Сергей Слюсаренко

НОВАЯ ЗОНА

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ

Глава первая

Ярко-красный горизонт перед восходом солнца обещал, что сегодня подует ранний верховик - злой, холодный байкальский ветер. Вадим, стоя у окна, поежился. Ранние холода испортят последнюю неделю отпуска в этом райском уголке. И хотя это был никакой не отпуск, а реабилитационный период, холодная погода могла все планы свести на нет. Через десять дней Вадиму предстояло лететь в Москву, и это время он хотел провести только с сыном, который тоже проходил реабилитацию в кремлевском санатории на берегу озера.

Когда кровь рассвета растворилась в небе, стало понятно, что примета не врала. По воде побежали морщинки ряби, и в окно ударили первые порывы ветра. Гусенок недовольно загудел, плотнее закутался в одеяло. Вчерашний поход вымотал его, и он отсыпался. Малахов понимал, что по возвращению домой он будет редко видеться с мальчиком, сын для начала поживет у бабушки, матери Вадима. Нужно обустроиться, наладить новую жизнь. Радовало одно, что Ольга разрешила, чтобы Андрюшка остался с отцом. Хотя что-то говорило Вадиму, что его бывшие коллеги побеседовали с ней, и не раз, убедив принять нужное решение.

Ну, что я могу сказать. - Лечащий врач говорил, не глядя на Вадима, уставившись в бумажки на столе. - Всё свидетельствует о том, что процесс вашего восстановления, скажем так, физической реабилитации, прошел успешно. Что касается вашего эмоционально-психического состояния… Я не вижу никаких отклонений, а эмоциональные травмы, я уверен, после нашей терапии скоро залечатся. В общем, я выписываю вас с чувством хорошо выполненной работы. Желаю удачи.

А сын? - спрашивая, Вадим пытался рассмотреть, что написано у врача в бумажках. - Как он? Ведь для ребенка пребывание в Зоне…

По поводу вашего сына, Андрея, надо поговорить отдельно, - врач замялся. - Вы же сами понимаете, что Зона - не место для молодого, несформировавшегося организма. И у нас просто нет опыта, клинического опыта, чтобы предположить, насколько пострадал или не пострадал ребенок. Я думаю, те странности… я хочу надеяться, это просто обычная детская реакция на невероятные события, которые он пережил. Ваш сын просто пока мысленно находится там и не всегда может справиться, адаптироваться к реальному миру.

Он ведь был там всего несколько дней, - попытался возразить Малахов.

Вы ведь сами знаете, какие это были несколько дней. - Врач покачал головой. - Так что за ним надо наблюдать. Я слышал, что у вас неполная семья?

Он некоторое время поживет у своей бабушки, моей матери, пока я разберусь с делами и обустрою жилье. Потом будет жить со мной.

Я дам вам направление в нашу клинику в Москве. Пусть его там поставят на учет. И умоляю, следите за ним. Детская психика такая хрупкая.

Последние дни на Байкале пролетели незаметно. За несколько минут до отъезда в аэропорт Иркутска к домику, где жил Малахов, подъехало такси. Меланхоличный водитель погрузил в багажник два небольших чемодана, и Вадим с сыном устроились на заднем сиденье. Андрей порывался сесть рядом с шофером, но отец напомнил ему, что надо подождать до четырнадцати лет.

Дорога проходила в полном молчании под негромкие песни из автомагнитолы. Вадиму музыка была совершенно незнакома и безразлична, он просто смотрел из окна на бесконечную холодно-серую воду Ангары, вдоль которой стелилось шоссе. Андрей, увидев встречное авто, практически точно такое, как их такси, неожиданно произнес:

Ты чего? - не понял Малахов.

Ну ты, пап, совсем, «Ё-Тваё» от «Ё-Маё» отличить не можешь?

Я не понимаю, о чем ты, - ответил Вадим.

А вы, наверное, за границей долго жили? - вмешался водитель. - Пацан правильно заметил! Мы на «Ё-Маё» едем.

Да, за границей, - не стал вдаваться в подробности Вадим.

Ну, пап, - стал объяснять Андрюшка, - «Ё-Маё» - это ё-мобиль московского автозавода ё-мобилей. А «Ё-Тваё» - это ё-мобиль тверского завода ё-мобилей.

Во, молодец мальчик. Все правильно! - кивнул водитель.

Малахов и вправду вспомнил, что несколько лет назад писали в газетах о новом народном автомобиле, но никак не мог предположить, что такой автомобиль уже бегает по дорогам.

Ну и как «ё-машина»?

Ну как… как все на «ё»! - хохотнул шофер.

На регистрации в аэропорту, не обращая внимания на протянутый паспорт и билет, Вадима попросили поднести руку к светящейся стеклянной площадке на стойке. Вадим поднес, но реакция у девушки-регистраторши была неожиданной. Она настороженно посмотрела на Малахова, затем растерянно оглянулась. В конце концов она взяла из рук Вадима паспорт и билеты и, бурча под нос что-то про сектантов, ввела данные в компьютер.

Через пять часов полета самолет приземлился в Домодедово. На выходе Вадиму помахал рукой незнакомый человек.

Я пресс-секретарь Центра Василий Миронов, - официально представился встречающий. - Руководство ждет вас, и я от его имени рад видеть вас дома. Пойдемте, на выходе ждут машины.

Малаховых встречали большой черный автомобиль и ярко-оранжевое такси. Вадим попрощался с сыном, Андрей должен был поехать к бабушке.

Первое, что сразу отметил Вадим, - модель машины незнакомая, такие форма кузова и значок на капоте ему раньше не встречались. Сделана машина была явно за границей. При Малахове руководство Центра придерживалось некоего шика - использовать в работе только отечественные машины, желательно классических ГАЗовских моделей.

Мелькали за окном очертания родного города. Москва казалась совсем другой. Новые дома, новые, сверкающие краской фасады. Приятно удивило отсутствие пробок на дороге. Реклама, захватившая город в тот год, когда Вадим отправился с группой в Зону, исчезла, фасады домов очистили от баннеров, плакатов, мерцающих огней и привели в исходный вид.

Здание Центра снаружи оставалось таким же, как и пять лет назад, - невзрачный административный корпус с двором-колодцем, широким парадным и мрачным полицейским-охранником на ступеньках. Однако за входными дверями уже не было привычной проходной и строгого прапорщика с малиновыми погонами. Вместо него установили турникет, похожий на вертушку метро. По ту сторону уже не было гражданского со спиралькой-наушником в ухе и выпирающей из-под пиджака кобурой. Его место занял обычный человек среднего возраста с беджиком «Охрана» на полувоенном пиджаке. Охранник показал пальцем на плакетку турникета. Вадим сразу вспомнил аэропорт и приложил руку. Немедленно взвыл зуммер тревоги.

Сознание общества представляет многообразный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные теми или иными людьми (в ограниченное историческое время), устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов (существующие в течение длительного исторического времени), общие теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни, а также упорядочить всю систему знаний о природе.

По своей сути всякое сознание людей является общественным. Идеальное как основа сознания, как мыслительный процесс может иметь место только в голове отдельного человека. Однако в силу того, что сознание общества содержит некоторые устойчивые образования (культурные символы), благодаря тому, что общество производит распространение этих символов, определенные стороны индивидуальной мыслительной деятельности упорядочиваются. В некоторых направлениях люди начинают мыслить принципиально одинаково, у них формируется принципиально одинаковое отношение к необходимости воспроизводства определенных представлений. Так складывается, например, общее представление о взаимосвязанной системе прав и обязанностей. Возникает понимание того, что гарантия определенных прав предполагают, что кто-то имеет обязанности обеспечивать их исполнение, что исполнение определенных индивидуальных обязанностей дает возможность пользоваться теми правами, которые гарантируются благодаря труду других людей и т.д.

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, что сознание людей объединенных в некоторые группы отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые также имеют общее значение.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность отражения действительности, зависимая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное. Во всех формах общественного сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни. устройства социальных институтов организации процесса познания и т.д. Формы общественного сознания поэтому всегда тесно связаны с определенными типами общественных отношений: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Отдельные формы общественного сознания, особенно на ранних этапах развития общества, могут быть тесно связаны с групповыми интересами В зависимости от характера этих интересов осуществляется специфический поиск способа организации социальной связи, а в связи с этим строится и вся логика отношения человека к миру. Однако в тенденции развития многих форм общественного сознания выявляется и стремление преодолеть ограниченность локально обусловленного групповым интересом видения мира, например, сформулировать приемлемые для всех нормы поведения.

Стремление к универсальности, особенно проявляется в научном сознании, направленном на изучение объективных свойств окружающего человека мира, на независимое непосредственно от вопроса групповых интересов исследование природы и общества. Научное сознание может интегрироваться со всеми другими формами общественного сознания, влиять на массовые представления людей, о политике своего функционирования, оно всегда отличается от того сознания, которое связывается с определенными, исторически конкретными типами социальной связи.

Дело в том, что научное сознание всегда исходит из факта относительности наших знаний о мире, в то же время, для воспроизводства системы общественных отношений требуются устойчивые идеи, получившие законченный вид. Эти идеи не могут непосредственно совпадать с научным знанием о мире, они формируются не только на базе научного постижения мира, но, прежде всего, практически в результат таких допущений, которые, в некотором смысле, смелее научного знания, т.к. они не опираются на критерии достоверности, а исходят из метафизических предположений человека о мире в целом. Эти идеи проверяются не формальными критериями эксперимента и логической непротиворечивости, а подтверждаются опытом успешного совместного выживания людей.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, и даже не только систематизацию свойств действительности (например, на существенные и несущественные, устойчивые и неустойчивые признаки), это – еще и реорганизация действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов, представленных в фольклоре и художественной литературе). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что, связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека, а имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

В самом общем плане идеи, связанные с системой сознательно поддерживаемых людьми социальных связей, представляют идеологию. Термин идеология часто получает в философских дискуссиях негативный смысл, вызванный длительным противостоянием на мировой арене противоположных социальных систем. Долгий спор о приоритетах различных ценностей, взаимные обвинения действительно придавали идеологии вид того, что обязательно искажает действительность, запутывает мысли человека, заставляя его подчиняться тем целям, которые оказываются выгодными некоторой группе людей, творящих «большую политику». В каждой идеологии в различной степени и правда содержится то, что может быть названо «ложным сознанием», что предполагает определенное искажение действительности. Однако следует учитывать и то, что постольку, поскольку общество не может существовать без постоянного воспроизводства устойчивых отношений людей, оно не может обойтись и без идеологии. При этом любая идеология отличается от научного знания тем, что именно она может содержать такие идеи, которые, являясь ложными или недоказанными в научном смысле, тем не менее, оказываются работающими, эффективными для выполнения задачи воспроизводства общественных отношений. Например, одно из древних представлений о том, что из-за нарушения экзогамного запрета рождаются люди со свиными головами в научном смысле – несомненная ложь. Тем не менее эта ложь весьма эффективна для того, чтобы обеспечить воспроизводство одной из важнейших норм, с которой, собственно, и начинается культурное развитие общества.

Идеология современного общества в основном плюралистична. Демократические общества предполагают свободу совести, свободу дискуссий. Этим они отличаются от тоталитарных обществ, всегда основанных на единой, не допускающей возражений идеологии. Но плюрализм в идеологии не означает того, что она не выполняет функции стабилизации общества. Несмотря на многообразие идей, которые представлены в сознании современного демократического общества, в идеологическом смысле, они все направлены на защиту прав человека, на поддержку фундаментальных моральных норм. Необходимость таких норм признается, например, как религиозными мыслителями, так и теми людьми, которые называют себя светскими гуманистами.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей, социально-исторических общностей людей (класс, нация, государство, обобществившееся человечество). Но здесь, конечно, всегда надо помнить что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще, ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание, как таковое, является исключительным качеством личного бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способы принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением качества субъективности. Однако, несмотря на все эти субъективные проявления, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики вопроса в целом, является поэтому вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от ее имени.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой сознание общества?

2. Кто является носителем общественного сознания?

3. Каково соотношение субъективных свойств личности и субъективных свойств общности?

4. Каковы формы общественного сознания?

5. Каковы особенности взглядов современных философов на идеологию?

6. Какую роль в жизни общества играют духовные ценности?

Коллективное сознание - совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. - «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» - существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам. Последние и составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Чем больше коллективное сознание как «голос общественной совести» регламентирует социальную жизнь общества, тем сильнее и крепче связь индивида с группой.

Малые части общества, организованные внутри себя также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом; в них развивается групповое сознание.

От степени солидарности зависит состояние общества - нормальное или патологичное. Дюркгейм ввёл новое понятие для социологии - аномия (патология общества) - ощущение отсутствия норм, возникающее в переходные и кризисные периоды, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые ещё не установились.

Патологичные формы состояния общества: аномия, социальное неравенство, рутинизация труда, деградация рабочей силы, классовые конфликты. Основной путь решения проблемы - реформы.

Социальные факты

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Следствием объективности социальных фактов является другая их характеристика - оказываемое на индивидов давление, принуждение последних к определенному действию. Каждый человек испытывает на себе социальное принуждение. Юридические и моральные правила, например, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Точно так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.

Социальные факты - образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Социальные факты подразделяются в свою очередь на факты коллективного сознания (идеи, чувства, легенды, верования, традиции) и морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами: численность и плотность населения, форма жилища, географическое положение и т. д.

Факты коллективного сознания включают в себя следующие классы явлений: общие идеи и чувства, моральные максимы и верования, моральные нормы и юридические кодексы поведения, экономические мотивы людей и интересы людей.

По степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.

Различные типы фактов лежат в основе образования социальных форм: простое (или сложное) общество, которым соответствуют механическая и органическая солидарность людей.

Преобразование типов

Чтобы выполнить какую-либо операцию над данными различных типов, необходимо сделать преобразование типов. Точнее, необ­ходимо выполнить приведение данных одного типа к другому типу, чтобы участвующие в операции данные были либо одно­типными, либо их типы были соответствующими. Соответствующими типами являются:

СтроковыеCHARACTER и CHARACTER VARYING;

Все числовые типы;

Дата, время, дата-время и соответствующие интервалы.

Соответствующие типы не обязательно приводить друг к другу.

Приведение значения одного типа к другому осуществляется с помощью функции CAST ():

CAST(выражение AS тип);

Например:

CAST("1234.52" AS NUMERIC (9,2));

CAST("2005-10-03" AS DATE);

CAST(CURRENT_TIMESTAMP (2) AS CHAR (20));

«Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием».

Религия- «связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, все, кто является их сторонниками».

Тотемизм – животное или растение, символ некоторой группы людей. Согласно Дюркгейму, тотем потому и является священным, что он символизирует группу, выступая в качестве ее важнейшей ценности.

Аномия – состояние ценностно- нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не усвоились.

Типы самоубийств:

§ Эгоистическое. Причиной такого самоубийства является разрыв соц. Связей индивида с группой;

§ Альтруистическое (противоположно эгоистическому) случается, когда общественная жизнь полностью, без остатка поглощает индивидуальность;

§ Аномическое. Этот тип самоубийства вызван аномией, соц. Деорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым соц. Условиям.

§ Фаталическое.

Э. Дюркгейм считается одним из создателей социологии как науки и предмета преподавания.

Лекция. Понимающая социология.

Макс Вебер (1864- 1920)

Основные труды:

«Протестантская этика и дух капитализма»

«Хозяйство и общество»

Факторы развития капитализма

Основой капитализма, более фундаментальной, чем экономика, оказались наука и бюрократия. Наука сформировала современную технологию и будет определять ее в будущем. В свою очередь, бюрократия считается эффективным способом организации больших групп людей, и поэтому она неизбежно увеличивается по мере экономического и политического роста. Появление науки, современной технологии и бюрократии Вебер описывает как рационализацию.



В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения.

Протестантская этика.

§ Ощущение профессии как «призвания», определенного Богом.

§ Богатство-не ради удовольствия, а как показатель успешной деятельности на своем поприще;

§ Качественно выполненная работа, честность в предпринимательстве -часть этики протестантизма.

Протестантская этика привела к формированию капитализма западного типа.

§ Лучший «документ» «духа» капитализма – философия Бенджамина Франклина;

§ «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен- если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов».

«Помни пословицу: тому. Кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у друзей деньги, которые им в данный момент не нужны… Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег на на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек».

«Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, которые твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых 6 месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется».

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна , ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием и умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из это можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне можно заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

Социальное действие

2 признака социального действия:

§ Наличие субъективного смысла;

§ Ориентация на «другого».

Типы социального действия.

§ Целерациональное (цель+средства);

§ Ценностно – рациональное (ценность сама по себе, вне зависимости от результата);

§ Аффективное (эмоциональное);

§ Традиционное (в силу обычая или привычки)

Социология изучает социальные действия индивидов.

Наиболее понятным является целерациональное действие.

«Социология – это наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие, и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»

§ Из этой формулировки следует сделать три вывода:

§ 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т. е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности.

§ 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости.

§ 3. Это действие необходимо интерпретировать, т. е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Следует последовательно рассмотреть эти постулаты, до сих пор вызывающие разногласия в социологии.

Идеальный тип

Это теоретическая конструкция, которая соотносится с эмпирической реальностью (а не извлекается из нее), не тождественная реальности.

Идеальный тип бюрократии

§ Иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности;

§ Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации;

§ Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад;

§ Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и жизнью вне ее;

§ Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.

Типы господства:

§ Рациональное (легальное)

§ Традиционное

§ Харизматическое.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

- англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму - духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций, знаний и т. д.), оказывающее сильное влияние на индивидуальное сознание. К с. создает моральную обществ, среду, заставляющую людей принимать способы действия и мышления, распространенные в данном обществе. Формы К. с.: коллективные представления, коллективные чувства.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ" в других словарях:

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - (collective conscience) коллективные убеждения и связанные с ними нравственные отношения, действующие в качестве объединяющей силы в обществе. Особенно часто Дюркгейм применял термин к более простым обществам, основанным на механической… … Большой толковый социологический словарь

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - См. групповое сознание … Толковый словарь по психологии

    КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ - англ. consciense, collective; нем. Kollektivbewusstsein. По Э. Дюркгейму духовное единство общества, не являющееся простой суммой индивидуальных сознаний, существующее независимо от них в виде соц. факторов (обычаев, морали, права, традиций,… … Толковый словарь по социологии

    Термин, означающий совокупность всех сознательных актов и содержание сознания, которые свойственны каждому члену человеческой группы (когда речь идет о групповом сознании) или вообще всем людям (когда речь идет о «сознании вообще» или… … Философская энциклопедия

    коллективное бессознательное - КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ понятие, введенное в теории аналитической психологии К. Г. Юнга. Согласно ему, психика состоит их двух сфер сознания и бессознательного, которые компенсаторно дополняют друг друга и вместе образуют тотальность … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - (Collective Unconscious; Kollectives Unbewusstes) структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Следует отличать от личностного бессознательного (см. также архетип и архетипический образ). «Коллективное… …

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? сознания, чему? сознанию, (вижу) что? сознание, чем? сознанием, о чём? о сознании 1. Сознанием называется способность человека воспринимать и понимать окружающую действительность. Развитие,… … Толковый словарь Дмитриева

    Несмотря на то что С. наиболее очевидный и хорошо знакомый каждому признак нашего существования, филос. и психол. рассуждения о С. весьма запутанны и противоречивы. Р. Б. Перри заметил: «Как может термин означать что либо, если он используется… … Психологическая энциклопедия

    коллективное бессознательное - Англ. collective unconscious. Термин, обязанный своей популярностью в XX веке К. Юнгу и обозначавший тот комплекс понятий, который впоследствии получил терминологически более строгое определение культурного бессознательного. Эти два термина и… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    СОЗНАНИЕ - (Consciousness; Bewusstheit) функция или деятельность, поддерживающая взаимоотношение психических содержаний с эго.«Сознание для меня не тождественно с психическим ибо психическое представляется мне целокупностью всех психических содержаний, из… … Словарь по аналитической психологии

Книги

  • Учение об изменении сознания. Послания Владык , Т. Н. Микушина. Эта книга содержит подборку Посланий Владык Мудрости, касающихся одного из самых важных разделов Учения, которое они дают: Учения об изменении сознания. Основа этого Учения - в том, что весь…