Радиозамеры. Что представляет собой исследование радиослушания в Украине?

Какие существуют методы исследования радиослушания, и почему в Украине радио измеряется по методике DAR CATI.

В январе 2012 года украинские радиокомпании получили наконец-то заветный инструмент для предметного разговора с потенциальными рекламодателями - новое, прозрачное, устраивающее всех игроков, исследование радиослушания по методике DAR CATI. Инициатором запуска исследования стала отрасль, а именно: два крупнейших радиохолдинга - ТАВР Медиа и радиогруппа УМХ и три сетевых рекламных агентства - Publicis Groupe, Группа АДВ Украина, GroupM. При поддержке Независимой ассоциации телерадиовещателей (НАМ) они консолидировали усилия в составе Радиокомитета и создали этот проект. Почему же им не жилось спокойно, и они решили вкладывать средства и усилия в запуск нового исследования радиослушания?

До 2012 года снабдить потенциального рекламодателя максимально полной информацией по смотрению и составу аудитории из электронных СМИ могло только телевидение. Рекламодатель, ставший особенно требовательным в период кризиса и ограниченных рекламных бюджетов, требовал аналогичной информации и по другим медиа. У радио на тот момент не было отдельного индустриального исследования, которое давало бы однородные данные по всей стране.

В 2011 году Радиокомитет объявил тендер на проведение нового исследования, параметры которого определили компании-участники комитета. Оно охватывало более широкую аудиторию в возрасте от 12 до 65 лет, включало информацию по всем городам Украины с населением 50 тыс. + и т.д. Методика исследования - DAR CATI. Тендер выиграла исследовательская компания GfK. А с декабря 2012 года начался новый этап развития рынка радио в Украине - новое исследование было запущено, еще один огромный шаг к более цивилизованным взаимоотношениям на рынке сделан. Оставалось дождаться, чтобы весь рынок принял предложенные лидерами изменения.


Дневники, звонки или браслеты?

Из чего же нам приходилось выбирать при запуске исследования радиоаудитории в Украине? Выбирая методику исследования радиослушания, мы изучали опыт европейских стран и США. И получилось достаточно интересно. США и Великобритания до сих пор меряют радио дневниковым методом, а вот Франция и Германия выбрали, как и мы, САTI.


Дневниковые исследования

Дневниковые исследования - один из наиболее традиционных методов измерения медиа аудитории. Он дает вполне точную и достаточно адекватную картину. Для организации такого исследования набираются люди, которые согласны за определенную сумму каждый день с точностью до 15 минут заполнять онлайн или в бумажной версии анкету-дневник, отмечая, какую радиостанцию они слушали, где и т.д.

Дневниковое исследование может проводиться от 1 до 12 раз в год, однако практика показывает, что в среднем речь идет обычно о трех-четырех волнах за год. К примеру, в США основной национальный проект - RADAR (Radio’s All Dimension Audience Research) использует метод однонедельной дневниковой панели, и сегодня данные поставляються четыре раза в год. Выборка (12+) -395 тыс. респондентов в год. В Великобритании с 1992 года существует RAJAR (Radio Joint Audience Research), данные этого исследования также поставляются четыре раза в год. Организаторы - BBC и CRCA (Commercial Companies Radio Association) Метод - все та же однонедельная дневниковая панель. Выборка (15+) - 110 тысяч человек в год.

Как уже говорилось, дневники можно вести в бумажном варианте, онлайн и даже давать информацию по телефону(исследование Day-After-Recall). Но здесь с участника исследования снимается ответственность и добавляется работа оператором колл-центра исследовательской компании: дозвониться до человека каждый день в одно и то же время бывает проблематично. Как результат - пробелы в данных.

Следующая вариация дневникового исследования - панельное, при котором делается все то же самое, только в течение длительного времени - месяца, квартала, полугодия. Однако я не знаю стран, где такие исследования бы проводились сегодня. Дело в том, что люди устают заполнять дневники каждый день и уже на второй неделе качество заполнения существенно падает.

При помощи этого метода радиоаудитория измерялась до 2012 года в рамках проекта ММІ Украина. Однако в данном случае большую роль играет человеческий фактор: далеко не все, кто согласился принимать участие в исследовании, каждый день заполняет дневник, аккуратно вносит данные по месту прослушивания и радиостанции. Кроме того, метод не позволял достигать наиболее «желанную» социально активную аудиторию с доходом выше среднего, представители которой не хотели проделывать возиться с заполнением дневников.

Еще одним минусом дневников является низкая возможность контроля качества исследования. Проверить, кто именно, как и когда заполнял дневник почти не возможно, особенно когда речь идет о бумажной версии.

Метод общей оценки аудитории

Данное исследование относится также к опросным и используется для исследования конкурентной ситуации и оценки профиля аудитории радиостанций. Сразу оговорюсь, что такой метод наиболее эффективен и чаще всего используется для исследования недавно вышедшей на рынок радиостанции.

Путем личного (face-to-face) интервью или интервью по телефону (CATI - Computer Assisted Telephone Interview), исследователь собирает информацию по общему охвату радиостанции или радио в целом в разные периоды времени. Типичный вопрос звучит так: "Слушали ли Вы радио вчера (в течение последней недели, месяца)?" Как правило, используется для сбора данных по той или иной радиостанции.

Метод CАТI, как я уже говорила, сегодня используется для исследования радиослушания во Франции. Его ведет компания «Médiamétrie». В ней за измерения радиоаудитории отвечает Comité Radio. Национальная выборка (13+) - 126 тысяч человек в год. В Германнии измерение аудитории радио ведется под руководством организации AGMA (Arbeitsgemeinschaft Media Analyse).

С 1972 по 1999 использовался метод дневниковых исследований и личного интервью(face to face). С 1999 года по данное время используется метод CATI. Национальная выборка (немецкоязычное население в возрасте 10+) до 65 тысяч респондентов за волну. За год - три волны исследования.

Recency-Frequency

"Как часто Вы слушаете эту радиостанцию?" (Frequency); "Когда в последний раз слушали эту радиостанцию?" (Recency) - эти вопросы включаются в опросник при использовании данного метода исследования помимо упомянутых выше.

Эти данные важны для составления портрета аудитории радиостанций для одного дня. Анкету можно усложнять дополнительными пунктами по каждому дню недели, разбивая день на части и т.д. Но чем больше вопросов и чем меньше интервал (30 минут, 15 минут), тем с большей неохотой отвечает человек и тем больше он ошибается.

Методика Day After Recall (DAR)

Если скрестить «плюсы» двух предыдущих методов, мы получим описание методики DAR. Опрос проводится в течение нескольких недель, временные промежутки - 15 минут, опрос - за вчерашний день. В итоге мы получаем полную картину по аудитории на каждый день недели и на конкретную дату за бОльший, необходимый нам, промежуток времени.

Достоверности полученной информации способствует 100% запись всех интервью, а также аудит качества исследования со стороны заказника исследования. Именно высокая контролируемость, возможность работать с 15 минутными интервалами и достижимость аудитории с доходом выше среднего стали главными аргументами в пользу этого метода

Автоматизированные методы

На них остановлюсь детальнее и вот почему. Радиокомитет часто спрашивают, иногда с доброй долей ехидства - мол, метод исследования у вас не лучший. Вот в развитых странах используют автоматизированные методы - так называемые, «радиобраслеты». Они одеваются на руку слушателя и автоматически отсылают информацию о том, что слушает и слышит человек в течение дня в исследовательскую компанию. Данные обрабатываются, сверяются с эфиром радиостанций. Многие уверенны, что это более современно и качественно.

Да, отвечаем мы. Продвинуто, современно, модно и пока мало изучено с точки зрения плюсов и минусов. Мы, со своей стороны, для себя в этой системе нашли серьезные недостатки. Человек в течение дня слушает радио при помощи приемника в машине, через телефон, интернет и так далее- то есть, использует разные точки доступа к эфиру любимой радиостанции. А «браслет» ловит только внешние шумы. Когда вы в наушниках, как зафиксировать слушание? А ведь это - одно из наиболее качественных потреблений продукта, по сравнению с фоновым слушанием в магазине или маршрутке. При использовании автоматизированных методов исследовательской компании нужно договориться с каждой радиостанцией и установить оборудование, которое специальным образом кодирует сигнал. Пока 100% станций не закодировано полной картины по слушанию радио в целом получить невозможно. Закодировать же небольшие региональные станции, например, очень тяжело.

Конечно, очень удобная вещь мобильный, переносной PM - Роrtable People Meter (PPM) - что-то вроде напульсника или наручных часов. Да, человеку не нужно запоминать или вспоминать, что слышал в течение дня, достаточно просто носить PPM. Однако наиболее она эффективна, когда один и тот же исследователь использует ее и для исследования ТВ и для исследования радио, то есть, один и тот же прибор PPM замеряет все электронные медиа. Будет необходимость в PPM - уверена, что отрасли радио и ТВ сядут за стол переговоров и договорятся, однако, по моим ощущениям, пока обе индустрии к этому не готовы.

На сегодня PPM используют Норвегия, Швейцария, Дания, Исландия, Бельгия, Канада, Казахстан. Норвегия была первой, здесь портативные пиплметры используют с середины 2006 года. Основной метод - «Arbitron PPM». Оператор - TNS Gallup Национальная выборка (12+) - 500 человек непрерывно. Однако в Норвегии параллельно долгое время шло и исследование методом CATI.

В Швейцарии в 2007 году создана специальная отраслевая структура - «Mediapulse». В исследованиях используется метод «Radiocontrol», однонедельная автоматизированная панель, сбор данных при помощи радиочасов. Национальная выборка - граждане страны и резиденты в возрасте 15 тыс. +, более 26 тысяч человек в год.

Да, из последних новостей. Относительно недавно ВЦИОМ презентовал в России методику измерения радиослушания при помощи смартфонов и технологи Audio Signaturе. Сегодня этот метод планируют использовать и Чехии, однако, не как основной, а как дополнительный, наряду с традиционными телефонными опросами. Вне зоны исследования с использованием смартфонов оказываются, и будут оказываться некрупные радиостанции, о чем в интервью российскому РадиоПорталу рассказал Томаш Говорски, технический директор чешской компании «Медиан». И снова возвращаемся к тому. Что сегодня отрасль не готова резко менять устойчивое уже хорошее, на модное, но мало эффективное пока в наших условиях.

Стабильно и успешно

Прошло почти два года с начала запуска исследования. Что мы получили на сегодняшний день? Исследование признали даже наиболее критично настроенные изначально игроки. Первой нашей победой было присоединение к исследованию BRG(Business Radio Group) и Радио «Эра» в начале 2013 года. Второй важный этап - в сентябре участниками исследования стали две региональных радиостанции - «FM Галичина» из Львова и «РадиоМикс» из Днепропетровска. То есть, работать цивилизованно на рекламном рынке теперь хотят не только крупнейшие игроки. Надеемся, что это только начало и в 2014 году участие в исследовании примет значительно больше региональных радиостанций. А мы - только за цивилизованный поход и развитие индустрии как на общенациональном, так и на региональном уровнях.

В итоге, сегодня участниками исследования являются (а, значит, фигурируют в публичных данных) радиостанции:

  • ТАВР Медиа («Русское радио», «Хіт FM», «KISS FM», радио «Relax», радио «Мелодия», радио ROKS),
  • радиогруппа УМХ («Авторадио», «Наше радио», «Ретро FM», Europa Plus, «Голос Столицы», «Джем FM», Lounge FM),
  • Бизнес радио групп (радио «Шансон», «Шарманка», «Бизнес радио», «Ренессанс», «Dj FM»);
  • Радио «Ера»;
  • «Люкс ФМ»;
  • Super Radio;
  • Просто Радио;
  • Народное радио;
  • «Европа Плюс»;
  • «Радио 24»
  • «Галичина FM»
  • «РадиоМикс»

Исследование сегодня включает несколько групп данных: по всей Украине (города с населением 50 тысяч+), по Киеву и отдельно - по городам - миллионникам (куда и войдет информация по нашим двум региональным участникам). Наша задача на ближайшие пару лет - чтобы исследование стало привычным инструментом для региональных игроков. Это сделает наш рынок прозрачнее, понятнее для рекламодателя, а, значит, и привлекательнее.

В 2013 году запланировано 5 поставок данных. Мы обнародовали результаты трех из них, и можем сказать, что, по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, по данным второй волны исследования, аудитория радио в Украине выросла практически на полмиллиона слушателей. Все это дает нам повод смотреть в будущее радио с оптимизмом и работать над продвижением исследования и радио как медианосителя и дальше.

Катерина Мясникова, руководитель Радиокомитета, исполнительный директор НАМ

Экология сознания: Психология. Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях - мы не успеваем занять позицию по отношению к ним.

Дневник - это возможность в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь

Доктор Айра Прогофф (Ira Progoff (2.08.1921 - 01.01.1998), американский социальный работник и психотерапевт, был учеником К.Г. Юнга. Свой подход он называл "гуманистической глубинной психологией". Прогофф поставил себе задачу разработать экономичный и эффективный метод психологической самопомощи и решил ее, создав "структурированный дневник". Упражнения дневника служат в качестве системы опор для самоисследования, при этом укрепляется восприимчивость к собственному "внутреннему процессу" и происходит настройка на диалогическое измерение жизни.

Сейчас интенсивная дневниковая терапия Прогоффа применяется в групповой и индивидуальной работе с людьми, переживающими жизненные кризисы и переходные периоды.

Особенно полезным этот метод оказался в работе с одинокими, застенчивыми людьми, а также с больными, безработными или находящимися в местах лишения свободы.

ОБЫЧНОЕ ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА

Огромное количество людей в разных культурах, в разные исторические периоды, в то или иное время своей жизни вели дневник. Обычный дневник - это хроника внешних или внутренних событий. В последнем случае есть тенденция к рефлексии, наблюдениям, образам фантазии (иногда).

Это неструктурированный дневник, систематизированный либо по датам, либо используемый «по наитию». Люди, склонные писать много, будучи оставлены один на один с неструктурированным дневником, начинают повторяться, и круг, по которому они ходят, превращается в глубокую колею, из которой трудно выбраться.

Дневник часто ведут люди, стремящиеся достичь определенной цели, - в особенности, если на пути к цели им приходится преодолевать трудности.

Тогда в дневнике человек отмечает, чего хотелось достичь, что получилось, а что - нет, каковы возможные причины трудностей и способы их преодоления. Однако оценочный характер такого дневника может усугублять у человека чувство вины за «недостижение». Если дневник должен помочь человеку достичь определенной цели, то сама определенность этой цели ограничивает пространство движения внутреннего процесса, а значит, и самого человека. В таком случае рано или поздно дневник оказывается заброшенным, и на его месте в опыте человека остается вакуум.

СПЕЦИФИКА СТРУКТУРИРОВАННОГО ДНЕВНИКА

Прогофф много экспериментировал в своей терапевтической работе с разными формами ведения дневника, и обнаружил, что неструктурированный дневник не выполнял возложенных на него функций - служить отражающей поверхностью для внутреннего процесса любого человека.

Как же сделать так, чтобы дневник работал независимо от терапевта?

Дневник должен обладать достаточно четкой структурой, чтобы можно было выделить, описать и передать конкретные процедуры.

С другой стороны, равно важно, чтобы эта структура находилась в гармонии с естественным потоком человеческой жизни, чтобы переживания не надо было силой втискивать в формат дневника, как в прокрустово ложе.

Работа с дневником как метод психологической самопомощи выходит за пределы медицинской модели психотерапии, не требует анализов и диагнозов.

Дневник становится своего рода портфолио личностного и духовного развития, отражающей поверхностью, на которой проявляется форма тонких душевных движений, и их специфика и направление становятся видимыми для человека.

Жизненные события оказываются связанными с нашими ценностями, намерениями, желаниями и т.п. во временной последовательности нашей предпочитаемой истории.

Пересматриваются также события прошлого. По мере этой работы в жизни появляется дополнительный смысл, «нечто большее». Человек осознает то, что прежде выходило для него за пределы зоны ближайшего развития, то, что раньше не было возможно знать. Это часто проявляется в различных поэтических формах.

ЦЕЛИ РАБОТЫ С ДНЕВНИКОМ

Начиная работать с дневником, люди достигают двух целей: размещают момент настоящего в более широкой перспективе прошлого и будущего, и одновременно устанавливают контакт с ценностями, смыслами и руководящими принципами нашей жизни.

При этом, размещая себя подобным образом по отношению к потоку своей жизни, осваивая различные приемы и техники работы с дневником, люди получают инструмент, который смогут применять в дальнейшем.

Становится доступной более широкая, многомерная перспектива, открывающая пространство возможностей. Размещая себя по отношению к собственной жизни, люди отмечают подъемы и спады, циклы, и тем самым создается контекст длящейся тождественности, преемственности существования.

Работая с дневником, каждый человек может продвигаться с комфортной ему скоростью, в своем темпе. Осваивая работу с дневником, человек пересматривает свою жизненную историю и устанавливает контакт с «внутренним движением жизни» и настраивает себя на его гармонию.

Дневник - это инструмент для гармонизации жизни человека и настройки на его уникальную ноту. Этот инструмент «заточен» под каждого, кто им пользуется, это открытие собственной внутренней правды и настройка на нее.

Дневник может стать спутником, переносным «альтер эго». Отношения с дневником у пишущего сродни отношениям музыканта с инструментом. Это помогает принимать решения в сложных жизненных ситуациях.

РАБОТА С ДНЕВНИКОМ В ГРУППЕ

Работать с дневником можно в любых жизненных обстоятельствах: в одиночку и в группе, в бурные периоды жизни и в относительно спокойные.

Семинар по работе с дневником - это безопасная ситуация, защищенная от внешнего давления «мира за стенами комнаты», в которой человек может в спокойной обстановке взглянуть на свою жизнь.

Есть вещи, о которых невозможно говорить в группе, потому что это было бы нарушением права на частную жизнь и личную тайну самого человека или других людей.

Некоторые переживания настолько хрупки, что разрушаются, если говорить о них вслух. Есть некоторые вещи, говорить о которых - значит, отступаться от ценностей и руководящих принципов собственной жизни.

СТРУКТУРА ДНЕВНИКА

Самое главное в структурированном дневнике, разработанном Прогоффом, - нелинейность. Дневник должен быть устроен так, чтобы можно было свободно добавлять листы в любой раздел. Разделы составляют четыре так называемых «измерения»:

1. Жизненное время. Сюда входят такие разделы, как «Период настоящего», «Запись ежедневного», «События жизненной истории», «Вехи», «Перепутья: дороги, выбранные и не выбранные», «Открытость будущему».

2. Диалоги. В это измерение входят такие разделы, как: «Диалог с людьми», «Диалог с проектами», «Диалог с телом», «Диалог с событиями, ситуациями и обстоятельствами».

3. Поток символов. В этом измерении - разделы «Запись сновидений», «Расширение сновидений», «Сумеречные образы», «Расширение образов».

4. Внеличностные смыслы. В этом измерении - разделы «Диалог с обществом» и «Диалог с внутренней мудростью».

ДНЕВНИК И РАБОТА С ЖИЗНЕННОЙ ИСТОРИЕЙ

Настраиваясь на свой уникальный темп и ритм, люди начинают лучше чувствовать, когда в жизни именно для них наступает благоприятный момент.

От ведения записей что-то меняется внутри, люди могут переживать это как прорыв или высвобождение чего-то. Поначалу это может казаться странным, потому что мы, как правило, привыкли к гораздо меньшей гибкости в жизни.

Жизнь с годами стала похожа на плотно утоптанную почву, которую давно не рыхлили. Впечатления падают друг на друга так быстро, что у нас нет ни времени, ни возможности поразмыслить об их последствиях, о возможностях, которые они могли бы нам открыть.

Мы не переживаем во всей полноте ни радость, ни боль, не успеваем занять позицию по отношению к ним , и из них не успевает развиться новое.

Работая с дневником, мы постепенно разрыхляем эти слежавшиеся слои. Внутри нас появляется новое чувство пространства и мягкости, открывающее новые возможности. Мы обретаем способность более свободно передвигаться в нашем внутреннем пространстве, исследуя территории воспоминаний и надежд, пробираясь в те уголки опыта, куда у нас раньше вовсе не было доступа.

В конце концов весь опыт становится доступным нам, как добрая мягкая почва, сквозь которую так приятно пропускать пальцы, наслаждаясь ее прикосновением. Когда мы обретаем эту мягкость и открытость любому внутреннему опыту, никакие внешние обстоятельства уже не способны сбить нас с курса. В достижении этого нам помогают упражнения по работе с жизненной историей.

«РАСТЯГИВАНИЕ ВРЕМЕНИ»

Упражнения на «растягивание времени» очень полезны для людей, переживающих переходный период в своей жизни. Представление о «растягивании времени» основывается на фундаментальном различии между хронологическим временем и качественным временем.

Хронологическое время - это объективная последовательность событий, как они разворачиваются для постороннего, эмоционально не вовлеченного в них наблюдателя. Качественное время, напротив, - это субъективное переживание событий, их смысла и ценности для человека, который их переживает.

Самое сложное для человека время - переход между двумя большими периодами жизни.

Когда прежний период завершился, а в новом очень много неопределенности, это может быть тяжело и даже убийственно. В этот момент очень важно иметь метод для того, чтобы позволить новой жизни выстроиться в гармонии с ритмом и тоном внутренних душевных движений.

Еще одна сложная ситуация - когда человек стоит на распутье и должен совершить выбор между двумя важными направлениями, которые одновременно присутствуют в его жизни и уже составляют ее важную часть и многого требуют.

Может показаться, что человек «зажрался», но в такой ситуации он действительно испытывает колоссальное напряжение. При работе с дневником, если со-присутствует больше, чем одна история, каждой из них будет предоставлено пространство, чтобы проявить силу своих корней и показать, какие возможности она могла бы открыть.

Иногда дело не в выборе или конфликте направлений, а просто в смене акцента , когда в жизни человека сменяется ведущая деятельность. Как правило, так называемое «новое» направление в жизни, по сути, не совсем новое, у него есть предпосылки в прошлом опыте человека, просто события, принадлежащие к этому направлению, пока еще не оказывались в фокусе осознавания.

Прежде подавленная история выходит на первый план и становится доминирующей. Иногда «новый» протагонист хочет по возможности противопоставиться прежнему. В какой-то момент человек может научиться больше отождествляться с более широким и многомерным аспектом себя, и это позволяет принять сосуществование различных, порой противоречащих друг другу, хоть и равно предпочитаемых, протагонистов.

ЖИЗНЕННОЕ ВРЕМЯ

При работе с дневником в центр помещается «период настоящего». Человека просят определить границы того настоящего времени, в котором он живет: какое событие стало границей между прежней жизнью и нынешней?

Каково содержание нынешнего периода жизни?

На что похоже его течение?

Период настоящего рассматривается как с рациональной, так и с внерациональной точки зрения.

Далее человеку, ведущему дневник, предлагается параллельно вести два процесса: делать упражнения в разных разделах и вести ежедневные записи внутренних событий и состояний. Упражнения в разделах направлены на реконструкцию жизненной истории, насыщение ее смыслом, «население» разными значимыми людьми и фигурами, прослеживание возможных направлений развития в прошлом, настоящем и будущем.

Жизненная история реконструируется путем составления списка этапов-вех, осмысленно приводящих к периоду настоящего, который выступает в качестве кульминации сюжета. Далее подробно исследуется один из этапов, содержащий большой смысловой потенциал в контексте настоящего. Всплывающие воспоминания о прошлом записываются в раздел «События жизненной истории», а возможные направления развития, проявившиеся в точках выбора, в разделе «Перепутья: дороги выбранные и не выбранные».

Со временем жизненная ситуация человека меняется, и он может заново и иначе выделить «период настоящего», и в соответствии с этим переписать вехи. На поверхность в качестве значимых могут выйти совсем другие периоды и события. Это дает человеку непосредственное переживание полиисторичности жизни и возможности переписать собственную жизненную историю. Это особенно важно при работе с людьми, пережившими травмирующий опыт.

ДИАЛОГИ

Принцип диалога - еще один важный аспект работы со структурированным дневником Прогоффа. Очень трудно в повседневной жизни, а также при чрезвычайных обстоятельствах сохранить напряжение диалога между двумя субъектами. Мы либо готовы превратить в объект, послушный чужой воле, либо себя, либо Другого (в качестве Другого может выступать любой аспект нашего бытия, вплоть до Мира в целом).

В упражнениях дневника предлагается проследить жизненную историю того, с кем или с чем мы стремимся вступить в диалог: другого человека, нашего собственного тела, какого-то важного для нас проекта и пр. Далее человек настраивается на осмысленную преемственность течения этой жизненной истории, и представляет себе своего собеседника как бы присутствующим рядом. Между ними происходит спонтанный диалог, позволяющий понять что-то новое и важное о собственной жизни.

ПОТОК СИМВОЛОВ

При работе со структурированным дневником никакие жизненные переживания не оказываются проигнорированными. В этом измерении особое внимание уделяется потоку сновидений и фантазий. А. Прогофф исходит из соображения, что поток образов и символов течет постоянно, но во время бодрствования он скрыт под «слоем» рационального мышления.

Важно не толкование каждого конкретного сновидения, а движение потока сновидений. Когда людям удается сопоставить поток событий и переживаний, происходящих во время бодрствования, с потоком сновидений и образов фантазии, открываются возможности понимания, и жизненный процесс обретает многомерность.

Запись сновидений и дневных грез помогает отстраниться от них, одновременно уделяя им должное внимание. Этот прием полезен при работе с людьми, страдающими от кошмаров и навязчивых состояний.

ВНЕЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ

Человек в современной культуре и в медицинской психотерапевтической модели часто конструируется как некое изолированное, автономное «я», «изнутри» которого происходят личностные черты, особенности характера и поступки.

При этом игнорируется тот факт, что человек никогда не существует в социальном вакууме, он - часть сообщества, конструирующего смыслы посредством языка. Ценности, интересы, намерения, принципы и другие интенциональные категории бытия человека существуют не «внутри» него, а в культуре.

Работа со структурированным дневником помогает восстановить контакт с внеличностными источниками смысла - с искусством, общественными движениями, духовными учениями и практиками, измерением священного. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Метод дневников.

Характерным признаком этого метода является его обезличенность и предельная объективность. Реализация метода возможна лишь при наличии документальных источников, по которым исключительно и проводится акт экспертизы. Чаще всего метод используется в структуре управления с жестко регламентированной системой должностных инструкций. Объектом экспертной оценки выступают, как правило, вахтовый журнал, инструктивные документы, на основе которых вырабатываются рекомендации по совершенствованию деятельности предприятий.

Метод Дельфи.

Метод Дельфи является, пожалуй, самым популярным из экспертных методов, и его популярность напрямую связана с эвристическими возможностями самого метода, позволяющими решать сложные комплексные задачи. Метод Дельфи был разработан в 1964 г. сотрудниками научно исследовательской корпорации РЭНД О. Хелмером и Т. Гордоном.

Сущность метода заключается в последовательном анкетировании мнений экспертов по интересующей организаторов экспертизы проблеме. Метод предполагает серию опросов экспертов, не имеющих возможности вступать друг с другом в непосредственный контакт и получающих информацию о заключениях других лишь по их письменным отчетам. Цель метода заключается в вынесении объективной и точной оценки существующих альтернатив с целью принятия оптимальных и социально приемлемых решений.

На первом этапе экспертам предлагают дать заключение о целесообразности выбора того или иного варианта решения проблемы, основанного на логике доказательства такого выбора и интуиции эксперта. На втором этапе (обсуждения) эксперты обмениваются заключениями через координатора экспертизы, учитывая во втором варианте собственного отчета доводы и аргументацию своих коллег. Процесс экспертизы может продолжаться до тех пор, пока не будет получена максимально консолидированная оценка экспертами сложившейся проблемной ситуации и предложен наиболее оптимальный и обоснованный способ ее решения.

Использование метода возможно лишь при соблюдении ряда условий, способных оказать влияние на его эффективное применение в отборе наилучшей альтернативы. Организационные требования к использованию метода Дельфи.

  • 1. Группы экспертов должны быть стабильными и численность их должна удерживаться в определенных рамках.
  • 2. Время между этапами опроса должно составлять не более месяца.
  • 3. Вопросы в анкетах должны быть тщательно продуманы и четко сформулированы.
  • 4. Число туров (этапов) должно быть достаточно, чтобы обеспечить всем участникам возможность ознакомиться с причиной той или иной оценки, а также и для критики этих причин.
  • 5. Необходимо иметь самооценку компетенции экспертов по рассматриваемым проблемам.
  • 6. Необходима формула согласованности оценок, основанная на данных самооценок.
  • 7. Следует установить влияние различных видов передачи информации экспертам по каналам обратной связи.
  • 8. Необходимо установить влияние общественного мнения на экспертные оценки и на сходность этих оценок.
  • 9. В ходе реализации метода должен проводиться систематический отбор экспертов, основанный на данных экспертизы по турам и самооценкам.

Важнейшим достоинством метода является использование в нем количественных показателей, позволяющих делать точные и аргументированные заключения.

Совместное мнение обладает большей точностью, чем индивидуальное мнение каждого из специалистов. Данный метод применяют для получения количественных оценок качественных характеристик и свойств. Например, оценка нескольких технических проектов по их степени соответствия заданному критерию, во время соревнования оценка судьями выступления фигуриста.

Изучение индивида, обычно ребенка, посредством ежедневной фиксации его поведения. Обычно используется в лонги-тюдных исследованиях развития речи.


Смотреть значение Дневниковый Метод в других словарях

Метод — м. и метода ж. способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил. -дический, порядочный, правильный, основательный, постепенный;........
Толковый словарь Даля

Метод — (нов. офиц.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. методический, напр. методбюро.
Толковый словарь Ушакова

Дневниковый Прил. — 1. Соотносящийся по знач. с сущ.: дневник, связанный с ним. 2. Свойственный дневнику, характерный для него.
Толковый словарь Ефремовой

Метод М. И Устар. Метода Ж. — 1. Способ познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни. 2. Прием, система приемов в какой-л. области деятельности.
Толковый словарь Ефремовой

Метод... — 1. Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: методический (методбюро, методкабинет, методобъединение и т.п.).
Толковый словарь Ефремовой

Аналитический Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на получении экспертных оценок путем логического анализа прогнозной модели.
Политический словарь

Бихевиоральный Метод — (от англ. "бихевиор" - поведение) - в политологии предполагает исследование политических явлений и процессов через анализ поведения индивидов и групп при исполнении........
Политический словарь

Дельфийский Метод, Метод Делфи — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на выявлении согласованной оценки экспертной группы путем их автономного опроса в несколько туров, предусматривающего........
Политический словарь

Матричный Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании матриц, отражающих значения (веса) вершин граф-модели объекта прогнозирования, с последующим преобразованием матриц........
Политический словарь

Метод — - средство анализа, способ проверки и оценки знания.
Политический словарь

Метод Деструктивной Отнесенной Оценки — Метод коллективной генерации идей, реализуемый посредством двух разнесенных во время сессий, первая из которых полностью подчиняется правилам коллективной генерации........
Политический словарь

Метод Индивидуальной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на использовании в качестве источника информации одного эксперта.
Политический словарь

Метод Интервью — Метод индивидуальной экспертной оценки, основанный на беседе эксперта с прогнозистом по схеме "вопрос -- ответ".
Политический словарь

Метод Исторической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии.
Политический словарь

Метод Коллективной Генерации Идей — Метод коллективной экспертной оценки, основанный на стимулировании творческой деятельности экспертов путем совместного обсуждения конкретной проблемы, регламентированного........
Политический словарь

Метод Коллективной Экспертной Оценки — Метод прогнозирования, основанный на выявлении обобщенной объективированной оценки экспертной группы путем обработки индивидуальных, независимых оценок, вынесенных........
Политический словарь

Метод Математической Аналогии — Метод прогнозирования, основанный на установлении аналогии математических описаний процессов развития различных по природе объектов с последующим использованием........
Политический словарь

Метод Построения Прогнозного Сценария — Аналитический метод прогнозирования, основанный на установлении логической последовательности состояний объекта прогнозирования и прогнозного фона во времени при........
Политический словарь

Метод Прогнозирования — Способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогнозов. Примечание. Методы прогнозирования являются основанием для методик прогнозирования.
Политический словарь

Метод Психо-интеллектуальной Генерации Идей — Метод индивидуальной экспертной оценки, при котором выявление экспертной оценки осуществляется с помощью программированного управления, включающего обращение к........
Политический словарь

Метод Управляемой Генерации Идей — Метод коллективной генерации идей с использованием целенаправленного интеллектуального воздействия (усиливающего или подавляющего) на процесс генерации идей.
Политический словарь

Метод Эвристического Прогнозирования — Аналитический метод прогнозирования, состоящий в построении и последующем усечении дерева поиска экспертной оценки с использованием какой-либо эвристики.
Политический словарь

Метод Экспертных Комиссий — Метод коллективной экспертной оценки, состоящий в совместной работе объединенных в комиссию экспертов, разрабатывающих документ о перспективах развития объекта прогнозирования.
Политический словарь

Опережающий Метод Прогнозирования — Метод прогнозирования, основанный на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений в общественной практике.
Политический словарь

Патентный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке (по принятой системе критериев) изобретений и исследовании динамики их патентования.
Политический словарь

Публикационный Метод Прогнозирования — Опережающий метод прогнозирования, основанный на оценке публикаций об объекте прогнозирования (по принятой системе критериев) и исследовании динамики их публикования.
Политический словарь

Синоптический Метод — Метод прогнозирования, основанный на анализе экспертами известного множества прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона с последующим их синтезом.
Политический словарь

Системный Метод В Политологии — - рассмотрение политики как целостного, сложно организованного, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой.
Политический словарь

Сравнительный Метод В Политологии — - сопоставление однотипных политических явлений и процессов и выявление их общих черт и специфики с целью нахождения оптимальных форм политической организации или путем решения задач.
Политический словарь

Статистический Метод Прогнозирования — Фактографический метод прогнозирования, основанный на построении и анализе динамических рядов характеристик объекта прогнозирования.
Политический словарь

Одним из методов сбора качественных данных является дневниковый метод исследования (diary study), позволяющий узнать, как изменяется поведение и опыт потребителей с течением времени (от нескольких дней до нескольких месяцев, или даже дольше). С помощью специального дневника или другого инструмента участники исследования фиксируют все свои взаимодействия с тем или иным продуктом/услугой.

Контекст и период времени сбора данных — это то, что отличает данный подход от других распространенных методов исследования аудитории (user-research methods), таких как (surveys, сбор информации о предпочтениях и опыте пользователей) или (usability tests, наблюдение за конкретными моментами или взаимодействиями в лабораторных условиях). Эти все так называемые бюджетные версии полевого исследования (field study) вряд ли предоставят столь же подробные и глубокие результаты наблюдений, как истинное полевое исследование, и могут служить лишь для приблизительной оценки.

Когда использовать дневниковый метод?

Изучить поведение и опыт пользователей в динамике довольно трудно в лабораторных условиях. Дневниковый же метод исследования без труда позволяет вам осуществить это и узнать, как изменяются:

  • Привычки: В какое время суток люди взаимодействуют с продуктом? Делятся ли они контентом с другими, и как именно?
  • Сценарии (usage scenarios): Как часто пользователи взаимодействуют с продуктом? Каковы их основные операции и рабочие процессы (workflows) для выполнения долгосрочных задач?
  • Отношение и мотивация: Что побуждает людей к выполнению определенных операций? Каковы их мысли и чувства?
  • Поведение и восприятие: Насколько легко система поддается изучению? Как меняется лояльность клиентов с течением времени? Как они воспринимают бренд после взаимодействия с соответствующей компанией?
  • Путь клиента (customer journey): Что из себя представляют типичный и многоканальный пользовательский опыт, учитывая, что люди взаимодействуют с вашей организацией посредством различных устройств и каналов, таких как электронная почта, телефон, веб-сайт, мобильное приложение, социальные медиа и онлайн-чат? Каков кумулятивный эффект предоставления комплексных услуг?

Дневниковый метод исследования, как правило, концентрируется на чем-то одном, а именно:

  • Продукт/Веб-сайт. Изучение всех взаимодействий с сайтом (например, интранетом) на протяжении месяца.
  • Поведение. Сбор общей информации о поведении (например, использование смартфона, паттерны при посещении веб-сайтов определенными категориями лиц).
  • Действия общего характера. Как пользователи справляются с основными действиями (например, обмен информацией посредством социальных инструментов или онлайн-шопинг).
  • Конкретные действия. Как люди выполняют определенные действия (например, покупка нового автомобиля или планирование отпуска).

Методология

Дневниковый метод исследования обычно состоит из пяти этапов:

1. Планирование и подготовка. Определите объект исследования и анализируемое поведение. Составьте план-график, выберите инструменты для сбора данных, произведите набор участников и подготовьте инструкции/вспомогательные материалы.

2. Предварительный инструктаж. Запланируйте личную встречу или телефонный разговор с каждым из участников для обсуждения деталей исследования. Обсудите инструменты для сбора данных и убедитесь, что каждый из участников ознакомлен с технологией; ответьте на все имеющиеся у них вопросы до начала исследования.

3. Заполнение журнала. Для обеспечения эффективного ведения журнала участниками обеспечьте им простой фреймворк. Будьте как можно более конкретными касаемо того, какая именно информация требуется от них. Предоставьте четкие и подробные инструкции с примерами записей для понимания пользователями требуемой от них степени детализации. Существует два распространенных метода сбора дневниковых данных:

Запись данных на месте — наиболее простой метод сбора данных. Участников просят фиксировать всю информацию о своих действиях непосредственно в момент их совершения. Он идеален тогда, когда не предвидится огромного количества записей. Передача данных осуществляется посредством каналов и устройств, способных обеспечить ввод структурированного длинного текста (электронная почта, анкетные формы, традиционные бумажные дневники, или цифровые инструменты). Также, как вариант, можно использовать аудио- или видео-дневники, однако их анализ может потребовать расшифровки.

Сниппет-техника — участники изначально записывают кратко только самую основную информацию о своих действиях и передают ее посредством электронной почты, текстовых сообщений, Twitter или Facebook. Затем уже, в конце дня или когда у них находится время, они подробно останавливаются на каждой записи. Такой 2х-этапный метод гарантирует, что вся релевантная информация будет зафиксирована (и таким образом не будет забыта участником), но в то же время от людей не требуется предоставления большого количества подробностей, что может быть утомительным и неестественным в определенных ситуациях.

4. Интервью после проведения исследования. Оцените информацию, предоставленную каждым участником, и запланируйте интервью для обсуждения записей в деталях. При необходимости задайте пользователям уточняющие вопросы и попросите их оставить отзыв о своем опыте участия в исследовании, чтобы в следующий раз вы смогли скорректировать какие-то моменты.

5. Анализ данных. Поскольку дневниковый метод исследования относится к разряду длительных, он генерирует довольно большого количества качественных данных. Оцените поведение пользователей на всем протяжении исследования. Как оно развивается и изменяется со временем? Что способствует такому поведению? Если объектом вашего исследования является конкретный продукт или услуга, взгляните на весь путь пользователя.

Мотивирование участников исследования

Дневниковый метод исследования требует от участников определенного внимания и временных затрат. Чтобы получить необходимый уровень вовлеченности, у участников должен быть некий стимул, привязанный к определенному объему работ. Вознаграждение может быть поделено на несколько частей, соответствующих этапам исследования (например, 3 дня ведения дневника).

В недавно проведенном подобном исследовании Nielsen Norman Group, где участниками являлись студенты из различных регионов США, компания заплатила каждому из них по $275. Для этого пользователи должны были установить специальное ПО на несколько персональных устройств, записывать сниппеты в течение 2-х недель, заполнять дневниковые веб-формы по каждому сниппету и принять участие в двух телефонных разговорах (предварительный инструктаж и интервью после проведения исследования).

Вознаграждение было разделено на 3 части, соответствующих определенным этапам исследования. В результате показатель выполненных работ был (completion rate) 90%.

Несколько важных советов

Продолжительность исследования. Убедитесь, что продолжительность вашего исследования достаточна, чтобы собрать всю необходимую информацию. При этом слишком затягивать его также не стоит — участники могут стать менее вовлеченными, что негативным образом отразится на точности полученных данных.

Произведите тщательный отбор участников. У них должно быть четкое понимание, о чем идет речь и что от них требуется. Предусмотрите такие отборочные вопросы (screening questions), которые помогут оценить уровень потенциальной отдачи от людей в ходе исследования, а также убедитесь, что они будут доступны в течение всего периода исследования.

Контролируйте входящие данные. Старайтесь сразу же оценивать информацию по мере ее поступления. Это позволит вам задать уточняющие вопросы при необходимости и узнать дополнительные детали, пока участники еще помнят их.

Проведите пробное исследование. Оно не должно длиться столько же, сколько и настоящее, а его данные — предназначаться для анализа. Его цель в том, чтобы протестировать ваш план и связанные с ним материалы. Попросите участников пробного исследования оставить отзыв о материалах и о самом опыте участия, и внесите затем соответствующие коррективы.