История, как впрочем, и другие гуманитарные, и социальные науки конца XIX-XX вв. не избежала влияния и психологии. Большой популярностью пользовались на рубеже XIX-XX вв. книги Г. Лебона «Психологические законы эволюции народов» (1894) и «Психология народов и масс» (1895), где обосновывалось предположение о вступлении европейского общества в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием. Психоанализ, изобретенный австрийским психологом 3. Фрейдом в начале XX в., становится явлением мирового значения. С его точки зрения, история представляла собой психодинамический процесс вытеснения и воспоминания, своего рода психическую драму. Фрейд сравнивал метод психоаналитика с работой археолога. Бессознательное похоже на погребенный город. Оно спрята-

но от сознания, но заявляет о себе через следы и символы. Возникнув как терапевтический метод, психоанализ превратился в теорию общественно-исторического развития. С точки зрения 3. Фрейда культура является для общества тем же, чем невроз для индивида. Первые психоисторические исследования принадлежат Фрейду. В 1910 г. он написал очерк о Леонардо да Винчи, используя картины художника в качестве источника. В соавторстве с известным американским государственным и политическим деятелем У. Буллитом Фрейд в 1930- е гг. написал книгу об американском президенте Вудро Вильсоне. Авторы попытались понять характер отношений Вильсона со всеми членами его семьи, друзьями и коллегами. Они проанализировали его привычки и поведение в различных жизненных ситуациях, выявили его сексуальные наклонности и интеллектуальные интересы.

Термин «психоистория» появился в 1950-е гт. в США, где в это время издавались журналы по психоистории. Отцом американской психоистории по праву считается директор Нью-Йоркского института психоистории Ллойд Демоз. Ее открытия доказывают, что от динамики стилей воспитания детей зависит ход исторического процесса 2 . Психоанализ эффективно использовался историками при изучении выдающихся личностей и культурных традиций. Большинство ближайших учеников Фрейда считали один из главных механизмов политического господства сексуальное подавление. Э. Эриксону принадлежит целый ряд программных статей и два психобиографических исследования религиозных деятелей - М. Лютера и М. Ганди.

Войны и агрессии нередко объяснялись психоисториками накоплением психосексуальной энергии. В начале 1940-х гг. по инициативе Управления стратегических сил США было проведено исследование личности Гитлера. Ученые во главе с В. Лангером в качестве наиболее вероятных исходов его жизни назвали столкновение Гитлера с военными и его самоубийство. Как мы видим, политический прогноз оказался верным. Результаты исследования были засекречены до начала 1970-х гг. Профессор Калифорнийского университета Д. Ранкур- Лаферрьер, провел психо-аналитическое исследование личности Сталина. Обратив внимание на детско-родительские взаимоотношений в семье Джугашвили, автор выявил агрессивные психические наклонности Сталина, проецируемые в репрессивную политику.

Сегодня для историков очевидны как значимость, так и ограниченность возможностей психоанализа для их дисциплины. Области, где может эффективно использоваться психоанализ, очерчены достаточно четко: исследование выдающихся личностей, изучение культурных традиций. Многие ученые критикуют психоисториков за то,

что те строят свои выводы на сновидениях, фантазиях, символических актах, предположениях. И все же следует отметить, что психоистория, при всех ее недостатках, повлияла на исторические исследования другой тематики, заставив по-новому взглянуть на такие источники, как личные дневники и письма.

История и психология, являясь, по сути своей, науками принципиально разными, оказываются сочетаемыми личностью человека: первая изучает людей во времени и пространстве, вторая - внутреннее состояние человека, влияние его психики на действия и эмоции. Историческая психология связывает человека в настоящем времени с его прошлым и будущим, при этом акцент ставится не на отдельные судьбы, а на связь циклов социального времени с индивидуальным временем.

Несколько в другом русле развивается такое направление как «историческая психология». Однозначной трактовки предмета ее исследования не существует. Так, В.А. Шкуратов определяет историческую психологию как область знания, направленную на изучение «психологического склада отдельных исторических эпох, а также изменений психики и личности человека в специальном культурном макровремени, именуемом историей» . При таком определении из сферы рассмотрения исторической психологии выпадают проблемы историоге- неза, становления человеческой психики и сознания, составляющие весьма важный аспект исследования. Е.Н. Дружинин предлагает определить историческую психологию как «науку, выявляющую зависимости между историческими и психологическими феноменами и описывающую закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса» 2 . В работах отечественных психологов проведен глубокий анализ психологии средневекового человека (А.Я. Гуревич), исследована структура и функциональные особенности психического мира гомеровского человека периода древнегреческой архаики (А.Д. Барская), дана психологическая характеристика русского крестьянства периода Средневековья (А.И. Артемова) и т.д. Нам представляется, что наиболее важный критерий разграничения сферы исторической психологии с другими науками, обращающимися к исследованию историко-культурных феноменов, - используемый ею метод психолого-исторической реконструкции, ориентированный на изучение психики на материале прошлого".

Историческая психология представляет собой отдельное научное направление, которое изучает мотивацию, эмоции, ценности, фобии и чувства человека, привлекая различные психологические методики в исторической ретроспективе.

Определение 1

Специалисты сходятся во мнении, что историческую психологию вполне можно определить, как изучение психологического склада отдельных исторических эпох, как изменение личности и психики человека в специальном культурном макро времени, которое называют историей. В широком значении слова - это подход, который помещает психику и личность в определенную связь времен.

Следовательно, историческая психология одновременно принадлежит к психологической и исторической наукам. В последнем случае ее рассматривают, как раздел истории культуры и общества. То есть, как культурную и социальную историю человека, его личности, психики. В психологической науке ее понимают, как психологию развития. Она занимается фактами, причем не только культурного или исторического масштаба. Психологические явления различают по продолжительности существования.

Время кратковременных факторов исчисляется секундами, минутами, часами. Последовательность их развития получила название микрогенез. Это более длительное развитие в пределах жизнедеятельности определенного организма, начиная с появления на свет и до самой смерти. Это и есть онтогенез психики. Так в годах, столетиях, а также тысячелетиях проходит жизнь человеческих сообществ - классов, сословий, народов, цивилизаций. Все это - историогенез психики.

Самым крупный масштаб на сотни тысяч и даже миллионы лет у филогенеза. Это происхождение человеческого рода, которое берет начало еще от ископаемых приматов. В составе психологии развития изучается историогенез. Его выводы распространяются на генетические последовательности другого масштаба в определенной степени, при которой ритмы исторического времени проникают непосредственно в индивидуальное бытие человека, а также в эволюцию высших приматов.

Возникновение исторической психологии

Историческая психология, как отдельное направление, возникла в начале двадцатого века. Впрочем, сам термин был предложен гораздо позже французским психологом по имени Иньяс Мейерсон в 1948 году. Он упомянул такое словосочетание в своей книге, получившей название «Психологические функции и творения».

Также к направлению исторической психологии относят исследования психологии народов немецким психологом Вундтом в его десятитомном грандиозном труде «Психология народов. Исследование закона развития языка, мифов и обычаев» в 1900-1920-х годах. Леви-Брюль тоже опубликовал на этот счет серию своих трудов. Они получили названия «Умственные функции в низших обществах», «Первобытное мышление», «Первобытная душа».

В 1920-х Выготский Л.С., советский психолог, обосновал теорию культурно-исторической психологии, согласно которой развитие личности в психологическом плане невозможно без развития культуры, а также усвоения личностью определенных результатов этого самого развития. Усвоение должно проходить через трансляцию знаковых систем (мнемотехники, религиозных и бытовых символов, языка) от поколения к поколению.

В 1960-х в США начала развиваться психоистория, к которой приложили свои усилия таки выдающиеся эксперты, как Джон Плэтт, Джоэл Ковел, Ллойд де Моз. Методологической основой такого течения стал неофрейдизм - развитие учений Зигмунда Фрейда, связанных с психоанализом.

Замечание 1

Все перечисленные варианты исторической психологии сошлись в одном - они рассматривали деятельность человека в истории, как отдельное проявление его психологической личности.

Исторический анализ незаменим для психологии. Он позволяет установить генезис психологических феноменов. Для психологического объяснения истории ученые преимущественно применяли бихевиористские концепции. Попросту говоря, они рассматривали социальные процессы по стандартной схеме, как в биологии - «стимул-реакция».

Направления исторической психологии

В настоящее время в исторической психологии выделяют три направления. Первое, герменевтическое-феноменологическое, основано на прочтении, истолковании, а также интерпретации посредством психологии источников индивидуальной истории (писем и дневников). Второе направление предусматривает выведение причин поведения человека непосредственно из социальных, а также культурных феноменов, которые с ним связаны. Его называют психолого-генетическим. Третье - неофрейдистское. Оно базируется на выявлении сознательного и бессознательного в истории человека.

От истории ментальностей, от исторической антропологии, от истории частной жизни и прочих направлений исторической науки, изучающих примерно те же процессы и явления, историческую психологию отличает так называемая междисциплинарность. То есть обращение к методам медицины, биологии, психологии. Именно в этом и заключается ее преимущество. Использование методов биологических и медицинских наук о человеке позволяет эффективно интерпретировать сведения источников.

Психология ставит своей первоначальной целью получение научного знания о личности человека. В этой комплексности и есть главное отличие исторической психологии от истории ментальностей, от истории частной жизни. Ведь последние рассматривают некий отдельный, особый аспект человеческого существования в историческом контексте. Но вот психология пытается его целиком охватить.

Объяснение событий прошлого, а также тенденций исторического развития посредством исторической психологии позволяет выявить культурные традиции, историко-психологические, национальные и социальные типы. Результаты подобных исследований не только полезны для последующей реконструкции исторических смыслов, но и для целенаправленной выработки рекомендаций современным политикам и политтехнологам, а также социальным службам.

Недостатки направления

К недостаткам направления специалисты относят сложность в использовании источников. Ведь даже подробное описание - не «история болезней». По сути, психологические и психиатрические исследования создают по другим шаблонам, которые отличаются от летописей, мемуаров и дневников.

Психология имеет дело с различными наблюдениями и опросами, текстами и описаниями. Информация в исторических источниках структурирована на других принципах. Они более субъективны. Историческая психология не оперирует традиционными психологическими методиками по сбору информации, то есть тестированием, опросом или непосредственным наблюдением.

В исторической психологии теряют непосредственно испытуемого, выходят на просторы истории. Там нельзя протестировать поколения, лежащие в земле, чтобы в дальнейшей перспективе возместить потерю углубленным знанием о человеке для преобразования науки о психологии одной из эпох непосредственно в психологию всех других эпох. Конечно же, дело здесь не в названии, а в том, как трактуют человеческую психику. Одни ее снимают замерами hic et nunc (то есть «здесь и сейчас»), другие - как составляющую широкого оборота опосредованного или непосредственного.

Человек может быть рассмотрен, как сложное, искусственное, природное существо, которое выводится за пределы воспринимаемого и наличного. В этом случае закономерно возникает вопрос о диапазоне допустимых уходов в продукты культуры и психологические возможности проследить все движения. Основная проблема антропологий низводится на исследовательско-методический уровень.

Из вышесказанного следует слабость метода исторической психологии, ее неубедительность для психологов и для историков. Специалисты сходятся во мнении, что в историко-психологических исследованиях всегда велик элемент гипотетичности. Ведь ученый вынужден интерпретировать сведения различных исторических источников с помощью психологических методов. Но материалы в основном не репрезентативны и их, по сути, недостаточно. Отсюда и слабая степень верифицируемости соответствующих работ по исторической психологии. Они часто бывают интересными для читателя, яркими, содержат красивые гипотезы, но вот доказательная база, как правило, выглядит слабой.

Жанр патографии

В 19-20-м веках в исторической психологии стал популярен жанр патографии. Он предусматривал раскрытие причин, а также истоков творчества выдающихся культурных и исторических деятелей через их психологические переживания аномального толка: сексуальные проблемы, отклонения, половые извращения, проявления заболеваний.

Первая книга, посвященная данной теме, вышла в 1836-м. В ней исследовалась жизнь Сократа. Автор термина «патография», описывающего патологии, утверждал, что никого невозможно понять без медицинской оценки. Невыносимо видеть, как различные лингвисты и прочие кабинетные ученые попросту судят о людях, об их поступках. Ведь у них, по сути, нет представления о том, что для этого нужно нечто гораздо большее, чем попросту морализирование и среднее человеческое знание.

Многочисленные критики патографии отмечают, что большинств диагнозов ставят «за глаза». Ведь авторы лишены возможности исследовать психическое состояние Достоевского или Сократа. Следовательно, все их диагнозы носят сугубо гипотетический характер. Склонность же авторов к спекуляции на не самых высоких инстинктах массовых читателей позволяет усомниться в научности большинства построений.

Особенности психобиографии

Особым жанром считается психобиография. Она представляет собой биографию отдельного исторического деятеля, которую пишут посредством психологического анализа. Психобиографию от патографии отличает учет всех факторов, касающихся психологического развития определенной личности. Здесь нет чрезмерного внимания болезненным патологиям. Впрочем, стремление к объективности вовсе не значит ее достижения. Психобиография тоже не свободна от субъективных интерпретаций.

Историческая реконструкция

Один из бурно развивающихся экспериментальных методов современной исторической психологии, достойный внимания - историческая реконструкция. Она решает задачи воссоздания материальной, а также духовной культуры исторической эпохи. То есть рассматривает ремесленные технологии, особенности доспехов и костюмов. Но движение реконструкторов, по сути - ролевая игра. Ее рассматривают в качество своеобразного научного эксперимента.

Ученый может попробовать досконально воспроизвести материальный быт, а также жизненный цикл обычного средневекового крестьянина. То есть поселиться в избе, добыть себе на пропитание, ходить в одежде, характерной средневековым людям. Участники подобных экспериментов утверждают, что такой подход позволяет лучше понимать психологию средневековых людей, их особенности мышления, мировосприятия. Данное направление официально получило название живой истории. Его воплощают в многочисленных экспериментах, например, создавая музеи под открытым небом, имитирующих с различной степенью достоверности соответствующие объекты исторической реальности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Коллективное бессознательное (объективная психика) складывается из «содержаний», которые не могут быть ассимилированы индивидуальным «Я». Такое содержание принадлежит всему человечеству, этносу, народу, группе. Коллективное (трансперсональное) бессознательное с ядром всего психического материала не проходит через личный опыт. Его составляющие и образы появляются, распределяясь между людьми всех временных периодов и всех культур. Некоторые психологи, например Б. Скиннер, безоговорочно приняли, что каждый человек рождается как «чистая доска», «tabula rasa»; следовательно, психическое развитие возможно только через их личный опыт. К.Г.Юнг постулирует, что психика новорожденного ребенка уже хранит структуру, определяющую и каналы всего дальнейшего развития, и способы взаимодействия со средой. Эта базовая структура является, по существу, одинаковой у всех детей. Согласно Юнгу, люди рождаются с психологическим наследством, так же как с биологическим. Хотя далее оно развивается по-разному и приобретает уникальность.

Архетип

Архетипы - это наследуемые склонности отвечать миру определенными способами. Они являются изначальными образами, воспоминаниями об инстинктивных энергиях коллективного бессознательного.

К.Г. Юнг постулировал идею архетипа, изучив рассказы своих пациентов. Ряд пациентов Юнга описывали сны и фантазии, включавшие удивительные идеи и образы, содержание которых не могло быть прослежено из прошлого опыта. К.Г. Юнг предположил, что в коллективном бессознательном есть уровень образности. Он также открыл тесную связь между содержанием снов пациентов и мифическими и религиозными темами, найденными им в разных культурах. Согласно К.Г. Юнгу, архетипы являются структурно-формирующими элементами внутри бессознательного. Из этих элементов вырастают архетипические образы, которые доминируют и в существовании личных фантазий, и в мифологиях всей культуры. Архетипы обнажают «готовность продуцировать вновь и вновь одинаковые или сходные мифические идеи». Они имеют тенденцию появляться как основные паттерны - повторяющиеся ситуации и персонажи. Архетипические ситуации включают поиск, который осуществляет герой, путешествие по ночному морю и битву за освобождение от матери и пр. Архетипические фигуры - это божественный ребенок, двойник, старый мудрец и предвечная мать. Каждая из главных черт личности является архетипом. Эти структуры включают также эго, персону, тень, аниму (у мужчин), анимус (у женщин) и самость .

Персона

Посредник между «эго» и внешним миром. Это общественное лицо, принятое человеком по отношению к другим людям. Персона состоит из элементов, частично базирующихся на личных пристрастиях человека, и также на базе социальных ожиданий. Персона выступает, как своеобразная «кожа», оберегающая внутреннее «личное» от посторонних взглядов. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Масканадевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, человек играет роль, используя приемы, свойственные этой роли. Даже тогда, когда он не может приспособиться к чему-либо, роли продолжают работать. Персона имеет негативные и позитивные аспекты. Негативный аспект состоит в том, что доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «архетипом конформности». Как часть своей позитивной функции, она ограждает Эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Персона является также ценным инструментом для общения. Персона может быть символически выражена через объекты, которые используются, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в сновидениях, как репрезентации персоны. Например, как отражение сильной персоной персонаж сновидения слишком нарядно одет или стеснен большим количеством одежды. Отражение слабой персоны – образ голого человека или в открытой одежде. Одним из возможных выражений неадекватной персоны может быть фигура, не имеющая кожи.

Понятие «Эго»

«Эго» – это знак личности, место пребывания индивидуальности и всех психических содержаний, которые осознаются. Бессознательное включает все психические элементы, которые выходят за пределы сознательного представления, и с «эго» не связаны. «Эго» – это комплекс, или чувственно окрашенная группа представлений о себе, имеющая сознательные и бессознательные аспекты, одновременно личная и коллективная структура. «Эго» – это то, как человек видит и понимает себя, наряду с сознательными и бессознательными чувствами, сопровождающими это видение и понимание. «Эго» – это с таким трудом завоеванное самосознание, которое «из человека делает человека». «Эго» – это комплекс, который имеет недавнюю историю, и потому он является достаточно хрупким. Сущность человека укорена в универсуме, который гораздо больше, чем мимолетный образ себя и сознательное представление о себе. Когда «эго» теряет контакт с самостью, то человек испытывает тревожное чувство отчуждения или психотическое настроение (депрессию, чувство одиночества и пр.) Когда эго слишком тесно связано с самостью, без всяких на то оснований, человек ведет себя помпезно, выступает как образец всемогущества.

Функции Эго: мышление, чувства, ощущения, интуиция

К.Г. Юнг идентифицировал четыре фундаментальные психологические функции: мышление, чувства, ощущения, интуицию.

Рисунок: Функции над горизонтальной линией лучше развиты, более осознанны, те, что ниже линии,- менее развиты, менее осознанны. В данном примере, ведущая функция – интуиция, вспомогательная функция – чувство, подчиненная функция – ощущения.

Мышление и чувства являются альтернативными способами формирования мнения, принятия решений и развития различных отношений. Это функции рациональные, поскольку мышление оценивает с позиций «истина-ложь», а чувства с – позиций «приемлемо- неприемлемо».

Ø Мышление – есть рациональная способность структурировать и синтезировать дискретные данные путем концептуального обобщения. Мышление отвечает на вопросы: «Что есть данная вещь?». Дает имя вещи и вводит понятие. Для него очень ценны содержание и общие принципы.

Ø Чувства – функция, определяющая ценность вещей, измеряющая и определяющая человеческие взаимоотношения. Ценность включает в себя измерения – «хорошо и плохо», «верно и неверно». Чувства отвечают на вопрос: «Насколько это ценно?» и часто противопоставлены логическим основаниям.

Ощущения и интуиция - способы сбора информации. Функции ощущения и интуиции считаются иррациональными – внешним и внутренним восприятием, не зависящим от каких либо оценок.

Ø Ощущения информирует о том, что нечто присутствует. В ощущении предметы воспринимаются так, как они существуют в действительности, сами по себе. Они опираются на чувственный опыт восприятия деталей и конкретных фактов: зрением, осязанием, обонянием. Ощущение задает вопрос: «Что я воспринимаю?». Интуиция – восприятие через бессознательное, этопостижение информации в терминах возможностей, прошлого опыта, будущих целей и бессознательных процессов. Интуиция задает вопрос: «Что могло бы случиться?». Люди с сильной интуицией очень быстро продуцируют смыслы и часто не могут отделить собственные интерпретации от необработанных сенсорных данных. Интуитивисты быстро интегрируют новую информацию, автоматически связывая с новую информацию с прошлым опытом.

У каждого человека имеются все четыре функции. Одна из них является обычно более развитой, чем остальные. Юнг назвал эту функцию ведущей . Еще одна функция (как правило из другой пары) может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей, ее называют вспомогательная. Функция, которая развита меньше остальных, пребывает в бессознательном, и оказывается подчиненной .Она является менее осознанной, наиболее примитивной и недифференцированной. Для некоторых людей она может представлять что-то вроде демонического влияния, потому что они могут лишь в очень малой степени понять ее и совсем не могут контролировать. Например, выраженный интуитивный тип, который не соприкасается со своей функцией восприятия, может расценить опыт сексуальных импульсов как таинственный или даже опасный. Менее представленная в сознании низшая функция может служить проводником в бессознательное.

Любая из функций существует также в интровертной или экстравертной форме.

Интроверсия и экстраверсия

Интроверсия и экстраверсия – это эго ориентации. Интроверту комфортнее с внутренним миром мыслей и чувств, тогда как экстраверт чувствует себя «в своей тарелке» в мире объектов и других людей. Нет чистых интровертов или чистых экстравертов. Юнг сравнивал эти два способа поведения с сердцебиением: есть ритмическое чередование между циклами сокращения (интроверсия) и циклами расширения (экстраверсия). Тем не менее, каждый индивид предпочитает один или другой аттитюд и чаще действует в ключе предпочитаемого аттитюда. Эти же качества определяют баланс между сознанием и бессознательным:

В одних случаях более уместна интроверсия, в других - экстраверсия.

Интроверты интересуются в основном своими мыслями и чувствами и, находясь в своем внутреннем мире, могут потерять соприкосновение с миром внешним. Экстраверты активно включены в мир людей и вещей; они, как правило, более социальны и более осведомлены о том, что происходит в окружающем мире. Они нуждаются в том, чтобы защищать других, доминируя благодаря внешним обстоятельствам. Но от внутреннего мира они отчуждены. Жестко себя ведущие представители деловых кругов, не понимающие человеческих чувств и отношений, являются классическим примером несбалансированной экстраверсии. Интроверты видят мир в том ключе, в каком он влияет на них, тогда как экстраверты больше связаны со своим воздействием на мир.


Похожая информация.


Введение. Краткие биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельском университете. Интерес к душевной жизни больных шизофренией привел его к знакомству с работами З.Фрейда. Они встретились в Вене в 1907 г. Юнг был встречен как “старший сын” и “кронпринц” психоанализа. В 1910 г. он избирается первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако в 1913 г. два крупнейших психоаналитика разорвали отношения по классическому эдипову сценарию. В следующем году Юнг сложил с себя полномочия президента Психоаналитической ассоциации и вышел из нее. Больше Юнг и Фрейд ни разу не встречались.

Энциклопедическая образованность и широчайший круг интересов ученого способствовали созданию удивительной по красоте и сложности психологической теории, в которой разрабатывались многие базовые психологические категории, такие, как сознание, бессознательное, Эго, самость, комплекс и т.д. Как и в творчестве многих выдающихся психологов, в творчестве Юнга можно выделить ряд периодов, на протяжении которых он уделял внимание изучению различных вопросов, касающихся глубин психической жизни индивида. Основываясь как на времени написания работ, так и на общей логике построения Юнгом аналитической теории, начнем знакомство с ней с рассмотрения вопросов, касающихся структуры человеческой психики, соотношения в ней сознательных и бессознательных компонентов.

Сознание. Структура сознания. Сознание есть первый психический факт, с которым сталкивается исследователь – психолог. Сознанию присущи дискретность (люди периодически выходят из состояния сознания, например, засыпая) и узость (оно оперирует лишь некоторой частью воспринимаемой информации).

Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, осознанием собственного тела, собственного существования, и, во-вторых, данными памяти, последовательностью воспоминаний о своем прошлом. Эго – это единица в центре сознания, конгломерат/комплекс психических фактов. Этот комплекс обладает способностью притягивать то, что содержится в бессознательном; он также притягивает впечатления извне, которые, соприкасаясь с Эго, становятся фактами сознания (если нет соприкосновения реального факта/события с Эго, то его нельзя считать сознательным).

Характеризуя Эго, Юнг выделял такое понятие, как Эго-направленность. Она может быть определена как ориентация личности или жизненная установка, фокус внимания, направленный вовне или вовнутрь, на факты окружающего мира или на события внутреннего мира. Эти направленности получили названия экстраверсия и интроверсия . Они сосуществуют в человеке обе одновременно, но одна становится доминирующей, а другая – вспомогательной. Доминирующая функция становится рациональной (тесно связанной с деятельностью сознания, доступной сознательному анализу), тогда как вспомогательная – иррациональной (недоступной сознанию).


В сознании Юнг выделяет несколько функций. Благодаря им сознание может быть ориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Эктопсихика – соотношение между содержанием сознания и данными, поступающими извне. Эндопсихика – соотношение между содержанием сознания и бессознательными процессами. К эктопсихическим функциям принадлежат ощущение, мышление, чувство и интуиция. Отметим, что Юнг вкладывал собственное оригинальное содержание этим терминам. Ощущение – это передача фактов, доступных органам чувств; мышление – знание того, чем является вещь и ее связей с другими вещами; чувство – рассмотрение/обретение/осознание ценности предмета или явления; интуиция – ощущение происходящего, несводимое к рациональному знанию.

Общее отношение между Эго и эктопсихикой можно выразить следующим образом:

О Эго И


Где М – мышление, О – ощущение, Ч – чувство, И – интуиция. Пару функций “мышление – чувство” Юнг называет рациональной парой, другую пару функций “ощущение – интуиция” - иррациональной парой. В центре находится Эго с присущей ему энергией (энергия воли). Воля направлена преимущественно на какую-то одну из четырех функций сознания; такая функция легко доступна сознательному анализу и волевому контролю, более развита и дифференцирована и преимущественно используется индивидом для разработки стратегий поведения. Юнг называет такую функцию приоритетной (ведущей) функцией сознания, а противоположную ей функцию – подчиненной. Юнг считает, что мы являемся цивилизованными людьми в своей ведущей функции; в своей подчиненной функции мы остаемся первобытными людьми.

Подчиненная функция соответствует архаичной части нашей личности, это “открытая дверь”, через которую из подсознания может проникнуть что угодно. Подчиненная функция часто представляет для человека проблему, она находится вне сферы волевого контроля и поэтому действует как бы “сама по себе”; например, человека, чья ведущая функция – интуиция, могут регулярно вводить в заблуждение и повергать в изумление его собственные ощущения, у человека, живущего чувствами, эмоциями, мышление выходит из-под волевого контроля, не он контролирует мышление, а мышление ведет его своими прихотливыми путями. С другой стороны, интеграция подчиненной функции в Эго может дать личности эмоциональный потенциал для дальнейшего роста и изменения.

Ведущая функция принадлежит к одной из пар рациональных или иррациональных функций. Но человек не бывает только рациональным или только иррациональным – каждый из нас использует вспомогательную функцию из другой пары, чем та, к которой принадлежит ведущая.

Данная структура эктопсихики дала Юнгу возможность построения оригинальной теории психологических типов. С помощью двух позиций – экстраверсии – интроверсии и высшей и дополнительной функции можно получить список из 16 основных типов, например, интуитивно-чувствующий интроверт, мыслительно-сенсорный экстраверт и т.п. Эта типология иллюстрирует работу сознания на практике, а также объясняет, почему сознание “работает по-разному” у разных людей.

Эндопсихические функции – память (связывает Эго с тем, что приходит из сознания), субъективные компоненты сознательных функций (реакция/компонент реакции на человека, вещь или ситуацию, обусловленная опытом), эмоции и аффекты (состояния, при которых человеком овладевает то, что у него внутри), инвазии (“вторжения” бессознательного в сознательную деятельность). Соотношение эктопсихики, эндопсихики и Эго можно проиллюстрировать при помощи следующей схемы.

Формируется в развитии индивидуального опыта человека и являет собой содержания, им вытесняемые, - комплексы.


  • - совокупность психич. процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психол. теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. Одно из центр. понятий в психоанализе 3. Фрейда...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания; совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта...

    Начала современного Естествознания

  • - термин психоанализа, под которым понимается то, о чем человек не подозревает в своей психической жизни. Понятие Б. - основа психоаналитической теории...

    Энциклопедия культурологии

  • - Нем. unbewugt, франц. inconscient, англ. unconscious. Многозначный термин, впервые наиболее авторитетно обоснованный 3...

    Постмодернизм. Словарь терминов

  • - В гештальте не отрицается значение феномена бессознательного, хотя оно и не является главной отправной точкой для терапевтического действия, которое организуется на основе актуальных телесных, эмоциональных или...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - теоретический конструкт, обозначающий психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль...

    Психологический словарь

  • - целокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию...
  • - слой или пласт бессознательного, относящийся непосредственно к самой личности в отличие от коллективного бессознательного...

    Словарь по аналитической психологии

  • - Совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. Б., по П. Жане, рассматривалось как явление, связанное с ослаблением контроля сознания и психической диссоциацией...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Нем.: das Unbewusste, unbewusst. -Франц.: inconscient. -Англ.: unconscious. - Исп.: inconsciente. - Итал.: inconscio. - Португ.: inconsciente...

    Словарь по психоанализу

  • - ...

    Сексологическая энциклопедия

  • - - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. рассматривается как особая сфера психического, качественно отличная от сознания...

    Педагогический терминологический словарь

  • - совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем...

    Философская энциклопедия

  • - в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2)...

    Новейший философский словарь

  • - англ. unconsciousness; нем. Unbewusstes. Совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. По 3...

    Энциклопедия социологии

  • - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания...

    Современная энциклопедия

"бессознательное личное" в книгах

Личное дело – личное горе

Из книги Воспитание свободной личности в тоталитарную эпоху [Педагогика нового времени] автора Ермолин Анатолий

Личное дело – личное горе Как выяснилось позже, заниматься созданием лицея мне предстояло не одному. Другим руководителем учебного заведения стал Юрий Григорьевич Мамонов, генерал-пограничник, боевой офицер, сражавшийся на Даманском и в Афганистане, опытный

93 Бессознательное

Из книги Внутренний свет. Календарь медитаций Ошо на 365 дней автора Раджниш Бхагван Шри

93 Бессознательное Бессознательное в девять раз больше сознательного, поэтому все приходящее из бессознательного так ошеломляет. Вот почему люди боятся эмоций и чувств. Они сдерживают чувства, боятся, что они создадут хаос. Эмоции и чувства действительно создают хаос –

Бессознательное

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Бессознательное Есть и другая причина этой всеобщей неспособности к изменению, охватившей сейчас садхаков. Всё дело в том, что садхана, как коллективный процесс, уже давно низошла и проходит в глубинах Бессознательного; давление, которое сейчас оказывает Сила,

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Из книги Слова пигмея автора Акутагава Рюноскэ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Особенность нашего характера, самая примечательная особенность – стремление преодолеть наше

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Бсз)

Из книги Словарь по психоанализу автора Лапланш Ж

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (Бсз) Нем.: das Unbewusste, unbewusst. – Франц.: inconscient. – Англ.: unconscious. – Исп.: inconsciente. – Итал.: inconscio. – Португ.: inconsciente. А) Прилагательное «бессознательное» иногда используется для обозначения совокупности содержаний, не присутствующих в актуальном поле сознания –

Бессознательное

Из книги автора

Бессознательное понятие, отражающее неосознаваемый характер функционирования существенной части психики, обобщающее те психические процессы и механизмы, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, которые протекают без участия и контроля сознания. В терминологии

Бессознательное

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (бессознательное психическое) - в наиболее распространенных значениях: 1) Совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) Самая

6.57. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное)

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.57. Значение форм лица (определенно-личное, обобщенно-личное, неопределенно-личное) Прямые значения личных форм глагола являются определенно-личными: иду, идешь.Кроме прямых значений, они могут иметь значения переносные.Формы 2-го, а также 1-го и 3-го лица могут выступать в

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД

Из книги Психоаналитические теории личности автора Блюм Джералд

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ И ИД Ортодоксальный подход Дальнейшие соображения о потенциале личности новорожденного изложены в концепции бессознательного. Считается, что расщепление психической сферы на уровни - бессознательный, предсознательный и сознательный - происходит в

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное

автора Юнг Карл Густав

V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации. Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,

I. Личное и коллективное бессознательное

Из книги Очерки по психологии бессознательного [сборник] автора Юнг Карл Густав

I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем

Бессознательное

Из книги ГИПНОЗ. Скрытые глубины: История открытия и применения автора Уотерфилд Робин

Бессознательное Многие люди думают, что это Фрейд открыл «бессознательное». Это не так. Он просто первый, кто систематически очертил эту область и таким образом подтвердил идею, которая приходила на ум и другим, что это характеристика нормального человеческого существа,

48. Бессознательное

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

48. Бессознательное Понятие психики значительно шире понятия сознания. Существует целый ряд явлений, не представленных на сознательном уровне. Это те психические явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают не меньшее воздействие на поведение, но

Бессознательное

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Бессознательное Все мы несём в себе психологическую программу, которая содержит особенности и устойчивые отпечатки, унаследованные нами либо приобретённые через жизненный опыт. Непризнаваемые/бессознательные части этой программы содержат информацию, которая