• 1.1Роль физиологии в материалистическом понимании сущности жизни. Значение работ и.М.Сеченова и и.П.Павлова в создании материалистических основ физиологии.
  • 2.2 Этапы развития развития физиологии. Аналитический и системный поход к изучению функций организма. Метод острого и хронического эксперимента.
  • 3.3Определение физиологии как науки. Физиология как научная основа диагностики здоровья и прогнозирования функционального состояния и работоспособности человека.
  • 4.4Определение физиологической функции. Примеры физиологических функций клеток, тканей, органов и систем организма. Адаптация как основная функция организма.
  • 5.5Понятие регуляции физиологических функций. Механизмы и способы регуляции. Понятие о саморегуляции.
  • 6.6Основные принципы рефлекторной детельности нервной системы (детерминизм, анализ синтез, единство структуры и функции, саморегуляция)
  • 7.7Определение рефлекса. Классификация рефлексов. Современная структура рефлекторной дуги. Обратная связь, её значение.
  • 8.8 Гуморальные связи в организме. Характеристика и классификация физиологически и биологически активных веществ. Взаимоотношение нервных и гуморальных механизмов регуляции.
  • 9.9 Учение п.К.Анохина о функциональных системах и самоорегуляции функций. Узловые механизмы фунциональных систем, общая схема
  • 10.10Саморегулция постоянства фнутренней среды организма. Понятие о гомеостазе и гомеокинезе.
  • 11.11Возрастные особенности формирования и регуляции физиологических функций. Системогенез.
  • 12.1 Раздражимость и возбудимость как основа реакции ткани на раздражение. Понятие о раздражителе, виды раздражителей, характеристика. Понятие порога раздражения.
  • 13.2 Законы раздражения возбудимых тканей: значение силы раздражителя, частоты раздражителя, его длительности, крутизны его нарастания.
  • 14.3 Современные представления о строении и функции мембран. Ионные каналы мембран. Ионные градиенты клетки, механизмы из возникновения.
  • 15.4 Мембранный потенциал, теория его происхождения.
  • 16.5. Потенциал действия, его фазы. Динамика проницаемости мембраны в различные фазы потенциала действия.
  • 17.6 Возбудимость, методы её оценки. Изменения возбудимости при действии постоянного тока (электротон, катодическая депрессия, аккомодация).
  • 18.7 Соотношения фаз изменения возбудимости при возбуждении с фазами потенциала действия.
  • 19.8 Строение и классификация синапсов. Механизм передачи сигналов в синапсах (электрических и химических) Ионные механизмы постсинаптических потенциалов, их виды.
  • 20.10 Определение медиаторов и синоптических рецепторов, их классификация и роль в проведении сигналов в возбуждающих и тормозных синапсах.
  • 21Определение медиаторов и синаптическихрецепторов,их классификация и роль в проведение сигналов в возбуждающих и тормозных синапсов.
  • 22.11 Физические и физиологические свойства мышц. Типы мышечных сокращений. Сила и работа мышц. Закон силы.
  • 23.12 Одиночное сокращение и его фазы. Тетанус, факторы, влияющие на его величину. Понятие оптимума и пессимума.
  • 24.13 Двигательные единицы, их классификация. Роль в формировании динамических и статических сокращений скелетных мышц в естественных условиях.
  • 25.14 Современная теория мышечного сокращения и расслабления.
  • 26.16 Особенности строения и функционирования гладких мышц
  • 27.17 Законы проведения возбуждения по нервам. Механизм проведения нервного импульса по безмиелиновым и миелиновым нервным волокнам.
  • 28.17 Рецепторы органов чувств, понятие, классификация, основные свойства и особенности. Механизм возбуждения. Понятие функциональной мобильности.
  • 29.1 Нейрон как структурно-функциональная единица в цнс. Классификация нейронов по структурным и функциональным признакам. Механизм проникновения возбуджения в нейроне. Интегративная функция нейрона.
  • Вопрос 30.2 Определение нервного центра (классическое и современное). Свойства нервных центров, обусловленные их структурными звеньями (иррадация, конвергенция, последействием возбуждения)
  • Вопрос 32.4 Торможение в цнс (и.М. Сеченов). Современные представления об основных видах центрального торможения постсинаптического, пресинаптического и их механизмах.
  • Вопрос 33.5 Определение координации в цнс. Основные принципы координационной деятельности цнс: рецепрокность, общего «конечного» пути, доминанты, временной связи, обратной связи.
  • Вопрос 35.7 Продолговатый мозг и мост, участие их центров в процессах саморегуляции функций. Ретикулярная формация ствола мозга и ее нисходящие влияние на рефлекторную деятельность спинного мозга.
  • Вопрос 36.8 Физиология среднего мозга, его рефлекторная деятельность и участие в процессах саморегуляции функций.
  • 37.9 Роль среднего и продолговатого мозга в регуляции мышечного тонуса. Децеребрационная регидность и механизм ее возникновения (гамма-регидность).
  • Вопрос 38.10 Статические и статокинетические рефлексы. Саморегуляторные механизмы поддержание равновесия тела.
  • Вопрос 39.11 Физиология мозжечка, его влияние на моторные (альфа-регидность) и вегетативные функции организма.
  • 40.12 Восходящие активирующие и тормозящие влияния ретикулярной формации ствола мозга на кору больших полушарий. Роль рф в формировании целостностной деятельности организма.
  • Вопрос 41.13 Гипоталамус, характеристика основных ядерных групп. Роль гипоталамуса в интеграции вегетативных, соматических и эндокринных функций, в формировании эмоций, мотиваций, стресса.
  • Вопрос 42.14 Лимбическая система мозга, ее роль в формировании мотиваций, эмоций, саморегуляции вегетативных функций.
  • Вопрос 43.15 Таламус, функциональная характеристика и особенности ядерных групп таламуса.
  • 44.16. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.
  • 45.17 Структурно-функциональная организация коры больших полушарий, проекционная и ассоциативная зоны. Пластичность функций коры.
  • 46.18 Функциональная ассиметрия коры бп, доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.)
  • 47.19 Структурно-функциональные особенности вегетативной нервной системы. Медиаторы вегетативной нс, основные виды рецепторных субстанций.
  • 48.20 Отделы вегетативной нс, относительный физиологический антагонизм и биологический синергизм их влияний на иннервируемые органы.
  • 49.21 Регуляция вегетативных функций (кбп, либмическая система, гипоталамус) организма. Их роль в вегетативном обеспечении целенаправленного поведения.
  • 50.1 Определение гормонов,их образование и секреция. Действие на клетки и ткани. Классификация гормонов по разным признакам.
  • 51.2 Гипоталамо-гипофизарная система, ее функциональные связи. Транс и пара гипофизарная регуляция эндокринных желез. Механизм саморегуляции в деятельности желез внутренней секреции.
  • 52.3 Гормоны гипофиза и их участие в регуляции эндокринных органов и функций организма.
  • 53.4 Физиология щитовидной и околощитовидных желез. Нейро- гуморальные механизмы регуляций их функций.
  • 55.6 Физиология надпочечников. Роль гормонов коры и мозгового вещества в регуляции функций организма.
  • 56.7 Половые железы.Мужские и женские половые гормоны и их физиологическая роль в формировании пола и регуляции процессов воспроизведения.
  • 57.1Понятие о системе крови(Ланг), ее свойства, состав,функции.Состав крови. Основные физиологические константы крови и механизмы их поддержания.
  • 58.2 Состав плазмы крови. Осмотическое давление крови фс,обеспечивающая постоянство осмотическое давления крови.
  • 59.3 Белки плазмы крови, их характеристика и функциональное значение.Онкотическое давление в плазме крови.
  • 60.4 PH крови,физиологические механизмы,поддерживающие постоянство кислотно-основного равновесия.
  • 61.5 Эритроциты,их функции. Методы подсчета. Виды гемоглобина, его соединения,их физиологическое значение.Гемолиз.
  • 62.6 Регуляция эритро и лейкопоэза.
  • 63.7 Понятие о гемостазе. Процесс свертывания крови и его фазы. Факторы ускоряющие и замедляющие свертывание крови.
  • 64.8 Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз.
  • 65.9 Свертывающася,противосвертывающая и фибринолитическая система крови,как главные компоненты аппарата функциональной системы поддержания жидкого состояния крови
  • 66.10 Понятие о группах крови.Системы аво и резус фактора. Определение группы крови. Правила переливание крови.
  • 67.11Лимфа, ее состав, функции. Несосудистые жидкие среды,их роль в организме. Обмен воды между кровью и тканями.
  • 68.12 Лейкоциты и их виды. Методы подсчета. Лейкоцитарная формула.Функции лейкоцитов.
  • 69.13Тромбоциты,колличество и функции в организме.
  • 70.1 Значение кровообращения для организма.
  • 71.2 Сердце, значение его камер и клапанного аппарата.Кардиоцикл и его структура.
  • 73. Пд кардиомиоцитов
  • 74.Соотношение возбуждения, возбудимости и сокращения кардиомиоцита в различные фазы кардиоцикла. Экстрасистолы
  • 75.6 Внутрисердечные и внесердечные факторы, участвующие в регуляции деятельности сердца, их физиологические механизмы.
  • Внесердечные
  • Внутрисердечные
  • 76. Рефлекторная регуляция деятельности сердца. Рефлексогенные зоны сердца и сосудов. Межсистемные сердечные рефлексы.
  • 77.8 Аускультация сердца. Тоны сердца, их происхождение, места выслушивания.
  • 78. Основные законы гемодинамики. Линейная и объемная скорость кровотока в различных отделах системы кровообращения.
  • 79.10 Функциональная классификация кровеносных сосудов.
  • 80. Кровяное давление в различных отделах системы кровообращения. Факторы, определяющие его величину. Виды кровяного давления. Понятие среднего артериального давления.
  • 81.12 Артериальный и венный пульс, происхождение.
  • 82.13 Физиологические особенности кровообращения в миокарде, почках, легких, мозге.
  • 83.14 Понятие базального тонуса сосудов.
  • 84.Рефлекторная регуляция системного артериального давления. Значение сосудистых рефлексогенных зон. Сосудодвигательный центр, его хар-ка.
  • 85.16 Капилярный кровоток и ег особенности.Микроциркуляция.
  • 89. Кровавые и бескровные методы определения кровяного давления.
  • 91. Сопоставление экг и фкг.
  • 92.1Дыхание, его сущность и основные этапы. Механизмы внешнего дыхания. Биомеханика вдоха и выдоха. Давление в плервальной полости, его происхождение и роль в механизме вентиляции легких.
  • 93.2Газообмен в легких. Парциальное давление в газах (кислорода и углекислого газа) в альвеолярном воздухе и напряжении газов в крови. Методики анализиза газов крови и воздуха.
  • 94.Транспорт кислорода кровью.Кривая диссоциации оксигемоглобина.Влияние различных факторов на сродство гемоглобина к кислороду.Кислородная емкость крови.Оксигемометрия и оксигемография.
  • 98.7Методы определения легочных объемов и емкостей. Спирометрия, спирография, пневмотахометрия.
  • 99Дыхательный центр.Современное представление и его структуре и локализации.Автономия дыхательного центра.
  • 101 Саморегуляция дыхательного цикла,механизмы смены дыхательных фаз.Рольпереферических и центральных механизмов.
  • 102 Гуморальные влияния на дыхание,роль углекислоты и рН урови.Механизм первого вдоха новорожденного.Понятие о дыхательных аналептиках.
  • 103.12Дыхание в условиях пониженного и повышенного барометрического давления и при изменении газовой среды.
  • 104. Фс обеспечивающая постоянтво газового состава крови. Анализ ее центральной и периферических компонентов
  • 105.1. Пищеварение, его значение. Функции пищеварительного тракта. Исследования в области пищеварения и.П.Павлова. Методы исследований функций жкт у животных и человека.
  • 106.2. Физиологические основы голода и насыщения.
  • 107.3. Принципы регуляции деятельности пищеварительной системы. Роль рефлекторных, гуморальных и местных механизмов регуляции. Гормоны жкт.
  • 108.4. Пищеварение в полости рта. Саморегуляция жевательного акта. Состав и физиологическая роль слюны. Регуляция слюноотделения. Структура рефлекторной дуги слюноотделения.
  • 109.5. Глотание его фазы саморегуляция этого акта. Функциональные особенности пищевода.
  • 110.6. Пищеварение в желудке. Состав и свойства желудочного сока. Регуляция желудочной секреции. Фазы отделения желудочного сока.
  • 111.7. Пищеварение в 12-персной кишке. Внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы. Состав и свойства сока поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции.
  • 112.8. Роль печени в пищеварении: барьерная и желчеобразующая функции. Регуляция образования и выделения желчи в 12-персную кишку.
  • 113.9.Моторная деятельность тонкой кишки и её регуляция.
  • 114.9. Полостное и пристеночное пищеварение в тонкой кишке.
  • 115.10. Особенности пищеварения в толстой кишке, моторика толстой кишки.
  • 116 Фс, обеспечивающие постоянство пита. Вещ в крови. Анализ центральных и периферических компонентов.
  • 117) Понятие об обмене веществ в организме. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Пластическая энергетическая роль питательных веществ.
  • 118) Методы определения расхода энергии. Прямая и непрямая Калориметрия. Определение дыхательного коэффициента, значение его для определения расхода энергии.
  • 119) Основной обмен, его значение для клиники. Условия измереняи основного обмена. Факторы, влияющие на величину основного обмена.
  • 120) Энергитический баланс организма. Рабочий обмен. Энергетические затраты организма при разных видах труда.
  • 121) Физиологические нормы питания в зависимости от возраста, вида труда и состояния организма.Принципы составленяи пищевых рационов.
  • 122. Постоянство тем-ры внутренней среды организма как условие нормального протекания метаболических процессов….
  • 123) Температура тела человека и ее суточные колебания. Температура различных участков кожных покровов и внутренних органов. Нервные и гуморальные механизмы терморегуляции.
  • 125) Теплоотдача. Способы отдачи тепла с поверхности тела. Физиологические механизмы теплоотдачи и их регуляция
  • 126) Система выделения, ее основные органы и их участие в поддержании важнейших констант внутренней среды организма.
  • 127) Нефрон как структруно- функциональная единица почки, строение, кровоснабжение. Механизм образования первичной мочи, её количество и состав.
  • 128) Образование конечной мочи, ее состав. Реабсорбция в канальцах, механизмы ее регуляции. Процессы секреции и экскреции в почечных канальцах.
  • 129) Регуляция деятельности почек. Роль нервных и гуморальных факторов.
  • 130. Методы оценки величины фильтрации, реабсорбции и секреции почек. Понятие о коэффициенте очищения.
  • 131.1Учение Павлова об анализаторах. Понятие о сенсорных системах.
  • 132.3 Проводниковыйй отдел анализаторов. Роль и участие переключающих ядер и ретикулярной формации в проведении и переработке афферентных возбуждений
  • 133.4 Корковый отдел анализаторов.Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений.Взаимодействие анализаторов.
  • 134.5Адаптация анализатора,ееперефирические и центральные механизмы.
  • 135.6 Характеристика зрительного анализатора.Рецепторныйаппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действие света. Восприятие света.
  • 136.7 Современное представления о восприятие света.Методы изучения функции зрительного анатизатора.Основные формы нарушения цветового зрения.
  • 137.8 Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат.Рецепторный отдел слухового анализатора.Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спинального органа.
  • 138.9.Теория восприятия звука.Методыузучения слухового анализтора.
  • 140.11Физиология вкусового анализатора.Рецепторный,проводниковый и корковый отделы.Классификация вкусовых ощущений.Методы исследования вкусового анализатора.
  • 141.12 Боль и ее биологическое значение.Понятие о ноцицепции и центральных механизмах боли.Актиноцицептивнаясистема.Нейрохимические механизмы актиноцицепции.
  • 142.Понятие об антиболевой (антиноцицептивной)системе.Нейрохимические механизмы антиноцицепции,рольэндорфинов и экзорфинов.
  • 143. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям жизни….
  • Правила выработки условных рефлексов
  • Классификация условных рефлексов
  • 144.2 Физиологические механизмы образования условных рефлексов.Классические и современные представления о формировании временных связей.
  • Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называетсярефлексом .

    По ряду признаков рефлексы могут быть разделены на группы

      По типу образования: условные и безусловные рефлексы

      По видам рецепторов: экстероцептивные (кожные, зрительные, слуховые, обонятельные), интероцептивные (с рецепторов внутренних органов) и проприоцептивные (с рецепторов мышц, сухожилий, суставов)

      По эффекторам: соматические, или двигательные (рефлексы скелетных мышц), например флексорные, экстензорные, локомоторные, статокинетические и др.; вегетативные внутренних органов - пищеварительные, сердечно-сосудистые, выделительные, секреторные и др.

      По биологической значимости: оборонительные, или защитные, пищеварительные, половые, ориентировочные.

      По степени сложности нейронной организации рефлекторных дуг различают моносинаптические, дуги которых состоят из афферентного и эфферентного нейронов (например, коленный), и полисинаптические, дуги которых содержат также 1 или несколько промежуточных нейронов и имеют 2 или несколько синаптических переключений (например, флексорный).

      По характеру влияний на деятельность эффектора: возбудительные - вызывающими и усиливающими (облегчающими) его деятельность, тормозные - ослабляющими и подавляющими её (например, рефлекторное учащение сердечного ритма симпатическим нервом и урежение его или остановка сердца - блуждающим).

      По анатомическому расположению центральной части рефлекторных дуг различают спинальные рефлексы и рефлексы головного мозга. В осуществлении спинальных рефлексов участвуют нейроны, расположенные в спинном мозге. Пример простейшего спинального рефлекса - отдергивание руки от острой булавки. Рефлексы головного мозга осуществляются при участии нейронов головного мозга. Среди них различают бульбарные, осуществляемые при участии нейронов продолговатого мозга; мезэнцефальные - с участием нейронов среднего мозга; кортикальные - с участием нейронов коры больших полушарий головного мозга.

    Безусловные рефлексы - наследственно передаваемые (врожденные) реакции организма, присущие всему виду. Выполняют защитную функцию, а также функцию поддержания гомеостаза (приспособления к условиям окружающей среды) .

    Безусловные рефлексы - это наследуемая, неизменная реакция организма на внешние и внутренние сигналы, независимо от условий возникновения и протекания реакций. Безусловные рефлексы обеспечивают приспособление организма к неизменным условиям среды. Основные типы безусловных рефлексов: пищевые, защитные, ориентировочные, половые.

    Примером защитного рефлекса является рефлекторное отдергивание руки от горячего объекта. Гомеостаз поддерживается, например, рефлекторным учащением дыхания при избытке углекислого газа в крови. Практически каждая часть тела и каждый орган участвует в рефлекторных реакциях.

    Простейшие нейронные сети, или дуги (по выражению Шеррингтона), участвующие в безусловных рефлексах, замыкаются в сегментарном аппарате спинного мозга, но могут замыкаться и выше (например, в подкорковых ганглиях или в коре). Другие отделы нервной системы также участвуют в рефлексах: ствол мозга, мозжечок, кора больших полушарий.

    Дуги безусловных рефлексов формируются к моменту рождения и сохраняются в течение всей жизни. Однако они могут изменяться под влиянием болезни. Многие безусловные рефлексы проявляются лишь в определенном возрасте; так, свойственный новорожденным хватательный рефлекс угасает в возрасте 3-4 месяцев.

    Условные рефлексы возникают в ходе индивидуального развития и накопления новых навыков. Выработка новых временных связей между нейронами зависит от условий внешней среды. Условные рефлексы формируются на базе безусловных при участии высших отделов мозга.

    Разработка учения об условных рефлексах связана в первую очередь с именем И. П. Павлова. Он показал, что новый стимул может начать рефлекторную реакцию, если он некоторое время предъявляется вместе с безусловным стимулом. Например, если собаке дать понюхать мясо, то у неё выделяется желудочный сок (это безусловный рефлекс). Если же одновременно с мясом звенеть звоночком, то нервная система собаки ассоциирует этот звук с пищей, и желудочный сок будет выделяться в ответ на звоночек, даже если мясо не предъявлено. Условные рефлексы лежат в основе приобретенного поведения

    Рефлекторная дуга (нервная дуга) - путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса

    Рефлекторная дуга состоит из шести компонентов: рецепторов, афферентного пути, рефлекторного центра, эфферентного пути, эффектора (рабочего органа), обратной связи.

    Рефлекторные дуги могут быть двух видов:

    1) простые – моносинаптические рефлекторные дуги (рефлекторная дуга сухожильного рефлекса), состоящие из 2 нейронов (рецепторного (афферентного) и эффекторного), между ними имеется 1 синапс;

    2) сложные – полисинаптические рефлекторные дуги. В их состав входят 3 нейрона (их может быть и больше) – рецепторный, один или несколько вставочных и эффекторный.

    Петля обратной связи устанавливает связь между реализованным результатом рефлекторной реакции и нервным центром, который выдает исполнительные команды. При помощи этого компонента происходит трансформация открытой рефлекторной дуги в закрытую.

    Рис. 5. Рефлекторная дуга коленного рефлекса:

    1 - рецепторный аппарат; 2 - чувствительное волокно нерва;3 - межпозвоночный узел;4 - чувствительный нейрон спинного мозга; 5 - двигательный нейрон спинного мозга;6 - двигательное волокно нерва

Темперамент.

Раздел третий. Психологические особенности личности

Определение темперамента . Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

Темперамент (от лат. temperamentum – соотношение, смешение частей, соразмерность)комплекс психодинамических свойств индивида, проявляющийся в особенностях его психической активности – интенсивности, скорости и темпе психических реакций, эмоциональном тонусе жизнедеятельности .

Темперамент природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации .

В психологических различиях между людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности психики. Как известно, люди заметно отличаются друг от друга по силе отклика на окружающие воздействия, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такого рода особенности существенным образом характеризуют психическую активность индивида, его моторику, эмоциональные проявления. Так, для одного человека более характерна пассивность, для другого - неустанная инициативность, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому – хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого – сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Динамические черты, присущие индивиду, внутренне связаны между собой, составляют своеобразную структуру. Индивидуально своеобразная, природно обусловленная совокупность динамических проявлений психики и называется темпераментом человека.

История представлений о темпераменте. Термин «темперамент» восходит к воззрениям античной науки на природу индивидуально-психологических различий. Древнегреческая медицина в лице крупнейшего ее представителя Гиппократа (V в. до н.э.) считала, что состояние организма зависит главным образом от количественного соотношения «соков» или жидкостей, имеющихся в организме. Такими необходимыми для жизни «соками» считались кровь, желчь, черная желчь и слизь (флегма), и предполагалось, что для здоровья необходимо их оптимальное соотношение. Римские врачи, работавшие несколькими столетиями позже, для обозначения «пропорции» в смешении жидкостей стали использовать слово temperamentum, что означает «надлежащее соотношение частей», от которого и произошел термин «темперамент». Постепенно в античной науке получила признание мысль о том, что не только телесные функции, но и психические особенности людей представляют собой выражение их темперамента, т.е. зависят от пропорции, в которой смешаны в организме основные «соки». Римский анатом и врач Клавдий Гален, живший во II в. до н.э., впервые дал развернутую классификацию разных типов темперамента. Впоследствии представителями античной медицины число типов темперамента было сведено до четырех. Каждый из них характеризовался преобладанием какой-либо одной жидкости.


Смешение жидкостей в организме, характеризующееся преобладанием крови, было названо сангвиническим темпераментом (от латинского слова «сангвис» – кровь); смешение, при котором преобладает лимфа – флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» – слизь).; смешение с преобладанием желтой желчи - холерическим темпераментом (от греческого слова «холэ» – желчь) и, наконец, смешение с преобладанием черной желчи – меланхолическим темпераментом (от греческих слов «мелайна холэ» – черная желчь).

Эти названия темпераментов сохранились до сих пор, но прежние представления об органической основе психологических различий между людьми имеют теперь по преимуществу исторический интерес. В течение многих столетий, прошедших со времен античной науки, выдвигались различные новые гипотезы, стремившиеся объяснить причину различий динамических проявлений психики. В истории изучения этой проблемы можно выделить три основных системы взглядов. Самая древняя из них, как мы уже знаем, связывает причину индивидуальных различий с ролью тех или иных жидких сред организма. К этим гуморальным теориям (от латинского humor - влага, сок) относятся получившие широкое распространение уже в новое время представления об особом значении крови.

Так, немецкий философ И. Кант (конец XVIII в.), внесший большой вклад в систематизацию психологических представлений о темпераментах, считал, что природной основой темперамента являются индивидуальные особенности крови. Близка к такой точке зрения идея русского педагога, анатома и врача П.Ф. Лесгафта, писавшего (в конце XIX – начале XX в.) о том, что в основе проявлений темперамента в конечном счете лежат свойства системы кровообращения, в частности, толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета, строение и форма сердца и т.д., с чем связаны быстрота и сила кровотока и как следствие – мера возбудимости организма и продолжительность реакций в ответ на различные стимулы. Давние представления о значении жидких сред организма получили частичное подтверждение в современных эндокринологических исследованиях, показавших, что такие свойства психики, как та или иная динамика реактивности, чувствительность, эмоциональная уравновешенность, в значительной степени зависят от индивидуальных различий в функционировании гормональной системы.

Психодинамические особенности поведения человека обусловлены особенностями его высшей нервной деятельности. И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов –сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.

Совокупность свойств нервной деятельности, интегрирующихся в темпераменте, обусловливает ряд психических особенностей индивида:

1. Скорость и интенсивность психических процессов, психическую активность, мышечно-моторную экспрессивность.

2. Преимущественную подчиненность поведения внешним впечатлениям(экстраверсия) или преимущественная его подчиненность внутреннему миру человека, его чувствам, представлениям(интроверсия).

3. Пластичность, адаптированность к внешним изменяющимся условиям, подвижность стереотипов, их гибкость или ригидность.

4. Чувствительность, сензитивность, восприимчивость, эмоциональную возбудимость, силу эмоций, их устойчивость. С эмоциональной устойчивостью связаны уровни тревожности и напряженности.

В отдельных видах темперамента происходит "смешение" рассмотренных качеств в индивидуальных пропорциях. Как уже отмечалось, различаются четыре основных вида темперамента: сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический.

Сангвинический темперамент. И.П.Павлов дает следующую характеристику особенностей сангвинического темперамента: "Сангвиник – горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересного дела, т. е. постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым". Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изменяющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окружающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно подвижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значительных усилий, распределенности внимания.

Холерический темперамент. "Холерический тип, – отмечает И.П.Павлов, – это явно боевой тип, задорный, легко и скоро раздражающийся. "Увлекшись каким-нибудь делом, чересчур налегает на свои средства и силы и в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу". Для холерика характерны повышенная эмоциональная реактивность, быстрый темп и резкость в движениях; Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодолевать значительные трудности, отдаваясь делу с большой страстью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпераментом достигает в деятельности, требующей повышенной реактивности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент. "Флегматик – спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни". Реакции флегматика несколько замедленны, настроение устойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В сложных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спокойным и выдержанным, он не допускает импульсивных, порывистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая свои силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внимания и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах деятельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усидчивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент. "Меланхолический темперамент, – отмечает И.П.Павлов, – есть явно тормозной тип нервной системы. Для меланхолика, очевидно, каждое явление жизни становится тормозящим его агентом, раз он ни во что не верит, ни на что не надеется, во всем видит и ожидает только плохое, опасное". Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются, внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия зат­рудняют его деятельность. Он интровертирован – занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, которые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быстрой обучаемости, наблюдательности.

Общая активность и эмоциональность как стороны темперамента. Центральное место в характеристике темперамента занимает общая психическая активность. Имеется в виду не содержание активности, не ее направленность, а именно ее динамические особенности, сам энергетический уровень поведения. Различия между людьми в этом отношении очень велики. Степень активности распределяется от вялости, инертности на одном полюсе до бурных проявлений энергии – на другом. Различия по активности, относящиеся к темпераменту, выступают главным образом в следующих формах: выраженность самой потребности, тяга быть деятельным (стремление к продолжению начатой деятельности; сила напора, энергичность производимых действий; выносливость по отношению к напряжению, связанному с активностью); разнообразие производимых действий, склонность к их варьированию; скоростные характеристики реакций и движений (их темп, его нарастание и затухание, резкость и стремительность или же замедленность движений).

Установлено, что динамические проявления активности определенным образом обусловлены свойствами типа нервной системы. Так, интенсивность и устойчивость активности существенно зависят от силы нервной системы, а переменчивость активности и некоторые ее скоростные характеристики - от подвижности и лабильности. В других исследованиях было показано, что психическая активность как черта темперамента непосредственно зависит и от особого свойства нервной системы – активированности (данные Э.А. Голубевой).

Очень большой интерес представляют результаты исследований, показавшие, что слабость типа нервной системы означает не только недостаток силы, малую выносливость, но и повышенную чувствительность, реактивность, т.е. готовность реагировать на незначительные раздражители (более слабая нервная система потому и быстрее утомляется, истощается, что она относительно легче возбуждается). А реактивность – это тоже один из видов активности. В этом отношении у лиц со слабостью нервной системы – свои особые предпосылки для проявлений активности. На основе реактивности (в пределах выносливости нервной системы) могут получить развитие быстро возникающие, изобретательные, тонко учитывающие обстоятельства формы активности.

Следует обратить внимание на то, что черты общей психической активности заметно выступают в речедвигательных особенностях, в почерке. Темп и ритм устной речи, движения при письме многое могут поведать об этой стороне темперамента. Впрочем – как и о другой его стороне – эмоциональности.

Динамические различия по эмоциональности проявляются в степени впечатлительности (нетрудно обнаружить, что у некоторых людей достаточно самого незначительного повода, чтобы вызвать эмоциональную реакцию, тогда как у других для этого потребуется усиленное воздействие), в импульсивности (этим термином обозначают быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой поступков, без предварительного обдумывания и принятия решения их выполнить), в эмоциональной лабильности (имеется в виду скорость, с которой прекращается эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим).

Таким образом, в динамических чертах психики обнаруживаются как особенности устремлений, действий, так и переживаний. Сфера проявлений темперамента - общая психическая активность и эмоциональность

Темперамент - это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что находит выражение не столько в их конечном результате, сколько в их течении. И.П. Павлов считал, что темперамент - это генотип, т. е. прирожденная, природная особенность нервной системы.

В настоящее время в психологии различают следующие основные особенности проявления темперамента:

Сенситивность (повышенная чувствительность). О ней судят по наименьшей силе внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать какую-то психическую реакцию;

Реактивность, эмоциональность. Функция этой характеристики определяется силой эмоциональной реакции человека на внешние и внутренние раздражители;

Резистентность, т. е. сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозящим деятельность;


Ригидность-пластичность. Первое свойство характеры зуется негибкостью приспособления к внешним условиям, второе свойство ему противоположно.

Экстравертированность-интровертированность. О ни* мы судим по тому, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений в данный момент (экстравертированность) или наоборот, от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность);

Возбудимость внимания. Чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.

Темперамент представляет собой результат особым образом организованной высшей нервной деятельности в коре головного мозга человека, которая формируется под влиянием различного соотношения двух основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Возбуждение - это функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга. Торможение - это затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы возбуждения и торможения в свою очередь характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности вьщерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. Уравновешенность нервных процессов указывает на особенности соотношения процессов возбуждения и торможения у человека. Подвижность нервных процессов показывает способность возбуждения и торможения быстро сменяться один другим.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД человека.

Тип нервной системы - понятие физиологическое, а темперамент - психологическое. Темперамент является психологическим проявлением типа как комплекса свойств высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.


|. Сильный. У человека, которому он свойствен, процес-,j возбуждения и торможения сильные. Между ними существу 61 " равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается большой подвижностью, однако человек, обладающий им, легче приспосабливается к изменяющимся условиям жизни. Сен-ситивность у него незначительна, поэтому сбивающие факторы деятельности не всегда отрицательно влияют на его поведение. В этом случае можно говорить и о довольно значительной резистентности. Сангвиник обычно находится в приподнятом настроении, отличается быстрым и эффективным мышлением, большой работоспособностью. Он быстро сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются. Его мимика богата, подвижна, выразительна. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности у сангвиника в то же время могут вырабатываться поверхностность и непостоянство.

2. Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

Представители этого вида темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. У них часто наблюдается цикличность в деятельности, т. е. переходы от интенсивной деятельности к резкому спаду вследствие снижения интереса или истощения психических сил. Холерик отличается быстрыми и резкими движениями, общей моторной подвижностью, его чувства ярко выражаются в мимике, речи. Он впечатлителен, часто выглядит самонадеянным, высокомерным. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного равновесия холерику совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной Деятельности. Проявление холерического темперамента в значительной мере зависит от направленности личности. У людей с общественными интересами она проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Там, где нет богатства Духовной жизни, холерический темперамент часто проявляйся отрицательно: в раздражительности, аффективное™.


3. Инертный. Процессы возбуждения и торможения сцдь. ные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНд соответствует флегматический темперамент.

Представитель этого вида темперамента отличается слабыми возбудимостью, сенситивностью, ригидностью. Несмотря на то, что психические процессы у такого человека протекают медленно, после длительного периода «врабаты-вания» он может настойчиво действовать в одном и том же направлении. Вместе с тем он не отличается инициативностью, поэтому часто нуждается в руководстве при любой деятельности. Наличие сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения, способствует тому, что флегматик может сдерживать свои импульсы, не отвлекаться при воздействии отвлекающих раздражителей. В то же время инертность нервных процессов сказывается на косности динамических стереотипов, недостаточной гибкости в действиях. Флегматику, как правило, совершенно чужда тревога. Его обычные состояния - спокойствие, тихая удовлетворенность окружающим. Новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обычно флегматик ровен и спокоен, он редко выходит из себя, не склонен к аффектам. В зависимости от условий в одних случаях у флегматика могут сформироваться положительные черты: вьщержка, глубина мыслей и т. д., в других - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

4. Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Представитель этого вида темперамента отличается высокой эмоциональной чувствительностью, сенситивностью, повышенной ранимостью. Он болезненно реагирует на внезапное усложнение обстановки, испытывает сильный страх в опасных ситуациях, чувствует себя неуверенно при встрече с незнакомыми людьми. При склонности к устойчивым длительным настроениям меланхолик внешне слабо выражает свои чувства. У него преобладает процесс торможения, поэтому сильные раздражители приводят к запредельному торможению, что влечет за собой резкое ухудшение деятельности. Меланхолика отличают стесненность в движени-


ях, колебания и осторожность в решениях. Его реакция часто не соответствует силе раздражителя, особенно активно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхолик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Представители различных видов темпераментов проявляют разные психологические характеристики в деятельности и общении с другими людьми. Сангвиники и флегматики являются достаточно уравновешенными в отношениях с другими людьми, редко идут на межличностную конфронтацию, трезво оценивают свое место и роль в групповых и социальных процессах. В отличие от них холерики являются наиболее конфликтными личностями, вечно выясняющими отношения с другими людьми. Они не терпят никакого группового или авторитарного давления со стороны, хотя и проявляют в то же время достаточно большую общительность и социальную активность. Меланхолики же, в свою очередь, малообщительны. Им также свойственны боязнь расширения контактов, болезненное восприятие неудач в социальном общении и взаимодействии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Библиотека высшей школы психология

Библиотека высшей школы.. в г крысько.. психология и педагогика..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи психологической науки и сущность феноменов,которые она изучает
Любая наука всегда имеет свои объект, предмет и задачи. Ее объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые она исследует, а предметом - специфика формирования, развития и

Психология и другие науки
Психология значительно отличается от других наук. Во-первых, она является одной из самых сложных наук, так как носителем психики является головной мозг - самый сложный по строению и закономерностям

Этапы и особенности развития психологической науки
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Она выделилась в самостоятельную научную дисциплину лишь в начале XIX в. и является чрезвычайно перспективной и в третьем тысячелетии, поскольку не т

Методологические и теоретические основы психологии
Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, даюшие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений в

Роль естественно-научных основ в психологии
Естественно-научные основы психологической науки описываются особой отраслью знаний - физиологией высшей нервной деятельности (ВНД), или психофизиологией. Она ставит перед собой следующие задачи:

Закономерности высшей нервной деятельности
Деятельность нервной системы основана на процессах возбуждения и торможения, находящихся между собой в постоянно изменяющихся соотношениях. Эти процессы инициируются внешней или внутренней средой,

Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов
В основе психики человека лежат сенсорно-перцептивные процессы, обеспечивающие отражение и восприятие воздействий окружающей действительности (ощущение, восприятие, представление и воображение).

Общая характеристика внимания
Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Вни- мание не является процессом отражения действительности, оно представля

Сущность и своеобразие памяти
Память - это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал. Память имеет очень большое значение в жизни и деятельности человек

Общая характеристика мышления
Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. В процессе мышления человек отражает объективный м

Понятие речи в психологии
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык есть средство общения людей друг с другом. В процессе общения люди

Сущность и особенности эмоций и чувств
В отличие от познавательных процессов, в которых действительность отражается в виде ощущений, восприятий понятий, мнений, в эмоциях и чувствах объективная реальность отражается в форме переживаний,

Общая характеристика психических состояний человека
В отличие от психических процессов психические состояния отражают внутренний ритм и биологические потенциалы человека, которые окрашивают его деятельность определенным фоном, нацеливают на определе

Специфика психических образований человека
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний,

Понятие о личности в психологии
В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: субъект, индивид, личность. Во-первых, психология всегда рассматривает человека в качестве субъекта (у

Сущность направленности личности
Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необходимое он получает от общества в результате своей цел

Общая характеристика характера
Характер - психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношении: к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Характер пред

Особенности социализации личности
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научи

Психологические явления, возникающие в больших социальных группах
Человек живет в обществе и строит с ним (с другими людьми в нем) определенные отношения. Само же общество состоит из значительного количества больших и малых групп, внутри которых формируется и раз

Психологические явления и процессы, возникающие в малых группах
Психология не может не уделять внимания психологии людей, которые живут и работают прежде всего в малых группах. Она тщательно изучает и анализирует также закономерности возникновения, функциониров

Сущность, структура и особенности деятельности людей
Психика людей познается и проявляется в их деятельности. Человек выступает в жизни прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, каким видом труда он занимается. В деяте

Сущность и социальная роль взаимодействия людей
С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинна

Специфика взаимопонимания между людьми
Взаимопонимание - социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в: согласовании индивидуального осмысления предмета общения; взаимоприемлемой двустор

Роль и значение контроля и управления в жизни и деятельности людей
Социальный контроль - это влияние общества на установки, представления, ценности, идеалы и поведение людей, живущих в нем. Он сводится к функционированию и проявлению:

Специфика конфликта между людьми
Отношения между людьми не всегда являются безоблачными. Они могут принимать форму конфликта, представляющего собой трудноразрешимую ситуацию, которая может возникнуть в силу сложившейся дисг

Специфика поведения людей в толпе
Люди в обществе, особенно в ходе социальных кризисов и конфликтов, не всегда ведут себя организованно. Примером тому их действия в толпе. Толпа - это относительно кратковременное, неорганизо

Предмет, задачи и методологические основы педагогики
Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Это нашло отражение и в ее названии: слово «педагогика» происходит от греческого пайдагогос (букв, «де-товодство). Со времен

Особенности педагогики как науки
Педагогика как наука имеет свои особенности, которые определяются, во-первых, ее структурой, включающей педагогическую практику, педагогическую теорию и уровни анализа педагогических явлений и проц

Историческое развитие педагогики и ее связь с другими науками
Педагогика прошла длительное развитие, которое можно разделить на три больших этапа. На первом, эмпирическом, этапе развития педагогики начиная с древнейших времен, человечество нак

Обучение, воспитание и образование как общественные явления
Основными категориями педагогики, отражающими ее сущность и содержание, являются процессы обучения, воспитания и образования, которые в то же время являются и общественными явлениями. С

Образование как результат обучения и воспитания
Под образованием обычно понимают, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определенн

Общая характеристика форм и организации обучения
Формы обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия и отношений у

Общая характеристика методов воспитания
Воспитание обеспечивается совокупностью применения всех методов: убеждения, упражнения, примера, соревнования, поощрения, принуждения. Метод убеждения - основной метод воспитания, п

Тема 3.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами.

Академик И.П. Павлов изучил физиологические основы темперамента, обратив внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два основных нервных процесса --возбуждение и торможение - отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности.

В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности: «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствует темпераменту сангвиника); «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); «слабый» (слабый, неуравновешенный, малоактивный тип нервной системы, обусловливает темперамент меланхолика).

Классификация типов темперамента

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он - человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Меланхолический темперамент деятельности по Канту (Иммануил Кант 1966), свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.



Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.

3аметим, что в данной классификации темпераментов неоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическим особенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых им типичных поступков. Это не случайно, так как в психологии взрослого человека трудно разделить между собой темперамент и характер. Кроме того, свойства темперамента существуют и проявляются не сами по себе, а в поступках человека в различных социально значимых ситуациях. Темперамент человека определенно влияет на формирование его характера, но сам характер выражает человека не столько как физическое, сколько как духовное существо.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим (если не связывать темперамент и характер). Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь достоинства и недостатки. Люди сангвинического темперамента обладают быстрой реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, обладают повышенной работоспособностью, особенно в начальный период работы, но зато к концу снижают работоспособность из-за быстрой утомляемости и падения интереса. Напротив, те, кому свойствен темпераментмеланхолического типа, отличаются медленным вхождением в работу, но зато и большей выдержкой. Их работоспособность обычно выше в середине или к концу работы, а не в начале. В целом же производительность и качество работы у сангвиников и меланхоликов примерно одинаковы, а различия касаются в основном только динамики работы в разные ее периоды.

Холерический темперамент имеет то достоинство, что позволяет сосредоточить значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе человеку с таким темпераментом не всегда хватает выдержки. Флегматики, напротив, не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но взамен этого обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.

Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Четыре темперамента в виде наглядных смайликов (названия слева направо и сверху вниз: флегматик , холерик , сангвиник , меланхолик

Свойства темперамента

темперамент психический характер

К свойствам темперамента можно отнести те отличительные индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.

Традиционная психофизиологическая оценка темперамента включает четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Психологическая характеристика типов темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими основными его свойствами. Сензитивность - наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность). Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то длядругого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность. Реактивность - степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук). Активность - то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т. д. Соотношение реактивности и активностьи - то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека. Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума. Пластичность и противоположное ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность). Экстраверсия и противоположное ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке. Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет имени П. М. Мешерова »

Контрольная работа

по психологии

«Понятие о темпераменте»

Студентки 2 курса, группы 14 «м»

Педагогического факультета

Специальности «Музыкальное искусство»

Заочного отделения

Галыня М. В.

Витебск, 2010

1. Введение

2. Темперамент

2.1. Общее понятие о темпераменте

2.2. Физиологическая основа темперамента

2.3. Темперамент и личность

3. Мыслями Великих о темпераменте

4. Заключение

5. Список используемой литературы

1. Введение

« Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен,

кто умеет приспосабливать свой темперамент

к любым условиям»

Многие наши индивидуальные особенности связаны с динамикой поведения, эмо­циональных реакций и проявляются с рождения. Уже в раннем детстве можно наблю­дать, как дети отличаются особенностями своего поведения: одни подвижны, энер­гичны, эмоциональны, другие, наоборот, медлительны, спокойны, невозмутимы; одни открыты к общению, разговорчивы, оптимистичны, другие замкнуты, скрытны, печаль­ны. В основе этих и других динамических особенностей поведения лежат скорость возникновения, глубина и сила эмоциональных переживаний, быстрота движений, общая подвижность человека и другие характеристики, которые в психологии связы­вают с понятием «темперамент».

Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врожденные характеристики поведения. В темпераменте выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Любой человек должен постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избежания возможного стресса. Не существует лучших или худших темпераментов. Поэтому усилия при контакте с человеком должны быть направлены не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ темперамента с одновременной нейтрализацией отрицательных проявлений

Темперамент и характер человека определяют его типичные реакции на жизненные ситуации, а соответственно и реакции окружающих на его поведение. От этих реакций зависят отношения, складывающиеся между людьми, особенно в тех случаях, когда люди встречаются впервые и еще недостаточно хорошо знают друг друга.

Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакций, темп работы или общение людей, эмоциональность и уровень общей активности. К каждому типу темперамента надо приспосабливаться и, зная заранее индивидуальные расхождения в темпераментах, можно предупредить возникновение напряженности в отношениях между людьми.

Различая между людьми, по свойствам темперамента могут быть достаточно заметными и, чаще всего они столь велики, что их нельзя не учесть и как - то приспособиться к ним, установив добрые деловые отношения и личные взаимоотношения.

2. Темперамент

2.1. Общее понятие о темпераменте

В различных источниках литературы по–разному трактуют понятие темперамента, рассмотрим некоторые из них.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Темперамент - физиологическая основа для формирования характера.

Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями).

Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

    Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности или, наоборот, сдержанности, говорливости или молчаливости.

3. Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента.

Темперамент, по мнению психофизиологов, своего рода биологический фундамент, на основе которого человек выстраивает свою личность. Есть разные мнения относи­тельно того, в какой мере можно повлиять на свой темперамент, но чаще признается, что он - природная особенность, которую следует принимать как неизбежное. Хотя, можно и нужно стремиться быть гибким, адекватным ситуации, не допуская, чтобы темперамент управлял нами, а чтобы мы управляли им. Для этого, по мнению В. Вунд-та, «в будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных собы­тиях - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интере­сы, - холериком и, наконец, в исполнении раз принятых решений - флегматиком».

Проблема темперамента волновала умы мыслителей еще в древние времена. Так, древнегреческий врач Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 до н. э.) попытался дать объяснение наблюдаемым отличиям в поведении людей соотношением четырех жид­костей организма: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), крас­но-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»). Основной тип темперамента зависит от преобладания одной из этих жидкостей. Все­го же были выделены четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, ме­ланхолический и флегматический. В научный обиход термин «темперамент» (в пере­воде с латинского означает «надлежащее соотношение частей») ввел древнерим­ский врач Гален (ок. 130 - ок. 200).

Впоследствии также наблюдались попытки связать тип темперамента с физически­ми параметрами человека, например, с телосложением. Так как особенности телосло­жения человека называют конституцией, соответствующие подходы получили назва­ние конституционных типологий: типология Э. Кречмера (предложена в 1920-х годах) и типология У. Шелдона (1940-е годы). Нельзя сказать, что эти подходы не имеют науч­ных оснований - современные исследования подтверждают, что в ходе развития не­которые характеристики тела действительно зависят от особенностей поведения. Но все же эти связи во многом имеют косвенный, неоднозначный характер.

Более успешные попытки нахождения реальных, объективных основ объяснения динамических особенностей поведения человека связывают с исследованиями выс­шей нервной деятельности известного российского ученого И. П. Павлова. Вскрытые им закономерности часто рассматриваются как физиологические основы темпера­ментных различий.

2.2. Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

На основе каждого типа формируются различные системы условных нервных свя­зей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной системы, который придает своеобразие поведению человека, накладывает отпечаток на весь его об­лик. В чистом виде вышеназванные типы темперамента встречаются редко. Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного типа темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому типу темперамента.

Зависимость темперамента от типа нервной системы очень сильна, но неодно­значна: наиболее выраженными будут свойства, соответствующие данному типу нерв­ной системы, однако встречаются и случаи несоответствия типа ВНД некоторым свой­ствам темперамента.

Также важно помнить, что объяснение природы темперамента только с позиций ти­пологических особенностей нервной системы недостаточно. Центральная нервная сис­тема функционирует во взаимосвязи с другими системами организма например, эндок­ринной и гуморальной. Так установлено, что нарушения в функционировании щитовид­ной железы вызывают вялость, монотонность движений, а гиперфункция мозгового придатка вызывает снижение импульсивности, замедление двигательных реакций.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

2.3. Темперамент и личность

Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. Темперамент может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

3. Мыслями Великих о типах темперамента

«Характерные реакции людей с разным темпераментом»

Представители всех типов темперамента опоздали к началу спектакля в театр. По мнению А. Н. Давыдова, реакции будут следующие:

САНГВИНИК быстро сообразит, что на свое место в партере уже не попадет, но может попытаться пройти на верхние ярусы, и поспешит туда.

ХОЛЕРИК вступит в спор с билетером, доказывая, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, и даже может попытаться силой отстранить билетера.

ФЛЕГМАТИК сохранит спокойствие. Подумает: «Первое действие вряд пи интересно. Пойду в буфет, подожду антракта».

МЕЛАНХОЛИК очень огорчится. Вымолвит: «Не везёт мне, как всегда». Постоит немного и уйдет из театра.

«И. Кант о людях с разным темпераментом»

О ХОЛЕРИКЕ: «О нем говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает... Его господствующая страсть - честолю­бие; он охотно берется за общественные дела и желает, чтобы его громогласно хвалили. Он любит поэтому блеск и помпезность церемоний, охотно берет под свою защиту дру­гих и с виду великодушен, не из любви, однако, а из гордости, ибо себя самого он любит больше...».

О САНГВИНИКЕ: «Это человек беззаботный, полный надежд; каждой вещи он на мгно­вение придает большое значение, а через минуту уже перестает о ней думать. Он чест­но обещает, но не держит своего слова, так как до этого недостаточно глубоко обдумал, в состоянии ли сдержать его... Он хороший собеседник, шутит, весел, готов ничему в мире не придавать большого значения, и все люди ему- друзья. Работа его скоро утом­ляет, но он без устали занимается тем, что в сущности есть только игра, ибо игра всегда связана с переменами, а выдержка не по его части».

О ФЛЕГМАТИКЕ: «Он не легко приходит в гнев, а сначала колеблется, следует ли ему сердиться... Хотя он и лишен блеска, но зато исходит из принципов, а не из инстинктов. Его удачный темперамент заменяет ему мудрость, и даже в обыденной жизни его часто называют философом... Это уживчивый муж, который умеет забирать власть над женой и родственниками, хотя с виду он покорен воле всех, так как, обладая непреклонной, но благоразумной волей, он умеет приспособить их волю к своей».

О МЕЛАНХОЛИКЕ: «Человек, расположенный к меланхолии... придает всему, что его касается, большое значение, везде находит поводы для опасений и обращает внимание прежде всего на трудности...».

«А. П. Чехов о людях с разным темпераментом»

ХОЛЕРИК - желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой - «черт знает как холодно», а летом - «черт знает как жарко»! Шуток не понимает. Как муж и приятель невозможен, как подчи­ненный едва ли мыслим, как начальник невыносим и весьма нежелателен.

САНГВИНИК - постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро - отсюда легкомыслие. Или вовсе ничего не читает, или читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей... Женщина-сангвиник- самая сносная женщина, если не глупа.

ФЛЕГМАТИК- наружность обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться, Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет и покладист. На службе счастлив. Женщи­на-флегматик родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей – идеал.

МЕЛАНХОЛИК- глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих ближних, что валериановые капли ему уже не помогают...

4. Заключение

Формирование характера человека во многом зависит от темперамента. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Помогает избежать конфликтные ситуации, разрешить споры.

Ниже предоставлена сравнительная характеристика темперамента и характера,

В итоге определим положительные и отрицательные стороны темперамента.

Тип темперамента

Энергетичность, увлеченность,

Страстность, подвижность, целеустремленность

Вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность

Сангвиник

Жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность

Зазнайство, раздражительность, легкомыслие, ненадежность, обещает но не выполняет.

Тип темперамента

Флегматик

Устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность.

Медлительность, безразличие, сухость.

Меланхолик

Высокая чувствительность, человечность, доброжелательность, способность сочувствовать.

Низкая работаспособность. Мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость.

    Список используемой литературы

    В.А. Крутецкий “Психология” Москва “Просвещение” 1988.

    Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988.

    “Советский Энциклопедический Словарь” Москва 1981.

    Лекции профессора МГПИ Джумагуловой. Т.Н.

    Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах учебн –метод.