кроме того продолжительнее). Посредством особого ежедневника либо другого инструмента участники изучения фиксируют все собственные сотрудничества с тем либо иным продуктом/услугой.

период и Контекст времени сбора данных - это то, что отличает этот подход от вторых распространенных способов изучения аудитории (user-research methods), таких как опросы (surveys, сбор информации о опыте и предпочтениях пользователей) либо юзабилити тестирования (usability tests, наблюдение за конкретными моментами либо сотрудничествами в лабораторных условиях). Эти все так именуемые бюджетные предположения полевого изучения (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как подлинное полевое изучение, и могут служить только для приблизительной оценки.

  • Способы изучения пользовательского опыта: что выбирать и в то время, когда применять?

В то время, когда применять дневниковый способ?

Изучить опыт и поведение пользователей в динамике достаточно тяжело в лабораторных условиях. Дневниковый же способ изучения легко разрешает вам осуществить это и выяснить, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как как раз?
  • Сценарии (usage scenarios): Как довольно часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их рабочие и основные операции процессы (направляться) для исполнения долговременных задач?
  • мотивация и Отношение: Что побуждает людей к исполнению определенных операций? Каковы их мысли и эмоции?
  • восприятие и Поведение: Как легко совокупность поддается изучению? Как изменяется лояльность клиентов с течением времени? Как они принимают бренд по окончании сотрудничества с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя воображают обычный путь клиента и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией при помощи каналов и различных устройств, таких как email, телефон, сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных одолжений?

Дневниковый способ изучения, в большинстве случаев, концентрируется на чем-то одном, в частности:

  • Продукт/Сайт. Изучение всех сотрудничеств с сайтом (к примеру, интранетом) в течении месяца.
  • Поведение. Сбор неспециализированной информации о поведении (к примеру, применение смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия характера. Как пользователи справляются с главными действиями (к примеру, обмен информацией при помощи социальных инструментов либо онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди делают определенные действия (к примеру, приобретение нового автомобиля либо планирование отпуска).
  • Новые тенденции поведения мобильных пользователей в изучении Гугл

Методика

Дневниковый способ изучения в большинстве случаев складывается из пяти этапов:

1. подготовка и Планирование. Выясните объект изучения и разбираемое поведение. Разработайте замысел-график, выберите инструменты для сбора данных, сделайте комплект участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу либо разговор по телефону с каждым из участников для дискуссии подробностей изучения. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что любой из участников ознакомлен с разработкой; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала изучения.

3. Заполнение издания. Для обеспечения действенного ведения издания участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте максимально конкретными касаемо того, какая как раз информация требуется от них.

Предоставьте четкие и подробные руководства с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных способа сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте - самый простой способ сбора данных. Участников просят фиксировать все данные о собственных действиях конкретно в момент их совершения. Он совершенен тогда, в то время, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется при помощи устройств и каналов, талантливых обеспечить ввод структурированного долгого текста (email, анкетные формы, классические бумажные ежедневники, либо цифровые инструменты).

Кроме этого, как вариант, возможно применять аудио- либо видео-ежедневники, но их анализ может "настойчиво попросить" расшифровки.

Сниппет-техника - участники изначально записывают коротко лишь самую основные данные о собственных действиях и передают ее при помощи электронной почты, текстовых сообщений, Twitter либо Facebook. После этого уже, в конце дня либо в то время, когда у них находится время, они детально останавливаются на каждой записи. Таковой 2х-этапный способ гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и так не будет забыта участником), но одновременно с этим от людей не нужно предоставления громадного количества подробностей, что возможно изнурительным и неестественным в определенных обстановках.

4. Интервью по окончании проведения изучения. Оцените данные, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для дискуссии записей в подробностях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их покинуть отзыв о собственном опыте участия в изучении, дабы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Потому, что дневниковый способ изучения относится к разряду долгих, он генерирует большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении изучения. Как оно начинается и изменяется со временем? Что содействует такому поведению?

В случае если объектом вашего изучения есть конкретный продукт либо услуга, посмотрите на целый путь пользователя.

  • Как применять способы качественных изучений для оптимизации конверсии?

Мотивирование участников изучения

Дневниковый способ изучения требует от участников временных затрат и определённого внимания. Чтобы получить нужный уровень вовлеченности, у участников должен быть некоторый стимул, привязанный к определенному количеству работ. Вознаграждение возможно разделено на пара частей, соответствующих этапам изучения (к примеру, 3 дня ведения ежедневника).

В сравнительно не так давно совершённом подобном изучении Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из разных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить особое ПО на пара персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и учавствовать в двух телефонных беседах (предварительный инструктаж и интервью по окончании проведения изучения).

Вознаграждение было поделено на 3 части, соответствующих определенным этапам изучения. В следствии показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Пара ответственных советов

Длительность изучения. Убедитесь, что длительность вашего изучения достаточна, дабы собрать все данные. Наряду с этим через чур затягивать его кроме этого не следует - участники смогут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности взятых данных.

Сделайте тщательный отбор участников. У них должно быть четкое познание, о чем идет обращение и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), каковые окажут помощь оценить уровень потенциальной отдачи от людей на протяжении изучения, и убедитесь, что они будут дешёвы в течение всего периода изучения.

Осуществляйте контроль входящие эти. Старайтесь сразу же оценивать данные по мере ее поступления. Это разрешит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и определить дополнительные подробности, пока участники еще не забывают их.

Совершите пробное изучение. Оно не должно продолжаться столько же, сколько и настоящее, а его эти - предназначаться для анализа. Его цель в том, дабы протестировать ваш замысел и связанные с ним материалы.

Попросите участников пробного изучения покинуть отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите после этого соответствующие коррективы.

  • Количественные изучения Vs качественные: что нужнее для оптимизации конверсии?

Заключение

Не обращая внимания на то что дневниковый способ может "настойчиво попросить" значительно больше времени по сравнению с другими способами пользовательского изучения, он дает полезную данные о поведении клиентов в настоящем времени и в настоящих условиях.

Высоких вам конверсий!

По данным: nngroup.comimage source shitsuren

Случайные статьи:

Разведопрос: Игорь Викентьев про А.С. Пушкина, часть вторая

UX (User Experience, пользовательский опыт) - это широкая и все более растущая область знаний, но ее главные концепты в целом не изменяются. Разглядим…

Гладарев Б. С. Дневниковый метод в изучении социальных сетей // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М), 2002. № 14. C. 53-69.

Аннотация

В статье приводятся результаты пилотажного исследования, обосновываются преимущества и недостатки данного метода, а также выдвигаются предположения о перспективах его возможного использования в совокупности с другими качественными методами.


Ключевые слова

дневниковый метод; сетевой анализ; персональная сеть; качественные методы; микроуровневая социология; режим повседневности


Литература

Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей//Социологические исследования. 2000. №6. С. 78-87.

Штейнберг И. Русское чудо: локальные и семейные сети взаимоподдержки и их трансформация//Неформальная экономика. Россия и мир/Под ред. Т. Шанина. М.:Логос, 1999. С. 227-239.

Ожегов С. Словарь русского языка. Русский язык, издание пятнадцатое, стереотипное/Под ред. Н. М. Шведовой, 1984.

Scott J. Social Network Analysis: a Handbook. L.: SAGE Publications, 1991.

Social Structures: a Network Approach/Ed. by B. Wellman, S.D. Berkowitz. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Emirbayer M., Goodwin J. Network Analysis, Culture and the Problem of Agency//American Journal of Sociology. 1994. No.6. P. 1411-1454.

Burt R.S. Models of Network Structure//Annual Review of Sociology. 1980. No.6. P. 79-141.

Радаев В. Экономическая социология: курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1997.

Стендинг Г., Четвертина Т. Загадки российской безработицы (по материалам обследования Центров занятости Ленинградской области)//Вопросы экономики. 1993. №12.

Черныш М. Социальная мобильность в 1986-1993 годах//Социологический журнал. 1994. № 1.

Силвермен Д., Уолш Д., Филипсон М., Филмер П. Новые направления в социологической теории/Под ред. Г.В. Осипова. М.: Прогресс, 1978.

Lonkila M. Social Network in Post-Soviet Russia: Continuity and Change in Everyday Life of St. Petersburg Teachers. Helsinki: Kikimora Publications, 1999.

Espaces, temporalites, stratifications. Exercises methodologiques sur le reseau/Ed. by M. Gribaudi. Paris: Editions de l"Ecole Hautes Etudes en Sciences Sociales, 1998.

Barth F. Scale and Network in Urban Western Society//Scale and Social Organization/Ed. by F. Barth. Oslo: Universitetsforlaget, 1978.

Вернер Ф.-Х. Биографический метод//Биографический метод в социологии: история, методология, практика/Под ред. Е. Мещеркиной, В. Семеновой. М., 1994.

Barnes J.A. Class and Committees in Norwegian Island Parish//Human Relations. 1954. No.7. P. 39-58.

Bott E. Family and Social Network. 2"d ed. N.-Y.: Free Press, 1971.

Название

Принцип

Опосредственное – Непосредственное

(Косвенное - Контактное)

По форме контакта

Полевое - Лабораторное

(Естественное - Экспериментальное)

По условиям деятельности

Открытое - Скрытое (Инкогнито)

По характеру взаимо­действия с объектом

Включенное - Невключенное

Случайное - Целенаправленное

Сплошное - Выборочное

По упорядоченности

Произвольное - Структурированное

Констатирующее - Оценивающее

По фиксации результатов

Преимущества метода заключаются в том, что

1) собираются факты естественного поведения человека;

2) человек воспринимается как целостная личность;

3) отражается контекст жизни субъекта.

Недостатками являются:

1) слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями,

2) пассивность: невмешательство исследователя обрекает его на выжидательную позицию,

3) отсутствие возможности повторного наблюдения,

4) фиксация результатов в описательной форме.

Наблюдение можно сделать более научным, если сформулировать конкретную цель (определить, какие аспекты психической деятельности наблюдаются); обеспечить объективность по­средством нескольких одновременных фиксаций, систематич­ность, стараясь избегать больших перерывов и маскировку, организовывая наблюдение так, чтобы человек о нем не знал, или in пользуя технику фиксации наблюдаемых явлений. В возраст­ном психологии наблюдение часто оказывается основным методом исследования.

В психологии вариантом наблюдения является самонаблю­дение (см. ниже Интроспективные методы).

Эксперимент - метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. В отличие от наблюдения, эксперимент изучает не спонтанные, а реактивные проявления человека. Особенность эксперименталь­ного метода в психологии состоит в невозможности прямого изу­чения явлений и неизбежности интерпретации фактов, в процессе чего возможны искажения, вызванные субъективным характером взаимодействующих реальностей. Т.е., что бы мы ни пытались из­мерить, мы неизбежно сталкиваемся с взаимодействием субъектив­ных реальностей, проецируемых на результаты по крайней мере тре­мя людьми: самим испытуемым, экспериментатором-интерпрета­тором и создателем используемой методики (теста).

Преимущества экспериментального метода состоят в том, что 1) можно создавать условия, вызывающие изучаемый психиче­ский процесс; 2) возможно многократное повторение опыта, 3) возможно ведение простого протокола, 4) данные эксперимента более однотипны и однозначны по сравнению с наблюдением.

К недостаткам относятся 1) исчезновение естественности про­цесса, 2) отсутствие целостной картины личности человека, 3) необходимость специальной техники, 4) отрыв от естествен­ного восприятия изучаемой реальности (экспериментатор боль­ше ориентируется на показания стрелок приборов, тестов и т.д.).

Существует несколько видов эксперимента. Лабораторный, как правило, проводится в специальных условиях, и испытуемый осведомлен о своем участии. Лабораторные опыты чаще касают­ся физиологических или нейропсихологических переменных. Естественный эксперимент, введенный в научный обиход А.Ф. Лазурским, максимально приближен к условиям обычной деятель­ности человека, который может и не знать о факте своего участия в опыте. Например, З.М. Истомина, изучая объем кратковремен­ной памяти дошкольников, получала существенно различные результаты в случае прямой инструкции (вспомнить слова, которые были названы), и в условиях игровой деятельности («ку-! пить в магазине» различные овощи) .

Камерный эксперимент занимает промежуточное положение между лабораторным и естественным 13 .

Формирующий эксперимент подразумевает не только конста­тацию некоторого положения дел, но и его изменение (например, удостоверившись, что высокая тревожность связана с низкой ус­певаемостью школьников, для них проводят тренинг увереннос­ти в себе, который может быть отнесен к формирующим экспе­риментам). Вариантом формирующего является психолого-педа­гогический эксперимент, направленный чаще всего на апробацию метода обучения (после этой апробации метод начинает называть­ся программой).

Эксперимент может проводиться индивидуально или в груп­пе, краткосрочно или длительно.

Моделирование - воссоздание психологической реальности различного содержания (ситуации, состояния, роли, настроения). Примером психологического моделирования может быть инду­цирование настроения: изменение фона настроения испытуемо­го посредством рассказывания ему эмоционально окрашенных историй, пробуждения воспоминаний и пр.

"Так, например, Е.В. Субботский, используя этот метод, успешно исследо­вал развитие морального поведения дошкольников. Для этой цели ребенка приглашали в комнату методиста-психолога в детском саду и рассказывали ему следующую историю. «Как-то раз в детский сад пришел дядя, позвал к себе маленького мальчика и попросил переложить шарики от пинг-понга лопаткой из ведерка в банку, пообещав ему за это конфету. А сам ушел в другую комнату. Мальчик хотел переложить шарики лопаткой, но у него не получилось. Тогда он переложил шарики рукой, хоть это и было запрещено, потом съел конфету. Как ты думаешь, правильно ли поступил мальчик?». Затем ребенок помещался в аналогичную описанной ситуацию, а экспери­ментатор осуществлял наблюдение через дырочку в экране, закрывавшем вход в комнату . В отличие от описанных ниже дилемм Ж. Пиаже, это эксперимент, а не моделирование, поскольку ребенок не воображает неко­торую ситуацию, а реально попадает в нее.

Другим примером моделирования в психологии является при­менение дилемм (незавершенных историй), в которых испытуе­мый предположительно идентифицируется с героем рассказа, с последующим обсуждением сюжета. Так, в одной из историй, ис­пользуемых в исследованиях великим швейцарским психологом Ж. Пиаже, один из персонажей, маленький Жан, нечаянно раз­бил поднос, на котором стояло десять чашек. А другой мальчик, Анри, вопреки запрету взрослых полез в буфет и тоже разбил чаш­ку. Вопрос состоит в том, кого нужно сильнее наказать: Жана, который разбил десять чашек, или Анри, который разбил только одну, но зато нарушил запрет взрослых? .

Методы изучения высшей нервной деятельности детей

Для изучения индивидуальных и возрастных особенностей не­редко используются психофизиологические и нейропсихологические методы. Среди них можно выделить несколько приемов, зарекомендовавших себя как наиболее авторитетные (однако ред­ко применяющихся психологами общего профиля) .

Условный рефлекс, основанный на глотательных движениях (аналог слюнного рефлекса у собак), был использован учеником И.П. Павлова Н.И. Красногорским для изучения детей первого и второго года жизни (поскольку традиционная техника регистра­ции слюноотделения требовала выведения наружу протока слюн­ной железы).

А.Г. Иванов-Смоленский в качестве индикатора условных рефлексов использовал хватательное движение руки младенца (в ответ на условный раздражитель ребенку предлагалась сколь­зящая по баллону конфета). Им же была предложена методика исследования двигательных условных рефлексов на ориентиро­вочном подкреплении (правильное нажатие на баллон сопровожда­лось появлением картинки) и методика, основанная на подкрепле­нии словом (в ответ на условный раздражитель испытуемый нажимает на баллон при команде «нажми!», а затем - только на условный раздражитель, без словесного подкрепления командой)!

Для младенцев и детей раннего возраста являются адекватными методика исследования сосательных пищевых рефлексов и методика оборонительных защитных движений глаза, использу­ющиеся Н.Л. Фигуриным и М.П. Денисовой.

О.П. Капустник использовала также замену непосредствен­ною раздражителя его словесным обозначением, что имеет большое значение для изучения взаимоотношений первой и второй сигнальной систем .

Психогенетические методы

Эта группа методов направлена на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств .

Генеалогический метод - метод исследования семей, родо­словных, который использовался Ф. Гальтоном при написании книги «Наследственный гений». Посылкой для использования метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то, чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Поэтому в генеалогическом методе обязательно используется информация о родственниках первой степени родства, образую­щих нуклеарную семью (это пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг). Только они имеют в среднем 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в (предположительно) наследуемых качествах должно проявляться меньше сходства.

Существуют определенные правила составления генеалоги­ческих древ, символы и обозначения. Человек, ради которого составляется древо, называется пробандом (нем. der Proband - испытуемый). Члены родословной располагаются по строкам, соответствующим поколениям, от ранних к более поздним; дети in, же располагаются внутри одной строки по порядку рождения.

Для задач психодиагностических и психотерапевтических иногда используют вариант генеалогического метода, называемый генограммой, в котором, наряду с отношениями родства, фикси­руют отношения психологической близости (тесные - отдален­ные), конфликтности, а также семейные сценарные установки.

Генограмма составляется по крайней мере для семьи в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социаль­ной наследуемости).

Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, приемных и биологических родителей. Поскольку с биологическими родителя­ми дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но раз­деляют средовые характеристики жизни, то возможно разведе­ние качеств, обусловленных наследственностью или средой. Ин­тересующий признак изучается попарно (ребенок-биологиче­ский родитель, ребенок-приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества.

Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между по­казателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований об­наружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в прием­ных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечать­ся не будет.

Несмотря на многочисленные критические замечания по по­воду операциональной валидности метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.

Близнецовый метод использовался Э. Торндайком, Р. Заззо, результаты его применения изложены в работах Д.Б. Эльконина. Среди близнецов выделяют монозиготных (развившихся из од­ной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно).

1. Метод контрольных близнецов состоит в сравнении внутри-парно монозиготных и дизиготных близнецов.

2. Метод близнецовой пары заключается в изучении распреде­ления ролей и функций внутри близнецовой пары, нередко образующей замкнутую социально-психологическую систему, включающую каждого из близнецов в качестве подсистемы, в силу чего близнецы образуют так называемую «совокупную личность».

3. Метод контрольного близнеца состоит в том, что на одного из близнецов оказывают формирующее воздействие, а на друго­го - нет, и фиксируют время появления навыка. Если в ко­нечном счете навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания. Подобные эксперименты в области приучения годовалых детей к горшку и выработки навыка хождения по лестнице описаны Т. Бауэром.

4. Метод разлученных монозиготных близнецов используется в условиях социальных катаклизмов, когда в силу обстоя­тельств близнецы оказываются в существенно разных средовых условиях. Сходство качеств связывается с фактором на­следственности, различие - с фактором среды.

Исторические методы (методы анализа документов)

Исторические методы, представляющие собой вариант метода отдельного случая, предназначены для изучения жизненного пути человека, особенностей среды и наследственности, которые по­служили импульсами для его духовного становления. Как правило эти методы выбирают своим объектом исторического ин­дивида - человека, деятельность которого привела к появлению результата, обладающего культурной ценностью. Однако исто­рический метод может быть применен и для подробного изуче­ния вполне ординарных людей. К этой группе относят биогра­фические, дневниковые, автобиографические методы, их общей чертой является использование первоисточников или биографий.

Биографический метод - использование личной биографии выдающегося человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. В случае использования данных биографа трудность состоит в интерпре­тации точки зрения самого биографа, который нередко вместо фактов предоставляет выводы. Если психолог заинтересовался душевным устройством выдающегося человека, он может соста­вить его жизнеописание и раньше официального биографа, со­средоточиваясь на психологических характеристиках; в этом слу­чае он проводит «психографию». Вариантом биографического является также патографический метод, введенный П. Мебиусом (описание болезней выдающихся людей). В отечественной науке патографический метод использовался известным генетиком В.П. Эфроимсоном для изучения предпосылок гениальности .

Дневниковый метод - вариант биографического метода, обычно посвящен изучению жизни ординарного человека, содер­жит описание его развития и поведения, произведенное в тече­ние длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой). Дневниковый метод основан на наблюдении (в сущ­ности, представляет собой протокол наблюдений). Этот метод признан в психологии развития весьма авторитетным - многие известные психологи прошлого, например, Ж. Пиаже, В. Штерн, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, создали свои теории, основы­ваясь почти исключительно на наблюдениях за собственными детьми и внуками .

Для того чтобы дневниковый метод сделать более валидным, необходимо, устанавливая контроль за побочными переменны­ми, соблюдать технику ведения дневника: поддерживать неведе­ние объекта наблюдения, фиксировать результат наблюдения воз­можно скорее после того как оно было осуществлено, разделять фак­ты и толкования, описывать сопутствующие обстоятельства .

Автобиография - это жизнеописание, основанное на непос­редственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Научная ценность применения данного метода ограниченна: процессы личностной динамики (психологические защиты) могут приво­дить к существенным искажениям в изложении фактов. Новей­шие методы фиксации фактов биографии связаны с возможнос­тями видеозаписи, что делает результаты более достоверными.

Собственно психологические методы

Интроспективные методы (самонаблюдение и самооценка) от­крывают объект изучения непосредственно, что и представляет их основное достоинство. В современной науке они используют­ся чаще всего на предварительном этапе исследований.

1. Самонаблюдение служит констатации актуального признака - феномена, имеющегося в данный момент у осуществляющей интроспекцию личности. К недостаткам метода относится факт разрушения значительной части психических феноме­нов (например, аффектов) в процессе интроспекции, быстрое вытеснение феноменов в мир бессознательного и, как след­ствие, низкая надежность получаемых данных. Поэтому, от­мечал В. Штерн, в интроспекции нельзя принимать отрица­тельное экзистенциальное решение (утверждать, что не было образа или переживания, так как они могли редуцироваться при самовоспоминании) . Источниками искажений явля­ются речь (которая отстает от психического феномена), тен­денция к логической связанности (в то время как психичес­кие феномены часто фрагментарны) и внушение, осуществ­ляющееся через ожидания. Таким образом, интроспекция дает более или менее надежные данные о познаваемых элементах психики у специально обученных испытуемых. Интроспек­ция не может применяться при исследовании маленьких де­тей.

2. Самооценка, в отличие от самонаблюдения, отражает не толь­ко актуальные феномены, но и более стабильные психичес­кие качества. К недостаткам метода относятся поверхност­ность суждений (за внешне схожими симптомами могут скры­ваться разные свойства), ценностность большинства изучаемых свойств (в результате чего может наблюдаться стремление их преуменьшить или усилить), присутствие пси­хического стыда (т.е. противодействия тому, чтобы раскры­вать перед собой и другими сущностные свойства индивиду­альности).

Сделать самооценку более достоверным методом могут соблюдение анонимности и контроль за способностью испытуемого к самооценке.

Социально-психологические методы (ранее называвшиеся коллективными методами исследования) включают опросы и со­циометрию. Опросы опираются на данные самоотчета респонден­тов, а не на объективно регистрируемые факты. Разновидностя­ми опросов являются беседа, интервью, анкетирование.

1. Беседа - метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком. В беседе роли распределя­ются симметрично. Беседа часто применяется в педагогичес­кой практике.

2. Интервью - особая форма беседы, при которой один из парт­неров является лидером, а другой - ведомым, и вопросы за­даются односторонне. Вариантом является стандартизирован­ное интервью, содержащее строго определенный набор воп­росов, которые должны быть заданы, но, впрочем, могут быть разбавлены другими, имеющими цель маскировки. Вариант интервью - учебный экзамен.

3. Анкетирование - получение информации на основании отве­тов на специально подготовленные вопросы. Анкеты разли­чаются по а) содержанию вопросов, б) их форме - открытые и закрытые, в) формулировке вопросов, г) количеству и по­рядку следования вопросов.

Анкетирование бывает устным и письменным, индивиду­альным и групповым. В работе с детьми анкетный метод при­меняют обычно начиная с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.

4. Социометрия изучает положение (статус) человека в группе и может использоваться в качестве экспертной оценки по при­знакам, выделяемым в качестве социометрического критерия (например, по социометрическому индексу можно судить о том, насколько человека считают альтруистичным, дружелюб­ным, ответственным и т.д. его коллеги по группе). Вариантом социометрии в дошкольном возрасте является известная ме­тодика «Два домика» .

Социометрия часто используется в изучении подростковых групп и их динамики.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - опосредстванное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату) . Этот метод очень часто используется в психологии развития в различных формах и вариантах в зависимости от того, какого рода Продуктивная деятельность сформирована у субъекта. В психолого-педагогическом исследовании метод принимает форму различных видов контроля знаний (сочинения, диктанты, конт­рольные работы), которые позволяют воспроизвести динамику учебной деятельности человека. В практической психологии ус­пешно используется работа с графической или сказочной про­дукцией человека, а также как вспомогательный метод в модели­ровании (жизненного пространства, семейных отношений, внутриличностного конфликта и т.д.). Вариантами являются методики «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Звезды и волны». Для применения сказкотерапевтических приемов можно использовать систему сказочных зачинов, предложенных Б. Шелби.

Тестирование - краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий. Тестирование чаще используют в психодиагностике, чем в научном исследовании (для установления интеллектуальных способностей человека или его профессиональных склонностей). Использование тестов дол­жно отвечать требованиям Декларации о правах человека и Конвенции о правах ребенка.

В зависимости от изучаемой реальности тесты можно услов­но объединить в следующие группы (классификация имеет эм­пирический характер, классы пересекаются): 1. Тесты способностей; 2. Тесты умений и навыков; 3. Тесты восприятия; 4. Мне­ния (интересы, социальные установки); 5. Эстетические тесты; 6. Проективные тесты; 7. Ситуационные тесты (выполнение заданий в разных условиях); 8. Игровые тесты. Существуют стандартизованные критериально-ориентиро­ванные батареи тестов, разработанные для решения конкретных практических задач (например, для диагностики психологичес­кой готовности к школе, школьных умений и навыков, нейропсихологических особенностей детей) .

Тесты очень экономичны, однако мало надежны и легко под­даются фальсификации (особенно в компьютеризованной фор­ме, где число случайных ответов достигает иногда 30%).

Психосемантические методы (личностный дифференциал Ч. Осгуда, методика репертуарных решеток Дж. Келли) представ­ляют собой группу максимально индивидуально-оринтированных методов, позволяющих определить бессознательно действу­ющие измерения (конструкты) в отношении к миру и самому себе. Эти методы часто используются для изучения самосознания лич­ности, требуют компьютерной обработки и показаны только в работе с респондентами старше подросткового возраста.

Итак, методы психологии развития служат задаче изучения генезиса психических проявлений и их источников, они отлича­ются большим разнообразием в контексте изучаемой возрастной стадии и частно-психологической проблемы.

Вопросы и задания

1. В чем состоит специфика психологических фактов и какие ме­тодологические трудности это вызывает?

2. Как трансформируются общенаучные методы в психологии раз­вития?

3. Какие заимствованные из других наук методы использует пси­хология развития?

4. Попробуйте составить психологический портрет кого-либо из выдающихся писателей а) по впечатлению от его творчества, б) по его биографии. Постарайтесь обнаружить причины рас­хождений ваших заключений, полученных с применением ме­тода анализа продуктов творчества, и метода биографии; аргу­ментируйте их. Каково влияние, на ваш взгляд, событий дет­ства писателя на его творчество и биографию?

5. Что такое идиографический и номотетический подходы; какой из них более адекватен предмету психологии развития на раз­ных этапах ее становления?

6. Каковы основные трудности, возникающие при изучении пси­хики ребенка?

7. Каковы особенности и ограничения исследования младенцев?

8. Почему в психологических исследованиях ребенка особое мес­то занимает метод анализа продуктов деятельности? С какого возраста он может применяться?

9. Каким образом метод тестирования может вступать в противо­речие с Конвенцией о правах ребенка?

10. О чем позволяют судить данные тестирования - о статисти­ческой, социальной или индивидуальной норме?

11. Можно ли использовать тесты умений, разработанные в Евро­пе, для исследования детей-африканцев?

12. Дайте определение валидности.

13. Что такое репрезентативность?

14. В чем смысл метода предпочтения? Каковы его недостатки?

15. Что такое контекстуальность психологического явления?

16. Перечислите качественные методы психологии развития. Ка­ковы достоинства и недостатки этих методов?

17. Что такое лонгитюд?

18. В чем смысл формирующих методов?

19. Какие группы методов, использующихся в психологии разви­тия, вы можете назвать?

20. Дайте определение наблюдения. Каковы границы его примене­ния? Что составляет его достоинства?

21. Что изучает психологический эксперимент? Чьи субъективные особенности влияют на возможные искажения результатов эк­сперимента?

22. В чем особенности психолого-педагогического эксперимента?

23. Приведите примеры психологического моделирования.

24. Как используется метод дилемм? Приведите примеры.

25. Перечислите методы исследования высшей нервной деятель­ности детей.

27. В чем общность психогенетических методов?

28. В чем суть метода приемных детей?

29. Сравните метод контрольных близнецов и метод близнецовой пары, метод контрольных близнецов и метод контрольного близ­неца.

30. Что такое исторические методы в психологии?

31. Раскройте суть патографического метода, проиллюстрируйте его.

32. Приведите примеры использования дневникового метода. Как можно повысить его валидность?

33. Каковы недостатки автобиографического метода? Как можно увеличить его достоверность?

34. Почему интроспекцию нельзя использовать при исследовании маленьких детей?

35. С какого возраста можно использовать методы анкетирования в работе с детьми?

36. В чем разница использования метода анализа продуктов дея­тельности в педагогике и психологии развития?

37. Приведите примеры использования сказочных зачинов в пси­хологической практике.

38. Какие виды тестов вы знаете? Каковы недостатки тестовых ме­тодов?