Нейролингвистическое программирование - наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку посредством слова программировать себя и затем изменять эти программы.

Одним из базовых положений нейролингвистического программирования является утверждение, что каждый человек несет в себе скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Поэтому основные задачи терапевта-коммуникатора - обеспечить доступ пациента к этим ресурсам, извлечь их из подсознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Как «заглянуть» во внутренние психические процессы пациента? Есть только два пути: (с помощью слова) и , который в НЛП имеет особо важное значение.

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов . Процесс и механизм такого восприятия в нейролингвистическом программировании носит название модальности. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетической). Одна из модальностей у человека обычно доминирует, остальные являются сопутствующими.

Существует зависимость между доминирующей модальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи:
- зрительные предикаты - слова «видеть», «яркий», «туманный», «отчетливо», «перспектива» и т.д.
- аудиальные предикаты - слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушать» и т.п.,
- кинестетические - «чувствовать», «прикасаться», «теплый», «тяжелый», «шершавый», «твердый» или «пахнуть», «вкусный», «несвежий», «ароматный» и т.п.

Предикаты формируются у пациента на подсознательном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами , к которым преимущественно прибегает пациент. Предикаты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним .

Не менее важными «ключами доступа» к являются невербальные, внешние признаки проявления и эмоций (поза, мимические реакции, тембр голоса, ритм дыхания и т.д.).

Одним из «ключей доступа» к бессознательному являются паттерны глаз.

Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа», включаться в модальность и работать с «ключами доступа» называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает свой внутренний мир.

Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, пациент должен «получить доступ» к своей собственной информации, к своим неосознанным психическим процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, называется ведущей, система, представляющая эту информацию сознанию, - репрезентативной, а система, сверяющая полученный результат, - референтной.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведения. Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, социально зрелый - две-три и более. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше .

В нейролингвистическом программировании есть понятие мета-модель. Это набор лингвистических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каждый имеет свою модель мира. Иногда субъективная модель мира пациента не поддается коррекции.

Основное правило НЛП заключается в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои.

Основные методы и техники НЛП
Метод «якоря», работа с субмодальностями, наложение, принятие решения, изменение убеждения, «взмах», «взрыв», визуально-кинестетическая диссоциация, Метод «посмотри на себя глазами, полными любви», рефрейминг, терапевтическая метафора.

НЛП (нейролингвистическое программирование) популярное направление практической психологии и психотерапии, которое широко распространилось в различных сферах жизни. Человек, владеющий НЛП, воздействует на подсознание своих слушателей или на свое подсознание с помощью специально подобранных фраз – лингвистических конструкций. НЛП стала одной из самых популярных психологических практик, с помощью которых человек может менять свою психику и влиять на других людей с целью моделирования их поведения.

Влияние НЛП на подсознание происходит посредством мягкого эриксоновского гипноза. Он очень отличается от классической методики, которая полностью отключает сознание. Владеющий НЛП, может ввести своего собеседника в легкий транс с помощью подстройки по частоте дыхания, зрительного контакта, метафор и образных фраз, которые соответствуют психическим особенностям человека. Состояние транса помогает переместить внимание на внутреннее «Я», облегчает поступление информации в подсознание. Сознание собеседника не отключается. Но говорящий получает возможность обходить его «фильтры», что позволяет внушить симпатию и вызвать доверие.

Сфера применения НЛП

В последние десятилетия НЛП широко используется в психотерапии и повседневной жизни.

  • НЛП в психотерапии и психологическом консультировании. Элементы НЛП используют для лечения: психологических травм, фобий , депрессий , психосоматических расстройств , устранения вредных привычек. Его применяют в семейном консультировании и спортивной психологии. В психологических тренингах повышения стрессоустойчивости и других личностных качеств.
  • НЛП в повседневной жизни широко используется тренинговыми компаниями и коучами при проведении тренингов и семинаров по личностному росту, повышению эффективности персонала коммерческих компаний, специалистов, работающих в сфере продаж и рекламы. Пикап или современное искусство соблазнения также основывался на принципах НЛП.

Основным понятием в НЛП является «субъективный опыт» – познание окружающего мира через органы восприятия. Он включает три взаимосвязанных компонента: восприятие, идеи и убеждения. Опыт определяет чувства человека, его образ мыслей – следовательно, и поведение. Исходя из личного опыта, каждый строит свою картину мира, свою реальность. Наблюдая за поведением можно понять субъективный опыт и получить ключ к изменению поведения. Поэтому в НЛП подход к каждому человеку должен быть сугубо индивидуальный. Использование стандартных схем и шаблонных подходов вызывает отторжение и неприязнь к пользователю методики.

История появления НЛП

Методика разработана в 60-70-х годах в Калифорнийском университете. К ее созданию причастны три специалиста: психолог Ричард Бэндлер, лингвист Джон Гриндер, а также кибернетик и антрополог Грегори Бейтсон. Они анализировали работу трех известных и очень успешных психотерапевтов, работающих в разных направлениях: Ф. Перлза, В. Сатир и М. Эриксона (основателя эриксоновского гипноза). После изучения их методов работы с сознательным и бессознательным исследователи составили алгоритмы, которые впоследствии стали основой НЛП.

Как создавалось НЛП

Авторы НЛП, а в дальнейшем и их последователи, находили успешных психотерапевтов и людей, которые удачно справлялись с психологическими проблемами, и перенимали их секреты. Они анализировали полученную информацию, раскладывали на составляющие, а затем создавали пошаговую инструкцию по решению данной проблемы.

Как работает нейролингвистическое программирование

НЛП дает практические советы и четкие инструкции, пользуясь которыми можно понять мотивы действий человека и донести до него свою точку зрения, сделать своим сторонником, вызвать симпатию и изменить его повеление, избавить от психологических проблем.

Эффективность НЛП зависит от ряда факторов:

  • Некритичного восприятия основ НЛП. Сомневающиеся люди, которые критично относятся к пресуппозициям и требуют научных доказательств спорных высказываний, не смогут эффективно влиять на собеседника. Чтобы убедить оппонента нужно самому верить в то, что ты делаешь и говоришь.
  • Индивидуального подхода к каждому человеку . Не существует идеальных методик НЛП, подходящим всем людям и работающим во всех ситуациях. В каждом случае требуется анализировать, проявлять гибкость и выбирать то, что больше подходит.
  • Правильного подбора техник НЛП и их грамотного сочетания. Даже работая с одним человеком, требуется применять несколько техник. Одни из них могут оказаться неэффективными, другие со временем перестают действовать, поэтому требуется в совершенстве владеть многими методиками.
  • Точного соблюдения всех деталей методики. Все нюансы техники очень важны. Например, если указано, что во время психотерапии с помощью НЛП пациент должен находиться в состоянии транса, то пренебрегать этим правилом нельзя. В противном случае внушение не будет работать.
  • Мастерства и навыков общения. Быстро освоить НЛП могут люди, которые знают азы психологии, привыкли общаться и делают это непринужденно – психологи, психотерапевты, преподаватели, коучи. Тем, у кого нет подобных навыков, придется много практиковаться.

Основные принципы НЛП – пресуппозиции


Основные принципы НЛП
(их еще называют пресуппозициями) – это утверждения и постулаты, которые являются теоретической базой методики. Люди, практикующие НЛП принимают пресуппозиции как аксиомы, которые не требуют доказательств. Эти утверждения призваны изменить точку зрения человека на ситуацию, чтобы упростить решение проблем.

  1. Карта – это не территория. Как карта местности не является той территорией, которую она описывает, так и наше виденье реальности не совпадает с «объективной реальностью», существующей на самом деле. Наше виденье зависит от прошлого опыта, воспитания, настроения, установок и принципов. Поэтому одна и та же ситуация воспринимается разными людьми по-своему. НЛП учит понимать, что реальный мир шире той карты, которую нарисовал наш опыт. У каждого человека есть свое виденье, и это необходимо учитывать. Ничья карта не является подлинной и правильной, а лучше та, которая дает больше возможностей решения проблем. Чужие картины мира могут помочь увидеть проблему с новой стороны и найти неожиданное решение. Понимание того, как человек видит действительность, помогает выстроить эффективную модель общения с ним.
  2. Тело и «сознание» – единая система. Самочувствие зависит от мыслей человека, и одновременно самочувствие значительно влияет на ход мыслей. Изменения в сознании и эмоции влияют на телесные ощущения, поскольку способны снять или повысить тонус мышц, улучшить или ухудшить кровообращение и иннервацию. Например, вспоминая об отдыхе, человек испытывает умиротворение. Сам того не замечая, он расслабляет мышцы, что способствует снятию мышечных спазмов, улучшению кровообращения и облегчению боли.
  3. В основе любого поведения есть позитивное намерение, которое связано с первоначальным окружением. Человек всегда «хочет как лучше», то есть им движет позитивное намерение. А вот действия, которые он предпринимает для достижения цели, не всегда одобряются обществом. Например, чтобы обеспечить семью один будет воровать, а другой - работать. Выбор действия (поведения) зависит от ситуации, в которой принималось решение, воспитания, характера, моральных норм. Случается, что действительность меняется, и та модель поведения, которая раньше была приемлема, больше не работает. В этом случае необходимо понять, какое намерение стало основой данного поведения, а затем изменить поведение на положительное. Например, в основе энуреза лежит подсознательное намерение ребенка привлечь к себе внимание родителей. Поэтому, чтобы избавиться от нежелательного поведения нужно помочь ребенку достичь цели другим путем, предложив здоровую альтернативу – доброжелательно общаться с ним, проводить вместе больше времени.
  4. Весь жизненный опыт храниться в нервной системе . Все, что когда-то случалось с человеком, записывается в его нервной системе и остается в памяти, хотя иногда доступ к этим воспоминаниям может быть затруднен. В НЛП прошлое не всегда рассматривается как корень проблем. Опыт прошлого – это источник ресурсов, которые помогают найти решение в сложных ситуациях. Также примеры удачного поведения можно найти в опыте других людей и вымышленных персонажей.
  5. Субъективный опыт разделяется на зрительные образы, звуки, запахи, ощущения и вкус. В НЛП выделяют пять каналов восприятия информации – зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный и кинестетический (рецепторы тела и мимика). Один из органов чувств является ведущим, через него человек получает основную информацию. На основе информации он строит свои суждения и намерения, которые влияют на поведение. Зная, модальность человека, то есть какой анализатор у него ведущий, владеющий НЛП может эффективнее донести ему нужную информацию. Тем самым он влияет на поведение собеседника. Например: чтобы достучаться до подсознания человека, у которого ведущим является кинестетический канал, и убедить его поехать с вами, можно построить фразу таким образом: «Почувствуй, как обжигает кожу горячий песок, как освежает морская вода».
  6. Нет поражений, а бывает лишь обратная связь. То, что люди привыкли считать поражением или неудачей, на самом деле является новым опытом и полезной информацией, которая делает человека совершеннее и приближает к успеху. Например, после собеседования человека не взяли на работу. Ситуацию можно рассматривать как полезный опыт. Проанализировав ошибки, можно сделать выводы: как вести себя в следующий раз, какие навыки и умения требуются, чтобы собеседование прошло успешно.
  7. Смысл коммуникации в реакции, которую она вызывает. Когда человек говорит, он имеет определенное намерение: передать или получить информацию, эмоциональную реакцию, побудить собеседника к действию. Случается и так, что слова вызывают реакцию противоположную той, на которую рассчитывал говорящий. В ответ на нейтральную фразу или похвалу собеседник может обидеться. Это означает, что действие (высказывание) не соответствовало вашему намерению. НЛП предлагает выход, который поможет получить от оппонента желаемую реакцию – изменить действие, подобрать другой тон, фразы, ситуацию. То есть, если по реакции человека видно, что ваши доводы его не убеждают, то следует сменить тактику. Например, не рассказывать, а задавать вопросы.
  8. Поведение – выбор лучшего варианта из того, что доступно на данный момент . Человек в любой ситуации выбирает самое лучшее и эффективное из того, что имеется. Обычно этот выбор закрепляется, и он ведет себя подобным образом в аналогичных ситуациях, даже если методика потеряла свою эффективность. Например, человек может постоянно отвечать криком на конструктивную критику, если это сработало один раз. Чем больше его возможности (умственные, финансовые, физические), тем богаче выбор стратегий поведения. Методика НЛП направлена на развитие поведенческой гибкости и новых нестандартных моделей поведения в различных ситуациях. Это повышает возможности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, и за счет этого стать более успешным. В рамках психотерапии эта пресуппозиция помогает научиться не жалеть о содеянном в прошлом – ведь это было лучшее решение в той ситуации, а руководствовались мы исключительно позитивными намереньями.
  9. У каждого есть все необходимые ему ресурсы . Под ресурсами в НЛП имеются в виду знания, умения, убеждения, способности, время, финансы, вещи и люди. Это все, что позволяет расширить выбор решений проблемы. Например, стоит задача сделать ремонт. Если у вас достаточно ресурсов, то вы можете выбрать один из трех вариантов: 1) можно сделать самостоятельно, затратив время и силы; 2) можно привлечь знакомых; 3)можно заплатить наемным рабочим. Если ресурсов недостаточно (нет времени, нет денег), то число вариантов снижается. Чем больше ресурсов, тем шире выбор и легче справиться с проблемой. Пресуппозиция утверждает, что необходимые ресурсы есть у каждого. На первый взгляд с этим утверждением сложно согласиться. Но сторонники НЛП утверждают, что человеку достаточно начать действовать, как будто ресурсы у него есть, и они и действительно появятся.

  10. Вселенная благоприятствует нам и изобилует ресурсами.
    Окружающий мир наполнен ресурсами. В процессе эволюции человечество научилось их использовать, что и поставило человека на вершину пирамиды. Если бы люди только избегали опасностей, а не пытались добиться большего, этого бы не произошло. Эта пресуппозиция говорит нам, что стоит верить в добрые намерения других людей и смело использовать все доступные ресурсы. В этом случае вселенная будет становиться еще более дружественной и щедрой.

Данные пресуппозиции достаточно общие, их сложно доказать при помощи научных экспериментов. Поэтому сторонники НЛП предлагают просто принять их на веру, или действовать так, как будто вы уверены в правоте этих тезисов. После смены поведения начинает меняться и ощущение мира, и ход мыслей. Таким образом, НЛП предлагает совершать сознательные действия, чтобы, влияя на глубинные структуры психики, получить подсознательные результаты.

На основе пресуппозиций создано большое количество моделей, техник и приемов НЛП. Каждый автор и тренер добавляет что-то свое. В данной статье будут рассмотрены самые популярные техники.

Применение НЛП

Обучение тому, как применять НЛП на практике проводят на семинарах и тренингах, но можно научиться этому и самостоятельно, имея достаточно времени и настойчивости. Для этого нужно ознакомиться с моделями, техниками и приемами НЛП, проходить онлайн тренинги и применять полученные знания на практике.

Модели НЛП

Модели НЛП – это различные варианты восприятия ситуаций. Модели – это способы мышления, применяя которые можно найти оригинальные и действенные подходы к людям.

Модель НЛП: ФОКУСЫ ЯЗЫКА

Модель «Фокусы языка» позволяет менять убеждения оппонента и работать с его возражениями. Таким образом, она дает преимущества в споре, применяющим НЛП в повседневной жизни. Знание ее приемов дает возможность улучшить свою публичную деятельность, что важно работающим в сфере обучения, продаж, в политике. А психологам и психотерапевтам эти приемы позволяют изменить позицию клиента по данному вопросу, сменить его мировоззрение на более позитивное и здоровое.

По сути «Фокусы языка» – это набор речевых моделей, которые помогают быстро переубедить собеседника. С их помощью можно заставить оппонента засомневаться в правильности его суждений, путем смещения фокуса внимания на новые аспекты обговариваемой проблемы.

Существует четырнадцать фокусов языка. Их используют в зависимости от ситуации и типа нервной системы собеседника.

  • Фокус языка – намерение

Суть метода – интуитивно определить цель, движущую человеком, которая скрывается за его высказыванием. Затем человеку предлагают совершить действие ради этой цели.

– Ценю вашу рациональность и ответственность, именно поэтому считаю, что Вы лучше других справитесь с этой задачей.

  • Фокус языка – переопределение

Суть метода – замена одного из слов в высказывании собеседника близким по значению, но имеющим другой контекст.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Вы не можете сказать: «я не хочу это делать», находясь на работе.

Или более позитивное:

– Действительно, это не ваш долг. Но не могли бы вы мне помочь?

  • Фокус языка – последствия

Суть метода – обрисовать собеседнику последствия его выбора. Они могут быть как позитивные, так и негативные, в зависимости от того, в каком ключе строится разговор.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Хочу Вам напомнить, что сейчас рассматривается распределение премий лучшим работникам года. Ваше решение может повлиять на этот вопрос.

  • Фокус языка – разделение

Суть метода – разобрать по деталям каждый элемент высказывания оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Что именно из того, что я прошу, не прописано в Ваших обязанностях. Давайте разберем по пунктам.

  • Фокус языка – объединение

Суть метода – обобщить часть убеждения. Это дает возможность изменить взаимосвязи между частями высказывания.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы все здесь выходим за рамки должностных обязанностей. Иначе работа остановилась бы.

  • Фокус языка – аналогия

Суть метода – подобрать аналогию, которая придает высказыванию собеседника другой смысл. Хорошо если это будет анекдот, притча, пословица. Но подойдет любая метафора, которая ассоциируется с данной ситуацией.


– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– А Ной был виноделом. В его обязанности тоже не входило спасать мир от потопа.

  • Фокус языка – изменение размера фрейма

Суть метода – посмотреть на ситуацию с точки зрения прошлого или будущего.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Вам сказали, что придется выполнять эти функции, когда Вы устраивались к нам на предприятие? Вы все равно были бы заинтересованы в трудоустройстве?

  • Фокус языка – другой результат

Суть метода – показать, что у данного действия может быть результат более значимый, чем тот, что заявляет оппонент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Возможно, это не прописано в Вашей должностной инструкции, но это способно на порядок увеличить наши прибыли, привлечь большее количество клиентов.

  • Фокус языка – модель мира

Суть метода – переоценить ситуацию с другой точки зрения, использовать другую модель мира. Желательно делать это с позиции значимого и авторитетного для оппонента человека.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Если бы Гаррисон Форд не выходил за рамки своих обязанностей, все бы еще ездили на паровых машинах.

  • Фокус языка – стратегия реальности

Суть метода – обращения к реальным фактам, которые постигаются через логику и аналитическое мышление. При этом отметаются домыслы, интуитивные выводы и эмоции оппонента.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Оставим эмоции и поговорим по существу. В действительности это входит в Ваши обязанности. Об этом говорится в пункте № .

  • Фокус языка – противоположный пример

Суть метода – требуется найти исключение из правил и привести его в качестве примера. Это делает убеждение собеседника менее весомым.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– В мои обязанности тоже не входит обучать сотрудников, но я сейчас этим занимаюсь. К тому же дополнительная нагрузка есть у многих в нашем коллективе.

  • Фокус языка – иерархия критериев

Суть метода – переоценить высказывание собеседника с точки зрения более важного критерия.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Мы здесь для того, чтобы помогать людям. Это важнее, чем следование должностным инструкциям.

  • Фокус языка – примените к себе

Суть метода – применяет ли собеседник к себе правило, которым он руководствуется на данный момент.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Тогда и Вы не должны просить для себя таких исключений, как гибкий график, возможность удаленной работы.

  • Фокус языка – мета-фрейм

Суть метода – время меняется, то, что раньше было правильным, потеряло свою актуальность.

– Я не буду делать то, что не входит в мои должностные обязанности.

– Так можно было рассуждать до кризиса. Теперь необходимо всеми силами бороться за клиента и за свое рабочее место.

Модель НЛП: ЯКОРЯ

В НЛП под термином «якорь», подразумевают стимул , вызывающий реакцию или условный рефлекс. В свою очередь стимулом для создания якоря может быть любое слово, предмет, человек или что-либо другое (жест, поза, мелодия, запах), запускающее эмоцию или состояние. Если якорь устанавливается специально, то в качестве стимула используют нечто необычное, но что можно в точности повторить в нужный момент: непривычный жест, новый брелок.

Установка якоря НЛП имеет тот же принцип, что и формирование условного рефлекса. Например, в отпуске вы начали пользоваться новой туалетной водой. После этого впечатления об отдыхе ассоциируются с этим ароматом. Через некоторое время воспользовавшись этой туалетной водой вы, сами того не желая, вызовете воспоминания об отпуске. Так аромат стал якорем, запускающим приятные эмоции.

В зависимости от того, какое переживание вызывает якорь, он может быть положительный и отрицательный.

  • Положительный якорь вызывает приятные эмоции и ресурсные состояния, полезные для решения задач. Он помогает вызвать это состояние в нужный момент. Например, работоспособность на рабочем месте, бодрость в конце дня и т.д.
  • Отрицательный якорь вызывает негативно окрашенные переживания, которые усложняют деятельность. Он может использоваться для лечения вредных привычек (переедания, курения).

С якорями можно совершать различные действия:

  • Наложение якорей – действие, в результате которого один стимул вызывает два разных состояния. Так, для повышения работоспособности рабочий инструмент (например, планшет) можно сделать якорем, запускающим бодрость и интерес.
  • Коллапс якорей – это состояние, когда якоря, обозначающие противоположные эмоции и состояния (например, страх и спокойствие), нейтрализуют друг друга. В итоге оба рефлекса, связанные с ними больше не работают, а сам стимул не вызывает никаких эмоций.
  • Переякорение – замена состояния, которое раннее вызывал якорь, другим. Например, если школьный рюкзак вызывал у ребенка тревогу, связанную с возможными неприятностями в школе, то после переякорения он будет вызывать интерес или уверенность в своих силах.
  • Интеграция якорей – объединение нескольких позитивных или нескольких негативных состояний на одном якоре. Например, после интеграции якорей сигарета может стать якорем для отвращения, тошноты, неприязни, что поможет человеку справиться с вредной привычкой.

Модель якоря в НЛП является одной из наиболее востребованных. Подробнее об установке якоря и использовании этой модели на практике описано в технике «Якорение ресурсных состояний».

Модель НЛП: АССОЦИАЦИЯ – ДИССОЦИАЦИЯ

Представим себе ситуацию – вам нахамили на улице. В данном случае возможны два варианта восприятия ситуации.


  • Ассоциация – Вы видите ситуацию своими глазами и являетесь ее непосредственным участником. Вы смотрите на раскрасневшееся лицо оппонента, слышите его голос, чувствуете, как вас переполняют гнев и обида, как кровь приливает к лицу и стучит в висках. При ассоциации вы воспринимаете происходящее всеми органами чувств. Из-за этого возникает множество эмоций, которые могут, как помочь в разрешении ситуации, так и навредить.
  • Диссоциация – это способ восприятия, когда вы видите себя в этой ситуации со стороны. Вы смотрите на себя, конфликтующего, и на своего оппонента. Вы видите и слышите все происходящее, но при этом не ощущаете эмоций, которые мешали бы вам принять рациональное решение. Смотреть на себя можно сверху, из-за плеча, сбоку.

Для чего используется модель «ассоциация - диссоциация»? Ассоциация нужна, когда вы хотите вызвать эмоции, которые пережили в той ситуации. При разговоре с любимым человеком, на отдыхе, при сексе, в момент триумфа. Эти состояния используются для установки якоря.

Диссоциация помогает взглянуть на ситуацию без лишних эмоций. Это может помочь в момент, когда нужно держась себя в руках, например при ссоре с начальством. Отстраненный взгляд со стороны помогает снизить тревожность. Например, когда вы страдаете бессонницей из-за того, что беспокоитесь о событиях, которые могут случиться (или не случиться) в будущем. Также метод диссоциации используется при борьбе с фобиями и психологическими травмами.

Модель НЛП: МЕТАПРОГРАММЫ

Метапрограммы – это фильтры, которые определяют, какая информация попадет в сознание и на чем концентрируется внимание человека. Определив метапрограмму человека можно спрогнозировать его поведение, добиться понимания, эффективно мотивировать, определять должность, где он будет наиболее полезен.

Необходимо учитывать, что метапрограммы явление не стабильное. Один и тот же человек может проявлять разные метапрограммы в разных ситуациях. Например, на работе он полагается только на свое мнение, а семейных делах прислушивается к мнению супруги. Выраженность метапрограммы также зависит от состояния здоровья и других факторов. Поэтому требуется подбирать индивидуальный подход к одному и тому же человеку при каждой встрече.

Виды метапрограмм:

На данный момент насчитывается более 50-ти метапрограмм. Коротко опишем самые распространенные из них.

  1. Метапрограмма «мотивация ОТ-К»

Метапрограмма мотивация ОТ-К делит людей на две группы.

  • Мотивация К (у 30% людей). Люди, для которых свойственна мотивация К ориентируются на успех. По природе они лидеры. Их интересует, чего они могут достичь, что смогут приобрести. Например, человека будет больше интересовать, как продвинуться по карьерной лестнице. При этом вопрос: «как избежать гнева начальства и неприязни коллег», его не волнует.
  • Мотивация ОТ (у 60%) характерна для людей, избегающих неудач и негатива. Они склонны ставить перед собой небольшие цели, которые можно быстро достичь. Они ценят стабильность. Не любят риска и перемен, которые могут повлечь за собой изменения к худшему. Склонны избавляться от проблем и недостатков. Например, они скорее купят гипоаллергенный шампунь, обещающий избавление от перхоти и выпадения волос, чем шампунь для красивых пышных и густых волос.
  1. Метапрограмма «СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ»

Метапрограмма «способ мышления» описывает способ обработки информации. Людей делят на 3 группы, исходя из того, предпочитает ли человек укрупнять, разукрупнять или искать аналогии

  • Обобщение. Эти люди склонны выделять общие существенные свойства предметов и явлений. На основе наблюдений за мелким и частными случаями они делают выводы обо всей категории. Например, такая женщина будет утверждать, что все мужчины полигамны, на основе одной измены.
  • Разукрупнение. Для людей характерно дедуктивное мышление. Из знаний об общем с помощью умозаключений они делают выводы о частном. Например, попугаи умеют говорить, поэтому любого волнистого попугайчика можно научить разговаривать.
  • Аналогии. Люди с таким способом мышления делают выводы на основе схожести эквивалентов: если Маше 10 лет, то и ее одноклассникам тоже по 10 лет.
  1. Метапрограмма «МОТИВЫ»

Условно можно поделить людей на 4 категории, соответственно мотивам, которые ими движут.

  • Власть . Этих людей побуждает к действию власть, возможность влиять на эмоции и действия других. Они превыше всего ставят свой престиж, значимость и уважение со стороны окружающих. Они хорошие управленцы и прирожденные лидеры.
  • Причастность . Командные игроки. Они всегда настроены на общение, любят заводить новые знакомства, поддерживают старые связи. Эти люди всегда в центре внимания и нуждаются в признании и общении. Хорошо работают в группе, способны длительно выполнять монотонную работу, не стремятся занять ответственные должности.
  • Достижение . Люди такого склада предпочитают сложные задачи, исследования, новые проекты, которыми раньше никто не занимался. Они не нуждаются в соратниках и помощниках, предпочитая работать в одиночку. Постоянно стремятся к совершенствованию и развитию. Должны стать лучше других и лучше себя в прошлом.
  • Избегание . Эти люди, прежде всего, ценят безопасность. Они стараются избегать всех возможных рисков, часто чувствуют себя беспомощными. Программа страха у них запускается по самому незначительному поводу. Они исполнительны, но боятся проявить инициативу. Не высказывают свое мнение, стараясь не провоцировать конфликт.
  1. Метапрограмма «РЕФЕРЕНЦИЯ»

Метапрограмма «Референция» помогает разделить людей на две группы, учитывая, какие ценности являются ведущими в принятии решений: внутренние или внешние.


  1. Метапрограмма «ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ МОДАЛЬНОСТЬ»

Метапрограмма «Предпочитаемая модальность» описывает, по какому каналу человек предпочитает получать информацию о внешнем мире. Ведущим каналом может быть: зрение, слух, чувства (тактильные ощущения, вкус и запах) или внутренний диалог. Знание предпочитаемой модальности собеседника дает возможность подстроиться под его образ мышления, что дает преимущества при общении с ним.

Модальность

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Дигиталы

Численность среди населения

Ведущий канал

Телесные ощущения, запах, вкус, движение

Смысл, функциональность

Предикаты – ключевые слова

Сидеть, смотреть, яркий, красочный, цветной

Слушать, громкий, ритмичный, звучит

Чувствовать, касаться, теплый, нежный

Рациональный, эффективный

Характерные черты

При общении рассматривают собеседника. Внешний вид важнее функциональности. Для запоминания и восприятия им нужны: схемы, графики, изображения.

Очень общительны. Любят и поговорить, и послушать. Часто у них приятный выразительный голос и хороший музыкальный слух. Для запоминания проговаривают вслух или про себя.

При общении стремятся коснуться собеседника – пожать руку, поправить одежду. Не слишком разговорчивы. Ценят удобство и комфорт. Постоянно находятся в действии, редко сидят на месте, что-то вертят в руках. Импульсивны. Не любят планировать.

Предпочитают рассуждать, выделять важное, анализировать ситуацию, перенимать чужой опыт. Мышление критичное, верят только весомым доказательствам. Внешне спокойны, стараются избегать сильных эмоций, которые являются для них очень болезненными.

Что ценит

Посмотреть, увидеть, изображение, макет, нарисовать

Потрогать, пощупать, контактировать

Услышать обо всех сторонах вопроса, обговорить тему

Доказательства, справки, сертификаты

Воздействие на человека с помощью этой метапрограммы НЛП можно разделить на 3 этапа:

  1. Анализ человека. Определение его репрезентативной системы. Какой канал у него является ведущим: слух, зрение, чувства.
  2. Подстройка к репрезентативной системе субъекта. Например, визуалу мы говорим – «Я вижу, что вы правы», аудиалу – «Все, что вы говорите правильно», кинестетику – «Я чувствую вашу правоту», а дигиталу – «Вы правы по всем пунктам».
  3. Воздействие на субъект с помощью различных методик. После подстройки выбирают соответствующую ситуации методику.

Все метапрограммы в разной мере присущи каждому человеку. Например, ваш собеседник на 70% проявляет мотивацию «ОТ», на 80% ему характерна внутренняя референция, на 90% - визуал. Но в остальных случаях он может проявить мотивацию «к» или свойства кинестетика. Поэтому при общении требуется внимательно следить, какой отклик вызывают ваши слова.

Методики НЛП

Методики НЛП – это пошаговые инструкции, которые позволяют решить проблему, не углубляясь в причины ее возникновения. Рассмотрим самые продуктивные методики НЛП.

Техника ВЗМАХ

Техника «Взмах» одна из самых востребованных методик, действующих на уровне подсознания. Она помогает избавиться от вредных привычек: курения, алкоголизма, переедания, грызения ногтей.

Шаг первый

  1. Выяснение намерений : зачем вам это? Что вы от этого получаете? - Курю, чтобы успокоиться и получить удовольствие.
  2. Выяснение вторичных выгод : какие еще преимущества вы получаете? Для чего вы это используете? – Курение помогает общаться с коллегами и скоротать время на работе.
  3. Выгоды от нового состояния : почему вы хотите избавиться от этой привычки? Какие преимущества вы получите, если бросите курить? – Здоровье, самоуважение.
  4. Проверка экологии: возможны ли негативные последствия после избавления от этой привычки? Чем грозит отказ от нее? Можно ли как-то уменьшить негативные последствия?

Шаг второй

Составление репрезентаций. В зависимости от модальности человека, (что доминирует – зрение, слух, ощущения и т.д.) составляется две картинки. Одна символизирует образ или ощущение, возникающее при запуске нежелательной программы. Вторая – это образ человека свободного от вредной привычки.

Рассмотрим пример, попытка избавиться от никотиновой зависимости у человека с ведущим зрительным анализатором.

  1. Картина первая – рука, подносящая ко рту зажженную сигарету.
  2. Картина вторая – фото счастливого и успешного человека, сумевшего отказаться от курения.

Шаг третий

  1. Картина 1. Необходимо представить картину «рука с сигаретой» крупным планом, сделав ее максимально четкой, цветной, контрастной.
  2. Картина 2. В темный угол первой картинки необходимо поместить вторую – маленькую и тусклую.
  3. Выполнение «взмаха». Картинки моментально меняются местами. Картинка с сигаретой становится черно-белой, тусклой и маленькой. Картинка с идеальным образом разворачивается, наполняется цветами и деталями. Действие происходит за долю секунды.
  4. Черный экран. После того, как идеальная картинка была детализирована, требуется «очистить экран». Обе картинки исчезают, остается черный фон.
  5. Повторить смену картинок 12-15 раз. Упражнение повторять ежедневно, до тех пор, пока тяга к курению полностью не исчезнет.

Техника «ЯКОРЕНИЕ РЕСУРСНЫХ СОСТОЯНИЙ»

Используя технику «якорение ресурсных состояний», в нужный момент можно вызвать состояние или эмоцию. Это дает возможность управлять чувствами в любой ситуации.

Шаг первый

  1. Выяснение цели: в какой ситуации необходим дополнительный ресурс? - при работе, при общении с противоположным полом.
  2. Определение необходимого ресурса : чего вам не хватает в данной ситуации, чтобы успешно с ней справиться? Например, спокойствие на экзамене, смелость при публичном выступлении, вдохновение во время творческой работы.
  3. Проверка экологии: будь у вас этот ресурс вы бы им воспользовались? Не ухудшило бы ваше поведение ситуацию?

Шаг второй

  1. Вспомните ситуацию , когда необходимый ресурс у вас был: когда вы чувствовали себя уверенно, спокойно, радостно. Если такого положительного опыта не было, можно придумать историю, в которой вы проявили нужное качество.
  2. Придумайте якорь . Это может быть не привычный для вас жест. Например, обхватить запястье правой руки большим и указательным пальцами левой руки или сплести руки в замок, выпрямив и соединив указательные пальцы.
  3. Якорение . Воспроизведите выбранную ситуацию в воображении до мельчайших подробностей: кто присутствовал, что говорил, запахи, атмосфера. Вспомните, ресурсное ощущение, которое бы вы хотели испытывать. Когда положительные переживания достигнут самой высокой точки, то в этот момент необходимо присоединить якорь. После якорения необходимо прервать воспроизведение ситуации.
  4. Закрепление якоря . Цепочку: «воспроизведение ситуации – пик ресурсного состояния – якорь – прерывание ситуации» повторяют 7-10 раз. Этого количества повторений обычно достаточно, чтобы закрепился условный рефлекс.

Шаг третий

  1. Проверка якоря . Займитесь повседневными делами. Через некоторое время выполните действие, служащее якорем. Вслед за этим непроизвольно должно возникнуть ресурсное состояние (спокойствие, уверенность). Если оно не возникло, то якорение повторяют еще 5-7 раз.
  2. Проигрывание проблемной ситуации . В воображении смоделируйте ситуацию, в которой вам раньше не хватало уверенности. Например, вы находитесь за столом, где разложены экзаменационные билеты, напротив сидит преподаватель. Вас переполняют волнение и тревога. Воспользуйтесь якорем, чтобы вызвать желаемое состояние.
  3. Закрепление условного рефлекса . Используйте якорь на практике как можно чаще, чтобы закрепить навык.
  4. Техника «БЫСТРОЕ ЛЕЧЕНИЕ ФОБИЙ» или «КИНОТЕАТР»

С помощью этой техники можно избавиться не только от навязчивых страхов и фобий, но и любых сильных эмоций: ненависти, злости, зависти.


Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога! Уверен, что большинство из вас слышали о такой неоднозначной, а местами даже пугающей психологической технике, как нейролингвистическое программирование. Действительно, первое, что приходит на ум, когда знакомишься с НЛП –бубны цыган с медведями, обирающих своих жертв с помощью гипноза, или силуэты секретных агентов спецслужб. А на самом деле, техника НЛП что это? И почему разговор о ней мы ведем на страницах блога о саморазвитии?

Что такое НЛП, кто и зачем его создал

НЛП – это направление в психологии и психотерапии, основанное в шестидесятых годах ХХ века группой ученых из Калифорнийского университета: Р.Бендлером, Дж.Гриндлером, Ф.Пьюселиком и Гр. Бейтсоном. Это своеобразный симбиоз наиболее эффективных приемов семейной терапии, эриксоновского разговорного гипноза, транзактного анализа и гештальттерапии.

В основе НЛП лежит технология моделирования вербального и невербального поведения успешных людей, их взаимодействия с социумом.

Более простым языком – это технология, которая помогает научиться тому, что уже кто-то умеет. Это может быть что угодно: вышивание крестиком, китайский язык, управление корпорациями, умение очаровывать противоположный пол, налаживать общение с людьми и даже управлять своим эмоциональным состоянием.

С точки зрения Ф.Пьюселика, НЛП - это набор навыков, которые позволяют вам делать все, чем бы вы ни занимались, еще лучше.

То есть методики НЛП могут быть полезны всем, кто пытается чего-то достичь, стать ярче, сильнее, результативнее. Задача мастера состоит в том, чтобы отследить особенности модели поведения человека, достигшего чего-нибудь, преодолевшего что-то.

Так, Ричард Бендлер для работы с пациентами, которые страдали от фобий, разыскал несколько человек, самостоятельно победивших недуг, обобщил их опыт и создал технику «Быстрое лечение фобий».

А один из успешных студентов Джона Гриндера в качестве зачетного проекта смоделировал освоение навыка хождения по горячим углям. Идея обрела популярность, а предприимчивый студент гастролировал с семинарами по всему побережью.

У многих сложилось ошибочное мнение, что НЛП — это техника манипулирования людьми, позволяющая «поиметь мир». Действительно, любые достоверные знания о функционировании человеческого мозга, позволяют влиять на поведенческие реакции.

Где можно применять эти техники

Методы и приемы этой удивительной системы работают поражающе эффективно. В этом подчас заключается опасность. Знание само по себе нейтрально, а вот сфера его использования может быть как в плюсе, так и в минусе. Поэтому как и многие другие открытия, техники НЛП могут, к сожалению использоваться «специалистами» с нечистой совестью для создания различных тоталитарных структур, сект управляемых людей.

Однако, реальность такова, что мы живем в социуме не изолированно, а обмениваясь импульсами, влияя друг на друга, иногда достаточно жестко.

Разве может учитель провести урок, не осуществив в той или иной мере манипуляцию своими учениками? А руководителю предприятия можно управлять коллективом, не воздействуя на него?

А может вам удавалось уложить расшалившегося сынишку спать, не проведя сложные маневры и торги?

Сомневаюсь в этом. Лично я к манипуляциям отношусь достаточно спокойно. Изучая НЛП, я научился отслеживать подобные попытки. Если манипулятор пытается действовать мне во вред, я не раздражаюсь, а игнорирую или просто играю с ним.

Скажем, когда ваша дочурка в супермаркете, проходя мимо стеллажей с яркими игрушками, внезапно пытается рассказать, как ей повезло с родителями. Это ведь тоже манипуляция и гораздо более тонкая, чем банальное закатывание истерики. Так что и манипуляция манипуляции рознь, и польза от них бывает (дочь таки получит новую куклу – устоять я думаю мало кто сможет).

Простое использование техник нейролингвистического программирования, помогает разрешать конфликты или не допускать их возникновения, то есть производить качественную коммуникацию.

Кроме того, НЛП – это не , не собрание доступных избранным знаний, не шаманство, а старательно собранные в систему психологические техники, реально помогающие современному человеку в обучении, в любви и деловой сфере.

В конце концов, НЛП – это средство как, молоток, нож или дрель. Вы можете с их помощью построить дом, а можете нанести человеку увечья. Все зависит от того, как их применить.

Чем НЛП может помочь именно вам стать более эффективными


Как уже было сказано выше, НЛП акцентирует внимание, прежде всего, на практическом аспекте и дает ответы на множество неудобных вопросов.

  • Как правильно простроить стратегию переговоров?
  • Убедительно и аргументированно сформулировать свою мысль?

У человека, практикующего эти техники, меняется и внутренний мир и система внешних взаимодействий. Отношения с другими людьми становятся более прозрачными и гармоничными, благодаря чему удается решить большое количество проблем, мешающих жить.

Итак НЛП помогает:

  1. научиться «считывать» собеседника, используя невербальные источники информации;
  2. избавляться от чужого влияния, пресекать или трансформировать его направленность;
  3. сформировать и развить дар убеждения;
  4. достигать взаимопонимания с другими людьми;
  5. наладить отношения с близкими, с подчиненными, со случайной аудиторией;
  6. освоить новые навыки и усовершенствовать имеющиеся;
  7. увеличить КПД своих действий;
  8. избавиться от вредных и приобрести полезные привычки;
  9. трансформировать мировосприятие и повысить самооценку;
  10. эффективно распределять время;
  11. сформировать или укрепить ощущение внутренней радости удовольствия.

А знаете ли вы, что использование практик нейролингвистического программирования позволяет самостоятельно прокачать харизму? О том, мы уже говорили.

Заключение

НЛП дает много инструментов для саморазвития. С его помощью можно сформировать нужные установки и достигнуть успеха в тех областях, где вы считаете, что недостаточно сильны.

Самое замечательное, что осваивать НЛП интересно и весело, так как результаты видны практически сразу.

Также существует множество техник использования данного метода, от сложных околонаучных до простых, доступных простому обывателю. Если Вам интересна данная модель саморазвития, то напишите в комментариях. И я раскрою этот вопрос более подробно в следующих статьях.

Не забывайте подписываться на обновления, что бы не пропустить важных новостей. Также можете вступить в группы, там я выкладываю лучшие выдержки из всех выпущенных статей.

P.S. Кнопки соц. сетей находятся справа и внизу

Познавайте новое, друзья. Пока, пока

Нейролингвистическое программирование или НЛП представляет собой направление в психологии, фундаментом для которого служит копирование вербального и невербального поведения человека. НЛП создано в 60–70-х годах ХХ века, применяется на психологических тренингах.

Официальная психология НЛП не признаёт: иногда направление называют лженаукой. Это объясняется тем, что большая часть используемых им методик научно не обоснованы и неэффективны, хотя имеют место результаты исследований, доказывающие обратное.

Нейролингвистическое программирование исследует опыт психотерапевтов и психоаналитиков, лингвистов, гипнотизёров чтобы сделать используемые ими методики общедоступными. НЛП – это:

  • Владение навыком чёткой постановки цели. Умение видеть препятствия на пути к цели и устранять их.
  • Внимательность и чувствительность к происходящему внутри себя и в окружающем внешнем мире. Навык нужен для контролирования собственной деятельности в процессе осуществления задуманного.
  • Гибкость в действиях на пути к достижению цели, способность изменять действия до тех пор, пока не появится результат.

Часть названия «Нейро» указывает на то, что для отображения человеческого опыта нужно быть компетентным в сфере деятельности мозга, отвечающей за переработку, сохранение и распространение информации.

Важность языка при отображении устройства поведения, мышления, взаимодействия между людьми демонстрирует слово «Лингвистическое».

«Программирование» – предполагает точную последовательность этапов при продвижении цели. Это системность умозаключений и поведения.

Нейролингвистическое программирование – это сочетание умений, которые помогают быстро менять мышление человека (манипулировать), чтобы влиять на него. Подобное действие на психику не осознаётся объектом и производится с целью освобождения от проблем, развития или как лечебное средство.

Фундамент НЛП – взаимодействие с человеческим сознанием. В процессе работы с людьми применяется блокировка сознательного с целью высвободить бессознательное.

История возникновения нейролингвистического программирования

Разработка нейролингвистического программирования началась в конце 60-х годов прошлого века в университете Калифорнии учёными во главе с антропологом Грегори Бейтсоном. Исследование призвано было выявить закономерности результативного общения некоторых психотерапевтов с пациентами.

Ричард Бендлер и Джон Гриндер изучали методики, приёмы, техники, способы взаимодействия, анализировали их, наблюдая за работой психотерапевтов с подопечными. Мониторингу подверглись методики, применяемые Вирджинией Сатир, Милтоном Эриксоном, Фрицем Пёрзлом.

Позднее исследованные методы были организованы как виды и показаны в форме моделей воздействия людей друг на друга. Выводы проведённого исследования изложены в трудах «Структура магии. Том 1» (1975), «Структура магии. Том 2» (1976). Совместно с Вирджинией Сатир в 1976 году написана книга «Изменения в семье».

Итогом исследований стала метамодель, которая послужила основой для продолжения изучения. Так возникла практическая психология, точнее отдельное направление, именуемое «нейролингвистическое программирование».

В начале 80-х годов ХХ века каждый из создателей НЛП стал следовать отдельным путём, что обусловило появление к концу 80-х годов нескольких объединений с единственными в своём роде подходами. В это же время НЛП попало в Россию. Первые русские учёные из Новосибирска, обучал их сам Джон Гриндер. Он преподавал почти у всех российских тренеров, дважды проводил семинары в России: в 1997 и 2004 году.

Использование НЛП

Нейролингвистическое программирование учит понимать себя и людей рядом, наблюдательности и влиянию коммуникативными и психотерапевтическими методами. НЛП применяется людьми в таких сферах жизни:

Освоение НЛП-практик помогает совершенствовать мастерство коммуникации, обуславливает личностный рост, лечить от страхов и фобий, поддерживать здоровье психики и работоспособность на нормальном уровне.

Как этому научиться

Техники НЛП доступны для любого человека. Овладеть ими не составит труда. Об этом свидетельствуют основные положения учения.

Выделяются три основных ступени обучения:

  • Стандартный курс «НЛП-Практик» предпочтительнее, если интересует исключительно умения в сфере общения и консультирование. Также «НЛП-Практик» рекомендуется для начинающих. Продолжительность подобного курса составляет 21 день. Выпускники получают квалификацию НЛП-практик, что свидетельствует о владении методикой и умении применять её при проведении практик для начинающих. «НЛП-Практик» – базовый образовательный курс, обучение в котором построено по принципу от простого к сложному.
  • Если появится желание углубить познания, поработать с убеждением и моделированием – поможет курс «НЛП-Мастер».
  • «НЛП-Тренер» научит работать с аудиторией, ознакомит с особенностями обучения нейролингвистическому программированию.

Тренинги и очные курсы длятся месяцами, а за обучение приходится выложить кругленькую сумму. Но не всё так печально. Большинство техник можно освоить самостоятельно.

Для этого нужно читать специальные книги, посвящённые НЛП, прилежно применять усвоенные техники в практической деятельности. Усовершенствовать умения по нейролингвистическиму программированию позволит непрерывное использование приобретённых познаний и навыков в жизни.

Разработчики НЛП во время моделирования техник знаменитых психотерапевтов применяли несколько законов, которые использовали эти профессионалы. Все законы связаны в систему пресуппозиций – аксиом-инструментов, делающих применяемые техники результативными.

По нейролингвистическому программированию написана не одна книга: их великое множество. Зачастую подобные книги содержат не так много полезной информации, как хотелось бы и читать их, ожидая впечатляющего результата бессмысленно. Лучшие в этой области, наиболее известны и полезны следующие книги:

А «НЛП-практик». Авторами книги являются Боб Боденхамер и Майкл Холл. Книга вобрала в себя самые интересные материалы. Включает общие сведения, описание методик, техник, упражнений, примеров. «НЛП-практик» одинаково высоко оценена людьми, которые впервые заинтересовались учением, а также теми, кто уже имел какие-то познания в этой сфере и захотел их усовершенствовать.

Б Книга «Из лягушек – в принцы» Ричарда Бэндлера и Джона Гриндера предназначена для специалистов сферы психология (психотерапевты, социологи, психологи), а также всем, кому интересна психология взаимодействия между людьми. Ознакомиться с содержанием книги будет полезно для начинающих обучение НЛП.

В «Состояние решённых проблем» – книга С. Джекобсона, в которой описывается универсальная модель. Она может использоваться людьми для решения проблем в любой области жизнедеятельности. Фундаментом для модели послужили законы мышления, жизни и деятельности.

Г «Рефрейминг. Ориентация личности с помощью речевых стратегий» – авторство принадлежит Ричарду Бэндлеру. В книге рассматривается психология рефрейминга, то есть изменения мышления и восприятия с целью избавления от неблагоприятных психических шаблонов. Читать произведение с интересом будет не только действующий практик или специалист, изложенные модели и методики применения могут с успехом использоваться обычными людьми.

Манипуляция и НЛП

Любое активное взаимодействие между людьми – манипуляция. Общаясь между собой, люди на бессознательном уровне хотят получить реакцию собеседника. Если есть цели, достичь которых в одиночку невозможно манипуляция при общении наблюдается в 100% случаев.

Манипулировать другими людьми можно явно или скрыто, отличие в том, что в первом случае человек озвучивает свою цель или то, какую реакцию он желает увидеть. Ежедневно с самого рождения между людьми происходит взаимодействие, которое сопровождает манипуляция.

Психология определила, что манипулировать человеческим сознанием можно с помощью специальных методов:

  • Гипноз и транс.

Гипноз известен человечеству с древнейших времён, в настоящее время подобный метод применяется как средство лечения зависимостей, недугов и фобий. Каждый человек впадает в состояние транса естественным образом: точка концентрации внимания сдвигается, происходит погружение в собственные мысли. Всё чем овладели люди, произошло, когда мозг переключился на другой режим работы, находился в состоянии транса (состоянии изменённого сознания). Глубокий транс (гипноз) считается наиболее уязвимым состоянием чтобы манипулировать сознанием: человек воспринимает информацию через органы чувств, логика отключается, критичность отсутствует.

Психология разработала техники, как добиваться поставленных целей. НЛП представляет собой грамотную систематизацию всего самого лучшего. Здесь объединились методики когнитивной психологии, гештальт психотерапии, бихевиоризма и другие. Приёмы, которые собрала психология в НЛП легко превратить в пособие по манипулированию человеческим сознанием. Причём обнаружить подобные действия может тот, кто сам владеет такими методиками.

  • Психотронное оружие.

В открытых источниках найти информацию о таком оружии невозможно. Нет даже неопровержимых доказательств того, что оно существует на самом деле, так как информация засекречена. Психотронное оружие представляет собой волны направленного действия, посредством которых производится манипуляция поведением человека или толпы (колебания волн заставляют людей паниковать, бежать или остановиться). Фундаментом для создания оружия послужило то, что изучила психология как наука.

Институты и курсы НЛП – неформальные, так как психология, психотерапия и психиатрия официально не признают нейролингвистическое программирование. Объясняется это тем, что методика теоретически не обоснована и не имеет научного подтверждения эффективности. Однако все используемые приёмы воздействия на сознание и мышление человека базируются на подтверждённых и доказанных наукой законах, положениях, правилах, разработках психологии, психотерапии.

Во время Великой отечественной войны Б.М. Теплов написал работу «Ум полководца…»

«Большинство психологов предпочитают описывать «мышление вообще », а не исследовать подробно ум полководца, инженера или музыканта. Теплов рассказал о том, как думал Наполеон , другой известный наш учёный, Бонифатий Михайлович Кедров , детально исследовал мысли Менделеева в день великого открытия - этим, пожалуй, к исчерпываются конкретные работы о творческом мышлении».

Сапарина Е.В., Ага и его секреты, «Молодая Гвардия», 1967 г., с.101.

«Бывают полководцы с относительно ровной и неизменной умственной работоспособностью; их ум производит впечатление работающего всегда на полной нагрузке. Таковы, например, Пётр Первый или Наполеон, но эта ровность, конечно, - лишь относительная. И у них обострение опасности вызывает повышение умственной деятельности. «Наполеон по мере возрастания опасностей становился всё энергичнее», - замечает Тарле .

Другие полководцы характеризуются чертой, которую можно назвать своеобразной экономией психических сил. Они умеют в острые моменты осуществлять максимальную мобилизацию всех своих возможностей, в обычное же время кажутся равнодушными, вялыми и малоактивными. Правда, в это время у них может развёртываться большая подготовительная работа, но она имеет глубоко скрытый, подпочвенный характер. Таков был М. И. Кутузов , в спокойные минуты производивший впечатление ленивого и беззаботного. Состоявший при нем дежурный генерал Маевский писал: «Надо было ещё поймать минуту, чтобы заставить его выслушать себя и кое-что подписать. Так он был тяжёл для слушания дел и подписи своего имени в обыкновенных случаях». Приводя эту цитату, Тарле прибавляет: «Но в том-то и дело, что в необыкновенных случаях Кутузов бывал всегда на своём месте. Суворов нашёл его на своём месте в ночь штурма Измаила; русский народ нашёл его на своём месте, когда наступил необыкновенный случай 1812 года»

Теплов Б.М., Избранные труды в 2-х томах, Том 1, М., «Педагогика», 1985 г., с. 237.

«Прекрасным примером подхода к качественному анализу одарённости может служить работа Теплова «Ум полководца». Вначале Теплов выделяет два главных качества полководца: ум и волю. Затем показывает, что практический ум представляет собой единство ума и воли. В дальнейшем анализе Теплов показывает, что для ума полководца характерно то, что опасность создаёт для него не отрицательные, а положительные эмоции, которые обостряют и усиливают работу ума; для них характерна «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности». Для практического мышления характерна конкретность, когда само задумывание дела, само рождение замысла уже включает в себя соразмерение со средствами, представление всех деталей дела. Для эффективного практического ума характерны простота, ясность, определённость планов, комбинаций, решений. Б.М. Теплов пишет: «Для интеллектуальной работы полководца типична чрезвычайная сложность исходного материала и большая простота и ясность конечного результата. Вначале - анализ сложного материала, в итоге - синтез, дающий простые и определенные положения». Превращение сложного в простое - вот формула работы практического ума».