Серавин А. И. Исследование творчества >> С чего начинается творчество

Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь.

Качнется купол неба, большой и звездно-снежный…

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались

Олег Митяев «Как здорово»

Пять лет назад мы с Николаем Костицыным поехали на конференцию по психологии в Киев. Деньги у нас были только на проезд, поэтому поначалу мы питались яблоками из сада напротив гостиницы. Костицын на конференции прочитал доклад о творчестве «С чего начинается творчество?..», где были одни вопросы. На мой взгляд, выдержки из доклада могли бы послужить прекрасным введением к моей книге.

«С чего начинается творчество? Какие силы приводят в движение креативность, человеческую способность создавать что-то новое и оригинальное? Какие механизмы психики задействованы в процессе генерации новых идей? …Правомерно ли называть творчеством любой выход за рамки стереотипов мышления и поведения, или же стоит выделить и разрушение как дополняющую созидание форму преобразования мира? По каким критериям нужно оценивать конструктивность преобразования мира? …Где разница между оригинальностью и неадекватностью? Возможно ли начинать творить, не обладая достаточным набором знаний, умений, навыков в данной сфере деятельности? Что препятствует творчеству больше: боязнь социальных санкций за ненормативное поведение, отсутствие творческого примера для подражания или неудовлетворенность базовых нужд человека? А может, все дело в окружающей среде: скудной, однообразной, без набора проблем и задач различной степени сложности? Будет ли именно обнаружение новой проблемы началом творчества или необходимо еще поставить задачу на ее самобытное решение? Какие чувства сопровождают постановку и решение «задач для себя»? Всегда ли творчество возникает как реакция на неопределенность среды? …Чем является человеческая способность творить: довеском к способностям адаптироваться или следующим уровнем развития этих способностей? …Как определить ту грань, после которой развитие творческих способностей будет наносить вред, как самому их носителю, так и природно-социальной среде? …Какое воздействие оказывают результаты творческого труда на мировоззрение и самоощущение творца? Как изменяется отношение таланта к плодам своего труда после начала их общественного обсуждения? …Почему с помощью творчества одни люди пытаются обрести себя, а другие - выйти за свои пределы? …Какие потребности побуждают человека творить? …Какую специфику творчеству одного человека придает соперничество с талантами в той же области? …И, наконец, что вам мешает прямо сейчас ответить на все эти вопросы, осознать наличие в себе творческого потенциала и приступить к его реализации?»

«Настоящий профессионал знает, как избежать

наиболее типичных ошибок в своем творчестве.

И этим он отличается от дилетанта»

Нильс Бор

Необычность творческой деятельности журналиста в том и заключается, что зачастую нужна не сама информация в научном понимании термина, а некий первотолчок к творчеству. Но ему, как правило, предшествует этап «инкубации».

Внешне это выглядит как отказ от попыток решения творческой задачи журналистом, но на самом деле он лишь непроизвольно «перевел» ее на бессознательный уровень. Для творческой личности инкубация, «вынашивание», «взращивание» идеи, темы массово-коммуникационного произведения, структурного его видения, представлений о форме, жанре, языке и т.д. – не менее важны, чем собственно воплощение в какие-то материальные их носители. Хорошо сказал об этом Андрей Белый: «Процесс записания для меня ничтожен в сравнении с процессами оформления до записания... Скрипение пером играет столь же служебную роль, как качество пера или форма губ оратора к смыслу произносимого»1.

Да, самое совершенное создание природы и эволюции живого – мозг. А самое фундаментальное свойство мозга – память. Ее иногда сравнивают с магнитной записью. Однако техника только пассивно регистрирует и хранит информацию. Память же человека программирует также ответное поведение, взаимодействие с внешней средой, а в нашем случае еще и поиск путей решения творческой задачи. Как опытный архитектор запомнит об однажды даже виденном здании больше, чем человек любой другой профессии, так талантливый журналист после встречи с кем-то или знакомства с ситуацией и с тем, что ее «обставляет», соберет более солидный по объему багаж знаний и впечатлений. И все это происходит прежде всего за счет деталей. Умение обнаружить необычное в обычном, умение запомнить и воспроизвести различного рода детали – это уже творчество.

След полученной информации лежит у всех, но нужно уметь и найти «ключ» к своему подсознанию. И здесь, обобщив опыт и результаты нашего исследования, мы также попытались описать некоторые продуктивные творческие технологии.

Извлечение следа памяти, как отметили более половины опрошенных нами журналистов, как правило, обусловлено воспроизведением эмоционального состояния, сопутствовавшего периоду запоминания некоего объема информации. Журналист не должен быть равнодушным регистратором информации (к примеру в блокноте или на диктофоне), если это, конечно, не подготовка произведений в тех жанрах, где главное – точно передать четко ограниченный определенными условиями объем социальной информации. Идеальный вариант, когда можно излагать суть, заглядывая в блокнот лишь для сверки фамилий и каких-то цифровых данных. Лишь в этом случае в творческий процесс включается в полной мере и подсознание. Опорные же сигналы для этого рода работы мозга формируются при четырех условиях:



Когда налицо новизна информации;

Когда информация подкреплена эмоциями личности;

В том случае, если журналист каким-либо образом закрепляет в сознании данный объем информации (допустим, перелистывая время от времени блокнот, слушая диктофонную запись, при этом «всплывают» все новые и новые детали и подробности);

И, самое главное, реакция индивида на информацию определяется ее значимостью, то есть лишь в этом случае «запускается» механизм подсознательной работы над произведением, во всех остальных случаях происходит лишь имитация творческой деятельности или бесплодная работа.

Но творческая установка, то есть имеющаяся в сознании программа оценки данной информации, сформировавшаяся на основе подсознательной памяти, – это еще не готовность к действию. Этап озарения, или по-другому – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения, – это не что иное, как интуиция творящей личности.

Известный канадский психолог Жак Леред охарактеризовал интуицию следующим образом: «она непосредственна, скоротечна, опирается на аналогии, парадоксальна и двойственна. Отличаясь соединением противоположностей, работает одновременно в двух регистрах – сознания и бессознательного»2. Добавим, что она характеризуется возникновением неосознанного решения с дальнейшим его осознанием. Ряд проведенных нами экспериментов позволяет говорить о том, что в сфере журналистики, а возможно, и в целом при организации творческой деятельности, интуиция играет главную роль в определении оригинального пути или алгоритма решения задачи.



Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными, заметим тем не менее, что и здесь можно выделить определенные «технологии», способствующие интуитивным решениям.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Специалисты-психологи называют это еще активизацией эмоциогенной регуляторной системы. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Мы говорим, что нас вдохновляет, то есть что-то извне действует на нас, вызывая внутри нас к жизни творческие силы, или как их называл великий театральный режиссер К.С. Станиславский, «сверхсознание».

Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью. Творческое самовыражение как доминанта человеческого бытия в данной профессии проявляется настолько явно, что это дает возможность проследить взаимосвязь на примере конкретных журналистских судеб.

Я - девочка. Я не хочу ничего решать, я хочу новое платье. Стоп, это не сюда. Я люблю все красивое. Особое восхищение у меня вызывают друзья и подруги, которые не пожалели времени, сил и денег превратить жилье в стильный и функциональный уголок. В первую очередь это касается ребят, которые снимают квартиры. Естественно, они не устраивали капитальный ремонт. Но то, как грамотно и со вкусом они оформили временное жилище, достойно высшей награды.

Однако речь не об этом. Не так давно, составив в уме статистику творческих проектов своих друзей, я задалась вопросом: «Откуда же берется это вдохновение и чутье, как сделать лучше?». Все они - суровые технари, гуманитарии и медики. Ни одного человека с более-менее творческой специальностью! Консультаций не получали, профессионалов не нанимали, но сделали такую красоту, что можно только удивляться. Я бы еще долго размышляла на подобные темы, если бы вдохновение и необходимость рукодельничать не ворвались в мою жизнь со всех сторон.

Я смогу

Это была первая моя мысль после того, как моя подруга (и по совместительству - счастливая невеста) попросила взять на себя изготовление бутоньерок. Конечно, я не могла ей отказать. Но с чего начать, если мое рукоделие всегда ограничивалось вязанием шарфов и браслетами-ниточками из бисера?

Бутоньерки как таковые - милейшая вещица. Просмотрев сотню фотографий, я поняла, что их изготовители занимаются если и не ювелирной, то очень кропотливой работой. В изделие габаритами примерно 2х2 см вместить такое количество цветов, ленточек и другой красивой мелочи, чтобы композиция не выглядела безвкусно - это действительно надо уметь. Но, вызов принят, а потому я отправилась в крупный торговый центр, где можно было купить что-то подходящее.

Требование у невесты было одно - подсолнухи. Мы решили, что живые цветы на это дело пускать нелогично совершенно, а значит надо искать достойные искусственные. Неудача ожидала меня с самого начала: та пара-тройка подсолнухов, которые имелись в наличии, были очень большие (куда же цветок диаметром 10 см крепить на рубашки дружкАм и на руки дрУжкам?) и дорогие, ведь цена одной штуки была около 50 гривен. Так как альтернативы не было, невеста в телефонном режиме согласилась на аккуратные белые ромашки. Не подсолнухи, конечно, но тоже ничего. Купив веточку ромашек и веточку засушенных колосков, я отправилась за силиконовым клеем в магазин, где продаются всякие мелочи для рукоделия - пуговицы, бисер и прочие штуки. Когда я зашла и увидела МАЛЕНЬКИЕ подсолнухи в количестве трех разных вариантов, то поняла, что феерически промахнулась с покупкой. Пришлось возвращать ромашки, но зато местные подсолнухи идеально соответствовали задумке.

К слову, на охоту за цветами я ходила за 2 недели до свадьбы, и мы сразу договорились с виновницей торжества, что все приготовления не будем откладывать на последний день. Конечно, не будем. Конечно. Ворох хлопот привел к тому, что бутоньерки я села делать ровно за 12 часов до церемонии. Глубоко ночью. Не имея достаточного опыта работы с пистолетом для силиконового герметика. Но именно ограничение во времени сделало свое дело: все семь штук бутоньерок (3 дружкАм, 3 дрУжкам и 1 жениху) я сделала за три часа. И даже не очень поздно легла спать. Ведь я уже спала на этой неделе =)

Они смогут

Должна сказать, что невеста и ее мама времени тоже зря не теряли. Творческие способности проснулись вмиг, когда было понятно, что отступать некуда.

Мама невесты взяла на себя самую масштабную часть работы - вышивку рушника. Решение было принято после того, как продающиеся в магазинах варианты не подошли по внешнему виду или цене. И действительно, шикарнейший рукодельный рушник, который был вышит, «затянул» всего на 90 гривен за ткань, нитки и образец узора. А точно такой же, но вышитый специально обученной женщиной стоил 1700 гривен. Несмотря на то, что последний раз крестиком мама подруги вышивала очень давно, три месяца в свободное от основной работы время она колдовала над рушником. И, как и все мы, совсем «не оставила» окончание работы на последний день. В результате рушник и бутоньерки мы закончили делать почти одновременно - слегка заполночь.

А в это время в соседней комнате невеста заканчивала трудиться над лентой на свадебную машину. Как вы понимаете, она тоже не планировала оставлять ее создание на последний день, хотя часов за 15 до свадьбы она только купила материалы =) К счастью, пришивание подсолнухов к широкой тесьме не потребовало много времени. Час кропотливой работы - и готово.

После того, как мы облегченно вздохнули, оказалось, что совершенно был забыт сундучок под кольца. Хорошо, что необходимо было только укутать подушечку в кусок кружевной тесьмы, поместить это все в сундучок, а потом картинно рассыпать в нем зерна пшеницы и колоски. Квест был выполнен за 15 минут.

Он сможет

И тут в моем рассказе на арену выходит жених. Нормальный мужик, технарь, никогда в рукоделиях замешан не был. И тут - на тебе!

На его плечи легло создание банкетных карточек. Вначале молодожены думали вообще их не делать, просто рассадив гостей «своими руками». За два часа до банкета, когда невеста вовсю прихорашивалась, жених все-таки их сотворить. Посмотрев на то, что предлагают в Интернете, он пришел к неожиданному, но очень правильному решению: взять зеленые яблоки, к которым бечевкой привязать сердечки из плотного картона с именами гостей. Учитывая, что свадьба проводилась в стиле кантри, вариант лучше стоило еще поискать. Вдохновленный мужчинка купил яблоки, вырезал сердечки, написал имена, разложил карточки - в общем, герой! Но одного он не учел. Вырезал сердца он из коробок, в которые упаковывает товары один из интернет-магазинов. На них была надпись «большой выбор, доступные цены». И один из гостей очень обрадовался, когда на обратной стороне своего сердечка нашел слово «БОЛЬ» =)

А все это я к чему, милые дамы. Творить чудесные вещи может каждый из нас. Даже, если нет опыта. Достаточно лишь желания =)

И я написала для них вот такую статью.

Что такое творчество?
В занятиях с детьми под этим словом обычно понимают лепку, рисование, аппликацию. Мы же поговорим о творчестве в самом широком понимании, то есть о процессе создания чего-то нового.

Мое собственное детство едва ли можно назвать творческим. Как и многие советские дети, я занималась игрой на фортепиано, танцами, пением. Но это было обучением технике и не более. Хотя сейчас понимаю, что творческая жилка во мне была всегда: я постоянно искала и находила что-то новое: много читала, работала на 4 и 5 курсе института (в начале 2000-х в небольшом провинциальном городке это было почти невозможным), и уже в те годы осваивала интернет.

До рождения сына я имела очень смутное представление о том, кто такие маленькие дети и что с ними делать, и уж тем более, как их развивать и воспитывать. Незадолго до родов я случайно попала на один крупный сайт по раннему развитию детей, позже стала изучать информацию, и сама не заметила, как погрузилась в эту тему c головой. Параллельно читала книги по детской психологии, и к моему удивлению они совсем не были похожи на то, что мы изучали в университете.

Так постепенно я пришла к тому, что именно творчество – основа нашей жизни, воспитания и развития детей. Как научить ребенка жить в мире будущего, о котором мы сами не имеем ни малейшего представления? Нужно привить ему способность самостоятельно добывать нужную информацию, постараться оставить его ум живым, стремящимся к открытиям, а воображение свободным от всяких рамок. И здесь творчество – лучший помощник.

Творим вместе с Петькой

Например, у сына есть большое увлечение – автомобили. Полгода назад я даже забеспокоилась, что он играет ими и только ими. Но потом заработало творческое мышление, и оказалось, что катание машинок легко превращается в полноценную развивающую игру.

Можно катать машины с горки и отмечать, какая уехала дальше, ближе; строить машинам гаражи и дороги из самого разнообразного материала – кубиков, карандашей, крышек от пластиковых бутылок, блоков Дьенеша и палочек Кюизинера, пуговиц и прищепок… Пожалуй, я напишу целую статью о развивающих играх с машинками:)

Хочу сказать немного о художественном творчестве. Рождение сына и здесь принесло свои плоды. Я поняла, что мое совершенное неумение рисовать и лепить уходит своими корнями в ранее детство. Вспомнилось, что уже в первом классе я просила маму нарисовать за меня рисунок, так как была уверена, что не смогу нарисовать красиво и получить хорошую оценку. Поэтому я не учу сына рисовать и не жду от него красивых аккуратных поделок. Вместо этого я знакомлю его с разными материалами и даю в полной мере погрузиться в творческий процесс.

Босиком по радуге
В какой момент возникла идея создания блога? Началось все с детской площадки – мамы случайно задавали вопросы и к своему удивлению слышали от меня ответы, которые отличались от мнения их подруг и бабушек. Постепенно возникла потребность делиться своими открытиями не только с подругами. Так появился блог . Проект еще очень молодой и на него не всегда хватает времени, но я чувствую, что иду в верном направлении. У проекта 2 стороны. Первая – яркое детство – о том, как сделать жизнь детей полной впечатлений, научить их мыслить. Уже почти дописана моя книга , параллельно я готовлю вебинары и мини-тренинги по развитию творческого мышления детей, детским книгам и играм. Вторая сторона – творческое родительство – об осознанном подходе к развитию детей, о том, как сделать детей по-настоящему счастливыми и успешными.

Какие плоды приносит такой стиль воспитания? Достаточно взглянуть на Петьку: он открыт миру и любопытен, обожает узнавать и запоминать новое, устраивать эксперименты и удивляться результатам. Он задает много вопросов, пока в основном «Что это?» и «Для чего это?». Я с нетерпением жду первого вопроса «Почему?». У него просыпается воображение. Если еще полгода назад мне приходилось стимулировать придумывание сюжетов для игр, то теперь он сам рассказывает мне такие истории, которые хочется записывать. Я не считаю, что описываю какого-то особенного ребенка. Такими могут быть все дети, если им не мешать.

Я бы хотела, чтобы каждая мама как можно раньше осознала, что ребенок – это не беспомощное существо, а уникальная личность с безграничными возможностями. Именно от родителей зависит, раскроет ли ребенок врожденные способности, останется ли открытым и любопытным миру или будет мыслить шаблонами и учиться новому только ради хорошей оценки. В современном обществе не принято мыслить творчески. И нужно много сил, желания и понимания, чтобы измениться самому и не помешать своему маленькому человечку вырасти свободным и счастливым.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ТВОРЧЕСТВО?

Поэт начинается с книги, а стихотворчество- с поэтического образа.
Образ, образность есть свойство искусства воспроизводить жизнь в конкретно-чувственной форме, а не только в форме мысли или понятия; это иносказательность, неповторимые и незаменимые слова(словесная образность), зримая представимость. Образ должен отражать жизнь, иначе- это словесный фокус, надуманный трюк, пустая игра языка со словом.
Чудо искусства, в частности стихотворчества, состоит в том, чтобы какую-либо историю, деталь жизни превратить в произведение, часто, как это бывает в отдельном стихотворении, на очень и очень маленьком пространстве текста.
Задача образности состоит в подчинении каждого слова сверхзадаче, направленной на эстетическое освоение мира. Как правило, зрелый поэт создает свой образный мир, со своей оценкой эстетических и этических ценностей, где образы выступают как синтез сложных жизненных явлений, именно в его в образной системе. С помощью образной системы автор по-своему, со своей точки зрения, решает конкретные социально- исторические и общественные проблемы, что при наличии поэтического дара не может не представлять художественной ценности(о 12 правилах ХЦП мы говорили в отдельной статье).
Художественный образ - основное понятие в литературе, в центре которого стоит изображение жизни в идеальных, читаемых формах.
В рамках художественного образа воплощаются идеи, которыми насыщено время автора. И только от поэтического дара автора зависит, насколько убедительно он может воздействовать на сознание читателя, зрителя через создание образа, насколько убедительно подаст идею.
Идеи воплощаются через художественный образ. ИДЕЯ - это собрание мыслей, сцепленных между собой и способных работать в определенных направлениях (мыслей о сущности явлений жизни, сущности человеческого характера и т.д.)
Художественный образ в поэзии - это, собственно, создание с помощью ограниченного пространства текста зримой, а через воображение и чувственной формы явлений незримой духовной жизни лирического героя. Поэтический образ создается через перенос сходства, скажем, явления природы на явление духовной жизничеловека, т.е природу самого человека, его микровселенную - его внутренний мир - по признаку, общему для обоих этих понятий.
Метод сюрреализма позволяет создавать свежие художественные образы на грани сознания и подсознания. Это, собственно, и есть творчество. Для примера приведу стихи из поэтического сборника «Прокрустово ложе», А.Шамов, Ч.Изд. «ОРФЕЙ», 2004 , с.48.

Озябшие слезы - снег
С небесной души на нас…

Создавать поэтический образ поэт должен по законам красоты, на позитивной идее, иначе - это будет руководством к проявлению низких, низменных человеческих чувств, что очень часто мы видим на экранах телевизоров или встречаем в печати.
Это не значит, что нельзя писать о негативной стороне жизни. Писать надо, и здесь важно не то, о чем пишут и как пишут писатели, важно, что прочитает читатель, какие выводы из написанного сделает, что вынесет…. Тут важен даже не процесс сотворения произведения, а важны следствия из процесса просмотра или чтения. Настоящее произведение приводит читателя к таким движениям души, когда он поступает минимум по-человечески, если это не так, то что-то, очевидно, автор произведения сделал не так, что-то недомыслил.
Критерии определения КПД произведения стерты. Но пусть каждое новое произведение судит Бог, который- любовь, а также главный его помощник и наш -профессиональная совесть.
Образ несет эстетическую оценку жизни, обобщает действительность, уходит за рамки исследуемого писателем явления.
Поэтический образ создается с помощью тропа и фигуры, как правило, сопоставления двух предметов, для пояснения одного другим. Пр. «Курок сгибает палец».
Поэтом создается зрительный образ лирического героя, трактуются его переживания, обнажается то субъективное, что имеет для читателя ценность в виде интеллектуального и психического начала,в виде опыта отношений и решений героя.
В стоящих чего- либо стихах открываются новые связи и понятия, мотивы… и при прочтении, через сравнение, происходит эмоциональное восприятие обозначенных явлений.
Троп - неиссякаемый источник многообразия и таинственности искусства, энергетика стихосложения.
Поэтический образ создает прекрасное, где художественная мысль выражается посредством таких приемов:
1) сравнение есть образное выражение, построенное на сопоставлении двух понятий, обладающих общими признаками. Сравнение есть начальная стадия всех тропов, источник поэтического образа;
2)метафора (перенос по аналогии), когда слово употребляют в переносном значении; основывается на сравнении, отображает сложные жизненные явления;
3)эпитет(приложение) -образная характеристика. Меткий признак сравнения;
4)метонимия(переименование) -замена слова другим, имеющим причинную связь с первым словом;
5)синекдоха - соотнесение целого вместо части, части вместо целого…;
6)гипербола- преувеличение;
7)параллелизма - идущий рядом;
8)уподобление- развернутое сравнение;
9)аллегория(иносказание)- изображение отвлеченной идеи посредством конкретного образа. На аллегории строятся басня и притча;
10)символ(знак) - многозначный и предметный образ. Строится на системе соответствия;
11)литота(простота) - определение понятия через отрицание противоположного;
12)симфора(соотнесение, совмещение) - форма метафоры, где опущено звено сравнения.
Умение использовать эти двенадцать приемов, думается, и есть показатель класса поэта.
Надеюсь, что я смог в этой небольшой статье раскрыть то, с чего начинается настоящее поэтическое творчество.