Распад Советского Союза стал для русского народа крупнейшей социально-политической катастрофой ХХ века. Поскольку границы новых суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве, прокладывались по границам бывших союзных республик, не были учтены ни этническая и конфессиональная специфика, ни историческая справедливость, ни экономические связи регионов. Строившиеся в Российской империи и Советском Союзе города, в «русскости» которых до 1991 года никто и не сомневался, оказались в составе других государств, к тому же практически с самого начала взявших подчеркнуто националистический и русофобский курс. В Прибалтике, Закавказье, Средней Азии русское население сразу после распада СССР оказалось в неблагоприятном положении. При этом если в Прибалтике русские в большей степени сталкивались с дискриминацией «сверху», в том числе и прописанной на нормативно-правовом уровне, то в Средней Азии и на Кавказе под угрозой оказались не только их социальный статус, но и имущество и даже жизнь. Тогдашние российские власти практически бросили ситуацию на самотек. Никто из власть имущих в то время не задумывался о судьбе русского и русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Категория «русскоязычное» используется не случайно – к русским по своему положению сразу же приблизились и все нетитульные группы населения, проживавшие в городах и являвшиеся носителями городской советской русифицированной культуры. Так, в Средней Азии и Казахстане это были все славяне, немцы, евреи, корейцы, значительная часть армян и татар. Именно в республиках Средней Азии положение русских ухудшилось очень быстро и стало крайне неблагоприятным. С чем это было связано?Во-первых, культурные, этнические, религиозные различия между русским и русскоязычным населением среднеазиатских республик и местными жителями, особенно если говорить о сельской местности, небольших городах и «базовом» социальном слое, были наиболее значительными. Во-вторых, в среднеазиатских республиках возобладала националистическая пропаганда, сочетавшаяся с возрождением религиозных ценностей. При этом местных националистов религия интересовала скорее как политический инструмент. В-третьих, социальная структура среднеазиатских обществ была такова, что в условиях отсутствия прежних механизмов управления и контроля республики стремительно архаизировались. На первое место вышли клановые и родоплеменные отношения, а русское и русскоязычное население в традиционную клановую и племенную систему не вписывалось. В-четвертых, именно в среднеазиатских республиках максимально ухудшилось экономическое положение, что практически сразу же привело к прогрессирующему обнищанию населения – и русского, и коренных этнических групп. В этой ситуации местным элитам было очень выгодно сваливать вину за неудовлетворительные условия жизни на советское прошлое, на «русских оккупантов», и хотя прямых призывов к изгнанию русских из республик их официальные власти не допускали, рядовые среднеазиаты все понимали правильно. Фактически республиканские власти дали им карт-бланш на действия против русского населения. Где-то русских стали методично выдавливать, где-то просто относились недоброжелательно, а где-то и переступали грань закона, совершая порой самые чудовищные преступления – изнасилования, избиения, убийства. Если вспомнить более давнюю историю, то антирусский национализм в Средней Азии всегда имел место быть. Он активно проявлялся в кризисные для российского государства периоды, когда центральная власть ослабляла свою хватку, а националисты и бандиты всех мастей сбрасывали маски и давали волю самым низменным инстинктам. Достаточно вспомнить о знаменитой волне антироссийских восстаний в 1916 году, связанных с отказом туземного населения от участия в обязательных работах и с перераспределением земли. Затем была Гражданская война, во время которой басмачи первым делом старались расправляться с русским населением. Лишь Сталину железной рукой удалось на некоторое время приостановить произвол, но после его смерти все постепенно вернулось на круги своя. На самом деле, этнополитическая ситуация в среднеазиатских республиках стала обостряться еще во второй половине 1980-х годов – до распада Советского Союза. Именно в это время начался рост националистических настроений среди среднеазиатского населения, усугублявшийся тотальной коррупцией органов власти и полным бездействием правоохранительных органов. Переломный момент наступил, когда произошли первые крупные столкновения на межнациональной почве, повлекшие за собой значительные человеческие жертвы.В мае 1989 г. в Фергане (Узбекская ССР) начались столкновения между узбеками и турками-месхетинцами, которые переросли в настоящие погромы и привели к вводу войск в Фергану. Эти события привели к переселению значительной части турок-месхетинцев из Ферганской области Узбекистана во внутренние районы РСФСР, в первую очередь – в Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. Такой опыт изгнания целого народа привел к ажиотажу среди националистов. С конца 1980-х гг. в Узбекистане очень сильно ухудшилось отношение узбеков к русскому населению, причем это имело место даже в таких многонациональных городах как Ташкент, который за столетие превратился в наднациональный город всесоюзного значения, ставший домом для людей самых разных национальностей – от собственно узбеков и русских до евреев, корейцев, армян и т.д. Ухудшение социально-экономического положения на фоне националистической пропаганды привело к росту преступности – как организованной, так и уличной. Первыми Узбекистан стали покидать евреи, у которых появилась возможность эмиграции в Израиль. Затем потянулись и русские. Естественно, что первыми уезжали те, у кого были ресурсы для того, чтобы покинуть республику. Речь идет не только о материальных, но и о социальных ресурсах – профессии, образовании, наличии родственников в России. Очень многим русским людям в начале 1990-х гг. приходилось едва ли не бежать из республик Средней Азии, бросив свое имущество или, в лучшем случае, продав его за бесценок. Покупатели часто сами назначали цену за квартиру, подчеркивая, что в противном случае вообще отберут ее бесплатно. До сих пор отсутствует статистика по числу убитых, искалеченных, пропавших без вести, изнасилованных русских и русскоязычных людей в республиках Средней Азии. Впрочем, если говорить об Узбекистане, то к середине 1990-х гг. президенту Исламу Каримову удалось несколько стабилизировать ситуацию. Но уже в 2000-е годы началась новая волна оттока русского населения. Дело в том, что при Исламе Каримове, которому недавно поставили памятник в Москве, Узбекистан перешел на латинский алфавит, без знания узбекского языка стало невозможно занимать не только государственные должности, но и работать в бюджетных организациях. В итоге за период, прошедший с 1991 г. по настоящее время, численность русского населения в Узбекистане сократилась более чем в четыре раза. Сейчас русские составляют лишь 2,5 % населения страны, причем среди русских большая часть – пенсионеры, которые остались доживать, и люди среднего возраста, которым также очень сложно перебраться в Россию. Еще сложнее ситуация складывалась в Таджикистане – одной из самых бедных и отсталых в экономическом отношении республик Средней Азии. В феврале 1990 г. в Душанбе прошел погром в русских кварталах. Дмитрий Рогозин, будущий вице-премьер российского правительства, в книге «Ястребы мира. Дневник русского посла» писал:«В середине февраля 1990 года национал-исламисты буквально растерзали полторы тысячи русских мужчин и женщин в Душанбе. Женщин под грохот автоматных очередей и гогот насильников заставляли раздеваться и бегать по кругу на площади железнодорожного вокзала».В 1992 году в Таджикистане началась кровопролитная гражданская война, в которой гибли не только таджики и памирцы, но и русские, которые оказались в самом тяжелом положении. Лишенные клановых и родовых связей, не имеющие своих вооруженных формирований и «крыши» в лице государственных чиновников или политических лидеров, русские в Таджикистане очень быстро становились жертвами как экстремистов, так и бытовых преступников. Основная часть русских покинула Таджикистан еще в самом начале 1990-х годов, опасаясь за свою жизнь. Многим не повезло – они были убиты боевиками или преступниками. Даже прекращение гражданской войны не стало спасением для русского населения Таджикистана. Тем более, что и экономическое положение страны в 1990-е – 2000-е годы было просто ужасающим. Если даже этнические таджики отправлялись в Россию на заработки, бросая свои дома и семьи, что говорить о русских. За постсоветские десятилетия численность русского населения Таджикистана сократилась более чем в десять раз. Сейчас русских в республике лишь 1% от общей численности населения. Между тем, снижение численности русских в среднеазиатских республиках оказало не позитивное, а резко отрицательное влияние на экономическое и социальное положение постсоветских государств. Во-первых, именно русские и русскоязычные составляли основной костяк квалифицированных специалистов – ученых, инженеров и техников, врачей, даже рабочих высокой квалификации. Представители титульных национальностей работали в партийных и государственных органах, в прокуратуре, милиции, преподавали гуманитарные специальности, а основная часть занималась либо низкоквалифицированным трудом на производстве, либо сельским хозяйством. Во-вторых, националистический поворот в Средней Азии привел к резкому сокращению изучения русского языка в школах, отказу в ряде республик от кириллического алфавита, снижению общего качества образования. Но поскольку Узбекистан, Таджикистан, Киргизия так и не смогли создать развитые экономики и обеспечить значительную часть своего населения работой, их жители, особенно молодежь, потянулись на заработки в Российскую Федерацию. И здесь как раз и сказались незнание русского языка, низкий уровень образования. Не случайно даже представители обеспеченных слоев населения сейчас стремятся отдавать своих детей в немногочисленные русские школы – понимают, что это единственный способ дать им достойное образование в республике. Сейчас в республиках Средней Азии пошел новый виток русофобии. Он связан с давлением со стороны Запада, стремящегося окружить Россию кольцом недружественных государств со всех сторон. Относительный порядок – и политический, и экономический – сейчас сохраняет лишь Казахстан. Его президент Нурсултан Назарбаев все 1990-е – 2010-е годы умело лавировал между Россией и Западом. В результате Казахстану удалось сохранить относительно развитую экономику и приемлемые условия жизни населения, что во многом является следствием и его многонационального состава населения. Но и из Казахстана продолжается исход русского населения. Процент русских за постсоветские десятилетия упал в два раза. Сейчас русские составляют лишь около 20% населения республики. В октябре 2017 года президент Нурсултан Назарбаев принял решение о переходе Казахстана на латинский алфавит. Это решение – еще один нож в спину России, с которой Казахстан вроде как находится в союзных отношениях и является партнером по ОДКБ и ЕвразЭС. Хотя сам Назарбаев и его соратники уверяют, что переход на латиницу якобы осуществляется исключительно в целях удобства, так как латинский алфавит якобы лучше передает все многообразие казахского языка, всем понятно, что Астана пытается лишний раз подчеркнуть свою независимость от Москвы. Исход русского населения из Средней Азии и Казахстана, на который старались не обращать внимания российские политики и в 1990-е, и в 2000-е годы, в итоге стал серьезнейшим политическим и социальным поражением России. Страна, которая не смогла обеспечить реальную (а не в виде вечных «озабоченностей» официальных представителей дипломатического ведомства) защиту соотечественникам, проживающим за рубежом, очень серьезно ухудшила свой имидж – и в глазах собственного народа, и в глазах мира в целом. Дерусификация Средней Азии и Казахстана выгодна врагам России – и внутренним, и внешним. Запад, подталкивая республики Средней Азии избавляться от всего русского, создает «санитарный кордон» вокруг нашей страны, все дальше отодвигая границы сфер влияния России.}

Имя: Мамай (Mamay)

Дата рождения: 1335 г.

Возраст: 45 лет

Дата смерти: 1380 г.

Деятельность: военный и политический деятель

Семейное положение: был женат

Мамай: биография

«Как Мамай прошел» - эта пословица до сих пор часто используется в русской речи. Она употребляется, когда речь идет об опустошении, разгроме. Это одно из немногих выражений эпохи Куликовской битвы, когда разбил Мамаево войско.

Детство и юность

Биография Мамая имеет большое количество белых пятен, ведь с его появления на свет прошло более 6 веков. Предположительно, родился в 1335 году в столице Золотой Орды, городе Сарай-Бату. Родом был из монгольского племени кият, исповедовал ислам. Имя представляет собой древнетюркский вариант имени Мухаммед.


Удачный брак с дочерью хана Золотой Орды позволил Мамаю в 1357 году занять пост беклярбека: руководил верховным судом, армией и вел внешнеполитические дела. Без женитьбы на Тулунбек Мамая не допустили бы до столь высокого чина.

Золотая орда

В 1359 году, после убийства тестя Бердибека ханом Кульпой, Мамай объявляет ему войну. С этого момента начинается так называемая «Великая замятня» в Орде. Так как Мамай не был чингизидом, титул хана он взять не мог. Тогда в 1361 году он провозгласил ханом Белой Орды (части Золотой Орды, вторая часть называлась Синей) своего ставленника Абдуллаха, происходящего из рода Батуидов.


Этот шаг вызвал протесты других претендентов на власть, Мамаю с 1359 по 1370 годы пришлось воевать с девятью ханами: к 1366 году он смог взять под контроль западную часть государства, от правого берега Волги до Крыма. Периодически он владел столицей, городом Сараем. Во внешней политике Мамай ориентировался на сближение с европейскими государствами – Венецией, Генуей, Великим княжеством Литовским и другими.

В 1370 году ставленник Абдуллах умер, предположительно, от руки Мамая. На его место встал Мухаммед Булак, восьмилетний мальчик из рода Батуидов. Де-юре он правил самопровозглашенной Мамаевой Ордой до 1380 года, пока не погиб в Куликовской битве. Фактически же властвовал Мамай, не принимая ханского титула.


Отношения темника с Москвой складывались по-разному. В ранние годы правления Мамай оказывал столице поддержку, в 1363 году с митрополитом Алексием был подписан договор об уменьшении дани. Московский князь Дмитрий признал власть Мамая и хана Абдуллаха.

Однако в 1370 году Мамай отобрал у него великое княжество и передал Михаилу Тверскому. Через год Дмитрий с личным визитом побывал в резиденции беклярбека и вернул ярлык. Вражда двух государств обострилась после того, как в 1374 году в Нижнем Новгороде избили татарскую дружину, которая сопровождала послов Мамая. Началось «великое размирье», окончание которому положила только Куликовская битва.


В 1377 году молодой хан Золотой Орды начал отвоевывать земли: весной 1378 года покорил восточную часть, Синюю Орду. Следом он пошел на западную часть, Белую Орду, где фактически правил Мамай. К началу 1380 года Тохтамышу удалось вернуть почти всю территорию Золотой Орды, под контролем Мамая остались только Крым и Северное Причерноморье.

В таких нелегких условиях Мамай принимает решение организовать поход на Русь, чтобы собрать еще дань. С учетом того, что войска орды оскудели, за деньги советники правителя взяли наемников – черкесов, генуэзцев и др. Кульминацией борьбы с русичами становится битва на Куликовом поле, которая произошла 8 сентября 1380 года. Во главе русского войска был московский князь Дмитрий Донской.


Современные ученые расходятся во мнениях об оценке численности золотоордынского войска. Одни говорят, что у Мамая было 60 тыс. человек, другие полагают, что от 100 до 150 тыс. Войска Дмитрия Донского сначала оценивали в 200-400 тыс. человек, позже опустились до 30 тыс. Археологи, которые проводили раскопки на Куликовом поле, уверены, что с обеих сторон было от 5 до 10 тыс. участников, а сражение длилось не 3 часа, как описано в летописях, а 20-30 минут.

Сведения о сражении сохранились в четырех письменных источниках: «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», «Краткая летописная повесть о Куликовской битве», «Пространная летописная повесть о Куликовской битве». Термин «Куликовская битва» в науку ввел в «Истории государства Российского».


Войска сошлись в районе впадения реки Непрядва в Дон, сейчас это территория Тульской области. Длительное время оставалась загадкой причина отсутствия захоронений на Куликовом поле, раскопки заканчивались находками оружия. Однако в 2006 году благодаря новым георадарам обнаружили предположительные братские захоронения погибших. Отсутствия костных останков объяснили химической активностью чернозема, который быстро деструктурирует ткани.

Утром 8 сентября войска дождались, пока рассеется туман. Битва началась с небольших стычек, после чего произошел знаменитый поединок с Челубеем, в котором погибли оба. Дмитрий Донской сначала наблюдал за боем в сторожевом полку, затем встал в ряды, поменявшись одеждами с московским боярином.


Мамай смотрел за сражением издалека. Как только он понял, что войско разгромлено, а засадный полк русских добивает остатки его вояк, татары во главе с правителем обратились в бегство. Провозглашенный малолетний хан, при котором Мамай был беклярбеком, погиб на поле боя.

С 9 по 16 сентября на поле хоронили погибших. На братской могиле построили церковь, которая не сохранилась до наших дней. С 1848 года на Куликовом поле стоит памятник по проекту А. П. Брюллова. Историки считают, что победа Дмитрия Донскова на Куликовом поле приблизила Русь к освобождению от чужеземного господства. Для Орды поражение Мамая способствовало ее консолидации под властью единого хана Тохтамыша.


После разгрома на Куликовом поле Мамай пытался вновь собрать армию, чтобы отомстить Дмитрию Донскому. Однако очередному удару по Руси состояться не удалось, так как хан Тохтамыш активно пытался отвоевать последние владения Мамая.

В сентябре 1380 года армии Мамая и Тохтамыша встретились в битве «на Калках». По сохранившимся воспоминаниям, непосредственного сражения не было – основная часть Мамаева войска просто перешла на сторону Тохтамыша. Мамай не решился противостоять им, сбежал в Крым. С победой Тохтамыша закончилась длительная междоусобная война, и Золотая Орда стала единым государством.

Личная жизнь

В старшие жены Мамай взял Тулунбек, дочь хана Золотой Орды Бердибека. Брак был выгоден для темника, ему присвоили титул ханского зятя, «гургена». Благодаря близости с Бердибеком Мамай получил должность беклярбека – первого министра. Это высший чин, на который мог претендовать «нечингизид».

В 1380 году, после того как Мамай проиграл в битве при Калке, он бежал в Крым, где был убит. Тулунбек вместе с гаремом – младшими женами – достались Тохтамышу. Тот принял решение жениться на вдове Мамая для повышения собственной легитимности в глазах столичной знати.


Через шесть лет против Тохтамыша составили заговор, сведений о котором не сохранилось. Вероятно, его пытались заменить на троне потомком Бату. Считается, что участниками заговора были приверженцы Мамая во главе с Тулунбеком. Тохтамыш казнил жену, заподозрив в предательстве.

Точно сказать, сколько было детей у Мамая, не представляется возможным. Известно, что один из его сыновей, Мансур Киятович, после смерти отца покинул Крым и создал автономное княжество между Великим Литовским княжеством и золотой Ордой, которое впоследствии стало частью Литовского.


Его сын Алекса в 1392 году принял православие, получив имя Александр. Собственного сына он женил на княжне Анастасии Острожской. Второй потомок Мансура, Скидер, стал главой половцев в западной части Северного Причерноморья.

В 16 веке князья стали именоваться в официальных литовских документах Глинскими, по названию города Глинск, где располагалась резиденция. Предположительно, это современная Золотоноша. Глинские – угасший литовский род, из которого происходила , мать . Таким образом, одним из потомков Мамая оказался великий князь Московский и Всея Руси.


Рода Дашкевичей, Вишневецких, Ружинских, Острожских также считают потомками Мамая. Эти княжеские фамилии сыграли важную роль в становлении современного Запорожья.

Еще один потомок беклярбека – украинский казак Мамай. В 2003 году про последнего был выпущен фильм режиссера Олеся Санина. В основе картины лежит авторская версия возникновения легенды об украинском Мамае. Половину бюджета ленты составили личные сбережения режиссера.

Смерть

На момент кончины Мамаю было 45 лет, причина смерти – убийство. Существует несколько легенд о том, как погиб Мамай. Известно, что после поражения от войск Тохтамыша Мамай бежал в крепость Кафу (современная Феодосия). С собой у него были накопленные за жизнь богатства. Генуэзцы, проживающие в крепости, сначала приняли его в обмен на часть сокровищ, а затем убили по приказу Тохтамыша.


По другим данным, Мамая передали Тохтамышу, который своими руками остановил жизнь беклярбека. Хан похоронил его со всеми почестями, могила предположительно находится в Шейх-Мамае (современное название - село Айвазовское, недалеко от Феодосии). Курган случайно обнаружил художник . По другим данным, захоронен Мамай у стен Солхата (современное городское поселение Старый Крым).


Существует легенда, что темника Мамая захоронили в золотых доспехах на кургане, названном в его честь, который расположен на территории современного города Волгограда. Многочисленные раскопки на Мамаевом кургане версию не подтвердили, гробницу не обнаружили. В настоящее время Мамаев курган известен как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы».

Память

  • 1955 - Карышковский П. О. «Куликовская битва»
  • 1981 - Шенников А. А. «Княжество потомков Мамая»
  • 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай: История «антигероя» в истории (630-летию Куликовской битвы посвящается)»
  • 2010 - Почекаев Р. Ю. «Мамай летописный и Мамай исторический (попытка развенчания стереотипов)»
  • 2012 - Пачкалов А. В. «К вопросу об именных монетах Мамая»

Значение слова МАМАЙ в Краткой биографической энциклопедии

МАМАЙ

Мамай - темник Золотой Орды, захвативший после убийства хана Кидыря, в 1361 г., власть в Орде и державший ее в своих руках до 1380 г., при 13 эфемерных ханах. При нем Московская ориентация Золотой Орды сменилась Тверской (1370 - 75; ярлыки на великое княжение тверскому великому князю Михаилу Александровичу), и в связи с этим произошли первые, после Батыя, столкновения с Москвой (русские победы на реке Воже в 1378 г. и на Куликовом поле в 1380 г.), пошатнувшие авторитет Мамая в Орде. Он был прогнан оттуда Тохтамышем, бежал в Кафу и там убит (1380).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАМАЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАМАЙ в Словаре полководцев:
    (?-1380) тат. темник, фактич. правитель Золотой Орды. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского. Потеряв власть, М. бежал в Крым. …
  • МАМАЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (?-1380) татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в …
  • МАМАЙ
    татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько ханов, …
  • МАМАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАМ́АЙ (?-1380), тат. военачальник, фактич. правитель Золотой Орды, организатор походов в рус. земли. Потерпел поражение от моск. кн. Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? татарский темник, или воевода, захвативший власть в орде после убиения хана Хидыря, в 1361 г. При нем сменилось несколько …
  • МАМАЙ
  • МАМАЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Мамай, -я (ист. лицо); но: мамай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Орфографическом словаре:
    мам`ай, -я (ист. лицо) ; но: мам`ай прошёл (где) (о полнейшем …
  • МАМАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (?-1380) , татарский темник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского …
  • МАМАЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Мамай м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на …
  • МАМАЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Фактический правитель Золотой Орды, организатор походов на Русь, потерпевший поражение от Дмитрия Донского в 1378 г. - на реке …
  • МАМАЙ ГРУЗИНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мамай (+ 744), католикос Грузинский, святой. Память 3 мая (Груз.) Правил Грузинской Церковью в …
  • МАМАЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ
    Николай Яковлевич (родился 7.2.1926, станица Анастасьевская Краснодарского края), советский шахтёр-новатор, бригадир комбайновой бригады забойщиков, Герой Социалистического Труда (1957). Член КПСС …
  • ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань …
  • ГЛИНСКИЕ в Татарских, тюркских, мусульманских фамилиях:
    Князья. Имеются две версии их тюрко-ордынского происхождения, но обе выводятся к князю Мамаю, разбитому в 1380 году Дмитрием Донским на …
  • КУЛИКОВО ПОЛЕ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Монгольские завоевания Встревоженный усилением покоренной в 13 в. Руси монгольский правитель Золотой Орды темник Мамай в 1380 собрал 150-тысячное войско …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ЗАМЯТИН в Литературной энциклопедии:
    Евгений Иванович — современный писатель. Родился в Лебедяни Харьковской губ., в 1908 окончил С.-Петербургский политехнический институт по 303 кораблестроительному …
  • КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 1380 в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    битва 1380, сражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича Донского с монголо-татарами, возглавляемыми правителем Золотой …
  • ХАНСТВО КРЫМСКОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    обнимало собой Таврический полуостров и земли на С и В от него; но здесь оно не имело определенных границ. Состав …

МАМАЙ (?–1380) – темник (т.е. военачальник «тьмы», 10 тыс. воинов), один из видных представителей монгольской военной аристократии, талантливый и энергичный военачальник и политик в Золотой Орде.

По отцовской линии был потомком кипчаковского хана Акопы, происходил из рода Кийян, по материнской – от золотоордынского темника мурзы Мамая. Возвысился при золотоордынском хане Бердибеке (1357–1361), женившись на его дочери. Не принадлежа к роду Чингисхана, не мог сам быть ханом. Но, воспользовавшись междоусобной борьбой за ханство в Золотой Орде, в середине 14 в., в борьбе с Тохтамышем подчинил себе большую часть золотоордынской западной территории, то есть земли от Дона до Дуная, ядом и кинжалом пробился к власти. К концу 1370-х стал фактическим правителем Золотой Орды , управляя ею через подставных ханов (русские летописи называли их «мамаевыми царями»).

Разжигая феодальную рознь между русскими князьями, боровшимися между собой за получение ярлыка на великое княжение, противодействуя усилению самой сильной из подвластных ему на Руси земель – Московской, Мамай последовательно поддерживал ее противников. Основную ставку он делал на Тверь, а также – из тактических соображений – и на Рязань. При этом он, для острастки, не раз врывался на территорию Рязанского княжества (служившего буфером между Московской Русью и Ордой), опустошая его. Ориентации Мамая на Великое княжество Литовское сопутствовало его враждебное отношение к Московской Руси.

В 1378 Мамай сжег Нижний Новгород, к тому времени находившийся под покровительством Москвы и тогда же послал отряд мурзы Бегича за сбором недостающих податей у московского князя Дмитрия Ивановича. Как повествует летопись, Мамай хотел восстановить власть над Русью, желая, «чтоб как при Батые было».

2 августа 1378 на реке Воже русские воины во главе с московскими воеводами Даниилом Пронским, Тимофеем Вельяминовым и самим князем Дмитрием Ивановичем впервые, используя новые тактические приемы, сумели разгромить ордынское войско.

В ответ Мамай начал готовить новый поход на Москву.

Летом 1380 он собрал большое войско, в которое входили не только татары, но также покоренные им черкесы, ясы, чечены. Однако 8 сентября 1380 в Куликовской битве был разбит и бежал с поля битвы с небольшим отрядом татар в Кафу (Феодосию). Летописец сообщил: «...побежал поганый Мамай с четырьмя мужами в излучину моря, скрежеща зубами своими, плача горько...» – так рассказывало об этом Сказание о Мамаевом побоище . В Крыму его встретили воины ордынского хана Тохтамыша, и Мамай был убит в Кафе по одним данным – татарами, по другим – генуэзцами, бывшими его союзниками.

Наталья Пушкарева