Потребность представляет собой состояние нужды организма, проявляющееся в зависимости индивида от объективных условий существования и развития.

Классификация потребностей

В психологической науке принято выделять потребности низшего и высшего порядка. При этом природа такова, что возникновение второй категории, как правило, невозможно без удовлетворения первой.

Так, например, Б.Ф. Ломов рассматривал две основные :

  • базовые,
  • производные.

Первая группа направлена на материальные условия и жизненно необходимые средства, а также на познание, общение, деятельность и отдых. Производные потребности подразделяются на информационные, нравственные, эстетические и др.

В свою очередь, В.Г. Асеев, дифференцируя потребности высшего порядка, выделял следующие виды:

  • трудовые,
  • творческие,
  • коммуникативные (в том числе, потребность в аффилиации),
  • эстетические,
  • нравственные,
  • когнитивные.

Теория мотивации А. Маслоу

Наиболее известной в психологической науке считается иерархия потребностей американского психолога А. Маслоу (т. н. 1954 г.).

Также в некоторых источниках данная иерархия представлена в более подробном виде: между 4-й и 5-й ступенями выделяются еще познавательные и

Первичные, низшие проявляются уже с рождения. Высшие формируются постепенно, по мере удовлетворения первичных, в процессе развития личности индивида. Маслоу считал, что структура и порядок формирования потребностей не зависят от культурных условий развития.

Роль низших потребностей в обществе

Если культурные различия, по мнению Маслоу, не оказывают влияния на порядок формирования потребностей человека, то про специфику формирования самих потребностей так сказать нельзя. Речь идет не только о высших потребностях, но и о низших тоже. Какую социальную роль выполняют низшие потребности?

Неудовлетворенная потребность стимулирует активность индивида, заставляя его искать возможности для ее удовлетворения. Так, если человек голоден, он предпримет действия для получения еды Например, пойдет в магазин за продуктами или отправится в кафе, ресторан и т. д. Как это отразится на общественном развитии? Выбирая те или иные продукты, индивид тем самым повышает спрос на них на общественном рынке. Если же помножить данную активность на количество всех индивидов в обществе, являющихся потенциальными потребителями продуктов питания, то мы получаем полноценный уровень спроса.

Таким образом, отвечая на вопрос о том, какую социальную роль выполняют низшие потребности, мы отмечаем прежде всего социально-экономическую функцию. Она может реализовываться и в рамках другой базовой потребности человека, а именно - в безопасности. Например, при оплате лечения или при оформлении страховки.

С другой стороны, руководствуясь потребностью в безопасности, человек может сделать выбор в пользу того или иного кандидата на политических выборах. Например, если кандидат обещает определенные льготы для отдельных категорий граждан или планирует выделить дополнительные средства на борьбу с преступностью и т. д. В данном случае, рассматривая вопрос о том, какую социальную роль выполняют низшие потребности, мы можем говорить о социально-политической функции и т. д.

«Культурная» трансформация потребностей

В свою очередь, британский антрополог Б. Малиновский формулирует идею о том, что развитое общество создает «культурные» ответы на биологические потребности индивида.

Какую социальную роль выполняют низшие потребности, согласно данной теории? Являясь основными побудителями человеческой деятельности, они одновременно становятся источниками общественного развития.

Малиновский выделяет т. н. инструментальные культурные установления (императивы), представляющие собой определенные («культурные») виды деятельности: обучение, право, развитие, любовь и др. Все они так или иначе становятся источником реализации биологических потребностей в обществе. Значимая роль в данном случае отводится социальным институтам - таким как семья, образование, экономика, система верований и др.

Американский антрополог развивает идею о том, что каждая потребность индивида может проходить в обществе через определенную культурную трансформацию. Источником данного процесса являются традиции.

Таким образом, культура, согласно теории Малиновского, выступает в роли вещественной и духовной системы, обеспечивающей индивиду его существование и способствующей удовлетворению его биологических потребностей. С другой стороны, культура сама является следствием воздействия данных потребностей на процесс развития индивида. Соответственно, говоря о связи биологических потребностей и культуры, мы отмечаем двусторонний характер данного процесса.

3. Какую социальную роль выполняют низшие потребности? Как проявляют себя низшие потребности?

4. В чем выражают себя высшие потребности? *Как вы думаете, они более развиты у подростков или взрослых людей?

*5. Почему духовные потребности труднее всего удовлетворить? Аргументируйте свой ответ.

*6. Уставший человек вернулся с работы. Основываясь только на теории А. Маслоу, предположите, в какой последовательно­ сти он будет удовлетворять потребности в пище, воде и сне. Ка­ кие потребности у него могут возникнуть после этого? От каких

условий это зависит?

Проблема. Удовлетворение всех потребностей человека может сделать его счастливым и способствовать развитию или, наоборот, привести к опустошению и потере смысла жизни?

Практикум. Согласно теории А. Маслоу, удовлетворенная потребность перестает быть мотивом. Потребности А и С удовлетворены и уже выступают побудителями. Потребность В не удовлетворена, она обладает такой потенциальной силой, что уже перескочила уровень, начиная с которого она превращается в мотив, становится актуальной. Потребность D находится на пути к своему превращению в мотив.

Постройте график потебностей, характеризующий состояние удовлетворенности ваших потребностей на какой-то конкрет­ ный момент времени.

Высокий А

§ 7. Социализация и воспитание

Социализация - это процесс усвоения культурных норм и ос­ воения социальных ролей. Процесс превращения человека в личность и есть социализация. О культурных нормах и социальных ролях мы будем подробнее говорить в последующих главах. Здесь же дадим краткие пояснения.

РОЛЬ - способ или модель поведения человека в соответствии с занимаемым социальным положением.

Скажем, богатый ведет себя на улице совсем иначе, чем ни­ щий, а взрослый иначе, чем ребенок.

КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ - требования, которые налагает об­ щество на человека, стремящегося быть воспитанным, духовно развитым.

Вполне понятно, что оба эти термина тесно связаны и с превра­ щением человека в личность, и с процессом социализации. Процесс социализации проходит фазы - стадии жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата, или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю, со­ циализацию, охватывающую периоды детства и юности, и про­ долженную, или зрелую, социализацию, охватывающую два других периода.

Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжи­ тельной: в 14- 15 лет юноша считался взрослым, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную се­ мью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, детство кончается рано. Детство получило признание в Европе в сред­ ние века, а отрочество - только в XX веке. Совсем недавно, да и то в развитых индустриальных странах, самостоятельной ста­ дией жизненного цикла стала юность (молодость). В индустри­ альном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьянопо­ добными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Подготовка к самостоятельной жизни является не только более продолжительной, но также более сложной и дорогосто­

ящей. Дать полноценное образование всем желающим из лю­ бого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресур­ сы. Всеобщее среднее образование - серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% националь­ ного дохода. Раньше ничего подобного не было: в традицион­ ном обществе обучение происходило стихийно (старшие пере­ давали знания младшим в семье). Лишь очень немногие имели возможность посещать специальные учреждения: шко­ лы, лицеи, гимназии, университеты.

Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение всего лишь техническое мероприя­ тие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Такого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может - всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни вещи совершенно раз­ ные. Никакой учитель и никакая школа не научат человека тому, как быть хорошей женой или домохозяйкой, семьяни­ ном, деловым партнером, профессиональным спортсменом или писателем. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней та­ ким образом можно. Вождь или король воспитывает себе пре­ емника многие годы; исполнителя этой роли воспитывает ок­ ружение. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. Незримы­ ми социальными нитями: правами, обязанностями, отноше­ ниями - она связана с другими ролями. И все это надо осваи­ вать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включа­ ет в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваи­ вать не одну, а целое множество социальных ролей, продви­ гаясь по возрастной и служебной лестнице, следовательно, процесс социализации длится всю жизнь. До глубокой ста­ рости человек меняет взгляды на жизнь, вкусы, правила по­ ведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким об­ разом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

ВОСПИТАНИЕ

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Вообще можно говорить о том, что как только к мнению группы ребенок начинает прислушиваться в той же степени, как и к мнению родителей, он начинает взрослеть. Происходит это в 10-12 лет. Начиная с подросткового возраста, когда группа сверстников становится равным с семьей агентом социализа­ ции, она уже не уходит из жизни человека. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп сверстников: на работе, в быту, на досуге.

Частью процесса социализации является воспитание. Оно прививает человеку культурные нормы. Воспитание определя­ ется обществом и выражается в форме

- культурных норм,

- бытовых правил поведения,

- ценностей и идеалов.

Воспитание состоит из: 1) целенаправленного прививания наперед заданных свойств, 2) стихийного усвоения культур­ ных норм.

Стихийное усвоение происходит из ближайшей и дальней социальной среды. Оно происходит неосознанно. В семье оно идет через подражание поведению родителей.

Между целенаправленным и стихийным воспитанием в се­ мье (как и в обществе) может обнаруживаться разрыв - кон­ фликт. Например, родители приучают ребенка не читать за столом, а сами делают это. Разрыв между словом и реальным поступком завершится тем, что ребенок, как и любой человек вообще, усвоит то, что легче прививается. В данном случае - поступок, а не слово.

Правильные поступки прививаются постепенно, через по­ вторение и закрепление пройденного, доводятся до автоматиз-

wa и шлифуются по форме постоянно. Поддерживающим на­ чалом выступают не только просьбы или приказания стар­ ших, но и самоконтроль. Чтобы он возник, у ребенка надо сформировать заинтересованность. А заинтересованность все­ гда конкретна.

Многие правила должного поведения непонятны подрост­ кам не потому, что сложны, а потому, что они абстрактны, т.е. оторваны от реальной жизни, от взаимоотношений с такими же подростками в школе и во дворе. Родители наставляют ре­ бенка не курить, но соседский парень дал попробовать и ска­ зал, что страшного в том ничего нет: мол, не умер же от одной сигареты. Он не умрет и от нескольких десятков, поскольку никотин, накапливаясь десятилетиями, убивает организм медленно. Только в зрелом возрасте человек почувствует недо­ могание. А пока что курение - обычная забава, стремление получить новые острые ощущения. На уровне подростковой жизни запрет на курение является абстрактной нормой пото­ му, что угрозы здоровью он в ближайшее время почувствовать не может. Напротив, такую норму, как запрет на драку с пре­ восходящим противником, можно ощутить сразу, как только попробовал подраться с крепким здоровяком.

Социализация и воспитание происходят в подростковом возрасте во многом через усвоение реальных моделей поведе­ ния. Юноша присматривается к тому, как ведут себя окружа­ ющие: родители, родственники, знакомые, ровесники, учи­ теля, соседи - и, что называется, «наматывает на ус». Одно он считает допустимым для себя, а другое - нет. Кому он под­ ражает в первую очередь? Авторитетным для него людям, тем, к мнениям и суждениям которых он прислушивается в первую очередь, тем, чью оценку он ставит выше других. А всегда ли родители или учителя, внушающие свод культур­ ных норм, входят в число этих авторитетных людей? Иногда ими могут стать ровесники, отсидевшие в тюрьме или просла­ вившиеся неблаговидными проступками.

В деле воспитания важен также уровень допустимого пове­ дения со стороны родителей. Он выражается в том, что могут себе позволить делать родители при ребенке, а что - нет: устра­ ивать ссоры, ходить небрежно одетым, нецензурно выражать­ ся, курить. Не стараясь подавить свои негативные эмоции, ро­ дители тем самым учат и детей не трудиться над своей душой, не делать воспитательных усилий.

Воспитание, как ежедневный тяжелый труд над исправле­ нием прежде всего себя, утверждается в семье тем прочнее, чем выше уровень образования ее членов.

Родители с высшим образованием воспитывают детей ча­ ще через воспитание себя. Если они сами из воспитанной се­ мьи, то работа над собой занимает меньше времени и требует меньше усилий. Образцы поведения из родительской семьи передаются в молодую семью повзрослевших детей.

Воспитание - процесс всегда симметричный: не только ро­ дители воспитывают своих детей, но и дети воспитывают стар­ шее поколение. Для родителей воспитание иногда важнее, чем для детей. Взрослые проходят школу самовоспитания, т.е. по­ вторного воспитания, но уже в более зрелой и осознанной фор­ ме. Детям подобное только еще предстоит, когда они сами ста­ нут родителями.

Отсюда вывод: воспитанию ребенка должно предшест ­ вовать воспитание родителей, точнее сказать, их само­ воспитание.

Итак, процесс воспитания имеет две стороны. Обе выпол­ няют важные функции. Заменить или устранить ни одну из них нельзя. Воспитание детей взрослыми, как и воспитание

взрослых детьми - разнятся по форме, но не по существу. Сущность у них одна и та же - нравственное совершенствова­ ние, приращение в культурном и социальном плане.

Ребенок учится жить в обществе, усваивая те модели соци­ ального поведения, которые демонстрируют взрослые. Усваи­ вает стихийно, часто вопреки желанию взрослых, причем не­ гативное прививается легче и быстрее, чем позитивное. Ребенок - это зритель, родители - актеры. Дом - его пер­ вый и единственный театр. Какую пьесу придумали и поста­ вили родители? Может быть, он хотел бы другую, но у него права выбора нет.

Во взаимоотношениях родителей с детьми самое главное - научиться прислушиваться к мнению другого, в умении по­ ступиться своим желанием и пойти навстречу другому, а не навязывать или настаивать на своей точке зрения.

Воспитание - самая трудная работа изо всех, выпавших на долю человека. Не удивительно, что находят тысячи способов ее облегчения. Результатом всегда является бракованная про­ дукция, так что-то недоделал, за чем-то не приглядел, что-то недорасчитал, а в чем-то явно и грубо ошибся. Но исправлять чтолибо поздно.

Чем хуже воспитан ребенок, тем выше вес а) стихийных методов воздействия (самотек), б) негативных образцов пове­ дения родителей. Невоспитанные дети растут у ленивых вос­ питателей, не знакомых с понятием «работа души». У них вы­ сок удельный вес внешнего контроля, но не самоконтроля. Плохо воспитанный ребенок иногда демонстрирует примеры приличествующего поведения, но только тогда, когда за ним наблюдают другие или он боится наказания. Хорошо воспи­ танный ребенок соблюдает нравственные нормы всегда.

Результаты воспитания проявляются в степени усвоения наперед заданных черт, норм поведения. Внешние нормы поведения, соблюдение которых пытаются от ребенка до­ биться родители, должны стать внутренними принципами его мировоззрения.

Понятия: социализация, культурные нормы, воспитание.

Вопросы и задания

1. Что такое социализация и какие стадии она проходит?

2. Что такое подражание поведению родителей? До какого воз­ раста оно продолжается?

3. Перечислите основные стадии жизненного цикла человека. Дайте их краткую характеристику. В чем выражается воспитание?

4. Поговорите со своими родителями о проблемах воспитания: возможно, что они просто не понимают вас или видят мир ина­ че, чем вы? Может быть, они «устали» от воспитания, понима­ емого ими как постоянное вразумление, диктат, нравственные наставления?

*5. Проанализируйте особенности воспитания и сравните его с социализацией.

*6. Проведите собственное расследование: какие обстоятельст­ ва, черты поведения и образа жизни, характеризующие положе­ ние современных тинэйджеров в России, упущены в данном пара­ графе. Используйте свой жизненный опыт и свои познания.

*7. Какие противоречия проявляются в процессе воспитания? Придумайте, от каких причин они зависят и предложите спосо­ бы их устранения.

*8. Как вы поняли мысль о том, что воспитанию ребенка долж­ но предшествовать воспитание родителей?

*9. Как воспитывали родителей ваши бабушка и дедушка? Рас­ спросите их. Можно ли сделать вывод о том, что разные поколе­

ния воспитывают детей по-разному?

■ Проблема. Как можно добиться понимания между родителями

и детьми?

Практикум. Вспомните свое детство или понаблюдайте за поведением младших родственников и ответьте:

1. Как изменяются игры детей в роли с возрастом, что появляется нового в 7 или 10 лет?

2. Какие роли осваиваются детьми вне игровой обстановки, скажем, когда мама посылает в магазин купить продукты?

3. Какие роли взрослых осваиваются в этом и подобных случаях?

§ 8. Общение

Формирование личности происходит в непосредственном ок­ ружении, называемом социальной средой. Здесь огромную роль играет общение людей между собой.

Общение - это социально-психологический процесс взаи­ модействия двух и более людей. Оно происходит в нескольких основных формах. В зависимости от средства передачи инфор­ мации различают двавида общения:

- речевое, т.е. при помощи слов и звуков,

- неречевое, т.е. при помощи мимики и жестов. Существуют такие типы неречевого общения, которые свя­

заны с использованием предметов и рисунков, например госу­ дарственные флаги, дорожные знаки и светофоры, религиоз­ ные символы. Примерно 30% населения Земли старше 15 лет неграмотны. Эти люди не умеют ни читать, ни писать. Для об­ щения они используют устную речь, а также неречевые симво­ лы. До сих пор существуют общества, знающие только разго­ ворный и жестовый язык. Из 3000 языков мира меньше половины облечено в письменную форму. Культурное наследие передается следующим поколениям путем устного общения.

Речь является самым универсальным средством общения людей. Благодаря ей менее всего теряется смысл сообщения. В зависимости от характера и содержания сообщаемой инфор­ мации выделяют следующиеформы общения:

- служебное (деловое),

- повседневное (бытовое),

Убеждающее,

Ритуальное,

- межкультурное (межэтническое) и др.

Общей чертой для всех видов человеческого общения явля­ ется эмоциональная пристрастность , ярче всего проявляю­ щаяся в любовном признании, когда человек узнает, что он самый лучший из всех. Высокая оценка окрыляет его, повы­ шает жизненный тонус.

Пристрастность проявляется во многих сферах жизни. Ре­ лигиозные и национальные предубеждения, предрассудки, обывательское мнение, всевозможные слухи - все это эмоцио­ нально-оценочная информация. Она может быть как положи­ тельной, так и отрицательной. Яркий пример - анонимка, ни­ кем не подписанное сообщение непроверенной, часто ложной, информации. Анонимки, пришедшие в правоохранительные органы, часто ломали судьбы людей, приводили к осуждению совершенно невинных людей.

Важная составляющая эмоционального общения - спо­ собность видеть мир с точки зрения другого, разделять его

радости и разочарования. Способность эта состоит из двух частей. Во-первых - чувствительность к эмоциональным по­ требностям близкого человека, умение понять речевое и нере­ чевое проявления чувств (слова, прикосновения, жесты), на­ конец, готовность разделить эти чувства. Во-вторых - умение ответить на эмоциональную потребность так, что собеседник будет убежден в вашей искренности. В таком случае говорят окультуре общения в проявлении чувств.

Общение может быть деловым, построенным на убеждаю­ щей информации. Оно выражается в приказе, совете, просьбе и рассчитано на то, чтобы стимулировать определенное действие. На этой основе формируется приказная и бюрократическая лек­ сика, пропагандистская литература, тактика избирательных кампаний. Здесь участники общения особым способом воздейст­ вуют друг на друга, стремясь достичь нужного изменения пове­ дения собеседника.

Убеждающее общение может происходить не только в офи­ циальной обстановке, но и дома, когда родители разговарива­ ют с детьми. В любом случае люди пытаются повлиять на взгляды или действия других. Убеждающее общение подразу­ мевает участие людей значимых друг для друга: родители влияют на детей, дети - на родителей, друзья - друг на дру­ га, агитатор - на мнения агитируемых; защищающий канди­ датскую диссертацию пытается убедить членов ученого сове­ та, начальник в разговоре с подчиненным старается повлиять на его поведение и т.д.

В других ситуациях происходит воздействие незнакомых людей друг на друга. Потребитель посылает письменную рек­ ламацию на некачественный товар в магазин или вышестоя­ щую организацию, телезритель звонит на студию с жалобой на местные власти, надеясь призвать их к порядку.

К убеждающему воздействию мы прибегаем с самого ран­ него возраста. Дети плачут, улыбаются, хнычут, жалуются, надеясь повлиять на родителей, привлечь их внимание и вы­ звать ответные действия. Убеждающее общение может пре­ вратиться в способ манипуляции поведением других людей. Даже лексика культурного диалога подчиняется той же цели. Когда мы улыбаемся, говорим «пожалуйста» или «спасибо», то неявно надеемся смягчить собеседника, вызвать его распо­ ложение. Для таких профессий, как юрист, коммивояжер, по­

Нужно ответить на вопросы:
1. Что такое человеческие потребности? *Составьте список своих потребностей, включая в него все желания, которые появились, скажем, в течение последней недели. А теперь проанализируйте его, используя материал, изложенный в параграфе.
2. Чем различаются низшие и высшие потребности? * Почему одни даны от природы, а другие приобретаются в обществе? Присмотритесь к себе: какие потребности преобладают у вас?

3. Какую социальную роль выполняют низшие потребности? Как проявляют себя низшие потебности?

4. В чем выражают себя высшие потребности? * Как вы думаете, они более развиты у подростков или у взрослых людей?

  • 1) Человеческие потребности - то, без чего человек не может.
    Я НЕ ЗНАЮ КАКОЙ ПАРАГРАФ У ВАС, НО ТУТ ПРОСТО ПИШИ БЕЗ ЧЕГО ТЫ НЕ МОЖЕШЬ ЖИТЬ ЭТУ НЕДЕЛЮ
    2)
    Первые-воспроизводство
    Вторые - творчество
    Некоторым людям господь прямо заложил в душу способность к какому то предмету или занятию. А кому-то нужно самому понять этот предмет, тоесть нужно чаще заниматься.Во мне преобладают и те, и другие.
    3)
    Это биологические потребности, поддерживающие жизнь в относительно стабильном состоянии, в том числе и ориентировочный рефлекс. Социальная роль у них лишь фоновая - обеспечение привычных действий, связанных с потреблением товаров первой необходимости.
    4)Подросток пытается "взлететь", а взрослые уже "приземлились". Наибольшая потребность в юности, и ранней молодости! Высшие потребности отмирают, так как не имеют практического значения, а сумевшим "нахвататься" идеологии "высших сфер" крайне тяжело живется. Инстинкт самосохранения заставляет похоронить и мечту, и нравственность, и бескорыстные желания, и веру, и любовь! Остается лишь тень надежды, и Подросток пытается "взлететь", а взрослые уже "приземлились". Наибольшая потребность в юности, и ранней молодости! Высшие потребности отмирают, так как не имеют практического значения, а сумевшим "нахвататься" идеологии "высших сфер" крайне тяжело живется. Инстинкт самосохранения заставляет похоронить и мечту, и нравственность, и бескорыстные желания, и веру, и любовь! Остается лишь тень надежды, и пассивное ожидание чуда!пассивное ожидание чуда!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Между двумя мальчиками разгорелся спор. Один… между двумя мальчиками разгорелся спор.Один утверждал что человеческие потребности нужно ограничивать, так как человеку сложно остановиться в своих жеданиях. Другой говорил, что потребности ограничивать нельзя,так как это приводит к тому…

  • Составьте перечень собственных потребностей.… Составьте перечень собственных потребностей. Выделите из них1)материальные, духовные, социальные потребности2)первичные и вторичные потребности3)истинные и искусственные потребности4)абсолютные и относительные потребности. Перечень потребностей: 1) материальные: вода, воздух, еда, одежда, место жительства, отдых,…