Сбытовая политика любого предприятия имеет большое значение в маркетинговой деятельности этого предприятия. Именно система сбыта концентрирует в себе весь результат осуществляемого маркетинга. Специалисты по менеджменту определили: «Недостаточная эффективность сбытовой деятельности ставит под угрозу существование фирмы в целом». Товародвижение в маркетинге представляет собой комплекс мероприятий, направленный на обеспечение доставки необходимых потребителю товаров к местам продажи в определенное время (включая транспортировку, хранение, совершение сделок) с максимально возможным уровнем обслуживания и муниципальными издержками.

2. Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей

Факторы, влияющие на уровень обслуживания покупателей:

1) скорость выполнения заказа;

2) срочность поставки специального заказа;

3) возможность обмена или возврата поставленного товара;

4) развитая складская сеть и т. д.

В совокупности данные факторы влияют на уровень обслуживания, престиж фирмы, ее место на рынке, т. е. на конкурентоспособность всей фирмы.

3. Система товародвижения

Система товародвижения – это совокупность элементов внутренней и внешней среды. Элементы внутренней среды: скорость обработки заказа, контроль за движением товаров, качество упаковки, транспортировки, складирование и многое другое.

Элементы внешней среды: оптовые посредники. Основной целью товародвижения является доставка товара с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей и с минимальными издержками. Однако сложно обеспечить одновременно высокий уровень сервиса и минимум издержек при товародвижении, так как уровень сервиса практически напрямую зависит от уровня затрат. Кроме того, может возникать несогласованность между разными отделами фирмы. Так, например, начальник транспортного отдела в целях экономии транспортных расходов будет отдавать предпочтение железнодорожным перевозкам, а не воздушным, что сокращает скорость доставки товара и вынуждает клиентов обращаться к фирмам-конкурентам, предлагающих более короткие сроки поставки. И таких несогласованностей на предприятии может быть много, в связи с чем деятельность по организации товародвижения постоянно связана с компромиссами. Поэтому нужен комплексный подход к принятию решений отдельными службами.

4. Методы каналов сбыта

Любое предприятие самостоятельно выбирает систему и методы сбыта.

Выделяют три основных метода сбыта:

1) прямой – производитель работает с конечным потребителем без услуг посредников;

2) косвенный – в процессе товародвижения производитель использует независимых посредников;

3) комбинированный – в качестве посредников используются организации со смешанным капиталом, включающим в том числе и капитал самой фирмы-производителя.

Важным вопросом фирмы при организации товародвижения является вопрос выбора наиболее эффективной системы товародвижения. При этом необходимо решить, заниматься ли прямой продажей или с помощью посредников.

Как показывает практика, прямые продажи выгодны, если:

1) объем продаваемого товара велик;

2) потребители сконцентрированы на сравнительно небольшой территории;

3) высок уровень сервиса;

4) наличие «транзитной нормы товара», т. е. объем каждой производимой партии товара равен объему вагона (контейнера);

5) развита складская сеть в местах продаж;

6) себестоимость продукции намного ниже рыночной цены, что позволяет осуществлять расходы на содержание собственного сбытового аппарата;

7) финансовое положение фирмы достаточно устойчиво;

8) товар не является скоропортящимся и не подвержен моральному старению;

9) фирмой хорошо изучен рынок.

5. Каналы распределения товаров

Решая вопрос о системе товародвижения, фирма решает вопрос и о выборе канала распределения товара.

Канал распределения товара – это тот путь, по которому товар с помощью различных фирм и отдельных лиц движется от производителя к потребителю.

Структура (протяженность) канала распределения – это число промежуточных звеньев между производителем товара и потребителем.

Канал нулевого уровня: производитель – потребитель; одноуровневый канал: производитель – розничный торговый потребитель; двухуровневый канал: производитель – оптовые организации – розница – потребитель.

Чем больше структура канала распределения, тем тяжелее производителю контролировать деятельность его участников.

6. Функции каналов распределения

Функции каналов распределения:

1) исследовательская – постоянное изучение рынка;

2) функция взаимосвязей – установление контактов с потенциальными покупателями, а также подгонка товара под выдвигаемые требования рынка (сервисное обслуживание, упаковка, фасовка, сортировка и т. д.);

3) функция согласования – заключение договоров, контрактов, проведение деловых переговоров;

4) организационная – разработка и формирование наиболее оптимальной системы транспортировки и складирования;

5) стимулирующая;

6) финансовая;

7) функция риска.

Создание рациональной товаропроводящей сети очень важно, так как при слишком большом числе посредников фирма может попасть под их зависимость, что ограничит ее влияние над ними, и как следствие, фирма может потерять контроль над определенным рынком.

7. Формы распределения товаров

Существует три формы распределения товаров.

1. Эксклюзивная (исключительная) – небольшое число посредников, обладающих исключительными правами на распределение товаров фирмы на определенной территории. В основном эта форма характерна для эксклюзивных товаров, которая возвышает образ товара, подчеркивает его исключительность, обеспечивает полный контроль над посредниками. Недостатки – узкий охват рынка, существенные затраты на сбыт.

2. Интенсивная – наличие большого числа посредников в целях максимального приближения товара к покупателю. Данная форма применима для товаров повседневного спроса. Плюсы данной формы состоят в широком охвате рынка и низких затратах на сбыт. Минус – слабый контроль посредников.

3. Селективная – заключается в том, что фирма работает со специально отобранными посредниками. С помощью данной формы возможен широкий охват рынка, полный контроль над посредниками и сравнительно низкие затраты на сбыт товаров.

Таким образом, рациональная организация товародвижения является решением одной из главных задач фирмы – обеспечение желаемых объемов продаж и желаемой прибыли.

8. Виды торговых посредников

В зависимости от отношения к риску и приобретения прав собственности на товар оптовых посредников принято классифицировать: 1 группа – дилеры, которые берут риск на себя, так как приобретают право собственности на товар, поэтому их вознаграждение – это разница между продажной и покупной ценой; 2 группа – агенты и брокеры, которые не берут риск на себя и не приобретают право собственности на товар, а следовательно, их вознаграждение – это комиссионные.

К дилерам относятся:

Дистрибьютор – это крупная оптовая фирма, осуществляющая оптовые закупки у фирм-производителей и предоставляющая полный комплекс маркетинговых услуг при сбыте, а также услуги по установке и наладке оборудования, обучению, консультированию пользователей.

Дистрибьюторы обычно хорошо знают рынок, имеют складские помещения, сервисное обслуживание, обладают квалифицированными специалистами.

Джоббер – это оптовый продавец, занимающийся поставкой промышленных товаров в крупные продовольственные магазины, или же это биржевик, заключающий сделки за свой счет.

Организатор – это оптовый посредник, который во время транспортировок товара принимает риск на себя и приобретает на него право собственности на этот период. В основном организаторы работают на рынках леса, угля, строй материалов, зерна.

Группа агентов и брокеров включает:

Агенты по сбыту товаров – это оптовые посредники, использующие широкие деловые связи с покупателями.

Агенты по закупке товаров – это оптовые посредники, оформляющие соглашения с покупателями на приобретение (закупку) товара на основе хорошего знания рынка за их счет и от их мнения.

Брокер – это посредник между продавцов и покупателем при заключении сделки. Он действует от имени и за счет клиента, не принимая риск на себе. Брокер, как правило, хорошо знает конъектуру рынка, цены, владеет искусством ведения переговоров. За свою работу он получает комиссионные.

Комиссионеры – посредники, совершающие сделки по поручению клиента и за его счет, но от своего имени.

Консигнаторы – это «проталкиватели» малоизвестных рынку товаров. Их работа заключается в том, что в соответствии с договором они обязаны хранить товары на складе для реализации в течение определенного срока. Комиссионную оплату консигнатор получает при реализации товара, непроданный же он может вернуть продавцу.

Коммивояжер – это разъездной представитель торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам и проспектам.

Каждое предприятие самостоятельно решает, какие посредники и какое их количество будут работать на каждом этапе (канале) товародвижения.

9. Система продвижения товара

Важной составной частью товародвижения является система продвижения товара. В условиях современного рынка недостаточно произвести хороший товар, определить ему цену и вывести на рынок. Для успешного существования его на рынке необходимы меры по продвижению.

Продвижение товара – это всевозможные меры, с помощью которых фирма информирует, убеждает или напоминает потребителю о своем товаре и о себе самой.

Основные функции системы продвижения:

1. Выделение конкретного товара из всей товарной массы: информирование потребителей о товаре, поддержание популярности существующих товаров, объяснение цены товара, т. д.

2. Создание образа фирмы путем формирования благоприятной информации относительно конкурентов.

Главная цель продвижения – стимулирование спроса.

Система продвижения оперирует основными элементами маркетинга: товар, цена, распределение.

Существует два направления в системе продвижения товара.

1. Ориентация на товар: продвижение соответствует этапам жизненного цикла товара: на этапе выделения товара на рынок – важно информирование потребителей о товаре; на этапе роста – с помощью различных мер нужно выделить товар среди других; на этапе зрелости – нужно сделать все возможное, чтобы товар занял прочное положение на рынке; на этапе упадка – напомнить покупателям о существующем товаре, а также обратить их внимание на модификацию, усовершенствование.

2. Ориентация на потребителя: обеспечение осведомленности потребителя о товаре; формирование представлений о характеристиках товара; выяснение отношения к товару; формирование правильного знания о товаре, потребительского предпочтения; «подталкивание» потребителя к совершению покупки именно сейчас, а не завтра.

10. Стратегии продвижения товара

Выделяют две основные стратегии продвижения товара: вынуждение и проталкивания.

Стратегия вынуждения ориентируется на конечного потребителя товара в надежде на то, что их спрос будет вынуждать торговые организации делать закупки товара.

Стратегия проталкивания ориентирована на торгового посредника в надежде на то, что он сам будет продвигать товар по каналу распределения к конечному покупателю.

Выбор той или иной стратегии зависит от особенностей самого товара, месторасположением потребителей, имиджа торгового посредника и т. д.

Структура продвижения представляет собой сочетание видов продвижения (реклама, личная продажа, пропаганда, стимулирование сбыта) в единую систему продвижения товара.

Реклама – это информация, распространяемая в различной форме о фирме, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать и поддерживать интерес к объекту рекламы.

Личная продажа – это устное представление товара в ходе беседы между продавцов и покупателем с целью увеличения объемов продаж.

Пропаганда – это неличностная форма формирования спроса на товары с помощью распространения о них и о фирме информации в СМИ.

Стимулирование сбыта – это кратковременные побудительные меры поощрения покупки товаров (акции).

Каждый вышеперечисленный вид продвижения товара имеет как свои преимущества, так и недостатки, поэтому должен применяться в соответствии с теми ограничениями, которые он имеет. И важно, чтобы полученный результат превышал затраты на него.

Технология продвижения оздоровительных услуг на примере рекреационных ресурсов г. Геленджика

дипломная работа

1.2. Оздоровительный туризм и его особенности в рекреационно-оздоровительной сфере

Рынок оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в год необходим оздоровительный отдых и необходимо сопроводить на такой отдых своих родных, близких или друзей.

Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. Основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью оздоровительного туризма.

Для оздоровительного туризма главным фактором является курортная местность с благоприятными климатическими условиями, расположенной в живописной местности, с обязательным присутствие оздоровительных природных факторов.

Программы оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что делается это для людей, желающих отдохнуть и поправить своё здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такое сочетание всех качеств туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворять нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.

Программы оздоровительных туров строятся с учётом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять оздоровительным процедурам.

Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин, а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Проводятся спортивные программы в виде прогулок-походов по окрестностям, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др.

На современном этапе развития оздоровительно туризма в России создаются в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении - лечиться и отдыхать.

Оздоровительные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечении, принятие минеральных вод и пр.

Для организации оздоровительных туров используются удобные, комфортабельные здания, расположенные в основном в озеленённых районах, желательно в близи водоёмов. Одно из главных мест отводится оздоровительному питанию. В него, как правило, обязательно входят варианты диетических столов.

Рекреационный туризм представляет собой определенный тип туризма, имеющий основную целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспособности человека, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно - в улучшении функционального состояния организма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным.

В целом, рекреационный туризм рассматривается, как форма активного туризма в рамках физической рекреации с определенными ограничениями по физическим нагрузкам. Выход за верхние ограничения приводит к спортивному туризму, выход за нижние ограничения - к реабилитационному туризму, т. е. к лечению в условиях санатория.

Таким образом, программа организации данного вида туризма должна иметь многофункциональный характер: отдых, досугово-развлекательные мероприятия, оздоровительную программу, способных поднять жизненный тонус отдыхающих, удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности.

Выделяют системообразующие факторы рекреационного туризма:

смена обстановки;

Обеспечение достаточной мышечной активности;

стимуляция естественного иммунитета - невосприимчивости организма к болезнетворным бактериям.

Смена обстановки связана с «выходом» человека из повседневных, однообразных и потому уже утомительных условий жизни, обеспечивающая переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности. Туристские походы и путешествия, переносящие горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, связаны с непосредственным контактом с природой.

Процесс оздоровления основан на применении природных оздоровительных ресурсов в сочетании с рекреационно-оздоровительными методиками (воздушные и солнечные ванны, терренкур, фитолечение, флоротерапия, легкие физические нагрузки и т. д.), причем природным ресурсам, к которым относятся ландшафты, биоклимат, гидроминеральные ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи), отводится главенствующая роль. В то же время использование природных оздоровительных факторов, лечебно-оздоровительных местностей в оздоровлении населения является прибыльным и экономически эффективным направлением.

Основными задачами рекреационного туризма являются:

гармоническое физическое развитие и содействие всестороннему развитию человека;

укрепление здоровья и предупреждение заболеваний;

обеспечение полноценного отдыха разного возраста и профессий;

поддержание высокой работоспособности;

достижение активного творческого долголетия.

Таким образом, для организации рекреационно-оздоровительного вида туризма территория должна обладать природно-оздоровительными ресурсами, к которым относятся ландшафт, биоклимат, гидроминеральные ресурсы, а, как видно из анализа туристско-ресурсного потенциала, город Геленджик обладает этими благоприятными природными факторами.

Понимание санаторно-курортной услуги в узком понимании является предоставление предприятиями размещения, расположенными в курортных местностях, отдыхающим с целью удовлетворения их потребностей в санаторном оздоровлении и курортном отдыхе.

Туризм является комбинацией рекреации, бизнеса и других поездок. Эта комбинация представлена на рисунке 2. Большая часть туризма является рекреационной по своей природе. При этом рекреация, реализуемая в рамках как туристской, так и курортной деятельности, является основным мотивом и одновременно важнейшей их функцией.

Рисунок 2 - Место санаторно-курортных услуг в системе сервиса

Курорты в России находятся на территориях, обладающих природными оздоровительными ресурсами. Для наиболее эффективного использования таких местностей в оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.

Под курортной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Курортная инфраструктура включает в себя оздоровительные, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, квалифицированный персонал и т.п. Курортная инфраструктура является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.)

Курортное хозяйство, функцией которого является обслуживание людей с целью оздоровления и отдыха, представляет собой комплекс профилактических учреждений: санаториев, пансионатов, пляжей, галерей минеральных вод, соляриев. Бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.

Таким образом, практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Виды курортной деятельности

Оздоровительное действие курортных факторов изучалось на протяжении многих десятилетий, и в настоящее время сформировалась стройная система их классификации, отработаны рациональные схемы их применения.

Согласно современным научным знаниям в области курортологии классификацию курортных факторов можно представить в следующем виде (Рис. 4).

Рисунок 4 - Курортные факторы и их использование в оздоровительных целях

В настоящее время указанные природно-климатические факторы создают искусственно, например, в ведущих курортных комплексах Подмосковья, Черноморского побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод.

Научное изучение и использование курортных факторов ведутся в следующих направлениях, которые показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 - Природно-климатические факторы и научные направления по их использованию на курорте

Для многих отечественных курортов природно-климатические факторы являются основой курортного оздоровления. В соответствии с природно-климатическими и ландшафтными особенностями рекреационных регионов на их территории создаются курорты следующих типов, представленных на рисунке 6.

В Российской Федерации представлены курорты всех основных типов, где в реабилитационных, лечебных и профилактических целях используют комплексные схемы оздоровления, предусматривающие комплексное применение курортных факторов. В первую очередь, это относится к курортам смешанного типа и к курортам с использованием природных и климатических факторов.

Рисунок 6 - Основные типы курортов по характеру ведущих оздоровительных факторов

Таким образом, в отечественном курортном деле имеются все необходимые курортные факторы для методических разработок по способам и формам их использования в оздоровительных целях. Вместе с тем современные проблемы социально-экономического плана требуют разработки новых подходов к санаторно-курортному делу различных регионов России. Для привлечения на наши курорты граждан зарубежных стран следует значительно повысить комфортность санаториев, пансионатов и гостиниц, а также уровень сервисного обслуживания.

Виды рекреационно-оздоровительных услуг и особенности их предоставления

Одним из важнейших видов активного отдыха и рекреации является туризм. Но сам по себе, этот вид услуг подразделяется на множество видов, обусловленных особенностями предоставления таких услуг, социальной группой, формирующей спрос...

Дифференциация развития лечебно-оздоровительного туризма на юге России

Лечебно-оздоровительный туризм предусматривает перемещение резидентов и нерезидентов в пределах государственных границ и за пределы государственных границ на срок не менее 20 часов и не более 6 месяцев в оздоровительных целях...

Общая характеристика Испании

В Испании много термальных источников от кельтских и римских бань до больших бальнеологических курортов. Минеральные воды используют для ванн, питьевого лечения и ингаляций. А спектр заболеваний, рекомендуемых для лечения широк...

Оздоровительный туризм: основные понятия, анализ организации на мировых и отечественных курортах

1.1 Основные понятия и определения оздоровительного туризма В ранней истории человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а не редко и под натиском вражеских орд...

Спортивно-оздоровительные услуги приморских курортов

Предоставление и потребление спортивно-оздоровительных услуг нередко происходит во время и в местах туристского отдыха. В этом случае туры имеют спортивно-оздоровительную направленность...

Туристическая Австралия

В Австралии можно найти не только отлично организованную индустрию развлечений туристического и пляжного отдыха, в ней также есть прекрасные лечебные курорты, которые могут составить конкуренцию знаменитым европейским городам-курортам...

Туристские ресурсы Африки

Формирование и продвижение туристского продукта

Рынок оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому...

РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОЛОДЕЖИ

Ильин А.

Молодежь является специфической социально-демографической группой общества, включающей в себя молодых людей возрасте от 16 до 30 лет.

В современном обществе развитие и становление молодежи протекает большей степени вне первичного института опеки – семьи. В настоящее время более значительную роль играют в этом процессе социальные институты: школа, вузы, СМИ, учреждения социокультурной сферы, группы сверстников. Именно свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека.

Досуг молодежи отличает повышенная эмоциональная, физическая подвижность, динамическая смена настроений, зрительная и интеллектуальная восприимчивость.

В настоящее время всё больше наблюдается тенденция к увеличению загруженности молодых людей. Ускоряющийся темп жизни требует от молодого поколения всё больше сил, умения быстро решать и соображать.

В таких условиях особое место в системе организации досуга молодежи занимают рекреационно-оздоровительные технологии, которые способствуют физической и духовной реабилитации молодежи, способствуют приобщению к здоровому образу жизни, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, стимулируют социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности.

Проблема организации полноценного отдыха и оздоровления молодежи является предметом изучения многих наук - медицины, социологии, психологии, правоведения, педагогики, социального воспитания, социально-культурной деятельности

Несмотря на значительное количество публикаций по проблеме «рекреации», «рекреационно-оздоровительной деятельности» большинство исследователей не дают четкого определения этого понятия.

Л.А. Акимова при определении термина «рекреация» отмечает, что это специфический вид биологической социальной и физической активности, сопровождающийся переживанием рекреационного эффекта. Рекреация как феномен представляет разные приоритетные сферы: отдых, досуг, свободное время, игра.

Рекреационно-оздоровительный досуг способствует физической и духовной реабилитации молодежи, максимальному развитию инициативы, самостоятельности человека, снимает физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулирующие социальную активность и создающие оптимальные условия для творческого самовыражения личности.

Рекреационно-оздоровительная деятельность, представляет собой деятельность, которая обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Рекреационно-оздоровительные технологии - это организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использова­ние новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников классифицируют рекреативные технологии на две группы. Первая группа – рекреативные технологии, которые ориентированы на переход к созданию долговременных «сквозных» досуговых программ, предполагающих последовательное уча­стие населения в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях. Они включают в себя использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, ребефинга, шейпинга, музыкального целительства и др.; реализацию специфических возможностей музыкально-медитативных и театрально-оздоровительных программ, ис­пользование разговорной психотерапии, библиотерапии, психогимнастики.

Вторую группу составляют технологии организация отдыха и развлечений. К названному типу технологий они относят следующие: использование традиций возрождаемой народной культуры; восстановле­ние прежних и возникновение новых народных праздников, обрядов и ритуалов; обогащение конкурсных, игровых, художественно-зрелищных досуговых программ; индивидуальный, групповой, семейный туризм.

Таким образом, к рекреационно-оздоровительным видам досуговых занятий можно отнести: игру, общение, спорт, туризм, зрелища и другие груп­повые и массовые формы отдыха и развлечений.

Максимально благоприятные условия приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни могут быть созданы в системе учреждений социального воспитания и социально-культурной сферы, имеющих большой спектр рекреационно-оздоровительных услуг.

На сегодняшний день сфера социальных рекреационно-оздоровительных услуг, к сожалению, явно недооценивается.

Следовательно, в современной социально-культурной ситуации организация рекреационно-оздоровительного досуга молодого поколения предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей жизни.

Но это невозможно без преодоления существующих проблем в сфере организации отдыха и оздоровления молодёжи. Среди них много проблем социально-экономического характера:отсутствие социокультурных и спортивных объектов отдыха и оздоровления для подростков и молодёжи в сельских районах, области и городе; недостаточное количество учреждений, удовлетворяющих потребности молодёжи в организации отдыха;слабое материально-техническое оснащение учреждений, не отвечающее уровню потребностей молодёжи;содержание работы социально-досуговых учреждений не всегда адекватно с социальным заказом молодёжи.

Проблеме организации рекреационно-оздоровительного досуга молодёжи в последнее время уделяется все больше внимания. Это особый вид педагогической деятельности работника социально-культурной сферы, специфика которой проявляется в ее двойственном характере. С одной стороны, чтобы интересно организовать отдых и развлечения требуется высокий уровень организации аудитории, для которой с помощью методов театрализации, игры, умелого использования всех видов искусства можно создавать желаемый, воображаемый мир. В тоже время, организуя отдых и развлечения необходимо создавать реальную картину, поскольку непосредственное вовлечение людей в действие, вызывает сильные разнообразные эмоции, конфликты, борьбу мнений.

В современных условиях организация рекреационно-оздоровительной деятельности представляет особый простор для фантазии и выдумки, предполагает широкий повседневный поиск оригинальных решений.

Таким образом, рекреационно-оздоровительная деятельность обладает большими возможностями для проявления активности человека в зависимости от возрастных особенностей, интересов, физических способностей и индивидуальных предпочтений и сориентирована на повышение культуры быта и формирование здорового образа жизни.

Рекреационно-оздоровительные технологии - это организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности, ориентация на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта, опора на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

Список использованных источников:

  1. Социально-культурная деятельность: Краткий курс лекций для подготовки к государственному экзамену / Е.И. Гри­горьева, науч. редактор.- Тамбов: 2007.- 276 с.


Акимова, Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие / Л.А. Акимова - М.: МГУКИ, 2003. – 124 с.

Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Программа. М., МГУКИ, 2001, с. 103

Герасимова Г. Н. Физическая культура в жизни молодёжи/ Г. Н. Герасимова// Советская педагогика.- 1990.- №3, С. 24 – 29

Рынок оздоровительного туризма очень широк и связан с рекреационными ресурсами. Оздоровительный отдых нужен каждому. Даже любителям спортивного или приключенческого туризма хотя бы раз в год необходим оздоровительный отдых и необходимо сопроводить на такой отдых своих родных, близких или друзей.

Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. Основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

В мировой практике понятие курорта включает в себя понятие как отдыха, так и санатория, т.е. санаторно-курортное обслуживание также является частью оздоровительного туризма.

Для оздоровительного туризма главным фактором является курортная местность с благоприятными климатическими условиями, расположенной в живописной местности, с обязательным присутствие оздоровительных природных факторов.

Программы оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что делается это для людей, желающих отдохнуть и поправить своё здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такое сочетание всех качеств туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворять нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха.

Программы оздоровительных туров строятся с учётом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять оздоровительным процедурам.

Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров танцев, викторин, а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Проводятся спортивные программы в виде прогулок-походов по окрестностям, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию и др.

На современном этапе развития оздоровительно туризма в России создаются в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении - лечиться и отдыхать.

Оздоровительные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечении, принятие минеральных вод и пр.

Для организации оздоровительных туров используются удобные, комфортабельные здания, расположенные в основном в озеленённых районах, желательно в близи водоёмов. Одно из главных мест отводится оздоровительному питанию. В него, как правило, обязательно входят варианты диетических столов.

Рекреационный туризм представляет собой определенный тип туризма, имеющий основную целевую функцию - восстановление физических и психических сил человека средствами туризма. Основной эффект, ради которого используется рекреационный туризм, состоит в повышении работоспособности человека, что субъективно выражается в виде снятия усталости, появления чувства бодрости и прилива сил, а объективно - в улучшении функционального состояния организма. Это туризм активного отдыха и оздоровления, поэтому его часто называют оздоровительным.

В целом, рекреационный туризм рассматривается, как форма активного туризма в рамках физической рекреации с определенными ограничениями по физическим нагрузкам. Выход за верхние ограничения приводит к спортивному туризму, выход за нижние ограничения - к реабилитационному туризму, т. е. к лечению в условиях санатория.

Таким образом , программа организации данного вида туризма должна иметь многофункциональный характер: отдых, досугово-развлекательные мероприятия, оздоровительную программу, способных поднять жизненный тонус отдыхающих, удовлетворить их духовные и эмоциональные потребности.

Выделяют системообразующие факторы рекреационного туризма:

смена обстановки;

Обеспечение достаточной мышечной активности;

стимуляция естественного иммунитета - невосприимчивости организма к болезнетворным бактериям.

Смена обстановки связана с «выходом» человека из повседневных, однообразных и потому уже утомительных условий жизни, обеспечивающая переключение нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечение его от утомляющих и подчас отрицательных воздействий повседневности. Туристские походы и путешествия, переносящие горожанина в новую ландшафтно-климатическую среду, связаны с непосредственным контактом с природой.

Процесс оздоровления основан на применении природных оздоровительных ресурсов в сочетании с рекреационно-оздоровительными методиками (воздушные и солнечные ванны, терренкур, фитолечение, флоротерапия, легкие физические нагрузки и т. д.), причем природным ресурсам, к которым относятся ландшафты, биоклимат, гидроминеральные ресурсы (минеральные воды и лечебные грязи), отводится главенствующая роль. В то же время использование природных оздоровительных факторов, лечебно-оздоровительных местностей в оздоровлении населения является прибыльным и экономически эффективным направлением.

Основными задачами рекреационного туризма являются:

гармоническое физическое развитие и содействие всестороннему развитию человека;

укрепление здоровья и предупреждение заболеваний;

обеспечение полноценного отдыха разного возраста и профессий;

поддержание высокой работоспособности;

достижение активного творческого долголетия.

Таким образом, для организации рекреационно-оздоровительного вида туризма территория должна обладать природно-оздоровительными ресурсами, к которым относятся ландшафт, биоклимат, гидроминеральные ресурсы, а, как видно из анализа туристско-ресурсного потенциала, город Геленджик обладает этими благоприятными природными факторами.

Понимание санаторно-курортной услуги в узком понимании является предоставление предприятиями размещения, расположенными в курортных местностях, отдыхающим с целью удовлетворения их потребностей в санаторном оздоровлении и курортном отдыхе.

Туризм является комбинацией рекреации, бизнеса и других поездок. Эта комбинация представлена на рисунке 2. Большая часть туризма является рекреационной по своей природе. При этом рекреация, реализуемая в рамках как туристской, так и курортной деятельности, является основным мотивом и одновременно важнейшей их функцией.

Рисунок 2 - Место санаторно-курортных услуг в системе сервиса

Курорты в России находятся на территориях, обладающих природными оздоровительными ресурсами. Для наиболее эффективного использования таких местностей в оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.

Под курортной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Курортная инфраструктура включает в себя оздоровительные, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, квалифицированный персонал и т.п. Курортная инфраструктура является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.)

Курортное хозяйство, функцией которого является обслуживание людей с целью оздоровления и отдыха, представляет собой комплекс профилактических учреждений: санаториев, пансионатов, пляжей, галерей минеральных вод, соляриев. Бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.

Таким образом, практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и показана на рисунке 3.

Рисунок 3 - Виды курортной деятельности


Оздоровительное действие курортных факторов изучалось на протяжении многих десятилетий, и в настоящее время сформировалась стройная система их классификации, отработаны рациональные схемы их применения.

Согласно современным научным знаниям в области курортологии классификацию курортных факторов можно представить в следующем виде (Рис. 4).

Рисунок 4 - Курортные факторы и их использование в оздоровительных целях


В настоящее время указанные природно-климатические факторы создают искусственно, например, в ведущих курортных комплексах Подмосковья, Черноморского побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод.

Научное изучение и использование курортных факторов ведутся в следующих направлениях, которые показаны на рисунке 5.

Рисунок 5 - Природно-климатические факторы и научные направления по их использованию на курорте


Для многих отечественных курортов природно-климатические факторы являются основой курортного оздоровления. В соответствии с природно-климатическими и ландшафтными особенностями рекреационных регионов на их территории создаются курорты следующих типов, представленных на рисунке 6.

В Российской Федерации представлены курорты всех основных типов, где в реабилитационных, лечебных и профилактических целях используют комплексные схемы оздоровления, предусматривающие комплексное применение курортных факторов. В первую очередь, это относится к курортам смешанного типа и к курортам с использованием природных и климатических факторов.

Рисунок 6 - Основные типы курортов по характеру ведущих оздоровительных факторов


Таким образом , в отечественном курортном деле имеются все необходимые курортные факторы для методических разработок по способам и формам их использования в оздоровительных целях. Вместе с тем современные проблемы социально-экономического плана требуют разработки новых подходов к санаторно-курортному делу различных регионов России. Для привлечения на наши курорты граждан зарубежных стран следует значительно повысить комфортность санаториев, пансионатов и гостиниц, а также уровень сервисного обслуживания.