Признайтесь, вы иногда задаётесь вопросом «Почему я живу так, как живу?» или «Почему я имею то, что имею?»

Роберт Дилтс , один из наиболее известных экспертов-разработчиков в нейро-лингвистическом программировании, предложил удобную для описания вашей жизни модель в виде пирамиды.

Особенность модели в том, что для каждого из уровней пирамиды ответ на вопрос «Почему это так?» лежит на один уровень выше.

На вас навалились проблемы, черная полоса затянулась, сложности на работе, нет взаимопонимания с близкими?

Значит пришла пора, провести генеральную уборку внутри себя и расставить все по местам.

Решаем головоломки своей жизни.

Что это за чудесный инструмент? Разложить проблемы по полочкам поможет пирамида Дилтса. Пирамидам давно приписываются магические свойства. И пирамида Дилтса это подтверждает. Она помогает находить решения в сложных ситуациях, сдвигать с мертвой точки неразрешимые проблемы, которые мы привычно тащим за собой месяцами и годами. С ее помощью можно избавиться от деструктивных привычек, разобраться в себе и навести порядок в жизни.

Как это работает

Пирамида Дилтса просто и логично описывает любое явление или систему (отдельного человека, целую организацию или даже общество). В чем ценность такого подхода?

Мы склонны погрязать в рутине и часто дальше своего носа попросту ничего не видим.

«Проблему невозможно решить на том же уровне, где она была создана».

Альберт Эйнштейн

Для этого надо подняться над проблемой.

Легко сказать. Но вот как это сделать? Где искать это самое решение? Как найти тот уровень, где прячется нужное нам решение?

Шесть уровней пирамиды можно представить как полочки, по которым разложен наш субъективный опыт или внутренний мир. Все уровни взаимосвязаны и влияют друг на друга. Причем изменения на верхних уровнях обязательно приводят к изменениям на нижних. А вот изменения внизу влияют на верхние уровни намного меньше, либо вовсе никак. Главный секрет пирамиды Дилтса в том, что решение всегда находится на верхних уровнях и, как правило, на два уровня выше, чем сама проблема.

Уровни Пирамиды


Окружение – первый уровень снизу. Сюда относится все, что нас окружает: условия жизни, люди, предметы, места, даты. Все то, с чем нам приходится сталкиваться в своей повседневной жизни, декорации, в которых разворачиваются действия. Вопросы этого уровня: с кем, где, когда?

Действия (поведение) – второй уровень. Мы взаимодействуем со своим окружением при помощи действий. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и к целой организации или обществу. Вопрос: что делаю?

На двух нижних уровнях и протекает наша жизнь, по крайней мире, ее видимая часть. Мы общаемся, вступаем во взаимодействие с окружением, переживаем эмоции, получаем удовольствия, ищем внимания, стремимся к повышению собственной значимости, изучаем новое, зарабатываем и тратим деньги и т.д. Здесь же находится большинство наших целей. А если рассматривать организацию, то это уровень взаимодействия подчиненных и начальства, служебные «манипуляции» и прочее.

Способности – это то, как мы действуем, алгоритмы и стратегии, которые мы используем, действуя в рамках своей модели мира. Это то, какие ресурсы мы выбираем и как ими распоряжаемся. Проще говоря, что мы вообще можем и умеем.

Убеждения и ценности – здесь находится ответ на вопрос, почему человек поступил именно так? На этот уровень оказывает влияние весь опыт человека, все, что он вобрал в себя из семьи, окружения, в школе, из привычного ему культурного контекста. На этом уровне также находится ответ на вопрос, что важно в этой ситуации? Или почему это так важно? Например, человек хронически опаздывает. Какую ценность он таким образом воплощает? Что важно для него в этой ситуации? Возможно, это чувство свободы. Ощущение, что он может придти, когда пожелает. Что он не стеснен никакими рамками.

Идентичность – наши убеждения приходят от идентичности, с которой мы себя ассоциируем. Этот уровень соответствует той роли, которую мы преимущественно исполняем. Отвечает на вопрос: «Кто я?» Это представления человека о себе, о том, какой он и как строит отношения с внешним миром.

Понимание своей самоидентичности и картины мира, осознанность дают вам возможность управлять своей ситуацией. Мы можем сами выбирать то, каким хотим видеть мир вокруг. Если понимаем, что наше мировосприятие стало нас ограничивать, то можем выбрать другое. И убрать таким образом причину проблемы. Это может стать путем к кардинальным изменениям в жизни.

Миссия – следующий уровень, стоящий над нашей идентичностью. С миссией можно работать на разных уровнях. От простого «что я хочу получить в результате?» (например, перестать опаздывать) до уровня, который включает в себя представления человека о чем-то большем, выходящем за пределы его Я. Это духовный уровень, уровень видения, в случае организации – уровень духа организации.

Вопросы: Зачем я это делаю? Что хочу получить в результате? Ради чего? В чем смысл? Для кого еще?

Используйте пирамиду Дилтса, в любых сложных жизненных ситуациях

Что именно нужно делать?

Запишите свою задачу. Лучше записать, потому что написанное для подсознания будет восприниматься как программа действия. Пока вы пишете, вы продумываете формулировку, вам будут приходить в голову некоторые нюансы, которые вы не осознавали раньше. Так что еще в процессе написания вы можете получить некоторые идеи и подсказки. При этом вы настраиваетесь на решение, желаемый результат, входите в определенное эмоциональное состояние. А это уже энергия в чистом виде и импульс Вселенной, который она воспринимает как руководство к действию.

Определите на каком уровне находится ваша проблема или задача (цель). Например: привычка опаздывать находится на уровне поведения или действий, значит, решение нужно искать на 2 уровня выше, т.е. на уровне ценностей и убеждений.

Проанализируйте свою текущую ситуацию, переходя с одного уровня на другой, начиная с самого нижнего. Дойдя до уровня миссии, представьте себе, что желаемый результат получен. Побудьте в этом состоянии. Спросите себя, для кого еще это будет полезно? На кого еще это повлияет?

Затем начинайте движение вниз в обратном порядке. Теперь сформулировав миссию (уточнив задачу, скорректировав цель), вы проходите по каждому уровню и смотрите, что изменилось или добавилось теперь, когда вы привносите туда миссию. Вы как бы расширяете свое видение, возможно у вас появятся новые ресурсы, вы увидите то, что раньше было неочевидно. Вы смотрите, как наилучшим образом должен быть организован каждый уровень, чтобы соответствовать вашей миссии. Какая это должна быть идентичность? Какой вы в этом случае? Какие у вас ценности? Какие новые способности у вас появляются, когда ваша миссия такая-то… И тогда как вы действуете, и как меняется ваше окружение?

Пример: молодой человек никак не решается попросить повышения зарплаты. Постоянно возвращается к этому мысленно и в разговорах с близкими, ищет и находит яркие аргументы. И как будто готов к разговору, но ничего не происходит. Понятно, что где-то есть блок, и эта история может тянуться еще очень долго.

Его описание окружения - прекрасные коллеги, неплохой шеф, на работе комфортно. Поведение – много успевает на работе, высокая нагрузка, но в целом с удовольствием выполняет свои обязанности. Способности – сильно вырос за время работы на этой должности и видит большие перспективы для дальнейшего роста. Убеждения – вот тут-то и обнаруживается корень проблемы. Оказывается, что считает даже свою нынешнюю зарплату выше того, что заслуживает. Идентичность – задумывается, с кем он может ассоциировать себя, если сможет попросить о повышении зарплаты. Миссия (здесь просто его задача) – хочет получить повышение зарплаты. Дальше спускаемся вниз в обратном порядке.

Чтобы получить повышения зарплаты, он должен быть уверен в себе и знать себе цену. Он знает, что уже многое вложил и потратил достаточно сил для того, чтобы достигать таких результатов на работе, которые у него есть сегодня. Его новые убеждения – большие деньги необязательно должны доставаться в результате каторжного труда. Можно работать легко, получая от этого удовольствие, даже если кому-то другому приходится гораздо сложнее. Результат – разговор с шефом состоялся на следующий день. Молодому человеку вскоре был предложен перевод в другое подразделение, где он вырос в должности и зарплате.

Пирамида Дилтса удобна тем, что не всегда обязательно работать со всеми уровнями. В качестве быстрого варианта бывает достаточно определить, на каком уровне возникла проблема, и попытаться найти способ решения на более высоких уровнях. Важно уметь задавать вопросы с того или иного уровня, ответы на которые помогают найти решение задачи.

Как работать с целями при помощи пирамиды Дилтса


1 уровень – когда вы достигнете цели, где и с кем вы будете?

2 уровень – что вам нужно делать, чтобы достичь цели? Какие шаги вам потребуется предпринять? Какие действия вы осуществите, находясь в окружении из пункта 1?

3 уровень – как вы будете это делать? Какие способности и навыки вам для этого потребуются? Что у вас уже есть, а что нужно развить?

4 уровень – что ценного вы получите в результате? Почему это важно для вас? Как изменится ваша жизнь вместе с достижением цели?

5 уровень – кем вы станете, достигнув этой цели. Кем вы будете, получив то ценное, что появится в вашей жизни?

6 уровень – ради чего вы хотите сделать это? Для кого еще это важно? Кто еще получит пользу и будет рад этому результату?

Очень часто люди, добравшись до ценности, самоидентифкации, миссии, меняют цель или корректируют ее.

А теперь с учетом того, что мы знаем, дойдя до самого верхнего уровня, идем вниз:

- Рады ли другие этому? Полезно ли это для них?

- Кем вы стали в результате?

- Что ценного в этом?

- Какие способности у вас появились?

- Что вы теперь делаете?

- Каково ваше окружение?

Это очень действенно, когда вам нужен всесторонний взгляд на вашу цель. Или вы чувствуете неуверенность в своих силах или ощущаете, что находитесь в тупике.

При помощи этой магической пирамиды можно быстро определить, на каком уровне находится проблема и найти решения, задав вопросы с более высокого уровня. Для этого необязательно всегда использовать пирамиду в развернутом виде, иногда бывает достаточно всего пары вопросов. Вы сможете диагностировать проблемы других людей и помогать находить решения. Это инструмент, который помогает взглянуть на жизнь объемно, структурировать задачи, разложить проблемы на составные части, найти уровень, на котором находится решение и проверить его, пройдясь по пирамиде сверху вниз.

Если вас не устраивает то, что у вас есть, будь то окружение или финансы — модель Дилтса покажет, что надо менять ваши действия.

Если вроде бы правильные действия не приводят к нужному результату — нужно менять стратегию в целом.

Если непонятно, куда менять стратегию -значит, надо покопаться в своих убеждениях, что-то с ними не так. И т.п.


Сейчас, когда вы приложили модель Дилтса к себе, увидели ли вы, в каких местах пробуксовывала ваша жизнь, и что нужно делать, чтобы она перестала буксовать?

Вы решили, что вам нужны изменения?

Надоело ходить по замкнутому кругу и наступать на одни и те же грабли?

Обращайтесь. Буду рада новым клиентам из любой точки планеты!

Проблемы, проблемы… Они есть у всех. Не существует в мире такого человека, который бы мог похвастаться полным их отсутствием. Что характерно, практически все проблемы тянутся за нами годами, а то и десятилетиями. Почему мы не можем их решить?

Вовсе не от глупости или лени. А потому, что ищем очевидные ответы, лежащие на поверхности. Приходим к определенным выводам и пытаемся как-то работать с полученной информацией - но это как бороться с симптомами. Корни проблем лежат глубоко в личных установках, и пока мы не поймем их, ничего не изменится.

Забраться на более глубокие (или высокие - тут уж как сказать) уровни своей личности нам поможет Роберт Дилтс, американский специалист в области нейролингвистического программирования. Он разработал пирамиду логических уровней, которую так и называют - пирамида Дилтса.

В ней описаны все аспекты нашего существования, начиная с самых простых и приземленных, и оканчивая тонкими духовными материями. Примечательно, что обычно мы ищем решение проблемы на том же уровне, на котором она образовалась, но Роберт уверяет, что ответы лежат на два уровня выше.

Итак, как же выглядит пирамида Дилтса? Она состоит из шести уровней:

  1. Внизу, в основании пирамиды лежит то, что мы имеем - собственность, деньги, работа, отношения, семья, друзья. Он самый большой и важный для нас. Этот уровень отвечает на вопрос «Что у меня есть?»
  2. Второй уровень вмещает в себя поведенческий аспект, все наши действия, совершаемые в жизни и приводящие к наличию того, что у нас имеется в первом пункте. Он отвечает на вопрос «Что я делаю?»
  3. На этом уровне актуален вопрос «Как я это делаю?» Здесь обитают наши умения, навыки, способности, таланты. Все, что касается жизненного инструментария, который мы используем для того, чтобы производить определенные действия для получения благ, отмеченных в первом пункте. Вспоминается стишок «Дом, который построил Джек», правда? Чтобы не продолжать громоздить громадину, просто скажу, что каждый последующий уровень напрямую влияет на предыдущий и опосредованно - на все остальные.
  4. Этажом выше расположилась мотивация, принципы, установки, критерии выбора и принятия решений. Здесь главенствует вопрос «Почему я это делаю?»
  5. «Кто я?» - ответы на этот глобальный вопрос нужно искать на пятом, предпоследнем уровне. Он касается наших жизненных ролей, представлений, воспитания, мировоззрения и самовосприятия. Я – мужчина, женщина, бизнесмен, учитель, путешественник, музыкант, красавица, сильный человек, оптимист, неудачник… Мы впитываем в себя эти роли и стараемся им соответствовать.
  6. Самый главный вопрос, ответ на который люди ищут всю жизнь и многие – не находят: «В чем смысл?» Если развернуть совсем уж глобально, то «В чем смысл жизни?»
    Ради чего мы мыслим и действуем на всех предыдущих уровнях? Ради чего мы существуем? Какова наша миссия?

Как видите, каждый уровень является более глубоким погружением в нашу личность и одновременно более высокой ступенькой в духовном плане. Наша жизнь протекает в двух низших ярусах. Два средних этажа управляют нашим земным бытием, их можно назвать ментально-материальной базой для осуществления всех деяний. Два верхних уровня определяют наполнение всех остальных.

Как говорилось, решение проблемы обычно лежит немного выше ее очевидного расположения. Но для того, чтобы понять всю ее симптоматику и найти очаг «болезни», мы должны расписать ответы на вопросы всех шести уровней.

Возьмем для примера раздражительность и гневливость. Проблема состоит в том, что человек быстро выходит из себя, грубит, категоричен в суждениях, придает чужим огрехам слишком много значения. И человек хочет поработать над своей нетерпимостью и гневом. Что для этого нужно, какие необходимы действия, где кроется закавыка?

  1. На уровне жизненной «собственности» от гнева человека страдают люди - друзья, семья, коллеги.
  2. Что нужно делать, чтобы перестать раздражаться и гневаться? В данном случае главное действие – это бездействие. Не срываться, не кричать, не раздражаться.
  3. Какое качество нужно развивать в себе, чтобы научиться не совершать эти действия? Спокойствие, снисходительность, доброжелательность, терпимость, сдержанность. Что ж, на третьем уровне мы находим ответ на проблему - у человека этих качеств нет, они не развиты, поэтому он не умеет сдерживаться.
  4. Почему он это делает? Грубить и злиться на других будет человек, неудовлетворенный своей жизнью, у которого имеются задавленные проблемы, нереализованные желания. Нелюбимая работа или жена, зарытый в землю талант. Несоответствие между тем, кем представляет себя человек, и тем, кем он есть. И чем больше этот диссонанс, тем яростнее неудовлетворенность, тем меньше спокойствия в жизни и терпимости к другим.
  5. Каков человек, который благожелательно относится к другим и не срывает на них злость? Вы сразу скажете – это целостная реализованная личность, которая знает, чего хочет, уверенно идет к своим целям, воплощает свои мечты. Тот, кому просто некогда обращать внимание на ошибки других, потому что он занят увлекательным делом.
  6. В чем смысл того, чтобы избавиться от гнева и быть доброжелательным к окружающим? Скорее всего, наш дядя Злюка просто хочет быть счастливым, любимым, чтобы его приходу радовались, а не кривились и разбегались во все стороны.

А теперь на мгновение задерживаемся на вершине и начинаем катиться назад. Для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь своих людей приятнее и счастливее, нужно искоренить или уменьшить диссонанс между представлениями о своей жизни и реальностью. Найти работу по сердцу, вылечить хроническую болезнь, из-за которой постоянно что-то ноет, откопать и возродить свой талант. Короче говоря, убрать глобальные раздражители. Довольному и реализованному «Я» ни к чему злиться на других, он сумеет развить в себе терпеливость, перестанет кричать на близких и всем станет лучше.

Сразу хочу сказать, что это лишь пример – другой человек может найти совсем иные причины раздражительности и гневливости, да и вообще, у каждого своя пирамида Дилтса. Главное, что принцип усвоен - найти уровень, на котором кроется проблема, подняться на два этажа выше и искать там ее причину.

Эта схема очень простая, но именно в простоте кроются самые фундаментальные истины. С нею можно работать на всех жизненных уровнях, начиная с бытовых мелочей и заканчивая поиском своего предназначения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Вы наверняка слышали фразу: “Главное, не что ты знаешь, а кого ты знаешь.” В наше время это выражение актуально как никогда. Ваши таланты, способности и опыт не принесут никакой пользы, если люди не знают о вашем существовании. Чтобы получить от жизни то, что вы хотите, вам необходимо быть находчивым и изобретательным. И ваше окружение – это огромный источник возможностей.

Шаги

Учимся основам

Определите круг лиц, который вам необходим. Как у профессионала, или начинающего профессионала, ваше время – деньги. Будьте разборчивы и прозорливы, ведь вы делаете это для себя. Просто подойдите к человеку с уверенной улыбкой, протяните руку и представьтесь. Поначалу это трудно, но необходимо.

Учитесь кратко презентовать себя. Вы должны уметь настолько быстро продемонстрировать себя профессионалом, что для этого хватило бы краткой беседы, пока вы едете с человеком в лифте. Например:

  • "Я недавно окончил(а) такой-то университет с такой-то степенью. Я изучал(а) то-то и то-то. В данный момент я работаю в такой-то компании."
  • Научитесь вести светские беседы. Многие важные беседы зачастую начинаются с разговоров ни о чем. Это возможность для вас и другого человека прощупать почву. Некоторые люди описывают это так: “Разговор – это как лестница, а светская беседа – это первая ступенька”. Не волнуйтесь, если поначалу звучите неестественно. Улыбайтесь, чувствуйте уверенность в своих силах и внимательно слушайте.

    Не бойтесь заходить дальше. Если беседа застряла на нижней ступеньке, у вас не получится выделить себя на фоне других людей, с которыми ваш собеседник встречался в этот же вечер. Вы должны уметь обратить на себя внимание и сказать что-то, что поможет человеку вас запомнить.

    Соберитесь с мыслями перед началом разговора. Для обычной беседы, совершенно нормально поддерживать ее плавное течение и избегать пугающих и неловких пауз. Однако, если вы постоянно будете волноваться о ходе беседы, вы можете забыть выслушать собеседника и не сможете сформулировать достойный ответ.

    • Не бойтесь делать секундную паузу, чтобы подумать над тем, что вы хотите ответить. Такая короткая пауза не очень заметна собеседнику, а вы сумеете выиграть время, чтобы ответить что-нибудь умное.
  • Относитесь к налаживанию связей со следующим подходом: “А чем я могу быть полезен(а) этому человеку?” Многие люди полагают, что налаживание связей – эгоистичный процесс, где человек ищет выгоду для себя. И хотя зачастую это так, не стоит обобщать. Наоборот, старайтесь предложить свою помощь ил услуги человеку. Если вы щедро поможете кому-нибудь, он захочет отблагодарить вас в ответ. В этом случае, взаимовыгода – хорошая мотивация.

    Определите кто кого знает. Когда вы говорите с человеком, спрашивайте не только о его интересах или занятиях. Поинтересуйтесь о его супруге, близких людях, семье, друзьях и коллегах. Можете сделать соответствующие пометки в блокноте, вдруг в будущем вам кто-то пригодится.

    • Представьте, в книжном магазине вы познакомились с Ирой, у которой двоюродный брат – тренер по серфингу. Спустя несколько месяцев ваша племянница говорит о том, что хочет научиться кататься на серфе. Вы ищите Иру, звоните ей, просите об услуге и интересуетесь, не могли бы вы получить скидку. Ира соглашается, племянница в восторге. А через месяц у вас ломается машина, которую любезно соглашается починить бойфренд племянницы, механик по профессии.
    • Ищите экстравертов, особенно, если вы сами интроверт. Старайтесь искать людей, которые лучше вас умеют налаживать связи – ведь они уже точно знают кого-нибудь полезного! Кроме того, этот человек может представить вас другим людям, которые разделяют ваши цели и интересы.
  • Если все идет хорошо, не забудьте обменяться контактами и показать человеку, что вам было приятно с ним познакомиться и что вы настроены общаться с ним в дальнейшем.

    Поддерживайте связь. Не обменивайтесь с человеком контактами, чтобы потом пропасть. Если вы не будете периодически выходить на связь, ваше знакомство станет бесполезным.

    • Например, если вы прочитали статью, которая может заинтересовать человека – пришлите ему ее.
    • Не забудьте присылать поздравительные открытки на День рождения и главные праздники.

    Используем интернет-связи

    1. Развивайте онлайн интересы и будьте активны в сети. Кто сказал, что вы не сможете завести полезных связей, играя в онлайн шахматы против оппонента из другой страны? Или может вам смогут помочь на медицинском форуме? В интернете проще всего найти небольшую группу людей со схожими вам интересами.

      Изучайте людей, которые вам нравятся, которые придерживаются интересных позиций или занимают интересующие вас должности. Достаточно ввести имя человека в любой поисковик, например Гугл, и вы узнаете больше о социальной жизни человека. Зачем это нужно?

      • Вы сможете быть в курсе различных подводных камней в карьере или о карьерных возможностях. Изучая карьерный путь других людей, вы сможете выделить некоторые важные аспекты и для себя.
      • Вы больше узнаете о человеке в целом. При личном знакомстве это может сыграть вам на руку.
    2. Попросите несколько человек об информационном интервью. Это означает неофициальную встречу, где вы сможете встретиться с другим профессионалом вашего дела и задать интересующие вас вопросы. Это может быть перерыв на кофе в обед (желательно, если весь счет оплатите вы), беседа в Скайпе. Длительность не более 30 минут.

      • Информационное интервью является отличной возможностью обменяться, или набраться опыта и развить навыки слушания. Кто знает, может быть, вы так впечатлите человека, что он предложит вам работу. Некоторые считают этот метод действеннее, нежели рассылка резюме.
      • В конце поблагодарите человека за его внимание и спросите, может ли он посоветовать еще кого-нибудь для подобного разговора. При контакте с этими людьми, вы можете ссылаться на рекомендации своего предыдущего собеседника.
    3. В следующий раз, когда вам понадобится работа, партнер по скалолазанию или спутник для похода в кино, пробегитесь по списку своих связей. Сделайте несколько телефонных звонков или напишите сообщение человеку, которого хотели бы о чем-то спросить или куда-то пригласить.

      • Используйте все способности интернета, чтобы поддерживать свою социальную жизнь. Порой легче и проще отослать сообщение, нежели совершать телефонный звонок. Интернет позволяет знакомиться и поддерживать контакты с огромным количеством людей.
      • Начните с малого. Не назначайте по 12 встреч за месяц. Лучше медленно, но верно идти к цели, нежели набрасываться на все и сразу. Общение требуется поддерживать, а не выплевывать, едва пожевав.
      • Старайтесь выглядеть открыто и обворожительно. Со временем вам станет все проще общаться с незнакомцами.
      • Не можете найти сообщество с вашими интересами? Станьте основателем сами!
  • В значении «потому что», все части союза раздельно. После связанного слова (тем более предложения) ставится : «В связи с модернизацией производства, часть сотрудников была отправлена в отпуск». «В связи с тем, что ты не приходишь на работу вовремя, это дело я поручил Николаю».

    Ударение в таком случае на второй слог слова: в связиʹ.

    В аналогичном значении, но в конце предложения остается на прежнем месте, но запятая не используется: «Он был уволен в связи с категорическим нежеланием выполнять свою работу». Исключение для сложно подчиненных предложений: «Прокурор пришел в связи с тем, что сосед написал на меня жалобу».

    Обратите внимание

    Для определения значения словосочетания поставьте перед словом «связи» любое прилагательное. Если смысл особо не страдает, значит, перед вами третий случай. Если прилагательное никак не вяжется, значит, вы имеете дело с предлогом.

    Источники:

    • как правильно писать в связи
    • Как правильно писать слово «Интернет»?

    Несмотря на то, что все проходили эту тему в школе, довольно много людей ошибается в написании злополучной частицы «не» с разными частями речи. А ведь все так просто!

    Общее правило

    Для разных частей речи существуют свои правила написания этой частицы, но есть одно общее. Если слово не употребляется без «не», его следует писать слитно. «Ненавидеть», « », «ненастье» и многие другие слова пишутся и никак иначе. Это правило распространяется на все части речи и заметно облегчает жизнь как школьникам, так и взрослым.

    «Не» с существительными

    Пожалуй, правила написания для имени существительного наиболее просты. Сомневаетесь в написании? Просто подберите к существительному (он не должен содержать «не»). Если получилось, оно . Например: недруг - враг, неправда - ложь. Раздельно следует писать в том случае, если в предложении есть противопоставление (не правда, а ложь).

    «Не» с глаголами и деепричастиями

    Для этих двух частей речи правила написания совершенно одинаковы. Из школьного курса известно, что «не» с глаголами всегда раздельно. С деепричастиями то же самое. Исключением служат слова, которые не употребляются без этой частицы. Например: недомогать, недомогая и т.д.

    «Не» с прилагательными

    Если с предыдущими частями речи все было более-менее просто, над прилагательными придется подумать, так как правил немного больше. В случае слитного написания можно руководствоваться аналогичными правилами для имен существительных: подобрать синоним без «не» (невысокий - низкий) или обнаружить противопоставление с союзом «но» (река неглубокая, но широкая). Также добавляется третье правило: если полное прилагательное пишется с «не» слитно, краткое прилагательное, образованное от него, пишется также.

    «Не» , если есть противопоставление (не глупый, а умный), если отрицание дополнено словами «далеко», «ничуть», «вовсе» (вовсе не глупый, ничуть не умный). Следует помнить, что «не» с кратким прилагательным будет писаться раздельно, если полное прилагательное, от которого образовано краткое, пишется раздельно.

    «Не» с причастиями

    Эта частица пишется слитно только в одном случае: если при причастии нет зависимого слова, к которому можно задать какой-либо вопрос. Например: неоконченное дело.

    Соответственно раздельно пишется, если зависимое слово есть: не законченная вовремя работа. К слову «вовремя» можно задать вопрос от слова «законченная». Также раздельно писать следует в том случае, если имеется противопоставление. Например: не законченная, а начатая работа. Помните, что все краткие причастия пишутся с «не» раздельно (работа не выполнена).

    Источники:

    • «не» с разными частями речи
    • «не» с разными частями речи

    Сочетания со словами «в связи с» могут вызывать много вопросов: где ставить запятую и нужна ли она, как корректно употребить то или иное сочетание и т.д. Давайте рассмотрим вопрос, «в связи» выделяется запятыми или нет, на конкретных примерах.

    «В связи с…» выделяется запятыми

    Перед словом

    1. Рассматриваемое нами сочетание является производным союзом, поэтому запятая перед «в связи» ставится, а после него знаков не надо.

    • Уже начались морозы, в связи с этим уроки стали отменять.
    • У Саши скоро экзамен, в связи с этим он целыми днями зубрит даты, формулы и словарные слова.

    2. Это относится и к сочетаниям типа «в связи с чем». Такое сочетание может встречаться исключительно внутри предложения (начинать с него фразу стилистически недопустимо), и ответ на вопрос, «в связи с чем» выделяется ли запятыми, однозначен: запятая должна быть только перед ним, но не после.

    • Потолки опять протекли, в связи с чем пришлось перекрыть целое крыло здания.
    • У Любаши были именины, в связи с чем Игорь и сочинил эти вирши.

    3. От сочетаний «в связи с этим», «в связи с чем» следует отличать сочетание «в этой связи», которое чаще всего употребляется в публицистическом стиле и является средством перехода от одной микротемы к другой (не выражает прямую причинную связь!). Необходим знак перед «в этой связи»; запятая в начале предложения, естественно, не ставится.

    • Гроза прошла перед самым бракосочетанием, в этой связи навязывается ассоциация с жизнью человека до и поле свадьбы.
    • Работа моего коллеги имеет огромное значение; в этой связи невозможно не вспомнить, как он шел к своей цели.

    Запятая не нужна

    Нередко употребляется в речи просто предлог «в связи с». Дополнения с ним не выделяются запятыми. В том числе не требуется запятая после «в связи с… прошу…» и в других подобных устойчивых сочетаниях, свойственных официально-деловому стилю.

    • Мы решили преподнести вам этот подарок в связи с Днем дошкольного работника.
    • В связи с вышеизложенным прошу предоставить мне отпуск без сохранения оплаты.

    А вы знаете..

    Какой из вариантов правильный?
    (по статистике прошлой недели только 53% ответили правильно)