Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику. Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 годуЯрославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество. Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.

На короткое время мир удалось восстановить внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113-1125). Но после его смерти войны вспыхнули с новой силой. Киев, ослабленный постоянной борьбой с половцами и внутренними усобицами, постепенно утрачивает свое ведущее значение. Население ищет спасения от постоянного разграбленная и переселяется в более спокойные княжества: Галицко-Волынское (Верховье Днепра) и в Ростово-Суздальское (междуречье Волги и Оки). Во многом на захват новых земель князей толкало боярство, заинтересованное в расширении своих вотчинных земель. Из-за того, что в своих княжествах князья устанавливали киевский порядок наследования, то и в них начались процессы дробления: если в начале XII века было 15 княжеств, то к концу XIII века уже 250 княжеств.Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Причины раздробленности:

  • 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами - каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством;
  • 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий;
  • 3) ослабление центральной власти Киевского князя;
  • 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути.

Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами - землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.

Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1157-1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем (1199-1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович (1205-1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция - Польшей.

Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. Послевосстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ. Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца.Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось.

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125-1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174). Он основал городВладимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212) и сын Всеволода Юрий (1218-1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основалНижний Новгород. Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237-1241 годов.

После распада Киевской Руси обозначилось три сильных княжества, к которым тяготели десятки мелких. Это были Новгород (особенность – боярская республика, князя приглашали, могли и выгнать, он не выполнял практически никаких функций), Владимиро-Суздальское княжество (начало местной династии положил сын Мономаха Юрий Долгорукий, основатель Москвы. Сын Долгорукого Андрей Боголюбский впервые принял на себя титул великого князя Владимирского . Это княжество стало основой формирования русского народа), Галицко-Волынское княжество (основа формирования украинского народа, подробнее будет рассказано о нем позже).
Именно в этот период пути единой ранее народности расходятся, и постепенно начинают проявляться различия, вызванные географическими, внешне- и внутриполитическими обстоятельствами. Начинают формироваться три будущих отдельных народа - русские, украинцы и белоруссы.

Распад единого государства на несколько мелких привел к усилению внешних врагов и их попыткам вмешательства в дела Руси. Тем более что князья и бояре в борьбе за власть часто прибегали к услугам иностранцев, то есть сами наводили эту чуму на Русь.

Основных враждебных внешнеполитических факторов было два – монголо-татары и крестоносцы.

Монголы - множество племен южной Сибири и Забайкалья - татары, тайчуиты, меркиты, ойраты и другие (в Европе их всех позднее называли просто «татары», отсюда возникала путаница, которую в советской историографии пытались избежать, называя эти племена монголо-татары). В 1206 году после продолжительной борьбы за власть все монгольские племена объединяет под своей властью сын одного из тайчуитских вождей Темучин, принявший титул Чингис-хан.

Все население он поделил на десятки, сотни, тысячи и тумены (десять тысяч), перемешав племена и роды и назначив командирами над ними специально подобранных людей. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность создать крупное войско и одновременно избавится от межплеменной вражды. Основой монгольского войска была подвижная легкая конница. Каждый мужчина с детства готовился стать воином, мастерски владел мечем, луком и копьем. На коня ребенок садился, когда начинал ходить. Укреплению воинской дисциплины способствовал закон: если в бою кто-то из десятки побежит от врага, то казнили всю десятку; если в сотне побежит десятка, то казнили всю сотню, если побежит сотня и откроет брешь врагу, то казнили всю тысячу. Монгольская конница на своих низкорослых выносливых конях могла проходить в сутки до 80 км. Чингисхан возвел в культ писаный закон, был сторонникам твердого правопорядка. Он создал сеть линий сообщений в своей империи, курьерскую связь в крупном масштабе для военных и административных целей, организовал разведку.
К 1211 Чингисхан завоевал Сибирь, к 1215 – северный Китай (окончательно весь Китай покорился монголам только в 1235). В 1218 монголы вторглись в Среднюю Азию, завоевали Семиречье – самый благодатный район Казахстана, которым правил давний враг Чингисхана хан Кучлук. В 1219-1221 монголы завоевали мощнейшее государство Хорезм – территорию современного Узбекистана. Здесь с жителями обошлись крайне жестоко, так как те убили монгольских купцов и послов, а монголы это не прощали.
После этогоЧингисхан послал на разведку западных земель сильный кавалерийский корпус под командованием Джебе и Субедея. Они прошли по южному берегу Каспийского моря, проникли в Закавказье, разбили грузинскую армию (1222), потом разбили объединенное войско половцев, лезгинов, черкесов и аланов. Половцы бежали на Русь, их хан Котян попросил не отказать ему в помощи своего зятя Мстислава Удалого. В Киеве был созван большой княжеский съезд, после которого вооруженные силы князей Киевского, Галицкого, Черниговского, Северского, Смоленского и Волынского вышли в поддержку половцев. В битве на реке Калка войска Даниила Галицкого, Мстислава Удалого и хана Котяна, не известив остальных князей решили самостоятельно расправиться с монголами и 31 мая 1223 года были разгромлены при пассивном созерцании со стороны основных русских сил во главе с Мстиславом III, расположившимся на противоположном берегу Калки. Впрочем, их монголы разбили тремя днями позднее.
После битвы на Калке монголо-татары отправились на Волжскую Булгарию, но были болгарами отбиты и ушли в Азию.
Новый этап завоевания Запада начался при внуке Чингисхана Батые. Батый разгромил Волжскую Булгарию, разорил Рязань (1237), Москву, Владимир-на-Клязьме (1238). В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Владимир-Волынский, Галич (1241). Здесь орда Батыя разделилась. Часть ушла в Польшу, где под Лигницей монголы разгромили поляков. Другая часть пошла на Венгрию. Бела IV венгерский был наголову разбит Батыем и бежал. Батый. В декабре 1241 года умер хан Угедей, дядя Батыя; это известие, полученное Батыем в разгар его европейских успехов, заставило его поспешить в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана.
Еще при своей жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы: улус Угедея - Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу от Иртыша, улус Хулагу- Иран и Закавказье. В 1243 г. Батый обосновался на Нижней Волге и провозгласил создание нового государства - Золотой Орды, со столицей в Сарае, отделившись от улуса Джучи. Границы Золотой Орды простирались от Иртыша до Дуная, включая Дешт-и-Кыпчак (Половецкая степь), Волжскую Болгарию, Хорезм, Приуралье, Крым и Северный Кавказ.
Основу военной силы Орды составили тюркоязычные кыпчаки (половцы). Кроме того, монголы вовлекли в свое движение на запад множество народов – башкир, уйгуров, бурят, киргизов, чувашей, печенегов и др. С начала XIV в. государственным языком Золотой Орды стал кыпчакский язык, в качестве государственной религии был принят ислам. В основу государственного управления легла система, заимствованная в Китае – сильное централизованное государство. Позднее эту систему заимствуют у монголов и введут у себя московские князья.
Русские земли были в вассальной зависимости от Золотой Орды. Русь выплачивала дань, русские князья должны были при вступлении на престол ездить в Сарай для получения ярлыка от монгольского хана. Рассказы об ужасах монгольского ига относятся либо к началу монгольской власти, до начала14 века, либо связаны не столько с монголами, сколько с русскими князьями, которые в борьбе друг с другом призывали себе на помощь отряды кочевников, разрешая им в качестве платы грабить русские земли.

Крестоносцы – общее название католических рыцарских орденов, европейские рыцари, поначалу участвовали в крестовых походах XI-XIII веков с целью отвоевания Святой земли у мусульман, позднее совершают крестовые походы и в Европе – против еретиков, против язычников, против турок. Имели они отношение и к русской истории.
В 1200 в устье Двины высадился епископ Альберт из Бремена и основал Ригу. В 1202 он создал католический орден «меченосцев». Отличительным знаком его членов была белая мантия с красным крестом и мечом на ней. Орден создавался для захвата Прибалтики под знаменем ее христианизации. Кроме того, в 1217 датские рыцари высадились в северной Эстонии и основали Ревель (Таллин).

Тактика рыцарей была одинакова: после подавления местного языческого главы население насильно обращалось в христианство. На этом месте строился замок, вокруг которого прибывшими немцами начиналось активное использование земель. В 20-е годы рыцари подчинили себе земли латышей и эстонцев, начались столкновения ордена с русскими, которые еще с времен Ярослава Мудрого держали значительную часть Прибалтики под своим влиянием.

В 1226 польский князь Конрад приглашает для помощи в борьбе с прибалтийским племенем пруссов рыцарей еще одного ордена, Тевтонского. Они основывают крепости Торн, Мариенбург, к 1283 покоряют всю Пруссию, вырезая по ходу и польское население.

Тем временем орден меченосцев терпит поражения от новгородцев (1234) и литовцев (1236). В 1237 остатки ордена меченосцев вливаются в Тевтонский орден, образуя его дочернее отделение – Ливонский орден. Тевтонский и Ливонский ордена становятся главными дестабилизирующими факторами в Прибалтике, стремясь подчинить, ограбить или истребить польское, литовское, латышкое, эстонское и русское население региона.

В 1236 крестоносцы доходят до Галицко-Волынского княжества, в 1240-1242 ведут затяжную войну с Псковом и Новгородом, однако получают отпор. Главную роль в борьбе с крестоносцами сыграло Великое Княжество Литовское, на 2/3 состоявшее из русских земель, но о нем также будет рассказано позднее.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси XII-XIII веков была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

§ 3. ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО КАК ОДИН ИЗ ТИПОВ

ФЕОДАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА РУСИ.

В середине XII века некогда единая Киевская держава распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств. Этот распад произошёл под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом.

Дальнейшие процессы феодализации, продолжавшиеся в русских землях, специфика местных условий, особенности географического положения, социально-экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях, определили три основных политических центра: на юго-западе – Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля на северо-западе. Эти три феодальных образования различались между собой степенью влияния княжеской власти и ролью феодальной аристократии, а также степенью развитости одной из форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья), воздействия внешних факторов на внутриполитическую жизнь и играли главную роль в истории Руси XII-XIII вв.

В Новгороде Великом установилась феодальная вечевая республика. В Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

Постепенно центр экономической и политической жизни перемещался на северо-восток в бассейн Верхней Волги. Здесь и сформировалось сильное Владимиро-Суздальское княжество – впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, оно стало центром объединения русских земель. В период же феодальной раздробленности (после 30-х годов XII века) оно выступало конкурентом Киева.

§ 4. ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИРОДНО-

КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ.

В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озёр создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Лесные чащобы этой земли были столь обширны, что в XIII веке два княжеских войска, вышедшие на битву, заплутались и не нашли друг друга. То была земля непокорного племени вятичей.

На северо-востоке от современной Москвы, там, где расположены города Владимир и Суздаль, леса редели, появились широкие открытые пространства – начинались земли так называемого ополья, опушки гигантского леса. Природа сотворила здесь чудо. Как известно, эта территория расположена в нечернозёмной зоне. Почвы здесь подзолистые, сравнительные бедные. Но именно в ополье они внезапно сменяются мощными чернозёмами.

В XI-XIII веках сюда двинулся поток переселенцев. В поисках плодородной земли шли в Северо-Восточную Русь новгородцы. Спасаясь от набегов кочевников, перебирались в эти защищённые лесами места обитатели Приднепровья. Но колонизация вызывалась и другими причинами. Техника земледелия была примитивной, рост населения требовал освоения новых земель. Это подталкивало земледельцев к поискам лучшей доли на Северо-Востоке, где феодальное землевладение появилось лишь во второй половине XII века.

Владимиро-Суздальское княжество охватывало междуречье Оки и Волги. На его территории лежал путь из Белого озера по Шексне на Волгу. Связано было княжество не только с торговлей новгородской, что уже немало значило, но и с торговлей европейской, и по Волге с Каспием, Средней Азией, Поднебесной Империей, с Византией. По Москве-реке вёл путь в Коломну, по Оке на Волгу и по Клязьме на Волгу.

Постепенно здесь сложились крупные городские центры: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль.

§ 5. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.

Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

В 1125 году суздальским князем стал младший сын Мономаха Юрий, за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное, независимое государство. Его первые князья сумели сформировать крупный княжеский домен, из которого обеспечивали землёй служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации и была собственностью князя. Князь не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств. В княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Основной формой феодального землевладения здесь становилось поместное землевладение (условное держание, назначаемое за службу)

Верховная власть принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны сложившимся в раннефеодальных монархиях: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией, вёл борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли. Он энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. При нём впервые упоминается Москва.

Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой чудотворную икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. Князь Андрей наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове построил себе резиденцию. По названию села, Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он продолжил политику своего отца, направленную на расширение княжества: он воевал с Новгородом, с Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его. Андрей Боголюбский проводил жёсткую политику по отношению к боярам в своём княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчины.

В правление Андрея особенно ярко проявились новые тенденции во взаимоотношении князя и дружины. На Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Не доверяя старшей дружине, князь всё больше стремился опереться на младших дружинников. Характерно, что их всё чаще именовали дворянами: не вассалами князя, а его слугами. Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: « Андрей переменяет обращение с младшими князьями-родичами; последние изумились этой перемене, поняли всю опасность для себя от неё и вооружились против новизны. «Мы признали тебя старшим, - говорили они Андрею, - а ты поступаешь с нами не как с родственниками, но как с подручниками». ¹ Самовластие Андрея стало невыносимо его подданным и приближённым. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьёзный конфликт. В 1174 году заговорщики убили князя. После смерти Андрея Боголюбского началась усобица. В конце концов, князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом.

Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.

Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.

Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

_________________

¹ Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989, с.222.

Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре Северо-Восточной Руси долгое время сохранялись и языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства в Северо-Восточной Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Важнейшим памятником культуры того времени являются летописи – погодное изложение исторических событий. По мере дробления Руси, во Владимире, Суздале и других крупных городах Северо-Восточной Руси появляются центры местного летописания. Летописцы, как правило, грамотные, литературно-одарённые монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Местные летописи писали также по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Летописи Владимиро-Суздальской Руси отличались предметами повествования, стилистикой.

Образование российского централизованного государства

В конце ХI V в. и на протяжении Х V в. на русской территории происходит процесс складывания единого централизованного государства.

Централизованным можно называть только такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, и аппарат управления, обеспечивающий выполнение этих законов, реализующий политические решения, принятые в одном центре. При этом все звенья аппарата управления действуют согласованно, все государственные чиновники несут ответственность перед своим начальством или монархом и могут осуществлять свои полномочия только в пределах определенных вышестоящей властью. Централизация не обязательно предполагает унификацию, которая достижима только в условиях полного подавления инициативы и всякой общественной активности, не зависимой от власти.

Теме образования централизованного государства уделяли внимание многие историки. При этом существует несколько точек зрения на объяснение этого процесса. Русский философ и историк Г. П. Федотов утверждал, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси, создание могучего централизованного государства осуществлялось через насильственные захваты территории, вероломные аресты князей-соперников. И само собирание уделов, по его мнению, совершалось восточными методами: снималось большинство трудоспособного населения и уводилось в Москву, его заменяли пришлым и чуждым населением, выкорчевывались местные обычаи и традиции.

Н. М. Карамзин подчеркивал прогрессивно-русский характер самого акта объединения. Он писал: «Казалось, после веков рабства не поднимется, не выпрямится земля русская, упоенная кровью, усыпанная пеплом, ставшая жилищем рабов ханских». Но «…сделалось чудо. Городок, едва известный до X II в. от презрения к его маловажности, долго именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас Отечество».

Другой известный историк С. М. Соловьев считал, что образование Российского централизованного государства было исторически подготовленным, объективно обусловленным явлением.

Современная историческая наука считает, что ведущую роль в формировании Российского государства играл политический внешний фактор, а именно необходимость противостояния Орде и великому княжеству Литовскому. Благодаря этому фактору широкие слои населения (как господствующий класс, так и горожане, крестьянство) были заинтересованы в централизации. Такой «опережающий» (по отношению к социально-экономическому развитию) характер процесса объединения обусловил особенности сформировавшегося к началу XV в. государства: сильную монархическую власть, жесткую зависимость от нее господствующего класса, высокую степень эксплуатации непосредственных производителей (ее рост в XIV – XV вв. диктовался еще и необходимостью получения средств для выплаты «выхода»). Это было одной из причин складывания системы крепостного права.

Превращение Москвы, бывшей до этого второразрядным княжеством, в центр объединительного процесса объясняют рядом факторов. Московские земли находились в центре Северо-Восточной Руси, были прикрыты со всех сторон соседними княжествами. Защищенности способствовали и непроходимые лесные чащи. В районе Москвы скрещивались водные и сухопутные пути. Все это вместе взятое обеспечивало приток населения из окрестных земель, в немалой степени этому способствовала и политика, проводимая московскими князьями.

Они умело использовали и труд все увеличивающегося населения, удобные торговые пути (то и другое давало немалые доходы) и относительную безопасность от Орды, которая часто разоряла соседние княжества. Летописи сообщают о хищнических и смелых действиях московских князей. Покупки, захваты, дарения увеличивали московские владения и, что не менее важно, приближали их к землям князей-соперников, окружали их с разных сторон.

Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к татарам. Политика повиновения сменялась политикой борьбы против Орды.

Иван Калита первый начал выкупать у ханов Орды ярлыки, дававшие право на сбор дани в тех городах, чьи князья сами не справлялись со сбором ордынской дани. Успешный сбор этой дани московскими боярами давал князю новые средства: князь тратил их на выкуп новых ярлыков и на строительство каменных храмов в Москве.

Такая схема «деньги-власть-деньги» привела на Руси в XIV в. к зарождению «государственного капитализма» (опоры московского самодержавия), в то время как в Европе зарождался частный капитализм.

Свидетельством крепнущей мощи русских земель стала победа в 1378 г. на реке Воже и особенно победа на Куликовом поле 8 сентября 1380 г. Несмотря на возобновление выплаты дани после захвата Москвы ханом Тохтамышем, зависимость от Орды все более ослабевала. Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию 1 Владимирский великокняжеский престол без ханского ярлыка. Со смертью Василия 1 наступил период длительного политического кризиса. Опираясь на церковь и используя союз с Ордой, его сын Василий I I Темный одержал победу над своими соперниками, что означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Москвы. Она закрепилась при Иване III и Василии III . В княжение Ивана III образовалась основная территория России, страна окончательно освободилась от ига, сформировались политические основы централизованного государства. Мобилизовав большие военные силы и при этом не встречая от населения серьезного сопротивления, Иван III осуществил объединение под своей властью различных областей Великороссии. Унаследовав от отца Московское княжество в 400 тыс. км, сыну он передал державу с площадью 2 млн. км.

По мере объединения русских земель под властью Московского государства менялся и характер власти, ее организация и идеология. С 1485 г. Иван III в переписке именует себя «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси». Вскоре появляется и более высокий титул «царь всея Руси», но официально первое коронование на царство было проведено Иваном IV Грозным . После освобождения русского государства от зависимости Золотой Орды к великокняжескому титулу иногда стали добавлять слово самодержец – сначала в смысле независимости князя от других государств, а затем в смысле неограниченности его власти. Во второй половине XV в. входит в употребление название Россия (так называли Русь греки и византийцы). Удельными князьями оставались главным образом братья и племянники великого князя, но они не имели права чеканить монету, устанавливать дипломатические отношения с другими государствами и вести суд по важнейшим делам.

Для укрепления власти и повышения ее престижа Иван III после смерти первой жены (тверская княгиня Мария Борисовна) сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софьей Палеолог. Брак был весьма символичен. Софья своим замужеством как бы делала московских государей преемниками византийских императоров. Царевна как наследница павшего византийского дома перенесла его державные права в Москву – новый Царьград. Вводился новый, сложный придворный церемониал и появляется так называемая Шапка Мономаха , которая, якобы, была подарена Византийским императором Владимиру Мономаху.

Был введен новый герб, объединивший старые – московский (всадник, поражающий копьем змея) и византийский (двухглавый орел, символизирующий единство восточной и западной Римской империи).

По мере процесса объединения и централизации изменялась организация управления государством. Система удельного княжения сократилась. Бывшие удельные князья пополнили ряды московского боярства. Самые знатные из них входили в состав Боярской думы – высшего совещательного государственного органа, обладавшего законодательными, военно-административными и судебными функциям.

В Боярской думе совместно с великим князем решались все важнейшие государственные вопросы и вопросы дворцового хозяйства. Представители феодальной аристократии заведовали казной, командовали войсками, управляли областями, вели дипломатические переговоры и т. д. Помимо думы существовало два исполнительных органа: государев дворец и государева казна, но четкого разделения функций между ними не было. Дворец в основном ведал государевыми дворцовыми землями, для управления вновь присоединенными землями создавался свой дворец. Казна ведала преимущественно государственной печатью, финансами и внешней политикой.

Вместе с системой дворцов в конце XV в. зарождаются центральные правительственные учреждения общерусского характера, которые ведали отдельными отраслями управления на всех землях государства. Они получили название изб, а затем – приказов.

Во главе каждого приказа обычно стоял боярин, но главным лицом становились дьяки – управляющие канцелярией и их помощники, которые формировались из среды служивого дворянства.

Складывалась и система местного управления. Основная территория делилась на уезды, а уезды – на волости и станы. Общее управление на местах находилось в введении наместников и волостелей, которые выполняли функции судей, сборщиков дани, военачальников города и уезда. По старому обычаю они «кормились», содержались за счет местного населения. Первоначально кормления ничем не ограничивались, позже были установлены фиксированные нормы.

В процессе формирования централизованного государства складываются сословия. В частности, в связи расширением российских границ и оттоком населения на окраины возникает служилое сословие и происходит закрепощение крестьян. Государство не было заинтересовано в оттоке населения, так как для службы на великого князя возможен был только вариант условного землевладения (предоставление земли с живущими на ней крестьянами за военную или гражданскую службу). Таким образом формировалась поместная система, при которой государство могло всегда располагать значительными военными силами без материальных затрат на их содержание. Условность такого землевладения заключалась в том, что оно не носило наследственного характера и даже не было пожизненным, а зависело только от факта несения службы. Помещик должен был служить сам и выводить определенное число вооруженных людей.

Как система поместное землевладение сложилось к концу XV в., когда Иван III, затем Василий III ввели поместную раздачу значительного массива новых земель. Главным юридическим признаком служилого сословия было право владения землей и крестьянами при условии несения государственной службы.

Юридически централизация выразилась в появлении первого общерусского «Судебника» (1497 г.) с едиными юридическими нормами.

Его историческое значение заключалось в том, что нормы процессуального, гражданского, а отчасти и административного права Московской земли были систематизированы и распространены на всю территорию государства. В нормах и статьях судебника мало новизны, в нем даже не отразились важных реалии нового государственного устройства. Главное было в другом – в унификации правовых установлений, в упорядочивании самого процесса судопроизводства и порядка функционирования судебных инстанций в центре и на местах.

С «Судебником» связано начало формирования крепостного права: 57 ст. ограничивала крестьянам сроки ухода от владельца неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября).

Достаточно сложным и противоречивым было отношение к централизации православного духовенства. Русская церковь как организация всегда выступала сторонницей государственного единства.

Долгое время (в период удельной раздробленности) церковь оставалась единственной хранительницей идеи общности. Константинопольский патриарх поощрял создание митрополий по национально-государственному признаку, неудивительно поэтому, что многие русский митрополиты, даже выходцы из Византии, заботились не только о собственных церковных нуждах, но и о проблемах государственных.

Сотрудничество митрополитов и московских князей началось при Иване Калите. В 1299 г. после разорения Киева монголо-татарами митрополит Максим переехал во Владимир, а с 1328 г. глава Русской православной церкви постоянно жил в Москве. Пребывание митрополитов в Москве, постепенно ставшее традицией, способствовало росту влияния потомков Калиты. Поддерживая, как правило, московских князей, представители церкви не забывали о своей общерусской миссии и неоднократно выступали посредниками между князьями или гарантами их соглашений.

Собирание русских земель вокруг Москвы соответствовало идеалам Русской православной церкви, однако среди духовенства не было единодушия на способы управления Московским княжеством, границы которого постепенно почти совпали с границами Московской митрополии. Спорным были вопрос о роли церкви в складывающемся государстве. В середине XV в., после падения Константинополя, Московская митрополия обрела фактическую самостоятельность. Следствием этого стала большая зависимость церкви от московских князей, с чем не все иерархи хотели мириться. Поэтому отношение к великокняжеской власти и конкретным ее действиям в церковной среде далеко не всегда было однозначным.

Некоторые иерархи церкви стремились перенести на русскую почву сложившиеся в Византии представления о единстве папства и священства; монарх при этом признавался не только главой светской власти, но и вершителем воли Бога на земле. В соответствии с распространенными в Византии взглядами император, обладая особыми полномочиями в защите православной веры и вследствие этого, должен был вмешиваться в вопросы церковной организации, курировать взаимоотношения государства и церковной власти, контролировать замещение высших духовных должностей; слово монарха имело определенный вес при решении догматических или связанных с обрядностью проблем.

Для восприятия этой концепции на Руси существовали серьёзные предпосылки, еще в XIV в. московские князья активно влияли на назначение митрополитов, посылали в Константинополь своих кандидатов с рекомендательными письмами и богатыми подношениями.

После фактического обособления русской митрополии московские князья распоряжались митрополичьей кафедрой по своему усмотрению; архиерейские соборы редко отваживались оспаривать мнение светских властей.

После падения Константинополя (1433 г.) в Московской Руси постепенно складывались представления о том, что великие князья должны играть в православном мире ту роль, которая ранее принадлежала императорам Византии. Некоторые деятели церкви охотно восприняли константинопольскую традицию прославления монарха как основного оплота веры.

Русское духовенство XV – XVI вв. выдвинуло из своей среды деятелей, способных по-другому поставить и решить вопрос о взаимоотношении церкви и государства. Иосиф Волоцкой (в миру Иван Санин), долгое время возглавлявший основанный им Волоколамский монастырь, прославился не только личным благочестием и умением рачительно вести монастырское хозяйство, используя накопленные в нем богатства для щедрой благотворительности, но и активным участием в полемике о социальном и политическом значении церкви. Преподобный Иосиф исходил из традиционной концепции православного царства, но отказывался признать поучение церкви светской властью. Государь заслуживает почитания в меру своего попечения о делах веры, данной от Бога, власти необходимо повиноваться, но подданные освобождаются от долга повиновения, если государь проявляет лукавство, корыстолюбие, если он несправедлив и злобен или не придерживается истинной веры.

Отвергая как противопоставление духовной и светской власти, так и вмешательство последней в дела церкви, Иосиф вместе с тем не был сторонником теократии, то есть наделения церковных иерархов государственными полномочиями. В то же время он не считал допустимым и самоустранение церкви от общегосударственных забот. Распространение обычая завещания сел монастырям с условием упоминания имени дарителя в молитвах приводило к быстрому росту церковных вотчин, князьям же было необходимо много новых земель, раздавая которые, можно было создать сословие зависимых от центральной власти людей – исполнителей различных государственных дел. Одним из возможных источников этого могли стать церковные земли.

Иван III ограничился лишь частичной секуляризацией (обмирщением) церковных земель в новоприсоединенной Новгородской земле. Тем самым он получил землю и ослабил потенциальную оппозицию – новгородское священство, среди которого были противники присоединения к Москве.

Была предпринята попытка вмешательства государства и в чисто церковные дела, в частности, по вопросу о подчиненности монастырей, еще одна область пересечения государственных и церковных интересов была связана с появлением на Руси ересей – религиозных движений, которые отвергали какие-либо элементы учения официальной церкви. Антиеретические судебные разбирательства в большинстве случаев затевались не столько для защиты чистоты веры, сколько для расправы с политическими соперниками.

В отличие от западно-европейских стран, где, несмотря на местные особенности, в целом идет движение к расширению товарно-денежных отношений и, следовательно, к становлению капитализма, Россия в XVI в. окончательно вступила на собственный, специфический путь развития.

В территориальном плане в первой трети XVI в. завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория Русского государства охватила восточную и северную части бывших древнерусских земель. По территории страна занимала второе место в Европе, но по плотности населения (2 человека на 1 км 2) – одно из последних.

В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность.

Формировавшиеся внутренние структуры Русского государства не поспевали за стремительным расширением его территории. Вплоть до середины XVI в. в них сохранились черты великокняжеского управления. Разветвленного централизованного госаппарата еще не сложилось. Многие независимые в недалеком прошлом князья сохраняли определенную самостоятельность, пользовались значительными привилегиями, имели вассалов и т. д. Не были окончательно унифицированы денежная система, система мер и весов.

Тем не менее постепенно структура государства централизовывалась и упорядочивалась. Возрастала концентрация власти у московских государей. Они не очень ориентировались на какую-либо законность, нормы договорного права (на котором основывалась государственная власть в Западной Европе). Российские правители рассматривали государство как свою вотчину, которой можно распоряжаться по своему собственному разумению.

Падение Византии под ударами турок-османов сделало Россию последним оплотом православия и способствовало определенной идеологии верховной государственной власти. С XVI в. распространяется идея о Москве как о «третьем Риме», в которой особенно тесно переплелись религиозные и политические мотивы. Псковский монах Филофей в послании Василию III доказывал, что первый Рим пал из-за ересей, второй (Византия) – из-за унии с католичеством на Флорентийском соборе в 1439 г., (при попытке обретения помощи со стороны Запада в борьбе против турков). Третий истинно христианский Рим – Москва, стоит, и четвертому «не быть». Таким образом, сохранение православия рассматривалось как важнейшее условие национальной независимости, государственной мощи, а русские государи при этом должны были выступать как хранители веры.

Ведущей отраслью хозяйства по-прежнему оставалось земледелие. Земельная собственность носила сословный характер: на окраинах была распространена государственная (черносотенное крестьянство), в центральных районах преобладала вотчинная и поместная (светская, монастырская и церковная). Если владелец вотчины обладал правом передачи земли по наследству, ее продажи и заклада, то поместья отдавались только в пожизненное владение за военную службу дворянам-поместникам.

В это же время начинается рост товарного производства и специализация отдельных районов. В этой связи происходит возникновение и рост торгово-ремесленных поселений – рядов, посадов и городов. К середине XVI в. насчитывалось до 160 городов, крупнейшим из которых была Москва (свыше 100 тыс. человек), остальные имели гораздо меньшую численность (например, в Новгороде 26 тысяч).

Вторая половина XVI в. – наиболее противоречивое время в истории России, которое получило название смутное . Переломный характер этого века ощущали уже младшие современники той мрачной эпохи. Вряд ли случайно, что почти все авторы первой половины XVII в., писавшие о том времени, начинали свой рассказ о деятельности того царя, который «множество народу от мала до велика при царстве своем погубил и многие грады своя поплине», хотя и был «муж чудного рассуждения».

К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как жестокому и злобному тирану.

Н. М. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную сначала верным воеводой Ивана Грозного, а потом политическим врагом князем Андреем Курбским . Первое время Иван был «добрым и нарочитым», а затем «грех ради наших сопротивным обретеся».

Официальной эта концепция стала при первом Романове – Михаиле Федоровиче (1613 – 1645 гг.). С одной стороны, новой династии нужно было решительно отмежеваться от опричных зверств, с другой – лишь через родство с царем Иваном IV новый царь имел право на престол (дед Михаил – родной брат первой жены Ивана IV Анастасии и дядя царя Федора Ивановича – младшего сына Ивана IV от Анастасии). Именно на этом фоне возникла карамзинская концепция Грозного – добродетельного царя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота во вторую.

С. М. Соловьев считал деятельность Грозного при всех жестокостях шагом вперед, к победе государственных начал в борьбе с родовыми началами. Соловьев не забывал и о морали. Он писал, что «не произнесет историк слова оправдания такому человеку» но последователи Соловьева полностью отказались от моральных оценок как ненаучных.

Историк конца XIX – первой половины XX вв. С. Ф. Платонов создал концепцию деятельности Ивана IV и, в первую очередь, опричнины, которая с небольшими изменениями дошла до наших дней. Опричнина рассматривается как «дворянская революция». Утверждению этой концепции способствовала не только привлекательность и логика, но и политические факторы. Иван IV импонировал И. В. Сталину. Террор Грозного оправдывался как государственная необходимость. С начала 40-х гг. его рассматривали как выдающегося государственного деятеля и патриота.

Со второй половины 50-х гг. возникает новый подход. А. А. Зимин отрицает точку зрения на опричнину как на борьбу дворян и бояр, что приводило к выводу о ее прогрессивности. Он показал, что опричнина утвердила режим личной власти.

В целях укрепления центральной власти 16 января 1547 г. по задуманному митрополитом Макарием ритуалу 17-летний великий князь Иван принял царский титул и формально был приравнен к западно-европейским королевским титулам. Тем самым подчеркивалась неограниченность власти монарха внутри государства. Через месяц также по инициативе митрополита был созван церковный собор, канонизировавший большое число местных святых, что идеологически подчеркивало превращение страны в единую Российскую державу.

События 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг молодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников князь А. М. Курбский впоследствии назвал Избранной Радой. Не являясь формально государственным учреждением, Избранная Рада была по сути правительством России и в течение 13 лет управляла государством от имени царя, последовательно осуществляя целую серию крупных реформ.

Важнейшим шагом правительства был созыв в 1549 г. первого Земского «Собора примирения». Собор принял решение о составлении нового Судебника (утвержден в 1550 г.), в котором нашли отражение новые моменты судопроизводства – контроль над наместниками и взимание единой государственной пошлины.

Для укрепления вооруженных сил был приведен ряд военных реформ: отменили местничество (замещение должностей в войске в зависимости от знатности) на время походов, был определен единый порядок прохождения воинской службы, сформировано стрелецкое войско.

В 50-е годы укрепляется царский госаппарат, совершенствуется приказная система, число приказов постоянно растет в связи с усложнением функций управления. Значение приказов возрастает и в связи с перераспределением властных прерогатив в пользу центра. Отмена кормления и земская реформа повлекли за собой перестройку судебной и финансово-налоговой систем. По сути реформы сближали различные группы феодалов, уравнивая их по принципу денежного обеспечения – «государево жалованье». Процесс централизации государства неизбежно сопровождался борьбой за власть в кругах аристократических группировок, но ни одна из них не ставила под сомнение сам принцип единства государственной территории. Борьба велась не ради разрушения формировавшегося аппарата центральной власти, а во имя овладения ключевыми позициями в этом аппарате. После воцарения Ивана IV встал вопрос о формах власти и степени участия ведущих социальных сил общества в управлении страной. В связи с этим возникли две противоположные точки зрения. Согласно первой наследственная монархическая власть, стоящая над обществом, необходима, но при этом царь должен делиться своей властью с верхушкой общества (западно-европейская традиция).

Вторая точка зрения на распределение власти, восходящая к византийским традициям и идеям, сложившимся в северо-восточных княжествах в годы ига – концепция равного бесправия всех членов общества перед лицом монарха. Грозный воспринял именно ее. Он обосновал и пытался применять на практике теорию безусловной и всеобъемлющей власти царя – самодержца, что выразилось в таком явлении, как опричнина .

Форсирование централизации и утверждение самовластия путем опричного террора и разорения страны привели к губительным последствиям. В стране разразился тяжелейший экономический кризис, усилению которого способствовали и поражение в Ливонской войне 1558 – 1583 гг., и эпидемия чумы начала 70-х гг. XVI в. Хозяйственная разруха, вызвавшая массовое бегство крестьян на окраины государства, ускорила процесс становления крепостного права в государственном масштабе, причем в очень жестких формах. Социальное напряжение, продолженное опричным террором, в сочетании с социальным напряжением, вызванным закрепощением крестьян, породили острейший кризис. Война царя со своими подданными в период опричнины вызвали политическую нестабильность, что получило название смутного времени.

К концу XVI в. в основном оформились специфические черты российского общества. В своей совокупности они означали, что страна окончательно вступила на особый путь развития, качественно отличающийся от западно-европейского. Его характерными признаками были гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право. В жесткой зависимости от государства оказались не только крестьяне и посадский люд, но и представители господствующего сословия. Несмотря на формальную самостоятельность, церковь также становится зависимой от государства.

Сословно-представительская монархия в России в отличие от западно-европейских стран не утвердилась, хотя органы сословного представительства в центре и на местах начинали складываться. В земских соборах отсутствовала выборность членов, т. е. не был определен порядок представительства (в отличие от английского парламента или французских Генеральных штатов). Они не стали постоянным органом власти и играли менее самостоятельную роль, чем подобные учреждения западных стран, но сохранились на протяжении столетия.

Хотя абсолютная власть монарха в чем-то сопоставима с властью русских царей, но определяющая роль государства в сфере общественных отношений была свойственна только России, что сближало её со средневековыми державами Востока.

Важнейшие события исторического периода

1399 – 1425 гг. Правление Василия I .

1425 – 1462 гг. Правление Василия II Темного.

1433 – 1453 гг. Большая междоусобная война.

1462 – 1505 гг. Правление Ивана III.

1465 – 1469 гг. Война Ивана III с казанским ханством.

1478 г. Падение Новгородской республики. Присоединение Новгорода к Москве.

1430 г. Стояние на реке Угре.

1484 – 1508 гг. Строительство Московского Кремля, соборов, Грановитой палаты.

1485 г. Присоединение к Москве Твери.

1497 г. «Судебник» Ивана III.

1505 – 1533 гг. Правление Василия III.

1533 – 1584 гг. Правление Ивана IV Грозного.

1547 – 1560 гг. Деятельность «Избранной Рады».

1549 г. Созыв Земского собора.

1549 – 1560 гг. Реформы «Избранной Рады».

1550 г. «Судебник» Ивана IV .

3 октября 1550 г. Начало проведения военной реформы. Создание стрелецкого войска.

1551 г. Стоглавый собор русской православной церкви.

1565 – 1672 гг. Опричнина.

1565 – 1570 гг. Карательный поход опричного войска.

1581 г. Введение заповедных лет.

1584 – 1598 гг. Правление Федора Иоанновича.

1586 г. Регентство Бориса Годунова при Федоре Иоанновиче.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные признаки централизованного государства.

2. Как характеризуют отечественные историки процесс централизации русских земель?

3. Что способствовало превращению Москвы в центр объединительного процесса?

4. Какие внешние признаки свидетельствовали о складывании единого русского государства?

5. Как изменялась организация государственного управления?

6. Какие новые органы управления возникали в складывающемся государстве, какими функциями они были наделены?

7. Какой новый вид землевладения сформировался в указанный период, чем он отличался от вотчины? Охарактеризуйте «Судебник» 1497 г.

8. Какие тенденции во взаимоотношениях церкви и государства сформировались в указанный период?

9. Охарактеризуйте особенности развития Русского государства в первой половине XVI в.

10. Какую оценку имеет деятельность Ивана IV Грозного в исторической литературе?

11. Какое значение имеет политика Ивана IV Грозного в первой половине его правления?

12. Каковы последствия периода правления, именуемого опричниной?

21. Образование и укрепление служилого централизованного государства в 14-16 веках

Объединение русских земель вокруг Москвы

Образование централизованного государства - важный этап в развитии русской государственности. Процесс централизации осуществлялся на протяжении двух веков. Централизованным можно считать такое государство, в котором существуют законы, признаваемые во всех его частях, аппарат управления, обеспечивающий выполнение законов. Обоснованием централизации становится идея национальной общности.

Формирование централизованного государства хронологически совпадает с образованием монархий в ряде стран Западной Европы. На Руси сформировался особый, отличный от общеевропейского, тип феодального общества с самодержавием во главе, высокой степенью эксплуатации крестьянства.

Рождение государства проходило в междоусобицах, борьбе с Золотой Ордой, Казанским, Крымским (с нач. XVI), Литовским княжествами, Ливонским орденом, Шведским королевством.

Своеобразность государственности определялось:

1. Протяженностью и распахнутостью легко доступных границ.

2. Конфессиональной обособленностью русского православия.

3. Русское государство могло стать централизованным только сбросив экономическую и политическую зависимость Орды

Причины образования централизованного государства не только в необходимости обретения независимости страны, но и:

1. Заинтересованность феодалов в централизованном аппарате для закрепощения.

2. Развитие городов диктовало заинтересованность в ликвидации феодальной раздробленности

3. Заинтересованность крестьянства в стабилизации власти.

Предпосылки образования русского централизованного государства .

Экономические предпосылки 1) Зарождающееся поместное землевладение 2) Необходимость ликвидации таможенных границ между княжествами в целях создания благоприятных условий для развития торговли 3) Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства 4) Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины в целях обеспечения благоприятных условий для развития торговли 5) Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров

Политические предпосылки 1) Сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под монголо-татарским игом, своей православия и государственности 2) Переживание Золотой Ордой с конца 14 века феодальной раздробленности.

На рубеже 15-16 веков Золотая Орда распалась на отдельные ханства: Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и Ногайскую Орду. 3) Необходимость борьбы за национальную независимость 4) Дальновидная политика московских князей 5) Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву 6) Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы Социальные предпосылки 1) Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстания 2) Потребность бояр и вольных слуг в могущественном и богатом князе, раздающим поместья за службу 3) Потребность феодалов в закреплении рабочих рук 4) Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить условия для обмена товарами, а также независимость страны.

Факторы, оказавшие влияние на процесс образования централизованного русского государства. а) Природно-климатический и экономический факторы.

    Малоплодородные почвы

    Подсечная система земледелия - > паровое трехполье (снижение урожайности) -> необходимость общинного труда

Последствия:

1) Товарное производство развивалось медленно. Объем совокупного прибавочного продукта был крайне низок. А это имело громадное значение для формирования определенного типа государственности на территории исторического ядра России, вынуждая господствующий класс создавать жесткие рычаги государственного механизма, позволяющие изымать ту долю прибавочного продукта, которая шла на потребности развития самого государства, общества и правящего класса. Отсюда идут и истоки жесткого режима крепостного права, и колонизации новых территорий, ибо увеличить прибавочный продукт можно было только за счет прироста земледельческого населения и освоения новых пространств при сохранении экстенсивного характера земледелия.

2)Развитие экономики России как по преимуществу земледельческой привело к замедлению процесса отделения промышленности от земледелия, что привело к замедлению процесса городообразования. На экономическое развитие русских земель отрицательно повлияло татаро-монгольское завоевание. Монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси, к резкому сокращению населения, к оттоку значительной доли прибавочного продукта в Орду в виде дани, хотя монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды и не посягнули на православную веру.

Особенности природно-климатических условий во многом предопределили особенности формирования русского централизованного государства.

В отличие от стран Западной Европы, рост городов, развитие торговли, формирование единого национального рынка и складывание на этой основе экономического единства не являлись основными причинами образования централизованного государства на Руси.

б) Социально-политические факторы Централизация – не стихийный процесс, осуществлявшийся историческими субъектами.

Землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалась в море крестьянских общин, до конца XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали черные земли. Черные земли: общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей. Отношения в общине регулировались посредством выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации - наместников и волостелей.

В XIV веке появляется термин "крестьяне".

Чёрные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, платили налог;

Крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины, зависимы от феодала

В период формирования централизованного государства основная форма зависимости - полевая барщина.

Конец XIII-XIV вв.- возникновение потребности рабочей силы для обработки удельных земель в полевой барщине, крестьяне еще свободны и не хотят работать на помещика. Для мотивации нужна сила принуждения, а именно - государственная власть.

Землевладельцы были заинтересованы в привлечении на свои территории земледельческого и ремесленного населения, также в освоении новых земель и колонизации. В этом смысле колонизация населения в Северо-Восточные земли находила поддержку у тех, кто стремился к единению земель и созданию единой государственной власти.

Этапы объединения (кратко(1)+дополнения(1.1))

1) (кон. XIII-80г. XIV) хозяйственный подъем, борьба между сильнейшими русскими княжествами за престол (Моск., Тверское, Рязанск.), 1301- возвышение Москвы, начало объединения вокруг нее.

Причины возвышения Москвы : Владимиро-Суздальское княжество - центр пашенного земледелия и ремесла, торговли; Выгодное географическое положение: безопасность, контроль над речными и торговыми путями, развитые экономические связи с др. княжествами.; Постоянный приток населения, рост деревень, селений, вотчин; Резиденция митрополита; Активная политика московских князей; Покровительство Орды. Москва становится экономическим, политическим, духовным, культурным центром.

Иван Калита (1325-1340). Поддерживал связи с Золотой Ордой, платил дань, заручился ее поддержкой, получил ярлык на княжение.

Дмитрий Иванович (1359-1389). Сплочение княжеств вокруг Москвы для борьбы с Золотой Ордой. Победа 1380 г. (Куликовская битва) стала возможной потому, что войско было общерусским по территор. и общенародным по составу, мотив защиты единой Русской земли обусловил победу. Значение победы: возрождение национального сознания Руси, новая этническая общность - Русь Московская.

1.1Начальный этап объединения (конец XIII-первая половина XIV вв.)

В Северо-Восточной Руси объединение крупных феодальных центров и выделение среди них сильнейшего

Главные соперники в борьбе за роль центра: Москва и Тверь

Увеличение населения за счет притока крестьян и ремесленников (эконом и полит подъем)

NB ! Важная роль Орды. Чтобы держать Русь в повиновении и черпать из нее доходы, нужна была централизованная власть. Но сильный князь был бы опасен, а единство Руси под его властью - прямая угроза владычеству Орды. Орда не могла допустить усиления одного князя и постоянно вмешивалась в соперничество московских и тверских князей. После правления и борьбы Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославовича Тверского, пришло время Ивана Калиты.

Иван I Данилович Калита (1325-1340)(брат Юрия, (1328-1340), внук Невского, заложил фундамент централизованного государства и основы будущего могущества Московского государства, имел союзника в виде православной церкви).

Основные направления деятельности – Реализация двух принципов: Мир – и – Порядок.

    Расширение границ Московского княжества

    Покупка крупных территорий – Галич, Углич, Белоозеро (1328). Присоединение части Ростовского княжества (1331)

    Поддержание хороших отношений с Ордой

    Борьба с Тверью за ярлык

    Участие вместе с ордынским войском в карательном походе против Твери (1327)

    Получение права сбора дани с русских земель и доставки ее в Орду

    Тесное сотрудничество с Православной церковью

    Перенос центра русского православия из Владимира в Москву (с 1328)

    Строительство пяти белокаменных храмов в Москве (с 1326 по 1333)

Достигнут союз с Новгородом в 1335 году. Из-за поддержания связи с Ордой были укреплены позиции Московского княжества.

Семен Гордый (1340-1353, сын Калиты)

Продолжение политики Ивана Калиты

    Хорошие отношения с Ордой  Обладание ярлыком на великое княжение

    Проведение уравновешенной внешней политики  Отсутствие военных столкновений с соседними княжествами

    Подчинение Новгорода посредством назначения московских наместников

Итог: Поднял значение Москвы до уровня общерусской столицы

Иван II Красный (1353-1359гг., сын Калиты)

Продолжение политики Калиты и Гордого

    Обладание ярлыком на великое княжение

    Начало военных действий с Литвой

    Проведение миролюбивой политики в отношении сопредельных княжеств

Вторая половина XIV в. Северо-Восточные земли с центром в Москве получили название "Великая Русь".

Основа: Разгром Москвой своих политических соперников, переход от утверждения за Москвой её политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг неё русских земель и организации общенародной борьбы за свержение ордынского ига.

Правление Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389). Поддержка митрополита Алексея.

Главные направления политики

    Объединение Московского и Владимирского княжеств

    Борьба за лидерство на Руси  Противоборство:

    С Ордой - стремление ослабить зависимость русских княжеств от Орды

Борьба с Мамаем

  • С Тверью – за ярлык на великое княжение, победа

    С Рязанью – по поводу спорных территорий, победа

    Крах ордынско-литовских планов ослабления Руси

    Импульс к дальнейшему объединению русских земель под властью Москвы

    Создание предпосылок для освобождения Руси от Орды

Орда признала главенство Москвы на Руси.

2) (80г. XIV-серед.XV). дальнейшее объединение, борьба с московскими удельными князьями.

Победа Московского Княжества при Василии II обуславливалась союзом с Ордой, поддержкой церкви. Полит. объединение закончилось при Иване III (1462-1505) и его сыне Василии III (1505-1533). Ивану III удалось объединить почти всю Русь

2.2 Перед смертью Дмитрий Донской передал своему старшему сыну Василию I Дмитриевичу (1389-1425) по завещанию великое княжество Владимирское как "отчину" московских князей, не признавая тем самым право хана выдавать ярлык. Процесс слияния Владимирского княжества и Московского завершился. С этого момента Москва утвердила за собой роль и значение территориального и национального центра формировавшегося русского государства. Ещё при Дмитрии Донском были присоединены Дмитров, Стародуб, Улич и Кострома, обширные территории в Заволжье. В конце XIV в. потеряло независимость Нижегородское княжество. Не дала результата попытка удельных князей во главе с галицкими князьями приостановить ликвидацию порядков феодальной раздробленности. Поражение удельных князей создало условия для перехода к завершающему этапу объединения.

Основные направления деятельности Василия I

    Орда – примирение и получение ярлыка на великое княжение

    Дальнейший рост Московского княжества

3) (2 полов. XV - начало XVI в.) образование единого государства. Связан с правлением Ивана III и Василия III.

Свержение ига (с 1476 г. Иван III перестал платить дань), присоединение силой Новгородской земли (1478), Тверского княжества (1485), Псковской респ. (1510), Смоленска (1514), Рязанского княжества(1521).

Единую территорию разделили на уезды, станы и волости. В 1497 введен в действие законодательный сборник - Судебник, закреплявший правило перехода крестьян от одного феодала к другому, явился началом юридического закрепощения крестьян. Боярская дума - совет при великом князе. Приказы - органы центрального управления. Московское войско - единый военный орган из дворян-помещиков. В процессе создания государства произошло перераспределение земельной собственности, изменение структуры господствующего класса феодалов. Появилось служилое дворянство.

Была преодолена изоляция Руси от Западной Европы. Развитие культуры, использование опыта Европы.

Установление единоличной власти, ликвидация самостоятельных княжеств, свержение ордынского ига, переход от оборонительной внешней политики к наступательной - необходимые условия. Необходимость единства для выживания способствовала консолидации нации, возрастанию престижа государства. Монархическая власть стояла над интересами различных сословий, поэтому была наиболее эффективной гос. формой для объединения страны.

Значительный вклад в укрепление русского централизованного государства внёс Иван III (1462-1505). Сосредоточил в своих руках власть, поддерживался всеми сословиями.

При поддержке церкви, дворянства, посадского населения, крестьян, Иван III заложил основу империи и довел до конца борьбу против ига. Московские наместники в бывших княжеских столицах - Нижнем Новгороде, Суздале, Ярославле, Ростове, Стародубе, Белоозере.

В 1478 г. Иван III завоевал Новгородскую феодальную республику. Затем московские войска завоевали Тверское Великое княжество. В 1480 г. произошло свержение монголо-татарского ига. Властитель Золотой Орды - Ахмед-Хан заключил союз с польским королём Казимиром IV, вторгся на русскую землю, чтобы снова заставить Московского великого князя платить дань. Положение осложнялось вспыхнувшим мятежом удельных князей - братьев Ивана III.

"Стояние на реке Угре" - освобождение Русской земли от татаро-монгольского ига. Оставались выросшие из Золотой Орды Казанское, Астраханское и Крымское ханства.

Ивану III помог советом митрополит Иона, опекавший его. Он выступал против сепаратистской политики удельных князей, за создание сильного централизованного государства, за освобождение его от ордынского ига, против любых притязаний Литвы и Польши. Иван III объединил почти всю Русь и стал первым действительным государем Всея Руси с 1485 года.

При Иване III:

Крупные перемены в структуре землевладения и господствующих классов;

Значительно выросло служилое дворянство и поместное (условное) землевладение;

Армия: вместо феодальных дружин, поставляемых боярами, армия комплектовалась дворянскими ополчениями, дворянской конницей, пешими полками с огнестрельным оружием (пищалями).

Сформирован аппарат централизованного управления с участием дворянства - Боярской думы, Большого Дворца и Казны.

Растет потребность в рабочей силе. Необходим новый законодательный порядок.

Судебная реформа Ивана III 1497 г. в виде специального сборника законов "Судебника". Введено единое общерусское законодательство. Запрет взяток за судопроизводство, установление единообразных судебные пошлин за все виды судебной деятельности.

По Судебнику на территории всего государства действовали:

    суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничьих, суд наместников и волостелей (территория страны делилась на уезды, уезды на волости и станы.

    Власть в уездах принадлежала княжеским наместникам, а в волостях и станах - волостелям). Судебник установил обязательность присутствия дьякона на боярском суде, целовальников (дворских, старост) и лучших людей на суде на местах.

    сохранились и некоторые нормы старого права. Так, жалобники могли решать спор "полем", то есть судебным поединком на дубинах. Судьи должны были наблюдать, чтобы один не убил другого.

    По Судебнику давнее правило перехода крестьян от одного владельца к другому в течение двух недель в году стало общегосударственной нормой. В единый срок перехода - неделя до 26 ноября и после - крестьянин мог уйти только уплатив все долги и "пожилое". Судебник запрещал кабалить в холопы свободных людей.

Иван III провёл реформу календаря. С 1472 г. (с 7000 г. от сотворения мира) Новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября.

В годы правления Ивана IIIотчетливо вырисовывались четыре аспекта русской внешней политики:

    северо-западный (балтийская проблема)

    западный (литовский вопрос)

    южный (крымский)

    восточный (казанский и ногайский).

В соответствии с новым политическим положением в качестве государя над объединённой русской землёй Иван III в официальных сношениях называл себя "государем всея Руси", а иногда "царём". С титулом "государь" было соединено представление о неограниченной власти, термин "царь" применялся ранее на Руси по отношению к византийскому императору и татарскому хану и соответствовал титулу " император". При Иване был принят новый герб в виде двуглавого орла. Внешним выражением преемственности с Византийской империей были "бармы" (оплечье) и шапка Мономаха.

Последние годы завершающего этапа объединения русских земель пришлось на начало княжения Василия III (1505-1533). Василий III был прозван "последним собирателем земли русской".

Завершение объединения русских земель

Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584)

Великий князь Василий III умер, когда его сыну было три года. После смерти матери, великой княгини Елены, страной управляла Боярская Дума. Власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родичи великой княгини - Глинские.

Дядя юного великого князя Михаил Глинский и его бабка Анна по совету и с помощью митрополита Макария сумели подготовить акт большой государственной важности - венчание Ивана на царство. Царь получал корону из рук главы церкви. Этим подчёркивалось, что церковь всецело поддерживает и благословляет единодержавие, а также особое место церкви в государстве. Церковь становилась матерью царской власти и её гарантом. Коронация произошла 16 января 1547 г., когда юному Ивану было 16 лет.

Акт венчания на царство не положил, однако, конца боярскому правлению. С ним покончило народное восстание 1547 г., ставшее стихийным взрывом возмущения боярской междоусобицей и непомерной нуждой.

Результатом восстания было:

    освобождение царя от тяжелой опеки бояр и выдвижение в его окружение новых людей, выражавших интересы служилого дворянства и верхушки городского посада.

    Образовалось правительство, основанное на компромиссе интересов различных сословий.

Ключевую роль в формировании новой правящей группы сыграл митрополит Макарий. При его участии в окружении царя оказались те лица, которые символизировали новое правительство - "Избранную раду". Речь идет, прежде всего, об Алексее Федоровиче Адашеве (неродовитом дворянине) и священнике Сильвестре, а также о князьях Андрее Курбском, Воротынском, Одоевском, Серебряном, боярах Шереметьеве, Висковатом и др. Это было фактическое правительство, которое осуществило под руководством царя ряд важных реформ.

Основными целями реформ были:

1) создать государство на единой правовой основе, покончить с удельно-феодальными порядками;

2) создать такую систему верховного правления, в которой царская власть была бы ограничена "мудрым советом";

3) создать могучее войско центрального подчинения;

4) активная внешняя политика, направленная на расширение земель, прежде всего, завоевание Поволжья.

Что было сделано для осуществления этих целей?

1) Освобождение дворян от подсудности боярам-наместникам

2) Отмена местничества и установление назначения на службу как государственной обязанности

3) Принятие нового Судебника 1550 г.

По которому:

    появились присяжные заседатели при каждом разбирательстве

    отменены феодальные иммунитеты

    введены тарханные грамоты (освобождение от налогов)

    создано единое законодательство, подтвердившее Юрьев день

4) Земская реформа , которая вводила вместо власти наместников местное выборное самоуправление. Тягловое население (посадское и черносошное) избирало из среды детей боярских "излюбленные головы" или старост для осуществления сбора податей в пользу государства и судебных функций. Таким образом налаживались прямые связи между государством и его населением, жители бывших уделов превращались в подданных одного государства

5) Переписаны все земли и установлена единая система налогового обложения. Установлены новые налоги - " пищальные деньги" на содержание стрелецкого войска и "полоняничные деньги" на выкуп пленных

6) Реформа органов центрального управления , которая включала формирование системы новых приказов: Поместный, Казанский, Посольский

7) Военная реформа , которая предусматривала формирование офицерского корпуса - 1070 дворян - опору царя и самодержавной власти и установила два вида службы - по прибору (по выбору) и по отечеству (по происхождению).

По прибору формировалось стрелецкое войско. Стрельцом мог стать каждый свободный человек, служба не являлась наследственной. Морского флота у Руси тогда не было. В Ливонскую войну Иван IV завёл в Балтийском море каперский флот с целью воспрепятствовать торговле Польши, Литвы и Швеции. В октябре 1570 г. наёмная флотилия Грозного была арестована датским королём, корабли были конфискованы

8) Церковная реформа. В 1551 г. по инициативе Грозного был созван Церковный Собор. Его решения сведены в Сто глав (Стоглавый). Царь держал речь, призвал церковь одобрить реформы и Судебник и предложил исправить церковное строение в нестяжательском духе. Собор во главе с Макарием не одобрил это предложение. Церковно-монастырское землевладение было объявлено незыблемым, покушавшиеся на него названы хищниками и разбойниками. Был достигнут компромисс: Собор разрешал монастырям покупать и продавать земли только с царского дозволения и запрещал церковникам заниматься ростовщичеством. Собор унифицировал все обряды и богослужение

9) В 1552 и 1556 годах было присоединено Казанское и Астраханское ханства. Волжский путь стал русским.

Реформы правительства Ивана IV имели тенденцию не только укрепить централизованное государство, но и превратить его в сословно-представительную монархию. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих реформ. Первым приложил к этому руку сам Иван Грозный. Путь, по которому вели государство члены "Избранной рады", мог привести к неполновластию монарха, такому, например, как в Польше, где шляхта фактически управляла страной. Такой пример пугал Грозного. Он перешел к решительным действиям и с целью укрепления самодержавия создал опричнину.

Опричнина.

Опричнина - это инструмент принуждения, с помощью которого царь укреплял свою власть:

    Главная идея- разделение государевых слуг на тех, кто "слугует близко", то есть верен, и на тех, кто не столь надёжен.

    Корпус верных слуг, с помощью которых можно защитить себя и свою власть от покушений окружающих его и ненадёжных "сигликтов", следует пополнять из худородных низов.

    Возвышение служилого человека - из грязи в князи - должно навечно приковать его к царю. Отсюда не следует, что Грозный создавал свой аппарат власти из одних худородных.

    На самых высоких постах служили и родовитые, но они были "прослоены" худородными.

В 1564 г. царь уезжает из Москвы в Александровскую слободу и объявляет, что покидает своё царство, потому, что "бояре и все приказные люди" чинили всякие убытки и населению страны, и государству. Цель - заручиться поддержкой посадских людей и выдвинуть свои условия возвращения. Чтобы " ударить челом государю и плакаться", в Александрову слободу отправилась представительная делегация от духовенства, бояр, дворян, приказных людей, купцов и посадских. Выслушав посланцев, Грозный согласился вернуться в Москву, но при условии, что отныне царь по своему усмотрению будет казнить тех, кого посчитает нужным без согласия церкви.

2 февраля 1565 г. царь Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а на другой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам об учреждении опричнины.

Основными мероприятиями были:

1) выделение опричных территорий - государев удел;

2) формирование опричного корпуса;

3) формирование опричного двора - верховного руководства главными службами и учреждениями государства. В его подчинение вошли силовые ведомства (Разрядный, Ямской, Дворцовый, Казённый приказы). В опричнине была учреждена Боярская Дума (наряду с Земской боярской думой).

Все оппозиционные самодержавию силы были подвергнуты преследованиям. Жертвами опричного террора стали не только представители оппозиционного боярства, аристократии, но и независимо настроенные дворяне и дети боярские. Жертвами земельного террора, то есть земельных конфискаций стали землевладельцы всех категорий - все, кто оказался не близок царю, не доказал своей преданности. Стремясь создать впечатление всенародной поддержки своей политики, Грозный продолжал созывать Земские соборы из представителей всех слоёв землевладельцев, а также посада.

Указ о введении опричнины был представлен на утверждение Земского собора в феврале 1565 г. Жестокая расправа постигла земцев, обратившихся к царю с просьбой об отмене опричнины. Большинство членов Боярской думы (земской) были в годы опричнины уничтожены, Дума превратилась в покорную инстанцию.