Вы сталкиваетесь с такими единицами измерения, как:кгс/см2, кПа, МПа, бар, л/мин, м3/мин, м3/час и так далее. Если Вы не занимались до этого момента покупкой компрессора с первого раза разобраться в этом достаточно сложно. Специалисты компании КОМИР предлагают ознакомиться с единицами измерений, используемые в компрессорной технике, и их отношениями друг с другом.

В нашей стране используется система измерения СИ (SI). Давление в ней обозначается как Паскаль, Па (Pa), один Па (1 Pa) равен 1Н/м2. Паскаль имеет две производные: кПа и МПа:
1 МПа=1 000 000 Па,
1 кПа=1 000 Па.
В разных промышленных отраслях используются своиединицы измерения :
- мм.рт. ст. или Торр - миллиметр ртутного столба,
- атм - физическая атмосфера,
- 1 ат.= 1 кгс/см2 - техническая атмосфера.
В странах с Англоговорящим населением используют единицу - фунт на квадратный дюйм, т.е. PSI.

Ниже в таблице приведены соотношения разных единиц измерения друг с другом.

Единицы измерения МПа бар мм.рт.ст Атм. кгс/см2 PSI
1 МПа 1 10 7500,7 9,8692 10,197 145,04
1 бар 0,1 1 750,07 0,98692 1,0197 14,504
1 мм.рт.ст 1,3332*10-4 1,333*10-3 1 1,316*10-3 1,359*10-3 0,01934
1 атм 0,10133 1,0133 760 1 1,0333 14,696
1 кгс/см2 0,98066 0,98066 735,6 0,96784 1 14,223
1 PSI (фунд на кв. дюйм) 6,8946*10-3 0,068946 51,175 0,068045 0,070307 1

Давление вкомпрессорном оборудовании имеет два значения: абсолютное давление или избыточное давление. Абсолютное давление - это давление с учетом давления атмосферы Земли. Избыточное давление - это давление без учета давления Земли. Иначе избыточное давление еще называют рабочим или давлением по манометру - то значение давления, которое показывает стрелочный манометр. несложно заметить, что рабочее давление всегда ниже атмосферного на одну единицу. Это важно знать при заказе компрессора, чтобы правильно подобрать нужный компрессор по максимальному рабочему давлению. Рабочее давление может находиться в диапазоне 8-15 бар. О днако существуют компрессоры и в 40 бар их называют компрессоры высокого давления. О них мы напишем позже.

Промышленный компрессор вне зависимости от своего типа: винтовой, центробежный или поршневой имеет такой основной параметр, как производительность . Под ним подразумевается объем сжатого воздуха произведенный за определенный период времени.

Упрощенно производительность компрессора - это количество сжатого воздуха на выходе компрессора, приведенное (пересчитанное) к условиям на всасе компрессора. Т.е. это не об ъем сжатого воздуха на выходе компрессора с каким-то избыточным давлением, это количество пропущенного через компрессор воздуха с атмосферным давлением.

Простой пример для понимания:

При производительности компрессора 10м3/мин и избыточном (рабочем) давлении 8 бар на выходе компрессора будет 1,25 м3/мин сжатого воздуха до давления 8 бар (10 м3/мин: 8 = 1,25 м3/мин).

К ак правило, данный объем измеряют следующей величиной: метр кубический в минуту (м3/мин). Иногда встречаются и другие единицы измерения: метр кубический час (м3/час), литров в минуту (л/мин), литров в секунду (л/с).

Единицы измерения м3/мин
1 л/мин 0,001
1 м3/час 1/60
л/с 0,06

Стоит отметить, что в Англоговорящих странах для указания производительности компрессора используется единица измерения, под названием - кубический фут в минуту (CFM). Один кубический фут в минуту равен 0,02832 м3/мин.

Сжатый воздух на выходе компрессора в своем составе содержит различные примеси: пары воды, механические частицы и пары масла. Для его очистки до требуемых параметров использую тся фильтры сжатого воздуха, осушители сжатого воздуха. Уровень загрязненности сжатого воздуха регламентируется следующими нормативными актами: ГОСТ 17433-80, ГОСТ 24484-80, или по ISO 8573.1.

Надеюсь, у нас получилось, рассказать про единицы измерения, применяемые в компрессорном оборудовании, если у Вас остались вопросы позвоните нам по телефону: +7 843 272-13-24.

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер паропроницаемости и скорости переноса пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 кубический метр в час [м³/ч] = 16,6666666666666 литр в минуту [л/мин]

Исходная величина

Преобразованная величина

кубический метр в секунду кубический метр в сутки кубический метр в час кубический метр в минуту кубический сантиметр в сутки кубический сантиметр в час кубический сантиметр в минуту кубический сантиметр в секунду литр в сутки литр в час литр в минуту литр в секунду миллилитр в сутки миллилитр в час миллилитр в минуту миллилитр в секунду галлон (США) в сутки галлон (США) в час галлон (США) в минуту галлон (США) в секунду галлон (брит.) в сутки галлон (брит.) в час галлон (брит.) в минуту галлон (брит.) в секунду килобаррель (США) в сутки баррель (США) в сутки баррель (США) в час баррель (США) в минуту баррель (США) в секунду акр-фут в год акр-фут в сутки акр-фут в час миллион кубических футов в сутки миллион кубических футов в час миллион кубических футов в минуту унций в час унций в минуту унций в секунду английских унций в час английских унций в минуту английских унций в секунду кубических ярдов в час кубических ярдов в минуту кубических ярдов в секунду кубических футов в час кубических футов в минуту кубических футов в секунду кубических дюймов в час кубических дюймов в минуту кубических дюймов в секунду фунтов бензина при 15.5°C в час фунтов бензина при 15.5°C в сутки

Подробнее об объемном расходе

Общие сведения

Нередко возникает необходимость определить количество жидкости или газа, которое проходит через определенную площадь. Такие вычисления используют, к примеру, при определении количества кислорода, который проходит через маску, или, вычисляя количество жидкости, которая проходит через канализационную систему. Скорость, с которой жидкость течет через это пространство, можно измерять с помощью различных величин, например массы, скорости, или объема. В этой статье рассмотрим измерение с использованием объема, то есть объемный расход.

Измерение объемного расхода

Для измерения объемного расхода потока жидкости или газа чаще всего используют расходомеры . Ниже рассмотрим различные конструкции расходомеров, и факторы, влияющие на выбор расходомера.

Свойства расходомеров отличаются в зависимости от их назначения и некоторых других факторов. Один из важных факторов который следует учитывать при выборе расходомера - среда, в которой он будет использоваться. Например, расходомеры, предназначенные для работы в тяжелых условиях эксплуатации, используют в среде, которая вызывает коррозию и разрушает некоторые материалы, например в среде с высокой температурой или давлением. Детали расходомера, которые находятся в прямом контакте со средой, изготавливают из стойких материалов, чтобы повысить их срок службы. В некоторых конструкциях расходомеров датчик не соприкасается со средой, что приводит к увеличению его долговечности. Кроме этого, свойства расходомера зависят от вязкости жидкости - некоторые расходомеры теряют точность или вообще перестают работать, если жидкость слишком вязкая. Важное значение также имеет постоянство потока жидкости - некоторые расходомеры перестают нормально работать в среде с переменным потоком жидкости.

Помимо среды, в которой будет использоваться расходомер, при приобретении необходимо также принять во внимание его точность. В некоторых случаях допускают очень низкий процент ошибки, например 1% или ниже. В других случаях требования к точности могут быть не столь высокими. Чем точнее расходомер, тем выше его стоимость, поэтому обычно выбирают расходомер с точностью не намного выше требуемой.

Кроме этого, у расходомеров бывают ограничения минимального или максимального объемного расхода. Выбирая такой расходомер, стоит убедиться, что объемный расход в системе, где проводят измерения, не выходит за рамки этих ограничений. Также не стоит забывать, что некоторые расходомеры понижают давление в системе. Поэтому необходимо убедиться, что это понижение давления не вызовет проблем.

Два самых широко используемых расходомера - ламинарные расходомеры и расходомеры объемного вытеснения. Рассмотрим их принцип работы.

Ламинарные расходомеры

Когда жидкость течет в ограниченном пространстве, например через трубу или по каналу, то возможны два типа течения. Первый вид - турбулентное течение , при котором жидкость течет хаотично, во всех направлениях. Второй - ламинарное течение , при котором частицы жидкости движутся параллельно друг другу. Если течение ламинарно, то это не значит, что каждая частица обязательно движется параллельно всем другим частицам. Параллельно движутся слои жидкости, то есть каждый слой параллелен всем другим слоям. На иллюстрации течение в секциях трубы 1 и 3 - турбулентно, а в секции 2 - ламинарно.

В ламинарном расходомере установлен фильтр, называемый каналом потока . По форме он напоминает обычную решетку. На иллюстрации канал потока отмечен номером 2. Когда жидкость попадает в этот канал, ее турбулентное движение внутри канала становится ламинарным. На выходе оно снова преобразуется в турбулентное. Давление внутри канала потока ниже, чем в остальной части трубы. Эта разница между давлением внутри канала и за его пределами зависит от объемного расхода. То есть, чем выше объемный расход - тем выше эта разница. Таким образом, можно определить объемный расход, измеряя разницу в давлении, как показано на иллюстрации. Тут давление измеряется одним манометром на входе канала потока и одним - на выходе.

Объемные расходомеры

Объемные расходомеры состоят из коллекторной камеры, через которую течет жидкость. Когда камера заполнена до отказа, выход жидкости из нее временно блокируется, после чего жидкость свободно вытекает из камеры. Чтобы определить объемный расход измеряют либо время, которое необходимо, чтобы заполнить до отказа камеру, либо сколько раз камера была заполнена за определенное время. Объем камеры известен и остается неизменным, поэтому объемный расход легко можно найти, используя эту информацию. Чем быстрее камера заполняется жидкостью, тем выше объемный расход.

Вращающиеся механизмы на основе роторов, шестерен, поршней, а также колеблющихся или нутирующих дисков, используют для того, чтобы помочь жидкости проникнуть в камеру, а также блокировать выход этой жидкости из камеры. Нутация - особый вид вращения, который совмещает колебания и вращение вокруг оси. Чтобы понять, как выглядит диск, подвергающийся нутации, представим два вида движения как на иллюстрации 1 и 2, совмещенных вместе. На третьей иллюстрации изображено совмещенное движение, то есть нутация.

Объемные расходомеры чаще используют с жидкостями, но иногда с их помощью определяют объемный расход газов. Такие расходомеры плохо работают, если в жидкости есть пузырьки воздуха, так как пространство, занимаемое этими пузырьками включено в общий объем в процессе вычисления, что не правильно. Одно из решений этой проблемы - избавиться от пузырьков.

Объемные расходомеры не работают в загрязненной среде, поэтому их лучше не использовать с жидкостями или газами, в которых взвешены частицы других веществ. Благодаря их устройству, расходомеры объемного типа моментально реагируют на изменение течения жидкости. Поэтому их удобно использовать в среде с переменным течением жидкости. Одно из распространенных применений расходомеров объемного типа - измерение количества использованной воды в бытовых целях. Такие расходомеры нередко используют в счетчиках воды, установленных в жилых домах и квартирах для того, чтобы определить стоимость оплаты коммунальных услуг жильцов.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

Расчеты для перевода единиц в конвертере «Конвертер объёмного расхода » выполняются с помощью функций unitconversion.org .

9 класс

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по химии прошел с достаточно большим числом участников - 197 человек. но не порадовал своими результатами. Примерно четверть всех участников (50 человек) получили за свои работы 0 баллов, еще около 100 человек набрали от 1 до 10% баллов и только пятеро преодолели 50%-ный барьер.

Право принять участие в областном этапе Всероссийской олимпиаде предоставлено десяти лучшим участникам. Среди них - два призера прошлогодней олимпиады школьников 8 класса: Зданович Александр и Корякин Федор.

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Зданович Александр МОУ СОШ №17
г. Тобольск
40 1
Сальников Максим "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
30,5 2
Корякин Федор МОУ Сорокинская СОШ, Сорокинский р-н 28 3
Скакун Святослав МОУ СОШ №9
г. Тобольск
27,5 4
Игнатюк Василина МОУ СОШ №88
г. Тюмень
27 5
Ломакина Ольга МОУ СОШ №70
г. Тюмень
19,5 6
Юров Андрей МОУ Казанская СОШ, Казанский район 18,5 7
Дубонос Арсений МОУ СОШ №70
г. Тюмень
17 8
Чичигина Яна МОУ СОШ №70
г. Тюмень
16 9
Оленьков Дмитрий МОУ Абатская СОШ, Абатский район 15 10

Оказалось, что из двухсот лучших химиков 9 класса четверть не знает и не может

Написать уравнение реакции: серной кислоты со щелочью (задача 1);
- диссоциации хлорида алюминия;
- хлорида алюминия с нитратом серебра;
- хлорида алюминия с раствором щелочи (задача 2);
- карбоната магния с серной кислотой (задача 3);
- образования оксида углерода(IV) из простых веществ - термохимическое;
- образования оксида кальция из простых веществ - термохимическое (задача 4);
Рассчитать
- массу растворенного вещества по массовой доле (задача 1);
- количество вещества по числу частиц (задача 2);
- тепловой эффект реакции по массе вещества и теплоте (задача 4);
- количество вещества по массе вещества (задача 5);

Потому, что если бы они знали и умели выполнить хотя бы один из этих простейших элементов решения задачи - у них бы уже не было 0 баллов. А если бы они смогли сделать это все - таких баллов у них уже было бы как минимум 25%. И список этих простейших элементов можно продолжить.

10 класс

Десятиклассников среди участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии оказалось существенно меньше - 114 человек. Но и здесь треть участников (36 человек) получили нулевые баллы. 50%-ный барьер преодолели всего четверо. Среди них и два участника областной олимпиады прошлого года: Саликов Зуфар и Гаврилова Алиса. Право выступить на областной олимпиаде получили лучшие из учащихся 10 класса:

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Саликов Зуфар "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
41 1
Шнайдер Валентина "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
30 2
Федорцов Андрей МОУ СОШ №21
г. Тюмень
28,5 3
Гаврилова Алиса "ИГОЛ им.Е.Г.Лукьянец"
г. Ишим
25 4
Кудрова Мария МОУ Ингалинская СОШ, Упоровский район 22 5
Усольцев Андрей МОУ Армизонская СОШ, Армизонский район 20 6
Захарова Марина МОУ лицей №93
г. Тюмень
18 7
Некрасова Елизавета Гимназия ТюмГУ
г. Тюмень
17,5 8
Дорохович Михаил МОУ СОШ №5
г. Тюмень
17,5 8

Чего не смогла сделать треть из 114 лучших химиков 10 класса:

Написать уравнение реакции: получения HCl из хлоридов(задача 1);
- алкена с хлором (в общем виде) (задача 2);
- сульфата аммония и NaOH;
- аммиака с растворами кислот (задача 3);
- разложения нитрата натрия;
- разложения нитрата меди (задача 4);
- горения бензола - термохимическое;
- горения ацетилена - термохимическое;
- образования бензола из ацетилена (задача 5);
Рассчитать массу раствора по объему и плотности;
- массу растворенного вещества по массовой доле;
- количество вещества по массе вещества(задача 1,3);
- количество вещества по объему газа (задача 4);
- тепловой эффект реакции по массе вещества и теплоте (задача 5);
Объяснить образование иона аммония (задача 3);
- назначение ацетиленовой горелки (задача 5);

Любой из этих элементов дал бы участнику 1 балл, а их сочетание принесло бы 15 баллов. 15 и более баллов смогли набрать всего 9 человек.

11 класс

Наиболее определиться в своей любви к химии должны были учащиеся 11-х классов. Их оказалось 109 человек, и нулевых результатов здесь было всего 20. Но 50%-ный барьер смогли преодолеть трое. Тем не менее девяти лучшим участникам предоставлена возможность проявить себя на областной олимпиаде:

Фамилия Школа Балл Место в рейтинге
Бельских Денис "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
45,5 1
Козлова Мария Гимназия ТюмГУ
г. Тюмень
31 2
Русских Наталья МОУ Богандинская СОШ,
Тюменский район
27 3
Котова Ирина МОУ Сорокинская СОШ,
Сорокинский район
20 4
Зайцева Ирина МОУ Новоберезовская СОШ,
Аромашевский район
19 5
Зольников Андрей "Гимназия им.Н.Д.Лицмана"
г. Тобольск
17 6
Голубева Ольга МОУ лицей №93
г. Тюмень
16 7
Васильева Александра МОУ Пегановская СОШ, Бердюжский район 16 8
Ананина Анастасия МОУ Бердюжская СОШ, Бердюжский район 15 9

Чего нужно было не знать и не уметь, чтобы суметь получить 0 баллов в 11-м классе:

Написать уравнение реакции: горения сахарозы по известной формуле;
- взаимодействия КОН с углекислым газом (задача 1);
- оксида алюминия с содой при сплавлении (задача 2);
- получения бертоллетовой соли (задача 3);
- электролиза сульфата меди (хотя бы катодного процесса) (задача 4);
- диссоциации серной кислоты;
- получения серной кислоты (задача 5);
Рассчитывать количество растворенного вещества по объему и плотности раствора и массовой доле(задача 1,2,4);
- количество вещества по молярной концентрации (задача 5);
- pH по концентрации ионов водорода (задача 5);
Объяснить что такое бертоллетова соль,
- какое вещество входит в намазку спичечного коробка;
- какое устройство защищает легкие от вредного газа (задача 3);
- какая кислота содержится в "кислых дождях";
- что такое рН (задача 5);

Этого хватило бы, чтобы набрать 17 баллов, смогли с этим справиться всего 6 человек из 109.

Итак, известны сроки проведения областного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии - 30 января-1 февраля 2010 года. Определен состав ее будущих участников. Пожелаем им плодотворной подготовки и успешного выступления!

Другие материалы по проведению областных олимпиад школьников 2010 года представлены на

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять решенных, за которые участник набрал наибольшее количество баллов. Одна из задач с наименьшим баллом не учитывается. 1. Свойства кислотных оксидов Напишите уравнения реакций, в которых кислотный оксид реагирует с другим веществом в мольном соотношении: а) 1: 1, б) 1: 2, в) 2: 1, г) 1: 3, д) 1: 6. (Для каждой реакции можно выбрать свой кислотный оксид.) а) SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 б) CO 2 + 2KOH = K 2 CO 3 + H 2 O в) 2SO 2 + O 2 = 2SO 3 г) P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 д) P 2 O 5 + 6KOH = 2K 3 PO 4 + 3H 2 O По 2 балла за каждое уравнение. В каждом случае возможно несколько вариантов, принимаются любые разумные ответы, соответствующие условию. 2. Реакции с уменьшением объёма Имеется смесь водорода и кислорода. Смесь поджигают электрической искрой. При каком объёмном соотношении газов объём смеси после пропускания искры уменьшится ровно на одну четверть (при постоянных температуре и давлении)? Объёмом образующейся воды можно пренебречь. Дайте два варианта ответа и подтвердите их расчётом. 2H 2 (г) + O 2 (г) = 2H 2 O(ж) По уравнению реакции из 3 моль газов образуется 2 моль воды. Следовательно, количество вещества газов уменьшается на 3 моль, что

2 составляет четверть от исходного количества, т. е. до реакции было 12 моль газов. Возможны два варианта: 1) в избытке водород: 11 моль H 2 и 1 моль O 2, объёмное соотношение H 2: O 2 = 11: 1 2) в избытке кислород: 2 моль H 2 и 10 моль O 2, объёмное соотношение H 2: O 2 = 1: 5 Система оценивания: уравнение реакции 1 балл, упоминание идеи «избытка-недостатка» 1 балл, каждый вариант ответа по 4 балла, из них 3 балла за расчёт состава смеси в молях, 1 балл за объёмное соотношение. 3. Кислород из углекислого газа Соединение щелочного металла с кислородом вещество X вступает в реакцию с углекислым газом. Единственные продукты реакции карбонат металла и кислород в мольном соотношении 2: 3 и массовом соотношении 23: 8. Установите формулу X и напишите уравнения его реакций с углекислым газом и водой. Металл можно определить, сравнив массовое соотношение с мольным: m(m2co 3) 2 M (M2CO 3) 2 M (M2CO 3) 23 = = =, m(o) 3 M (O) откуда M(M 2 CO 3) = 138 г/моль, это K 2 CO 3, металл K. Формулу X определим по уравнению реакции. Обозначим формулу X K a O b и составим сначала схему, а затем уравнение реакции. Схема: K a O b + CO 2 2K 2 CO 3 + 3O 2. Уравнение: 4KO 2 + 2CO 2 = 2K 2 CO 3 + 3O 2.Вещество X KO 2. Уравнение реакции с водой: 4KO 2 + 2H 2 O = 4KOH + 3O 2. (Принимается также уравнение реакции с образованием H 2 O 2: 2KO 2 + 2H 2 O = 2KOH + H 2 O 2 + O 2.) 2

3 3 Система оценивания: определение металла 2 балла, установление формулы X 4 балла, уравнения реакций, по 2 балла за каждое 4 балла. 4. Электроны тоже имеют массу 2 В каком веществе, состоящем из двух элементов, массовая доля электронов наибольшая? Кратко обоснуйте свой ответ с помощью расчётов или аргументированных рассуждений. Атом состоит из протонов, нейтронов и электронов. Число электронов в атоме равно порядковому номеру элемента Z. Примем, что массы протона и нейтрона примерно равны, и запишем выражение для массовой доли электрона: N(e) m(e) N(e) m(e) ω(e) = = = N(e) m(e) N(p) m(p) N(n) m(n) N(e) m(e) N(p) N(n) m(p) Zm(e) 1 = = Zm(e) Am(p) A m(p) 1 Z m(e) Здесь N обозначает число частиц данного вида в атоме, А массовое число. Для того, чтобы массовая доля электрона была наибольшей, отношение A / Z должно быть наименьшим. Оно равно 1 для атома 1 H, у всех остальных атомов оно равно 2 или больше. Таким образом, в состав соединения должны входить атомы H и атомы другого элемента с минимальным (по возможности) отношением A / Z. При этом водорода должно быть как можно больше. Из всех водородных соединений наибольшая массовая доля водорода в CH 4. Атом углерода 12 C подходит в качестве второго элемента, так как у него A / Z = 2. Ответ: CH 4. Система оценивания: соображения о том, что в состав соединения должен входить атом H, 4 балла, соображения о CH 4 6 баллов (соединения с меньшей массовой долей водорода, например NH 3, H 2 O, 3 балла вместо 6), если дан только правильный ответ без каких бы то ни было рассуждений 0 баллов.

4 4 5. Исследование чёрного порошка Юный химик исследовал доступными ему средствами порошок чёрного цвета. При длительном прокаливании порошка на воздухе и в токе кислорода цвет вещества стал более темным, при этом выделялся газ с резким запахом, похожим на запах загорающейся спички. Масса вещества при прокаливании не изменилась. Дальнейшие исследования показали, что исходное исследуемое вещество не растворяется в разбавленной серной кислоте даже при нагревании, зато продукт прокаливания хорошо растворяется в кислоте, образуя при этом раствор голубого цвета. На основе этих наблюдений юный химик пришел к правильному выводу вещество состоит из двух элементов. а) Какие элементы входят в состав исследуемого вещества? б) Какова формула исследуемого вещества? в) Запишите уравнение реакции, протекающей при прокаливании вещества в присутствии кислорода. г) Объясните с помощью расчёта, почему масса твёрдого вещества при прокаливании не изменяется. а) В состав исследуемого вещества входят медь и сера (по 1,5 балла за каждый элемент всего 3 балла). б) Формула вещества Cu 2 S (3 балла; за CuS 0 баллов). в) Cu 2 S + 2О 2 = 2СuO + SO 2 (3 балла; 3 балла ставится и в том случае, если будет приведено правильное уравнение сгорания CuS). г) Масса 1 моля Cu 2 S (160 г) равна массе 2 моль CuО, продукт реакции SO 2 газообразное вещество (1 балл).

5 5 6. Химический фонтан На уроке химии был проведён следующий эксперимент. В колбу Вюрца 1 (см. рис. 1) поместили кристаллическое вещество белого цвета, которое окрашивает пламя в жёлтый цвет. С помощью капельной воронки 2 в колбу 1 прилили концентрированную серную кислоту, тотчас начал выделяться бесцветный газ в 1,26 раза тяжелее воздуха. Образующийся газ собрали в круглодонной колбе 3. 1) Какой газ получили в приборе, изображённом на рис. 1? Ответ обоснуйте, подтвердите расчётом и уравнением реакции. 2) Почему данный газ собирали методом вытеснения воздуха, а не воды? Рисунок 1 3) Что нужно сделать с колбой 3, заполненной газом, чтобы внутри её начал «бить фонтан» (см. рис. 2)? Ответ поясните. 4) Что будет наблюдаться (см. рис. 2), если в кристаллизатор 4 налить: а) водный раствор метилового оранжевого; б) раствор нитрата серебра? 5) Почему для «фонтанчика» следует брать круглодонную, а не плоскодонную колбу? Рисунок 2 1) В приборе получили хлороводород. M = 1,26 29 г/моль = 36,5 г/моль (2 балла) Серную кислоту приливали к хлориду натрия. Известно, что ионы натрия окрашивают пламя в жёлтый цвет, что доказывает наличие натрия в составе этой соли. (1 балл) В колбе Вюрца 1 протекает реакция: NaCl + H 2 SO 4 = NaHSO 4 + HCl. (1 балл) (Допускается уравнение: 2NaCl + H 2 SO 4 = Na 2 SO 4 + 2HCl) 2) Хлороводород нельзя собрать методом вытеснения воды, так как он в ней хорошо растворяется. (1 балл) 3) Для того, чтобы в колбе начал «бить фонтан», необходимо, не выпуская газа, закрыть её пробкой с газоотводной трубкой. Затем ввести в колбу небольшое количество воды, в котором растворится хлороводород,

6 и в колбе создастся разрежение. Если конец газоотводной трубки опустить в воду, то она под действием атмосферного давления начнет подниматься в колбу. (2 балла) 4) При растворении хлороводорода в колбе образуется соляная кислота. а) В соляной кислоте оранжевая окраска индикатора изменится на красную. (1 балл) б) При взаимодействии соляной кислоты с раствором нитрата серебра образуется осадок белого цвета, смесь помутнеет: HCl +AgNO 3 = HNO 3 + AgCl. (1 балл) 5) При демонстрации «фонтанчика» внутри колбы создаётся разрежение, поэтому её стенки испытывают значительное давление снаружи. В случае круглодонной колбы давление на её стенки распределяется равномерно. Таким образом, при использовании круглодонной колбы меньше вероятность, что она лопнет, не выдержав разницы давления. Важно отметить, что стенки колбы должны быть совершенно ровными и целыми, на них не должно быть ни трещин, ни царапин, ни сколов. (1 балл) 6


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 11 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) t 2Fe 2 O 3 + 2FeCl 3 2) 2Cu 2 CO 3 (OH)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Два газа Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Химия - 8-9 классы Максимальное количество баллов 100. 9-1. Одно и то же количество металла реагирует с 0,8 г кислорода и 8,0 г галогена. Определите галоген, о котором идет речь в задаче. Ответ подтвердите

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал наибольшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014 Методические рекомендации по решению и оцениванию олимпиадных заданий 9 класс Задание 1. Итого 10 баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 3 2 1

Многопрофильная Олимпиада. 2017/2018 учебный год. Московский технологический университет. Заключительный этап. Задания по химии. 11 кл. Задание 1. Смесь трёх газов А, В, С имеет плотность по водороду равную

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Реакции соединения В реакциях соединения из нескольких веществ образуется

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пяти решений, за которые участник набрал

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ (разбор заданий 37). Учитель химии МБОУ СОШ 25 Корнилова Татьяна Павловна. Признак реакции сопровождающие химические превращения

Всероссийская олимпиада школьников Муниципальный этап Задания по химии 9 класс ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Задание 9- (6 баллов) Сколько электронов и протонов входит в состав частицы NO? Ответ обоснуйте. Приведите

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

1. Чему равен заряд ядра атома углерода? 1) 0 2) +6 3) +12 4) -1 2. Что общего в атомах 12 6С и 11 6С? 1) Массовое число 2) Число протонов 3) Число нейтронов 4) Радиоактивные свойства Входные тесты по

Вариант 3 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с горячей концентрированной азотной кислотой. (6 баллов) Решение.

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ХИМИИ Демонстрационный вариант экзаменационной работы подготовлен Федеральным государственным

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник

Химия. Ключи ответов 10 класс Задание 1. При раскопках в Крыму археологическая экспедиция обнаружила две необычные монеты неизвестной эпохи из неизвестного сплава. Для анализа состава монет их отдали в

Демонстрационный вариант проверочных материалов для промежуточной аттестации обучающихся 9 классов (в форме семейного образования и самообразования) по ХИМИИ 4 5 В 4 периоде главной подгруппы V(А) группы

КАЧЕСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ Неорганическая химия МАОУ «СОШ 40» г. Старый Оскол учитель химии Баштрыков П.М. 1. Приливание избытка раствора карбоната натрия к раствору, полученному при взаимодействии металла А

Вариант 1 1. Ион ХО 2 содержит 24 электрона. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с раскалённым литием. (6 баллов) Решение. Неизвестный элемент

Проект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ХИМИИ Экзаменационная работа для проведения

C1 Химия. 11 класс. Вариант ХИ1060 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cu 2 O + = SO 2 + + H 2 O Определите окислитель

9 класс 1. Массовые доли элементов в соединении Х составляют: натрия 16,61%, водорода 1,44%, кислорода 34,66%, элемента Э 47,29%. Определите состав соединения Х. Приведите уравнения реакций, характеризующих

Олимпиада «Ломоносов» по химии Решения заданий для 10-11 классов Вариант 2 1.6. Приведите химические формулы следующих веществ и назовите их в соответствии с правилами ИЮПАК: кварц, красная кровяная соль,

1. Основные свойства проявляет внешний оксид элемента: 1) серы 2) азота 3) бария 4) углерода 2. Какая из формул соответствует выражению степени диссоциации электролитов: 1) α = n\n 2) V m = V\n 3) n =

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

4.3 Задания Интернет-тура (вторая волна) Интернет-тур проходил в режиме on-line с использованием электронной площадки http://ege.psu.ru Пермского государственного национального исследовательского университета.

Задания на лето по химии: 1. Какое химическое количество вещества СО 2 содержит столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 160г вещества SO 3? 2. Какое химическое количество вещества СН 4 содержит

Часть 1 Ответом к заданиям 1 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Число занятых электронных слоёв равно 1) номеру

4.1.3 Задания 11 класса 1. Одной из важных характеристик ковалентной связи является её длина. Для какого из перечисленных соединений длина связи минимальна? 1. HF 2. HCl 3. HBr 4. HI 2. Большое количество

ШИФР Часть 1 Часть 2 С1 С2 С3 С4 С5 С6 Итоговый балл (из 100 баллов) Вступительная работа для поступающих в 10 ФХ и ХБ классы Часть 1 Обведите номер одного правильного ответа кружком. При правильном ответе

Олимпиада по химии для школьников. II тур. Учащимся 11 классов предлагается два варианта заданий, каждый из которых содержит по 10 задач и заданий на следующие темы: - строение атома; - качественное и

Химия. 9 класс 2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные

Верное решение задания 31 должно содержать уравнения четырёх За верную запись каждого уравнения реакции можно получить 1 балл. Максимально за выполнение этого задания можно получить 4 балла. Каждое верное

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2014 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

ЗАДАНИЯ для проведения первого тура республиканской олимпиады по учебному предмету «Химия» 9 класс Тестовое задание (Среди приведенных ответов к каждому вопросу только один правильный. Выберите его.) 1.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ ТЕСТ ПО ХИМИИ (ЭКСТЕРНАТ 9 КЛАСС) 1. Химическая реакция, протекающая с образованием осадка а)h 2 SO 4 + BaCl 2 б) HNO 3 + KOH в) HCl + CO 2 г) HCl + Ag 2. С какими из веществ а) карбонат

Железо 1. 7. Верны ли следующие суждения о свойствах оксидов железа и алюминия? А. И алюминий, и железо образуют устойчивые оксиды в степени окисления +3. Б. Оксид железа (III) является амфотерным. 2.

18. Ионные реакции в растворах Электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация это распад молекул в растворе с образованием положительно и отрицательно заряженных ионов. Полнота распада зависит

Билеты для переводного экзамена по химии в 8 классе Билет 1 1. Предмет химии. Вещества. Вещества простые и сложные. Свойства веществ. 2. Кислоты. Их классификация и свойства. Билет 2 1. Превращения веществ.

ЗАДАНИЕ 3 Примеры решения задач Пример 1. В четырех пробирках без надписей находятся растворы следующих веществ: сульфата натрия, карбоната натрия, нитрата натрия и йодида натрия. Покажите, с помощью каких

Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Диагностическая работа 1 по ХИМИИ 21 ноября 2011 года 9 класс Вариант 1 Химия. 9 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение

Заключительный этап Всероссийская олимпиада школьников по химии НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ Задача 1. Через 100,0 г 10% водного раствора соли при перемешивании пропускали газ. Через определенные промежутки времени

Очный этап. 9 класс. Решения. Задание 1. Молекулы двух сложных бинарных жидких соединений А и В содержат одинаковое число электронов, заряд которых в молекуле равен -28,8*10-19 Кл. Эти вещества используются

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять

Задания С4 по химии 1. К раствору гидроксида натрия массой 1200 г прибавили 490 г 40%-ного раствора серной кислоты. Для нейтрализации получившегося раствора потребовалось 143 г кристаллической соды Na

ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ. ХИМИЯ» 2009/2010 УЧЕБНОГО ГОДА Отвечать на задания необходимо в файле ответов! В заданиях 1-20 необходимо выбрать один или несколько правильных вариантов

4.1.2 Задания 10 класса 1. Одной из важных характеристик ковалентной связи является её длина. Для какого из перечисленных соединений длина связи максимальная? 1. HF 3. HBr 2. HCl 4. HI 2. Большинство неорганических

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

Олимпиада школьников «Покори Воробьёвы горы!» по химии Очный тур 01 год 1. Рассчитайте массу семи атомов фосфора. M (P) 31 m 7 7 = 3.0 10 г. N 3 A.010 Ответ: 3.0 10 г. РОСТОВ Вариант 11. Газовая смесь

Входной контроль 9 класс (естественнонаучный) Вариант 1 1. Схема распределения электронов по электронным слоям: 1s 2 2s 2 2p 4 соответствует атому 1) хлора 2) фтора 3) кислорода 4) серы 2. В каком ряду

Очный этап. 11 класс. Решения. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе

Теоретический тур 9 класс 9 класс Задача 1. Раствор, содержащий 5,55 г гидроксида кальция, поглотил 3,96 г углекислого газа. Какая масса осадка образовалась при этом? Сa(OH) 2 + CO 2 = СaCO 3 + H 2 O (1)

1. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ При решении задач такого типа особо отметим: 1. Большинство реакций в предлагаемой цепочке превращений окислительно-восстановительные реакции. Поэтому

Химия. 9 класс. Вариант ХИ90103 Ответы к заданиям задания Ответ 16 23 17 24 18 112 19 214 Химия. 9 класс. Вариант ХИ90104 Ответы к заданиям задания Ответ 16 25 17 15 18 341 19 323 Химия. 9 класс. Вариант

Химия 11 класс. Демонстрационный вариант 3 (90 минут) 3 Диагностическая тематическая работа 3 по подготовке к ЕГЭ по ХИМИИ по темам «Строение веществ: строение атома, химическая связь, кристаллические

Проект Проект Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 10 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) MnBr 2 + Br 2 + 2H 2 O 2) 2CaCO 3 + 2H 2

Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ 13 марта 2015 года 9 класс Вариант ХИ90403 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Медь и ее тайна (исследование взаимодействия серной кислоты с медью)

Краткая информация о проведении проверочной работы по химии 9-го класса Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит

Задания Олимпиады по химии с решениями Задача 1 Потенциал ионизации (U) атома или иона определяется как работа, которая требуется для отрыва электрона от атома или иона и удаления его на бесконечно большое

Задания 9 класса 1. Положительную степень окисления азот проявляет в соединении: 1. NO 3. Na 3 N 2. NH 3 4. N 2 H 4 2. Металлический натрий не реагирует с: 1. HCl 2. O 2 3. К основным оксидам относится:

Вариант 2 1. Ион ХО 4 содержит 50 электронов. Определите неизвестный элемент и напишите уравнение взаимодействия Х в виде простого вещества с холодным раствором гидроксида натрия. (6 баллов) Решение. Неизвестный

Задание 1. (10 баллов) Правые части

По правой части с коэффициентами восстановите формулы веществ и коэффициенты в левой части уравнений реакций:

  1. … + … + … = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. … + … = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. … + … + … = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. … + … = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. … + … = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. + = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. + = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. + = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. + = 2CrCl 3 + 12CO
  10. + = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Решение .

  1. Cr 2 O 3 + 3NaNO 3 + 2Na 2 CO 3 = 2Na 2 CrO 4 + 3NaNO 2 + 2CO 2
  2. 2Na 2 CrO 4 + 2HCl = Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaCl + H 2 O
  3. 2Na 2 CrO 4 + 8H 2 O + 3Na 2 S = 2Na 3 + 3S + 4NaOH
  4. Na 2 Cr 2 O 7 + 14HBr = 2CrBr 3 + 3Br 2 + 7H 2 O + 2NaBr
  5. KCr(SO 4) 2 + 6KOH = K 3 + 2K 2 SO 4
  6. 3CrF 4 + 10H 2 O = 2Cr(OH) 3 + H 2 CrO 4 + 12HF
  7. 2CrCl 2 + 4H 2 SO 4 (конц.) = Cr 2 (SO 4) 3 + SO 2 + 2H 2 O + 4HCl
  8. Cr 2 S 3 + 12NaOH(конц.) = 2Na 3 + 3Na 2 S
  9. 2Cr(CO) 6 + 3Cl 2 = 2CrCl 3 + 12CO
  10. Na 2 Cr 2 O 7 + 2NaOH = 2Na 2 CrO 4 + H 2 O

Критерии оценивания:

Каждое уравнение – 1 балл (если верные вещества, но не уравнено – 0,5 балла).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 2. (10 баллов) «Активное ароматическое соединение»

Ароматическое соединение А состава С 7 H 8 O взаимодействует со щелочами, растворяясь в них, даёт окрашивание с хлоридом железа(III), реагирует с ацетилхлоридом и, при осторожном окислении, даёт продукт состава С 7 H 6 O 3 .

Продукт окисления соединения А при нитровании образует, преимуществен но, один изомер.

  1. Приведите структурные формулы всех ароматических соединений состава С 7 H 8
  2. Определите, какая из приведённых структур соответствует соединению А ? Обоснуйте свой выбор.
  3. Напишите уравнения реакций взаимодействия соединения А с гидроксидом натрия, ацетилхлоридом, с подкисленным раствором перманганата калия, а также уравнение реакции нитрования продукта окисления соединения А.

Решение

  1. Молекулярной формуле С 7 H 8 O соответствуют пять ароматических соединений: о -, м — и п -крезолы (метилфенолы), бензиловый спирт и метилфениловый эфир.

бензиловый
спирт

метилфениловый
эфир

2. Из этих пяти изомеров со щёлочами взаимодействуют только крезолы. Они же дают качественную реакцию с хлоридом железа(III). Все три крезола взаимодействуют с ацетилхлоридом и окисляются до гидроксибензойных кислот состава С 7 H 6 O 3 . В гидроксибензойных кислотах имеются активирующая (–OH) и дезактивирующая (–COOH) группы. В этом случае ориентация замещения определяется, главным образом, активирующей группой. При нитровании о — и м -крезолов образуются два и три изомерных мононитро-соединения, соответственно, и только п -гидроксибензойная кислота даёт преимущественно одно нитропроизводное. Следовательно, соединению А соответствует п -крезол (п -метилфенол).

3. Уравнения реакций:




Критерии оценивания.

  1. Структурные формулы ароматических соединений, соответствующихмолекулярной формуле С 7 H 8 O, – 3 балла (по 0,5 балла за каждый из крезолов и бензиловый спирт, 1 балл – за простой эфир).
  2. Выбор соединения А из межклассовых изомеров С 7 H 8 O и его обоснование – 3 балла (из них – 1 балл за выбор крезола, 2 балла – за обоснование пара -изомера).
  3. Уравнения реакций – по 1 баллу, всего – 4 балла .

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 3. (10 баллов) «Расчёт состава газовой смеси»

Смесь ацетилена, этилена и водорода, имеющая относительную плотность по водороду 4,4, содержит 25 % водорода как элемента (по массе).

  1. Определите объёмные доли газов в исходной смеси.
  2. Напишите уравнения реакций гидрирования углеводородов, составляющих исходную газовую смесь.
  3. Определите объёмные доли газов в смеси, полученной после пропускания исходной газовой смеси над никелевым катализатором. (Считайте выход реакций гидрирования равным 100 %.)

Решение

1. Пусть количество вещества исходной смеси газов равно 1 моль, n(С 2 Н 2) = x моль; n(С 2 Н 4) = y моль, тогда n(Н 2) = (1 – x –y) моль. Средняя молярная масса исходной газовой смеси равна:

М ср (исх.) = 4,4·2 = 8,8 г/моль.

8,8 = 26x + 28y +2(1 – x –y) = 24x + 26y +2

24x + 26y = 6,8 (1-е уравнение)

Упрощая, получаем 2-е уравнение:

Решая систему уравнений, находим x = 0,175; y = 0,10.

  • φ(С 2 Н 2) = 0,175 = 17,5%;
  • φ(С 2 Н 4) = 0,10 = 10%;
  • φ(Н 2) = 1 – 0,175 – 0,10 = 0,725 = 72,5%.

2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена:

3. Газовая смесь после пропускания исходной смеси над никелевым катализатором состоит из этана и остаточного водорода.

  • n(Н 2)прореаг = n(С 2 Н 2)·2 + n(С 2 Н 4) = 0,45 моль;
  • n(Н 2)ост = 0,725 – 0,45 = 0,275 моль;
  • n(С 2 Н 6) = n(С 2 Н 2) + n(С 2 Н 4) = 0,275 моль.

Количества вещества этана и остаточного водорода равны, следовательно, равны и их объёмные доли:

φ(С 2 Н 6) = φ(Н 2) = 50%.

Критерии оценивания

  1. Расчёт мольной доли ацетилена, этилена и водорода в исходной газовой смеси – 4 баллов (из них – по 1 баллу за составление уравнений для средней молярной массы и массовой доли водорода).
  2. Уравнения реакций гидрирования ацетилена и этилена – 2 балла .
  3. Определение состава конечной газовой смеси и объёмных долей газов – 4 балла (по 1,5 балла – за количества веществ и 1 балл за объёмные доли).

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 4. (10 баллов) «Органическое основание»

Органическое соединение X , содержащее 11,57% азота (по массе), часто применяется в органическом синтезе в качестве основания. О реакционной способности соединения Х известно следующее: при взаимодействии соединения Х с хлором на свету образуется смесь двух монохлорпроизводных, при реакции с бромом в присутствии бромида железа(III) образуется единственное монобромпроизводное, а окисление Х горячим подкисленным раствором перманганата калия происходит без выделения газа.

  1. Установите структуру соединения Х и приведите его систематическое название.
  2. Напишите уравнения всех описанных реакций.
  3. Приведите уравнение реакции соединения Х с соляной кислотой.

Решение

1. Из описанных свойств вещества Х можно предположить, что оно имеет ароматический характер. Рассчитаем молярную массу вещества Х в предпо- ложении, что в молекуле – один атом азота:

M(X ) = 14 / 0,1157 = 121 г/моль.

Вычитая молярную массу азота, получаем 107 г/моль, что соответствует остатку С8Н11. Таким образом, брутто-формула вещества Х – С 8 H 11 N. Тот факт, что соединение Х реагирует с хлором на свету, говорит о наличии боковых алкильных групп, присоединенных к ароматической системе (причём, как минимум, двух, так как происходит образование двух монохлорпроизводных). Поскольку при окислении подкисленным раствором перманганата калия не происходит выделения газа, можно сделать вывод о том, что алкильные группы представляют собой либо метильные группы, либо радикалы нормального строения длиной от трёх атомов углерода (окисляются в карбоновые кислоты). Наличие в молекуле этильных или изопропильных групп, соединённых с арома- тическим ядром, будет приводить к выделению углекислого газа. Так как бромирование на бромиде железа приводит к единственному монобромпроизводному, можно сделать вывод, что все свободные положения в ароматической системе Х , доступные для реакций замещения, эквивалентны. Анализ брутто-формулы говорит о том, что соединение Х – либо замещенный анилин, либо замещенный пиридин. Однако ни одно производное анилина не удовлетворяет условиям задачи. Из производных пиридина условиям удовлетворяют 2,4,6-триметилпиридин (известный как симм- коллидин) и 3,4,5-триметилпиридин. Последний плохо бромируется в орто- положение, но формально подходит.

(допускается вариант с HBr и свободным пиридином)

Критерии оценивания

  1. Расчёт брутто-формулы вещества Х 2 балла .
  2. Структурная формула вещества Х 3 балла.
  3. Название вещества Х 1 балл.
  4. Уравнения реакций – по 1 баллу (всего 4 балла) (0,5 балла за неуравненную реакцию).

Верно написанные уравнения реакций с изомерными анилинами или пиридинами оценивать полным баллом в случае, если количества образующихся продуктов удовлетворяют условию задачи.

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 5. (10 баллов) «Превращения азотсодержащих соединений»

Взаимодействие вещества K , содержащего 15,38% азота (по массе), с водо родом на палладиевом катализаторе приводит к образованию вещества L , активно применяемого в производстве красителей. Кипячение вещества L в безводной уксусной кислоте приводит к образованию белого кристаллического вещества M . Взаимодействие вещества M со смесью концентрированных азотной и серной кислот при нагревании даёт вещество N , при кипячении которого в водном растворе гидроксида натрия образуется продукт O , содержащий 20,29% азота (по массе).

  1. Укажите структуры веществ K–O и приведите уравнения всех упомянутых реакций.
  2. Приведите промышленный способ получения вещества L .
  3. Почему вещество O нельзя получить напрямую из вещества L ?

Решение

  1. Описанные в задаче превращения говорят о наличии в веществах K–O ароматического кольца. Найдём молярную массу вещества K , предположив, что в молекуле K один атом азота: 14/0,1538 = 91 г/моль. Вычитая молярные массы азота и шести атомов углерода (бензольное кольцо), получаем 91 – 14 – 72 = 5 г/моль, что соответствует пяти атомам водорода. Однако для брутто-формулы C 6 H 5 N не удаётся подобрать адекватную структуру. Предположим, что в молекуле K два атома азота. Тогда М(K ) = 28/0,1538 = 182 г/моль.

Удвоение брутто-формулы даёт C 12 H 10 N 2 , которое можно рассматривать как два бензольных кольца (С 6 H 5) присоединённых к фрагменту N 2 , что соответствует структуре:

Гидрирование азобензола приводит к образованию анилина (L).

Уравнения реакций:

Финальным соединением в цепочке является пара -нитроанилин, содержащий 20,29% азота.

2. В промышленности анилин получают восстановлением нитробензола водородом:

3. Прямое нитрование анилина невозможно, так как аминогруппа неустойчива к действию кислот и окислителей.

Критерии оценивания

  1. Структура вещества K 2 балла
  2. Структуры веществ L–O по 1 баллу (всего 4 балла)
  3. Уравнения реакций – по 0,5 балла (всего 2 балла)
  4. Верно указан промышленный способ получения анилина (засчитывать любые разумные восстановители) – 1 балл
  5. Верно указаны причины невозможности прямого нитрования анилина – 1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Задание 6. (10 баллов) «Органический эксперимент»

Органическое вещество А можно получить в лаборатории несколькими способами, два из которых рассмотрены ниже.

Способ 1

В пробирку 1 (см. рис. 6.1) наливают небольшое количество жидкости X , над которой закрепляют раскалённую медную спираль 2. По тонкой трубочке в пробирку вдувают воздух. По газоотводной трубке в пробирку 3 с холодной водой проходят пары, содержащие вещество А .

Способ 2

В колбу Вюрца 1 (см. рис. 6.2) помещают кусочки твёрдого вещества Y 1 . Из капельной воронки добавляют воду. Как только вода приходит в соприкосновение с поверхностью Y 1 , тотчас начинает выделяться бесцветный газ Y 2 , который пропускают через раствор сульфата меди в банке 2 для очистки от примесей. В банку 3 предварительно наливают раствор серной кислоты и добавляют оксид ртути(II). При взаимодействии этих веществ образуется катализатор для реакции синтеза A . В присутствии данного катализатора газ Y 2 в банке 3 превращается в вещество А .

  1. О получении какого вещества А идёт речь в условии задачи?
  2. Из какого вещества X получают А в приборе, показанном на рис. 6.1? Приведите соответствующее уравнение реакции.
  3. Определите вещества Y 1 и Y 2 , о которых идёт речь при описании второго способа получения вещества А . Составьте соответствующие уравнения реакций. Кто открыл реакцию получения А из Y 2 ?
  4. С помощью каких качественных реакций можно доказать образование вещества А в ходе описанных опытов? Приведите два примера.
  5. По мере пропускания газа в банке 2 образуется осадок чёрного цвета. Предположите, какая реакция протекает в этом промывном сосуде, если известно, что сырьё, используемое в промышленности для получения Y 1 , может содержать примесь сульфатов.
  6. Часто для получения газа Y 2 на вещество Y 1 действуют не водой, а крепким раствором поваренной соли. Почему?

Решение и критерии оценивания

1. Вещество А уксусный альдегид (ацетальдегид, этаналь) CH3CHO.

1 балл

2. Способ 1 – получение ацетальдегида из этанола, т.е. вещества X .

1 балл

Допускается несколько вариантов уравнений:

1 балл за одно верное уравнение (любое)

3. Y1 – карбид кальция; Y2 – ацетилен

1 балл

По 1 баллу за каждое уравнение.

Реакцию гидратации ацетилена (и его гомологов) в присутствии солей ртути открыл российский учёный М.Г. Кучеров (1881 г.).

1 балл

4. Образование ацетальдегида можно доказать с помощью качественных реакций на альдегиды, например, с фуксинсернистой кислотой или с аммиачным раствором оксида серебра (реактивом Толленса).

1 балл (по 0,5 балла за каждый пример)

5. Технический карбид кальция (Y 1 ) - продукт прокаливания смеси оксида кальция с коксом. Оксид кальция получают из природных известняков, содержащих примеси фосфата и сульфата кальция. В результате их восстановления коксом в конечном продукте оказываются фосфид и сульфид.

При действии воды на карбид кальция, загрязнённый данными соединениями, протекает реакция их гидролиза и в образующийся ацетилен попадают примеси фосфина и сероводорода. В банке 2 выделяющийся ацетилен очищается от этих примесей. Сероводород с растворимой солью меди образует осадок чёрного цвета:

H 2 S + CuSO 4 = CuS↓ + H 2 SO 4

1 балл

Фосфин в этих же условиях тоже даёт осадок чёрного цвета: 3PH 3 + 6CuSO 4 + 3H 2 O = 2Cu 3 P↓ + 6H 2 SO 4 + H 3 PO 3

6. При приливании воды к карбиду кальция реакция идёт всегда очень бурно.

Для получения более спокойного и равномерного тока ацетилена часто к карбиду кальция добавляют крепкий раствор поваренной соли.

1 балл

Всего за задачу – 10 баллов.

Максимальное количество баллов за работу – 50.

Общие указания : если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть приведены в решении. Ответ, приведённый без расчётов или иного обоснования, не засчитывается .

В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений , за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается .