1. Тот, к кому ребенок привязан, утешает и придает ему сил просто фактом своего присутствия.

2. Хотите, чтобы ребенок справлялся с жизнью? Значит, все детство утешайте, обнимайте, принимайте его чувства. Не говорите «Не плачь!», не стремитесь сразу отвлечь и развлечь. Помогайте ему проживать стресс, оставаясь живым, и выходить из него, а не глотать неприятные чувства и отмораживаться.

3. Нам кажется, что тот, кто закален невзгодами с детства, будет лучше справляться с ними и потом. Это не так. Исследования показывают, что лучше справляются с трудностями те, у кого было счастливое детство и благополучная семья. Их психика имеет запас прочности, в стрессе она сохраняет способность быть гибкой и изобретательной, они обращаются за помощью и способны утешиться сами.

4. Решать, что делать прямо сейчас с вашим собственным малышом, который плачет, дерется или испуган – только вам, и если ваша интуиция, движимая любовью и заботой, говорит не то, что книга – слушайте интуицию.

5. Важно оставаться для ребенка родителями, а родитель – это тот, кто заботится.

6. Хотите, чтобы он (ребенок) умел просить прощения? Просите сами, покажите пример выхода из ссоры и признания ошибок. Если с привязанностью все будет в порядке – у него включится подражание и он тоже научится, сам, без нравоучений.

7. Привычка эмоционально разряжаться через ребенка – если вы срываетесь часто – это просто дурная привычка, своего рода зависимость. И эффективно справляться с ней нужно так же, как с любой другой вредной привычкой: не «бороться с», а «научиться иначе», постепенно пробуя и закрепляя другие модели.

8. Устраивайте себе «тайм-ауты», маленькие перерывы до того, как придет невыносимая усталость. Поставьте детям мультик и спокойно выпейте кофе или примите душ. Забудьте про грозные предупреждения врачей, что телевизор дольше 15 минут в день – это очень вредно. Поверьте, мама в состоянии нервного истощения гораздо вреднее, чем телевизор.

9. Если мы учим детей не врать, а сами врем, требуем не курить, а сами курим, велим не обижать маленьких и слабых, а сами ребенка лупим, не стоит питать иллюзии относительно результата.

10. Наши недостатки есть продолжение наших достоинств, и наоборот. Почему-то мы охотно признаем это по отношению к самим себе, но забываем, когда речь идет о детях.

11. Почему-то многим взрослым кажется, что если ребенок не бросает мгновенно все, чем был занят, и не бежит выполнять их поручение, это признак неуважения. На самом деле неуважение — это обращаться к человеку не с просьбой, а с приказом, не интересуясь его планами и желаниями (исключение составляют только ситуации чрезвычайные, связанные с безопасностью).

12. Что самое-самое главное в деле воспитания детей? А самое главное – это, конечно, родитель и его собственное состояние. Психологи обожают приводить в пример пункт из инструкции о безопасности полетов: «В случае разгерметизации салона сначала наденьте кислородную маску на себя, затем на ребенка». Потому что, если вы не сможете нормально дышать, ребенку уж точно никто и ничто не поможет.

13. Не стоит жертвовать общением с ребенком ради того, чтобы «дать ему все самое лучшее». Лучше вас и ваших объятий на свете все равно ничего нет, доверие и душевное спокойствие ребенка не купишь ни за какие деньги.

14. Важно, чтобы в процессе столкновений с вами ребенок получал разный тип ответных реакций. Чтобы когда-то ему уступали, а когда-то не уступали, чтобы когда-то переводили в игру, а когда-то договаривались, а когда-то еще по-другому, чтобы как в жизни, были разные варианты.

15. Самое лучшее, что мы можем сделать для развития своих детей в нежном возрасте – не мешать им играть. Иногда участвовать в играх, иногда превращать в игру домашние дела или прогулки, иногда просто не трогать его, если он увлечен.

На данной странице публикуются высказывания о детях и о воспитании детей…


О. Уальд

В. Сухомлинский
Ребенок нуждается в нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

***
Играйте с детьми! Играйте искренне!

Когда мы вместе с ними бегаем, гоняем мяч, катаемся с горки, дети начинают верить, что их родители не всегда были взрослыми. И мы становимся ближе друг к другу.

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства.

М. фон Эбнер-Эшербах

***
Последовательность родителей в словах и делах - альфа и омега воспитания. Непредсказуемость родительского поведения лишает ребенка уверенности в завтрашнем дне, учит хитрить и выкручиваться, подрывает веру в родителей.

Дл воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством.

У. Чэннинг

***
Родительский труд сродни труду дипломата: достигать своей цели, не ущемляя при этом прав другого.

Задав вопрос:»Что ты будешь на ужин: гречку с мясом или гречку с сосиской?» - вы оставите ребенку право выбора и накормите его полезной едой. И в результате оба останетесь довольны.

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато, в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим.

Ж. Лабрюйер

Твердость в запретах того, что вы действительно считаете вредным для ребенка, не является жестокостью. Разумными и конкретными ограниченими вы делаете мир ребенка простым и ясным, он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности.

Дети не должны знать, как дороги они тем, кто их воспитывает.

Р. Вальзер

***
Целеустремленность в ребенке можно воспитать только в том случае, если ставить перед ним реально достижимые цели. Тогда радость после удачнго восхождения на вершину будет вети ребенка на штурм новых - все выше и выше.

Теперь дети не играют, а учатся.Они учатся, учатся и никогда не начнут жить.

***
Эмоции у детей необходимо воспитывать: нужно учить выражать и сдерживать свои чувства, понимать эмоции и чувства других людей и адекватно на них реагировать. Тогда ваш ребенок будет уверенно чувствовать себя в любом коллективе и получать удовольствие от общения.

Детская беда безгранична. Отчание у врослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка.

А. Мердок

***
Учить ребенка тому, чего не делаешь сам, бессмысленно. Пожалуй, это самый главный принцип воспитания. Ребенок в первую очередь смотрит на своих родителей, а уж потом слушает их. Это как гроза: мы сначала видим молнию, а потом только слышим раскаты грома.

Помни, рано или поздно твой сын последует твоему примеру, а не твоим советам.

Народная мудрость

***
Защищать ребенка от последствий его ошибок - напрасный труд. Он учится на собственном опыте. Вы можете лишь поддержать его, когда он получит от жизни очередной урок. Уверенность в родительской любви и заботе придаст ребенку новые силы и укрепит веру в свои возможности.

Сын-то он мой, да ум-то у него свой.

Русская пословица

***
Выслушать ребенка так, чтобы он и в дальнейшем делился с вами своими мыслями и проблемами, непросто. Искренний интерес, достаточное время и сердечное внимание помогут вам вникнуть во все детские дела и заботы, а детям - почувствовать, что их любят и уважают.

Не води ребенка в музей античной скульптуры, иначе он спросит тебя, почему у него не вырос листик.

***
Жестокость порождает жестокость. Сила приучает к мысли, что считаться можно только с силой. Используя жестокость и силу для воспитания ребенка, вы получите в будущем либо непримиримого врага, либо безвольного раба. Помните об этом, пожалуйста.

Нехорошо заставлять ребенка целовать руку, которая только что его высекла.

***
Щедрость родителей измеряется не в количестве подарков, а в душевном тепле, которое они дарят, в их желании помочь, умении разобраться в трудностях, способности прощать…

Щедрость родителей порождает в детских душах ответное чувство, и дети становятся чуть более снисходительны к ошибкам и промахам взрослых.

Дети начинают с любви к родителям. Взрослее, они начинают их судить. Иногда они их прощают.

***
Обещайте ребенку только то, что вы на самом деле можете выполнить. Иначе он перестанет вам верить. Поэтому, сначала, какими бы благими ни были ваши намерения, оцените реально свои возможности и, лишь убедившись, что выполнить обещанное в вашихсилах, - обещайте.

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

Л. Н. Толстой.

***
Слезы бывают от горя и от радости. И они, по большей части, - благо для ребенка, поскольку помогают ему выплеснуть те сильные эмоции, которые в данный момент он испытывает. И благодар этому его душевное равновесие восстанавливается. Не бойтесь детских слез.

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле.

***
Фантазировать для ребенка так же естественно, как и дышать. Не считайте фантазию ложью. Ложь всегда вырастает из страха и преследует какую-либо цель. Детские фантазии бескорыстны и раскрывают перед взрослыми удивительный внутренний мир ребенка.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В. Сухомлинский

****************************************
Чувства, которые мы проявляем во время похвалы или критики детей не всегда соответствуют моменту. Мы ругаем детей - и наши эмоции льют через край. Мы хвалим детей - и мы сдержаны и скупы в словах. нужно, чтобы все было наоборот. Тогда дети будут лучше понимать, какого поведения мы о них ждем.

Ребенок нуждается в нашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Э. Бомбек

****************************
Ярлыки, которые вольно или невольно навешивают на ребенка родители, могут испортить не только его характер, но и всю дальнейшую жизнь! Помните, что принцип «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» еще никто не отменил. Поэтому будьте аккуратны в своих словах и забудьте такие эпитеты, как «ленивый», «неряшливый», «глупый» и т. п.

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые свойственны им.

Ф. Шиллер

Негативизм время от времени бывает свойствен всем детям. В такие периоды ребенок становится упрям, груб, замкнут. Не воспринимайте его поведение как личное оскорбление, а постарайтесь понять, что это - естественный период в развитии, когда ребенок учится отстаивать свои права и интересы.

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира.

Д. Писарев

*****************************
Болезнь ребенка лишает родителей покоя и сна. Постарайтесь в это время не волноваться, но и не переусердствовать с заботой и вниманием. Ребенок чутко реагирует на состояние родителей: в случае излишнего беспокойства начинает паниковать сам, а в случае чрезмерной опеки - задумываться о преимуществах, которые он получает во время болезни.

Дети приумножают наши житейские заботы и тревоги, но в то же время, благодаря им, смерть не кажется нам такой страшной.

***********************
Границы, которые вы устанавливаете для ребенка, - это не прутья клетки. Ребенку нужно знать о том, что они существуют и где они находятся. Но он не должен натыкаться на них при любой попытке сделать шаг в том или ином направлении.

Разрешать ребенку все - значит относиться к нему как к взрослому; и это вернейший способ добиться того, чтобы он никогда не стал взрослым.

*****************************
Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной форме. Дети ищут подтверждения того, что они любимы, в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах. Поэтому как можно чаще целуйте и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними, слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью.

Никем не любимый ребенок перестает быть ребенком: он лишь маленький беззащитный взрослый.

Ж Сесброн

***
Мудрость родителей - в понимании того, что их ребенок уникален, не похож на других. Его путь - это его путь. И скорость, с которой он по нему идет - правильная скорость. Заставлять его идти по чужому пути, подталкивать или тормозить было бы большой родительской ошибкой.

Не срывай незрелых плодов: поспеют - сами упадут.

Грузинская пословица.

**********************
Юмор развивает интеллект и эмоции, поэтому смейтесь вместе с ребенком, подмечайте забавные стороны во всем, что с вами происходит. Только не иронизируйте - ребенок еще недостаточно опытен, чтобы понимать подтексты: он может принять ироническое высказывание за чистую монету и неправильно понять ситуацию.

Ребенок не может жить без смеха. Если вы научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой.

В. Сухомлинский

********************
Хвалите своего ребенка! Даже если он не совершил ничего выдающегося с точки зрения взрослого, все равно говорите ему слова одобрения и поддержки, потому что ребенок ждет этого. Помните: то, что дл взрослого обычный шаг, дл ребенка - прорыв. И он достоин похвалы!

С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их.

Ш. Монтескье

***
Шагнув самостоятельно, отпустив родительскую руку, ребенок впервые ощутил свою независимость. Чем старше он становится, тем большая степень независимости ему требуется. И это естественный процесс. Главное, чтобы он чувствовал: как бы далеко он ни шагнул, вы все равно рядом.

Сидя у матушки на сарафане, умен не будешь.

Русская пословица

***********************************************************************************************************************************************************

Дурными поступками ребенок привлекает к себе внимание родителей. Часто он делает это потому, что не получает ответа на хорошее поведение: его не хвалят, не говорят, как сильно его любят. Выражайте свою любовь к детям в самых обычных ситуациях, и вы увидите, как изменится к лучшему поведение ребенка.

Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает; не комкает, а формирует.

Я. Корчак

Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажете ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанным, ибо, как говорится, «мудрые слова, сказанные тихо, - слышны…»

Немой упрек тяжелее сказанного.

Русская пословица

***
Если в семье больше одного ребенка, делите свою любовь на равные части. Все дети в семье должны знать, что их любят одинаково сильно. В противном случае вы впустите в свой дом ужасные и разрушительные чувства - ревность и зависть.

Все равны детки - и пареньки, и девки

Русская пословица

***
Активность ребенка говорит о том, что с ним все в порядке. Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Дл того, чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит.

С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.

Подборка мудрых изречений о воспитании и семье

Описание материала: Предлагаю вам подборку мудрых изречений целью которых является воспитание детей.
- Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует жертв. (П. Буаст.)

Когда наши дети называют нас консерваторами, утешимся тем, что наши внуки отомстят им за нас. (И.Д. Вильде)

Кто не может взять лаской, не возьмет и строгостью (А.П.Чехов)

Побои и брань подобны опию: чувствительность к ним быстро притупляется, и дозы приходится удваивать. (Г. Бичер-Стоу)
- Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым. (Б.Франклин)

Парадокс воспитания состоит в том, что хорошо поддаются воспитанию как раз те, которые не нуждаются в воспитании. (Ф. Искандер).

Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А.Шопенгауэр)

Как лекарство не достигает цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости. (А.Шопенгауэр)

Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле. (Пифагор)

Любовь родителей к детям всегда больше любви детей к родителям. Это несоответствие и несправедливость возмещают им собственные дети. (Д. Еремич)

Мать – единственное на земле божество, не знающее атеистов. (Э. Легуве)

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. (Ф. Честерфилд)

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. (Н. Колеридж)

Сохраняй спокойствие, гнев никогда не был аргументом. (Д. Уэбстер)

У человеке в гневе открывается рот, и закрываются глаза. (П. Катон)

Когда детям нечем заняться, они занимаются озорством. (Г. Филдинг)

Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми. (О. Уайльд)

Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем, если бы он оставил им наследство. (К. Уэйтли)

Если вам нечего больше сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умылся. (Хови)

Счастливый брак – это сооружение, которое надо перестраивать каждый день. (А. Моруа)

Великие составные части счастья: иметь, чем заняться, что любить и на что надеяться. (Э.Чалмерс)

Если бы родители только могли себе представить, как они надоедают своим детям! (Б. Шоу)

Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями. (Г. Бичер)

Лучшее, что отец может сделать для свои детей – это любить их мать. (Неизвестный автор)

Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. (Хейцлитт)

Понимание – это улица с двусторонним движением. (Элеонора Рузвельт)

Насилие никогда не приведет ни к чему хорошему. (М. Лютер)

Наши потребности определяются, главным образом, не природой, а нашим воспитанием и привычками. (Э. Филдинг)

- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство. (Г. Гегель)

Из всех вообще безнравственных отношений – отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное. (Г. Гегель)

Когда человек может назвать мать свою по духу родной – это редкое счастье. (М. Горький)

Всякая опека, которая продолжается после совершеннолетия, превращается в узурпацию. (В. Гюго)

Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными, И такова настоящая любовь отца. (Д. Дидро)

Многие детские игры – подражание серьезной деятельности взрослых. (Я. Корчак)

Мать должна получить соответственное образование для того, чтобы поведение ее было нравственным по отношению к ребенку. Невежественная мать будет очень плохой воспитательницей, несмотря на всю свою добрую волю и любовь. (И.И. Мечников)

Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир. (Н.И. Пирогов)

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в самом ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «Я» и отделил себя от окружающего мира. (Д.И. Писарев)

Что ты сам делаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Д. Питтак)

Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С. Пушкин)

Вначале мы учим своих детей, затем мы сами учимся у них. (Я. Райнис)

Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях. (Ж.-Ж. Руссо)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Ж.-Ж. Руссо)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Ж.-Ж. Руссо)

Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. (Ж.-Ж. Руссо)

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо», «нельзя». (В.А. Сухомлинский)

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. (В.А. Сухомлинский)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)

Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора. (Т.Фуллер)

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. (Н.Г. Чернышевский)

Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. (М. Эбнер-Эшенбах)

Не злите детей: кто хочет бить, будучи ребенком, тот захочет убивать, когда вырастет. (П. Буаст)

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. (В.Г. Белинский)

Во всяком человеке – Человек с большой буквы, Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но попробовать нужно всегда. (О.М. Куваев)

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка, к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу – корню всякого зла. (Г. Гегель)

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (В.И. Даль)

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. (М.И. Драгоманов)

Тот, кто мало знает, малому может и учить. (Я. Коменский)

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. (Я. Коменский)

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я. Коменский)

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (А.С. Макаренко)

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. (А.С. Макаренко)

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. (М. Монтень)

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Р. Тагор)

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. (Ф. Честерфилд)

Учатся у тех, кого любят. (И. Гете)

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. (А.С. Макаренко)

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей. (В.О. Ключевский)

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. (Сюнь-Цзы)

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Н.В. Шелгунов)

Нравственное уродство и преступность являются результатом недостатка воспитания и испорченности, идущей с раннего детства. (В.М. Бехтерев)

С годами образуется пустота и разочарование у тех молодых людей, детство и отрочество которых было бездумным удовлетворением их потребностей. (В.А. Сухомлинский)

Нравственно наказывают тем, что отказывают в уважении и любви. (И. Кант)

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. (Эзоп)

Если строгость и приводит к исцелению от скверной наклонности, то этот результат часто достигается за счет насаждения другого, еще худшего и более опасного недуга – душевной пришибленности. (Д. Локк)

Сначала убедись, а потом уж убеждай. (К.С. Станиславский)

По мере возможности стремись, ослабляя родительскую власть, заменять ее в понятиях ребенка тем самоуправлением, которое происходит от предвидения последствий, вытекающих из того или другого образа действий. (Г. Спенсер)

Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил. (Д. Локк)

Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла. (Л.А. Сенека)

Всякий раз, делая добро другому существу, мы начинаем чувствовать себя лучше, потому что добрые дела укрепляют нашу природу.

- «Искренность, уравновешенность, понимание самого себя и других – вот залог счастья и успеха». (Г. Селье, психолог)

Счастье – это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме…СЕЙЧАС! Живи, наслаждайся данным моментом.

Самая важная вещь в этой жизни – это помогать побеждать. Даже если это означает что нужно замедлить или изменить собственную гонку. (Спиноза)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА

ДЕТСКОЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ

Л.Н. ГАЛИГУЗОВА

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42 % считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73 %. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчивых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм - приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим

людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели: 1) локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми; 2) эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми; 3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях; 4) избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная "проба на застенчивость ". С этой целью организовывалась ситуация "подзывания ", в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М.И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм - интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативноличностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативноделовое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативнопознавательная (ВПО) и внеситуативноличностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики (СДО); во второй - рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей - беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась "Море и корабль ". В ней взрослый организовывал игрудраматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или МаннаУитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Во всех экспериментальных сериях, независимо от их содержания, у застенчивых детей были обнаружены выделенные выше общие симптомы застенчивого поведения. Эксперименты позволили расширить его феноменологию и выделить ряд дополнительных признаков застенчивости. Так, застенчивые дети оказались менее инициативными, чем их незастенчивые ровесники; часто испытывали робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегали взглядов в глаза; проявляли двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращались к взрослому или отвечали на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий были окрашены амбивалентными эмоциями.

Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативноделовом общении.

Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО) у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых

Как следует из табл. 1, почти по всем параметрам выявлены статистически значимые различия между двумя выборками детей.

Ситуация "губная помада " показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: "Я не могу ", "Я не умею ", "Я не хочу ". Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: "Я дома так не делаю ", "Я испачкаюсь ".

Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.

Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре "Море и корабль ". Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.

Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенновиновато глядя на экс

периментатора. На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя "Я не могу ".

Таблица 2

Число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)

Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.

Лонгитюдный эксперимент позволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников. Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам.

При этом на пятом году жизни в наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми. Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.

1. С возрастом увеличилось число детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Эти данные отражены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что в младшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось в ситуативноделовом и внеситуативнопознавательном общении (29 %) и намного реже - во внеситуативноличностном общении (9 %). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68 %) на пятомшестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.

При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т.е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырехпяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.

2. Степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. В наибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которые находились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в период интенсивного формирования внеситуативнопознавательного и зарождения внеситуативноличностного общения, всплеск

застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.

Исключение составило ситуативноделовое общение. К семи годам застенчивость проявлялась в нем ярче, чем в других формах общения. Это происходило за счет особого отношения ребенка к результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которые с возрастом становились все более важными для него. На обсуждении этого вопроса мы остановимся чуть позже.

Итак, эксперименты показали, что застенчивость проявляется преимущественно в значимых для ребенка ситуациях общения со взрослым даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Что кроется за застенчивым поведением? Можно ли выделить единое основание для его объяснения?

Для ответа на этот вопрос полученные данные были проанализированы с точки зрения возможных причин застенчивости. Выделение из экспериментальных ситуаций отдельных "эпизодов застенчивости " позволило определить смысловое ядро каждого из них. В результате такого анализа были выделены четыре основные причины застенчивого поведения.

Первая - и наиболее распространенная причина - отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Приведем пример.

Катя П., 4 года. Собирая из кубиков фигурку по образцу, девочка действовала очень осторожно, исподлобья напряженно поглядывая на экспериментатора. Иногда тихо и робко спрашивала: "Так? " В ответ на порицание Катя опускала голову, смотрела в пол, теребила колготки. Предложение помощи девочка встретила охотно, облегченно вздохнула и продолжила сборку вместе со взрослым. Удача вдохновила и успокоила ее, но малейшее замечание экспериментатора замедляло деятельность и вызывало новый всплеск робости и смущения. Закончив сборку, Катя слабо и неуверенно улыбнулась взрослому, напряженно ожидая его оценки. Получив похвалу, снова облегченно вздохнула и радостно кивнула головой.

Отношение к оценке имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают удовольствие, с возрастом у них формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения.

Вторая причина - собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: "Не получается ". Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи. Быстро выполнив задание, ребенок со смешанным чувством гордости и смущения смотрит на взрослого и произносит: "Все, собрал ".

Обе выделенные области, как правило, "идут рука об руку ": ребенок одновременно не уверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.

Третья причина - общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к

себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом - оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Приведем пример.

Дима С., 3 года. Играет с машинкой рядом со сверстниками в групповой комнате. При появлении взрослого он внимательно посмотрел на него, но встретив его взгляд, смущенно отвернулся. Взрослый попросил мальчика подойти к нему. Дима улыбнулся, быстро встал, сделал несколько шагов навстречу, остановился и начал смущенно топтаться на месте, вертя в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывал на взрослого. Когда тот повторно подозвал ребенка, Дима вновь сделал два шага, затем двинулся вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, подошел и остановился в нескольких шагах от взрослого, снова отошел, затем побежал в туалет, вышел из него, издали вопросительно посмотрел на взрослого. Подошел к нему только после того, как его подозвали в четвертый раз, встал рядом и смущенно поглядывая в глаза, принялся накручивать на палец волосы.

Четвертая причина "примыкает " к третьей и отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пятишестилетних детей в разных вариантах внеситуативноличностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего. Данная форма общения включала в эксперименте два варианта: беседу о ребенке и рассказ взрослого о себе. Оказалось, что застенчивость проявлялась преимущественно в первом варианте беседы, где внимание привлекалось к личности ребенка, в то время как в ходе беседы о другом человеке ребенок расслаблялся, с интересом слушал взрослого, внимательно и сочувственно смотрел ему в глаза, задавал вопросы.

Итак, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других. Какова специфика отношения к себе у застенчивых детей по сравнению с их незастенчивыми сверстниками? Для ответа на этот вопрос была проведена дополнительная серия экспериментов.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ЗАСТЕНЧИВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку - целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и нелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка к успешности или неуспешности своего отдельного, частного действия или поступка. Таким образом, когнитивная часть образа себя относится к области представлений, знаний о себе, т.е. к познавательной сфере.

Образ себя имеет сложную архитектонику, состоящую из центра, или ядра, где рождается и функционирует общая самооценка, и периферии, куда поступают новые впечатления и знания человека о себе. Существует сложное взаимодействие этих составляющих, взаимно проникающих и корректирующих друг друга.

Образ себя у застенчивых детей изучался с помощью нескольких методических приемов.

Для выявления аффективной части образа себя использовалась методика В.Г. Щур "Лесенка ". В ходе беседы с ребенком выявлялось его отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам, а также отношение к нему со стороны других людей: родителей, воспитателей и сверстников.

Особенности конкретной самооценки изучались в процессе совместной предметной деятельности ребенка со взрослым через анализ его уровня притязаний и отношение к успеху или неудаче в деятельности.

Уровень притязаний определяется нами вслед за Л.С. Славиной как те достижения ребенка, которых он хочет добиться. Они основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т.е. самооценке. Такая самооценка включает в себя как целостное отношение ребенка к себе, так и его представления о своих возможностях в конкретных видах деятельности, т.е. конкретную самооценку. Она и стала объектом нашего внимания.

Уровень притязаний определялся путем выбора ребенком степени трудности задания. Взрослый объяснял ребенку, что среди трех интересных игр есть легкие и трудные и спрашивал, в какую из них он хотел бы поиграть. Ребенок делал выбор, и экспериментатор предоставлял ему возможность выполнить задание, помогая добиться успеха. После того, как задание было выполнено, взрослый хвалил ребенка и предлагал выбрать новое по степени трудности. В ходе встречи ребенок делал такой выбор трижды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Методика "Лесенка " показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка.

Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27 % детей четвертого года жизни, у 46 % - на пятом году, у

69 % - на шестом году и у 75 % - на седьмом. Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. У незастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдались редко и выражались намного слабее.

Данные об уровне притязаний у застенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудности задания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивых детей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем у незастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 3336 % выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от 9 до 36 %.

Самые низкие его показатели у застенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни, самые высокие - на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодов уровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически не различались (соответственно 33 и 36 %).

Парадоксальная ситуация наблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровня притязаний в деятельности и одновременно с этим - ярко выраженные проявления застенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшей степени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всего смущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, повидимому, свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возраста потребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно в данный период.

Анализ предметной деятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженности застенчивости не связаны с успешностью в дея

тельности. Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.

Статистически значимые различия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялись в том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чаще замедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менее настойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельности связан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность в положительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своим действиям.

Другим параметром конкретной самооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам в деятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Анализ собственного отношения застенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если в три года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признания неудачи (67 % ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенно сократился до 33 %, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения (ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себе приговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, не отвечая на инициативу взрослого).

Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщений взрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.

В экспериментах очень часто наблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослым результата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когда комментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28 % случаев в четыре года до 72 % в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целую гамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопрос взрослого: "Как ты сделал? " - дети отвечали лаконично, с колебаниями и оговорками ("Хорошо, Ено не так уж хорошо "). Незастенчивые дети в случае успеха сообщали о нем гордо и радостно ("Все сделал, ни одной ошибочки ", "Все! Я говорила, что могу трудные! ", "Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро! ").

Подводя итог анализу общей и конкретной самооценки детей, следует отметить два момента.

1. У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников, дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в наших экспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе в случаях затруднения или соглашались чтолибо делать только в присутствии сверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает с "подтягиванием " оценки взрослого к своей собственной.

2. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности так часто звучат слова "У меня не получится ". Формула его незастенчивого сверстника звучит иначе: "Я все равно смогу! "

Конкретная самооценка застенчивого ребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста. От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затем снова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действий адекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точки зрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить об этом взрослому.

Возвращаясь к вопросу об архитектонике образа себя, т.е. о взаимодействии его центра и периферии, можно сделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение в отношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственных конкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает, сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.

В целом проведенное исследование позволило уточнить феноменологию застенчивости у дошкольников; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой - не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностномотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором "живет " другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностномотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в "уходе в себя ", а иногда в принятии "маски равнодушия ".

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

1. Болдуин Д.М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911.

2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.

4. Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.

5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977.

6. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.

7. Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1915.

Поступила в редакцию 18.IV 2000 г

источник неизвестен

Хочу счастья... маленького такого счастья, с крохотными ручками и ножками и с твоими глазами. Статусы о детях

Счастье - это мягкие тёплые ладошки, за диваном фантики, на диване крошки... Что такое счастье? Проще не ответить! Счастье есть у каждого, у кого есть дети! Статусы о детях

Родить ребенка - это как сделать наколку на лбу. Чтобы решиться на такое, надо точно знать, что тебе этого хочется. Элизабет Гилберт

Хорошо, когда у Вас есть дети, внуки, правнуки, но плохо, если это - единственное, что у Вас есть. Статусы о детях

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайльд

Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания. Януш Корчак

Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными. М. Пришвин

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. Лабрюйер

У детей свое особое умение видеть, думать и чувствовать, и нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. Жан-Жак Руссо

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо

Вырастая, дети становятся взрослыми или поэтами. Сергей Федин

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением. И. Бабель

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов. Жан Жак Руссо

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Ян Амос Коменский

Каждое дитя до некоторой степени гений и каждый гений до некоторой степени дитя. Шопенгауэр

Способность снизойти до влечений ребенка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной. Мишель Монтень

Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть. Януш Корчак

Все хорошо и прекрасно в гармонии, в соответствии с самим собой. Всякая преждевременная зрелость похожа на растление в детстве. В. Г. Белинский

Дайте детству созреть в детстве. Жан-Жак Руссо

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, - плохой воспитатель. Мария фон Эбнер-Эшенбах

Ребенок вносит в жизнь матери чудную песнь молчания. От долгих часов, проведенных возле него, когда он не требует, а просто живет, от дум, которыми мать прилежно окутывает его, зависит, какой она станет, ее жизненная программа, ее сила и творчество. В тишине созерцания с помощью ребенка она дорастает до озарений, которых требует труд воспитателя. Януш Корчак

Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания. Гилберт Честертон

К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды. Джон Рескин

Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое “Я” и отделил себя от окружающего мира. Дмитрий Писарев

Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь. Ф.Э. Дзержинский

В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребенка, мы отбираем ребенка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить. Януш Корчак

На поединок с судьбой каждый должен выходить в собственных доспехах. Владимир Леви

Если мы хотим достичь настоящего мира во всем мире, то начинать надо с детей. Махатма Ганди

Если мать видит, что ребенок поступил хорошо, она непременно должна его похвалить, выразить ему свое одобрение и тем порадовать его сердце. Абдул-Баха

Не бейте ребенка, чтоб потом не отыгрался на ваших любимых внуках. Илья Герчиков

Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Э. Бомбек

Не вправе наказывать ребенка тот, кого ребенок не любит. Джон Локк

Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство. Фридрих Энгельс

Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Л. Толстой

Воспитывайте детей, не делая им замечаний. Охраняйте детство от замечаний и упреков. Воспитание без замечаний - лучшее, что вы можете дать своим детям. С. Л. Соловейчик

Детям нужны не поучения, а примеры. Жозеф Жубер

Вы вашими словами обманете взрослого человека, но не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. В. Ф. Одоевский

Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить? Лев Толстой

Дети копируют своих родителей и в этом есть абсолютное проявление их любви. Борис Новодержкин

Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь. Генри Уорд Бичер

Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его. В. Гюго

Сластями, печеньями и конфетами нельзя вырастить из детей здоровых людей. Подобно телесной пище, духовная тоже должна быть простой и питательной. Роберт Шуман

"Нет", сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем "да", сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем. Махатма Ганди

Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. Иоганн Гете

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества. Теодор Рузвельт

Любовь к ребенку, как и всякая великая любовь, становится творчеством и может дать ребенку прочное, истинное счастье, когда она усиливает размах жизни любящего, делает из него полноценного человека, а не превращает любимое существо в идола. Ф. Э. Дзержинский

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв. П. Буаст

Каждого избалованного ребенка ожидает доля отверженного. Альфред Адлер

Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей. Сюнь-цзы

Едва только дети становятся послушными, матерям становится страшно уж не помирать ли они собрались. Ральф Уолдо Эмерсон

Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. Мишель Монтень

Нет, ребенок обладает чувством долга, не навязанным насильно, тяготеет к порядку, не отказывается от правил и обязанностей. Он только хочет, чтобы бремя не было непосильным, чтобы оно не ломало ему хребет, чтобы он встречал понимание, когда зашатается, поскользнется, усталый, остановится, чтобы перевести дух. Януш Корчак

Дети часто начинают воровать, когда чувствуют себя лишенными чего-то очень важного для их жизни. Альфред Адлер

Очень часто детская неусидчивость, непослушание и стремление нарушать правила - не что иное, как неосознанный крик о помощи, неумелая попытка заинтересовать собой, привлечь к себе внимание и получить хоть каплю заботы и душевного тепла, которого им так не хватает. Олег Рой

Дети воруют не вещи, не деньги - дети воруют недоданную любовь. Владимир Леви

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения. А.Чехов

С детьми не стоит ударяться в крайности,
И за свои заботы и усилия
Ворчливо упрекать в неблагодарности:
Они ведь вас рожать их не просили. Э. Севрус

Дети никому ничего не должны! Макарский

Дайте возможность детям ошибаться. Вы дарите им жизнь, но не имеете на неё никаких прав. Ольга Анина

Ваши дети - не дети вам.
Они - сыновья и дочери тоски жизни по самой себе.
Они пришли от вас, но не принадлежат вам.
Вы можете дать им ваши слова, но не ваши мысли, ибо у них есть свои мысли.
Вы можете учиться у них, но не учить их, ибо их души обитают в долине Завтрашнего дня, где вы не можете побывать даже во снах… Джебран Халиль Джебран.

Ребенок - не лотерейный билет, на который должен пасть выигрыш в виде портрета в зале заседаний магистрата или бюста в фойе театра. В каждом есть своя искра, которую может высечь кремень счастья и правды, и, может, в десятом поколении она вспыхнет пожаром гениальности и, прославив собственный род, осветит человечество светом нового солнца.
Ребенок - это не почва, возделываемая наследственностью для посева жизни, мы можем лишь способствовать росту того, что яростно и настойчиво начинает рваться к жизни в нем еще до его первого вздоха.
Уважайте... чистое, ясное, непорочное святое детство! Януш Корчак

Дети и родители: лучшие статусы и высказывания, цитаты и афоризмы великих о любви к детям, правильном воспитании и счастливом детстве , про семью и детей, со смыслом.

4.8333333333333 Rating 4.83 (3 Votes)