Тот, кто не мыслит далеко, неизбежно столкнется с трудностями в ближайшее время.

Конфуций

Из демократии рождается тирания.

Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели.

Бернард Шоу

Демократия означает правление необразованных, аристократия – правление плохо образованных

Г. К. Честертон

Пора демократии прошла. Нужна новая система, основанная на достоинствах и качествах людей.

Ошо Раджниш

Что кипятитесь?

Обещали и делим поровну:

одному - бублик,

другому - дырку от бублика.

Это и есть демократическая республика.

В. Маяковский

На протяжении всего постсоветского периода функционирования современной России у нас ведутся жаркие дискуссии: по какому пути развиваться нам дальше, и какую модель развития стоит нам выбрать – американскую, европейскую, китайскую или какую-то иную?

Однако, учитывая наш преимущественно «северный» менталитет, именно опыт развития североамериканских и европейских государств может служить нам хорошим примером для создания современного высокоразвитого цивилизованного общества. Касаясь лишь социальной стороны обсуждаемого вопроса, в таком обществе люди смогут получать духовную поддержку, квалифицированные консультации и практическую помощь от психологов и врачей, педагогов и ученых, различных фондов и банков, государственных учреждений и юристов, будут получать хорошую зарплату и достойные пенсии, а также будут иметь условия для общего и специального образования, интересного и эффективного труда, культурного досуга и активного отдыха, занятий физкультурой и спортом, естественного оздоровления и качественного лечения.

Однако мы можем пойти еще дальше, постепенно трансформируя нынешнюю политическую систему, базирующуюся на идеологии с присущими ей политическими партиями, в общественную систему планетарного, космического мировоззрения с ведущей ролью партии, выражающей ее интересы (тем более, что предпосылки таких преобразований и партии нового типа уже появляются в России и других высокоразвитых странах). Правильность такого направления общественно-политического развития цивилизации подтверждают и размышления английского философа К. С. Льюиса, который говорил, что если мы будем смотреть в небо, мы увидим и небо и Землю, а если только в землю – не увидим ничего.



Мы также имеем реальную возможность перейти от провозглашенной демократии, имеющей весьма различные толкования и проявления, к более справедливой общественной формации.

Обратите внимание на такой интересный факт: руководители «самой демократической страны», в послевоенный период многократно развязывавшие локальные войны и пытавшиеся организовать государственные перевороты почти в 50-ти странах мира, заявляли, что войны они ведут исключительно ради справедливости, мира и свободы. На что известный философ и врач Дж. Озава заметил: «Разве может справедливость быть разрушительной, мир не правовым, а свобода завоевана насилием?». Он же писал: «Порядок Вселенной, баланс Инь и Ян не подвластны демократическим принципам».

Неужели администрации США до сих пор не понятно, что каждая страна развивается не только по общим, но и по своим особым историческим закономерностям, и не надо нарушать это естественный процесс присущего каждой стране эволюционного развития ни дипломатическим диктатом, ни военным вмешательством. И не надо пытаться за лозунгом демократии прикрывать свою двойную игру: использовать принципы демократии – для внутреннего применения, а имперский диктат – для многих других. Недаром Джордж Ф. Кеннеди предостерегал своих соотечественников: «Давайте не будем судорожно искать решения за тех людей, которые придут позднее, не будем поминутно вытаскивать лакмусовую бумажку, решая, соответствует ли их политическая физиономия нашим представлениям о демократии. Давайте дадим им время, дадим возможность решать их внутренние проблемы по их собственному усмотрению и выбору… То, как та или иная страна устанавливает у себя достойное и просвещенное правление, относится к самым глубоким и интимным процессам народной жизни. Нет ничего более трудного для иностранца, чем понять это, и ни в какой другой области иностранное вмешательство не принесло бы меньшей пользы, чем здесь».

Академик Г. Арбатов, известный журналист, директор Института США и Канады, характеризует демократию следующим образом: «Основные принципы демократии, как законы всемирного тяготения, универсальны: верховенство закона, выборность законодательных органов и высшего государственного руководства, разделение властей, независимый суд, многопартийность, свобода слова и другие демократические свободы, гражданское общество, демократический контроль над силовыми структурами. Вместе с тем в каждой стране, совершенно естественно, эти принципы имеют национально-историческую специфику» (Г. Арбатов. «Ястребы и голуби холодной войны». – М., 2009).

Но как же отличаются лозунги демократии от проявлений ее в реальной действительности. Многочисленные примеры недавнего исторического периода позволяют ассоциировать демократию со следующим негативными процессами: с переименованием в новой России улиц и городов, с забвением в ней символов советского периода (знамен и государственных наград), с появлением «желтой прессы» и ее разнузданной вседозволенностью, с двойными стандартами Запада во внешней политике, с цветными революциями, инициированными извне, с бомбардировками НАТО Югославии, с агрессией Грузии против Южной Осетии и, наконец, с попытками изменения сложившегося миропорядка, где господствовало юридическое право, в новый миропорядок, где господствовала бы сила (и все это под прикрытием лживой риторики).

Учитывая все вышеизложенное, нам следует развивать никак не демократические, а гуманистические принципы построения современного государства и общества. Именно они могут обеспечить безопасную и комфортную жизнедеятельность в любом регионе нашей прекрасной планеты и благоприятную для проживания окружающую среду. В таком справедливом, гуманистическом обществе демократия являлась бы лишь составной его частью. И в этом прекрасном гуманистическом обществе людей будут оценивать не по национальной или религиозной принадлежности и не по идеологическим пристрастиям, а по уровню цивилизованности их поведения и мышления.

Что же такое гуманистическое общество ? Это сообщество людей, разделяющих и поддерживающих основные принципы научного мировоззрения и светской государственности, ценности фундаментальных прав и свобод человека.

Фундаментальными основами гуманистического общества являются человечность, нравственность, права, свободы и достоинство личности, ее социальная и экологическая ответственность, социальная справедливость, равноправие, толерантность, милосердие, ненасилие.

Гуманизм (от лат. humanitas - человечность, humanus – человечный, homo – человек) - это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, обладающего всей полнотой своих личностных качеств, человека зрелой этической, правовой, гражданской и экологической культуры.

Согласно другому определению – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести благо человечеству.

Согласно третьему определению – это идеология, основанная на представлении о триединстве человеческой природы, ибо человек – существо биологическое, культурное и духовное . Отсюда следует, что гуманистическое общество можно построить только тогда, когда большинство его членов будут обладать всей совокупностью отмеченных человеческих качеств.

Гуманизм как будущая планетарная цивилизация уже многие столетия является путеводной звездой, показывающей магистральное направление к человеческому счастью .

Историки различают античный гуманизм и гуманизм арабского возрождения (XI – XII вв.), византийский гуманизм (XIV – XV вв.) и гуманизм эпохи европейского Возрождения (XIV – XVI вв.). Его ценности получили широкое признание в эпоху Просвещения, превратившись с того времени – наряду с прогрессирующей наукой, технологией и идеей прав человека – в глубинный и постоянно действующий фактор общеевропейской цивилизации.

Современный же гуманизм представляет собой многообразие идейных движений, процесс организационного оформления которых начался в период между двумя мировыми войнами и интенсивно продолжает развиваться в настоящее время.

Организации сторонников гуманистического мировоззрения и образа жизни, существующие во многих странах мира, в основном объединены в Международный гуманистический и этический союз (МГЭС). Их деятельность строится на основе программных документов - деклараций, хартий и манифестов.

Существенную роль в развитии гуманистических воззрений, пропаганде гуманистических ценностей и координации усилий гуманистов играют и другие международные и региональные гуманистические организации: Всемирный союз свободомыслящих, Международная академия гуманизма, Американская гуманистическая ассоциация, Голландская гуманистическая лига, Российское гуманистическое общество, Европейская гуманистическая ассоциация, Индийская радикальная гуманистическая ассоциация, Международная Коалиция «За Гуманизм!» и многие другие.

Российское гуманистическое общество (РГО) функционирует с 1995 г. Его организовали ученые ряда московских вузов и Российской академии наук в ответ на стремительную экспансию религии в культуру, систему образования, политику и государственные структуры, а также на беспрецедентное распространение предрассудков, суеверий, паранормальных верований и лженаучных идей. В РГО издается журнал «Здравый смысл», разрабатываются учебные и научные программы, в основе которых ценности разума и критического мышления, научная картина мира, свободомыслие, этика человечности, гуманистическая философия и психология.

Активными членами РГО являются многие известные российские ученые, и среди них до недавнего времени был выдающийся ученый-физик, лауреат Нобелевской премии, академик Виталий Лазаревич Гинзбург.

О направлении развития постсоветской России он, в частности, писал: «В условиях исторического выбора, возникшего в результате крушения коммунизма, российское общество обратилось преимущественно к вчерашним, по сути архаичным, ценностям религии, национализма и «державности» (т.е. авторитаризма и в смягченной форме шовинизма). Оно не только не увидело того ценностного фундамента, который обеспечивает нормальное функционирование демократических обществ, но и растеряло моральный потенциал, который мы в советское время сумели до известной степени скопить и сохранить на уровне неидеологического, повседневного общения. В области фундаментальных гражданских, социальных и особенно моральных ценностей российское общество вместо рывка вперёд во многом попятилось назад.

Возникает вопрос: способна ли Россия преодолеть кризис ценностей, столь глубоко поразивший и «верхи», и «низы»? Гуманисты дают положительный ответ на этот коренной вопрос новейшей – взбаламученной и переходной – российской цивилизации» (Современный гуманизм: Документы и исследования. М.: РГО, 2000, с. 10).

Однако было бы ошибкой считать, что оптимизм российских гуманистов основан на оценке текущих процессов в общественной, культурной и интеллектуальной жизни страны. Он держится во многом на убеждении в неистребимости стремления людей к нормальной и здоровой жизни, на опыте мировой истории и на надежде, что уже в недалеком будущем Россия сумеет преодолеть нынешние негативные явления.

Каковы основные признаки гуманистического общества ?

1) Производство осуществляется не столько ради обогащения, сколько для удовлетворения здоровых потребностей людей и всего общества в целом.

2) Общество зиждется не на основе конкурентной борьбы за какие-то блага, а на основе любви, взаимопонимания, уважения и доброго сотрудничества во благо каждого человека и общества в целом.

3) Вся система общественных отношений подчинена задаче наиболее полного и всестороннего развития способностей каждого человека, такое развитие предполагает высокую культуру и духовность.

4) Все государства постепенно, естественно и органично объединяются в мировое гуманистическое сообщество, подобно единому Организму. И это закономерно, поскольку, по мнению ряда ученых, все люди взаимосвязаны между собой через так называемые энергоинформационные полевые структуры. Они взаимосвязаны и информационно, через глобальные средства коммуникаций, мировую культуру, товарообмен и иные сферы взаимодействий.

На основе этих признаков можно сделать вывод о том, что гуманистическое общество есть светлый идеал всечеловеческой гармонии, ибо в нем каждый человек будет иметь широкие возможности для полной самореализации во благо себе и обществу. К этому следует добавить, что гуманистический строй зиждется на любви и взаимном доверии. Но для того, чтобы началось гуманистическое преображение, надо научиться любить: любить друг друга, любить свой народ и любить все человечество, заниматься самосовершенствованием, стремиться к идеалу и занимать активную гражданскую позицию. А начинать продвижение к намеченной цели каждому следует именно с себя.

Если вспомнить идею В. И. Вернадского о разуме как планетарном явлении и создании еще одной глобальной реальности – ноосферы, то ее сердцевиной можно признать гуманизм как высокий продукт научного разума и этической образованности. Поэтому есть надежда, что гуманистическое мировоззрение будет и дальше объединять людей, сохраняя их свободу самоопределения, свободу мысли и совести, свободу творить новые ценности во имя жизни и счастья человека.

Чтобы людям жить счастливо на нашей планете, мировому сообществу надо объединиться и принять адекватные организационные меры, предотвращающие террор, любые войны и вооруженные конфликты. Для этого необходимо самое главное – формировать у всех народов миролюбивое мышление .

Весьма показательна в этом отношении история развития послевоенных Германии и Японии, где осознали пагубность милитаристской и нацистской идеологии и в качестве национальных приоритетов признали высокий уровень образования, ускоренное развитие науки и передовых технологий и проведение миролюбивой внешней политики. И вполне закономерно, что спустя три десятилетия эти страны сделались ведущими мировыми державами, завоевали высокий международный авторитет и стали побеждать не в локальных и мировых войнах, а в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции.

Эти примеры наглядно показывают, что в борьбе с человеконенавистнической идеологией следует в первую очередь не браться за оружие, а стараться изменять мышление людей, начиная с самого раннего возраста. При возникновении международных конфликтных ситуаций ООН надо немедленно вмешиваться в такие процессы в качестве миротворцев, а при опасности зарождения терроризма, без промедления брать под свой контроль на соответствующих территориях систему образования и средства массовой информации (дополняя эти действия и другими адекватными мерами), чтобы методично прививать позитивное, миролюбивое мышление.

При грамотной работе международных представителей через несколько лет удастся умиротворить общественное сознание местного населения и подготовить из них квалифицированных специалистов и управленцев. И только после этого можно будет ставить вопрос о признании суверенитета и государственной независимости данных территорий, и передавать бразды правления избранникам народа.

Однако признавать право народа, проживающего на отдельной территории, на самобытность, суверенитет и любое политическое устройство можно лишь тогда, когда у международного сообщества появится уверенность в способности их руководителей к экономической самостоятельности, стремлении к мирному сосуществованию с другими государствами и к проведению миролюбивой внешней политики, базирующейся на соответствующей мирной идеологии.

Вспомним историю ближайших полутора столетий и преобладающих в различные периоды идей, а также социальный и экономический фон, послуживший благоприятной питательной средой для зарождения и распространения этих идей .

1) Реформаторские идеи второй половины XIX – начала XX века появились и получили широкое распространение на фоне зарождения промышленного производства и раскрепощения трудящихся.

2) Революционные идеи в России овладевали массами после русско-японской и, особенно, первой мировой войны на фоне всеобщей разрухи, ослабления царской власти и крайне низкого жизненного уровня населения.

3) Коммунистические и социалистические идеи завоевали сознание народов в ХХ веке на фоне низкого уровня жизни людей и их борьбы за свои права.

4) Нацистские идеи привились в Германии начала 30-х годов ХХ века на фоне спада экономики и массовой безработицы, а во второй половине 30-х годов – на фоне бурного экономического роста, увеличения военной мощи страны и повышения жизненного уровня населения под управлением нацистской партии.

5) Террористические идеи в различные периоды обозримого исторического периода появлялись на фоне стремления отдельных людей и организаций к достижению политических, религиозных и собственных целей при наличии благоприятной питательной среды – высокого уровня социальной несправедливости при низком образовательном и жизненном уровне населения.

6) Религиозные идеи получили распространение в России 90-х годов ХХ века на фоне утраты прежней идеологии, высокой степени нестабильности, отсутствия социальных ориентиров и массового обнищания населения, а в обозримом историческом периоде они превалировали и могут далее превалировать в слаборазвитых странах мира с низким образовательным, культурным и жизненным уровнем населения.

7) Идеи мирового господства, военного, политического и экономического превосходства возникали на фоне бурного развития экономики, активного наращивания военной мощи и быстрого роста благосостояния населения. Такие идеи имели место в нацистской Германии, а в настоящее время проявляются со стороны США, неплохо уживаясь там с идеологией демократии.

8) Демократические и гуманистические идеи получили широкое признание во второй половине ХХ – начале XXI века в бурно развивающихся и развитых странах мира на фоне экономического прогресса и улучшения жизни людей.

9) Идеи планетарного, космического мировоззрения получают в настоящее время все большее признание на фоне глобализации экономики, активной деловой миграции населения, высокого уровня образования и культуры и явного преобладания в массовом сознании общечеловеческих ценностей. На данном этапе развития человечества ослабевают все вышеперечисленные идеологии. И это естественно, поскольку планетарное, космическое мировоззрение – это глобальная надсистема идеологии человечества, ее подсистемой является гуманизм, а подподсистемой – традиционная демократия.

Именно благодаря планетарной объединяющей идее значительно возрастает роль международных организаций – политических, экономических, гуманитарных и многих других, способных решать общечеловеческие задачи и проблемы.

Почему стало актуальным планетарное, космическое мировоззрение?

Во-первых, научно доказано влияние мыслей, эмоций и поступков людей на региональную и глобальную экологию Земли и иные ее характеристики, которые определенным образом влияют на состояние растительного и животного мира и, разумеется, на здоровье каждого человека. Разум стал планетарной силой, как об этом говорил еще в начале XX века академик В.И. Вернадский. Но эта сила требует самоконтроля.

Во-вторых, поскольку согласно одной из гипотез, человек является одновременно и земным, и вселенским существом, одно (плотное) тело которого находится на Земле, а другие (полевые) – во Вселенной, и между ними осуществляется обмен информацией и энергией, то всё, что делает человек на Земле, тем или иным образом отражается на состоянии Вселенной.

Даже этих обоснований достаточно для того, чтобы кардинально пересмотреть все аспекты жизнедеятельности человека и привести их в соответствии с законами Природы и Космоса. Главное – это прекратить враждовать, воевать и ссориться и начать жить в согласии, мире и любви . По мнению Посвященных для решения этих задач человечеству отводится ограниченное время.

Вот что об этом пишет доктор С. Коновалов: «Миллиарды людей нашей маленькой планеты должны, наконец, прозреть… Пора навсегда прекращать межрелигиозные распри, войны и убийства людей ради дешевых лозунгов и материальных благ кучки мерзавцев, ловко севших на головы своих народов и затмивших их разум дешевыми приманками! Пора задуматься о Вселенной и начинать жить и действовать ради нее! И времени на жестокие и грубые игры с Господом уже почти не осталось. Всякому терпению когда-то приходит конецКак болезнь начинается с искажения информационного поля одной маленькой клеточки, очень быстро захватывающей в своем развитии весь организм, так и болезнь Вселенной возникает с болезни одного человека и в считанные для нее мгновения может охватить все ее просторы. Поэтому Господь не может допустить, чтобы эта болезнь захватила всю Сотворенную Им Вселенную. И в очередной раз он делает попытку повернуть свое Творение, развернуть человечество к осознанию своей великой Миссии во Вселенной».

Планетарное, космическое мировоззрение (а не канувшее в лету религиозное) уже начинают преподавать в общеобразовательных школах . Вот что рассказал об этом президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов в интервью газете «Совершенно секретно» (№04 за 2009 г).

«Когда мы отменили Конституцию, то приняли «Степное уложение», где в статье 10 написали, что граждане республики Калмыкия в ответе за все, что происходит на земном шаре. За голод в Африке, за цунами в Австралии, за озоновую дыру над Антарктидой. Одно время меня критиковали за планетарное мышление, но сейчас в школах, наряду с занятиями по шахматам, введены занятия по планетарному мышлению. И преподаватели объясняют ученикам, что они не просто граждане Калмыкии, даже не просто европейцы или азиаты, что они – люди планеты Земля, у нас всех одно солнце и одно небо и неважно, в какой части шарика ты находишься – в Африке, Элисте или Лос-Анжелесе. Мы все связаны одной жизнью.

Когда такие вещи человек начинает понимать с первого класса, то его сознание не ограничивается Калмыкией, Россией или даже Европой. Этот человек чувствует свое единство с окружающей природой. Он становится причастным ко всему, что происходит на нашей планете. Сопричастный человек может стать великим художником или журналистом, слесарем, фотографом или президентом. Но пустым человеком он не станет никогда. Вот что для меня самое главное – открыть человеческую сущность и сопричастность всему живому на планете».

Известный индийский философ Ошо Раджниш, рассуждая на эту исключительно важную тему, поведал такую поучительную историю: «Я вспоминаю одного своего учителя. Это был прекрасный человек, и у него были своеобразные методы обучения. По натуре он был бунтарь. Однажды он пришел в класс с целым набором кусочков картона, положил их на стол и говорит нам: "Я разрезал карту мира на кусочки и перемешал их. Пусть тот из вас, кто уверен, что может правильно сложить её, подойдет к столу". Один за другим подходили ученики, но, ни у кого ничего не выходило. А я все это время наблюдал за учителем и учениками, стараясь понять, почему у них ничего не получается.

Когда у пяти человек ничего не вышло, пришел мой черед. Я подошел к столу и перевернул все карточки на другую сторону. Учитель спросил меня: "Что ты делаешь?" Я ответил: "Погодите, я хочу разобраться. У пятерых не получилось, но я, кажется, нашел разгадку". На другой стороне карты было изображение человека. Я сложил человека, что было гораздо проще. На одной стороне сложилось изображение человека, а на другой получилась карта мира. Это был тот ключ, который я искал: когда другие складывали кусочки, я заметил, что на другой стороне было какое-то изображение.

Учитель сказал: "Вот плут? Я думал, что ты первым вызовешься, а когда ты не вышел, я понял, что ты выжидаешь, чтобы найти ключ. И ты правильно нашел его".

Мир разделен, потому что разделен человек; а человек разделен, потому что разделен мир. Начните с любого конца; позвольте человечеству быть единым, и нации исчезнут, исчезнут линии на карте . Ведь это наш мир – единое человечество, одна земля, и мы можем превратить ее в рай ».

Как нам известно из истории, любые идеи овладевают массами, если они попадают на благоприятную социальную почву и путем активной пропаганды целенаправленно в нее внедряются. Поэтому исключительно важно для сохранения мира на Земле и согласия между народами осуществлять активную пропаганду миролюбия и общечеловеческих ценностей и создавать необходимые условия для поступательного развития всех государств и повышения благосостояния всех их сограждан .

И делать это нужно главным образом через ООН, самим своим существованием призванную решать самые важные и неотложные проблемы человечества. Кстати, у этой международной организации имеется свой профессиональный праздник.

31 октября – День Организации Объединенных наций (ООН). Он был провозглашен в 1947 г. Генеральной Ассамблеей ООН для того, чтобы ознакомить мировое сообщество с целями и достижениями ООН. Одним из первых документов ООН было принятие в декабре 1948 г. Всеобщей декларации прав человека. 6 декабря 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой подчеркивалось, что День ООН должен стать международным праздником, который бы отмечался как государственный выходной всеми государствами - членами ООН.

По словам Генерального секретаря, в любом уголке мира Организация Объединенных Наций является «живым воплощением надежды». ООН живет в сердце и сознании каждого гражданина как организация, способная положить конец насилию и укоренить терпимость, содействовать развитию и обеспечить равенство, защитить права человека и уменьшить масштабы нищеты. А. Г. Сушанский, писатель

Гуманистический манифест

…Скоро ль мысль в порыве смелом
Лжи оковы разобьет;
Скоро ль слово станет делом,
Дело даст обильный плод?

Скоро ль разума над силой
Мир увидит торжество?

А.Н. Плещеев, 1869

Многие считают, что у человечества нет никакой цели, что оно бредет сквозь века, куда глаза глядят. Это не так! Даже беглый взгляд на этот многотысячелетний путь показывает, что человечество идет к вполне определенной цели – к такой организации общества, при которой высшей ценностью, центром вселенной должен, наконец, стать каждый человек . Не бог, не царь и не герой, не нация и не класс, не общество и не государство, а Человек , причем именно каждый человек, независимо от каких бы то ни было привходящих обстоятельств. Такую систему ценностей и принципов организации общества мы называем гуманизмом.

Долгое время движение по воплощению этих принципов в жизни человечества происходило стихийно, неосознанно, под влиянием тех или иных объективных, но не имеющих отношения к идее гуманизма, причин, в борьбе противоречивых интересов и потому медленно. Сегодня более верно, но всё еще очень медленно человечество начинает осознавать гуманизм в качестве позитивной идеи и главной цели своего развития. Великие умы прошлого поняли это уже несколько веков назад. Сегодня целый ряд международных документов, вершиной которых является Всеобщая декларация прав человека, фиксируют многие гуманистические положения в качестве цели, к которой должны стремиться государства и правительства. Однако гуманистический идеал пока не только нигде не достигнут, но даже не осознан как цель и ценность сколько-нибудь большой частью человеческого общества.

Противники гуманизма осознают свои цели более ясно, сопротивляются движению к гуманизму куда более осознано. Старый мир препятствует этому движению изо всех сил. А сил у него пока много. Это затрудняет и замедляет движение к гуманизму всего человечества.

Главная сила старого мира – опора на невежество, непонимание каждым человеком тех преимуществ, которые сулит ему реализация идеи гуманизма, шельмование гуманистических идей, навязывание людям ложных целей, культивирование незнания о том, как и в какой форме гуманизм должен и может быть реализован на практике. Вместе с тем, гуманизм не утопия, а цель вполне реальная, практически достижимая. Она дает представление о наиболее правильном способе жизни человека в обществе. Наша задача – ускорить движение к этой цели.

Очевидно, что человечество в своем развитии движется от полной несвободы каждого, от деспотии и неравенства к свободе, равноправию и демократии . Не заметить этого нельзя, стоит только об этом чуть-чуть подумать. Именно свобода, равноправие и демократия являются основой гуманизма, при обязательном условии, что все три эти составляющие распространяются на каждого человека в равной мере.

Именно там, где нет свободы, равноправия и демократии, нет и гуманизма, там большинство граждан живет плохо. Мы никогда не жили в условиях наступившего гуманизма и не знаем, что плохая жизнь – прямой результат его отсутствия.

Что же такое – свобода, равноправие, демократия, составляющие суть гуманизма?

Люди обречены на то, чтобы жить вместе, сообща. Жизнь в обществе – единственно возможный способ существования людей. И именно здесь, в обществе, проявляется свобода или несвобода человека.

Сегодня уже многие люди на земле считают самоочевидными права каждого человека на свободу и стремление к счастью. Однако, так было не всегда. В ряду ценностных категорий, таких как благородство, слава, честь, доблесть, долг, правоверие и т.п., свобода на протяжении всей человеческой истории занимала в общественном сознании второстепенное место. Не стала равная для всех свобода доминантой общественного сознания и сегодня.

Одним из важнейших принципов гуманизма является то, что счастье для себя, хорошую жизнь для себя каждый человек определяет сам. Никто не вправе указывать ему, что для него хорошо, а что плохо. Никакой другой человек, ни все люди вместе – общество, никакой общественный институт, ни, тем более, государство.

Именно поэтому гуманизм не совместим ни с одной религией, предполагающей наличие высшего существа, стоящего в центре вселенной и предписывающего человеку этические ценности и нормы. Гуманизм опирается на Разум: как на разум каждого человека, так и на разум всего человечества. Да, человечество умнеет медленно, но этот процесс идет постоянно и неуклонно.

Несовместимость гуманизма с религией не означает, что гуманизм готов запретить религии, запретить людям верить в существование высшего существа. Гуманизм уважает свободный выбор каждого, в том числе и в вопросе: верить или не верить в высшее существо. Однако гуманизм не нуждается в дополнительных источниках этических ценностей и норм. Гуманизму достаточно собственных, построенных на основе Разума, принципов. Девиз гуманистов сформулировал великий Иммануил Кант: «Sapere aude!» «Имей мужество пользоваться собственным умом!». Тот, кому такого мужества не достает, кто нуждается в идее бога, не может стать до конца гуманистом.

Согласно главному гуманистическому постулату, каждый человек является центром вселенной, наивысшей ценностью, ради которой всё остальное существует и функционирует. Ни общество – совокупность отдельных личностей, ни государство не должны иметь ни на какую личность никаких прав, только сам человек имеет право строить свою жизнь так, как он считает правильным. Это и есть свобода как неотъемлемый компонент гуманизма.

Но для гуманизма принципиально важно, что такой свободой каждый может пользоваться в равной мере с другими. Признание того, что любой другой человек может пользоваться свободой в такой же мере, как и я сам, отличает гуманиста от остальных людей.

Свобода каждого человека не может быть безграничной. Напротив, свобода каждого человека обязательно должна быть ограничена. Так было и есть: свобода всегда ограничена как в любой политической доктрине, так и на практике. Главный вопрос – каким принципом можно и нужно руководствоваться, правомерно ограничивая свободу отдельных людей? Гуманистический принцип ограничения свободы человека гласит: свобода человека может ограничиваться только требованиями обеспечения равной с нею свободы других людей, и ничем иным. Следовательно, все люди вправе пользоваться равными правами на внешнюю свободу, то есть на свободу действовать в обществе, преследуя те или иные собственные цели.

Единственная допускаемая гуманизмом форма ограничения свободы человека – это Закон . Закон вправе требовать от человека воздержания от неправомерных действий и не вправе требовать от него любых иных действий , за исключением двух: платить справедливые налоги и исполнять добровольно принятые на себя обязательства.

Главная задача закона – обеспечивать равноправие, то есть предоставлять каждому человеку максимум свободы, совместимой с таким же максимумом свободы каждого другого.

Организация людей новой формации более реальна, чем может показаться. Они находят друг друга в самые короткие сроки, понимают, где «их» человек, а где – чужак.

Когда мы задаемся вопросом, что такое идеальное государство и как его построить, то поднимаем очень непростую тему. Идеал недостижим, но все мы стоим на пути к нему, кто-то дальше, кто-то ближе. Для меня, как гуманиста, очевидно одно: лучшее государство – это наиболее гуманное объединение людей, где человек является свободным. Где он может творить и раскрывать свои потенциалы, не попадая в тиски денежного или административного тоталитаризма. Это не тот социум, где царствует «грядущий хам» Мережковского. Это общество социальной справедливости, реальных, а не декларативных возможностей, «государство с человеческим лицом». К такому идеалу мы и стремимся.

К сожалению, в современном мире мы видим в значительной мере показушную приверженность гуманизму и правам человека. Тот же Запад, выставляющий себя в качестве примера демократии, на деле имеет мощный тоталитарный базис. Постоянно приходится сталкиваться с антигуманистическими тенденциями, нередко доминирующими в общественной жизни. Поэтому необходимость говорить об этом возникает вновь и вновь.

Чтобы сделать мир лучше и построить общество, близкое к идеалу, необходима критическая масса людей, способных на понимание и поступок. Нужна идеология нового гуманного государства.

Но мы имеем дело с почти полным отсутствием объективного научного понимания того, что такое демократия в западных странах, что собой представляет государственный строй, сформированный в Украине и других постсоветских державах, а также что из себя представлял СССР. Вместо того, чтобы сделать это по канонам науки и во имя ее, юриспруденцию в постсоветских странах просто наполнили новой идеологией. Представления о «демократии», «тоталитаризме» и «авторитаризме» взяли из пропаганды. В итоге, академическая теория государства и права оказалась системой мифов, оторванных от реалий.

Неадекватны как представления о государстве, основанные на популизме и пропаганде средств массовой информации, так и теории, оторванные от реалий жизни. Например, древние философские учения о государстве и праве, хоть они и могут нам в чем-то казаться прекрасными, так же не отвечают требованиям времени, как старые и новые религиозные концепции построения государства. Во многом потеряли свою актуальность и мощные идеологии, рожденные просветителями и их последователями, речь идет о либерализме (теория демократии и правового государства) и марксизме, поскольку мир существенно изменился за последнее столетие, и реформирование государства требует новых подходов.

Итак, если мы хотим построить гуманное государство, то необходимо быть на острие и хорошо разбираться в вопросе. Здесь нужно умудриться совместить трезвость, научность, объективность с мечтательностью и верой в достижимость идеала. Все социальные эволюционные скачки человечества всегда начинались с утопий. Прогрессивные люди прошлого как бы говорили: «Да, мы знаем, что утопия – недосягаема, но мы будем работать так, будто сможем ее построить!»

Благие намерения — это хорошо, но без адекватности они лежат в основе самых неудачных политических и государственных преобразований. Не только в новой истории Украины, но и повсеместно. Именно поэтому в основании гуманного государства должна лежать новая идея, максимально отвечающая реалиям.

Следующий принцип гуманного государства – это светскость. Но, несмотря на то, что многие страны сегодня успешно смогли реализовать принцип отделения церкви от государства, теперь мы сталкиваемся с засильем государственной идеологии. И в первую очередь в западных странах, провозглашающих ее отсутствие. В гуманном обществе такая идеология не должна принимать формы злокачественного патриотизма или же дискриминации под видом борьбы с дискриминацией. Когда же власть обрастает мощным механизмом «промывки мозгов», включая систему образования и СМИ, то о какой гуманности может идти речь.

Единственный шанс построить новое общество и улучшить государство – новая Эпоха Просвещения. Просвещение 2.0. Переосмысление и возрождение гуманизма – создание неогуманизма.

Нужно учить людей защищаться от вредной информации, ведь она может быть разрушительной. Современные государства, срастаясь с финансово-олигархическими кругами, вооружились машиной контроля сознания, которой не знала ни одна церковь и ни одно тоталитарное общество в прошлом. Поэтому, если мы хотим улучшить мир, нужно создавать островки образования, где бы учили мыслить, владеть информацией и защищаться от манипулирования. И тогда у «поколения свободы» будет шанс построить гуманное государство.

Но для этого необходимо, чтобы человек культуры, человек просвещения, человек интеллигентского типа (я говорю о подлинной интеллигенции, а не о людях, относящихся к «интеллигентским» профессиям) вновь стал оказывать влияние на ход истории. Новая идеология должна быть идеологией интеллигенции. Организация людей новой формации более реальна, чем может показаться. Они находят друг друга в самые короткие сроки, понимают, где «их» человек, а где – чужак.

Если появится критическая масса людей этого склада в совокупности с их организованной деятельностью, то возможно изменение мира к лучшему. И именно в такой среде могут возникнуть новые идеи по улучшению общества и государства. Я не исключаю появление новых политических идеологий и партий на почве этой «интеллигентской мафии». Если и возможно государство с человеческим лицом, гуманное государство, то только творимое людьми… с человеческим лицом.

Павел МИНКА
[email protected]

Еще статьи в этом разделе

Российское гуманистическое общество

Российское Гуманистическое Общество (РГО)
Членство:

добровольное

Исполнительный комитет:
Тип организации:

Общественная организация

Руководители
Президент
Члены Исполкома

Главная цель - защита и распространение идей светского гуманизма

Официальный печатный орган - ежеквартальный журнал «Здравый смысл»

Российское гуманистическое общество (РГО) (полное название: Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма «Российское гуманистическое общество») - российская негосударственная организация, заявляющая своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма . Зарегистрирована 16 мая 1995 года .

Устав

Согласно уставу РГО, общество «является межрегиональным общественным объединением на добровольных началах лиц, заинтересованных в разработке и распространении в Российской Федерации идей и принципов светского (гражданского или секулярного) гуманизма».

Направления деятельности

Научная

РГО занимается теоретической разработкой идей гуманизма, организацией научных исследований, конференций, симпозиумов и семинаров, посвященных вопросам светского гуманизма.

Одним из направлений деятельности РГО является создание центров независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выявления их достоверности и реального смысла.

Общество провело две международные конференции - «Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности» (Москва, 2-4 октября 1997 г.) и «Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000 г.).

Запланированный на 25 - 27 мая 2007 года международный научный симпозиум «Наука и человеческие ценности» не состоялся.

Учебно-воспитательная и культурно-просветительская

РГО занимается разработкой учебников и учебно-методических материалов по дисциплине «Гуманизм» и организацией ее преподавания на всех уровнях системы народного образования. Созданием и внедрением в практику воспитательных программ, способствующих выработке гуманистического мировоззрения, стиля и психологии мышления, основанных на здравом смысле и скептицизме, научности, объективности, конструктивности и гуманности. Так, членами РГО были разработаны спецкурсы для студентов специальности «философия», такие как «Гуманистическая философия, психология и педагогика», , «Основы современного гуманизма. Спецкурс для студентов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова» , «Позитивная психология личности и мышления» , «Позитивная философия образования» , «Основы критического мышления» .

По направлению критики различных форм мистицизма и иррационализма РГО тесно сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований , возглавляемой академиком Э. П. Кругляковым. При активном участии РГО 3-7 октября 2001 года в Москве в здании Президиума РАН состоялся международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования», на котором обсуждались проблемы социального и ценностного статуса науки, конфронтации научного и антинаучного знания, распространения паранормальных верований и др.

Издательская

Издание журналов гуманистического и научно-скептического направлений, подготовка и публикация материалов: книг, брошюр, программ и т. д., связанных с научной разработкой идей и ценностей науки и светского гуманизма.

Российское гуманистическое общество, Исследовательский центр РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке американского Исследовательского центра и Совета по секулярному гуманизму (Амхерст), философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского философского общества и Общероссийского общественного движения «За здоровую Россию» издает с осени 1996 года по сегодняшний день журнал «Здравый смысл: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов ».

РГО публикует или содействует публикации книг и брошюр по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода: П. Куртц «Запретный плод. Этика гуманизма» (2002); В.А. Кувакин «Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека» (1998); П. Куртц «Искушение потусторонним» (1999); А. Круглов «Словарь. Психология и характерология понятий» (тт. 1-3, 1999); П. Куртц «Мужество стать. Добродетели гуманизма» (2000), «Современный гуманизм. Документы и ис-следования» (2000), «Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира» (2001), Г.В. Гивишвили «Феномен гуманизма» (2001), «Поругание разума» (2001), «Философия гуманизма» (2009), С.С. Перуанский «Манифест гуманистической партии», М.М. Богословский «Душа человеческая» (2002), В. Лашов «Гуманизм Льва Шестова» (2002), «В защиту разума» (2003), В. Васин, Б. Кулик «”Антиинтеллектуальные” размышления двух людей, живущих по разные стороны океана» (2003), «Натуралистический прагматизм в американской философии» (2003). Альманах «Светский союз» (ежегодные выпуски с2002 г.).

Социальная

Установление контактов для совместной деятельности с общественными организациями и государственными учреждениями, в функции которых входят задачи гуманизации социальных отношений, защиты прав человека и поддержки незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов, малоимущих и т. д.).

РГО поддерживает связи с такими организациями как , Межрегиональная общественная организация «Союз атеистов», Атеистическое общество Москвы (АТОМ) .

Международная

Организация занимается развитием сотрудничества с зарубежными и международными организациями светского (секулярного) гуманизма.

Состав

Президентом РГО - профессор МГУ В. А. Кувакин .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Российское гуманистическое общество" в других словарях:

    - «Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) одно из направлений современн … Википедия

    Валерий Александрович Кувакин Дата рождения: 8 мая 1939(1939 05 08) (73 года) Место рождения: Москва, СССР Страна … Википедия

    РГО, аббревиатура. Может означать: Некоммерческие организации: РГО Русское географическое общество. РГО Российское гуманистическое общество. РГО Российское газовое общество. РГО Русское горное общество. РГО Русское генеалогическое общество. РГО… … Википедия

    АТЕИЗМ - [от греч. ἄθεος отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно богословской т. зр. неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира… … Православная энциклопедия

    РГО - Российское гуманистическое общество http://www.ateism.ru/​rgo/​ организация, РФ РГО Российское газовое общество организация, РФ РГО Русское гимнастическое общество … Словарь сокращений и аббревиатур

    В Википедии … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Петрик. Виктор Иванович Петрик … Википедия

    Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований научно координационная организация при Президиуме Российской академии наук. Образована в 1998 году по инициативе академика РАН Виталия Гинзбурга. Комиссия вырабатывает… … Википедия

Наше гуманное общество

Полезно критиковать свое общество. Но не менее полезно помнить, как было раньше. И не обольщаться сказками про современных садистов и ангелоподобных людей прошлого.

Как изменились нравы - вот пример: в 1950-е годы Европу поразила эпидемия полиомиелита. Больному полиомиелитом можно помочь... Нужно некоторое время «дышать» за него. Это может сделать аппарат для искусственной вентиляции легких - но в 1950-е годы таких аппаратов было во много раз меньше, чем больных.

И добровольцы сидели у постелей больных, сжимая руками грушу. Элементарную резиновую грушу с резиновым же шлангом. И ведь спасли множество людей!

Дисциплина и мужество? Да. И еще удивительно высокий уровень гуманного отношения к человеку. Массовый уровень.

Такого отношения к человеку не было никогда до середины XX века. Нет и сегодня в большинстве стран мира.

Из книги Литературная Газета 6233 (29 2009) автора Литературная Газета

Дело наше и не наше Событий в мире и стране много, реагировать на них в "ЛГ" в отличие от других изданий, где я публикуюсь чаще, не всегда получается. Тем более что в последних колонках мне пришлось касаться только ретроспективыПрежде всего нельзя пройти мимо "исторической"

Из книги Проблемы культуры. Культура старого мира автора Троцкий Лев Давидович

Л. Троцкий. ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ{53} ИДЕАЛЫ И ГУМАННОЕ ТЮРЬМОВОЗЗРЕНИЕ «Люди культуры видят в идее государственности базис для известного рода профессии, дающей или прямые выгоды в виде жалованья, или выгоды косвенные в виде премии за принадлежность к той или другой

Из книги Основы метасатанизма. Часть I. Сорок правил метасатаниста автора Морген Фриц Моисеевич

Гуманное наказание (http://fritzmorgen.livejournal.com/118883.html)Любопытное дело, вчерашняя статья (про убитого водителем студента) была о гражданской ответственности и о самосуде. А обсуждали в комментариях, в основном, моральных облик убитого и убийцы. Которые, в общем, не имеют ровно

Из книги Газета День Литературы # 65 (2002 1) автора День Литературы Газета

Лев Аннинский "НАШЕ ВСЁ" - НАШЕ НИЧЕГО? (Мифотворчество на прицеле у мифоборчества) "...Правдивый или лживый - не имеет значения..." Юрий Дружников. Из очерков о Пушкине Пушкинский миф - предмет пристального рассмотрения и яростного

Из книги Крах США. Вторая гражданская война. 2020 год автора Читтам Томас Уолтер

НАШЕ НЕСТАБИЛЬНОЕ РАСКОЛОТОЕ ОБЩЕСТВО «Единственное устойчивое государство - это государство, в котором все люди равны перед законом». Аристотель Многонациональные империи - это всегда классовые, многосословные, недемократические общества, потому что империи не

Из книги Файлы будущего: история следующих 50 лет автора Уотсон Ричард

Пять главнейших тенденций, которые изменят наше общество Глобализация. Ранее глобализация была практически синонимом американизации, но в настоящее время она стала скорее обозначать возможность более широкого пересечения с людьми, товарами и идеями из самых разных

Из книги Итоги № 3 (2013) автора Итоги Журнал

Галопом по европам / Общество и наука / Наше вс Галопом по европам / Общество и наука / Наше вс Александр I лелеял мечту занять место Наполеона в Европе. В этом и состоит тайный замысел заграничного похода русской армии В первый

Из книги Итоги № 9 (2013) автора Итоги Журнал

Из книги Итоги № 13 (2013) автора Итоги Журнал

Первый по вертикали / Общество и наука / Наше вс Первый по вертикали / Общество и наука / Наше вс Тишайшими не были ни царь Алексей Михайлович, ни время, в которое он правил «Мы видим перед собою… бессилие при силе, бедность при

Из книги Итоги № 19 (2013) автора Итоги Журнал

Отец солдатам / Общество и наука / Наше вс Отец солдатам / Общество и наука / Наше вс Попытки реформировать российскую армию никогда не заканчивались добром для их инициаторов. Пример - трагическая судьба императора Павла I Если бы

Из книги Итоги № 21 (2013) автора Итоги Журнал

Ода к радости / Общество и наука / Наше вс Ода к радости / Общество и наука / Наше вс Откуда пошла идея единой Европы и почему Россия в итоге осталась от нее в стороне Реалии и перспективы единой Европы продолжают будоражить умы и

Из книги Итоги № 23 (2013) автора Итоги Журнал

Государство - это мы / Общество и наука / Наше вс Государство - это мы / Общество и наука / Наше вс Откуда есть пошли олигархи в государстве Российском Верховная власть в России, притом что она издревле персонифицирована, как

Из книги Итоги № 25 (2013) автора Итоги Журнал

Война престолов / Общество и наука / Наше вс Война престолов / Общество и наука / Наше вс Вторая мировая развела Романовых по разные стороны линии фронта События, связанные с бывшей российской императорской семьей во время Второй мировой войны, -

Из книги Куда идут русские? автора Лапин Александр Алексеевич

Как реагирует наше общество? Большинство женщин считают, что нам это не подходит. Однако многие просто не понимают: если человек не состоялся как мужчина, ему на Кавказе и одной жены не дадут. Помню, в армии служил со мной чеченец Ваха. Здоровый был, фотографию своей невесты

Из книги Итоги № 9 (2014) автора Итоги Журнал

Отреченные / Общество и наука / Наше вс Отреченные / Общество и наука / Наше вс «Последний русский царь отрекся из гордости - когда увидел, что его предали практически все», - считает академик РАН Юрий Пивоваров В ночь на 2 (15) марта 1917

Из книги Психоз планеты Земля автора Островский Борис Иосифович

«Гуманное» оружие Исследования профессора Гавро, показавшие, что интенсивный инфразвук ухудшает зрение, вызывает тошноту, боли в животе, чувство страха, побудили кое-кого создать инфразвуковое оружие. Так, в газетах промелькнуло сообщение о созданной по заказу

Российское Гуманистическое Общество (РГО)
Членство добровольное
Исполнительный комитет Москва
Тип организации Общественная организация
Руководители
Президент Я. Б. Головин
Члены Исполкома И. В. Востриков, Я. Б. Головин, И. И. Кондрашин, В. А. Кувакин , С. Ю. Лутошкина, В. В. Морозова, О. В. Пастушкова, Ф. В. Цанн-кай-си
Основание
Дата основания 16 мая 1995 года
Главная цель - защита и распространение идей светского гуманизма
Официальный печатный орган - ежеквартальный журнал «Здравый смысл»
Официальный сайт РГО www.humanism.ru

Российское гуманистическое общество (РГО) (полное название: Межрегиональная общественная организация содействия развитию гуманизма «Российское гуманистическое общество») - российская негосударственная организация, заявляющая своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма . Зарегистрирована 16 мая 1995 года .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    В. А. Кувакин о лженаучности гомеопатии

    QualiaSoup - Что такое секуляризм? [Фактор понимания]

    Советы по Воспитанию Детей - Амонашвили Ш.А.

    Субтитры

Устав

Согласно уставу РГО, общество «является межрегиональным общественным объединением на добровольных началах лиц, заинтересованных в разработке и распространении в Российской Федерации идей и принципов светского (гражданского, или секулярного) гуманизма».

Направления деятельности

Научная

РГО занимается теоретической разработкой идей гуманизма, организацией научных исследований, конференций, симпозиумов и семинаров, посвящённых вопросам светского гуманизма.

Одним из направлений деятельности РГО является создание центров независимой экспертизы заявлений о паранормальных, таинственных и мистических явлениях с целью выявления их достоверности и реального смысла.

Общество провело две международные конференции - «Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности» (Москва, 2-4 октября 1997 года) и «Наука и гуманизм - планетарные ценности третьего тысячелетия» (Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000 года).

Запланированный на 25 - 27 мая 2007 года международный научный симпозиум «Наука и человеческие ценности» не состоялся.

Учебно-воспитательная и культурно-просветительская

РГО занимается разработкой учебников и учебно-методических материалов по дисциплине «Гуманизм» и организацией её преподавания на всех уровнях системы народного образования. Созданием и внедрением в практику воспитательных программ, способствующих выработке гуманистического мировоззрения, стиля и психологии мышления, основанных на здравом смысле и скептицизме, научности, объективности, конструктивности и гуманности. Так, членами РГО были разработаны спецкурсы для студентов специальности «философия», такие как «Гуманистическая философия, психология и педагогика» , «Основы современного гуманизма. Спецкурс для студентов философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова» , «Позитивная психология личности и мышления» , «Позитивная философия образования» , «Основы критического мышления» .

По направлению критики различных форм мистицизма и иррационализма РГО тесно сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований . При активном участии РГО 3-7 октября 2001 года в Москве в здании Президиума РАН состоялся международный симпозиум «Наука, антинаука и паранормальные верования», на котором обсуждались проблемы социального и ценностного статуса науки, конфронтации научного и антинаучного знания, распространения паранормальных верований и др.

Издательская

Издание журналов гуманистического и научно-скептического направлений, подготовка и публикация материалов: книг, брошюр, программ и т. д., связанных с научной разработкой идей и ценностей науки и светского гуманизма.

Российское гуманистическое общество, Исследовательский центр РГО при МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке американского Исследовательского центра и Совета по секулярному гуманизму (Амхерст), философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, Российского философского общества и Общероссийского общественного движения «За здоровую Россию» издаёт с осени 1996 года журнал «Здравый смысл: Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов ».

РГО публикует или содействует публикации книг и брошюр по гуманизму, свободомыслию и научному скептицизму. Среди изданий такого рода:

  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. - М. : РГО, 2002. - 222 с.
  • Кувакин В. А. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека. - 1998.
  • Куртц П. Искушение потусторонним. - 1999.
  • Круглов А. Словарь. Психология и характерология понятий: в 3 т. - 1999.
  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. - М. : РГО, 2000. - 160 с.
  • Современный гуманизм: Документы и исследования. - М. : РГО, 2000. - 144 с.
  • Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. - М. : РГО, 2001. - 597 с.
  • Гивишвили Г. В. Феномен гуманизма. - М. : РГО, 2001. - 400 с.
  • Поругание разума. - 2001.
  • Философия гуманизма. - 2009.
  • С. С. Перуанский «Манифест гуманистической партии»
  • Богословский М. М. Душа человеческая. - М. : РГО, 2002. - 175 с.
  • Лашов В. В. Гуманизм Льва Шестова. - М. : РГО, 2003. - 117 с.
  • В защиту разума. - М. : РГО, 2003. - 246 с.
  • Васин В. М. , Кулик Б. А. «Антиинтеллектуальные» размышления двух людей, живущих по разные стороны океана. - М. : РГО, 2003. - 320 с.
  • Прагматический натурализм в американской философии: сб. ст. : пер. с англ. - М. : РГО, 2003. - 104 с.
  • Альманах «Светский союз» (ежегодные выпуски с 2002).

Социальная

Установление контактов для совместной деятельности с общественными организациями и государственными учреждениями, в функции которых входят задачи гуманизации социальных отношений, защиты прав человека и поддержки незащищённых групп населения (пенсионеров, инвалидов, малоимущих и т. д.).

РГО поддерживает связи с такими организациями, как , Межрегиональная общественная организация «Союз атеистов», Атеистическое общество Москвы (АТОМ) .

Международная

Российское гуманистическое общество является членом Международного гуманистического и этического союза (МГЭС) и Европейской гуманистической федерации (ЕГФ).