Если бы нужно было выбрать только одну пару брюк на всю жизнь, большинство из нас инстинктивно выбрали бы джинсы. Их проще всего носить и комбинировать. Зачастую это любимая одежда для уикенда, которой мы с сожалением лишаем себя в другие дни. «Вовсе не лишаем, - возразят представители "свободных" профессий. - “Мы можем ходить на работу даже в рваных джинсах. Никто не запрещает. Лишь бы был результат"». И тут начинается идеологический спор между теми, кто считает, что джинсы несолидно «выгуливать» на работу, и теми, кто уверен, что они дают комфорт, которого в офисе порой так не хватает. Давайте вникать. Джинсы - вечная тема, которая каждый год обсуждается во всех модных журналах. Нам рассказывают, как их носить, с чем и какие фасоны в этом году наиболее актуальны. История джинсов началась еще во времена золотоискателей, то есть почти два века назад. Сейчас эту самую демократичную одежду носит весь мир. В джинсах ходят с 1 января по 31 декабря. Они не знают возрастных ограничений. Мало какой предмет одежды может похвастаться столь долгой успешной историей. А раз так, то вполне объяснимо, почему джинсы проникли и в офисы всего мира. Но почему тогда этот факт смущает многих работодателей и сотрудников? Может, дело в эмоциях, которые мы стремимся испытывать на работе. Или в том, что мы хотим видеть «правильное» отношение к делу на рабочих местах? О чем я? Замечали ли вы, что разная одежда приводит нас в разное состояние: как с точки зрения чувств, так и с точки зрения поведения. В вечернем платье и шляпке сразу выпрямляется спина, взгляд становится аристократичным, жесты - более плавными, шаги - медленными. Будто дух времен кринолина диктует нам, как себя вести. В шортах и кедах походка и настроение уже другие. Точно так же с костюмом-двойкой и джинсами. Стиль - это жест! Именно его считывают наши собеседники. Не много ли свободы и бунтарства в джинсах для офиса? Помогают ли нам джинсы чувствовать себя в офисе налегке, но при этом оставаться в тонусе и достигать результата?

Тем, кто не готов отказаться от ношения джинсов в офис, я бы рекомендовала выбирать джинсы из максимально необработанной ткани (темно-синие, без каких-либо потертостей и «украшательств»). Это поможет сгладить контраст между классикой и «бунтарством». Издалека такие джинсы легко спутать с черными классическими брюками. К ним можно подобрать светлую сорочку, заправленную внутрь, строгий ремень, пиджак или блейзер для дам (их всегда можно снять, если жарко, а рукава сорочки подвернуть), туфли и для завершения образа аксессуары - простые и солидные.

Дело не в том, что именно надеть: джинсы или деловой костюм, а в том, зачем. Одеваться нужно осознанно. Это значит - понимать, почему чаще всего вы делаете выбор в пользу, например, синего цвета, а не зеленого. Или выбирать на деловую встречу кардиган, а не пиджак, осознавая, что этот выбор говорит о вас собеседнику. Знать, почему вам нравится красная помада и не нравится френч. Надевать модные брюки, понимая, что это рассказывает о вас другим. Знать, почему в вашем гардеробе днем с огнем не сыскать вещей с глубоким декольте или ярких галстуков. Отдавать себе отчет в том, почему в офисе только джинсы помогают избежать скованности. Это вопрос фокуса, интереса и желания. Если вам пока сложно об этом размышлять или вы просто об этом никогда не задумывались, не переживайте, «мышца стиля» накачивается.

«Пойду пройдусь», «У меня перерыв», «Засиделся, надо размяться», «Пойду воздухом подышу», «Прогуляемся до соседнего отдела» — всем сотрудникам нужны перерывы в работе. Трудятся ли они в офисе или в цехе, за компьютером или у станка, с людьми или документами — режим труда и отдыха всегда имеет место. Какое количество времени можно и нужно отводить на чаепития, обеды, «прогулки»? Как часто можно устраивать «перекуры»? Как эффективно контролировать время на отдых для работников?

Представляем очередной пост из серии HR о правильной регламентации перерывов для офисных сотрудников.

Что насчет закона?

Правильно — это, прежде всего, в соответствии с действующим законодательством. Трудовой кодекс РФ гласит следующее. По статье 108 «Перерывы для отдыха и питания» главы 18 раздела V, «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем».

То есть, если в вашей организации, как и в большинстве других, сотрудники офиса работают с 9 до 18 (с 10 до 19), то перерыв на обед у них обычно составляет 1 час. Его можно увеличить до 2 часов (если, например, столовая находится достаточно далеко от офиса или сотрудники предпочитают ездить на обед домой в другой конец города) или сократить до 30 минут. Соответственно, нужно увеличивать или сокращать время пребывания на рабочем месте. Не забываем, что рабочий день — это 8 часов времени. Обычно перерыв для отдыха и питания предоставляется работникам примерно спустя четыре часа после начала работы. Кстати нужно отметить, что этот перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается, а значит, может использоваться работником исключительно по своему усмотрению. Он может пообедать, сходить в магазин или по другим личным делам.

С основным приемом пищи — обедом — все более или менее понятно. Гораздо больше вопросов на практике вызывают «перекуры», «прогулки» по коридорам и чаепития. Давайте разбираться. Работа офисного сотрудника так или иначе связана с использованием компьютера, и именно этим условием обычно обусловлено наличие небольших перерывов, «пятиминуток» в течение рабочего дня. Опять же, по закону, для предупреждения преждевременной утомляемости работников — пользователей ПК — рекомендуется организовывать рабочее время путем чередования работы с использованием компьютера и без него (п. 1.3 приложения 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Если же работа требует постоянного взаимодействия с монитором (набор текстов, просмотр информации, ввод данных) с напряжением внимания и сосредоточенностью, то рекомендуется организовывать перерывы на 10 - 15 минут через каждые 45 - 60 минут работы. Нужно подчеркнуть, что такие перерывы включаются в рабочее время в силу ч. 1 ст. 109 ТК РФ. Они нужны для снижения нервно-эмоционального напряжения и устранения влияния гиподинамии (недостаточной мышечной активности). Кто-то из сотрудников может прогуляться по коридору или выйти на улицу, сделать зарядку или посидеть в кресле в комнате отдыха. Да что говорить, иногда простая возможность встать, подойти к окну или налить чашку чая действует хорошо: и через 5 минут с новыми силами человек возвращается за работу.

Вернемся в реальный мир

Все было бы совсем отлично, если бы все сотрудники работали с одинаковой отдачей и отдыхали ровно столько, сколько нужно их организму для восстановления работоспособности. На деле, любой руководитель сталкивался с ситуациями неконтролируемых перерывов и «перекуров»: по одному или группами, своим отделом или цепляя чужие, работники выходят в «курилку» или офисную кухню: «У нас законный перерыв». В итоге, этот перерыв затягивается на больший срок, чем положено, работа останавливается, а дисциплина стремительно падает. О пользе разговоров между сотрудниками в перерывах, о плюсах неформального общения говорить не приходится, поскольку мы рассматриваем случаи, когда такие затяжные «перекуры» существенно влияют на качество и результаты труда.

По отношению к свободному времени на рабочем месте всех сотрудников можно разделить на два типа. Первые, закончив выполнять свою работу в рамках функционала, решив минимальное количество задач в день, сидят в соцсетях, каждые десять минут выходят пообщаться с коллегами, звонят по личным вопросам. Словом, используют рабочее время непродуктивно — получаются сплошные перерывы.

Второй тип сотрудников, выполнив обычный объем работы в день, начинают активно искать другие занятия самостоятельно (ищут, что можно улучшить в повседневной деятельности, видят проблемы, ставят и решают задачи помимо непосредственных обязанностей) или через обращение к своему руководителю («А что еще мне сделать?», «А давайте я вот этим займусь?», «Есть еще какие-нибудь задачи для меня?»). В случае со вторым типом о нецелесообразном использовании перерывов и речи быть не может. Ведь, как мы помним, это сотрудники категории А; они, как правило, инициативные, организованные трудоголики — в плане дисциплины с ними проще.

Вернемся к перерывам. Общая их продолжительность для всех сотрудников при работе за ПК может составлять от 50 до 90 минут при обычном «офисном» рабочем дне в 8 часов. Эти перерывы необходимо регламентировать с помощью внутренних локальных нормативных актов; обычно режим труда и отдыха описывается в Правилах внутреннего трудового распорядка, также это могут быть приказы и распоряжения руководителя. С такими документами обязательно нужно знакомить под роспись всех новых сотрудников и весь коллектив в случае принятия нового документа. Невыполнение принятых правил является поводом для вынесения дисциплинарного взыскания со всеми вытекающими последствиями (вплоть до увольнения при систематическом нарушении).

Перерывы можно прописывать, строго привязывая их ко времени, например «каждые два часа по 10 минут в начале часа», или делая «плавающими». Как отслеживать время отсутствия сотрудника на рабочем месте? Для этого существуют различные сервисы учета рабочего времени, можно установить специальные программы на ПК, в корпоративных информационных системах часто есть функция такого учета. Совсем простой вариант — сотрудник, уходя на перерыв и возвращаясь с него, оставляет записку руководителю с указанием времени перерыва.

Отдельно нужно сказать о курении во время работы. Относить ли перерывы на курение к основным перерывам или нет — вопрос неоднозначный. Часто курящие сотрудники не меньше остальных ходят по коридорам, пьют чай и общаются по телефону не по рабочим делам. Поэтому их рабочий день сокращается еще больше. Как бороться с частыми «перекурами»? Здесь мы, конечно, говорим не о вреде курения, а о том, как можно регламентировать такое нерабочее времяпрепровождение.

Есть много разных идей. В пример можно привести работодателей, которые в борьбе за здоровье персонала совсем запрещают курение на территории предприятия, однако здесь появляется вероятность того, что сотрудники будут «бегать за угол», опаздывать утром на работу. Снижать зарплату за курение неправомерно, а вот доплачивать некурящим можно, такая практика тоже есть. Неплохо в компаниях работает и такой вариант — курящим сотрудникам попросту увеличивают продолжительность рабочего дня. Скажем, занимают у него «перекуры» 30 минут в день — значит, и рабочий день увеличивается на полчаса.

Вместо заключения

Перечислим несколько простых правил, которые помогут эффективно регламентировать перерывы в работе офисных сотрудников.

  • Режим труда и отдыха должен быть одинаковым для всех работников.
  • Разрабатывая этот режим, нужно учесть характер работы (офис, производство, наличие ПК и прочее), продолжительность рабочего дня, чередование рабочих и выходных дней.
  • Всех сотрудников надо ознакомить под роспись с документами, регламентирующими перерывы.
  • Необходимо разработать и внедрить систему контроля использования перерывов сотрудниками.
  • Эта система должна быть простой и понятной всем сотрудникам.

И еще — не стоит забывать о том, что перерывы действительно нужны. Работник, полностью погруженный в работу в течение 8 часов, «привязанный» к рабочему месту в прямом смысле слова — это не только незаконно, но и не эффективно. Известно, что самые большие достижения и успехи в работе мы часто делаем именно после перерыва (будь то отпуск или чашка чая у окна).

Поэтому важно подобрать для своей компании именно ту индивидуальную схему, которая будет работать, найти баланс между рабочим временем, трудом и отдыхом на каждом рабочем месте.

Высоких вам конверсий!

Дарья Хоромская,
руководитель HR-отдела LPgenerator

ЗДОРОВАЙТЕСЬ С ЛЮДЬМИ

Не навязывайтесь. В опен-спейсе приветствуйте всех сразу, не обращаясь ни к кому конкретно. Жмите протянутые руки, но обходить с этой целью всех мужчин не нужно. Если женщина из соседнего крыла однажды попросила вас помочь починить кофемашину, которую вы в итоге доломали, и теперь кивает вам с улыбкой, отвечайте ей. Если уводит взгляд – не мешайте вас избегать.

ДЕЛИТЕСЬ

Будьте щедры и ­бескорыстны. Делитесь зарядкой, наушниками, идеями. Передаривайте ненужные подарки и угощайте дармовым алкоголем. К человеку, у кото­рого всегда припа­сено что-то приятное, больше симпатии.

НЕ БЕРИТЕ ЧУЖОЕ

В офисе, как и в армии, работает понятие «потерял», а не «украли». И все же пропажа степлера, флешки или чокера не дает право добирать «потерянное» на других столах. Даже глоток коньяка из чужих запасов должен быть восполнен целой бутылкой того же напитка.

НЕ НОСИТЕ ОДНО И ТО ЖЕ

Нет нужды ежедневно менять весь образ. Особенно если дресс-код детально прописан в трудовом договоре. Но обновлять внешний вид необходимо постоянно. Одной свежей рубашки тут мало: платочек в кармане пиджака тоже нужно менять.

НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯЙТЕ АРОМАТАМИ

Пощадите рецепторы окружающих, и без того измотанных парами незамерзайки, выхлопными газами и пассивным вейпингом. Ценителей селективной парфюмерии гораздо меньше, чем кажется. Поэтому лучше не допшикать, чем переборщить. Кстати, нет ничего страшного в том, чтобы сделать замечание источнику необычного аромата. Это не обидит его, а только сделает лучше. Главное в этом разговоре – переходить сразу к делу.

СОБЛЮДАЙТЕ ДРЕСС-КОД

«Одежда сотрудника должна быть чистой и опрятной» – такой пункт есть в каждом трудовом договоре. Если нет строгих правил, то шорты, олимпийка и сандалии формально соответствуют требованию «чистый и опрятный», но радикально расходятся с понятием «уместность». Как бы ни был удобен спортивный костюм, для всего есть место и время.

НЕ НАПИВАЙТЕСЬ НА КОРПОРАТИВАХ

А точнее – не напивайтесь сильнее остальных. Корпоратив не Лас-Вегас – то, что было на нем, обязательно подхватят злейшие языки вашего офиса.

ДЕРЖИТЕ ТЕЛЕФОН В БЕЗЗВУЧНОМ РЕЖИМЕ

Далеко не все еще понимают, насколько неприлично стало тревожить людей звонками. К числу этих старообрядцев часто относятся важные партнеры и клиенты, которым не бросишь небрежное «пишите в WhatsApp». Дольше будете объяснять, что это. Звонят они, конечно, именно в тот момент, когда вы на секунду отошли, оставив телефон на столе. На этот случай всегда держите свой гаджет не просто на вибрации, а в беззвучном режиме. Понурое мычание вибрирующего аппарата раздражает коллег не меньше, чем припадочные переливы мелодии звонка.

СПЛЕТНИЧАЙТЕ С УМОМ

Соблазн ввязаться в увлекательное обсуждение слабостей и недостатков кого-то из коллег необычайно велик. Если не можете удержаться, то хотя бы полоскайте чужие кости взвешенно и аргументированно. Старайтесь это делать лишь с проверенными коллегами. Знайте, что где-то рядом с вами тоже активно обсуждают, чей вы сын и с кем вы спите.

ФЛИРТУЙТЕ ТОЛЬКО С ЗАМУЖНИМИ

Служебный роман – история бессмысленная и малопродуктивная. Рано или поздно он закончится, а вам еще делить лифт, переговорку и микроволновку. Другое дело – легкий флирт с глубоко и счастливо замужней сотрудницей. В такой конфигурации никто никому не сломает жизнь и никто ни на что не будет претендовать.

МАТЕРИТЕСЬ ПО ДЕЛУ

Чувство мата, как и чувство юмора, должно быть деликатным. Бездумная матерщина хаотична и деструктивна. Смысла в ней меньше, чем в слайдах Power Point. Чувствуйте момент и аудиторию. Неловко брошенное в неверную сторону бранное слово может стоить вам репутации приличного человека, превратив в глазах окружающих в трамвайного хама. А это не самая выгодная для джентльмена характеристика.

БОЛЕЙТЕ ДОМА

Растрепанный человек с красными глазами и шмыгающим носом, который генерирует не идеи, а бациллы, ничего, кроме раздражения, вызвать не может. Никто не оценит подвига температурящего трудяги. Причем не столько из-за отсутствия в вашем образе эстетической составляющей, сколько из-за стремящегося к нулю КПД.

НЕ ПРОСИТЕ УДАЛИТЬ ВАС ИЗ ПЕРЕПИСКИ, В КОТОРУЮ ПОПАЛИ СЛУЧАЙНО

Спокойно и с пониманием перетерпите эту оргию под названием «Клиент вернулся с новыми правками» и не влезайте со своим воплем: «Коллеги, удалите мой адрес из переписки!» Все и без вас на нервах, и ваше сообщение, не относящееся непосредственно к делу, мало кого обрадует. Ошибки случаются, но не заставлять же всех участников переписки вымарывать ваш адрес из адресной строки.

ЕШЬТЕ В СПЕЦИАЛЬНО ОТВЕДЕННЫХ МЕСТАХ

Надо ли говорить, что частицы пищи, попадающие под клавиатуру, превращают ее из рабочего инструмента в источник микробов, а запах котлет и вид жующего человека дурно влияют на офисную атмосферу? Да, надо. Иначе тысячи ланч-боксов ежедневно откупоривались бы прямо на рабочих местах. Мало того, что обед без отрыва от производства хуже усвоится, так еще и отношение к вам станет таким же холодным, как ваша котлета. Необходимо сменить обстановку. Как минимум для того, чтобы сделать перерыв в работе и стать не только сытым, но и полезным.

ОСТАВАЙТЕСЬ НА СВЯЗИ ВО ВРЕМЯ ПЕРЕКУРОВ, ПЕРЕКУСОВ И ВНЕШНИХ ВСТРЕЧ

Все самое важное происходит в неподходящий момент. Аврал, как автобус, появляется неожиданно, стоит только прикурить. Никто не умрет, если вы отреагируете не сразу, а после чашки лавандового рафа, но пропадать с радаров хуже, чем не перезвонить.

ПРИДУМАЙТЕ КРАСИВУЮ ПРИЧИНУ ОПОЗДАНИЯ

А лучше – озвучьте настоящую. Рассказывать про то, что с утра вы доделывали с ребенком скворечник, а потом забежали сдать кровь, параллельно раздавая вещи бедным, – при этом дышать в сторону и прихлебывать минералку, – крайне бесперспективно. Зато честность примут и оценят.

НЕ ВЕЙПИТЕ

Вообще никогда и нигде.

ПРОСТАВЛЯЙТЕСЬ

Помяться у стола с одноразовыми стаканчиками должен хоть раз в жизни каждый офисный работник. Если вы по случаю своего дня рождения (повышения, женитьбы, развода) не накормите коллектив пиццей и пирогами, он воспримет это как неуважение.

НЕ ПРИБЛИЖАЙТЕ ПОДЧИНЕННЫХ

Люди часто принимают доброту и открытость за слабость и бесхарактерность. Чем ближе вы общаетесь с подчиненными, тем чаще у них будет прорывать трубу или помирать кошка. В один момент вас просто начнут ставить перед фактом по эсэмэс, в котором будет что-то вроде «Привет. Я сегодня из дома». Держите дистанцию и не обсуждайте работу между тостами и песнями в караоке.

СОХРАНЯЙТЕ ЗДОРОВЫЙ КЛИМАТ

Борьба за пульт от кондиционера и споры по поводу угла наклона жалюзи – те случаи, когда лучше уступить. Всегда найдется аллергик, хроник или просто кретин, который будет вопить из угла про врожденную непереносимость сквозняка и застуженные пазухи.

Глупо с умным видом доказывать, что профиль в Facebook – личное пространство. Избегайте глубокого проникновения коллег в недра вашего аккаунта. Вам еще с ними строить карьеру, ходить на бизнес-ланчи и мучиться на бизнес-тренингах. Не посвящайте их в детали своей жизни.

НЕ КИЧИТЕСЬ

Всегда кажется, что другие получают больше, а работают меньше. Люди слишком завистливы и несправедливы для того, чтобы искренне порадоваться вместе с вами новой машине, красивым часам или девушке-модели. Приберегите всю эту роскошь для параллельной жизни, которая начинается после офисной. На работе скромность или даже аскеза украшают больше, чем золотые часы на руке и полный привод на стоянке.

ДЕРЖИТЕ В ЧИСТОТЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО

Неряхи не вызывают доверия. Кучи всякого дерьма на столе и вокруг него – это не творческий беспорядок. Это просто кучи всякого дерьма. В творчестве никак не помогут пакетики от кешью, конфетти, пустой кулек и прошлогодняя газета. Каким бы талантливым сотрудником вы ни числились, чистоплотность в качестве дополнительной опции образу не помешает. Не то что этот цветочный горшок, который занимает полстола.

ОТНОСИТЕСЬ БЕРЕЖНО К ОФИСНОЙ ТЕХНИКЕ

Не свое никогда не жалко. Даже если вы настолько пропитаны корпоративным духом, что у вас на щиколотке периодически проступает логотип фирмы, вы не задумываетесь о такой вещи, как CAPEX (капитальные расходы вашей компании). Компьютер, принтер, ксерокс, факс (вы шутите? у вас есть факс?! и правда, есть!) – все это воспринимается как должное, и обращение с этой техникой, кажется, не требует лишней деликатности. Это не так – потому что любая поломка может повредить работе. Старайтесь не продавливать стекло сканера, когда садитесь на него, чтобы вывести на бумагу и отправить по факсу (он же у вас есть!) ответ на претензии надоедливого партнера.


Какие правила поведения нужно соблюдать на работе? Как пользоваться мобильным телефоном в офисе? Как выбрать духи для офиса?

Как часто, приходя в офис, мы даже не задумываемся о том, что здесь необходимо соблюдать определенные правила поведения. Перебор с духами, громкие личные разговоры по мобильному, раздирающий душу и слух рингтон на телефоне – перечислять можно долго. Многие скажут, нет, это не про нас. А вы присмотритесь. Если у вас происходит что-то подобное и вы с этим почти смирились, знайте, что есть способы переломить ситуацию, сделать атмосферу комфортнее, офис уютнее, а персонал культурнее. А главный секрет здесь – начать с себя.

Негласные правила поведения в офисе

В большинстве компаний есть правила, прописанные в корпоративном кодексе, которые устанавливают приемлемые нормы поведения. Обычно они регулируют взаимодействие с клиентами, внешний облик сотрудников, время начала и окончания рабочего дня, взаимоотношения с вышестоящим руководством. Однако сложно представить, что в корпоративном кодексе пропишут, что нужно убирать за собой на общей кухне, не разогревать в микроволновке сильнопахнущую пищу и т. п. Это подразумевается по умолчанию. Но, к сожалению, именно эти, как многие говорят, мелочи забываются и чаще всего не соблюдаются. Вот почему так важно деликатно донести до сотрудников негласные правила, которых должны придерживаться все без исключения.

Итак, что же в первую очередь нужно выделить среди негласных правил поведения? Во-первых, всегда приветствуйте коллег. Очень многие этим пренебрегают. Здесь нужно не забывать, что первым здоровается всегда подчиненный, исключение – когда руководитель заходит в помещение, где работают подчиненные. Мужчина первый приветствует женщину, младший по возрасту – старшего. Во-вторых, соблюдайте правила посещения коллег, трудящихся в других кабинетах. В комнату можно заходить без стука, также можно занять место, не дожидаясь приглашения, но только после того, как человек, к которому вы пришли, сел. В-третьих, содержите свой рабочий стол в порядке. Допускается фотография семьи или любимого человека, другие приятные мелочи или сувениры. Но не стоит впадать в крайности. И еще важная деталь: никогда ничего не берите со стола коллег, не спросив на то разрешения!

Далее предлагаю рассмотреть более подробно, как правильно пользоваться мобильным телефоном в офисе, о чем нужно помнить, беря в руки перед выходом на работу любимый флакон духов, как сделать комплимент, чтобы он имел максимальный эффект и в то же время не обидел, а также как пошутить, чтобы не задеть чувства коллег.

Мобильный этикет

Мобильные телефоны плотно вошли в нашу жизнь, и недооценивать удобство этого вида связи сложно. Но многие не подозревают, что, пользуясь мобильным телефоном, необходимо также соблюдать правила этикета. Итак, что касается офиса. Первое и самое важное правило и, кстати, довольно простое – зайдя в офис, выключайте звук телефона (вы можете оставить только вибросигнал). Коллеги не обязаны слушать ваш чудесный рингтон в течение нескольких минут, пока вы, например, отошли куда-то. То же самое касается и звука клавиатуры на телефоне. Его также необходимо выключить. Набор текста, сопровождающийся звуковыми сигналами, негативно сказывается на нервной системе находящихся рядом коллег и, соответственно, на их отношении к вам.

Помните, что личные беседы по телефону на рабочем месте неуместны. Для обсуждения личных вопросов всегда выходите из кабинета. Если вы слышите, что звонит телефон коллеги, а он вышел, не берите трубку. Также не пытайтесь посмотреть, кто звонит. Когда человек вернется, сообщите, что он пропустил звонок. Взять чужой телефон, чтобы сбросить звонок или отключить звук, можно лишь в том случае, если он действительно беспокоит других людей.

Обедая с коллегами, не стоит все время поглядывать на телефон, а также переписываться с кем-то. Если телефон зазвонил, то возьмите трубку и скажите, что перезвоните позже. Если вы никак не можете проигнорировать звонок, то говорите тихо и коротко, чтобы не беспокоить коллег.

Духи и офис – небольшие советы для дам и не только

В офисе духи перестают быть деталью индивидуального образа – они создают атмосферу, в которой сотрудникам, допустим, отдела предстоит работать весь день. Поэтому, беря в руки любимый флакон духов, подумайте, уместен ли будет аромат в офисе, нет ли у кого аллергии на этот запах. Напомню, что на работе не стоит пользоваться парфюмом, в котором преобладают ноты мускуса, сандалового дерева, пачули и сладкие цветочные. Для работы лучше остановиться на нейтральных, свежих, травяных, фруктовых, цитрусовых ароматах.

Рекомендую не наносить как можно больше любимых для вас духов, собираясь на работу. Во-первых, утром следует душиться меньше, так как в начале дня человек чувствительнее к раздражителям, чем в конце. Во-вторых, вы, привыкнув к собственному запаху, перестанете его ощущать, а для коллег ярко выраженный аромат может стать предметом постоянного раздражения.

Сезон года тоже имеет значение для выбора аромата. Например, весной и летом лучше выбирать духи с более легким и свежим ароматом. Кроме того, в эти времена года повышается общий тонус нервной системы, обостряется обоняние, поэтому душиться нужно слабее, а в жару и вовсе отказаться от парфюма.

Кстати, собираясь на обед, не стоит освежать духи. Обоняние и вкус между собой тесно взаимосвязаны, и сильный аромат первых нот может изменить ваши вкусовые ощущения и тем самым испортит удовольствие от любимых блюд.

Комплименты коллегам: как не попасть впросак

Говорить комплименты – это настоящее искусство. Необходимо помнить о двух важных моментах. Комплимент должен быть искренним и корректным. Прежде чем произнести слова, представьте, каким тоном вы будете это делать. Согласитесь, комплимент, сказанный сквозь зубы, звучит весьма сомнительно. Также стоит обратить внимание на выражение лица, то есть оно должно соответствовать произносимым словам.

Для того чтобы комплимент имел максимальный эффект, рекомендую говорить, что нравится, и пояснять почему. Если вы хотите усилить слова, то сначала обратитесь к человеку по имени. Например, «Ольга, вы всегда так мастерски подбираете аксессуары. Каждый ваш образ отличается оригинальностью!».

Если вы хотите о чем-то попросить коллегу, но не знаете, как это лучше сделать, начните с комплимента-похвалы, а только потом озвучивайте просьбу. И комплимент будет правильный, и просьба – ненавязчивой. Например, «У тебя так хорошо получается анализировать резюме кандидатов. Объясни мне, пожалуйста, ключевые моменты».

Если вы хотите сделать кому-то комплимент за работу, следите за тем, чтобы в похвале не было указаний на ошибки и недочеты. Похвала в сочетании с критикой может иметь обратный эффект. Например, «Все молодцы, что провели анализ конкурентов. Только нам это не пригодилось», «Статистика отличная! Но она, увы, вся неправильная».

Как правильно шутить на работе

С шутками в офисе нужно быть предельно осторожными. Не стоит забывать, что чувство юмора у всех разное, не говоря уже о самоиронии. То, что один расценит как забавную шутку, другой – как оскорбление. Поэтому не стоит допускать едкого юмора и фривольностей, даже если это неотъемлемая черта вашего обычного разговора и вы любитель острить. Не осмеивайте личность человека, лучше пошутить над отдельной чертой характера, конкретным поступком, высказыванием. Не смейтесь над фамилиями коллег, их болезнями, комплекцией, физической слабостью. Не допускайте пошлости и грубости, бестактность люди воспринимают болезненно. Не иронизируйте над непроизвольным промахом кого-то из коллег, такие шутки могут больно ранить, вызвать конфликт.

Кстати очень многие любят иронизировать и едко подкалывать других сотрудников, но пресекают любые шутки в свой адрес. Это неверно. Будьте готовы, что они будут делать то же самое в отношении вас. Уметь смеяться над собой – это тоже искусство, которым по настоящему могут овладеть только сильные духом личности.

Выводы

Выключайте звук мобильного телефона, приходя в офис. Личные разговоры по телефону проводите в коридоре, а не в общей комнате, чтобы коллеги не были свидетелями ваших проблем и бурных обсуждений.

На работе не пользуйтесь духами, в которых преобладают ноты мускуса, сандалового дерева, пачули и сладкие цветочные. Для работы лучше остановиться на нейтральных, свежих, травяных, фруктовых, цитрусовых ароматах.

Помните, что комплимент должен быть искренним и корректным. А чтобы он имел максимальный эффект, говорите человеку, что нравится, и поясняйте почему.