Заниматься математикой с ребёнком можно и нужно в дошкольном возрасте. Математика для малышей - это не только цифры и счёт. Это ещё и основы геометрии.
Занимательная геометрия для дошкольников поможет в увлекательной форме, через игры, сказки и интересные задания познакомить ребёнка с геометрическими фигурами и методами их измерения, заложить фундамент пространственного мышления и дать представления о конструировании.
Геометрические сказки
Геометрические сказки, как разновидность более широкого понятия «математические сказки», представляют собой интересные истории со сказочным сюжетом, в котором геометрические фигуры выступают в роли действующих персонажей или служат в качестве декораций, на фоне которых разворачивается повествование.
Геометрические сказки для дошкольников - важный элемент в системе занятий, формирующих математическую грамотность:
- они учат ребёнка рассуждать и аргументировано обосновывать своё мнение;
- помогают определять причинно-следственные связи;
- углубляют представления о геометрических фигурах;
- развивают навыки решения математических задач;
- формируют логическое мышление.
СОВЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: учитывая, что у детей преобладает наглядно-образное мышление, выбирая или сочиняя геометрическую сказку, позаботьтесь о наглядном материале: это могут быть сюжетные картинки по содержанию истории, вырезанные из картона фигуры, сложные декорации, которые превратят сказку в целую театральную постановку.
«Три товарища»
Далеко-далеко, в стране Геометрия в волшебном Фигурном городе жили в квадратном доме с треугольной крышей да круглыми окошками два друга: весельчак Круг и смельчак Треугольник.
Круг был гладенький да румяненький, ровненький да ладненький. Ни уголочка у него, ни кривулечки. Знай себе, катится по дорожке да песенки весёлые напевает. А треугольник - тот парень чуть колючий. Ещё бы, целых три угла в фигуре, шутка ли. Зато ничего и никого он не боялся. Чуть что - уголок свой остренький выставит вперёд и готов за себя постоять да друга своего круглого от опасности защитить. Так и жили они, чай с круглыми плюшками пили да гулять на треугольную полянку в лес ходили.
И вот идут они однажды на прогулку. Вдруг, откуда ни возьмись, выбегает на дорожку незнакомец. Круг сразу песенку свою оборвал да за треугольник закатился. Не то чтобы испугался, конечно, но так-то всяко понадёжнее будет. А треугольник ощетинился, руки в боки-стороны упёр, да вопрошает незнакомца чуть грозно:
Стой, добрый молодец, кто такой будешь?
Я - Квадрат-акробат, - отвечает незнакомец. - Не пугайтесь меня да не сердитесь. Я хорош собой, добр да бодр. У меня все стороны равные, все 4 уголочка одинаковые. Я весь ровненький да миленький. Родом я из Четырёхугольного города нашей страны Геометрия. Там у меня много друзей: и Ромбик, и Трапеция, и Прямоугольник, а главный в нашем городе - господин Параллелограмм. Но куда ни глянь, а повсюду у всех по 4 угла. Вот и решил я побродить по белу свету, посмотреть, кто где есть да кто как живёт. Возьмёте меня к себе в друзья?
Тут круг из-за треугольника выкатился да радостно воскликнул:
Отчего ж не взять, братец Квадрат. Давайте вместе дружить. Втроём-то веселее!
И с тех пор они часто встречались на треугольной полянке втроём: Круг-весельчак, Треугольник-смельчак да Квадрат-акробат. И случались с ними приключения разные, да только это уже другая история. А пока - КОНЕЦ!
Задания по сказке:
- Ответить на вопросы:
- В какой стране жили друзья?
- Какие города страны Геометрия описываются в сказке? Придумай подходящие названия для других городов этой страны.
- Назови, какими чертами характера обладали Круг и Треугольник.
- Почему Круг и Треугольник стали дружить с Квадратом?
- Как зовут друзей Квадрата из Четырёхугольного города?
- А как зовут твоих друзей? Почему ты с ними дружишь? Какие черты характера своих друзей ты ценишь больше всего?
- Смастери для сказочных друзей красивый домик.
Малышам 2–3 лет приготовьте фигуры для аппликации заранее. Ребятам постарше можно предложить вырезать блоки для домика самостоятельно.
- Нарисуй к сказке рисунок.
Геометрическая физкультминутка
Составляя план развивающих занятий с дошкольником, не забывайте о том, как важно периодически менять вид деятельности и обязательно подключать к интеллектуальным заданиям подвижные игры и упражнения.
Физкультминутка решает важные задачи:
- снимает напряжение и усталость;
- даёт эмоциональную разрядку;
- укрепляет общую моторику;
- развивает координацию двигательной и речевой активности;
- ускоряет мыслительный процесс.
Чтобы ваша разминка получилась и полезной, и развивающей, и весёлой, подберите в качестве музыкального сопровождения любимые песенки вашего малыша, а в качестве текстового оформления - изучаемую до этого тему.
«Ушки на макушке»
Для игры приготовьте две картонные фигуры. Например, квадрат и круг. Объявите: «Ты должен внимательно на меня смотреть и внимательно меня слушать. Если я говорю и показываю одинаковую фигуру, то ты хлопаешь в ладошки. Если называю одну, а показываю другую - ты прыгаешь на месте».
После этого вы включаете музыку и приступаете к игре. Сначала ребёнку будет сложно, поэтому дайте ему время подумать, а пока он не решился, какое действие будет правильным, пусть держит ручки на поясе и делает под музыку лёгкие покачивания корпусом (или неглубокие приседания) в разные стороны.
«Круги и кружочки»
Хороводная игра, рассчитанная на группу детей. Но в домашних условиях вы можете ходить по кругу и выполнять
игровые движения вдвоём с малышом.
Покажи-ка мне, мой друг (идём по кругу под музыку )
Вот такой большущий круг (останавливаемся, становимся на цыпочки, согнутыми в локтях руками тянемся вверх (показываем большой круг) ),
Покажи-ка мне, дружочек (идём по кругу под музыку )
Самый маленький кружочек (приседаем и вытягиваем перед собой ручки с сомкнутыми указательным и большим пальцами ).
«Поймай фигурку»
Расставьте по периметру комнаты для занятий несколько стульев спинкой к центру помещения. Прикрепите на спинку крупные карточки с разными фигурами. Объясните ребёнку задание.
Пока играет музыка, ты танцуешь в центре комнаты, а фигурки тобой любуются, но как только музыка замолкает, одна из фигур попытается сбежать, а мы должны её удержать. Я буду тебе помогать: следить за фигурками и говорить, какая пытается улизнуть от нас. А ты должен быстро подбежать и задержать беглянку.
Если закрепить несколько повторяющихся фигур разного цвета, можно усложнить задачу, добавив определение нужного объекта по двум свойствам.
Можно договориться, что под музыку малыш не просто произвольно танцует, а выполняет ваши словесные команды:
- ходит по кругу с высоким подниманием колен;
- приседает;
- прыгает;
- кружится на месте
Геометрические игры
Заранее запаситесь карточками с геометрическими фигурами разного цвета. Используйте их, чтобы закреплять умение различать фигуры при помощи знакомых игр:
- лото;
- домино;
- «найди лишнее»;
- «что изменилось»;
- «найди пару».
Используйте разные свойства объектов:
- форма;
- цвет;
- размер.
Например, для упражнения «Найди лишнее» можно предложить ребёнку такой рисунок:
Рассмотрите его внимательно. Задайте малышу несколько вопросов:
- Сколько на рисунке столбиков?
- Сколько на рисунке строчек?
- Сколько фигур в каждой строчке.
- Назови мне все фигуры, которые ты видишь.
- Сколько на рисунке {красных | синих | зелёных} фигур?
- Сколько на рисунке {кругов | квадратов | треугольников | многоугольников}?
- Зачеркни в каждой строчке лишнюю фигуру. Объясни свой выбор.
Друзья, включайте педагогическую фантазию, экспериментируйте и получайте от занятий с ребёнком истинное удовольствие, и тогда ваши усилия непременно дадут положительные результаты.
Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!
История первая.
Полезный прямоугольник
Прямоугольник все
время завидовал Квадрату.
– Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если
поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким.
А если лягу на бок, то буду низким и толстым.
– А ты всегда остаешься одинаковым, –
продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и
сидя, и лежа!
– Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат.
– У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых:
то дылда-дылдой, а то блин-блином.
И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его
рост и ширина от этого не менялись.
А однажды случилось вот что. Один Человек
заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и
встретился с Квадратом и Прямоугольником.
Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то
Человек обратился за помощью именно к нему.
– Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой
дом? – спросил он у Квадрата.
Человек залез сначала на одну сторону Квадрата.
Но ничего не увидел, потому что ему мешали
макушки деревьев.
Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и
залез на другую сторону. Но, как известно, все
стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей
раз Человек ничего не увидел из-за деревьев.
– Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. –
Помогите мне хотя бы через речку перебраться!
Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться
до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду.
– Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку
скромный Прямоугольник.
Он встал во весь свой рост. Человек забрался на
него и оказался выше деревьев.
Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда
ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и
стал мостом.
Человек перебрался по Прямоугольнику через
речку, помог ему подняться и, горячо
поблагодарив, отправился домой.
А Квадрат, который сушился на берегу после
вынужденного купания, сказал Прямоугольнику:
– Вы, оказывается, полезная фигура!
– Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник.
– Просто мои стороны разной длины: две – длинные,
а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.
История вторая.
Треугольник и Квадрат
Жил-был Треугольник.
Хотя, по правде сказать, он не столько жил,
сколько скучал. Вот так...
С ним по соседству скучал и Квадрат. После того,
как ему не удалось помочь Человеку выбраться из
леса, он уверовал в свою полную бесполезность.
Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и
чувствовал себя никому не нужным и ужасно
одиноким. Вот таким...
Скучал он, скучал и решил послать письмо
Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке
мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы
уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?»
Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат!
От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего
не думаю. Но мне кажется, что надо жить со
смыслом».
И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что
же получилось?
Белочка и геометрические фигуры
Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.
Костина Таня, 6 лет.
Однажды Квадрат и
Прямоугольник отправились на прогулку и попали в
один двор. Там сидел мальчик и грустил. «Ты почему
грустишь?» - спросил его Прямоугольник. «Просто
у нас во дворе негде играть», - ответил мальчик.
И тогда Квадрат и Прямоугольник построили горку.
Мальчик обрадовался и стал кататься.
«Я понял! - сказал Прямоугольник. - Неважно,
какой ты внешне, главное - быть кому-нибудь
полезным!»
Богдан Муквич, 6 лет.
В стране Геометрии
(Музыкальная сказка)
- Ведущий
- Куб
- Человек
- Параллелепипед
- Пирамида
- Шар
Ведущий. Когда-то давным-давно, не в Тридевятом царстве, а в стране Геометрии, жили-были два друга: Куб и Параллелепипед. Они дружили, хотя и были очень разными и внешне, и по характеру. Куб все время ходил с очень важным, напыщенным видом и часто хвастался перед Параллелепипедом.
Куб. Какой я красивый, умный, у меня все грани квадратные, а ребра - гладкие, розовые и одинаковые. А ты, Параллелепипед, посмотри на себя, какой ты весь нескладный.
Ведущий.
Параллелепипед очень опечалился, потому что
хотел быть похожим на Куб, но у него ничего не
получалось.
Однажды они пошли гулять в лес и встретили там
встревоженного Человека.
Человек. Как я рад, что встретил вас! Я гулял по лесу и заблудился, никак не могу найти дорогу домой. Может, вы мне поможете?
Куб (выскакивает вперед и хвастливо говорит). Конечно, только я могу помочь тебе. Я самый умный, самый красивый! Посмотри, какие у меня грани квадратные. Становись на меня, и ты обязательно увидишь свой дом!
Ведущий. А грустный Параллелепипед стоял в сторонке и был очень расстроен тем, что он, как всегда, не у дел. Тем временем Человек забрался на Куб, посмотрел во все стороны, но ничего, кроме верхушек деревьев, не увидел. Тогда он обратился к Параллелепипеду.
Человек. Параллелепипед, может, ты мне поможешь? А то я ничего не вижу.
Ведущий. Параллелепипед с радостью предложил свою помощь. Человек вскарабкался на него и увидел за лесом, за речкой свой дом.
Человек. Спасибо вам, мои дорогие, теперь с вашей помощью я знаю, в какую сторону мне идти. До свидания!
Куб и Параллелепипед (хором). Постой, Человек, мы проводим тебя дальше, вдруг еще понадобится наша помощь.
Звучит музыка. На ее фоне, пока они идут, говорит ведущий.
Ведущий. Шли они, шли, и вдруг на их пути появилась река. Река была не очень широкая, но глубокая, с сильным течением.
Музыкальная
фонограмма бурлящей воды.
Человек остановился в нерешительности.
Человек. Как же мне перебраться на другой берег? Тут раньше был мостик, но, видно, течением его снесло.
Ведущий. Куб и тут выскочил вперед!
Куб. Посмотри, какие у меня ровные, гладкие ребра, какой я сильный! Я лягу между двух берегов, и ты пройдешь по моей грани на другой берег!
Ведущий. Не дождавшись ответа, Куб попытался дотянуться до другого берега и... плюх! Свалился в воду. Мокрого и несчастного достали его из воды. Теперь он уже не выглядел таким самоуверенным.
Параллелепипед (несмело). Человек, давай я попробую помочь тебе.
Ведущий. Он лег на два берега, и получился отличный мостик. Радости Человека не было предела.
Человек. Спасибо вам, дорогие мои, вы меня очень выручили.
Он попрощался со своими новыми друзьями и отправился домой.
Ведущий. Куб был очень задумчив и печален.
Куб. Наверное, я все сделал неправильно. Прости меня, Параллелепипед, я никогда больше не буду хвастать. Ты тоже очень умный, красивый, а главное, добрый. Давай дружить по-настоящему! А чтобы нам было весело, позовем гостей.
Ведущий. И они написали письмо Пирамиде и Шару: «Дорогие Пирамида и Шар! Приезжайте к нам в гости, вместе нам будет веселее, и мы будем дружно жить!» Шар и Пирамида не заставили себя долго ждать и приехали к ним в гости.
Под веселую музыку на сцену выходят Шар и Пирамида.
Куб. А давайте, все вместе построим дом!
Параллелепипед. Я буду фундаментом!
Куб. Я буду стенами, ведь у меня самые-самые... Ой, простите меня, это я по старой привычке!
Пирамида. А я буду крышей!
Шар. А я буду солнышком! Буду светить ярко, чтобы всем вам было тепло и уютно.
Ведущий. Вскоре в этом доме поселились дети, которым было светло, уютно и так весело, что они часто пели вот такую задорную песенку (запевает песенку, знакомую всем детям-участникам и зрителям).
Спонсор публикации статьи: компания "ЮК ТРИУМФ" предоставляет профессиональные юридические услуги. Воспользовавшись предложением компании "ЮК ТРИУМФ", Вы получите услуги опытных специалистов в таких вопросах, как признание отцовства в судебном порядке , раздел имущества в суде, составление брачного контракта, оспаривание завещания, и других случаях защиты Ваших интересов в области семейного права. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании "ЮК ТРИУМФ", который располагается по адресу http://razdel-imushhestva.ru/
Сказка о бароне квадрате.
Давным - давно в мире было много разных волшебных стран.
И особым волшебством отличалась страна - Всезнаек! В ней правила мудрая царица Геометрия. В то время из одной страны в другую бродил Лист. Его края были неровными, с множеством загибов, потому что его вырвал из тетради мальчик по имени Ваня, и уже долгое время Лист находился в пути. А нашему герою очень хотелось, чтобы все его стороны стали вновь ровными.
Собравшись с силами, Лист отправился к царице Геометрии. Только она могла ему помочь. Лист целых пять дней провел в пути, потому что двигаться он мог только с помощью ветра, а ветреная погода была не каждый день. На шестой день своего пути Лист оказался у дворца самой царицы. Она ласково встретила его, выслушала его просьбу и сказала:
Хорошо, я помогу тебе, только мне нужны помощники: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Хлопнула царица в ладоши три раза и перед ней явились её слуги: Карандаш, Линейка и Ножницы.
Ну, теперь ты будешь квадратом! - спросила царица Геометрия
Квадратом? - удивился Лист.
Да! Да! Квадратом! - убедительно ответила царица Геометрия.
А что это такое? - спросил Лист.
Это прямоугольник, у которого все стороны не только равны, - объяснила царица Геометрия.
Да, мне это подходит, - ответил Лист.
Тогда все принимайтесь за работу, - сказала царица.
Карандаш чертил ровно. Линейка замеряла стороны так, чтобы все они были одинаковой длины, а ножницы ровно отрезали лишние части. Когда работа была сделана, царица Геометрия объявила:
Теперь ты превратился в настоящий Квадрат.
Лист обрадовался. Он поблагодарил Карандаша, Линейку и Ножницы, а царица Геометрия велела принести ему зеркало. Он долго смотрелся в него, а потом закричал:
Квадрат! Квадрат! Ура! У меня теперь все стороны равны!!!
Лист - квадрат поблагодарил царицу Геометрию, а она присвоила ему звание - барона. Барон квадрат пошёл гулять по странам с высоко поднятой головой. Ему очень понравился его внешний вид и звание.
Сказка «Город геометрических фигур»
Эта математическая сказкапоможет педагогам и родителям в непринуждённой форме познакомить маленьких детей с геометрическими фигурами: кругом и квадратом.
В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом) . Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ) . И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках.
А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность.
Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ) . Вот они и мешают двигаться.
Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала.
Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе Круг за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного, если не было бы кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города « Геометрических фигур».
АЛЁНА Болтенко
Сказка про геометрические фигуры.
Совместная работа с Вороновой Соней 5 лет
преподаватель МБОУДОД «ДШИ №1» г. Каменска- Уральского
Болтенко Алёна Анатольевна
Описание материала : предлагаю вашему вниманию сказку про геометрические фигуры .
Назначение : материал предназначен для детей дошкольного возраста для воспитателей детских садов и родителей.
Цель : вызвать интерес к математике.
Задачи : Развивать у детей интерес к математике в дошкольном возрасте.
Формировать положительный настрой и желания учиться в школе.
Сказка про геометрические фигуры .
Жил - был мальчик Петя, который очень любил рисовать фигуры . В тетрадке он нарисовал необычный город из геометрических фигур . Дома были из овалов, магазины из треугольников, центры развлечений из кружков.
Однажды квадрат гулял по городу и ему на пути попался узкий мостик. На середине моста квадрат встретил Ромба. Квадрат попросил уступить ему дорогу. Ромб не согласился и квадрат не намерен был уступать.
Тут завязалась драка, квадрат чуть не упал в речку. К ним подошёл Круг и предложил не драться и расширить мост, ведь в городе много строительного материала. Все обрадовались и принялась за работу.
Теперь в городе был большой мост, на котором было не тесно никому!
Публикации по теме:
С помощью данной игры закрепляем знания о геометрических фигурах, называем и показываем их элементы (вершины, стороны, углы,классифицируем.
Конспект НОД «Геометрические фигуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 191" КОНСПЕК НОД "Геометрические.
Конспект занятия «Геометрические фигуры» Конспект занятия во 2-ой младшей группы Тема: «Геометрические фигуры» Цель: Формирование элементарных математических представление у детей.
Конспект занятия подготовительной группы «Геометрические фигуры» Задачи: образовательные: закреплять умение выделять общий признак.
Заранее подготовленные пустые коробки из-под спичек склеить между собой при помощи клея по 5 штук. Если предполагается наполнять пеналы.
НОД «Геометрические фигуры» для детей 6–7 лет Тема: Геометрические фигуры Цель: закрепить и активизировать знания детей о геометрических фигурах. Задачи: Образовательные: - закрепить.
НОД в средней группе «Геометрические фигуры» Интеграция образовательных областей:«Познание» (формирование элементарных математических представлений, «Социализация», «Коммуникация»,.
НОД в средней группе «Веселые геометрические фигуры» Задачи: Развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть геометрические фигуры;.