Очень важно уметь по невербальным сигналам вычислить агрессивно настроенного человека. Под агрессией мы будем понимать не только непосредственно силовое воздействие, но и негативное отношение, нацеленность на противостояние.

Главный жест агрессии – сжатая в кулак рука. Данный жест может иметь разную степень агрессии. Если руки вашего собеседника вытянуты по швам, при этом обе сжаты в кулаки, то это признак нарастания негатива у человека, он настраивается на поединок. Если кулаки постепенно поднимаются, достигнув уровня груди, то это тревожный фактор. Человек принял бойцовскую стойку, подготовился к удару, и остаются считаные секунды до открытого проявления агрессии. Если у вашего собеседника начинают «чесаться» кулаки – он потирает пальцами одной руки другую руку, сжатую в кулак, то он также настроен негативно по отношению к вам.

Если ваш собеседник обхватывает себя руками за плечи – это признак сдерживаемой агрессии. Это значит, что человек готов ринуться в бой, но пытается себя сдержать. Если вы не намерены вступать с ним в поединок, то, увидев такой жест, должны изменить тактику ведения переговоров: сменить тему, изменить тон.

Характерный для настроенного агрессивно по отношению к вам человека жест – заложенные за спину руки с захватом запястья. Этот жест опасен, так как он невидим для собеседника, если человек убирает свои руки за спину, то создается впечатление, что он что-то от вас прячет, возможно, это оружие для предстоящей схватки. Но даже без оружия этот жест, сам по себе, очень опасен и означает, что человек явно имеет недобрые намерения.

Для того чтобы сгладить агрессивный настрой вашего собеседника, вы можете использовать следующие невербальные средства. Во-первых, попытайтесь сократить дистанцию между вами, используйте тактильное воздействие – дотроньтесь до человека. Помните, все ваши действия, движения должны быть крайне медленными, чтобы ваш собеседник не принял их за наступление с вашей стороны. Помните еще и о том, что если он настроен «безусловно» агрессивно, то есть заранее планирует драку вне зависимости от вашего поведения, тогда никакие средства вам не помогут. Вам следует подумать о том, как прервать ваш разговор и уйти в безопасное место, предоставив ему возможность выплеснуть агрессию на кого-нибудь другого.

Правило № 32

Поза воинственности

Для человека, настроенного агрессивно, характерны особая поза, осанка и походка. Эти невербальные знаки смогут выдать своего воинственно настроенного обладателя. Ваша задача – уметь их расшифровать.

Об агрессивном настрое человека может свидетельствовать поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед. Как правило, он старается прикрыть отдельные участки своего тела на случай, если вы первым начнете атаковать. Эти участки – наиболее уязвимые места человека. Для мужчин – это паховая область, нос, челюсть. У женщин (хотя такое яркое проявление агрессии среди женщин не столь популярно, но все же возможно) – это область груди и лицо.

Агрессивная походка очень яркая – человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег – это признак высокой степени напряжения.

Если вы подозреваете вашего собеседника в недобрых намерениях, вам следует обратить внимание на его осанку. Если ваши подозрения верны, то ваш собеседник не стоит прямо, вытянувшись во весь рост. Он немного приосанился, вжал голову в плечи – сам врос в землю, стал компактным, теперь ему удобно наносить удары. Если вы сидите, тогда ваш собеседник может вытянуть шею вперед, а плечи откинуть назад. Причем голова его будет немного наклонена так, что в вашу сторону будет устремлен лоб, самая твердая часть головы, готовая принять ваш удар.

Правило № 33

Взгляд хищника

Если человек не старается скрывать негативные эмоции, то их очень легко вычислить по мимике. Она достаточно красноречиво отражает эмоциональный настрой. Как определить, что ваш собеседник настроен агрессивно?

Агрессия – это своего рода защитная реакция организма. Человек начинает проявлять агрессию, как только понимает, что сильно уступает вам в каких-то вещах. Это может быть порождение гнева, ненависти, зависти. Возможно, ваш собеседник слабее вас в ораторском искусстве, не владеет талантом убеждения, понимает свою интеллектуальную ущербность, поэтому, за неимением других аргументов, у него и появляется желание победить вас доступным ему способом – с помощью силы.

Мимика агрессии очень активна – это сдвинутые к переносице брови, раздувающиеся ноздри, пошатывающиеся скулы, иногда с поскрипыванием зубов, очень плотно сжатые губы. Это мимические признаки того, что ваш собеседник очень агрессивно настроен. Не всегда эти мимические сигналы отражаются на лице все вместе, чаще всего имеется один или два признака. Если на лице вашего собеседника вы заметите хотя бы один из вышеназванных сигналов, насторожитесь – он не очень рад вам.

Обратите особое внимание на взгляд. У агрессивного человека взгляд красноречиво повествует о том, что его обладатель готов растерзать своего оппонента. Это очень тяжелый, пронизывающий взгляд, так смотрит хищник на свою жертву, готовясь к нападению.

Правило № 34

Словесная дуэль

Агрессивный настрой человека можно вычислить по тому, как он с вами говорит. Его слова подобны ударам: резкие, четкие звуки, между которыми достаточно длинные паузы. Нежелание вступать с вами в диалог также может быть проявлением скрытой агрессии.

Если человек настроен агрессивно, то он, как правило, повышает громкость голоса. И делает это неосознанно либо для того, чтобы спровоцировать вас на выгодные для него действия, либо чтобы запугать. Возможно, ваш оппонент не обладает грамотной вербальной аргументацией, поэтому пытается объяснить свою точку зрения иными способами, то есть прибегает не к силе слова, а к громкости своего голоса.

Он пытается «доходчиво», в медленном темпе объяснить свою точку зрения. Как правило, это ему не удается. На самом деле он вас провоцирует, пытается, что называется, «наехать»: «Я непонятно объясняю?» Все это делается для того, чтобы вызвать у своего собеседника испуг, получить преимущество перед поединком. Он попытается провоцировать, пуская в ход пренебрежительные и язвительные интонации, смешки, ухмылки.

Для агрессивно настроенного человека характерно понижение тембра голоса, использование более низких тональностей, интонаций, иногда с хрипотой. Такие голосовые изменения тоже имеют цель напугать собеседника.

Иногда агрессия не успевает перерасти в драку, и человек срывается на крик. Человек, сдерживающий агрессию, находится в состоянии сильного напряжения. Если вы так и не дали ему повода для применения силы, то от этого его напряжение не уменьшится. И ему по-прежнему требуется разрядка. Очень часто такая разрядка происходит в форме крика. Это тоже своего рода невербальная форма выхода агрессии. Если он сорвался на крик, то уже вряд ли применит силу к вам. У него просто не осталось сил на драку. В такой ситуации вам лучше подождать, пока его гнев утихнет и он успокоится.

Вы сможете попробовать снять напряжение вашего собеседника с помощью невербальных сигналов. Используйте силу своего голоса, чтобы его успокоить, разрядить. Вы должны говорить медленно, нежно, ласково, как бы убаюкивать, усыплять его бдительность. Говорить можете все что угодно, например, настаивать на своем мнении, которое и вывело его из равновесия, но по невербальным сигналам он должен прочесть следующее: «Не бойся меня. Я твой друг. Успокойся. Не переживай. Лучше дружи со мной – это выгоднее». Если вы сумеете правильно использовать свои голосовые возможности, тогда ваш агрессивно настроенный собеседник покорится вам, умерит свой пыл, его агрессия уйдет либо будет обращена в другое русло.

Анатолий Шишкин

4.1

Можно ли почувствовать чужой взгляд на себе? Наверняка все читающие эти строки, взгляды посторонних людей на себе чувствовали неоднократно.

Можно ли почувствовать чей-то взгляд? С чисто научной точки зрения, картинка окружающего мира отражается на дне глазного яблока, примерно как на пленке в фотоаппарате и естественно почувствовать подобное отражение окружающие ну ни как не могут. Если рассматривать взгляд как процесс поглощения части видимого пейзажа, этакий направленный пылесос всасывающий мини частички того на что нацелен глаз, то вроде как уже можно, с научной точки зрения предположить, что частичное изъятие своей плоти кровожадным взглядом хищника, прочувствовать уже вполне возможно. Хотя и в этом случае выводы похожи на откровенную глупость. А может все объясняется гипнотическим фактором, цепенеет же лягушка перед немигающим взглядом змеи. Тогда как объяснить гипнотическое влияние дырки-дула пистолета на человека? На животных дуло пистолета и даже пулемета гипнотического воздействия почему-то не оказывает?

Есть не менее научное предположение, что взгляд это своего рода радар. Глаз испускает лучи, а те встретив какое-то препятствие возвращаются назад и фиксируются в глазу. Тому есть наглядное подтверждение. Работники музеев давно заметили. Что картины висящие в выставочных залах и доступные обзору тысяч посетителей каждый день изнашиваются, приходят в ветхость, намного быстрее таких же картин, что висят в запасниках, и на которые никто не смотрит. То есть картины под воздействием излучения глаз постоянно коробятся, шевелятся и ни какая стеклянная защита тому не препятствует. Более того, уже есть якобы прибор, который считывает путь и давление глазного движения (траекторию) на осматриваемой картине. Вот так не более и не менее. Кстати, прибор имеет реальное, практическое применение, вычисляет читаемость газет и журналов. Прибор определяет в каком месте и на какое время на картине или на листке печатного издания задерживается взгляд человека. Следовательно, прибор просто бесценен для определения стоимости рекламных «иконок» в печатных изданиях, где будет самое читаемое место и стоимость одинаковых по размеру «иконок» может быть выше или наоборот ниже.

И тем не менее, с научной точки зрения глаз все равно ничем не отличается от фотографической камеры и ни каких излучений испускать не может в принципе. Если конкретно у вас другое мнение на этот счет, то держите свое мнение при себе и не смешите научный мир современности, антинаучными догадками. Поэтому дальнейшие мои выводы и предположения наверняка не будут совпадать с чисто научными. Считайте дальнейшее повествование чистой фантастикой и бредом малограмотного выдумщика с очень богатым воображением.

Итак, Можно ли почувствовать чужой взгляд на себе? Наверняка все читающие эти строки, взгляды посторонних людей на себе чувствовали неоднократно. Конечно же это только простое совпадение и не более того. Для проверки этих ощущений-совпадений не надо ехать за тридевять земель или оборудовать сложные лаборатории, достаточно едучи в автобусе (трамвае, метро...) или находясь в толпе прохожих надо сосредоточиться и попробовать определить кто в какой-то конкретный момент смотрит на вас со стороны. Сразу определитеь с какой стороны и кто примерно, мужчина или женщина, мальчик или девочка, человек или животное. И на какое именно место на вашем теле смотрят. Теперь стоит оглянуться и убедиться, что на вас кто-то действительно смотрел. Или наоборот не смотрел и получить лишнее подтвержение тому, что взгляд почувствовать невозможно. Но последнее утверждение вряд ли возможно, любая женщина с легкостью справится с таким заданием и подтвердит, что взгляд постороннего человека почувствовать несложно. Особенно если этот взгляд не совсем туда, куда нужно. Так что общественном транспорте смотрите на девушек осторожно.

Не секрет, что к человеческому взгляду, да еще в толпе можно настолько привыкнуть и совершенно не замечать чьих-то там поглядов. Тогда эксперимент можно усложнить и прогуляться, например, по зоопарку в самый ранний час, сразу же как только зоопарк откроется. В это время посетителей мало и не столько люди рассматривают зверей, сколько наоборот, уже сами звери с интересом рассматривают своих первых посетителей людей.

Прогуливаясь мимо клеток с животными опять же можно почувствовать их взгляд или наоборот не почувствовать, но в любом случае прогулка возле клеток с травоядными животными окажется немного приятней, чем возле опасных хищников. Хотя если разобраться и тем, и этим зверям по сути, ваше присутствие совершенно безразлично.

Встреча с этими же животными на воле совсем другой случай. Вспоминаю свою первую встречу с диким медведем. Медведь и я были на равных и лично мне крепко захотелось залесть в надежную клетку, хотя бы на время, пока медведь не уйдет подальше. Точно такое же ощущение, желание спрятаться, видимо испытывали олени и зайцы пробегающие мимо меня, но в этом случае уже я сам был для них опасным хищником. Да и тот первый, и все последующие медведи, и прочие хищники повстречавшиеся мне когда либо, видели во мне еще большего, чем они сами хищника. Тоже самое относится и к другим людям, особенно к мужчинам, способным владеть серьезным оружием.

Большая часть животных воспринимает окружающую информацию несколько иначе, чем человек. Человек, в основном верит глазам и ушам, потом носу и прочим чувствам. У зверей информация от носа часто бывает важнее, чем зрительная или слуховая. Нужны примеры? Пожалуйста.

В свое время цыгане крали племенных жеребцов намазавшись выделениями охочей кобылы. Для справки, со взрослыми жеребцами даже у опытных конюхов сплошные проблемы. Жеребцы как правило практически не поддаются дресировке, всю свою жизнь остаются полудикими и подпускают к себе только определенных людей и всех остальных, невзирая на пол, возраст и титул могут запросто убить. Вороватый цыган не исключение, но жеребец не верит своим глазам, он верит запаху от цыгана, поэтому цыган уводит жеребца куда захочет, а хозяин или «родной» конюх в любой момент могут оказаться жертвами своего (необузданного) жеребца.

Второй пример: Все современные подвиды благородных и северных оленей достаточно осторожные и пугливые животные. Лося не рассматриваем, это всегда опасный представитель оленей. Есть виды достаточно опасные для человека, но увидев или почувствовав человека, невзирая на особые условия (гон, защита потомства и т.п.) стараются любыми способами уклониться от встречи с человеком. Но стоит только измазаться мочой возбужденного самца во время гона и любой олень-самец этого вида будет видеть в таком пахучем человеке только соперника самца и нападет при первой же возможности. Зверь опять будет больше доверять запаху от человека, чем конкретному виду человека.

В последнее время специально для охотников стали изготовлять обрызгиватели с запахом, привлекающие тех или иных животных. Достаточно кликнуть на эту тему в Интернете и информации там накопаете много. Понятно, что пользоваться такими средствами надо осмотрительно, иначе и ружье не поможет. На человека с запахом охочего самца могут напасть не только самцы того же вида, но и все местные хищники тоже могут случайно перепутать человека со зверем (с оленем).

Своим предчувствиям звери также верят намного больше, чем человек. У зверей нет причин не доверять своим чувствам. А пристальный взгляд хищника располагает к возникновению у возможной жертвы нехорошего предчувствия на самое ближайшее будущее. И чем лучше развито подобное предчуствие и заодно способность ощущать плотоядные взгляды, тем больше шансов у данного вида выжить.

Небольшой пример: На лугу пасутся коровы, рядом безбоязно расхаживают цапли и прочие птицы. В самой середине стада еще оказался заяц и он тоже не боится, пасущихся рядом коров. Но стоило появиться лисе как картина тут же изменилась. Коровы не обращают внимания на лису, лиса для них не опасна. Но птицы разлетелись, а заяц убежал. То же самое произойдет если к стаду подойдет человек. Почему?

У травоядных и многих птиц (почти) круговое зрение. Глаза этих животных так устроены, что могут передавать в мозг окружающую картинку поотдельности. То есть каждый глаз отвечает за свой сектор кругового обзора. И только небольшая часть сектора видна обоими глазами сразу. Получается, что коровы (заяц, антилопа, олень, многие птицы...) видят плоскую картинку окружающего пейзажа и только для оценки расстояния до возможного опасного объекта смотрят на объект сразу двумя глазами.

У хищников в основном бинокулярное зрение, с достаточно узким сектором обзора. Картинка попадает в мозг сразу объемная с оценкой расстояния до всех видимых объектов. Чем шире расставлены глаза, тем точнее и дальше можно определить расстояние до всевозможных целей.

У человека тоже бинокулярное зрение, но глаза расположены достаточно близко друг от друга, что говорит о природной «близорукости» человека по сравнению с настоящими хищниками, например, с кошками или с собаками. Так и должно быть. Человеку нужна особая точность на расстоянии вытянутых рук, а кошачьим и псовым на расстоянии броска-прыжка. А расстояние броска-прыжка уже может измеряться несколькими метрами.

В итоге получается, что взгляд одним глазом (у травоядных) менее опасен, чем внимательный взгляд хищника, двумя глазами. Поэтому взгляд одним глазом (у коровы) зайцем и птицами воспринимается как безопасный, но взгляд двумя глазами (у лисы и человека) уже считается опасным и служит сигналом к срочному бегству.

Практически у всех людских племен охотников было за правило подкрадываясь к дичи, смотреть на нее (на дичь) либо одним глазом, либо двумя, но крепко прищурившись. Но подобная практика из глубины веков лишний раз подтверждает, что взгляд все же чувствуется и взгляд двумя глазами сразу, чувствуется много сильней.

Лично я сам неоднократно вспугивал зверей и птиц высматривая их двумя глазами. Хотя и птицы, и звери меня точно не видели и не почувствовали каким-то другим способом. Например, по запаху или по звукам. Вдобавок и звери, и птицы интуитивно удалялись в противоположную от меня сторону. Олени к примеру, почувствовав охотника наверняка, обычно убегают в самом удобном для них направлении. А вот когда насчет подкрадывающего охотника у оленей есть только подозрения, то они стараются осторожно пройтись по кругу вокруг охотника, чтоб почувствовать по ветру его запах. Подобная оленья тактика проверки удобна только для опытного охотника, есть дополнительное время и возможность застрелить засомневавшегося вдруг оленя.

О дальнобойности взгляда тоже надо сказать. Самый дальнобойный взгляд у хищников. Что интересно, оптический прицел резко увеличивает дальнобойность взгляда человека. Тут уже взгляд одним глазом, но порой чувствуется очень даже неплохо. Кстати, многие снайпера могут это подтвердить, дополнив, что рассматривание одного и того же объекта через оптический прицел и в бинокль (подзорную трубу) это не одно и то же по конечной нервозности у объекта.

Самая большая дальнобойность медвежьего взгляда, мною была зарегистрирована примерно на расстоянии в 150 метров. Получается, что медведи совсем не близоруки и могут рассматривать человека на таком расстоянии. Почувствовать по запаху человека медведь может намного дальше. Медвежий взгляд я только почувствовал и так как в те времена в тех краях было неспокойно, то есть вполне вероятно, что я мог почувствовать совсем не медвежий взгляд, а вооруженный взгляд местного (беглого) аборигена или даже диверсанта из,ближнего и дружественного" зарубежья (Китая). Пришлось немного побегать кругами и восьмерками, последопытить по тайге чтоб убедиться, что смотрел именно медведь. Следы медведя и его свежий помет меня не убеждали. Когда же я увидел расщепленный вдоль ствол бревна, там медведь искал личинок короеда, я полностью убедился, что это действительно был медведь. Но взгляд этого медведя был очень чуствителен, до сих пор помню, будто железным крюком с небольшим нажимом меня временами,гладили" по телу.

Сам же я пугал взглядом оленей (без оптики) не далее 70-80 метров, на больших расстояниях на мой взгляд они не обращали внимания.

Почувствовать взгляд травоядных и птиц тоже вполне возможно. Вероятно кратковременный, контактный взгляд все же осуществляется двумя глазами, дистанцию до охотника эти существа все равно определяют двумя глазами, но дальше смотрят (на охотника) опять одним глазом, но кажется, (а может так оно и есть) что прочувствовается взгляд и одним глазом. Это могут подтвердить уже все охотники, имеющие опыт в стрельбе по затаившейся добыче. Часто сначала обнаруживается именно смотрящий на охотника крохотный глаз и лишь затем вырисовывается весь контур животного, но не наоборот.

Можно ли почувствовать чей-то взгляд? Тема совершенно не изученная, фактов много, зато толку от этих фактов пока мало. А вы как считаете?

Первое свидание с незнакомкой обычно вызывает еле заметное волнение в груди даже у самоуверенных мужчин. Тревога – это удержанное возбуждение, которое может перерасти в гамму удовольствий или спровоцировать всплеск агрессии. При первой встрече нормальный мужик внимательно осматривает свою избранницу. Зона зрительного исследования у всех разная: одному интересны женские формы, другому – веселый настрой и контактность, третьему – культура речи и внешний вид. Но наиболее интригующей бывает встреча с четвертой категорией женщин, которые излучают особую энергию из глаз. Мужчины, обращающие все свое внимание на женский взгляд, обычно обладают незаурядной интуицией и прозорливостью. Ценители четвертой категории женщин сформулировали признаки, по которым можно определить перспективу отношений со своей избранницей.

Каким бывает взгляд женщины

Хищным взглядом обладают женщины, стремящиеся захватить власть над мужчиной. Попасть под руку может кто угодно: мягкий мужчина, недобросовестный чиновник, придирчивый гаишник или грубый прохожий. Некоторые мужчины отождествляют хищный женский взгляд со страстным. Это роковая ошибка. Страстная натура жаждет утолить потребность в интимной близости, а хищница – одержать верх над жертвой.

Признаки хищного взгляда:

  • заманчивый, игривый блеск;
  • пристальное рассматривание жертвы с ног до головы;
  • сексуальное возбуждение от самого взгляда (у мужчины).

Магическим взглядом обладают лишь настоящие «ведьмы», прячущие свои желания глубоко в душе. Темно-карий цвет глаз в сочетании с врожденной хитростью образуют гремучую смесь, от которой любой крепкий мужик падает на колени. Очарованные таким взглядом мужчины не могут объяснить причины, побудившие его быть рядом именно с этой женщиной. «Ведьма» проникает в душу своего избранника, управляя им с помощью невидимых нитей.

Признаки магического взгляда:

  • темные зрачки и еле заметное прищуривание;
  • ощущение «сканирования души» (у мужчины);
  • утрата воли над своими действиями (у мужчины).

Женщин с поверхностным взглядом стереотипно относят к блондинкам, у которых мозг работает, но эффективность работы очень низкая. Несмотря на стереотипы, этот тип женщин пользуется наибольшим успехом у самодостаточных мужчин. Их любят за то, что они не стремятся превзойти своего мужчину, не хотят принудительно влюбить в себя, а просто наслаждаются совместным времяпровождением. Такие женщины верят красивым комплиментам, охотно принимают подарки и быстро влюбляются. Конкурентки над ними часто смеются, но каждый раз проигрывают конкуренцию за идеального мужчину.

Признаки поверхностного взгляда:

  • светлые зрачки и слегка приподнятые брови;
  • быстрое переключение внимания с одного объекта на другой;
  • ощущение азарта и игры (у мужчины).

Таинственный взгляд женщины «из-под стекла»

Загадочные скромные женщины постоянно колеблются между проявлением страсти и поддержанием безэмоциональной маски. Эта внутренняя борьба отражается во взгляде, когда безэмоциональное лицо («стекло») сосуществует со скрытыми желаниями. Женщина-загадка вызывает азарт у мужчин-обольстителей. Прямолинейный мужчина, обращающий внимание лишь на внешность или пытающийся расспросить о душевном состоянии, потерпит крах в отношениях с загадочной женщиной. Здесь нужно уметь играть, притворяться, обманывать. И лишь когда игра в отношения начинает надоедать обеим сторонам, появляется настоящая близость.

Признаки таинственного взгляда «из-под стекла»:

  • хитрый блеск глаз и безэмоциональное лицо;
  • позиция наблюдателя за происходящим;
  • ощущение подвоха или противоречивые чувства (у мужчины).

Взгляд женщины – это фактор, определяющий исход первой встречи. Одни мужчины глубоко разочаровываются в своей избраннице и уходят, а другие – замечают скрытые таланты понравившейся женщины и остаются рядом.

Практическая работа психолога с детскими страхами.

Педагог-психолог

муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 000 комбинированного вида»

всё страшное и близким всё, внушающее смелость.

(Аристотель)

Страх – психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги, беспокойства и др.) в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленное на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи – тщательно исследуемая психологами, врачами, педагогами, но до конца не изученная тема. Дети боятся уколов и драконов, собак и великана , который живёт под кроватью, громких звуков и ночных бабочек…

Причин детских страхов много: травмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Дети боятся темноты, больших и маленьких собак, врачей, пожаров. Кто-то боится злой Бабы-Яги, волка, милиционера. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т. д.

О том, что ребёнок испытывает страх, свидетельствует следующее:

Не засыпает один, не разрешает выключать свет;
- часто закрывает уши ладонями;
- прячется в угол, за шкаф;
- отказывается от участия в подвижных играх;
- не отпускает маму от себя;
- беспокойно спит, кричит во сне;
- часто проситься на руки;
- не хочет знакомиться и играть с другими детьми;
- отказывается общаться с незнакомыми людьми, приходящими в дом;
- категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Психологи выделяют возрастные периоды особенно яркого проявления определённых страхов: 2-3 года – боязнь животных, темноты, ночные страхи; 4 года – боязнь насекомых, воды, высоты, сказочных героев; 5-6 лет – боязнь несчастий; пожаров, катастроф, боязнь школы; 7-8 лет – страх умереть или боязнь смерти близких. Страхи у детей наиболее интенсивны в возрасте 3-5 лет. Это возраст, когда страхи «цепляются друг за друга» и составляют единую психологическую структуру беспокойства.

Страхи могут возникать в результате подражания тем, кто боится, и как реакция на эмоционально значимые ситуации (испуг, тяжёлая болезнь родных и близких, трудноразрешимый конфликт в детском учреждении, семье и т. п.). По продолжительности страхи бывают: кратковременными (15-20 минут), быстро проходящими после успокоительной беседы и затяжными (1-2 месяца), тогда даже лечебные мероприятия не всегда дают желаемые результаты.

Сам по себе страх – продуктивная эмоция. Ребёнок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребёнка невротика.

Как правило, коррекция страхов в большей степени осуществляется родителями. Следуя рекомендациям психоневролога или психолога, они пробуют разные методы работы со страхами именно своего ребёнка.

Психолог может помочь детям справиться со страхами, не допустить развитие их в болезнь и помочь боязливым детям преодолеть эти страхи. Такими способами являются: терапевтическая сказка, «арт-терапия», вербальные и художественные упражнения, творческие (музыкальные и пластические) задания (в приложении). Как и в случае коррекции повышенной возбудимости, коррекцию страхов проводят не по возрастным группам, а выбирая для каждой группы детей более простые или более сложные упражнения.

Литература:

1. Справочник психолога ДОУ. М.: Творческий центр. 2010.

2. , Стёпина Н. М. В мире детских эмоций. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2006.

3. Иванова тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Волгорад. «Учитель». 2008.

4. Кряжева детских эмоций. Ярославль. Академия развития. 2001.

5. Ткач детских проблем. СПб.: «Речь». 2008.

Приложение

Игры и упражнения для снятия страхов

Театрализованные этюды . Импровизированную ширму можно соорудить из 2-х стульев и одеяла, персонажи – игрушки.

Этюд первый «Страшный сон» .

Мальчик или девочка ложатся спать, и вдруг… в темном углу появляется что-то страшное (привидение, волк, ведьма, робот: желательно, чтобы ваш ребенок сам назвал персонаж). «Чудовище» обязательно должно изобразиться как можно смешнее. Кукла-ребенок боится, дрожит (все эмоции должны быть сильно преувеличены), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище – это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне…

Этюд второй «Гроза».

Дело происходит на даче или в деревне. Ребенок-кукла ложится спать и только засыпает, как вдруг начинается гроза. Гремит гром, сверкает молния. Гром передать нетрудно, а молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. (Кстати, проговаривание, а не только демонстрирование на ширме событий и действий чрезвычайно важно в терапевтических этюдах). Ребенок-кукла трясется от ужаса, стучит зубами, может быть, плачет. А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это маленький, продрогший, испуганный щенок. Он хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. «Ребенку» и жаль щенка, и, с другой стороны, страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает щенка, успокаивает его, берет себе в кроватку, и щенок мирно засыпает. В этом этюде важно подчеркнуть, что «ребенок» чувствует себя благородным защитником слабого. Желательно найти маленькую игрушечную собачонку, чтобы она была заметно меньше куклы-ребенка.

Можно разыгрывать эти и подобные сценки вместе с ребенком, а если он на первых порах отказывается, сделайте их зрителями. Самое лучшее – когда зрителями становятся взрослые, а ребенок – единственным «актером», исполняющим поочередно разные роли.

Игры

«Пчелка в темноте» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты). Ведущий говорит: «Пчелка перелетала с цветка на цветок (используются стулья разной высоты, тумбы и пр.) . Когда пчелка прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется столик, под который залезает ребенок) . Незаметно наступила ночь, и лепестки стали закрываться (столик закрывается материей) . Пчелка проснулась, открыла глаза и увидела, что вокруг темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается) , и пчелка вновь стала веселить, перелетая с цветка на цветок».

Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты. Игру можно проводить с одним ребенком или группой детей.

«Качели» . Ребенок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и опускает к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты. Взрослый встает сзади, кладет руки на плечи ребенку и осторожно начинает медленно покачивать его. Ребенок не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза. Можно надеть на глаза повязку. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2–3 минуты.

«Неваляшка» (для детей с 6 лет). Двое взрослых встают на расстоянии метра лицом друг к другу, выставив руки вперед. Между ними стоит ребенок с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок снова встречает выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2–3 минут, при этом амплитуда покачиваний может увеличиваться. Дети с сильными страхами могут выполнять упражнение с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

Хорошим дополнением к игровой терапии могут служить рисунки, на которых ребенок изображает свои страхи, причем в определенной последовательности.

Вербальные и художественные упражнения

1. Нарисуй свой страх. Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе А4. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

2. Придумываем сказку. Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей нарисовать это.

3. Придумываем и рисуем друга. Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать».

4. Радуга силы. На листе акварельной бумаги нарисовать раду­гу. От кусков пластилина (основных цветов спектра) отделять не­большие кусочки. Предложите ребенку размазывать кусочки, повто­ряя вслух: «Я смелый», «Я сильный». «Я смелый» - дети повторя­ют, размазывая пластилин правой рукой; «я сильный» - размазывая пластилин левой рукой.

5. Где живет страх? Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».
6. Напугаем страх. Дети слушают и повторяют за психологом
стихотворение:

Страх боится солнечного света,

Страх боится летящей ракеты,

Страх боится веселых людей,

Страх боится интересных затей!

Я улыбнусь, и страх пропадет,

Больше меня никогда не найдет,

Страх испугается и задрожит,

И навсегда от меня убежит!

Дети повторяют каждую строчку, улыбаются и хлопают в ла­доши.

7.Выкидываем страх. Из пластилина дети катают шарик, приго­варивая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусор­ное ведро.

8. Если бы я был большой. Психолог предлагает детям представить, что они выросли. «Как ты будешь прогонять страх у детей,
когда сам (сама) станешь взрослым?

9. Отпускаем страх. Надуйте воздушные шары , раздайте детям. Отпуская шары в небо, повторять: «Шар воздушный, улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

10 . Угощу свой страх. Дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке

Возьму три килограмма плюшек,

Конфет, пирожных и ватрушек,

Печенья, шоколада,

Варенья, мармелада.

Лимонада и кефира,

И какао, и зефира, Персиков и апельсинов,

И чернил добавлю синих.

Страх все это съест - и вот,

У него болит живот.

Надулись у страха щечки,

Разлетелся страх на кусочки.

Когда дети повторят стихотворение, попросите нарисовать к нему картинку.

11. Закапываем страх. Подготовьте коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите детей: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «что меня не заберут из сада» и т. д.). Получив ответ, предложите закопать этот страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите детям нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.

12. Волшебная палочка. На острие карандаша прикрепить шар из пластилина, карандаш намазать клеем, обернуть мишурой (дож­диком, фольгой). На пластилиновый шар прикрепить бусинки, бисер. Положить палочку на 5 мин «набираться волшебства». Выучить «заклинание» против страха:

Я все могу, ничего не боюсь,

Лев, крокодил, темнота - ну и пусть!

Волшебная палочка мне помогает,

Я - самый смелый, я это знаю!

Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «волшеб­ной палочкой».

13. Пальчиковый кукольный театр. Разыгрывать сценки, в которых одна из кукол всего боится, а другие помогают ей справиться со страхом. Следует спрашивать всех детей, какие варианты борьбы со страхом они могут предложить, стимулировать, придумывать как можно больше вариантов.

14. Затопчем страх. На полу расстелите три листа ватмана. В пла­стиковые тарелки налейте пальчиковые краски. Предложите детям наступить в краску и пройтись по ватману со словами: «Страх сейчас я затопчу, я отважным стать хочу!»

15. Вместе не боимся! Дети держат друг друга за руки. Один правой рукой, другой - левой рисуют круги на листе, приговари­вая: «Мы сильные и смелые». Рисуют по двое.

16. Напугаем страх. Упражнение-кричалка:

Я хлопаю (хлопать в ладоши),

Топаю (топать ногами),

Громко рычу (произносить «р-р-р»),

Страх прогоняю (махать руками),

И хохочу (произнести громко «ха-ха-ха»).

17. Страх лопнул. Надуйте воздушные шары, предложите детям по очереди проткнуть их пластмассовой палочкой, зубочисткой. Когда шар лопнет, громко сказать: «Страх лопнул!»

18. Я на страх пожалуюсь. Предложите детям пожаловаться на свой страх, например: «Мой страх зеленый, с хвостом, большими зубами, приходит ночью и кусает меня за живот». Задайте наводящие вопросы, если ребенок не может рассказать самостоятельно.

19. Глиняные узоры. Развести глину в пластиковых тарелках. Дети закрывают глаза, опускают пальцы в глину и рисуют узоры на листе бумаги.

20. У страха глаза велики. Предложите детям показать, как они испугаются, если в комнату приползет крокодил, прилетит пчела, если в комнате погаснет свет.

21. Придумываем страшилку. Психолог начинает, а дети прибавляют по предложению. Например: «Была ужасная ночь... На прогулку вышла большая собака... Она хотела кого-то укусить...»
и т. д. Психолог должен закончить страшилку смешно: «Вдруг с неба спустилась большая тарелка мороженого. Собака завиляла хвостом, и все увидели, что она совсем не злая, и дали ей лизнуть мороженого».

22. Цветик-семицветик. На листах картона или акварельной
бумаги нарисовать цветы (круглая середина, круглые лепестки). Кусочки бархатной бумаги, нарезанные шерстяные нитки и нитки мулине наклеивать на цветок, стараясь заполнить все пространство.

СКАЗКИ ДЛЯ БОЯЗЛИВЫХ ДЕТЕЙ

Возникновение различных страхов довольно характерно для детского возраста. Чаще всего это боязнь темноты, одиночества, разлуки с родителями и близкими, повышенное внимание к свое­му здоровью

Сам по себе страх - продуктивная эмоция. Ребенок, который нормально развивается, должен уметь бояться. Но существует тонкая грань, за которой обычный нормальный страх становится навязчивым, превращается в фобию и делает из нормального ребенка невротика. Одним из способов не допустить развитие детских страхов в болезнь и помочь боязливым детям преодо­леть их, и является терапевтическая сказка.

Страшилки, или Кто кого боится?

(Сказка-парадокс)

Водном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудь из обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, стра­шилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.

Они старались быть тихими-тихими и все время прислуши­вались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.

Можно себе представить, что было с детьми, которые про­сыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.

От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они за­бывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успе­вали убежать и спрятаться до прихода родителей.

Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.

Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими кри­ками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.

В популярной, а иногда и специальной литературе, можно найти утверждение: страхи детей - плод их богатого вооб­ражения. На самом деле это не совсем точное изречение.

Первый закон воображения, сформулированный Л. Вы годским, гласит: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообра­ зия прежнего опыта человека: чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

А это значит, гто воображение детей значительно беднее, чем у их старших братьев и сестер, родителей и других взрослых.

Если ребенок не знает, кто такие вампиры , он их не бо­ится. Он не боится их до тех пор, пока не увидит, как дро­ жат от страха старшие братья и сестры, когда смотрят кино-ужастики про вампиров. Ребенок начинает подражать старшим, а значит, тоже бояться.

У него появляется собственный жизненный опыт пере­ живания страха, пока небольшого и поддающегося быстро­ му «лечению». Однако страх может стать навязчивым, за­ тяжным и превратиться в фобию, если старшие (может, не осознавая до конца опасности того, гто делают) закре­ пляют его своим поведением. Например, демонстрируют на шее испуганного ребенка, как вампиры впиваются в горло и высасывают кровь.

Что делать, если все же ребенок уже научился бояться вампиров или других чудовищ? Объясните ему, гто да, вам­пиры, то есть существа, пьющие кровь, действительно су­ ществуют - это комары, клопы и блохи. А фильм или книга о вампирах - это сказка для взрослых. Взрослые не боятся их, так как знают, гто на самом деле вампиров нет.

А еще рассказывайте ребенку специальные терапевти ческие сказки - веселые, парадоксальные и неожиданные. Сочиняя сказку, вводите в нее смешные детали и наделяй­те нелепостями именно те ситуации, которые тревожат ребенка больше всего. Например, когда гудовище гонится за сказогным персонажем (подразумевается, за ребенком), оно вдруг спотыкается, шлепается в лужу, долго не может встать, поскальзывается и шлепается обратно.

Помните, в волшебной сказке происходят гудеса. Грозное чудовище можно остановить добрым словом и хорошим по­ ступком, его можно пожалеть, накормить и превратить в своего друга.

Мой друг - Дракон

(Почти правдивая история)

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Ма­ма и папа зовут ее Даша, а старший брат - Трусишка.

Год назад, когда Дарья была со­всем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непо­бедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка. С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дра­кон и... Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно.

Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы - большие сластены, они очень любят конфеты и пече­нье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца.

На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, он увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. По­сле того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я - твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон». После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я - сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.

Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

Последуйте примеру сказкотерапевта Д. Соколова и пред­ ложите ребенку поиграть в «магазин». Купите или обме­ няйте его «боюськи» на книги, игрушки или конфет.

КАК ПОМОЧЬ БОЯЗЛИВОМУ РЕБЕНКУ

1. Не стыдите ребенка за проявления страха, а, напротив,
проявите заботу. Например, какое-то время перед сном прове­дите у его постели, расспрашивая ребенка про воображаемых персонажей в таком алгоритме:

Как они выглядят?

Чего они хотят?

В каком мире они существуют?

Для чего они пришли в наш мир?

Что ты можешь сделать, чтобы подружиться с ними?

Что произойдет, когда вы подружитесь?

Какие слова они скажут тебе перед сном?

2.Примите страх ребенка и расскажите свою историю о том,
кого боялись в детстве и как справились с этим страхом.

3.Интересуйтесь тем, что ребенок читает и что смотрит по
телевизору перед сном, обсуждайте прочитанное (увиденное)
или предлагайте что-то менее страшное. Однако это не означает,
что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок.
Сказка учит ребенка обращаться со страхом, помогает направить
(канализировать) переживание страха вовне, проецируя страх
на образ Бабы Яги, Кощея и др.

РЕБЕНОК БОИТСЯ

· Ни в коем случае не ругайте ребенка за проявление боязни и тем более не наказывайте за нее.

· Не фиксируйтесь на страхах ребенка. Ребенок не должен слышать, как вы говорите кому-то: «Он у нас такой робкий! Лифта – и то боится» или «Он один ни в какую не останется. Я ни на минуту не могу отойти».

· Научите ребенка испытывать положительные эмоции от общения с родителями, сверстниками, взрослыми.

· Постарайтесь создать атмосферу максимального психологического комфорта для ребенка. Во-первых, вы должны по возможности облегчить его страдания: оставлять в комнате зажженный ночник; крепко держать за руку, проходя мимо собаки; ходить пешком, если он боится лифта. Во-вторых, необходимо как можно чаще подчеркивать, что ничего плохого не случится, что вы, большие и сильные взрослые, всегда придете ему, слабому, на помощь.

· Попытайтесь создать в семье защитную ауру, которой лишено общество в целом. К примеру, не нужно рассказывать при детях, что «кругом сплошная мафия, что милиционеры и преступники одним миром мазаны». Бывают обстоятельства, с которыми совсем не обязательно знакомить ребенка детально. В первую очередь это касается смерти близких. Это не значит, что нельзя при ребенке вспоминать умерших – можно и нужно! Так же как и вместе ходить на кладбище. Но смотреть на мертвого человека – слишком тяжелое испытание для ребенка.

· Не следует во что бы то ни стало приучать маленьких детей спать одних.

· Почаще анализируйте, какие ваши действия приносят пользу ребенку, а какие – вред.

· Один из основных принципов коррекции страхов – смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком над его страхом, чтобы «страшилка превратилась в смешинку».

· Маленький человек не только подражает взрослому в его поведении, но и перенимает его оценки. Поэтому в период коррекционной работы необходимо оградить от общения с ребенком людей тревожных, истеричных, эмоционально неустойчивых. Поймите, что ваши личные страхи и опасения могут стать причиной страхов вашего ребенка. Будьте смелыми.

· Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребенку действовать самому. Ребенок должен понять, что родители не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нем заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам.

· Воспользуйтесь воображением вашего ребенка. Если он придумал себе страх, он может сделать и обратное. Успокойте малыша. Скажите ему, что если он будет осторожен, ничего плохого не случится.

· Контролируйте, что смотрит ребенок по телевизору. Постарайтесь, чтобы он не видел сцен с запугиванием и насилием.

· Соберите факты. Если малыш, например, боится молнии, расскажите ему доступно и интересно о природе этого явления. Это поможет уничтожить страх.

· Используйте прием проигрывания страха в игре. Для нее необходимо подобрать именно те игрушки, которые похожи на предмет боязни ребенка (собака, «страшилка» и т. д.). В игре ребенок должен как бы «расправиться» со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от напряжения. При этом взрослый может комментировать поведение «страшилки». Например, если ребенок боится паука, то можно проигнорировать его жестом или репликой: «Уходи, паучок, не мешай нам играть». При этом важна спокойная интонация, заряжающая ребенка уверенностью.

· Составьте план. Например, если ребенок боится собак, составьте с ним план, как вы будете знакомиться с соседским Бобиком. И хвалите ребенка за то, что ваш малыш следует намеченному плану.

· Используйте методику так называемых эмоциональных качелей. Простейшим примером этого является подбрасывание ребенка на руках: он то летит вверх, то возвращается на руки взрослого, которые являются для него символом защиты. Подобные «качели» можно разыгрывать с любым страшным предметом. Например, ребенок то забегает в темную комнату, то выбегает из нее. Можно слегка подразнить игрушечную собачку, а затем «успокоить» ее, погладить ее, убедившись, что она не опасна. Полезно приписать этой собаке роль защитника. В этой роли может быть и любимая игрушка, кукла: «Пока кукла с тобой, тебя никто не тронет, спи спокойно». Плюшевая игрушка, которая сможет защитить от воображаемых чудовищ, – хороший помощник в борьбе со страхами.

· Весьма важно следить, чтобы ребенок не мучился от безделья. Замена ничегонеделания деятельностью – общая оздоровительная процедура для психики.

· Очень полезна игра в театр, когда сам ребенок превращается в любимого героя. Этот персонаж может попадать в страшные истории и с достоинством из них выходить. После завершения спектакля-игры должно наступить облегчение от самого факта победы над злом и его носителем.

· Весьма полезно самому ребенку сделать куклу пугающего объекта или нарисовать его, а затем как бы проанатомировать на предмет анализа опасности. Например, рисунок страшной собаки, а рядом – автопортрет самого ребенка, по возможности – большого, сильного, с каким-то предметом в руках, придающим дополнительную силу (меч, палка, ошейник).

· Можно предложить ребенку какой-нибудь приз за совершение смелого поступка, например, прохода по темной комнате, пересечение двора и т. д.

1. Необходимо уменьшить количество дневных страхов, переживаний у ребенка, поскольку сны – это прежде всего эмоциональный отклик на события, происходившие днем.

2. Способствовать повышению уверенности в себе ребенка.

4. Старайтесь не втягивать ребенка во внутрисемейные конфликты. Никогда не выясняйте отношения в семье при спящем ребенке.

5. Постарайтесь устранить собственные невротические проблемы.

6. При наличии страшных снов не следует проявлять чрезмерную принципиальность, читать мораль, стыдить, отправлять ребенка спать одного в темной комнате.

7. Если это единичные случаи, то, успокоив ребенка и ласково с ним поговорив, можно посидеть рядом в его комнате, поглаживая по голове, плечу, руке, ласково напевая при этом или рассказывая при этом какую-либо незамысловатую историю. При постоянно повторяющихся страшных снах необходима квалифицированная помощь психолога или врача-психотерапевта, а пока лучше приблизить кровать ребенка к своей или спать вместе с ним.

8. Перед сном необходимо исключить сказки с леденящим душу содержанием, «ужастики», бурные игры, просмотр ночных телепередач, плотную пищу, духоту в помещении и физическое стеснение.

9. Спокойному сну способствуют принятие водных процедур, легкий массаж, проветривание помещения.

10. Ночью не помешает лишний раз подойти к плохо спящему ребенку, поправить одеяло, сказать несколько приятных слов. Утром лучше обойтись без будильника, а разбудить ребенка поглаживанием и ласковыми словами. Чем более нервный ребенок, тем менее быстрым должно быть его пробуждение.

11. Днем ребенку следует предоставить большую игровую активность, возможность поиграть в подвижные, шумные, эмоционально насыщенные игры.

12. Снять проблему страшных снов помогут разумно используемые системы физического и соматического оздоровления, закаливания.

ПОТЕРЯ БЛИЗКИХ

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых событий в жизни. Поэтому дети, испытывающие горе, связанное с потерей родных, близких людей, нуждаются в особом внимании, особом подходе, поддержке.

Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, и не понимая, каким образом и насколько остро он переживает потерю.

Обращение к специальной психотерапевтической или психиатрической помощи рекомендуется лишь тогда, когда предлагаемые средства не срабатывают или оказываются недостаточным.

Чем отличается детское горе?

Если в семье горе, то, нужно, чтобы ребенок видел это и мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка не только нельзя игнорировать, но важно признать его право на переживание. Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не защищает от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям прежде всего требуется поддержка, демонстрация любви и заботы. Период острого переживания горя у ребенка значительно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами и только я пришел с папой».

Это обязательно нужно знать, чтобы отличить «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».

Шок первая реакция на смерть. У детей он обычно выражается молчанием или взрывом слез.

Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, но не шок. Они не понимают, что происходит, но хорошо чувствуют атмосферу дома. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается не самой лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует временно и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает внимание.

Обнимайте ребенка. Дайте ему расслабиться, поплакать, посидеть или полежать, но не обхаживайте его так, словно у него болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, чтобы он не чувствовал себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.

Отрицание смерти следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.

Поиски для ребенка это очень логичная стадия горя. Он потерял кого-то из близких, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший человек входит в дверь.

Отчаянье наступает, когда ребенок осознает невозможность возращение умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.

Гнев – выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул», или на Бога, «забравшего» отца или мать. Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.

Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы: «Кто будет провожать его в детский сад? Кто поможет в играх?»

Как помочь страдающему ребенку?

Прежде всего необходимо, чтобы переживание разделялось со всеми членами семьи. Многие сходятся в том, что желательно принятие траура всеми членами семьи, включая детей (может быть, кроме дошкольников). Это совместное переживание, понятное каждому члену семьи. Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволит им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни.

Самое сложное для взрослого – сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослый, которого ребенок хорошо знает и которому он доверяет. В это момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка не возникло чувство вины в связи со смертью близкого. Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя. Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией. Ребенка надо окружить физической заботой, готовить ему еду, стелить постель и т. п. Не нужно взваливать на него в этот период обязанности взрослых: «Ты теперь мужчина, не огорчай маму своими слезами». Сдерживание слез противоестественно для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет. В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься сообща, всей семьей.

Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко к этому побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.

Считается, что после похорон жизнь семьи приходит в норму: взрослые возвращаются на работу, дети – в детский сад, школу. Именно в этот момент потеря становится наиболее острой. В первые дни после трагедии правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления, как энурез, заикание, грызение ногтей, сонливость или бессонница . Главное – исходить из потребностей в любви и внимании к нему. Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему помочь взрослому приготовить обед для всей семьи.

В течение многих месяцев, даже всего первого года после смерти близкого человека, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события, как праздники, дни рождения. Затем сила выражения эмоций, как правило, ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится управлять своими чувствами. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущения комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в детском саду, школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы.

Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в образовательное учреждение по возможности быстрее после похорон. Однако это очень индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя дома одного, ему кажется, что отец или мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы успокоится.

В каких случаях ребенку требуется специальная помощь?

В качестве тревожных симптомов
можно выделить следующее

· Длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений чувств.

· Анорексия, бессонница, галлюцинации (все это чаще встречается у подростков).

· Депрессия – это часто гнев, загнанный внутрь.

Общий совет: настораживают отстроченные переживание горя, слишком затянувшееся или наоборот необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний.

Смерть близкого человека – одно из самых тяжелых событий в жизни. Поэтому дети, испытывающие горе, связанное с потерей близкого человека, нуждаются в особом внимании, подходе, поддержке.

· Объясните ребенку то, что произошло, в доступной для него форме.

· Обращайте внимание на изменение состояния ребенка: раздражителен ли он, плаксив, замкнут, изменилось ли каким-то образом его поведение, отношения с родителями, сверстниками, каковы его сон и аппетит. Взрослым следует максимально проявлять заботу о ребёнке, чаще интересоваться его делами, проводить больше времени вместе.

· Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, родители должны быть достаточно сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу произошедшего. Не обсуждайте подробности трагических событий в присутствии детей.

· Помогите высказать, выразить свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо суждений или оценок

· Дайте понять ребенку, что переживания и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.

· Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать произошедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства.

· Если ребенок испытывает страх, постоянно демонстрируйте ему, что вы его любите и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе.

· Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.

· Объясните ребенку, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.

· Не критикуйте проявления поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.

· Позволяйте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.

· Дайте ребенку возможность почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, в частности предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. п.

· Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное место и время. При разговоре слушайте не только ушами, но и глазами и сердцем. Обнимите ребенка, возьмите за руку. Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и делайте это сами.

· Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересует вопрос рождения и смерти.

· Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого. «Ты очень любила папу, и я это понимаю. Очень грустно, что он умер». В это время ребенку можно рассказать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться (вспомнить смешную историю с папой).

· Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не так ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение страхов у ребенка, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Его чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Дети честны, они говорят что думают. Не следует произносить фразы типа: «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему папа должен быть умереть таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя, и ты никогда не забудешь его».

· Необходимо с особым вниманием относится к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники. Ребенку, у которого нет отца, можно посоветовать приготовить поздравление для дедушки.

К работе со страхами относят техники и упражнения, дающие возможность предупредить боязнь, избавиться от нее либо извлечь позитивные моменты. Чаще всего для этого применяются психотерапевтические или гипнотические методики. Процедура актуальна, если человек самостоятельно волевыми и разумными действиями не может решить проблему.

Стоит отметить, что проработка боязней не всегда уместна. Это связано с тем, что некоторые индивиды длительное время носят страхи в себе, не подозревая о том, что снять их можно за пару сеансов. Другие люди упорно посещают психолога, хотя особой нужды в этом нет. Это касается личностей, которые не привыкли преодолевать трудности, им проще признать, что они чего-то боятся и на этом этапе остановиться.

Боязни есть у всех, однако, сильные личности ими обычно не занимаются. Они ставят перед собой иные задачи: решение житейских проблем, вырабатывание уверенности в себе, преодоление страха. Тревожность значительно осложняет эффективность и качество жизни. Поэтому работа со страхами часто уместна, проводится при помощи разных методик, посредством воздействия на каналы разума, души, тела человека.

Внутренние боязни во многом провоцируются страхом физическим. Особенно это касается неуверенных и нерешительных личностей. Среди основных методик устранения боязней:

  • аутотренинг;
  • десенсибилизация;
  • психолингвистическое кодирование;

Все техники предусматривают работу со страхами путем поиска первопричины проблемы. Достигается это при помощи специальных фраз и предложений, погружением клиента в транс либо посредством парадоксальной интенции.

Как работать со страхами у взрослых?

Формирование взрослого человека идет постепенно, однако, не всегда в рациональном и положительном направлении. В случае с фобиями, организм реагирует на боязнь четырьмя психологическими механизмами. Первый из них - «подключение сознания». В этом случае предполагается осознание личностью боязни с учетом ее характерных проявлений. Преобладать должно понимание того, что страх и его симптоматика - стандартная реакция на реальную, но не мнимую опасность.

Для этого четко характеризуют тревожность по:

  • реальности либо необоснованности;
  • вероятным проявлениям и последствиям;
  • типу реакции на опасность, с учетом имеющегося жизненного опыта и знаний;
  • необходимости посторонней помощи или подключения резервов психики.

Предварительное настраивание

Психология работы со страхом на этом этапе заключается в опережении сознания с подходящим настроем на опасную ситуацию или объект боязни. В итоге формируется фундамент для правильного реагирования организма. Помощь в этом оказывает эмоциональная нагрузка, перемена понятий (например, страха на волнение), поиск позитивных моментов при стрессовых обстоятельствах и тому подобное.

Действие

Третий механизм работы со страхами предполагает проведение манипуляций и действий , направленных на познание внутреннего мира с определением в нем места проявляющейся боязни. В практической плоскости обеспечивается соответствующий настрой на ситуацию. Его сравнивают с телефонным звонком, который можно слушать долго, не узнав звонившего без совершения элементарного действия - поднятия трубки.

Предвидение

Здесь основными факторами выступает прогноз результатов и последствий. По сути, предвидение опережает не только сознание, но и действие с настроем. Прочитывая стрессовую ситуацию, индивид заранее рассматривает возможный позитивный исход. Предварительное планирование течения критических обстоятельств позволяет предотвратить негативный финал либо извлечь полезный урок из ситуации.

Как проработать страхи у детей?

Ребенок до шести лет психоэмоционально развивается в соответствии с внутренними семейными отношениями, без рационального подхода к боязням и тревогам. Решающую роль на этом этапе в преодолении детских страхов играют родители. Важные используемые механизмы:

  • беседа с пояснениями о том, почему не стоит опасаться чего-то;
  • совместное преодоление страхов действием, используя авторитет и личный пример родителя;
  • переключение внимания путем внесения в процесс игры или позитивных эмоций.

У дошкольников и учащихся младших классов боязни характеризуются повышенной глубиной, поскольку тревожность связывается часто с новым и неизведанным. Специфика этого возраста:

  • окончательно формируется сознание;
  • проявляется познание себя и сопутствующих опасностей;
  • боязни трансформируются в голове, оказывают влияние на поведение ребенка и общий эмоциональный фон;
  • появляются инстинктивные тревоги, (опоздания, плохие оценки, конфликты со сверстниками);

Как работать со страхами у детей? Используемые техники предполагают акцентировать внимание на формирование положительного восприятия событий с осознанием и пониманием происходящего. Особенно фобии активно проявляются у подростков. Сюда добавляется боязнь нелепо выглядеть в глазах окружающих, страх публичных выступлений, неудачи на экзаменах. Также продуцируют тревожности потери близких. Устранить проявления испуга можно при помощи традиционных методик, используемых для взрослых.

Рациональная проработка

Для закрепления трансформации иррациональной боязни в адекватную форму, оценивают математическую вероятность реальной реализации фобий. Также представляют проявление существующего страха в его самой тяжелой и опасной форме. Кроме того, учитывают вероятность проявления всех собственных страхов одновременно. В итоге получается мизерный процент (не выше 5–10%), если человек не находится в зоне повышенного риска. Дополнительным доказательством того, что реальность проявления тревожности ничтожно мала, служит успешная деятельность страховых компаний, поскольку контрактные случаи очень редки.

Нужно понимать, что человек сам накручивает свое психологическое состояние, провоцируя неприятные ощущения, связанные с боязнью. Необходимо воспринимать страх, как важный импульс от подсознания. Сама природа дает вам своеобразного союзника, продуцирующего определенную выгоду при возникновении неприятной ситуации. Например, собака чувствует страх человека, поэтому вероятность атаки с ее стороны возрастает. Если воспринимает его, как лидера или превосходящего соперника, нападение маловероятно. Тем не менее носить специальные средства защиты при себе - будет нелишним.

Главное осознать, что проработка боязни, включая представление о возможном развитии событий, позволяет правильно настроиться и отреагировать на ситуацию, к которой подготовлен морально.

Работа с конкретными страхами

В этом разделе представлены несколько боязней, часто встречающиеся у людей. Первая из них - страх перед неизвестным. Он просто объясняется. Человеческое подсознание дает подсказку о том, что дальнейшее продвижение безопаснее, если знаешь, чего ожидать и в состоянии контролировать ситуацию. Неизведанное невозможно изначально подчинить, что и пугает людей больше всего.

Также выделяют следующие боязни:

  1. Страхи бытовые. Сюда входит испуг перед экзаменами, поступлением на работу, трудным семейным разговором, расставанием с близким человеком и так далее. Большинство подобных «фобий» снимается за несколько минут. Нужно просто выписать все боязни этого направления на листочек. Затем преодолевать тревожности друг за другом. Если проблема не решается, обратитесь к специалисту.
  2. Эту боязнь необходимо преодолевать в детстве. Эффективный способ - игра в салки на неглубоком месте водоема. Увлекшись, ребенок забудет о своем страхе, сам не заметит, как начнет плавать.
  3. Боязнь одиночества. Часто она возникает параллельно с другими фобиями. Человек не имеет определенных жизненных целей, нуждается в поддержке или преследует определенные выгоды с привлечением внимания к своей персоне любыми способами.
  4. Страх отношений. Указанную тревожность проще убрать при помощи постепенных шагов начиная с элементарных вещей. К примеру, стоит развивать себя, учиться игре на инструментах, уделить внимание физическому развитию, выбрать увлекательное хобби и тому подобное. Вскоре у вас появится друг или подруга по интересам, постепенно из дружеских, отношения могут трансформироваться в более близкий контакт. Подобный подход способствует наработке положительного опыта общения.
  5. Страх животных. Фобия возникает по отношению к различным представителям живой природы, но медитации и аутотренинги решения проблемы примерно одинаковы. На примере паука рассмотрим способ самостоятельного избавления от тревоги. Необходимо приближаться к объекту на дистанцию видимости его невооруженным глазом. Затем подойти на расстояние вытянутой руки, далее - максимально близко. На финишном этапе прикасаются к животному, доводя время от секунды до нескольких минут.

Работа со страхами у взрослых начинается с осознания причины боязни. Огромную роль в преодолении тревожностей играет отношение и участие в решении проблемы непосредственно индивида. Психотерапевт или гипнолог оказывают лишь помощь в корректировке процесса. Если страх сопровождается паническими атаками, переходит в хроническую стадию - без помощи специалиста не обойтись. Рекомендуем вам психолога-гипнолога