Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны. 24-го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов. Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева — французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов. Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, — уже прошел. Теперь уж война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам, ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно. 22-го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников — один поляк, другой немец — почти в одно и в то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт. — Нет, бг"ат, я сам с усам, — сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала-поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца. Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим-то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом. Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов. Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчика-барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне. Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого — захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по старой Смоленской дороге, их войско двигалось по тому же пути, каким пришло в Россию, поэтому вместо обильных, урожайных земель их встречали выжженные поля и разоренные деревни. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Из-за неповоротливых обозов с награбленным в Москве имуществом войско двигалось медленно, окончательно сбив строй.

Но не голод и болезни, а множество партизанских отрядов, успешно нападавших на обозы и даже целые отряды французов, уничтожало французское войско. Партизанские отряды сильно различались: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок, взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Были партизаны, относившиеся к пойманным французам как к военнопленным, с должным уважением, были те, которые безжалостно убивали их за разорение своих деревень, домов или ради богатой добычи.

В части романа «Война и мир», рассказывающей о партизанской войне, описаны события всего лишь неполных двух дней, но сколько реализма и трагичности в этом повествовании! Именно здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая. О смерти князя Андрея, даже о смерти Элен и старого Безухова мы узнаем косвенно. Герой на минуту покидает умирающего и уже не видит его смерти. Автор просто констатирует факт. А смерть Пети Ростова, такая быстрая и неожиданная, происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть просто и коротко описана читателям. Этим усугубляется суровый реализм описания. Вот она, война. Даже вид Бородинского поля, усеянного трупами и ранеными, не вызывает такого тяжелого впечатления. Толстой дает почувствовать читателю, что война – это когда убивают. Она ужасна, неприемлема, противоестественна. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из вражеского стана, высунувшегося из-за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!»? Эти вопросы ставит Толстой перед читателями. Опомнитесь, люди, перестаньте убивать ради убийства, ради денег, ради чего бы то ни было!

Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – это война народа, который не может по самой своей сути жить под властью захватчиков. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях, независимо от социального происхождения, «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации уверен Толстой. Движимые различными целями и интересами люди разных сословий делают все, что можно только сделать для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считает, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны для чего-то вооружаются и убивают, прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

Медведь, залезший в улей, мог бы прогнать, победить другого медведя, если бы тот был слабее его, но он ничего не может поделать с роем разъяренных пчел. Так и французское войско: оно могло бы победить русскую армию в сражении, но оно бессильно против партизанских отрядов, голода и болезней. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

Поэтому Наполеон напрасно ждал ключей от Москвы на Поклонной горе, хотя, по правилам ведения европейской войны, мог считать себя хозяином города и рассчитывать на соответствующий прием. Поэтому его войско было уничтожено благодаря партизанской войне, «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них – показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого из них по-разному: то врывается гибелью близкого человека, то впивается в грудь осколком снаряда, порой пролетает мимо темной тенью, оставляя беспокойство и страх, а порой – просветлением души, желанием жить дольше и лучше.

Некоторых своих героев Толстой «испытывает» даже не один раз. Например, князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Причем создается впечатление, что, по мнению писателя, Болконский оба раза после ранений не прошел испытания, так как после первого ранения (под Аустерлицем) так и не оставил честолюбивых мечтаний, а во второй раз ему не хватило воли, чтобы выжить. «Просветление» Андрея оказывается лишь признаком «пробуждения от жизни». Он наконец-то находит до той поры неизвестный ему смысл жизни (любовь божескую) и умирает.

Пример благотворного воздействия «дыхания смерти» - это испытание Пьера Безухова. Перенесенная Безуховым угроза расстрела в плену у французов вкупе с влиянием немудреной философии Платона Каратаева открывают перед Пьером возможность наслаждения самой жизнью, такой, какая она есть в данный момент и которая была скрыта от князя Андрея.

Такой уникальной способностью жить счастливо и дарить счастье окружающим обладала с рождения Наташа Ростова, ставшая впоследствии женой Пьера. Ровное течение ее жизни нарушает лишь вмешательство отрицательного персонажа Анатоля Курагина, что в итоге толкает Наташу к попытке самоубийства. Однако она выдерживает это испытание смертью. Желание жить перебороло в Наташе желание умереть. В дальнейшем заложенная в ней жизненная сила, главная составляющая которой любовь, помогает героине преодолеть кризис. Как ни странно, известие о смерти Пети, страдания матери помогают ей опять полюбить жизнь, жить во имя близких.

Однако не всегда смерть или угроза смерти помогает героям осмыслить жизнь. Например, смерть Лизы, жены князя Андрея, становится всего лишь упреком ему, тогда еще холодному и потерявшему интерес к своей судьбе и судьбе своих близких. Смерть’Элен Курагиной, отрицательного персонажа, показывает нам, как незаметна смерть человека, существование которого было столь же мелко и бесполезно. Уход из жизни Элен не вызывает никакого чувства жалости. Писатель лишь вскользь упоминает о нем.

Однако, как ни странно, смерть идеального героя Платона Каратаева также не вызывает жалости. Сожаление – да, но не жалость. Каратаев не боится смерти, он принимает ее, как один из атрибутов жизни, поэтому в ней я нет трагичности. Мы сожалеем об уходе из жизни «вполне хорошего» человека, но жалеть самого Платона незачем.

В трудные годины, которые не раз были у нашей Родины, на ее защиту становились не только регулярные войска, но и простые люди. Они не имели к армии никакого отношения, но не могли спокойно жить, когда их дому угрожала беда. Создавались партизанские отряды. Вначале они возникали стихийно, а через какое-то время объединялись и вырастали до больших народных соединений.

Такую партизанскую войну по защите родной земли против французских войск и описал в своем романе Лев Толстой. Он показал, как простые русские люди с первых дней, когда враги пришли на их родную землю восстали против этого, создали вначале маленькие отряды из трех-десяти человек, а затем они объединились в большие группы, которые вынуждено было признать император, полководец Кутузов и другие генералы.

Под руководством Давыдова и Долохова это были мобильные объединения, которые в тылу врага, нападали на обозы и небольшие военные отряды, нередко добывали важные сведения, то есть, как могли, помогали регулярной армии. Это были совершенно разные люди. В обычной жизни многие так бы и не встретились друг с другом, но в сложные времена они все становились героями, которые не жалели своей жизни для победы. Так, например Тихон Щербатый, простой мужик, который от природы был хитер и изворотлив, один пробирается в тыл к французам, чтобы добыть «языка».

В партизанских отрядах были совершенно разные люди: и богатые, и бедные, и известные, и совсем никому не известные. По разным причинам объединились они вместе - кто пришел, как Петя Ростов, за романтикой, но большая часть просто осознавала, что если они не встанут на защиту, отчего дома, то беда, непременно, придет в него. Они боролись, защищали и погибали за правое дело. Чтобы их имена и прообразы остались в нашей памяти, и дошли до будущего создал автор свое великое произведение.

Вариант 2

Произведение описывает события Отечественной войны 1812 года, в которых писатель анализирует причины и факторы победы русского народа с точки зрения не только действий армейских сил, но и участия в войне обычных простых людей.

Автор ярко иллюстрирует жестокость и ужас войны, но в то же время утверждает, что результат военных сражений всегда зависит от человеческого фактора, причем не только от регулярного войска, но и от войны, которую ведут разрозненные люди, объединившиеся в небольшие партизанские отряды.

Действия партизан резко контрастируют с военной тактикой армии, поскольку они борются с захватчиками, находясь в тылу врага. Методы партизанской войны отличаются спонтанностью, отсутствием единых правил и военных законов. Единственным мотивом, объединяющим и военных, и партизан, является жгучее желание одолеть ненавистного врага, освободить родную землю и жить спокойно.

Взаимоотношения людей, попавших в партизанское движение, писатель описывает на примере образов Давыдова, Долохова, Денисова, Тихона Щербатого, являющихся противоположными людьми и по положению, и по взглядам, но объединившихся ради защиты отечества, понимающих, что воюют и погибают ради восстановления справедливости, ради своих родных и близких людей.

Персонажи используют разные приемы борьбы с французскими захватчиками, захватывают военные обозы, истребляют малочисленные вражеские отряды, берут в плен офицеров с целью получения необходимой информации, но в жизни – это совершенно разные люди. Щербатый, отправившись на задание раздобыть пленного француза, захватив офицера и поняв, что он не имеет нужных сведений, с легкостью его уничтожает. Денисов же, являясь предводителем одного из партизанских соединений, запрещает бессердечно убивать попавших в плен захватчиков. При этом оба партизанских героя осознают, что их в аналогичном случае никто не пощадит и не пожалеет.

Причины пребывания в партизанах персонажей разнообразны, присутствуют даже романтические натуры (образ Петра Ростова), представляющие войну как игровую площадку. Но все участники партизанского движения по собственной воле принимают решение таким образом защищать своих близких и родину, при этом каждому из них присуще естественное чувство страха и боли за товарищей, за собственную жизнь, за судьбу страны.

Повествуя не только о знаменитых сражениях Отечественной войны, выигранных русской армией, писатель сосредотачивает внимание на ключевом факторе окончательной победы над французами. По мнению автора, патриотизм участников партизанских отрядов является неоценимой помощью действующим войскам, становится решающим моментом в переломе военных событий и способствует изгнанию французских завоевателей с территории российского государства.

Сочинение Партизанская война в романе Толстого Война и мир

Оставив Москву, французы отправились дальше по Смоленской дороге, но повсюду их преследовали неудачи. Армия французов потихоньку исчезала голод никого не пощадил, а еще начали нападать партизанские отряды, который могли разбить небольшие отряды армии.

Лев Николаевич Толстой в своем романе описывает события, которые произошли за два неполных дня. Это описание смерти Петра Ростова, описана она коротко, но в ней столько непонятного и возникает множество вопросов. Толстой и спрашивает, почему люди убивают друг друга и за что. Смерть Петьки Ростова происходит на глазах Долохова и Денисова, смерть несправедливая и жестокая.

Толстой вообще говорит о том, что война это нечто противное и страшное, вокруг несправедливость и убийства. Лев Николаевич описывая партизанскую войну, писал о том, что в ней участвовали люди, которые очень сильно любили свою страну и не хотели находиться под гнетом чужаков. Партизанами были различные люди социальных групп и слоев населения, но у них была одна общая цель, они хотели выгнать врагов со своей территории.

Русский народ моментально среагировал на вторжение врага и начал сливаться организовывая партизанские отряды для того чтобы всем вместе победить врага. У французского войска не было шансов против народа любящего свою страну. Русский народ относится особенно к своей земле, словно к родной матери, которая их выкормила. Возможно, конечно французы и смогли бы выиграть, но все сыграло против них и болезни и голод и холод, а тут еще и партизаны начали нападать.

Лев Николаевич Толстой хотел написать о том, что какими бы дедами не занимался народ, если надо прийти на помощь Отчизне и отстаивать свои права они готовы стать плечом к плечу и несмотря ни на что стоять насмерть.

Толстой описывают картину войны так, что фехтование между двумя людьми продолжалось очень долго. Один из них понимает, что выиграть он не сможет и это может кончиться для него смертью. Тогда человек решает бросить шпагу и взять в руки дубину, таким образом, побеждает противника. Именно поэтому у французов не было шансов выиграть ведь фехтовальщик француз, а второй, который взял дубинку русский человек с огромной, открытой душой.

Не один из историков не смог однозначно описать войну, а вот Лев Николаевич решил это сделать с точки зрения обычного человека. В своем романе он показал, что русский народ сможет постоять за себя и свою Родину.

  • Анализ рассказа Лескова Человек на часах 6 класс

    Рассказ иллюстрирует прядки в России времен правления Николая I, когда дисциплина и «порядок ради порядка» могли в любой момент сломать жизнь любого, а также методы, благодаря которым подданным империи удавалось ослабить ее давление на себя.

  • Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

  • Анализ произведения Гранатовый браслет Куприна

    В рассказе Александра Куприна с необычайной тонкостью и трагичностью описана истинная любовь, хотя и безответная, но чистая, бесспорная и возвышенная. Кому, как не Куприну писать об этом великом чувстве.

  • Специальность Экономика, бухгалтерский учет, контроль.Реферат по литературе на тему Партизанское движение в произведение Л. Н. Толстого Война и мир Выполнил студент 618 группы ГОУ З.А.М.Т.а Александровский Иван План, по которому составлен реферат 1. Вступление партизанское движение это часть народного освободительного движения направленного против французов. 2. Исторические события в России 1812 года. 3. События в романе-эпопее Война и мир том 4, часть4. Роль и значение партизанского движения в победе над французами. Вступление Партизанское движение в Отечественной войне 1812 года является одним из главным выражением воли и стремлением к победе русского народа против французских войск. В партизанском движении отражен народный характер Отечественной войны.

    Начало партизанского движения. Движение партизан началось после вступления наполеоновских войск в Смоленск.Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии отсталые мародеры, фуражиры- были истреблены казаками и Партизанами.

    Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступление мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выявились талантливые организаторы партизанской войны.О начавшемся движении народа свидетельствуют многие участники событий участник войны декабрист И. Д. Якушин, А. Чичерин и многие другие. Они неоднократно утверждали, что жители не по распоряжению начальства при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя свои жилища на сожжение, и оттуда вели партизанскую войну с захватчиками.

    Войну вели не только крестьяне, но и все слои населения. Но некоторая часть дворянства осталось на месте с целью сохранить свои поместья.Значительно уступая по численности французам, русские войска вынуждены были отступать, сдерживая врага арьергардными боями.

    После ожесточенного сопротивления был сдан город Смоленск. Отступление вызвало недовольство в стране и в армии. Следуя советам окружающих, царь назначил главнокомандующим русской армии М. И. Кутузова.Кутузов приказал продолжать отступление, стремясь избежать в невыгодных условиях генерального сражения, которого настойчиво добивался Наполеон I. На подступах к Москве у села Бородино Кутузов дал французам генеральное сражение, в котором французская армия, понеся большие потери, не добилась победы.

    В то же время русская армия сохранила боеспобоность, что подготовило условия для перелома в войне и окончательного разгрома французских армий. Чтобы сохранить и пополнить русскую армию, Кутузов оставил Москву, искусным фланговым маршем отвел свои войска и занял позиции у Тарутина, таким образом, закрыв Наполеону пути к богатым продовольствием южным районам России. Одновременно он организовал действия армейских партизанских отрядов.Против французских войск развернулась также широкая народная партизанская война.

    Русская армия перешла в контрнаступление. Французы, вынужденные отступать, несли огромные потери и терпели поражение за поражением. Чем глубже проникали наполеоновские войска, тем явственнее становилось партизанское сопротивление народа. События в романе. В романе Л. Н. Толстого Война и мир полно и кратко описаны действия партизанских отрядов.Период кампании 12-го года от Бородинского сражения до изгнания французов доказал, что выигранное сражение не только не есть причина завоевания, но даже и не постоянный признак завоевания доказал, что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом. Со времени оставления Смоленска начинается партизанская война, весь ход кампании не подходит ни под какие прежние предания войн. Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтования остановился в Москве и вместо шпаги противника увидел поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру, на то, что война велась противно всем правилам как будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей. 24 августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, а вслед за его отрядом стали учреждаться другие.

    Денисов также руководит одним из партизанских отрядов.

    В его отряде находится Долохов.Партизаны Денисова выслеживают французский транспорт с большим грузом кавалерийских вещей и русских пленных и выбирают наиболее удобный момент для нападения. Чтобы подготовиться еще лучше, Денисов посылает одного из своих партизан, Тихона Щербатого, за языком.

    Погода дождливая, осенняя. Пока Денисов ждет возвращения, в отряд приезжает фидер с пакетом от генерала. Денисов с удивлением узнает в офицере Петю Ростова. Петя пытается держаться по-взрослому, всю дорогу приготавливает себя к тому, как будет, не намекая на прежнее знакомство, держать себя с Денисовым.Но при виде той радости, которую выказывает Денисов, Петя забывает официальность и просит Денисова оставить его в отряде на день, хотя при этом и краснеет причиной этого было то, что генерал, который боялся за его жизнь, отправляя Петю с пакетом, строго-настрого приказал ему сразу возвращаться и не ввязываться ни в какие дела, Петя остается.

    В это время возвращается Тихон Щербатый посланные на разведку партизаны видят, как он удирает от французов, которые палят по нему из всех стволов.Выясняется, что Тихон захватил пленного еще вчера, но Тихон не довел его живым до лагеря.

    Тихон пытается добыть еще одного языка, но его обнаруживают. Тихон Щербатый был в отряде одним из самых нужных людей.Подобрали Щербатого в небольшом селе. Староста этого села встретил поначалу Денисова неприветливо, но когда тот говорит, что его цель бить французов, и спрашивает, не забредали ли французы в их края, староста отвечает, что миродеры бывали, но что в их деревне один только Тишка Щербатый занимался этими делами.

    По приказанию Денисова Щербатого приводят, тот объясняет, что мы французам худого не делаем мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали. Вначале Тихон справляет в отряде всю черную работу раскладку костров, доставление воды и т. п но потом выказывает очень большую охоту и способность к партизанской войне.Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных.

    Денисов освобождает Тихона от работ, начинает брать его с собой в разъезды, а затем зачисляет в казаки. Однажды, пытаясь взять языка, Тихон получает ранение в мякоть спины при этом убив человека. Петя понял на мгновение, что Тихон убил человека, ему сделалось неловко. Скоро приезжает Долохов. Долохов приглашает господ офицеров прокатиться вместе с ним в лагерь французов. У него с собой есть два французских мундира.По словам Долохова, он хочет подготовиться получше к наступлению, т. к. любит аккуратно дело делать. Петя тут же вызывается ехать с Долоховым и, несмотря на все уговоры Денисова и других офицеров, стоит на своем.

    Долохов видит Винсента и выражает недоумение по поводу того, зачем Денисов берет пленных ведь их нужно кормить. Денисов отвечает, что он отсылает пленных в штаб армии. Долохов резонно возражает Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют.Так не все ли равно их не брать Денисов соглашается, но добавляет Я на свою душу взять не хочу Ты говоришь помрут Только бы не от меня. Облачившись во французские мундиры, Долохов с Петей отправляются в лагерь противника.

    Они подъезжают к одному из костров, разговаривают с солдатами по-французски. Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно, начинает напрямую выспрашивать солдат об их количестве, о местонахождении ров и проч. Петя с ужасом каждую минуту ждет разоблачения, этого не доходит.Оба возвращаются в свой лагерь целыми и невредимыми.

    Петя восторженно реагирует на подвиг Долохова даже целуется с ним. Ростов идет к одному из казаков и просит наточить ему саблю, поскольку на следующий день она ему понадобится в деле. На следующее утро он просит Денисова поручить ему что-нибудь. В ответ тот приказывает Пете слушаться его и никуда не соваться.Раздается сигнал к атаке, и в тот же миг Петя, забыв о приказе Денисова, пускает свою лошадь во весь опор. На полном скаку он влетает в деревню, куда они ездили с Долоховым накануне ночью.

    Пете очень хочется отличиться, но ему это никак не удается. За одним из плетней французы из засады стреляют по казакам, которые толпятся у ворот. Петя видит Долохова. Тот кричит ему, что надо подождать пехоту. Вместо этого Петя кричит Ура и бросается вперед. Казаки и Долохов вслед за ним вбегают в ворота дома. Французы бегут, но лошадь Пети замедляет свой бег, и он падает на землю. Голову ему пробивает пулей, и буквально через несколько мгновений он умирает.Денисов в ужасе, он вспоминает, как Петя делился с гусарами изюмом, присланным из дома, и плачет.

    Среди пленных, которых освободил отряд Денисова, оказывается и Пьер Безухов. Пьер провел в плену достаточно много времени. Из 330 человек, вышедших из Москвы, в живых осталось меньше 100. Ноги Пьера сбиты и покрыты болячками, вокруг то и дело пристреливают раненых.Заболевает Каратаев и слабеет с каждым днем. Но труднее становилось его положение, чем страшнее была ночь, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные, успокоительные мысли, воспоминания и представления.

    На одном из привалов Каратаев рассказывает историю о купце, которого по обвинению в убийстве посадила в острог. Убийства купец не совершал, а страдал безвинно. Он покорно переносил все испытания, выпавшие на его долю, а как-то раз встретился с одним каторжным и рассказал ему свою судьбу.Каторжник, услышав от старика подробности дела, признается, что это он убил человека, за которого купца посадили в острог падает ему в ноги, просит простить.

    Старик отвечает, что все мы богу грешны, я за свои грехи страдаю. Однако преступник объявляется начальству, сознается, что шесть душ загубил. Пока пересматривают дело, проходит время, и когда от царя выходит указ выпустить купца и наградить, оказывается, что он уже умер его бог простил. Каратаев больше не может идти дальше. На следующее утро отряд Денисова разбивает французов и освобождает пленных.Казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платье, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя среди них и не мог выговорить ни слова он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его. Долохов между тем считает пленных французов, взгляд его вспыхивает жестоким блеском.

    В саду вырывают могилу для Пети Ростова и хоронят его. С 28 октября начинаются морозы, и бегство французов из России приобретает еще более трагический характер. Начальники бросают своих солдат, пытаются спасать свою жизнь.Хотя русские войска и окружили бегущую французскую армию, они не уничтожали ее и не захватывали в плен Наполеона, его генералов и прочих.

    Не в этом состояла цель войны 1812 года. Цель была не в захват военачальников и уничтожении армии, которая и так большей частью погибла от холода и голода, но в том, чтобы прогнать нашествие с русской земли. Роль и значение партизанской войны. Подвиг Пети Ростова, Тихона Щербатого, и многих других героев в целом послужил стимулом для борьбы с Наполеоном.Таким образом, партизанское движение в лице всего русского народа, а также представителей дворянства повлияло на течение войны 1812 года, съиграло важную роль в разгроме французской армии.

    Список используемой литературы 1. Произведение Л. Н. Толстого Война и мир Том 4, часть 3 2. Работа Л. Г. Бескровного Партизаны в отечественной войне 1812 года 3. Из интернета доклад на тему Отечественная война 1812 года 4. Воспоминания декабриста И. Д. Якушина.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско.

    В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и несправедливая: смерть Пети Ростова, которая происходит на глазах Денисова и Долохова. Эта смерть описана просто и коротко. Этим усугубляется суровый реализм написания. Вот она, война. Таким образом, Толстой еще раз напоминает, что война – это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», война – это когда убивают. Она ужасна, противоестественна, неприемлема человеку. Ради чего? Зачем обыкновенному человеку убивать мальчишку, пусть из другого народа, высунувшегося из‑за своей неопытности и храбрости? Зачем человеку убивать другого человека? Почему Долохов так спокойно произносит приговор десятку пленных людей: «Брать не будем!» Эти вопросы ставит Толстой перед читателями.

    Явление партизанской войны полностью подтверждает историческую концепцию Толстого. Партизанская война – война народа, который не может, не желает жить под захватчиками. Партизанская война стала возможной благодаря пробуждению в различных людях независимо от их социального положения «роевого» начала, духа, в существовании которого в каждом человеке, в каждом представителе нации был уверен Толстой. Разные были партизаны: «были партии, перенявшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи… был дьячок… взявший несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Партизаны были разные, но все они, движимые различными целями и интересами, делали все что можно только было сделать, для изгнания неприятеля со своей земли. Толстой считал, что их действия вызваны врожденным, инстинктивным патриотизмом. Люди, которые в мирное время спокойно занимались своими повседневными делами, во время войны вооружаются, убивают и прогоняют врагов. Так пчелы, свободно летавшие по огромной территории в поисках нектара, быстро возвращаются в родной улей, когда узнают о вторжении врага.

    Французское войско было бессильно против партизанских отрядов, как бессилен медведь, залезший в улей, против пчел. Французы могли бы победить русскую армию в сражении, но против голода, холода, болезней и партизан они сделать ничего не могли. «Фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу, и, взяв… дубину, начал ворочать ею… Фехтовальщик – французы, его противник… были русские…»

    Войско Наполеона было уничтожено благодаря партизанской войне – «дубине народной войны». И описать эту войну с точки зрения «правил фехтования» невозможно, все попытки историков, которые писали об этом событии, безуспешны. Толстой признает партизанскую войну самым естественным и справедливым средством борьбы народа с захватчиками.

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]