«Особенности развития социальных эмоций у детей»

составила педагог-психолог Чванова Ю.И.

Проблема эмоций, принадлежит к числу наименее разработанных в психологии. Ряд узловых вопросов психологии эмоций и их развития остается до сих пор неясным, недостаточно изученным.

Эмоции это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами , потребностями , мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей – помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение эмоций у детей проявляются в их мимике, словах, движениях.

Воспитание эмоций, чувств является важнейшей педагогической задачей, так как усвоение знаний и умений, полученных при обучении, и их дальнейшее использование решающим образом зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим людям и окружающей действительности.

Сферу эмоциональных проявлений у дошкольников формируют нравственное воспитание ребенка, знакомство с жизнью и трудом людей, практическое овладение нормами поведения. Ребенок испытывает различные эмоциональные состояния, среди которых особенно важны социальные эмоции.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Мощным побудителем проявления нравственных эмоций становится детский коллектив, а также организованные педагогом различные виды совместной со сверстниками деятельности – игры, занятия, прогулки и т.д.

Сюжетно – ролевая игра рассматривается как универсальное средство возникновения социальных эмоций. Именно в игре происходит выделение человеческих отношений, и этот выделившейся смысл эмоционально переживается.

Для развития социальных эмоций и социальных качеств личности применяют также игры с правилами. Специфика игр с правилами состоит в том, что отношения в ней определяются правилами и нормами, а также она предполагает выход за рамки ролевых отношений к отношениям личностным.

Особые условия для переживания социальных эмоций создаются в процессе восприятия ребенком художественной литературы, входе сопереживания и сочувствия персонажам у ребенка появляется моральные оценки и новое эмоциональное отношение к окружающему. Но наиболее важным и необходимым для лучшего понимания и более глубокого прочувствования смысла сказки, детям необходимо, воспроизвести сюжет произведения и взаимоотношения его героев в форме игры-драматизации.

Эмоции, развиваясь в деятельности, играют своеобразную ориентирующую и регулирующую роль в этой деятельности.

По мере усложнения деятельности эмоции начинают предвосхищать выполнения решаемой задачи. Ребенок предварительно представляет отдаленные результаты своих действий, и заранее может прочувствовать тот смысл, который они будут иметь для окружающих, а вместе с тем и для него самого. И таким образом осуществлять адекватную эмоциональную регуляцию сложных форм целенаправленной деятельности.

На основе практической деятельности начинают складываться особые формы ориентировочно-исследовательских действий, направленных на выяснение того, какое значение, положительное или отрицательное, имеют те или иные объекты или их свойства для самого ребенка. То есть ориентировка осуществляемая при помощи системы пробующих действий, направленных, например, на то, представляет ли какой-либо угрозы встретившийся незнакомый объект или лицо и не опасно ли иметь с ним дело.

Еще одна функция это роль эмоций в формировании новых мотивов поведения. Так эмоциональное удовлетворение, которое способно побудить ребенка к осуществлению социально значимой деятельности при определенной ее организации, может превысить, перерасти в его первоначальные побуждения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов.

Именно в детский возраст является благотворным периодом для организации работы по эмоциональному развитию детей, в том числе и развитию социальных эмоций ребенка.

Формирование эмоций человека это важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности.

Социальные эмоции

эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей.

Они включают чувства, вызванные непреднамеренным и нежелаемым социальным положением, расхождением между тем, как нам хочется выглядеть, и тем, как мы действительно выглядим, дискредитацией основной установки на характер отношения (смущение, застенчивость, социальная тревога) и т. д.

Как и в случае с любыми другими видами эмоций (биологическими или психологическими), социальные эмоции могут быть позитивными (иногда их называют объединяющими, или конъюнктивными) и негативными (иногда их называют разделяющими, или дизъюнктивными).

К важнейшим социальным эмоциям, регулирующим характер межличностных отношений, обычно относят смущение, застенчивость, зависть и ревность.

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действительно выглядит. Иначе говоря, смущение вызывается неожиданной и неуместной дискредитацией основной установки на характер отношений. Смущение иногда объясняют тем, что человек оказывается в центре внимания помимо своего желания. В результате возникают эмоциональные реакции (краска стыда, взгляд в пол, взволнованность), которые называются и переживаются как смущение.

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследовано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни (см. Duck, 1990). Он провел серию различных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потерпеть неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом, потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство собственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня


вскоре назначена встреча?»).

Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

Стремление показать другие свои достоинства («Вообще-то теннис не мой конек, я
люблю шахматы»).

Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда
рядом лежит вилка»).

Отрицание своего поражения («Попробуй-ка ей угоди»).

Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Смущение

чувство, возникающее в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем. как он действительно выглядит; беспокойство о внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к человеку в ситуации реального действия или в результате неожиданной дискредитации основной установки на характер отношений.

Причину смущения помогает объяснить идея Я-концепции: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня.

Однако угроза Я-концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отношение к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

1) снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось,
пролитый кофе - такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;

2) указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком
расшатанном стуле»;

3) воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со
мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей».

Со своей стороны, для восстановления статус-кво смущенный человек может либо обратить происшествие в шутку, либо прибегнуть к извинению или каким-то иным способам, например из описанных выше.

Важно, что для преодоления смущения обеим сторонам необходимо приложить усилия к тому, чтобы восстановить «публичный имидж» потерпевшего, либо подтвердить, что случившееся никак не повлияло на отношение к нему.

Зависть. Чувство зависти сродни чувству страха, тревоги, гнева, злобы и представляет собой одно из самых глубоких переживаний.

Зависть проявляется на трех уровнях (Муздыбаев, 1997):

На уровне сознания - как осознание более низкого своего положения;

На уровне эмоционального переживания - как чувство досады, раздражения или
злобы из-за такого положения (причем зависть может предстать и как эмоция -
ситуативная зависть, и как чувство - устойчивая зависть, и как страсть -
всеохватывающая зависть);

На уровне реального поведения - как разного рода деструктивные акты,
направленные на разрушение, устранение предмета зависти (например,
распространение слухов, клеветы, очернительство и т. д.).__________________________

Зависть

чувство, возникающее, когда индивид не имеет того, чем обладает другой человек, и страстно желает иметь этот предмет либо лишить предмета зависти другого человека.

Фундаментальная предпосылка зависти - превосходство другого человека и осознание в связи с этим своего более низкого положения. Завидующий


интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Некоторые авторы в качестве особого вида выделяет депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но являющуюся результатом возникшего чувства несправедливости.

Незлобная зависть - стремление иметь то, что другой имеет.

Злобная зависть - стремление к тому, чтобы другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника: «хочу иметь то, что он имеет». Тот, кем руководит злобная зависть, желает разрушить: «хочу, чтобы он не имел того, что имеет». В первом случае человек стремится подняться до уровня объекта зависти, а во втором - унизить объект зависти до своего уровня. Если побудительный мотив незлобно завидующего - стать таким же, добиться того же - можно понять и морально принять, то побудительный мотив злобно завидующего - разрушить, отнять, устранить предмет зависти - принять невозможно. В чем корни злобной зависти?

В первую очередь она продиктована собственным бессилием, собственной неспособностью и осознанием своего статуса как безнадежно низкого. Поскольку целью злобно завидующего является преодоление неравенства, но эта задача ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессивного метода: унизить соперника, низвести его до своего уровня. Еще одна причина может быть связана с тем, что человек, обладающий превосходством, воспринимается завидующим как причина его неудач, его бессилия и униженного положения и потому вызывает к себе ненависть.

Можно ли нейтрализовать зависть? Существуют ли способы борьбы с ней?

На социальном уровне методами сдерживания зависти могут служить: уважение к индивидуальной свободе, терпимость к различиям, раскрытие в средствах массовой информации порочности зависти, наконец, религия, проповедующая отказ от соблазна покушаться на чужое.

На индивидуальном уровне также существует ряд способов ее нейтрализации. В некоторых странах руководители организаций не афишируют размеры заработной платы сотрудников, чтобы не вызвать чувство зависти. В итоге считается даже неприличным задавать вопросы о доходах. Сдерживают возникновение чувства зависти также самоконтроль и самовоспитание.

Ревность. Зависть и ревность противоположны по своему предмету: первая всегда является досадой и огорчением по поводу чужого успеха или благосостояния; вторая стремится к сохранению того, что уже имеется у субъекта. Современные словари противопоставляют зависть и ревность по направленности страсти, соответственно «к себе» и «от себя»: зависть проистекает из желания приобрести то, что другой имеет, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное; ревнивец озабочен контролем над людьми, значимыми для него. Оба чувства имеют межличностный контекст. Однако зависть рождается из диадического отношения (завидующий и объект зависти), а ревность - из триадического (ревнующий индивид, партнер, соперник).

Причина возникновения ревности, как считают некоторые исследователи, в чувстве ущемленной гордости и в нарушении прав собственности. Там, где ревниво охраняют частную собственность вообще, супруги также могут относиться друг к другу как к собственности. При таком подходе нормы защиты частной собственности распространяются и на брачно-сексуальные отношения. Тем самым ревнивец предстает в качестве защитника собственности. Возможно, поэтому ревность, в отличие от зависти, чаще встречает социальное одобрение, а иногда даже поощряется, а не


подавляется общественностью.

Важнейшая функция ревности - защита Я-концепции (Муздыбаев, 1997). Многие аспекты представлений человека о своем Я связаны с сексуальными отношениями, во многом они создаются и поддерживаются партнером (партнершей). Поэтому угроза потери партнера оборачивается угрозой разрушения Я-концепции личности.

Впрочем, речь может идти не только о сексуальных партнерах. Ревность возникает между друзьями, между учениками по отношению к учителю, между сотрудниками - из-за расположения начальства, между детьми - за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т. п.), то есть к чрезмерному, на их взгляд, увлечению. Зависть и ревность вмешиваются даже в деловые отношения. Люди часто дружно работают вместе до тех пор, пока не возникает подозрение, что кто-то может вырваться вперед и обогнать остальных. Человек может затаить злобу на другого потому, что тот вежлив, красив и очевидно нравится женщинам, или невзлюбить коллегу за то, что тот напряженно работает и заставляет его испытывать угрызения совести по поводу собственной лени. Неприязнь может перерасти в ненависть со всеми вытекающими для совместной деятельности последствиями.

Выделяют несколько форм ревности .

Деспотическая ревность - ревнующий смотрит на супруга(у) или партнера как на способ удовлетворения своих потребностей, поэтому не может и не хочет уважать его личность, стремится подчинить ее себе. Ревность в этом случае - инструмент подчинения. Деспотично ревнуют эгоисты, эмоционально холодные, не терпящие самостоятельности других люди.

Другая форма - ревность, возникающая из чувства собственной неполноценности. Такой человек продолжает сомневаться в своих достоинствах и в своей привлекательности, даже когда его любят. Он старается всеми способами помешать любимому общаться с другими, чтобы избежать любого сравнения. Часто опасность сравнения стараются как бы заранее нейтрализовать критикой окружающих, времени, рассуждениями о всеобщей порочности, разврате и своей собственной моральной чистоте. Такой ревнивец ведет себя не так грубо, как деспотический, но несдерживаемая ревность во всех своих формах губит отношения между людьми.

Часто обвинения в измене не имеют под собой никакого реального основания - это своеобразный способ приписать свои поступки или желания другому, перенести на него настоящую или возможную вину. Ревность зависит не только от интенсивности переживаний, силы чувств, но и от свойств личности, уровня ее культуры. Можно даже очень любя не испытывать ревности, можно и без особых чувств любви переживать сильнейшую ревность.

Таким образом, смущение, застенчивость, зависть и ревность, являясь распространенными социальными эмоциями, придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, а часто представляют угрозу для их существования. В этой связи приобретает особую актуальность проблема управления эмоциями и чувствами.

Природа эмоций

  1. Интеллектуалистический подход. Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления.
  2. Теория И.Ф. Гербарта. Ученый утверждает, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями.
  3. Позиция В. Вундта. Эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Виды социальных эмоций

Социальные эмоции обычно разделяют на позитивные и негативные.

  1. Позитивные/конъюнктивные. Позитивные социальные эмоции проявляются тогда, когда группа людей направлена на достижение общих целей, результат выполнению которых приносит участникам удовлетворение. Как правило, такие социальные эмоции могут варьироваться от слабого предпочтения до глубокой привязанности. При последней партнеру приписываются исключительно положительные намерения (в случае любви), которые, разумеется, часто не столь объективны.
  2. Негативные/дизъюнктивные. Негативные социальные эмоции проявляются тогда, когда возникает ситуация соперничества: успех одного человека влечет за собой неуспех другого, из-за чего часто возникает конфликт. Как правило, в таком сопернике человек может заметить лишь то, что ему неприятно, игнорируя его положительные качества.

Развитие социальных эмоций

Развитие социальных эмоций подчиняется общему развитию психики в онтогенезе (рис. 1).

Рисунок 1. « »

Эмоции, несомненно, играют одну из главнейших ролей в детских жизнях. Они помогают детям в восприятии окружающей действительности. Кроме того, с помощью эмоций дети могут проявлять какие-либо реакции на раздражители окружающего мира. Так, выражение эмоций у детей проявляется более непосредственным образом, чем у взрослых, однако теми же способами: вербально и невербально.

Формирование и развитие социальных эмоций также является крайне важным для успешной жизнедеятельности ребенка.

Основой для формирования социальных эмоций является нравственное воспитание. Оно происходит с опорой на жизнь отдельных окружающих людей, на мир в целом.

Под социальными эмоциями понимают глубоко усвоенные социальные нормы, составляющие подсознательное в структуре личности и имеющие регулирующую функцию. Социальные эмоции рассматриваются как постоянные эмоциональные отношения к нормам и правилам поведения, принятым в данном социуме; как определяющие положительное эмоциональное отношение к одним правилам, оценкам, нормам и отрицательное к другим; как регуляторы общения между народами, делающие соответствующие поведение обычным для данного общества, и помогающие социализации детей в адекватном для общества направлении.

Отличительной особенностью класса социальных эмоций является опосредованный социальными нормами характер, а специфической функцией является закрепление опыта вхождения и освоение окружающего социума норм и правил, обретающий внутреннюю значимость, становится эмоциональным опытом.

Усвоение ребенком социальных ценностей, требований, норм и идеалов при определенных условиях становятся внутренним достоянием личности. В результате ребенок приобретает своеобразную систему мер, эталонов ценности, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления ребенок оценивает их как привлекательные или отталкивающие, добрые и злые, красивые и безобразные.

Эмоции на протяжении детства проходят путь развития под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Постепенно формируются высшие эмоции, чувства, не имеющие своих аналогов у животных – это сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.

Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться высшие человеческие чувства, и источником их происхождения является практическая деятельность ребенка, в процессе которой он реализует свои взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности и идеалы, овладевает социальными нормами и правилами поведения.

Решающая роль в развитии социальных эмоций играет включение ребенка в совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая позволяет пережить, прочувствовать необходимость выполнения норм и правил. В процессе нее формируются простейшие социальные мотивы деятельности, заключавшихся в стремлении сделать нечто нужное, полезное и не только для себя, но и для других людей; а также развиваются особые формы социальной ориентации, внимания к другим людям, является необходимым условием возникновения сопереживания, сочувствия их радостям и печалям, их нуждам и потребностям.

Отличное упражнение на снятие «Оценочной зависимости» , т.е зависимости от мнения окружающих, и страха быть осуждёнными,

вреднючей штуке, которая есть у абсолютного большинства людей и мешает нам свободно жить, творить и выражать себя.

Поступки могут быть абсолютно любыми, при условии, что это не мешает другим и является нестандартным именно для вас. Варианты: Ходить на четвереньках, читать в автобусе стихи, плясать в магазине, ходить с ведром на голове, ходить по городу с детской соской во рту, для мужчин – пройти по городу с ярко накрашенными губами, для женщин – маршировать, для чересчур воспитанных и утончённых леди – плевать на асфальт и материться, для не сильно воспитанных и грубоватых мужчин –вежливость, галантность и сдержанность, вариантов бесконечное количество.

Так же нестандартным может быть поведение и стиль общения.

Эффект – грандиозный, от значительного увеличения уверенности в себе и обретения потрясающей внутренней свободы, до наработки сильного лидерства и мощных руководящих качеств. Рекомендую всем.

Немой

Состоит из 2х ступеней.

Первая – вы просто молчите, принимая активное участие в окружающих событиях при помощи жестов и взгляда.

Вторая – это очень глубокое упражнение, когда вы остаётесь лишь наблюдателем жизни и полностью выключаетесь из происходящих вокруг процессов, так, что даже окружающие вскоре перестают вас замечать. Упражнение особо рекомендуется для активных людей, хотя может быть полезно каждому. Внимание! Может порождать глубокие философские чувства и очень интересные выводы. «Позвольте миру существовать без вас».

Слепой

Упражнение на домашнюю встречу. Всё просто – на время домашней встречи человек отключает своё зрение при помощи повязки. Впечатлений – больше чем достаточно. Обычно масса внутренних открытий и новых пониманий. Можно выполнять дома, соблюдая технику безопасности.

Если б я любил...

Любовь к себе, к людям, к предметам мебели, материнская любовь (всепрощающая), отцовская любовь («Я из тебя человека сделаю!»). Для начала выберите 1 вид любви, который будете постоянно излучать на неделе или во время домашней встречи. Можно назначить определённое время на каждый вид любви. Выбираем человека, который нам не очень нравится и начинаем вести себя по отношению к нему так, как если бы вы его любили.

Блондинка

Ведете себя как блондинка из анекдотов. Особенно рекомендую мужчинам.

Я хочу - любое свое действие или просьбу начинайте с этих слов.

Прошу помощи – просите вам помочь совершенно посторонних людей, хотя можно и знакомых…

Фоновые задания вы сможете брать на домашнюю встречу (для быстрого получения качественной обратной связи) и на неделю, для максимально эффективной и быстрой отработки упражнения.

Брать упражнения рекомендуется по принципу: «Это мне делать пока сложнее всего остального, а в жизни ой как пригодиться». Т.е. если вы по жизни солнышко и добряк, а давать негативную обратную связь и бранить непутёвых коллег – дело для вас сложное и довольно неприятное, то упражнение «Ругатель» – это именно то, что вам нужно. Или если вы привыкли считать, что мир жесток и несправедлив, а стакан разумеется наполовину пуст, то лучший вариант для вас – конечно упражнение «Хорошо».

Тренируемся и используем в общении.

Техника ВВП

Внимание

Поддержка

Общаясь с человеком важно оказывать ему ВВП.

Внимание – делайте комплименты. Грамотный комплимент идет снаружи внутрь. Отмечаем понравившееся качество или признак собеседника и делаем выводы о том, какое внутреннее свойство для него характерно.

Например: «У тебя такой красивый костюм, это говорит о том, что у тебя хороший вкус»

Власть – определите качество или то, что собеседник умеет делать очень хорошо или лучше других, искренне восхититесь этим, скажите, что хотели бы тоже так уметь.

Например: «Ты так легко выступаешь без подготовки, я бы хотел этому научиться»

Поддержка – обещание помощи. Помощь может быть личная или помощь в поиске информации.

Например: «Кстати, у меня есть знакомая маникюрша, если понадобится, обращайся, дам телефон»

Техника «Я-говорение»

В любой ситуации хорошего или плохого поведения кого-либо, говорите не о проступке или поступке человека, а о том, какие чувства у вас вызывает этот поступок.

Например: «Я так рада, что мне не нужно сегодня мыть посуду и можно сразу отдохнуть» (ребенок к вашему возвращению вымыл посуду).

Или: «Как жаль, что мне теперь придется потратить время на мытье посуды вместо отдыха после работы» (пришли и обнаружили гору посуды в раковине).

Все примеры являются утрированными, т.к. являются учебными.

5 упражнений, развивающих креативность

1. Две случайности

Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг.

2. Сумасшедший генетик

Возьмите чистый лист бумаги и фломастер. Очень хорошо, если вы не умеете рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны. Главное, как я говорил выше – процесс. А теперь нарисуйте нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. У вас получится, например, лиса с рыбьей чешуей, или длинношеий заяц с копытами. Цель упражнения – убить любые зачатки логики и здравого смысла, сделав акцент на креативности.

3. Безумный архитектор

От животных перейдем к архитектуре, давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» - сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни.

Выберите любое слово, это обязательно должно быть существительное. Теперь напишите 5 прилагательных, которые, по вашему мнению, ему больше всего подходят. Например, «носки» - черные, теплые, шерстяные, зимние, чистые. Сделали? Теперь попробуйте написать еще 5 прилагательных, которые совсем не подходят. Вот, тут-то все и застопорились. Оказывается, сделать это очень трудно. Покопаться в различных сферах восприятия и найдите-таки нужные слова.

5. Название

Постарайтесь каждый раз, когда какой-то предмет вас заинтересовал, придумать ему название. Можно короткое и хлесткое, или же длинное и развернутое. Цель упражнения – название обязательно должно вам понравится.

Повторяйте упражнения каждый день по нескольку раз и обязательно станете творческой личностью.


| | 3 |

На этих занятиях участники получают возможность увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном опыте общения. Обучение происходит на примере моделирования значимых ситуаций взаимодействия, в процессе ролевых игр, групповой дискуссии, психотехнических упражнений.

Количество участников: 10–15 человек.

Цели: формировать потребность в понимании себя, других людей, их взаимоотношений; расширить представления о духовной и психологической культуре; способствовать развитию навыков техники общения; расширить диапазон практических умений.

В качестве примера приводим два занятия из этой программы.

Тема: «Манипулирование в воспитательном процессе» Цель: осознать свои собственные манипулятивные действия в воспитательном процессе и научиться защищаться от них, чтобы строить полноценное взаимодействие с детьми и подростками в отряде.

ИНФОРМИРОВАНИЕ

Ведущий. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в своем деле? Правильно, профессионализмом (то есть мастерством) и чувством уверенности в себе. Не ждите от меня готовых рецептов, следуя которым вы быстро приобретете эти качества. Но мы поработаем над важной проблемой, имеющей прямое отношение к профессионализму: «Педагогическое манипулирование в воспитательном процессе».

Предлагаю для свободного обсуждения принципы работы в группе:

Искренность в общении,

Обязательное участие в работе групп в течение всего времени,

Каждый участник говорит за себя от своего имени,

Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

ПРОЦЕДУРА ЗНАКОМСТВА

Участники стоят вокруг стола, лицом к друг другу. Каждый на карточке пишет свое настоящее имя и ответы на вопросы:

Что я больше всего ценю в людях?

Что я не приемлю в людях?

Моя главная проблема в общении.

Карточку участники держат перед собой на уровне груди. В течение некоторого времени все двигаются по комнате, останавливаясь друг возле друга.

После этого усаживаются вокруг стола и обмениваются впечатлениями.

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ

Ведущий. Педагогическое общение - это взаимодействие.

Воздействие - это педагогическое манипулирование.

Последствия педагогического манипулирования: воспитанники либо становятся излишне тревожными, зажатыми и неуверенными, либо бунтуют, проявляют агрессию и полное неприятие школы, семьи, социального окружения.

Что делать? Как преодолеть формальное общение с воспитанниками и измениться самому?

Давайте вместе сделаем несколько шагов в этом направлении.

Упражнение «Он-эмоция»

Ведущий. Возьмите карточки с обозначением эмоций (грусть, удивление и т.д.), вспомните своих воспитанников и подберите слово к одному из них. Кто внутренне похож на это слово? Образ какого ребенка соответствует этому эмоциональному состоянию? Подберите таким образом 5–7 карточек.

Обсуждение. степень сложности для каждого, что дало вам это упражнение?

Упражнение «Я-эмоция»

Ведущий. Из имеющихся карточек подберите к самому себе 3–4, которые в наибольшей степени соответствуют вашему состоянию, настроению, характеру. Запишите. Затем выберите карточки, отражающие индивидуальность «идеального» вожатого. Запишите, сравните две колонки записанных состояний.

Без обсуждения.

Упражнение «Откровенность против манипулирования»

Ведущий. Ситуация: ребенок провинился. Что вы будете делать? (Ответ каждый пишет на листочке. Собрав листки с ответами, делим их на две группы: манипулирование, общение.)

Обсуждение. Что звучит в словах педагога?

Ведущий. Вам надо пригласить ребенка и побеседовать с ним. На листочке запишите свой вариант начала беседы с ним.

Обсуждение. Какова цель беседы? Удалось ли, используя ваш вариант, добиться цели? Какие проблемные ситуации можно разрешить через откровенную беседу?

Упражнение «Прозвище»

Ведущий. Почти всегда дети придумывают друг другу прозвища. Поупражняйтесь сами в искусстве давать прозвище своим воспитанникам.

Обсуждение. Какова степень сложности данного упражнения? Может ли это помочь понять индивидуальность ребенка?

Упражнение «Барабан - скрипка»

Ведущий. Каждого из воспитанников своей группы отнесите либо в группу «скрипок», либо «барабанов».

Скрипки - эмоциональные, чувствительные;

барабаны - упорные, терпеливые, уравновешенные, медлительные.

Обсуждение. К какой группе вы отнесете себя? Как следует общаться с каждой группой?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

Обобщение наработанного. На листочке каждый участник тренинга записывает свои мысли, мнение об участии в проделанной работе.

Тема: «Независимость и свобода» Цели: способствовать преодолению зависимости, неуверенности, страха; повысить самооценку.

Все встали в общий круг, звучит спокойная, негромкая музыка.

Упражнение «В центре внимания»

Ведущий. Как люди смотрят друг на друга? Боятся ли взгляда? Почему? А как вы смотрите на других людей? Взгляд - вариант вторжения или доброжелательный интерес? А кто считает, что он себя спокойно и уверенно будет чувствовать в центре внимания всей группы? Хорошо, тогда кто первый?

Задача «испытуемого»: сидя перед всей группой, спокойно и доброжелательно в течение 1 минуты переводить взгляд с одного участника группы на другого, задерживаясь на каждом настолько, насколько интересно будет рассматривать его глаза и лицо.

Отслеживать свое душевно-психологическое состояние и в то же время думать о том человеке, на которого сейчас смотришь: какой он? Чем интересно мне его лицо? Что я вижу в нем?

Задача группы: в полной тишине рассматривать лицо человека, находящегося в центре внимания, почувствовать динамику его психологического состояния: какие чувства и переживания были вначале, чуть позже?

Первая минута проходит в полной тишине. Если хотя бы один человек не выдерживает: хихикает, улыбается, заговаривает, - происходит смена пар в «карусели» и новый отсчет времени.

Пары меняются 3–4 раза. По окончании каждый участник благодарит партнера.

Обсуждение. Ведущий ставит вопросы, группа ищет на них ответы:

В чем и как проявляется наша зависимость от мнения окружающих? От мнения близких людей? От оценки значимых для нас людей? Как все-таки на практике преодолеть эту зависимость? Какие вы можете назвать методы, способы и приемы?

Тренинг нестандартных поступков

Выполнить действия, привлекающие внимание, эпатирующие, вызывающие недоумение, даже изумление окружающих на улице.

Например: пройти с соской во рту, в «странной» одежде: сапоги, варежки разного цвета; флажок или вымпел на груди; громко, радостно петь на улице; парень красит губы на автобусной остановке и т.д. Смысл в том, чтобы преодолеть существующий здесь барьер, разрешить окружающим думать о себе что угодно.

Затем обсудить версии участников группы о состоянии человека в центре внимания: его ощущениях, чувствах, переживаниях. Затем сам участник пусть расскажет о своем состоянии: когда было тяжело и почему? Удалось ли выполнить задание?

Задача ведущего в обсуждении - раскрыть причину возникающего в нестандартной ситуации психологического напряжения: все мы (но в разной степени) зависим от оценки, мнения других людей, от того, что о нас подумают и «как посмотрят». Это сказывается даже в том случае, когда мы не знаем, положительно или отрицательно нас оценивают, «хорошо» или «плохо». Наиболее подвержены влиянию этой зависимости и наиболее неуверенно в ситуации повышенного внимания чувствуют себя люди с заниженной, неустойчивой самооценкой.

Способ преодоления: осознанное наблюдение за собой, за своими мыслями, чувствами, ощущениями (так называемая рефлексия), особенно в сложных ситуациях; повышение самооценки.

Упражнение «Карусель»

Ведущий. Надо разбиться на пары и организовать «карусель»: два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу на расстоянии около полуметра.

4 минуты спокойно и доброжелательно смотреть на своего партнера в полной тишине. Почувствуйте интерес к нему... Какой он? Обращайте также внимание на свои душевные движения, мысли, чувства.

Затем в течение 10 минут надо придумать и записать варианты нестандартных поступков, возможных для реализации сейчас, на группе. Это могут быть и ролевые задания (например, изобразить кого-то или что-то), спеть (в образе героя), станцевать (в определенном стиле) и т.д.

На выполнение задания - 30 минут.

Короткое обсуждение работы участников. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как ты с ним справился? Поблагодарите друг друга аплодисментами.

Упражнение «Нестандартный проход»

Ведущий. Ваша задача – пройти по комнате так, как не проходил никто до вас.

Группы садятся лицом в круг, из каждой команды по очереди встает один человек, проходит внутри круга и возвращается на место. Оригинальность прохода утверждается аплодисментами групп (30 минут).

Короткое обсуждение. какое задание было самым оригинальным, интересным? Кто себя проявил как лучший актер-исполнитель? Был ли барьер? Как участник с ним справился?

Игра-бой «Налет орды на отрешенных»

Задача отрешенных: погрузиться в себя, отрешиться от любых внешних воздействий. Надо застыть, душевно «заморозиться».

Задача орды - «разморозить» участника, вызвать у него любую душевную реакцию.

Время игры: 1–2 минуты. Обсуждение.