«Демографическая ситуация в России» - Интенсивное снижение рождаемости, особенно в сельской местности. Сокращение численности. Материнский капитал. Демографическая политика. В силу падения рождаемости, слабого здравоохранения и возможной вспышки эпидемии СПИДа. Выводы. Выводы доклада Национального разведывательного совета США. Миграции.

«Ситуации природного характера» - Берегите МИР, цените ЖИЗНЬ! Второй - не будет! Пусть будет МИР: повсюду - вечным! Какие меры необходимы по защите населения от последствий землетрясения? Важно помнить! Какие причины возникновения и возможные последствия лесных и торфяных пожаров? Берегите МИР! Чрезвычайные ситуации природного характера.

«Ситуация пожара» - Уровень управленияЧС. Класс В ЛВЖ и ГЖ. Классификация ЧС по Постановлению Правительства РФ от 13 сентября 1996 года № 1094. Сочетание Пожаров различных классов. Частные классификации пожаров. 1.4. Аварии с выбросом (угроза выброса) радиоактивных веществ (РВ). 3.Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера.

«Опасные ситуации на дорогах» - Поломка транспорта. Частое явление природы, ухудшающее обстановку на дорогах. Человек, управляющий транспортным средством. Что спасает от дождя, но мешает видеть дорогу? Зимний «дождь», мешающий участникам движения. Резкое торможение. Что показывает стрелка спидометра? Причины опасных ситуаций на дорогах.

«Ситуации техногенного характера» - Основные определения по теме. Крупная авария –авария с большим ущербом. Классификация ЧС: Происшествие – мелкая авария с незначительным ущербом. Цели урока: Актуализировать знания о безопасности; Познакомиться со структурой учебника; Классифицировать ЧС техногенного характера. Домашнее задание: Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения:

«Решение педагогических ситуаций» - Всякие негуманные действия учителя вызывают противодействие. Сущность педагогической ситуации. Разрешение. Примеры. Третья проблема- обилие бумажек, отчетов, невозможности на чем-либо сосредоточиться. Четвертая- собственная эмоциональная усталость, связанная со множеством быстро меняющихся факторов.

Задания части 2 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания 31 и 32 на анализ исторического источника и за задание 34 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания 33 на анализ исторической ситуации и 35 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако <…> трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…

Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём

дело <…>

Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»

Назовите фамилию автора доклада и укажите название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну.
В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.
Баллы
В ответе должно быть указано предложение : «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей». Могут быть указаны следующие причины : 1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов; 2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования; 3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и две причины
Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одна причина
Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). ИЛИ Правильно указаны только причины (любое количество). ИЛИ Ответ неверный
Максимальный балл 2
Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.

1. Укажите год, когда могли произойти указанные события.

2. Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?

3. Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?


© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


История. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 19 / 23 История. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 20 / 23

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) год, к которому относятся события, – 1917 г.; 2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти; (Может быть названа другая верная причина.) 3) документ – Декрет о земле
Верно указаны три элемента ответа
Верно указаны два любые элемента ответа
Верно указан один любой элемент ответа
Ответ неверный
Максимальный балл 3
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления),

связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
При анализе ответа учитывается: – количество пунктов плана и пояснений к ним; – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – корректность пояснений к пунктам плана (полнота представленной информации и отсутствие фактических ошибок)
План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), то эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.): а) контрнаступление советских войск под Сталинградом; б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях; в) завершение перестройки промышленности на военный лад; г) развитие партизанского движения. 3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.). Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция).
Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие факты : 1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке; 2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности; 3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры; 4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда. Могут быть приведены другие факты
Верно приведены два факта
Верно приведён один факт
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неверный
Максимальный балл 2

История. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 21 / 23

4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 3), комментариев в свободной форме
План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана
План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана
План содержит не менее трёх пунктов без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


История. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 22 / 23

темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа; ИЛИ в пояснении к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит два пункта, к одному-двум пунктам дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержится(-атся) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно не искажающая(-ие) ответа. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к двум (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы (выбранного вопроса)
План содержит два пункта без пояснений, ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведённые к одному пункту пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущена(-ы) фактическая(-ие) ошибка(-и), существенно искажающая(-ие) содержание темы (выбранного вопроса) и свидетельствующая(-ие) о её непонимании выпускником. ИЛИ План отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании
Максимальный балл 3

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации


История. 9 класс Демонстрационный вариант 2016 г. - 23 / 23

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31206).

«48. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы… В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Третий эксперт назначается председателем предметной комиссии из числа экспертов, ранее не проверявших экзаменационную работу.

Третьему эксперту предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу обучающегося. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными».

Если расхождение составляет 2 и более балла за выполнение любого из заданий, то третий эксперт проверяет только те задания, которые вызвали столь существенное расхождение.

© 2016 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

Для ответов на задания этой части (31-35) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (31, 32 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 31, 32. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако … трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперёд…

Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело

Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…»

Показать ответ

2) название периода – «перестройка»

В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.

Показать ответ

В ответе должно быть указано предложение: «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей».

Могут быть указаны следующие причины:

1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов;

2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования;

3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере

Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной властей, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.

1) Укажите год, когда могли произойти указанные события.

2) Почему произошло ослабление местной и центральной властей, которым воспользовались крестьяне?

3) Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год, к которому относятся события, – 1917 г.;

2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти;

(Может быть названа другая верная причина.)

3) документ – Декрет о земле

Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

Показать ответ

Могут быть приведены следующие факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов Русская Правда.

Могут быть приведены другие факты

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

Показать ответ

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.):

а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;

б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях;

в) завершение перестройки промышленности на военный лад;

г) развитие партизанского движения.

3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.).

Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция).

4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Проект подготовлен к общественно-профессиональному обсуждению Государственная (итоговая) аттестация 2014 года (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» История. 9 класс 2 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2014 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2014 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2014 г., приведён в кодификаторе, размещённом на сайте: www.fipi.ru. В кодификаторе выделены (*) те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории. Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа. Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по истории. История. 9 класс 3 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Демонстрационный вариант 2014 года Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 35 заданий. Часть 1 (А) содержит 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 (А) выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа. Часть 2 (В) состоит из 8 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или набора цифр. Для заданий части 2 (В) ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 (С) содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Задания С1–С2 предусматривают анализ исторического источника. Задания С3–С5 предполагают развёрнутый ответ на заданную тему. Задания выполняются на отдельном листе. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха! История. 9 класс 4 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А22) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе. К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве? 1) VIII в. 2) IX в. 3) X в. 4) XI в. Русская Правда в Древней Руси – это 1) сборник законов Древнерусского государства 2) первая древнерусская летопись 3) название международного договора Руси и Византии 4) литературное произведение, написанное киевским князем Что стало одним из последствий Смуты начала XVII в.? 1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы 2) вхождение украинских земель в состав России 3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты 4) воцарение династии Романовых на российском престоле Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, упомянутого в отрывке. «Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич Плещеев- Бельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой». 1) Иван III 2) Иван IV 3) Фёдор Иванович 4) Борис Годунов A1 A2 A3 A4 История. 9 класс 5 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Какое событие революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных? 1) принятие Манифеста 17 октября 2) Кровавое воскресенье 3) роспуск II Государственной думы 4) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» III отделение императорской канцелярии было создано в целях 1) создания единого свода законов 2) разработки проектов отмены крепостного права 3) усиления полицейского контроля над обществом 4) улучшения положения государственных крестьян Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной 1) русско-турецких войн 2) заключения Вечного мира с Польшей 3) участия России в разделах Польши 4) антифранцузской политики Российской империи Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора. «Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные». 1) А.В. Суворов 2) М.И. Кутузов 3) П.И. Багратион 4) М.Д. Скобелев Укажите имя московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского ига. 1) Иван Калита 2) Дмитрий Донской 3) Иван III 4) Василий III A5 A6 A7 A8 A9 История. 9 класс 6 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Укажите произведение древнерусской литературы, автором которого является Владимир Мономах. 1) «Слово о законе и благодати» 2) «Повесть временных лет» 3) «Поучение детям» 4) «Житие Бориса и Глеба» Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР происходила в 1) 1920-х гг. 2) 1930-х гг. 3) 1940-х гг. 4) 1950-х гг. Что относится к событиям Гражданской войны в России? 1) Брусиловский прорыв 2) оборона Порт-Артура 3) разгром войск генерала Врангеля 4) защита Брестской крепости Что явилось одним из итогов нэпа? 1) городское население количественно превзошло сельское 2) было ликвидировано кулачество 3) была проведена форсированная индустриализация страны 4) по объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г. Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР? 1) «Тайфун» 2) «Цитадель» 3) «Барбаросса» 4) «Ост» A10 A11 A12 A13 A14 История. 9 класс 7 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой военной операции? «План операции предусматривал одновременный прорыв обороны противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции "Багратион" позволяло полностью очистить от войск противника московское направление, завершить освобождение всей территории… выйти на побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии». 1) Украина 2) Белоруссия 3) Молдавия 4) Эстония Какое событие произошло в 1950-х гг.? 1) отставка Н.С. Хрущёва 2) принятие Конституции СССР 3) I Съезд народных депутатов СССР 4) XX съезд КПСС Чем завершилась «пражская весна»? 1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии 2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил 3) роспуском Организации Варшавского договора 4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию Прочтите отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда произошли описанные события. «Со 2 января цены на подавляющее большинство товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены… В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем первоначальном повышении цен на 200–300 процентов. В действительности же в январе их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352 процента». 1) 1962 г. 2) 1985 г. 3) 1992 г. 4) 1998 г. A15 A16 A17 A18 История. 9 класс 8 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Первым Президентом РФ был 1) В.В. Путин 2) Б.Н. Ельцин 3) М.С. Горбачёв 4) Е.Т. Гайдар Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является 1) скульптура «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной 2) памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса 3) памятник «Тысячелетие России» М. Микешина 4) скульптура «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича Рассмотрите схему и выполните задание. Укажите землепроходца, руководившего экспедицией, которая первой прошла по маршруту, обозначенному на схеме. 1) Е.П. Хабаров 2) И.Ф. Крузенштерн 3) В.Д. Поярков 4) С.И. Дежнёв A19 A20 A21 История. 9 класс 9 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Рассмотрите изображение и выполните задание. Укажите период, когда произошло событие, которому посвящена данная карикатура. 1) вторая половина 1920-х гг. 2) первая половина 1930-х гг. 3) вторая половина 1930-х гг. 4) первая половина 1940-х гг. A22 История. 9 класс 10 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 2 Задания В1–В8 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй). Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов. 1) отмена крепостного права в России 2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева дня 3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича 4) созыв первого Земского собора Ответ: Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ ПРИНЦИПЫ А) О делах, производившихся в публичных заседаниях судебных мест, дозволяется печатать для всеобщего сведения. Б) Судебная власть… распространяетс я на всех и на все дела, как гражданские, так и уголовные. В) В судебном разбирательстве участвуют представители защиты и обвинения. 1) независимость суда 2) всесословность суда 3) гласность суда 4) состязательность процесса Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ: B1 B2 История. 9 класс 11 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 г.? Найдите в приведённом ниже списке два лозунга и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) «Вся власть Советам!» 2) «Долой самодержавие!» 3) «Война до победного конца!» 4) «Никакой поддержки Временному правительству!» 5) «Все на борьбу с Деникиным!» Ответ: Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения. Инвестиции различных стран в экономику России Год Франция Англия Германия 1880 31,4 млн руб. 30,1 млн руб. 29,8 млн руб. 1890 66,6 млн руб. 35,3 млн руб. 79,0 млн руб. НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ А) К 1890 г. преобладающими в экономике России стали Б) К концу XIX в. иностранные инвестиции в российскую экономику В) Наиболее слабой динамикой в конце XIX в. характеризовались 1) увеличились 2) германские инвестиции 3) английские инвестиции 4) французские инвестиции 5) сократились Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Ответ: Запишите термин, о котором идёт речь. В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвинённого и невинно осуждённого за совершение какого- либо преступления. Ответ: ___________________________. B3 B4 B5 История. 9 класс 12 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Сравните особенности экономического развития Российского государства в XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт различия. 1) существование внутренних таможенных барьеров 2) существование мануфактурного производства 3) отсутствие перевозки грузов по железным дорогам 4) преобладающее значение сельского хозяйства Черты сходства Черты различия Запишите слово, пропущенное в схеме. Ответ: ___________________________. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают сословия. 1) дворянство; 2) мещанство; 3) крестьянство; 4) чиновничество; 5) духовенство. Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда. Ответ: ___________________________. B6 B7 B8 Программные документы декабристов Н.М. Муравьёв? «Русская правда» «Конституция» История. 9 класс 13 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1–С5) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания С1, С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории. Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако... трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперед … Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…> Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…» Назовите фамилию автора доклада и укажите название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации. C1 C2 История. 9 класс 14 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Задания C3–C5 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (С3), сравнение исторических событий и явлений (С4), составление плана ответа на данную тему (С5). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно. 1. Укажите год, когда могли произойти указанные события. 2. Почему произошло ослабление местной и центральной власти, которым воспользовались крестьяне? 3. Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков? Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, то можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы. Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений. C3 C4 C5 История. 9 класс 15 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1 За верное выполнение каждого из заданий А1–А22 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. № задания Ответ А1 2 А2 1 А3 4 А4 2 А5 3 А6 3 А7 1 А8 2 А9 3 А10 3 А11 2 А12 3 А13 4 А14 3 А15 2 А16 4 А17 1 А18 3 А19 2 А20 1 А21 4 А22 3 История. 9 класс 16 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 2 Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, B5, В6, B7, В8 выставляется 1 балл. За верный ответ на каждое из заданий В2 и В4 выставляется 2 балла, если верно указаны 3 элемента ответа; 1 балл, если верно указаны 2 элемента. № задания Ответ В1 2431 В2 324 В3 14 В4 213 В5 реабилитация В6 3412 В7 Пестель В8 4 История. 9 класс 17 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Часть 3 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания С1–С2 на анализ исторического источника и за задание С4 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания С3 на анализ исторической ситуации и С5 на составление плана ответа на данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов. Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако... трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперед … Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…> Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться ускорения экономического развития…» Назовите фамилию автора доклада и укажите название периода, когда этот политический деятель возглавлял страну. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должны быть названы: 1) автор доклада – М.С. Горбачёв; 2) название периода – «перестройка» Правильно назван автор доклада и период 2 Правильно назван только автор доклада. ИЛИ Правильно назван только период 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 C1 История. 9 класс 18 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы В ответе должно быть указано предложение: «Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей». Могут быть указаны следующие причины: 1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов; 2) своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования; 3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и две причины 2 Правильно указаны предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл) и одна причина 1 Правильно указано только предложение (или в иных формулировках верно передан его смысл). ИЛИ Правильно указаны только причины (любое количество). ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно. 1. Укажите год, когда могли произойти указанные события. 2. Почему произошло ослабление местной и центральной власти, которым воспользовались крестьяне? 3. Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков? C2 C3 История. 9 класс 19 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год, к которому относятся события, – 1917; 2) причина, например: после падения монархии возникло противостояние между Советами и Временным правительством, что привело к ослаблению власти; (Может быть названа другая верная причина). 3) документ – Декрет о земле Верно названы три элемента ответа 3 Верно названы два любые элемента ответа 2 Верно назван один любой элемент ответа 1 Ответ неверный 0 Максимальный балл 3 C4 Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Могут быть приведены факты: 1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке; 2) жители всех русских княжеств принадлежали к единой древнерусской народности; 3) жители всех русских княжеств придерживались христианской (православной) веры; 4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская Правда». Могут быть приведены другие факты Верно приведены два факта 2 Верно приведён один факт 1 Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 2 История. 9 класс 20 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. Если Вы затрудняетесь в составлении плана, который бы полностью раскрывал данную тему, Вы можете выбрать один из существенных вопросов (разделов, направлений, проблем) темы. Напишите заголовок плана по выбранному Вами вопросу (разделу, направлению, проблеме) и составьте план, раскрывающий его содержание, соблюдая все требования к количеству пунктов плана и пояснений. Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: – количество пунктов плана и пояснений к ним; – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – корректность пояснений к пунктам плана (полнота представлен- ной информации и отсутствие фактических ошибок) План по отдельному вопросу (разделу, направлению, проблеме) данной в задании темы оценивается по тем же критериям, что и план ответа по всей теме. Ориентиром для эксперта является название плана (вопрос, раздел, направление, проблема), указанное экзаменуемым. В случае если выпускник не озаглавил свой план (не указал вопрос, раздел, направление, проблему), то эксперт проверяет работу как план по теме, данной в задании Один из вариантов плана раскрытия данной темы. 1. Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. 2. Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 г. – весна 1943 г.): а) контрнаступление советских войск под Сталинградом; б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем и Верхнем Дону, на брянском и курском направлениях; в) завершение перестройки промышленности на военный лад; г) развитие партизанского движения. 3. Второй этап коренного перелома (лето 1943 г. – конец 1943 г.). Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр, достижение пикового уровня военного производства в СССР, укрепление антигитлеровской коалиции (Тегеранская конференция). 4. Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. C5 История. 9 класс 21 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2), ненумерованного перечня позиций (п. 3), комментариев в свободной форме План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана 3 План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснении без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пункта плана. ИЛИ План содержит два пункта, к обоим даны пояснения. Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание темы (выбранного вопроса); в пояснениях без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны пояснения. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснениях к одному-двум пунктам плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к одному-двум пунктам плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана 2 План содержит не менее трёх пунктов без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса) и не содержат фактических ошибок. ИЛИ План содержит два пункта, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснения отражают содержание темы (выбранного вопроса); без фактических ошибок приведены основные исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана. 1 История. 9 класс 22 2014 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации ИЛИ План содержит не менее трёх пунктов, к одному из которых дано пояснение. Формулировки пунктов плана отражают содержание темы (выбранного вопроса). В пояснении к пункту плана наряду с верными позициями содержатся фактические ошибки, существенно не искажающие ответа; ИЛИ в пояснениях к пункту плана представлены верные, но не основные, а только частные факты, не в полной мере раскрывающие содержание пунктов плана. ИЛИ План содержит не менее двух пунктов, к обоим дано пояснение. Формулировки пунктов плана и пояснений в целом отражают содержание темы (выбранного вопроса), но допущена одна фактическая ошибка, значительно искажающая её содержание. ИЛИ Пункты плана имеют общий характер и не отражают содержания темы (выбранного вопроса), но приведённые к трём (или более) пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы План содержит два пункта без пояснений; ИЛИ в качестве пояснений приведены рассуждения общего характера, не содержащие конкретной информации по теме. ИЛИ План содержит менее двух пунктов независимо от качества пояснений. ИЛИ Пункты плана не отражают содержания темы (выбранного вопроса). Приведенные к одному-двум пунктам пояснения не содержат фактических ошибок и раскрывают некоторые аспекты темы. ИЛИ В пунктах плана и пояснениях допущено две или более фактические ошибки, искажающие содержание темы. ИЛИ План отражает вопрос (раздел, направление, проблему), который не является составной частью темы, указанной в задании 0 Максимальный балл 3

Документ подготовлен к утверждению

(изменения в КИМ 2013 года в сравнении с КИМ 2012 года отсутствуют)

Государственная (итоговая) аттестация 2013 года (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные

программы

Демонстрационный вариант

контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году

государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2013 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2013 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2013 г., приведён в кодификаторе, размещённом на сайте: www.fipi.ru. В кодификаторе выделены (*) те элементы содержания, которые проверяются с привлечением знаний по всеобщей истории.

Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также об их уровне сложности. Приведённые критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по истории.

Демонстрационный вариант 2013 года Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, содержащих 35 заданий.

Часть 1 (А) содержит 22 задания с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых верный. При выполнении заданий части 1 (А) выберите правильный вариант ответа и обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведённый номер крестиком и затем обведите номер нового ответа.

Часть 2 (В) состоит из 8 заданий с кратким ответом в виде слова (словосочетания) или набора цифр. Для заданий части 2 (В) ответ записывается в экзаменационной работе в отведённом для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 (С) содержит 5 заданий с развёрнутым ответом. Задания С1–С2 предусматривают анализ исторического источника. Задания С3–С5 предполагают развёрнутый ответ на заданную тему. Задания выполняются на отдельном листе.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

При выполнении заданий с выбором ответа (А1–А22) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

A1 К какому веку относится образование Древнерусского государства с центром в Киеве?

1) VIII в.

2) IX в.

3) X в.

4) XI в.

A2 «Русская Правда» в Древней Руси – это

1) сборник законов Древнерусского государства

2) первая древнерусская летопись

3) название международного договора Руси и Византии

4) литературное произведение, написанное киевским князем

A3 Что стало одним из последствий Смуты начала XVII в.?

1) завершение процесса объединения русских земель вокруг Москвы

2) вхождение украинских земель в состав России

3) пресечение династии московских князей – потомков Ивана Калиты

4) воцарение династии Романовых на российском престоле

A4 Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя царя, упомянутого в отрывке.

«Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в тысячу человек, зачисленный в опричнину и потом увеличенный до 6 тысяч, становился корпусом дозорщиков внутренней крамолы. Малюта Скуратов, т. е. Григорий Яковлевич ПлещеевБельский, родич митрополита Алексия, был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли полицейскую диктатуру для борьбы с этой крамолой».

1) Иван III

2) Иван IV

3) Фёдор Иванович

4) Борис Годунов

A5 Какое событие революции 1905–1907 гг. произошло позже остальных?

2) Кровавое воскресенье

3) роспуск II Государственной думы

4) восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический»

A6 III отделение императорской канцелярии было создано в целях

1) создания единого свода законов

2) разработки проектов отмены крепостного права

3) усиления полицейского контроля над обществом

4) улучшения положения государственных крестьян

A7 Необходимость обретения выхода к Чёрному морю стала в годы правления Екатерины II причиной

1) русско-турецких войн

2) заключения Вечного мира с Польшей

3) участия России в разделах Польши

4) антифранцузской политики Российской империи

A8 Прочтите отрывок из рапорта русского полководца императору и определите автора.

«Осмелюсь всеподданнейше донести вам, всемилостивейший государь, что вступление неприятеля в Москву не есть ещё покорение России. Напротив того, с войсками, которых успел я спасти, делаю я движение на Тульской дороге. Сие приведёт меня в состояние защищать город Тулу <…> и Брянск <…> и прикрывает мне все ресурсы, в обильнейших наших губерниях заготовленные».

1) А.В. Суворов

2) М.И. Кутузов

3) П.И. Багратион

4) М.Д. Скобелев

A9 Укажите имя московского князя, в правление которого Русь окончательно освободилась от ордынского ига.

1) Иван Калита

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Василий III

История. 9 класс

Результатом морской экспедиции 1819–1821 гг. под

руководством

Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева стало

открытие пролива между Азией и Северной Америкой

подробное описание земель у устья Амура и острова Сахалин

открытие Антарктиды

всестороннее изучение животного и растительного мира Северного

Ледовитого океана

Реализация второго пятилетнего плана развития экономики СССР

происходила в

A12 Что относится к событиям Гражданской войны в России?

1) Брусиловский прорыв

2) оборона Порт-Артура

3) разгром войск генерала Врангеля

4) защита Брестской крепости

A13 Что явилось одним из итогов нэпа?

1) городское население количественно превзошло сельское

2) было ликвидировано кулачество

3) была проведена форсированная индустриализация страны

4) по объёму промышленного производства страна вышла на уровень 1913 г.

A14 Какое условное наименование получил план нападения фашистской Германии на СССР?

1) «Тайфун»

2) «Цитадель»

3) «Барбаросса»

4) «Ост»

История. 9 класс

Прочтите текст об одной из военных операций Великой Отечественной

войны. Какая советская республика была освобождена в результате этой

военной операции?

«План операции предусматривал одновременный прорыв обороны

противника на шести участках. Успешное выполнение замысла операции

"Багратион" позволяло полностью очистить от войск противника московское

направление, завершить освобождение всей территории…

побережье Балтийского моря и к границам Восточной Пруссии».

Белоруссия

Молдавия

A16 Какое событие произошло в 1950-х г.?

1) отставка Н.С. Хрущёва

2) принятие Конституции СССР

3) I Съезд народных депутатов СССР

4) XX съезд КПСС

A17 Чем завершилась «пражская весна»?

1) поражением реформистского течения в Коммунистической партии Чехословакии

2) приходом к власти в Чехословакии оппозиционных коммунистам политических сил

3) роспуском Организации Варшавского договора

4) распадом Чехословакии на Чехию и Словакию

Прочтите отрывок из воспоминаний Е.Т. Гайдара и укажите год, когда

произошли описанные события.

хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и

энергоносителей) были освобождены, а регулируемые – повышены…

В своих выступлениях накануне либерализации я говорил о предстоящем

первоначальном повышении цен

на 200–300 процентов. В действительности

же в январе их рост по сравнению с предыдущим

месяцем составил

352 процента».

A19 Первым Президентом России был

1) В.В. Путин

2) Б.Н. Ельцин

3) М.С. Горбачёв

4) Е.Т. Гайдар

A20 Памятником монументального искусства 1920–1930-х гг. является

1) «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной

2) памятник Минину и Пожарскому И. Мартоса

3) памятник «Тысячелетие России» М. Микешина

4) «Родина-мать зовёт!» Е.В. Вучетича

A21 Рассмотрите схему и выполните задание.

На схеме отображены события

1) стояния на реке Угре

2) Ледового побоища

3) Невской битвы

4) Куликовской битвы

A22 Рассмотрите изображение и выполните задание.

К какому периоду относится данный плакат?

1) 1941–1945 гг.

2) 1945–1953 гг.

3) 1953–1964 гг.

4) 1991–2000 гг.

Задания В1–В8 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр или слова (словосочетания), которые следует записать в текст экзаменационной работы. Имена российских государей следует писать только буквами (например: Николай Второй).

B1 Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) отмена крепостного права в России 2) ограничение крестьянского перехода неделей до и неделей после Юрьева

дня 3) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

4) созыв первого Земского собора

B2 Установите соответствие между положениями судебной реформы 1864 г. и принципами, которые эти положения отражают: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ

ПРИНЦИПЫ

А) О делах, производившихся

в публичных

независимость суда

заседаниях судебных мест,

дозволяется

всесословность суда

печатать для всеобщего сведения.

гласность суда

Судебная власть… распространяется на

состязательность процесса

всех и на все дела, как гражданские, так и

уголовные.

В судебном разбирательстве участвуют

представители защиты и обвинения.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10

История. 9 класс

Какие лозунги были выдвинуты большевиками в апреле 1917 года? Найдите

приведённом ниже списке два лозунга и запишите цифры, под которыми

они указаны.

«Вся власть Советам!»

«Долой самодержавие!»

«Война до победного конца!»

«Никакой поддержки Временному правительству!»

«Все на борьбу с Деникиным!»

B4 Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Инвестиции различных стран в экономику России

Германия

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ

ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ

СУЖДЕНИЯ

А) К 1890 г. преобладающими в экономике

увеличились

России стали

германские инвестиции

Б) К концу XIX в. иностранные инвестиции

английские инвестиции

в российскую экономику

французские инвестиции

В) Наиболее слабой динамикой в конце

сократились

XIX в. характеризовались

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими

B5 Запишите термин, о котором идёт речь.

«В СССР в период «оттепели» особое распространение получил термин, означающий восстановление утраченного доброго имени и прав человека, необоснованно обвинённого и невинно осужденного за совершение какоголибо преступления».

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11

История. 9 класс

Сравните особенности экономического развития Российского государства в

XVI в. и во второй половине XVIII в. Выберите и запишите в первую колонку

порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт

различия.

существование внутренних таможенных барьеров

существование мануфактурного производства

отсутствие перевозки грузов по железным дорогам

преобладающее значение сельского хозяйства

Черты различия

Черты сходства

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Программные документы

декабристов

Н.М. Муравьёв

«Русская правда»

«Конституция»

Ответ: ___________________________.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного,

обозначают сословия.

дворянство; 2) мещанство; 3)

крестьянство; 4) чиновничество;

5) духовенство.

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

Ответ: ___________________________.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12

Для ответов на задания этой части (С1–С5) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания С1, С2. Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории.

< ...>

<…>

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13

Задания C3–C5 предусматривают разные виды деятельности: анализ исторической ситуации (С3), сравнение исторических событий и явлений (С4), составление плана ответа на данную тему (С5). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса.

3) Как назывался документ, согласно которому был узаконен раздел земли помещиков?

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 14

Система оценивания экзаменационной работы по истории Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А22 выставляется 1 балл. Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал номер только правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

№ задания

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 15

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность цифр.

За верный ответ на каждое из заданий В1, В3, B5, В6, B7, В8 выставляется 1 балл. За верный ответ на каждое из заданий В2 и В4 выставляется 2 балла, если верно указаны 3 элемента ответа; 1 балл, если верно указаны 2 элемента.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 16

Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа. За задания С1–С2 на анализ исторического источника и за задание С4 на сравнение исторических событий ставится от 0 до 2 баллов. За задания С3 на анализ исторической ситуации и С5 на составление плана ответана данную тему может быть выставлено от 0 до 3 баллов.

Отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные тенденции, возникло немало трудностей. Благодаря активной работе партии начиная с 1983 года удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку. Однако < ...> трудности далеко не преодолены, и нам предстоит приложить немало усилий, чтобы создать надёжную основу для быстрого продвижения вперед… Конечно, сказалось влияние природных и ряда внешних факторов. Но

главное, думается, в том, что своевременно не были должным образом оценены изменения в объективных условиях развития производства, необходимость ускорения его интенсификации, перемен в методах хозяйствования и, что особенно важно, не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении крупных мер в экономической сфере. Нам надо, товарищи, глубоко и до конца осознать сложившуюся ситуацию и сделать самые серьёзные выводы. Исторические судьбы страны, позиции социализма в современном мире во многом зависят от того, как мы дальше поведём дело <…> Главный вопрос сейчас в том, как и за счёт чего страна сможет добиться

ускорения экономического развития…»

В ответе должны быть названы:

2) название периода – перестройка

Правильно назван только период

Ответ неверный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 17

C2 В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, причины которой названы во втором абзаце. Выпишите не менее двух причин указанной ситуации.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

В ответе должно быть указано предложение:

«Известно, что в последние годы усилились неблагоприятные

тенденции, возникло немало трудностей».

Могут быть указаны следующие причины:

1) влияние природных факторов и влияние ряда внешних факторов;

2) своевременно не были должным образом оценены изменения в

объективных условиях развития производства, необходимость

ускорения его интенсификации, перемен в методах

хозяйствования;

3) не проявлялось настойчивости в разработке и осуществлении

крупных мер в экономической сфере.

формулировках

верно передан его смысл) и две причины.

Правильно указаны предложение (или

формулировках

верно передан его смысл) и одна причина.

Правильно указано только предложение (или в иных

формулировках верно передан его смысл).

Правильно указаны только причины (любое количество).

Ответ неверный

Максимальный балл

C3 Накануне весеннего сева крестьяне, пользуясь ослаблением местной и центральной власти, стали делить землю и имущество местных помещиков. А осенью был издан декрет Съезда Советов, по которому помещичью землю они могли делить законно.

1) Укажите год, когда могли произойти указанные события.

2) Почему произошло ослабление местной и центральной власти, которым воспользовались крестьяне?

1) год, к которому относятся события, – 1917;

2) причина, например: после падения монархии возникло

противостояние между Советами и Временным правительством,

что привело к ослаблению власти;

(может быть названа другая верная причина);

3) документ – «Декрет о земле»

Верно названы три элемента ответа

Верно названы два любые элемента ответа

Верно назван один любой элемент ответа

Ответ неверный

Максимальный балл

C4 Существует точка зрения, что в период раздробленности, несмотря на различия в устройстве политически независимых княжеств, в развитии русских земель было много общего. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Могут быть приведены факты:

1) жители всех русских княжеств говорили на одном языке;

2) жители всех русских княжеств принадлежали к

древнерусской народности;

3) жители всех русских княжеств придерживались христианской

(православной) веры;

4) жители всех русских княжеств руководствовались едиными

правовыми нормами, восходящими к своду законов «Русская

Могут быть приведены другие факты

Верно приведены два факта

Верно приведён один факт

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие

требованию задания.

Ответ неверный

Максимальный балл

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 19

C5 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

При анализе ответа учитываются:

– количество пунктов плана и пояснений к ним;

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их

соответствия заданной теме;

– корректность пояснений к пунктам плана (полнота представлен-

ной информации и отсутствие фактических ошибок)

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие коренного перелома в ходе Великой Отечественной

2) Первый этап коренного перелома (ноябрь 1942 – весна 1943 г.)

а) контрнаступление советских войск под Сталинградом;

б) успешные операции на Северном Кавказе, Среднем

и Верхнем

Дону, на брянском и курском направлениях;

в) завершение перестройки промышленности на военный лад;

г) развитие партизанского движения.

3) Второй этап коренного перелома (лето 1943 – конец 1943 г.).

Ко второму этапу относятся: Курская битва, битва за Днепр,

достижение пикового уровня военного производства в СССР,

укрепление

антигитлеровской

коалиции

(Тегеранская

конференция).

4) Итоги коренного перелома в ходе Великой Отечественной

Возможно другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов плана. Они могут быть представлены в

назывной, вопросной или смешанной формах.

Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов (п. 2),

ненумерованного перечня позиций (п. 3), комментариев в

свободной форме

План содержит не менее трёх пунктов, к двум из которых даны

пояснения.

Формулировки пунктов плана и пояснений отражают содержание

темы, в пояснениях без фактических ошибок приведены основные

исторические события, раскрывающие содержание пунктов плана.

© 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 20