Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор - народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Люди, которые не должны восприниматься как хорошие, обычно имеют более темный вид, например. Черный вместо светлых и темных, а не светлых. Например, рыба в сказке о рыбаке и его жене. Однако синее лицо указывает на смерть, а Синяя Борода убивает своих жен. Грин воспринимается как радость, великолепие и счастье, часто в связи с природой. Кроме того, зеленый цвет можно рассматривать как признак чистоты и невинности, но также и как признак зависти.

Золотые волосы и золотисто-желтое вино. Золото всегда представляет собой наивысшую ценность, оно символизирует наивысшую возможную награду. В связи с зеленым, желтый приобретает двусмысленный и отрицательный смысл. зеленый и желтый с завистью, лучистая, бледный, как привидение, чтобы сказать пирог в небе - использование цветов происходит в разговорах, не будучи замеченным много.

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Глаголы, такие как светящиеся, светящиеся, сияющие, выглядящие черными, сияющими, сияющими, иллюстрируют широкий диапазон и набор цветовых атрибутов при повседневном использовании языка. Из-за этого последовательная интерпретация использования цветов невозможна. Неоднозначность и символизм цветов слишком разнообразны, чтобы представить универсальное определение интерпретации.

В ранние современные времена светские и духовные минессоны были почти зашифрованы с использованием цветовых комбинаций и к ним могла быть доступна только соответствующая целевая группа. Был заряд цветов с духовными ценностями. В двадцатом веке символическое использование цвета заменило аллегорический цвет. Свободная игра цветов чередовала предыдущие определения цветов. Даже в сказках имело место сильное использование цветов, например.

Анализ сказки

Сюжет


Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа - лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В сказках металлы, такие как золото, серебро, бронза и медь, все чаще использовались для улучшения окружающей среды или главных героев, например. Волосы принца сияли золотым или золотым солнечным светом. Однако нет реального источника использования цветов в качестве атрибутов. В дополнение к цветовым сочетаниям также все чаще срабатывает контраст между светом и тьмой. Особенно это касается искусственных и естественных источников света. Названия цветов используются в испанской литературе золотого века и в немецкой поэзии барокко.

С тех пор цвета используются для создания мотивов путем ссылки на описания, личные характеристики и чувства. Самыми важными и наиболее часто используемыми цветами являются красный, черный, белый, синий, зеленый и желтый соответственно. Использование в детской и молодежной литературе.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

В детской литературе контрасты и цветовые сочетания часто используются для усиления выражения без того, чтобы читатель не знал об этом. Цвета черный, белый, красный, синий, желтый и зеленый также имеют высокий приоритет в современной детской и молодежной литературе. Это можно проиллюстрировать в различных очень популярных работах.

Красные волосы Пиппи Лонгстоука, например, подчеркивают ее постороннее положение, а ее оставшаяся красочная одежда явно отличает ее от своих лучших друзей. Они имеют светлые волосы и носят нормальную одежду. По сравнению с Пиппи, ее друзья будут соответствовать атрибуту «хорошо».

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Сэмы имеют громкую синюю точку, с которой могут быть выполнены желания. Здесь синий снова занимает место магического и добра. Сэмы также имеют рыжие волосы и обычно носят костюм для дайвинга. Из воды он вызывает волнение своими красными короткими волосами, синими точками и водолазным костюмом. Сэм также слишком чужой фигурой. У ведьмы Лилли рыжие волосы, но у Биби Блоксберг есть светлые волосы с красным бантом, и она носит зеленое платье и белые носки. Биби символизирует хорошую ведьму, и ее невиновность подсвечивается цветами желтого и белого цветов.

Герои сказки

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван - это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Зеленые глаза Гарри Поттера и красные глаза лорда Волдеморта усиливают сильную дифференциацию через эту пару дополнительных цветов. Цвета здания школы Гриффиндор, был избран на Гарри, золотой и красный. Слизеринец, дом Лорда Волдеморта, цвета серебра и зеленого цвета в доме баннеров. Убийственное проклятие источает яркие зеленые искры. Заклинания Гарри распыляют в основном красные искры. После битвы за Хогвартс, в которой зло, по-видимому, окончательно побеждено, победа и поражение очень сильно сочетаются с контрастом между светом и тьмой.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку - будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Ночь угасает, и зло изгоняется. Солнце поднимается, и первые лучи солнца поражают героев романа. Использование цветов также особенно заметно в фильмах детских и подростковых книг. Например, серия Гарри Поттера и Пеппи Длинный шток. Цветовая композиция романа в какой-то момент индивидуальна и уникальна. Однако автор использует знакомые ассоциации для создания своей собственной новой символики. Значение соответствующих цветов получается только из контекста. В любое время нет четкого, четкого соглашения.

Вклад в немного замеченную главу немецкой литературы и истории театра. Привычный мир героя: главный герой живет в своем узком мире и не подозревает ничего о своем неминуемом путешествии. Призыв к приключению: герою бросают вызов, возможно, непосредственно приглашают отправиться в путь. Наставник, возможно, сам совершил подобное путешествие и, следовательно, испытывает. Первый порог: пороговый охранник может попытаться предотвратить начало путешествия. Теперь нет возврата, точка без возврата превышена. Экзамены, союзники и враги: герою бросают вызов и должны расти. Он сталкивается с подавленными частями своей личности. Путешественник получает союзников и делает врагов. Глубокая точка пути: главный герой спускается в самую глубокую пещеру. Там их ждет злейший враг. Здесь, однако, история движется к ее кульминации. Решающее испытание: оно приходит к окончательной битве. Новые знания теперь должны применяться. Если битва не выиграна, все потеряно. С победой также умирает старое я. Герой рождается свыше. Награда: герой выигрывает сокровище - дочь короля в сказке, власть в качестве президента или самопознание. Новое чувство жизни - настоящее сокровище. Вернитесь с новым эго: путешествие еще не закончилось. Противостоящая сила еще не окончательно побеждена. Воскрешение: герой должен проявить себя в повседневной жизни. Он подходит к самому последнему тесту. Герой должен также использовать свои приобретенные знания для своего сообщества. Вернитесь с эликсиром: главный герой снова через эликсир, старые раны заживают. Герой живет и служит другим в своем оригинальном доме.

  • Тюбинген: Франке, Ле Райдер, Жак: цвета и слова.
  • История цвета от Лессинга до Витгенштейна.
  • Ручной словарь для исторических и сравнительных описательных исследований.
  • Гёттинген, Штрассер, Рене: литературная теневая игра.
  • Он несет в себе конфликт, который может проявиться во внешнем конфликте.
  • Чтобы компенсировать это, главный герой разработал механизмы защиты от разума.
  • Страх и отказ: герой отказывается следовать за призывом.
Рассказчик так же стара, как и человечество.

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба -Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Но почему старые мифы и сказки так глубоко выгравированы в нашей памяти? Потому что они в значительной степени работают над подсознанием. Таким образом, они достигают разных центров мозга, а не только рационального уровня. Правда в том, что существует столько фей, сколько есть традиций, поэтому мы будем ссылаться на самые популярные.

Феи воздуха: среди них сильфы, нежные, светящиеся существа, большой высоты и с прозрачными и подвижными крыльями, которые катаются на облаках и имеют защитный характер. Также феи бабочек, чьи спины украшены четырьмя крыльями ярких красок и живут среди обычных бабочек, заботясь о лесу. Феи воды: вот сирены греческой мифологии, с телом женщины с пояса и хвостом рыбы с яркими чешуйками. Традиция гласит, что их великая красота и необыкновенная песня привлекали матросов к их гибели. Другие водные феи - нимфы, нереиды, ундины, наяды и ксаны, которые живут в фонтанах, ручьях и озерах. Феи земли: в этом разделе выделяют ламию, злокачественные и мстительные существа беспокойной красоты, которые живут в пещерах. Более доброжелательный характер - это дриады, которые обитают на деревьях, особенно дуб, и защищают их; Они также очень красивы и имеют мягкий голос, как таяние листьев. В зависимости от этого хамадриады связаны с определенным деревом и известны тем или иным именем. Они избегают контакта с людьми и не хотят, чтобы их беспокоили в их среде обитания. С другой стороны, мы также находим альсеиды, которые являются феями цветов. Они питаются нектаром и защищают луга, леса и овраги, заботясь о растениях и деревьях. Иногда им нравится пугать путешественников, которые путешествуют рядом с ними. Феи огня: среди них мы находим так называемых саламандр, один из самых могущественных и часто требуемых колдунами для контроля над огнем. Они красноватые по цвету, легко разозлиться и есть ягоды. Некоторые из них крошечные, и человек часто путает их с светлячками. В общем, они несут хорошие предзнаменования; хотя, если они появляются посреди ночи, они могут запутать путешественников и заставить их потерять свой путь. Другой тип огненной феи известен как «Пальцы Света», внешний вид которого напоминает ребенка. Это название происходит от его самой яркой черты: кончик ее пальцев излучает сильное люминесценцию. Они игривые и озорные существа, с репутацией мелких воров. Их привлекают яркие предметы, особенно драгоценные камни, и не могут избежать их ловли и расстроить дежурного человека. Они небольшие по размеру. . Потому что в сказках есть мистические ингредиенты: вечная борьба добра со злом, вызов, борьба, путь, перекресток.

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.

Фантазия и мифологическое представление как феи, эльфы, драконы, ведьмы, животные власти, существа других миров, параллельные размеры. У него есть борьба семи достоинств против семи смертных грехов. У него есть антагонистические чувства в поединках, любовь к ненависти, любовь к самой ссоре, чистая любовь, к эгоистичной любви. Этические ценности, духовные ценности, аморальность, материализм. Все эти ингредиенты достаточно для создания скрытого символического чтения.

Для кого создаются сказки? Дети верят в магию, взрослые воспринимают рациональность. В «Сказках» всегда есть два мира: обычная нормальность. Убедить рациональное или логическое. Магия, неведомая, прекрасная. Удивительно, это внутренний мир. Сознательный мир - представленный нормальностью. Бессознательный мир - представлен чудесным, волшебным, неизвестным.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Отрицательные герои в волшебных сказках

І. Вступление

1. Змей-похититель

2. Змей-поглотитель

3. Змей-охранитель границ

ІІІ. Заключение

ІV. Список литературы

І. Вступление

На протяжении многих веков, в процессе становления нынешних образов отрицательных героев, создавалась литература, которая исследовала и описывала фольклорные особенности героев сказок различных областей, стран и т.п.

В таких книгах как «Исторические корни волшебной сказки» Проппа В.Я Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php, «Морфология волшебной сказки» Проппа В.Я Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98. , «Герой волшебной сказки» Желтинского Е.М., «Литературная сказка 20в- мир-герой-автор» Овчинниковой Л.В. Овчинникова Л.В. Литературная сказка 20в- мир-герой-автор. Южно-Сахалинск. 2000., «Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки»» Лутовиновой Е.Н Лутовинова Е.Н Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки». Калугово, 2006., дается представление о строении сказки, о её видах, о большом количестве разных типов героев сказки, о разновидностях конкретно отрицательных героев, представляются вниманию читателя классификации последних.

Книги «Образ Бабы-Яги в сказке русского устья» Афанасьевой Р.Н. Афанасьева Р.Н. «Образ Бабы-Яги в сказке русского устья. Иркутск, 1986, «Образы змея и подобных ему персонажей» Замолетдинова Л.Ш. Замолетдинов Л.Ш. Образы змея и подобных ему персонажей. (Фольклор народов РСФСР) Уфа, 1986., «Ведьма и женские персонажи волшебной сказки» Разумовой И.А. Разумова И.А. Ведьма и женские демонические персонажи волшебной сказки. Петрозаводск, 1991, помогают конкретно рассмотреть наиболее известных отрицательных героев и создать их собирательный образ на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

А такие книги, как «Мифологические персонажи в русском фольклоре» Померанцевой Э.В Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М. Наука, 1957., «Белорусский сборник. Сказки культурные.» Романова Е.Р. Романова Е.Р. Белорусский сборник. Сказки культурные. Витебск, 1992, «Материалы по народным верованиям великорусов» Ушакова Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великорусов -ЭО, 1896, номер 2-3., «Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда.- Отечественные записки» Харитонова А. Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда.- Отечественные записки, 1848, номер 4., рассматривают отрицательных героев с точки зрения жителей различных областей в ареале нашей страны.

В 1991 году был создан «Мифологический словарь» под редакцией Е. М. Мелетинского «Мифологический словарь» под редакцией Е. М. Мелетинского. Интернет-ресурс http://bibliotekar.ru/mif/index.htm 23.10.10 . Изучив данный словарь, можно сделать выводы не только о том, что существует большое множество отрицательных героев, но и о том, что, в основном, черты характера, внешний вид и поступки этих героев схожи между собой. Данная работа представляет собой систематизированный список практически всех отрицательных героев русских народных волшебных сказок.

В сказках существует большое количество отрицательных героев, но рассмотрению таких персонажей уделяется гораздо меньше внимания, что связано с актуальностью темы курсовой работы.

Характер каждого человека складывается из эмоциональных, волевых и нравственных черт, основы которых закладываются ещё в раннем детстве. Родители читают детям сказки, с помощью которых они познают мир. Поэтому именно сказкам присуща воспитательная роль, ведь сказка - это многовековая народная мудрость. Через неё ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Эти представления появляются именно через образы отрицательных героев, потому что в конце сказки главный герой становится более нравственным, проходя через определенные испытания, созданные именно отрицательными героями. В русских народных волшебных сказках существует множество подобных персонажей, рассмотрение которых могло бы привести к очень интересным результатам, например таким, как развитие национального характера.

Описать отрицательных героев русских народных волшебных сказок.

Исследование русской народной волшебной сказки и её отрицательных героев.

Создание собирательного образа отрицательного героя на основе сравнительного анализа данных героев и их действий.

Доказать воспитывающую роль сказки через необходимость существования отрицательного героя.

Предмет исследования.

Объект исследования.

Отрицательные герои русских народных волшебных сказок.

Теоретический метод

Метод анализа

Метод опроса/анкетирования

Сравнительно-сопоставительный метод

Материал исследования.

Русские народные волшебные сказки.

Выбор указанной литературы обусловлен тем, что в русских народных сказках особенно ярко проявляются характеры отрицательных героев и их черты.

ІІ. Основная часть. «Одно из главнейших полей принадлежит змею»

Для начала следует выяснить, что же такое волшебная сказка, и какой она бывает. В работах Проппа В. Я. «Морфология сказки» (Ленинград, 1928) и «Исторические корни волшебной сказки» (Ленинград, 1946) дается четкое определение волшебной сказке. Это жанр сказок, который обычно может начинаться с желания иметь что-либо, нанесения вреда или ущерба кому-либо, в дальнейшем сказка развивается через отправку героя из дома, встречу с дарителем, который дарит ему волшебное средство или помощника, при помощи которого предмет поисков находится. Далее следует поединок с противником и триумфальное возвращение героя домой. В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10) Таково краткое схематическое изложение композиционного стержня, лежащею в основе очень многих и разнообразных сюжетов. Сказки, в которых присутствует подобная схема называются волшебными и составляют предмет данного исследования.

Что касается классификации сказок, то в своей книге «Морфология волшебной сказки» В.Я Пропп отводит этому целую главу «К истории вопроса», где описывает несколько различных классификаций волшебных сказок, находит в них плюсы и минусы и приходи к выводу, что совершенной классификации не существует, т.к. очень сложно среди такого огромного количества волшебных сказок выделить что-то общее для каждых, которое могло бы в последствии объединить их в группы. Тем не менее, хотелось бы привести в пример классификацию Аарне, основателя так называемой финской школы, который ввел подразряды сказок, чтобы получить примерное представление о сказках в целом. «Волшебные же сказки охватывают, по Аарне, следующие категории:

1) чудесный противник

2) чудесный супруг (супруга)

3) чудесная задача

4) чудесный помощник

5) чудесный предмет

6) чудесная сила или уменье

7) прочие чудесные мотивы.» Пропп В.Я Морфология волшебной сказки. Интернет -ресурс http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp/01.php (23.10.10)

Получив представление о том, что такое сказка и какой она бывает, можно переходить к основной цели данной работы, а именно описать отрицательных героев русских народных волшебных сказок и создать собирательный образ отрицательного героя.

Чтобы выяснить, какие отрицательные герои популярны на сегодняшний день, был осуществлен метод анкетирования, который состоял всего лишь из одного вопроса: «Назовите наиболее популярных отрицательных героев русских волшебных сказок в порядке убывания». Путем опроса студентов различных университетов, было выявлено, что наиболее «популярными» отрицательными героями русских народных сказок являются: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Водяной, Леший.

Кощей Бессмертный - 100%

Баба Яга - 98%

Змей Горыныч - 80%

Водяной - 70%

Леший - 65%

В связи с результатами опроса, в данной работе будет проводиться исследование Змея Горыныча, не только потому, что он - один из самых популярных отрицательных героев русских народных волшебных сказок, но и потому, что на разных стадиях развития культуры и в разных национальных традициях, он приобрел многочисленные вариации своего образа, достаточно полные и интересные для рассмотрения этого героя, выявления его отличительных черт, и создания собирательного образа отрицательного героя русской народной волшебной сказки.

«В области баснословных преданий одно из главнейших полей принадлежит огненному, летучему змею…» А.Н. Афанасьев, «Поэтические воззрения славян на природу». Интернет-ресурс http://www.beast.kz/index.php?newsid=2791

Что же такое Змей и змееборство в представлении славян.

У Афанасьева в “Поэтических воззрениях славян на природу” Змей характеризуется как опоэтизированное представление грома, молнии и метеоров. Он говорит, что народная фантазия создавала множество мистических образов, и одним из них был образ змея - олицетворение молнии, прихотливый изгиб которой напоминал скользящую по земле змею

Важность же образа Змея Афанасьев находит в тесной связи со многими основными религиозными представлениями славян. Поверья приписывают Змею демонические свойства, богатырскую силу, умение менять свой облик, обладание несметными богатствами и живой водой, знание целебных трав.

В своей книге «Исторические корни волшебной сказки», Пропп считает, что практически все сказки можно свести к сюжету о похищении змеем царевны, а его, в свою очередь, к еще более древнему сюжету похищения солнца тучей: "...морфологически все данные сказки могут быть выведены из сказок о похищении змеем царевны, из того вида, который мы склонны считать основным"В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10). Пропп подчеркивает, что змей не имеет полноценного внешнего описания, встречаются только отдельные элементы, как многоголовость или то, что змей летучий, но, тем не менее, крылья практически никогда не упоминаются, из чего можно сделать вывод, что витает он без крыльев. Полет змея напоминает полет Бабы Яги - сопровождается бурей, ветром:

Змей -- очень известный персонаж волшебных сказок и былин, чаще всего он предстает перед читателем в образе противника, с которым герою предстоит вступить в непримиримую борьбу. Среди всех отрицательных персонажей русских народных волшебных сказок по популярности он уступает только Кощею Бессмертному и Бабе Яге.

Он - одна из наиболее сложных и неразгаданных фигур мирового фольклора и мировой религии. Змеиный образ в сказке чрезвычайно сложен и многосторонен, ведь он представляет собой соединение из нескольких животных, то есть является гибридным существом.

Прежде всего, это существо многоголовое, особенно в русских сказках, и это непременная его черта. Число голов различно, преобладают 3, 6, 9, 12 голов, но попадаются и 5 и 7. Так же, обычно, Змей - огневое существо, способное летать. Кроме огненной стихии змей связан и со стихией водной, и две эти стихии не исключают друг друга. Есть сказки, в которых он живёт в воде и спит на камне в море. В то же время змей часто называется Змеем Горынычем, и, поэтому, обитает среди гор. Впрочем, такое местопребывание не мешает ему быть и морским чудовищем одновременно. В некоторых сказках он живет в горах, но когда герой приближается к нему, он выходит из воды.

По функциям В.Я Пропп разделяет русских сказочных змеев на 4 разряда. волшебный сказка змей

Змей-похититель

Змей, занимающийся поборами

Змей-охранитель границ

Змей-поглотитель

Н.В. Новиков предложил дополнить классификацию Проппа пятым разрядом сказочных змеев- змей-соблазнитель. Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1074, с. 189

Как видно, в сказках, образ змея может быть положительным и отрицательным. Двойственность его изображения объясняется не одинаковым отношением к змею на различных исторических этапах. В первобытном обществе змей был почитаем как тотемное животное, позднее он получил в фольклоре трактовку как образ, олицетворяющий тотемные, грозные силы природы, а затем угнетателя, насильника, врага народа. Сакали М.А. Туркменский сказочный эпос. Ашхабад, 1958, с.54

1. Змей-похититель

В роли похитителя так же может быть замечен змей, хотя чаще всего в сказках он выполняет другие функции. Но, тем не менее, мотив похищения змеем жертвы в сказках описывается достаточно часто.

Змею - похитителю свойственны функции неожиданного и быстрого похищения женщин. «У царя три дочери, они гуляют в прекрасном саду. ..Вот змий черноморский и повадился туда летать. Однажды дочери царские припоздали в саду, засмотрелись на цветы; вдруг - откуда ни взялся - змий черноморский, и унес их на своих огненных крыльях». В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10)

Так же часто вместо Змея, но под его руководством в роли похитителя выступает ветер или вихрь, а когда герой разыскивает царевну, то оказывается, что Она во власти змея. «Ведь это не вихрь, а змей лютый» Там же.

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

В сказке «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» основополагающим моментом является запрет: «Добрынюшке-то матушка говаривала, ты не езди-ка далече во чисто поле, на ту на гору да Сорочинскую, не топчи-ка ты младых змеенышей, Ты не выручай-ка из полонов да русских, не купайся во Пучай-реке…» «Жили- Были. Русский народные сказки» Казань, 1993, с 117 и нарушение запрета: Добрыня, естественно, поехал во чисто поле, разыгралося в нем сердце богатырское и захотелось ему искупаться во Пучай-реке, реке огненной. Герой встречает змея у огненной реки, которая служит границей владений змея. Как только Добрыня заходит за огненную струю, откуда ни возьмись с громами и молниями является змей. Далее следует бой, и в итоге поединка, Добрыня не убивает змея, а заключает с ним договор, по которому змей не имеет права летать на Святую Русь. Вторым испытанием, и основным моментов, где и описан образ змея - похитителя в сказке, становится похищение царевны Забавы Путятичны, племянницы князя Владимира, из-за которой происходит второй бой, так как змей не желает добром отдавать девушку. Во время боя, который длится три дня, усталый Добрыня слышит голос с неба, что он должен продержаться еще три часа. Он бьется еще три часа и побеждает чудище, но все залито змеиной кровью и так же он стоит в ней три дня, слышит голос с неба, чтобы подождать еще три часа и воткнуть копье в землю-матушку со словами: «Расступись-ка, земля-матушка, на четыре четверти» «Жили- Были. Русский народные сказки» Казань, 1993, с 121. Он совершает то, что ему велено, и кровь уходит, он освобождает пленников и Забаву, едет в Киев ко Владимиру и отдает ему девушку.

В этой сказке перед читателем Змей Горыныч предстает в образе главного отрицательного героя. Уже судя по его имени - Змей Горыныч, ясно, что живет он в пещере в горах. Что касается его облика, то в сказке он описан так: «…змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят». Там же, с 119 По характеру Горыныч оказывается лживым обманщиком, потому что во время первой встречи Добрыни и Змея, когда богатырь был готов убить Горыныча, Змей взмолился о пощаде и обещал Добрыни не трогать больше людей русский, но, слово своё Змей не сдержал, тем самым проявив себя как существо, обещание которого ничего не стоит. Тем не менее, несмотря на то, что Змей Горыныч описан в сказке настоящим отрицательным героем, пожирающим людей и не сдерживающим свои обещания, польза от его присутствия в произведении существенная, особенно для богатыря. Добрыня Никитич до роковых встреч со Змеем, которые можно назвать и испытаниями, не проявлял свои положительные качества. А, пройдя эти испытания, он показал свою суть, доказал, что он настоящий богатырь, защищающий свою Родину.

2. Змей-поглотитель

Очень заметны в сказках, такие выражения как "он тебя съест", "Прощайся теперь с белым светом да полезай скорей сам в мою глотку - тебе же легче будет" , "…хочет совсем проглотить его». Именно они и указывают читателю на поглотительную функцию Змея.

Эта сторожевая роль змея иногда особо подчеркнута: «Там есть широкая река, через реку калиновый мост, под тем мостом живет 12-главый змей. Не пропускает он ни конного, ни пешего, всех пожирает» В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10) В данном случае, цель змея - проглотить, съесть героя. В сказках, где Змей обладает царевной, также целью является поглощение положительного героя, о чем царевна его предупреждает: "он тебя съест". Очень часто в сказках, где описан змей-поглотитель можно прочесть такие выражения, как "хочет совсем проглотить его". Именно они и указывают нам на поглотительную функцию Змея. Даже после боя опасность быть съеденным еще не совсем миновала. Наоборот, именно после боя эта опасность становится особенно страшной. Уже после того, как змей убит, сказка вводит мать, жену или тещу змея, единственная функция которой - месть герою. Обычно главный герой спасается от неё, кидая ей в пасть пуд соли.

«Никита Кожемяка»

Около Киева появился змей, который брал с народа немалые поборы - с каждого двора по красивой девушке. Пришла очередь и царской дочери, забрал её змей, но есть не стал, потому что больно красивая она была. Решил змей, что будет Царевна в пещере жить, а по вечерам он после охоты любоваться на неё будет. Каждый вечер разглядывал её змей, а она в свою очередь расспрашивала, кого же он боится. Так вышло, что когда забрал змей Царевну, увязался за ней белый голубок, здесь и помог он ей. Как только узнала красавица про единственный страх змея, написала сразу письмо домой с именем и с просьбой найти спасителя её, и отправила с голубем. Единственным страхом змея оказался Никита Кожемяка. Долго не соглашался он идти спасать Царевну, но когда Царь придумал привести к нему пять тысяч маленьких сироток, согласился он из жалости: «Дяденька Никита, пожалейте нас! Вот ещё год-другой пройдет, подрастем мы, всех нас по очереди Змей поедать станет». «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьев, Л. 1983, с127

Подготовился Никита к бою, взял триста пудов пеньки, насмолил смолой и обвертелся весь, так получилась броня непробиваемая. Сразу же у логова Змея позвал Кожемяка злодея выходить силой меряться. Тут и начался бой, хотел Змей Никиту прокусить, а зубы в смоле застряли и затупились. Начал змей о пощаде молить. Договорились соперники границу разделить и за пределы её не выходить, а когда море делили, Змей думал, что воду можно бороздой разделить, там и захлебнулся он. Никита Кожемяка вытащил его из воды и сжег, чтобы не мешал он больше людям жить.

В этой сказке перед читателем предстает образ змея - поглотителя. Каждый день он прилетал в город и съедал по красавице. Главная цель отрицательного героя этого типа - еда, но с одним условием: чтобы она была красивой девушкой. Такой змей не боится ничего, и существует только один человек, способный одолеть его - Никита Кожемяка. Самое интересное то, что Змей был побежден здесь не благодаря богатырской силе или большой армии, а побежден он был при помощи силы ума. Во время боя он не смог догадаться, что в смоле могут застрять зубы, и, поэтому, не удалось ему прокусить Никиту. А в море, когда границу делили, не знал он, что воду разделить нельзя и, пытаясь достать до дна, захлебнулся. Можно сделать вывод, что Змей - существо не только жестокое, но ещё и глупое.

Роль же его существования в сказке - восхваление русского народа в образе Никиты Кожемяки. Проходя испытание змеем, русский человек доказал, что люди на Руси не только сильный и смелые, но ещё умные и добродушные, потому что решил он убить змея из жалости к детям маленьким, которые через несколько лет могли бы стать его жертвой.

3. Змей - охранитель границ

В случае охранителя границ, Змей обитает у реки Смородинка, обычно огненной, через которую всегда проложен калиновый мост. Чаще всего герой поджидает змея под мостом. "Приходит самая полночь, и пошли они под калиновый мост, на огненную реку" В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10). Эта река - граница. Через мост перейти невозможно, потому что Змей охраняет его, и пройти можно только убив змея. "И поехали... путем-дорогой, и, подъехавши к Крашеному мосту, по которому никто благополучно не проезжал, привелось им тут ночевать"» Там же.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как раз описывает змея в образе охранителя границ.

В некотором царстве живет старик со старухой, у которых три сына, и младшего, конечно, зовут Иван. Вдруг в этом царстве разносится весть о том, что «чудо-юдо поганое» собирается напасть на города и села, истребить всех людей и сжечь все дома. Решают три брата отправиться на бой со змеем. На пути им встречается избушка с единственной живой душой во всей деревне - бабкой. Она кормит молодцев, укладывает их спать. На следующий день братья решают по очереди дежурить ночью. Здесь и появляется та граница, которую и будет охранять змей - река Смородина и калиновый мост через неё.

Три брата, один из них Иван, три ночи, три дежурства, три змея - типичная волшебная русская народная сказка. И, конечно, главный герой Иван будет сражаться в ней со всеми тремя охранителями границ, потому что во время дежурств других братьев, те спали беспробудным снов, не замечая, что происходит вокруг. Тем временем Иван выходил каждую ночь из дома, шел к калиновому мосту, поджидал там змея и сражался с ним, спасая свою Родину. Три ночи он сталкивался в бою с охранителем границ, и, причем, каждый раз с разным.

В этой сказке Змей является читателю в образе охранителя. Граница его владений - калиновый мост через реку Смородину. И самое интересное, что охранителей в этой сказке трое. Три змея, и все разные. Все они предстают перед главным героем, а каждый последующий сильнее и страшнее предыдущего. Первый змей - шестиголовый, он выходит из воды, осматривая свои границы вместе со свои конем, черным псом и черным вороном. Второй змей уже имеет девять голов, и сила его больше. Третий же змей - самый сильный - двенадцатиголовый. «Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем- пламенем пышут. Конь у чуда-юда о двенадцати крыльях, шерсть у коня медная, хвост и грива железные». «Жили- Были. Русский народные сказки» Казань, 1993, с 112 Есть у него палец огненный. Если голову ему отрубают, то он её быстро подхватывает и ставит на место. В этой сказке роль змея достаточно схожа с ролью змея в образе похитителя. Вводится этот отрицательный герой для того, чтобы показать читателю, какой храбрый и сильный главный положительный герой - Иван. Таким образом, при встрече героя со змеем, восхваляется Иван, который отождествляет собой русского человека - смелого, сильного, любящего свою страну и готового постоять за неё, чтобы спасти всех людей.

4. Змей, занимающийся поборами

Змей может не только красть девушек и пожирать их, Так же он осаждает город и за его освобождение требует девушку для супружества или для съедения насильно, в виде дани. Это и называется поборами Змея.

Этот мотив достаточно популярен в сказках, и черты его довольно единообразны. Чаще всего сюжет построен так: «…герой попадает в чужую страну, видит, что все люди ходят "такие кручинные", и от случайных людей он узнает, что змей ежегодно (или каждый месяц и т. д.) требует по девушке, и что ныне настала очередь царской дочери». В.Я Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php (23.10.10) В таких композициях, змей всегда выступает как водяное существо. Царевна уже выведена к морю. "Ему сказали, что у царя их одна и есть дочь - прекрасная царевна Полюша, и ее-то и поведут завтра к змею на съедение; в этом царстве дают каждый месяц семиглавому змею по девице... Ныне наступила очередь до царской дочери".(Аф. 171).

«Иван-Царевич и Марфа-Царевна»

В сказке «Иван-Царевич и Марфа-Царевна» перед читателем предстает именно образ змея, занимающегося поборами.

Сказка начинается с того, что дается описание главного героя - Ивана-Царевича, который был выгнан из своего царства за проступок. Описывается его долгая дорога в поисках другого царства, принятие в конюшню конюхом и дальнейшее становление губернатором одного из мест царства, по приказу Марфы-Царевны, той, которая в потом и будет являться главной жертвой Змея. Как обычно и происходит в русских народных волшебных сказках, появляется волшебный мужичок, который наделяет его нечеловеческой силой. Дальше, к Царю приходит «мужичок с ноготь, борода с локоть» Жили- Были. Русский народные сказки» Казань, 1993, с 6 и подает ему письмо за тремя черными печатями от Водяного царя, в котором написано, что в назначенное время Царь должен привезти свою дочь Марфу-Царевну на остров для того, чтобы выдать её замуж за сына Водяного царя. А если не привезет Царь Марфу, то он всех людей убьет, а царство сожжет. Здесь и вводится в сказку ещё один герой, но уже отрицательный- трехглавый змей, который и придет за Марфой - Царевной.

В этой сказке четко прослеживается функция змея - поборы, которые заключаются в принужденном захвате красивой девушки для женитьбы.

В процессе раскрытия сюжета происходит три битвы сильного Ивана - Царевича со змеем, число голов которого постоянно увеличивается на число, кратное трем. Конечно, в конце сказки, главный герой побеждает чудище, спасает царевну, и, женится на ней.

Какую же роль в этой сказке играет змей?

Змей здесь заключен в так называемые ограничительные действия рамки. Здесь он не является главным отрицательным героем, потому что главный злодей - Водяной царь. Трехглавый змей всего лишь посланник Водяного, исполняющий его приказы. Те поборы, которые совершает змей, делаются не для его благополучия, а для удовлетворения желаний его хозяина. Слуга Водяного царя живет в воде, и вначале каждой битвы он выходит из воды, а за ним поднимаются волны: «…хлынуло на три аршина» Там же, с 8.

Таким образом, можно полностью описать этого отрицательного героя. Змей занимается поборами по приказу его хозяина - Водяного царя. Изначально змей имеет три головы, но, если их отрезать, то количество голов увеличивается в два раза. Живет змей в воде, и, выходя на поборы, поднимает на море большие волны, тем самым все остальные герои сказки понимают, что приближается именно он. В сказке он действует четко соответствуя совей цели, а точнее приказу. Ему нужно всего лишь забрать Марфу-Царевну и отвести её хозяину. Естественно, когда на пути ему попадаются препятствия, такие, как Иван - Царевич например, он устраняет их, вступая с противником в бой. В этом типе змея не проявляется его некая «индивидуальность» и черты характера, он выступает здесь в качестве «робота», выполняющего определенную работу, поэтому с ним нельзя даже договориться.

Заключение

В данной работе было проведено исследование русских народных волшебных сказок и их отрицательных героев. В качестве главного представителя отрицательных героев был выбран Змей - один из наиболее популярных персонажей волшебных сказок, по мнению студентов, опрошенных в Санкт-Петербургском Государственном Университете. В процессе изучения литературы о сказках и её героях, было выявлено четыре основных типа Змея - Змей - похититель, Змей - поглотитель, Змей - охранитель границ, и Змей, занимающийся поборами. К каждому типу была подобрана соответствующая волшебная сказка и составлена описательная характеристика. Таким образом, были выявлены основные черты, характерные для отрицательных героев и причины их существования в сказках. Можно с уверенностью сказать, что все отрицательные герои русских народных волшебных сказок существуют в них непременно для осуществления воспитательной роли сказки, через которую ребенок познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Проходя через определенные испытания, созданные именно отрицательными героями, в конце сказки главный герой становится более нравственным, подавая таки образом пример юным читателям.

Список литературы

1) Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868, том 2.

2) Добровольский В.Н. Нечистая сила в народных верованиях (по данным смоленской губ.) Ж.С., 1908, вып. 1.

3) Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Часть 1, описание внешнего и внутреннего быта - изв. ИОЛЕАЭ, том 30, вып 1,М., 1877.

4) Желтинский Е.М. Герой волшебной сказки. М., 1958.

5) Замолетдинов Л.Ш. Образы змея и подобных ему персонажей. (Фольклор народов РСФСР) Уфа, 1986.

6) Ляцкий Е.А Представление белоруса о нечистой силе.- ЭО, 1890, номер 4.

7) Лутовинова Е.Н Психологические аспекты концепта «герой русской волшебной сказки». Калугово, 2006.

8) Максимов С.В. Нечистая сила-собрание сочинений, Спб, 1896,том 18.

9) Мифологический Словарь. Гл.ред. Е.М. Мелетинский.Москва, «Советская Энциклопедия» 1991г. Интернет-ресурс. http://claw.ru/a-legendy/index4.html

10) Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1074.

11) Овчинникова Л.В. Литературная сказка 20в - Мир-Герой-Автор. Южно-Сахалинск. 2000.

12) Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Интернет ресурс - http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php

13) Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 98.

14) Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М. Наука, 1957.

15) Ушаков Д.Н. Материалы по народным верованиям великорусов -ЭО, 1896, номер 2-3.

16) Харитонов А. Очерк демонологии крестьян Шенкурского уезда.- Отечественные записки, 1848, номер 4.

17) «Жили- Были. Русские народные сказки» Казань, 1993, с 6

18) «Народный русские сказки» А.Н. Афанасьев. Лениздат, 1983.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Художественные приемы, с помощью которых каждый образ получает углубленную характеристику. Волшебные сказки по сюжетному составу сложный жанр. Характеристика традиционных образов героев и антигероев в русских сказках. Разновидность русских сказок.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2009

    Миф как древнейший литературный памятник. Мифы о героях и "мифологические сказки". Связь сказок и мифов. Анализ сказки "Белая уточка". Жизненная основа волшебных сказок. Мечта о власти над природой. Выявление в народном творчестве магических обрядов.

    реферат , добавлен 11.05.2009

    Мифологический хронотоп сказки, характеристика героя на примере сказки "Красная шапочка", ее анализ по структуре В.Я. Проппа. Функции и их характеристика. Связь волшебной сказки с мифом как особенность хронотопа жанра. Обряд инициации, полученные блага.

    творческая работа , добавлен 03.12.2012

    Сравнительный анализ русской и английской сказки. Теоретические основы сказки как жанра литературного творчества. Выявление нравственности в эстетизме в сказках О. Уайльда. Проблема соотношения героев и окружающего мира на примере сказки "Молодой Король".

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Связь сказки с областью культов и религии по В.Я. Проппу. Социальные функции сказки и мифа. Мотив заключения девушек и женщин. Беда и противодействие. Типы Яги, ее основные аксессуары: лес и избушка. Волшебные дары, облик змея в волшебной сказке.

    конспект произведения , добавлен 18.04.2011

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

    презентация , добавлен 11.12.2010

    Сказка как жанр народного творчества. Результаты анкетирования, проведенного с целью проверки знаний детьми литературных героев своего народа. Характеристика отрицательных персонажей. Сходство и различие злодеев русских и башкирских волшебных сказок.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2013

    Человекообразные отрицательные персонажи и вредоносные звероподобные и животные персонажи русских и таджикских народных сказок. Сопоставительный анализ и типологические особенности в изображении отрицательных человекообразных и звероподобных образов.

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Признаки жанра волшебной сказки. Французская литературная сказка конца XVIIначала XVIII веков. Проблемы структурно-типологического изучения произведения. Сказка как последовательность событий. Сюжетно-персонажная структура волшебной сказки "Золушка".

    курсовая работа , добавлен 05.06.2011

    Волшебные и бытовые сказки. Магические четные цифры. Отличия бытовой и волшебной сказок. Использование чисел в сказках "Марья Моревна", Сивка-Бурка", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о царе Салтане".