Со множественным числом бывает не всё так просто, как кажется. А если вы не согласны, то, вероятно, вы просто не пытались разобраться с родительным падежом. Грузин или грузинов, помидор или помидоров и брелоки вместо брелков.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Правильно: килограмммандаринов / апельсинов

Советы, как выбрать самые сладкие мандарины, вы, скорее всего, прочитаете под Новый год. Ну или чуть раньше. А мы пока расскажем, как не облажаться с правильным произношением или ещё хуже - написанием. Когда в следующий раз окажетесь в прилавке с фруктами, прислушайтесь, кто и как произносит. Спорим, что пару-тройку ошибок (в зависимости от того, сколько времени у вас займёт тщательный выбор фруктов) вы точно услышите. Запоминайте: названия фруктов, овощей мужского рода, которые оканчиваются на твёрдый согласный (прямо как «апельсин» и «мандарин»), в родительном падеже множественного числа будут иметь окончание –ов: тонна апельсинов, мандаринов, бананов, гранатов. Сказать «килограмм мандарин» и «взвесьте пару апельсин» - тоже можно. Но только в разговорной речи и когда никто не слышит. Исключение из правила только у «яблок» - вариант «десять яблоков» считается просторечным. Правильно будет сказать «у нас нет зелёных яблок, только красные».

Правильно: два килограммапомидоров и баклажанов

С помидорами и баклажанами всё то же самое. Овощ? Да. Мужского рода? Тоже да. Оканчивается на твёрдый согласный? Снова да! Значит, в родительном падеже множественного числа пишем окончание –ов. Поэтому ваш салат будет из помидоров и баклажанов (а не помидор и баклажан).

Правильно: у нас 150 банок солений в погребе

Ещё очень вкусно, когда помидоры, огурцы и морковь солят. Правда, не ошибиться в том же родительном падеже того же множественного числа бывает непросто. Если будете кому-нибудь хвастаться, как много солений (а не соленьев) у вас в кладовке или у родителей в погребе - делайте это тоже правильно.

Правильно: три пары чулок

Вспомним элементарное. Но при этом распространённую и раздражающую ошибку: как пишутся «носки», «гольфы» и «чулки» в родительном падеже множественного числа. Взрослые предлагали запоминать так: чулки на самом деле длинные - окончание короткое («чулок»), гольфы и носки короткие - окончание длинное («гольфов», «носков»).

Изначально все слова писались с одинаковым окончанием -ов: чулков, носков, сапогов (слово «чулков» до сих пор существует в некоторых словарях с пометкой «устаревшее»). Но впоследствии «чулки» потеряли окончание, а написание «чулок» стало считаться единственно правильным.

Правильно: у нас больше нет чистых носков и гольфов

Про гольфы и носки мы уже подробно описали чуть выше. Но хотим обратить внимание, что в последнее время наметилась тенденция к многочисленным изменениям в словарях. Например, в «Русском орфографическом словаре» под редакцией Лопатина привычный вариант «носков» уживается с формой родительного падежа «носок». Есть вероятность, что скоро «носок» станет допустимой нормой (как «пять килограммов помидор» в разговорной речи), но пока рекомендуем в родительном падеже множественного числа писать и говорить только «носков» и «гольфов».

Правильно: без шортов

Правильно: без шорт

Во-первых, шорты - это существительное, которое употребляется только во множественном числе. Раньше был только один правильный вариант в родительном падеже: (без) шорт. Хотя сейчас Русский орфографический словарь РАН даёт, что оба варианта - шорт и шортов (ударение на первый слог) - равнозначные. Так что если кому-то соберётесь сообщить такую важную информацию про шорты - выбираете вариант, который вам больше нравится. Хотя (без) шорт звучит, как нам кажется, привычнее. Но вы всё равно не стесняйтесь.

Правильно: большой выбор джинсов

«У меня пять пар джинс». Ужасно рады, вот только в этом предложении всё неправильно. У некоторых существительных, которые обозначают парные предметы и употребляются исключительно во множественном числе, в родительном падеже может быть и нулевое окончание. Брюки - брюк, шорты - шорт (хотя есть ещё равноправный вариант «шорты»). Но помимо них ещё есть «джинсы», «штаны», у которых в окончании появляется –ов. Так что выбирайте джинсы правильно. А если вы хотите сказать о джинсовой ткани, то об ударении можете даже не думать. Равноправные варианты: джИнсовая и джинсОвая.

Правильно: поделки из макарон

Мы снова про еду. Но никаких овощей и фруктов. Стоит запомнить ещё одну форму родительного падежа существительного, которое употребляется только во множественном числе: поделки из чего? - макарон. И никаких «макаронов», пожалуйста.

Правильно: я съел тарелку оладий и вафель

И для тех, кто всё-таки больше не по чипсам, солёной рыбке и соленьям. Рассказываем, как вести грамотные беседы в кофейнях. Хотя «оладья», «вафли» и «печенье» в грамматическом плане далеко от «солений» не ушли. Запоминайте: правильно в родительном падеже (множественного числа) будет «оладий», «печений» и «вафель». А если вдруг в каком-то словаре (Ушакова, допустим) вы встречали вариант «оладьев» - не верьте. Это форма неверная. И её давно никто не рекомендует употреблять.

Правильно: пять килограмм / грамм

Правильно: пятькилограммов / граммов

Вариативность бывает не только у шорт и шортов, но и единиц измерения. Если они сочетаются с числительными, то на выбор у вас два равноправных варианта - семь килограмм и семь килограммов. Но если родительный падеж не используется для условного счёта, то тогда количество вариантов уменьшается до одного: я хочу скинуть несколько лишних килограммов (или граммов).

Правильно: у неё нетсапог и туфель

Без сапог и туфель грустно жить. Но зато обычно то, что надевается (или обувается) на ноги, употребляется с нулевым окончанием. Например, чулок, сапог, тапок, ботинок, валенок, туфель. Разве что кеды отличились: в родительном падеже множественного числа будет «кедов». Кстати, про туфлю. Правильная форма только (нет) «туфель», с ударением на первый слог. «Туфлей» - недопустимый вариант, хотя некоторые и пытаются признать его в разговорной речи. Ну и сразу скажем про ударения. Никакой «туфлЯ» - только «тУфля».

Правильно: вокруг дома столько яслей

Место, где начинается нешуточная социализация и подготовка к суровой детсадовской и школьной жизни. Первое, что нужно знать о слове «ясли» - у него нет единственного числа (прямо как у качелей). Второе - это сложный родительный падеж, который многих подводит. Правильно будет не «ясель», а «яслей». И третье - ударение во всех падежах падает на первую букву «я»: ребёнок в Яслях.

Правильно: в Сочи грузин больше, чем армян

С национальностями тоже бывает непросто. Попробуй запомни: нужно окончание или нет. Для начала разберёмся с грузинами и армянами. Если погуглить «грузинов», то найдётся 314 000 результатов. Из этих тысяч наверняка где-то объясняют ошибку, а где-то рассказывают про обладателя фамилии Грузинов, но всё же. Если мы хотим назвать количество представителей Грузии или Армении, то правильно будет «пять грузин» или «трое армян».

Правильно: в компании турок

Друзья из Турции ушли недалеко от грузин и армян. Есть ещё одна хитрость, которая поможет запомнить правильные варианты. Очень часто у названий национальностей родительный падеж множественного числа совпадает с формой именительного падежа в единственном числе: турок, грузин, осетин, румын. Можете проверить по словарю.

Правильно: у меня много друзей- башкир татар )

Ещё одна распространённая ошибка, которая на самом деле подчиняется предыдущим правилам. Решили лишний раз повторить, чтобы вы запомнили раз и навсегда. Но не стоит думать, что у всех национальностей без исключения нулевые окончания. Не совсем. Например, в родительном падеже литературные нормы: абхазов (а не абхаз), таджиков, киргизов, калмыков и так далее.

Правильно: тренеры «Спартака» и ЦСКА недовольны матчем

А теперь никакого родительного падежа - множественное число существительных в чистом виде на примере футбольных тренеров. Существительные с окончанием на согласную образуют множественное число с помощью окончания -ы: «тренеры», «редакторы», «кремы», «договоры». Это литературная норма, поэтому просто запомните. А про другую литературную норму с окончанием на –а - читайте ниже.

Правильно: твои глаза - как донья океанов

Согласитесь, комплимент так себе. Особенно если говорят «днища». А вот если употребить верную форму множественного числа, то ваш собеседник (в душе тайный граммар-наци) наверняка будет покорён. Ну и, кстати, никаких шуток. У слова «дно» действительно существует множественное число (хотя даже кандидат филологических наук Марина Королёва не сразу об этом узнала) - «донья». Прямо как обращение из латиноамериканских мыльных опер («Доброе утро, донья Роза!»). Так что у океанов всё-таки донья, как и бутылок шампанского.

Правильно: у тебя брелоков больше, чем ключей

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Но словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари делют пометку, что это разговорный вариант.

Правильно: не хватает нервов

Нервов при современном темпе жизни и правда иногда не хватает. Главное, чтобы не «нерв». Всё-таки с одним расставаться не так грустно, как с нервной системой целиком.

Правильно: лучшиедиректора московских школ

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) - более привычны для нас и считаются литературными (тренеры, как в примере выше). Но с годами формы на -а (-я) сумели вытеснить некоторые литературные варианты. Точнее, занять их место. Сейчас единственно правильными вариантами считаются «директора», «профессора», «доктора».

Правильно: пятькочерёг

Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. Если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Фото: картина Уинслоуа Хомера «Сигнал тумана»

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. В упражнении 100 найдите слова, которые употребляются только в единственном числе. Выпишите словосочетания с существительными, имеющими форму как единственного, так и множественного числа. Запишите словосочетания дважды: в единственном и во множественном числе.

2. Какая информация о числе имени существительного вам известна (сч. таблицу на с. 42)? Прочитайте теоретический материал параграфа, отмечая, что нового вы узнали о форме числа имени существительного.

Число является непостоянным морфологическим признаком. Большинство имен существительных употребляются как в единственном, так и во множественном числе: учебник – учебники, ученик – ученики, день – дни. Эти существительные обозначают предметы, которые можно пересчитать.

Однако некоторые существительные употребляются только в единственном числе (мука, дружба, молодежь) или только во множественном числе: (очки, шахматы, весы).

К именам существительным, имеющим форму только единственного числа, относятся: собирательные существительные (листва, учительство); вещественные существительные (мука, масло, суп, фосфор); имена собственные (Днепр, Харьков, Украина); названия сторон света (юг, север, запад, восток).

К именам существительным, имеющим форму только множественного числа, относятся: существительные, обозначающие отрезки времени, явления природы, действия, состояния (каникулы, осадки, дебаты, сутки); существительные, обозначающие составные предметы (очки, качели, сани, шашки); вещественные существительные (чернила, дрожжи, сливки); названия игр (прятки, горелки); совокупность чего-либо (деньги); географические и астрономические названия (Близнецы, Альпы, Черновцы).

3. Какие признаки имен существительных являются непостоянными? Назовите постоянные признаки существительных.

1. Проверьте, можно ли существительные, данные в упражнении, употребить во множественном числе.

2. Спишите существительные, которые употребляются только в единственном числе, распределяя их по тематическим группам.

1. Вещества, продукты: золото, молоко,….

2. Совокупность лиц, предметов (собирательные существительные): листва, человечество, … .

3. Собственные существительные: Украина

Молодежь, родня, кефир, масло, сало, Европа, толпа, учительство, Азия, мошкара, детвора, Говерла, творог, сметана, пехота, Киев, чай, повидло, Днепр, мед, баранина, Крещатик, сахар.

3. Укажите род собственных имен существительных

От данных глаголов образуйте и запишите существительные, с помощью которых можно называть действия. Существительное, имеющее обе формы числа, запишите в единственном и во множественном числе.

Образец. Стрелять – стрельба, стрельбы.

Ходить, молотить, косить, просить, палить, служить.

1. Прочитайте слова данные в упражнении. Какой признак объединяет все слова? На какие тематические группы можно их разделить?

2. Спишите слова, распределяя их по тематическим группам.

Дрожжи, сливки, прятки, жмурки, макароны, брюки, шорты, спагетти, щи, ножницы, плоскогубцы, тефтели, горелки, шахматы, шаровары, леггинсы, клещи, тиски, бриджи, джинсы, городки.

119 Сочинение

Напишите небольшое сочинение, используя слова одной из тематических групп (см. упражнение 118).

Это интересно!

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, была еще форма двойственного числа которая использовалась для обозначения двух предметов. В современном русском языке остались некоторые признаки двойственного числа 1) окончание – а в именительном падеже множественного числа существительных мужского рода (берега, города), которое раньше могло быть только у существительных мужского рода, обозначающих парные предметы (глаза, рукава): 2) формы множественного числа существительных среднего рода, обозначающие парные предметы (течи, колени, уши).

1. Спишите незавершенные предложения, расставляя знаки препинания, кавычки. Согласуйте прилагательные, местоимения, глаголы с существительным, учитывая, что существительное называет лицо женского пола.

1. (Новый) учитель литературы посоветовал., прочитать книгу Каникулы Кроша и мы… 2. (Пожилой) коллега надел., очки чтобы.. 3. (Известный) ученый писал, мемуары под названием Жизнь в науке чтобы…

2. Укажите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

121 Изложение

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите слова, которые потребляются только в единственном или только во множественном числе, устаревшие и заимствованные слова. Составьте пунктуационные схемы тех предложений, расстановка знаков препинания в которых может вызвать у вас затруднения.

3. Напишите изложение данного текста, используя выписанные материалы.

У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “брр!”.

Мать и тетка бросились обнимать и целовать Володю. Наталья повалилась к его ногам и начала проворно стаскивать с него валенки.

Сестры подняли визг, двери громко скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

– А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи Боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что, я не отец, что ли?

По Л. Чехову

Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.

Сани – зимняя повозка на полозьях.

Башлы́к – суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.

Пере́дняя – первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду; прихожая.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все имена существительные могут употребляться и в единственном и во множественном числе.

2. Число является постоянным признаком имени существительного.

123 “Четвертый лишний”

1. Иней, книга, стул, снежинка.

2. Кроссовки, стаканы, духи, листы.

Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите морфологические признаки у существительных: стеки, радость, через сутки.

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

2. Укажите слова, которые употребляются только в единственном или талько во множественном числе. Какие слова являются исконно русскими?

1. Я зап..ваю п..рячим чаем яичницу и в кухн.. по..вляется папа в наутюженных брюках и полосатой рубах.. (В. Машков). 2. Папа вспомни свое детство и ты поймеш.. меня (В. Машков). 3. Мы с бабушкой с. дели на песке и ели хлеб сыр и пили м..локо (Б. Житков). 4. Из этого м..лока будут делать масло сыр тв..рог см..тану (Б. Житков). 5. Ах, если бы эти каникулы никогда не заканчивались! мечтал я (А. Алексин).


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 3 Толковый словарь А Авоська – разг. сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов и т. п. Алкать – очень сильно хотеть, жаждать чего-либо....

    Урок 15 Буква е Учимся правильно произносить и писать слова с е 106. Выучи скороговорку. Еле-еле ель Егор Затащил к себе во двор. 107. Прочитай....

    Урок 6 Сведения о диалоге Узнаем новое о диалоге 33. Как ты понимаешь данное высказывание? Беседа должна вестись как игра, в которой каждый имеет свой...

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 9. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте четверостишие. Значение всех слов вам понятно? Есть ли в тексте слова,...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 58. СЛОЖНЫЙ ПЛАН СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА. Сочинение-описание интерьера 352. I. Прочитайте текст. Найдите описание интерьера. Каковы особенности описания интерьера? В...

    Урок 8. АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ Развиваем умение определять повое в тексте 43. Прочитай. Какое настроение передано автором? Нивы сжаты, рощи голы, От...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §30 Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 281 1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих... 47. Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста. Пишем выборочное изложение 378. Прочитайте текст. Читая, обращайте внимание не только на развитие...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    Урок 64 Устное высказывание Учимся составлять устное высказывание 456. Прочитай стихотворение. Что случилось с волчонком? Почему? Пахнет шерстью волчьей У пенька с поганками. Шли волчата...

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

    Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

    Ходит весь век, а не человек. (часы)

    Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

    Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

I V . Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V . Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

VI . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.(Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи -

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими : работа по перфокартам (на повторение).

VIII . Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

Составные порядковые числительные

При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: двадцать первые лунные сутки – на двадцать первых лунных сутках.

Составные и сложные количественные числительные.

Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное числительное, склоняется по отдельности: расплатиться двадцатью пятью рублями. Основная часть числительных склоняется по третьему склонению, но, как мы знаем, почти из каждого правила русского языка есть исключения:

В соответствии с морфологическими нормами современного русского языка, числительное «тысяча» склоняется не по третьему, а по первому склонению: расплатиться тысячей рублей. Тем не менее, очень типичной является ошибка, когда это числительное, как и все остальные, склоняют по третьему склонению – тысячью.

Имена числительные «сто» и «сорок » в косвенных падежах имеют только по одной форме: ста и сорока. Но когда «сто» входит в состав сложных числительных, оно склоняется по архаичному типу: с пятьюстами, о двухстах.

Когда составные числительные употребляются вместе с одушевленными существительными, то склоняется только существительное, а имя числительное не изменяется: наловил двадцать пять бабочек, пасти сорок три овцы одновременно.

Правила склонения и употребления собирательных числительных.

Есть несколько случаев, в которых употребляются собирательные существительные:

С существительными люди, дети и названиями детёнышей животных: семеро козлят, двое котят, пятеро детей.

С существительными, означающими название лиц мужского пола: четверо братьев, трое друзей.

С существительными, которые употребляются только в форме множественного числа (парные или составные предметы): трое ворот, пятеро суток, семеро саней.

С существительными, которые называют лиц и имеют субстантивированный тип: в комнату вошли трое, сегодня по классу двое дежурных.

С личными местоимениями: нас будет трое, их придет пятеро.

Правильными будут следующие словосочетания: трое учеников и три ученика. Но ни в коем случае нельзя сказать: трое учениц, хотя эта ошибка тоже часто встречается в просторечии.

Дробные числительные.

Здесь только одно правило без всяких исключений – при склонении дробного имёни числительного изменяются все его части. Числитель дроби склоняется, как отдельное целое число, а знаменатель приобретает соответствующую форму прилагательного во множественном числе (как прилагательное в единственном числе, склоняется знаменатель дроби, где числителем является единица): около двух третьих, приближается к четырём седьмым.

Числительное "полтора", "оба", "полтораста".

Имя числительное «полтора» имеет две родовые формы (и мужскую, и женскую), которые употребляются в зависимости от рода существительного: полторы тысячи, полтора десятка яиц. В непрямых падежах это числительное также имеет форму «полутора»: около полутора тысяч долларов.

Такая же ситуация наблюдается с числительным «оба»: оба пальца, обе страны.

Как и числительное «полтора», «полтораста» также имеет особую форму в косвенных падежах: около полутораста гвардейцев.

Особенности склонения словосочетаний с числительным.

При использовании словосочетания «числительное + существительное» числительное в именительном падеже управляет родительным падежом существительного: страной управляли триста спартанцев. При образовании косвенных падежей главным в словосочетании становится уже существительное, а числительное: убить двух зайцев.

Числительные «десяток», «сотня», «тысяча», «миллион», «миллиард» и т.д. всегда сохраняют управление существительным в родительном падеже: десяток яиц, о миллионе рублей.

Существительное, не имеющее единственного числа.

Когда существительное не имеет формы единственного числа (ножницы, сутки и др.), часто сложно образовать форму числительного, более 20, которое бы правильно согласовалось с таким числительным: сорок трое суток? сорок три суток? Как сказать правильно? Правильным будет вариант: сорок три дня. С такими существительными сочетаются только числительные, оканчивающиеся на единицу или пятерку: двадцать одни сутки. Для того, чтобы обозначить количество других собирательных существительных (например, ножниц, трусов, глаз), можно употребить слово «штука» или «пара»: сорок восемь пар глаз, двадцать две пары трусов, семь штук ножниц.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27