Все мы живем в обществе, взаимодействуем ежедневно с множеством людей: близкими, коллегами, да и просто посторонними людьми: прохожими на улице, в общественных местах – магазинах, кафе, кинотеатрах. Чтобы это взаимодействие было максимально комфортным, обществом приняты определенные правила поведения, которые обычно называют общественной моралью. С одной стороны понятно, что если каждый индивидуум будет делать исключительно то, что хочет, невзирая на удобство окружающих, жизнь в обществе таких людей значительно усложнится и даже станет опасной. Как спокойно можно существовать, если не знаешь, чего ждать от окружающих? Поэтому моральные нормы является защитой для людей. С другой стороны, общественная мораль в некоторых вопросах зачастую является камнем преткновения, а иногда находятся и такие, которые объявляют себя свободными от всякой морали. Таких людей мы обычно называем безнравственными, общественно опасными, а иногда они заслуживают называться злодеями или тиранами.

Если мораль – это некие рамки, нормы, которыми человечество регулирует взаимоотношения внутри общества, и они, как правило, продублированы в законодательстве любой цивилизованной страны, то нравственные ценности – это то, чем руководствуется каждый человек, когда ведет себя так, а не иначе. Это маяки, на которые ориентируются люди на своем жизненном пути. Ну, или не ориентируются – тут, конечно, возможны варианты.

Как же формируются нравственные ценности каждого человека? Изначально, разумеется, они начинают оформляться в семье. Именно родственники говорят малышу, что – хорошо и правильно, а что – нельзя делать. Нравственные чувства дошкольников формируются согласно принятым моральным нормам в семье – а они могут быть разными в зависимости от социального статуса, страны проживания, исповедуемой религии и многих других аспектов. Дети в таком возрасте еще не подвергают сомнению сказанное взрослыми, ориентируются на поведение родителей и старших, поэтому определенный фундамент нравственности закладывается уже тогда.

Ребенок растет, идет в школу, начинает общаться с одноклассниками, с учителями. Приходит время, когда именно авторитет ровесников может определять поведение школьника. Как правило, случается это в подростковом возрасте, и в той или иной степени затрагивает любых, даже самых «правильных» и домашних ребят. Дело в том, что в таком переломном возрасте ребенок еще не в состоянии ориентироваться на внутреннюю свободу и собственные желания и понятия, ему важнее не отличаться от сверстников, а родители и учителя, как ему кажется, его свободу лишь ограничивают.

Влияние на формирование нравственных убеждений и правил поведения продолжается и во взрослом возрасте. Окружение в институте, на работе, и, наконец, нескончаемый поток информации с экранов телевизоров, из интернета – все это просто невозможно игнорировать.И это, несомненно, определяет рамки того, что человек считает дозволенным, а что – неподобающим. Люди среднего возраста и старше в большинстве своем считают свои нравственные установки незыблемыми, чего не скажешь о более молодых членах общества. Если наркомания, например, или жестокое обращение с детьми порицаются сейчас так же, как и десятки лет назад, то отношение к некоторым другим порокам стало более терпимым.

Нравственность основной массы общества в стране – такой параметр, важность которого не стоит недооценивать. Он определяет духовное состояние целой нации, а это тесно связано и с ее безопасностью, и с демографической ситуацией, и, в конечном счете, с уровнем благополучия народа.

Сейчас подавляющее большинство стран, считающих себя цивилизованными, ориентируются на построение гуманного общества, то есть такого, в котором наивысшей ценностью является человеческая жизнь. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности в гуманном обществе основана на той идее, что все люди имеют равные права и обладают равной степенью свободы. На этом же фундаменте стоит концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Несмотря на то, что в нашей стране в последние десятилетия произошло существенное изменение ценностей, основные, высшие духовно-нравственные ценности остаются незыблемыми. Каким бы ни был политический строй, какие бы изменения не происходили в обществе, хочется верить, что такие ценности, как добро, справедливость, милосердие, честность, любовь, семья и верность всегда будут цениться превыше всего. Именно эти понятия наполняют человеческую душу светом, делают человека счастливым.

Как бы ни ценились в современном обществе сила, власть, богатство, в глубине души все понимают, как все это зыбко, насколько это наносное, тогда как истинные ценности остаются с человеком всегда, ведь именно они делают человека существом высшим, достойным уважения. Особенно заметно, кто чего стоит в сложных для выживания условиях. Только личность, имеющая внутренний стержень, четко понимающая, что есть для него хорошо, а что – зло, способна не потерять в такой ситуации человеческий облик.

Когда происходит нравственная деградация, человек обречен на гибель, ибо для него уже нет ориентиров, смысла и наполнения жизни. В конце концов, истинный смысл в жизни появляется только тогда, когда человек приносит пользу, когда он нужен: близким или хотя бы самому себе. К такому выводу приходили еще древние философы. Они же утверждали, что человека вернее всего удержит от дурного поступка вовсе не страх наказания, а совесть – самый суровый судья.

Широко известное высказывание немецкого философа Гегеля: «Нравственность – это разум воли» и по сей день остается справедливым. Каждый день мы делаем выбор: поступить, так или иначе — руководствуясь именно своими внутренними установками. Морально-нравственные ценности, на которые мы при этом ориентируемся, и являются ограничением нашей свободы, согласно им мы контролируем свои действия. Что же при этом важно, что стоит над нашими желаниями? Как правило, выбирая линию поведения, нравственный человек будет взвешивать не только степень своих желаний, но и согласовывать их с тем, насколько результат его поведения отразится на свободе, самочувствии, настроении другого человека. Нравственное поведение – это поведение, скорректированное таким образом, чтобы не принести вреда ближнему, ведь личная свобода, как известно, заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Иногда очень сложно бывает сделать выбор, именно потому, что трудно просчитать и взвесить возможные последствия. Да и любой поступок человеческого существа можно трактовать совершенно по-разному. Есть черное, и есть белое, а оттенков, как известно, великое множество. Легко осудить какое-то действие, показавшееся жестоким или легкомысленным, не зная всех нюансов. Стоит начать разбираться глубже – и вскрываются моменты, которые заставляют задуматься и понять, что все не так просто. Поэтому нравственный человек не только сам никогда не поступит во вред другому человеку, но и не позволит себе резкое осуждение в адрес другого. Разумеется, есть поступки, являющие абсолютное зло, с какой стороны на них не смотри. Связаны они обычно с насилием, убийствами, массовым уничтожением людей, но речь сейчас не об этом, а о тех проявлениях нравственности, которые встречаются нам повседневно.

Носителем моральных норм выступает религия, и недооценивать ее нельзя, ведь она тоже регулирует и взаимоотношения людей, и нормы повседневного поведения, а не только отношение человека к Богу и церкви. В большинстве мировых религий Бог – воплощение добра и справедливости, а основные заповеди и представляют собой самые главные жизненные ориентиры: не убей, не укради, не лжесвидетельствуй, не прелюбодействуй. Пожалуй, в тот момент, когда происходит определенное смещение или подмена ценностей, повышается роль религии в жизни общества – она способствует объединению людей, являет собой точку опоры в нестабильном мире. Нравственность и религия, безусловно, самым тесным образом связаны между собой, но при этом, история знает немало примеров, когда под лозунгом «Богу угодно» творилось самое чудовищное зло.

Итак, нравственные и духовные ценности – это тот фундамент, без которого не выстоит никакое, даже самое высокотехнологичное общество.

Нравственные ценности was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

Какие бывают ценности?

  • 1. Материальные (способствуют жизни):
  • 2. Духовные - ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности - результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры - не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической - они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы - без овладения ими не может быть человека духовного.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек - это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание - это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни - утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу, дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно - это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность - наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки - счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому - в этом суть нравственности» (Шамфер).

Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

Что должно быть определяющим в человеческой жизни - материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична.

Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов - беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон.

Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Два мира есть у человека:

Один - который нас творил,

Другой - который мы от века,

Творим по мере наших сил (Н. Заболоцкий).

Вот несколько простых правил для человека, стремящегося идти по духовному пути. Эти правила основаны на взглядах на духовные ценности:

  • 1. Ежедневно, ежечасно, ежесекундно учись любви - всеобъемлющей, самоотрекающейся, искренней, мудрой. Учись любить все живое: себя, окружающих людей, природу, свою планету, не требуя ничего взамен;
  • 2. Всегда помни, что рядом другие люди и любое твое действие или бездействие затронет их и изменит: как минимум - настроение, как максимум - жизнь. Никогда не делай другим того, чего не пожелаешь себе, и не используй человека как средство;
  • 3. Совершай любое свое действие осознанно. Ищи радость и смысл даже в простых будничных делах: ходьбе, разговоре, работе. Это подарит тебе ощущение настоящей жизни;
  • 4. Умей принимать на себя ответственность начиная от последствий мелких поступков и заканчивая своей жизнью. Судьба человека - во многом следствие его собственных действий;
  • 5. Изо дня в день трудись, чтобы изменить себя. Стремись стать чище, добрее, милосерднее. Учись жертвовать своими желаниями и амбициями ради других. Ищи возможности развивать свой ум, сердце и тело;
  • 6. Во всем ищи гармонию. Истина, как правило, находится посередине между крайностями;
  • 7. Воплощай свои мысли о духовном в поступки: помогай конкретным людям конкретными делами.

1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста.


1. Моральный долг как выражение нравственной необходимости, его

взаимодействие с профессиональным долгом

Возрастающее значение нравственности в обществе обусловливает повышение значения этики как науки о морали, различных видов профессиональной этики как направлений, изучающих особенности применения общих принципов и норм морали в определённых профессиональных группах.

Возникновение профессиональной этики обусловлено конкретными социально-экономическими условиями развития общества, материальными и духовными потребностями людей. В качестве первопричины выступило общественное разделение труда, появление различных видов деятельности, профессий.

Мораль - система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы . Критериями наших норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести. С таких позиций даются моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Другое определение морали дает С.А. Комаров: Мораль (нравственность) – это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации.

Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции работники судов и прокуратуры могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить. Судья, прокурор, следователь не может мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т.д. отдельных лиц или учреждений, каким бы высокими правами те не обладали.

Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред причиняемый ими, без права сослаться на чей-либо приказ, указание, распоряжение или совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства.

В глазах общества судья, прокурор, следователь – непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости. Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу (см. ст. 8 Закона о статусе судей в Российской Федерации), а которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

2. Совесть – форма нравственной самооценки. Значение совести в

профессиональной деятельности юриста

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность – люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда - правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

3. Место нравственного долга и совести в профессиональной

деятельности юриста

Профессиональная этика обобщает, систематизирует, научно обосновывает принципы, нормы и другие элементы морали, доказывает разумность и прогрессивность одних и подвергает научной критике другие; способствует воспитанию людей, помогает им целенаправленно выработать такие моральные представления, принципы и нормы, чувства, убеждения, идеалы, привычки и качества, которые отвечают задачам их поведения, в том числе и профессионального.

И, наконец, профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества - юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста.

Ратинов и Зархин утверждают, что «каждая профессия налагает на своих представителей специальные нравственные обязанности, которые дополняют общие моральные принципы, а в некоторых случаях и ограничивают их действие… Судебная этика определяется как учение о специфических нравственных нормах служебной деятельности и внеслужебного поведения профессиональных участников судопроизводства: судей, прокуроров, следователей, адвокатов. Наряду с общими для них положениями, некоторые правила, относящиеся к жизни и деятельности представителей только той или иной юридической профессии, не совпадают» .