БЕЗЗАЩИТНОСТЬ. (источник тревоги и неуверенности)

Потребность в защищенности - это одна из трех ключевых наших потребностей. Впрочем, нужно помнить, что защищенность - это, прежде всего, чувство. Можно представить себе, что человек столкнулся с реальной угрозой, но чувствует себя уверенно и спокойно. Возможен, правда, и другой вариант: человеку ничто не угрожает, но он испытывает неуверенность и тревожится. К сожалению, последнее случается чаще; мы склонны переживать из-за мнимых опасностей, и именно эти тревоги часто превращают нашу жизнь в муку. Вот почему так важно, чтобы человек умел чувствовать себя защищенным. Тогда даже под действием реальных угроз он сохранит присутствие духа и сможет овладеть ситуацией. Если же человек не научится этому чувству, то и в благоденствии он будет ощущать тревогу, беспокойство и внутреннее напряжение.

Глава первая

ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ

В своих книгах я уже рассказывал о том, что такое страх, чем он отличается от тревоги и по каким механизмам формируется. Однако сейчас нам предстоит коснуться другой стороны вопроса, а именно: каков изначальный источник патологической (или, если угодно, невротической) тревожности человека. Совершенно очевидно, что если мы возьмем для примера какого-нибудь щенка или котенка и будем растить его, создавая ему условия всемерной поддержки и полной защищенности, у нас воспитается животное, которое ведет себя весьма определенным образом. И этот «определенный образ» будет отличаться от того поведения, которое продемонстрирует нам животное, которое воспитывалось в принципиально иных условиях, например, агрессии и подавления. И если с собаками и кошками так, то что уж говорить о нас, сердечных! Вот, собственно, поэтому мы и взглянем сейчас на источник нашей глубокой внутренней тревоги.

Фруктовый салат в Эдеме

О том, что такое счастье, узнаешь лишь в подлинном горе. И все мы с этого начали. Находясь в материнской утробе, мы ощущали счастье. Все без исключения наши потребности тогда были удовлетворены, а это, согласитесь, большая удача и ^почти казуистическая редкость. Но потом стало что-то происходить - это у наших матерей начались схватки. Из океана счастья мы мгновенно окунулись в ужас. Нас мяло, как тесто для пельменей, пока, наконец, не выбросило в неизвестный холодный, голодный и сначала даже удушающий мир. То был момент великой катастрофы...

Но вдруг все это закончилось, мы раздышались, снова почувствовали тепло, а наши губы нащупали источник пищи. Блаженным пристанищем стало для нас материнское тело - теперь снаружи. Впрочем, большинство моих читателей, надо полагать, родилось в советских роддомах, а потому их путь к острову радости был долог - у кого-то несколько часов, у кого-то сутки, а у кого-то и не одни. Это теперь новорожденных сразу прикладывают к материнской груди, раньше же их забирали и связанными по рукам и ногам держали на непонятном «карантине». К счастью, с недавних пор эта порочная практика закончилась.

Первый год мы жили с материнским телом - оно нас кормило, грело, дарило тактильные ощущения, избавляло от дискомфорта, связанного с естественными физиологическими процессами. Материнский голос то успокаивал нас, когда мы в этом нуждались, то, напротив, играл с нами, когда нам того хотелось. Мы научились узнавать лицо матери и радостно «гулили», когда оно появлялось в нашем поле зрения. Мы знали ее руки, мы доверяли ее рукам, они подхватывали нас при падении, удерживали, когда мы пытались встать - сначала на четвереньки, потом на ноги. И пусть не все наши потребности удовлетворялись теперь немедленно, но, по крайней мере, у нас была уверенность - они будут удовлетворены.

Мать - это тепло, мать - это пища, мать - это эйфори-ческое состояние удовлетворения и безопасности, то есть, используя термин Фрейда, состояние нарциссизма.

Эрих Фромм


Так, я думаю, должен выглядеть рай, Эдем, в котором нет горя и нет печали, но есть Сила, которая, как сказал как-то Рильке, «держит все паденья с безмерной нежностью в своей руке». Да, случались, конечно, и неприятные эпизоды - нас слишком укутывали в пеленки, у нас болели животы и замерзал нос, нас клали на какие-то холодные и жесткие поверхности, а потом тыкали какими-то холодными предметами (последнее случалось на медосмотрах), но все же, все же... Мы знали, что еще какое-то мгновение, еще чуть-чуть, и наш крик о помощи притянет к нам нашу благодать, и все проблемы уйдут, неприятности и боли забудутся, и будем только мы двое - наше тело и тело нашей мамы.

В семимесячном возрасте, впрочем, случается нечто непредвиденное. Умственное развитие ребенка достигает такого уровня, что он начинает отличать «чужих», «третьих лишних». Весь мир делится на две части - с одной стороны, ребенок и его мать, с другой стороны, «чужие». Появление «чужих», к числу которых могут относиться и родной отец, и бабушки, и кто угодно еще, рождает в ребенке сильную тревогу . Даже если они не делают ему ничего плохого, они пугают его уже тем, что они - не мама. Они «неизвестны», и этого вполне достаточно, чтобы испугаться. Второй раз в своей жизни ребенок отчетливо ощущает, сколь важна для него мать, ведь у него появляется новая угроза («чужие»), соответственно, потребность в чувстве защищенности увеличивается.

В многочисленных научных исследованиях было показано, что чувства уверенности и за щищенности малыша напрямую зависят от по ведения и состояния его матери в этот пери од - конец первого года жизни, начало вто рого. И здесь необычайно важны две «мелочи»: как мать ведет себя в отношении «чужих» и как она ведет себя в этот момент со своим ребенком.

Ребенок в семь-девять месяцев уже абсолютно точно различает то, какие эмоции испытывает его Мать - радуется она «чужому» или же, напротив, раздражается на него, тревожится или расстраивается. Если мать испытывает позитивные эмоции при появлении «чужих», то ребенок достаточно быстро обвыкается с их присутствием и перестает испытывать тревогу, но если мать переживает негативные эмоции, то ребенок испытывает многократно большее чувство тревоги, которое впоследствии сказывается на всем его дальнейшем развитии - и умственном, и социальном.

Теперь давайте рассмотрим конкретную ситуацию. Допустим, что мать нашей мамы (бабушка) слишком требовательна к своей дочери и считает ее неспособной полноценно заботиться о малыше, раздражается на нее, критикует, обвиняет и понукает ее. В этом случае появление бабушки в комнате, где находится ее дочь со своим ребенком, вызывает у матери малыша чувство тревоги, которое немедленно и в многократно усиленном виде передается малышу. При этом сама молодая мама, испуганная появлением своей доминантной (подавляющей ее) матери, немедленно дистанцируется от своего малыша, предоставляя бабушке возможность выполнить «материнскую функцию». Ребенок оказывается не только испуганным, но и ощущает себя брошенным. Стресс оказывается системным.

Другая история. Молодая женщина и сама-то толком не знает, зачем она вышла замуж. У нее родился ребенок, и она вдруг поняла, что она связана теперь со своим мужем самым роковым образом. Поведение супруга ее раздражает, а когда он пытается участвовать в уходе за малышом, все ее негативные чувства усиливаются. Кроме того, добавим сюда еще такую подробность - не испытывая сексуального влечения к своему нелюбимому мужу, эта женщина всячески оттягивает возобновление сексуальных отношений между ними, прервавшихся в связи с ее беременностью и родами. Поэтому раздражение на мужа носит здесь еще и защитный характер, являясь в значительной степени подсознательным.

И вот папа - отец малыша - появляется в комнате, где его жена занимается ребенком. Мать раздражается и пытается всячески оградить своего ребенка от какого-либо вмешательства мужа в их совместную с малышом жизнь. Ребенок видит каменное лицо своей матери, он видит, с какой настойчивостью она загораживает собой «чужого», огрызается, одергивает тянущиеся к нему руки. Малыш пугается и начинает плакать. Мать срывается и прогоняет отца: «Не видишь, он тебя боится!» Отец уходит, в этом случае ребенку достанется эмоциональная холодность, перенесенная матерью с его отца. Сейчас же он нуждается не в холодности, а, напротив, в эмоциональной поддержке. Впрочем, возможно, отец и остается, он отодвигает мать и начинает заниматься ребенком. Малыш переживает в этот момент острую тревогу, он сначала протестует, кричит, затем отчаивается, теряет надежду, стихает и, наконец, демонстрирует отстраненность.

Внешне подобные сцены не кажутся ни трагическими, ни сколько-нибудь серьезными. Но это только на первый взгляд. В действительности же они не проходят бесследно. Ребенок начинает проявлять к матери признаки амбивалетности - он то тянется к ней, то, напротив, отталкивает ее от себя. Он потерял чувство защищенности и не знает, надо ли ему приближаться к той, что может вот так легко предать его в момент опасности. Ребенок на своем младенческом еще уровне теряет ощущение абсолютной защищенности, теперь он не у Христа за пазухой, а если же он еще там, то знает теперь, что «за пазухой» есть прореха.

Так в годовалом возрасте мы с вами познакомились с конфликтами, которые скрыто или явно царят в нашей семье. Это кажется странным и парадоксальным, но уже в этом возрасте мы узнаем о том, любят ли друг друга наши родители, каковы их отношения с их родителями, и понимаем - Эдем не создан для счастья, он лишь плацдарм, на котором разворачивается борьба неведомых нам сил. Ева, не желая, впрочем, ничего плохого, сделала нам фруктовый салат...

Функция матери - охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. 6 обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить.

Эрих Фромм


Первая эмоция человека - эмоция горя. Мы не при ходим в мир, как иногда любят говорить, мы исторгаемся из мира, которым для нас было тело нашей матери. Сразу же мы узнаем две важные вещи: то, что существование наше не будет безоблачным, и то, что мы очень нужда емся в наших родителях. Нам предстоит расти, но с нами будет расти и тревога. Правда, поначалу она не осозна ется, но то, что она будет связана с нашими родителями и проявится в отношениях с ними, ясно уже сейчас.


Случаи из психотерапевтической практики:

«Я не знаю, как это произошло...»


Эта семнадцатилетняя девушка поступила на лечение в кризисный стационар Клиники неврозов по переводу из токсикологического отделения больницы «Скорой помощи». Там она оказалась после неудавшейся суицидальной попытки, она приняла всю медицинскую химию, какая была в доме, - просроченные сердечные и успокаивающие таблетки, оставшиеся от бабушки, умершей два года назад.

Ни ее мать, ни подруги, с которыми мне пришлось разговаривать после случившегося, не могли понять, почему это произошло. Надя, так звали мою пациентку, всю жизнь была «беспроблемным ребенком», правда, тихим и замкнутым. Ни воспитатели, ни учителя никогда на нее не жаловались, друзей у нее было мало. Надя не была лидером по натуре и водила дружбу только с теми девочками, что были значительно активнее и бойчее ее.

Как потом выяснилось, за несколько месяцев до случившегося Надя познакомилась с молодым человеком - Стасом. Он был старше на несколько лет и учился с ней в одном институте тремя курсами выше. Прежде Надя никогда не влюблялась, и эти отношения, казалось, не были серьезными. Молодые люди всего несколько раз встречались, ходили вместе на пару концертов, юноша провожал Надю домой. Они перезванивались, обменивались какими-то книгами. Надиной маме Стае нравился - серьезный, воспитанный, самостоятельный.

Во время нашей первой беседы Надя выглядела не то чтобы подавленной, но какой-то опустошенной. Она почти не шла на контакт, отвечала скупо и почти ничего не рассказала. В целом она производила вид человека, страдающего длительной депрессией, хотя картина болезни и не была четкой. Помню, что я задал ей тогда несколько вопросов, которые позволили лишь в самом общем виде понять хронологию событий.

Сначала Стае перестал ей звонить. И где-то через пару недель Надя пыталась найти его в институте, пошла в лекционный зал, где у Стаса должна была быть лекция, и кто-то из его группы сказал ей, что он ушел со своей девушкой. Надя вернулась домой и пыталась дозвониться до Стаса, но его телефон не отвечал. Потом к ней зашла подруга и попыталась зазвать Надю с собой на день рождения одного общего знакомого. Надя отказалась, подруга накричала на нее, обозвав эгоисткой, и ретировалась. Спустя еще пару часов Надя дозвонилась до Стаса. Тот был холоден и сказал, словно бы между прочим, что между ними ничего нет, а потому и не нужно его «доставать». После этого Надя положила телефонную трубку.

Когда же я спросил ее, что произошло дальше, она ответила: «Я не знаю, как это произошло...» Впрочем, дальше произошло то, что мы уже знали, - Надя нашла бабушкину коробку с лекарствами и приняла все, что там было. Надина мама вернулась домой поздно, после вечерней смены, застала дочь спящей и даже не собиралась ее будить. Потом решила все-таки проверить, собрала ли она вещи (на следующий день рано утром они должны были ехать к родственникам), тихо зашла в комнату и заметила, что дочь спит под пледом одетой. Она попыталась ее разбудить и поняла, что случилось что-то ужасное. Потом «Скорая помощь», несколько дней в реанимации и, наконец, наша клиника.

Наде сразу после госпитализации в клинику назначили лечение антидепрессантами, но эффекта это не имело. Я вызвал Надину маму, чтобы разобраться. Поскольку я был уже не первый врач, слушающий эту историю, мне был представлен отработанный почти до автоматизма набор фраз. Ребенок был таким с самого раннего детства, училась хорошо, помогала по хозяйству. Правда, девочка всегда отличалась нерешительностью, и как такое могло произойти, было непонятно. «В голове не укладывается», - резюмировала свой рассказ о дочери Надина мама.

Тогда я стал расспрашивать ее о Надином детстве подробнее. Но опять - ничего, что бы проливало свет на ситуацию. Конечно, можно было решить, что это, как у нас говорят, психическая конституция виновата (то есть природные особенности человека, с которыми ничего не поделаешь)! но все же этот ответ меня не устраивал. И наконец я, причем совершенно случайно, обнаружил необычайно существенный эпизод из жизни годовалой Нади.

Материнская любовь - это данность, и требуется только одно: быть ее ребенком. Но все не так безоблачно в этой «гарантированной» любви. Ее не нужно заслуживать, но ее нельзя добиваться, тем более контролировать. Либо она есть - и это равно блаженству, либо ее нет, и жизнь лишается всех своих прекрасных красок, но ничего нельзя изменить, ибо невозможно материнскую любовь искусственно воссоздать.

Эрих Фромм


Семья жила тогда на Камчатке (отец Нади был морским офицером), и случилось вот что. Отец ушел в автономное плавание на своем корабле, а Надина мама осталась ждать его с ребенком на берегу. И тут у Надиной мамы случилось сильное внутреннее кровотечение, вызванное патологией яичников. К счастью, его обнаружили (итог мог быть и фатальным) и ее забрали в больницу, где и прооперировали. Операция была очень непростой, кроме того, рана загноилась и долго не заживала, а потому женщину из больницы не отпускали почти три недели.

Все это время годовалая Надя находилась под присмотром, по сути, случайных людей. Что происходило в это время с ребенком, сказать трудно, но когда Надина мама вернулась из больницы, ее девочка выглядела подавленной, отстраненной и равнодушной, какое-то время она словно бы не узнавала свою мать. Потом все вроде бы наладилось. Автономка отца закончилась, мама была постоянно рядом, короче говоря, жизнь вернулась в свое обычное русло и состояние ребенка выправилось.

Когда я узнал об этом, все встало на свои места. Надина мама, судя по всему, была хорошей матерью и смогла установить со своим ребенком теплые отношения, полные чувств защищенности и привязанности. И столь длительное расставание в той ситуации явилось для ребенка тяжелейшей травмой. Малыши, у которых отношения с родителями не складываются с самого начала, как показывают специальные исследования, переносят его лучше.

Ребенок же, привыкший к матери, знающий, что он может всегда на нее рассчитывать, реагирует на подобное расставание стандартно: сначала он бурно протестует - кричит, бьется, отказывается от контакта с людьми, которые пытаются его успокоить, не принимает еды и т. п. Потом наступает момент отчаяния, когда малыш теряет надежду, убедившись в безрезультатности своих попыток дозваться матери. И если прежде его плач был гневным и громким, то теперь становится заунывным, монотонным, в нем слышится безысходность. И уже после этого следует третий этап - этап отстраненности, когда малыш начинает откликаться на проявления внимания со стороны людей, которые его окружают, однако же появление матери воспринимает пассивно и равнодушно.

По всей видимости, Надя пережила нечто подобное тогда, в свой один год. И такая реакция на разлуку с эмоционально значимым для нее человеком у девочки закрепилась. Когда я более подробно расспросил мать Нади о том, как реагировала девочка на развод родителей, выяснилось, что случилось нечто подобное. Отец Нади после увольнения в запас начал с помощью друзей свой бизнес, у него появились деньги, он стал пропадать из дома, а потом и вовсе ушел к другой женщине. Все открылось внезапно, вышел скандал, выяснение отношений с криками и хлопаньем дверьми.

И как раз в этот момент у двенадцатилетней Нади был грипп с высокой температурой. Девочка стала что-то кричать, потом билась в кровати, что-то бессвязно бормотала. Мать, которая и сама, как можно догадаться, была в этой ситуации не в лучшей форме, посчитала, что столь необычное поведение дочери - просто следствие высокой температуры. На самом же деле грипп, скорее всего, сгладил ту бурю чувств, которые овладели Надей, когда она осознала, что ее отец ушел из семьи.

В случае со Стасом ситуация была аналогичной. Сама того не заметив, Надя очень привязалась к молодому человеку, который проявил к ней внимание. Такого раньше в ее жизни не было, и возникла такая странная, немножко детская, но, как выяснилось теперь, очень сильная увлеченность. Проявляла ее Надя странно, как и все, что она делала, - пассивно и тихо, поэтому, видимо, и молодой человек не понял, что встретил ответное чувство, и Надина мама не заметила, что у ее дочери настоящая «первая любовь».

Когда Стае сказал Наде, что между ними все кончено, девочка почувствовала, что земля уходит у нее из-под ног. Она ощутила отчаяние и попробовала отстраниться, как тогда, в детстве, только теперь она сделала это «по-взрослому», попыталась покончить с собой. Ничего странного, что она «не знала, почему это произошло», она просто среагировала так, как умела. В этой истории Надина мама оказалась без вины виноватой. Разумеется, не будь тогда той ситуации на Камчатке, не случись тогда того кровотечения, скорее всего, ничего этого и не произошло бы. Да и Надя, наверное, была бы более активным и жизнерадостным ребенком.

Впрочем, иногда аналогичные ситуации случаются и при менее трагических обстоятельствах. Например, когда родители, уезжая куда-нибудь, оставляют годовалого ребенка на попечение его старшего брата или сестры, которые могут обходиться с малышом только как с куклой... Когда сам этот ребенок переживает госпитализацию, а мать к нему, по тем или иным причинам, не допускают (раньше, при советской медицине, это бывало достаточно часто)... Когда за ребенком по тем или иным причинам ухаживает посторонний человек, который не готов быть достаточно терпеливым и внимательным, чтобы помочь малышу справиться со стрессом, пережить временную разлуку с родителями... Наконец, не менее серьезными последствиями часто оборачивается «воспитание» годовалых или двухлетних детей, когда мама не реагирует на крик своего малыша, оставляет одного «накричаться вдоволь» или сама кричит на него, трясет в раздражении... К сожалению, вариантов такого поведения в отношении ребенка слишком много.

Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, - внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым.

Карен Хорни


Возвращаясь к самой Наде, мне остается сказать лишь о том, что эта девушка страдала от острого чувства беззащитности. И это чувство было в ней настолько сильно, что тревожность, которой оно проявлялось, трудно было даже заметить. Чувство собственной беззащитности сопровождало эту девочку, по сути, всю ее жизнь, и потому ее личность изначально формировалась с такой деформацией. Часть инстинкта самосохранения, которая отвечает за чувство защищенности, с самого начала Надиной жизни потерпела фиаско.

И поэтому нам в процессе психотерапии ничего более не оставалось, как учиться чувству защищенности заново, осваивать навыки уверенного поведения, технологии принятия решений и многое другое. В таких случаях это всегда непросто, но ведь другого выбора нет. Счастье, что все так хорошо закончилось и необходимые личностные трансформации девушке удалось сделать в семнадцать, а не, например, в двадцать семь лет.

Частые стрессовые ситуации, повышенная возбуждённость и беспокойство, эмоциональная нестабильность и душевный дискомфорт при современном темпе жизни уже не вызывают удивления.

Однако, частое проявление симптомов может быть сигналом настоящего расстройства личности - невротизма, а со временем - и невроза.

Даже здоровые люди подвержены неврозам. Как справиться с неврозами и как бороться с невротическими состояниями разберёмся в этой статье.

Невроз проявляется как болезненное состояние в условиях истощения нервной системы. Это расстройство личности, основным выражением которого является нестабильность психического здоровья человека: частые истерические состояния и раздражительность.

Невротизму подвержены даже эмоционально стабильные, психически здоровые люди. Такое состояние характеризуется повышенной тревожностью. Чрезмерные переживания о внешности, сексуальной жизни, уверенность в собственной болезненности и даже тревога о безопасности жилища при частом регулярном проявлении являются сигналами о развитии невротизма. В норме такие проявления беспокойства адекватны, поскольку они являются следствием заботы о близких, выражением инстинкта самосохранения и направлены на обеспечение физической и моральной безопасности. Однако постоянная озабоченность играет с человеком злую шутку. Тревожные мысли становятся навязчивыми, не позволяя отвлекаться на работу и учебу, общение и быт.

Распознаём симптомы невротизма

Такого рода тревожность сопровождается признаками нарушения не только психического, но и физического здоровья человека.

Так, невротизм проявляется:

  • резкими сменами настроения;
  • бессонницей;
  • неадекватной самооценкой (заниженной или завышенной);
  • низким уровнем стрессоустойчивости, ранимостью;
  • быстрой утомляемостью;
  • повышенной потливостью и сердцебиением;
  • нарушениями сердечно-сосудистой и пищеварительной систем.

Со временем эти признаки усиливаются, и ощущение перманентного беспокойства не покидает человека. Такое состояние негативно сказывается и на взаимоотношениях с окружающими. Даже при благоприятном развитии событий человек начинает видеть проблемы там, где их не существует, испытывает чувство незащищённости.

Также, в рамках "невроза тревоги" или "невроза беспокойства" Зигмунд Фрейд в конце прошлого века описывал "тревожные атаки" или панические атаки (вегетативный криз). Необходимо знать, что панический невроз поддаётся лечению и чем раньше обратиться в врачу-специалисту, тем успешнее будет лечение.

Причины проявления невроза

Для того чтобы успешно преодолеть невротические расстройства, необходимо раскрыть природу их развития. Причины невротизма стали предметом исследования многих известных психологов, психотерапевтов и психиатров. Наибольший вклад в изучении невротизма и невроза принадлежит Зигмунду Фрейду , основоположнику психоанализа, Альфреду Адлеру , создателю индивидуальной психологии, Фрицу Перлзу , первому гештальт-терапевту, и Карен Хорни , разработавшей основы гуманистического психоанализа.

Согласно исследованиям Зигмунда Фрейда , причинами невротизма можно считать подавление естественных влечений, которые могут принести удовольствие, - секса и агрессии. Ограничение таких желаний происходит вследствие воспитания, социального осуждения. Такое подавление приносит дискомфорт даже при внешнем благополучии и становится причиной развития невротизма. Внутренние переживания выходят на первый план, человек ощущает себя несчастным и усложняет жизнь окружающим.

По мнению Альфреда Адлера , причиной невротизма является подавление не только биологических, но и социальных потребностей. К последним можно отнести желание доминировать, которое проявляется еще в раннем возрасте и по мере взросления наталкивается на всё большие препятствия. Ощущение собственной слабости перетекает в комплекс неполноценности Адлера, что крайне болезненно воспринимается амбициозными людьми, желающими лидировать и доминировать. Человек становится ранимым и агрессивным, не может противостоять неудачам и унижает других. Эти причины ведут к постоянному внутреннему дисбалансу.

Ограничение общественными условностями - причина невротизма по мнению Фрица Перлза . Подавление желаний изнутри и как следствие общественного навязывания проявляется в эмоциональном перенапряжении, которое приводит к эмоциональному взрыву, нарушая психическую стабильность, разрушая личность и социальную жизнь человека.

Карен Хорни , исследуя невротизм и невроз у женщин, пришла к выводу, что причиной тому - подавление женского «Я» в мире, которым правят мужчины. Необходимость конкурировать, соответствовать условиям, выдвинутым мужчинами, создает частые стрессовые ситуации для женщин. Именно поэтому женщины более эмоционально неустойчивы, чем мужчины, страдают перепадами настроения и самооценки, стремятся обратить на себя внимание любой ценой.

Повышенный уровень невротизма наносит непоправимый ущерб здоровью человека. Не стоит упускать из виду сигналы развития расстройства на ранних стадиях, когда душевный дискомфорт можно объяснить внешними обстоятельствами.

Избавить человека от эмоциональной нестабильности и тревожности помогут лечебные методики во время сеансов психологов и психотерапевтов . Задача врачей в том, чтобы снять напряжение, научить человека пускать свои желания в правильное русло и сформировать позитивное видение и адекватную реакцию на происходящее.

Эффективным является обучение техникам расслабления , благодаря которым человек может самостоятельно противостоять стрессам и преодолевать трудности. Кроме того, для профилактики и лечения невротизма специалисты применяют техники нейролингвистического программирования и суггестии (внушения).

Для закрепления лечебного эффекта в индивидуальном порядке врачом могут быть назначены антидепрессанты. Их эффект проявляется в улучшении сна и снижении тревожности, постепенной нормализации душевного равновесия.

В качестве профилактики невроза рекомендуется поддерживать силы организма и принимать витамины , препараты, улучшающие кровоснабжение головного мозга , обмен веществ.

Кроме того, немаловажной является поддержка со стороны близких людей . Нормальные взаимоотношения, любовь и забота родных развивают чувство защищенности и гармонии.

Невротизм угнетает личность, затмевает яркие краски в жизни человека и его окружающих. Сочетание различных методик и комплекса поддерживающих препаратов является эффективным средством борьбы с прогрессирующей тревожностью, позволяет вернуть душевный комфорт, вновь ощутить радости жизни и вернуть себе !

Хорошего вам самочувствия и отличного настроения!

Видео: паническая атака или вегетативный криз - что делать и как бороться

Достаточно посмотреть новости по телевизору, и станет ясно: в этом мире от нас мало что зависит. Однако даже если не вспоминать о глобальных вещах, типа войн, терроризма, дефолтов, цунами, каждого человека постоянно преследуют беспощадные житейские мелочи - от капризных детей до плохой погоды. Если вы педант и аккуратист, т. е. по тем или иным причинам любите держать все под контролем, делать вовремя и так, как надо, - тогда вам не позавидуешь! Чувство станет одним из главных несчастий вашей жизни!

Мы можем лишь повторить извечную народную мудрость: в жизни бывает всякое. Большинство из происходящего от нас не зависит. Однако от нас зависит, как мы на все это реагируем, а, следовательно, как любое событие влияет на нас эмоционально, физически, финансово и т. п. Приводимые ниже советы помогут вам хотя бы в какой-то мере избавиться от , даже когда кажется, будто весь мир катится в тартарары. Изучайте 11 способов избавиться от чувства беспомощности.

Как избавиться от беспомощности?

1. Локус-контроль.

Прежде всего, научитесь различать контролируемое и неконтролируемое. Потом старайтесь реально влиять на первое и смиряться со вторым. Этот подход может показаться несколько упрощенным, однако вы поразитесь, сколько людей до сих пор считает, что в состоянии контролировать уличное движение, погоду, биржевые ставки, своего начальства.

Составьте перечень того, что не зависит от вас, несмотря на все ваши старания. Повесьте его на видное место. И смиритесь. Конечно, вы можете думать об этих событиях и стараться хоть как-нибудь повлиять на них. Однако важно другое: разорвать с ними эмоциональную связь - перестать волноваться по их поводу.

2. Простая инвентаризация.

Когда ситуация выходит из-под контроля, разбирайтесь в шкафу или столе. Это хорошо помогает психотерапевту Ребекке Фуллер Уорд, автору книги «Как сохранить брак, не сойдя с ума». Когда мать Ребекки госпитализировали с инфарктом, она принялась наводить порядок в кладовке. «Вот это от меня точно зависит», - шептала Ребекка.

3. Обучение и развлечение.

Найдите новое хобби. Освоение незнакомого занятия возвращает чувство контроля над собственной жизнью. Когда случается что-то плохое, подумайте и запишите, где вы могли . такого самоанализа не самобичевание. Это лишний шанс сказать самому себе: я не могу контролировать все, но я управляю самим собой!

4. Далёк от идеала.

Что надо сделать, чтобы неудобные ситуации не повторялись в будущем? Скажем, вас не ценят на работе. Бессмысленно винить в этом злодейку-судьбу или даже тупицу-шефа. «Лучше, - советует психолог Патриция Фаррелл, доктор философии, автор книги «Как быть собственным психотерапевтом», - подумать, можно ли измениться самому, чтобы добиться лучших результатов». Возможно, вам пора взглянуть на себя критично и поступать по-другому. Нужно вовремя приходить на службу, выполнять задания в срок и качественно. Правильно поняв свою роль в развитии ситуации, вы наверняка сделаете вывод: наш мир гораздо более управляем, чем казалось раньше.

5. Управление.

Когда все вокруг кажется неуправляемым, сделайте что-нибудь вам подвластное. Освойте комплекс новых . Сделайте запись в дневнике. Заплатите за квартиру. Отгоните автомобиль в мастерскую.

6. План Б.

Обходите неожиданные препятствия. Например, вы пригласили к себе на дачу много гостей, но в назначенный день начался затяжной дождь. Смиримся с тем, что погодой мы не управляем, но от нас зависит, где (скажем, в доме или беседке) и как (не обязательно жарить во дворе шашлыки) провести этот прием.

7. Составляйте список.

Самый эффективный способ вернуть себе контроль над происходящим - собрать все «надо, надо, надо…» и записать их в столбик. Потом составить : как выполнить каждый пункт из списка. Скажем, если вы хотите поздравить приятеля с днем рождения, прикиньте и запишите, что надо подарить, где эта вещь продается, когда вы за ней поедете. Решили устроить в доме генеральную уборку? Разбейте этот пункт на легко выполнимые подпункты. Например, в понедельник вы убираете кухню, во вторник - санузел и т. п.

8. Экспериментируйте.

Приучайте себя к бесконтрольным ситуациям. «Например, если обычно семейную машину водите вы, поезжайте куда-нибудь вместе со своей «половиной» передайте ей руль», - предлагает доктор психологии Ларина Кейс. В разговорах просите почаще вас перебивать. Пусть близкие составляют планы на выходные без вашего участия. Поручите кому-то из них (желательно повзрослее) оплату семейных счетов. Это поможет вам научиться, так сказать, смирению перед собственной .

9. Занимайтесь аутотренингом.

«Лучше, конечно, если рядом опытный гипнотизер или психотерапевт, но обычно приходится обходиться собственными силами», - говорит доктор Фаррелл. Учитесь говорить себе самому: «Все будет хорошо. Я справлюсь. И это тоже кончится» или хотя бы «Сейчас я пяток минут передохну, а потом соображу, как решить эту проблему».

10. Убеждайте себя, что вы контролируете события.

По мнению доктора Кейс, многие исследования говорят: главное - ваша собственная убежденность в подконтрольности происходящего. Реальное влияние на него не так важно. Классический пример - человеку гораздо легче терпеть тропическую жару, если он уверен, что всегда может, допустим, прыгнуть в холодный бассейн. Подумайте «чисто теоретически»: в самом деле, неужели вам негде взять денег, если вдруг окажетесь совсем на мели? Так чего же тогда бояться внезапного дефолта?!

11. Концентрируйте внимание на процессе, а не на результате.

Специфические операции или хотя бы движения нам обычно подвластны, а вот их общий итог - гораздо реже. Психотерапевт Майкл Крабтри предлагает нам вспомнить пример бейсболиста Марка Макгуайра из «Оклендских атлетов»: «У него были слабые результаты, так как он не просто отбивал мяч, а постоянно думал о не особо ему удававшейся круговой пробежке после удара. Когда он стал фокусироваться, прежде всего, на ударе, его подход к игре в корне изменился, и результаты заметно улучшились».

Когда впереди «крутой поворот», заранее расслабьтесь. Глубоко подышите, выпейте стаканчик чая. «Расслабление - это та область, которую вы контролируете», - напоминает доктор Фаррелл.

Изначальное счастье ребенка – рядом с мамой. Первый вздох и первый крик, и вот оно, счастье, — лежит на ладошках, морщит носик, ищет грудь. Мама – это целая вселенная для крохотного карапуза. Отношения ребенка с мамой это его первые отношения, они закладывают в нем «базовое» доверие или недоверие к этому миру. Когда отношения выстроены гармонично, то ребенок чувствует уверенность в себе, умеет радоваться жизни, способен раскрываться другим.

А если отношений нет или они неудачные? Ребенок страдает, плохо развивается и выходит во взрослую жизнь с множеством психологических проблем. И вот перед нами внешне взрослый дядя, а внутри него сидит маленький обиженный мальчик, который иногда просто .

А ведь каждая мать хочет счастья для своего ребенка и изо всех сил пытается сделать его счастливым. Что же мешает воплотить мечту в реальность? Какие невидимые барьеры не позволяют выстраивать гармоничные отношения с ребенком?

Попробуем разобраться в некоторых аспектах этого вопроса, опираясь на знания о психике человека — Системно-векторную психологию Юрия Бурлана.

Ребенок ощущает мир через маму

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, что базовая психологическая потребность ребенка, такая же важная, как и удовлетворение его физиологических нужд, – это чувство защищенности и безопасности . Рассмотрим, что оно в себя включает, как формируется и отражается на ребенке?

Ребенок воспринимает мир не таким, каков он есть, а через маму. Ведь именно она – гарант его выживания, от ее состояния зависит и состояние ребенка. Именно мама, а затем и окружающие ребенка люди воспитывают, обучают, формируют в ребенке привычки и модели поведения, его будущий жизненный сценарий.

Когда мама находится в психологическом равновесии, она спокойна и чувствует себя счастливой, то ребенок ощущает это как уверенность и защищенность и воспринимает мир добрым и дружелюбным. В этом случае даже сложные времена ребенок проходит без психологических травм.

Если же этот оплот оказывается зыбким, ребенок мгновенно теряет чувство защищенности и безопасности. Когда маме плохо, по самым разным причинам, она уже не передает ребенку ту уверенность, которая сообщала бы о его защищенности. Теряет опору мама – тут же ее теряет и ребенок. Он как бы остается наедине с миром, не имея навыков самостоятельной адаптации. Как следствие, появляются самые разные поведенческие проблемы, и зависят они от психологических особенностей (векторов) ребенка и его возраста. Чем младше ребенок, тем больше он зависим от состояния матери, тем больший удар получает, теряя чувство защищенности и безопасности.

Потеря чувства защищенности и безопасности меняет все мировосприятие ребенка: мир утрачивает свои краски и ощущается более агрессивным или даже враждебным. Ребенок пытается в нем сориентироваться, но он еще не созрел для этого и ощущает сверхстресс. В таких условиях его развитие прекращается, и все, что он дальше делает, — выживает. Происходит активация архетипичной программы, с которой он рождается. Например, ребенок с кожным вектором начинает воровать . Малыш со зрительным вектором становится капризным и пугливым, часто плачет и страдает от ночных кошмаров. Ребенок со звуковым вектором уходит в себя, вплоть до потери обучаемости и способности к адекватному контакту, и т.д.

В результате, фиксируются различные незрелые механизмы адаптации, происходит сбой в формировании новых умений, нередко это отражается на всей дальнейшей жизни ребенка.

Как ребенок догадывается о состоянии матери? На бессознательном уровне между малышом и мамой еще долго сохраняется тончайшая связь, настолько сильная, что ребенок может реагировать на переживания матери, даже будучи вдали от нее. И, конечно, он реагирует на все вербальные и невербальные сигналы, которые воспринимает с разной чувствительностью, в зависимости от своих векторов.

Счастье быть понятым

Одна из причин потери чувства защищенности и безопасности — это непонимание, которое может возникать между мамой и ребенком. Просто потому, что они разные. Основное противоречие в этом случае кроется в одном вопросе: «Почему он делает не так, как я хочу?» Видя в ребенке черты, которые мама считает «неправильными», она так или иначе сообщает ему: «Я не принимаю тебя таким, какой ты есть». Попытки «воспитать» в нем «нужные» качества могут приводить к серьезным поведенческим проблемам.

Как разобраться, какие проявления ребенка нормальны, а что требует вмешательства? Медлительность и безынициативность — это нормально? А гиперактивность? А слезы по делу и без? А упрямство? А как быть с постоянными страхами и истериками? Ответ на такие вопросы дает системно-векторная психология Юрия Бурлана, объясняя природу бессознательных желаний человека, показывая нам связь причин и следствий.

На первых бесплатных лекциях становится понятно, почему один ребенок «бегает как угорелый» и что за «моторчик» встроен у него внутри, и почему другой тихо сидит в уголочке. Почему с одним ребенком легко разговаривать, он быстро эмоционально откликается и вовлекается в разговор, а другой тебя «как будто не слышит».

Когда в руки попадет универсальный инструмент понимания своего ребенка, раздражение уходит без следа . Мама становится «сама себе психологом», и вместе с этим приходит в то самое благословенное психологическое равновесие, когда уже не хочется повышать голос на ребенка и поднимать на него руку. Пропадают тревоги и паника, становится понятно, что происходит с ребенком и как реагировать на его поступки. Это дает невероятную силу самой маме, а ребенку дает поддержку в развитии его врожденных свойств и обеспечение того самого волшебного чувства защищенности и безопасности, которое творит чудеса.