1. добро и зло,

2. правда,

3. справедливость,

5. совесть,

6. ответственность,

7. достоинство и честь,

8. гуманизм,

1. Добро и зло

1) Понятия добра и зла

2) Добродетель, благо, доброта

3) Концепции происхождения добра и зла

Добро и зло - наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.

Понятия добра и зла:

Являются обобщенными;

Обозначают диаметрально противоположные характеристики;

Выражают важнейшие установки морального сознания.

Формирование понятий добра и зла шло в процессе становления морали. Происходило осознание добра и зла как ценностей, не связанных с природными явлениями (которые могут быть полезными и вредными, но находятся вне категории морали).

Добро и зло являются характеристиками поступков, то есть действии, совершенных намеренно, свободно, соотнесенных с идеалом .

Добро - то, что стремится к идеалу;

Зло - то, что отдаляется от идеала.

Смысловые различия в употреблении слова "добро".

Относительный смысл: хорошее, полезное для данного человека в данных обстоятельствах.

Абсолютный смысл: добро в абсолютном значении - это:

Выражение самоценного добра (не являющегося средством достижения цели);

Выражение положительного значения явления относительно высшей ценности (идеала).

Добро в абсолютном смысле является этическим понятием .

В обыденном сознании добро (благо) является результатом субъективной оценки человека.

В религиозном сознании добро, благо:

Является характеристикой мира;

Задано Богом, существует объективно;

Является самим Богом (высочайшим благом).

Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.

Религиозная этика видит добро как выражение разума или воли Бога. В различных учениях добро принято выводить из природы человека, из общественной пользы, из космического закона или мировой идеи и т.д.

Происхождение зла объясняется по-разному . В религиозных учениях зло - фатальная неизбежность человеческого существования . Иммануил Кант считал зло необходимым следствием чувственной природы человека . Французские просветители объясняли зло результатом непонимания человеком своей подлинной природы . Марксисты связывают зло с антагонистическим устройством общества .



Виды зла.

Зло ассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следующие виды зла:

1. природное, естественное зло (стихийные силы, болезни и др.) не зависит от воли и деятельности человека;

2. социальное зло: является частью исторического процесса; рождается под влиянием деятельности людей; не может контролироваться человеком. Например, бунты, революции, войны являются результатом столкновения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;

3. нравственное (моральное) зло, которое творится под воздействием:

* сознания человека;

* воли человека;

* морального выбора человека.

Виды морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах):

враждебность - активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны;

распущенность - зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.).

Распущенный человек :

Становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям;

Нарушает социокультурные запреты;

Не способен к деятельной любви к ближнему.

С категорией добра связано понятие добродетели - устойчивые нравственно положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность . Добродетели противостоит порок.

Добродетели:

Отражают разные стороны добра;

Воспитываются в людях.

Разным историческим эпохам , культурам, моральным системам были свойственны разные добродетели . Добродетель одной системы могла быть пороком в другой (стоическое бесстрастие с точки зрения христианства является пороком).

Добродетельный человек признает положительные нравственные принципы и требования, творит добро, поступая в соответствии с ними (добродеять - делать добро). Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. В Др. Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость . Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан в послесловии к роману Э.М.Ремарка "Тени в раю" своеобразный нравственный кодекс положительных героев . "Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, власти, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство ".

Добродетели иногда связывают с определенным социальным положением личности. О воинских добродетеляхА.В.Суворов в наставлении писал: "1. Добродетель, замыкающаяся в честности, которая одна тверда. Она: в сдержании слова, в безлукавствии и осторожности, в безмщении. 2. Солдату - бодрость, офицеру - храбрость, генералу - мужество ".

У средневековых рыцарей существовал целый культ "трудных добродетелей" , среди которых на первом месте были храбрость и мужество, необходимые для защиты чести и достоинства. Рыцарь предпочитал скорее смерть, чем унижение.

Понятия "добро" и "благо" часто употребляют как синонимы. Благо - все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения определенных целей . Это природные блага, духовные (познание, образование, предметы культурного потребления ). Полезность не всегда совпадает с благом (искусство лишено утилитарной пользы; развитие промышленности, материального производства приводит человечество на грань экологической катастрофы).

Доброта. Добрым можно назвать человека, творящего добро .

Доброта:

· выражается в жизни, практической деятельности людей;

· свойственна целостной личности (добрый человек добр и в поведении, и в мыслях);

· неэгоистична: добрый человек жертвует частными интересами ради блага других.

А. Швейцер: «Доброта должна стать действительной силой истории и провозгласить начало века гуманности. Только победа гуманистического мировосприятия над антигуманизмом позволит нам с надеждой смотреть в будущее ».

Добро обязательно бескорыстно , поэтому отношения взаимной полезности не могут считаться добром, поскольку основаны на эгоистических интересах. Добро основано на потребности человека дарить добро другим людям .

Добро и зло познаются только в единстве (добро через зло и наоборот). Для того чтобы быть деятельно добрым, человек должен узнать зло. Недостаточно изучать зло, чтобы постичь добро, злу необходимо сопротивляться . Добро получает значимость в противоположность злу, утверждается в противостоянии злу. Представления людей о добре и зле являются неоднозначными, могут менять полюса. В разных культурах различны нравственные оценки одних и тех же явлений, поступков. Нравственные представления меняются в процессе смены исторических эпох.

Традиционному патриархальному обществу были свойственны:

Воспроизведение образа жизни предков (отступление от традиций осуждалось);

Беспрекословное подчинение старшим;

Нетерпимость к инородцам, иноверцам, инакомыслящим и т. д.

В современном обществе многие добродетели прошлого считаются безнравственными. Добром, ценностью стали:

Становление новых идеалов, отказ от некоторых традиций;

Самостоятельность, свобода творчества, развитие индивидуальности человека;

Концепции происхождения добра и зла

1. Этический интеллектуализм (просветительская концепция). Зло связано с незнанием . Сократ и Просветители считали - достаточно усовершенствовать систему образования, как исчезнет и зло. Необходимо развивать интеллект, просвещение , совершенствовать науку .

2. Этический оптимизм . Зло - это маленький фрагмент мира, в котором все стремится к добру (стоики). Зло необходимо для утверждения добра . Все, что нам кажется как зло, в действительности служит порядку и красоте мира как целого. Мир как целое добр . Зло это временное испытание, служащее целям торжества справедливости и правды . (Плотин, Лейбниц).

3. Социальный детерминизм .Источник зла в социальных несовершенствах и несправедливости (марксизм). Причина зла - не в слабости интеллекта, а в плохих социальных условиях: нищета, плохое воспитание, тяжелые условия жизни - все это создает почву для совершения порочных поступков.

4. Теории психоанализа видят источник зла в природе человека , в сфере бессознательного (Шопенгауэр, Фрейд, Ницше, Фромм).

В каждом индивиде есть зачатки зла , которые подавляются культурой . Культура и мораль принадлежат сфере социальных требований, навязываемых индивиду, запрещающих ему реализовать свои бессознательные влечения и страсти и потому делающие его несчастным и психически больным . Человек по природе порочен . Культура и мораль накладывают жесткие запреты на поведение человека, выступая орудиями увеличения его агрессивности и деструктивности , которые не исчезают, но переносятся во внутренний мир , выступая источником страданий .

5. Антропологические теории (М. Бубер, М. Шелер, Э. Фромм) продолжают линию психоанализа. Зло фундаментальная и первичная характеристика человека , определяющую его наиболее глубокую, но тщательно скрываемую сущность. Добро и зло не воспринимаются человеком одновременно. Понятие о добре является вторичным , тогда как зло изначально и первично . Добро человек узнает только тогда, когда он уже пребывает во зле . Человек понимает, что такое добро, когда он уже совершил зло . Добро - это утраченное, но уже недоступное состояние. В самом человеке лежит источник зла . Все остальное зло в мире - это иллюзия. В душе человека есть демоническое начало, которое жаждет человека как женщина мужчину.

Правда и ложь

1) Понятие правды, истины,

2) Обман, хитрость, клевета, ханжество

3) Честность, доверие

1. Правда - высшая нравственная ценность . Правду можно понимать как :

1) образец жизни и отношений людей, которому необходимо следовать ради достижения гармонии в обществе;

2) высшую инстанцию, справедливость (высшая правда).

Высшая правда надэмпирична, противопоставляется правде жизни (сумма негативных примеров из жизни). "Жить по правде " - значит руководствоваться нравственным законом, совестью, Божьими заповедями . В межчеловеческом общении правда выражается в:

1) открытости, честности, доверии;

2) отзывчивости, взаимопомощи и т. п.;

3) бескорыстии, отсутствии эксплуатации.

Правду можно определить как адекватную характеристику ситуации, соответствие объективного положения дел и представлений человека о нем .

Правдивый человек тот, кто следует правде, освещает факты внешние и внутренние без искажений.

Правдивость лежит в основе любой добродетели (Монтень), морального отношения к другим людям . Она противостоит лжи . Правда связана с достоинством человека . Человек, уважающий самого себя, стыдится лгать.

Истина - это понятие, чаще употребляемое в теоретическом знании. Оно является общим для всех людей и выражает устоявшееся представление о законах, характерных для разных сфер действительности (науки и т. д.) .

Истине противостоят заблуждение (непреднамеренное искажение истины) и новые истины (гипотезы).

В отличие от истины у каждого есть своя правда - частная позиция человека, отражающая личную точку зрения . Правда - индивидуально-личностна, основана на практическом интересе, потребностях человека, имеет эмоциональный характер .

Частной правде человека противостоит правда других людей, которая может быть диаметрально противоположной и пониматься как несправедливость, ложь, агрессия.

"Общая правда" достигается путем:

1) признания ценности других людей, их прав, достоинства, мнений;

2) согласия, понимания, взаимной готовности к компромиссу;

3) правдивости.

Утверждение правды не должно унижать достоинство другого человека, утверждать превосходство одного из собеседников .

2. Ложь, обманиспользуются людьми для достижения:

1) практической выгоды, благ;

2) профессионального успеха;

3) социального положения и др.

Обман- это намеренное:

1) искажение действительности, выдаваемое за правду;

2) обещание благ и пр., которое не будет выполнено.

Хитрость - качество, которое может выступать как:

а) негативное (реализация своих интересов в обход запретов - мошенничество и пр.);

б) позитивное (хитрость, позволяющая достичь благих целей).

Клевета - это:

1) рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения благ и попытка устранить его;

2) приписывание другому человеку негативных качеств, которыми он не обладает.

Ханжество, лицемерие - показные строгость нравов, доброжелательность, милосердие, маскировка собственных пороков .

Важной этической проблемой является "добродетельная ложь " - ложь во спасение. Часто возникают ситуации, в которых обман является единственно возможным выходом :

1) дезинформация в контрразведке государства;

2) сохранение в тайне информации (в сфере политики, бизнеса, медицины, права и др.);

3) сокрытие информации, способной нанести вред человеку (несообщение диагноза тяжелобольному) и т.д.

3. Честность - практическая добродетель, подразумевающая :

1) правдивость;

2) совестливость;

3) добросовестность и верность;

4) открытость чувств и намерений для другого человека.

Слово "честность" может употребляться как синоним справедливости : отсутствие произвола, субъективизма и т. д.

Честный человек обладает достоинством - правдивостью перед самим собой (адекватность понимания себя и самовыражения, осознание своих негативных и позитивных склонностей) .

Доверие:

1) способность к искренним, открытым отношениям между людьми;

2) отношения, основанные на равноправии, отсутствии эксплуатации другого человека ради достижения эгоистических целей.

Справедливость.

1) Понятие справедливости

2) Принципы справедливости

3) Правовое выражение справедливости

4) Справедливость, равенство, равноправие

Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость - категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием .

Справедливость является:

Характеристикой человеческих отношений;

Принципом, регулирующим взаимоотношения людей, распределение социальных ценностей (свободы, богатства, уважения и т. д.);

Главной социальной добродетелью, содействующей общему благу.

Аристотель впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Можно выделить справедливость :

4. распределительную (воздающую) - она связана с распределением материальных благ, почестей и пр. и подразумевает распределение по достоинству (в соответствии с заслугами) ;

5. уравнивающую (коммуникативную) - связана с обменом, взаимодействием (сделки и т.п.), призвана защитить интересы всех участвующих в обмене, уравнять стороны .

Справедливость не зависит от благосостояния, социального статуса, личных симпатий людей и др. Ее конкретное понимание зависит от правил, привычек, обычаев, свойственных данному обществу . (Нарушение установленных правил, пусть даже несправедливых, может восприниматься как несправедливость.)

Первая известная формулировка правила справедливости - правило талиона. Оно отражает связь справедливости и равенства, фиксирует отношения взаимного воздаяния (кровная месть ). Правило талиона требует обязательного возмездия, равного нанесенному ущербу ("жизнь за жизнь, око за око"), но не восстанавливает справедливости в полной мере. Уравнительная справедливость существовала в первобытных обществах. Она предусматривала поощрение действий, полезных племени, и наказание за нарушение табу, обычаев .

В классовом обществе господствовала распределительная справедливость: распределение благ согласно сословной, кастовой принадлежности . С появлением прибавочного продукта обществоразделяется на бедных и богатых, возникает социальная несправедливость . Каждый класс отстаивает свои интересы, выраженные в представлениях о справедливости.

С возникновением государствазаконы , право закрепляют сложившееся в обществе положение и претендуют на выражение справедливости . Они вступают в конфликт с традициями общества, определявшими прежнее понимание справедливости.

Место талиона заменяет нравственно-правовое сознание:

Возникает запрет на индивидуальную месть;

Провозглашается "золотое правило морали" и др.

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат "Государство"), где определял справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что в основе справедливости лежит принцип неравенства , ввел понятия уравнительной и распределительной справедливости.

В Средние века христианские мыслители утверждали:

Господь справедлив, воздает каждому по заслугам;

Человек не способен осмыслить промысел Божий, поэтому должен смириться со своей участью и социальной ролью.

В Новое время господствующей становится идея правового равенства:

Экономическое и статусное неравенство сохраняется;

Провозглашается равенство социальных обязанностей, соблюдения заключенных соглашений;

Равенство прав;

Справедливое наказание за преступление против человека и общества;

Неприкосновенность частной собственности;

Формальное равенство возможностей.

В СССР, странах Восточной Европы и других странах социалистической ориентации были предприняты попытки установить справедливость на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не обеспечили равенства возможностей членам социалистического общества.

В современном обществе:

1) справедливость включает в себя уравнительный и воздающий элементы;

2) равенство является важнейшим условием жизни человека и развития его личности;

3) равные права всех людей закреплены законом, зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека;

4) справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение благ, наказание за преступление);

5) социально-правовые установления государства выражают преимущественно интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с нравственными представлениями о справедливости;

6) правящие круги с помощью СМИ навязывают гражданам свое представление о справедливости.

Принципы справедливости, сформулированные Дж. Ролзом

Дж. Ролз (род. в 1917 г.) - американский моральный и политический философ. Рассматривал справедливость как принципы социальной организации:

Каждый человек должен обладать равным правом в отношении системы основных свобод;

Социальное и экономическое неравенство должно быть организовано так, чтобы все люди могли проявить свои преимущества и имели свободный доступ к любым должностям и социальным статусам. Таким образом, согласно Ролзу:

· справедливость является мерой равенства и неравенства между людьми;

· люди должны быть равны в правах и при распределении социальных ценностей;

· справедливым является и неравенство - неравное распределение, дающее преимущество каждому.

Социально-экономическое равенство не считается благом, если оно достигается ценой низкого уровня жизни большинства людей, ограничения их экономической активности.

Неравенство может быть благом, справедливостью: например, компенсирующие преимущества для каждого человека за счет прогрессивного налога:

Сбор налогов пропорционально доходам;

Обеспечение социального минимума неимущим.

В случае, если распределение преимуществ не стимулирует социально-экономическую активность неимущих, это неравенство является несправедливостью по отношению к богатым.

Справедливость регулирует взаимоотношения людей. Она:

Ограничивает эгоистические стремления человека, произвол индивида;

Удерживает людей от причинения вреда друг другу (физического и нравственного).

Принцип справедливости можно выразить требованиями:

Не вреди другому человеку;

Не обижай другого человека, уважай его достоинство;

Не нарушай прав другого человека.

Эти требования конкретизированы в правилах общения между людьми.

Справедливость требует от человека исполнения своих обязанностей . Можно выделить обязанности :

Обусловленные конституцией и законами;

Обусловленные всеобщими нравственными представлениями;

Обязательства, принимаемые при заключении договора.

Единство прав и обязанностей человека: человек, обладающий правами, имеет обязанности. Справедливость подразумевает :

В отношении других - исполнение своих обязанностей;

В отношении себя - защиту своих прав.

Понятие справедливости включает "идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицам" (Д. Милль).

Несправедливость противоположна справедливости . Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально. Допуская несправедливость в отношении себя самого, человек косвенно содействует злу . Человек должен сохранять чувство собственного достоинства даже в случае, когда не может противостоять злу.

Справедливость главенствует в профессиональной деятельности юристов . Само понятие ""юстиция " по латыни означает справедливость (justitia). Юрист, таким образом, "представитель справедливости".

Справедливость - этическая и правовая категория . Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Правовое выражение требования справедливости содержится во Всеобщей декларации прав человека , в том числе применительно к деятельности суда. В частности, ст. 10 Декларации гласит: "Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом ". Ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах , формулируя общее требование справедливости к судам при производстве по уголовным и гражданским делам, конкретизирует его в виде минимума процессуальных гарантий для каждого обвиняемого в уголовном преступлении .

Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции .

Для профессии юриста справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг .

Справедливость считают синонимом правосудия . Правосудие с древних времен изображали" с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все "за" и "против", а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь.

В юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости . В силу известной консервативности законодательства и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода.

Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым , поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств дела (например, процесс смягчить наказание или вовсе от него освободить). Суды присяжных правомочны принять решение в соответствии с их совестью, народным пониманием справедливости.

Справедливость, равенство, равноправие. В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда и всеми расценивается как торжество справедливости , т.к. категория -«справедливость»- отвечает критериям добра. С ней связано представление о совокупности нравственно приемлемых норм, которые выступают как правильная (адекватная) мера воздаяния личности за совершенные действия.

Этим понятием оценивается соотношение между:

а) «ролями» отдельных людей или социальных групп: каждый должен обрести свое место в жизни, свою «нишу», соответствующую его способностям и возможностям;

б) деянием и воздаянием;

в) преступлением и наказанием;

г) правами и обязанностями;

д) достоинством и честью. Их соответствие, гармония, справедливое соотношение расценивается как добро.

Справедливость - это мерило естественных прав человека . В основе понятия справедливости лежит принцип равноправия, уравнивающий права каждого человека на единые стартовые возможности и дающий каждому одинаковые шансы реализовать себя . Однако равноправие отнюдь не то же самое, что равенство , хотя эти понятия часто (сознательно или случайно) путают и подменяют друг другом. Люди равны в своих правах , но не равны в своих возможностях, способностях, интересах, потребностях, «ролях» и обязанностях .

Ребенок не может быть равен своим родителям , но он должен быть равноправен с ними : он не собственность папы и мамы (государства), они не вольны распоряжаться им по своему усмотрению, а его права должны соблюдаться и защищаться, как и права взрослых . Женщина не равна мужчине - но она равноправна ему в своем стремлении реализовать свои стартовые возможности . Студент не равен педагогу , но равноправен с ним в соблюдении гражданских прав и свобод, в отношении к его чести и достоинству .

Сознание справедливости и отношение к ней во все времена были стимулом нравственной и социальной деятельности людей . Ничто значительное в истории человечества не совершалось без осознания и требования справедливости. Поэтому объективная мера справедливости исторически обусловлена и относительна: нет единой справедливости «на все времена и для всех народов» . Понятие и требования справедливости меняются по мере развития общества. Абсолютным остается лишь критерий справедливости , которым выступает степень соответствия человеческих действий и отношений социальным и моральным требованиям, достигнутым на данном уровне развития общества .

Понятие справедливости - это всегда осуществление нравственной сущности человеческих отношений, конкретизация должного, реализация представлений о добре и зле. И поэтому в понятии «справедливость» воплощаются те свойства добра и зла, о которых мы говорили выше, в частности, относительность и субъективность. Ведь то, что представляется справедливым одному, может быть воспринято другим как вопиющая несправедливость, что и проявляется в системе оценок, поощрений и наказаний (назначение на должность одного из двух «равных» претендентов; раздача премий сотрудникам; мера наказания преступнику).

Справедливость заключается в том, что наказание должно быть неотвратимым , а не в том, что оно должно быть жестоким, тем более бессмысленно жестоким .

Долг

Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем . Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации .

Долг может быть социальным : патриотический, воинский, долг врача, долг судьи, долг следователя и т. п. Долг личный : родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.

Успешно выполнять свои функции юристы могут только тогда, когда они глубоко осознали социальное значение своей деятельности и обладают высоким чувством долга, готовы до конца, вопреки всем трудностям и препятствиям, его выполнить . Юристы не могут мириться с нарушениями законов, прав человека, интересов общества и государства .

В глазах общества юрист - непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, не поддающийся каким-либо влияниям и служащий только закону и справедливости . Но чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы еще соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие влияния.

Судья, впервые избранный на должность, приносит присягу, в которой торжественно клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Совесть

1) Понятие совести

2) Формы проявления совести

3) Стыд и совесть как явления морали.

Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть -один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей.

Совесть - категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения .

Совесть - это осознание и чувствование моральной ответственности человека за свое поведение, за содеянное или предполагаемое действие перед другими людьми, служащее ему руководством в оценке и выборе своих намерений и поступков, соответствующих потребности прогрессивного развития общества и каждой личности .

Совесть - субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность - люди нередко апеллируют к собственной совести и к совести других, дают оценку себе и другим, используя понятия "чистая совесть", "нечистая совесть", "уснувшая совесть", "совестливый человек", "бессовестный", "угрызения совести" т. п.

Поступать по совести – это означает думать и действовать в согласии с требованиями морали . Мораль требует от человека быть справедливым в отношениях с другими людьми, и если он поступает наоборот - значит поступает вопреки зову совести .

Требования совести - это внутренние, а не внешние требования, и от них нельзя убежать . Совесть - это внутренний страж поведения людей, побуждающий их на добрые дела и не допускающий переступить грань, отделяющую добро от зла. «Совесть - опасная штука, - говорит один из шекспировских героев, - из-за нее человек попадает в трусы: хочет он украсть - совесть не велит, поклясться - совесть остановит, согрешит он с чужой женой - совесть тут же его обличит».

Основа совести – это понимание и переживание человеком нравственных ценностей . Долгможно выполнять по-разному : под страхом наказания или по велению сердца , то есть по совести, в силу глубокого убеждения в необходимости его выполнения. Кары можно в конце концов избежать, от надсмотрщика - убежать, от совести - нет. Именно совесть характеризует сущность человека . Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию человеческого начала личности .

Формы проявления совести:

1. «Чистая совесть» - форма нравственного удовлетворения . Исполненный долг, помощь человеку, в ней нуждающемуся, уважительное отношение к старшим, забота о детях, вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного . Человеку легко и свободно дышится, он смотрит на мир открытыми глазами.

2. «Угрызения совести» - формой проявления является чувство стыда . Чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние , ставшее известным им, так и перед самим собой - за поступок или поступки, о которых люди могут даже не догадываться. В последнем случае нравственные переживания, душевные терзания могут приобретать даже большую силу, чем в первом случае. «Стыд - это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь ». Только раскаяние, открытое признание своей вины может освободить душу от мук совести. Честное признание своей вины, глубокое раскаяние в совершенном, честный труд, честная служба выступают главным лекарством для очищения совести. Еще Демокрит писал, что раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни .

3. «Неспокойная совесть» реализовывается в форме сомнения . Сомнение – это результат незнания или неполного знания, поспешности или игнорирования объективных законов, уступок себе или групповым интересам . Поэтому человек и терзается сомнениями, а правильно ли я поступил? Этот вопрос не дает человеку спокойно жить: он вроде и прав, и неправ, и в основе этого чувства - неспокойная совесть . Сомнение как форма проявления совести особенно часто наблюдается в межличностных отношениях . Сказать или не сказать? Критерием разрешения этой проблемы должны быть объективные интересы общества, коллектива или даже отдельной личности, но взятые под углом зрения блага.

Роль совести особенно важна , когда человек находится перед моральным выбором , а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Совесть выступает как огромная побудительная сила . Ее категоричность : живи и служи по совести сближает ее с категорией долга . Совесть является другой стороной долга . И долг, и совесть имеют в своей основе самосознание, самооценку личного отношения к окружающему миру, к действующим в обществе нравственным нормам .

Совесть человека - это иммунитет от многих нравственных заболеваний . Юрист, ведя производство по делу или выполняя другие функции, действует в сфере, затрагивающей жизненно важные блага людей, сталкивается со многими коллизиями, оказывается перед необходимостью принимать ответственные решения, нередко в сложных моральных ситуациях. И только работники с развитым чувством совести, способные правильно, самокритично и принципиально судить свои побуждения и поступки, могут эффективно выполнять свою высокую миссию и поддерживать престиж своей профессии и личности.

Стыд и совесть как явления морали.

Явления стыда и совести неразрывно связаны между собой.

Стыд исторически предшествует совести. Стыд возникает в эпоху безраздельного господства нравственности не как моральное явление, а в качестве одного средств поддержания существующих нравственных норм , а именно, экзогамии . Экзогамия есть запрет браков между близкими кровными родственниками . Причина такого запрета состоит не только или не столько в инцесте (кровосмешении), сколько в необходимости расширения круга социальных связей. Поэтому возникали запреты. Человек был обязан очень строго контролировать себя. Нарушение установленных правил влекло за собой крайне резкую реакцию членов рода и наказание провинившегося. Однако самым тяжким наказанием был стыд – болезненная психическая реакция на своё несоответствие установленной норме . На виновного обрушивался авторитет наиболее уважаемых членов рода, презрение и насмешки всего рода.

В последующем развитии общества страх возникал не только по поводу нарушения норм общения между полами , но и по другим важным поводам : стыдно появиться на людях нагим или в грязной одежде, говорить при всех то, что лучше было бы сохранить при себе, проиграть спортивный или неспортивный поединок более слабому сопернику, не выучить урок в то время, когда другие ребята его выучили и т.д .

Стыд стал существенным регулятором социальных отношений . Его главное условие несоответствие качеств и действий индивида установленным нормам и образцам поведения, его главная эмоция стресс, его страж – страх .

Демокрит : "Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других ".

Платон : "Боимся мы нередко… как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-либо нехорошее. Этот вид страха мы, да, думаю, что и все, - называем стыдом ". Теофраст : "Имей стыд перед самим собой и тебе не придётся краснеть перед другими ".

Гегель : стыд это "реакция на противоречие моего собственного явления с тем, с чем я должен и хочу быть, следовательно, защиту моего внутреннего существа против неподобающего проявления его вовне ".

Стыдэто чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям . Стыд переживается как в случае действительного несоответствия, так и мнимого . Переживание стыда тем сильнее, чем важнее для человека мнение лиц, которые могут выразить своё осуждение по поводу нарушения или неисполнения норм. Стыд часто внезапен , он видимо выдаёт себя прилившей кровью ("краска стыда") и сильным напряжением психики. Со стыдом сходен позор – очень неприятное чувство, вызванное публичным осуждением проступка индивида. Стыд бывает трёх видов.

1. Стыд за себя. Стыд за себя наиболее распространён в нравственно здоровом обществе. Это как бы духовное поражение личности перед лицом других людей, это признание собственной неполноценности и это "гнев, обращённый вовнутрь". Способность стыдиться – показатель моральной силы личности. Она означает, что человек может найти в себе силы и изменить поведение. Стыд - не дым, глаза не выест . Пословица свидетельствует, стыд полезен человеку: он указывает на здоровье души. Когда нет стыда – это означает отсутствие чести. Стыд за себя имеет более мягкую форму застенчивост ь. Индивид не совершил ещё ничего предосудительного, но опасается неверного поступка. Эту форму стыда описал Н.А.Некрасов:

"На ногах словно гири железные,

Как свинцом налита голова.

Странно руки висят бесполезные,

На губах замирают слова,

Улыбнусь – непроворная, жёсткая,

Не в улыбку улыбка моя.

Пошутить захочу – шутка плоская:

Покраснею мучительно я!

Помещусь, молчаливо досадуя,

В дальний угол…уныло смотрю

И сижу неподвижен как статуя,

И судьбу потихоньку корю".

2.Стыд за другого. Стыд за другого предполагает некую общность жизни с ним. Стыдно бывает за родственников, друзей, товарищей, однокурсников и др. В этом случае стыдящийся индивид ощущает себя и объект стыда частями некоего целого. Стыд усиливается ответственностью за другого. Стыдно родителям за детей, учителю за учеников, тренеру за спортсменов и т.п. Это происходит всегда в малых социальных группах. Однако, бессмыслен стыд за незнакомого человека. Правда, бывают случаи стыда за соотечественников, оказавшихся за рубежом и ведущих себя неподобающим образом.

3.Стыд за государство. Стыд за государство, гражданином которого являешься, - не очернительство, не злорадство. Это стыд за тех, кто довёл страну до плачевного состояния, а потом, разводя руками, изрекает "мудрость": маємо те, що маємо. Е.Евтушенко был честнее политиков: "Но сегодня нельзя убежать никуда от стыда за историю, как от суда".

Отсутствие стыда сигнал об изменении нравственности, оценка которого не всегда однозначна. Стыд не испытывали Адам и Ева до их изгнания из рая. Его не испытывают люди и в наши дни, когда, по их мнению, имеет место гармония норм нравственности и понятий морали. Не стыдятся наготы нудисты, не стыдятся обмениваться мужьями и жёнами свингеры. Данная гармония отменяет запреты, следовательно, исчезают древние предрассудки и ревность. Ханжество и "двойная мораль" возникают в тех случаях, когда нравственность и мораль противоречат друг другу . В XIX веке считалось неприличным для дамы, если мужчина увидит её щиколотку. Столетие спустя мини-юбка – явление обычное. И как ни странно, небеса не обрушились на плечи барышень. Другие же изменения нравственности имеют более существенное значение для общества. Шекспировское "О времена, о нравы!" указывает на деформации в нравственном климате. Известная в прошлом картина "Опять двойка" показывает переживание школьника, получившего двойку. Вряд ли, это характерно сейчас для среднестатистического школьника. Тем более, не стыдно студенту, для которого имеют значение лишь оценки в зачётке, а не знания, стоящие за ним.

Стыд не исчезает, он продолжает функционировать на новом достигнутом уровне. Но наряду с ним возникает новая форма отношения к социальной действительности, новое явление – совесть. Факт её появления – показатель более развитого сознания личности.

Отличие совести от стыда:

1.Стыд возникает по поводу той или иной сложившейся ситуации, совесть же охватывает более широкий круг явлений социального пространства и времени, не ограничиваясь лишь непосредственно влияющими на индивида явлениями, хотя, разумеется, этот круг не простирается в бесконечность.

2. Стыд является по преимуществу эмоциональным переживание, совесть также эмоциональна, но по преимуществу рассудочна.

3.Стыд – реакция на мнение других, он на свету общественного мнения, совесть же связана с выполнением долга, она "работает" во мраке души.

4.Стыд известен всем, бесстыжих людей, строго говоря, нет; совесть же есть лишь у некоторых – у тех, у кого к работе сознания подключена работа души.

5.Стыд связывает нравственность с моралью, совесть – уже целиком моральное явление.

Совесть есть контролёр долга, она "следит" за каждодневным поведением человека. Совесть трактуется как "внутренний голос". Различия в мнениях касаются лишь источника этого "голоса", который понимается как независимый от Я человека, либо как голос его сокровенного Я, либо как другое Я. С этим связаны различные теоретические установки относительно природы совести.

Совесть выступает также как выражение "общепринятой нравственности".

Гегел ь писал, что "совесть есть глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой, в котором исчезло всё внешнее, всякая ограниченность; она есть уединение внутри самого себя ".

Совесть не только метафорически, но и по существу истолковывается как "голос иного". В роли "иного" выступает некий Всеобщий закон, высшая Истина, потусторонних сил: ангела-хранителя у Сократа, Бога у Августина, естественного закона у Д.Локка и др.

На ранней стадии совесть проявляется как "голос" значимого окружения, повеление авторитета и обнаруживается в страхе перед возможным неодобрением, осуждением, наказанием, а также в стыде за своё действительное или мнимое несоответствие ожиданиям значимого окружения. В двух других установках внимание акцентируется на существовании более зрелой совести. Она выступает в качестве формы морального самосознания и самоконтроля, выражает сознание человеком неисполненного долга, несовершённого добра. Укоры совести указывают человеку на его несоответствие идеалу добродетельного поведения и вызывают чувство вины. Муки совести знаменуют неприятие человеком себя. В осуждении себя состоит раскаяние или покаяние, как явно выраженное сожаление о содеянном и намерение (или по крайней мере надежда) не совершать впредь того, что будет достойно сожаления. В связи с различиями между первой установкой, с одной стороны, и второй и третьей, с другой стороны, совесть делится на негативную и позитивную .

Негативная совесть укоряет, предостерегает и устрашает. Она также является самосудом человека, она указывает человеку на "ненормальность" его жизни. Негативная совесть говорит о том, как не следует жить. Вневременным значением обладают слова мыслителей.

П.Гольбах: "Совесть – это оценка, которую мы в своей собственной душе даём своим поступкам ".

Л.Фейербах: "Моя совесть есть не что иное, как моё собственное Я, ставящее себя на место ущерблённого Ты ".

В.А.Жуковский: "Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель,

О совесть, наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья".

Позитивная совесть побуждает к заботе о себе и других людях, зовёт к совершенству. Позитивная совесть мобилизует волю, внутренне освобождает личность от страхов и тревог . Она "борется" с деградацией души, с попытками подменить её соображениями выгодности и целесообразности. Позитивной совести обычно уделяется меньше внимания, чем негативной, поскольку последняя причастна к конфликтам, а конфликты более актуальны, чем спокойная, размеренная жизнь.

Большую остроту в истории этики приобрёл вопрос о "чистой" совести . Идеология церкви отрицает чистоту совести из-за того, что, будто бы, она порождена гордыней человека . Грешный человек возомнил себя существом настолько совершенным, что сравнялся с Богом. Но аргумент церкви неоснователен. Человек не претендует на равенство с Богом. Его чистая совесть удостоверяет сознанию, сориентированному на внешний авторитет, соответствие поступка предъявляемым извне требованиям, соответствию долгу индивида перед его микросредой . Чистая совесть позволяет индивиду расслабиться и испытать чувство облегчения, испытать удовлетворение от исполнения долга . Признание чистой эпизодической совести открывает возможность ответственности за свободу воли. Без такой совести ответственность была бы лишена смысла.

В эпизодичности чистой совести просматривается её связь со справедливостью в нравственности. Совесть в морали – это аналог справедливости в нравственности. Совестливый человек справедлив, бессовестный – несправедлив. Бессовестным обычно называют человека, чья мораль не устраивает автора оценки. Совесть противоречит всем видам несправедливости, в одном отношении она противоречит даже самой справедливости. Дело в том, что справедливость может быть восстановлена, а совесть (если она имеется в наличии) восстановить нельзя. Она будет мучить человека настолько, насколько развита его душа.

Совесть характеризует духовное бытие человека . Выражение "свобода совести " означает право человека на независимость его духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения .

В более распространённом значении "свобода совести " означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа .

Совесть глубоко индивидуальна и конкретна, она есть то последнее, в искренности чего человек может не сомневаться. По этому поводу Л.И.Болеславский писал:

"Не верю в ваши скорости,

А больше доверяю совести,

Не убежать вам от неё,

И, подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности,

В начало вечное своё".

Ответственность

Ответственность - категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности .

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность - обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия .

Ответственность - в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны . Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Совесть и стыд

Действительно, переживания стыда и чувствование совести родственны, но следует их различать.

Человек совестливый по мере своего самосовершенствования предъявляет к себе все более высокие требования. Чистая совесть -- нормальное состояние человека, выполняющего моральный долг, это награда за нравственные усилия. Отечественный ученый XX в. Г. Бандзеладзе, считает, что без чистой совести добродетель потеряла бы всякую ценность.

Совесть интуитивна, она усматривает то, чего еще нет, поэтому должна «работать» до совершения поступка. Переживания после проступка будут уже стыдом. Совесть включается только тогда, когда человек знает моральные нормы. Если он не знает их и «морально невинен», то и совесть в нем не может заговорить.

Совесть человека, по существу, независима от мнения окружающих. В этом совесть отличается от другого внутреннего контрольного механизма сознания -- стыда. Стыд и совесть в общем довольно близки.

Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

В стыде также отражается осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия некоторым принятым нормам или ожиданиям окружающих и, стало быть, вины. Однако стыд полностью сориентирован на мнение других лиц, которые могут выразить свое осуждение по поводу нарушения норм, и переживание стыда тем сильнее, чем важнее и значимее для человека эти лица. Поэтому индивид может испытывать стыд -- даже за случайные, непредполагаемые результаты действий или за действия, которые ему кажутся нормальными, но которые, как он знает, не признаются в качестве таковых окружением. Логика стыда примерно такова: «Они думают про меня так-то. Они ошибаются. И тем не менее мне стыдно, потому что про меня так думают».

Стыд - это эмоциональное состояние или глубинное человеческое переживание, которое возникает в результате несоответствия своего поведения с принятыми нормами и осознания человеком, что он поступил нечестно или смехотворно (традиционная трактовка словарей и справочников).

Логика совести иная. Совесть называют «моральным принципом» или «структурой внутренней дисциплины». Можно поддержать позицию Т. Флоренской в различии стыда и совести: стыд - перед другим за себя, совесть основана на сострадании другому из-за себя, как виновника страдания.

И это было осмыслено исторически довольно рано.

Демокрит, живший на рубеже V и IV вв. до н.э еще не знает специального слова «совесть». Но он требует нового понимания постыдного: «Не говори и не делай ничего дурного, даже если ты наедине с собой. учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других». И в другом месте: «Должно стыдиться самого себя столько же, сколько других, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя, и в каждой душе должен быть начертан закон: «Не делай ничего непристойного».

Совесть интуитивна, и человек, у которого «она есть», умеет ее чувствовать и опирается на нее в своих выборах. Такой человек всегда поступает обдуманно, честно, не причиняя вреда себя и окружающему миру.

Мы говорим про него «совестливый человек», «живет по совести».

Совести нельзя научить. Совесть - это личный опыт зрелого человека. В процессе воспитания ребенка мы даем ему лишь предпосылки чувствования своей совести. Каждый человек, взрослея, проходит сам свой путь совершенствования.

Виды совести по Э. Фромму

Психоаналитик Э. Фромм считает, что совесть бывает двух видов -- авторитарная и гуманистическая.

Авторитарная совесть выражает нашу подчиненность внешнему авторитету. При авторитарной совести мы некритически усваиваем повеления некоей внешней силы, религиозной или социальной, и выполняем ее волю, потому что боимся. Подчиняясь авторитарной совести из страха наказания, человек следует повелениям, которые далеки от его собственных интересов.

Власть преследует свои корыстные цели и использует индивидов лишь как средство, принуждая их к подчинению с помощью формирования механизмов авторитарной совести. Если человек отступает от велений власти, он чувствует себя виноватым перед ней и страдает, боясь последующего наказания. Но как только люди понимают, что власть утратила силу и ничем не может им повредить, они тотчас теряют свою авторитарную совесть и больше не подчиняются тому, перед чем еще вчера робели и преклонялись.

Гуманистическая совесть по Фромму - это голос самого человека, лучшего начала в нем, способного на саморазвитие. Гуманистическая совесть не дает людям быть рабами, безропотно подчиняться чужим интересам, тратить жизнь впустую. Она призывает к самореализации, к воплощению в действительность лучших своих сил и возможностей к тому, чтобы строить свою жизнь в гармонии с другими людьми. Иногда голос совести звучит косвенно через страх старости или смерти, когда человек вдруг понимает, что он не состоялся и не выполнил долга перед самим собой.

Совесть -- это призыв.

Совесть как зов была понята в XX в. еще одним выдающимся мыслителем Мартином Хайдеггером. Совесть для него сродни истине. Она заставляет человека вспомнить о своей конечности, смертности и вынырнуть из обезличенного обыденного мира, обернувшись к вопросу о Бытии и к теме собственной неповторимой индивидуальности. Зов совести приходит в молчании.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня наш урок не совсем обычный, к нам в гости пришли учителя давайте, стоя, их поприветствуем.

-Ответьте на вопросы, попробуйте понять о каких нравственных категориях пойдет речь на сегодняшнем уроке?

.
К каждому из названных слов подберите антоним –

Давайте вспомним, что такое антоним (слово, противоположное по значению другому слову)

1. Гордость - .? (Стыд)
2. Здоровье - ..? (Болезнь)
3. Ложь - .?(Правда)
4. Трусость - .? (Смелость)
5.Тьма - ? (Свет)
6. Грязь - ..? (Чистота)
7. Смерть - ? (Жизнь)
Какое ключевое слово получилось в кроссворде? (СОВЕСТЬ)
Тема нашего внеклассного мероприятия «Стыд и совесть».

1. Вопрос-тест

– Ребята, у меня к вам вопрос. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет». Как вы думаете, что страшнее?

(Учитель называем имена детей, предлагает им высказаться.)

(слайд) Предполагаемые ответы детей:

– Страшнее родители, а учителю я потом докажу, что совесть у меня есть.
Если я тебя правильно поняла… Лучше минута позора перед классом, чем родители.
– Если учитель вызывает родителей, то значит, думает, что я не совсем пропащий человек.
– А мне все равно.

2. Проблемная ситуация

Рассказ «Осколки в сердце»

Вопрос-тест показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она проснется, как у героя этого небольшого рассказа. Послушайте, о чем в нем говорится.
ВИДЕОФРАГМЕНТ
- Однажды молодой человек шел по дороге и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше. Прошло 50 лет, Человек этот добился в жизни всего: и дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
– Помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, – сказал человек.
– Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.

3. Интерактивная беседа

    Можно ли сказать, что события этого рассказа происходили в наше время?

    Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого? (не подумав)

    Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

    Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

    Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике? (это был урок на долгие десятилетия)

    Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил 50 лет.)

    Как вы бы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце»), «Угрызения совести», «Совесть» и т.п.

Итак, девиз сегодняшнего внеклассного мероприятия.. «Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни»

Марк Аврелий – римский император

4. Словарная работа. «Стыд и совесть»

Ребта? Что же такое совесть? Стыд? Об этом нам расскажут Анастасия и Елизавета. Они поработали со словарями и выяснили значение этих слов.

Ученик 1. Русский поэт Александр Яшин написал такие строки:

В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Братство,
И есть еще:
Совесть,
Честь.

Ученик 2 . Совесть – драгоценное слово.

Ученик 1. Вот как объясняется значение этих слов в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.

Ученик 2. С этим словом употребляют сильные выражения: люди говорят «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со спокойной совестью. Людей, которые поступают по совести, называют сОвестливыми, добросовестными.

Ученик 1. А вот как объясняется значение слова «стыд». Это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины..
Ученик 2. Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».

Ученик 1. «В ком стыд, в том и совесть», - говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.

Ученик 2. В словарях мы нашли много пословиц афоризмов о совести и стыде. Мы покаже их на слайде.

1)Все дети мира плачут на родном языке. (Леони́д Макси́мович Лео́нов - русский советский писатель и драматург)

2) Имейте добрую совесть (Проповедник Николай Степанович Антонюк) – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Правильно! Совесть не дает возможности нравственно разложиться.

3) Бог обращается к человеку шепотом Любви, а если он не услышан - то голосом Совести. Если человек не слышит голоса совести - то Бог обращается через рупор страданий -Сэр Клайв Стейплз Лью́ис – английский писатель

– КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Совесть помощник человека в выборе правильного пути.

4) Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Арту́р Шопенга́уэр - немецкий философ. – КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ? Имея совесть мы уважаем себя

5) Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен. Пу́блий Ови́дий Назо́н – древнеримский поэт - ЧС – что-то порядоч [ч’] ное, светлое

В ком есть стыд, в том и совесть.

У него стыда - что волос на камне.

Спасибо,девочки за работу, присаживайтесь

Ребята!Перед вами по 2 половинки пословиц, Задание! Эти половинки совместить!

С - – Ребята, я читаю вам предложение, а вы заменяете его близким по смыслу словосочетанием.

1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: “Счастлив тот, у кого совесть спокойна”.

5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

Ребята! Почему нам бывает стыдно? Внимательно послушайте стихотворение Э. Асадова, которая нам зачитает Илья.

Эдуард Асадов «Именем совести»

Какие б ни грозили горести,
И где бы ни ждала беда,
Не поступайся только совестью,
Ни днем, ни ночью, никогда!
И сколько б ни манила праздными
Судьба тропинками в пути,
Как ни дарила бы соблазнами –
Взгляни на все глазами ясными,
И через совесть пропусти.
Ведь каждый, ну буквально каждый,
Коль жить пытался похитрей,
Встречался в жизни не однажды,
С укором совести своей.
Мы вправе жить не по приказу,
И выбирать свои пути.
Но против совести ни разу,
Вот тут хоть режьте, скажем сразу,
Нельзя, товарищи, идти!
Нельзя ни в радости, ни в горести,
Ни в зной и ни в колючий снег.
Ведь человек с погибшей совестью –
Уже никто. Не человек!

Ребята! Почему нам бывает стыдно? (за несдержанность –слова,сказанные сгоряча(особенно по отношению к близким), за невыполнение обещаний, за обман, лень, за хамство, грубость по отношению к другим(старшим),за невыполнение каких-то обязательств, за опоздание, за жадных, мстительных,жестоких.

К чему может привести разлад с самим собой?

Игра «Чего нужно стыдиться?»

А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство – это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.

Чего же еще по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я буду читать слова, вы поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться.

    Физические недостатки

    Некрасивые поступки

    Поношенная, но аккуратная одежда

    Неряшливый вид

    Непрестижная работа родителей

    Твое «простое» происхождение

    Невежество, необразованность, безграмотность

    Вульгарная внешность

    Грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

– Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы , а ради правды, ради долга перед самим собой . По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим некоторые ситуации. Трудно ли вам будет поступить правильно, по совести?

Ситуация первая

Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять рублей. Как вы поступите? … (а если ты посчитал?)

Ситуация вторая

На каникулах класс вместе с классным руководителем планирует поездку. Идет подготовка к поездке. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пол пеной в кабинете. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель отменяет поездку. А вы знаете, что кран сорвал ваш друг. Как вы поступите? (Может быть, учителю не стоило так поступать? Или решить эту ситуацию как-то по- другому)

Дети высказываются по поводу ситуации.

6. Упражнения для совести

– Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор, и чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним о своих поступках, в которых мы раскаиваемся. Назовем это «Минута раскаяния». (Можно включить музыку; дети в течение минуты обдумывают свои выступления)
Поднимите руки, кто хочет высказаться. (Дети выступают)

дА, на этот вопрос ответить непросто…может кто-то раскаивается в несдержанностм –слова,сказанные сгоряча(особенно по отношению к близким), в невыполнении обещаний, в обмане, ленье, грубости по отношению к другим(старшим),в невыполнение каких-то обязательств, в опоздании, за жадных, мстительных,жестоких.

Второе полезное упражнение – просить прощения. Может быть есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели? (Если дети пожелают, то поднимают руки для выступления) Советую вам провести упражнение дома.

7. Интерактивная беседа

– Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ ЭТУ ПОСЛОВИЦУ:?
Ребята, ну, а если человек не признает свои ошибки, говорит, что нет у него никаких проблем? Как быть? Хорошо ему жить на свете?
(Дети высказываются по поводу ситуации.)

Для вас ребята подготовили СЦЕНКу, устраивайтесь удобней, мы начинаем.

8. Подведение итогов (рефлексия)

Спасибо большое ребята! Как вы считаете, заставит ли вас эта сценка и наш разговор задуматься о своих поступках, разбудит ли вашу совесть?

Предполагаемые ответы детей:

– Мне кажется, разговор был полезным.
– Может кому-то и станет стыдно, но одним разговором проблемы не решить.
– Многие заглушают голос своей совести.

Мне бы хотелось понять, что дал вам наш сегодняшний разговор.

Поднимите руку те,

Кому кажется, что его совесть не спит, но разговор был полезным

Кому Наш сегодняшний разговор помог осознать, что вам есть, за что просить прощения

Другое (написать)

- Благодарю всех за отличную работу на уроке. Счастья, крупицы раздам всем друзьям, Здоровья, удачу в придачу отдам! Берите по 2 карточки и будьте совестливыми и порядочными людьми!

Урок закончен, попрощаемся с гостями. До свидания, можете быть свободны.

Самоанализ

Результатом проведённого внеклассного мероприятия стало обогащение детей в личностном,

метапредметном и предметном планах.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей. В метапредметном плане проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается

умение учиться в процессе решения учебных задач.

А в личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств, как оброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

Таким образом: нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на подобных внеклассных мероприятиях, основанных на идеях добра, совести, справедливости, достоинства и уважения к человеку

Зажигая на внеклассных мероприятиях, уроках литературы огоньки веры и любви в сердцах учеников, стремлюсь научить их жить по законам добра. Настойчиво формирую систему ценностей, относящихся к лучшим традициям отечественной культуры. Именно они, эти традиции, станут прочной основной духовной высоты личностей сегодняшних школьников. Ведь, как известно, люди "не рождаются, а становятся теми, кто они есть".

В 12-13 лет подростки уже хорошо знакомы с такой нравственной категорией, как совесть. Но в число приоритетных ценностей они ее не включают. Хуже того, многие подростки отмечают, что совесть мешает жить по законам современного общества. Многочисленные доказательства тому они видят на экранах телевизора.

Данный классный час духовно-нравственной направленности: по русской православной традиции к 12-13 годам человек должен обладать достаточно зрелой совестью (ведь с 7 лет ребёнок допускается к исповеди),а значит, обязан все свои мысли и поступки подвергать строгому рассмотрению и анализу.

В силу своей активности и общительности подростки часто совершают поступки, которые не могут оценить, исходя из своего жизненного опыта. В таких случаях голос совести может оказаться единственной силой, способной уберечь подростка от ошибки или проступка. Классный час на тему «Стыд и совесть» будет очень актуален в 7 «А» классе МОБУ «Гимназия№7».

Цели:

    формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков, побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов;

    уточнить значение таких нравственных категорий, как совесть, стыд, раскаяние.

Личностные развитие начальных форм регуляции собственного поведения, навыков сотрудничества со сверстниками.

Метапредметные формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватного использования речевых средств, выполнять разные типы учебных заданий (работа с текстом, логические задания, творческие задания).

Предметные - знакомство с понятием совесть через различные источники.

Как преподаватель я удовлетворена ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами. Ребята выделяли главное, анализировали поступки; определили, что такое совесть, характеризовали проблему осознанного нравственного поведения.

Дополнительный материал:

На слайде:

Стыд – осознание вины за свой поступок;
Совесть – наш внутренний судья.

Пословицы:

    Как ни мудри, а совесть не перемудришь.

    Совесть без зубов загрызет.

    Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.

План классного часа

1. Вопрос-тест.
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».
3. Интерактивная беседа.
4. Словарная работа. «Стыд и совесть».
5. Ситуации выбора. «Голос совести»
6. Упражнения для совести.
«Минута раскаяния»
«Минута прощения»
7. Интерактивная беседа.
8. Подведение итогов (рефлексия)