Может ли компьютер заменить человека? Способна ли машина чувствовать, любить, осознавать себя? Насколько реально создать сильный искусственный интеллект? Книга Роджера Пенроуза убедительно доказывает, что ответ на эти вопросы – отрицательный. Выдающийся физик и математик Роджер Пенроуз отправляет нас в путешествие по миру открытий человеческого гения. Автор книги, понятной даже школьнику, показывает нам этапы построения современной картины мира и белые пятна на этой картине. Понимание физических...
Пятилетний Ванечка разбил мячом мамину любимую вазу (папин компьютер, дорогую плазменную панель, не суть важно). Когда его спрашивают, как произошло то, что произошло, он отвечает – виноват не он. А кто же? Бабушка! Неужели шестидесятилетняя дама изображала Криштиану Роналду?! Нет, но она не пустила Ванечку на улицу! Он хотел гулять, а она… Шел дождь (было холодно, слишком поздно) – то есть, бабушка правильно, а вовсе не из вредности, не выпустила малыша гулять. Но по его мнению, виновата все же...
Смотря на хорошо знакомого вам человека, испытывали ли вы чувство, что видите лицо кого-то незнакомого? Более уверенного, более злого или, напротив, более холодного, чем обычно – в любом случае, до этого вы знали кого-то совершенно другого. В ситуациях, которые проявляют в людях все самое неожиданное, подчас невозможно узнать даже самых близких. Возможно, вы и о себе иногда говорили: «Это не я, в меня точно кто-то вселился!» Что ж, тогда можете себе представить в общих чертах каждодневные эмоции...
Вопросы иррациональности мышления сегодня активно обсуждаются теоретиками и практиками психологической науки. Альберт Эллис - американский психолог и психотерапевт, на основе иррациональных идей, выявленных у клиентов и испытуемых, разработал особый подход, позволяющий изменить поведенческие стратегии путем осмысления эмоций. Эта методика базируется на следующем тезисе: главное не в проявлении личного опыта человека, но в том, как субъективно интерпретируется этот опыт. Одно и то же событие може...
Международная библиотека психологии, философии и научного метода Философия «как если бы» Система теоретических, практических и религиозных фикций человечества Автор – Г. Файхингер, 1911 Переведено на английский, 1935 Ч. К. Огденом Переведено на русский, 2017 Е. Г. АнучинымРедактор – Е. Ю. Чекардина Переведено при поддержке журнала © ПсихоПоиск. Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна Копировании материалов книги разрешено только при наличии активной ссылки на источник. ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 Мысль...
Кто решился на проведение первых исследований в области человеческого познания, и какие результаты принесли смелые опыты новаторов? Бихевиоризм и психоанализ не были способны дать объяснение человеческого поведения без трактовки процессов в сознании. Постепенно интерес привел человечество к появлению нового направления, которое затронуло не только кибернетику, биологию, нейрофизиологию, но и лингвистику. Путь становления новой науки Когнитивная психология зародилась в середине 20-го века, в эпох...
Справка-введение: Жак Фреско – профессиональный изобретатель, американский производственный инженер, промышленный дизайнер и футуролог. Автор книг «Введение в социокибернетику» (1977), «Проектирование будущего» (2002) и др. Родился в Городе Нью-Йорк в 1916 году 13 марта, умер 18 мая 2017 года в возрасте 101 года. В конце 1940-х годов Жак Фреско стал директором созданных им в Лос-Анджелесе Научных исследовательских лабораторий. В 1975 году основал «Проект Венера». «Проект Венера» (англ. The Venus...
Что такое патологическая личность? Прежде всего, постараемся разобраться с самим представлением о том, что такое патологическое развитие личности. Где граница между нормой и патологией? И как ее можно различать? Границы нормы иногда выглядят довольно условными – достаточно ознакомиться, например, с биографиями многих великих людей. Обычно патологией называют закрепление черт личности, «запускающих» болезненные (дезадаптивные) паттерны поведения в различных ситуациях. Это может происходить при об...
О трудности выбора в начале действия образно говорит картина В.М. Васнецова «Витязь на распутье» или фразеологизм «буриданов осел». Свобода предполагает проблему постоянного, каждодневного выбора. С понятием свободы также связаны понятия усилие, труд, активность, действие. Действие – определяющий фактор в экономике. Мотивация деятельности восходит к стимулам, поэтому необходимо выстраивать их для оптимизации деятельности как школьника, так и инвестора. Знать об этом необходимо как объекту, так и...
Как трудности в признании собственной некомпетентности приводят к завышенной самооценке? Порой, каждый из нас сталкивается с абсурдными ситуациями. Например, когда менее компетентный коллега получает премию и похвалу, а те, кто действительно знают своё дело – остаются в стороне. Или, к примеру, взять шоу талантов. Многие люди, которые отвратительно поют или танцуют, попросту неспособны это осознать и очень расстраиваются, когда их не признают лучшими. Нам кажется, что всё дело в несправедливости...
Эта работа израильско-американского психолога Даниела Канемана была удостоена ни много ни мало - Нобелевской премии. Надо отметить, что, будучи психологом и имея солидное образование (институт Беркли), Канеман выбрал для своих исследований наиболее коммерчески успешное направление - поведение человека, его мышление и способы принятия решений. Это направление психологии наиболее востребовано маркетингом - возможность подвести научную базу под теории маркетинга, которые ранее был...
Мы попытались на примере книги Г. Шаталовой проанализировать способ мышления, свойственный авторам подобных пособий. Ссылаясь на труды давно минувшей эпохи, Галина Шаталова, вопреки научной практике, выстраивает свое повествование вокруг единичных (не системных) или псевдонаучных примеров. Позиционируя себя как ученого, а свою книгу как научную, а не художественную работу, Галина в тоже время лишает текст систематизации, статистических данных и научного подхода. Напротив, она наполняет произведе...
В середине 30-х годов ХХ века в одной из лондонских клиник, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг выступил с циклом докладов, которые позднее получили название «Тавистокские лекции». В своих лекциях Юнг затронул понятия, которые отражатх структуру бессознательного и его содержание . В данной статье раскрываются, введенные Юнгом, понятия о природе сознания и его взаимосвязи с бессознательным. Сознание и бессознательное Согласно Юнгу, важнейшим аспектом исследования бесс...
Сегодня на полках магазинов продается огромное количество детской литературы. Но порой такой широкий ассортимент книг затрудняет поиск и выбор действительно стоящих экземпляров. Книга “И тут появился изобретатель” по праву может считаться настоящим сокровищем в мире детской литературы. Это одна из тех немногих книг, которые должны обязательно быть у родителей, заботящихся о развитии творческого мышления своего ребенка. Находка подобного бестселлера детской литературы в серванте своих родителей...
В статье анализируются основные достижения и тенденции развития отечественной психологии мышления второй половины ХХ века, разрабатываемой с позиций деятельностного подхода. Этот подход реализуется в разных формах (первая – С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая – А.Н. Леонтьевым и его последователями). Обобщаются и сопоставляются результаты многолетних циклов теоретических и экспериментальных исследований и обосновывается продуктивность синтеза представлений о мышлении как процессе и как деятельности, полученных в указанных научных школах.
Базируясь на принципе единства сознания и деятельности, авторы указывают на необходимость исследования мышления в контексте различных видов деятельности и утверждают, что развитое мышление должно изучаться как особая, самостоятельная деятельность личности, имеющая многоуровневую психологическую детерминацию – целевую, мотивационно-эмоциональную, смысловую, рефлексивную. Подчеркивается возрастающая роль изучения субъекта мыслительной, и более широко, познавательной деятельности в контексте анализа психического развития (в истории, онтогенезе и актуалгенезе). Это предполагает выявление как общих, так и специфических закономерностей микро- и макрогенеза мышления.
Обосновывается принципиальная ограниченность активно развивающегося информационного подхода, разрабатываемого когнитивными науками, несводимость психологической реальности к моделям, заложенным в системы искусственного интеллекта. Утверждается, что основная особенность мышления как процесса – это его непрерывность, которая является концептуально генетической (недизъюнктивной, недихотомической) в отличие от раздельных циклов функционирования любой компьютерной программы: все стадии мыслительного процесса непрерывно вырастают одна из другой и потому, оставаясь объективно различными, они не отделены друг от друга, а определяются динамикой взаимопереходов интеллектуально-эмоциональных процессов и их продуктов, относимых к разным уровням осознанности и произвольности. Вместе с тем подчеркивается, что в современных условиях мыслительная деятельность, опосредствованная компьютерными технологиями и преобразованная ими, выступает новым значимым объектом психологического исследования – прогресс общества требует существенного прогресса в изучении мышления. Отмечая быстрое распространение естественно-научного редукционизма (физиологического, логико-математического, кибернетического, социологического), авторы призывают к переориентации исследований в области психологии мышления – в первую очередь, предлагая изучать творческие, неалгоритмические, неформализуемые его составляющие (то есть анализировать личностный аспект мышления, определяющий закономерности порождения и функционирования новых потребностей, мотивов, эмоций, оценок, смыслов, целей и способов мыслительной деятельности).
В статье доказывается существенное преимущество методологии деятельностного подхода, его эвристичность и перспективность для раскрытия собственно психологической специфики сложных форм человеческого мышления.
История, основные достижения, недостатки и тенденции развития отечественной и зарубежной психологии мышления подробно освещены в двух обобщающих итоговых сборниках (Исследования мышления..., 1966) (Основные направления.... 1966) . Отечественная психология мышления представлена в них теориями И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Л.С. Выготского. С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина, П.А. Шеварева, Н.А. Менчинской, В.В. Давыдова и др. Из числа зарубежных были проанализированы следующие теории: ассоцианистов, Вюрцбургской школы, О. Зельца, гештальтистов, бихевиористов и необихевиористов, Ж. Пиаже, А. Валлона, Д. Брунера и др. Наша небольшая по объему статья может быть лишь весьма кратким продолжением указанных сборников. В ней мы рассмотрим только некоторые из новейших тенденций в развитии психологической науке о мышлении.
В современной психологии мышления возрастающую роль играет проблема субъекта мыслительной, вообще познавательной деятельности. В качестве такового выступает человечество и внутри него классы, нации, группы, личности. Поэтому психология мышления все более сближается с социальной и исторической психологией и с психологией личности. Отсюда - проблема психического развития (в истории и онтогенезе) применительно к мышлению: изучение общих (для всех этапов), а не только специфических (возрастных и т.д.) законов микро- и макро- развития мышления.
Субъект - это всегда субъект деятельности (изначально практической), которая осуществляется на различных уровнях непосредственного и опосредствованного общения. Именно в деятельности человеческая психика формируется и проявляется, что обобщенно выражено принципом единства сознания и деятельности (принципом деятельности, деятельностным подходом т.д.) Данный принцип утверждает необходимость изучения мышления в контексте различных практических (например, профессиональных) видов деятельности (Завалишина, 1979; Корнилов, 1984), а также предусматривает исследование развитого мышления как особой, самостоятельной деятельности. Он реализуется в разных формах. Рассмотрим две из них - наиболее разработанные (первая - С.Л. Рубинштейном и его последователями, вторая - А.Н. Леонтьевым и его последователями).
Мышление как процесс и как деятельность
Конкретизация и реализация принципа единства сознания и деятельности осуществляется путем выделения в психике двух ее компонентов: психическое как процесс и как его продукт (результат). В самой деятельности субъекта в качестве главного предмета психологического исследования вычленяется психическое как процесс, являющееся предельно динамичным, пластичным и гибким уровнем регуляции такой деятельности (не она в целом и сама по себе есть предмет психологии, а лишь её психологический аспект). Психика и, в частности, мышление, объективно существуют, прежде всего, как процесс - живой, в высшей степени подвижный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный (не запрограммированный), а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (образы, понятия и т.д.) в ходе непрерывно изменяющегося взаимодействия (деятельности, поведения, общения и т.д.) индивидов с внешним миром (Брушлинский, 1968, 1970; Процесс мышления... , 1960; Рубинштейн, 1958; Славская, 1968).
Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового, т.е. опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе её анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы. В таком смысле любое мышление всегда является хотя бы в минимальной степени продуктивным и творческим, т.е. открывающим нечто существенно новое (и потому излишни и неадекватны все термины типа «творческое мышление», «репродуктивное» мышление и т.д.). Имеется в виду новое лишь для данного индивида и (или) также для всего человечества. Оба этих случая можно обобщить в один: открываемое в процессе мышления новое, неизвестное, искомое является таковым только по отношению к исходным (предыдущим) стадиям мыслительного процесса, лишь частично выводится из них и всегда сохраняет с ними генетические связи. Мышление никогда не является изначально и полностью запрограммированным - в отличие от функционирования любого компьютера (искусственного интеллекта и т.п.), необходимого и существенного средства познавательной деятельности (Брушлинский, 1970, 1979; Мышление: процесс... ,1982).
Основная особенность мышления как процесса - это его специфическая непрерывность, которая является концептуально генетической (недизъюнктивной, недихотомической): посредством динамических взаимопереходов все стадии мыслительного процесса непрерывно вырастают одна из другой. Потому, оставаясь объективно различными, они онтически не отделены друг от друга в отличие от раздельных циклов функционирования любой машины и в отличие от элементов математического множества. Например, психика функционирует абсолютно непрерывно (прежде всего, на уровне бессознательного) от рождения до смерти каждого индивида и, значит, ее нельзя включить или выключить как электрическую цепь и любую другую техническую систему. В таком смысле мышление как процесс является недизъюнктивным, а техника и математические структуры, напротив, дизъюнктивны (Брушлинский, 1979, 1983; Мышление: процесс... , 1982).
По этой линии идет все более глубокое выявление специфики собственно психологического исследования мышления в отличие от его изучения формальной логикой, кибернетикой, информатикой и т.д. Психология изучает на живых людях по ходу их деятельности прежде всего мышление как процесс в соотношении с его продуктами, но сами по себе эти продукты (понятия, умозаключения, орудия труда, произведения искусства, обычаи, нравы, социальные нормы и т.д.) - вне связей с живым психическим процессом - исследует уже не психология мышления, а другие науки - логика, информатика, история культуры, социология, этнография, этика и т.д. По этой причине то, что в философии называется «идеальное», - само по себе не входит в предмет психологии.
Мышление как процесс - это очень существенная сторона психологической реальности, позволяющая все более органически увязывать психологию мышления с психологией личности. До сих пор сохраняется довольно большой разрыв между изучением 1) личностного и 2) операционального аспектов мышления. Второй из указанных аспектов наиболее детально раскрыт в исследованиях Ж. Пиаже, П.Я. Гальперина и др. Связующим звеном между обоими этими планами становится процессуальный аспект мышления. Интеллектуальные операции и умственные действия, составляющие операциональный (наиболее разработанный на сегодня) аспект мышления, всегда прерывны (Мышление: процесс..., 1982), и поэтому их детерминация возможна лишь в составе более широкого, а именно недизъюнктивного, непрерывного, т.е. процессуального аспекта, в свою очередь всегда включенного в еще более широкий, т.е. личностный план мышления (цели, мотивы, способности, рефлексия и т.д.).
Интеллектуальные операции (счетные, силлогистические и др.), будучи дизъюнктивными, изначально вторичны, производны и менее пластичны по отношению к первичному и предельно пластичному мыслительному процессу (Мышление: процесс... , 1982; Процесс мышления... , 1960; Рубинштейн, 1958). Не операции порождают мышление, а, наоборот, мышление как процесс порождает операции, которые затем в него включаются как формы и способы его дальнейшего протекания. Поэтому процесс никогда не сводится к системе интеллектуальных операций. Любое мышление всегда есть неразрывное единство непрерывного (процесса) и прерывного (операций, продуктов процесса и т.д.).
Мышление как процесс начинается в проблемной ситуации (предшествующей задаче). В момент возникновения первой стадии процесса еще почти полностью отсутствует конечная его стадия или конечная ситуация, составляющая будущий (пока неизвестный и потому искомый) продукт или результат мыслительного процесса. Поэтому вначале нельзя телеологически исходить из такого результата как уже готового и заранее данного или полностью заданного. В ходе всего процесса мышления этот будущий результат предвосхищается в большей или меньшей степени и потому любое мышление всегда есть прогнозирование (Брушлинский, 1970, 1979) и вообще антиципирование (Ломов, 1980) искомого, неизвестного (например, прогнозирование будущего развития задачи или проблемы). Это не означает, однако, что уже изначально существует вполне определенная конечная ситуация в качестве заранее заданного или чисто наглядного эталона, с которым можно было бы непосредственно, сразу и однозначно сличать или сравнивать промежуточные результаты мышления. Мысленное предвосхищение искомого осуществляется без такого эталона. В этом состоит одна из главных особенностей саморегуляции мышления - в отличие от детерминации менее сложных процессов, регулируемых только или преимущественно на основе обратных связей. В процессе прогнозирования решения мыслительной задачи человек сам вырабатывает все более надежные критерии самооценки каждой своей мысли. Такое прогнозирование, обесценивающее целостность и непрерывность мыслительного процесса, исключает перебор, отбор, выбор признаков познаваемого объекта и средств его познания (Брушлинский, 1979; Мышление: процесс... , 1982).
Прогнозируемое искомое (лишь частично осознаваемое) является важнейшим компонентом (всегда осознаваемой) цели мыслительной деятельности. Такая цель непрерывно формируется вместе с формированием искомого (по мере его осознания) на основе исходных условий и требования решаемой задачи и под влиянием определенных мотивов. Поэтому нельзя отождествлять цель ни с требованием задачи, ни с искомыми, хотя она неразрывно связана и с тем, и с другим. Требование задачи и искомое отличаются друг от друга: первое дано в исходной формулировке, а второе потому и является искомым, что оно не дано, а лишь задано исходными условиями и требованием задачи. Искомое - в отличие от данного требования задачи - возникает и формируется лишь у того человека, который сам решает задачу; это относится и к формированию цели, поскольку она включает в свой состав искомое (Брушлинский, 1970, 1979).
Цели, мотивы, способности, рефлексия относятся к личностному аспекту мышления, всегда более или менее осознанному; анализ, синтез и обобщение искомого, требование и условия задачи характеризуют процессуальный аспект мышления (протекающий главным образом на уровне бессознательного и потому абсолютно непрерывный). Оба этих аспекта неразрывно взаимосвязаны, что особенно отчетливо обнаружилось в ходе изучения специфически познавательной мотивации. На каждом новом этапе своего микро- и макро-развития мышление как процесс начинается на основе уже ранее сформировавшихся личностных психических свойств - мотивов и способностей, которые, в свою очередь, формируются и развиваются дальше по ходу мышления как процесса.
Личность является субъектом практической и теоретической деятельности индивида. Следовательно, личностный аспект мышления и есть деятельностный его аспект, а мышление как деятельность и есть личностный его план. Здесь не два разных уровня, а один - личностный - уровень мышления (Рубинштейн, 1958).
В отличие от этого, мышление как процесс - при всей его неразрывной связи с личностью - более автономен: человек может себя заставить решать определенную задачу или проблему (т.е. осуществлять мышление как деятельность), но сможет он ее решить или нет в ходе мышления как процесса, это зависит не только от личностных усилий и стремлений. Мыслительный процесс - в значительной степени не осознаваемый (интуитивный и т.д.) - лишь очень опосредствованно и косвенно подчиняется сознательному контролю и управлению со стороны личности, что особенно отчетливо выявляется в ходе изучения нового вида инсайта - немгновенного инсайта (Брушлинский, 1979, Мышление: процесс... , 1982). Исходным и всеобщим механизмом процесса мышления является анализ через синтез: познаваемый объект включается во все новые связи и отношения, выступая тем самым в новых качествах, фиксируемых в новых понятиях и понятийных характеристиках (Брушлинский, 1979, 1983; Процесс мышления... , 1960; Рубинштейн, 1958; Славская, 1968).
Процессуальность мышления, т.е. непрерывность, недизъюнктивность и весьма опосредствованная связь с личностью, менее всего может быть сведена к такой поверхностной, хотя и бесспорно верной его характеристике, как временная последовательность различных стадий и этапов мышления.
Мышление как деятельность
Мышление как относительно самостоятельная деятельность субъекта имеет ту же общую схему строения, что и деятельность предметно-практическая (Леонтьев, 1964). В ней представлены мотивы, эмоциональная регуляция, цели, способы достижения этих целей, отражение условий действия. Такая трактовка мышления открыла большие возможности его конкретно-психологического исследования, являющегося альтернативой физиологическому, логико-математическому, кибернетическому, социологическому редукционизму (Тихомиров, 1969, 1984).
Исследования мотивации мыслительной деятельности направлены на выявление новых функций мотивов, на анализ механизмов их порождения, на уяснение соотношений разных видов мотивов. Так, например, разрабатывается представление о структурирующей функции мотива, определяющего соотношение осознанных и неосознанных компонентов мыслительной работы, особенности целеобразования и др. Проведен анализ и дана классификация видов познавательной потребности, играющей ведущую роль в регуляции мышления. Показана сложная динамика взаимоотношений устойчивых и ситуационно-возникающих познавательных потребностей. Изучение полимотивированности мышления открывает возможность для объединения деятельностного и личностного подходов к изучению мышления (Психологические исследования..., 1975; Тихомиров, 1969, 1984).
Традиционный разрыв между познавательными и эмоциональными процессами преодолен в области психологии мышления не только на общеметодологическом уровне, но и в ткани конкретно экспериментальных исследований. Изучаются не только негативные, но и важные позитивные функции эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Выявлена и изучается особая эвристическая функция эмоций, которая состоит, в частности, в выделении некоторой зоны поиска, предвосхищении направления и результатов поиска. Анализируются условия порождения и трансформации эмоциональных оценок в ходе решения задачи, их соотношения с вербально-логическими оценками. Изучается роль эмоциональной памяти. Анализируется изменение эмоциональной регуляции мыслительной деятельности при различной мотивации. Эмоции могут быть связаны либо с самим активным поиском, либо с его результатами. Специфическая направленность эмоций проявляется в различии компонентов (промежуточные цели и результаты, применение тактических приемов) процесса решения задач, оцениваемых как успешные и неуспешные, в соотношении предвосхищающих и констатирующих эмоциональных оценок. Мотив определяет различное функционирование таких механизмов эмоциональной регуляции, как эмоциональное закрепление, наведение, коррекция (Васильев, 1980; Искусственный интеллект... , 1976; Тихомиров, 1969, 1984).
Достаточно интенсивно исследуется целеобразование в контексте психологии мышления. Дана классификация видов целеобразования. Показана роль мотивов в актах целеобразования, изучается роль эмоций в порождении новых целей, в частности, в обнаружении противоречий, которые являются основой для постановки новой гностической цели. Изучается образование общих и конкретных целей, роль оценки достижимости результата в целеобразовании, мнемические компоненты целеобразования, соотношение целеобразования и смыслообразования, изучается целеобразование при различной организации общения, сравниваются процессы целеобразования в условиях индивидуальной и совместной деятельности, намечаются подходы к изучению совместной мыслительной деятельности (Искусственный интеллект. , 1976; Психологические исследования., 1975; Психологические механизмы... , 1977).
Продолжаются исследования соотношения осознаваемого и неосознаваемого в мыслительной деятельности субъекта: объем, состав, структура каждого из этих компонентов, их зависимость от различных факторов, их развитие в ходе решения задачи, их функции. Проведено различие между осознаваемыми и неосознаваемыми предвосхищениями, которое является объектом специальных исследований. Выделен особый класс познавательных потребностей, которые возникают по ходу исследовательской деятельности и опредмечиваются в продуктах невербализованной исследовательской деятельности. Экспериментально-психологическое исследование деятельности мышления показало, что она состоит не только из процессов, подчиненных сознательной цели, но и из процессов, подчиненных невербализованному предвосхищению будущих результатов, и процессов формирования этих предвосхищений, которые не сводятся к операциям и могут занимать в составе деятельности больше места, чем собственно целенаправленные действия. Все эти процессы продолжают исследоваться. Наряду с этим более интенсивно развертываются исследования осознанных (рефлексивных) компонентов мышления. Намечается тенденция к большей связи между учением о мышлении и учением о самосознании.
Для реализации этой тенденции необходимо различать «Я-концепцию» и «Я-мышление». Имеется в виду сама выработка человеком знаний о самом себе, которые образуют или преобразуют его «Я-концепцию». Мыслительная деятельность человека на определенной стадии его развития, при формировании самосознания, сама становится объектом познания: возникают мысли о мышлении. Их анализ составляет перспективную линию исследований.
Исследование мышления как особой деятельности субъекта позволяет иначе подойти к разработке дифференциальной психологии мышления, т.е. учению об индивидуальных особенностях мышления. Одно и то же качество мышления (внушаемость, критичность, гибкость) может играть различную роль на разных этапах интеллектуальной деятельности одного субъекта (например, при постановке цели и при её достижении), в деятельностях разных видов (например, в рассудочном и образном мышлении).
Если обобщить современную направленность собственно психологических исследований мышления, то можно сформулировать следующие положения.
Продолжает выполнять эвристическую функцию использование категории «деятельность» для обозначения развитых форм мышления.
Происходит непрерывное обогащение представлений о строении мыслительной деятельности субъекта, которое имеет значение и для лучшего понимания природы предметнопрактической деятельности.
Одно из интенсивно разрабатываемых в настоящее время направлений исследования мыслительной деятельности заключается в анализе порождения новых потребностей, мотивов, оценок, смыслов, целей, способов деятельности. Такой подход фиксирует прежде всего творческую, неалгоритмическую природу человеческой деятельности, отличая ее от рутинной, шаблонной.
Современные трактовки мыслительной деятельности, являющиеся как продуктом теоретического анализа, так и результатом многочисленных экспериментальных исследований, уточняют представление о соотношении «деятельности» и «процесса» применительно к психологическому изучению мышления: деятельность развертывается во времени, она имеет этапы, включает в себя новообразования, обогащающие и трансформирующие ее структуру, т.е. деятельность процессуальна.
Происходит обогащение психологических представлений о процессе мышления: порождение и динамика смыслов, целей, оценок, потребностей, мотивов (смысловая теория мышления). Имеет место тенденция к синтезу «деятельностного» и «процессуального» подходов к изучению мышления.
Мышление и общение, мышление и групповое решение задач.
Помимо двух вышеуказанных тенденций психологического изучения мышления с позиции принципа единства сознания и деятельности (принципа деятельности и т.д.) теперь резко возрастает тенденция исследовать мышление специально в контексте общения - с позиций принципа общения (при этом разрабатываются различные варианты сопоставления деятельности и общения). Наиболее перспективным представляется метод систематического сравнительного анализа мышления в двух существенно различных условиях: постановка и решение одной и той же задачи или серии задач 1) одним испытуемым и 2) группой непосредственно общающихся между собой 2-х, 3-х более испытуемых (Мышление: процесс... , 1982). В пределе, в идеале здесь снова выступает сложнейшее соотношение между психологией мышления и социальной, исторической и т.д. психологией.
Один из подходов к изучению мышления предполагает анализ его в структуре совместной предметно-практической деятельности и рассмотрение развитого мышления как относительно самостоятельной совместной познавательной деятельности. Конкретную реализацию в экспериментальных исследованиях этот подход получил применительно к целеобразованию (Психологические механизмы... , 1977).
При этом по-новому предстает старая проблема: взаимосвязь языка, мышления и речи как средства общения в соотношении со знаками, символами, кодами, наглядными образами и т.д. Всё это приводит к новым соотношениям с психосемантикой, психолингвистикой, психосемиотикой и т.д. (что выступает по-разному в зависимости от того или иного решения вопроса о том, мышление и психика материальны или нематериальны). Одной из главных здесь выступает следующая проблема: речь имеет только одну функцию (быть средством общения) или еще какие-то другие функции (семантическую, мыслительную и т.д.)? Во втором случае ряд специалистов считает, что мышление есть функция речи.
Мышление и компьютеры.
Существенной тенденцией развития психологии мышления является её возрастающее взаимодействие с информатикой, искусственным интеллектом, её связь с новой областью общественной практики, заключающейся в создании и широком использовании компьютеров и их программного обеспечения (Психологические проблемы... , 1985).
Появились новые объекты психологического исследования мышления: мыслительная деятельность, опосредствованная компьютерами и преобразованная ими. Эта деятельность изучается как в реальных, так и в лабораторных условиях. Исследование мышления в условиях диалога с компьютером - новая и интенсивно развивающаяся область экспериментальной психологии мышления. Изучаются те расширения возможностей целеобразования, которые открываются фактом использования компьютера, возможности управления целеобразованием с его помощью (Интеллект человека... , 1979; Человек и ЭВМ, 1973).
Компьютер существенно преобразует арсенал средств, которыми традиционно пользовался психолог, изучающий мышление. Для целей психологического анализа широко используются приемы автоматизированной фиксации (и даже первичного анализа) следующих параметров деятельности: единичный и неоднократный запросы человека, адресованные компьютеру; частота таких запросов; селективность обследования условий с помощью компьютерных данных; свойства преобразованной ситуации, проверяемые с их помощью; контроль человека за решением компьютерных задач; оценка достоверности данных, полученных от компьютера; временная характеристика процесса решения задач с помощью компьютера (Интеллект человека. , 1979; Человек и компьютер, 1972).
Психология мышления все больше включается в решение новых прикладных задач, связанных с практикой организации умственного труда человека в условиях использования компьютера, с разработкой психологических принципов его программного обеспечения. Вопросы психологии мышления занимают существенное место при разработке принципов оценки готовых компьютерных программ, принципов оценки результатов их работы, принципов оценки языков программирования, принципов анализа ошибок программистов, принципов оценки естественности языка программирования, принципов оценки программистов, принципов организации коллективов программистов, принципов обучения программистов, принципов организации диалога между человеком и компьютером, принципов организации банков данных. Главными прикладными психологическими проблемами в рассматриваемой области являются следующие: как добиться того, чтобы человек, пользующийся «искусственным интеллектом», мыслил еще лучше? При каких условиях это возможно? Как расширить возможности искусственных интеллектуальных систем за счет использования психологических знаний о мышлении? Поиски конкретных ответов на эти вопросы составляют важную тенденцию развития современной психологии мышления (Интеллект человека... , 1979; Искусственный интеллект... , 1976).
Работы по искусственному интеллекту существенно обогатили и проблематику теоретических исследований в области психологии мышления. Были поставлены новые вопросы для обсуждения и исследования: о возможностях метода программного моделирования в изучении мышления, о дифференциации алгоритмической и неалгоритмической (или антиалгоритмической моделей мышления), о соотношении психических и непсихических систем, о возможностях создания искусственной психики на неорганических носителях, о взаимосвязи недизъюнктивных и дизъюнктивных аспектов мышления и т.д. (Брушлинский, 1970, 1079; Тихомиров, 1969, 1984).
Одна из особенностей современной психологии заключается в том, что научно-технический прогресс требует существенного прогресса в психологии мышления и психологической науке в целом. Ключевая роль в этом прогрессе, естественно, остается за методологическими проблемами. В этом контексте необходимо отметить появление и широкое распространение за рубежом новой формы естественно-научного материализма, для которого характерно неразличение психических и информационных процессов, сведение мышления к реализации алгоритмов, объявление программ для компьютера теорией мышления, неразличение психических и кибернетических систем.
Все более четкая дифференциация такого естественнонаучного подхода, с одной стороны, и диалектико-материалистического метода, с другой, как двух разных методологических позиций в психологии, существенное углубление и конкретизация диалектико-материалистического подхода - важнейшая тенденция и перспектива развития теоретической психологии мышления как альтернативы когнитивной психологии, наиболее распространенной теперь за рубежом.
Для когнитивной психологии характерна в целом синтетическая установка, стремление преодолеть ограниченность изолированного рассмотрения мышления, восприятия, памяти, внимания. Однако эта установка реализуется в рамках информационного подхода к познанию. В той предметной области, с которой имеет дело когнитивная психология, хотя и выделяются «мышление» и «решение задач», тем не менее, явно доминируют исследования восприятия и памяти. Процесс порождения новых знаний выпадает из общего функционирования познания.
Таким образом, в ходе анализа и критики когнитивной психологии особенно актуальны следующие проблемы: место мышления в целостном познании, соотношение процессов порождения нового знания субъектом с процессами приобретения, организация и использования знаний, связь познания с потребностно-мотивационной сферой субъекта (Величковский, 1982; Когнитивная психология, 1986; Мышление: процесс.... 1982; Тихомиров, 1984).
Примечания
Список литературы:
Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления / А.В. Брушлинский. - Москва, 1968.Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика / А.В. Брушлинский. - Москва, 1970.
Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. - Москва, 1979.
Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. - Москва, 1983.
Васильев И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. - Москва, 1980.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. - Москва, 1982.
Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Москва, 1976.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. - Москва, 1972.
Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления / Д.Н. Завалишина. - Москва, 1979.
Интеллект человека и программы ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова . - Москва, 1979.
Искусственный интеллект и психология / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1976.
Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е.В. Шороховой. - Москва, 1966.
Когнитивная психология / под ред. Б.Ф.Ломова и др. - Москва, 1986.
Корнилов Ю.К. Мышление в производственной деятельности / Ю.К. Корнилов. - Ярославль, 1984.
Кулюткин Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - Москва, 1977.
Леонтьев А.Н. Мышление // Философская энциклопедия. Т. 3. - Москва, 1964.
Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. - Москва, 1980.
Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. - Москва, 1972.
Мышление: процесс, деятельность, общение / под ред. А.В. Брушлинского. - Москва, 1982.
Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических странах / под ред. Е.В. Шороховой. - Москва, 1966.
Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения / под ред. С.Л. Рубинштейна. - Москва, 1960
Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1979.
Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1975.
Психологические механизмы целеобразования / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1977.
Психологические проблемы сознания и использования ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1985.
Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. - Москва, 1958.
Славская К.А. Мысль в действии / К.А. Славская. - Москва, 1968.
Талызина Н.Ф. Управление процессом управления знаний / Н.Ф. Талызина. - Москва, 1984.
Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. - Москва, 1969.
Тихомиров О.К. Психология мышления / О.К. Тихомиров. - Москва, 1984.
Человек и компьютер / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1972.
Человек и ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова. - Москва, 1973.
Эсаулов А.Ф. Проблемы решения задач в науке и технике / А.Ф. Эсаулов. - Ленинград, 1979.Для цитирования статьи:
Брушлинский А.В., Тихомиров О.К. О тенденциях развития современной психологии мышления // Национальный психологический журнал - 2013. - №2(10) - с.10-16.
Brushlinskiy A.V., Tikhomirov O.K. (2013). On the trend of modern psychology of thinking. National Psychological Journal, 2(10), 10-16
Когда моя жизнь была полна негативных мыслей, когда казалось, что все шло не так, как хотелось, когда в моей жизни не было любимого дела – вот тогда я задумался о том, что, возможно, я сам стал причиной всего этого.
Я понял, что необходимо менять свое мышление; ведь именно мышление определяет наши мысли. Я начал много читать, узнавать, как люди выбирались из схожих ситуаций, анализировать собственные мысли.
Теперь этот этап я вижу, как некое далекое прошлое, хотя это было не так давно, каких-то пару лет назад. За это время я значительно пересмотрел свое отношение к жизни. По мере своего движения к лучшей жизни, я записывал некоторые мысли, определяющие мое НОВОЕ МЫШЛЕНИЕ. Так у меня возникла новая система взглядов, сначала на бумаге, а потом, очень постепенно эти взгляды вошли в мою жизнь, в мою реальность.
Вначале, я хочу привести список самых грубых ошибок из своего прошлого:
Ошибки
Слава Богу (вообще-то я не религиозный, но вырвалось), я преодолел этот этап. Теперь моя жизнь намного более гармонична, хотя конечно, мне еще предстоит долгий путь, и я рад этому!
Я думаю, вы сможете почерпнуть из моего личного опыта что-нибудь полезное для себя. А теперь пришла пора перейти к тому образу мышления, к которому я пришел со временем. Какие-то из ниже перечисленных высказываний являются моими собственными, другие – отрывки из книг или цитаты других людей.
Новое мышление:
При написании любого учебного пособия всегда возникает вопрос о критериях отбора многочисленных и очень противоречи-вых материалов, связанных с изучением сложного объекта. Этот вопрос, естественно, возник и перед автором «Психологии мышления». Его решение во многом отражает особенности под-готовки профессиональных психологов на факультете психологии Московского университета им. М. В. Ломоносова.
Фундамент психологического образования составляет общая психология, которая изучается сначала как «Введение в психологию», затем в форме углубленной проработки ее основных разделов, один из которых составляет тема «Мышление». Значительная часть материалов прорабатывается на семинарах. Эмпирическими методами исследования мышления студенты овладевают в практикумах. Начиная с третьего курса студенты специализиру-ются в основных отраслях психологической науки: психологии труда, возрастной, педагогической, медицинской, социальной пси-хологии, психофизиологии. Общая психология также представ-ляет особую область специализации студентов. Таким образом, тема «Мышление» рассматривается как бы в четырех разных ас-пектах: 1) как раздел «Введения в психологию», 2) как раздел систематического курса «Общая психология», 3) как раздел отраслевых курсов (в курсах «Патопсихологии» и «Нейропсихоло-гии» рассматривается вопрос о патологии мышления, в курсе «Возрастная психология» — проблема онтогенетического разви-тия мышления), 4) как область специализации по общей психо-логии. Другими словами, «мышление» как предмет преподавания (и научных исследований) в настоящее время достаточно диффе-ренцировано. Данное учебное пособие ориентировано прежде всего на второй из перечисленных аспектов рассмотрения, но мо-жет частично использоваться и в рамках четвертого.
Основные критерии отбора материала при написании учебно-го пособия были следующими. Первый критерий определялся ориентацией автора на включение именно психологических ма-териалов. Эта установка определила необходимость: специального развернутого обсуждения того, что, собственно, следует отно-сить именно к психологическим исследованиям мышления. Непсихологические исследования мышления рассматриваются лишь кратко.
Второй критерий обусловлен тем, что вопросы изучения мыш-ления рассматриваются в контексте общей психологии. Это опре-делило необходимость анализа мышления в системе основных категорий марксистской психологической науки, таких, как «дея-тельность», «психическое отражение» (осознанное и неосознан-ное), «личность», «общение». При рассмотрении вопросов изуче-ния мышления автор стремился реализовать основные принципы психологического исследования: принцип развития, принцип сис-темности, принцип детерминизма, принцип единства психики и деятельности, принцип единства деятельности и общения.
Мышление возникает как процесс, включенный в жизнедея-тельность, развиваясь, оно превращается в относительно самос-тоятельную деятельность, имеющую свои мотивы, цели, способы. С помощью мышления обеспечивается один из уровней психиче-ского отражения, включающий как осознанный, так и неосознан-ный компоненты, само мышление как деятельность регулируется этими отражениями. Деятельность всегда развертывается во вре-мени, она процессуальна, поэтому нельзя противопоставлять ха-рактеристики психического как процесса и как деятельности. Продукты мышления входят в то интегральное образование, которое А. Н. Леонтьев назвал «образом мира», и вместе с тем составляют качественно своеобразный его компонент. Мышление включено в общение, оно составляет необходимый компонент воз-действия на другого человека, актов коммуникации, включено в процессы межличностного познания. Мышление может принимать форму совместной деятельности. На определенном этапе разви-тия человек способен к мысленному общению («проигрыванию» своих взаимодействий с другими людьми в умственном плане). Мышление человека личностно обусловлено так же, как оно обус-ловлено и его индивидными особенностями. Мышление — необ-ходимый компонент рефлексии личности и само становится объ-ектом этой рефлексии. Разработка проблем психологии мышле-ния в структуре основных отраслей психологической науки (диф-ференциальная психология, психофизиология, психология труда, управления, социальная, возрастная, педагогическая, медицин-ская психология) требует специального анализа.
Третий критерий связан со стремлением не повторять развер-нутого описания материалов, представленных в доступных сту-дентам пособиях и сборниках: хрестоматии «Психология мышле-ния» , сборниках «Исследования мышления в советской пси-хологии» и «Основные направления исследований мышления в зарубежной психологии» , а также в книге «Психология мышления» . Эти материалы, так же как и оригинальные классические работы, изучаются студентами в рамках семинар-ских занятий.
Четвертый критерий определен необходимостью познакомить студентов, преподавателей и других специалистов, интересующихся проблемами психологии мышления, прежде всего с тем новым, что характеризует развитие диалектико-материалистической психологии мышления за последние двадцать лет, т. е. в период после выхода в свет и ставших уже классическими работ по психологии мышления, принадлежащих Л.С. Выготскому, П.П. Блонскому, А.Н. Леонтьеву, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинш-тейну, Б.М. Теплову и др. В этот период в психологии" мышления появились новые понятия, подходы, методы, проблемы, единицы анализа, новые области приложения знаний о мышлении, сильно обогатились и усложнились связи между психологией и смежны-ми науками. Вместе с тем учебный процесс «впитывает» эти мате-риалы с большим опозданием, так как они часто представлены в виде сборников, журнальных статей и т. д.
Пятый критерий составляет субъективная пристрастность автора, обоснованная опытом исследовательской работы, убеж-денного в том, что центральной задачей психологического иссле-дования мышления во второй половине XX века была и остается задача конкретно-психологического научного исследования нефор-мализуемых компонентов сложной мыслительной деятельности. Эта задача может быть адекватно решена лишь в контексте диалектико-материалистической психологии, преодолевающей ог-раниченность естественнонаучной материалистической ориента-ции, щедро представленной в психологии различными редукционистскими концепциями, включающими «информационный», «системный», «когнитивный» подходы. Действительное психоло-гическое изучение мышления возможно только с учетом его взаи-мосвязи с другими познавательными процессами и потребностно-мотивационной сферой субъекта и должно быть направлено на расшифровку той сложной реальности, которая стоит за обоб-щенными терминами «интуиция», «творчество», «продуктивное мышление».
Апрель 1982 года
Доктор психологических наук,
профессор О. К.. Тихомиров
Глава 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
§ 1. ОБЩЕФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Изучение мышления — один из традиционных разделов об-щей психологии, поэтому понимание предмета психологии мышле-ния будет зависить от понимания предмета психологической нау-ки в целом. Мы исходим из диалектико-материалистического по-нимания предмета психологии как науки о порождении, функцио-нировании и строении психического отражения реальности, ко-торое опосредствует жизнь индивидов . Марксистско-ленинская философия (диалектический и исторический материализм) является наиболее полным, глубоким отражением законов приро-ды и общества, поэтому и психология, основывающаяся на мето-дологических принципах этой философии, получает возможность подлинно научного изучения психики.
Следующие общефилософские положения являются, определяющими для марксистской психологии, для понимания ее пред-мета.
1. Психика возникает на определенном этапе развития мате-рии, она вторична по отношению к окружающей действитель-ности.
2. Психика функционирует как свойство особым образом ор-ганизованной материи (в высших проявлениях — как свойство мозга).
3. Психика есть отражение (познание) внешнего мира и сама познаваема, как и другие Явления.
4. Психика человека общественно-исторически обусловлена.
5. Психика возникает на основе практического взаимодей-ствия субъекта с внешним миром и выполняет в нем активную роль.
6. Психика развивается, входе этого развития происходит пе-реход количественных изменений в качественные, внутренние про-тиворечия являются движущей силой, источником данного раз-вития.
Все эти положения являются определяющими и при разработ-ке проблем психологии мышления. Вместе с тем в философии есть разделы, имеющие специальное значение для разработки проблем психологии мышления. К ним относятся учение о двух ступенях познания (чувственном и рациональном), их соотноше-нии и взаимодействии, а также учение о диалектическом мышле-нии как высшей ступени теоретического мышления.
Основываясь на общефилософских положениях, психология не должна к ним сводиться, так как иначе у нее не будет статуса самостоятельной науки. История развития отечественной психо-логии показывает, что переход от общеметодологических принци-пов к построению конкретной науки, к выделению ее самостоя-тельного предмета составляет очень сложную и далекую от сво-его полного завершения задачу. В том, что это именно так, легко убедиться, просматривая первые разделы учебников по психоло-гии Предмет психологии характеризуется либо путем перечисле-ния (всегда неполного) психических явлений, либо путем приве-дения философской характеристики психики в качестве средства раскрытия предмета конкретной науки. И в первом, и во втором случае отсутствует критерий, который выделял бы собственно психологические задачи и области исследования. «Нужен четкий критерий, — указывает известный советский психолог П.Я. Галь-перин — чтобы ясно различать, что... может и должен изучать психолог, а что подлежит ведению других наук, какие задачи призван решать психолог, а какие лишь кажутся психологически-ми, но на самом деле ими не являются, и психолог не может и не должен их решать» . В 1976 г. он подчеркивал, что вопрос о предмете психологии «является самым насущным, са-мым практическим и настоятельным вопросом нашей науки» . И сегодня это положение сохраняет свою актуальность, хотя большинство психологов заняты частными исследованиями.
Предмет психологии мышления находится как бы на пересече-нии двух областей: того, что относится к компетенции психологи-ческого изучения, и того, что составляет предмет комплексных исследований мышления. С этим связана и трудность выделения предмета психологии мышления: мышление не отделено резкой границей от других психических явлений, а психологический под-ход к его изучению тесно переплетается с подходами других наук. Для того чтобы все же как-то очертить область, отно-сящуюся к психологии мышления, мы поступим следующим обра-зом. Сначала рассмотрим, с чем, собственно говоря, имеют дело психологи, когда они изучают «мышление». Эта реальность неод-нородна, существуют различные виды мышления. Через описание этих видов и можно дать первоначальную характеристику психо-логии мышления. Затем мы попытаемся сформулировать различия в подходах к мышлению, реализуемых в различных науках. Наконец, рассмотрим вопрос об определениях предмета психологии мышления в отличие от комплексного его изучения.
§ 2. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
Психологическая наука в ходе своего исторического развития постепенно отделялась от философии, поэтому не случайно, что в поле внимания психологов прежде всего попали те виды мышле-ния, которые первоначально занимали внимание философов. Это теоретическое, рассуждающее мышление. Один из крупнейших философов Р. Декарт выдвинул формулу «Я мыслю, значит я существую». Если оставить в стороне философский смысл форму-лы и рассматривать ее лишь в конкретно-психологическом плане, то становится очевидным, что эта формула явно выдвигает мыш-ление на первый план в психической жизни человека, считая мышление признаком существования человека: ничто, по мнению автора, так убедительно.не доказывает существования человека как акт мышления. Итак, было выделено мышление рассуждаю-щее, мышление словесно-логическое. Это мышление и сегодня вы-деляется как один из основных видов мышления, характеризую-щийся использованием понятий, логических конструкций, су-ществующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. Однако современная психология не рассматривает этот вид мышления как единст-венный.
Рис. 1. Ситуация опыта по исследованию
наглядно-действенного мыш-ления
В психологии выделяется так же, как самостоятельный вид, образное (или наглядно-образное) мышление. В исследованиях Н.Н. Поддьякова и его сотрудников ребенку дошкольнику предъ-являли плоскую фигуру определенной формы, например вырезан-ного из фанеры гуся (рис. 2). Затем фигура закрывалась фанер-ным диском так, что оставалась видимой лишь ее часть — голо-ва и начало шеи. После этого фигуру, поворачивали на какой-либо угол от исходного положения и предлагали ребенку определить по положению головы и шеи гуся, где должен распола-гаться его хвост . Функции образного мышления свя-заны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преоб-разующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. С по-мощью образного мышления более полно воссоздается все много-образие различных фактических характеристик предмета. В обра-зе может быть зафиксировано одновре-менное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления — установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
Наглядно-действенное, наглядно-об-разное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показа-но, что эти три вида мышления сосу-ществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Описанная классификация (трой-ка) не является единственной. В психо-логической литературе используется несколько «парных» класси-фикаций.
Например, различают теоретическое и практическое мышление по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление — это по-знание законов, правил. Открытие периодической системы Менде-леева — продукт его теоретического мышления. Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразо-вания действительности: постановка цели, создание плана, проек-та, схемы. Практическое мышление было глубоко проанализиро-вано советским психологом Б.М. Тепловым . Теоретическое мышление наиболее последовательно изучается в контексте пси-хологии научного творчества . Одна из важных особен-ностей практического мышления заключается в том, что оно раз-вертывается в условиях жесткого дефицита времени. Так, на-пример, для фундаментальных наук открытие закона в феврале или марте одного и того же года не имеет принципиального зна-чения. Составление же плана ведения боя после его окончания делает работу бессмысленной. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез. Все это делает практическое мышление подчас еще более сложным, чем мышление теоретическое. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений с которыми имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом—житейские, си-туативные обобщения.
Проводится также различие между интуитивным и аналитиче-ским (логическим) мышлением. Обычно используются три приз-нака: временной (время протекания процесса), структурный (чле-нение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосоз-нанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени пред-ставлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. В отечественной психологии это мышление изучается Я.А. Поно-маревым, Л.Л. Гуровой и др. .
В психологии существует еще одно важное деление: мышление реалистическое и мышление аутистическое. Первое направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а второе связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее!). Иногда ис-пользуется термин «эгоцентрическое мышление», оно характери-зуется прежде всего невозможностью принять точку зрения дру-гого человека.
Важным является различение продуктивного и репродуктивно-го мышления. 3.И. Калмыкова основывает это различие на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятель-ности продукта по отношению к знаниям субъекта» .
Необходимо также различать непроизвольные мыслительные про-цессы от произвольных: например, непроизвольные трансформа-ции образов сновидения и целенаправленное решение мысли-тельных задач. Приведенный список видов мышления не явля-ется полным. Между ними существуют сложные отношения. Так, например, 3.И. Калмыкова выделяет словесно-логические и интуитивно-практические компоненты продуктивного мышления . В целом соотношения между разными видами мышления еще не выявлены. Однако ясно главное: термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы.
§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ
Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию. Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним созна-ния, иногда как синоним «духа», т. е. психики. Философию инте-ресуют предельно общие вопросы: что является первичным — ма-терия или мышление (ответ на этот вопрос разделяет материали-стов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как совершается это познание? При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том, чье мышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает прежде всего как общественно-исторический процесс, как истори-ческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (тео-рию познания) интересует прежде всего конечный продукт поз-навательной работы человека (можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мысли-тельной деятельности. Характеризуя предмет диалектической ло-гики, известный советский философ Э.В. Ильенков пишет: «Ло-гика обязана показать, как развивается мышление, если оно на-учно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле — в эксперименте, в практике» . В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мыш-лению понятийному, к такому уровню его функционирования, ко-торый называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.
Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования явля-ются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умоза-ключения. Выделение этих форм, их систематизация и классифи-кация — важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реаль-но совершается мышление, которое не обязательно является пра-вильным. Психолога интересуют не только те случаи, когда чело-век адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особен-ности изучаемого объекта, но и те случаи, когда объекту припи-сываются некоторые свойства, которыми он реально не облада-ет. Более того, психология изучает нарушенное, искаженное мышление, возникающее при определенных заболеваниях. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологиче-ской науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообще с трудом применимо к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто весьма полезную подготови-тельную функцию.
Социологический аспект исследований мышления тесно связан с философским, он ориентирован на изучение исторического раз-вития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ. К изучению мышления имеет прямое от-ношение науковедение («наука о науке»), которое является конк-ретизацией подходов, характерных для теории познания в целом и для социологии, применительно к частной области — научной деятельности. Науковедение интересуют прежде всего надынди-видуальные закономерности развития науки, психологию же и научное мышление интересует как мышление конкретных лич-ностей.
Мышление, особенно в XX веке, интенсивно изучается и в рамках естественнонаучного цикла. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление, как и другие психические функции, есть результат деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы изучает фи-зиология мышления. В физиология высшей нервной деятельности оформился специальный раздел, наиболее тесно связанный с проблематикой психологии мышления. Это — учение о двух сигнальных системах. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динами-ки и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее дина-мику, условия возникновения, условия нарушения и т. д., это от-носительно автономная задача. Состав понятий, которыми оперирует мышление данного конкретного человека, не определяется свойствами его нервных процессов, он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни чело-века, различиями в культуре. Таким образом, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совер-шенно различные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ относительно независим от ана-лиза физиологического.
В последние десятилетия мышление интенсивно изучалось и продолжает изучаться в кибернетике, внутри которой сложились различные области, среди которых наибольший интерес представ-ляет та, которую называют «искусственным интеллектом». Кибер-нетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычис-лительных машин и в мышлении человека. Психологию же инте-ресуют прежде всего специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, реализуемых современны-ми техническими устройствами. Взаимодействие психологии и «ис-кусственного интеллекта» существенно преобразило содержание психологии мышления.
§ 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
Традиционные определения мышления, которые можно встре-тить в большинстве учебников психологии, обычно фиксируют два признака: обобщенность и опосредованность. По этим признакам мышление обычно и отделяют от восприятия: оперирование поня-тием «стол» отлично от моего видения стола: я вижу, что крыша мокрая, и умозаключаю, что недавно прошел дождь. Названные признаки действительно очень важны, но они используются и в философской, и в логической литературе, они не дифференцируют теоретико-познавательный, логический и психологический подхо-ды, поэтому определение такого типа можно рассматривать, как определение предмета комплексных исследований мышления.
Рассмотрим, как трактуется вопрос об определении предмета психологии мышления в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубин-штейна и П. Я. Гальперина, непосредственно занимавшихся проблематикой психологии мышления. В работах других крупных отечественных психологов, как правило, рассматриваются лишь некоторые аспекты исследования мышления в психологии, но не проблема в целом. Так, например, в ставших классическими работах Л.С. Выготского обсуждается в основном проблема единиц анализа речевого мышления, а не мышления вообще. Предложен-ная им единица анализа — «значение слова» — еще не дифферен-цирует психологический и лингвистический аспекты.
Статья А.Н. Леонтьева о мышлении начинается с опреде-ления мышления как высшей ступени познания. Это определение, конечно, является определением предмета комплексных междис-циплинарных исследований. Здесь не выделен собственно психо-логический аспект. Кстати и задача, которая стояла перед авто-ром, требовала описания мышления прежде всего как объекта комплексных, междисциплинарных исследований, потому что речь шла о мышлении вообще, а не о психологии мышления. Статья писалась для философской энциклопедии. Там должны были быть как-то интегрированы и философские, и логические, и пси-хологические, и кибернетические аспекты. Но не в определении, а в тексте этой статьи есть целый ряд положений, которые явно характеризуют собственно психологический аспект изучения мыш-ления. Первое положение — о полиморфности человеческого мыш-ления, т. е. указание на разнообразие его видов. Учет этого много-образия мышления, т.е. невозможность сведения всего только к теоретическому, словесно-логическому, есть важное положение, которое характеризует собственно психологический аспект. Бели психолог будет заниматься только анализом теоретического мыш-ления, этим он очень сузит свою задачу.
Второе положение, которое есть в этой статье — это положе-ние об общности строения внешней практической предметной дея-тельности и деятельности теоретической, мыслительной в узком смысле слова. Это положение имеет очень большое значение для выделения собственно психологического аспекта из учения мыш-ления, хотя, конечно, этим положением не исчерпывается вся проблематика психологических исследований. Здесь содержится важный методологический принцип, а именно изучать в мысли-тельной деятельности человека все те структурные образования, которые первоначально, традиционно выделяются в деятельности немыслительной, деятельности предметно-практической, т. е. это значит, что психолог должен специально изучать мотивацию мыс-лительной деятельности, должен проводить какое-то различение между деятельностью, действием и операцией, подобно тому, как это делается при изучении внешнепредметной практической дея-тельности.
Приведенные положения по существу приводят нас к выделе-нию определенной области, подлежащей собственно психологиче-скому изучению. По мнению С.Л. Рубинштейна, в качестве основного предмета психологического исследования мышление высту-пает как процесс, как деятельность . Представление о мыш-лении как о процессе, деятельности дифференцирует мышление от его продуктов, от того, что уже, так сказать, является резуль-татом мыслительного процесса. Здесь, конечно, С.Л. Рубинштейн имел в виду задачу размежевания интересов; сфер влияния пси-хологов и специалистов в области логики, социологии, теории поз-нания. Он имел в виду процесс как индивидуальный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. В этой формуле об изучении мышления как процесса, как деятельности термины «процесс», «деятельность» даны через запятую, т. е. они не соот-несены, и можно интерпретировать, что они выступают как сино-нимы. Действительно, по контексту ряда других работ С.Л. Ру-бинштейна, а он последние годы сам с учениками занимался психологией мышления, эта синонимичность тоже постоянно высту-пает: процесс—деятельность. Что имеется в виду? Имеется в виду, что мышление развертывается во времени, включает в себя неко-торые фазы, или этапы, есть начало, середина, завершение. Мыш-ление есть некоторое проявление активности субъекта, т. е. оно не только направлено на отражение внешнего мира мышления, но и является выражением определенной активности субъекта. Мыш-ление всегда субъектно в этом смысле, даже в том случае, когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир. Это представ-ление о мышлении как о процессе прежде всего развивается в ра-ботах А.В. Брушлинского , особенно при анализе прогнозирования, предвосхищения. «Мышление, — правильно подчеркивает А.В. Брушлинский, — это всегда искание и откры-тие существенно нового» . Предвосхищение искомого в ходе процесса мышления относятся к числу высших уровней познавательной деятельности человека .
Вторая точка зрения по вопросу о выделении предмета психо-логии мышления как самостоятельного принадлежит П.Я. Гальперину и сформулирована в его книге «Введение в психологию» \ . Всю -психику П.Я. Гальперин трактует как форму ориентиро-вочно-исследовательской деятельности и правильно настаивает на том, что психология не является единственной наукой, изучаю-щей психику. То же самое применительно к мышлению. Психология не единственная наука, изучающая мышление.
Определение предмета психологии мышления П.Я. Гальпери-ным звучит, так: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при ре-шении интеллектуальных задач на мышление» . Таким об-разом, есть две разные версии, две разные трактовки собственно предмета психологии мышления, и задача заключается в том, что-бы выделить то, что их объединяет. Это единство может быть сведено к следующим четырем положениям.
1. Необходимость выделения специального аспекта изучения мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии.
2. Указание на процессуальность мышления, т. е. развертываемость во времени, динамику.
3. Не очень строгое использование терминов «процесс», «дея-тельность». Так, С.Л. Рубинштейн через запятую пишет, «мышле-ние как процесс, как деятельность», а П.Я. Гальперин говорит то о процессе ориентировки, то об ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка как процесс и ориентировка как дея-тельность тоже чаще используются как синонимы, чем как четко разделяемые реальности.
4. Признание того факта, что мыслит субъект, ориентировку осуществляет субъект. И вот этот субъектный характер ориенти-ровки, деятельности обязательно должен учитываться психологом. На уровне логического анализа можно абстрагироваться от субъ-екта и часто нужно абстрагироваться от субъекта, а на уровне психологического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя.
Эти формулировки предмета психологии мышления выделяют некоторую специальную реальность, подлежащую психологиче-скому изучению. И как рабочие определения, т.е. не претендую-щие на полноту, могут быть приняты и в настоящее время. Одна-ко сразу же необходимо сказать, что в этих определениях есть некоторое уязвимое звено. В самом определении не расшифрован процесс, не расшифрована ориентировка, не расшифровано содержание термина деятельность, и это открывает возможность для многозначных прочтений, поэтому [Исследования мышления последних десятилетий в значительной степени были направлены на то, чтобы более детально представить, наполнить большим психологическим содержанием термины «процесс», «деятельность», «ориентировка», сохранив сами термины как исходные, рабочие. Но, поскольку мы не можем результаты всех.реальных исследова-ний поднять до уровня формулировок определения предмета пси-хологии, мы сохраняем пока эти определения, но оговариваемся, что представления о процессе, деятельности, ориентировке меня-ются, варьируют у разных авторов и наполняются все большим содержанием. Например, был показан избирательный характер ориентировки при решении достаточно сложных задач, ее незаданность, нешаблонность при решении собственно творческих задач . С другой стороны, сегодня уже недостаточно описывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анали-за и синтеза, он включает в себя динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей. Пока ограничимся следующим рабочим определением: мышление — это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференци-руется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления.
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой мышления: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, З. И. Калмыкова, Э. Торренс, Дж. Гилфорд и др.
Понятие мышления
Типы понимания мышления. Выделяются два основных типа понимания мышления:
- Классический философский (здесь мышление связывается с идеальным миром и выступает как интуитивный процесс. Также считается, что такое мышление присуще только человеку).
- Психологический (в данном случае мышление выступает неким процессом решения определенных задач, которые обладают новизной по сравнению с опытом человека. Выделаются следующие основные виды мышления :
- наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
- наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
- абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.
Актуальные проблемы психологии мышления
В настоящее время в вопросе психологии мышления развивается несколько направлений. Например, одно из них стремится наиболее полно отразить аспекты творческого мышления.
Какие же задачи необходимо решить для продвижения в области психологии мышления?
Постараемся ответить на этот вопрос.
- Развитие детерминистского подхода к мышлению. Одним из основоположников являлся С. Л. Рубинштейн. Необходимо конкретизировать такое понятие как «внешние условия мыслительной деятельности», так как они играют значительную роль в процессе решения определенной задачи.
Также понятие «внутренние условия мыслительной деятельности» нуждается в конкретизации. С. Л. Рубинштейн относил к этим условиям только простые процессы:
- Анализ;
- Синтез;
- Обобщение;
- Абстрагирование и др.
Однако вряд ли внутренние условия ограничиваются лишь этим скорее всего, здесь также сильно задействована и эмоциональная сфера.
Цитата
«…мышление выступает по преимуществу как деятельность, когда оно рассматривается в своем отношении к субъекту и задачам, которые он разрешает... Мышление выступает как процесс, когда на переднем плане стоит вопрос закономерностях его протекания».
- Работа Я.А. Пономарева также требует доработки. В его исследованиях выделяются понятия «механизм» и «продуктивное развитие», которые опять же требуют конкретизации.
Однако данные понятия в настоящее время считаются различными. Процессы могут выступать как структурные элементы деятельности, но не как сама деятельность. То есть деятельность реализуется благодаря параллельным процессам.
Кроме того, неоднородность результатов предметного действия сейчас понимается более широко. Я. А. Пономарев трактовал его как наличие осознаваемого и неосознаваемого отражениях определенных особенностей предмета. Сейчас же неоднородность трактуется как единство знаний и аффективных состояний человека, осуществившего предметное действие. Творческим Я. А. Пономарев часто называет решение, которое «не может быть получено путем логического вывода из ранее известных посылок». Это положение явно требует некоторого уточнения: на уровне наглядно-действенного и образного мышления цель может достигаться шаблонными, стереотипными приемами, реализуемыми явно не как «логический вывод». Следовательно, нельзя ставить знак равенства между творческими процессами и решением, которое не может быть получено путем логического вывода.