Несмотря на то, что медицинского образования у Луи Пастера никогда не было, его упорство и умение анализировать полученные результаты подарили человечеству гениального микробиолога. Пастер сохранил тысячи жизней, разработав вакцины против многих страшных болезней.

Семья и учёба

Луи Пастер родился в семье ветерана Наполеоновской войны, который имел небольшой завод по обработке кожи в городке Доль. Поскольку отец будущего химика сам не получил никакого образования и едва умел читать, он мечтал увидеть успехи своих детей. Луи не разочаровал отца: уже с юных лет он демонстрировал успехи в чтении и естествознании. Среди остальных детей он едва ли чем-нибудь отличался, но уже через несколько лет, у подростка Луи учителя отметили чрезвычайную наблюдательность и точность в расчётах.

Он закончил колледж в Арбуа, где был самым младшим среди учеников, потом поступил на работу в Безансон - младшим преподавателем, а параллельно с этим продолжил учёбу в парижской Высшей нормальной школе. Именно здесь он увлёкся химией, стал слушателем курса лекций известного учёного Жана Батиста Дюма в Сорбонне, начал работать в лаборатории над собственными исследованиями.

Поэтому не удивительно, что школу Луи Пастер закончил уже доцентом с физических наук, а через год написал и защитил диссертацию в докторантуре.

Ему ещё не были и 26 лет, когда он стал весьма известным благодаря теории о строении кристаллов. Именно Луи Пастер объяснил, почему лучи поляризованного света по-разному отражаются на кристаллах веществ органического происхождения.

Личная жизнь и продвижение в карьере

Но кроме химии в жизни Пастера существовало ещё одно сильное увлечение - искусство. Он был прекрасным портретистом и имел степень бакалавра в этой отрасли.

В 1848 Луи предлагают стать профессором физики в лицее Дижона, а ещё через несколько месяцев его переманили на ту же должность, но уже в университет Страсбурга.

Этот переезд многое изменил в его жизни кроме работы и карьеры. В Страсбургском университете он познакомился с дочерью ректора, за которой начал ухаживать, и вскоре они поженились. В браке с Мари Лоран у них родились пятеро детей, но выжили лишь двое - остальные дети скончались ещё малышами из-за брюшного тифа.

Эта личная трагедия также стала основательной причиной, почему Луи Пастер так самозабвенно работал над вакцинами от опасных заболеваний, среди которых был и тиф.

В 1954 году в университете города Лилль открыли новый факультет - естественных наук, возглавить его предложили Пастеру. Он согласился. И именно в Лилле он начинает интересоваться биологией, а не только химией. Первым его открытием стало брожение: Луи доказал, что этот процесс - результат не химических реакций, а биологических. Он открыл дрожжевые грибки. А после этого совершил некий переворот в области биологии, доказав, что существуют организмы, которым не нужен кислород. Именно анаэробные микроорганизмы приводят к масляно-кислому брожению, что негативно отражается на качестве вина и пива - напитки становятся горькими на вкус.

В стране, где виноделие было важной графой экономики, это открытие произвело фурор.

В 1857 году ему предлагают пост директора по учебной работе в Высшей начальной школе Парижа. Несмотря на то, что там у него не было даже собственной лаборатории, Пастер не отчаялся — а на собственные деньги соорудил лабораторию на чердаке одного из корпусов школы. Именно там он сделал свои самые важные открытия. А поскольку пост директора значительно расширил его полномочия, он добился более скрупулёзного отбора учеников в университет, что положительно отразилось на дальнейшей работе вуза. Качество знаний учеников выросло в разы, а сам университет стал ещё более престижным, чем раньше.

Величайшие открытия

В 1869 году у Луи случился апоплексический удар, в результате которого у учёного отняло левую половину тела. Но несмотря на такое сложное состояние, именно после кровоизлияния в мозг Пастер сделал свои величайшие открытия, которые спасают человечество до сих пор.

В 1874 году Пастеру присудили пожизненную пенсию в размере 12 тысяч франков ежегодно, через девять лет за новые заслуги перед человечеством её увеличили до 26 тысяч.

Больше всего Пастера увлекали практические исследования, результат которых можно было проверить весьма оперативно. Поэтому он начала с работы над болезнями вина и пива. Он исследовал, почему вино, которое хранится в нужных условиях, часто портится. В результате наблюдений он понял, что в процессе брожения участвуют чужеродные микроорганизмы. Чтобы от них избавиться, учёный посоветовал подогреть напиток до 50-60 градусов. Такая температура не могла навредить процессу брожения, но лишние микробы из-за неё погибали. Процесс нагревания назвали «пастеризацией» в честь учёного.

Кроме того Пастер работал над вакцинами против инфекционных заболеваний домашних птиц и скота. Так, ему успешно удалось разработать лекарство от холеры среди кур, болезней шелковичного червя. В 1881 году он успешно продемонстрировал вакцину против сибирской язвы, а ещё через год - разработал лекарство против краснухи у свиней.

Следующим важным шагом в работе Пастера стала экспериментальная вакцина против бешенства. Работа над ней длилась не один год и благодаря несчастному случаю её удалось проверить на практике. Однажды, в 1885 году, к нему привели девятилетнего мальчика, искусанного дворовой бешеной собакой. Пастер ввёл малышу лекарство и оказалось, что вакцина подействовала. Несмотря на то, что ребёнок получил укусы за несколько дней до этого, разработанная вакцина ему помогла - он не заболел. Ещё через несколько месяцев лекарство ввели пастуху, которого искусали едва ли не делю до этого - и вакцина снова показала отличный результат. После такого эффекта, в одном лишь Париже за несколько недель прошли вакцинацию от бешенства 350 людей.

Луи Пастер умер 28 сентября 1895 года в городке Вилденеф-Летан, недалеко от Парижа. Причиной смерти назвали серию инсультов, которые начались у него в 1868 году, и уремию - у учёного понемногу отказали почки. После вскрытия оказалось, что огромная часть мозга у него была разрушена частными инсультами. Тем более этот факт поразил, что в таком состоянии Пастер сделал столько великих открытий.

Сначала Пастера похоронили в парижском Нотр-Даме, но потом его тело перенесли в склеп, расположенный в институте, названным в его честь.

  • Пастер всю жизнь занимался биологией и лечил людей, не получив ни медицинского, ни биологического образования.
  • Помимо этого, в детстве он увлекался рисованием. Спустя годы его работы увидел Ж.- Л. Жером. Художник выразил удовлетворение, что Луи Пастер выбрал науку, поскольку он мог бы стать сильным конкурентом в живописи.
  • Его именем был назван род бактерий - пастерелла (Pasteurella), вызывающих септические заболевания, к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения.
  • Пастер был награждён орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград
  • Именем Пастера названы более 2 000 улиц во всём мире.

1. Введение……………………………………………………….2

2. Биография Луи Пастера………………………………………3

3. Работы в области химии……………………………...............4

4. Брожение по Пастеру................................................................5

5. Изучение инфекционных заболеваний...................................6

Введение

Еще в 6 веке до н. э. Гиппократ считал, что причиной заразных болезней являются невидимые живые существа. Первым микробов увидел голландский натуралист Антонио Левенгук (1632 - 1723). С помощью изобретенного им микроскопа он описал их как «живых зверьков», живущих в дождевой воде, зубном налете и других материалах.

Открытие А.Левенгука привлекло к себе внимание других натуралистов и послужило началом морфологического периода в истории медицины, длившегося около двух столетий. Изучение биохимической деятельности микроорганизмов, положило начало бурному развитию общей, а затем и медицинской микробиологии, что неразрывно связано с работами выдающегося ученого Луи Пастера (1822-1895) . Гениальные открытия Пастера составили целую эпоху в развитие микробиологии и привели к коренным изменениям в биологии и медицине. О значение работ Пастера можно судить по их названию.

Исключительную роль сыграли те работы Пастера, которые заложили фундамент иммунологии и которые позволили дать научно обоснованный метод предохранительных прививок. Не случайно Пастеру во время одного из торжеств, проведенных в его честь, была преподнесена художественно выполненная ваза, на которой был изображен шприц.

Борьба за здоровье и жизнь человека была основной идеей второй половины жизни великого ученого, и именно работы в этой области закончились таким триумфом, которого не знал ни один ученый в мире.

Биография Луи Пастера.

Луи Пастер (LouisPasteur. 1822 – 1895 гг.) – выдающийся французский ученый, химик и микробиолог, основоположник научной микробиологии и имуннологии.

«Благодетель человечества» - так говорили о французском ученом Луи Пастере.

Луи Пастер был сыном отставного французского солдата, заимевшего небольшой кожевенный завод в местечке Доль. Детство его прошло в маленькой французской деревушке Арбуа. Луи увлекался рисованием, был отличным и честолюбивым учеником. Он закончил коллеж, а потом - педагогическую школу.

Карьера педагога привлекала Пастера. Ему нравилось учить, и он очень рано, еще до получения специального образования, был назначен помощником учителя. Но судьба Луи резко изменилась, когда он открыл для себя химию и физику. Луи охотно увлекался этими науками. В школе он слушал лекции Балара, а знаменитого химика Дюма ходил слушать в Сорбонну. Работа в лаборатории захватила Пастера. В своем увлечении опытами он часто забывал об отдыхе.

Пастер забросил рисование и посвятил свою жизнь химии и увлекательным опытам.

В возрасте 36 лет он защиил докторскую дисертацию, представив две работы: по химии и физике кристаллов. Основными открытиями Пастера стала ферментативная молочнокислого (1875г.) , спиртового (1860г.) и масляного (1861г.) брожения, изучение “ болезней ” вина и пива (с 1875г.), а так же опровержение гипотезы самопроизвольного зарождения микроорганизмов (1860г.) . Даты этих великих отрытий запечтлены на мемориальной доске в доме Пастера в Париже, где распологалась его первая лаборатория.

Работы в области химии

Когда Пастеру было около 26 лет, молодой ученый дал ответ на вопрос, который до него оставался нерешенным. Несмотря на усилия многих видных ученых. Он открыл причину неодинакового влияния луча поляризованного света на кристаллы органических веществ. Это выдающееся открытие привело в дальнейшем к возникновению стереохимии - науки о пространственном расположении атомов в молекулах.

Первую научную работу Пастер выполнил в 1848г.. Он обнаружил, что винная, полученная при брожении, обладает оптической активностью - способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная и изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга. Образец, состоящий из кристаллов одного типа, поворачивал плоскость поляризации по часовой стрелке, а другого - против. Смесь двух типов 1:1, естественно, не обладала оптической активностью.

Пастер пришёл к заключению что кристаллы состоят из молекул различной структуры. Химические реакции создают оба их типа с одинаковой вероятностью, однако живые организмы используют лишь один из них.

“ Я установил, что виноградная, или рацемическая, кислота образуется от сочетания одной молекулы правой винной кислоты (которая и является обычной винной кислотой) и одной молекулы левой винной кислоты; обе кислоты, будучи во всех других отношениях тождественны, отличаются одна от другой тем, что формы их кристаллов не могут быть совмещены путем наложения друг на друга... Каждая из них представляет собой зеркальное отражение другой”. Л. Пастер

Таким образом впервые была показана хиральность молекул (свойство молекулы быть несовместимой со своим зеркальным отражением любой комбинацией вращений и перемещений в трёхмерном пространстве). Как было открыто позже, аминокислоты также хиральны, причем в составе живых организмов присутствуют лишь их L формы (за редким исключением). В чём-то Пастер предвосхитил и это открытие.

Луи Пастер говорил: "Вовлеченный, даже, вернее сказать, вынужденный логическим развитием моих исследований, я перешел от

кристаллографии и молекулярной химии к изучению возбудителей брожения".

Брожение по Пастеру

Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. К 1861 Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.

Луи Пастер доказал, что брожение – это процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар и различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе, а аммиачная соль тратилась. По теории Либиха, надо было ждать уменьшения в весе грибка и выделения аммиака, как продукта разрушения азотистого органического вещества, составляющего фермент.

Вслед затем Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого фермента, который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.

Луи Пастер занялся процессом брожения не случайно. Он понимал, что для Франции, как винодельческой страны, проблема старения и "заболевания" вина особо актуальна. В это же время Луи Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их - микробы, вызывающие масляно-кислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива.

Брожение таким образом, было анаэробным процессом, жизнью без дыхания, потому что на него отрицательно воздействовал кислород. В то же время, организмы способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь

менее эффективна. Сейчас считается, что из одного количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь в 20 раз больше энергии, чем анаэробные.

В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризация , который нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.

Изучение инфекционных заболеваний

Медицинская микробиология как наука сформировалась во второй половине XIX века. Ее становление было подготовлено, с одной стороны, бактериологическими иследованиями микроорганизмов, которые наводили на мысль о специфичности возбудителя, а с другой ­­­­– успехами физиологии и патологической анатомии, котрые изучали строение и функци тканей и клеток микроорганизма, имеющих непосредственное отношение к имунной системе.

Э. Дженфер, придя к открытию вакцинации, не представлял механизма процессов, происходящих в организме после прививки. Эту тайну раскрыла новая наука – эксперементальная иммунология , основоположником которой был Луи Пастер

Пастер показал, что болезни, которые теперь называют заразными, могут возникать только в результате заражения, т. е. проникновения в организм из внешней среды микробов. На этом принципе и в наше время основана вся теория и практика борьбы с заразными болезнями человека, животных и растений. Большинство ученых придерживались других теорий, которые не позволяли им успешно бороться за жизнь людей.

Сенсационные открытия немецкого ученого Коха доказали, что Пастер был прав. Пастер пошел дальше. Он решил бороться с болезнями. Серия его многочисленных опытов была посвящена изучению микробов сибирской язвы, от эпидемии которой в то время страдали французские скотоводы. Он обнаружил, что животное, раз перенесшее эту страшную болезнь и сумевшее ее перебороть, больше не подвергались опасности заболевания: оно приобретает иммунитет к микробам сибирской язвы. Это был первый серьезный шаг в истории вакцинации.

Знаменитые исследователи и ученые, первооткрыватели, которые навсегда вписали свои имена в летопись науки, нередко опережали свое время и потому остались непонятыми. Луи Пастер, краткая биография которого будет рассмотрена ниже, как раз и относится к числу подобных личностей. Он прожил непростую жизнь, был вынужден бороться за право заниматься наукой, но сумел одержать победу и подарить потомкам микробиологию, иммунологию и другие, не менее полезные, достижения. Познакомимся поближе с его жизненным путем.

Рождение и первые годы жизни

Даже краткая биография для детей Луи Пастера позволяет убедиться, что этот человек обладал незаурядными талантами и уникальным складом ума. На свет он появился в 1822 году, 27 декабря в небольшом французском городке Доле, в семье кожевенных дел мастера.

Годы обучения

Свое обучение будущий первооткрыватель микробиологии начал в колледже в Арбуа, где он являлся самым юным учащимся. Уже в своем первом учебном заведении Луи удалось добиться внушительных успехов, став помощником учителя. Тогда же он понял, что очень многое зависит от трудолюбия и упорства. Далее изучал науки в колледже в парижском лицее Сен-Луи и одновременно был посетителем лекций в Сорбонне. Блестяще окончив колледж, молодой Пастер продолжил образование в Высшей нормальной школе, где занимался постижением естественных наук. За один год ему удалось защитить сразу две докторские диссертации и получить звания профессора по физике и химии.

Первые шаги в работе

В краткой биографии Луи Пастера обязательно следует рассказать о его ранних трудах. Так, проработал в нескольких университетах в звании профессора, потом получил должность декана в своем же учебном заведении, Вышей нормальной школе. Исследователь оказывается очень строгим руководителем, существенно ужесточает правила приема в школу и требования к выпускнику, что сделало учебное заведение более солидным. Не достигший 40-летнего возраста Пастер уже был широко известен в научных кругах своими новаторскими работами:

  • Труды по органической кристаллографии положили основу современной науке стереохимии.
  • Ему удалось подробно исследовать процесс брожения и выявить его биологическую природу. Именно Луи Пастер установил, что за процесс превращения вина в уксус отвечают живые микроорганизмы, особые дрожжевые грибки.

В дальнейшем химик продолжил изучение пастеризации, предложив обрабатывать вино воздействием высоких температур для его сохранности.

Исследования

Следующий этап жизни Луи Пастера, краткая биография и фото которого представлены в данном материале, - работа в области медицины. Так, изучая причины гибели червей тутового шелкопряда, он научился под микроскопом отделять здоровых особи от больных. Это навело исследователя на мысль, что таким же образом можно воздействовать и на болезнетворные микроорганизмы в организме человека. Если ввести больному специальную сыворотку, то можно ослабить воздействие микроба и даже выработать у больного иммунитета к нему.

Пастер и его ученики ставили многочисленные опыты, позволяющие всестороннее изучить природу вакцин. Так, ему удалось найти лекарства от таких серьезных заболеваний, как сибирская язва, бешенство и краснуха свиней, куриная холера. В те времена эти вирусные инфекции уносили множество жизней. Первым успехом в деле вакцинации стала прививка 9-летнему мальчику, который был таким образом спасен от бешенства.

Обвинения

Как и всякого человека, опережающего свое время, гениального ученого обвинили в шарлатанстве. Его учение о вакцинации не пользовалось популярностью у исследователей, не желающих открыть свой разум новым веяниям. Поэтому в краткой биографии и открытиях Луи Пастера наступили тяжелые времена. Проводя вакцинации, ученый не смог помочь маленькой девочке, укушенной собакой и обратившейся спустя более 35 дней. Прививка оказалась бессильна, и ребенок скончался. Поэтому в адрес Пастера посыпались абсурдные обвинения в том, что ученый не несет людям благо, а занимается распространением бешенства. В некоторых городах, где были созданы станции для проведения вакцинаций, безумствовали толпы, грозящиеся уничтожить медицинские учреждения. Все это подорвало здоровье великого ученого.

На собственные средства Пастер основал Пастеровский институт в Париже, но работать там уже не мог.

Смерть

Луи Пастер покинул этот мир в 1895 году, 28 сентября в возрасте 72 лет. Причиной смерти исследователя называют целую серию инсультов, почти полностью разрушивших его организм.

До самой смерти он оставался верен своим идеям и стремился помогать людям. Похоронен Луи Пастер был в соборе Нотр-Дам в Париже, впоследствии прах его перезахоронили в склепе созданного им института.

Особенности преподавания младшим школьникам

Особый интерес представляет краткая биография Луи Пастера для 3 класса. Учителю выпадает сложная, но интересная задача не только рассказать об открытиях великого человека, но и отобразить ключевые черты его личности. Итак, что же следует прежде всего рассказать третьеклассникам?

  • Родившись в простой рабочей семье, Луи Пастер не пошел по стопам своего отца - кожевника, выбрав для себя иной путь.
  • Обязательно необходимо отметить, что этот человек всю жизнь учился и работал, не сдавался даже в моменты болезни и тогда, когда его работу откровенно не принимали, обвиняя исследователя в шарлатанстве.
  • Его роль поистине велика в таких науках, как химия, физика, медицина и биология.
  • Свои первые открытия гениальный исследователь сделал еще в студенчестве, опередив не только педагогов, но и свое время.
  • Луи Пастеру довелось пережить и признание собственных заслуг, и несправедливые упреки, но ничто не могло сломить его тягу к знаниям и жажду открытий.
  • Ученый был дружен со многими русскими исследователями, которые впоследствии продолжили его великое дело.

Также можно включить в процесс обучения подборку интересных фактов и перечислить сами открытия. Это поможет школьникам оценить вклад в науку этого гениального человека.

Мы уже познакомились с краткой биографией Луи Пастера. Интересные факты представлены ниже:

  • Он был не только выдающимся ученым, исследователем, но и одаренным художником, поэтому сумел увековечить на полотнах портреты матери и сестер.
  • Супруга Пастера родила ему пятерых детей, но трое из них умерли в младенчестве от неизлечимого в те времена брюшного тифа. Это и стало одной из основных причин, побудивших Пастера заняться исследованием методик лечения опасных заболеваний.
  • Был добросовестным католиком, полностью принимая на веру данное религиозное учение.
  • Большую часть своей жизни Луи Пастер занимался лечением больных, не имея при этом медицинского образования.
  • Свои самые значительные открытия совершил, будучи инвалидом: от кровоизлияния в мозг 45-летний Пастер остался почти полностью парализованным на левую половину, его рука и нога не двигались. Тем не менее ученый продолжил свою работу и сумел спасти множество жизней.

Жизнь этого незаурядного человека легкой не назовешь, отчего особенно поражают его настойчивость, трудолюбие и целеустремленность.

Открытия

Краткая биография Луи Пастера на английском или русском языке обязательно освещает открытия, сделанные этим великим человеком.

  • Так, ему удалось доказать, что за брожение отвечают специфические микроорганизмы, это стало новым веянием в науке того времени. До Пастера было принято считать, что брожение представляет собой химический процесс.
  • Именно этот талантливый микробиолог обнаружил существование микроорганизмов, которые способны жить без кислорода. Именно они и вызывают масляннокислое брожение, ведя к порче вина и пива. Поэтому, чтобы спасти напитки, Пастер предложил использовать кислород, губительный для таких организмов.
  • Гениальный ученый сумел опровергнуть еще одну теорию из царивших в его время - о самозарождении бактерий. Так, исследователи 19-го века полагали, что организм может возникнуть из ничего, сам по себе. А Луи Пастер, краткая биография которого подходит к концу в нашем материале, провел интересный опыт, который доказал несостоятельность этой концепции. Он поместил питательный раствор в сосуд с изогнутым горлышком, жизнь там не появлялась, несмотря на все необходимые условия, поскольку споры бактерий оседали на изломах горлышка. А если при прочих равных условиях горлышко убирали, то вскоре в питательном растворе появлялись За это открытие Луи Пастер получил премию Французской Академии наук.
  • Помог виноделам бороться с болезнями продукции, научив их нагревать вино при высоких температурах. Впоследствии метод получил название пастеризации, он и сейчас помогает продлить срок хранения многих пищевых продуктов, сохраняя их вкусовые качества и пищевую ценность. Но хранить пастеризованные вещества следует при пониженных температурах.
  • Первый предложил профилактические прививки, которые делаются и по сей день.

Все это делает вклад ученого в развитие науки и медицины бесценным.

Мы рассмотрели краткую биографию Луи Пастера и его открытия и увидели, что это был не просто человек выдающегося ума, но и очень трудолюбивый исследователь, который пытался докопаться до истины, невзирая на господствующие в его годы нелепые теории, которые многими слепо принимались на веру. Сейчас многие учебные заведения носят имя великого микробиолога, как и один из кратеров Луны.

Французский микробиолог и химик, член Французской академии (1881). Пастер, показав микробиологическую сущность брожения и многих болезней человека, стал одним из основоположников микробиологии и иммунологии. Его работы в области строения кристаллов и явления поляризации легли в основу стереохимии.Также Пастер поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни в настоящее время, опытным путем доказав невозможность этого (см. Зарождение жизни на Земле). Его имя широко известно в ненаучных кругах благодаря созданной им и названной позже в его честь технологии пастеризации.

Луи Пастер в 1885. Портрет работы финского художника Альберта Эдельфельта

Ранние годы жизни
Луи Пастер родился во французской Юре в 1822 году. Его отец - Жан Пастер - был кожевником и ветераном Наполеоновских войн. Луи учился в коллеже Арбуа, затем Безансона. Там учителя посоветовали поступить в Высшую нормальную школу в Париже, что ему и удалось в 1843. Окончил её в 1847. Пастер проявил себя талантливым художником, его имя значилось в справочниках портретистов XIX века.

Отец и мать ученного.

Работы в области химии
Первую научную работу Пастер выполнил в 1848. Изучая физические свойства винной кислоты, он обнаружил, что кислота, полученная при брожении, обладает оптической активностью - способностью вращать плоскость поляризации света, в то время как химически синтезированная изомерная ей виноградная кислота этим свойством не обладает. Изучая кристаллы под микроскопом, он выделил два их типа, являющихся как бы зеркальным отражением друг друга. Образец, состоящий из кристаллов одного типа, поворачивал плоскость поляризации по часовой стрелке, а другого - против. Смесь двух типов 1:1, естественно, не обладала оптической активностью.
Пастер пришёл к заключению что кристаллы состоят из молекул различной структуры. Химические реакции создают оба их типа с одинаковой вероятностью, однако живые организмы используют лишь один из них. Таким образом впервые была показана хиральность молекул. Как было открыто позже, аминокислоты также хиральны, причем в составе живых организмов присутствуют лишь их L формы (за редким исключением). В чём-то Пастер предвосхитил и это открытие. После данной работы Пастер был назначен адъюнкт-профессором физики в Дижонский лицей, но через три месяца уже в мае 1849 перешёл адъюнкт-профессором химии в университет Страсбурга.

Франция 2 франка 1995 год Луи Пастер

Изучение брожения

Изучением брожения Пастер занялся с 1857 года. В то время господствовала теория что этот процесс имеет химическую природу (Ю. Либих), хотя уже публиковались работы о его биологическом характере (Ш. Каньяр де Латур, 1837), не имевшие признания. К 1861 Пастер показал, что образование спирта, глицерина и янтарной кислоты при брожении может происходить только в присутствии микроорганизмов, часто специфичных.
Луи Пастер доказал, что брожение есть процесс, тесно связанный с жизнедеятельностью дрожжевых грибков, которые питаются и размножаются за счет бродящей жидкости. При выяснении этого вопроса Пастеру предстояло опровергнуть господствовавший в то время взгляд Либиха на брожение, как на химический процесс. Особенно убедительны были опыты Пастера, произведенные с жидкостью, содержащей чистый сахар, различные минеральные соли, служившие пищей бродильному грибку, и аммиачную соль, доставлявшую грибку необходимый азот. Грибок развивался, увеличиваясь в весе; аммиачная соль тратилась. По теории Либиха, надо было ждать уменьшения в весе грибка и выделения аммиака, как продукта разрушения азотистого органического вещества, составляющего фермент. Вслед за тем Пастер показал, что и для молочного брожения также необходимо присутствие особого фермента, который размножается в бродящей жидкости, также увеличиваясь в весе, и при помощи которого можно вызывать ферментацию в новых порциях жидкости.
В это же время Луи Пастер сделал еще одно важное открытие. Он нашел, что существуют организмы, которые могут жить без кислорода. Для них кислород не только не нужен, но и вреден. Такие организмы называются анаэробными. Представители их - микробы, вызывающие маслянокислое брожение. Размножение таких микробов вызывает прогорклость вина и пива. Брожение, таким образом, оказалось анаэробным процессом, жизнью без дыхания, потому что на него отрицательно воздействовал кислород (эффект Пастера). В то же время организмы, способные как к брожению, так и к дыханию, в присутствии кислорода росли активнее, но потребляли меньше органического вещества из среды. Так было показано, что анаэробная жизнь менее эффективна. Сейчас показано, что из одного количества органического субстрата аэробные организмы способны извлечь почти в 20 раз больше энергии, чем анаэробные. В 1860-1862 Пастер изучал возможность самозарождения микроорганизмов. Он провёл элегантный опыт, взяв термически стерилизованную питательную среду и поместив её в открытый сосуд с загнутым вниз длинным горлышком. Сколько бы сосуд стоял на воздухе никаких признаков жизни в нём не наблюдалось, поскольку содержащиеся в воздухе бактерии оседали на изгибах горлышка. Но стоило отломить его, как вскоре на среде вырастали колонии микроорганизмов. В 1862 Парижская Академия присудила Пастеру премию за разрешение вопроса о самозарождении жизни.

Изучение инфекционных заболеваний
В 1864 году к Пастеру обращаются французские виноделы с просьбой помочь им в разработке средств и методов борьбы с болезнями вина. Результатом его исследований явилась монография, в которой Пастер показал, что болезни вина вызываются различными микроорганизмами, причем каждая болезнь имеет особого возбудителя. Для уничтожения вредных «организованных ферментов» он предложил прогревать вино при температуре 50-60 градусов. Этот метод, получивший название пастеризации, нашел широкое применение и в лабораториях, и в пищевой промышленности.
В 1865 Пастер был приглашен своим бывшим учителем на юг Франции чтобы найти причину болезни шелковичных червей. После публикации в 1876 работы Роберта Коха «Этиология сибирской язвы» Пастер полностью посвятил себя иммунологии, окончательно установив специфичность возбудителей сибирской язвы, родильной горячки, холеры, бешенства, куриной холеры и др. болезней, развил представления об искусственном иммунитете, предложил метод предохранительных прививок, в частности от сибирской язвы (1881), бешенства (совместно с Эмилем Ру 1885). Первая прививка против бешенства была сделана 6 июля 1885 года 9-летнему Йозефу Майстеру по просьбе его матери. Лечение закончилось успешно, симптомы бешенства у мальчика не появились.

Какая оплошность помогла Луи Пастеру открыть современный метод вакцинации?
Однажды Луи Пастер, проводивший опыты по заражению птиц куриной холерой, решил съездить в отпуск и оставил в лаборатории своего помощника. Тот забыл выполнить очередную прививку курицам и ушёл в отпуск сам. Вернувшись, помощник заразил куриц, которые сначала ослабли, но потом неожиданно выздоровели.
Благодаря этой оплошности Пастер понял, что ослабленные бактерии - ключ к избавлению от болезни, так как дают иммунитет от неё, и стал основоположником современной вакцинации. Впоследствии он также создал прививки от сибирской язвы и бешенства.

Пастер всю жизнь занимался биоло­гией и лечил людей, не получив ни медицинско­го, ни биологического образования. Также Пастер в детстве занимался живописью. Когда Жаром увидел спустя годы его работы, он сказал, как хорошо, что Луи выбрал науку, так как он был бы нам большой конкурент.
В 1868 году (в возрасте 46 лет) у Пастера произошло кровоизлияние в мозг. Он остался инвалидом: левая рука бездействовала, левая нога волочилась по земле. Он едва не погиб, но в конце концов поправился. Более того, он совершил после этого самые значительные открытия: создал вакцину против сибирской язвы и прививки против бешенства. Когда учёный умер, оказалось, что огромная часть мозга была у него разрушена. Скончался Пастер от уремии.
По словам И. И. Мечникова, Пастер был страстный патриот и ненавистник немцев. Когда ему приносили с почты немецкую книгу или брошюру, он брал ее двумя пальцами и отбрасывал с чувством великого отвращения. Позднее его именем был назван род бактерий - пастерелла (Pasteurella), вызывающих септические заболевания, и к открытию которых он, по-видимому, не имел отношения. Пастер был награжден орденами почти всех стран мира. Всего у него было около 200 наград.

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята отсюда .. При использовании указывайте ЭТУ ССЫЛКУ как источник.

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


ИСТОРИЯ МИКРОБИОЛОГИИ

Жданов , российский вирусолог. Труды по вирусным инфекциям, молекулярной биологии и классификации вирусов, эволюции инфекционных болезней.

3. Приоритет отечественных ученых в открытии патогенных простейших .

Большое значение имели работы русских исследователей М. М. Тереховского (1740-1796) и Д. С. Самойловича (Сущинского). Большая заслуга М. М. Тере-ховского состоит в том, что он одним из первых использовал экспериментальный метод в микробиологии: он изучал влияние на микроорганизмы электрических разрядов разной силы, температуры, различных химических веществ; изучал их размножение, дыхание и т. п. К сожалению, его работы были мало известны в то время и не смогли оказать большого влияния на развитие микробиологии. Рабо-ты выдающегося русского врача Д. С. Са-мойловича получили самое широкое при-знание.

Он был избран членом 12 зару-бежных академий наук. Д. С. Самойлович вошел в историю микробиологии как один из первых (если не первый) «охотников» за возбудителем чумы. Впервые он принял участие в борьбе с чумой в 1771 г. во вре-мя вспышки ее в Москве, а затем с 1784 г. участвовал в ликвидации вспышек чумы в Херсоне, Кременчуге (1784), Тамани (1796), Одессе (1797), Феодосии (1799). С 1793 г. он был главным доктором каран-тинов юга России. Д. С. Самойлович был убежденным сторонником гипотезы о жи-вой природе возбудителя чумы и за сто с лишним лет до открытия микроба пытал-ся обнаружить его. Лишь несовершенство микроскопов того времени помешало ему сделать это. Он разработал и применил целый комплекс противочумных ме-роприятий. Наблюдая за чумой, он пришел к выводу, что после перенесения чумы

Одна из главных научных заслуг Д. С. Самойловича — идея о возможности создания искусственного иммунитета против чумы с помощью прививок. Своими идеями Д. С. Самойлович выступил как провозвестник зарожде-ния новой науки — иммунологии.

Большой вклад в систематику микро-бов внес один из основоположников отечественной микробиологии Л. С. Ценковский (1822-1887). В своей работе «О низших водорослях и инфузориях» (1855) он установил место бактерий в системе живых существ, указав на близость их к расте-ниям. Л. С. Ценковский описал 43 новых вида микроорганизмов, выяснил микроб-ную природу клетка (слизеподобная масса, образуемая на измельченной свекле). Впоследствии, независимо от Пастера, он получил сибиреязвенную вакцину, а буду-чи профессором Харьковского университета (1872-1887), способствовал организа-ции Пастеровской станции в Харькове. Вывод Л, С. Ценковского о природе бактерий под-держал в 1872 г. Ф. Кон, который отделил бактерии от простейших и отнес их к цар-ству растений.

П. Ф. Боров-ский (1863-1932) и Ф. А. Леш (1840-1903) - первооткрывате-ли патогенных простейших, лейшманий и дизентерийной амебы. И. Г. Савченко установил стрептококковую этиологию скарлати-ны, первым использовал антитоксическую сыворотку для ее лече-ния, предложил вакцину против нее, создал Казанскую школу микробиологов в Росши и вместе с И. И. Мечниковым изучал ме-ханизм фагоцитоза и проблемы специфической профилактики холеры. Д. К. Заболотный (1866-1929) — крупнейший организа-тор борьбы с чумой, установил и доказал ее природную очаго-вость. Он создал первую самостоятельную кафедру бактериоло-гии в Петербургском женском медицинском институте в 1898 г.

Большой вклад в развитие общей, технической и сельскохозяйственной микробиологии внесли академики В. Н. Шапошников (1884-1968), Н. Д. Иерусалимский (1901-1967), Б. Л. Исаченко (1871-1947), Н. А. Красильников (1896-1973), В. Л. Омелянский (1867-1928). С. П. Костычев (1877-1931), Е. И. Мишустин (1901-1983) и их многочисленные ученики. Меди-цинская микробиология, вирусология и иммунология во многом обязаны исследо-ваниям таких широко известных отечественных ученых, как Н. Ф. Гамалея (1859-1949), П. Ф. Здродовский (1890-1976), Л. А. Зильбер (1894-1966), В. Д. Тимаков, Е. И. Марциновский (1874-1934), В. М. Жданов (1914-1987), 3. В. Ермольева (1898-1979), А. А. Смородинцев (1901-1989), М. П. Чумаков (1909-1990), П. Н. Кашкин (1902-1991), Б. П. Первушин (1895-1961) и многих других. Труда-ми отечественных микробиологов, иммунологов и вирусологов внесен крупный вклад в развитие мировой науки, в теорию и практику здравоохранения.

И.Г. Савченко и его роль в развитии отечественной микробиологии. Развитие микробиологии в России. Роль медицинской микробиологии в осуществлении профилактического направления здравоохранения.

Савченко Иван Григорьевич (1862-1932), доктор медицинских наук, профессор, заведовал кафедрой микробиологии с 1920 по 1928 гг. Ученик и сподвижник И. И. Мечникова, заслуженный деятель науки РСФСР. Один из организаторов Кубанского мединститута, первый заведующий кафедрой бактериологии и общей патологии. Организовал в 1920 г. на базе городской санбаклаборатории химико-бактериологический институт, которым руководил до 1932 г. Создал школу бактериологов, представители которой стали руководителями кафедр в различных институтах страны.

В этот период особенное влияние на направление работ И. Г. Савченко оказали, как писал Иван Григорьевич, "гениальные исследования" И. И. Мечникова, его фагоцитарная теория и полемика, разгоревшаяся в ученом мире вокруг нее. К счастью молодого исследователя, нередким гостем в лаборатории профессора В. В. Подвысоцкого был сам Илья Ильич Мечников. Однажды он присутствовал при докладе И. Г. Савченко об иммунитете против сибирской язвы, заинтересовался его опытами и дал им высокую оценку.

"Он попросил меня, - вспоминал И. Г. Савченко, - подробно изложить протокол опытов, показать препараты и, познакомившись с работой, порекомендовал напечатать ее в немецком журнале", где раньше была напечатана статья немецкого ученого Чаплевского, направленная против теории фагоцитоза Мечникова... "С этой работы, - продолжал Иван Григорьевич, - началось мое знакомство с гениальным Мечниковым, работать у которого стало моей мечтой, осуществившейся в 1895 году".

И вот И. Г. Савченко в Париже, в Пастеровском институте, в лаборатории И. И. Мечникова.

В институте И. Г. Савченко работал над выяснением физической природы и механизма фагоцитоза. Он установил две фазы: первая - притяжение объекта фагоцитоза к поверхности фагоцита и вторая - погружение его в протоплазму с последующим перевариванием... Эти исследования по изучению фагоцитарной реакции принесли И. Г. Савченко всеобщую известность в ученом мире.

После заграничной командировки И. Г. Савченко, воспринявший лучшие традиции Пастеровского института и вооруженный огромным научным опытом, в конце 1896 года возвратился в Россию, прибыл в Казань, где и началась его плодотворная работа в только что построенном бактериологическом институте. Он возглавлял новый институт и кафедру общей патологии в старейшем Казанском университете (основан в 1804 году).

В 1905 году И. Г. Савченко публикует сообщение об открытии им скарлатинозного токсина, а еще через два года предлагает свой метод борьбы со скарлатиной - лечебной сывороткой антитоксического характера. Любопытно, что лишь спустя два десятилетия по этому же пути пошли американцы Дики, не оспаривая однако приоритета изготовления такой сыворотки у русского ученого и придавая его трудам громадное значение. Этот метод приготовления стрептококковой противоскарлатинозной сыворотки, предложенный Иваном Григорьевичем, пользовался большой известностью в Соединенных Штатах Америки и носил название "способа профессора Савченко..."

В 1919 году ученый переезжает из Казани на Кубань. Через год отдел здравоохранения предлагает ему создать окружной бактериологический институт и ставит перед ним неотложные задачи - срочно изготовить в "широком масштабе" вакцины для армии и населения.

Кубань была охвачена эпидемией тифа и холеры . В 1913 году сооружено, возле Сенного базара, специальное двухэтажное здание для химико-бактериологической лаборатории, где и приступил в 1920 году к созданию чудотворных вакцин знаменитый микробиолог. Были созданы необходимые вакцины и препараты, несущие спасение людям, зараженным холерой и сыпняком.

В 1923 году в Краснодаре была создана малярийная станция, возглавлял которую профессор Иван Григорьевич Савченко. Усилия были направлены на борьбу с малярийным комаром анофелесом. Если в 1923 году в Краснодаре числилось 6171 "малярик", то 1927-м - 1533 человека.

Малярия полностью искоренена на Кубани - и в этом немалая заслуга известного микробиолога И. Г. Савченко.

По своим научным исследованиям, по гигантской работе, проводимой в лабораториях, Кубанский химико-бактериологический институт занимал в то время третье место в СССР. В 1928 году ученому присвоено, почетное звание заслуженного деятеля науки (И. Г. Савченко был первым профессором на Северном Кавказе, получившим почетное звание заслуженного деятеля науки.)