1. Какое событие считается началом «холодной войны»:
а) Речь Черчилля в марте 1946 г. +
б) «Доктрина Трумэна», февраль 1947 г
в) Заявление Молотова о том, что ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР

2. Речь какого политического деятеля считается точной отсчета Холодной войны:
а) Рузвельт
б) Черчилль +
в) Хрущев

3. В каком году Европа оказалась разделенной на союзников США и союзников СССР:
а) Весна 1946 г.
б) Осень 1948 г.
в) Лето 1947 г. +

4. Какой город во время Холодной войны был разделен на 2 части:
а) Берлин +
б) Прага
в) Варшава

5. «Железный занавес» — это:
а) пограничная система стран социализма
б) стена, отделявшая Восточный Берлин от Западного
в) раскол мира на два враждебных лагеря +

6. Какое событие стало самым острым столкновением США и СССР с 1946 г. по 1953 г.:
а) Введение протектората СССР над Ливией
б) Война в Корее +
в) Берлинский кризис

7. Первое «неофициальное» военное столкновение СССР и США в эпоху «холодной войны» произошло в:
а) Вьетнаме
б) Берлине
в) Корее +

8. В какие годы была «поставлена» Берлинская стена и разразился Карибский кризис:
а) 1961, 1962 +
б) 1955, 1960
в) 1957, 1964

9. Назовите дату создания Организации Варшавского Договора:
а) Август 1955 г.
б) Апрель 1955 г
в) Май 1955 г. +

10. Какое государство первоначально входило в блок НАТО:
а) Польша
б) Франция +
в) ФРГ

11. Кем бы Уинстон Черчилль:
а) Премьер — министр Великобритании +
б) Министр Великобритании
в) Президент США

12. Что объединяет даты 1949 г. и 1953 г.:
а) проведение экономических реформ в промышленности
б) первые испытания в СССР атомной бомбы и водородной бомбы +
в) проведение полетов в космос на пилотируемых кораблях

13. Какое событие произошло раньше остальных:
а) Потсдамская конференция +
б) создание министерств вместо наркоматов
в) испытание СССР первой ядерной бомбы

14. В 1945 году ядерное оружие было только у:
а) Германии
б) СССР
в) США +

15. Теория мирного сосуществования принадлежит:
а) Хрущеву +
б) Сталину
в) Брежневу

16. В результате Карибского кризиса произошло разоружение баллистических ракет со стран:
а) Африки и Азии
б) Кубы и Европы +
в) Австралии и Индонезии

17. Какой ряд дат связан с созданием международных организаций социалистических стран во главе с СССР:
а) 1946 г., 1960 г.
б) 1961 г., 1967 г.
в) 1949 г., 1955 г. +

18. В каком городе Уинстон Черчилль произнёс свою знаменитую речь, возвестившую о начале холодной войны:
а) Лондон, Великобритания
б) Фултон, США +
в) Вашингтон, США

20. В каком году разразился Карибский кризис:
а) 1960
б) 1962 +
в) 1959

21. Период участия США во Вьетнамской войне:
а) 1965 — 1973 +
б) 1957 — 1965
в) 1973 — 1975

22. В каком году завершился период разрядки в холодной войне между СССР и США:
а) 1978
б) 1979 +
в) 1977

23. Афганская война, годы:
а) 1979 — 1987
б) 1980 — 1985
в) 1979 — 1989 +

24. Сколько лет простояла Берлинская стена:
а) 18
б) 28 +
в) 20

25. Что стало причиной окончания холодной войны:
а) Снижение мировых цен на нефть в середине 80 — х
б) Антикоммунистические революции 1989 г.
в) Оба варианта верны

26. Межправительственная экономическая организация социалистических стран получила название:
а) ОВД
б) СЭВ +
в) ООН

27. Развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости после Второй мировой войны, принято называть странами:
а) «Третьего мира» +
б) Раннего капитализма
в) Модернизированными

28. Появление после Второй мировой войны двух сверхдержав, СССР и США, — привело к:
а) Разрядке международной напряженности
б) Созданию системы коллективной безопасности
в) Началу «холодной войны» +

29. Увеличение на Западе числа компартий после Второй мировой войны свидетельствовало о:
а) Росте авторитета СССР +
б) Росте жизненного уровня трудящихся в странах Запада
в) Разрядке международной напряженности

30. Причина холодной войны:
а) Необходимость проведения денацификации Германии
б) Стремление СССР и США к расширению сфер влияния +
в) Ослабление позиций СССР в результате Второй мировой войны

«Холодная война» - термин, которым принято обозначать период в мировой истории с 1946 по 1989 гг., характеризующийся противостоянием двух политических и экономических сверхдержав - СССР и США, являющихся гарантами новой системы международных отношений, созданной после Второй мировой войны.

Происхождение термина.

Считается, что впервые выражение «холодная война» употребил известный британский писатель - фантаст Джордж Оруэлл 19 октября 1945 г. в статье «Ты и атомная бомба». По его мнению, страны, обладающие ядерным оружием, будут главенствовать в мире, при этом между ними будет постоянно идти «холодная война», т. е. противостояние без прямых военных столкновений. Его прогноз можно назвать пророческим, поскольку на момент окончания войны США обладало монополией на ядерное оружие. На официальном уровне это выражение прозвучало в апреле 1947 г. из уст советника президента США Бернарда Баруха.

Фултоновская речь Черчилля

После окончания Второй мировой войны отношения между СССР и западными союзниками стали быстро ухудшаться. Уже в сентябре 1945 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил идею нанесения США первого удара по потенциальному противнику (имелось в виду использование ядерного оружия). 5 марта 1946 г. бывший премьер-министр Великобритании в своей речи в Вестминстерском колледже города Фултон в США в присутствии американского президента Гарри Трумэна сформулировал цели «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке», призвав их сплотиться для защиты «великих принципов свободы и прав человека». «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес», а «Советская Россия хочет…безграничного распространения своей силы и своих доктрин». Фултонская речь Черчилля считается поворотом к началу «холодной войны» между Востоком и Западом.

«Доктрина Трумэна»

Весной 1947 г. президент США обнародовал свою «Доктрину Трумэна» или доктрину «сдерживания коммунизма», согласно которой «мир в целом должен принять американскую систему», а Соединенные Штаты обязаны вступить в бой с любым революционным движением, любыми притязаниями Советского Союза. Определяющим при этом был конфликт двух образов жизни. Один из них, по словам Трумэна, базировался на правах личности, свободных выборах, законных институтах и гарантиях от агрессии. Другой - на контроле над прессой и средствами массовой информации, навязывании воли меньшинства большинству, на терроре и угнетении.

Одним из инструментов сдерживания стал американский план экономической помощи, объявленный 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом, заявившего об оказании безвозмездной помощи Европе, которая будет направлена «не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, бедности, отчаяния и хаоса».

Первоначально СССР и страны Центральной Европы проявили заинтересованность в плане, но после переговоров в Париже, делегация 83 советских экономистов во главе с В.М. Молотовым покинула их по указанию В.И. Сталина. Примкнувшие к плану 16 стран получили значительную помощь с 1948 по 1952 гг., его реализация фактически завершила раздел сфер влияния в Европе. Коммунисты потеряли свои позиции в Западной Европе.

Коминформбюро

В сентябре 1947 г. на первом совещании Коминформбюро (Информационное бюро коммунистических и рабочих партий) прозвучал доклад А.А. Жданова об образовании в мире двух лагерей - «лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидации остатков фашизма». Создание Коминформбюро означало появление единого центра руководства мировым коммунистическим движением. В Восточной Европе коммунисты полностью берут власть в свои руки, многие оппозиционные политики уезжают в эмиграцию. В странах начинаются социально-экономические преобразования по советскому образцу.

Берлинский кризис

Этапом углубления «холодной войны» стал Берлинский кризис. Еще в 1947г. западные союзники взяли курс на создание на территориях американской, английской и французской оккупационных зон западногерманского государства. В свою очередь СССР попытался вытеснить союзников из Берлина (западные сектора Берлина представляли собой изолированный анклав внутри советской зоны оккупации). В результате произошел «берлинский кризис», т.е. транспортная блокада западной части города со стороны СССР. Однако в мае 1949 г. СССР снял ограничения на перевозки в Западный Берлин. Осенью того же года произошло разделение Германии: в сентябре была создана Федеративная республика Германия (ФРГ), в октябре Германская демократическая республика (ГДР). Важным последствием кризиса стало основание руководством США крупнейшего военно-политического блока: 11 государств Западной Европы и США подписали Североатлантический договор о взаимной обороне (НАТО), согласно которому, каждая из сторон обязалась оказывать немедленную военную помощь, в случае нападения на любую страну, входящую в блок. В 1952 г. к пакту присоединились Греция и Турция, в 1955 г. - ФРГ.

«Гонка вооружений»

Другой характерной чертой «холодной войны» стала «гонка вооружений». В апреле 1950 г. была принята директива Совета национальной безопасности «Цели и программы США в области национальной безопасности» (СНБ-68), которая основывалась на следующем положении: «СССР стремится к мировому господству, советское военное превосходство все более увеличивается, в связи с чем переговоры с советским руководством невозможны». Отсюда делался вывод о необходимости наращивания американского военного потенциала. Директива ориентировалась на кризисную конфронтацию с СССР «до тех пор, пока не произойдет изменения в характере советской системы». Таким образом СССР был вынужден включиться в навязанную ему гонку вооружений. В 1950-1953 гг. произошел первый вооруженный локальных конфликт с участием двух сверхдержав в Корее.

После смерти И.В. Сталина новое советское руководство, возглавляемое Г.М. Маленковым, а затем , предприняло ряд крупных шагов для смягчения международной напряженности. Заявив, что «нет такого спорного или нерешенного вопроса, который не мог бы быть разрешен мирным путем», советское правительство договорилось с США об окончании Корейской войны. В 1956 г. Н.С. Хрущев провозгласил курс на предотвращение войны и заявил, что «фатальной неизбежности войны нет». Позднее в Программе КПСС (1962 г.) подчеркивалось: «Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств - объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров».

В 1954 г. Вашингтон принял военную доктрину «массированного возмездия», предусматривавшую использование всей мощи американского стратегического потенциала в случае возникновения вооруженного конфликта с СССР в любом регионе. Но в конце 50-х гг. ситуация резко изменилась: в 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник, в 1959 г. ввел в строй первую подводную лодку с атомным реактором на борту. В новых условиях развития вооружения ядерная война утрачивала свой смысл, поскольку заранее не имела бы победителя. Даже принимая во внимание превосходства США в количестве накопленного ядерного оружия, ракетно-ядерного потенциала СССР было достаточно для нанесения США «неприемлемого ущерба».

В обстоятельствах ядерного противостояние произошла череда кризисов: 1 мая 1960 г. над Екатеринбургом был сбит американский самолет-разведчик, пилот Гарри Пауэрс попал в плен; в октябре 1961 г. разразился Берлинский кризис, появилась «берлинская стена», а через год случился знаменитый Карибский кризис, поставивший все человечество на грань ядерной войны. Своеобразным итогом кризисов стала наступившая разрядка: 5 августа 1963 г. СССР, Великобритания и США подписали в Москве договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, а в 1968 г. договор о нераспространении ядерного оружия.

В 60-е гг. когда «холодная война» была в самом разгаре, в условиях противостояния двух военных блоков (НАТО и Организация Варшавского договора с 1955 г.) Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная Европа в прочном военно-политическом и экономическом союзе с США, основной ареной борьбы двух систем стали страны «третьего мира», что нередко приводило к локальным военным конфликтам по всему миру.

«Разрядка»

К 70-м годам Советский Союз достиг примерного военно-стратегического паритета с США. Обе сверхдержавы по совокупности ракетно-ядерной мощи приобрели возможность «гарантированного возмездия», т.е. нанесения ответным ударом неприемлемого ущерба потенциальному противнику.

В послании конгрессу от 18 февраля 1970 г. президент Р. Никсон обозначил три составных части внешней политики США: партнерство, военная сила и переговоры. Партнерство касалось союзников, военная сила и переговоры — «потенциальных противников».

Новым здесь стало отношение к противнику, выраженное в формуле «от конфронтации к переговорам». 29 мая 1972 г. между странами был подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США, подчеркивающие необходимость мирного сосуществования двух систем. Обе стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военных конфликтов и ядерной войны.

Структурными документами этих намерений стал Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), устанавливающее предел наращивания вооружений. Позднее, в 1974 г., СССР и США подписали протокол, по которому они согласились на противоракетную оборону лишь одного района: СССР прикрыл Москву, а США - базу для запуска межбаллистических ракет в штате Северная Дакота. Договор по ПРО действовал до 2002 г., когда США вышли из него. Итогом политики «разрядки» в Европе стало проведение Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки в 1975 г. (СБСЕ), провозгласившего отказ от применения силы, нерушимость границ в Европе, уважение прав человека и основных свобод.

В 1979 г. в Женеве на встрече президента США Дж. Картера и генерального секретаря ЦК КПСС был подписан новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), сокращавший общее количество ядерных носителей до 2400 и предусматривающий сдерживание процесса модернизации стратегических вооружений. Однако после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г., США отказались ратифицировать договор, хотя его пункты частично соблюдались обеими сторонами. В то же время создавались силы быстрого реагирования, призванные защищать американские интересы в любой точке мира.

Третий мир

По всей видимости, в конце 70- х гг. в Москве сложилась точка зрения, что в условиях достигнутого паритета и политики «разрядки», именно СССР принадлежит внешнеполитическая инициатива: происходит наращивание и модернизация обычных вооружений в Европе, размещение ракет средней дальности, масштабное наращивание сил ВМС, активное участие в поддержке дружественных режимов в странах третьего мира. В этих условиях в США возобладал курс на конфронтацию: в январе 1980 г. президент провозгласил «Доктрину Картера», согласно которой Персидский залив объявлялся зоной американских интересов и допускалось использование вооруженной силы для ее защиты.

С приходом к власти Р. Рейгана была предпринята программа крупномасштабной модернизации различных типов вооружения с использованием новых технологий, имевшая целью добиться стратегического превосходства над СССР. Именно Рейгану принадлежат знаменитые слова о том, что СССР является «империей зла», а Америка - это «народ, избранный Богом» для осуществления «священного плана» - «оставить марксизм-ленинизм на пепелище истории». В 1981-1982 гг. были введены ограничения на торговлю с СССР, в 1983 г. принята программа стратегической оборонной инициативы или так называемых «звездных войн», призванная создать многослойную защиту США от межконтинентальных ракет. В конце 1983 г. правительства Великобритании, ФРГ и Италии дали согласие на размещение на своей территории американских ракет.

Окончание «Холодной войны»

Последний этап «холодной войны» связан с серьезными изменениями, произошедшими в СССР после прихода к власти нового руководства страны во главе с , проводившим политику «нового политического мышления» во внешней политике. Настоящим прорывом стали на высшем уровне между СССР и США в ноябре 1985 г., стороны пришли к единому мнению, что «ядерная война не должна быть развязана, в ней не может быть победителей», а их целью является «предотвращение гонки вооружений в космосе и прекращение ее на Земле». В декабре 1987 г. в Вашингтоне состоялась новая советско-американская встреча, закончившаяся подписанием Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (от 500 до 5,5 тыс. км.) в ядерном и неядерном оснащении. Эти меры включили регулярный взаимный контроль за исполнением договоренностей, таким образом впервые в истории уничтожался целый класс новейших вооружений. В 1988 г. в СССР была сформулирована концепция «свободы выбора» в качестве универсального принципа международных отношений, Советский Союз начал вывод своих войск из Восточной Европы.

В ноябре 1989 г. в ходе стихийных выступлений был разрушен символ «холодной войны» - бетонная стена, разделявшая Западный и Восточный Берлин. В Восточной Европе происходит череда «бархатный революций», компартии теряют власть. 2-3 декабря 1989 г. на Мальте состоялась встреча между новым президентом США Дж. Бушем и М.С. Горбачевым, на которой последний подтвердил «свободу выбора» для стран Восточной Европы, был провозглашен курс на 50 % сокращение стратегических наступательных вооружений. Советский Союз отказывался от своей зоны влияния в Восточной Европе. По итогам встречи М.С. Горбачев заявил, что «мир выходит из эпохи «холодной войны» и вступает в новую эру». Со своей стороны Дж. Буш подчеркивал, что «Запад не будет пытаться извлечь какие-либо преимущества из необычных перемен, происходящих на Востоке». В марте 1991 г. официально состоялся роспуск ОВД, в декабре произошел распад Советского Союза.

ХОЛОДНАЯ ВОЙНА – мировая конфронтация между двумя военно-политическими блоками во главе с СССР и США, не дошедшая до открытого военного столкновения. Понятие «холодная война» появилось в журналистике в 1945–1947 и постепенно закрепилось в политическом словаре.

Зато важные поражения страны Запада понесли в колониальных войнах – Франция проиграла войну во Вьетнаме 1946–1954, и Нидерланды – в Индонезии в 1947–1949.

«Холодная война» привела к тому, что в обоих «лагерях» развернулись репрессии против инакомыслящих и людей, выступавших за сотрудничество и сближение двух систем. В СССР и странах Восточной Европы арестовывали людей по обвинению в «космополитизме» (отсутствии патриотизма, сотрудничестве с Западом), «низкопоклонничестве перед Западом» и «титоизме» (связях с Тито). В США началась «охота на ведьм», в ходе которой «разоблачались» тайные коммунисты и «агенты» СССР. Американская «охота на ведьм», в отличие от сталинских репрессий, не привела к массовым репрессиям, но и в ней были свои жертвы, вызванные шпиономанией. Советская разведка активно работала в США, как и американская в СССР, но американские спецслужбы решили публично показать, что они в состоянии разоблачать советских шпионов. На роль «главного шпиона» был выбран госслужащий Юлиус Розенберг. Он действительно оказывал советской разведке незначительные услуги. Было объявлено, что Розенберг и его жена Этель «украли атомные секреты Америки». Впоследствии выяснилось, что Этель даже не знала о сотрудничестве мужа с советской разведкой, но несмотря на это, оба супруга были приговорены к смерти и казнены в июне 1953.

Казнь Розенбергов стала последним серьезным актом первого этапа «холодной войны». В марте 1953 умер Сталин, и новое советское руководство во главе с Никитой Хрущевым стало искать пути нормализации отношений с Западом.

В 1953–1954 были прекращены войны в Корее и Вьетнаме. В 1955 СССР установил равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились также предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести из страны свои войска.

В 1956 ситуация в мире снова ухудшилась в связи с волнениями в социалистических странах и попытками Великобритании, Франции и Израиля захватить Суэцкий канал в Египте. Но на этот раз обе «сверхдержавы» – СССР и США – приложили усилия к тому, чтобы конфликты не разрастались. В 1959 Хрущев в этот период не был заинтересован в усилении конфронтации. В 1959 Хрущев приехал в США, это был первый в истории визит советского лидера в Америку. Американское общество произвело на него большое впечатление, особенно поразили его успехи сельского хозяйства, гораздо более эффективного, чем в СССР.

Однако к этому времени и СССР мог произвести впечатление на США и весь мир своими успехами в области высоких технологий, и прежде всего – в освоении космоса. Система государственного социализма позволяла концентрировать большие ресурсы на решении одной задачи за счет других. 4 октября 1957 в Советском Союзе был осуществлен запуск первого искусственного спутника земли. Отныне советская ракета могла доставить груз в любую точку планеты, в том числе и ядерное устройство. В 1958 американцы запустили свой спутник и начали массовое производство ракет. СССР прололжал лидировать, хотя достижения и сохранение ракетно-ядерного паритета в 60-е требовало напряжения всех сил страны.

Успехи в освоении космоса имели и огромное агитационное значение – они показывали, какой общественный строй способен добиться больших научно-технических успехов. 12 апреля 1961 СССР запустил в космос корабль с человеком на борту. Первым космонавтом стал Юрий Гагарин . Американцы шли по пятам – ракета с их первым астронавтом Аланон Шепардом стартовала уже 5 мая 1961, но в космос аппарат не вышел, совершив лишь суборбитальный полет.

В 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились. 1 мая, незадолго до советско-американской встречи в верхах, США отправили в полет над территорией СССР разведывательный самолет У-2. Он летел на высотах, недоступных для советских истребителей, но был сбит ракетой прямо во время первомайской демонстрации в Москве. Разразился скандал. На встрече в верхах Хрущев ждал извинений от Эйзенхауэра . Не получив их, он прервал встречу с президентом.

В результате кризиса, который подвел мир к грани ракетно-ядерной катастрофы, был достигнут компромисс: СССР убрал свои ракеты с Кубы, а США вывели свои ракеты из Турции и гарантировали Кубе военное невмешательство.

Карибский кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. СССР и США впервые заговорили об ограничении гонки вооружений. 15 августа 1963 был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и в воде.

Заключение договора 1963 не означало окончания «холодной войны». Уже в следующем году, после гибели президента Кеннеди, соперничество двух блоков обострилось. Но теперь оно было вытеснено подальше от границ СССР и США – в юго-восточную Азию, где в 60-первой половине 70-х развернулась война в Индокитае.

В 60-е международная обстановка коренным образом изменилась. Обе сверхдержавы столкнулись с большими трудностями: США увязли в Индокитае, а СССР втянулся в конфликт с Китаем. В результате обе сверхдержавы предпочли перейти от «холодной войны» к политике постепенной разрядки международной напряженности («разрядке»).

В период «разрядки» были заключены важные договоренности по ограничению гонки вооружений, в том числе договоры по ограничению противоракетной обороны (ПРО) и стратегических ядерных вооружений (ОСВ-1 и ОСВ-2). Однако договоры ОСВ имели существенный недостаток. Ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, он почти не касался размещения ядерного оружия. Между тем противники могли сосредоточить большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений.

В 1976 СССР начал модернизацию своих ракет среднего радиуса действия в Европе. Они могли быстро достичь цели в Западной Европе. В результате этой модернизации нарушалось равновесие ядерных сил на континенте. В декабре 1979 блок НАТО принял решение разместить в Западной Европе новейшие американские ракеты «Першинг-2» и «Томагавк». В случае начала войны эти ракеты могли бы в считанные минуты уничтожить крупнейшие города СССР, в то время как территория США на время оставалась бы неуязвимой. Безопасность Советского Союза оказалась под угрозой, и он развернул кампанию против размещения новых американских ракет. В странах Западной Европы началась волна митингов противников размещения ракет, так как в случае первого удара со стороны американцев Европа, а не Америка стала бы мишенью ответного удара СССР. Новый президент США Рональд Рейган предложил в 1981 так называемый «нулевой вариант» – вывод всех советских и американских ядерных ракет среднего радиуса действия из Европы. Но в этом случае здесь оставались бы британские и французские ракеты, направленные на СССР. Советский лидер Леонид Брежнев отказался от такого «нулевого варианта».

Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в 1979. «Холодная война» возобновилась. В 1980–1982 США ввели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Рейган назвал СССР «империей зла». Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов прекратил все переговоры с США.

К середине 80-х страны «социализма» вошли в полосу кризиса. Бюрократическая экономика уже не могла обеспечить растущие потребности населения, неэкономное расходование ресурсов привело к их значительному сокращению, уровень социального сознания людей вырос настолько, что они начали понимать необходимость перемен. Стране все труднее было нести бремя «холодной войны», поддерживать союзные режимы по всему миру, вести войну в Афганистане. Все более заметным и опасным было техническое отставание СССР от капиталистических стран.

В этих условиях президент США решил «подтолкнуть» СССР к ослаблению По оценкам западных финансовых кругов, валютные запасы СССР составляли 25–30 млрд. долларов. Для того, чтобы подорвать экономику СССР, американцам нужно было нанести «внеплановый» ущерб советской экономике в таких же размерах – иначе трудности, связанные с экономической войной, сглаживались бы валютной «подушкой» изрядной толщины. Действовать нужно было быстро – во второй половине 80-х СССР должен был получить дополнительные финансовые вливания от газопровода Уренгой – Западная Европа. В декабре 1981 в ответ на подавление рабочего движения в Польше Рейган объявил о серии санкций против Польши и ее союзника СССР. События в Польше были использованы как повод, ведь на этот раз, в отличие от ситуации в Афганистане, нормы международного права не были нарушены Советским Союзом. США заявили о прекращении поставок нефтегазового оборудования, что должно было сорвать строительство газопровода Уренгой – Западная Европа. Однако европейские союзники, заинтересованные в экономическом сотрудничестве с СССР, не сразу поддержали США, а советская промышленность сумела самостоятельно изготовить трубы, которые раньше СССР собирался закупить на Западе. Кампания Рейгана против газопровода не удалась.

В 1983 президент США Рональд Рейган выдвинул идею «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ), или «звездных войн » – космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора по ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области и идея СОИ имела целью заставить СССР попусту тратить ресурсы, советские лидеры восприняли ее всерьез. Ценой больших усилий была создана космическая система «Буран», способная нейтрализовать элементы СОИ.

Вместе с внешними, внутренние факторы существенно подтачивали систему социализма. Экономический кризис, в котором оказался СССР, ставил на повестку дня вопрос об «экономии на внешней политике». Несмотря на то, что возможности такой экономии преувеличивались, начавшиеся в СССР реформы привели к завершению «холодной войны» в 1987–1990.

В марте 1985 к власти в СССР пришел новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев. В 1985–1986 он провозгласил политику широких преобразований, известных как «перестройка». Предусматривалось и улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости («новое мышление»).

В ноябре 1985 Горбачев встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Американский президент обещал, что когда исследования принесут успех, США «откроют свои лаборатории перед Советами», но Горбачев не верил ему. «Говорят, верьте нам, что если американцы первыми реализуют СОИ, то они поделятся с Советским Союзом. Я сказал тогда: господин президент, призываю вас, поверьте нам, мы уже об этом заявили, что не применим первыми ядерного оружия и не нападем первыми на Соединенные Штаты Америки. Почему же вы, сохраняя весь наступательный потенциал на земле и под водой, еще собираетесь развернуть гонку вооружений в космосе? Вы нам не верите? Выходит, не верите. А почему мы вам должны больше верить, чем вы нам?» Несмотря на то, что существенных сдвигов на этой встрече достигнуть не удалось, два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться в будущем.

Однако после встречи в Женеве отношения между СССР и США вновь обострились. СССР поддержал Ливию в ее конфликте с США. США отказались соблюдать договоренности по ОСВ, которые выполнялись даже в годы конфронтации 1980–1984. Это был последний всплеск «холодной войны». «Похолодание» в международных отношениях наносило удар по планам Горбачева, выдвинувшего широкомасштабную программу разоружения и всерьез рассчитывавшего на экономический эффект конверсии, которая, как вспоследствии стало ясно, нанесла огромный урок обороноспособности страны. Уже летом обе стороны стали зондировать возможности для проведения «второй Женевы», которая и состоялась в октябре 1986 Рейкъявике. Здесь Горбачев попытался вызвать Рейгана на ответные уступки, предложив масштабные сокращения ядерных вооружений, но «в пакете» с отказом от СОИ, однако американский президент отказался отменить СОИ и даже изобразил возмущение увязкой двух проблем: «Уже после того, как все или почти все, как мне казалось, было решено, Горбачев выкинул финт. С улыбкой на лице он произнес: „Но все это, конечно же, зависит от того, откажетесь ли вы от СОИ"». В итоге встреча в Рейкьявике фактически кончилась ничем. Но Рейган понял, что добиться улучшения международных отношений можно не путем нажима на СССР, а с помощью взаимных уступок. Стратегия Горбачева увенчалась иллюзией успеха – США согласились заморозить несуществующую СОИ до конца века.

В 1986 администрация США отказалась от фронтального наступления на СССР, которое закончилось неудачей. Однако был усилен финансовый нажим на СССР, США в обмен на различные уступки уговорили власти Саудовской Аравией о резко увеличить объем добычи нефти и снизить мировые цены на нефть. Доходы Советского Союза зависели от цен на нефть, которые стали круто падать в 1986. Чернобыльская катастрофа еще сильнее подорвали финансовое равновесие СССР. Это затруднило реформирование страны «сверху» и заставило более активно стимулировать инициативу снизу. Постепенно авторитарная модернизация сменилась гражданской революцией. Уже в 1987–1988 «перестройка» привела к быстрому росту общественной активности, мир полным ходом шел к прекращению «холодной войны».

После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 два президента наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987, по которому американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. «Новое мышление» восторжествовало. Важнейший кризис, который привел к возобновлению «холодной войны» в 1979, ушел в прошлое. За ним последовали и другие «фронты» «холодной войны», в том числе и главный – европейский.

Пример советской «перестройки» активизировал антисоциалистические движения в Восточной Европе. В 1989 преобразования, проводившиеся коммунистами в Восточной Европе, переросли в революции. Вместе с коммунистическим режимом в ГДР была разрушена и Берлинская стена , что стала символом прекращения раздела Европы. К тому времени, столкнувшийся в тяжелыми экономическими проблемами, СССР уже не мог поддерживать коммунистические режимы, социалистический лагерь распался.

В декабре 1988 Горбачев заявил в ООН об одностороннем сокращении армии. В феврале 1989 советские войска были выведены из Афганистана, где продолжилась война уже между моджахедами и правительством Наджибуллы .

В декабре 1989 у берегов Мальты Горбачев и новый президент США Джордж Буш смогли обсудить ситуацию фактического прекращения «холодной войны». Буш обещал предпринять усилия в направлении распространения на СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле США, что было бы невозможно, если бы «холодная война» продолжалась. Несмотря на сохранение разногласий по поводу ситуации в некоторых странах, в том числе в Прибалтике, атмосфера «холодной войны» отошла в прошлое. Объясняя Бушу принципы «нового мышления» Горбачев говорил: «Главный принцип, который мы приняли и которому следуем в рамках нового мышления, – это право каждой страны на свободный выбор, включая право пересмотреть или изменить первоначально сделанный выбор. Это – очень болезненно, но это – основополагающее право. Право выбирать без вмешательства извне».

Но к этому времени методы давления на СССР уже изменились. В 1990 к власти в большинстве стран Восточной Европы пришли сторонники скорейшей «вестернизации», то есть перестройки общества по западным образцам. Начались реформы, основанные на «неолиберальных» идеях, близких к западному неоконсерватизму и неоглобализму. Реформы проводились поспешно, без плана и подготовки, что приводило к болезненной ломке общества. Они получили название «шоковой терапии», так как считалось, что после короткого «шока» наступит облегчение. Страны Запада оказали некоторую финансовую поддержку этим реформам, в итоге в Восточной Европе удалось создать рыночную экономику по западному образцу. Предприниматели, средние слои, часть молодежи выиграли от этих преобразований, однако значительная часть общества – рабочие, служащие, пенсионеры – проиграли, а восточноевропейские страны оказались в финансовой зависимости от Запада.

Новые правительства стран Восточной Европы потребовали скорейшего вывода советских войск со своей территории. У СССР к тому времени не было ни возможностей, ни желания сохранять там свое военное присутствие. В 1990 начался вывод войск, в июле 1991 были распущены Варшавский договор и СЭВ. Единственной мощной военной силой в Европе осталась НАТО. СССР не надолго пережил созданный им военный блок. В августе 1991 в результате неудачной попытки руководителей СССР установить авторитарный режим (так называемый ГКЧП) реальная власть перешла от Горбачева к президенту Российской Федерации Борису Ельцину и руководителям республик СССР. Прибалтика вышла из Союза. В декабре 1991, чтобы закрепить свой успех в борьбе за власть, руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР.

Почти точное совпадение завершения «холодной войны» и распада СССР вызвало в мире споры о том, какова связь между этими явлениями. Может быть, завершение «холодной войны» является результатом распада СССР и, следовательно, США выиграли эту «войну». Однако к моменту распада СССР «холодная война» уже закончилась – за несколько лет до этого события. Если учесть, что в 1987 был разрешен ракетный кризис, в 1988 заключено соглашение по Афганистану, и в феврале 1989 были выведены советские войска из этой страны, в 1989 исчезли социалистические правительства почти во всех странах Восточной Европы, то говорить о продолжении «холодной войны» после 1990 не приходится. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979–1980, но и в 1946–1947. Уже в 1990 уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «холодной войны», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Д.Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР и президенты Б.Ельцин и Д.Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Эти пропагандистские заявления не снимают факта, что в 1990–1991 признаки «холодной войны» уже исчезли. Завершение «холодной войны» и распад СССР имеют общую причину – кризис государственного социализма в СССР.

Александр Шубин



- 1962 г. - 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.


- 1979 г. - 1987 г . - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

- 1987 г. - 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева , повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

Война в Корее (участие СССР).

Участие СССР, США и Китая в Корейской войне. Роль ООН. Десятки тысяч американских солдат погибли в Корейской войне

Нельзя не сказать, что участие выше перечисленных стран в Корейской войне имело огромное значение. По сути дела война велась не между Северной и Южной Кореей, а между двумя державами, которые стремились доказать свой приоритет любыми доступными способами. В данном случае нападающей стороной стало США, и провозглашённая в то время «доктрина Трумэна » яркий тому пример. В соответствии со своей «новой линией в политике» в отношении СССР администрация Трумэна не считала необходимым «идти на компромиссы в дальнейшем». Она фактически отказалась выполнять Московское соглашение, сорвала работу Совместной комиссии по Корее, а затем перенесла корейский вопрос в Генеральную Ассамблею ООН.

Этот шаг США обрывал последнюю ниточку сотрудничества с СССР: Вашингтон открыто нарушал свои союзнические обязательства, по которым корейский вопрос как проблема послевоенного урегулирования должен был решаться союзными державами. Перенос корейского вопроса в ООН потребовался США для того, чтобы в международно-политическом плане утвердить создаваемый ими южнокорейский режим в качестве единственно законного правительства в Корее. Таким образом, в результате империалистической политики США и вопреки стремлению корейского народа к созданию единой, независимой, демократической Кореи, страна оказалась разделённой на две территории: зависимую от США Корейскую Республику и находящиеся в такой же зависимости, только от СССР, КНДР, фактически границей между которыми стала 38-я параллель.

Отнюдь не случайно, что это произошло именно с переходом Соединённых Штатов к политике «холодной войны». Раскол мира на два классово противоположенных лагеря - капитализм и социализм , вызванная этим поляризация всех политических сил на мировой арене и борьба между ними обусловили появление в системе международных отношений узлов противоречий, в которых сталкиваются и разрешаются политические интересы государств противостоящих друг другу систем. Корея в силу исторических обстоятельств превратилась в подобный узел. Она оказалась ареной борьбы капитализма в лице США против позиций коммунизма. Исход борьбы определялся соотношением сил между ними.

СССР и в период второй мировой войны, и после неё последовательно стремился к компромиссному решению корейского вопроса, к созданию через систему опеки единого демократического корейского государства. Другое дело - США, компромиссным решениям по Корее практически не оставалось места. США сознательно способствовали росту напряжённости в Корее, и если они не принимали прямого участия, то своей политикой фактически подталкивали Сеул к организации вооружённого конфликта на 38-й параллели. Но по моему мнению просчётом со стороны США было то, что они распространили свою агрессию на Китай, не осознавая его возможностей. Об этом также говорит старший научный сотрудник ИВ РАН кандидат исторических наук А.В. Воронцов: «Одним из решающих событий в ходе войны в Корее стало вступление в неё КНР 19 октября 1950 года, что практически спасло от военного разгрома находившуюся в тот период в критическом положении КНДР (эта акция стоила более двух миллионов жизней «китайских добровольцев»)».

Интервенция американских войск в Корее спасла Ли Сын Мана от военного поражения, но главная цель - ликвидация социализма в Северной Корее - так и не была достигнута. Что касается непосредственного участия США в войне, надо заметить что американская авиация и флот действовали уже с первого дня войны, но применялись для эвакуации американских и южнокорейских граждан из прифронтовых районов. Однако после падения Сеула на Корейском полуострове высадились сухопутные войска США. Американские ВВС и ВМС также развернули активные боевые действия против войск КНДР. В Корейской войне авиация США являлась главной ударной силой «вооружённых сил ООН», помогавших Южной Кореи. Она действовала как на фронте, так и по объектам глубокого тыла. Поэтому отражение воздушных ударов ВВС США и их союзников стало одной из важнейших задач войск Северной Кореи и «китайских добровольцев» на протяжении всех военных лет.

Помощь же Советского Союза КНДР в годы войны имела свою особенность - она предназначалась в первую очередь для отражения агрессии США и потому шла преимущественно по военной линии. Военная помощь СССР борющемуся корейскому народу осуществлялась путём безвозмездных поставок вооружения, боевой техники, боеприпасов и других средств; организацией отпора американской авиации соединениями советской истребительной авиации, размещёнными в соседних с КНДР приграничных районах Китая и надёжно прикрывавшими с воздуха различные экономические и другие объекты. Также СССР занималось подготовкой командных, штабных и инженерно-технических кадров для войск и учреждений Корейской народной армии на месте. На протяжении всей войны из Советского Союза поставлялись в необходимом числе боевые самолёты, танки и САУ, артиллерийское и стрелковое оружие и боеприпасы к нему, а также многие другие виды специальной техники и военного снаряжения. Советская сторона стремилась поставлять всё своевременно и без задержки, чтобы войска КНА были в достаточной степени обеспечены всем необходимым для борьбы с противником. Армия КНА была оснащена самым современным по тому времени вооружением и боевой техникой.

После открытия ключевых документов правительственных архивов стран, участвовавших в корейском конфликте, всплывают всё новые и новые исторические документы. Мы знаем, что Советская сторона приняла на себя в то время громадное бремя прямой военно-воздушной и военно-технической поддержки КНДР. В Корейской войне участвовало около 70 тысяч личного состава советских ВВС. При этом потери наших авиасоединений составили 335 самолётов и 120 пилотов. Что же касается сухопутных операций по поддержке северокорейцев, то Сталин стремился полностью переложить их на Китай. Также в истории этой войны есть один интересный факт - 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Основой этого корпуса явились три истребительные авиационные дивизии: 28-я иак, 50-я иак, 151-я иак.

В составе дивизий насчитывалось 844 офицера, 1153 сержанта и 1274 солдата. Имелись на вооружении самолёты советского производства: ИЛ-10, Як-7, Як-11, Ла-9, Ла-11, а также реактивные МиГ-15. Управление размещалось в городе Мукдене. Интересен этот факт потому, что пилотировали эти самолёты советские лётчики. Немалые сложности возникали из-за этого. Необходимо было соблюдать режим секретности, поскольку советское командование принимало все меры к тому, чтобы скрыть участие советских ВВС в Корейской войне, и не дать США доказательств, что истребители советского производства МиГ-15, что не было тайной, пилотируют советские лётчики. С этой целью самолёты МиГ-15 имели опознавательные знаки китайских ВВС. Запрещалось действовать над Жёлтым морем и преследовать самолёты противника южнее линии Пхеньян - Вонсан, то есть до 39 градуса северной широты.

В этом вооружённом столкновении была отведена отдельная роль Организации Объединённых Наций, которая вмешалась в этот конфликт после того, как правительство США передало ей решение корейской проблемы. Вопреки протесту Советского Союза, который настаивал на том, что корейский вопрос является неотъемлемой частью проблемы послевоенного урегулирования в целом и порядок его обсуждения уже определён Московским совещанием, Соединённые Штаты поставили его осенью 1947 г. на обсуждение 2 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Эти действия стали ещё одним шагом к закреплению раскола, к отходу от Московских решений по Корее и к осуществлению американских планов.

На ноябрьской сессии ГА ООН в 1947 г. американской делегации и представителям других проамериканских государств удалось отклонить советские предложения о выводе всех иностранных войск и протащить свою резолюцию, создать временную комиссию ООН по Корее, которой поручалось контролировать проведение выборов. Эта Комиссия была избрана из представителей Австралии, Индии, Канады, Сальвадора, Сирии, Украины (её представители в работе комиссии не участвовали), Филиппин, Франции и чанкайшистского Китая. Она должна была осуществлять превращение ООН в «центр гармонизации действий по корейскому вопросу», предоставлять советской и американской администрации и корейским организациям «консультации и советы по каждому шагу, связанному с созданием независимого корейского правительства и отводом войск», и обеспечить под своим наблюдением проведение в Корее выборов на основе тайного голосования всего взрослого населения.

Однако Комиссии ООН в Корее не удалось создать общекорейское правительство, так как она продолжала курс на формирование угодного США реакционного органа власти. Протесты народных масс и общественных демократических организаций на Юге и Севере страны против её деятельности привели к тому, что она не смогла выполнить свои функции и обратилась за содействием к так называемому Межсессионному комитету ГА ООН. Комитет рекомендовал Временной комиссии, отменяя тем самым решение ГА ООН от 14 ноября 1947 г., провести выборы в высший законодательный орган - Национальное собрание только в одной Южной Корее, и внёс соответствующий проект резолюции на заседание сессии ГА ООН. Многие государства, включая Австралию и Канаду - членов Временной комиссии по Корее, - не поддерживали США и утверждали, что такая акция будет иметь своим результатом постоянное разделение страны и наличие двух враждебных правительств в Корее. Тем не менее с помощью послушного большинства США провели нужное им решение 26 февраля 1948 г. в отсутствии советского представителя.

Принятие американской резолюции имело пагубные последствия для Кореи. Поощряя установление «национального правительства» в Южной Корее, что неизбежно влекло за собой создание национального правительства и на Севере, оно же подталкивало к расчленению Кореи, вместо того чтобы содействовать образованию единого независимого демократического государства. Те, кто выступал за сепаратные выборы на Юге, например Ли Сын Ман и его сторонники, активно поддерживали решения ГА ООН, утверждая, что создание сильного правительства необходимо для защиты от северокорейского «наступления». Левые же были против сепаратных выборов и деятельности Комиссии ООН, они предлагали встречу политических лидеров Северной и Южной Кореи, чтобы разрешить внутренние дела самим после вывода иностранных войск.

Не составляет большого труда сделать вывод о том, что Комиссия ООН стояла на стороне США и работала в его пользу. Явный пример - резолюция, превратившая американские войска в Корее в «вооружённые силы ООН». Под флагом ООН в Корее действовали соединения, части и подразделения 16 стран: Англия и Турция прислали несколько дивизий, Великобритания снарядила 1 авианосец, 2 крейсера, 8 эсминцев, морскую пехоту и вспомогательные части, Канада направила одну пехотную бригаду, Австралия, Франция, Греция, Бельгия и Эфиопия по одному пехотному батальону. Дополнительно из Дании, Индии, Норвегии, Италии и Швеции прибыли полевые госпитали и их персонал. Около двух третей войск ООН были американскими. Корейская война обошлась ООН в 118155 убитых и 264591 раненого, 92987 были взяты в плен (большинство умерло от голода и пыток).

Смерть Сталина, внутрипартийная борьба, разоблачение культа личности

5 марта 1953 г . умер И.В. Сталин , долгие годы стоявший во главе партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха. Соратники Сталина должны были не только решить вопрос о преемственности социально-экономического курса, но и поделить между собой партийно-государственные посты. Учитывая, что общество в целом не было еще готово к радикальным переменам, речь могла идти скорее о некотором смягчении политического режима, чем об отказе от сталинского курса. Но вполне реальной была и вероятность его продолжения. Уже 6 марта приближенные Сталина приступили к первому разделу руководящих постов. Первое место в новой иерархии занял Г.М. Маленков , который получил пост Председателя Совета Министров и Первого Секретаря ЦК КПСС .

В Совмине у него было четыре заместителя: Л.П. Берия, близкий соратник Маленкова, возглавивший МВД; В.М. Молотов, министр иностранных дел. Два других поста зампредов Совета Министров занимали Н.А. Булганин и Л.М. Каганович. К.Е. Ворошилов был поставлен председателем Президиума Верховного Совета. Н.С. Хрущев был назначен в секретариат ЦК партии. С первых же дней новое руководство предприняло шаги, направленные против злоупотреблений прошлых лет. Личный секретариат Сталина был распущен. 27 марта Верховный Совет СССР объявил амнистию для всех заключенных, чей срок не превышал пять лет. В середине июля 1953 г. на одном из заседаний в Кремле, которое вел Г.М. Маленков, бывший в те годы Председателем СНК СССР Н.С. Хрущев выступил с обвинениями в адрес Л.П. Берии. Н.С. Хрущева поддержали Н.А. Булгарин, В.М. Молотов и др. Как только приступили к голосованию, Маленков нажал скрытую кнопку звонка.

Несколько офицеров высшего ранга арестовали Берию. Военной стороной этой акции руководил Г.К. Жуков. По его приказу в Москву были введены Кантемировская и Таманская танковые дивизии, занявшие ключевые позиции в центре города. Эта акция осуществлялась силовыми методами. Однако какой-либо альтернативы тогда не существовало. В сентябре 1953 г . Н.С. Хрущев был избран первым секретарем ЦК КПСС . К этому времени, находясь на партийной работе с 1924 г. , он прошел все ступени аппаратной лестницы (в 1930-е гг. был первым секретарем Московской организации ВКП (б), в 1938 г. возглавлял партийное руководство Украины, в 1949 г. был назначен секретарем Московского горкома партии). После устранения Л.П. Берии между Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущевым начались конфликты, которые касались двух основных аспектов : экономики и роли общества в происходящих изменениях. Что касается экономики, то тут противостояли стратегия развития легкой промышленности, за которую выступал Маленков, и “союз” сельского хозяйства и тяжелой промышленности, предлагавшийся Хрущевым.

Хрущев говорил о необходимости повышения закупочных цен на продукцию колхозов, находившихся на грани разорения; о расширении посевных площадей и освоении целинных земель. Хрущев добился для колхозов существенного повышения государственных закупочных цен (в 5,5 раза на мясо, в два раза на молоко и масло, на 50 % на зерновые). Повышение закупочных цен сопровождалось списанием долгов колхозов, снижением налога с приусадебных участков и с продажи на свободном рынке. Расширение посевных площадей, освоение целинных земель Северного Казахстана, Сибири, Алтая и Южного Урала составляли второй пункт программы Хрущева, принятия которой он добивался на февральском (1954 г.) пленуме ЦК . За последующие три года 37 млн. га, что было в три раза больше намеченного в феврале 1954 г. и составляло примерно 30 % всех обрабатываемых в то время земель СССР, были освоены. В 1954 г. доля целинного хлеба в урожае зерновых составила 50 %.

На Пленуме ЦК 1955 г. (январь) Н.С. Хрущев выступил с проектом возделывания кукурузы для решения кормовой проблемы (на практике это проявилось в беспрецедентной акции по внедрению этой культуры, зачастую в регионах, совсем не приспособленных для этого). На этом же Пленуме ЦК был подвергнут жесткой критике Г.М. Маленков за так называемый “правый уклонизм” (Г.М. Маленков, в отличие от Н.С. Хрущева, приоритетным считал развитие не сельского хозяйства, а легкой промышленности). Руководство правительством перешло к Н.А. Булганину. Позиция Н.С. Хрущева в политическом руководстве страны еще более укрепилась. 1953-1956 гг . — этот период вошел в сознание людей как “оттепель ” (по заглавию романа И.Г. Эренбурга, опубликованного в 1954 г.).

Отличительной особенностью этого времени стало не только проведение экономических мероприятий, во многом обеспечивших жизнь советских людей, но и смягчение политического режима . “Оттепель” характеризуется коллегиальным характером управления. В июне 1953 г. в газете “Правда” говорилось о таком управлении как обязательстве перед народом. Появляются новые выражения — “культ личности”, исчезают хвалебные речи. В прессе в этот период идет не столько переоценка сталинского правления, сколько снижение экзальтации по отношению к личности Сталина, частое цитирование Ленина. 4 тысячи выпущенных на свободу политических заключенных в 1953 г. — первая брешь, пробитая в репрессивной системе. Это перемены, но еще неустойчивые, как “оттепель” ранней весной. Н.С. Хрущев постепенно собирает вокруг себя союзников для разоблачения культа личности Сталина.

состояние напряженной конфронтации между СССР и США и их союзниками, продолжавшееся с некоторыми послаблениями в период с 1946 г. до конца 1980-х гг.

Отличное определение

Неполное определение ↓

"ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"

термин, определяющий курс, к-рый империалистич. круги зап. держав стали проводить в отношении Сов. Союза и других социалистич. гос-в по окончании 2-й мировой войны 1939-1945. Вошел в обиход вскоре после того, как У. Черчилль открыто призвал 5 марта 1946 (в г. Фултоне, США) к созданию англо-амер. союза для борьбы с "мировым коммунизмом во главе с Советской Россией". Инициаторы "X. в." распространили ее на все области отношений со странами социализма - военную, политическую, экономическую, идеологическую, - положив в основу этих отношений политику "с позиции силы". "X. в." означала: предельное обострение междунар. обстановки; отказ от принципов мирного сосуществования государств, имеющих различные социальные системы; создание замкнутых военно-политич. союзов (НАТО и др.); форсированную гонку вооружений, в т. ч. ядерного и другого оружия массового уничтожения с угрозой его применения ("атомная дипломатия"); попытки организовать блокаду социалистич. стран; активизацию и расширение подрывной деятельности империалистич. разведок; безудержную антикоммунистич. пропаганду и идеологич. диверсии против социалистич. стран под видом "психологич. войны". Одной из форм "X. в." явилась провозглашенная в США в 50-х гг. доктрина "балансирования на грани войны". Во внутр. политике капиталистич. гос-в "X. в." сопровождалась усилением реакции и подавлением прогрессивных сил. Вызвав серьезные осложнения в междунар. обстановке, вдохновители "X. в." вместе с тем не смогли добиться осуществления своей главной задачи - ослабить Советский Союз, затормозить процесс развития сил мирового социализма, воспрепятствовать росту анти-империалистич., нац.-освободит. борьбы народов. В результате активной миролюбивой внешней политики СССР и др. социалистич. стран и усилий мировой прогрессивной общественности, направленных на разрядку междунар. напряженности, к нач. 60-х гг. выявилась несостоятельность политики "X. в.", что побудило президента Кеннеди к поискам путей урегулирования спорных вопросов с СССР. После нового осложнения междунар. обстановки, связанного с воен. действиями США во Вьетнаме (1964-73), обострением обстановки на Бл. Востоке в результате нападения Израиля на араб. страны в 1967 и непрестанными попытками антисоветских, антисоциалистич. сил усилить напряженность на континенте Европы, нач. 70-х гг. ознаменовалось рядом важнейших встреч на высшем уровне (СССР - США, СССР - ФРГ, СССР - Франция и др.), многосторонних и двусторонних совещаний (в их числе - открывшиеся в 1973 совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе, сокращения вооружений и вооруженных сил в Центр. Европе, ближневосточного урегулирования) и соглашений (среди них - договоры между ФРГ и Сов. Союзом, ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР, ФРГ и Чехословакией; Четырехстороннее соглашение о Зап. Берлине; ряд соглашений между СССР и США, в т. ч. Соглашение 1973 о предотвращении ядерной войны, Договор 1974 об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. соглашения, служащие ограничению вооружений; Парижское соглашение 1973 о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме), подготовленных по инициативе и при активном участии СССР и др. стран социалистич. содружества. Знаменуя собой поворот в мировой политике и крах "X. в.", эти акции открывают перспективу укрепления отношений мирного соревнования и сотрудничества между странами, принадлежащими к различным общественным системам. Д. Асанов. Москва.