Полемика

разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу.

Наряду с дискуссией, П. является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения.

Вместе с тем П. существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача П. - утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В П., как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса , аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.). В П. может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности,

инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т. п.

Хотя П. и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.


Словарь по логике. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС . А.А.Ивин, А.Л.Никифоров . 1997 .

Синонимы :

Смотреть что такое "полемика" в других словарях:

    - (греч. polemos война). Литературная борьба. Печатный спор, политический или научный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПОЛЕМИКА [фр. polemique Словарь иностранных слов русского языка

    См … Словарь синонимов

    ПОЛЕМИКА, полемики, мн. нет, жен. (от греч. polemikos военный, враждебный) (книжн.). Спор в процессе обсуждения чего нибудь. Научная полемика. Литературная полемика. Плеханов был замечательным мастером полемики. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    полемика - и, ж. polémique f. <гр. polemikos воинственный, враждебный. Спор в печати, на диспуте, на собрании и т. п. при обсуждении каких л. вопросов (научных, политических, литературных и т. п.). БАС 1. Ну как отказаться от полемики, и иногда горячей.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от греч. polemicos воинственный, враждебный) одна из разновидностей спора, имеющая целью победу над противоположной стороной и использующая только корректные приемы. Спор, направленный на победу, всегда является спором о ценностях, об… … Философская энциклопедия

    Полемика - Полемика ♦ Polémique Словесный бой; текст, превращенный в орудие войны. Полемика далеко не всегда заслуживает осуждения, ибо гражданское общество не мыслимо без конфликтов, а бои бывают и справедливые. К тому же словесная война, если она… … Философский словарь Спонвиля

    - (от греческого polemikos воинственный), спор, дискуссия, столкновение мнений по какому либо вопросу … Современная энциклопедия

    - (от греч. polemikos воинственный) острый спор, дискуссия, столкновение мнений по какому либо вопросу … Большой Энциклопедический словарь

    ПОЛЕМИКА, и, жен. Спор при обсуждении, выяснении каких н. проблем, вопросов. Литературная п. Вести полемику с кем н. В пылу полемики. Вступить в полемику с кем н. | прил. полемический, ая, ое. Полемическая статья. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Жен., греч. письменный, ученый спор; перебранка. | Отдел полемических книг, статей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Полемика - (от греческого polemikos воинственный), спор, дискуссия, столкновение мнений по какому либо вопросу. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Полемика между Механиковым и Швецовым , Н. Субботин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1902 года (издательство "Москва"…
  • Полемика о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще , Л.Г. Титов. Труд священника Георгия Титова Титов Г. Полемика о ветхозаветном священстве и сущности священнического служения вообще был написан в результате его полемики с Ф. Г. Елеоранским Елеоранский Ф.…

Что такое Полемика? Значение и толкование слова polemika, определение термина

1) Полемика - - разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, П. является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения. Вместе с тем П. существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача П. - утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В П., как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.). В П. может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т. п. Хотя П. и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.

2) Полемика - - важнейшее духовное средство раскрытия позиций сторон, противоборствующих в споре по какому-либо вопросу или при обсуждении какой-либо проблемы, способом аргументированного выяснения их истинности или ложности. Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения. Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат " Топика " Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, " Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина. Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный". П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета. Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются. А. Г. Кислое

3) Полемика - (от греч. polemikos воинственный, враждебный) - научный спор, словесная война, литературная перепалка. Полемист (от греч. polemistes - воитель) - любитель, участник полемики, человек, искусный в полемике. Полемический - заключающий в себе полемику. Полемичный - склонный к полемике, свойственный полемике.

Полемика

Разновидность спора, отличающаяся тем, что основные усилия спорящих сторон направлены на утверждение своей точки зрения по обсуждаемому вопросу. Наряду с дискуссией, П. является одной из наиболее распространенных форм спора. С дискуссией ее сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, известная содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противной стороны, очередность выступлений спорящих, некоторая ограниченность приемов, с помощью которых опровергается противная сторона и обосновывается собственная точка зрения. Вместе с тем П. существенно отличается от дискуссии. Если целью дискуссии являются прежде всего поиски общего согласия, того, что объединяет разные точки зрения, то основная задача П. - утверждение одной из противостоящих позиций. Полемизирующие стороны менее, чем в дискуссии, ограничены в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В П., как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы (подмена тезиса, аргумент к силе или к невежеству, использование ложных и недоказанных аргументов и т. п.). В П. может применяться гораздо более широкий, чем в дискуссии, спектр корректных приемов. Большое значение имеют, в частности, инициатива, навязывание своего сценария обсуждения темы, внезапность в использовании доводов, выбор наиболее удачного времени для изложения решающих аргументов и т. п. Хотя П. и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна, и она не способна принести моральное удовлетворение.

Важнейшее духовное средство раскрытия позиций сторон, противоборствующих в споре по какому-либо вопросу или при обсуждении какой-либо проблемы, способом аргументированного выяснения их истинности или ложности. Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения. Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат " Топика " Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, " Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина. Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный". П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета. Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются. А. Г. Кислое

от греч. polemikos воинственный, враждебный) - научный спор, словесная война, литературная перепалка. Полемист (от греч. polemistes - воитель) - любитель, участник полемики, человек, искусный в полемике. Полемический - заключающий в себе полемику. Полемичный - склонный к полемике, свойственный полемике.

Отличное определение

Неполное определение

ПОЛЕМИКА

важнейшее духовное средство раскрытия позиций сторон, противоборствующих в споре по какому-либо вопросу или при обсуждении какой-либо проблемы, способом аргументированного выяснения их истинности или ложности.

Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения.

Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат "Топика" Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, "Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина.

Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный".

П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета.

Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.

Отличное определение

Неполное определение ↓


Общество не стоит на месте, оно непрерывно изменяется, развивается под воздействием определенных объективных законов. Люди сами делают свою историю, но делают ее не по своему произволу. История общества представляет собой закономерный вопрос. Но как же вписывается в этот процесс деятельность людей, что движет людьми и побуждает их к социальной деятельности?
В самом общем виде ответ на этот вопрос можно выразить следующим образом: люди живут в определенных условиях, в определенную эпоху. У каждого из них существуют свои взгляды, представления и интересы. Как отдельные индивиды так и большие группы людей руководствуются в своих действиях прежде всего своими интересами. Но от чего зависят эти интересы и почему они бывают различными? Это обстоятельство зависит от многих факторов. Проблема интересов, их сущности и роли занимала большое место в размышлениях философов разных времен и поколений, особенно много внимания этому вопросу уделяли мыслители в XVIII-XIX веках. Идеалистически мыслящие философы пытались связать их либо со ступенями самопознания абсолютной истины, либо с божественными предначертаниями. Философы материалистического направления исходили из того, что интересы людей зависят от того, в каких условиях они живут, какое положение занимают в системе материального производства, в социальной системе общества в целом.
Любой человек представляет собой уникальное явление, у него в процессе жизни складываются свои взгляды, представления, цели и интересы. Каждый преследует в жизни как будто бы только свои собственные цели. Но с другой стороны любой индивид принадлежит к той или иной, а чаще к целому ряду социальных общностей: классам, нациям и народностям, семьям и т. д. И как частица той или иной общественной группы, он связан с другими людьми, входящими в эти социальные объединения общими условиями существования, сходным образом жизни, а значит и общностью интересов.
Положение общественных групп в системе материального производства, образ жизни, материальные условия существования - это те факторы, которые в конечном счете определяют интересы людей, их поведение в обществе.
Ф. Энгельс писал, что "экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы". Интересы являются мощной побудительной силой, заставляющей действовать исторических субъектов, т. е. отдельных индивидов, классов, нации или другие общественные группы. Так например, в свое время непомерно тяжелое положение рабов заставило их подниматься на борьбу со своими угнетателями. В эпоху крепостничества в России крестьяне, доведенные до отчаяния, начинали громить и жечь помещичьи усадьбы. В Англии в первой половине XIX века рабочие выражали свой протест против жестокой эксплуатации тем, что ломали машины, станки, ошибочно видя в них главных виновников своего бедственного положения.
Поскольку положение классов, социальных групп в системе экономических отношений неодинаково, различны и их интересы. Борьба за реализацию потребностей класса, группы и выступает как борьба за удовлетворение их интересов. При этом различают интересы основные и неосновные, материальные и духовные.
Учет интересов различных общественных групп в экономической и политической сфере деятельности людей играет огромную роль. Это положение имеет большое значение и в наши дни. Долгое время считалось, что советское общество существует как нечто единое, монолитное слабо структурированное. Допускалось, что между двумя дружественными классами и интеллигенцией имеет место лишь небольшие различия в интересах. Сейчас обнаружилось, насколько различны интересы различных классов, социальных слоев, национальных общностей.
И хотя исследование этой сложности только началось, в практической деятельности необходимо учитывать сущность и динамику интересов различных профессиональных, возрастных, демографических, национальных и иных групп. Исследование диалектики интересов дает ключ к выявлению движущих сил развития общества на разных этапах истории. Движущей силой исторического процесса, является деятельность всех его "участников" - и социальных общностей, и индивидов, и выдающихся личностей. На основе их совокупной деятельности и развивается история общества.
Понятие "субъект исторического процесса" достаточно емкое и вместе с тем широкое. История есть результат деятельности всех индивидов и общностей, поэтому все они, хотя и по-разному, выступают в качестве субъектов истории и ее движущих сил.
Но до уровня субъекта поднимаются те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, руководствуется общественно значимыми целями и участвует в борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результат истории. При этом общая тенденция исторического процесса состоит в том, что в сознательное историческое творчество вовлекаются все более широкие массы. Так, миллионы простых людей и целые общности, в прошлом весьма далекие от политики, сегодня превращаются из пассивных свидетелей в активных и сознательных субъектов исторической практики.
В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является личность, действующая сознательно и ответственная за свои поступки. Но поскольку речь идет об общественной истории было бы неверно ограничивать понятие субъекта, трактуя его только в личностном плане. Социальная группа тоже может быть субъектом, если у нее есть общие интересы и цели. В отличие от индивидуального субъекта группу можно рассматривать как социального субъекта, в качестве которого может выступать та или иная социальная общность. Иначе говоря, реально существует множество социальных субъектов.
Люди сами творят свою собственную драму-историю, причем побуждают их к историческому действию их потребности и интересы. Общество, таким образом, выступает как саморазвивающаяся система. Источником же общественного саморазвития является социальные противоречия, а движущими силами субъекты истории и те средства, факторы, которые обеспечивают разрешение этих противоречий и поступательное движение общества. Особое место среди субъектов истории занимают народные массы.

Еще по теме 12. 1. _ Интересы как побудительная сила деятельности людей.:

  1. § 2. Первоначальные формы разделения и умножения деятельности людей
  2. 1. Страховой интерес как объект страхованияПонятие страхового интереса
  3. Журналист как профессиональный субъект массово-информационной деятельности. Соотношение понятий «свобода», «необходимость», «ответственность» (теория и практика) применительно к журналистской деятельности. Социальная позиция как система принципов деятельности органов информации и журналистов. Социальная, гражданская, юридическая, этическая ответственность журналиста.

Движущие силы и основные закономерности развития личности.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Противоречия это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

Выделяют внутренние и внешние , общие и индивидуальные противоречия.

Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека. Например, противоречие между возрастающими требованиями человека к себе, своему организму и тем потенциалом, которым человек располагает.

Внешние противоречия стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Например, противоречие мужду требованием, предъявляемым учебным заведением, и желанием учащегося.

Общие (универсальные) противоречия обусловливают развитие каждого человека и всех людей. Например, противоречия между материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, возникающими в результате воздействия объективных факторов.

Индивидуальные противоречия характерны для отдельно взятого человека. Разрешение противоречий происходит через более высокие уровни деятельности. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается.

Изучая развитие человека, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. К числу основных относятся следующие закономерности :

    развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями;

    развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении;

    развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности;

    развитие человека зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует;

    развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют на порознь, а вместе на сложную стурктуру развития личности (Б.Г.Ананьев).

Рассмотрим более подробно влияние различных факторов на формирование личности.

    Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы . Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления (С.И.Oжегов).

К внутренним факторам относится собственная активностсть личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда природная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание – это социальные факторы , тогда как наследственность – биологический фактор .

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетномо значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э.торндайк, Д.Дьюи, А.Кобс и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят достижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния среды и воспитания (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, К.А. Гельвеций и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения – «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д.Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

К.Д.Ушинский утверждал, что личностью человек становится не только подвлиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результатае собственной деятельности, обеспечивающей формирование и совершенствование личностных качеств. Человек – не только продукт наследственности и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, человек изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору – наследственности. Наследственность свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами . Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

По наследству от родителей к детям передаются :

-- атомо-физиологическая стурктура , отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

-- физические особенности : внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи;

-- физиологические особенности : обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

-- особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

-- аномалии в развитии организма : дальтонизм (цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»;

-- предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера : гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных , которые явились следствием наблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием . К ним относятся многиме аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества ? А также что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки ?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей . Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

-- общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

-- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению .

Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам и не включают свойства темперамента и характера человека. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей – талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С.Берт, Х.Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов – физиологов, психологов, педагогов – рассматривают способности как прижизненные образования, формулирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человекам задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков . Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности .

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств . Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И.С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 извесных музыкантов. Много талантливых людей былов роду Ч.Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики . Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравстренные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые как М.Мотнессори, К.Лоренц, Э.Фромм, утверждают, что моральные качества человека билологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки – как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлова и животным, и человеку присущи онстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведелине не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П.К.Анохин, Н.М.Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда. Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский филосов К.А.Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объявляются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается у этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный обхект влияния среды.

Таким образом, всми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений .

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией .

Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Согласно Смелзеру, сциализация взрослых представляет собой преимущественно изменение внешнего поведения, а в ходе социализации детей наблюдается формирование ценностных ориентаций. Взорслые люди в состоянии самостоятельно оценивать те или иные социальные нормы, а дети могут лишь усваивать их. Наконец, социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками, тогда как социализация детей в большей мере относится к области мотивации.

Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этногрфией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формироание личности, является воспитание . Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному . Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных действий всей совокупности факторов общественного бытия . Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и коструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях спецально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности . В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

    обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

    способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

    содействует познанию и преобразованию окружающего мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

    дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жиненных целей;

    создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь ввиду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственых усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность . Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Еоллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоцианальном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания . Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельнсоть человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств. Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самооодобрение, самовнушение, самопоощрение, самонаказание. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами – как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадалежит воспитанию.

Основная литература.

1.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика:Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дполнительная литература.

    Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2004

    Воронов В.В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

    Гессен С.и. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2006

    Дубинин Н.П. Что такое человек. М., 1983.

    Кон и.С. Ребенок и общество. М., 1988.

    Котова и.В. Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

    Маркс к., Энгельс Ф. Соч.2-е изд

    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2-е изд М., 1946.

    Социальная психология. Учен.пособ.под ред. Златина П.А. Москва, МГИУ, 2006