03.02.2018 Нарколог Михаил Константинович Переход 0

Избавление от зависимости по методу Шичко

Метод Шичко - это способ избавиться от алкогольной зависимости самостоятельно, не прибегая к медикаментам, аппаратным и прочим методикам лечения. Геннадий Андреевич Шичко был убеждённым сторонником идеи, что справиться с зависимостью человек может только своими силами.

Кандидат биологических наук, сотрудник Института экспериментальной медицины Геннадий Андреевич Шичко посвятил несколько десятилетий разработке своей методики. Долгое время он исследовал механизмы формирования пагубного пристрастия у человека. Учёный искал способ ненасильственного лечения зависимости, он категорически выступал против медикаментозных и прочих методик кодирования. Считал, что излечение человека находится только в его руках, все остальные варианты не имеют практической пользы.

Шичко искал возможность подтолкнуть зависимого человека к самостоятельному осознанию вреда от алкоголя, пониманию того, что продолжение пьянства разрушительно воздействует на его организм и жизнь в целом. Советский учёный не признавал гипнотических методов воздействия, считая их одним из видов принуждения. По его мнению, никакие методы принудительного лечения не могут принести стабильного результата, который принесёт избавление от зависимости навсегда.

Использовав идеи гуманистического направления психоанализа, Шичко разрабатывал свою методику лечения много лет, прежде чем она обрела законченный вид. В 1980 году он представил свою разработку на съезде партии. Эффективность методики подтверждается тем, что вот уже почти четыре десятка лет её успешно практикуют. Метод Шичко позволяет бросить пить алкоголь как самостоятельно, так и заручившись поддержкой специалиста. Последний вариант предпочтительнее, так как врач поможет пройти все шаги правильно, поддержит в трудную минуту, сможет дать объективную оценку промежуточных и окончательных результатов.

Суть метода Шичко

По мнению Г.А. Шичко негативная программа, позволяющая людям выпивать, заложена в каждом человеке. Этому способствуют социальные факторы: окружение, семья, средства массовой информации и произведения искусства, мнение общества в целом. В нашем социуме спиртное продаётся легально, праздники принято отмечать, распивая алкоголь. Человек, которые пьет, просто не воспринимает этот факт как что-то ненормальное, не понимает угрозы своему здоровью и жизни, не видит ничего зазорного в этом процессе. Он думает: «Все пьют, и я пью, ничего страшного и особенного в этом нет».

Автор же метода считает, что стремление принимать седативные и другие психоактивные средства, это патология. Природа не заложила в человека потребность в алкоголе, нормальное состояние организма - это трезвость. Сознательный приём яда, коим, по сути, и является для человека этиловый спирт, это отклонение от нормы. Самым важным этапом лечения является осознание и принятие этого факта. Избавиться от алкоголизма, преодолеть зависимость по методу Шичко возможно только осознав болезнь и приняв решение вести трезвую жизнь.

Избавиться от убеждений, заложенных с детства, непросто. Уговорами, угрозами, лекарствами установки не разрушить. Необходима длительная работа, убедительные научные обоснования позиции, что трезвость это норма. Методика предполагает изучение моральных, социальных, медицинских и исторических аспектов проблемы алкоголизма, о которых рассказывает преподаватель на занятиях. Человек также должен работать над собой самостоятельно: писать дневник, заполнять анкеты. Это метод самовнушения, в процессе таких занятий ложные негативные установки изглаживаются, а на их место приходят здоровые убеждения.

Преимущества и недостатки метода

Несмотря на многочисленные преимущества метод Шичко имеет и некоторые минусы. Перед тем, как пытаться этим способом избавиться от пагубного пристрастия к спиртному, необходимо всесторонне оценить его.

Эту методику невозможно применить к человеку, который не осознает свою проблему и не желает лечиться. Но даже если алкоголик принял решение избавиться от зависимости по методу Шичко, остаётся высокая вероятность того, что на каком-то этапе произойдёт срыв. Чтобы следовать этому методу необходимо собрать всю свою волю, набраться решимости не отступать от лечения. Не многие люди, а тем более находящиеся в зависимости, способны к тотальному самоконтролю, поэтому всегда остаётся риск не довести до конца начатое дело.

Преимуществ у данной методики несравнимо больше. К ним относятся:

  • отсутствие противопоказаний;
  • абсолютная безопасность;
  • доступность;
  • метод не предполагает приём медикаментов.

Кроме того, эта методика помогает справиться не только с алкогольной зависимостью. Этим способом можно избавиться от привычки к курению. Сегодня его с успехом применяют для лечения наркотической зависимости от так называемых «лёгких» наркотиков: марихуаны, курительных смесей.

Методика не представляет никакой опасности для психического и физиологического состояния зависимого, так как это не кодировка, а самостоятельное снятие негативных установок. Кроме того, способ избавления от алкогольной зависимости не предполагает применения медикаментозных средств. Лекарства могут иметь противопоказания и побочные действия, могут нанести вред здоровью, к тому же большинство из них стоят дорого. Лечение алкоголизма по методу Шичко позволяет обойтись без медикаментозной терапии.

Лечение от алкоголизма по Шичко не имеет противопоказаний и побочных эффектов, каждый человек способен применять его, не опасаясь последствий. Чтобы начать терапевтический курс нет необходимости проходить диагностическое обследование.

Последовательные шаги программы

Программа Геннадия Шичко основана на добровольном принятии решения. Это первое и необходимое условие для осуществления лечения. Этапы методики предполагают непрерывную работу над собой, выполнение последовательных шагов, ведущих к трезвой независимой жизни. Если пройти все уроки трезвости по методу Шичко правильно, выздоровление от пагубной привычки придёт.

Сегодня в наркологических клиниках предлагают различные программы, основанные на этом методе. Некоторые из них предполагают чёткое следование разработкам учёного, другие построены с использованием отдельных элементов метода. Оригинальная методика предполагает несколько этапов.

Первым шагом можно условно назвать осознание проблемы и готовность избавляться от алкоголизма. Его человек должен сделать сам. Это можно назвать одним из недостатков метода: его нельзя применять втайне, нельзя привязать зависимого к кровати и сделать из него трезвенника. Впрочем, и другие методы лечения алкогольной зависимости не действуют продолжительно и успешно, если у человека нет желания и уверенности в своём решении.

Фотографии

За период лечения в рамках методики необходимо сделать несколько фотографий. Во времена, когда методика разрабатывалась, сделать фотографию было не так-то просто. Нужно было пойти к фотографу или использовать свой фотоаппарат, а потом проявлять плёнку, печатать снимки. Сегодня всё намного проще, у каждого есть телефон с камерой, и снимки можно делать хоть по сто раз на дню. Однако подойти к реализации этого шага необходимо ответственно.

Первый снимок делается перед началом лечения. Вторую фотографию нужно сделать через десять дней. Последующие снимки - на 30-й и 100-й дни соответственно, с тех пор, как началось сознательное отрезвление. На десятый день упражнений (когда сделана вторая фотография) необходимо внимательно изучить оба снимка, отмечая произошедшие изменения. Также необходимо поступать и с последующими фотографиями. Необходимо постоянно сравнивать, анализировать, как трезвый образ жизни отражается на внешнем виде. Меняется также и энергетика, глаза трезвого человека излучают радость и спокойствие.

Автобиография

На этом этапе зависимый человек пишет свою автобиографию, где последовательно описывает взаимоотношения с алкоголем. Начинать жизнеописание нужно, начиная с первого опыта употребления спиртного. Описывать нужно свои ощущения, возникшие проблемы, как моральные, так и материальные, реакцию окружения на ваши подвиги, неприятности на работе, материальные потери. В общем, все инциденты, весь период, прошедший под влиянием алкоголя.

Необходимо подойти к составлению этого анамнеза ответственно. Не стоит искать себе оправданий, приукрашивать действительность. Писать нужно неприглядную правду, как бы отвратительна она ни была. В дальнейшем этот опус нужно периодически перечитывать и дополнять новыми всплывшими в памяти прецедентами.

Дневник

Автор методики утверждает, что слово, записанное на бумаге, обладает удивительной силой. И это действительно так, именно этим объясняется стремление многих людей вести дневники. Этот способ помогает разобраться в себе, как бы взглянув на себя со стороны.

В дневник нужно записывать все свои мысли, ощущения от трезвой жизни, описывать ситуации, вызвавшие какие-либо эмоции. Нужно фиксировать буквально все аспекты своего самоощущения. Например, когда вы попадаете в компанию бывших товарищей по выпивке, нужно описать свои мысли и эмоции по этому поводу. Возможно, иногда, а может и часто, у вас возникает желание выпить, например, снять таким способом напряжение. Все подобные моменты необходимо фиксировать в дневнике.

Ведение дневника помогает осуществлять долгосрочное и краткосрочное планирование собственной жизни. Нужно записывать свои планы и цели, а также способы, какими вы планируете их реализовывать. Затем нужно анализировать, удалось ли вам осуществить свои цели теми средствами и в те сроки, какие вы предполагали.

Писать дневник автор методики предлагает вечером, перед сном. Записи нужно периодически перечитывать, это помогает осознать проблемы, которых вы, может быть, не замечали, а также проанализировать то, как изменилась жизнь, какие успехи были достигнуты. Когда пишешь дневник, очень просто проследить, как меняется жизнь и состояние добровольно трезвого человека.

Определение степени внушаемости

На этом этапе лучше воспользоваться помощью преподавателя. Можно обратиться к гипнологу, психологу, руководителю группы, если вы посещаете групповые занятия. Можно провести исследование собственной внушаемости и самостоятельно. Определение степени самовнушения необходимо для работы на следующем этапе программы.

Самовнушение

На этом этапе составляются и проговариваются тексты, содержащие позитивные установки. Эти тексты разрабатываются с учётом результатов предыдущего этапа с помощью преподавателя. Перечитывая эти тексты, внося дополнения и изменения, заучивая наизусть, проговаривая про себя, человек проводит сеансы самовнушения. Это своеобразные установки на ведение трезвого образа жизни, отвращение к спиртному.

Закрепление

На этой стадии лечения необходимо смотреть специальные фильмы и читать книги о необходимости трезвой жизни, изучать учебные материалы. Также желательно осуществлять обмен опытом, делиться ощущениями. Нахождение в группе людей со сходными проблемами помогает закрепить результат. Этот этап лечения предполагает именно укрепление собственной позиции, закрепление полученного результата. Нахождение в группе единомышленников значительно повышает шансы не сорваться, встретив бывших приятелей по распитию спиртного, или оказавшись в трудной жизненной ситуации.

Результаты лечения

Результаты лечения по методике Шичко зависят только от твёрдости намерений и умения собрать силу воли в кулак, чтобы не отступить от намеченного трезвого пути. Наиболее эффективным будет прохождение шагов программы в группе людей, у которых такие же проблемы, как у вас. Это даёт возможность делиться опытом и получать поддержку в трудные моменты, которые случаются даже у самых сильных. Наставник или преподаватель поможет составить тексты-установки, проверить себя, укажет на ошибки, поможет выполнять упражнения правильно. Но неоспоримое достоинство метода в том, что без этих условий вполне можно обойтись, если по каким-либо причинам вы не хотите или не можете посещать групповые занятия.

Для достижения лучшего результата автор метода советовал обзавестись хобби, каким-то увлечением, которое поможет занять часы досуга, не думая о том, что раньше вы отдыхали, прикладываясь к бутылке. Также рекомендуется помимо аутоанамнеза писать и другие сочинения, например, о том, какие изменения произошли в вашей жизни после того, как вы стали вести трезвый образ жизни.

Рекомендуется также заняться здоровьем, так как алкоголизм приводит к развитию различных отклонений в работе всех органов и систем организма. Пройдите обследование, проведите курсы иммуномодилирующих препаратов, пропейте курс травяных отваров.

Одним из самых существенных достоинств метода Шичко является тот факт, что проходить его можно повторно. От срывов не гарантирован никто, но в рамках данной методики можно просто начать всё заново, настроившись соответствующим образом. Использовать эту методику могут люди с любой стадией алкогольной зависимости, в любом состоянии здоровья. Противопоказаний не существует. Есть только настрой и желание быть свободным и независимым.

Разработанный в прошлом столетии метод Шичко является довольно своеобразным и необычным способом борьбы с алкоголизмом. Его главной особенность является то, что человек должен использовать его самостоятельно. Таким образом, люди, не желающие афишировать свою зависимость, могут бросить пить без посторонней помощи. Также метод широко используется для лечения курения и токсикомании.

Специалисты рекомендуют методику Шичко тем людям, которые искренне хотят бросить пить и навсегда избавиться от алкоголизма. Мужчинам и женщинам, втайне желающим продолжать пьянство, техника вряд ли поможет. Поэтому ни в коем случае нельзя навязывать алкоголику лечение по данной технологии. Если человек не хочет прекращать пить – она ему не поможет даже при условии точного выполнения всех шагов.

Метод Шичко был придуман кандидатом биологических наук, советским физиологом Шичко Геннадием Андреевичем в 50-х годах прошлого века. Еще несколько десятилетий автор дорабатывал и совершенствовал свою методику. Окончательно сформировалась она только в 80-х годах, после чего начала широко применяться на практике.

Шичко всегда был искренне уверен в том, что главным в борьбе с алкоголизмом является осознание проблемы и искреннее желание человека бросить пить. Геннадий Андреевич был ярым противником всех остальных методов лечения алкоголизма (медикаментозного, психотерапевтического и гипнотического). Он утверждал, что человек может помочь себе сам, а все остальные варианты бессмысленны. Поэтому Шичко не советовал алкоголикам принимать какие-либо препараты или посещать различных гипнотизеров.

Суть метода заключается в систематической работе над собой. Алкоголик должен самостоятельно устранить сформировавшуюся под воздействием внешней среды «питейную запрограммированность». Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к выздоровлению.

Программу Геннадия Андреевича для лечения алкоголизма не стоит путать с немедикаментозной методикой восстановления зрения, включающую ряд упражнений для глаз. Метод Шичко-Бейтса был разработан американским офтальмологом и широко пропагандировался советским ученым. К сожалению, он так и не был признан наукой, из-за чего принадлежит к методам альтернативной (нетрадиционной) медицины.

Как происходит отказ от алкоголизма по методу Шичко

Избавление от алкоголизма с помощью метода Шичко происходит по строго установленной схеме. Человек выполняет специальные упражнения в конкретном порядке. Если он все делает правильно – лечение заканчивается полным выздоровлением. Многим людям удается навсегда бросить пить всего за несколько месяцев.

Первый шаг – признание алкоголизма

Самым важным в борьбе с алкоголизмом является осознание человеком своей проблемы. Алкоголик должен полностью признать свою болезнь и осознанно прийти к выводу, что ему необходимо лечение. Лишь пройдя этот сложный путь можно использовать метод Шичко и надеяться на выздоровление.

Второй шаг – внимательное чтение данной статьи

Чтобы правильно понять суть методики, необходимо очень внимательно изучить ее. Эту статью необходимо прочитать хотя бы 2-3 раза. Это поможет правильно интерпретировать приведенные в ней советы и рекомендации. Читать статью нужно до тех пор, пока все спорные моменты не будут полностью понятны.

Третий шаг – фотографирование

Алкоголик должен сделать четыре снимка – в начале лечения, на десятый, тридцатый и сотый день. Когда у него на руках будет два фото – он должен периодически рассматривать их. Благодаря этому он сможет заметить, как сильно влияет алкоголь на его внешний вид. Для удобства и наглядности фотографии лучше распечатать.

Четвертый шаг – аутоанамнез

Человеку потребуется описать весь процесс развития его алкогольной зависимости. Всю информацию следует записывать в специальную тетрадку или дневник. Начать следует с первого употребления алкоголя. Важно вспомнить детали и то, как именно прогрессировал алкоголизм. Следует описывать то, как пьянство влияло на взаимоотношения с близкими, друзьями, коллегами.

Фиксировать необходимо все – реакцию на спиртные напитки, собственные чувства, осуждение близких, проблемы в личной жизни и на работе, возникающие из-за пьянства. Все необходимо записывать в хронологическом порядке. Периодически (раз в 4-5 дней) аутоанамнез следует перечитывать и дополнять. При необходимости к этому можно подключить близких и родственников.

Пятый шаг – ведение личного дневника

Этот шаг очень важен, поскольку очень сильно помогает бросить пить. Человек должен завести дневник в тот самый момент, когда решит лечиться с помощью метода Шичко. Он должен тщательно описывать свои мысли, планы, произошедшие с ним события. Периодически дневник нужно перечитывать и делать выводы.

Шестой шаг – определение уровня собственной внушаемости

С этой целью можно обратиться к гипнотизеру или психотерапевту. Геннадий Андреевич предлагал свою методику. Он советовал человеку сесть на стул, положить руки на колени и трижды повторить про себя, что его левая рука не поднимается. Спустя полминуты попытаться поднять собственную руку, внимательно наблюдая за ее движением. Если рука поднялась медленно и с трудом – степень внушаемости высокая. Если же она двигалась в привычном ритме – низкая.

Седьмой шаг – составление и повторение фраз самовнушения

Их нужно составлять или подбирать исходя из уровня своей внушаемости. Фразы должны настраивать на соблюдение трезвого образа жизни, формирование отвращение к алкоголю, полный отказ от спиртного. Человек может произносить что-то вроде «алкоголь мне противен, он вызывает у меня неприятные ощущения, у меня появляется тошнота, рвота и головная боль после употребления спиртного». Подобные упражнения очень сильно влияют на подсознание.

Восьмой шаг – устранение потребности в алкоголе

С помощью текстов внушения человек должен уверить себя в том, что ему нет необходимости употреблять спиртное. С самого утра он должен твердить себе, что ему не хочется пить. Снизить тягу к алкоголю поможет и правильное питание. Как известно, сытость подавляет желание выпить. Если все это не помогает бросить пить – лучше обратиться к наркологу для подбора более эффективного метода лечения.

Девятый шаг – настраивание себя на временную или пожизненную трезвость

Для начала человек должен определиться, на какой период он готов отказаться от употребления спиртного. Многим тяжело дается решение быть трезвенником до конца жизни. Поэтому можно настроить себя на трезвость длительностью полгода или год. Для этого следует написать письмо-обязательство. В нем человек должен пообещать бросить пить на конкретный срок. Данное письмо нужно периодически перечитывать.

Десятый шаг – изучение материалов об алкоголизме

Человеку потребуется прочитать как можно больше «противоалкогольной литературы». Он должен ознакомиться с механизмом действия этилового спирта на организм человека и всеми тяжелыми последствиями алкоголизма. Наиболее значимые факты и цитаты лучше выписать и постоянно перечитывать.

Одиннадцатый шаг – написание сочинений

Основываясь на полученных знаниях, человек должен написать как можно больше сочинений об алкоголизме. Также он может писать о своем самочувствии, отношениях с близкими. Не будет лишним описание изменений в своей жизни после отказа от спиртного. Сочинения можно давать читать другим алкоголикам. Подобные упражнения помогают закрепить результат и убедиться в том, что трезвый образ жизни очень полезен.

Двенадцатый шаг – закрепление результата

Бывший алкоголик может познакомиться с людьми, которые также недавно излечились от пьянства. Он может общаться с ними, интересоваться их историями и обмениваться опытом. Человек может создать небольшое общество из своих знакомых или присоединиться к какому-то уже существующему кружку. Вместе с ними он может выполнять упражнения для закрепления полученного результата.

Не будет лишним найти для себя какое-то хобби. Новые интересы занимают немалое место в жизни человека, поэтому у него нет времени думать о выпивке. Также можно обратиться в больницу для выявления и лечения заболеваний, возникших из-за длительного пьянства.

Преимущества и недостатки метода

Прежде чем выбирать этот метод лечения алкогольной зависимости, следует внимательно изучить его недостатки и преимущества. Возможно, людям с низкой внушаемостью он не подойдет и не поможет. В таком случае потребуется кодирование или другие, более сильные методики.

Лечение алкоголизма по методике Шичко имеет следующие преимущества:


Недостатки метода Шичко:

  • Невозможность применения для людей, не осознающих свою болезнь;
  • Сравнительно высокая вероятность неправильного выполнения упражнений;
  • Необходимость иметь большую силу воли, выдержку и пунктуальность;
  • Немалая вероятность того, что человеку надоест лечение или он «сорвется».

Цитата из книги
"Сними очки за 10 занятий" Книга-проЗрение, Игорь Афонин
Думаю, как к проблеме переедания и лишнего веса применять.

О методе Г. А. Шичко. Наша анкета

Еще в начале 90-х мой учитель Юрий Александрович Соколов высказал идею использовать метод Геннадия Андреевича Шичко, его учителя, для коррекции зрения.

Г. А. Шичко - крупный советский психофизиолог, работал в Институте экспериментальной медицины в Ленинграде. Он занимался проблемой формирования и разрушения условных рефлексов с помощью слова. Написал монографию «Вторая сигнальная система», защитил диссертацию на эту же тему. В процессе исследований Шичко сделал несколько важных открытий, которые легли в основу его оригинальной и очень эффективной системы психоанализа. Шичко открыл социально-психологическую запрограммированность поведения всех людей.

Суть открытия Шичко в следующем. В мозге человека находится более 15 миллиардов нервных клеток (нейронов), которые могут образовывать между собой различные нейронные связи с выходами на различные органы чувств - глаза, нос, уши, рот, кожу. Например, одна группа нейронов отвечает за мое имя. Всякий раз, когда я слышу «Игорь», я оборачиваюсь, так как у меня в голове записана простейшая программа, что я - Игорь. На Ивана я не реагирую. Свою маму, свою дочь, свою жену я узнаю среди миллиона женщин - это тоже своеобразная зрительная программа. Значительное количество нейронов задействовано в моей профессиональной программе. Все это - программы положительные. Но есть и отрицательные, ложные программы, например, программы вредных привычек: алкогольная или табачная. Или программа ношения очков.

Сознание человека забито различными социально-психологическими программами, в том числе и вредными. Мы будем называть их ложными. Встает вопрос: а можно ли разрушить эти ложные программы? Геннадий Андреевич нашел блестящее решение задачи.

Шичко экспериментально доказал, что слово, написанное перед сном, действует во много раз эффективнее, чем в других ситуациях. Когда человек пишет, на мозг воздействует моторика руки. Человек видит, что пишет, повторяет про себя то, что пишет, и, повторяя, слышит то же самое. То есть одновременно задействованы все четыре канала информации, что и приводит к резкому усилению воздействия.

Оказывается, слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание в 100 раз сильнее, чем слово услышанное, прочитанное или сказанное! После записей в дневнике и самовнушения разрушается ложная социально-психологическая программа.

Шичко активно изучал так называемые просонные состояния: это промежуточные состояния между сном и бодрствованием, например, перед засыпанием. В этот момент человек уже устал, у него отключается отдел критики головного мозга, и то, что он в этот момент слышит и, особенно, пишет, напрямую откладывается в подсознании. Следовательно, если человек перед сном напишет научно обоснованную правильную программу (очки калечат глаза, алкоголь - это яд, табак - яд), то он разрушит старую ложную программу. Во сне начинается взаимодействие и борьба противоположных программ - правильной и ложной. В результате правильная программа вытесняет и разрушает ложную. Поэтому перед сном необходимо делать записи в дневнике и заниматься самовнушением.

Как работать с дневниками. Формулы самовнушения

А сейчас, дорогой читатель, приступим к очень важному делу - ведению дневника. Ежедневная работа с дневником позволит тебе наблюдать за динамикой восстановления зрения. К ведению дневника и формулам самовнушения следует относиться с большой ответственностью. Надо работать творчески и не забывать, что слово, написанное перед сном, в 100 раз эффективней, чем услышанное или сказанное слово. Все, что написано перед сном, откладывается в долговременной памяти, в подсознании. Далее организм подчиняется заданной программе - программе на восстановление зрения.

С чего начать? Прежде всего напиши предисловие к своему дневнику: «Мой дневник - мой собеседник, он выслушает меня, поправит, настроит, поможет. Мой дневник - это мое лучшее и единственное лекарство от всех болезней, от депрессий и стрессов. Даже короткое общение с ним приносит мне успокоение и радость».

Записи в дневничке делают в следующей последовательности.

1. Самоотчет.
2. Самоанализ.
3. План на завтра.
4. Самовнушение.

Существуют определенные правила написания дневника .

* Записи всегда делай перед сном, в крайнем случае сразу же после пробуждения.
* Нужно обозначать время начала и окончания записей.
* Сначала дай оценку прошедшему дню. Подведи итоги. Опиши, как встретил прошедший день, как питался.
* Напиши, были ли неприятности, стрессы, ссоры. Как это произошло? Удалось ли справиться с собой и ситуацией? Пиши подробно, тогда тебе удастся разобраться в причинах происшедшего. Напиши, как собираешься поступать в подобных ситуациях в будущем.
* Подробно опиши отношение к себе, к своим близким, друзьям, сотрудникам, знакомым. Это поможет расстаться с лишними людьми. Анализируя взаимоотношения с окружающими, ты поймешь, кому ты необходим и кто нужен тебе.
* Проводи ежедневный анализ изменений зрения, здоровья, настроения. Отметь, какие упражнения ты сегодня выполнил и сколько раз.
* Отмечай, сколько часов ты провел у телевизора, за компьютером, за чтением. Определи степень утомляемости глаз.
* Опиши, что ты делал, чтобы снять напряжение, расслабить глаза, сколько раз выполнил пальминг, соляризацию, раскачивания, упражнения для укрепления глазных мышц.
* Отметь, сколько времени в течение дня ты провел без очков и линз. Опиши свои ощущения, отметь успехи.
* Опиши, что делал для очистки организма.
* Запиши, что узнал нового об улучшении здоровья и зрения.
* Очень подробно опиши свои предложения по поводу улучшения зрения, наблюдения и находки.
* Составь план работы на следующий день. Это тот же настрой, та же программа.
* Напиши текст самовнушения. Обязательно левой рукой ! Самовнушение пишется в конце дневника по памяти, тем самым мы в 100 раз усиливаем свои новые, пока еще слабые, убеждения.

И еще несколько советов.

Нельзя писать о своих сомнениях в успехе, отвечай на все вопросы только позитивными полными ответами. Все ответы должны быть от первого лица. Запрещается односложность ответов, нельзя сокращать слова. Отвечать нужно только за сегодняшний прожитый день, а не вспоминать, что было неделю или месяц назад. Исключи частицу «не» из ответов. Исключи из планов на завтра выражения «я постараюсь», «я попробую». Надо писать: «Я обязательно и с радостью это сделаю».

А теперь разреши предложить твоему вниманию формулы самовнушения .

Я спокойный и уравновешенный человек.

Я умею расслабляться во время отдыха и при работе с глазами.

Я стремлюсь к восстановлению своего здоровья и зрения.

Я навсегда разрушу программу ношения очков, алкогольную и табачную программы в своем сознании.

Алкоголь, табак, очки - это мое плохое самочувствие, плохое зрение, болезни, ранняя старость, слепота, смерть.

Мои глаза становятся лучистыми, ясными, зоркими, чистыми.

Расслабление и упражнения для глаз - это красота, здоровье, отличное зрение и жизнь.

Я вижу далеко и близко мельчайшие детали.

Я часто моргаю, закрываю глаза, я даю отдых моим глазам 3-5 минут каждый час, делаю пальминг и каждый час, каждый день чувствую улучшение моего здоровья и зрения.

Солнце и естественный свет - друзья моих глаз.

Я прекращаю травить себя алкогольными и табачными ядами, носить очки, калеча свои глаза. Мое здоровье укрепляется, зрение восстанавливается, впереди у меня прекрасная жизнь и отличное зрение.

Жизнь! Зрение! Жизнь!

Эти формулы самовнушения заучиваются наизусть и записываются в конце дневника. Они помогут тебе избавиться от вредных привычек, разрушить ложные программы и утвердить в подсознании новую правильную программу.

Вот, например, ложная программа утверждает, что зрение якобы должно ухудшаться у всех. Врачи помогут, очки спасут, а самому ничего не надо делать. Новая программа, которую мы закладываем в наше сознание и подсознание, говорит следующее: очки калечат глаза, и поэтому я от них отказываюсь. Я сам восстановлю свое зрение и здоровье. Я буду видеть без очков так же, как в очках, и даже лучше. Расслабление, состояние покоя дают отличный отдых моим глазам, а тренировка ослабленных глазодвигательных мышц позволит прекрасно видеть на любом расстоянии.

Рассуждения о эффективности реабилитации алкоголиков по методу Геннадия Шичко...

Родился в 1922 году в белорусском селении Груд. После учебы на психологическом отделении философского факультета Ленинградского университета он проработал 32 года в Институте экспериментальной медицины, где занимался вопросами высшей нервной деятельности человека. Изучая мозг, Шичко пришел к выводу, что от сознания человека, которое считал высшей функцией коры головного мозга, зависят его поступки, здоровье и сама жизнь.

Шичко овладел методами гипноза и внушения и постепенно ввел свой опыт в практику. Весной 1970 года к нему за помощью обратился первый алкоголик – писатель Леонид Семин, который подвигнул Геннадия Андреевича к открытию его метода самоизбавления от пьянства. Гипнабельность – качество индивидуальное, всеобщее свойство – убеждаемость. Поскольку убедить можно всех, и убежденность – более стойкое состояние, Шичко не стал строить свою работу в расчете на гипноз, а решил использовать стремление человека получать и усваивать правдивую информацию.

Слово и дело

Наука рассматривает слово как основу второй сигнальной системы, которую И.П. Павлов делил на три группы: 1) слова произносимые; 2) слова слышимые; 3) слова видимые. Шичко полагал, что для полноты классификации сюда следовало отнести и слова изображаемые, то есть "производимые с помощью письма".

По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и подсознанием. То есть, для полноты введения словесной информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания и в разрушении привычки играют слова, изображаемые с помощью письма. Вот почему особую роль Шичко отводил ведению дневников. Он рекомендовал своим слушателям больше думать на алкогольные темы, наблюдать за собою и за окружающими, сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а вечерами, перед сном, писать дневник.

Программа

В Приложениях к книге Л. Шичко–Дроздовой приведены статьи Г.А. Шичко – единственный источник, в авторстве которого не приходится сомневаться.

В них Шичко определяет алкоголизм как психологическое страдание, основными признаками которого являются потребность в периодическом поглощении спиртного и питейная запрограммированность или такое нарушение сознания, которое заставляет человека употреблять спиртные напитки, даже если они вызывают отвращение и тяжелые реакции (тошнота, рвота и т.п.).

Запрограммированный вынужден выполнять программу, которая сформировалась в его голове под влиянием окружающей среды. Первыми "программистами" (по Шичко) выступают родители. А поскольку "программистов" более чем достаточно – это все пьющие и заинтересованные в спаивании, – то программа быстро переходит в питейное убеждение, в твердую уверенность, что пить – это нормально, полезно, необходимо.

Шичко отмечает, что в прошлом Церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. По его мнению, Церковь оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление .

***

Читайте также по теме:

  • Одобрена программа "12 шагов" для реабилитации людей с алкогольной и наркотической зависимостью - Благовест-инфо
  • Незачем спорить о 12 шагах - Леонид Виноградов
  • Грех или болезнь? - Антон Курилович, Мария Ермаченко
  • Анонимные Алкоголики: конечно, это – секта! - Джек Тримпи
  • Спасение лежит через "Семью"? - иерей Алексий Плужников
  • Слово в поддержку программы "12 шагов" - игумен Иона Займовский
  • Сравнительный анализ православной методики реабилитации и программы "12 шагов" - иеромонах Анатолий Берестов
  • 12 шагов: скажи мне, кто твой "бог", и я скажу, кто ты... - Анна Журавлева.
  • Заявление Пресс-службы Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи в связи с публикацией агентством "Русская линия" статьи "12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь"
  • 12 шагов навстречу дьяволу, или кому выгодно дискредитировать Церковь - Андрей Голубков
  • Служение анонимных алкоголиков - Сергей Ворохов

***

18 шагов?

Г.А. Шичко предлагает следующий порядок действий по избавлению от алкоголизма:

1. Установление факта страдания алкоголизмом.

2. Изучение данной статьи .

3. Фотографирование.

4. Написание аутоанамнеза.

5. Ведение дневника.

6. Составление текстов самовоздействий.

7. Выявление своих индивидуальных особенностей.

8. Угашение потребности в спиртном.

9. Настройка на временную или пожизненную трезвость.

10. Размышления на противоалкогольные темы.

11. Заучивание основных противоалкогольных фактов и высказываний.

12. Чтение противоалкогольной литературы.

13. Написание сочинений на противоалкогольные темы.

14. Пропаганда трезвости и агитация бывших собутыльников воспользоваться методом самоизбавления или прибегнуть к наркологическому лечению.

15. Проведение противоалкогольной работы с членами своей семьи.

16. Организация союза трезвенников по месту работы или жительства.

17. Выработка у себя увлечения чем-либо полезным.

18. Обращение в поликлинику с целью выявления имеющихся заболеваний и получения необходимой медицинской помощи.

Классификация

Г.А. Шичко составил классификацию пьющих, среди которых выделил 4 группы:

Случайно пьющие – питейно запрограммированные люди, нерегулярно и обычно понемногу употребляющие этанольные напитки. НО: пьянство и алкоголизм развиваются из случайного потребления спиртного.

Матебремники – люди, на которых их матери в период беременности возложили бремя собственного пьянства, у них до появления на свет сформировался "зародышевый алкогольный синдром", проще говоря, потребность в этаноле. Поскольку грудным детям алкогольные напитки не дают, она угасает, но в дальнейшем, когда несчастный станет случайником, воскреснет, и он превратится в матебремника , а с переходом к регулярным попойкам – в алкоголика. Данная подгруппа очень быстро спивается, иногда для обретения алкоголизма хватает нескольких выпивок.

Пьяницы – проалкогольно запрограммированные люди, обладающие привычкой к регулярному потреблению спиртного и поглощающие его. Привычка вырабатывается в процессе регулярного употребления хмельного, например, по праздникам. В данном случае количественный показатель играет второстепенную роль. Привычку нельзя смешивать с привыканием организма к этанолу. Привыкание проявляется в повышении переносимости яда (толерантности), а также в затухании и полном подавлении защитного рвотного рефлекса.

Алкоголики – проалкогольно запрограммированные люди, привыкшие к спиртному, испытывающие потребность в нем и поглощающие его. В зависимости от выраженности потребности в спиртном и некоторых сопутствующих признаков алкоголики делятся на первостадийных, второстадийных и третьестадийных.

Занятия

Г.А. Шичко не удалось достаточно полно изучить последствия своей программы, поскольку в 1986 году он умер. Последователи и ученики Г.А. Шичко "творчески" отнеслись к тому методу самоотрезвления, который приведен в книге Л. Шичко–Дроздовой.

Захарова Л.Ю., Соколов Ю.А., Кривомаз Ю.А. в учебнике "Путь к трезвости" (www.spast.ru/book/book.htm) пишут, что занятия по дезалкоголизации строятся на тех же принципах, что и любой учебный процесс. Это могут быть курсы ежедневных занятий, длящиеся от 5 до 15 дней, либо курсы выходного дня. В любом из этих вариантов организации занятий основным педагогическим элементом является триада Бехтерева: убеждения (знания), внушение, самовнушение.

Знания - основная составляющая убеждений и элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей, но основным смыслом курсов относительно такого элемента как "знания" является формула - не только знать, но и, главное, осознать. То есть довести знания через сознание к подсознанию слушателей. А это можно сделать, используя только наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации.

Внушение в состоянии бодрствования - элемент, которым заканчивается каждое занятие (1,5-2 часа). Это есть максимально необходимый суггестивный элемент. Иными словами, информационное воздействие на слушателей оказывается в момент их бодрствования, минуя критические центры сознания.

Перед первым внушением слушателям следует объяснить смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха перед "гипнозом". Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для взрослых людей, чьё сознание отягощено грузом их житейских проблем, и производится только с целью закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё чистая правда, которую необходимо донести до слушателей обязательно. Занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Оно должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, чтобы все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трёх основных частей:

1. Настройка слушателей, активизация внимания.

2. Основная часть - краткое изложение сути проведенного занятия .

3. Финал - ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать пяти минут. Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов внимания, лучше гасить свет и просить закрыть глаза; текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц "не", "анти" и слова "нет". Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофиксаций (внушения) может быть музыкальное сопровождение, выдержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

Эти элементарные требования легко соблюсти после тренировок, но не на практике в группах, так как во время внушения преподавателю остаётся полагаться только на память и профессиональные навыки.

Самовнушение. Этот элемент исполняется в три стадии (сочинение, анкета, дневник), каждая из них представляет самостоятельное значение и поэтому обязательна.

Сочинение является так же необходимым элементом занятий.

1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведётся в два этапа. Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания сочинения. Второй этап слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия, которое, как и все предыдущие заканчивается внушением.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется после разбора дневников в начале последующего за сочинением занятия.

Анкета. В отличие от сочинения, анкета может быть оставлена для заполнения слушателями вне курсов, но при этом желательно разъяснение слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования - выяснение степени алкоголизмии, склонностей и среды существования слушателей. Сведения содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода.

Дневник это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно и в наиболее удобное для них время. Дневник ведётся слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа. Дневник ведется и после окончания первичного курса, ежедневно в течении первого месяца, с последующим убыванием частоты написания.

Дневник это и элемент аутотренинга; при этом учитывается что, допустим, в среднем ремиссия составляет около 30 дней, а это позволяет слушателю совершить до 30 тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтверждённая сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного "планового" запоя, а в последующем ведёт к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект. Однако, анализу дневников слушатели должны быть обучены преподавателем предварительно на первичном курсе, то есть проводить анализ необходимо таким же образом и беспристрастно.

К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).

Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его — формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.

Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) — десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».

Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания — основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула — не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент — это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) — это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

  1. Настройка слушателей, активизация внимания.
  2. Основная часть — краткое изложение сути проведенного занятия.
  3. Финал — ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение — так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:
1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.

Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:

  • анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
  • обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
  • чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), — слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь — наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования — выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник — это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти — семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность — помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба — это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали — их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба — 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам — преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи — это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам — помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов — это передача по эстафете «родители — подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков — Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам — сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек — это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «